Соц гарантии детей. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законы о социальных гарантиях сиротам

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с населения и предприятий. Существование налогов объективно обусловлено необходимостью принудительного отчуждения государством части вновь созданной стоимости в денежной форме для удовлетворения различных общественных потребностей. В рыночной экономике налоги определяются парламентом и являются основным видом доходов государственного бюджета. С их помощью создаются целевые государственные финансовые фонды, соответствующие конкретным потребностям общества.

Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискильпыл. полномочий, т.е. пополнения бюджета. В дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением государственного регулирования, налоги стали выполнять стимулирующие и стабилизирующие функции.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их построения образует налоговую систему . Формирование налоговой системы происходит на стыке взаимодействия рыночных механизмов и механизмов административно-распорядительных. Поэтому налоги, с одной стороны, есть прерогатива власти, а с другой - экономическая форма перераспределения дохода.

Основные принципы построения налоговой системы:

- всеобщность - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

Стабильность - устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

Равномерность, т.е. равнонапряженность налоговых изъятий, единство требований государства к налогоплательщикам, всеобщность налоговых правил;

Простота и удобство для плательщика;

Обязательность, т.е. неизбежность его выплат;

Неотягощенность, т.е. умеренность налогов, относительно невысокий уровень налоговых сумм, уплата которых не ложится тяжким бременем на налого-плательщика.

Социальная справедливость - установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

Виды налогов.

Налоги могут быть подразделены на три большие категории:

- налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование;

Налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы;

Налоги на собственность, включая разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также на наследство.

Налоги также классифицируются как прямые и косвенные. Прямые налоги - те, которыми облагаются непосредственно индивидуумы и фирмы. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог, налоги, регулирующие процессы природопользования, и ряд других.


Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, которые изымаются менее заметным образом - посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваются покупателем. К косвенным налогам относятся акцизы, таможенные пошлины, налоги на продажу, налог с оборота, налог на добавленную стоимость.

Развитые и развивающиеся страны имеют различные налоговые структуры Развитые экономики обычно имеют высокую долю прямых налогов в бюджетных поступлениях (около 60%). В США эта доля превышает 85% и наибольшая часть налогов уплачивается индивидуумами. Развивающиеся страны стремятся увеличить свои поступления большей частью за счет косвенных налогов, которые дают 60% и более бюджетных доходов, а прямые налоги - до 40%.

Налоговая система, базирующаяся на косвенных налогах, является регрессивной, с более высокой долей налогов, уплачиваемых бедняками со своих доходов, чем налогов, уплачиваемых богатыми.

В России в период господства административной системы необходимую сумму налогов государство получало преимущественно за счет прямого изъятия денежных средств у предприятий, подоходный налог с физических лиц составлял примерно 10% общего налогового бремени.

Современная налоговая система в России стала складываться с 1991 г Наибольшее значение имеет налог на прибыль, который дает около 40% от общей суммы налоговых поступлений в бюджет, затем следует налог на добавленную стоимость - 30% и индивидуальный подоходный налог - около 10% государственных поступлений.

На этапе перехода к рынку в России использовалось более 100 разновидностей налогов, после принятия Налогового кодекса должно остаться немногим более 30. Американская федеральная налоговая статистика содержит 10 основных названий налогов, еще четыре основных вида добавлены в штатах.

Виды налогов часто различают в зависимости от характера налоговых ставок, под которыми понимается процент или доля подлежащих уплате средств, а точнее - размер налога в расчете на единицу налогообложения (на рубль дохода, на гектар земли и т.д.) В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, если при налогообложении применяется единая налоговая ставка, прогрессивные, если налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода, и регрессивные, если налоговая ставка понижается при увеличении дохода.

Наиболее распространенными являются прогрессивные налоги, так как они активно влияют на распределение доходов населения, уменьшают неравенство в доходах. Это можно показать с помощью известной кривой Лоренца, характеризующей степень неравномерности распределения доходов населения (рис. 9.1)

Поскольку подоходные налоги - главные наполнители государственного бюджета, чрезвычайно важно установить оптимальную ставку налога. Если ставки завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается трудовая активность, налогоплательщики уклоняются от уплаты налогов, часть предпринимателей уходит в "теневую экономику ".

Американские эксперты во главе с А. Лаффером пытались теоретически доказать, что при ставке налога свыше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Обоснованием этому служит так называемый эффект Лаффера. Графически его отображает кривая Лаффера, показывающая зависимость поступающих в бюджет сумм налогов от ставки подоходного налога.

Начиная с нулевой ставки налога, увеличение налоговой ставки (t) ведет к росту налоговых поступлений Однако после некоторой точки последующее увеличение налоговой ставки не приводит к росту объема поступлений из-за негативного стимулируюшего воздействия. Для ставок налога ниже t A их увеличение обеспечивает налоговые поступления, а для ставок, превышающих t A , более высокие ставки приносят меньший доход (рис. 9.2).

Рис. 9.1. Влияние прогрессивных налогов на распределение доходов населения

Рис. 9.2 Кривая Лаффера

Фискальная политика

Фискальная политика представляет собой совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.

К фискальной политике относятся только такие манипуляции государственным бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества находящихся в обращении денег, т.е недопустимо, чтобы правительство печатало для своих нужд добавочные массы денег и вызывало инфляцию.

Фискальная политика делится на дискреционную и недискреционную (автоматическую). Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и правительственных расходов с целью воздействовать на объем производства, занятость, инфляцию, экономический рост.

Прежде всего отметим, что государственные расходы оказывают влияние на совокупный спрос (рис. 9.3).

Рис. 9.3. Государственные расходы и равновесный ЧНП

Государственные расходы (G) сдвигают график совокупных расходов (С + I n + X n + G) вверх. В результате увеличивается совокупный спрос, а вместе с ним растет величина равновесного ЧНП (с Q 1 до Q 2).

Сокращение величины G вызовет смещение вниз графика совокупных расходов и сокращение равновесного ЧНП/

Следовательно, государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и подобно инвестициям обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает, насколько изменится ЧНП в результате изменения государственных расходов

где G - государственные расходы на закупку товаров и услуг, K G - коэффициент
мультипликатора государственных расходов.

Следовательно, ЧНП = G . K G .

Налоги и ЧНП. Введение нового налога (Т) приведет к уменьшению дохода налогоплательщиков, следовательно, сократятся и потребительские расходы, а это

Рис 9 4. Налоги и равновесный ЧНП

При постоянных I n и G график совокупных расходов сдвинется вниз, так как величина потребительских расходов упадет на сумму нового налога. С" = С - Т. Величина ЧНП уменьшится с Q до Q 1 .

Известно, что величина располагаемого дохода (т.е. дохода после уплаты налога) используется не только на потребление, но и на сбережения населения. Снижение располагаемого дохода уменьшит не только потребительские расходы, но и сбережения. Это уменьшение зависит от предельной склонности к потреблению (МРС) и предельной склонности к сбережению (MPS). Какая часть падения ЧНП произойдет за счет потребления, покажет МРС, а какая за счет сбережения, -MPS.

Для определения величины сокращения потребления надо умножить сумму нало! ового приращения (Т) на МРС: С = Т. МРС.

Аналогично определяем уменьшение сбережения: С = T . MPS

Мультипликатор и бюджет. Влияние налогов также имеет мультипликационный эффект, но мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, поскольку налоги не прямо, а косвенно влияют на изменение потребления и объем ЧНП.

В результате равные увеличения правительственных расходов и налогообложения ведут к росту равновесного ЧНП В этом случае действует так называемый мультипликатор сбалансированного бюджета, т.е. если G и Т увеличиваются на определенную величину (например, на 10 млрд руб.), то равновесный ЧНП также увеличится на ту же самую величину (10 млрд руб.). Это значит, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Стабилизационная функция фискальной политики. Учитывая указанные взаимодействия, подчеркнем, что фискальная политика может быть использована в ходе экономического цикла для стабилизации экономики. В период спада она должна стимулировать переход к экономическому росту путем увеличения государственных расходов - 1 или снижения налогов - 2, или сочетания 1 и 2 - 3.

Иначе говоря, при первоначально сбалансированном бюджете фискальная политика включает в период спада или депрессии бюджетный дефицит.

Напротив, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, то применяется сдерживающая фискальная политика. Она включает: 1 - уменьшение правительственных расходов или 2 - увеличение налогов, или 3 - сочетание 1 и 2. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если нужно контролировать инфляцию.

Стабилизирующее воздействие государства на экономику зависит от способов финансирования бюджетного дефицита и избавления от бюджетных излишков.

Дефицит финансируется двумя способами: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг) или за счет выпуска новых денег кредиторам правительства (т.е. печатаньем новых денег). Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различно.

При займах правительство вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства, что вызывает рост процентной ставки и будет "выталкивать" некоторые частные инвестиции .

Создание денег позволяет избежать выталкивания частных инвестиций, по этому является более стимулирующим способом финансирования дефицита по сравнению с расширением займов. Однако злоупотребление этим способом может вызвать инфляцию, которая подорвет инвестиционный процесс и выход из спада.

Бюджетный излишек обычно возникает под влиянием инфляции, когда правительство получает избыточные налоговые поступления. В этом случае фискальная политика приобретает антиинфляционную направленность. Наилучший эффект достигается, когда бюджетный избыток просто изымается из общего потока доходов и расходов. Это уменьшает совокупные расходы, совокупный спрос и темпы инфляции.

Недискреционная фискальная политика - политика автоматических (встроенных) стабилизаторов, под которыми понимается такой экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

В качестве типичного встроенного стабилизатора выступает прогрессивная шкала налогообложения. Благодаря ей в период подъема располагаемый доход населения и нераспределенная прибыль фирм растут медленнее, чем национальный доход, и это сдерживает рост совокупного спроса. Во время спада такое налогообложение замедляет сокращение совокупных расходов.

Кроме того, в период экономического подъема рост налоговых поступлений формирует тенденцию к сокращению или даже ликвидации бюджетного дефицитаи появлению бюджетного избытка, что в свою очередь содействует уменьшению возможной инфляции. В период спада автоматическое сокращение налоговых поступлений вызывает бюджетный дефицит, который оказывает стимулирующее воздействие на преодоление спада (рис. 9.5).

Рис. 9.5. Встроенная стабильность

К встроенным стабилизаторам относятся и трансфертные платежи (система пособий по безработице, по бедности и т.д.), препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема и сокращения безработицы выплата пособий или прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

Критика фискальной политики . Известно, что кейнсианцы считают фискальную политику наиболее мощным и надежным стабилизационным средством. В экономике кейнсианцы ориентируются на совокупный спрос, который создает свое собственное предложение.

Неоклассики, монетаристы умаляют или отвергают фискальную политику как средство перераспределения ресурсов и стабилизации. Свою позицию они доказывают с помощью эффекта вытеснения. Сущность его состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика будет в тенденции вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.

Однако некоторые экономисты считают, что в депрессивной экономике, при высокой безработице это вытеснение будет незначительным, зато стимулы, создаваемые правительственными расходами, могут улучшить ожидания прибыльности у предпринимателей, что усилит спрос на инвестиции и рост ЧНП.

Другое критическое замечание заключается в том, что при стимулировании совокупного предложения, когда его кривая имеет повышательный наклон (классический участок), фискальная политика может вызвать инфляцию. Последняя поглотит часть потенциального воздействия стимулирующей фискальной политики.

Третье замечание. Фискальная политика может оказаться неэффективной или несоответствующей в результате непредвиденных событий в мировой экономике, например при воздействии международных шоков совокупного спроса, которые могут сократить ЧНП и обесценить мероприятия его фискальной политики.

Эффективность фискальной политики подрывает эффект чистого экспорта, который действует через международную торговлю. Увеличивая внутреннюю ставку процента, стимулирующая фискальная политика имеет тенденцию уменьшить чистый экспорт, так как привлеченные финансовые капиталы из-за рубежа увеличат спрос на доллары и вызовут рост их цены - доллар подорожает, а вместе с тем подорожают наши экспортные товары. Экспорт сократится.

Четвертое замечание. Сторонники экономической теории, ориентированной на предложение (неоклассики), отмечают, что кейнсианская фискальная политика не в состоянии учитывать воздействие изменений налогов на совокупное предложение. Снижение налогов увеличит объемы сбережений и инвестиций, повышая тем самым норму накопления капитала. Масштабы производства вырастут Сниженные подоходные индивидуальные налоги должны повысить стимулы к труду.

Однако большинство экономистов с большой осторожностью относятся к описанной выше трактовке сокращения налогов. Они считают, что стимулирующие эффекты от снижения налогов будут на самом деле не столь сильны, как надеются сторонники экономики предложения, тем более что воздействие на предложение имеет долгосрочный характер, тогда как воздействие на спрос сказывается намного быстрее.

Фискальная политика России. Главной опасностью переходной экономики России является инфляция. Противодействие ей было провозглашено государством в качестве центральной задачи. Ее решение осуществлялось на основе жестких бюджетных и кредитно-денежных ограничений. Однако излишне жесткий характер фискальной политики приводил к углублению спада в экономике России. Все годы реформ правительство сводило госбюджет со значительным дефицитом. Он составлял (в млрд руб.) в 1992 г. 8,5, 1993 г. - 26,8; 1994 г. - 64,9; 1995 г. - 86,7; 1996 г. - 178,0; 1997 г. - 174,2. Бюджетный кризис стал основным препятствием к восстановлению экономического роста в России.

Дефицит госбюджета связан прежде всего с сокращением его доходной части. Собираемость налогов все время снижалась в связи с сокращением объема производства и сокрытием доходов экономическими субъектами. В России самые высокие налоги на прибыль предприятий, а это не стимулирует инвестиции. Помимо этого в России, по сравнению с западными странами, велик удельный вес налогов на внешнюю торговлю при низкой доле подоходного налога. Сокращение доходов госбюджета вызвало уменьшение расходов его. Сегодня сумма расходов российского бюджета в 10 раз меньше, чем у бюджета ФРГ. и равна примерно сумме недельных государственных расходов США.

Тяжелым бременем на российский бюджет ложатся внешние долги, которые примерно равны 180 млрд долл. По оценке Министерства финансов России, на выплату внешних долгов в 1999 г. должно уйти 80% доходов бюджета, что невозможно осуществить без новых внешних займов. Ситуация вряд ли улучшится в ближайшие 10 лет.

Бюджетный кризис привел к осознанию необходимости перехода от чисто макроэкономических к глубинным структурным реформам" в отраслях естественных монополий, угольной промышленности, военно-промышленного комплекса и др.

На фоне острой дефицитности бюджета и небольшого объема личных соережений критически обострилась ситуация с финансовыми ресурсами собственно производственного сектора. Здесь имеют место кризис платежей и быстрый рост
убыточных предприятий. Лишь экспортные отрасли располагают сколько-нибудь значительными финансовыми ресурсами.

Таким образом, назрела необходимость существенно реформировать финансы и фискальную политику России, которая должна в первую очередь помогать в преодолении глубокого кризиса и переходе к экономическому росту.

О том, что такое налог, обязательно рассказывают и в курсе школьной программы, и в университете, особенно студентам, проходящим образование по программе экономической направленности. Впрочем, с налогами сталкивается каждый современный человек, поэтому знать, что это такое, в чем суть явления, какова польза и откуда вообще эта беда свалилась на нашу голову, будет полезно и интересно.

Современность и современные явления

Конечно, нельзя сказать, что оплата налогов существует только в наше время. Само это явление довольно старое, но столь массовый интерес в давние времена оно не привлекало, воспринимаясь чем-то более очевидным, нежели это кажется современному человеку. Наши соотечественники (как и жители любой другой страны) ежедневно сталкиваются с необходимостью уплаты установленных пошлин, но далеко не всякий может четко и внятно объяснить, что под термином «налог» следует понимать, зачем он нужен и какую пользу приносит - кроме, конечно, шуток об утекающих из казны деньгах.

Налог в официальном понимании этого слова - такой платеж, выраженный в денежном эквиваленте и установленный госвластью, который подлежит уплате. В равной степени Федеральная служба налогов ждет перечислений и от юрлиц, и от простых граждан страны. В настоящее время под рассматриваемым термином принято понимать такую безвозмездную уплату, которая не связана с обязательствами страны перед гражданами по оказанию услуг. Специальные законы регламентируют, какие именно налоги должны платить ООО, ИП и другие предприятия. Всякий человек, решивший начать свое дело, будет рассчитываться с государством, в котором он зарегистрирован и ведет свою деятельность, будь это хоть маленькая компания, состоящая из одного человека, хоть огромный холдинг, действующий на территории нескольких держав. Расчеты ведутся из общего числа полученной фирмой выручки, положенные суммы перечисляются четыре раза в год.

Функциональная нагрузка экономического явления

Суть налогов - в трех функциях:

  • фискальная;
  • регулирование;
  • контроль.

А если поподробнее?

Рассматривая, что такое налог, особенное внимание следует уделить фискальной функции этого явления. Под термином принято понимать финобеспечение державы. Это позволяет власти исполнять возложенные на нее функции, обеспечивая население медициной, услугами образовательной системы. На отчисления по налоговой системе содержат армию и иные образования, благодаря которым защищена целостность державы, оказывают помощь нуждающимся в этом социальным группам. Фискальная налоговая функция дает возможность пополнения бюджета. Одновременно с этим юрлица, граждане лишаются некоторого процента своих доходов - он используется для поддержания работоспособности государственного аппарата.

Суть налогов - в регулировании госзадач, связанных с экономической политикой и финансовыми аспектами. Для этого применяют наиболее эффективные налоговые механизмы. Одновременно с этим система налогообложения позволяет на федеральном уровне контролировать деятельность отдельных лиц, предприятий, сообществ, учреждений. В любой момент властвующие структуры могут получить информацию о том, откуда приходят финансы некоторому лицу, куда они расходуются. В идеале это должно поддерживать экономическую стабильность, помогать соблюдать установленные законами правовые нормы.

Дополнительная функциональность

Рассматривая, что такое налог, для общего понимания ситуации необходимо уделить внимание и дополнительной функциональности системы пошлин на государственном уровне. С одной стороны, через налогообложение стимулируется деятельность всех лиц в пределах страны, а также осуществляется распределение финансовых масс. Налоги имеют функцию воспроизведения денежных масс и некоторые более мелкие, локальные.

В настоящее время можно узнать налоги, положенные к уплате, в ответственном за это отделении госинстанции, а также на сайте специальной службы. В разных странах введены различные системы налогообложения и методы расчета величин, которые необходимо заплатить. Были изобретены различные формы, есть принципиальные отличия в применении правил налогообложения к разным группам лиц. Общий объем правил, требований, условий формирует собой налоговую федеральную систему.

Законы и правила

Базовая терминология, устанавливающая в пределах нашей державы, что такое налог, представлена в соответствующем кодексе, а именно в восьмой статье. Именно тут указано, что принято понимать под термином: такой платеж, который обязателен к перечислению, строго индивидуален. При этом некоторые финансовые массы отчуждаются в пользу державы у лиц, которым они принадлежат в соответствии с собственническими правами или на основании хозведения, оперативного управления.

Налоги расходуются на обеспечение жизнеспособности муниципальных учреждений. Кроме того, деятельность государства финансируется именно из этого источника. Сбор довольно своеобразный, уплата его показывает, что налогоплательщик выполнил возложенные на него обязательства относительно учреждений, управленческих структур, иных инстанций. Дополнительно система налогообложения включает льготы по налогам, лицензионные оформления и предоставление прав от собственника в адрес федералов.

Действительные в нашей державе сборы

Все взыскания, которые включены в рассматриваемую систему, перечислены в НК. В настоящее время справедливы:

  • взимаемая таможней пошлина;
  • сборы, обусловленные пользованием объектами, принадлежащими к животному миру, иным природным ресурсам;
  • федеральные, региональные, местные сборы, связанные с оформлениями лицензий.

Почему это важно?

Казалось бы, зачем платить, к примеру, подоходный налог? Экономисты, аналитики сходятся во мнении, что система налогообложения - действительно важный элемент жизни любого современного государства, так как ее посредством можно контролировать всех экономических агентов. Это помогает держать деятельность предприятий в пределах страны в фокусе внимания, быть в курсе того, какие именно особенности позволяют вести предпринимательство активнее, а что, наоборот, препятствует предприятиям, частным лицам.

У любого государства в силу самой сути этого формирования есть право принуждения по уплате, на основании чего возникает задолженность по налогам, если некий гражданин или юрлицо не желает исполнять предусмотренные для него финансовые обязательства по официальным таксам. В такой ситуации у властей есть право забрать положенное в свой адрес через специальную процедуру изъятия, предполагающую задействование возможностей правоохранительной системы. Таким образом власть получает в свое распоряжение довольно крупные суммы, ведь кроме непосредственно налогообложения должникам придется столкнуться еще и со штрафными санкциями, пени.

Понятие шире, чем кажется

Как следует из действующего законодательства, налогообложение позволяет государству получать суммы на постоянной основе за счет возможностей принуждать тех, кто находится во власти соответствующей организационной структуры, территориального объединения. За то, какой налог в какой величине взимается с подвластных лиц, отвечают специальные органы. Они имеют соответствующие полномочия, декларированные законодательством. В нормативных документах также прописано, на какие потребности можно направлять полученные таким образом средства.

Как видно из законодательства, налог - это не только такой платеж, у которого соответствующее слово присутствует в наименовании, но и любой другой, который взимается в пользу казны. В частности, таможенные пошлины не имеют в своем наименовании слова «налог», тем не менее принадлежат к этой же категории, равно как и суммы, которые уплачивают запрашивающие лицензию на некоторую деятельность лица. Все те суммы, которые регулярно поступают во внебюджетные фонды, если таковые находятся во владении державы, также входят в систему налогообложения наравне с более привычными нам налогами на имущество, землю и прочими.

Налоги: влияние на общество

Как известно, при нехватке денег в бюджете первое, что может сделать власть - поднять налоги. Например, не так давно в нашей стране общественность столкнулась с увеличением земельного налога. Метод, конечно, хорош, но не универсален, зачастую не подходит. Дело в том, что налоги оказывают очень сильное влияние на сообщество. Чем они выше, тем меньше мотивации заниматься выбранным направлением деятельности у каждого отдельного участника системы. Более того, излишнее бремя пошлин провоцирует избегать уплаты положенного по закону. Конечно, нарушать закон мало кому нравится, но иные просто не видят альтернативного пути, как можно выжить в сложной обстановке.

Фактически в такой ситуации экономический агент или перебирается в «тень», или старается переложить с себя обязательства на кого-нибудь еще, используя лазейки в законе. Иные, кстати говоря, не находя таких путей для себя, систематически нарушают сроки налогов. Конечно, это приводит к штрафам, но и их уплату затягивают до невозможности, надеясь, что «само пройдет». Многие задействованные в области реализации товаров, услуг, активно повышают стоимость продукции, тем самым перекладывая обязательства налогообложения на покупателей. В любом из вариантов неразумное изменение налоговых ставок государством приводит к категорически негативным процессам: ослабеванию экономики, уменьшению предприятий, несоблюдению законов, сокращению покупательской способности населения.

Последствия: к чему быть готовым?

Если государство проводит не самую эффективную и разумную налоговую политику, есть вероятность столкнуться с разнообразными сложностями в сфере экономической жизни общества. К примеру, многие предприятия, оказавшись в тяжелых условиях, снижают производительность, что сокращает не только их прибыль, но и поступления в бюджет. При повышении такс у компании нет заинтересованности в сохранении прежних объемов, так как затраты при этом будут неоправданно большими. Особенно понижается объем товаров при введении акцизов и других программ, применимых к каждой отдельной позиции. Одновременно растет цена на изделие. В то же время налог на прибыль не позволяет предприятию оказаться слишком уж в плюсе. Возложение его на покупателя путем повышения розничной цены тоже не приводит к хорошему результату: люди приобретают позиции из этой категории в намного меньшем количестве, чем раньше, если это не товары первой необходимости.

Государство может пойти другим путем: например, увеличить ставки налогообложения, применимые к заработной плате. В такой ситуации многие работники не предлагают свой труд предприятиям, а сохраняют время свободным для себя. В иной ситуации повышения получаемых на руки сумм добиваются, увеличивая длительности смен. Словом, общественность, столкнувшись с ужесточением налогового бремени, активно ищет пути выхода из ситуации с минимальными потерями для своих интересов, а не государственных.

Другие варианты

Если ввести повышение налога применительно к капиталу, как результат можно вскоре наблюдать отток финансовых сумм из этой области. Обусловлено это понижением эффективности вращения денежных масс - инвесторы ищут другие, более результативные, продуктивные, выгодные для себя пути. Если ввести дополнительный налог применительно к какому-либо рынку, это может спровоцировать экономический перекос, чаще всего негативный, приводящий к существенным потерям инвестированных в эту область денег. Ну и, конечно, в условиях, когда нововведение оказалось сильным ударом для предприятий, государству не стоит ждать, что будут соблюдены сроки налогов: вынужденные уплачивать положенные по закону суммы лица будут тщательно избегать исполнения обязательств и откладывать их на будущее, пока это возможно.

В редких случаях изменение политики налогообложения может спровоцировать положительную корректировку экономической ситуации на федеральном уровне. Например, некоторые виды предпринимательской активности могут спровоцировать отрицательные факторы, влияющие на экономику или общественность. Налогообложение такого рода деятельности приводит к стабилизации ситуации.

Классификация: объекты

Налоги бывают косвенными и прямыми. Первые введены на разнообразные ресурсы, разновидности предпринимательской активности, оказание услуг, товары. К этой группе принадлежат акцизы, пошлины, НДС, уплачиваемый за продажи взнос и ряд других. Прямые - положенные напрямую к уплате гражданами, юрлицами. Классический пример - на прибыль, подоходный, имущественный налоги.

В норме косвенные, прямые таксы должны уравновешивать друг друга. Косвенные - это фискальные, прямые призваны регулировать экономические отношения в обществе. Фискальная составляющая помогает наполнять бюджет державы, регулирующая делает возможным применение механизма налогообложения с целью регулировки воспроизведения, накопления финкапитала.

Некоторые особенности вопроса

Влияние прямых налогов наиболее ощутимо при анализе ставок, льгот, связанных с этой сферой взимания пошлин. Чтобы корректно регулировать область налогообложения, государство должно четко представлять, каковы корпоративные интересы, общегосударственные, уметь находить баланс между ними.

Налогообложение позволяет сформировать подходящие условия для активного роста конкретной целевой области. Именно так стимулируются инновационные разработки, инвестиционная деятельность или число мест, предоставляемых работодателями для населения. Правильный подход помогает скорректировать структуру спроса и предложения, сделать более эффективным производственный процесс на уровне державы. Налог помогает скорректировать соотношение производственных издержек и цены на продукт.

Классификация: субъекты

Выделяют налоги:

  • местные;
  • центральные.

В нашей стране введена на практике система из трех уровней:

  • федеральное налогообложение, устанавливаемое федправительством (суммы перечисляются в федбюджет);
  • региональное, регулируемое на уровне субъектов;
  • местное, устанавливаемое самоуправленцами.

Особенности использования

Принято делить налоги на две крупные категории:

  • немаркированные;
  • маркированные.

Под маркировкой принято понимать такой процесс связывания направления, куда деньги расходуются, и налогообложения. Маркировка всегда предполагает четкое формулирование цели, соответствие поступлений и трат. К категории маркированных принадлежат суммы, направленные в ПФ РФ, дорожный фонд и иные сходные образования. Прочее налогообложение, не удовлетворяющее описанным параметрам, считается немаркированным. Его основное преимущество - гибкость, позволяющая правительству реализовывать политику, соответствующую наблюдаемым в текущий момент экономическим условиям в стране. Финансовые накопления можно направлять на те или иные задачи, признанные госорганами приоритетными в настоящий момент времени.

Классификация: какие еще деления есть?

Современная экономика рассматривает все виды налогов как принадлежащие к одной из трех категорий:

  • прогрессивные;
  • регрессивные;
  • пропорциональные.

Классический представитель первой группы - подоходная такса, которая увеличивается, если растет прибыль. Введена прогрессивная шкала, по которой производится расчет положенных к уплате в адрес бюджета сумм. Регрессивный - это такой вид платежа, который в большей степени доминирует среди прибыли небогатых слоев, а в качестве расчета берут единицы продукта. Чем меньше доход, тем большие отчисления придется передать в бюджет (в процентах от общей суммы) в виде положенных к уплате пошлин.

Для того, чтобы найти отличия налога от сбора, нужно, в первую очередь, проанализировать их понятия, раскрываемые в НК РФ.

А сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого (п. 2 ст. 8 НК РФ):

Какие же между налогом и сбором сходства и различия? Сразу можно заметить, что и налог, и сбор:

  • являются обязательными к уплате;
  • взимаются с организаций и физических лиц.

Чем отличается налог от сбора

Начнем с того, что в отличие от сбора налог является индивидуально безвозмездным платежом. Уплачивать налоги - прямая обязанность каждого налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). И взамен в его интересах государство не должно совершать какие-либо действия обеспечивать благами или предоставлять определенные права.

А вот уплата сбора предполагает совершение юридически значимых действий в пользу плательщика сбора, в которых он персонально заинтересован. То есть имеет место возмездность со стороны государства: плательщик уплачивает сбор, а взамен получает, к примеру, лицензию или разрешение.

Разница между налогом и сбором в порядке их установления

Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).

Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы,

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

Уровень установления

Налоги

Федеральные

  • Акцизы;
  • Налог на прибыль организаций;
  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Водный налог;
  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Государственная пошлина.

Региональные

  • Налог на имущество организаций;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес.

Местные

  • Земельный налог;

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги - наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Субъект налогообложения

Налоги

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

  • Налог на прибыль;
  • Налог на имущество организаций.

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

  • Налог на доходы физических лиц;
  • Налог на имущество физических лиц.

Смешанные налоги

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес.

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Жить в правовой стране – это значит не только быть защищенным государством и иметь социальные гарантии, но и выполнять обязанности по отношению к нему.

К таковым относится и уплата налогов. Что это такое, для чего они нужны, и как классифицируются – об этом расскажем в статье.

Что такое налог

Экономическая, социальная и политическая жизнь на определенном участке территории, называемом страной, регулируется государством. Выполнение функций государства в указанных рамках нуждается в финансовом обеспечении.

Оно осуществляется из казны государства, которая состоит из бюджета (финансовой составляющей) и государственной собственности. Наполнение бюджета в основном проводится посредством взимания с юридических и физических лиц специальной платы за все полученные ими доходы. Эти сборы называются налогами.

Вывод: налоги – это принудительно взимаемая с юридических и физических лиц плата, являющаяся финансовым обеспечением функционирования государства.

Взимание налогов – насущная необходимость, выполнение которой поручено налоговым органам.

Налоговая система государства – это совокупность следующих компонентов:

  1. законодательной базы, регламентирующей сбор налогов;
  2. непосредственно налогов;
  3. форм, методов и принципов установления, взимания и корректировки;
  4. системой контроля за всеми этапами налогообложения.

Основной документ, который регулирует все взаимоотношения в рамках налоговой системы России (исчисление, уплата налогов, наказание за нарушения) – это Налоговый Кодекс (НК) РФ.

Терминология

Для улучшения восприятия материала рассмотрим основные термины, принятые в налоговой сфере:

  1. Налогоплательщик – это или лицо, обязанное в силу налогового законодательства уплачивать налоги. Например, у вас есть квартира, принадлежащая по праву собственности. Это автоматически делает вас налогоплательщиком имущественного налога;
  2. Налоговый агент – физическое или юридическое лицо, которое должно рассчитать сумму налоговых выплат, удержать ее с налогоплательщика и перечислить в бюджет соответствующего уровня.Например, если гражданин трудоустроен, то его налоговым агентом является работодатель, он (или бухгалтер предприятия) рассчитывает налог, удерживает ее с заработной платы работника и перечисляет в бюджет;
  3. База налогообложения – это денежная сумма или денежный эквивалент имущества, находящегося в собственности, с которой нужно уплатить налог. Он рассчитывается путем умножения налогооблагаемой базы на налоговый тариф.Например, гр. Иванов сдавал квартиру по договору найма в течение года. Полученная сумма дохода является базой налогообложения, и в нашем примере, допустим, составляет 180 тыс. руб. Следовательно, гр. Иванов должен уплатить в казну государства налог на доход физического лица (НДФЛ) = 13 % (утвержденная ставка). Сумма выплат составит 23400 руб.;
  4. Объект налогообложения – это объект (проданная услуга, товар, имущество и пр. в денежном эквиваленте), за который нужно уплатить сбор в казну;
  5. Налоговая ставка – это норма налоговых отчислений на единицу налогообложения. Например, для НДФЛ утверждена ставка 13 %. Это значит, что за полученный доход (Д) физическое лицо должно уплатить налог (Н), размер которого составляет: Н = Д х 13 %.
  6. Налоговый период – временной интервал, за который нужно провести выплаты на имеющиеся объекты налогообложения. Этот период для разных видов налогов отличается (от квартала до года). Так, налог на имущество физических лиц рассчитывается и уплачивается 1 раз в год, а – раз в квартал.

Всего различают 4 функции заложенные в налоговые сборы, которые схематично показаны на приведенном ниже рисунке и подробно расписаны чуть ниже.

Фискальная функция налогообложения является основной. Ей отводится главная роль – наполнение государственной казны денежными средствами.

Фискалить – это значит, собирать сведения и передавать их.

Налоговые органы контролируют налогоплательщиков и накладывают санкции на нарушителей, тем самым стимулируя своевременную и в полном объеме уплату налогов.

Распределительная функция состоит в том, чтобы разделять денежные средства, полученные при налогообложении физических и юридических лиц. Поступив в казну, деньги выделяются на различные социальные и прочие государственные проекты. Вот как будут распределены средства государственного бюджета в 2019 году:

Виды и классификации налогов

Классификация налогов зависит от фактора классификации. Традиционно их принято разделять по таким критериям:

  1. по определению налогооблагаемой базы:
    1. прямые,
    2. косвенные;
  2. по отношению к доходам налогового агента:
    1. аккордные,
    2. подоходные;
  3. по субъекту-получателю налогов:
    1. федеральные,
    2. региональные,
    3. местные;
  4. по соотношению налоговой ставки к объекту налогообложения:
    1. прогрессивные,
    2. пропорциональные.

Прямые и косвенные виды налогов

Прямые налоги – это те, которые имеют явный характер, т. е. взимаются непосредственно с физического или юридического получателя каких-либо доходов.

Величина выплаты зависит от суммы дохода. В таблице ниже перечислены все виды прямых налогов. Они устанавливаются в процентном соотношении к налогооблагаемой базе.

Например, налог на доходы физ. лиц в нашей стране равен 13 %. Следовательно, если начислил работодатель своему сотруднику Иванову заработную плату 30 тыс. рублей, значит, должен заплатить за Иванова в казну 3900 руб. (это 13 % от 30 тыс.).

К косвенным относятся налоги, которые начисляются на товары и услуги как бы «прицепом».

Пример : производитель мебели ИП Сидоров изготовил и выставил на продажу шкаф. С учетом всех затрат и предполагаемой прибыли Сидоров установил цену на свое изделие в размере 10 тыс. руб.

Но ИП Сидоров «тертый калач», и знает, что от стоимости проданного шкафа он должен будет заплатить в казну налог на добавленную стоимость» (НДС). С 2019 года НДС равен 20 %. Поэтому Сидоров выставляет свой шкаф на продажу не за 10 тыс., а за (10 тыс. + 20 %) = 12 тыс. руб.

Следовательно, покупатель заплатит при покупке 12 тыс. руб., и, таким образом, станет плательщиком налога (но не налоговым агентом!). Производитель (он же продавец) ИП Сидоров станет после факта продажи шкафа налоговым агентом НДС (посредником между покупателем и казной государства). Получая в кассу 12 тыс. руб., он обязан 2 из них заплатить в форме НДС.

Аккордные и подоходные виды налогов

Подоходные налоги зависят от величины полученного дохода. Ранее в статье мы рассмотрели пример с .

Возьмем еще один: налог на прибыль компании. Налогооблагаемой базой в данном случае является доход за вычетом производственных и прочих издержек, затрат на рекламу, обучение, научно-исследовательские мероприятия. На оставшуюся после вычетов сумму прибыли начисляется налог с тарифной ставкой 20 %.

Аккорд в музыке – это одновременное звучание нескольких звуков. Аккордное налогообложение предполагает, что размер выплат не зависит от величины налогооблагаемой базы. Образно говоря – это несколько налогов, рассчитанных усреднено и уплаченных «аккордом» (одновременно).

Примером в РФ может служить единый налог на вмененный доход (). Доход называется вмененным, потому что не исчисляется каждый налоговый период индивидуально для конкретного налогового агента, а является предполагаемым, рассчитанным для определенного вида деятельности. ЕНВД – это специальный режим налогообложения, заменяет несколько выплат.

Федеральные, региональные и местные виды налогов

Напомню, что уплаченные налогоплательщиками деньги, перечисляются в государственный бюджет .

Его структура подчинена строгой иерархии:

Посмотрите, как распределяются налоги по бюджетам разных уровней:

Существуют и комбинированные варианты. Примером является налог на прибыль организаций. Общая процентная ставка = 20 % (ст. 284 НК РФ). 2 % из уплаченной суммы направляется в Федеральный бюджет, а 18 % — в местный.

Прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги

В этом типе классификации (по соотношению налоговой ставки к объекту налогообложения) различают три вида, схематично показанных и кратко описанных на расположенном ниже рисунке:

Рассмотрим на примерах, как исчисляются указанные виды налогов:

  1. Пропорциональный вид – тарифная ставка неизменна:

    Вывод: чем выше доход, тем больше сумма налога. Она пропорциональна доходу. Пример: НДФЛ с единой ставкой 13 % (кроме выигрышей).

  2. Регрессивный вид – налоговая ставка уменьшается с увеличением дохода:

    Вывод: чем выше доход, тем меньше соотношение суммы налога и дохода. В качестве примера можно привести страховые отчисления в Пенсионный фонд: 22 % — если налогооблагаемая база не превышает 1150000 руб., 10 % нужно уплатить при превышении указанной суммы.

  3. Прогрессивный вид – налоговая ставка возрастает с увеличением дохода:

    Вывод: чем выше доход, тем больше сумма налога. Причем увеличивается и соотношение суммы налога и дохода (сравните с пропорциональным принципом налогообложения).

Контроль налогов

Налоговый контроль – это способ обеспечения законности хозяйственной деятельности физических и юридических лиц.

Соблюдение законности – основа экономической безопасности государства. Контроль за правильностью начисления, своевременностью уплаты налогов поручен Федеральной налоговой службе (ФНС) .

Чем конкретно занимаются налоговые органы:

  1. сбором информации о налогоплательщиках и объектах налогообложения;
  2. анализом полученных данных;
  3. выявлением нарушений налогового законодательства;
  4. пресечением противоправных действий субъектов налогообложения в рамках законодательства;
  5. выявлением виновных в нарушениях и привлечением их к ответственности.

Основной метод контроля – это налоговая проверка .

Данное мероприятие состоит из нескольких действий:

  1. проверки первичных бухгалтерских документов (счетов, бухгалтерских книг, отчетов, );
  2. проверки правильности и своевременности исчисления налогов;
  3. выявления виновных в нарушениях;
  4. передачи дел о налоговых нарушениях в судебные органы.

Хотите знать больше об экономике и происходящих в ней процессах? Читайте наш блог и начинайте мыслить масштабно!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое УСН (упрощенная система налогообложения) - выбор схемы Доходы или Доходы минус Расходы, переход на упрощенку Самозанятые - кому это доступно по закону, налогообложение, разрешенные виды деятельности и приложение Мой налог Что такое акциз - зачем нужны акцизные сборы, список подакцизных товаров и тарифные ставки Что такое ЕНВД - виды действительности, плюсы и минусы, расчет налога и отчетность (декларация, КБК, пояснительная записка) ИП (индивидуальный предприниматель) - кто это, регистрация ИП и как выбрать систему налогообложения с меньшими налогами Что это за налог, зачем нужна справка 2-НДФЛ, кто должен заполнять декларацию 3-НДФЛ и как уменьшить налоговые выплаты Налоговый вычет - что это такое, какие вычеты бывают и как их получить НДС - что это такое, откуда он взялся и как посчитать НДС со ставкой 18 (20) % от любой суммы с учетом налоговых вычетов



mob_info