Постановка звука c подготовительный этап конспект. Конспект инд логозанятия Подготовительный этап. Упражнения для языка

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по подготовке к постановке звука [С].

Тема: формирование артикуляторных навыков на подготовительном этапе по постановке звука [ С] .

Задачи:

    Формирование четкого акустического образа звука, развитие фонематического слуха.

    Закрепление умения выполнять комплекс артикуляторных упражнений, необходимых для дальнейшей постановки звука [ С] .

    Формирование правильного диафрагмального типа физиологического дыхания.

    Развитие умения образовывать имена существительные (названия детеныше й животных) с помощью суффиксов -онок, -енок.

    Обогащение словаря (развитие умения подбирать слова-антонимы).

    Формирование умения выполнять деление слов на слоги.

    Развитие обще й моторики.

Оборудование: картинки с изображением комара, тигра, муравьеда, коня, белки, оленя, тигра, кабана, бегемота; картинки с изображением трех зеленых яблок, четырех красных флажков , трех цветков, четырех ласточек.

1.Организационный момент.

Здравствуй! Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришел Комарик.

Логопед показывает ребенку картинку с изображением комарика.

Комарик любит петь и умеет играть на гармони. Он хочет поиграть вместе с тобой.

2.Дыхательное упражнение.

Давай встанем, кладем ручки на живот. Сделаем глубокий - глубокий вдох, что бы наши ручки разомкнулись. Выдох. Еще раз!

Логопед учит ребенка выполнять упражнение правильно: на вдох мышцы ребер и передней стенки живота двигаются вверх и в стороны, на выдохе живот втягивается.

Логопед делает упражнение, руки ребенка находятся на диафрагме. Логопед контролирует движение диафрагмы ребенка на вдохе и выдохе.

3. Игра «Хлопни, если услышишь».

Давай вместе послушаем песенку комарика. Хлопни, если услышишь песенку комарика .

Логопед закрывает рот листом бумаги, дает слуховой эталон звука. После того, как ребенок прослушал «песенку комарика», логопед простит ребенка выделить заданный звук хлопком в ладони:

В звуковом ряду [ п, с, м, с, д, к, с, н, с, н, т, л];

- в слогах [на, со, вы, во, са, па, да, са, су];

В словах [сок, дом, маска, самолет, руль, сом, рот, кусок, нос, ананас].

Выполняется стоя, ноги – на ширине плеч, руки на диафрагме.

По команде логопеда ребенок выполняет глубокий вдох, не поднимая плеч, затем выдох.

Ребенок выполняет упражнение самостоятельно по инструкции.

Ребенок выделяет заданный звук хлопком в ладони.

4.Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Наш комарик приглашает нас пойти в зоопарк. Посмотри на картинки и скажи, кого мы увидим в первом вольере?

Логопед показывает ребенку картинки тигра и муравьеда.

Тигр широко нам улыбается. Давай улыбнемся как тигр. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, растянем губы до предела и удерживаем это положение. Зубы сомкнуты (Повторить 3 раза).

Давай посмотрим на муравьеда . Смотри, какая у него длинная узкая мордочка. Он приготовился пить водичку и сделал «трубочку». Давай повторим. Вытянем губы трубочкой: губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты. Удерживать «трубочку» 3-5 секунд.

Теперь давай попробуем чередовать движения губ в улыбке и «трубочкой».

Наш тигр любит качаться на качелях. Давай и мы попробуем. Положи широкий кончик языка на нижнюю губу, подними на верхнюю губу (повторить 4-5 раз).

Идем дальше и видим огромное дерево. А под деревом лежат орешки. Наши тигры помогут нам их собрать. Упрись в правую щечку твердым кончиком языка. Теперь в левую. Еще раз (Повторить 4-5 раз).

Теперь пойдем дорожке, что бы найти других зверей. Сделаем дорогу: положим широкий распластанный язык на нижнюю губу, и удерживаем его в таком положении под счет до 5.

Мы идем и видим речку. Давай сделаем мостик, что бы через речку перейти. Давай улыбнемся, покажем зубки, откроем рот, кончик языка опустим за нижние резцы, выгнем язычок вперед («построили мостик»).

5. Физкультурная пауза

Животные зоопарка хотят проверить насколько ты внимателен. Встань прямо, я буду читать тебе задание, а ты будь внимателен, смотри на картинки и выполняй.

«А ну, попробуй ка, дружок,

От меня не отставать

И заданья сложные

Быстро выполнять.

Сколько яблочек зеленых,

Столько сделай ты наклонов.

Сколько красненьких флажков,

Столько сделай ты прыжков.

Сколько на холме цветов,

Столько сделай ты хлопков.

Приседай ты столько раз,

Сколько ласточек у нас».

Логопед читает вопросы-двустишия и показывает ребенку соответствующую картинку.

Под счет логопеда ребенок растягивает губы до предела, и удерживает это положение.

Под счет логопеда ребенок вытягивает губы трубочкой: губы вытягивает слегка вперед, как бы образуя квадрат, удерживает это положение в течение 3-5 секунд.

Под счет логопеда ребенок растянем губы до предела, и удерживает это положение, вытягивает губы слегка вперед «трубочкой» попеременно.

Под счет логопеда ребенок кладет широкий кончик языка на нижнюю губу, поднимает на верхнюю губу. Повтор 4-5 раз.

Ребенок изнутри упирается твердым языком в правую щеку, затем в левую щеку.

Ребенок кладет широкий, ненапряженный язык на нижнюю губу.

Ребенок улыбается,

показывает зубы, открывает рот, опускает кончик языка за нижние резцы, выдвигает среднюю часть спинки языка вперед.

Выполняется стоя, ноги - на ширине плеч, руки на поясе.

Ребенок считает количество нарисованных предметов и выполняет указанное движение заданное количество раз.

6.Игра «Большой - маленький».

Наш комарик говорит, что в этом зоопарке есть настоящий детски сад для животных. Давай посмотрим, кто в этот детски й сад ходит. Посмотри на эти картинки и назови детеныша этого животного.

Логопед показывает ребенку картинки с изображением кенгуру, медведя, волка, тигра, белки.

7.Игра «Скажи наоборот»

Давай поиграем в игру «Наоборот». Мы будем подбирать слова противоположные по смыслу.

Логопед называет прилагательное, просит ребенка подобрать признак с противоположным значением:

Черный – …, толстый –…, холодный - …., короткий – …., твердый – ….., домашний - …., хищный – ….., сытый – …..

Ребенок образует слова: кенгуренок, медвежонок, волчонок, тигренок, бельчонок.

Ребенок подбирает прилагательные: белый , тонкий, горячий длинный, мягкий, дикий, травоядный, голодный.

8. Игра «Найди место».

Наш комарик просит у тебя помощи. Дело в том, что все животные перепутались. Их нужно разместить в три разных вольера. В первый вольер мы посадим животных, в названии которых один слог. В втором вольере должны оказаться животные, в названии которых два слога, а в третий попадут те животные, в названии которых три слога. Посмотри на эти картинки и распредели животных по вольерам.

Логопед показывает картинки с изображением коня, белки, оленя, тигра, кабана, бегемота, льва.

Ребенок делит слова на слоги, прохлопывая их по слогам.

9.Итог занятия. Оценка деятельности.

Тебе понравилось занятие? Каких животных мы встретили сегодня? Что тебе больше всего запомнилось?

Логопед дает оценку деятельности ребенка на занятии, сравнивает результаты с результатами прошлого занятия.

Ребенок рассказывает о своих впечатлениях.

Индивидуальное занятие

«Постановка звука «Л»

(Подготовительный этап)

Коррекционно-развивающие цели:

  • Выработка правильных артикуляционных укладов, правильного речевого дыхания и силы голоса;
  • Закрепление навыка различения и правильного произношения звука «Л»;
  • Развитие моторики, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Уточнение представлений о мебели, ее назначении;

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Стимулирование речевой активности;
  • Воспитание желания заниматься.

Оборудование: Самолет, предметные картинки: стол, стул, кресло, диван, тахта; ладошка, лампа, лампочка; стол, стул, упал, пол. Индиви-дуальные доски, мел, символ звука [Л], фишки синего цвета, схема слова.

Ход занятия:

Оргмомент

Что видишь справа? Что у тебя слева?

Стань лицом к окну, повернись так, чтобы зеркало было справа от тебя.

Развитие слухового восприятия

Послушать звуки за окном, в коридоре.

Что ты слышишь?

О чем говорит улица?

Упражнения на дыхание

Игровое задание «Мячик - ямочка».

Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух - образовалась ямочка.

Статическое упражнение на развитие ротового выдоха «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки.

«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] на одном выдохе.

Упражнения для губ

«Сердитые сторожа». Хозяйка посадила сердитого пса сторожить огород. Поднимание верхней губы. Показать только верхние зубы. Произносить звукосочетания ав-ав-ав-ав.

«Сердитый бульдог». Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются только нижние зубы.

Упражнения для языка

«Язычок идет в гости к носу». Широкий кончик языка поднять к носу и закрыть им верхнюю губу.

«Язычок пришел в гости к зубкам». Широко открыть рот, кончик языка прижать к верхним зубам и удерживать под счет 5-7.

Артикуляция звука [Л]

Губки слегка в улыбке;

Зубки сближены;

Узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

Горлышко работает.

Символ звука: большой самолет летит: ЛЛЛЛ…..

Самолет приближается: ллллЛЛЛЛ…; Самолет удаляется: ЛЛЛЛлллл…

Развитие фонематического восприятия

«Поймай звук». Выделение звука [Л] из слогового ряда за, л а, шу, л у, чи,

л ы. а л , л а, ра, ор, л у, ур, у л , л о…

Есть ли звук [Л] в словах: ме л , рак, л ук, по л , сор, сто л , упа л , дяте л ,

л уна, со л овей?

Определение позиции звука [Л] в словах л адошка, л ампа, л ампочка;

Сто л , сту л , упа л , по л .

Развитие моторики пальцев рук

Полюбуйтесь-ка, друзья - Попеременно хлопать: в ладоши –

Это комната моя. в кулачки.

Это стол, а это стул. Загибать мизинец, затем безымянный

Палец правой руки.

Вот на кресле кот заснул, Загибать средний палец.

Вот тахта, чтобы спать, Загибать указательный палец.

И диван, чтоб отдыхать. Загибать большой палец.

Итог занятия


Ирина Гурова

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнить произношение гласных звуков.

Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематические представления.

Упражнять в делении слов на слоги.

Продолжать учить изменять существительные по падежам.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную, общую, пальчиковую моторику; координацию речи с движениями.

Формировать кинестетические ощущения вызываемых гласных звуков.

Способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, внимания; памяти, мышления.

Развивать буквенный гнозис.

Воспитательные :

Продолжать учить внимательно слушать педагога и друг друга.

Воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе.

Материал:

Цветные щётки, символы звуков, красные домики из картона, мяч, карточки с буквами, красные карандаши, предметные картинки, карточки с ребусами.

Ход занятия :

I. Организационный момент. Развитие пальчиковой и артикуляционной моторики, нормализация тонуса кистей и пальцев рук. Постановка цели занятия.

1). Дети сидят за столами. Проводится массажная игра «Этот пальчик…».

Логопед предлагает каждому ребёнку взять в правую руку щёточку и поглаживать ею каждый пальчик, начиная с большого, под текст:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик уж уснул…

Этот пальчик прикорнул.

Тише, тише, не шумите.

Братиков не разбудите.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора!

После этого дети перекладывают щётки в другую руку. Игра проводится второй раз.

Логопед: «Какое слово часто встречалось в стихотворении? (Этот). Какой первый звук в этом слове? Гласный он или согласный? Это гласный звук. Сегодня будем вспоминать гласные звуки: слушать их и различать.

2) Артикуляционная гимнастика с использованием картинок.

Логопед показывает детям картинки, по которым дети вспоминают знакомые упражнения и выполняют их: «Птенчики», «Трубочка», «Заборчик», «Улыбочка», «Лягушка», «Бублик».

II. Общая характеристика гласных звуков.

Логопед проводит краткую беседу о гласных звуках:

Какие гласные звуки вы помните?

Почему они называются гласными?

В каком домике «живут» гласные звуки?

Кружком какого цвета мы их обозначаем?

Чтение стихотворения с демонстрацией символов звуков (из пособия З. Е. Агранович).

Гласные тянутся песенкой звонкой:

Могут смеяться,

Могут стонать,

Могут качать в колыбели Алёнку,

Могут завыть,

И закричать,

Могут гудеть, как пароходы –

Гласные тянутся громко и долго!

Логопед: «Сколько гласных звуков мы с вами знаем?»

III. Уточнение артикуляции гласных звуков. Угадывание гласных по беззвучной артикуляции. Анализ звукового ряда из 2-х, 3-х, 4-х гласных.

Логопед: «Сейчас я буду произносить гласные звуки очень тихо, почти без голоса. А вы угадывайте по моим губам, какие это звуки». Логопед воспроизводит беззвучную артикуляцию гласных звуков. Дети называют их громко. После этого воспроизводятся беззвучно сочетания гласных с их последующим анализом:

«АУ». Что я сказала? Какой первый звук вы услышали? Какой второй звук? Сколько всего звуков?»

Аналогично проводится работа со звукосочетаниями «АИУ», «ОЭИА».

IV. Развитие навыков звукового анализа, фонематических представлений.

1). Выделение звука из начала слова. Игра с мячом.

Логопед бросает детям мяч, называя слово, а дети определяют первый звук, и, возвращая мяч, называют его. Желательно, чтобы дети отвечали предложением: «В слове утка первый звук «у». В игре сначала используются слова, в которых первый гласный стоит под ударением, затем без ударения:

Логопед: «А теперь вы придумайте несколько слов с гласным звуком в начале слова».

2). Выделение гласного звука из конца слова. Работа проводится аналогично:

магазины

алоэ и др.

Логопед: «А теперь вы придумайте несколько слов с гласным звуком в конце слова».

3). Выделение гласного звука из середины слова. Игра «Угадай звук».

Дети получают от логопеда картинки. Каждый ребёнок называет предмет, изображённый на картинке, определяет гласный звук, который находится в середине слова. Картинки для игры: мак, лук, дым, мэр, дом, кит.

Логопед: «Попробуйте сами придумать несколько слов, в которых гласный звук находится в середине (ответы детей). Итак, где же могут находиться гласные звуки? Они могут находиться в начале, середине и конце слов».

V. Закрепление знаний о слогообразующей функции гласных.

Логопед предлагает детям вспомнить и повторить правило: «Сколько гласных в слове, столько и слогов». Затем проводится слоговой анализ слов «ли-са», «ку-ни-ца» (показ соответствующих картинок). После этого логопед предлагает назвать только гласные звуки этих слов: «лиса» – «и», «а»; «куница» – «у», «и», «а».

VI. Физкультминутка. Развитие общей моторики. Формирование кинестетических ощущений вызываемых гласных звуков средствами фонетической ритмики (Датешидзе Т. А.):

Пропевание гласных с длительным плавным движением рук:

«А»: широко развести руки вперед - в стороны.

«У»: плавное движение обеих рук вперед.

«О»: плавное движение обеих рук в стороны - вверх.

«И»: плавное движение обеих рук в стороны.

«Ы»: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.

«Э»: плавное движение рук в стороны - вниз.

VII. Развитие буквенного гнозиса. Игра «Умный пальчик».

Логопед предлагает детям разложить карточки с буквами на столе в том порядке, в котором он их назовёт: Э, О, И, А, У, Ы. Затем логопед называет гласные звуки в произвольном порядке, а дети показывают соответствующие буквы.

Логопед: «Что я называла? (звуки). Что вы показывали? (буквы)». Напоминание правила: «Мы звук произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем».

VIII. Развитие грамматического строя речи. Изменение существительных по падежам. Работа над предложением.

Логопед: «Сейчас я буду произносить предложения. Но последнее слово в каждом из них не назову, а покажу картинку. А вам нужно найти и показать букву, которая обозначает первый звук этого слова и повторить предложение полностью»:

Зима наступила после…. (осени) – «О».

На крышу поставили новую… (антенну) – «А».

У Светы много…. (игрушек) – «И».

Солдат стреляет из… (автомата) – «А».

Пчёлы живут в … (улье) – «У».

Коля прочитал рассказ об… (эскимосах) – «Э».

В дождливую погоду на тропинку выползли… (улитки) – «У».

IX. Развитие графических умений.

1). Соединить картинки с нужными буквами (по первому звуку).

2).Печатание словосочетаний под диктовку красными карандашами: «АУ», «ЭИО», «УЫАО».

X. Подведение итогов занятия.

Логопед: «Какие звуки мы сегодня с вами вспомнили? В какие игры мы поиграли?

Дети отвечают на вопросы. Логопед даёт дифференцированную оценку деятельности воспитанников, отмечая успехи каждого из них, дарит каждому ребёнку картинку-ребус, завершая занятие чтением стихотворения:

Изучив все гласные,

Ты можешь без труда,

Как маг или волшебник,

Превращать слова.

В качестве приложения предлагаю интерактивную игру «Буква потерялась», в которой дети должны найти нужную букву и вернуть её в слово.

Разделы: Логопедия

  1. Добиваться правильного звучания звука “С”.
  2. Тренировать подвижность артикуляционного аппарата.
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  4. Закреплять умение расслабляться.
  5. Развивать нижнее диафрагмальное дыхание на основе трёхфазного дыхания.
  6. Развивать фонематический слух.
  7. Обогащать словарь ребёнка.
  8. Воспитывать правильную, чёткую дикцию; аккуратность и осанку.

Оборудование: игрушка би-ба-бо “Страусёнок”, картинки, профиль звука, кукла, музыкальная кассета, магнитофон.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Создание эмоционального настроя у ребёнка).

Посмотри, какой страусёнок к нам пришёл сегодня на занятие!
- Как тебя зовут?
- Фтипан.
- Что-то мы не поняли, как тебя зовут.
- Фтипан.
- А, я кажется, догадалась. Тебя зовут, Степан?
- Да, да (страусёнок машет головой). Фтипан, Фтипан!
- Саша, как ты думаешь, какой звук не умеет произносить наш друг Степан?
- Ну, конечно, звук “С”.
- Мы с тобой ему поможем научиться произносить звук “С”? (Да поможем).
- Но сначала мы ему покажем, как надо расслабляться.
- Садись в кресло. (Звучит спокойная музыка, проводится релаксация).

2. Релаксация.

“Все умеют танцевать.
Прыгать, бегать рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать!
- Слушай, и делай как я. Вдох-выдох (два раза).
Посмотрите, мы олени,
Рвётся ветер нам на встречу
Ветер стих,
Расправим плечи
Руки снова на колени,
А теперь немного лени.
Руки не напряжены
И расслаблены…..
Знают страусята, девочки и мальчики
Отдыхают теперь ваши пальчики,
Дышится легко….ровно….глубоко”.

Вот и закончилась наша игра, мы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, а главное мы вместе с нашим страусёнком почувствовали, как приятно, когда руки не напряжены и расслаблены.

Ну что ж, теперь пора учиться произносить звук “С”.

Давайте сделаем упражнения, которые так любит наш весёлый язычок.

3. Артикуляционная гимнастика.

(Выполняются упражнения для губ).

1. Упражнение “Улыбка”.

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравиться лягушкам.
Улыбаются… Смеются….
А глаза у них, как блюдца.

(Выполняется упражнение “Улыбочка” – 5-7 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены).

<Рисунок 1>

2. Упражнение “Трубочка”.

Мои губы – трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду,
Ду-ду, ду-ду-ду.

(Упражнение выполняется с сомкнутыми зубами, губы вытянуты вперёд 5-7 раз).

<Рисунок 2>

3. Упражнение “Улыбочка-трубочка”.

(Чередуются упражнения “1” и “2” 5 раз).

А теперь поиграем с нашим язычком. Смотри, Степан, как мы это будем делать и запоминай.

(Выполняются упражнения для языка).

1. Упражнение “Лопаточка”.

Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.

<Рисунок 3>

Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз).

2. Упражнение “Накажи непослушный язычок”

На губу язык клади,
Пя-пя-пя произнеси
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается….
Ты под счёт её держи…
До пяти…до десяти…

<Рисунок 4>

3. Упражнение “Горка”.

Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются!

<Рисунок 5>

4. Упражнение “Чищу зубы”

Чищу зубы,
Чищу зубы.
И снаружи…
И внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели, чтоб они.

Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.

<Рисунок 6>

4. Диафрагмальное дыхание:

А теперь представьте, что мы с вами пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Давайте подышим:

Если уж в лесу гулять
Надо воздухом дышать!
Подышите, как я.
Выдох – пффф
Пауза
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с
Пауза.
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с.

Посмотрите, какие кораблики у нас плавают в “море” (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают кораблики). Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл.

Давайте немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку, на которой всё нарисовано про звук “С” (рассматриваем акустико-артикуляцыонный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с”).

Акустико - артикуляционный профиль звука “С”

<Рисунок 7>

Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”?
- Ребёнок – улыбаются.
- Что остаётся между зубками?
- Ребёнок – щель.
- Язычок, какой узкий или широкий?
- Ребёнок – широкий.
- Куда упирается кончик языка?
- Ребёнок – в верхние зубки.
- Язычок, что ещё делает?
- Ребёнок – выгибается горкой.
- Какая воздушная струя?
- Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) - Холодная.
- Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий?
- Ребёнок – глухой.
- Какой бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата.
- Ребёнок – бывает и твёрдым и мягким.

Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили (ребёнок выполняет).

Давай встанем и “накачаем насос” (ребёнок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос” наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с, взрослый следит за артикуляцией звука).

5. Моторика пальцев рук:

Давай теперь покажем страусёнку Степану, как работают наши ручки:

Ты не бойся, это гусь
Я сама его боюсь
Гусь стоит и всё гогочет
Ущипнуть тебя он хочет.

<Рисунок 8>

6. Фонематический слух:

Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук “С”.

(Ж, З, С , Ц, Ж, С , З, Ш, Ц, С , Ш…)

А теперь подними руку, когда услышишь слог со звуком “С”: ЖА, СА , ШО, ЖО, СУ , ЦА, ЗА, ШО…

Послушай и произнеси слоги, которые я тебе скажу:

СА-СО-СУ; СЫ-СА-СЭ; СУ-СЭ-СЫ.

Сегодня к нам в гости взглянуть на Страусёнка зашли Саша и Сима, подари им игрушки (картинки) вместе с нашим Страусёнком – Саше со звуком “С”, Симе – со звуком “СЬ”. Ребёнок раздаёт картинки или игрушки и проговаривает каждое предложение: “ Я подарю Саше картинку санки , а Симе гуся ”..

Молодец! Всё сделал правильно!

Вот и подошло время заканчивать наше занятие, посмотрите ещё раз на профиль звука “С” и расскажите по нему: об язычке, губках, зубках, “ветерке” (воздушной струе), как они себя ведут, когда ты произносишь звук “С” (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука “С”).

Ну что, Страусёнок, научился произносить правильно и красиво своё имя?
- Так как же тебя зовут? Произнесите вместе имя Страусёнка (Степан).
- Правильно! Молодцы!
- Я думаю, что теперь вы всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым звуком “С”.

Конспект индивидуального занятия.

Тема: «Звук [С]. Подготовительный этап»

Цели:

    Продолжать учить выполнять артикуляционные упражне­ния для звука [с] в полном объеме.

    Формировать длительную направленную воздушную струю.

    Упражнять в различении слов, близких по звучанию.

    Учить определять наличие звука [с] в ряду звуков.

    Продолжать учить образовывать форму родительного падежа имен существительных.

    Развивать мимическую и интонационную выразительность, память, внимание, целостное восприятие, мелкую моторику.

    Закрепить названия основных цветов.

Оборудование:

Книга со сказкой «Колобок» с иллюстрациями; карточки с артикул. упражнениями; предмет­ные картинки (сосна, санки, насос или чайник); мячи, неровные дорожки; разрезная картин­ка с изображением мяча.

1. Организационный момент.

Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии мы будем рассказывать сказку. Ты узнал эту сказку? Как она называется? Колобок

2. Артикуляционная гимнастика.

Жили – были дед да баба. Жили они в домике за высоким забором. (Выставляется символ артикуляционного упражнения «Заборчик») Жили они, не тужили. По утрам они чистили свои зубки. Вот так….(упр. «Почисти зубки») Бабка месила тесто и пекла деду блинчики. (Упр. «Блинчик). Дед очень любил блинчики, чтоб не обжечься дул на них. Вот так….(упр. «Остуди блинчик») Жила у бабки с дедкой кошка. Она выгибала свою спинку. Вот так….(упр. «Киска спинку выгибает») Кошка ловила мышей, потому что они мешали ей спать, все время пищали: «Пи пи пи». Вот испекла бабка как-то не блины, а колобок, да положила его на окно студиться. Скучно стало лежать колобку, он прыг, да покатился по дорожке.

3. Восприятие звука в начале слов

Повстречал колобок …Кого? Зайца. Что сказал заяц колобку?

Выполни мое задание, тогда я тебя не съем.

(Логопед выставляет картинки: сосна, санки. Просит внимательно слушать и говорить: «ДА», только когда слово будет названо правильно.)

Фанки танки шанки ханки сянки хянки санки тянки санки щанки

Фафна хахна сосна фасна шашна сясьна сосна сашна сахна тасна

4. Формирование длительной направленной воздушной струи.

Заяц любит играть в футбол. Давай забьем ему гол.

5. Восприятие звука в потоке звуков

Покатился колобок дальше. А навстречу ему волк. У волка прокололось колесо, ему надо его накачать насосом. Насос свистит ССССС. Волк будет накачивать колесо, а ты, если услышишь, что насос работает правильно, хлопни в ладоши.

6. Развитие мелкой моторики

Помоги медведю пройти по узкой дорожке, а то он очень неуклюжий. (Хождение пальчиками по шершавой дорожке)

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мишке помогать.

Раз, два, три, четыре, пять

Будут пальчики шагать.

Пальчиковая гимнастика с мячиками.

Эта ручка - правая,

Эта ручка - левая.

Дети показывают правую, затем левую ладонь. На ладонях мячики.

Я на мячик нажимаю,

Я зарядку делаю.

Попеременно сжимают и разжима­ют ладони.

Будет сильной правая,

Будет сильной левая.

7. Развитие целостного восприятия, закрепление основных цветов.

Шла лисичка, обронила свою игрушку, а собрать не может. Помоги лисичке, она тогда не съест нашего колобка. Какого цвета получился твой мяч?

8. Итог

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец, а кто помогал рассказывать – умница!!!

Кого встретил колобок первого? (зайца)……



mob_info