Архангельский собор нижегородского кремля история. Архангельский собор в нижнем новгороде. История собора Михаила Архангела


г. Нижний Новгород, Кремль.
проезд до ост. "Площадь Минина и Пожарского"


Только один храм уцелел на территории Нижегородского Кремля - Архангельский собор.


На этом месте поставили когда-то, еще при основании Нижнего Новгорода князем Георгием Всеволодовичем в 1221 году, деревянный храм, посвященный Михаилу Архангелу.

Через несколько лет его заменили каменным, потом перестраивали и восстанавливали несколько раз.


Основателям Нижнего Новгорода - князю Георгию Всеволодовичу и свт. Симону Суздальскому, перед собором недавно установили памятник.


В том виде, в каком храм сохранился до наших дней, он был построен в 1628-1631 годах каменных дел подмастерьем Лаврентием Возоулиным и пасынком его Антипой, "да с ним сорок каменщиков нижегородских".

Работу свою они сделали хорошо, а потому пришлось им остаться на некоторое время в Нижнем, чтобы сооружать храмы в Печерском монастыре. Для этого архимандрит Рафаил написал прошение царю, т.к. они были "Государские подмастерья".


Собор выстроен в форме "восьмерик на четверике". Основание храма выложено из белого камня, а стены - кирпичные. Общая высота - 34 метра.


Колокольня, пристроенная с юга, невысокая. Между колокольней и основным зданием видна маленькая башенка с вертикальным окном. Она, вроде бы, раньше использовалась "для дозора". Хотя ее расположение такое, что из окон практически ничего на видно.


Шатровая крыша сейчас покрыта железом и покрашена в зеленый цвет. Хотя когда-то давно была белая, а еще раньше - сделана из поливной черепицы.


А маковки и кресты - вообще как новые! Их заменили в конце 1980-х годов.


В Архангельском соборе находится могила Кузьмы Минина, самого известного из нижегородцев, одного из спасителей Российского государства в 1612 году.

Сначала он был похоронен на приходском кладбище.

Есть такая история. Когда в Нижний Новгород для постройки флота прибыл Петр I, он прежде всего спросил: где похоронен Кузьма Минин?

С великим трудом местные власти разыскали могилу. Петр распорядился немедленно перенести прах великого патриота России в Нижегородский кремль и похоронить его в усыпальнице Спасо-Преображенского собора.

Когда это было сделано, он опустился на колени перед гробницей, сказав: «Здесь лежит спаситель России».

Собор разрушили большевики, Останки Минина перенесли в музей, и только много позже - в Архангельский собор.

Сейчас храм возвращен церкви, поэтому внутренних фотографий у меня нет. Если войти в храм, то слева Вы увидите на полу белую плиту с надписью "Кузьма Минин, 1616".

Кстати, собор некоторое время был усыпальницей великих князей, умерших в 15 веке. Имена их написаны, но идентифицировать удалось не всех. Например, ничего не известно об "благоверных великих иноках Нижегородских Засиме и Ионе", которые "здесь почивают".

Михайло-Архангельский собор (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Любой, кто посещает «волжскую столицу России» - Нижний Новгород - довольно быстро понимает, что этот город просто изобилует достопримечательностями . Если турист ограничен во времени, увы, приходится выбирать. Но есть такие места и памятники, которыми пренебречь ни в коем случае нельзя. Именно к ним относится Михайло-Архангельский собор.

Немного истории

Храм считается самым древним в Нижнем Новгороде , однако, нужно знать, что речь идет, прежде всего, о месте, на котором он был построен, а вовсе не о самом здании. Знаменитый основатель города, князь Юрий Всеволодович, по преданию, самолично повелел заложить его там, где он находится и поныне. Однако Суздальско-Нижегородское княжество пережило столько нападений, войн и пожаров, что было бы наивно ожидать сохранности деревянного храма. Он несколько раз перестраивался, свой сегодняшний облик собор приобрел лишь в 1632 г. Надо сказать, что зодчие едва «успели», всего через несколько десятилетий они уже не смогли бы возвести этот чудесный образец шатровой архитектуры. Патриарх Никон во второй половине 17 века запретил строительство шатровых церквей, поскольку одной из основных идей его церковной реформы было возвращение к греческим образцам как в иконописи, так и в архитектуре. К счастью, разрушать такие церкви додумались не везде, и собор Михаила Архангела сохранился, более того, был отреставрирован и обновлен в 18 веке.

В указе забыли о колокольнях, поэтому очень многие русские колокольни и послениконовских времен - шатровые.

Описание храма

Главное украшение храма - центральный несущий шатер, удивительно легкий и стройный. Особенность архитектуры собора также и в том, что колокольня и церковь соединены. Это облегчало службу звонаря, он не только слышал, но и видел богослужение и мог подготовиться к звону заранее. К арочному проходу, через который можно наблюдать за происходящим, ведет небольшая дверь у главного прохода.

В течение недели после Пасхи, которую христиане называют Светлой седмицей, на колокольню может подняться каждый и звонить, сколько душеньке угодно. Только имейте в виду - колокола поют очень громко!

Храм был усыпальницей суздальско-нижегородских князей, здесь похоронены многие из них. Собор кажется темноватым, как многие древние храмы, зато тут прекрасный иконостас и замечательная фресковая живопись. На одной из фресок - покровитель города, святой князь Юрий Всеволодович, и его видение будущего великого города. Сам собор в этом видении изображен как бы в дымке, но не узнать его невозможно. В 20 веке сюда был перенесен прах знаменитого уроженца Нижнего, героя ополчения 1612 г. Кузьмы Минина

Архангельский собор – это единственный древний храм, сохранившийся на территории Нижегородского Кремля. Является памятником шатрового зодчества, полное его название – Михайло-Архангельский собор. Храм освящен в честь архангела Михаила, покровителя русских воинов.

Архангельский собор - как добраться

  • Троллейбус маршрутов № 6, 13 и 17
  • Маршрутные такси до остановки «Площадь Минина»

Расписание богослужений в 2019 г.

  • Ежедневно в 8:00 - утреня с литургией
  • По праздникам и воскресным дням в 8:30 - литургия
  • Накануне праздника в 17:00 - всенощное бдение

Адрес Архангельского собора

Адрес – 603005, Нижегородская область, Нижний Новгород, площадь Минина и Пожарского

Из истории

История храма начинается с основания Нижнего Новгорода в 1221 году, когда князем Юрием Всеволодовичем был заложен деревянный собор. В 1227 году Архангельский собор был построен в камне. Обветшавший и много раз горевший храм в 1359 году был полностью перестроен.

По преданию, именно около Архангельского собора Кузьма Минин призывал соотечественников к борьбе с польскими интервентами за освобождение Москвы. В честь этого события в декабре 1627 года вышел указ первого из династии Романовых - царя Михаила Федоровича о строительстве нового храма. Весной 1628 года в город прибыли каменных дел подмастерья Лаврентий Семенович Возоулин и его пасынок Антип и приступили к сооружению храма. Строительство велось на фундаменте прежней постройки и было завершено в 1631 году.

В 1704 году храм пострадал от пожара, возникшего на территории Кремля и 28 лет службы в нем не проводились. Только в 1732 году Архангельский собор был восстановлен и богослужения в нем возобновились.

В 1341 – 1392 годах, когда город входил в состав Нижегородско-Суздальского княжества, Архангельский собор был дворцовой великокняжеской церковью и служил усыпальницей великих князей.

В годы борьбы с религией Архангельский собор остался единственно уцелевшим храмом на территории Кремля.

В 1962 году была выполнена его реставрация и в него перенесли прах Кузьмы Минина, останки которого раньше находились в Спасо-Преображенском соборе, разрушенном в 1930 году.

В советское время храм был закрыт, с 1962 года в нем располагался Исторический музей, а в 2000 году богослужения возобновились.

Архитектура и убранство храма

Архангельский собор относится к редкому типу шатровых храмов, когда контуры верхней части сооружения выполнены в виде шатра. В плане это крестообразный храм небольшой по площади, хотя его высота составляет 39 метров.

По типу строения он напоминает храмы XVI века, созданные в традициях монументального русского зодчества. О том, что это сооружение XVII века напоминают лишь отдельные элементы, так, на фасаде можно видеть орнамент - нарядный поясок из кирпича, поставленного ребром.

Мастера всеми способами хотели создать устремленное вверх сооружение. Окна по форме узкие щелевидные, с южной стороны храм соединяется с колокольней, поэтому звонарь мог не только слышать, но и наблюдать, как проходит служба.

Главы собора и колокольни имеют чешуйчатое покрытие из зеленой фигурной черепицы, выполненное балахнинскими мастерами XVII века. Шатры до проведенного в 70-х годах ремонта были украшены тоже такой старинной черепицей.

Внутренний интерьер также выполнен в стиле храмов XVI века – он прост и суров. На стенах изображены сюжеты из истории Нижнего Новгорода и перестройки храма. Внутреннего перекрытия строение не имеет и стены его постепенно переходят в конус шатра, имеющего высоту 34 метра.

В марте 2009 года депутаты Законодательного собрания Нижегородской области в дар храму передали 9 колоколов, тогда же на звоннице был установлен самый большой колокол Законник весом 530 килограммов.

В сентябре 2009 года Архангельский собор посетил патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который почтил память национального героя Кузьмы Минина и подарил храму икону Казанской Божьей матери.

XVII столетие оставило яркий след в истории нашего края, в том числе – в архитектурном наследии. Одним из лучших образцов нижегородского зодчества этой эпохи является собор архан¬гела Михаила в кремле. Этот храм посвящён архистратигу – главе небесного воинства, которого наши князья считали своим покровителем. Деревянная церковь была срублена в 1221г., каменная возведена в 1227-м (хотя некоторые историки ставят под сомнение это сообщение «Нижегородского летописца»).В 1359г. князь Андрей Константинович приказал возвести новый храм, но и он не сохранился до наших дней.

К началу XVIIв. церковь обветшала и в 1628-1631гг. была перестроена заново. На этот раз строительство велось за счёт московской казны, по указанию царя Михаила Фёдоровича и его отца, патриарха Филарета. Это была своеобразная признательность нижегородцам со стороны Романовых, воцарившихся по завершении Смуты. Поэтому храм справедливо считается памятником нижегородскому ополчению 1612г. Здесь покоятся останки неко¬торых представителей княжеской династии XIV-XV вв., сюда перенесён прах Кузьмы Минина.

Известна дата начала нового строительства – 23 апреля 1628г., стоимость различных мате¬риалов (всего 1473 рубля 26 алтын 2 деньги), зарплата строительной артели (305 рублей 21 алтын 4 деньги на 40 работников) и, главное, имена приехавших из Москвы зодчих, «каменного дела государских подмастерьев» - Лаврентий Семёнович Возоулин и «пасынок ево Онтипа». Антип Константинов только начинал свой творческий путь, в Н.Н. им были построены позднее церкви Печёрского монастыря, где, вероятно, он и нашёл своё последнее пристанище.

Архитектура Михайло-Архангельского собора проста и изящна. Основной объём здания – четверик, близкий по форме к кубу. С восточной его стороны выступают алтарные абсиды, с западной и северной – притворы (паперти), с южной – колокольня. Таким образом, в плане собор почти симметричен и близок по форме равноконечному кресту.


На четверик «поставлен» сверху восьмерик, из него как будто вырастает островерхий шатёр. Его увенчивает «луковичная» глава со старинным крестом, опирающаяся на ребристый бабарабан. Колокольня примыкает к основному зданию, возвышаясь над южной папертью. Она повторяет в уменьшенном виде главный шатёр – такая асимметричная композиция казалась нашему краеведу Н.Ф.Филатову уникальной.


Внутри шатровый храм не имеет столпов, вся конструктивная нагрузка ложится на стены. Толщина западной стены в основании достигает 1,62 м (лесенка на колокольню проходит прямо внутри неё). Замеры высоты собора (34м) и других его параметров показывают, что они кратны именно вышеназванному размеру. Например, если обо¬значить эту величину как х, то ширина четверика в плане составит 8х, его высота – 7х, высота восьмерика – 2х, высота шатра равна их сумме, 9х. Оказывается, что изящество здания достигается его чёткими пропорциями, основанными на несложном математическом расчёте.


Храм соразмерен человеку: он поднимается вверх уступами (от папертей к четверику, восьмерику, шатру и главе), а не нависает над головой прохожего. Его контуры легки и изящны.


Декоративное убранство собора подчёркивает красоту его архитектурных форм. Фасады четверика разделены на три части лопатками и наверху завершаются закомарами. Кокошники и фризовый пояс украшают верхнюю часть четверика и восьмерика, прикрывая «швы» архитектурной конструкции.


Памятник оставляет радостное и умиротворённое впечатление в душе каждого человека.

Храм в честь Архангела Михаила был заложен одновременно с основанием Нижнего Новгорода в 1221 году. Тогда церковь была деревянной. Но уже в 1227 году храм был перестроен в камне. Здесь работали, вероятно, те же самые каменщики-мастера, которые возводили церкви Суздаля, Владимира, Юрьева-Польского.

По внешнему облику Архангельский собор относится к довольно редкому типу шатровых храмов, появившихся на Руси в середине XVI столетия (шатровыми такие храмы называются из-за похожего на шатер контура верхней части). Храмы подобного типа обычно создавались в память о каких-нибудь событиях. Храмом-памятником является и нижегородский Архангельский собор. Он был построен по именному указу первого Романова - царя Михаила Федоровича в память о подвиге созданного в Нижнем Новгороде ополчения Минина и Пожарского.
Здание Архангельского собора покоится на фундаментах более древнего храма 1359 г. и целиком повторяет его крестообразный план. Благодаря этому оно невелико по площади и объему, хотя имеет высоту 39 метров.
Лаврентий и Антипа Возоулины ставили себе задачей создать устремленное вверх сооружение, напоминающее собой памятник-обелиск. Для решения этой задачи зодчие расчленили лопатками-пилястрами нижний четырехгранный объем здания, завершив его тремя закомарами-кокошниками. Тремя закомарами меньших размеров венчается и каждая грань верхнего объема-восьмерика, на котором покоится шатер с ребрами-гранями, подчеркивающими устремление вверх. На вершине шатра располагается довольно длинный барабан с небольшой главкой.
Устремление вверх подчеркивают и узкие щелевидные окна собора, и небольшая колокольня, примыкающая к собору с южной стороны. Главы собора и колокольни сохранили древние кресты и чешуйчатое покрытие из фигурной черепицы с зеленой поливой. Она сделана балахнинскими мастерами в XVII столетии. До ремонта в 70-х годах прошлого столетия такой черепицей были покрыты и шатры собора и колокольни. По общему облику шатровой композиции и суровой простоте объемов здание Архангельского собора выдержано в духе строительных традиций монументального русского зодчества XVI столетия. О принадлежности его к XVII веку напоминают лишь отдельные элементы архитектурного убранства, в частности, нарядный орнаментальный поясок по фасаду из кирпича, поставленного ребром.
Внутренний интерьер собора еще более прост и суров - это типичная черта храмов XVI столетия. Внутреннего перекрытия он не имеет, и стены небольшого по площади прямоугольного помещения постепенно переходят вверху в конус шатра, завершающийся на 34-метровой высоте. Древняя роспись в соборе не сохранилась - она уничтожена во время одного из ремонтов XIX столетия. Хорошая акустика храма обеспечивается глиняными кувшинами-голосниками, вмонтированными в толщу стен. Круглые отверстия их видны ниже основания шатра.



mob_info