Евангелие от иоанна. Евангелие от Иоанна Особенные знания иоанна

III. Иисус подготавливает Своих учеников (главы 13-17)

А. Последняя вечеря (13:1-30)

I. ИИСУС УМЫВАЕТ НОГИ УЧЕНИКАМ (13:1-17)

В Евангелии от Иоанна более полно, чем в трех других, излагаются наставления Иисуса Христа Его ученикам. Главы 13-17 сконцентрированы на сказанном Им в ту роковую ночь, в которую Он был предан. Но прежде чем начать наставление, Иисус омыл ученикам ноги и затем сказал о предательстве, которое совершится в эту ночь.

Иоан. 13:1 . Иисус знал, что пришел час Его (сравните с 2:4; 7:6,8,30; 12:23,27; 17:1) перейти от мира сего к Отцу. Теперь уже смерть приблизилась к Нему вплотную. Он принимал ее во исполнение воли Отца. И потому, что любил человечество (3:16). Но особою любовью любил Он своих овец Своих сущих в мире. Всю полноту этой любви Он явил делом: Своим смиренным служением людям (13:1-17), Своим учением (13:18 - 17:26) и, наконец, Своей смертью (главы 18-19).

Иоан. 13:2-4 . И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его… Это уже было предсказано Иисусом ранее (6:70-71). И вот теперь сатана вошел в Иуду (13:27). Тем не менее все события находились под контролем Божиим. Иисус знал (стихи 1,18), что обладает свободой выбора, Он знал о Своей всемогущей силе, как и о том, что Ему предстоит; и перед тем, как это должно было совершиться. Он добровольно взял на Себя роль слуги, омыв ноги Своим ученикам. Сколь разительно отличались Его действия от их эгоистических устремлений (Матф. 20:20-24; Мар. 9:33-34; Лук. 22:24-30), и как отразилась в этих действиях суть всего Его земного служения! (Фил. 2:5-8.)

Иоан. 13:5 . Омовение ног при входе в дом было необходимой в Палестине процедурой. Улицы и дороги были покрыты пылью, а люди носили сандалии "на босу ногу". Знаком гостеприимства считалось омовение ног гостям (что обычно делали слуги), и, напротив, проявлением неуважения к гостю было бы не сделать этого (1-Цар. 25:41; Лук. 7:40-50; 1-Тим. 5:10). Мужьям, как правило, омывали ноги жены, а родителям - дети.

Иоан. 13:6-8 . Петр, ощутивший в действиях Иисуса лишь странный "обмен ролями", восклицает: Тебе ли умывать мои ноги? Тебе ли (эмоционально подчеркнуто как в греческом, так и в русском текстах), Моему Господу? На что Иисус отвечает: теперь смысла Моих действий ты не понимаешь, но после уразумеешь.

Не умоешь ног моих вовек, - возражает Петр, который никак не мог принять Иисуса в роли слуги по отношению к себе. И это еще один пример поспешных суждений Петра (Мар. 8:32; 9:5).

Знаменателен новый смысл, который вкладывает Иисус в следующую Свою реплику: Если не умою тебя (заметим: "не ноги твои"), не имеешь части со Мною. Это означает: "Пока Я не омою твои грехи в Моей искупительной смерти (Откр. 1:5), ты не будешь иметь истинного общения со Мною" (1-Иоан. 1:7).

Иоан. 13:9-10 . Петр все еще не понимал духовной сути происходившего, но он несомненно всегда желал быть с Иисусом. И потому с готовностью предложил Ему не только ноги омыть его, но и руки и голову. Иисус отвечал ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь. Смысл Его слов в том, что спасенные Им ученики, постоянно пребывающие в общении с Ним, уже чисты, и единственно, в чем нуждаются, так это в "омытии ног" (образ исповедания грехов), так как продолжают жить ("ходить ногами своими") среди грешных неспасенных людей; повседневное покаяние соответствует "регулярному" очищению от грехов посредством смерти Иисуса Христа (1-Иоан. 1:7; 2:1-2).

Говоря и вы чисты, но не все, Иисус подразумевал Иуду (Иоан. 13:11,18).

Иоан. 13:11 . Иудой не были приняты очищающие и жизнедающие слова Иисуса (6:63,15:3); отвергая их в сердце своем, он оставался под действием греха. Ноги его, если и были омыты, то буквально: в духовном своем смысле акция Иисуса не коснулась его. Иоанн снова подчеркивает сверхъестественность знания Христа (сравните с 2:25; 4:29), Которому заранее было известно о решении Иуды предать Его.

Иоан. 13:12-14 . Подав ученикам урок смиренного служения, Иисус вопросом Своим привлекает их внимание к важности его: знаете ли, что Я сделал вам? (сравните стих 7). И далее Он подчеркивает, что действительно является Учителем и Господом, т. е. во всех отношениях стоит выше их. Тем не менее, Он унизил Себя до служения им. Так же должны поступать и они, жертвенно идя навстречу нуждам других людей.

Иоан. 13:15-16 . Омыв ноги ученикам, Иисус дал им пример. Между тем, на протяжении истории Церкви в среде верующих омовение ног нередко практиковалось как обязательный обряд. Несмотря на то, что в большинстве стран, тем более в наше время, смывать пыль с ног гостей нет никакой необходимости. Заметим, что в апостольский век, когда вечеря Господня совершалась постоянно, как завещанное Им таинство, омовение ног в церковных собраниях, судя по имеющимся данным, не практиковалось.

Пример, поданный Господом, был примером внутреннего смирения и не предполагал установления некоего обряда. Даже упоминаемый Тимофеем обычай вдов-христианок "умывать ноги святым" (1-Тим. 5:10) говорит не о существовании соответствующего церковного обряда, а о смиренном служении этих вдов другим верующим. Мыслящий о себе, что он больше господина своего, т. е. водимый гордыней, конечно же, примеру Иисуса не следует.

Иоан. 13:17 . Бог благословляет Своих слуг не за знание того, что они должны знать, а за исполнение того, что они знают. Блаженны, т. е. счастливы (потому что угождают Богу) таковые.

2. ИИСУС ПРЕДСКАЗЫВАЕТ, ЧТО БУДЕТ ПРЕДАН (13:18-30)

Иоан. 13:18-19 . Только что Иисус дал понять, что "блаженство" является плодом послушания (стих 17). Но не все вы будете послушны, с грустью замечает Он. Один из вас - предатель.

Избрание Иисусом Иуды не было, однако, случайностью или ошибкой в Божием плане. Я знаю, которых избрал, и что один из вас - предатель, говорит Господь, но так должна сбыться воля Отца, выраженная в Писании. Иисус приводит стих 10 из Псалма 40, в котором предрекается участь Мессии. Подобно тому, как Давид был предан его товарищем Ахитофелом, который позже повесился (2-Цар. 16:20 - 17:3,23), Иуда, бывший столь близким Иисусу, предал Его, и тоже потом удавился.

Хотя Бог заранее все знал об Иуде, ответственность за его поступок ложится на него самого. Есть в этой ситуации и "другая сторона". То обстоятельство, что Иисусу было известно об ожидающем Его прежде нежели то сбылось, и соответствие этого предсказанному в Писании, - помогло ученикам, когда оно сбылось, поверить в то, что Иисус есть Господь (13:19; сравните 14:29).

Иоан. 13:20 . Подобно тому, как высокое и священное звание Иисуса определялось тем, что Он исполнял порученное Ему Отцом, и, следовательно, представлял Его, ученики представляли Иисуса, Таким образом принимающий учеников Иисуса принимает Его Самого, и, значит, принимает Отца Небесного.

Иоан. 13:21 . Иисус возмутился (в значении "взволновался", "опечалился" - греческое слово "етарахтхе") духом… Тем же словом характеризуется душевное состояние Его и в 11:33; 12:27 (однокоренное с ним слово употребляет Иисус в 14:1,27; переведено как "смущается"). Будучи человеком, Иисус не мог не переживать из-за того, что Иуда предает Его, своего любящего Друга. Будучи же Богом, Он заранее знал, что этому надлежит произойти. Христос остро ощущал ожесточение, овладевшее сердцем Иуды, его духовную "мертвость". Слово засвидетельствовал и следующая за ним "формула" истинно, истинно говорю вам подчеркивают торжественность тона Иисуса.

Иоан. 13:22 . Что кто-либо из этого узкого круга самых близких Иисусу людей способен был бы так поступить по отношению к Нему, выходило за пределы понимания учеников. Иуда же маскировался так искусно, что никому не приходило в голову заподозрить его.

Иоан. 13:23-24 . Симон Петр, занимавший ведущее положение среди учеников и, пожалуй, самый эмоциональный из них, возможно, вознамерился "взять предателя на себя". (Заметим, что Лука - Лук. 22:38,49-50 - упоминает о том, что в распоряжении учеников имелось два меча!) Ученик, которого любил Иисус, - это по всем данным. Иоанн - автор этого Евангелия (Вступление).

Иоанн и Иуда возлежали рядом с Иисусом, место же Петра за трапезой было в некотором отдалении от Учителя, так что спросить у Иисуса о предателе незаметно для других он не мог. А потому Петр сделал знак Иоанну, чтобы тот спросил, кого Иисус имеет в виду.

Иоан. 13:25-27 . Он, припадши к груди Иисуса, спросил: Господи! кто это?

Кусок хлеба, поданный Иисусом Иуде, явился "знаком" лишь для Иоанна, потому что в самом этом жесте не было для участников вечери ничего необычного (на востоке принято было, чтобы хозяин пиршества наделял хлебом и прочим гостей); но это же "движение" Христа в сторону Иуды явилось и последней попыткой Его пробудить в "предающем" добрые чувства. И сколь печально символично, что жест дружественного расположения послужил в этой ситуации сигналом готового совершиться предательства!

На ожесточившихся сердцем и самое расположение тех, против кого их ожесточение направлено, производит обратное действие. И после сего куска вошел в него сатана - это одна из самых страшных в Библии фраз. С этого момента сатана начал действовать через Иуду во исполнение своей цели. Видя состояние Иуды, Господь "торопит" его: что делаешь, делай скорее. В конечном счете, все должно было совершиться по "расписанию", составленному Отцом.

Иоан. 13:28-30 . Но никто из возлежавших не понял слов Иисуса; видимо, и любимый ученик - Иоанн - не осознал поданного ему знака и лишь позднее понял его смысл. И когда Иуда вышел, никто не подумал о нем ничего плохого. Все решили, что как "казначей" группы он послан, чтобы купить что-нибудь нужное к празднику, или дать что-нибудь нищим.

А была ночь - здесь эта фраза не только указывает на время суток, но имеет символическое значение: Иуда уходил от Света (8:12; 12:35,46) в "ночь" греха (3:19); да и для всех учеников наступала та духовная ночь, о которой Христос говорил им прежде (9:4; 11:10).

Б. Отшествие Иисуса приближается (13:31-38)

Иоан. 13:31-32 . После того, как ушел Иуда, события, ведшие к смерти Иисуса, стали совершаться одно за другим. Спало напряжение, ощущавшееся и Христом, которое сатана нагнетал через Иуду. Скоро должно было остаться позади и то напряжение ожидания, которое неизменно сопутствовало Христу на всем Его пути к смерти (Лук. 12:50).

В этих двух стихах пять раз повторяются слова прославился и прославит. Не имеющей себе равной славе Иисуса предстояло раскрыться в Его смерти. Отец Небесный тоже прославлялся через смерть Сына, так как в ней являли себя любовь Божества к человечеству, вся мера Его снисходительности к людям и абсолютная праведность Его (Иоан. 1:14; Рим. 3:21-26). Фраза и Бог… вскоре прославит Его подразумевает воскресение и вознесение Христа.

Иоан. 13:33 . Дети (греческое слово "текниа" - буквально "малые дети мои") выражает здесь трогательную любовь Иисуса к ученикам и Его озабоченность их судьбой. В этом Евангелии текниа звучит лишь в Его устах, и только один раз. Сам же Иоанн употребляет его семь раз в Первом Послании (1-Иоан. 2:1,12,28; 3:7,18; 4:4; 5:21); один раз встречаем его у Павла - в Гал. 4:19.

Иисус снова возвещает о том, что должен уйти от них, и что они не смогут найти Его, ни пойти за Ним (Матф. 23:29; Иоан. 7:34; 8:21; 12:8,35). Он имел в виду как смерть Свою, так и вознесение.

Иоан. 13:34-35 . Залогом выживания одиннадцати учеников Христа в Его отсутствие станет следование тому примеру любви, который Он подал им. Новою заповедь эта была в том смысле, что призывала к особой взаимной любви верующих, в основе которой лежала жертвенная любовь к ним Иисуса Христа: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. Действенная любовь друг ко другу даст им возможность выжить в окружающем их враждебном мире. Как Иисус "воплотил" в Себе любовь Отца, так каждый из Его учеников должен стать воплощением Христовой любви к людям. Любовь станет их удостоверением миру и всякому верующему (1-Иоан. 3:14).

Иоан. 13:36-38 . Быстрый на реакцию Петр тут же спросил: Господи! куда Ты идешь? (сравните с аналогичным вопросом Фомы в 14:5). Петр горячо любил Учителя и не хотел расставаться с Ним. Но Иисус отвечал ему, что теперь ему невозможно последовать за Ним, но придет время, когда и Петр пойдет туда же, куда Он идет. Однако "старший" из учеников Христа не в состоянии был воспринять Его слов во всей их неотвратимости.

Он был уверен, что ему достанет любви к Иисусу и мужества, чтобы не отступить и перед угрозой смерти. Я душу мою положу за Тебя, с горячностью заявил Петр. Но он не знал как следует самого себя, ни той сатанинской силы, которая действовала против него (Лук. 22:31-32). Иисус же знал о предстоящем отречении Петра отречешься от Меня трижды); эти Его слова должны были поразить остальных учеников. Они могли даже подумать, что Петр и есть тот предатель, о котором говорил Учитель (Иоан. 13:21-25).

В. Иисус - путь к Отцу (14:1-14)

Можно себе представить, как обескуражены и опечалены были ученики. Иисус сказал, что уходит от них (7:34; 8:21; 12:8,35; 13:33), что Ему предстоит умереть (12:32-33); что один из Двенадцати - предатель (3:21); что даже Петр трижды отречется от Него (13:38); что против всех них действует сатана (Лук. 22:31-32); наконец, что все они "рассеются", т. е. разбегутся (Матф. 26:31). Осмысленные совокупно, все эти откровения должны были лечь на учеников тяжким грузом.

КАК ЗАЖИГАЕТСЯ БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ ️️ Появление Благодатного огня в Великую Субботу накануне Пасхи для миллионов верующих – это знак того что Иисус Христос действительно «Воистину Воскрес». Первое упоминание о получении Благодатного огня относят ко времени основания Храма Воскресения Христова в IV веке. И с тех самых пор ни на один год не прерывается это великое чудо. Сам процесс появление Благодатного огня в храме находится под ревностным надзором полиции и гражданских властей Иерусалима. Накануне в Страсную пятницу все свечи и огни в храме гасятся. На ложе Гроба внутри Кувуклии ставится лампадка, наполненная маслом и со светильником в поплавке, но без огня. По всему ложу раскладывают кусочки ваты, а по краям Гроба ленты. Затем помещение Кувуклии тщательно осматривается и после этого опечатывается до Великой Субботы. В Великую Субботу в храме собирается множество паломников, в ожидании чуда появления Благодатного огня. По традиции патриархи греко-православной и армянской церкви входят в Кувуклию. Перед входом в Кувуклию патриарх греко-православной церкви разоблачается и остается в одном подряснике, его с ног до головы осматривают и ощупывают, дабы избежать фальсификации чуда и не позволить внести воспламеняющие предметы, в руках у него лишь два пучка свечей. И только после этого печать с Гроба снимают и впускают патриарха в Кувуклию для получения Благодатного огня. Патриарх греко-православной церкви входит в предел Гроба Господня, где молится о ниспослании Благодатного огня. Патриарх армянской церкви находится в пределе Ангела и следит за тем, чтобы греческий патриарх не возжег огонь при помощи природных средств. В Кувуклии темно и патриарх один в полной тишине молится Спасителю. Молитва длится всегда по-разному, от нескольких минут до нескольких часов. И вдруг в темноте на ложе Живоностного Гроба вспыхивают маленькие огненные искорки, превращаясь в огонь от которого загораются вата, ленты и лампадка, подготовленные накануне. От возникшего огня патриарх разжигает пучки свечей и передает Благодатный огонь паломникам, ожидающим в храме. При появлении Благодатного огня как удар Грома раздается гул радости и восторга по всему Храму Воскресения Христова. Верующие, собравшиеся в ожидании чуда, держат в раках пучки свечей, обычно не менее 33 штук по числу земных лет Христа. От этого весь храм озаряется светом Благодатного огня. В первые минуты огонь обладает чудесным свойством - он не обжигает. Поэтому паломники умывают огнем лицо и руки, не боясь причинить себе никакого вреда. Благодатный огонь, сошедший в Храме Воскресения, развозят из Иерусалима специальными рейсами по всему миру, спеша успеть к праздничным Пасхальным богослужениям. В аэропортах разных стран его встречают правительственные делегации, представители духовенства и простые верующие, желающие получить частичку Благодатного огня. В Кувуклии же Благодатный огонь, полученный в Великую субботу, поддерживается целый год и тушится только накануне следующей Великой субботы. И каждый верующий в течение целого года может прийти в Храм Воскресения и зажечь от огня пучок свечей. Затем обычно пучок тушится, а обожженные Благодатным огнем свечи развозятся паломниками по всему земному шару как величайшая святыня. Следует отметить, что получение Благодатного огня происходит только по молитвам православного патриарха. Говорят, что представители армянской церкви в 1579 году договорились с новым начальством Иерусалима, чтобы им было предано право получения Благодатного огня. В этот год представителей Иерусалимской православной церкви даже в Храм не пустили. Представители армянской церкви вошли в Кувуклию и принялись усердно молиться о снисхождении Благодатного огня, но их молитвы так и не были услышаны. Представители Иерусалимской православной церкви тоже усердно молились у закрытых ворот Храма. И в этот год Благодатный огонь впервые снизошел не в Кувуклии а через одну из мраморный колонн у входа в Храм, и расколов её зажег свечи в руках православного патриарха. Эту расколотую колонну до сих пор можно увидеть с левой стороны от входа в Храм Гроба Господня.

32 Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

33 Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился 34 и сказал: где вы положили его?

Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.

35 Иисус прослезился. 36 Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.

37 А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?

38 Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. 39 Иисус говорит: отнимите камень.

Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.

40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? 41 Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. 42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. 43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. 44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.

Фарисеи замышляют убить Христа

45 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. 46 А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. 47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. 48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.

49 Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, 50 и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. 51 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, 52 и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.

53 С этого дня положили убить Его. 54 Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими.

55 Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься. 56 Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник? 57 Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.

Пред праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их

И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,

Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,

Встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался, Потом влил воды в умывальницу, и начал умывать ноги ученикам и отират полотенцем, которым был препоясан

Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ, что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.

Петр говорит Ему не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.

Симон Петр говорит Ему Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.

Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все

Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал, не все вы чисты.

Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им. знаете ли, что Я сделал вам?

Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то

Итак, Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу:

Ибо я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам.

Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.

Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

Мы должны рассмотреть этот отрывок всесторонне, но сначала давайте посмотрим на него целиком.

Мало других случаев в Евангелиях так открывают истинный характер Христа и Его любовь, как этот случай. Когда мы подумаем, Кем Иисус мог бы быть и что мог бы сделать, величайшее чудо того, Кем Он был и что делал, становится близким и понятным для нас.

1. Иисус знал, что все отдано в руки Его. Он знал, что час Его унижения близок, но знал также, что близок и час Его прославления. Такого рода знание могло бы исполнить Его чувством гордости, а Он при таком сознании силы и славы, которые принадлежали Ему, умыл ноги ученикам. В момент, когда в Нем могла бы проявиться самая высокая гордость, в Нем проявилось самое высокое смирение.

Любовь всегда такова. Когда, к примеру, кто-то заболевает, любящая его душа готова оказывать ему самые непривлекательные услуги и делать это с величайшим удовольствием, потому что такова любовь. Иногда людям кажется, что они слишком важны для того, чтобы исполнять какие-нибудь низкие услуги. Иисус не был таким, и хотя знал, что Он Господь всех и всего, умыл ноги ученикам.

2. Иисус знал, что Он от Бога пришел и к Богу отходит. У Него могло бы быть известное презрение к людям и миру. Он мог бы подумать, что Его дело на земле окончено, и теперь Он уже на пути к Богу. Но именно тогда, когда Бог был к Нему особенно близок, Иисус достиг глубин и крайних пределов служения людям. На праздничных пирах рабы умывали ноги гостям. Ученики раввинов прислуживали учителям, но такое служение не пришло бы никому в голову. В Иисусе же замечательно то, что Его близость к Богу не только не отдаляла Его от людей, а наоборот приближала Его к ним. Всегда верно, что тот, кто ближе к Богу, ближе и к людям.

Существует легенда о Франциске Ассизском, в которой говорится, что в юности своей он был весьма богат, и только самое лучшее было достаточно хорошим для него. Во всех отношениях он был аристократ из аристократов. Но ему было не по себе и в душе у него не было покоя. Однажды, проезжая за городом на коне, он увидел прокаженного. Этот человек был весь в ранах и струпьях, и представлял собой ужасное зрелище. В другое время брезгливый Франциск отвернулся бы от него с презрением и отвращением, уж слишком ужасным был вид этого остатка человека, но на этот раз что-то оборвалось в душе Франциска. Он сошел с коня, подошел к прокаженному и обнял его, и в этот момент тот предстал пред ним в образе Иисуса Христа. Чем ближе мы к страдающему человечеству, тем ближе мы к Богу, и наоборот.

3. Иисус знал, что скоро Он будет предан. Такое знание могло вызвать в Нем обиду или даже ненависть, но случилось обратное — сердце Иисуса горело еще большей любовью. Чем больше Ему причиняли боль, чем больше Его унижали и издевались над Ним, тем больше Он любил. Естественно возмущаться злом и огорчаться в ответ на обиды, но Иисус встречал самые ужасные оскорбления, обиды и даже предательство с глубочайшим смирением и любовью.

Иоанна 13,1-17 (продолжение) Царственное служение

Но здесь, мы видим, сказано не все. Если мы посмотрим на описание этой вечери Лукой, мы найдем такую фразу: «Был же спор между ними, кто из них должен почитаться большим» (Лук. 22,24). Даже тогда, когда Крест был уже виден, ученики спорили еще о первенстве и авторитете.

Возможно, что именно этот спор и понудил Иисуса поступать так, как Он поступил. Дороги Палестины были немощеными и грязными. В сухую погоду несколько сантиметров пыли лежало на их поверхности, а в дождь вся эта пыль превращалась в жидкую грязь. Обувь, которую обычно носили люди, была легкой, открытой; это были, как правило, просто подошвы, притянутые к ноге парой узких ремней, то есть самый примитивный вид сандалий. Такая обувь плохо предохраняла от пыли и грязи дорог, и потому перед каждым домом можно было найти сосуд с водою и слугу с тазиком и полотенцем, готового умыть ноги гостям. В собрании друзей Иисуса в тот памятный вечер не было слуг, и потому услуги, которые обычно в богатых домах оказывали слуги, они разделяли между собою. Весьма возможно, что в тот вечер, они так увлеклись своим состязанием кто из них будет большим в Царстве Иисуса, что никто не позаботился о том, чтобы была вода и полотенце для омовения ног у входа в горницу. И потому Иисус Сам поправил это упущение самым ярким и наглядных образом.

Он сделал Сам то, к чему никто из них не был готов, и тогда сказал: «Видите, что Я сделал? Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно есть то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».

Это должно заставить нас задуматься. Как часто, даже в церквах, возникают неприятности из-за того, что кому-то не дали того места, которого он желал. Как часто даже высокопоставленные служители обижаются, когда им не дают тех почестей, которых требует по их мнению их положение. Здесь урок, что есть только один вид величия: величие служения. Мир полон людей, которые отстаивают свое достоинство в то время, как они должны были бы стоять на коленях у ног своих братьев. Во всех отраслях жизни жажда первенства и нежелание подчинения нарушают порядок вещей. Игрока только один раз не допустили до игры, и он не желает больше играть. Полного надежд политика обошли, не дав ему того места, на которое он думал, что имеет право, и он отказывается принимать место ниже. Член хора не получил желанного соло — и отказывается вообще петь.

В каждом обществе случается, то кто-то при малейшем невнимании к нему либо взвивается во гневе, либо ходит надутый несколько дней подряд. Всякий раз, когда нам захочется думать о нашем достоинстве, авторитете и положении, давайте вспомним Сына Божьего, препоясанного полотенцем, на коленях у ног Своих учеников.

Воистину велик тот, кто обладает этим особым смирением, которое делает его одновременно слугой и царем. В произведении «Любимый капитан» Дональда Ханки есть такой замечательный отрывок, в котором описано, как любимый капитан заботился о своих подчиненных после похода:

«Мы знали инстинктивно, что он наш старшина — человек из лучшего материала, чем мы, «кто-то» по праву Я думаю, что поэтому он мог быть скромным, не теряя своего достоинства. А он был действительно скромным, если можно так выразиться, и я думаю, что можно. Ни одна наша беда не была настолько малой, чтобы он не мог заняться ею. Когда мы начали ходить в походы, и наши ноги были истерты в кровь и покрыты волдырями, можно было подумать, что это были не наши ноги, а его, так чутко он заботился о них. Конечно, после каждого похода нам проверяли ноги Так уж полагалось, но у него это не было просто навыком. Он приходил к нам в комнату, и если у кого болели ноги, он склонялся перед тем человеком на колени и внимательно рассматривал израненные от похода ноги, как будто бы он был врач, а потом приписывал лекарства, которые тут же приносились сержантом. Если волдырь нужно было проколоть, он чаще всего брался за это сам, и при этом заботился о том, чтобы это было сделано чистой иголкой, чтобы не занести в рану грязи. Он просто считал, что наши ноги важная вещь, и знал, что сами мы не очень осторожны со своими ногами. Что-то Христово было в этом его обращении с нами, и мы любили и уважали его еще больше»

Именно такого человека, который склоняется вниз, как Христос, люди любят и почитают как царя и памяти о нем не дают умереть.

Иоанна 13,1-17 (продолжение) Необходимое омовение

Мы уже видели раньше, что в словах евангелиста Иоанна всегда нужно искать два значения: первое — важное, второе — еще более важное. Внешне этот эпизод — явный, незабываемый урок смирения, но тут есть еще кое-что. Здесь есть одно довольно трудное положение. Сперва Петр отказывается позволить Иисусу мыть его ноги, но Иисус говорит ему, что, если он не позволит Ему умыть его ноги, он не будет иметь части с Господом. После этого Петр просит умыть ему не только ноги, но и руки и голову. Иисус же отвечает, что достаточно, чтобы только ноги были умыты. Это предложение, у которого несомненно два значения, звучит так: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что весь чист» (13,10).

Несомненно здесь есть намек на христианское крещение. Слова «если не умою тебя, не имеешь части со Мною» можно тоже выразить так: «Без крещения человек не участвует в Церкви». Обычай был такой, что если человек умылся дома, перед уходом в гости, ему нужно умыть только ноги. Но это значение внешне, а внутреннее, более глубокое, говорит, что только омытые входят в дом. Поэтому Иисус и говорит Петру: «Ты нуждаешься не в обычном омовении тела, которое и сам можешь совершить, но нуждаешься в том особом омовении, которое откроет тебе доступ в дом веры». Этим объясняется и другое, а именно, что когда Петр отказался дать Иисусу умыть ноги, Иисус сказал ему: «Ты не дашь Мне умыть ноги тебе? Знай, что без этого ты потеряешь все».

В Церковь вступают путем крещения, то есть омовения перед входом. Это не значит, что человек не будет спасен, если он не крещен (как, например, разбойник на кресте), но это значит, что если человек имеет возможность крещения, он должен засвидетельствовать свою веру во Христа — своего Спасителя.

Иоанна 13,18-20 Позор неверности и слава верности

Не о всех вас говорю. Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: «ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою».

Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я.

Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает, а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.

В этом отрывке ударение ставится на три вещи.

1. Явная жестокость неверности Иуды изображена в красках, которые особенно понятны восточному уму. Иисус говорит знакомые всем слова из псалма: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс. 40,10). На востоке есть с кем-то хлеб было признаком дружбы и актом верности. В 2 Цар. 9,7.13 говорится о том, как Давид дает Мемфивосфею, сыну Ионафана (сыну Саула) «есть хлеб за его столом», в то время, как мог легко уничтожить его, как потомка Саула. В 3 Цар. 18,19 говорится о том, как пророки Ваала ели хлеб у стола Иезавели. Если человек, который ел хлеб за столом друга, который доверял ему, предавал его — это считалось актом крайней подлости. Такого рода предательство псалмопевец считал самой горькой обидой и мы читаем: «Посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его. Ибо не враг поносит меня — это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною — от него я укрылся бы, но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой» (Пс. 54,12-14). В мире все еще живет эта острая боль обиды, когда близкий человек проявляет душераздирающую неверность, и многим эта боль хорошо знакома. Само выражение «поднял на меня пяту свою» говорит о жестокости и в иудейском языке всегда употреблялось для описания жестокости. В этом отрывке нет гнева со стороны Иисуса, только глубокая печаль, последний призыв к Иуде и обнажение раны, которую тот нанес сердцу Иисуса.

2. В нем также подчеркнут тот факт, что даже эта трагедия входила в пределы плана Божьего, и что она полностью и безоговорочно принималась Иисусом. Все было так, как Писание предсказало. Не было ни на момент сомнения в том, что искупление мира больно ранит в сердце Бога. Иисус знал, что происходит, знал цену происходящего и был готов принять ее. Он не хотел, чтобы ученики подумали, что Он попался в сплетение слепых обстоятельств, из которых не мог выбраться. Его не убивали, но Он Сам избирал смерть. Но в тот момент они не могли видеть этого и не понимали, что с Ним происходит, но Он хотел, чтобы в будущем они оглянулись, вспомнили и поняли.

3. Этот отрывок подчеркивает не только боль и горечь предательства, но и славу верности. Придет день, когда вот эти самые ученики понесут весть Иисуса Христа во все концы мира. Делая это, они будут не более и не менее, как представителями Самого Бога. Посол не идет от себя, как частное лицо, вооруженный только своими собственными способностями и качествами, но идет, неся славу и честь своей страны на себе. Слышать его, значит слышать его страну, отдавать честь ему, значит отдавать честь его стране. Приветствовать его, значит приветствовать его страну и правителя, который послал его. Великая честь и великая ответственность христианина в том, что Он представляет в мире Иисуса Христа. Мы говорим о Нем и действуем в Нем и для Него.

Иоанна 13,21-30а Последний призыв Любви

Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.

Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса;

Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.

Он, припадши к груди Иисуса, сказал Ему Господи! кто это?

Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.

И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему что делаешь, делай скорее.

Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.

А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему. «купи, что нам нужно к празднику», или чтобы дал что-нибудь нищим

Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.

Когда мы мысленно представляем себе эту сцену, некоторые явления в ней ярко выступают и привлекают наше особое внимание.

Предательство Иуды показано во всем его уродстве. Он был, надо полагать, великолепным актером и искусным обманщиком. Одно ясно, если бы другие ученики знали о намерении Иуды, он не покинул бы горницу живым. По-видимому, все время хождения с ними он разыгрывал роль милого и верного ученика, обманув всех, кроме Иисуса. Иуда был не только наглым злодеем, но был также вкрадчивым лицемером, и здесь для нас предупреждение: своим внешним поведением мы можем провести людей, но не сможем ничего утаить от всевидящего ока Христа.

Но здесь не только это, и если мы правильно понимаем, что происходило, мы увидим, что Иисус снова и снова призывал Иуду одуматься. Обратим внимание на то, как иудеи рассаживались у стола. Они фактически не садились, а полуложились. Стол был сделан из одного низко поставленного толстого куска дерева, а вокруг него были своеобразные кушетки. Стол не был прямоугольным, но имел форму подковы и местом хозяина был центр этого стола. Гости полуложились на левом боку, опираясь на левый локоть, оставляя правую руку для еды. В таком положении голова каждого гостя была почти на груди у соседа слева. Иисус сидел на месте хозяина в центре низкого стола, а ученик, которого Он любил, сидел, по-видимому, по правую сторону Его, потому что когда он оперся на свой локоть, его голова оказалась против груди Иисуса.

Ученик, которого любил Иисус, никогда не называется по имени. Некоторые богословы думали, что это был Лазарь, так как о Лазаре сказано, что Иисус любил его (Иоан. 11,36). Другие думали, что это был богатый юноша, о котором тоже сказано, что «Иисус полюбил его» (Мар. 10,21) и который, будто, в конце концов, решил пойти за Иисусом; третьи предполагали, что это был еще какой-то неизвестный ученик, который был особенно близок Иисусу, а четвертые вообще придумали, что эта личность не была реальной, но идеальной картиной того, каким должен быть подлинный ученик. Но преобладает мнение, что этим учеником был сам евангелист Иоанн. Этого мнения придерживаемся и мы.

Но что заслуживает особого внимания, так это место, которое занимал у стола Иуда. Весьма возможно, что Иисус мог говорить с ним прямо и лично и так, что другие не могли их слышать. Если это было так, тогда только одно место могло быть занято Иудой — с левой стороны от Иисуса, и тогда точно так, как голова Иоанна склонялась к груди Иисуса, голова Иисуса склонялась к груди Иуды. Показательно то, что место с левой стороны от хозяина было самым почетным и давалось самым интимным друзьям. Когда ужин начался, Иисус, надобно полагать, сказал Иуде: «Иуда, сиди возле Меня сегодня, Мне хочется лично поговорить с тобою». Само это приглашение сесть близко было уже призывом, обращением к совести.

Но это не все. Предложение хозяина принять из его руки особо лакомый кусочек тоже было знаком близкой дружбы.

Когда Вооз хотел показать Руфи, насколько он уважает ее, он предложил ей обедать со жнецами и сказал: «Ешь хлеб и обмакивай кусок твой в уксус» (Руфь 2,14). Арабы имеют обычай отрывать самый жирный кусок баранины и давать его почетному гостю, что не всегда бывает приятно европейцу, но принимается из вежливости в сознании, что это знак дружбы. Когда Иисус подал кусок Иуде, это тоже было знаком особой дружбы, но ученики даже тогда не обратили на это внимания. Значит, они так привыкли, что Иисус ласково обращается с Иудой, что и в данном случае не придали этому никакого значения. Иуда всегда пользовался дружбой и любовью Господа.

Трагично, что после повторных воззваний к темному сердцу Иуды, предатель оставался твердым в своем решении и не изменил его. Упаси нас Бог от такого равнодушия к призывам любви.

Иоанна 13,21-30а (продолжение) Последний призыв Любви

Итак, трагедия разыгралась, несмотря на то, что Иисус повторял Свой призыв, проявляя ласку и нежность в попытке спасти его от того, что он задумал сделать. И тогда наступил решающий момент. «Иуда, что делаешь, делай скорее», — сказал Иисус, зная, что бесполезно откладывать дальше. К чему продолжать бесполезные призывы в атмосфере возрастающей напряженности? Если уж должно это совершиться, пусть скорее совершится.

Ученики же все еще не знали, что происходит, и подумали, что Иисус послал Иуду кое-что купить к ужину, или чтобы он дал что-нибудь нищим. Обычай требовал, чтобы те, у кого было всего в достатке, делились с теми, кто не имеет ничего, и в это время праздника люди больше, чем в любое другое время, делились с бедными. Поэтому ученики подумали, что Иисус послал Иуду дать что-нибудь из его ящика нищим, чтобы и они могли попраздновать Пасху, как все другие.

Когда Иуда принял от Иисуса кусок, сатана вошел в него. Страшно подумать, что то, что было зовом любви, обернулось двигателем ненависти. Но так действует диавол. Он может взять прекраснейшую весть и исказить ее так, что она сделается исчадием ада. Он может превратить любовь в страсть, святость в тщеславие, воспитание в садистскую жестокость, привязанность в бесхребетное самодовольство. Мы должны быть бдительными, чтобы и в нашей жизни диавол не использовал прекрасное в своих низких целях.

Иуда вышел, а была ночь. Была ночь, потому что день пришел к концу, но это не единственный смысл слова ночь в данном случае. Тут была ночь другого порядка. Ночь наступает для человека всегда, когда он уходит от Христа, преследуя свои личные цели. Ночь всегда наступает, когда человек прислушивается к злому, вместо того, чтобы откликаться на призывы доброго. Ночь наступает, когда ненависть гасит свет любви. Ночь наступает, когда человек отворачивается от Иисуса Христа.

Когда мы послушны Христу, мы ходим во свете, но как только мы отворачиваемся от Него, мы вступаем во тьму. Перед нами два пути — во свет и во тьму. Бог даст нам мудрость избирать правильно, ибо мы знаем, что в темноте человек может легко заблудиться.

Иоанна 13,30б-32 Четырехкратная слава

Когда он вышел, Иисус сказал ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его

В этом отрывке четырехкратное прославление.

1. Прославление Иисуса наступило. Напряжение прошло, Иуда вышел, и Крест стал неизбежностью. Крест был Его прославлением. Здесь мы снова стоим лицом к лицу с вечной истиной, что слава приходит к тому, кто жертвует собой. В любом сражении высшая слава принадлежит не тем, кто пережил его, а тем, кто отдал жизнь свою в нем. В медицинской профессии помнят не тех врачей, которые разбогатели, а тех, которые пожертвовали собой ради исцеления других. История преподает простой урок: те, которые жертвовали собой, удостоились высшей славы.

2. Иисус прославил Бога. Послушанием Своим Он прославил Отца. Только послушанием человек может доказать своему лидеру, что он уважает, любит и доверяет ему; послушанием, если нужно, и до смерти. Только послушанием ребенок показывает, что он уважает своих родителей и любит их. Иисус отдал высшую честь и славу Своему Отцу тем, что был послушен до смерти.

3. Бог прославился в Иисусе. Нам может показаться странным, что высшая слава Бога явилась в Его воплощении и Распятии. Нет ничего более славного, чем быть любимым. Если бы Бог держался отчужденно, невозмутимо и равнодушно, и не был бы тронут скорбями и болями человека, люди боялись бы Его, и может быть, восхищались Им, но они никогда не полюбили бы Его. Закон самопожертвования не только земной закон, но и небесный. Через воплощение и Распятие на кресте высшая слава Бога проявила себя вполне.

4. Бог прославит Иисуса. Это другая сторона происходящего. В тот момент Крест был славою Иисуса, но Его ожидало больше, перед Ним было еще Воскресение и Вознесение, а затем и полное и окончательное торжество, о котором Новый Завет говорит, как о Его Втором Пришествии. На Кресте Иисус нашел Свою собственную славу, но наступит и уже наступает день, когда весь мир, вся вселенная увидит Его славу. Возвышение Христа должно было придти после Его унижения, и воцарение после Распятия, терновый венец должен стать венцом славы. Сейчас — путь ко Кресту, но впереди торжество Царя, которое увидит весь мир.

Иоанна 13,33-35 Прощальная заповедь

Дети не долго уже быть Мне с вами будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга,

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою

Иисус произнес Свою последнюю заповедь перед учениками. Время было коротко и было важно, чтобы они услыхали Его голос именно тогда, потому что Он уходил от них в путь, в который они не могли пойти с Ним. Он вступал на дорогу, по которой должен бы пойти один, но прежде, чем покинуть их, Он дал им заповедь, чтобы они любили друг друга так, как Он любил их. Что это означает для нас, и для наших отношений с ближними? Как любил Иисус Своих учеников?

1. Он любил их самоотверженно. Даже в самой благородной человеческой любви всегда остается элемент эгоизма. Может быть несознательно, но мы часто думаем о собственной выгоде. Мы думаем о счастье, которое можем получить, или об одиночестве, которое постигнет нас в случае, если нас разлюбят. Слишком часто мы спрашиваем себя: «Какая польза мне от этой любви?» Как часто в подсознании сидят поиски личного и желание не столько дать, сколько получить. Но Иисус никогда не искал Своего. Его единственным желанием было отдать Себя ради тех, кого Он любил.

2. Иисус любил учеников жертвенно. Не было предела тому, что Его любовь была готова для них сделать, и куда готова была для них пойти. Никакое требование не было для нее чрезмерным, и если любовь означала Крест, Иисус готов был пойти туда. Иногда мы ошибочно заключаем, что любовь должна приносить нам счастье, и в конечном счете она делает это, но не несет с собою также страдание и может иногда требовать креста.

3. Иисус любил Своих учеников понимающе. Он знал их насквозь. Мы не знаем людей, пока не поживем с ними. Встречаясь с людьми только иногда, мы видим их лучшую сторону, а когда живем с ними, тогда узнаем и все их слабости. Иисус жил с учениками изо дня в день в течении многих месяцев и знал о них все, что только можно было знать — и любил их! Иногда мы говорим, что любовь слепа, но это не так, потому что любовь, которая слепа, не может окончиться ничем иным, кроме печальною разочарования. Истинная любовь смотрит широко раскрытыми глазами и любит не воображаемого человека, а настоящего, реального, любит его таким, каков он есть. У Иисуса достаточно к нам любви, чтобы любить нас такими, какие мы есть.

4. Иисус любил Своих учеников прощающе. Все они оставили Его в трудную минуту, и во все дни Его жизни в теле ни один из них не понимал Его, все они были слепыми и бесчувственными, медленными на учение, слабо соображающими, и под конец оказались еще и явными трусами. Но Иисус не обижался на них Не было такого недостатка, которого бы Он не мог простить. Любовь, которая не готова прощать, может только завянуть и умереть. Мы жалкие существа, и что-то заставляет нас всегда причинять боль именно тем, которых мы любим, и потому любовь, которая все переносит, должна быть построена на прощении, потому что без прощения она умрет.

Иоанна 13,36-38 Пошатнувшаяся верность

Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною.

Петр сказал Ему Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя.

Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.

Какая разница была между Петром и Иудой? Иуда предал Иисуса и имя Иуды связано с ужаснейшим позором, а Петр, хотя и отрекся от Него в трудную минуту с клятвой и божбой, обладает чем-то бесконечно милым. Вот в чем разница: предательство Иуды было преднамеренным и умышленным, и было исполнено с жестокой холодностью. Несомненно, оно было следствием тщательно продуманного плана, и потому до конца не поддавалось самым явным призывам обратиться. Об отречении же Петра можно сказать, что никогда не было ничего менее умышленного, чем оно. Он не намеревался совершить его, но был просто захвачен им в момент слабости воли, хотя сердце его все время оставалось в правильном отношении к Иисусу.

Всегда есть большая разница между грехом, который холодно и умышленно рассчитан, и тем, который совершается нечаянно и недобровольно, поражая человека в момент слабости воли или возбуждения. Всегда есть разница между грехом, когда человек знает, что он делает, и тем грехом, когда человек либо слаб, либо возбужден так, что сам едва знает, что делает. Упаси нас Бог от умышленного причинения боли себе или тем, которых мы любим!

В отношении Петра к Иисусу есть что-то трогательно милое.

1. Иисус знал Петра со всеми его слабостями. Он знал его импульсивность, неустойчивость и то, как он был склонен говорить сердцем, еще не успев продумать это головой. Он знал силу его верности так же, как и слабость его решимости, и, одним словом, знал Петра таким, каким он был.

2. Иисус знал Петра во всей его любви, знал, — что бы Петр ни делал, он любил Его. Если бы мы только понимали, что часто люди, которые огорчают нас, обижают и разочаровывают, делают это не умышленно, не из глубины души, ибо в глубине души они любят нас. Ведь главное в человеке не его недостатки и слабости, а его любовь. Иисус знал, что Петр любит Его. Мы избежали бы многих обид и трагических разрывов с людьми, если бы помнили, что в глубине души они любят нас, и прощали бы их мимолетные слабости.

3. Иисус знал Петра не только в данный момент, каким он был тогда, но и каким он мог быть. Он знал, что хотя Петр не мог пойти за Ним сейчас, в будущем он пойдет тем же путем мученичества. Христос тем и велик, что Он видит героя в трусливом человеке, потому что видит всего человека и не только сейчас, но и в будущем, видит его таким, каким он может стать в Его руках. Он обладает любовью, которая видит, каким человек может стать, и силою, которая помогает ему достигнуть именно этого.

 1 Иисус умыл ноги ученикам; «и вы должны умывать ноги друг другу». 21 Предсказание Иисуса о предательстве; Иуда вышел. 31 Новая заповедь: «да любите друг друга». Предсказание об отречении Петра.

1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.

2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,

3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшёл и к Богу отходит,

4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.

5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.

6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?

7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после .

8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною .

9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.

10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все .

11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты .

12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?

13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то .

14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу .

15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам .

16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его .

17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете .

18 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: «ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» .

19 Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я .

20 Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня .

21 Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня .

22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.

23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.

24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.

25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?

26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам . И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.

27 И после сего куска вошёл в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее .

28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.

29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: «купи, что нам нужно к празднику », или чтобы дал что-нибудь нищим.

30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.

31 Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нём .

32 Если Бог прославился в Нём, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его .

33 Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь .

34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга .

35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою .

36 Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною .

37 Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя.

38 Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды .

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Евангелие от Иоанна, 13 глава



mob_info