Отец горио анализ произведения. Место романа «Отец Горио» в «Человеческой комедии» Бальзака. Характеристика отца Горио

В 1834 у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение – “картину нравов” его времени, огромный труд, впоследствии озаглавленный им “Человеческая комедия”. По мысли Бальзака “Человеческая комедия” должна была быть художественной историей и художественной философией Франции, как она сложилась после революции.
Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни, он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Это огромное литературное

Издание он наметил в следующем виде:
Первая часть – “Этюды о нравах”- шесть отделов: “Сцены из частной жизни” , “Сцены из провинциальной жизни” , “Сцены из жизни Парижа”, “Сцены из политической жизни” “Сцены из военной жизни”, “Сцены из деревенской жизни”
Вторая часть – “Философские исследования”. Задумано 27 произведений, из них осуществлено 22: “Шагреневая кожа”, “Неизвестный шедевр” , “В поисках абсолюта”.
Третья часть – “Аналитические исследования” (задумано 5 – осуществлено одно произведение: “Физиология брака”).
Бальзак так вскрывает свой замысел: “”Исследование нравов” дает всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни, ни одного типа, ни одного мужского или женского характера, ни одной профессии, ни одной житейской формы, ни одной социальной группы, ни одной французской области, ни детства, ни старости, ни зрелого возраста, ни политики, ни права, ни военной жизни. Основа – история человеческого сердца, история социальных отношений. Не выдуманные факты, а то, что везде происходит”.
Роман ” Отец Горио” знаменует новый этап в творческом развитии Бальзака, как и весь 1835 год. В нем за внешним фасадом обыденности скрыты величайшие трагедии человеческой жизни. ” Отец Горио” не явояется историей жизни одного персонажа – это срез жизни общества в определенный период его развития. Интересно движение романа по разделам ” Человеческой комедии”: в 1843 году об был включен в ” Сцены парижской жизни”, на заметки автора говорят о том, что он решил поместить этот роман в ” Сцены частной жизни”. Путь тот же, что и у ” Гобсека”: сцены частной жизни вбирают в себя большее количество фактов и явлений, они характеризуют общество в целом. А частная жизнь – это жизнь семей, ” Человеческая комедия”, как писал Бальзак, изображает мир через призму семьи.
Растиньяк раскрывается в письмах сестрам и тетке, у Викторины Тайфер судьба строится на отношениях с отцом и братом, судьба Горио есть, по сути, судьба его двух беспутных дочерей. Истинное чувство отсутствует. Семьи связывают лишь денежные отношения. Даже отличающийся от парижской публики провинциал Растиньяк выпрашивает деньги, чтобы попасть в высший свет. Роман создавался тогда, когда замысел ” Человеческой комедии” уже сложился в сознании автора. У Бальзака нет другого произведения, в котором бы соединилось столь большое число персонажей и были бы представлены практически все слои современного ему общества. Исключение может составить лишь ” Гобсек”. События разворачиваются преимущественно в пансионе мадам Воке, это парижское мещанство, где рядом с Мишоно, Пуаре появляется Растиньяк – провинциальный дворянин, а так же будущий врач Бьяншон, творческая личность.
С помощью Растиньяка читатель попадает в аристократические салоны – де Босеан и де Ресто, через Дельфину – мы видим среду Нунсинжена – одного из самых богатых банкиров в ” Человеческой комедии”. Так входит в роман группа персонажей, фактически определившая в 1820-30х годах политику Франции. Однако Бальзаку не столь важно показать все уровни социальной иерархии, сколь продемонстрировать их сходство в восприятии жизненных ценностей и убеждений. Разнородная среда здесь превращается в монолит, где выше желания обогатиться нет ничего. В центре повествования находится пансион Воке. Он является своеобразным сосредоточием, может быть, даже символом социальных и моральных законов, присущих современной Бальзаку Франции.
Не случайно Растиньяк сближает суждение о законах общества виконтессы Босеан и Вторена. Каторжник, говоря о людях, понимает мир как пауков в банке, однако виконтесса сравнивает людей с лошадьми, которых можно загонять и менять на каждой почтовой станции. По существу грязны нормы жизни всех кругов общества, но дом Воке более открыто их демонстрирует. Сделать обобщения, соединить социальные группы на уровне нравственных законов Бальзаку вновь помогают вещи. С их помощью создаются портреты, так, название пансиона Воке свидетельствует об уровне культуры хозяйки и пансионеров, или, скорее, о их безразличии к тому, что их окружает. ” Семейный пансион для лиц обоего пола и прочая”.Детальное описание пансиона, где обитают герои, являющиеся обобщением самой среды, демонстрируют всю убогость существования героев, которые воспитываются в зависимости от этой среды. Внешность персонажа, его манера вести себя и даже одеваться (юбка госпожи Воке), неразрывно связаны с тем, что их окружает. Повествование ведется от третьего лица, но задача Бальзака не преподнести читателям готовой морали, а в том, чтобы показать, как течет сама жизнь, как люди воспринимают свое место в жизни, свои возможности, а это и есть то новое, что автор вносит в концепцию романа ново века. Обилие рассуждений персонажей, так же как масса авторских описаний, избавляет автора от необходимости дидактизма, позволяя самому читателю делать выводы о нравах, царящих в современном Бальзаку обществе Франции 19 века.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Бальзак – один из величайших романистов XIX века. Важнейшая особенность его творчества состоит в том, что он написал не просто большое количество романов, но историю целого общества. Действующие лица его произведений – врачи, стряпчие, государственные деятели, ростовщики, светские дамы, куртизанки Read More ......
  2. Я сам их приучил топтать меня ногами… Ради них я обесценил самого себя. О. де Бальзак. Отец Горио В романе “Отец Горио”, написанном Оноре де Бальза-Ком, мы являемся свидетелями многих человеческих драм и трагедий. Но одна из основных здесь проблема Read More ......
  3. В “Отце Горио”, законченном за сорок дней бешеной работы, сосредоточилось столько содержания, что трем его главным героям как бы тесно на сравнительно небольшом пространстве этого романа. Бывший торговец мучными изделиями, страстно и слепо любящий двух своих дочерей; они продавали ему Read More ......
  4. Если отцов будут топтать ногами, отечество погибнет. О. де Бальзак. Отец Горио Во все времена уважение к старшим было одним из основных столбов, на которые опирается не только семья, но и все общество. Дети всего мира воспитываются на сказках и Read More ......
  5. Валантена, Гобсека, Евгении Гранд. Эти персонажи были тесно связаны со своим окружением, созданные своей социальной средой, которая “оттеняла” центрального героя, служила для полнейшего раскрытия его характера. Но Бальзак все больше ощущал, что традиционная форма романа не подходит для воплощения его Read More ......
  6. Сочинение Французский писатель Оноре де Бальзак по праву считается одним из величайших романистов XIX века. Главная особенность его творчества состоит в том, что он написал не просто большое количество романов, – он написал историю целого общества, которую назвал потом “Человеческая Read More ......
  7. Отец Горио Главные события происходят в пансионе “мамаши” Воке. В конце ноября 1819 г. здесь обретается семь постоянных “нахлебников”: на втором этаже – юная барышня Викторина Тайфер с дальней родственницей мадам Кутюр; на третьем – отставной чиновник Пуаре и загадочный Read More ......
  8. Верный вожатый это сердце. О. де Бальзак. Отец Горио Наверное, нет ни одного литературного произведения, где не затрагивалась бы проблема выбора, с которой мы так часто сталкиваемся и в обыденной жизни. Разные пути выбирают для себя герои романа Оноре де Read More ......
Специфика “Этюдов о нравах”. Анализ романа “Отец Горио”

Бальзак - один из величайших романистов XIX века. Важнейшая особенность его творчества состоит в том, что он написал не просто большое количество романов, но историю целого общества. Действующие лица его произведений - врачи, стряпчие, государственные деятели, ростовщики, светские дамы, куртизанки - переходят из тома в том, и тем самым создается осязаемость и достоверность мира, созданного Бальзаком.

В 1834 году Бальзак сделал первый набросок плана будущей серии романов, которую он назовет потом "Человеческой комедией". Начинает эту серию "Отец Горио", написанный в декабре того же, 1834 года. Эта книга открывает собой грандиозную эпопею, в ней участвуют самые важные действующие лица "Человеческой комедии", в ней завязываются сотни драм, каждая из которых в свою очередь станет темой нового шедевра. "Отец Горио" - краеугольный камень в творчестве писателя.

Как же развиваются события в романе?

Бальзак приводит читателя на улицу Сент-Женевьев в Париже, на которой расположен четырехэтажный дом, принадлежащий госпоже Воке. Это своеобразный пансион, где за различную плату проживают незаметные, потертые жизнью люди. Здесь доживают дни одинокие старики - бывшие лавочники, мелкие чиновники в отставке, вдовы на пенсии. Здесь находят пристанище те, кто только начинает свой путь, - отпрыски небогатых семейств, приехавшие в Париж из провинции, бедные студенты, сироты-бесприданницы. В этом потайном уголке парижских джунглей, в гуще маленьких людей скрывается под обличьем коммерсанта и беглый каторжник.

Госпожа Воке отмеряет порции и меньше всего наливает старику Горио. Еще бы. Он так обманул ее ожидания! Когда он поселился в пансионе несколько лет назад, он был еще довольно свеж и крепок, и денежки у него водились. Госпожа Воке подумывала о том, чтобы женить его на себе, но на ее глазах Горио превращается в дряхлую развалину, жалкого бедняка.

Вместо новенького фрака на нем какое-то отрепье, он перестал пудрить парик, отказался от табака. Из лучшей комнаты пансиона Горио постепенно перекочевал в каморку на чердаке. Уважаемый постоялец превратился в отверженного, козла отпущения, предмет насмешек для всех жильцов. Почему это произошло? Госпожа Воке не знает причин и предполагает самое худшее.

Старик никого и ничего не замечает вокруг, он весь ушел в свои мысли, рассеянно катает шарики из хлеба и то и дело нюхает их, определяя качество муки.

Только один из жильцов пансиона глядел на старика с сочувствием. Это студент Растиньяк. Он узнал историю жизни Горио, печальную историю...

В молодости Горио был рабочим-вермишелыцйком, "ловким, бережливым и настолько предприимчивым, что в 1789 году купил все дело своего хозяина". После революции в голодные годы он нажил состояние на спекуляциях мукой. "Все его умственные способности ушли в торговлю хлебом". Все его чувства ушли в любовь к семье - жене и двум дочерям. Вне лавки и вне семьи у него не было никаких интересов: книг он не читал, в театре засыпал. Жена Горио рано умерла, и он сам растил и воспитывал дочерей. Наряжал их, баловал, выполнял любую их прихоть. "Отеческое чувство его перешло все разумные границы", дочери стали его кумирами. Горио "возносил их над собой, любил даже то зло, которое терпел от них". А с годами это зло становилось все ощутимее.

Наделив дочерей богатым приданым, Горио выдал их замуж. Старшую, Анастази - за графа Ресто, младшую, Дельфину - за банкира Нусингема. Они стали светскими дамами и стеснялись того, что отец их торгует мукой. В угоду им старик бросил свое дело. Дочери не хотели брать его к себе, зятья стыдились тестя с плебейской внешностью. Тогда Горио и поселился в пансионе.

Он думал, что будет жить на покое припеваючи. Лишь бы дочери позволили их навещать. Но дочери пускали его к себе очень редко и то тайком, с черного хода. Им нужны были только его деньги. Когда они не могли получить денег у мужей на какую-нибудь прихоть, они бросались к отцу, и постепенно он отдал им все, что у него было. Одряхлевший, опустившийся, он часами простаивал на улице, чтоб хоть мельком взглянуть на своих кумиров. А они обе отвернулись от него. "Они выжали лимон, а корку выбросили на улицу".

В предсмертном бреду Горио строит безумные планы, как добыть богатство, чтобы помочь своим "ангелам". Он умирает, а дочери так и не пришли к нему в его смертный час. Как бы прозрев перед смертью, Горио сознает причину своего несчастья. Он не нужен им потому, что он беден: "Ах, будь я богат, кабы я не отдал им свое богатство, а сохранил бы у себя, они были бы здесь, у меня бы щеки лоснились от их поцелуев".

Отец Горио являет собой один из самых ярких примеров людей, одержимых страстями; неуемное развитие таких страстей, которое приводит к полному разрушению личности, ставшей их жертвой, - одна из наиболее характерных черт искусства Бальзака. Ведя своего героя от уступки к уступке, от одной жертвы к другой, Бальзак приводит его к полному краху. Горио весь ушел в отцовское чувство, у него нет ничего в мире, он не думает ни о ком, кроме дочерей. Его страсть выросла на эгоистической почве, и сама сила этой страсти становится слабостью, ведет Горио к гибели.

Бальзак создал мир "Человеческой комедии" по образу и подобию реального мира. Его произведения в яркой художественной форме отражают нравы французского буржуазного общества первой половины XIX века, показывают безграничную власть денег. Он - исследователь, спускающийся в глубины океана. Океан этот - человеческая жизнь, с зыбью повседневных дел, с штормами страстей, с потайными заводями преступлений и пороков, вечно переменчивая, вечно движущаяся. И в этом движении, в этом хаосе, в цепи случайностей, катастроф, в глубинах человеческого падения и высочайших взлетах мыслей, труда, дерзаний Бальзак ищет главное, исследует законы, управляющие приливами и отливами человеческого океана.

15. Система образов и композиция романа « Отец Горио».

Оноре Бальзак - сын нотариуса, разбогатевшего во время наполеоновских войн. Его романы стали как бы эталоном реализма первой половины 19 века. Писатель буржуазии, хозяина новой жизни. Он потому и отвернулся от утверждения В. Гюго, что "действительность в искусстве не есть действительность в жизни", и видел задачу своего великого произведения в показе не «воображаемых фактов», а в показе того, что «происходит всюду». "Повсюду" сейчас - торжество капитализма, самоутверждение буржуазного общества. Показ утвердившегося буржуазного общества - такова основная задача, поставленная историей перед лит-рой - и Б. ее разрешает в своих романах.

Мысль о единой системе произведений возникла в Бальзака в 1833 году, когда он понял, что его стремление дать широкую панораму жизни Франции, приводившее к возникновению побочных сюжетных линий, не может быть реализовано в одном романе. Так стала складываться «Человеческая комедия» с её переходящими из романа в роман персонажами, которых по замыслу самого автора должно было стать не менее 2-3 тысяч. Романы «Человеческой комедии» автор разместил по следующим разделам: 1) этюды нравов, куда входили сцены частной, провинциальной, парижской, политической, сельской жизни; 2) философские этюды; 3) аналитические этюды.

Роман « Отец Горио» знаменует новый этап в творческом развитии Бальзака, как и весь 1835 год. В нём за внешним фасадом обыденности скрыты величайшие трагедии человеческой жизни. « Отец Горио» не явояется историей жизни одного персонажа - это срез жизни общества в определённый период его развития. Интересно движение романа по разделам « Человеческой комедии»: в 1843 году об был включён в « Сцены парижской жизни», на заметки автора говорят о том, что он решил поместить этот роман в « Сцены частной жизни». Путь тот же, что и у « Гобсека»: сцены частной жизни вбирают в себя большее количество фактов и явлений, они характеризуют общество в целом.

А частная жизнь - это жизнь семей, « Человеческая комедия», как писал Бальзак, изображает мир через призму семьи. Растиньяк раскрывается в письмах сёстрам и тётке, у Викторины Тайфер судьба строится на отношениях с отцом и братом, судьба Горио есть, по сути, судьба его двух беспутных дочерей. Истинное чувство отсутствует. Семьи связывают лишь денежные отношения. Даже отличающийся от парижской публики провинциал Растиньяк выпрашивает деньги, чтобы попасть в высший свет.

Роман создавался тогда, когда замысел « Человеческой комедии» уже сложился в сознании автора. У Бальзака нет другого произведения, в котором бы соединилось столь большое число персонажей и были бы представлены практически все слои современного ему общества. Исключение может составить лишь « Гобсек». События разворачиваются преимущественно в пансионе мадам Воке, это парижское мещанство, где рядом с Мишоно, Пуаре появляется Растиньяк - провинциальный дворянин, а так же будущий врач Бьяншон, творческая личность. С помощью Растиньяка читатель попадает в аристократические салоны - де Босеан и де Ресто, через Дельфину - мы видим среду Нунсинжена - одного из самых богатых банкиров в « Человеческой комедии». Так входит в роман группа персонажей, фактически определившая в 1820-30х годах политику Франции. Однако Бальзаку не столь важно показать все уровни социальной иерархии, сколь продемонстрировать их сходство в восприятии жизненных ценностей и убеждений. Разнородная среда здесь превращается в монолит, где выше желания обогатиться нет ничего.

В центре повествования находится пансион Воке. Он является своеобразным сосредоточием, может быть, даже символом социальных и моральных законов, присущих современной Бальзаку Франции. Не случайно Растиньяк сближает суждение о законах общества виконтессы Босеан и Вторена. Каторжник, говоря о людях, понимает мир как пауков в банке, однако виконтесса сравнивает людей с лошадьми, которых можно загонять и менять на каждой почтовой станции. По существу грязны нормы жизни всех кругов общества, но дом Воке более открыто их демонстрирует. Сделать обобщения, соединить социальные группы на уровне нравственных законов Бальзаку вновь помогают вещи. С их помощью создаются портреты, так, название пансиона Воке свидетельствует об уровне культуры хозяйки и пансионеров, или, скорее, о их безразличии к тому, что их окружает. « Семейный пансион для лиц обоего пола и прочая». Детальное описание пансиона, где обитают герои, являющиеся обобщением самой среды, демонстрируют всю убогость существования героев, которые воспитываются в зависимости от этой среды. Внешность персонажа, его манера вести себя и даже одеваться (юбка госпожи Воке), неразрывно связаны с тем, что их окружает.

Повествование ведётся от третьего лица, но задача Бальзака не преподнести читателям готовой морали, а в том, чтобы показать, как течёт сама жизнь, как люди воспринимают своё место в жизни, свои возможности, а это и есть то новое, что автор вносит в концепцию романа ново века. Обилие рассуждений персонажей, так же как масса авторских описаний, избавляет автора от необходимости дидактизма, позволяя самому читателю делать выводы о нравах, царящих в современном Бальзаку обществе Франции 19 века.

Роман начинается с описания пансионата госпожи Воке, в котором живёт один из главных героев произведения Жан-Жоашен Горио. Когда-то Горио был простым вермишельщиком, во время революции, благодаря своему уму, хитрости и смекалке, он смог разбогатеть и сколотить определенное состояние. И все же самым важным в его жизни для него были его дочери, Дельфина и Анастази. После смерти жены Горио жил лишь своими дочерьми, потакая любому их капризу и делая все для их счастья. Когда дочери выросли, он вывел их в свет и выдал замуж, надеясь лишь всегда быть желанным гостем в их гостях. Но этого не произошло. Затьям не нравилось, что Горио был обычным вермишельщиком, и они не желали видеть его в своих домах. Дочери же, избалованные отцом ещё в детстве, приходили к нему лишь тогда, когда им нужны были деньги.

Таким образом, изначально поселившись на втором этаже пансионата "Дом Воке", Горио, тратя все больше денег на своих дочерей, спустя время оказался уже на четвертом этаже, потеряв не только удобства проживания, но и уважение пансионеров, которые были уверены, что Горио тратит все деньги на любовниц. Отдавая своим дочерям все, Горио не получал взамен ничего. Я не уверена, виноват ли он сам в таком воспитании дочерей или на отсутствие у них должной любви к отцу повлияли другие факторы, но Горио определенно не заслужил такой подобной судьбы. Такой добрый, честный и щедрый человек должен быть любим всеми, а не презираем.

Ещё один главный персонаж романа - это Эжен де Растиньяк, студент, приехавший из Ангулема изучать право. Он был надеждой своей большой, небогатой семьи. Понимая, что не сможет ничего добиться, если не попадет в высшее общество, он пытается выйти в свет, попутно узнавая все его грязные тайны. Вот мы видим историю Анастази де Ресто, которая тратит все деньги на любовника Максима де Трая, любителя поиграть в карты, или семейную семейную драму Виктории Тайфер, отец которой не хочет оставить ей наследство. И тут же появляется беглый каторжник Вотрен, который предлагает Растиньяку убить брата Виктории и жениться на ней, при этом разбогатев. Удивительно, что Эжен, погружаясь в эти события с головой, умудряется сохранить свою совесть чистой. И когда Горио умирает от своего безвыходного состояния (у него больше не осталось денег, чтобы помогать дочерям), именно Эжен де Растиньяк со своим другом Орасом Бьяншоном, студентом-медиком, проводит с Горио последние часы и хоронит его, когда как дочери даже не приезжают попрощаться с отцом, а на похороны лишь посылают кареты с семейными гербами.

"Отец Горио" - очень грустное произведение, рассказывающее о том, как влияют на человека деньги, причем как просто в семье, так и в общественной жизни.



mob_info