Почему моллюсков называют мягкотелыми? Почему моллюски - мягкотелые? Игровые задания по зоологии. Тема «Моллюски Разнообразие и значение моллюсков

Продолжение. См.№ 16, 17, 18/2002

Игровые задания по зоологии.
Тема «Моллюски»

Задание 10. «Осьминог» (рис. 10)

1. К моллюскам, обитающим на суше, относится:

а) беззубка (41–37–22–2);
б) кальмар (35–4–33–1);
в) виноградная улитка (35–12–20–5).

2. Раковина моллюска образована:

а) выделениями мантии (33–39–42–34);
б) песком и другими частицами, приклеившимися к телу (21–5–31–27);
в) выделениями пищеварительных желез (52–6–34–8).

3. Мантийная полость – это:

а) внутреннее пространство в пищеварительном тракте (36–53–4–18);
б) пространство между мантией и телом (34–19–1–25);
в) пространство между раковиной и мантией (46–3–14–50).

4. У беззубки нет головы, так как:

а) у всех моллюсков вообще нет головного отдела (3–52–7–44);
б) головы нет у двустворчатых моллюсков, потому что они не ловят добычу, a питаются пассивно (8–31–27–41);
в) голова у беззубки имеется, но она скрыта под мантией (11–43–22–19).

5. Радула, или терка, имеется у:

а) рапаны (8–32–13–25);
б) перловицы (6–52–3–11);
в) дрейсены (46–32–14–5).

6.

а) перловицы (47–41–35–4);
б) осьминога (43–7–38–4);
в) слизня (50–4–30–21).

7. К пищеварительным железам моллюсков относятся:

в) печень и поджелудочная железа (2–24–43–21);
б) только печень (2–36–18–22);
в) только поджелудочная железа (2–18–23–36).

8. Реактивный способ передвижения характерен для:

а) беззубки (45–54–5–32);
б) мидии (46–5–28–29);
в) кальмара (5–14–26–33).

9. Кровеносная система прудовика:

а) незамкнутая, сердца нет (14–19–50–1);
б) незамкнутая, сердце есть (41–11–38–50);
в) замкнутая, сердце есть (42–27–24–6).

10. Чернильной железы не имеют:

а) конусы (2–52–18–51);
в) кальмары (6–24–27–3);
б) каракатицы (7–49–22–27).

11. Гермафродитизм характерен для:

а) беззубки (43–48–26–24);
б) прудовика (51–17–44–10);
в) перловицы (25–29–46–4).

12. К классу двустворчатых моллюсков не относится:

а) дрейсена (21–31–7–44);
б) рапана (10–37–46–16);
в) гребешок (42–8–24–28).

13 . В пресных водах встречается брюхоногий моллюск:

а) рапана (11–53–37–8);
б) конус (17–19–42–48);
в) катушка (3–47–36–16).

14. К классу головоногих моллюсков относится:

а) каракатица (3–22–48–29);
б) устрица (3–43–47–12);
в) тридакна (3–7–46–23).

15. Жемчуг образуется в раковинах двустворчатых моллюсков, обитающих:

а) только в морях и океанах (4–43–3–54);
в) только в пресных водоемах (23–4–27–46);
б) как в морях, так и в пресных водоемах (29–23–28–45).

16. Клюв головоногих моллюсков напоминает по форме клюв:

а) вороны (33–28–7–47);
б) попугая (54–49–9–45);
в) утки (46–47–31–6);

17. К двустворчатым моллюскам, обитающим среди коралловых рифов, относится:

а) гребешок исландский (21–40–36–53);
б) тридакна гигантская (54–6–53–7);
в) пандора холодноводная: (46–3–44–9).

18. История знает случаи нападения на парусные суда гигантских головоногих моллюсков. Известны случаи жестоких битв огромных китов – кашалотов – с этими существами. Моряки называют их кракенами, пульпами, полипусами. Речь идет о:

а) кальмарах-архитевтисах (35–40–15–7);
б) осьминогах-аргонавтах (25–39–16–4);
в) черном глубоководном осьминоге (адском вампире) (34–41–14–8).

(Правильные ответы: 35–12–20–5; 33–39–42–34; 34–19–1–25; 8–31–27–41; 8–32–13–25; 50–4–30–21; 2–24–43–21; 5–14–26–33; 41–11–38–50; 2–52–18–51; 51–17–44–10; 10–37–46–16; 3–47–36–16; 3–22–48–29; 29–23–28–45;54–49–9–45; 54–6–53–7; 35–40–15–7.)

Задание 11. «Гребешок» (рис. 11)

1. Кожная складка, которая покрывает тело моллюска, называется:

а) пелликулой (3–17–30–5);
б) кутикулой (8–1–33–6);
в) мантией (4–18–13–29);
г) плазмолеммой (30–12–7–15).

2. Твердое образование, защищающее тело моллюска, называется:

а) панцирем (31–1–20–6);
б) раковиной (29–32–7–19);
в) щитом (12–8–27–22);
г) камерой (5–29–4–22).

3. К типу моллюсков не относится:

а) каракатица (1–7–23–13–4);
б) живородка (1–9–32–13–4);
в) перловица (16–8–23–13–29);
г) планария (4–33–1–19–28).

4. К классу двустворчатых моллюсков относится:

а) рапана (25–7–33–1);
б) устрица (28–31–2–1);
в) большой слизень (25–3–16–1);
г) катушка (28–12–27–1).

5. К классу головоногих моллюсков не относится:

а) кальмар (22–7–5–16);
б) каракатица (5–24–22–7);
в) виноградная улитка (2–10–15–30);
г) осьминог (7–24–3–10).

6. В морях встречается двустворчатый моллюск:

а) перловица (6–16–26–1);
б) речная жемчужница (3–1–22–6);
в) гребешок (29–1–30–8);
г) шаровка (22–7–9–11).

7. Голова отсутствует у:

а) рапаны (15–4–22–7);
б) каракатицы (11–10–5–33);
в) большого слизня (23–4–24–2);
г) беззубки (8–24–17–5).

8. В пресной воде не встречаются:

а) головоногие моллюски (5–20–3–25);
б) двустворчатые моллюски (16–4–33–2);
в) брюхоногие моллюски (20–12–1–25).

9. При помощи секрета, выделяемого чернильной железой, защищаются:

а) гребешки (8–20–29–11);
б) устрицы (6–31–27–30);
в) виноградные улитки (6–1–22–25);
г) каракатицы (25–14–27–1).

10. Легочное дыхание характерно для:

а) беззубки (4–29–25–7);
б) перловицы (2–33–20);
в) прудовика (17–1–21);
г) осьминогов-аргонавтов (4–3–26).

11. К крупнейшим двустворчатым моллюскам относятся:

а) тридакны (27–9–16–21);
б) перловицы (3–26–1–12);
в) мидии (4–23–7–17);
г) беззубки (17–2–29–1).

12. К вымершим головоногим относятся:

а) каракатицы (24–7–6–21);
б) аммониты (21–26–11–23);
в) осьминоги (21–3–5–13);
г) кальмары (21–26–24–23).

13. Этих моллюсков образно называют «приматами моря». Их головной мозг заключен в специальную хрящевую капсулу. Речь идет о:

а) рапанах (20–11–23–17);
б) тридакнах (5–32–7–33);
в) осьминогах (3–1–6–23);
г) гребешках (6–5–1–30).

14. Каких головоногих моллюсков за их красивую перламутровую раковину называют «жемчужными корабликами»?

а) осьминогов-аргонавтов (7–26–14–6);
в) наутилусов (33–12–22–6);
б) каракатиц (33–13–23–2);
г) кальмаров (7–4–22–28).

(Правильные ответы: 4–18–13–29; 29–32–7–19; 4–33–1–19–28; 28–31–2–1; 2–10–15–30; 29–1–30–8; 8–24–17–5; 5–20–3–25; 25–14–27–1; 17–1–21; 27–9–16–21; 21–26–11–23; 3–1–6–23; 33–12–22–6.)

Задание 12. «Кальмар» (рис. 12)

Какие из названных моллюсков относятся к двустворчатым?

1. Перловица обыкновенная (9–24–15–37–23).

2. Европейская жемчужница (17–3–41–29–23).

3. Голый слизень (49–32–8–5–22).

4. Беззубка озерная (28–9–17–34–46–12).

5. Роговая катушка 29–3–19–41–15–23).

6. Черноморский гребешок (28–21–4–36).

7. Мидия гигантская (21–20–36–30–6–45).

8. Устрица адриатическая (10–2–7).

9. Большой прудовик (20–12–39–49–1–40).

10. Рапана (36–1–40–22–23).

11. Тридакна гигантская (25–38–13–48).

12. Дрейсена каспийская (16–22–43–48).

13. Конус (17–21–30).

14. Шашень, или корабельный червь (42–47–25–10–33–18).

15. Шаровка речная (6–11–18–45).

16. Морская жемчужница (49–39–26–12–39).

17. Сердцевидка ребристая (27–42–14–27–50).

18. Аргонавт (45–42–47–18–14).

19. Осьминог обыкновенный (10–14–35–5).

20. Горошина обыкновенная (1–50–35–44–5).

21. Кальмар-архитевтис (26–14–38).

22. Корабельный червь – торедо (1–49–19–32–8).

23. Каракатица, или сепия (1–27–13–38–50–49).

24. Мидия зеленая (44–40–5).

25. Беззубка сводчатая (8–40–32).

(Правильные ответы: 9–24–15–37–23; 17–3–41–29–23; 28–9–17–34–46–12; 28–21–4–36; 21–20–36–30–6–45; 10–2–7–31–16; 25–38–13–48; 16–22–43–48; 42–47–25–10–33–18; 6–11–18–45; 49–39–26–12–39; 27–42–14–27–50; 1–50–35–44–5; 1–49–19–32–8; 44–40–5; 8–40–32.)

Моллюски - широко распространенные вторичнополостные, беспозвоночные животные. Тело их мягкое, нерасчлененное, у большинства оно подразделяется на головку, туловище и ногу. Главными признаками моллюсков является наличие у большинства видов известковой раковины и мантии — кожной складки, прикрывающей внутренние органы. Полость рта моллюсков заполнена паренхимой. Кровеносная система незамкнутая. Известно свыше 130 000 видов современных и примерно такое же количество ископаемых видов. Моллюски подразделяются на классы: брюхоногие , двустворчатые , головоногие .

Класс брюхоногие

Класс брюхоногие - это единственный класс, представители которого освоили не только водоемы, но и сушу, поэтому по числу видов моллюсков — это самый многочисленный класс. Его представители сравнительно небольшие по размерам: черноморский моллюск рапана до 12 см высотой, виноградная улитка - 8 см, некоторые голые слизни - до 10 см, крупные тропические виды достигают 60 см.

Типичным представителем класса является большой прудовик , обитающий в прудах, озерах, тихих заводях. Его тело разделено на голову, туловище и ногу, занимающую всю брюшную поверхность тела (отсюда и название класса).

Тело моллюска покрыто мантией и заключено в спирально закрученную раковину. Передвижение моллюска происходит благодаря волнообразному сокращению мышцы ноги. На нижней стороне головы помещается рот, а на боковых сторонах - два чувствительных щупальца, у их основания находятся глаза.

Питается прудовик растительной пищей. В его глотке имеется мускулистый язык с многочисленными зубчиками на нижней стороне, ими, как теркой, прудовик соскабливает мягкие ткани растений. Через глотку и пищевод пища попадает в желудок , где и начинает перевариваться. Дальнейшее переваривание происходит в печени , а заканчивается в кишечнике. Непереваренная пища выбрасывается через анальное отверстие наружу.

Дышит прудовик с помощью легкого - особый карман мантии, куда воздух попадает через дыхательное отверстие. Поскольку дышит прудовик атмосферным воздухом, ему время от времени необходимо подниматься на поверхность воды. Стенки легкого оплетены сетью кровеносных сосудов . Здесь происходит обогащение крови кислородом и выделение углекислого газа.

Сердце прудовика состоит из двух камер - предсердия и желудочка . Их стенки поочередно сокращаются, проталкивая кровь в сосуды. Из крупных сосудов через капилляры кровь поступает в пространство между органами. Такую кровеносную систему называют незамкнутой . Из полости тела кровь (венозная - без кислорода) собирается в сосуд, подходящий к легкому, где она обогащается кислородом, откуда попадает в предсердие, затем - в желудочек и затем по артериям - сосудам, несущим кровь, обогащенную кислородом (артериальную), поступает к органам.

Органом выделения является почка . Протекающая через нее кровь освобождается от ядовитых продуктов обмена. Из почки эти вещества выводятся наружу через отверстие, находящееся рядом с анальным.

Нервная система представлена пятью парами нервных узлов , расположенных в разных частях тела, от них ко всем органам отходят нервы.

Прудовики — гермафродиты, но оплодотворение у них перекрестное. Яйца откладываются на поверхность водных растений. Из них развиваются молодые особи. Развитие - прямое.

К брюхоногим моллюскам относятся слизни , получившие название из-за обильно выделяемой слизи. Раковины у них нет. Обитают на суше во влажных местах и питаются растениями, грибами, некоторые встречаются на огородах, нанося вред культурным растениям.

К растительноядным брюхоногим относится виноградная улитка , также наносящая вред сельскому хозяйству. В некоторых странах ее используют в пищу.

Среди многочисленных видов брюхоногих моллюсков особенно известны благодаря красивым раковинам - морские. Их используют в качестве сувениров, из перламутрового слоя изготавливают пуговицы, а из раковины очень мелкого моллюска каури некоторые народы Африки и Азии изготавливают деньги, украшения.

Класс двустворчатые - исключительно водные животные. Через свою мантийную полость они перекачивают воду, выбирая из нее питательные вещества. Такой способ питания называют фильтрацией . Он не требует особой подвижности организмов, поэтому у представителей класса наблюдается некоторое упрощение в строении по сравнению с представителями других классов. Все моллюски этого класса имеют двустворчатую раковину (отсюда и название класса). Створки раковины соединены находящейся на спинной стороне моллюска особой эластичной связкой. К створкам раковины прикрепляются мышцы - замыкатели , их сокращение способствует сближению створок, закрытию раковины, при расслаблении их - раковина раскрывается.

Представителями данного класса являются , перловица , устрицы , мидии . Самый крупный морской моллюск — тридакна , весящий до 300 кг.

Наиболее распространенный моллюск в пресных водоемах страны - . Тело беззубки, состоящее из туловища и ноги , покрыто мантией, свешивающейся с боков в виде двух складок.

Между складками и телом имеется полость, в которой находятся жабры и нога . Головы у беззубки нет. На заднем конце тела обе складки мантии прижимаются друг к другу, образуя два сифона : нижний (вводный) и верхний (выводной). Через нижний сифон вода поступает в мантийную полость и омывает жабры, чем обеспечивается дыхание. С водой приносятся различные простейшие одноклеточные водоросли, остатки отмерших растений. Отфильтрованные пищевые частицы через рот попадают в желудок и кишечник , где подвергаются действию ферментов . У беззубки хорошо развита печень , протоки которой впадают в желудок.

Двустворчатые моллюски используются человеком. Мидий, устриц - употребляют в пищу, других, например, разводят для получения жемчуга и перламутра: жемчужницу, перловицу.

Класс головоногие

Современные головоногие насчитывают около 700 видов, исключительно обитателей морей и океанов с высокой концентрацией солей, поэтому они не встречаются ни в Черном, ни в Азовском морях.

Головоногие - это хищники средних или больших размеров. Их тело состоит из туловища и большой головы , нога превратилась в щупальца , которые окружают рог . Большинство из них имеют 8 одинаковых щупалец, например осьминоги или 8 коротких и 2 длинных, как у кальмара .

На щупальцах находятся присоски , с помощью которых удерживается добыча. Присосков не имеет лишь один тропический вид - наутилус , зато имеет большое количество щупалец. На голове у представителей класса имеются большие глаза , напоминающие глаза человека. Снизу, между головой и туловищем есть щель, соединяющаяся с мантийной полостью. В эту щель открывается специальная трубочка, называемая лейкой , через которую соединяется мантийная полость с окружающей средой и является видоизмененной частью ноги.

Раковины у многих представителей головоногих нет, только у каракатицы она расположена под кожей, а у наутилуса имеется многокамерная раковина. В одной из них расположено тело, другие заполнены воздухом, что способствует быстрой плавучести животных. У многих головоногих благодаря реактивному способу движения скорость достигает 70 км в час (кальмары).

Кожа многих представителей головоногих способна мгновенно менять окраску под влиянием нервных импульсов. Окраска может быть защитной (маскируется под цвет окружающей среды) или угрожающей (контрастная окраска, часто меняющаяся). Это обусловливается высоким уровнем развития нервной системы, которая имеет сложный головной мозг , защищенный хрящевой оболочкой - «череп », органы чувств, обусловливающие сложное поведение, в частности, образование условных рефлексов.

Например, в случае опасности слюнные железы выделяют яд, убивающий добычу, или же протоки чернильной железы выделяют жидкость, образующую в воде черное пятно, под его прикрытием моллюск убегает от врагов.

Головоногие — раздельнополые животные. Для них характерно прямое развитие.

Головоногие моллюски имеют большое промышленное значение: их используют в пищу (кальмары, осьминоги, каракатицы), из содержимого чернильного мешка каракатиц и кальмаров изготавливают коричневую краску — сепию, натуральную китайскую тушь. В кишечнике кашалотов из непереваренных остатков головоногих образуется особое вещество - амбра, используемое в парфюмерной промышленности для придания устойчивости запаха духов. Головоногие моллюски - это пищевая база для морских животных - ластоногих, зубастых китов и др.


МОЛЛЮСКИ

1 вариант

А. Выберите все правильные ответы.

1. Моллюски названы так потому, что

А. имеют несегментированное тело Б. имеют раковину

В. тело их мягкое Г. передвигаются при помощи мускулистой ноги

2. Глаза характерны для представителей классов

А. двустворчатых Б. брюхоногих В. головоногих Г. глаза имеются у всех

3. Органы дыхания моллюсков:

А. покровы тела Б. легкие В. жабры Г. сердце

4. Виноградная улитка относится к классу

5. Головоногие моллюски движутся

А. при помощи мускулистой ноги Б. задним концом тела вперед

В. реактивным способом Г. при помощи щупальцев

^ 6. Отсутствие головы у двустворчатых моллюсков объясняется тем, что они

А. имеют двустворчатую раковину Б. ведут малоподвижный образ жизни

В. живут в воде Г. передвигаются при помощи ноги

^ 7. Содержимое чернильного мешка осьминог выпускает

А. в случае опасности Б. в период размножения

В. в процессе питания Г. в мутной воде

8. Внутренний хрящевой скелет головоногих развивается в связи

А. с необходимостью опоры для мышц Б. с исчезновением раковины

В. с активным движением Г. с развитием присосок на щупальцах

^ 9. Сокращение мускула, соединяющего раковину с телом брюхоногого моллюска, обеспечивает :

А. поглощение пищи Б. втягивание тела моллюска в раковину

В. выход тела моллюска из раковины Г. процесс дыхания

С. Разделите моллюсков на группы

^ 10. Разделите моллюсков на группы, ведущие подвижный или малоподвижный образ жизни

Группы Представители

А. подвижный образ жизни 1) мидия 2) перловица 3) устрица 4) слизень

Б. малоподвижный образ жизни 5) каракатица 6) прудовик 7) беззубка

8) осьминог 9) катушка 10) жемчужница

МОЛЛЮСКИ

2 вариант

А. Выберите все правильные ответы .

^ 1. Моллюски обитают в среде

А. наземно-воздушной Б. почвенной В. водной Г. организменной

2. Закрученная раковина характерна для представителей класса

А. головоногих Б. брюхоногих В. двустворчатых

^ 3. Кровеносная система моллюсков

А. замкнутая Б. незамкнутая

В. состоит из сердца и сосудов Г. обеспечивает движение крови

4. Устрицы относятся к классу

А. двустворчатых Б. головоногих В. брюхоногих

5. Цвет крови головоногих моллюсков

А. красный Б желтый В. зеленый Г. синий (голубой)

^ 6. Органы чувств двустворчатых моллюсков развиты слабо в результате

А. жаберного дыхания Б. малоподвижного образа жизни

В. фильтрующего типа питания Г. развития двустворчатой раковины

^ 7. Исчезновение раковины у осьминогов связано:

А. с наличием щупалец Б. с большой скоростью передвижения

В. с развитием чернильного мешка Г. с хорошо развитым зрением

^ 8. Расселение беззубки происходит на личиночной стадии потому, что

А. личинка развивается из оплодотворенной яйцеклетки

Б. личинка имеет маленькие размеры

В. личинка может прикрепляться к коже и жабрам рыб

Г. личинка активно и быстро самостоятельно передвигается

^ 9. Ритмичные сокращения мантии головоногого моллюска обеспечивают:

А. доставку кислорода, растворенного в воде, к жабрам

Б. забор воды для реактивного движения

В. доставку мелких организмов для питания

Г. изменение окраски тела

С. Распределите представителей моллюсков по классам

10. Распределите представителей моллюсков по классам и назовите эти классы

А. класс…………. 1) мидия 2) перловица 3) устрица 4) каракатица

Б. класс…………. 5) слизень 6) прудовик 7) беззубка 8) осьминог

В. класс…………. 9) катушка 10) жемчужница

Часть 1

Внимательно прочитай текст.

Моллюски

Кто на одной ноге по дну ходит? Кто на себе дом возит? Это загадки про моллюсков. Улитка живет в саду, прудовик – в пруду, устрица – в море, но все эти животные – моллюски: у всех у них мягкое тело.

Чтобы защититься от врагов, голый беспомощный слизень прячется в раковину: у прудовика она одностворчатая, у беззубки – двустворчатая. 770 л морской воды пропускает через свое тело устрица, чтобы добыть из воды нужный ей для раковины кальций!

Иногда в раковину двустворчатого моллюска попадают песчинка или насекомое. Перламутр, который выделяет моллюск, постепенно обволакивает песчинку, и крохотный матовый шарик растет и растет. Так рождается жемчужина.

Моллюск не только домовладелец, но и домовоз. Отталкиваясь от дна просунутой через створки единственной ногой, беззубка проползает за час 20 см. А морское ушко – скороход среди улиток – перевозит свой дом со скоростью метр в секунду.

У осьминога и кальмара нет раковины, зато есть щупальца, заменяющие ноги. Расположены они на голове, поэтому этих моллюсков называют головоногими. Когда осьминог спит, шесть его щупалец неподвижны, но два, охраняя, описывают круги. На каждом щупальце крупного осьминога 300 присосок, каждая присоска может удержать груз в несколько килограммов.

Часть 2

К каждому заданию даны варианты ответа. Выбери правильный вариант ответа или впиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом.

1. Сколько в данном тексте восклицательных предложений?

1) 1; 2) 2; 3) 3.

2. Почему осьминогов и кальмаров называют головоногими? Сформулируй и запиши правильный ответ. ___________ .

3. Сколько присосок у пяти осьминогов?

1) 150; 2) 1500; 3) 15 000.

4. Отметь главный признак всех моллюсков.

1) Прячутся в раковины; 2) у всех мягкое тело; 3) есть щупальца.

5. Отметь абзац, к которому можно подобрать заголовок «Рождение жемчужин».

1) 1; 2) 2; 3) 3.

6. Кто где живет? (Соедини стрелками.)

устрица пруд

улитка море

прудовик сад

7. За сколько часов беззубка преодолеет расстояние 1 метр?

1) За 3ч.; 2) за 4 ч.; 3) за 5 ч.

8. Дополни условие задачи данными из текста и реши ее. Одна устрица пропускает через свое тело ____ л морской воды. Сколько литров воды пропустят 30 устриц?

1) 800; 2) 2310; 3) 23100.

9. Из первого предложения третьего абзаца выпиши грамматическую основу.

10. Соотнеси (соедини стрелками):

кальмар раковина

осьминог

беззубка щупальца

11. Скорость улитки морское ушко – 1 м/с. Какое расстояние способна преодолеть эта улитка за 1 час?

1) 60 м; 2) 360 м; 3) 3600 м.

12. Отметь слово, которое соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, окончание.

1) домовоз; 2) беззубка; 3) прудовик.

13. В слове моллюск :

1) 7 букв, 7 звуков; 2) 7 букв, 6 звуков; 3) 6 букв, 7 звуков.

14. Буква о пропущена в словах группы:

1) …сьминог, к…льмар;

2) пруд…вик, м…ллюск;

3) щуп…льце, рак…вина.

15. Как передвигается беззубка? Укажи номер абзаца, в котором можно найти ответ на поставленный вопрос.

1) 4; 2) 5; 3) 6.

16. В третьем абзаце все глаголы…

1) I спряжения; 2) II спряжения; 3) I и II спряжения.

17. Ученые насчитывают около восьмидесяти тысяч видов моллюсков. Отметь правильную запись ответа.

1) 8000; 2) 80 000; 3) 800 000.

18. Перечитай пятый абзац. Сколько щупалец у пяти осьминогов будут неподвижны, а сколько будут охранять и описывать круги?

1) неподвижных щупалец _____________________ ;

2) охраняющих щупалец ______________________ .

19. Определи род, число и падеж у прилагательного матовый (шарик).

Род, __________число, _____________падеж

20. Чтобы защититься от врагов, голый слизень…

1) прячется в раковину;

2) пропускает через свое тело воду;

3) описывает круги.

Ответы к тесту

№ вопроса

№ правильного ответа

У осьминога и кальмара нет раковины, зато есть щупальца, заменяющие ноги, которые расположены на голове, поэтому этих моллюсков называют головоногими

улитка – сад, прудовик – пруд, устрица – море

попадают песчинка или насекомое

Кальмар, осьминог – щупальца, беззубка – раковина

30 – неподвижных, 10 – охраняющих

М.р, ед.ч, И.п

Оценка уровня компетентности

1–9 баллов – низкий уровень;

10–13 баллов – удовлетворительный уровень;

14–17 баллов – хороший уровень;

18–20 баллов – отличный уровень.

Вариант 1

Часть I

1. Моллюски названы так потому, что:

1. Характеризуются несегментированным телом 3. Имеют раковину

2. Передвигаются при помощи мускулистой ноги 4. Тело их мягкое

2. Органы дыхания моллюсков:

1. Покровы тела 2. Легкие 3. Жабры 4. Лёгкие и жабры

3. Кровеносная система моллюсков:

1. Замкнутая, без сердца 3. Незамкнутая, без сердца

2. Замкнутая, имеет сердце 4. Незамкнутая, имеет сердце

4. Пищеварение - это:

1. Заглатывание пищи 3. Превращение сложных веществ в простые

2. Измельчение пищи 4. Поступление пищевых частиц с током воды через вводной сифон

5. Терка, или радула, у многих моллюсков находится:

1. В желудке 2. В глотке 3. В тонкой кишке 4. На поверхности раковины

6. Мантийная полость - это:

1. Пространство в пищеварительном тракте 3. Пространство между мантией и телом

2. Пространство между раковиной и мантией 4. Пространство в органах дыхания

7. Виноградная улитка относится к классу:

1. Живут в воде

2. Являются пищей для земноводных

9. Пищеварительные железы брюхоногих моллюсков - это:

1. Печень и поджелудочная железа 3. Слюнные железы и поджелудочная железа

2. Печень и слюнные железы 4. Печень, поджелудочная железа и слюнные железы

10. Органы чувств двустворчатых моллюсков развиты слабо в результате:

1. Жаберного дыхания 3. Малоподвижного образа жизни

2. Фильтрующего типа питания 4. Развития двустворчатой раковины

11. Двустворчатые моллюски хорошо очищают воду, потому, что:

1. Имеют известковую раковину 3. Характеризуются фильтрующим способом питания

2. У них отсутствует голова 4. Их кровеносная система незамкнутая

12. Двустворчатые моллюски, обитающие в воде:

1. Имеют жабры 3. Не имеют органов дыхания

2. Имеют легкое 4. Не дышат, так как створки раковины плотно закрыты

13. Тело двустворчатых моллюсков подразделяется:

1. На голову со щупальцами, туловище и мускулистую ногу 3. На голову со щупальцами и туловище

2. На туловище и мускулистую ногу 4. На голову и мускулистую ногу

1. Головоногих 2. Брюхоногих 3. Двустворчатых 4. Головоногих и двустворчатых

15. Реактивным способом передвигаются:

1. Беззубки 2. Мидии 3. Кальмары 4. Прудовики

16. Исчезновение раковины у осьминогов связано с:

1. Наличием щупалец 3. Большой скоростью передвижения

2. Развитием чернильного мешка 4. Хорошо развитым зрением

Часть II

17. К брюхоногим моллюскам относятся (выберите 3 ответа):

1. Слизень 2. Каракатица 3. Морское ушко 4. Устрица 5. Гребешок 6. Каури

18. Укажите признаки, характерные для беззубок:

2. Раздельнополое животное

4. Гермафродиты

5. Есть глаза

6. Головы нет

8. Сердце двухкамерное

10. Дыхание жаберное

11. Дыхание легочное

12. Имеется терка

13. Раковина редуцирована

19. Напишите названия органов моллюска, обозначенных на рисунке цифрами 1 – 6.

20. Ответьте на вопрос:

Какое значение имеют моллюски в жизни человека?

Контрольная работа по теме «Тип Моллюски»

Вариант 2

Часть I . Выберите один правильный ответ

1. Глаза представителей данного класса моллюсков не уступают по сложности строения и остроте зрения глазам многих позвоночных:

1. Двустворчатые 2. Брюхоногие 3. Головоногие 4. Одностворчатые

2. Большинство моллюсков обитают в среде:

1. Наземно-воздушной 2. Почвенной 3. Водной 4. Организменной

3. Все животные, относящиеся к типу моллюски, имеют:

1. Раковину 2. Мантию 3. Сегментированное тело 4. Замкнутую кровеносную систему

4. Газообмен - процесс, в результате которого:

1. В организм поступает атмосферный кислород

2. В организм или клетки поступает кислород из окружающей среды и выделяется в окружающую среду углекислый газ

3. Под действием кислорода окисляются органические вещества с выделением энергии

4. Удаляется из организма углекислый газ

5. Рефлекс осуществляется:

1. Всеми системами органов 2. Нервной системой 3. Органами движения 4. Органами чувств

6. К органам выделения относят:

1. Печень 2. Почки 3. Кишечник 4. Анальное отверстие

7. Закрученная раковина характерна для представителей класса:

1. Головоногих 2. Брюхоногих 3. Двустворчатых 4. Одностворчатых

8. Устрицы относятся к классу:

1. Двустворчатые 2. Головоногие 3. Брюхоногие 4. Одностворчатые

9. Расселение беззубки происходит на личиночной стадии потому, что:

1. Личинка развивается из оплодотворенной яйцеклетки

2. Имеет маленькие размеры

3. Активно и быстро самостоятельно передвигается

4. Может прикрепляться к коже и жабрам рыб

10. Исчезновение головы у беззубки связано:

1. С отсутствием глаз и щупалец 3. С характером питания и образом жизни

2. С наличием двустворчатой раковины 4. С водной средой обитания

11. Содержимое чернильного мешка осьминог выпускает в:

1. Случае опасности 2. Период размножения 3. Процессе питания 4. Мутной воде

12. Цвет крови головоногих моллюсков:

1. Красный 2. Желтый 3. Зеленый 4. Синий (голубой)

13. Ритмичные сокращения мантии головоногого моллюска обеспечивают:

1. Доставку кислорода, растворенного в воде, к жабрам

2. Изменение окраски тела

3. Забор воды для реактивного движения

4. Доставку мелких организмов для питания

14. Головоногие моллюски движутся:

1. При помощи мускулистой ноги 3. Передним концом тела вперед

2. Реактивным способом 4. При помощи щупальцев

15. Внутренний хрящевой скелет головоногих развивается в связи с:

1. Необходимостью опоры для мышц 3. Исчезновением раковины

2. Развитием присосок на щупальцах 4. Активным движением

16. К моллюскам, обитающим на суше, относится:

1. Мидия 2. Осьминог 3. Голый слизень 4. Беззубка

Часть II

17. К головоногим моллюскам относятся (выберите 3 ответа):

1. Катушка 2. Кальмар 3. Наутилус 4. Перловица 5. Аргонавт 6. Гребешок

18. Укажите признаки, характерные для большого прудовика:

1. Тело можно разделить на голову, туловище и ногу

2. Раздельнополое животное

4. Гермафродиты

5. Есть глаза

6. Головы нет

7. Раковина замыкается мускулами

8. Сердце двухкамерное

9. Кровеносная система незамкнутая

10. Дыхание жаберное

11. Дыхание легочное

12. Имеется терка

13. Раковина редуцирована

19. Напишите названия частей тела моллюска, обозначенных на рисунке цифрами 1 – 6.


20. Ответьте на вопрос:

Какую роль играют моллюски в природе?

Ответы

Вариант 1

1 – кишка

2 – сердце

3 – лёгкое

4 – анальное отверстие

5 – пищевод

6 – желудок

1. Служат пищей людям.

2. В раковинах жемчужниц образуется жемчуг.

3. Наносят большой вред подводной части судов и гидротехническим сооружениям.

4. По раковинам устанавливают возраст осадочных пород.

5. Из секрета чернильного мешка каракатицы получают акварельную краску сепию.

Вариант 2

2 – мускул-замыкатель

3 – раковина

4 – сифон

5 – жабры

6 – мантия

1. Двустворчатые обеспечивают очистку воды в водоёмах.

2. Служат пищей для рыб, птиц и зверей.

4. Слизень, виноградная улитка наносят значительный ущерб культурным посадкам.

5. Головоногие являются хищниками, поедая рыб и ракообразных.



mob_info