Понятие конституционного строя Российской Федерации и его основы. Основы конституционного строя российской федерации Основы конституционного строя рф закреплены

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года, как высший нормативно-правовой документ страны, обладающий наибольшей юридической силой. Конституция России закрепляет основы конституционного строя, устройства государства , образование органов власти, систему местного самоуправления, а также свободы и права граждан страны.

Первая попытка принять конституцию в России была предпринята Екатериной II в 1730 году, которая основала так называемое Уложение, представлявшее из себя, по сути, сословную конституцию. Для этого она созвала специальную Уложенную комиссию. Позже были попытки Александра I и Александра II, но первой конституцией России стали «Основные государственные законы Российской империи», принятые в 1906 году. Затем было три варианта Конституции СССР (1924 года, 1936 года, 1977 года). До 1993 года в Российской Федерации действовала Конституция РСФСР 1978 года с некоторыми поправками.

Разработка Конституции шла очень тяжело. Кроме множества противоречий в новых и старых нормах и законах (а за основу была взята Конституция РСФСР), было еще и множество споров, разногласий и конфликтов среди представителей законодательной и исполнительной власти.

В результате противостояние президента и компании (Ельцин, Черномырдин) против Верховного Совета и компании (Хасбулатов, Руцкой) вылилось в вооруженное столкновение у Дома советов с участием танков и ОМОНа, а также немалым количеством пролитой крови, в том числе гражданской. В итоге 12 декабря 1993 года состоялось всенародное голосование, в котором 58% граждан проголосовали за проект новой Конституции. Всенародное голосование намеренно не называли референдумом, чтобы обойти проволочки, связанные со сложным законом о референдуме.

Структура Конституции РФ.

Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов:

  1. Преамбула (закрепляет демократические ценности и определяет место РФ в мире).
  2. Раздел первый:
    • Глава 1. Основы конституционного строя.
    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
    • Глава 3. Федеративное устройство.
    • Глава 4. Президент Российской Федерации.
    • Глава 5. Федеральное Собрание.
    • Глава 6. Правительство Российской Федерации.
    • Глава 7. Судебная власть и прокуратура.
    • Глава 8. Местное самоуправление.
    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
  3. Раздел второй (заключительные и переходные положения).

Поправки к Конституции.

Субъекты, имеющие право предлагать изменения Конституции и внесение поправок:

  1. Президент.
  2. Совет Федерации.
  3. Государственная Дума.
  4. Правительство РФ.
  5. Законодательные органы субъектов РФ.
  6. Группа из не менее 20% членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Основные отличия от Конституции РСФСР:

  1. Ликвидация системы Советов.
  2. Изменение структуры понятия частной собственности на землю и недра.
  3. Ликвидация должности Вице-президента.
  4. Уравнение полномочий субъектов Федерации.
  5. Изменение срока полномочий президента с 5 до 4 лет (после 2012 года стало 6 лет).
  6. Ликвидация предела возраста кандидата в президенты (было 65 лет).
  7. Образование Федерального Собрания РФ.
  8. Изменение текста присяги президента.
  9. Изменения в названии, полномочиях и прочие перемены касательно некоторых субъектов федерации .
  10. Множество изменений в структуре законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.

Конституционный строй Российской Федерации.

Основы конституционного строя РФ :

  1. Демократия (народовластие).
  2. Федерализм .
  3. Россия - социальное государство (политика призвана обеспечить достойную жизнь гражданам страны).
  4. Россия - светское государство (никакая религия не может быть государственной или обязательной).
  5. Идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (кроме тех идеологий, которые разжигают расовую, национальную или религиозную рознь и вражду).

Форма правления РФ - демократическое государство с республиканской формой правления.

Согласно заявлению Дмитрия Медведева, Россия - президентская и, ни в коем случае, не парламентская республика. Правительство проводит курс президента, а не наоборот. Президент - это и Глава государства, и Верховный главнокомандующий.

Федеральное Собрание - высший орган законодательной власти, состоящий из двух палат:

  • верхней - Совет Федерации ;
  • нижней - Государственная Дума .

Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной власти, состоит из Председателя и федеральных министров.

Судебную власть представляют Конституционный Суд и Верховный Суд .

12 декабря объявлено государственным праздником - Днем Конституции (согласно указа президента Российской Федерации), а также считается нерабочим днем.

Среднее общее образование

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (10-11)

Линия УМК Тишкова. Обществознание (10-11)

Обществознание

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

  1. Основы конституционного строя РФ (статьи 1-16).
  2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64).
  3. Федеративное устройство (статьи 65-79).
  4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93).
  5. Федеральное собрание (статьи 94-109).
  6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117).
  7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118-129, за исключением статьи 127).
  8. Местное самоуправление (статьи 130-133).
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137).

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Статья 3 Раздела I Конституции РФ гласит, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов и референдумов, а также через избираемые органы государственной власти и органы МСУ. Присваивать власть в Российской Федерации запрещается, неисполнение преследуется по федеральному закону.

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

  • Государственная защита прав и свобод:
    • президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
    • правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
    • прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
    • уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.
  • Право на самозащиту регулирует право личности защищать свои права и свободы всеми допустимыми законом способами: собственными действиями либо обращением в суд.
  • Судебная защита прав и свобод гарантирует возможность каждого человека восстановить его нарушенные права и свободы.
  • Право на международную защиту обеспечивает возможность (в случае, если уже использованы все доступные внутригосударственные средства правовой защиты) каждому гражданину РФ обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
  • Право на квалифицированную юридическую помощь адвоката, нотариуса, юридического бюро.
  • Возмещение государством вреда, который нанесли своими незаконными действиями органы государственной власти или должностные лица.

Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:

  • соблюдение Конституции Российской Федерации и законов;
  • уважение прав и свобод других лиц;
  • обязанность родителей заботиться о детях и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях;
  • обязанность каждого гражданина получить основное общее образование, а также обязанность родителей или опекунов предоставить детям образование данного уровня;
  • сохранение исторического и культурного наследия государства;
  • защита Отечества;
  • уплата законно установленных налогов, сборов и штрафов;
  • сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам.

Конституционный строй являет собой упорядоченную систему господствующих общественных отношений, в которых реализуются сущность общества и государства, их организация и взаимодействие.

Важнейшие вытекающие общественные отношения составляют основы конституционного строя, т. е. устои общества и государства. Они распределяются и регулируются нормами гл. 1 Конституции РФ, и эти нормы представляют собой правовые основы конституционного строя РФ.

Конституционный строй включает три сферы общественных отношений: политическую (отношения политической власти, т. е. политическая система общества), экономическую (отношения, связанные с организацией производства, распределения, потребления и обмена, жизненных благ, т. е. экономическая система общества) и социально-культурную, т. е. отношения, связанные с социальной структурой и культурой общества.

Политическая система российского общества – это механизм народовластия, при помощи которого политическая воля народа преобразуется в его политическую власть. В состав политической системы входят институты политической власти и, в первую очередь, государство. Среди институтов политической власти государство занимает особое место, так как только оно обладает возможностями осуществлять власть суверенно, т. е. верховно, независимо и самостоятельно. В необходимых случаях его власть опирается на аппарат принуждения. При этом государство – это основной субъект правотворчества: без него не могут издаваться правовые нормы.

Современное Российское государство – государство демократическое, т. е. выражающее волю большинства народа. В идеале же оно должно стать правовым конституционным государством, т. е. функционирующим на основе реального верховенства права, ограждающего граждан от произвола власти. Оно также является социальным, т. е. обеспечивающим социальное равенство и социальную справедливость. Наконец, российское государство является светским, поскольку церковь от него отделена.

По форме правления Российская Федерация – президентская республика, прежде всего потому, что именно всенародно избираемый Президент РФ определяет основные направления политики государства. Вместе с тем она содержит и некоторые черты парламентской республики (наличие председателя Правительства РФ, возможность роспуска парламента, выражения парламентского недоверия Правительству РФ и др.).

Демократической сущностью государства обеспечивается развитие гражданского общества – системы, способной развиваться в условиях относительной самостоятельности, когда каждый индивидуум ощущает себя не только физическим лицом, но и самодеятельным членом общества. Гражданское общество не допускает тоталитарного вмешательства государства во все сферы жизни, способно к самоуправлению. Само же демократическое государство, в отличие от тоталитарного, не противостоит обществу и человеку; оно существует для общества и человека, обслуживает их потребности.

В рамках политической системы с демократическим государством тесно взаимодействуют многочисленные общественные объединения: политические партии, социально-экономические организации работников и предпринимателей, творческие и иные ассоциации, строящие свою организацию и деятельность на строго добровольной основе. Общественные объединения не ставят перед собой чисто коммерческие или конфессиональные (религиозные) цели. Они могут возникать самостоятельно, но те, которые не желают регистрироваться в органах Министерства юстиции, не получают прав юридического лица, т. е. не могут непосредственно вступать в правоотношения.

Не могут создаваться и действовать общественные объединения, которые ставят своей целью насильственное свержение конституционного строя, разжигание межнациональной, религиозной вражды и т. п. Объединения, нарушающие закон, могут быть запрещены и ликвидированы, но только в судебном порядке.

Государство не вмешивается в правомерную деятельность общественных объединений. Однако над ними осуществляют надзор соответствующие органы прокуратуры, Министерства юстиции РФ.

Особую роль играют политические общественные объединения, прежде всего партии и массовые движения, специально создаваемые для участия в политической жизни, в борьбе различных общественных структур за достижение или удержание политической власти. Такие объединения подлежат обязательной регистрации.

В современной России партийная система только еще складывается. Существует множество партий, движений и блоков, преследующих разные политические цели. Среди них есть общенациональные, например: «Отечество – вся Россия» и региональные («Иттифак» в Татарстане), парламентские и непарламентские, организационно оформленные (КПРФ) и неформальные.

В ряду институтов политической власти следует выделить референдум. В науке права различают консультативный и императивный референдумы. Консультативный референдум – это народное обсуждение готовящегося закона или решения, в ходе которого выявляется отношение общества к этому акту, а затем в обычном порядке издается соответствующий акт. Императивный референдум означает, что избиратели посредством голосования сами принимают или отвергают конкретный акт (решение). Обычно на императивный референдум выносятся наиболее важные вопросы. Так, посредством такого референдума 12 декабря 1993 г. была принята действующая Конституция РФ. Но следует иметь в виду, что применяемое в конституции понятие «референдум» обозначает только одну его разновидность – императивный референдум.

Референдум, как и выборы, – это форма прямой, т. е. непосредственной, демократии, поскольку общество использует их для непосредственной реализации своей политической власти. Однако подавляющее число правовых актов и политических решений принимается при помощи представительных учреждений, т. е. органов представительной демократии (например, парламентов, куда избираются представители народа); этим представителям (депутатам) народ поручает принимать от его имени конкретные акты и решения.

Конституция закрепляет и такую форму народовластия, как местное самоуправление.

Наконец, в процессе осуществления политической власти непременно участвуют средства массовой информации, церковь и некоторые другие институты, которые формально не считаются институтами власти, но оказывают на нее заметное влияние.

Экономическая система общества включает, главным образом, такие компоненты, как собственность, рыночная экономика, общественно полезный труд.

Конституция РФ закрепляет множественность форм собственности – частную, государственную, муниципальную и др., устанавливая при этом их равенство перед законом, равную их защиту от посягательств. Споры о собственности решаются в судебном порядке.

Основу экономики составляет социально ориентированное рыночное хозяйство. Нашу экономику характеризуют такие черты, как свобода предпринимательской деятельности и конкуренции, многоукладность, защита прав потребителей. Государство в установленных законом пределах осуществляет контроль в сфере экономики, проводит политику, способствующую оптимальному развитию крупного, среднего и мелкого предпринимательства. Монополии ограничиваются мерами законодательного и экономического регулирования.

Общественно-полезный труд – это правомерная трудовая деятельность. Поощряя такую деятельность, Конституция РФ закрепляет свободу труда, защищает принудительный труд.

В социально-культурной сфере конституционного строя России за последние годы произошли крупные изменения, в первую очередь связанные с расслоением классов, появлением новых для нас социальных структур, таких как предпринимательская буржуазия, фермеры. Возросла численность маргиналов, т. е. наименее обеспеченных и защищенных слоев населения. Продолжается разгосударствление социальных отношений. Спад производства и отсутствие продуманной социальной политики не позволяют пока решать острые проблемы социальной справедливости. Тем не менее государство принимает меры по защите и материальному обеспечению материнства и детства, стариков, инвалидов, безработных; сохраняются определенные возможности в сферах трудоустройства, бесплатного образования и здравоохранения.

Конституция РФ предусматривает свободное развитие культуры, охрану памятников старины и обмен между национальными культурами народов России.

В России единственный источник власти – народ. Народовластие – волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В Российской Федерации власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.

Элементы народовластия в РФ:

  1. коллективный субъект – граждане РФ;
  2. объект – власть.

Формы народовластия:

  1. непосредственная (прямая) демократия;
  2. представительная (косвенная) демократия.

Непосредственное народовластие – прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии:

  1. референдум;
  2. выборы;
  3. мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.;
  4. народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума;
  5. индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Высшие формы непосредственной демократии – референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия – выборы, которые в РФ проводятся на основе:

  1. всеобщего;
  2. равного;
  3. тайного голосования.

В зависимости от содержания института институты прямой демократии могут быть:

  1. способами принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум);
  2. формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.).

Представительная демократия (народовластие) – это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы представительной демократии:

  1. высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);
  2. единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).

В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней:

  1. органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.);
  2. органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека);
  3. органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.

Формы косвенного народовластия:

  1. обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства;
  2. народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ;
  3. участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан;
  4. индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения - гл. 1 Конституции РФ (равно как и гл. 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции. Таким образом, любое изменение в базовые конституционные положения может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новая Конституция во многом совпадает с прежней).

Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы (схема 5): закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти , приоритет прав и свобод человека и гражданина , политические и экономические основы государства и общества.

Схема 5. Система основ конституционного строя России.

Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos - власть народа) означает, что:

  • во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;
  • во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;
  • в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума .

Все это призвано обеспечить признание и реальное осуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных требований.

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства - унитарной и федеративной - Россией избрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.

По поводу провозглашения Российской Федерации правовым государством в ст. 1 Конституции РФ некоторые ученые и практические деятели считают, что такому утверждению место, скорее, в преамбуле Основного Закона (т. е. это пока не данность, а лишь цель, к которой стремится Россия). Конечно, современную Россию правовым государством считать нельзя. Вместе с тем после принятия Конституции 1993 г. в нашей стране сложилась принципиально иная правовая ситуация, позволяющая предполагать, что возврата к прежнему, антиправовому, тоталитарному, режиму уже не произойдет. Конституция РФ полностью соответствует характеристикам конституции правового государства, поскольку:

  • признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;
  • закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;
  • устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.

Формирование правового государства - сложный и длительный процесс. Страна должна «дорасти» до своей Конституции, преодолев стереотипы правового нигилизма , повысив правовую культуру граждан и властных институтов всех уровней, сформировав гражданское общество . Исходя из этого, закрепление принципа правовой государственности в основном конституционном тексте (т. е. в качестве нормы прямого действия) представляется обоснованным. Это следует рассматривать незыблемой основой и важной гарантией поступательного движения России к правовому государству.

Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:

  • во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;
  • во-вторых, переход к другой - монархической - форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;
  • в-третьих, монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ .

Конституция РФ не дает конкретного, нормативно выраженного ответа на вопрос о разновидности республиканской формы правления в России. Российскую Федерацию часто называют президентской (или даже суперпрезидентской) республикой . Однако анализ конституционных норм, закрепляющих статус различных органов государственной власти (см. гл. 4-7 Конституции РФ), их взаимодействие между собой, позволяет сделать вывод, что, несмотря на особое положение Президента РФ в системе органов государственной власти, Основным Законом в России закреплена полупрезидентская (смешанная) республика. Именно такая смешанная форма республики является преобладающей формой правления в современном мире. Смешанная форма правления закреплена и для субъектов РФ Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В дополнение к характеристикам, данным в ст. 1 Конституции РФ, ст. 7 провозглашает Россию социальным государством. В отличие от конституций ряда зарубежных государств (ФРГ, Франции, Турции, Испании и др.), в которых термин «социальное государство» закреплен достаточно давно, в российской Конституции это понятие употреблено впервые. Понятия социальной государственности и правовой государственности не могут противопоставляться, подлинное социальное государство может быть только правовым. Более того, социальное государство без правовой составляющей допускает в том числе и произвольное перераспределение национального богатства в пользу социально слабых, уравниловку, обширную систему льгот и привилегий. Это ведет к порождению иждивенческой идеологии населения, потере жизнедеятельной инициативы людей, возложению на государство обязанностей, которые надлежащим образом выполнить весьма сложно (прежде всего в силу неблагоприятной экономической ситуации).

Социальное же правовое государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение необходимых социальных благ.

Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального правового государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда , обеспечение государственной поддержки семьи , материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве: гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др. Непосредственна связь указанных положений и с социально-экономическими и культурными правами человека в Российской Федерации. Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть делом его ума, рук, инициативы и предприимчивости, а суть социальной правовой государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.

Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством. Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества, Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция РФ прямо не устанавливает отделение школы от церкви, однако этот признак светского характера российского государства закреплен в отраслевом законодательстве, в частности в Законе РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» с изм. и доп. и Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» с изм. и доп. В России нормативно закреплен принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; религиозным организациям допустимо обучать детей религии в таких учреждениях только вне рамок образовательной программы по просьбе родителей или лиц, их замещающих, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления .

С рассмотренными характеристиками российского государства непосредственно связаны и конституционные принципы функционирования (осуществления) публичной власти: единство и разделение власти, источник власти, формы осуществления власти, признание местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня публичной власти и др.

Экономические и политические основы конституционного строя

В последние десятилетия отмечается тенденция к расширению объекта конституционно-правового регулирования за счет включения сюда основ политической, социальной, экономической и духовной жизни общества . Принципиально важно, что правовым регулированием вообще и конституционно-правовым регулированием в частности должны охватываться именно основы указанных сфер общественных отношений, поскольку чрезмерное вмешательство государства в дела гражданского общества свидетельствует о недемократическом, неправовом характере такого государства. Конституция РФ (гл. 1) содержит и некоторые базовые принципы, которые могут быть отнесены к экономическим и политическим основам конституционного строя России.

В подходе к государственному регулированию экономической деятельностью в России в 1990-х гг. произошли принципиальные изменения: государство сегодня не учреждает экономический строй и не осуществляет детальную регламентацию всех сторон экономической деятельности, а лишь обеспечивает правовыми средствами функционирование рыночной экономики . Именно такой подход закреплен в российском Основном Законе .

К конституционным принципам рыночной экономики в России можно отнести (ст. 8, 9 Конституции РФ): единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции ; многообразие и равенство форм собственности .

Указанным конституционным положениям корреспондируют нормы ст. 71 и 72 Конституции РФ, в соответствии с которыми установление правовых основ единого рынка , финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, гражданское, земельное и природоохранное законодательство, установление налоговой системы и общих принципов налогообложения и сборов в России отнесено либо к исключительному ведению Российской Федерации, либо к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (при безусловном приоритете федеральных норм). Таким образом, ни в одной составной части России не может осуществляться собственное, отличное от общегосударственных подходов, правовое регулирование отмеченных важных принципов экономической системы.

Базовые принципы рыночной экономики, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, развиваются в других конституционных положениях. Так, в развитие нормы о поддержке конкуренции (ч. 1 ст. 8) ч. 2 ст. 34 Конституции запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Одним из первых рыночных российских законов был Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

В-третьих, данному конституционному положению не соответствует ряд норм отраслевого (налогового, таможенного, административного) законодательства, допускающих лишение имущества частных лиц без судебного решения, в частности, о бесспорном списании с административных правонарушениях и др.). Однако Суд пояснил, что не исключено временное изъятие имущества у частных лиц в административном порядке в целях реализации публичных интересов (в частности, при совершении таможенных и иных административных правонарушений). Такие меры превентивного характера направлены на обеспечение сохранности имущества, которое подлежит конфискации, и сами по себе не влекут прекращения права собственности на это имущество. Моментом же прекращения права собственности на конфискованное имущество у частных лиц и, соответственно, возникновения права государственной собственности на это имущество является вступление в законную силу решения суда либо истечение срока на обжалование решения о конфискации. Кроме того, судебного решения не требуется для изъятия имущества у частных лиц за совершенные правонарушения в случаях, когда гражданин или юридическое лицо добровольно соглашается заплатить определенную сумму (например, штраф).

Чрезмерное вмешательство государства недопустимо не только в сферу экономики, но и в сферу идеологии и политики. Конституция РФ не закрепляет политическую систему общества , исходя из того, что эта система в конечном счете создается инициативой свободных личностей . В качестве одной из основ конституционного строя ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое и политическое многообразие (плюрализм). Данные положения непосредственно связаны с такими конституционными правами и свободами , как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мнений и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информации, свобода творчества, право на объединение, свобода собраний, митингов и демонстраций и др. В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т. п.

На идеологическом многообразии основывается многообразие политическое, проявляющееся в наличии разнообразных направлений практической политической деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениям , преследующим те или иные политические цели. Статус различных видов общественных объединений (общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов , религиозных организаций и др.) закреплен в Федеральном законе от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с изм. и доп., а также в других законах и иных правовых актах.

В ряду общественных объединений особое место принадлежит политическим партиям. Если общественная организация (или объединение) может быть создана для реализации любых некоммерческих целей, то политической партией организация, не преследующая политических целей, быть не может. Конституция РФ конкретно о политических партиях практически не говорит ничего, подробное же регулирование статуса этого вида общественных объединений осуществляется Федеральным законом от 11.07.01 № 95-ФЗ «О политических партиях» с изм. и доп. Конституция РФ и действующее законодательство формально-юридически закрепляют в России многопартийную систему (именно многопартийность является внешним выражением политического плюрализма).

Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений перед законом, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма. Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным, насильственным путем. Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому в России установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на: насильственное изменение основ конституционного строя; нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности государства; создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.


Конституционный строй – это определенная форма организации государства, закрепленная в его конституции и характеризует основные принципы, лежащие в основе взаимоотношений человека, общества и государства. Основы конституционного строя принято подразделять: политические, экономические, социальные и духовные.
Основы конституционного строя - главные устои государства, его основные принципы, обеспечивающие конституционный характер данного государства.
Основами конституиирнного строя согласно Конституции РФ являются:
признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;
демократический характер государства;
правовой характер государства;
социальный характер государства;
федеративная форма государственного устройства;
республиканская форма правления;
признание частной собственности, равенство всех форм собственности;
суверенитет;
единое экономическое пространство.
Все нормы Конституции, иное законодательство связаны основами конституционного строя. Это значит, что нельзя принять поправку к Конституции, иной нормативно-правовой акт, которые не соответствуют основам конституционного строя. Например, нельзя включить в Конституцию норму об унитарном характере государства, пока одной из основ конституционного строя является федерализм.
Политические и духовные основы конституционного строя.
Ст.1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Демократия – это такая форма организации государства, при которой единственным источником власти является народ.
Демократический характер государства выражается, прежде всего, в народовластии, а также в признании защиты прав и свобод гражданина, в разделении властей, в гарантии местного самоуправления, политическом многообразии, многопартийности, в свободе экономической деятельности, в многообразии форм собственности.
Признаки демократического и правового государства во многом пересекаются. Для правового государства характерно: верховенство права, верховенство закона, разделение властей, соблюдение и защита прав человека, равноправие, равенство всех перед законом и судом, взаимная ответственность государства и гражданина.
Федеративное устройство основывается на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправие и самоопределение народа.
Главным признаком республиканской формой правления является выборность и сменяемость главы государства.
Форму правления РФ можно определить как смешанную (президентско – парламентская республика), сочетающую признаки президентской и парламентской республики.
Духовные основы конституционного строя РФ характеризуются светским характером государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Экономические и социальные основы конституционного строя РФ. Экономическими основами являются единство экономического пространства РФ, свободной перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также многообразие и равная защита различных форм собственности.
Социальные основы. Ст.7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, что означает, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда, поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий и иных пособий государственной защиты.

Еще по теме 5.3. Основы конституционного строя:

  1. РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  2. §1. Экономическая основа конституционного строя Российской Федерации
  3. РАЗДЕЛ II.ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И ЗАЩИТА ПРАВ ИСВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  4. §2. Основы конституционного строя Российской Федерации
  5. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993)? (Извлечение) Раздел I. 5.1.1.9.1 Глава 1. Основы конституционного строя


mob_info