Какой же должен быть правовой статус и должностное положение администратора суда судов общей юрисдикции? Актуальные вопросы деятельности администраторов районных судов Админ суд

Постановление о совершенствования деятельности администраторов федеральных судов общей юрисдикции принял Президиум Совета судей РФ , сообщает пресс-служба совета.

В документе, в частности, отмечается, что условия прохождения администраторами судов государственной гражданской службы установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 "Об утверждении Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы", согласно которому должность администратора суда отнесена к ведущей группе должностей категории "руководители".

Администратор суда наделен значительным кругом обязанностей и полномочий в вопросах организации деятельности суда.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" должность администратора суда введена в систему Судебного департамента для всестороннего обеспечения деятельности судов.

Цель создания данного института состояла в освобождении председателей судов от выполнения несвойственных им обязанностей по организационному обеспечению деятельности судов, не имеющих непосредственного отношения к осуществлению правосудия.

Изучение информации, представленной верховными судами республик, краевыми, областными и равными им судами, управлениями (отделами) Судебного департамента, позволило выявить ряд типичных проблемных вопросов, связанных с определением правового статуса и должностного положения администратора суда, которые условно можно подразделить на следующие группы: двойственность должностного положения; необходимость изменения системы отбора кандидатов на должность (изменение квалификационных требований); неравномерное распределение обязанностей и пределов компетенции (наделение властно-распорядительными полномочиями, правом подписи финансовых документов), дублирование полномочий других работников аппарата суда; необходимость в подчиненном персонале; увеличение денежного содержания, изменение системы оплаты труда; повышение уровня квалификации и другие проблемные вопросы.

Согласно анализу информации за введение администраторов в штат суда и подчинение председателю суда высказалось большинство представителей судебной системы субъектов Российской Федерации, а именно: 87%областных и равных им судов, а также 48 % управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации. По мнению52 верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, а также 59управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, целесообразно изменить систему отбора кадров администраторов в зависимости от направлений деятельности с определением в Регламенте вида образования, которое должен иметь претендент на должность администратора; перевода должности администратора в главную группу должностей категории "Руководители" с присвоением классного чина не ниже советника юстиции 2 или 1 класса.

Полномочия администратора суда, обозначенные в Федеральном законе о Судебном департаменте, Типовых должностных регламентах, а также в Методических рекомендациях организации деятельности администраторов, являются неоправданно широкими и в значительной степени приводят к дублированию работы руководителей соответствующих структурных подразделений суда и отдельных работников аппарата суда. В связи с этим предлагается исключить в частности из функций администратора организацию судебного делопроизводства, ведение статистики и архива.

Предложено также осуществить поэтапную передачу администратору функций председателя суда — сначала хозяйственной (право финансовой подписи), затем властно-распорядительной (руководство аппаратом суда).

Высказано мнение о необходимости дифференцированного подхода к установлению денежного содержания администратора в зависимости от составности суда.

Для эффективного осуществления разноплановой деятельности администратором подлежит рассмотрению и вопрос о повышении квалификации путем организации централизованного обучения по соответствующим направлениямдеятельности.

Учитывая значимость вопросов правового статуса администраторов федеральных судов общей юрисдикции, Президиум Совета судей Российской Федерации постановил поручить рабочей группе при Совете судей Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности администраторов и мерах повышения ее эффективности, созданной постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 30 ноября 2009 г. № 200, продолжить работу по совершенствованию деятельности администраторов федеральных судов общей юрисдикции.

Проблемой, требующей серьезного осмысления, является пересмотр роли и места в судебной системе института судебных администраторов. В юридической литературе по настоящее время ведется широкая дискуссия относительно предполагаемых функциональных обязанностей администратора и порядка назначения его на должность (применительно к судам общей юрисдикции).

Конечно, возникновение института судебных администраторов в системе арбитражных судов и судах общей юрисдикции было обусловлено, прежде всего, необходимостью наиболее рационального управления обеспечением судебной деятельности. Поэтому, анализируя возникновение данного института в судебной системе нашей страны, нельзя не остановиться вообще на истории происхождения судебного администрирования.

Судебное администрирование достаточно давно используется в практике работы судов различных уровней в США. Там исходили, прежде всего, из того, что аппараты судов нуждаются в управлении, которое не может быть обеспечено занятыми, перегруженными работой судьями, рабочая нагрузка которых постоянно растет. Для этого был необходим штат квалифицированных администраторов или менеджеров, берущих на себя управление аппаратом, при котором судьи смогут сконцентрироваться на своей первоочередной обязанности. В настоящее время в США успешно действует институт судебного администрирования, освободивший судей от несвойственных им функций.

Возвращаясь к деятельности судебной системы нашей страны, в частности к судам общей юрисдикции, мы видим, что в комплексной деятельности Судебного департамента по организационному обеспечению судебной власти в лице администратора суда существует одновременно и объект, и специфический субъект, катализирующий процесс многоаспектной деятельности между Судебным департаментом, судьями и работниками аппарата судов. Администратор суда, по своей сути являясь представителем аппарата Судебного департамента в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа и районном суде, выступает не только представителем и носителем организационно-управленческой и исполнительно-распорядительной деятельности Судебного департамента, но и является субъектом персонифицированной ответственности за выполнение задач, возложенных на Судебный департамент.

Всем хорошо известно, что любой институт имеет практическое значение и эффективно функционирует при условии взаимодействия всех его компонентов. В рамках интересующей нас проблематики можно говорить о наличии правоотношений, складывающихся между Судебным департаментом и институтом судебных администраторов, с одной стороны, и между председателями судов, федеральными судьями и работниками аппарата судов, с другой.

В отличие от ряда других правоотношений, в первом случае судебное администрирование построено на началах контроля Судебного департамента и его органов в субъектах Российской Федерации за деятельностью администраторов суда и взаимодействия с ними. У них общие цели и задачи, соответствующие уровню распределения обязанностей и ответственности, и они связаны между собой общими началами координации и субординации. И совершенно иначе сконструирован законодателем механизм отношений между председателем суда, федеральными судьями, работниками аппарата судов и администратором суда. С одной стороны, председатель суда - носитель самостоятельной, независимой ветви государственной власти, а с другой - непосредственно подчиняющийся и выполняющий все его распоряжения администратор суда. Таким образом, налицо отношения, где реально просматриваются властные полномочия председателя суда, выполняющего распорядительные функции в отношении представителя федерального органа государственной власти, а отсюда и полное отсутствие самостоятельности администратора суда.

Между тем полномочия администратора суда достаточно широки. В соответствии с Законом о Судебном департаменте, администратор суда принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда; обеспечивает надлежащие материальные и бытовые условия для судей и работников аппарата суда, а также их медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение; принимает меры к обеспечению судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами; осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводство и работу архива; организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда; разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление (отдел) Судебного департамента; осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Реализация этих полномочий администратором предполагает выполнение целого ряда обязанностей, связанных с ежедневной работой по обеспечению бесперебойного функционирования суда. Вместе с тем становится очевидным, что выполнение такого широкого спектра полномочий требует высокой профессиональной подготовки и организаторских способностей со стороны администратора. Например, судебный администратор в Канаде должен обладать высокой квалификацией в области самых современных технологий и методов управления, и только тогда они способны внести особый вклад в деятельность судов. И не обязательно, чтобы они были специалистами с юридическим образованием, в целом они должны быть управленцами.

Анализ практической деятельности администраторов в судебной системе нашей страны показывает, что в нашей стране мало обращается внимания на их как персональные, так и профессиональные качества, поскольку многие председатели судов, как на уровне субъекта Федерации, так и в районных (городских) судах, относятся к ним как к обычным помощникам (дополнительной единице, состоящей в штате Судебного департамента) по решению вопросов материально-технического обеспечения. Такое положение администратора суда стало возможным только ввиду того, что он непосредственно подчинен руководителю суда и выполняет его распоряжения. В соответствие с должностной инструкцией администратор суда подчиняется непосредственно председателю суда, выполняет его распоряжения, указания, поручения и руководствуется планом работы для администратора, утвержденным руководителем суда. В результате, администраторы судов общей юрисдикции вместо того, чтобы занять в судебной системе место менеджеров и управленцев, как предполагалось изначально, превратились в обычных завхозов, ставших «челноками» между Судебным департаментом и судами.

Между тем практика показывает, что в тех судах, где активно поддерживали администратора суда и его работа получала одобрение со стороны руководства суда, гораздо быстрее происходило его становление. В ряде российских судов председатели судов проявили инициативу в передаче судебному администратору тех обязанностей, которые не связаны с отправлением правосудия, в частности по взаимодействию с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда. В целях повышения их самостоятельности соответствующими приказами на администраторов судов были возложены не только организационное руководство аппаратом суда, но и выполнение других обязанностей. Постепенная передача обязанностей, не связанных с процессуальной деятельностью суда, совершенно не означала утрату контроля над администраторами, а наоборот, повышала его значимость, особенно в глазах работников аппарата суда и во внешних взаимоотношениях. Таким образом, при таких конструктивно сбалансированных правоотношениях «судебная власть - исполнительный орган» профессиональный администратор мог бы обеспечивать прекрасную коммуникативную связь как внутри суда, так и за его пределами.

Иными словами, по своей правовой природе, установленной Законом о Судебном департаменте, администратор суда при его определенной самостоятельности мог бы стать основным связующим звеном между федеральными судами общей юрисдикции и системой Судебного департамента и реализовать на практике одну из основных задач - освобождение председателей судов от выполнения несвойственных им функций, не имеющих непосредственного отношения к сфере осуществления правосудия.

Между тем поспешное копирование реформаторами судебной системы Российской Федерации института судебного администрирования требует серьезного переосмысления, поскольку в настоящее время мы все же приближаемся к пониманию вопросов «определения характера и особенностей взаимоотношения судебной власти с другими ветвями государственной власти», в частности и по организационному обеспечению деятельности судов.

Современных исследователей отличает не только изучение российского - исторического и современного - опыта строительства современной судебной системы, но и выработка критериев эффективности судебной власти и поиск структурообразующих связей как внутри судебной системы, так и вне ее. Поэтому становится вполне объяснимым увеличение числа желающих исследовать проблему двойственной подчиненности администратора суда общей юрисдикции, заинтересованных в получении качественно новых знаний о взаимоотношениях администратора суда с судебной властью и обеспечивающим его аппаратом как разновидности новых судебно-правовых отношений внутри судебной системы.

Явный пробел, допущенный в Законе о Судебном департаменте, отмечался и в Постановлении Совета судей РФ от 20 апреля 2001 г № 51 «О проблемах должностного положения администратора суда федеральных судов общей юрисдикции», в котором указывалось, что правовой статус и должностное положение администратора суда законом определены не в полной мере, а лишь в самом общем виде. Особенности правового статуса администратора суда заключаются в его двойном подчинении. С одной стороны, он подчинен председателю соответствующего суда, что закреплено в статье 18 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», а с другой - руководителю органа Судебного департамента, что вытекает из положений статьи 17 этого же закона. Такое положение, в соответствии с которым администратор суда, находясь в штате Судебного департамента, фактически должен обладать распорядительными функциями в отношении работников аппарата суда, является неопределенным и неэффективным. Кроме того, выполняя функции материального обеспечения деятельности суда и находясь в штате Судебного департамента, он не в полной мере может решать задачи, связанные с приобретением, движением, распределением материальных ценностей, не может иметь права подписи финансовых документов суда.

При этом следует заметить, что вопрос о двойственности положения судебного администратора ставится органом, являющимся вторым по значимости в иерархической структуре органов судейского сообщества.

Двойное подчинение администратора суда породило массу коллизий между ним и председателем суда, аппаратом суда (аппарат суда находится в штате суда, а администратор суда - в штате Судебного департамента) и т.д. При таком положении администратор суда стал «инородным телом» в штате суда, и его появление в судебной системе в сущности ничего не изменило.

Таким образом, основной цели обеспечения подлинной независимости судей, освобождения судей от несвойственных им организационных функций администратор суда не обеспечил, поскольку председатель суда по предложенной схеме по-прежнему продолжает отвечать за работу аппарата суда, в том числе за деятельность самого администратора суда.

В этой связи представляется разрешение данной проблемы только путем разграничения функций судебной и исполнительной властей, при создании полной административной независимости работы аппарата судебного администратора от процессуальной деятельности судей. При таком механизме судебный администратор со своим аппаратом, в который должен будет войти и аппарат суда, мог бы взять на себя решение всех вопросов, связанных с организационным обеспечением нормальной деятельности суда по осуществлению правосудия.

Причин сегодняшнего, весьма далекого от идеала положения администратора суда достаточно много. Существующее положение, при котором администратор состоит в штате подразделения Судебного департамента, а при осуществлении своих функций подчиняется председателю суда, тогда как работники всех других служб аппарата суда состоят в штате этого суда и подчиняются его председателю, - препятствует исполнению им возложенных на него обязанностей по руководству аппаратом суда. Именно это положение и вызывает в судах неприятие администратора суда работниками аппарата, поскольку ранее они подчинялись председателю суда, а при условии, что председатель суда издавал приказ и возлагал на администратора суда полномочия по руководству аппаратом суда, то они должны были подчиняться и председателю, и администратору. Опять же следует подчеркнуть, что возложение таких полномочий зависело от председателя суда, а это на первоначальных этапах формирования службы судебного администрирования было просто нереально, поскольку на должности администраторов были приняты уволенные в запас военнослужащие, ушедшие в отставку по выслуге лет работники органов милиции, но в основном это были специалисты, далекие от юриспруденции.

С самого начала деятельности данного института даже сам термин «администратор» вызывал неприятие у значительного числа председателей судов, судей и работников Судебного департамента. По мнению некоторых практиков этот термин несколько обезличивал и принижал его роль, и поэтому предлагалось заменить термин «администратор суда» на «заместитель председателя суда по вопросам организационного обеспечения деятельности суда». Но была и другая точка зрения. Например, прямо указывалось, что придумывая различные должности, как-то: «помощник председателя», «администратор суда» с подчинением их только председателю суда или же с двойным подчинением, государство при этом не решало главной задачи - эффективности осуществления правосудия, поскольку за организацию работы суда продолжает отвечать все тот же председатель, что дает ему возможность воздействовать и на администратора суда, несмотря на то, что он состоит в штате управления Судебного департамента.

Между тем в системе арбитражных судов (даже после их реформирования) вопросы организационного обеспечения деятельности судов, управления финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами решаются принципиально иным образом. Как уже указывалось выше, согласно части 1 статьи 45 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда, возглавляемым руководителем аппарата - администратором арбитражного суда.

Таким образом, центральную должность в аппаратах всех арбитражных судов страны занимают администраторы судов, что уже свидетельствует о совершенно ином, принципиально новом подходе к судебному администрированию, чем в системе судов общей юрисдикции. Администратор арбитражного суда призван способствовать созданию организационных, информационных, материально-технических и иных условий для осуществления правосудия, укрепления самостоятельности арбитражного суда, независимости судей, и ему подчиняются структурные подразделения аппарата суда или работники, выполняющие функции по организационному, финансово-экономическому, документационному, информационному, хозяйственному обеспечению деятельности суда, за исключением тех структурных подразделений или работников, статус которых определен федеральным законом или руководство которыми отнесено к исключительной компетенции председателя соответствующего суда.

Отсюда следует, что в настоящее время законодатель установил две принципиально разные системы организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов. В системе судов общей юрисдикции - через специально созданный федеральный государственный орган - Судебный департамент при Верховном Суде РФ, управления (отделы) в субъектах РФ и администраторов судов (уровня субъекта РФ и районного), а в системе арбитражных судов - через институт руководителя аппарата - администратора арбитражных судов, входящего непосредственно в штат арбитражного суда в ранге, фактически соответствующем заместителю председателя арбитражного суда.

И это сравнение двух институтов судебного администрирования далеко не случайно, поскольку суды общей юрисдикции на порядок отстают в плане развития от института администраторов суда в системе арбитражных судов. Во-первых, судебное администрирование в системе арбитражных судов более упорядочено, регламентировано конкретными нормами права, что свидетельствует о более эффективной системе организации деятельности указанного института. Во-вторых, в системе арбитражных судов безбоязненно делегируются полномочия по организационному обеспечению, и тем самым председатели судов постепенно освобождаются от участия в многоаспектной деятельности по финансовому, материально-техническому и иному организационному обеспечению судов. В-третьих, в системе арбитражных судов пришли к пониманию предоставления максимальной самостоятельности администраторам, поскольку без такого отношения немыслимо ожидание эффективной деятельности данного института.

Между тем даже при таком прогрессивном и интенсивном развитии института судебного администрирования в арбитражных судах, администратору российской судебной системы пока трудно сравниться с его коллегой в зарубежных судах, который действительно руководит всеми вопросами деятельности суда, за исключением собственно осуществления правосудия. В российских же судах, особенно общей юрисдикции, администратор продолжает по настоящее время хозяйственно-организационными делами и гораздо меньше - делопроизводством в суде.

Таким образом, напрашивается вывод, что правовой статус и должностное положение администратора суда судов общей юрисдикции решены законом не в полной мере и лишь в самом общем виде. Камнем преткновения в правовом статусе администратора суда является его двойное подчинение: с одной стороны, он подчинен председателю соответствующего суда, а с другой - руководителю органа Судебного департамента и находится в штате Судебного департамента.

Такое двойное подчинение определяет и круг его полномочий, который носит производный характер от части управленческих полномочий председателя суда. Поэтому необходимо внести соответствующие изменения в действующее законодательство, предусмотрев выведение администратора суда общей юрисдикции из подчинения председателя суда, наделив его полномочиями по руководству аппаратом суда и организационному обеспечению деятельности суда. Тем самым, в полномочия председателя суда будет входить внутрисистемное управление, направленное, прежде всего, на обеспечение качества и сроков рассмотрения дел, но в то же время ему должны быть даны контрольные функции как в отношении органов, осуществляющих ресурсное обеспечение суда, так и администратора суда.

Обеспечение деятельности районного суда осуществляет управление судебного департамента соответствующему субъекту РФ и аппарат этого суда. Структура аппарата и его численность определяются в зависимости от количества судей и объема работы суда. Общее руководство аппаратом районного суда осуществляет председатель районного суда, непосредственное руководство осуществляет администратор районного суда. Админ районного суда назначается на должность начальником управления судебного департамента по субъекту РФ с согласия председателя соответствующего районного суда.

Администратор суда 1)обеспечивает деятельность по подготовке судебных заседаний, 2) организацию и 3)ведение судебной статистики, организует делопроизводство, 4) обеспечивает безопасность работы суда, 5) решает вопросы создания надлежащих бытовых условий для судей и работников аппарата суда, 6) составляет смету расходов суда, 7) обеспечивает работу транспорта и средств связи и т.д.

Аппарат районного суда имеет в своей структуре архив, приемную, отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам, отдел обеспечения судопроизводства по гражданским делам. В аппарате суда работают помощник председателя суда, консультант, специалисты, секретари судебных заседаний, помощники судей, технический персонал.

48. Федеральная служба судебных приставов. Требования, предъявляемые к кандидатам на Основные нормативные акты – ФЗ « о судебных приставах от 21 июля 1997 года, указ Президента РФ от 13 октября 2004 года «вопросы федеральной службы судебных приставов» положение о федеральной службе судебных приставов), приказ министерства юстиции РФ от 9.04.2007 года «об утверждении положения о территориальном органе судебных приставов».

Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других государственных органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. ФССП подведомствена министерству юстиции РФ.

Задачи ФССП: 1. Обеспечение установленного порядка деятельности КС, Верховного, ВАС, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. 2. Осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве. 3.исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным к уголовно-процессуальным законодательствам к посредственности ФССП и иные задачи, возложенные на ФССП законодательством РФ.

Судебным приставом может быть гражданин РФ, не моложе 20 лет, имеющий полное среднее и СПО (старший судебный пристав – высшее юридическое образование), способны по своим деловым, моральным качествам и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

Система ФССП.

ФССП РФ – как федеральный орган.

Территориальные органы ФССП (субъектах РФ)

Структурные подразделения территориальных органов ФССП (районные отделы, межрайонные отделы, специализированные отделы)

Возглавляет ФССП директор – главный судебный пристав РФ. ФССП входит в систему министерства юстиции РФ. Минюст осуществляет контроль за деятельностью судебных приставов. Определяет основные направления деятельности, принимает нормативно-правовые акты, относящиеся к деятельности ФССП. Главный судебный пристав РФ назначается на должность президентом РФ.

Территориальные органы ФССП возглавляют главные судебные приставы субъекта федерации. А районные, межрайонные подразделения возглавляют старшие судебные приставы.

В зависимости от задач, решаемыми судебными приставами, они подразделяются на судебных приставов исполнителей и судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов. должность судебного пристава.

  • Вопрос 7. Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту.
  • Вопрос 8. Принцип состязательности.
  • Вопрос 9. Принцип презумпции невиновности.
  • 10. Принцип национального языка судопроизводства.
  • 11. Понятие и общая характеристика судебной системы рф.
  • 12. Понятие звена судебной системы. Общая характеристика звеньев судебной системы рф.
  • 13. Понятие судебной инстанции. Понятие первой инстанции. Суды, рассматривающие дела в первой инстанции.
  • 14. Понятие апелляционной инстанции. Суды, рассматривающие дела в апелляционной инстанции.
  • 15. Понятие кассационной инстанции. Суды, рассматривающие дела в кассационной инстанции.
  • 16. Понятие надзорной инстанции. Суды, рассматривающие дела в надзорной инстанции.
  • 17. Место мировых судей в судебной системе рф. Компетенция мирового судьи.
  • 19. Место районных судов в судебной системе рф. Их компетенция.
  • 21. Организация работы районного суда. Аппарат районного суда.
  • 22. Место судов общей юрисдикции среднего звена в судебной системе рф. Их компетенция.
  • 24.Структура суда общей юрисдикции среднего звена. Компетенция и порядок формирования структурных подразделений
  • 25.Место Верховного Суда рф в судебной системе рф. Его компетенция
  • 27. Структура Верховного Суда рф. Компетенция и порядок формирования структурных подразделений.
  • 28.Место военных судов в судебной системе рф. Их компетенция.
  • 29. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда. Порядок назначения на должность председателя, заместителей председателя и судей военного суда. Срок их полномочий.
  • 30. Структура окружного военного суда. Полномочия структурных подразделений.
  • 31. Место арбитражных судов в судебной системе рф. Их компетенция.
  • 33. Арбитражные апелляционные суды: порядок их образования, полномочия и состав. Полномочия, порядок формирования структурных подразделений арбитражных апелляционных судов.
  • 36. Место Конституционного Суда рф в судебной системе рф. Полномочия Конституционного Суда рф.
  • 38. Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи Конституционного Суда рф. Отставка судьи Конституционного Суда рф.
  • 39. Основные принципы организации и деятельности Конституционного Суда рф.
  • 40. Понятие и общая характеристика статуса судей в рф.
  • 41. Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судьи. Отставка судьи
  • 42. Статус присяжных заседателей.
  • 43. Статус арбитражных заседателей.
  • 44. Организационное обеспечение деятельности судов: понятие, содержание и органы.
  • 45. Судебный департамент при Верховном Суде рф.
  • 46. Администраторы судов и их компетенция.
  • 47. Судейское сообщество: понятие, содержание и органы.
  • 48. Квалификационные коллегии и аттестация судей.
  • 49. Понятие прокуратуры. Система органов прокуратуры. Принципы организации и деятельности прокуратуры.
  • 50. Отрасли прокурорского надзора. Иные функции прокуратуры
  • 51. Порядок назначения на должность и порядок прекращения полномочий Генерального прокурора рф. Срок полномочий Генерального прокурора рф.
  • 3. Прокуроры имеют право на выход в отставку. Основаниями отставки являются:
  • 53. Место Генеральной прокуратуры в системе органов прокуратуры.
  • 54. Структура Генеральной прокуратуры. Полномочия структурных подразделений Генеральной прокуратуры.
  • 55. Предварительное расследование в правоохранительной деятельности государства (понятие, общая характеристика и органы, осуществляющие предварительное расследование).
  • 56. Органы, осуществляющие оперативно- розыскная деятельность: задачи, виды, полномочия.
  • 57. Органы дознания: задачи, виды, полномочия.
  • 58. Органы предварительного следствия: задачи, виды, полномочия.
  • 59. Структура Следственного комитета Российской Федерации.
  • 60. Структура следственных органов внутренних дел.
  • 61. Правовое положение следователя
  • 62. Юридическая помощь и её организация
  • 63. Понятие и основные принципы адвокатской деятельности в рф.
  • 64. Права и обязанности адвоката
  • 65. Статус адвоката. Приобретение, приостановление и прекращение статуса адвоката. Гарантии независимости адвоката.
  • 66. Формы адвокатских образований: общая характеристика.
  • 67. Адвокатская палата субъекта рф: порядок создания, задачи, органы управления.
  • 68. Федеральная палата адвокатов рф: порядок создания, задачи, органы управления.
  • 69. Понятие и система органов нотариата (принципы).Правовой статус нотариуса.
  • 70. Основные правила совершения нотариальных действий.
  • 46. Администраторы судов и их компетенция.

    В соотв. с ФЗ О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" , Деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа или районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда .

    Администратор суда субъекта РФ осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда - под контролем управления (отдела) Судебного департамента и во взаимодействии с ним

    Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа назначается на должность и освобождается от должности начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда - начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда.

    Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

    Полномочия администратора суда

    1) принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

    2) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;

    3) принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;

    4) обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;

    5) осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;

    6) организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;

    7) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда;

    8) разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление (отдел) Судебного департамента;

    9) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

    47. Судейское сообщество: понятие, содержание и органы.

    В соот. С ФЗ в РФ " Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", Судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.

    Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

      Всероссийский съезд судей;

      конференции судей субъектов Российской Федерации;

      Совет судей Российской Федерации;

      советы судей субъектов Российской Федерации;

      общие собрания судей судов;

      Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

      квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;

      Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

      экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

    Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

    Основными задачами органов судейского сообщества являются:

    1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

    2) защита прав и законных интересов судей;

    3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

    Принципы организации и деятельности органов судейского сообщества:

    Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

    Судьи федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи , за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.

    Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.

    "

    Рожнова Л.В., начальник отдела организационно-правового и информационного обеспечения деятельности районных судов управления Судебного департамента в Алтайском крае.

    Должности администраторов появились в районных судах Алтайского края с февраля 2000 г., имеется 6-летний опыт их деятельности, и есть что обсудить.

    В деятельности администраторов сначала пришлось преодолевать проблемы становления, а когда обнаружилось несоответствие роли и возложенных на администраторов полномочий отведенному им статусу и оплате труда, пришлось бороться с оттоком кадров и ждать изменений.

    Наконец, в текущем году ожидания оправдались. Сегодня статус администратора вполне определенный, заметно повышена заработная плата. В Реестре государственных гражданских служащих, утвержденном Указом Президента Российской Федерации 31 декабря 2005 г., администратор в системе Судебного департамента отнесен к категории руководителей наряду с начальником и заместителем начальника управления (отдела) Судебного департамента в регионе. Принятые изменения в законодательстве во многом решили имевшиеся проблемы.

    В Типовом должностном регламенте администратора, утвержденном Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 22 августа 2006 г. N 80, четко прописаны должностные обязанности администратора по организационному обеспечению деятельности суда. Регламентом вновь установлена двойственность подчинения администратора: с одной стороны, он подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения, с другой - по представлению председателя районного суда назначается и освобождается от должности начальником управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, под его контролем осуществляет свои полномочия.

    По своему правовому статусу администратор должен выполнять функции, которые составляют полномочия руководителя, за ним же сохраняются и функции обеспечительного характера. Администратор наделен широким спектром полномочий, обязан решать разноплановые задачи.

    Что касается приоритетов, то в интервью журналу "Судья" N 2 за 2006 г. заместитель начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Л.В. Мичурина подчеркнула, что администраторы должны максимально сконцентрировать свое внимание на контроле деятельности аппарата суда, на вопросах организационно-правового обеспечения его деятельности. Давая оценку организации деятельности одного их районных судов, она обратила внимание, что полномочия председателя суда по отношению к администратору не всегда приводят к положительному результату, что работа администратора в этом суде в первую очередь направляется на решение вопросов материально-технического обеспечения.

    Высказанное замечание в определенной степени относится и к нашим районным судам, да и в других регионах, думаем, те же проблемы, вытекающие из двойственного положения администратора.

    Знакомство с планами и отчетами администраторов о проделанной работе, изучение организации их деятельности на местах позволили установить, что администраторы отдельных судов края в ущерб организационно-правовым вопросам занимаются почти исключительно хозяйственной деятельностью. Здесь пришлось вмешиваться и отношение к администратору корректировать.

    Контролируя деятельность администраторов и требуя четкого выполнения должностных обязанностей, мы обнаружили, что неисполнительность администраторов обусловлена порой нераспорядительностью председателей судов. Требующие исполнения документы в ряде случаев до администраторов просто не доходят, а в утвержденных председателями районных судов ежеквартальных планах администраторов включены неконкретные, неопределенные, ни к чему не обязывающие мероприятия, некоторым же администраторам вменены обязанности, выполнение которых не входит в круг их полномочий.

    В практике районных судов имели место факты, когда администраторы обобщали судебную практику, вели кадровое делопроизводство и фонды правовой информации, составляли представления на судей для направления в квалификационную коллегию судей и т.п.

    Такое отношение к администратору как к работнику на подхвате или завхозу подрывает его авторитет, а в конечном счете негативно влияет на работу суда в целом. Пришлось реагировать и в этом направлении.

    В информационных письмах, направленных в районные суды, на совещаниях и семинарах не раз поднимались вопросы организации деятельности администраторов. В результате факты подобного рода в крае остались в прошлом.

    Руководствуясь положениями нового законодательства о государственной гражданской службе, организационно-распорядительными документами и ориентируясь на выступления руководителей Судебного департамента, мы уже сегодня перестраиваем администраторов на выполнение функциональных обязанностей как руководителей, организаторов и контролеров.

    Учитывая специфику, предпочтение при приеме на работу отдается лицам, имеющим юридическое образование, опыт организационно-распорядительной деятельности.

    Сегодня в крае из 72 администраторов 97,2% с высшим и только 2 со среднеспециальным образованием, - в отдаленных сельских районах не смогли найти соответствующие образованию кандидатуры; почти половина администраторов - дипломированные юристы. Должности администраторов замещают люди зрелые с жизненным и профессиональным опытом, 81,7% имеют возраст 40 и более лет, половина из них - вышедшие в отставку руководители органов внутренних дел, обладающие авторитетом в районе (городе), способные самостоятельно решать организационные и хозяйственные вопросы.

    Практика показала, что такой подход к формированию состава администраторов себя оправдал.

    25 - 26 апреля 2006 г. состоялся семинар с администраторами, начальниками отделов, главными, ведущими специалистами аппаратов судов края, на котором поднимался вопрос о месте и роли администратора в районном суде, внимание администраторов акцентировано на решение организационно-правовых вопросов и вопросов информатизации, которые в Алтайском крае решаются в рамках Государственной автоматизированной системы "Правосудие". Материалы семинара опубликованы в специальном сборнике, который передан в каждый районный суд.



    mob_info