Зачем лукас продал звездные войны. Трудное решение джорджа лукаса. Как Джордж Лукас продал «Звёздные войны»

» старенький робот R2D2 подъезжает к Люку Скайвокеру и проецирует голограмму с принцессой Леей из четвертого эпизода. Люк ностальгически наблюдает за посланием Леи и растроганно комментирует: «Очень дешевый трюк». Трюк, конечно, не дешевый. Франшиза «Звездных войн» по всему миру собирает новое поколение фанатов, которые уже приносят немалую кассу. Феномен саги как поп-культурного явления заключается в универсальности истории, в которой можно найти как семейную драму, так и военный памфлет межгалактического масштаба. По случаю выхода восьмого эпизода вспоминаем франшизу «Звездных войн» - за некоторыми исключениями, ведь ленты о Рождестве с Чубаккой и Эвоками мы предпочитаем забыть не меньше, чем актеры, которые в них снимались.

Оригинальная трилогия
Эпизоды IV-VI

Первый фильм саги вышел в 1977-м году под лаконичным названием «Звездные войны ». Лишь позже, когда Джордж Лукас писал сценарий к следующей части, они стали четвертым и пятым эпизодами - тогда Лукас задумал целую сагу из шести частей. Получив $ 150 000 на написание, продюсирование и режиссирование, Лукас снял фильм, который стал первым во вселенной «Звездных войн». Кассовый успех четвертого эпизода и «Американского граффити» позволил Джорджу самому финансировать следующие ленты саги с помощью компании LucasFilm. Несмотря на то, что социальных сетей еще не существовало, некоторые сюжетные ходы замалчивались даже от актеров во время съемок.

Джордж Лукас насобирал сюжет своей саги отовсюду: от книг о Джоне Картере и комиксов о Валериане до фундаментальной «Дюны» Фрэнка Герберта и лент Акиры Куросавы. Но основным вдохновением стала книга Джозефа Кэмпбелла «Герой с тысячью лиц». Кэмпбелл полагает, что большинство мифов народов мира имеют общую сюжетную структуру о герое, который должен пройти свой путь. Специально для обозначения этой структуры он ввел термин «мономиф». Голливудский продюсер Кристофер Воглер даже создал на основе этой книги методичку для сценаристов, которой успешно пользуются несколько студий. Путь Люка Скайуокера от обычного фермера до мощного джедая - это ничто иное, как классический миф о том, как архетипический герой приобретает новые знания.

На этом пути его сопровождает нетипичная принцесса Лея, которая и командует войсками, и служит символом надежды на успешное восстание против Империи. В дополнение им помогает космический наемник Хан Соло со своим верным товарищем Чубаккой. Джордж Лукас кладет мономиф в основу сюжета всей трилогии. На фоне этой войны каждый персонаж переоценивает свои способности. Хан теряет скепсис к Силе, Лея осознает собственную роль в восстании, а Люк приобретает мудрость после жизненных потрясений.

Трилогия приквелов
Эпизоды I-III

Развитие технологий в 90-х годах и рост популярности «Звездных войн» среди нового поколения заставили Лукаса пересмотреть свои взгляды. Он вернулся к идее приквелов, которая родилась у него в конце 70-х. Вне основного сюжета измены Энакина Скайуокера и его перехода на Темную сторону, Джорджа Лукаса также интересует политический строй Республики и торговые договоренности. Расширение Вселенной «Звездных войн» случилось и в пространственном аспекте: удалось увидеть больше планет и межгалактических сражений. Однако кастинг для новой истории оказался не таким удачным, как в старой трилогии. Во втором и третьем эпизодах Кристенсен настолько испортил себе репутацию актера, его до сих пор днем с огнем не найти в приличных проектах. Роджер Эберт писал, что Кристенсен похож на ребенка в подростковой комедии, когда Амидала рассказывает о своей беременности. «Сказать, что Лукас не может написать любовную сцену - это не сказать ничего. Открытки выражают больше страсти», - жаловался кинокритик. Спасает слабый сценарий старая актерская гвардия в составе Юэна Макгрегора, Кристофера Ли и Самюэля Л. Джексона, которым удается раздуть пыль из заседаний межгалактического сената.

Новая трилогия принесла и сомнительное улучшение с технической точки зрения. Джордж Лукас все больше пользуется компьютерными эффектами и почти не использует практические. Его одержимость даже привела к компьютерному апгрейду 4-6 эпизодов саги - по мнению владельца LucasFilm, добавление CGI должно убрать технические неудачи трилогии. Зато оно придало искусственности не только смежным практическим эффектам, но и сюжетным линиям.

Например, сцена в заведении «Кантина» напоминала кукольный праздник странности, а вместе с CGI превратилась в мультипликационную вставку внутри драматической ленты. Возможно, во время перевоплощения Скайуокера в Дарта Вейдера у вас тоже что-то екнуло внутри от разочарования. Но поскольку Лукас уже не у дел и не влияет на собственную франшизу, это точка не только в истории Энакина, но и создателя в собственном творении.

После того, как Disney купил студию Lucasfilm, Студия запланировала выпускать по фильму в год, расширять рамки вселенной, и - как оказалось - менять канон. Джей Джей Абрамс, настоящий специалист по перезапуску проектов, взялся за фильм со всей ответственностью. И в целом сюжет повторяет четвертый эпизод. Джордж Лукас даже упрекнул создателей за попытку сыграть на ностальгии вместо того, чтобы придумать новую историю. Абрамс только добавил незначительные детали, которые возмутили фанатов - штурмовик впервые появился без маски, а форма светового меча Кайло Рена совсем не напоминает классическую. К тому же, режиссер использует традиционный для себя прием «загадочной коробки». Суть этого метода заключается в том, чтобы создавать загадки и вопросы, а не давать знания и ответы - собственно, это не сильно видоизмененный Макгаффин Хичкока. Абрамс считает, что интереснее постоянно думать, откуда взялся Сноук или кто родители Рэй, чем в конце концов получить эту информацию. По такому принципу, похоже, будет построена вся трилогия.

В седьмом эпизоде мы снова видим песчаную планету и джедая, который должен восстановить баланс Силы. Даже новая Звезда Смерти получила апгрейд, чтобы избежать атаки звездных истребителей (спойлер: не обошлось). Учитывая создания новой трилогии, фильм Джей Джей Абрамса напоминает пролог к чему-то большему - и не имеет самостоятельной основы. Закончив ленту на буквальном клиффхэнгере у скалы с Люком Скайуокер, режиссер обрек «Пробуждение...» на долю серии, которой очень нужно продолжение, как жаждущему воды.

История «]Изгой-оди н» разворачивается между третьим и четвертым эпизодами саги. Повстанцы узнают, что Империя собирается построить супероружие, которое будет уничтожать целые планеты. Джин Эрсо вместе с командой пытаются похитить чертежи главного оружия Галактики. В отличие от других фильмов саги, «Изгой-один» не начинается классическим «Давным-давно в далекой-далекой Галактике». Вместо этого он пользуется инструментарием фильма о повстанцах: храбрые патриотические мятежники выступают против истерического и неуравновешенного зла.

«]Изгой-один » - это объединяющее звено между старыми и новыми эпизодами, хотя вполне может претендовать на самостоятельный фильм. Лента чтит вклад героев, о которых не упоминают персонажи саги. Здесь не место неоднозначным шуткам и мрачная интонация, которую выбрал режиссер, подходит такому военному кино. Атрибуты саги все еще на месте: в ленте вспоминают и Силу, и собственно Звезду Смерти, и это всего лишь фон для партизанской истории. Режиссер Гарет Эдвардс с опытом постановки «Монстров» и «Годзилы» сделал то, чего требовала студия - крепкое кино о подвигах, которое избегает пафоса. Мотивационных речей в таком жанре не избежать, но их немного, и они балансируют фильм с шутками дроида K-2SO. Эдвардс срежиссировал и самую эпичную сцену во всей саге - Дарт Вейдер в полумраке уничтожает повстанцев световым мечом. Уже это достойный ответ тем, кто считает эту ленту лишней для вселенной «Звездных войн».

Райан Джонсон прославился своим искусным балансированием на грани мейнстрима и авторского кино. Его «Петля времени» живо обсуждалась среди сторонников перемещений в пространстве и ненадолго вернула Брюса Уиллиса в строй экшн-героев. «Последние джедаи» перехватили манеру Джонсона балансировать между сюжетными линиями и быстро переключаться с одного персонажа на другого, не теряя при этом равновесия (в Силе).

Однако накопление из старых и новых персонажей привело к неисправимо затянутому хронометражу - 152 минуты. Хэмилл сравнивает ленту с «Крестным отцом», и он в чем-то прав. Семейная сага пускала корни во все прошлые эпизоды и в конце концов превратилась в семейное дерево, в котором каждый стремится найти свое место. Сейчас Сила имеет более широкое влияние телекинеза, чем раньше, а внимание молодой аудитории, кроме дроидов, создатели пытаются привлечь Поргами - милыми созданиями с планеты Эк-то.

Самоизгнание Люка Скайуокера по причине непростых отношениях с племянником становится краеугольным камнем этой части. Флот вместе с Леей ждет поддержки от джедая. Рэй хочет найти ответы на вопросы о ее сверхспособности и семью. Лишь третья сюжетная линия с Финном и его напарницей Роуз немного отдаляют зрителя от основных коллизий. Эти двое разыгрывают фильм о взломе с каноническим сумасшедшим ключником и сценой за-шаг-к-поражению - и неожиданно передают привет недавнкй «Окче» с ее темой зоозащиты.

Режиссер Джонсон привел в франшизу своего постоянного оператора Стива Йедлина. Вместе с ним они создали одни из самых живописных сцен саги: битва на планете с красной солью и мрачными кадрами Эк-то, где в одиночестве тосковал Люк Скайуокер. Джонсону удалось повернуть историю о джедаях в русло самурайского кино. При создании «Новой надежды» Лукас вдохновлялся сюжетом «Трех негодяев в скрытой крепости» Акиры Куросавы о возвращении власти и утраченных территорий. А вот Райан Джонсон использует только атрибуты азиатского кино: затерянный остров, отречение благ, отношения учителя с учеником. Такие параллели с первой трилогией Лукаса создают сильный эффект ностальгии. Даже появление Йоды, которым руководит Фрэнк Оз, способствует этому не столько за оригинальной трилогией, как по фильмам, в которых спецэффекты создавались вручную. В конце концов, «Последние джедаи» выдаются неспешным медитативным фильмом о невозможности найти ответы на некоторые вопросы. А это как раз то, к чему так стремятся некоторые фанаты франшизы.

В Голливуде объявлено о самой громкой за последние годы сделке в мире киноиндустрии: корпорация Disney приобрела Lucasfilm Ltd. Созданная в 1971 году режиссером и продюсером Джорджом Лукасом компания владеет правами на франшизы «Звездные войны» и «Индиана Джонс», её подразделениями являются знаменитая компания по производству визуальных эффектов Industrial Light & Magic (ILM), студия звукозаписи Skywalker Sound и разработчик видеоигр LucasArts. Сделку уже одобрили и Лукас, и совет директоров Disney.

Компания Disney заплатила за наследие Лукаса $4,05 млрд, получив заодно права на съемки продолжений популярных фильмов: седьмой эпизод «Звездных войн» будет выпущен на экраны уже в 2015 году.

Джордж Лукас заявил, что продажа компании - продолжение его планов по окончательному уходу «на пенсию». Напомним, что в этом году режиссер и продюсер пообещал отказаться от съемок полнометражных блокбастеров после приема, который критики и коллеги устроили его фильму «Красные хвосты».

«За прошедшие 35 лет я имел удовольствие видеть, как «Звездные войны» перешли от одного поколения к следующему. Теперь настало время и мне передать их следующему поколению режиссеров. Я всегда верил, что «Звездные войны» переживут меня, и мне было важно самому создать условия для этого», — приводит слова Лукаса издание Variety .

После выхода «Звездные войны: Эпизод VII», который сейчас находится на ранней стадии разработки, корпорация Disney собирается снимать по одному полнометражному фильму из этой вселенной каждые два-три года.

Но Лукас только кино не ограничился: вся франшиза включала множество сопутствующих товаров: игрушки, сувениры, новеллизации фильмов и просто книги, рассказывающую историю «далекой-далекой галактики», мультсериалы и продажа прав на персонажей. Например, одной из последних сделок был контракт с Rovio об использовании образов из «Звездных войн» в популярной игре Angry Birds. За прошедшие годы такой подход позволил Lucasfilm заработать более $20 млрд, а Лукас стал самым богатым режиссером в мире - его личное состояние оценивается в $3,5 млрд.

В этом году франшиза, как ожидается, принесет $215 млн.

Disney сотрудничал с Lucasfilm с 1987 года, когда был открыт первый аттракцион по мотивам «Звездных войн» в Диснейленде (сейчас он есть в Орландо, Париже и Токио). Компании также объединили Микки Мауса с персонажами Лукаса во множестве товаров. Кроме того, у Disney есть лицензия на аттракцион по мотивам «Индианы Джонса», а работает над игровым сериалом «Звездные войны».

В первое время корпорация сосредоточится на расширении выпуска игрушек и увеличит тематический парк «Звездных войн в Диснейленде. Руководство Disney обещает, что все обязательства Lucasfilm будут выполнены.

Это касается и будущего продолжения «Индианы Джонс» - его Lucasfilm готовил вместе с кинокомпанией Paramount, с которой у Disney есть договор о дистрибуции фильмов по вселенной Marvel. Президентом Lucasfilm будет , которая была вместе с Лукасом возглавляла компанию до продажи; она также станет продюсером всех будущих «Звездных войн» и других фильмов студии. собираются привлекать к работе как консультанта при съемках картин.

Джордж Лукас давно собирался отойти от дел в собственной компании. Он заявил, что готовился к этому шагу на протяжении последних четырех лет и откладывал продажу пока не нашел , и других.

LucasFilm всегда оставался прибыльной компанией, которая получала свой основной доход от франшиз «Звёздные войны» и «Индиана Джонс» и всем, что было с ними связано: книги, игрушки, телесериалы, аттракционы и многое другое. А вот попытки выйти за пределы придуманных в 70-х и 80-х вселенных для Luсasfilm оканчивались неудачно. Последним проектом в кинематографе стал военный экшн , который Lucasfilm не только профинансировала (бюджет порядка $50 млн.), но и взяла на себя всю рекламную кампанию. Проект не окупился, к тому же подлил масла в огонь в отношения Лукаса и студии Twenteen Century Fox, которая формально являлась прокатчиком картины и также формально отнеслась к своим прокатным обязанностям. Впрочем, причиной того, что LucasFilm ушёл не к "Фоксу", а к "Диснею" - совсем иные.

Джордж Лукас о причинах продажи компании:

Слухи о продаже группы компаний Lucasfilm появились давно, но настоящая подготовка к этому началась с приходом Кэтлин Кеннеди. При этом ценник, который предполагалось выставить, изначально был гораздо выше объявленого.


Что бы ни говорил Джордж Лукас о правильности решения продать компанию Диснею", переговоры были весьма изнурительными. К сожалению, изначально, купить Luсasfilm могли лишь единицы (если исключать, конечно, индийских магнатов, китайские корпорации, и российских миллиардеров). Голливудские конгломераты сегодня испытывают массу финансовых проблем. Есть, к примеру, Time Warner, которая управляет компанией Warner Bros. Однако, сейчас для Warner не самое удачное время для покупок: она считает каждую копейку, в планах у неё финансирование нескольких крупнобюджетных проектов и, конечно же, разросшийся до $500 млн. бюджет трилогии "«Хоббит» . Есть ещё Lionsgate, но она уже и .

У NBC Universal сегодня также своих проблем хватает: мало того, что подконтрольная ей Universal Pictures сильно поиздержалась на проектах 2012 года (включая успевший провалиться в прокате и находящуюся на грани окупаемости «Белоснежку и охотника»), так ещё и один из основных студийных финансовых партнёров - инвестфонд Elliott Management - .

Самым очевидным партнёром для Lucasfilm могла бы стать News Corp, чья кинокомпания Twenteen Century Fox всегда был прокатным партнёром проектов Лукаса, но в сегодняшней ситуации она не могла себе позволить такие траты.


News Corp. Руперта Мёрдока переживает не лучшие времена: компанию сотрясают громкие скандалы, её акции дешевеют на глазах, а потому огромные траты, вроде многомиллиардных покупок она позволить себе просто не может. К тому же пока у руля кинокомпании Twenteen Century Fox стоял Тим Ротман, отношения с Лукасом были достаточно напряжёнными. На момент поступления информации о готовящейся продаже Lucasfilm Ротман - . Но самое главное, ни Fox, ни Universal, ни Warner не могли предложить Лукасу своих акций, в том количестве, на которое не поскупился Disney.

Обращение главы Disney Боба Айгера:

Действительно, сегодня The Walt Disney Company - едва ли не единственный крупный американский игрок с наличностью и желанием развиваться во всех имеющихся направлениях индустрии развлечений. В последние годы компания активно скупала крупные бизнесы и конкурентов, включая Pixar и Marvel. Покупка LucasFilm - логичное продолжение начатой политики, тем более, что реальных конкурентов в этом вопросе у "мышиной корпорации" всё равно не было. Наверняка это обстоятельство сыграло свою роль и в вопросах формирования цены за компанию Лукаса: официально сообщается, что Disney вывел сумму в $4,05 млрд. исходя из стоимости акций Lucasfilm на бирже. Но в другой ситуации сумма была бы выше.

После завершения сделки Лукас получит $2 млрд. и 40 млн. акций The Walt Disney Company и станет вторым по величине её частным инвестором с долей в 2,2%.


По большому счёту LucasFilm нужен корпорации больше, чем Disney компании Лукаса. Покупка включает в себя приобретение не только библиотеки прав (что, конечно, немаловажно), но и производственных мощностей, в частности стратегически важного и самого крупного в США игрока по производству спецэффектов - Industial Lights & Magic, а также компании LucasArts, производящей компьютерные игры. И конечно же, не стоит забывать, что вселенная Джорджа Лукаса вольётся во вселенную Disney так органично, как в никакую другую. Новый владелец уже планирует использование и дальнейшее развитие «Звёздных войн» и в кино, и на телевидении и в собственных парках аттракционов. Вложенные $4.05 млрд. - лишь малая цена за те прибыли, которыми обернётся для The Walt Disney Company столь важная и крупная сделка. Свою часть прибыли получит и Лукас, ставший отныне крупным частным акционером этой гигантской корпорации.

«Звёздные войны: Пробуждение Силы» - фильм, окупившийся ещё до выхода в прокат. При бюджете картины в $200 млн владельцу франшизы, компании Disney, удалось продать билеты по предзаказу на сумму $100 млн и лицензии на право использовать бренд и образы героев при производстве товаров на $147 млн. Лицензионное подразделение Disney опережает по выручке всех конкурентов. Как компания стала лидером?

Синергия

Седьмой эпизод «Звёздных войн» побил мировые рекорды по темпу роста кассовых сборов. За 12 дней в прокате фильм собрал $1 млрд. Предыдущий рекордсмен, «Парк юрского периода», смог заработать $1 млрд за 13 дней. Для сравнения, популярный фильм «Аватар», выпущенный в 2009 году, собрал $2,5 млрд, из них всего $600 млн в широком прокате. «Звёздные войны» также установили рекорд по сборам за день, продав билеты на сумму $49,3 млн.

Едва ли картине удалось достичь такого успеха, если бы создатель саги, режиссёр и сценарист Джордж Лукас не продал в 2012 году свою компанию Lucasfilm студии Disney. До этого самый кассовый эпизод «Скрытая угроза», вышедший в 1999 году, собрал около $1 млрд за всё время проката. Перед запуском «Эпизода VII» медиагигант задействовал все свои мощности. Disney называют компанией-многостаночником - она одновременно и аниматор, и продюсер, и производитель.

Disney умеет заставить людей говорить о себе. Disney активно задействует свои телеканалы - спортивный ESPN и развлекательный ABC: в США они трубили о фильме с начала осени. На собственных телеканалах Disney может крутить рекламу бесконечно. В 2014 году компания купила студию Maker Studios, которая создавала популярные ролики на YouTube, чтобы делать вирусные трейлеры. В одном из самых популярных роликов герои предыдущего популярного мультфильма «Головоломка» смотрят отрывок «Звёздных войн» и предвкушают его выход на экраны. Теперь издания публикуют подборки лучших роликов и трейлеров от Disney. Компания вовлекает фанатов из соцсетей, выдумывая разные активности к каждой премьере вроде аватара со световым мечом джедая, который многие установили в свой профиль Facebook. Disney проделал большую работу, чтобы каждый, даже если никогда не смотрел «Звёздные войны», знал о премьере.

The Walt Disney Company состоит из пяти основных подразделений: телевидение - телеканал ABC, спортивный ESPN, сервис Hulu, детские каналы Disney; парки и курорты - объединяет тематические парки, главный из которых Disneyland; студии-производители - Pixar, Marvel, Lucasfilm, собственные фильмы и музыкальные студии Disney; продукты для потребителей - магазины игрушек, продажа лицензий на героев мультфильмов, одежда Disney Style и другое; интерактивный отдел - игры, социальные медиа, мобильные приложения.

«Один плюс один равно четыре», - говорил Майкл Эйснер, глава студии Disney с 1995 по 2004 год, когда объяснял, как работает синергетический эффект между разными подразделениями и зачем студия купила телевизионную сеть ABC (в 1995 году).

В поисках героя

Ещё в 1920 году, когда компания только появилась, её создатель Уолт Дисней решил продавать производителям школьных принадлежностей лицензии на использование образа Микки Мауса. В 30-х компания увидела всплеск интереса к мультфильму «Белоснежка» - производители сами выстроились в очередь за франшизой, которая бы позволила выпускать товары с изображением принцессы. Сегодня лицензии для Disney - не только огромный доход, но и промо для фильмов и мультфильмов. Но чтобы успешно торговать образами героев, необходимо создавать популярных персонажей, которых действительно полюбит зритель. С этим у студии не всегда всё было гладко.

В 2005 году бывший менеджер компании Боб Айгер сменил Эйснера на посту гендиректора. К тому моменту Эйснер испортил отношения со многими партнёрами и конкурентами, в самом Disney велась ожесточённая борьба за власть и определение стратегии. По воспоминаниям Айгера, в середине нулевых Disney «враждовала с каждым вне и внутри себя».

Айгер хотел вернуть заложенную Уолтом Диснеем идею того, что главное - это фильмы, а продвижение и реклама приложится. Производить контент компании было сложно: в середине нулевых Disney переживала творческий кризис. С тех пор как ушёл креативный директор Джеффри Катценберг в 1994 году, в компании царил хаос.

Айгер на второй день своего назначения заявил совету директоров, что хочет купить Pixar, анимационную студию, которая давно была партнёром Disney - вместе они выпустили несколько фильмов, начиная с «Истории игрушек» в 1995 году. Незадолго до этого Айгер приезжал на открытие Диснейленда в Гонконге и на параде игрушек в честь открытия не увидел практически ни одного собственного героя. Больше всего детям нравились герои Pixar - персонажи из «Истории игрушек», «Корпорации монстров», «В поисках Немо» и другие. Он решил, что, если Disney не может создать героев, которые станут самыми главными для детей, нужно использовать тех, кто может.

Главным акционером Pixar был Стив Джобс, которого уволили из Apple Computers. Глава Disney был очень деликатен - он долго убеждал Джобса, что Pixar останется независимой и сможет делать то, что ей нравится. Джобс был в плохих отношениях с предшественником Айгера, Майклом Эйснером, но самому Айгеру доверял. Прямо перед сделкой Джобс сообщил, что у него рак, но от продажи не отказался. В 2009 году Pixar перешла под контроль гиганта.

В договоре было много условий: начиная с того, что Disney обязан указывать название студии на каждом её фильме, и заканчивая обязательным проведением пивной пятницы раз в месяц в штаб-квартире Pixar в Калифорнии. Disney было чему поучиться у Pixar. Эта компания славилась вниманием к деталям. Когда Disney делал мультфильм «Холодное сердце», сотрудники компании провели несколько недель в Норвегии, изучая местную музыку, национальную и повседневную одежду, искусство и интерьеры. В 2013 году мультфильм стал одним из самых прибыльных в истории компании, сборы составили $1,3 млрд.

Disney купил Pixar в 2006 за $7,4 млрд - крайне высокую стоимость за компанию, производящую один фильм в год. Но Айгер знал, на что шёл. За десять лет капитализация Disney выросла в пять раз, до $177 млрд, студия стала самой дорогой кинокомпанией в мире. Акции Time Warner, например, выросли лишь на 20%.

Режиссёр «Звёздных войн» Джордж Лукас и CEO Disney Роберт Айгер

Фото: Фотография: Patrick T. Fallon/Bloomberg via Getty Images

Бесконечная франшиза

«Последние 35 лет я наблюдаю за тем, как история "Звёздных войн" передаётся из поколения в поколение. Я верил, что эта франшиза переживёт меня, но мне хотелось обеспечить её будущее при жизни. Теперь Luсasfilm вместе с Disney сможет продлить франшизу для будущих поколений», - говорил Лукаc, когда в 2012-м продал свою компанию Disney и отошёл от дел.

Сценарист Лоуренс Кэздан, участвовавший в написании сценария последних «Звёздных войн», объясняет успех фильма тем, что это миф, но вместе с тем история о каждом - микс из Акиры Куросавы и Флэша Гордона. «Звёздные войны стали отдельным жанром. Как во всяком жанре, здесь есть множество историй и самых разных персонажей. Говорят: "Будда - это то, что ты с ним делаешь". "Звёздные войны" - то же самое. Эта вселенная может вместить в себя всё, что пожелаешь», - говорит Кэздан.

За компанию Лукаса Disney заплатила $4,1 млрд. Тогда аналитики говорили, что это слишком дорого - студия не производила ничего несколько лет. Последние версии «Звёздных войн», несмотря на коммерческий успех (вторая трилогия, вышедшая в 1999–2005 году, собрала в прокате около $3 млрд), не пользовались популярностью у фанатов, так что успех новых серий был под большим вопросом.

Без сомнения, покупка уже окупилась. Ожидается, что Disney получит с лицензий $5 млрд в ближайшие два года. Известные компании выпускают линейки одежды с героями «Звёздных войн» - такая есть, например, у американской Forever 21. Только на продаже билетов на «Эпизод VII» Disney заработает около $3 млрд в 2015 году.

Компания покупает франшизы, которые будут работать в долгосрочной перспективе. Disney планирует выпустить ещё пять эпизодов «Звёздных войн» до 2020-го - два сиквела к «Пробуждению Силы» и три отдельных картины, не объединённые в трилогию. К тому моменту в парках Калифорнии и Флориды откроются аттракционы из мира «Звёздных войн». Параллельно другая франшиза компании Лукаса - «Индиана Джонс» заключила новое соглашение с актёром Харрисоном Фордом на главную роль в следующем фильме.

В 2009 году Айгер приобрёл издателя комиксов Marvel за $4 млрд несмотря на то, что права на фильмы двух ценных франшиз - «Человека-паука» и «Людей X» - уже принадлежали другой компании. Айгер верил в место Marvel на рынке анимации и в команду. Disney выпустил серию блокбастеров «Железный человек» и начал снимать фильмы про других героев, например про Капитана Америку и Тора из фильма «Мстители».

Disney сфокусировался на франшизах и контенте под руководством Айгера. Он разделил департаменты по франшизам: один отвечает за «Холодное сердце», другое - за «Звёздные войны» и так далее. Эти отделы занимаются только своим проектом - от распространения игрушек в Диснейлендах до размещения героев на пижамах у партнёров-производителей и в собственных магазинах Disney Style.

Узнаваемые образы появляются в комиксах и компьютерных играх, песни из мультфильмов звучат в детских кафе, LEGO выпускает конструкторы по мотивам диснеевских картин. The Economist писал: «Disney зарабатывает на воспоминаниях из детства».

Покупка Pixar помогла Disney победить в анимации. Стратегия Айгера - делать упор на контент - сработала: когда появляются успешные фильмы, желающие купить франшизы выстраиваются в очередь. Айгер всегда старался сохранить команду и независимость компаний, которые он покупал. Он не наседал, не диктовал своё видение, все изменения происходили постепенно. Disney получил новых героев, а компании - дополнительные ресурсы и возможность показать свои работы самой широкой аудитории.

Вопрос, которым задаются эксперты, - как долго Disney сможет выпускать имеющиеся франшизы. Запуск каждой новой - большой риск. Например, снятый по роману Эдгара Берроуза боевик «Джон Картер» с треском провалился. Айгер сейчас об этом не думает. Он собирается уйти в отставку в 2018-м. Пока же смотрит по сторонам в поисках компаний, которые Disney мог бы ещё купить. Айгеру нужны новые гиганты, которые помогут ему захватить детство целиком.

Фотография на обложке: Lucasfilm

Режиссер Джордж Лукас продает свою компанию Lucasfilm студии Диснея. Это означает, что теперь ей будут принадлежать права на знаменитую франшизу «Звездные войны». Кинокомпания, создавшая Микки Мауса и Дональда Дака, снимет продолжение сериала в 2015 году.

Lucasfilm перейдет во владение студии Диснея за 4 млрд долларов, которые будут выплачены приблизительно наполовину деньгами и наполовину акциями. Все средства получит режиссер Джордж Лукас, который владеет 100% Lucasfilm.

«Последние 35 лет одним из самых больших удовольствий для меня было наблюдать, как «Звездные войны» переходили из одного поколения в другое. Теперь пришло время «Звездным войнам» перейти к следующему поколению кинопроизводителей», - сказал Лукас. Теперь он станет одним из крупнейших индивидуальных держателей акций студии Диснея, в его распоряжении окажется 2,2%.

Для студии это далеко не первая и даже не самая крупная сделка по приобретению киностудий. За то время, которое компанией руководит Боб Игер, были приобретены за огромные деньги компании Pixar в 2006 году (7,4 млрд долларов) и Marvel в 2009 году (4 млрд долларов).

«Lucasfilm идеально соответствует нашей стратегии, - сказал Боб Игер, напомнив, что интеллектуальная собственность Pixar и Marvel была широко использована в тематических парках и сувенирах. - Куда бы я ни пошел, «Звездные войны» были уже там, и иногда они опережали нас. Я продолжал следить за этим брендом и подумал, а не купить ли нам его».

Он добавил, что сделка позволит получать «умеренную» прибыль в 2013-м и 2014 годах. По прогнозам она начнет расти в 2015 году в связи с выпуском новой серии «Звездных войн». По его словам, студия Диснея будет выпускать новую серию каждые год-два после этого, пишет Financial Times .

«У нас есть планы на седьмой, восьмой, девятый и последующие фильмы. У нас огромное количество идей и персонажей. Мы могли бы продолжать снимать «Звездные войны» в течение следующих 100 лет», - заявил сам Лукас, передает РИА «Новости» .

Игер и Лукас впервые начали обсуждать возможность сделки полтора года назад, но окончательно договорились только недавно, сказал глава студии Диснея. Главное, что привлекло покупателя в Lucasfilm, - это права на использование интеллектуальной собственности и рыночный потенциал по сопутствующим товарам, особенно на международных рынках.

Студия Диснея уже имела возможность оценить рыночный потенциал «Звездных войн»: тематические аттракционы работают в парках в Анахайме, Орландо, Париже и Токио. Шестая (в порядке съемок) часть «Звездных войн» собрала 4,4 млрд долларов в прокате. Финансовый директор студии Дисней Джей Расуло сообщил, что в 2005 году, когда вышли последние «Звездные войны», Lucasfilm собрал 550 млн долларов производственной прибыли. А продажи игрушек Дарта Вейдера или Йоды приносят, по грубым подсчетам, 215 млн долларов ежегодно.

Помимо «Звездных войн» Lucasfilm принадлежат права на другую знаменитую франшизу - «Индиана Джонс». Правда, планов по выпуску новых фильмов этого сериала студия Диснея не оглашала.

Студия Диснея совершит довольно интересную вещь - она воссоединит когда-то разделенные компании Lucasfilm и Pixar. Последняя родилась в качестве подразделения Lucasfilm в 1979 году перед тем, как была продана в 1986 году Стиву Джобсу.



mob_info