Обзор основных положений римского статута мус. Почему Россия отказалась от Римского статута? Зачем рф нужен был римский статут

Отказ от лишних обязательств: Россия вышла из юрисдикции МУС Москва решила отказаться от участия в Римском статуте Международного уголовного суда (МУС). Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков пояснил, что это объясняется национальными интересами России.

Работа над ним шла с 9 декабря 1948 года, когда Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций утвердила Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него и предложила Комиссии международного права "рассмотреть вопрос о желательности и возможности создания международного юридического органа, на который возлагается рассмотрение дел лиц, обвиняемых в совершении преступления геноцида".

Согласно Римскому статуту, Международный уголовный суд (МУС) является постоянно действующим международным судебным органом, "уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества".

Юрисдикция МУС носит комплиментарный характер: он берет дело в свое производство только, если какое либо государство не хочет или не может судить лицо, подозреваемое в серьезных нарушениях международного гуманитарного права.
МУС является самостоятельным по отношению к ООН международным органом.

В составе Международного уголовного суда 18 судей, избираемых на заседании Ассамблеи государств-участников Статута.

Государства-участники при отборе судей учитывают необходимость обеспечения в составе Суда: представительства основных правовых систем мира; справедливого географического представительства и справедливого представительства судей женского и мужского пола. В составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства.

Суд состоит из следующих органов: президиум; апелляционное отделение, судебное отделение и отделение предварительного производства; канцелярия прокурора; секретариат.

Судья занимает свою должность в течение девяти лет без права переизбрания.

В состав президиума МУС входят председатель, первый и второй вице-председатели, которые избираются абсолютным большинством голосов судей.

Они выполняют свои функции в течение трехлетнего срока или до завершения срока их полномочий в качестве судей, в зависимости от того, какой из этих сроков истекает ранее. Они могут быть переизбраны один раз.

В настоящее время пост председателя МУС занимает Сильвия Фернандес де Гурменди (Аргентина).

Апелляционное отделение МУС состоит из председателя и еще четырех судей, Судебное отделение — не менее чем из шести судей и Отделение предварительного производства — не менее чем из шести судей.

Канцелярия прокурора действует независимо как отдельный орган Суда. Канцелярия возглавляется прокурором, у которого один или несколько заместителей. Прокурор избирается путем тайного голосования абсолютным большинством голосов членов Ассамблеи государств-участников. Заместители прокурора избираются в таком же порядке из списка кандидатур, представленного прокурором.
В настоящее время прокурором МУС является Фату Бенсуда (Гамбия).

Секретариат отвечает за несудебные аспекты управления делами и обслуживания МУС.

Местопребыванием МУС является город Гаага (Нидерланды), но, если суд сочтет нужным, он может заседать в любых других местах.
Международный уголовный суд может осуществлять свои функции и полномочия на территории любого государства, ратифицировавшего Римский статут, и, по специальному соглашению, на территории любого другого государства.

По состоянию на ноябрь 2016 года участниками Римского статута Международного уголовного суда являются 124 государства . Из них 34 - африканские государства, 19 находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 18 - в Восточной Европе, 28 - страны Латинской Америки и Карибского бассейна, 25 - страны Западной Европы и других регионов.

Российская Федерация подписала Римский статут , однако до сих пор его не ратифицировала и государством-участником Международного уголовного суда не являлась.

16 ноября 2016 года президент Владимир Путин подписал распоряжение " ", что означает отзыв Россией подписи под этим документом.

Давно не было у киевских властей столь значимых поводов для торжества. Во-первых, большинством голосов Третий комитет Генассамблеи ООН принял резолюцию, согласно которой Крым признан оккупированной Россией территорией. Во-вторых, Международный уголовный суд в Гааге осудил действия РФ и признал их равнозначными вооруженному вторжению, в связи с чем Москва отказалась от ратификации Римского статута. Оба эти события Пётр Порошенко характеризовал как крупные дипломатические победы. На слух они и в самом деле звучат весомо. Каков же их смысл и реальное значение?

Что такое МУС?

Мысли о создании судебного органа, уполномоченного устанавливать виновных в случаях тяжких преступлений против человечности (геноцида, ведения агрессивных войн и пр.), возникла ещё в 50-х годах XX столетия, но к концу века надобность в нём стала наиболее насущной. Страшные события в Руанде и Югославии требовали справедливого возмездия, и учреждение Международного уголовного суда стало ответом на них. В 2008 году Россия изъявила желание присоединиться к Римскому статуту, на основе которого действует МУС и представители страны даже подписали его, но ратификация Госдумой до сих пор не произошла. Главной причиной задержки стала необъективность решений, касавшихся военных преступлений, совершённых во время югославского конфликта и однобокое рассмотрение уголовных дел. Иными словами, виновными чаще всего признавались руководители Сербии и бывшей СФРЮ, а пострадавшими - боснийские мусульмане, хорваты и прочие их противники, сами производившие этнические чистки самыми зверскими методами. Без ратификации Римского статута страна не считается попадающей под юрисдикцию Международного уголовного суда в Гааге. От неё сегодня окончательно решено отказаться.

Неясность определений

Любой суд действует на основе конкретного чётко установленного юридического документа. Например, в каждой стране есть Уголовный кодекс, в котором даны определения всем видам преступлений и меры наказания за каждое из них. Так как МУС, де-факто действующий с 2003 года, подобным правовым обобщающим актом до сих пор не располагает, то решения его основываются на субъективных оценках членов трибунала. И сегодня не дано определение понятиям «агрессия» или «преступление против человечности», а вместе с тем именно по этим статьям специализируется суд. Некоторого прогресса удалось достичь в понимании слова «геноцид», хотя и на сей раз не удалось полностью избежать разночтений. Таким образом, ни одно из принятых МУС решений на сегодняшний день нельзя считать абсолютно законным.

Что значит «международный»?

При создании Международного уголовного суда его учредители предполагали, что он предназначен для рассмотрения наиболее значимых дел в мировом масштабе. С учётом его названия логичным выглядело бы предположение, что к Римскому статуту присоединились все (или почти все) государства планеты, за исключением, возможно, нескольких самых авторитарных и диктаторских режимов. На деле всё не совсем так. На настоящий момент 41 страна не подписала документ, ещё 31 его не стала ратифицировать, а ЮАР и Бурунди вышли из переговорного процесса по поводу дальнейшего сотрудничества с МУС. Этот момент вызвал шквал ликования в Украине. Россию тут же сравнили с Бурунди. Это было почти столь же опрометчиво, как и заранее ругать Дональда Трампа, не дожидаясь результатов выборов в Америке. На самом деле есть и другие страны, не желающие по разным соображениям участвовать в Римском статуте.

Не только Бурунди

Против работы Международного уголовного суда уже традиционно выступают Соединённые Штаты Америки. Слишком многие вооружённые вторжения, осуществлявшиеся армией сверхдержавы, на настоящий момент не квалифицируются как агрессия только по причине отсутствия юридического определения этого понятия. Бомбардировки, ввод контингентов и прочие акции конца XX - начала XXI столетий в своём большинстве осуществлялись без мандата ООН и просьб законных правительств. Израильский Кнессет тоже воздержался от одобрения этого документа. Китай, Индия и практически вся Юго-Восточная Азия, включая Японию и Индонезию, тоже не подписали. Украина до сих пор не ратифицировала Римский статут, и на то есть очень весомые причины, учитывая многочисленные военные преступления, совершаемые ВСУ в восточных областях страны. Они, кстати, упоминаются в резолюции Третьего комитета Генассамблеи ООН.

Почему сейчас?

Отказ России от ратификации Римского статута был спровоцирован в свою очередь отказом МУС от признания законности воссоединения с Крымом и результатов референдума 2014 года, проведенного на территории полуострова. Дальнейшее участие в этой структуре стало бессмысленным. Любая страна, проводящая собственную политику и участвующая в Римском статуте (или планирующая это), имеет основания на объективное рассмотрение обстоятельств тех или иных её действий. Если нет объективных установленных критериев, записанных в соответствующих кодексах и одобренных всеми участниками, то, по крайней мере, должен иметь место всесторонний подход к изучению фактов. Этого не произошло. Крым был признан МУС оккупированной территорией, что противоречит итогам народного волеизъявления.

«Равнозначность»

Международный уголовный суд имеет целью представить события в Крыму и Севастополе (почему-то они указаны раздельно) как акт агрессии и оккупации, после которого местные жители были вынуждены силой и угрозами проголосовать за присоединение полуострова к России. Примерно такую картину рисует доклад, подготовленный прокурором МУС Фату Бенсудой. То, что вооружённого сопротивления не было, как и человеческих жертв, значения не имеет. Ситуация признана «равнозначной» международному украино-российскому вооруженному конфликту. Установлен контроль над частью территории Украины. Это тоже «равнозначно», но на этот раз оккупации. О праве самих жителей полуострова ответить на вопрос, чувствуют ли они себя захваченными, даже не вспоминалось.

Что теряет Россия?

Отказ от дальнейшего участия в МУС не влечёт для России никаких негативных последствий. Объективность этого органа, по замыслу правового и международного, давно вызывает большие и принципиальные вопросы. Кроме голословных обвинений в «варварских бомбардировках» Сирии, «гибридном вторжении» в Донбасс и даже геноциде по отношению к курдам (и это тоже?), других упоминаний о России в Международном уголовном суде практически не было. Следует ли стране участвовать в работе органа, цель которого состоит в её дискредитации? Вопрос риторический.

А как же Украина?

До сих пор привлечь кого-то к ответственности за военные преступления удавалось крайне редко. Для этого необходимы определённые принуждающие механизмы, возникающие, как правило, либо после военного разгрома государства-изгоя, либо при других обстоятельствах, дающих возможность судить виновного в нарушении принципов гуманности.

16 с лишним лет назад (20 января 2000 года), еще при президенте Кучме, Украина подписала Римский статут. Всё это долгое время под различными предлогами ратификация этого документа Радой откладывалась, и о нём почти уже забыли. Убийства журналистов, начавшиеся с Гонгадзе, продолжались и при новой, пришедшей после майдана власти. Был и скандал с кассетами Мельниченко, после которого Кучма решил, что Статут идёт вразрез с Конституцией. Но все эти преступления померкли после начала АТО, и теперь права граждан нарушаются столь массово и грубо, что создают перспективу представителям нынешних властей самим оказаться на скамье подсудимых. Вместе с тем теперь, после столь благоприятного для Украины решения МУС, Киеву ничего другого не остаётся, как ратифицировать Римский статут, тем самым признав его юрисдикцию на территории страны.

Как поступят депутаты Верховной рады? Ратификация этого документа - шаг ответственный и рискованный для многих из них. Случиться может всякое…

    Государства участники МУС (ратифицировавшие зелёного цвета, подписавшие, но не ратифицировавшие жёлтого) по состоянию на 1 октября 2009 года Римский статут … Википедия

    День международного правосудия - отмечается в честь принятия Римского статута Международного уголовного суда 17 июля 1998 года. Римский статут основополагающий документ Международного уголовного суда. Работа над ним шла с 9 декабря 1948 года, когда Генеральная Ассамблея ООН… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Женевские конвенции - Оригинальный документ. Женевские конвенции ряд международных соглашений, заключенных на конференциях в Женеве (Швейцария). Жен … Википедия

    Пытки - Два монаха демонстрируют орудия пыток представителю испанской инквизиции. Около 1700 Пытка причинение мучений с целью получения информации либо показаний. Пытка является разновидностью истязаний. Истязание есть любая процедура, причиняющая… … Википедия

    Гаагские конвенции и декларации (1899 и 1907) - На 1 й и 2 й мирных конференциях в Гааге в 1899 и 1907 годах приняты международные конвенции о законах и обычаях войны, включённые в комплекс норм международного гуманитарного права. Содержание 1 1 я Гаагская конференция 1899 года 2 2 я Гаагс … Википедия

    Апартеид - У этого термина существуют и другие значения, см. Апартеид (значения). Часть серии статей о дискриминации Основные формы … Википедия

    Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания - запрещающая пытки при любых обстоятельствах, запрещающая выдачу лиц в страны, где для них существует серьёзная угроза пыток, и устанавливающая обязанность уголовного преследования за пытки конвенция ООН, принятая в 1984 году и вступившая в силу в … Википедия

    Депортация - Конституционн … Википедия

    Международный пакт о гражданских и политических правах - Государства участники выделены тёмно зелёным Международный пакт о гражданских и политических правах пакт Организации Объединённых Наций, основанный на Всеобщей декларации прав человека. Принят 16 декабря … Википедия

    Принудительная стерилизация - Принудительная стерилизация государственная программа, которая принуждает людей пройти хирургическую или химическую стерилизацию. В первой половине XX века такие программы были начаты в некоторых странах мира, как правило, в рамках… … Википедия

17 июля 1998 AD в Риме был принят Статут Международного уголовного суда (Римский Статут) - универсальный договор, содержащий развернутый перечень деяний, которые квалифицируются в качестве военных преступлений (вступил в силу в 2002 AD, РФ и США, Индия и Китай не участвуют)

Международный уголовный суд является постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества, указанные в настоящем Статуте, и дополняет национальные системы уголовного правосудия.

Почему же создание суда и ратификация Римского Статута оказались необходимы и приемлемы для 105 государств мира и проблематичны для тех, кто еще не участвует в его работе?

Якобы жизненной (биологической) потребности обратиться за помощью к мировому сообществу и к международному уголовному правосудию у РФ нет.

Так ли это?

В РФ уже практически исчезло государство, оно приватизировано и превратилось в клановую корпорацию.

Военные преступления в одних случаях могут квалифицироваться как международные преступления (совершенные деяния связаны с преступной деятельностью государства), а в других - как преступления международного характера

К числу последних относятся единичные, случайные преступления, совершенные в районе военных действий индивидами из корыстных и иных личных побуждений (грабёж, убийство, насилие над населением на оккупированной территории etc.).

Они не связаны с государством и представляют собой т. н. "эксцессы исполнителей".

Дела о таких преступлениях подсудны не международным военным трибуналам, а военным судам .

Отдельные составы военных преступлений закреплены в ст. 356 УК РФ "Применение запрещенных средств и методов ведения войны " (гл. 34 "Преступления против мира и безопасности человечества ")

Партизаны -по международному праву лица, добровольно сражающиеся в составе вооруженных организованных партизанских сил на территории, занятой противником (контролируемой реакционным режимом) за свободу и независимость своей родины.

1. Суд обладает юрисдикцией в отношении военных преступлений, в частности когда они совершены в рамках плана или политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений.

2. Для целей настоящего Статута военные преступления означают:

а) серьезные нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, а именно любое из следующих деяний против лиц или имущества, охраняемых согласно положениям соответствующей Женевской конвенции:

I) умышленное убийство;

II) пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;

III) умышленное причинение сильных страданий или серьезных телесных повреждений или ущерба здоровью;

IV) незаконное, бессмысленное и крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью;

V) принуждение военнопленного или другого охраняемого лица к службе в вооруженных силах неприятельской державы;

VI) умышленное лишение военнопленного или другого охраняемого лица права на справедливое и нормальное судопроизводство;

VII) незаконная депортация или перемещение или незаконное лишение свободы;

VIII) взятие заложников;

b) другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в международных вооруженных конфликтах в установленных рамках международного права, а именно любое из следующих деяний:

I) умышленные нападения на гражданское население как таковое или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях;

II) умышленные нападения на гражданские объекты, т.е. объекты, которые не являются военными целями;

III) умышленное нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, пока они имеют право на защиту, которой пользуются гражданские лица или гражданские объекты по международному праву вооруженных конфликтов;

IV) умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной случайной гибели или увечья гражданских лиц или ущерба гражданским объектам или обширного, долгосрочного и серьезного ущерба окружающей природной среде, который будет явно несоизмерим с конкретным и непосредственно ожидаемым общим военным превосходством;

V) нападение на незащищенные и не являющиеся военными целями города, деревни, жилища или здания или их обстрел с применением каких бы то ни было средств;

VI) убийство или ранение комбатанта, который, сложив оружие или не имея более средств защиты, безоговорочно сдался;

VII) ненадлежащее использование флага парламентера, национального флага или военных знаков различия и формы неприятеля или Организации Объединенных Наций, а также отличительных эмблем, установленных Женевскими конвенциями, приводящее к гибели людей или причинению им серьезных физических увечий;

VIII) перемещение, прямо или косвенно, оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупируемую ею территорию, или депортация или перемещение части населения оккупируемой территории в пределах границ или за пределы этой территории;

IX) умышленное нанесение ударов по зданиям, предназначенным для целей религии, образования, искусства, науки или благотворительности, историческим памятникам, госпиталям и местам сосредоточения больных и раненых, при условии, что они не являются военными целями;

X) причинение лицам, которые находятся под властью противной стороны, физических увечий или совершение над ними медицинских или научных экспериментов любого рода, которые не оправданы необходимостью медицинского, зубоврачебного или больничного лечения соответствующего лица и не осуществляются в его интересах и которые вызывают смерть или серьезно угрожают здоровью такого лица или лиц;

XI) вероломное убийство или ранение лиц, принадлежащих к неприятельской нации или армии;

XII) заявление о том, что пощады не будет;

XIII) уничтожение или захват имущества неприятеля, за исключением случаев, когда такое уничтожение или захват настоятельно диктуются военной необходимостью;

XIV) объявление отмененными, приостановленными или недопустимыми в суде прав и исков граждан противной стороны;

XV) принуждение граждан противной стороны к участию в военных действиях против их собственной страны, даже если они находились на службе воюющей стороны до начала войны;

XVI) разграбление города или населенного пункта, даже если он захвачен штурмом;

XVII) применение яда или отравленного оружия;

XVIII) применение удушающих, ядовитых или других газов и любых аналогичных жидкостей, материалов или средств;

XIX) применение пуль, которые легко разрываются или сплющиваются в теле человека, таких, как оболочечные пули, твердая оболочка которых не покрывает всего сердечника или имеет надрезы;

XX) применение оружия, боеприпасов и техники, а также методов ведения войны такого характера, которые вызывают чрезмерные повреждения или ненужные страдания или которые являются неизбирательными по своей сути в нарушение норм международного права вооруженных конфликтов, при условии, что такое оружие, такие боеприпасы, такая техника и такие методы ведения войны являются предметом всеобъемлющего запрещения и включены в приложение к настоящему Статуту путем поправки согласно соответствующему положению, изложенному в статьях 121 и 123;

XXI) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

XXII) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, как она определена в пункте 2 (f) статьи 7, принудительная стерилизация и любые другие виды сексуального насилия, представляющие собой грубое нарушение Женевских конвенций;

XXIII) использование присутствия гражданского лица или другого охраняемого лица для защиты от военных действий определенных пунктов, районов или вооруженных сил;

XXIV) умышленное нанесение ударов по зданиям, материалам, медицинским учреждениям и транспортным средствам, а также персоналу, использующим в соответствии с международным правом отличительные эмблемы, установленные Женевскими конвенциями;

XXV) умышленное совершение действий, подвергающих гражданское население голоду, в качестве способа ведения войны путем лишения его предметов, необходимых для выживания, включая умышленное создание препятствий для предоставления помощи, как это предусмотрено в Женевских конвенциях;

XXV I) набор или вербовка детей в возрасте до пятнадцати лет в состав национальных вооруженных сил или их использование для активного участия в боевых действиях;

с) в случае вооруженного конфликта немеждународного характера серьезные нарушения статьи 3, общей для четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, а именно: любое из следующих деяний, совершенных в отношении лиц, не принимающих активного участия в военных действиях, включая военнослужащих, сложивших оружие, и лиц, выведенных из строя в результате болезни, ранения, содержания под стражей или по любой другой причине:

I) посягательство на жизнь и личность, в частности убийство в любой форме, причинение увечий, жестокое обращение и пытки;

II) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

III) взятие заложников;

IV) вынесение приговоров и приведение их в исполнение без предварительного судебного разбирательства, проведенного созданным в установленном порядке судом, обеспечивающим соблюдение всех судебных гарантий, которые по всеобщему признанию являются обязательными;

d) пункт 2 (с) применяется к вооруженным конфликтам немеждународного характера и, таким образом, не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения напряженности, таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия или иные акты аналогичного характера;

е) другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в вооруженных конфликтах немеждународного характера в установленных рамках международного права, а именно любое из следующих деяний:

I) умышленное нанесение ударов по гражданскому населению как таковому, а также умышленное нападение на отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях;

II) умышленное нанесение ударов по зданиям, материалам, медицинским учреждениям и транспортным средствам, а также персоналу, использующим в соответствии с международным правом отличительные эмблемы, предусмотренные Женевскими конвенциями;

III) умышленное нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, пока они имеют право на защиту, которой пользуются гражданские лица или гражданские объекты по праву вооруженных конфликтов;

IV) умышленное нанесение ударов по зданиям, предназначенным для целей религии, образования, искусства, науки или благотворительности, историческим памятникам, госпиталям и местам сосредоточения больных и раненых, при условии, что они не являются военными целями;

V) разграбление города или населенного пункта, даже если он взят штурмом;

VI) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, как она определена в пункте 2 (f) статьи 7, принудительная стерилизация и любые другие виды сексуального насилия, также представляющие собой грубое нарушение статьи 3, общей для четырех Женевских конвенций;

VII) набор или вербовка детей в возрасте до пятнадцати лет в состав вооруженных сил или групп или использование их для активного участия в боевых действиях;

VIII) отдача распоряжений о перемещении гражданского населения по причинам, связанным с конфликтом, если только этого не требуют соображения безопасности соответствующего гражданского населения или настоятельная необходимость военного характера;

IX) вероломное убийство или ранение комбатанта неприятеля;

X) заявление о том, что пощады не будет;

XI) причинение лицам, которые находятся во власти другой стороны в конфликте, физических увечий или совершение над ними медицинских или научных экспериментов любого рода, которые не оправданы необходимостью медицинского, зубоврачебного или больничного лечения соответствующего лица и не осуществляются в его интересах и которые причиняют смерть или серьезно угрожают здоровью такого лица или лиц;

XII) уничтожение или захват имущества неприятеля, за исключением случаев, когда такое уничтожение или захват настоятельно диктуются обстоятельствами конфликта;

f) пункт 2 (e) применяется к вооруженным конфликтам немеждународного характера и, таким образом, не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения напряженности, таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия или иные акты аналогичного характера. Он применяется в отношении вооруженных конфликтов, которые имеют место на территории одного из государств-участников, когда идет длительный вооруженный конфликт между правительственными властями и организованными вооруженными группами или между самими такими группами.

3. Ничто в пунктах 2 (с) и (d) не затрагивает ответственности правительства за поддержание или восстановление закона и порядка в государстве или за защиту единства и территориальной целостности государства всеми законными средствами.

Президент России Владимир Путин подписал распоряжение о том, что . В нём говорится, что с такой инициативой выступило министерство юстиции России. Президент поручил МИД РФ направить генеральному секретарю ООН соответствующее уведомление, распоряжение вступит в силу с момента опубликования.

Римский статут — международный договор, учредивший Международный уголовный суд (МУС). Устав устанавливает функции, юрисдикцию и структуру суда. Принят на дипломатической конференции в Риме 17 июля 1998 года и вступил в силу с 1 июля 2002 года.

Чем занимается Международный уголовный суд?

Международный уголовный суд является первым постоянным международным органом уголовной юстиции, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечности. Необходимость его создания была связана с практикой международных трибуналов, действовавших в 1990-х годах (Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный трибунал по Руанде). В июне 1998 года Генеральная Ассамблея ООН созвала конференцию «для завершения и принятия конвенции по учреждению Международного уголовного суда». Официально МУС начал свою работу с 1 июля 2002 года.

Местопребыванием суда является Гаага, однако по желанию суда заседания могут проходить в любом другом месте. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

Кто является судьями МУСа?

Международный уголовный суд состоит из 18 судей, избираемых на 9 лет Ассамблеей государств-участников суда. Каждая из региональных групп должна быть представлена по крайней мере 2 судьями. По состоянию на апрель 2013 года, 3 судей представляют Восточную Европу, 3 — Азию, 4 — Африку, 2 — Латинскую Америку, а остальные 5 — Западную Европу и другие государства.

Сколько государств подписало Римский статут?

Всего Римский статут подписало 139 государств, но ратифицировали соглашение не все. По состоянию на февраль 2015 г., договор ратифицировали лишь 123 государства.

РФ подписала Римский статут ещё в 2000 году, но не ратифицировала, участвовала в его работе в качестве наблюдателя.

Ряд стран принципиально возражает против самой идеи МУС как ограничивающей суверенитет государств и дающей неопределённо широкие полномочия суду. Среди них США, Китай, Индия, Израиль и Иран. США являются самым ярым противником деятельности МУС. Их правительство подписало Римский статут в 2000 году, но уже в 2002 отозвало свою подпись.



mob_info