Энциклопедия религий и древних культур. Религия. С какой темой было труднее всего работать

Шаманы бьют в бубны, Моисей восходит на гору, римлянин бросает горсть зерна в пламя домашнего очага, египтяне дарят друг другу погребальную утварь, художник палеолита дорисовывает стадо быков и заваливает вход в пещеру камнями… Зачем? С чего начался мир? Как появились растения, животные и люди? С каких пор и почему человечество празднует Новый год? О чём молчал Гомер? Чем занимаются египтологи, шумерологи, антропологи, религиоведы? Мы расскажем обо всём этом, но будьте осторожны, не запутайтесь в ветвях Мирового древа!

О серии «Маленькие энциклопедии»

Серия «Маленькие энциклопедии» - о вещах, которые кажутся слишком сложными, чтобы быть предметом энциклопедии для детей.

Досье издания

10 вопросов к автору книги «Религии мира»

Интервью с Евлалией Поповой, за годы работы над книгой ставшей частью команды «Фордевинда», о себе и о книге: как создавалась, чем отличается, кому и зачем нужна...

Как возникла идея написать книгу про религии?

Это произошло случайно, то есть я совершенно не собиралась (и не мечтала!) писать книгу, тем более на такую сложную тему. Я просто пришла в «Фордевинд» попить чаю и познакомиться. Наверное, Аня и Марго увидели, как у меня из глаз летели искры вдохновения, когда я зачем-то рассказывала им про погребальную утварь египтян и тексты пирамид, и чаепитие завершилось предложением сделать книгу.

Что тебя привело к этой теме?

Экзистенциальный кризис, конечно! Кажется, это случилось на третьем курсе Литературного института. Я читала Кьеркегора, продиралась сквозь Достоевского и слушала аудиозаписи бесед с митрополитом Антонием Сурожским. И меня накрыло. Наверное, в 19 лет невозможно не мучиться поиском смысла жизни. Примерно в то же время я познакомилась с преподавателем коломенской православной семинарии, который мог ответить почти на все мои вопросы о христианстве. Мы разговаривали часами (о злополучном яблоке и взглядах генетиков на существование реальных Адама и Евы, о теории большого взрыва и микробиологии, о Великом расколе и раннехристианской апологетике, о Платоне и Аврелии Августине и т.д.), и я чувствовала, как картина мира потихоньку расширяется, “слепые места” наполняются логичным и стройным содержанием. Кроме христианства меня тогда сильно увлекали буддизм и Древний Египет, верования «примитивных» народов. Окончив Литинститут, я поступила на заочное отделение ПСТГУ, кафедру религиоведения. Но быстро сообразила, что мне не нужен диплом о втором высшем образовании, мне необходимы знания, и я могу изучать и шаманизм, и Египет, и джайнизм, и историю христианства раннего средневековья самостоятельно. Сдав первую сессию на «отлично», я забрала документы. Мне вообще очень нравится идея самообразования, но тут важно уметь работать с источниками и иметь хорошо настроенное критическое мышление: проверять и перепроверять каждое слово, ставить под вопрос любое утверждение, даже если оно тебе сильно нравится.

В чем особенность этой энциклопедии, чем она выделяется среди других?

Во-первых, русскоязычных детских книг о религиях не так уж и много – хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать. А уж таких, которые бы рассказывали о каждой из религий с одинаковым упоением и при этом не утягивали бы в какую-либо из сторон, таких книг совсем единицы. Мы старались сохранить максимальную нейтральность и объективность.

Во-вторых, мы рассказываем не только о религиях, но и о тех ученых, без которых не было бы ни религиоведения, ни нашей книжки. Внимание! Вполне возможно, что после её прочтения ваш ребёнок решит стать археологом, антропологом или буддологом.

В третьих, кроме рассказов о конкретных религиях в книге есть "сквозные" развороты, посвященные основополагающим категориям, присущим всем религиям. Жертвоприношения, символы, роль слов в религиях разных народов, связь религии и культуры, противопоставление религии и науки… Есть даже краткая история человечества. Всё это ужасно интересно и порой так масштабно, что аж дух захватывает!

Кто ещё принимал участие в работе над книгой?

Буддийский монах, католический священник, дьякон-протестант, мой друг индиец из варны брахманов, египтолог и религиовед… Очень много замечательных людей! С некоторыми из них я консультировалась в процессе написания книги, а когда тексты были готовы, мы согласовали их с представителям иудаизма, христианства, ислама и буддизма. Нам было очень важно рассказать о каждой из религий максимально правильно и правдиво, без искажений.

Кроме того, нашу книгу от корки до корки вычитал научный консультант, которому мы очень признательны за ценные замечания. Кстати, благодаря такому взаимодействию и с теоретиками (учеными-религиоведами), и с практиками (представителями религий), мы обнаружили, что их взгляды на одни и те же вещи могут существенно различаться!

Какие твои любимые главы?

Про наскальную живопись, про конфуцианство и даосизм, про шаманизм и зороастризм… Я так могу всё содержание перечислить!

С какой темой было труднее всего работать?

Тяжело писать об авраамических религиях, потому что нужно было делать это очень аккуратно, обходить острые углы и не вставать ни на чью сторону в разногласиях, которые есть между ними. Но еще тяжелее было с буддизмом! Я переписывала его пять раз. Воистину у бханте Топпера (нашего консультанта) золотое терпение!

Конечно, нужна – и тем, и другим. То есть это же здорово – быть православным и при этом знать что-то об исламе, о буддизме или иудаизме. И тем более здорово, когда атеисты понимают, против чего они выступают и что именно отрицают. Когда буддист понимает православного, православный – буддиста, мусульманин – католика, а католик – мусульманина, атеист – верующего и так далее, возникает пространство для безопасной и уважительной коммуникации. У каждого из нас появляется возможность вести диалог с представителями той или иной религии, уважая их веру и убеждения. Мы можем быть в чем-то не согласны друг с другом, но важно при этом сохранять взаимное уважение и доброжелательность.

Два самых острых вопроса, связанных с религией сейчас - это вопрос пропаганды и вопрос оскорбления чувств верующих. Как с этим обстоят дела в книге?

Как я уже говорила, в нашей книге нет никакой религиозной пропаганды, мы не склоняем читателя ни к одной из религий, вместо этого приглашаем его пройти вместе с нами сквозь века и посмотреть, как по-разному причудливо и в то же время похоже люди мыслили о Боге, о жизни и смерти. Мы очень трепетно относимся к чувствам верующих. В том числе и поэтому мы обращались к представителям разных религий - чтобы узнать, как эти тексты будут восприняты верующими. В конце книги мы даже поставили печать, на которой написано, что мы признаем и уважаем другие точки зрения на затронутые в книге вопросы и с большим уважением относимся к убеждениям и верованиям каждого человека.

Может ли эта книга быть пособием или учебником по основам религиозных культур и светской этики?

Учебником, конечно, нет. Но мы надеемся, что наша книга получилась интереснее, чем любой учебник, потому что она не ограничена никакими строгими рамками и у неё не учительский тон, а очень дружеский и даже местами задорный. Нам бы очень хотелось увлечь ребёнка, заинтересовать его и разбудить любопытство, чтобы он, прочитав эту книгу, нашёл что-нибудь своё, зацепился бы за это и отправился в исследовательское приключение уже самостоятельно! К тому же страницы книги украшены потрясающими иллюстрациями Ани Опариной, каких не сыщешь ни в одном учебнике!

С какого возраста можно начинать разговаривать с ребёнком о религии?

Когда ребёнок сам начнет задавать вопросы о религии, тогда, наверное, и нужно начинать разговор. У кого-то это происходит в 6-7 лет, у кого-то позже. Издательство рекомендует книгу детям среднего и старшего школьного возраста, но это дело личное и уникальное, когда интересно, тогда и надо читать. И обязательно - родителям, чтобы обсудить тему вместе с ребенком, при необходимости помочь в понимании сложных мест. Мы старались создать книгу, которую было бы увлекательно читать, и в то же время было важно не потерять глубину, избежать поверхностности. Надеюсь, у нас это получилось!

Тизер к книге «Религии мира»

Что такое странное, но очень красивое происходит в тизере книги «Религии мира: маленькая историческая энциклопедия»?

Для этого ролика мы взяли иллюстрации из книги и вместе с Анной Опариной (хотя куда нам до ловкости рук мастера?) вырезали их так, чтобы проходящий насквозь свет превращал тени в картинки. Устроили на стене офиса издательства самый настоящий театр теней! Конечно, такое надо видеть вживую, но на видео тоже смотрится здорово. И загадочно! Фотоподробности процесса -

Научный руководитель и координатор проекта - доктор философских наук, профессор Е.С. Элбакян

Составление и общая редакция - доктор философских наук, профессор А.П. Забияко, доктор философских наук, доцент А.Н. Красников, доктор философских наук, профессор Е.С. Элбакян

Научно-вспомогательная работа - кандидат философских наук С.Э. Аниховский, кандидат философских наук П.В. Башарин, кандидат философских наук И.С. Вевюрко, А.В. Кондратьев

Художественные редакторы М.Н. Ситников, Д. А. Узланер

Энциклопедия религий - Академический Проект - Гаудеамус

Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян

М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008. - 1520 с: ил. - (Summa).

ISBN 978-5-8291-1084-0 (Академический Проект)

ISBN 978-5-98426-067-1 (Гаудеамус)

Энциклопедия религий - Религия и религии в начале третьего тысячелетия

С эпохи Просвещения в европейском сознании получила широкие права и политико-идеологические перспективы идея о том, что срок жизни религии подошел к концу: ее институты вступили в конфликт с государством и гражданским обществом, ее ритуалы стали анахронизмом, религиозные догматы и заповеди стали пустой риторикой, а священные книги представляют собой свод заблуждений... В «прогрессивных кругах» религиозная идея низводилась до уровня суеверий или небылиц. В революционных идеологиях религии как «сердцу бессердечного мира» была объявлена война.

Вскоре там, где называвшие себя «марксистскими» идеологии пришли к власти, обещанная война приняла вполне реальные формы репрессивной государственной политики - церкви, мечети, дацаны, кумирни, синагоги разрушались, служители культа, объявленные «врагами народа», стали объектом массового террора; под воздействием государственной антирелигиозной пропаганды общество в массовом порядке декларировало свою приверженность атеизму. Развитие западных демократических обществ также подтверждало неутешительность прогноза для религии - секуляризация, антиклерикализм становились в начале 20 в. для добропорядочных граждан нормальным образом жизни. Кризис религии явно обозначился даже в традиционных обществах Востока: реформы Кемаля Ататюрка в Турции, шахской династии Пехлеви в Иране - подобные преобразования вели к секулярной модернизации, которая оставляла все меньше места доминировавшему до тех пор исламу. Громко заявившие о себе в первой половине прошлого века «квазирелигии» тоталитарных режимов и феномен «гражданских» религий, казалось, лишь подтверждали общую тенденцию распада религиозных систем, порождавшую в ходе необратимых мутаций яркие, но нетипичные эрзацы.

Однако к концу 1970-х многие из возникших после Второй мировой войны религиозных новообразований обнаружили свою жизнестойкость и начали жестко конкурировать с традиционными вероисповеданиями. Активность «религий нового века» и упорная борьба за выживание «старых» церквей, выдвинувших программы реформ, новые тенденции в теологии и социальные проекты в широком спектре, от фундаменталистских до ультрарадикальных, - эти и другие причины привели к постепенному росту религиозного фактора на Западе. Исламская революция 1979 г. под руководством аятоллы Хомейни, образование Исламской Республики Иран и последующая исламизация целого ряда политических движений - все это вкупе с западными реалиями активизации религиозной жизни прозвучало «траурным сопровождением» недавним прогнозам о скором вытеснении религии из личной и общественной жизни. Закатилась звезда тех социальных реформаторов и мыслителей, которые выстраивали свои политические программы и религиоведческие теории в расчете на общество, свободное от религии.

К концу 20 в. человечество подошло под знаком новых теорий глобального конфликта «западных» и «восточных» религий, «христианской» и «мусульманской» цивилизаций, которые выдвигаются для объяснения и прогнозирования геополитических процессов начала третьего тысячелетия. Освещенная ночными пожарами и беспорядками европейская осень 2005 г. подтвердила правоту тех мыслителей, которые обоснованно предрекли рост и радикализацию религиозных настроений в мире. Однако религиоведческие концепции явно не поспевают за теми крупными и разнонаправленными трансформациями, которые происходят в глубинах религиозной жизни и приводят порой к парадоксальным и даже скандальным переменам, грозящим новыми расколами и анафематствованиями. Нет, например, сколько-нибудь убедительных теорий для анализа и прогнозирования последствий таких явлений современной религиозной жизни, как недавнее принятие Англиканской церковью Америки, лютеранскими церквями Швеции, Голландии доктрин о гомосексуальных браках и женском священстве.

Кризис и недостаточность прежних религиоведческих подходов столь же очевидны, как отсутствие или малоубедительность новых способов интерпретации и прогнозирования многих религиозных реалий. Следует признать, однако, что в 21 в. религиоведение вошло в качестве самостоятельной отрасли знаний с богатым наследием, заявляя о себе как о науке, находящейся на передовых рубежах гуманитарного знания, актуальной для современного человека и общества. Этот потенциал безусловно позволит науке о религии дать свой ответ на животрепещущие проблемы нашего времени.

Дорогой читатель! Перед тобой светское русскоязычное энциклопедическое издание, посвященное религиям мира, - «Энциклопедия религий». В системном виде она представляет многообразие религиозной жизни как в исторической ретроспективе, так и в его нынешнем измерении. Энциклопедические статьи, которых в издании более 3400, раскрывают в целостном виде своеобразие отдельных конфессий (мировых и локальных, оставшихся в прошлом и недавно возникших), а также их важнейшие аспекты - доктрины, мифологию, символику, теологию и демонологию, содержание священных книг, культовые практики, этические и правовые нормы, формы искусства, социальные институты и др. Составители стремились не обходить вниманием даже сравнительно небольшие религиозные течения, не отступая от беспристрастного рассмотрения тех, оценка которых крайне неоднозначна (например, скопчество). Значительный раздел Энциклопедии посвящен религиозным реформаторам, философам и теологам, их судьбам, сочинениям и вкладу в историю религии. Важную часть Энциклопедии составляют статьи, раскрывающие содержание религиозных понятий и концепций.

«Энциклопедия религий» - светское и внеконфессиональное издание. Ее авторы - атеисты, агностики, христиане (православные, католики, представители различных направлений в протестантизме), мусульмане, буддисты, иудеи и носители прочих убеждений - в первую очередь выступают как ученые, которые при подготовке статей абстрагировались от личных мировоззренческих пристрастий. Содержание Энциклопедии - пример плодотворного диалога представителей разных мировоззрений, объединенных глубоким взаимоуважением и общими научными целями. Энциклопедия свободна от идеологического давления каких-либо религиозных организаций, политических движений или государственных институтов.

Составители и редакторы Энциклопедии надеются, что издание, рассчитанное как на специалистов, так и на широкую аудиторию читателей разных возрастов и рода занятий, интересующихся религией, поможет углублению их представлений об историческом прошлом и сложном настоящем разных религиозных формаций. И возможно, более глубокое постижение нашей истории, таким образом, приподнимет перед нами завесу над некоторыми коллизиями будущего.

Доктор философских наук А.П. Забияко, доктор философских наук А.Н. Красникову доктор философских наук ЕС. Элбакян

Энциклопедия религий - - Академический Проект - Гаудеамус - ПРОХАНОВ

ПРОХАНОВ Иван Степанович (1869-1935) - русский протестантский религиозный деятель, создатель Всероссийского Союза Евангельских христиан. Родился в семье духовных христиан (молокан), был крещен в 17 лет. Окончил Петербургский технологический ин-т; симпатизировал народникам, уже в 1889 начал вместе с группой верующих нелегально издавать в С.-Петербурге журнал «Беседа». В 1893 выпустил первый сборник духовных стихов, а через год переехал в Симферополь, где создал русско-украинскую протестантскую общину «Вертоград» (ее членом была, напр., З.Н. Некрасова - вдова поэта). Однако эта община просуществовала недолго, а в феврале 1895 П. из-за религиозных преследований был вынужден уехать из России - сначала в Швецию, затем в Германию, Париж и, наконец, в Великобританию, где обучался на годичных баптистских (см. Баптизм) теологических курсах в Бристоле и познакомился с проповедниками из многих стран Европы. В 1898 П. вернулся в Российскую империю, в Латвию, где работал инженером-железнодорожником и преподавал в Рижском политехническом ин-те, из которого, однако, в 1901 был уволен как сектант. К кон. 19 - нач. 20 в. относится расцвет литературного творчества П. Он собрал и в 1902 издал сборник духовных песен «Гусли» из 507 гимнов (частично используемых в баптистских и других протестантских церквях России и СНГ до настоящего времени), а в 1905 выпустил и свой сборник стихотворений - «Струны сердца» (в дальнейшем он издал еще ряд сборников духовных песен и гимнов). После ослабления религиозной нетерпимости в 1905 П. активно занялся миссионерской деятельностью и организацией протестантских общин. Так, он участвовал в создании в 1907 Русского евангельского союза и составил проект его устава. В январе 1906 он начал издавать журнал «Христианин» - один из первых органов русской протестантской прессы, а с 1910 - газету «Утренняя звезда». В 1913 под руководством П. была открыта Библейская школа в С.-Петербурге.

В ноябре 1908 при его непосредственном участии в этом городе была зарегистрирована первая евангельская община. Общины евангельских христиан под руководством П. в силу вероучительных и церковно-организационных различий отошли от строго баптистской направленности (в т. ч. из-за элементов кальвинизма в вероучении баптистского братства, которые не признавались евангельскими христианами). В 1909 П. независимо от баптистских лидеров созвал в С.-Петербурге Первый Всероссийский съезд, где был образован Всероссийский союз евангельских христиан (ВСЕХ), председателем которого стал П. Однако в дальнейшем ВСЕХ предпринимал попытки к объединению с баптистами - напр. в 1911 на Всемирном съезде баптистов в Филадельфии, где П. был избран вице-президентом Всемирного союза баптистов. В 1910 П. составил т. н. Вероучение - один из авторитетных документов российских баптистов. Однако лишь в 1924 он был рукоположен как служитель в общине баптистов и Моравских братьев в Праге. В годы Первой мировой войны деятельность ВСЕХ была дезорганизована, однако его лидеры, в т. ч. П., активно отстаивали право своей организации на легальную деятельность. Определенным влиянием П. пользовался и после Октябрьской революции. Напр., он сумел добиться у В.И. Ленина возвращения евангельским христианам молитвенного дома в Казани, а во время Гражданской войны ВСЕХ создал ряд сельских протестантских коммун в центральной России. В 1923-1928 П. преподавал на Библейских курсах в Ленинграде. Однако летом 1928, прибыв на IV Всемирный конгресс баптистов в Торонто в качестве вице-президента Всемирного союза баптистов, П., ограниченный в своей работе, был вынужден остаться в Канаде. Вскоре после его отъезда работа ВСЕХ была приостановлена, но сам П., оставшись за границей, вел активную работу по созданию Всемирного союза евангельских христиан. Скончался в Германии, похоронен в Берлине. Соч.: В котле России. Чикаго, 1992.

О.Я Несмиянова, A.M. Семанов

«Человек не способен создать даже червяка, зато богов создаёт дюжинами»

Не знаю, на самом ли деле фраза эпиграфа принадлежит французскому философу и писателю Мишелю Монтеню (а огромное количество источников в сети приписывают её именно ему), но она как нельзя лучше выражает мои мысли, которые возникают по ходу изучения (просто чтением назвать этот процесс язык не поворачивается) «Энциклопедии религий». Её создатели хотели сделать своё издание по возможности наиболее полным информационным источником на религиозную тематику, и это желание выразилось в дотошности.

Здесь представлены сведения обо всех существующих (и уже отживших своё, кстати, тоже) религиях, верованиях и даже незначительных по численности последователей и времени существования культах, коих за всё время человеческой истории было множество. Конечно, информации о персональных божествах, придуманных кем-либо исключительно для личного пользования, в данной энциклопедии отсутствуют, но сведения обо всех остальных (а также о ритуалах, традициях, доктринах, мифологии, символике, теологии и демонологии, культовых практиках, этических, правовых и моральных нормах, формах искусства, социальных институтах и других связанных с ними вещах), уверен, в книге найдутся.

Такой подход не мог не отразиться на объёме – «Энциклопедия религий » представляет собой внушительный фолиант. Она колоссальна (а может ли по-настоящему серьёзная энциклопедия быть иной?), как в физическом своём воплощении (формат 84×108/16, 1520 страниц, более 3400 статей), так и в «именитости» стоящих за её созданием учреждений и специалистов. На титуле заявлены Институт философии РАН, МГУ, СПбГУ, Амурский ГУ, Академия труда и социальных отношений; международный редакционно-издательский совет издания состоит из восемнадцати докторов, профессоров и академиков из России, Чехии, Украины, Польши, Германии; авторский коллектив, насчитывает более ста двадцати человек; составители и редакторы энциклопедии – доктора философских наук Андрей Павлович Забияко (профессор АмГУ), Александр Николаевич Красников (доцент МГУ), Екатерина Сергеевна Элбакян (профессор АТиСО). Как видите, всё серьёзно.

Из-за своей обширности энциклопедия перестаёт быть лишь собранием информации, она представляет собою кладезь знаний о всей религиозной жизни человечества. Если изданием умело пользоваться, то можно получить не только разрозненные сведения, но и проследить развитие представлений человека о мироустройстве – от толкований самых древних религий до нынешнего понимания вселенского порядка. Для этого можно воспользоваться специальным тематическим указателем, который имеется в дополнение к алфавитному указателю статей. Он группирует материалы по одиннадцати рубрикам: «Общие для многих конфессий термины», «Древние и этнолокальные религии и культы», «Буддизм и религия Индии», «Зороастризм», «Религии Китая и Японии», «Иудаизм», «Гностицизм», «Христианство», «Ислам», «Эзотерика и новые религиозные течения», «Экуменизм».

Составители подчёркивают, что «Энциклопедия религий» – это светское и внеконфессиональное издание, среди авторов которого есть атеисты, агностики, христиане, мусульмане, буддисты, иудеи и носители иных убеждений, но это не мешает им выступать в первую очередь как ученым, абстрагируясь от своих личных пристрастий. Кроме того, при подготовке энциклопедии они были свободны от какого-либо давления со стороны религиозных организаций, политических движений или государственных институтов, руководствуясь лишь научным интересом и любовью к истине. Учитывая всё перечисленное выше, можно с уверенностью констатировать, что это уникальная для русскоязычного мира книга, которая достоверно рассказывает обо всех существующих конфессиях и религиях, проявляя равно уважительное отношение к каждой из них. Главное в энциклопедии – это знания, которые может почерпнуть читатель, а не вера, которую он исповедует.

Не могу сказать, что прочитал всю книгу – даже не знаю, сколько времени на это понадобилось бы, реши я это сделать – но я читаю её, и буду делать это в дальнейшем. На ближайшее будущее она станет настольным томом, в который я буду заглядывать регулярно в поисках интересных статей, поскольку тема религии меня всегда интересовала. Рекомендую энциклопедию и другим имеющим подобный интерес.

«Религия – духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности»

Если вы уже имели опыт взаимодействия с каким либо научным справочным пособием по данному направлению, поставьте этой книге свою оценку и оставьте отзыв. Добавляйте книги, которые заслуживают быть в этом списке. Общими усилиями, благодаря пользовательским оценкам и отзывам мы и создадим адекватный и полезный рейтинг энциклопедия религий.

    Виталий Демьянович Гитт

    Подошёл к концу век научно-технического прогресса. Даже усовершенствованные зелёные очки формата «3D» и «4G» не способны поддерживать иллюзию всеведения и всемогущества науки. В «сказки роботов» вливаются народные предания, где живут магия и чудеса – неизменные спутники Счастья. ... Далее

    Безусловно считая, что Счастье есть, Виталий Демьянович Гитт в своей книге увлечённо и увлекательно раскрывает современную магическую карту мира. Автор приглашает читателя на поиски чудес, предоставляет ему возможность по-новому посмотреть на привычную действительность.

    Да, магия есть. Да, чудеса происходят. Каждый должен знать об этом хотя бы самое необходимое, а также иметь жизненный «магический иммунитет». И для поддержания этого иммунитета можно и нужно использовать соответствующие средства. Одно из самых действенных магических средств – это древние скандинавские Руны, сохранившиеся ещё со времён Одина.

    РУНЫ – могучий магический инструмент, с помощью которого и сейчас можно творить чудеса, притягивая в свою жизнь драгоценные капельки Счастья. В этой книге вы найдёте всё необходимое, чтобы применять Руны самостоятельно или сделать правильный выбор, если вы решили обратиться к помощи специалистов. ... Далее

    Сергей Гордеев

    Согласно официальной версии, первые люди появились в Европе сорок тысяч лет назад. Считается, что это были выходцы из африканских племен. Примерно в это же время в Австралии появились первые ритуальные изображения, вырезанные на скалах. Аналогичные изображения были найдены и в Намибии. Первые свидетельства, которые указывали на отличие человека от животного, были простейшие понятия о странствиях души и очень примитивная магия. Позднее из древней магии появились все современные науки и религии. В книге известного исследователя мистической истории человечества Гордеева Сергея Васильевича рассказано, как, впадая в заблуждения и освобождаясь от них, человек стал человеком. Рассказано о том, как древняя магия постепенно превращалась в современные мировые религии. Большое количество иллюстраций делает чтение этой книги не только полезным, но и весьма приятным. ... Далее

    Реликвиями называют величайшие святыни мировых религий: ковчег Завета и крест Иисуса Христа, чашу Грааля и святую Каабу, меч пророка Мухаммеда и статую Изумрудного Будды. ... Далее

    Шамиль Гойтимиров

    В процессе работы над этой книгой мы стремились в доступной для школьника форме рассказать об основных этапах формирования религиозного мировоззрения человека на пути своего исторического развития от язычества до осознанного восприятия благословенной идеологии веры в единого Бога. ... Далее

    При этом мы стремились пройти этот великолепный путь познания вместе с вами без полемики с наукой и научными изысканиями в этой области, но с обязательным соблюдением условий достоверности описываемых здесь событий и фактов, характеризующих эволюцию идеологии единобожия в человеческом обществе. ... Далее

    Николай Мальцев

    Автор рассматривает смысл существования человека и Вселенной, как единое и неделимое целое общего процесса переработки материи в дух. Зачем акт создания Вселенной был нужен Богу? В чем состоит роль человека, участвующего в этом громадном процессе жизни и деятельности всего мироздания? На эти и другие нелегкие вопросы ищет ответы современный философ Н.Н. Мальцев. ... Далее

    Зигмунд Фрейд

    «Тотем и табу» – одна из ключевых работ Зигмунда Фрейда, представляющая собой масштабное и оригинальное, балансирующее на грани психоанализа, культурологии и антропологии исследование особенностей психосексуального восприятия первобытного человека, – исследование, до сих пор считающееся абсолютной классикой психоанализа… ... Далее

  • В исследовании американского историка Пола Верта феномен поликонфессиональности Российской империи изучается сквозь призму проблем имперского строя и управления в XIX – начале XX вв. Автор рассматривает в едином контексте православие и так называемые «иностранные исповедания», освещает значение и последствия этнического разнообразия внутри православного сообщества. Немалое внимание уделяется и таким сюжетам, как переходы из одного исповедания в другое и взаимосвязь конфессиональных дел со сферой гражданских прав и с внешней политикой. В книге представлен целый ряд регионов Российской империи – Кавказ, Царство Польское, Западный и Прибалтийский края, восточная окраина Европейской России – и, соответственно, разные религии и исповедания: ислам, язычество, католицизм, православие, протестантство, армянская апостольская церковь. Рисуемая автором яркая картина религиозного разнообразия углубляет наше понимание специфики Российской империи. ... Далее

  • Борис Капустин

    Книга посвящена раскрытию необходимых связей между свободой и злом. Отвлечение от них не препятствует конструированию абстрактной идеи свободы, но оно не позволяет понять ее как всегда конкретные практики освобождения. Почему чистая моральная философия или нормативная этика слепа в отношении этого различия между «свободой как идеей» и «свободой как освобождением»? Как преодолеть такую слепоту и как такое преодоление трансформирует этическую мысль, историоризируя и политизируя ее? Должна ли трансформированная таким образом этическая мысль удержать некоторые ключевые понятия чистой моральной философии, и прежде всего – формальное понятие долга, для того чтобы быть последовательно и бескомпромиссно исторической и политической? Эти вопросы находятся в центре данной книги. Их обсуждение разворачивается в контексте анализа и критики кантовской моральной философии – как ее метафизического «канона», так и его ревизии в позднейших сочинениях Канта, и в первую очередь в «Религии в пределах только разума». ... Далее

    Книга адресована всем интересующимся моральной и политической философией, изучающим и преподающим эти дисциплины. ... Далее

    А. К. Айтжанова

    Книга «Ислам и Веды» – это диалог двух, на первый взгляд, далеких друг от друга традиций: исламского мистицизма (суфизма) и ведического монотеизма (вайшнавизма). Автор книги, религиовед, кандидат философских наук, с научной точностью объясняет ключевые понятия и концепции этих учений (роль духовного учителя, толкование священных текстов, уровни духовного знания, жизнь после смерти, строение вселенной и т. д.), словно подводя традиции друг к другу и позволяя им самим в ходе диалога рассказать о себе. В книге много цитат из Корана, Вед и комментариев к ним, а схожие моменты собраны в сравнительные таблицы в конце каждой главы. Подчеркивая общность духовных истин, заложенных в этих традициях, автор тем не менее не пытается смешать их. Все, кто интересуется духовными традициями Востока, найдут в этой книге множество малоизвестных и неожиданных фактов. Для широкого круга читателей. ... Далее

    Йонге Мингьюр Ринпоче

    В своей книге известный тибетский мастер Мингьюр Ринпоче, объединяя древнюю мудрость буддизма с последними открытиями западной науки, показывает, как можно жить более здоровой и счастливой жизнью при помощи медитации. ... Далее

    Ринпоче был лично выбран Его Святейшеством Далай-ламой для участия в медицинских исследованиях эффектов медитации в Вейсмановской лаборатории нейрофизиологии и функционирования мозга Университета Висконсина. ... Далее

    Карен Армстронг

    Какими чертами наделили Его три мировые религии единобожия – иудаизм, христианство и ислам? ... Далее

    Какое влияние оказали эти три религии друг на друга?

    Известный историк религии, англичанка Карен Армстронг наделена редкостными достоинствами: завидной ученостью и блистательным даром говорить просто о сложном. Она сотворила настоящее чудо: охватила в одной книге всю историю единобожия – от Авраама до наших дней, от античной философии, средневекового мистицизма, духовных исканий Возрождения и Реформации вплоть до скептицизма современной эпохи.

    Адриан Крупчанский

    Вечные вопросы: «Кто я?», «Что меня окружает?», «Что делать?». Без них не ответить на главный: «В чем смысл жизни?» Древние ведические писания предлагают ответы – емкие, точные, взвешенные и аргументированные. ... Далее

    Знакомство с ними поможет сделать вашу жизнь более гармоничной, более наполненной и более счастливой. ... Далее

    Маршалл Ходжсон

    «История ислама» знаменитого исламоведа Маршалла Ходжсона – уникальный всеохватывающий труд, остающийся с момента своей первой публикации в 1975 году самым масштабным исследованием исламской цивилизации, которое охватывает события от зарождения ислама до начала 60-х гг. XX века. Это совершенно уникальное, не имеющее аналогов в современном востоковедении произведение сделало Ходжсона одним из непререкаемых авторитетов в мусульманской истории. ... Далее

    Стивен Бэчелор

    Эта книга – головокружительная попытка осмысления древнего наследия буддизма с точки зрения современного человека западной культуры: что может дать буддизм обычным людям, как воплотить буддийские принципы в своей жизни, чему учил реальный Будда. Стивен Бэчелор прошел 37-летний путь постижения буддизма – от монаха, учившегося теории и практике буддизма у лучших тибетских учителей, до мирянина-писателя и преподавателя, ведущего медитативных групп. Русское издание этой знаменитой книги иллюстрировано рисунками известного буддийского художника Ричарда Бира. ... Далее

    Марина Торопыгина

    В книге представлена история иконологии как метода интерпретации, сложившегося в современном искусствознании благодаря Аби Варбургу и его кругу. Актуальность исследования связана с тем, что наука об искусстве уделяет все больше внимания осмыслению собственной истории и методологии. То, что принято называть иконологической традицией, представляет собой достаточно сложное явление, на формирование которого повлияли и интерес к иконографии и позитивизм 19 в., а впоследствии – неокантианская философия, философская герменевтика, венский позитивизм, аналитическая и экзистенциальная психология. Иконологический дискурс включает таких ученых, как Ф. Заксль, Э. Панофский, Э. Винд, Э. Гомбрих, Э. Кассирер, Л. Бинсвангер, Я. Бялостоцкий. В нашем исследовании используются и цитируются источники, не переводившиеся ранее на русский язык. ... Далее

    Книга адресована широкому кругу читателей: как ученым специалистам, так и студентам, интересующимся историей искусства и историей науки, культурологией, психологией, философией. ... Далее

    Девятый Кармапа Вангчуг Дордже

    У этой книги два автора. Первый – Дагпо Таши Намгьял (XVI в.), высокий лама буддийской традиции Кагью. Тибетский оригинал его рукописи носит название «Ступенчатые наставления по медитации Великой печати истинного смысла, объясняющие естественное состояние». Вторая часть, «Перст, указующий на Дхармакайю», написана Девятым Кармапой Вангчугом Дордже (1556–1603). Каждое из произведений представляет собой классический учебник по медитации Махамудры (Великой печати), вершины буддийского пути. В них полностью показан путь практики, начиная от простой сосредоточенности и заканчивая полным просветлением; даются подробные наставления о том, как оценивать свое развитие и избегать ошибок. Для широкого круга читателей. ... Далее

    Геза Вермеш

    Появление христианской церкви – это одно из самых великих и загадочных событий в мировой истории. Первые дни ее существования долгое время были окутаны тайной, а то, что можно было узнать, представляло собой собрание слухов и легенд или же то, что называют церковным преданием. Эта книга – серьезная попытка приподнять завесу великой тайны основания церкви. В ней представлена грандиозная история появления и развития христианства: от Назарета 30-х годов – города, в котором родился основатель христианства, – до I Вселенского собора в Никее, состоявшегося в 325 году, – места, где был провозглашен догмат о божественности Иисуса. Геза Вермеш (1924–2013) – один из крупнейших мировых специалистов по иудаизму, рукописям Мертвого моря, новозаветной библеистике и истории раннего христианства. ... Далее

    лама Сопа Ринпоче

    В своей книге «Абсолютное исцеление» всемирно известный мастер буддийской медитации лама Тубтен Сопа Ринпоче помогает читателю понять, в чём кроется корень всех наших телесных и физических недугов, и вручает ему весь необходимый инструментарий, воспользовавшись которым каждый сможет обеспечить себе счастье и здоровье в будущем. Знакомя нас с историями людей, исцелившихся с помощью медитации, Ринпоче детально рассматривает причинно-следственный закон кармы и процесс ментального обозначения, играющие ключевую роль в возникновении заболеваний, и демонстрирует то, как медитация и другие техники развития мудрости и сострадания способны полностью устранить первопричину всех болезней. ... Далее

    Сергей Неаполитанский

    Аюрведа («айу» – жизнь и «веда» – знание, ведущее к совершенству) – это наука жизни, использующая методы физического, психического и духовного совершенствования. С точки зрения Аюрведы тело – не только биологический объект, состоящий из клеток и органов, а еще и поток сознания, который создает, формирует и контролирует все процессы. И поэтому человек по своей воле может изменять состояние своего организма. За тысячи лет до того, как современная медицина открыла связь между телом и сознанием, ведические учителя разработали созидательные технологии, работающие с самыми глубинными уровнями сознания. Одной из них являлась наука о звуке, вибрационная медицина, или мантротерапия. ... Далее

Содержание статьи

РЕЛИГИЯ (от лат. religio – «святыня», набожность, благочестие; Цицерон связывал ее с лат. religere – собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать). Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Американский антрополог К.Гирц (C.Geertz), исследуя «культурный аспект анализа религии», дает ее определение также как системы символов, «которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируя представления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными». При этом теологи утверждают, что каким бы всеобъемлющим не было определение религии, неверующий человек не способен понять и определить ее сущность.

Теология (учение о Боге) – это система положений вероучения, которая появляется при возникновении теистических религий (иудаизма, христианства и ислама) и социальных институтов иудейской или мусульманской общины или христианской церкви.

Христианская теология подразделяется на историческую, которая исследует историю Церкви, Библии ; систематическую – догматика, апологетика ; практическую – гомилетика , катехетика, литургика (учения о богослужении). Теология продолжает развиваться до настоящего времени. См. БЕК, ЛЕО; БАРТ, КАРЛ; КОНГАР, ИВ; ВЕЛЬТЕ, БЕРНХАРД; ЛОНЕРГАН, БЕРНАРД; РАНЕР, КАРЛ; БЕНЕДИКТ XVI.

Происхождение религии.

К этому вопросу можно выделить два основных подхода: религиоведческий (научный) и богословский (собственно религиозный). С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления и развития христианства приводили Августин Блаженный , Ансельм Кентерберийский , Фома Аквинский , философы Р.Декарт , Г.Лейбниц и др.

В рамках научного религиоведческого подхода существует много концепций происхождения религии. Например, немецкий философ и социолог М.Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру.

К теистическим религиям относятся иудаизм , христианство , ислам . Ранние религии, распространенные по этническим и политическим границам, уступают наднациональным, мировым религиям (буддизм , христианство,ислам), объединяющим людей вне зависимости от места их проживания, языка и этнической принадлежности и т.п. Эта идея выражена в Новом Завете : «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

В настоящее время, наряду с сложившимися религиями появляется новый тип религиозности, многочисленные нетрадиционные религии, что вызвано растущим интересом к идеям космизма, различным формам эзотерического знания, возрождению архаичных религиозных верований, часто в качестве символов национальной духовности.

Классификация религий.

В наше время существует более пяти тысяч религий. Для систематизации этого многообразия обычно выделяют типы религий по некоторым общим признакам. Бытуют различные типологические схемы, по которым религии могут относиться, например, к «языческим и откровенным», «естественным и этическим», «естественным и богодухновенным» и т.п. Религии подразделяются на мертвые и живые (современные). К первым относятся исчезнувшие религии например, верования древних индейцев, египтян, которые оставили после себя множество легенд, мифов и памятников древней культуры.

Религии могут быть

монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов);

родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);

народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);

мировыми . К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм).

Елена Казарина



mob_info