Дети молчуны. Ребенок "молчун" и ребенок "говорун" консультация (младшая группа) на тему. Что сначала, что потом

Такие дети встречаются довольно часто. Их поведение называют выборочным мутизмом. По-латыни это «немой». Такой ребенок разговаривает не со всеми. Другие же, пусть хоть на голову станут, не дождутся от него ни слова. Сразу же отметим, что с такими детьми как можно раньше нужно обратиться в кабинет невропатолога и психолога. Но врачи не помогут, если в этой проблеме родители не будут действовать совместно со специалистами.

Как научить ребенка разговаривать? Для начала нужно понять для себя, что дети-молчуны не всегда слишком застенчивы. Ведь застенчивость — проявление слабости характера, а молчуны — дети с очень сильным характером, железной волей и даже упрямством. Вы, конечно, согласитесь, что молчать как немой и отказываться от вербального общения (даже если обещают заветные подарки) может ребенок с изрядной выдержкой. При этом он видит, слышит, понимает. Он очень внимателен. А внимательный для того, чтобы выработать удобную для себя тактику и стратегию и в дальнейшем безошибочно воздействовать на других, навязывая свою волю. На языке психологии эта модель поведения называется «скрытое стремление к лидерству». Действительно, ощущение своей исключительности, а вовсе не застенчивость является причиной отказа от общения. Первопричины могут быть разными. К ним относятся собственно дефекты речи: ребенок с высоким интеллектом уже может сопоставлять свое затрудненное вещание с нормальным у сверстников и взрослых.

Как правило, молчуну хочется возглавлять, верховодить, но это не всегда получается. Следовательно, надо привлечь к себе внимание любой ценой, пусть даже молчанием. Часто му-тизм, незаметный в своем первоначальном проявлении, закрепляется в неблагополучных семьях. Матери-одиночке приятно, что своему ребенку-молчуну она особенно нужна, необходима, незаменима как его «переводчица», заместитель.

Педагог Т. Шишова и детский психиатр И. Медведева придумали целый ряд психологических этюдов, которые способствуют преодолению молчаливости ребенка. У них эта черта является не у ребенка, а у другого персонажа. Прочитайте вместе с малышом этот рассказ и попросите его придумать развитие и завершение сюжета.

Собака потерялась

Однажды на прогулке от хозяина отстала собака и потерялась. Собаке хотелось есть и было страшно потому что на улице уже было темно. Прохожий ее заметил и спросил:

— Песик, ты чей?

Собака ничего не ответила.

— Если молчишь, значит, ничей, — проронил прохожий и ушел.

А собака осталась дрожать от холода и страха на пустынной улице. Появилась девочка. Она сказала:

— Щеночек, бедненький, я тебя отведу к хозяину, домой, а то ты совсем замерз.

Песик очень хотел рассказать девочке, по какому адресу он проживает и кто его хозяин, но он все-таки промолчал. И девочка пошла, так и не дождалась ответа. Между тем наступила ночь, пошел дождь (или снег), собака заскулила от страха …

Постепенно молчун «созреет» до обычного словесного общения с людьми. Но если не корректировать молчуна-дошкольника, его личность может быть серьезно и необратимо деформирована. Поэтому важно сохранять спокойствие, выдержку и добиваться того, чтобы ваша воля превосходила волю ребенка. Ведь, как уже отмечалось, интеллект у детей с выборочным мутизмом, как правило, высокий, они быстро и правильно оценивают соотношение сил.

Как научить ребенка разговаривать?

Немедленно вводить таких детей в коллектив сверстников.

Поощрять, подталкивать к разговорам и всячески хвалить за первые слова и фразы.

Такой ребенок, поддавшись на просьбы и что-нибудь ответил, должен почувствовать, что победил не взрослый, а он, малыш.

Не заискивать перед мутистом и не быть слишком строгим. В этом случае важна золотая середина.

Постоянно создавать специальные ситуации, которые заставляют молчуна говорить: приводить ребенка в детские магазины, в отдел игрушек, к лотку с мороженым, конфетами, киндер-сюрпризами. Захочет — публично обратится к матери, и это уже будет пусть небольшая, но ваша победа.

Отмечено, что овладение активным словарем имеет характер «взрыва» — еще месяц назад ребенок молчал и вдруг заговорил так, что и остановить невозможно. Такая внезапность, считают некоторые ученые, происходит потому, что дети в 1,5 года делают своего рода открытие: каждая вещь имеет название, которое можно узнать у взрослого. Однако есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Часто это зависит от темперамента и особенностей натуры, а не от здоровья ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше. А спокойный, склонный к созерцанию малыш долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание «высказаться».

Немаловажную роль играет и отношение окружающих. Если мама малыша все время молчит, то он, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, тоже замыкается. Или другая крайность — мама постоянно разговаривает, но не ждет ответной реакции, лишая ребенка всякой инициативы. Считается, что поздно начинают говорить дети, которых обслуживает вся семья, не давая им самостоятельно пальцем шевельнуть, предупреждая каждое желание. Такой ребенок, действительно, медленнее будет пополнять свой словарный запас.

А между тем уже на 7-8-м месяце жизни малыш может понимать многие слова. Он узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый, умеет искать их глазами. Мама спрашивает: «Где часы?», а малыш смотрит на будильник, улыбается и рассматривает его. Такие игры полезны для понимания значения отдельных слов.

До определенного возраста число знакомых ребенку слов значительно превосходит число активно произносимых: «Все понимает, а сказать не может». У некоторых детей этот период развития пассивной речи сильно затягивается.

Если ребенок долго не начинает говорить, первое, что приходит в голову родителям — не отстает ли их чадо в умственном развитии, все ли в порядке с его здоровьем?! Действительно, некоторые умственно отсталые дети начинают говорить поздно. Но очень многие из них произносят первые слова в том же возрасте, что и нормальные малыши. Разумеется, если ребенок сильно отстает в физическом плане (например в 2 года только научился сидеть), то он и разговаривать начнет поздно.

Доказано, что большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными. Еще чаще бывает так, что дети, упорно молчавшие до 2-2,5 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в развитии тех, кто «мама, папа, дай» сказал уже в 9 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться об умственном здоровье, если до 2 лет в активном словаре ребенка всего два-три слова.

Запомните! Если ребенок понимает обращенную к нему речь, если с интересом слушает взрослых и узнает названия многих вещей, значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно малыш заговорит!

Тем не менее врачи бьют тревогу, в последнее время появилась тенденция более позднего развития речи детей. Причин тому немало. Не последнюю роль играют наследственность, стрессы матери во время беременности, пренебрежение здоровым образом жизни, осложнения при родах, неблагоприятные экологические условия. Эти факторы влияют на развитие головного мозга, а в дальнейшем — на психическое и физическое развитие ребенка. Поэтому не лишним будет показать «молчуна» невропатологу, а также обратиться к опытному логопеду, который проверит состояние артикуляционного аппарата. Если это действительно необходимо, ребенку подберут соответствующий метод коррекции. Специалисты утверждают, что на ранних этапах психокоррекция и занятия с логопедом дают очень хороший эффект.

Без участия взрослого речь не разовьется сама по себе!

Когда ребенок уже освоил речь с ее грамматическими основами и при условии что он находится в нормальной психоэмоциональной обстановке, то «разговорить» его не представляется трудным. Первое, и, пожалуй, самое главное правило, которое должно действовать в семье - взрослые комментируют свои действия. Однако следует это делать так, чтобы ребенок чувствовал, что ваши слова направлены на него, иначе он не поймет разницы, разговариваете вы сами с собой или с ним - необходимость общения ему еще не известна. Попробуйте озвучить то, что вы делаете ежедневно, чтобы у ребенка возникали не только звуковые ассоциации, но и устанавливались причинно-следственные связи. Моете посуду - рассказывайте: «Вот помоем с тобой посуду. И тарелки будут чистыми, и ложки, и вилки. А потом начнем с тобой варить суп. Хочешь суп с макаронами? Смотри, какие они у нас красивые!» Тут самое время предложить малышу несколько макаронин для игры. Ребенок 2 лет еще не способен долго вас слушать, но небольшие комментарии ему необходимы. Вытираете пыль - расскажите, что вы делаете и зачем. Можете предложить крохе помочь вам. Таким образом, если вы комментируете свои действия да к тому же приобщаете к ним ребенка, слова, произнесенные вами не останутся не замеченными - малыш будет их буквально впитывать, как губка.

Конечно, 2-летний ребенок не всегда понимает значение слов. Вы можете ему в этом помочь. Например, если вы скажете «птица», не указав ему на нее, то он, возможно, даже не посмотрит по сторонам. Зовите к себе и маните рукой, зовете обедать - укажите на место ребенка за столом, чтоб он понял, что его приглашают сесть. Не стоит требовать многого, не торопите события. Не забывайте, что ребенок еще мал. На него бессмысленно сердиться. Наберитесь терпения.

Чтобы ребенок говорил четко и понятно, следите за своей собственной речью: не мямлите, не сюсюкайте, не «проглатывайте» окончания слов. Этого же требуйте от всех членов семьи, которые общаются с ребенком.

Обычно мама знает лучше других, что именно говорит ее ребенок, поэтому будет совсем не зазорным, если она поможет другим людям и детям тоже его понять - побудет его переводчиком. Тем не менее старайтесь, чтобы ребенок понял, почему так важно, когда тебя не понимают. Не стоит приучать ребенка к тому, что вы его и так понимаете, иногда нужно, наоборот, сделать вид, будто вы его совсем не понимаете, чтобы он стремился правильно и понятно сказать то или иное слово. Моя дочь, когда ленилась много говорить, старалась обходиться предметами. Она могла принести книгу с картинками, открыть ее на странице с яблоком и сказать: «Надо!» Или, глядя высоко на полку и указывая туда своим крохотным пальчиком, возвестить: «Там! Дай!» Не следует при таком поведении сразу давать требуемое, иначе в следующий раз ребенок будет искать, как еще потребовать что-то не произнося слов. Я, разумеется, сразу поняла, что именно хочет дочь, но виду не подала, попросила, чтобы она назвала, что именно она хочет. Но девочка была упряма и кроме «Дай!» ничего не хотела говорить. Тогда я сказала, что не знаю, чего именно она хочет, может это… - и специально предлагала другие предметы. Ребенок не сдавался, мотал головой и начинал сердиться. Я тоже не сдавалась, предлагала и предлагала новые предметы, не давая того, что вызвал интерес. Наконец ребенок не выдержал моего непонимания и сказал: «Нет! Мотя!» (Мотей она называла всех котов, потому что так звали соседскую кошку, с которой она дружила). Я сделала вид, что только теперь догадалась, о чем идет речь: «Так вот, что ты хочешь, а я никак не могла понять!» Так мой ребенок понял, зачем нужно общение.

Объясняйте малышу все, что происходит во дворе, на улице, что делают дети. Особенно их интересует, что делают дети и почему получается так, а не иначе. Можно предложить крохе посмотреть ряд картинок-комиксов (в соответствии с его возрастом) и объяснить ему, что на них нарисовано. Помните, что больше 2-3 картинок за один просмотр лучше не предлагать - малыши быстро устают - однако, если интерес есть и ребенок просит посмотреть картинки еще, удовлетворите его любознательность.

Когда читаете стихи, покажите ребенку, какие чувства возникают у того или иного персонажа. Например, «Наша Таня громко плачет» - покажите, как плачут. «А букашке тяжело» - покажите, как это может понять ребенок. «Веселый паренек» - улыбнитесь, чтобы показать значение «веселый», сделайте вид будто «грустите» и скажите: «А это - грустный человек».

Предлагайте ребенку совместные игры - именно в игре легче всего заставить «молчунов» заговорить. Играете в мяч - говорите «лови», «смотри, вот он!», «держи», «гол», «бей ножкой!» и т. д. Подзадоривайте кроху, просите, чтобы он тоже говорил: «Гол!» «Ура!»…Лепите из теста - комментируйте, что делаете. Например, пришел мышонок посмотреть (или другая игрушка, поставьте названную игрушку рядом, чтоб она играла роль соглядатая, которому малыш будет объяснять свои действия), как Лариса делает снеговика. «Что это? - спросил мышонок - это мяч?» Подскажите, что ребенок должен ответить (нет, не мяч, это шар - он будет снеговику головой). «А это что - луна?» (нет, это тоже шар - он будет снеговику туловищем, телом)…

Уже ни для кого не секрет открытие ученых: доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию речи. Сейчас в сети Интернет так много материалов, которые помогут родителям развивать ребенка - не гнушайтесь воспользоваться чужим опытом для собственного блага!

Уважаемые взрослые! Помните: без участия взрослого речь не разовьется сама по себе! Однако речь вашего ребенка будет развиваться только если вы не будете на малыша «давить» и торопить его. Занимайтесь с ребенком с удовольствием - только положительная эмоциональная атмосфера способствует и развитию речи, и общему развитию вашего ребенка!

Читайте также:

Вопросы эксперту

Просмотрено

Более половины молодых мам не получают необходимую им психиатрическую помощь!

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Мой взрослеющий сын: как мы обошлись без подросткового бунта

Это интересно!

Просмотрено

Возраст рождения первенца влияет на женское здоровье в зрелости

Подростки, Советы родителям

Просмотрено

С какими трудностями можно столкнуться при воспитании подростка

Все о воспитании, Советы родителям

Просмотрено

Нарушения иерархии в семейной системе: Чего нельзя делать родителям!

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Доращивание как одна из главных задач терапии ранней травмы

Это интересно!

Просмотрено

Чем кормят школьников в 15 странах мира?

Как правило, такие молчуны - это дети с очень сильным, а не робким характером. С железной волей и ослиным упрямством. Сами посудите, какой недетской выдержкой надо обладать, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не раскрывать рта на людях. При этом молчуны прекрасно все слышат и понимают и гораздо внимательнее других детей следят за происходящим. Но это не напряженное вглядывание близорукого или слабослышащего человека, а оценивающий взгляд стратега и тактика, который умеет манипулировать людьми. Так что скорее гордыня, а вовсе не робость лежит в основе отказа от речи.

Бывают случаи, и когда упорное молчание на людях происходит от уязвленной гордости. Например, ребенок плохо выговаривает буквы или заикается. Если у него достаточно высокий интеллект, это может оказаться настолько травмирующим обстоятельством, что он предпочтет молчать, чем говорить неправильно.

Но весьма часто бывает, что объективных причин для мутизма (так в психологии называется нежелание разговаривать) нет. Говорить ребенок может нормально, адекватно воспринимает мир. Речь не идет ни об аутизме (болезненной погруженности в себя), ни об умственной отсталости, ни о глубоком психологическом шоке. И тогда возникает мысль о патологическом стремлении к лидерству. Такому ребенку хочется царить. Но, трезво оценивая свои силы, он понимает, что может владеть лишь несколькими подданными - своей семьей. Хотя нередко и другие взрослые обращают на него повышенное внимание: кто-то жалеет, кто-то пытается разговорить упрямца.

Если ваш ребенок молчун, обратите внимание и на то, какие у него отношения с матерью. Ведь она фактически вынуждена быть при нем неотступно, без нее ребенок не имеет связи с миром. С одной стороны, это осложняет ей жизнь, лишает ее личного пространства, элементарной независимости. С другой - мать устраивает, что она необходима ребенку, незаменима. На уровне сознания она, конечно, переживает его странность, но бессознательно этому потворствует. Поскольку не только она зависит от ребенка, ни он не может жить без матери. С мальчиком это, как правило, самозабвенная, доходящая до обожания любовь. С девочкой чаще всего любовь-ненависть.

Поэтому прежде всего матери необходимо разобраться в двусторонней зависимости. Без этого мало надежды справиться с мутизмом.

А разобравшись, придется совершить еще одно усилие - перестроить свои отношения с ребенком. Не только на словах, но и на деле предоставьте ему самостоятельность. Для этого мягко, но неуклонно ставьте его в такие условия, когда он, стремясь к заветной цели, вынужден сказать посторонним несколько слов. Например, не покупайте ему жвачку или мороженое, а предлагайте самому подойти к ларьку и купить. Только не уговаривайте. Не хочет - не надо, останется без мороженого. Но старайтесь и завтра, и послезавтра создать аналогичную ситуацию.

Кроме того, можно сказать ребенку, что молчание заразительно и мама, наконец, заразилась и теперь тоже будет молчать.

Конечно, трудно встретить взрослого человека, который в здравом уме и твердой памяти не произносил бы ни слова. С возрастом мутизм проходит. Но к тому моменту, когда мутист дозреет до словесного общения с людьми, его психика может быть серьезно и необратимо деформирована

«МОЛЧУНЫ» И «ГОВОРУНЫ»

Сегодня мы предлагаем поговорить о детях «говорунах» и «молчунах». Каждый ребенок индивидуален, и уже после года можно определить «молчун» он или «говорун».

«Говоруны» отличаются повышенной активностью к окружающему миру. Они очень любят разговаривать, что-то рассказывать, задавать вопросы. Такие дети легко осваиваются в новой обстановке (особенно если можно все потрогать), знакомятся с новыми людьми, часто имеют задатки лидера. Говорить «говоруны», начинают намного раньше, чем другие дети. Самое главное для них – это слышать правильную речь, все остальное они сделают сами.

Такие дети вызывают у родителей чувство гордости! Они демонстрируют своим знакомым необыкновенные способности малыша! Поначалу возможности кажутся безграничными, с таким ребенком постоянно разговаривают, и почти круглосуточно говорит он сам. Его учат, ему рассказывают, показывают, ставят кассеты, читают сказки и т.д. И все он понимает, все с интересом слушает. И, казалось бы, все идет прекрасно. Но иногда такой ребенок почему–то плохо спит, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи, он становится вялым, капризным. Это происходит потому, что еще слабая неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, который обрушивается на его голову. Повышенная возбудимость, ночные страхи, капризы свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, что он не справляется с чрезмерной информативной нагрузкой. Значит, ребенку необходим отдых, свобода от лишних впечатлений (прежде всего речевых). Для того чтобы предотвратить развитие невроза, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, приучать к обществу сверстников и ни в коем случае не перегружать новой информацией.

«Молчуны» склонны к созерцанию. Для них важна спокойная надежная обстановка, в которой они могут неторопливо созревать. Они тяжело и медленно привыкают к переменам. «Молчунам» очень важно, чтобы их понимали. У таких детей затягивается период нарастания активного словаря. Они почти не пользуются словами, заменяя их жестами и мимикой. После периода молчания у «молчунов» появляется много новых слов, даже очень трудных для произношения.

Чем опасен такой путь развития речи? Когда активный словарный запас растет медленно, но относительно равномерно, то артикуляционный аппарат ребенка постепенно совершенствуется на простых по звуковому составу словах. А если малыш как бы вдруг начинает пользоваться сотней новых слов, то возможно появление многих дефектов звукопроизношения. Однако если «молчун» не заговорил к 3 – м годам немедленно обращайтесь к неврологу и логопеду.

Ребенок «молчун». Что делать?

Если по каким-то причинам вас не устраивает речь вашего ребенка, спросите себя:

1. Достаточно ли вы говорите с вашим ребенком?

2. Доступны ли ваши фразы для понимания малыша?

3. Достаточно ли четко вы проговариваете слова, звуки, окончания, предлоги? Не торопитесь когда говорите?

4. Сформирована ли потребность в общении у вашего ребенка?

Физические параметры

Для начала необходимо выяснить все ли в порядке в строении артикуляционного аппарата. Сейчас увеличивается количество детей с укороченной подъязычной связкой. Если ваш малыш не может поднять язычок к небу, то вам следует обратиться за консультацией к хирургу – стоматологу.

Даже при незначительном снижении слуха речевое развитие может значительно задерживаться.

На что обратить внимание:

  • реагирует ли ребенок на шепотную речь;
  • чтобы понять, что говорит взрослый, ребенок внимательно смотрит на его губы или поворачивается к говорящему одним боком (тем ухом, где более сохранен слух);
  • ребенок говорит громче обычного.

Если физические параметры в норме, тогда причиной отсутствия речи могут стать психологические факторы. Часто мамы и бабушки настолько хорошо понимают свое чадо и стараются предвосхитить все его желания, что ему попросту становится незачем говорить. Зачем говорить – и так все меня понимают (гиперопека).

Другая причина – взрослые ограничиваются только называнием предметов. Родители ошибочно полагают, что стоить научить называть ребенка предметы, и он заговорит сам.

Говорите необходимо обо всем:

Как называется предмет.

Какой он.

Для чего предназначен.

Что вы с ним делаете.

Что может получиться после взаимодействия с этим предметом.

Озвучивайте свои действия и действия самого ребенка. Постарайтесь добиться от ребенка активного ответа: словом, жестом, мимикой. Помимо просьб: «Покажи, где глазки у куколки?», «Дай пирамидку», «Принеси свои сапожки», «Сделай ладушки», должны звучать просьбы: «Скажи…», так как поручения, предполагающие действие , не стимулируют ответ словом.

От чего зависит переход слова из пассивного словаря в активный?

От доступности произношения звуков. Например: слово мама состоит из легко произносимых звуков, а слово Лариса – ребенок сможет произнести к 5 годам.

От того, как часто вы употребляете это слово.

От того, необходимо ли это слово ребенку чтобы выйти из затруднительной ситуации или нет.

Общение с ребенком должно быть эмоциональным. Меняйте интонации голоса. Например: медведь – низкий голос, мышка – высокий.

Ребенок всегда должен знать для чего он выполняет ваше поручение.

Например: Покорми куколку, она кушать хочет.

Каждая минута общения с вами должна доставлять ребенку радость, проявляйте бурный восторг при каждой голосовой реакции ребёнка на ваш вопрос, на появление нового слова.

Порой у взрослых не хватает терпения дождаться от ребенка ответа словом. Взрослый ждет ответа через 0,4 – 0,6 секунды, а малыш до 1,5 лет это может сделать только спустя 30-40 секунд и то после нескольких просьб. И как бы взрослый не пытался ускорить этот процесс, его попытки вряд ли будут успешны: в данном возрасте зачастую процессы торможения преобладают над процессами возбуждения.

Еще одна причина отсутствия речи может заключаться в том, что в комнате, где чаще всего играет малыш слишком много предметов, с которыми он может играть без помощи взрослого. Здесь взрослый не нужен, малыш может занять себя сам. В этом случае ребенок тоже не получает необходимого образца речи. Необходимо сократить бесчисленное число игрушек и разнообразных предметов, оставив лишь немногие. Очень полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик. Если вы замечаете, что ребенок не проявляет интереса к сотрудничеству, попробуйте в его присутствии организовать совместную игру с другим партнером. Два взрослых могут катать друг другу тот же мячик, по-детски ликуя и радуясь. И вы увидите, что и малыш захочет немедленно занять место одного из них.

Для развития речи полезно также совместное рассматривание ярких картинок и детских книжек. Важным оказывается и то, какую книгу рассматривать вместе: редкую, красиво оформленную, или простенькую, с нечеткими, бесцветными иллюстрациями. Очень часто родители берегут хорошие, красочные детские издания до лучших времен: ребенок маленький, может порвать, и потому начинают знакомство с тех, и которым и сами относятся без уважения. И потому перед ребенком наряду с кучей предметов появляется еще и груда измятых и изорванных книг, содержание которых вне поля зрения ребенка. Стоит ли удивляться, что малыш их не рассматривает.

Попробуйте показать ребенку красивую детскую книгу, рассмотрите вместе иллюстрации, а затем уберите ее на видное, но недосягаемое место. Каждое такое совместное рассматривание станет впоследствии для малыша событием незаурядным и праздничным. Постепенно ребенок сможет принять участие абсолютно во всех «взрослых» занятиях, станет соучастником всех его дел. Вместе можно и читать, и говорить, и смотреть, и играть, и трудиться, и осваивать, без устали осваивать загадочно удивительный мир - мир прежде всего людей, а затем - предметов.

Следующая причина.

Так как речевые умения ребёнка ещё крайне ограничены и ему сложно повторить слово за взрослым, ребёнок изобретает слова сам . Таких слов собственного изобретения у малыша может быть много. Одним словом ребёнок может назвать сразу несколько предметов в зависимости от ситуации.

Взрослых умиляет лепет их чада, особенно дедушек, бабушек, тетушек. Они вдруг теряют способность разговаривать нормально и начинают коверкать слова – «сюсюкать».

Нам бы хотелось, чтобы вы объяснили людям, окружающим ребёнка, что во всем необходимо чувство меры. Намеренно искаженная речь очень вредна. Как правило, малыш, у которого много сюсюкающих нянек застревает на этапе суррогатной речи и как следствие – родители платят огромные деньги за занятия с логопедом.

Лучший способ общения с ребенком в данном возрасте – это дать ребенку возможность говорить доступным для него образом и в тоже время взрослый должен проговаривать слова так, как ребенок будет произносить их чуть позже, например: часы – «тик-так», спать – «бай-бай» и т.д. (О.Громова «Методика формирования начального детского лексикона»).

Многие родители стремятся, чтобы ребёнок скорей заговорил, пытаются дать ему словесный образец. Например: «Скажи – часы, скажи - …., скажи…» Подобные понукания, как правило, вызывают негативную реакцию. Ребенок должен сам захотеть сказать слово, а Вы должны создать для этого необходимые условия.

Отсутствие речи может раздражать самого ребенка. Его не понимают – он капризничает. Выражает свое недовольство плачем и криком, отказывается что-либо делать, выражает протест, интенсивнее прибегает к жестам. Ни в коем случае не запрещайте использовать жесты в общении. Проявление жестов говорит о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Не волнуйтесь: при появлении речи ребенок станет меньше жестикулировать. Желаем Вам успехов!



mob_info