Статья 10 земельного кодекса российской федерации

Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

Комментарий к статье 10 ЗК РФ:

1. Согласно ст. 72 Конституции в совместном ведении субъектов РФ и Российской Федерации находятся земельное законодательство, полномочия в области управления и распоряжения природными ресурсами, связанные в том числе с использованием земли (природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры и др.). В силу указанного закрепленные за субъектами РФ полномочия по содержанию похожи на полномочия, предоставленные Российской Федерации, но их объем и характер можно определить как "восполняющий и конкретизирующий". Совместное управление рядом вопросов обусловлено необходимостью оперативного управления землей с учетом специфики региональных и местных условий. В связи с этим ЗК и иными федеральными законами за субъектами РФ закреплены полномочия по владению, пользованию и распоряжению землями, находящимися в их собственности, право выкупа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или в собственности граждан, юридических лиц, для нужд субъекта собственности.

Субъектом РФ могут быть урегулированы все земельные отношения, в том числе не урегулированные на федеральном уровне, за исключением тех, что отнесены федеральными законами к специальным полномочиям Российской Федерации. Особенности реализации полномочий в области земельных отношений субъектов РФ выражаются в возможности формирования собственного законодательства. Некоторые полномочия субъектов РФ в части принятия нормативных актов, а также управления земельным фондом предусматриваются в конкретных федеральных правовых актах (см. ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель). Но при этом должны учитываться как основные принципы, установленные , ФЗ, исключительные полномочия Российской Федерации, так и установленные конституциями (уставами) субъектов в целях обеспечения рационального использования, надлежащей охраны земли и природных ресурсов на территории субъекта с учетом требований и других смежных законов.

2. Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений реализуются специальными органами, осуществляющими управление данными отношениями (агентства, службы и т.д.). Объем и структура соответствующей земельной собственности определяются в порядке, установленном ЗК. Органы управления субъектов РФ согласно своей компетенции формируют региональные программы использования и охраны земель; устанавливают максимальные размеры земельных участков, предоставляемых в собственность; кадастровую стоимость земельных участков, арендную плату за земельные участки, находящиеся в их собственности; порядок предоставления служебных наделов; порядок предоставления информации о выкупе земельных участков для государственных или муниципальных нужд; вопросы регулирования частного и публичного сервитута; устанавливают основания изъятия земельных участков для нужд субъекта, помимо установленных ЗК; порядок утверждения и изменения черты городских и сельских поселений; порядок включения земель сельскохозяйственного назначения в перечень особо ценных; порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения; порядок резервирования земель и отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения; порядок установления зон охраны объектов культурного наследия, которые предполагается объявить землями особо охраняемых территорий регионального значения, и порядок их использования; порядок уведомления органами исполнительной власти субъекта РФ собственников, землевладельцев и землепользователей об особом режиме использования придорожных полос; условия предоставления земельных участков гражданам для сенокошения, выпаса скота из земель сельскохозяйственного назначения.

1. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.(Пункт дополнен с 29 мая 2007 года Федеральным законом от 10 мая 2007 года N 69-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ.

2. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 10 ЗК РФ

Основополагающие положения о статусе субъектов Российской Федерации содержатся в положениях Конституции РФ:
- ч.3 ст. 5 - о федеративном устройстве РФ, основанном на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
- ч.4 ст. 5 - равноправии субъектов РФ между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
- ст. 66 - об определении статусов субъектов РФ Конституцией РФ и Конституцией республики, уставом, принимаемыми законодательным (представительным) органом субъекта РФ;
- ст. 73 - об обладании субъектами Российской Федерации всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (содержание ст. 71 и 72 Конституции РФ об этих предметах ведения см. в комментарии к ст. 9 ЗК РФ).

Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений весьма обширны и предусматриваются в ст. 7, 8, 10, 13, 20, 22-24, 28, 31, 33, 34, 46, 49, 57, 65-67, 71, 87-92, и только, например, в сфере регулирования особо охраняемых территорий; в ст. 94, 95, 97, 99 и др. настоящего Кодекса, во многих нормах федеральных и региональных законов, иных нормативных правовых актов, также регулирующих земельные отношения в соответствии с ЗК РФ. Тем самым реализуется ч.3 ст. 36 Конституции РФ о том, что на основе федерального закона определяются лишь условия и порядок пользования землей.

Субъекты РФ определяют структуру и функции своих уполномоченных государственных органов, в том числе в сфере земельных отношений, на основании ст. 17 и др. ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года (СЗ РФ. 1999. N 42. Ст.5005).

Имущественное положение и полномочия субъектов РФ в сфере гражданского оборота в соответствии с п.3 ст. 3 ЗК РФ, п.3 статьи 129 ГК РФ регулируются в ст. 124 "Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права", 125 "Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством", 126 "Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования" ГК (см. также п.1 ст. 2, ст. 212, п.2 ст. 214 и др. ГК РФ).

Государственный характер и широта полномочий органов субъектов РФ порождает их активную правотворческую деятельность, порождающую порой оспаривание ее результатов.

Определением Верховного Суда РФ об оставлении без изменения решения Смоленского областного суда решен вопрос о правотворческих полномочиях органов публичной власти в области земельных отношений. Администрация г.Смоленска сослалась на то, что регулирование процедуры выбора земельных участков, утверждение форм документов относятся к компетенции органа местного самоуправления, указывала, что они утверждены постановлением администрации г.Смоленска.

Оспариваемое постановление субъекта РФ, по мнению заявителя, регулирует отношения, не входящие в компетенцию органа государственной власти, и уже урегулированы органом местного самоуправления. Статьей 1 закона Смоленской области "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.Смоленске осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти области, определенным правовым актом администрации области.

В соответствии с п.1 постановления администрации Смоленской области "Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", не противоречащим ФЗ о введении в действие ЗК РФ, таким уполномоченным органом исполнительной власти является департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.

Согласно п.6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Суд обоснованно исходил из того, что, поскольку федеральным законодательством не определена форма акта о выборе земельного участка, такое решение в отношении земельных участков, государственная собственность на которые в административном центре субъекта РФ - г.Смоленске не разграничена, принимает уполномоченный орган исполнительной власти области - департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области. В силу положений ст. 2, 10, 29 ЗК РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий вправе издавать акты, содержащие нормы земельного права и реализовать предоставленные полномочия.

При таких обстоятельствах правомерным является вывод суда о том, что оспариваемое постановление, касающееся только земельных участков в г.Смоленске, издано администрацией Смоленской области в пределах полномочий. Не могут быть приняты во внимание ссылки администрации г.Смоленска на то, что оспариваемое постановление нарушает полномочия органов местного самоуправления на осуществление процедуры выбора земельных участков.

Судом правильно обращено внимание на то, что постановление администрации области не распространяет свое действие и не устанавливает порядок распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и права органов местного самоуправления на обеспечение выбора земельного участка не нарушает. Согласно п.4 ст. 2 ЗК РФ органы местного самоуправления могут издавать акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в пределах своих полномочий. В этой связи суд сделал правильный вывод о том, что постановление администрации г.Смоленска не может применяться в отношении земельных участков в г.Смоленске.

Консультации и комментарии юристов по ст 10 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 10 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в редакцииФедерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

1. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

2. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

3. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

5. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.

6. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.

7. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд может быть обеспечена лицом, в пользу которого изымается земельный участок.

Примечание.

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ в пункт 8 статьи 11.10 вносятся изменения.

8. В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.

9. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.

В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.

10. Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с использованием иных технологических и программных средств.

11. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта указанного федерального органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" любым заинтересованным лицом за плату. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа органами государственной власти или органами местного самоуправления с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется без взимания платы.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

12. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

13. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ)

14. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:

1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;

3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;

15. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

Примечание.

До 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

16. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

17. В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.

18. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

19. Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.

20. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

21. Подготовка единым институтом развития в жилищной сфере схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" осуществляется без взимания платы.
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 221-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

Признавая незаконными действия префектуры и управы, суды руководствовались , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, , Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, утвержденных приказом Минтранса России от 06.08.2008 N 126, Федеральным законом от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264.


Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2016 по делу N 305-КГ16-10498, А41-70884/2015 Требование: О признании незаконным отказа в приватизации земельного участка и об обязании предоставить в собственность за плату земельный участок. Обстоятельства: Истцом указано, что он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка. Однако ответчик отказал истцу в предоставлении в собственность за плату земельного участка. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судами не исследованы вопросы о том, входит ли спорный участок в границы зон планируемого размещения объектов, обозначенных в Генеральном плане городского округа г. Москвы и в Схеме территориального планирования Московской области, утв. постановлением правительства Московской области от 11.07.2007 N 517/23.



mob_info