Чудеса святого великомученика мины. Чудеса святого великомученика мины Почитание на руси святого великомученика мины

Святой Мина принадлежит к чину так называемых святых воинов вместе со святыми Георгием Победоносцем, Дмитрием Солунским, Артемием, Феодором Тироном, Феодором Стратилатом. Это один из наиболее почитаемых и любимых святых не только в России, где его в новейшие времена не очень-то и знают, а и в Египте, в Греции и на Кипре, где ему посвящены многие храмы и монастыри, где его часто призывают верующие в своих молитвах и получают скорую помощь. Святому Мине молятся об исцелении от немоты, болезни глаз и ног.

Святой великомученик Мина, родом египтянин, был воином и служил в городе Котуане под началом центуриона Фирмилиана во время царствования императоров Диоклитиана и Максимиана (284−305). Когда соправители начали жесточайшее в истории гонение на христиан, святой не пожелал служить гонителям и, оставив службу, удалился в горы, где подвизался в посте и молитве.

Однажды в главном городе Котуанской области был устроен праздник в честь языческих богов, на который по обычаю собиралось множество народа. К этому дню блаженный Мина спустился в город. Он вошел туда, где проводились конские ристалища, поднялся на возвышение и перед всеми исповедал истинного Бога и обличил поклонение бездушным идолам, за что был брошен в темницу, а на допросе отвечал: «Я называюсь Мина и происхожу из Египта. Некогда я был воином. Но, видя пытки, которым вы, язычники, подвергаете христиан, я оставил воинское достоинство и тайно жил христианином на горе. Теперь я пришел исповедовать перед всеми, что мой Христос есть истинный Бог, чтобы и Он исповедал меня в Царстве Своем».

После отказа вернуться в языческую веру, Мина был подвергнут страшным мучениям: четыре воина растянули тело святого и без пощады били его воловьими жилами, затем повесили на дереве и строгали железными когтями, после чего опалили горящими свечами. Со словами: «Я со Христом был и есмь и буду» на устах Мина был усечен мечом одним из воинов местного правителя Пирра, а его многострадальное тело брошено на костер. Это произошло в 296 или 304 г. (по разным источникам). Когда пламя потухло, тайные христиане, собрав оставшиеся от сожжения части мощей, обернув их чистою пеленою и помазав ароматами, перенесли в город Александрию, где положили в храме, позднее получившем имя святого Мины.

Последнюю молитву святого предание передает так: «Господи Боже мой, благодарю Тебя, что сподобил меня стать причастником страсти Твоей. Ныне молю Тебя, прими душу мою и сподоби меня царствия Твоего небесного. И даждь мне благодать помогать именем Твоим всем призывающим меня» . Господь даровал своему верному сыну благодать чудотворения. Александрийский архиепископ Тимофей записал лишь некоторые из них.

Возьми ее за ногу

Существует такое предание.
Около церкви святого мученика вместе со многими другими находились хромой и немая, ожидая получить исцеление. В полночь, когда все спали, святой Мина явился хромому и сказал ему:
- Подойди молча к немой женщине и возьми ее за ногу.
Хромой ответил на это мученику:
- Божий угодник, разве я блудник, что ты повелеваешь мне сделать сие?
Но святой три раза повторил ему свои слова и прибавил:
- Если не сделаешь сего, не получишь исцеления.
Хромой, исполняя повеление святого, приполз и схватил за ногу немую. Она, пробудившись, начала кричать, негодуя на хромого. Сей, испугавшись, встал на обе ноги и быстро побежал. Таким образом оба они почувствовали свое исцеление: немая заговорила, а хромой побежал быстро, как олень; и оба исцеленные воздали благодарение Богу и святому мученику Мине.

Тропарь великомученику Мине, глас 4-й

Яко Безплотным собеседника
и страстотерпцем единовсельника,
сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя,
мира мирови испроси
и душам нашим велия милости.

Молитва великомученику Мине

О, страстотерпче святый мучениче Мино! Взирающе на икону твою и поминающе цельбы, тобою подаваемые всем, с верою и благоговением к тебе притекающим, припадаем ти, преклоньше колена сердец наших, от всей души нашей молим тя, будь нам ходатай пред Господом и Спасом нашим Иисусом Христом о немощах наших, сопутствуй и утешай нас во время скорбей наших, даруя нам память о грехах наших, помогай в напастях и треволнениях мира сего и во всех бедах, в сей юдоли плачевней нас постигающих. Аминь.

«Я со Христом был, есть и буду»

Многие чудеса святого Мины известны и в Греции, и на Кипре. Так 1826 г., во времена Греческой Революции турецкие жители Ираклиона на Крите покушались на жизнь христиан. И вот однажды они задумали утолить свою жажду крови в день Пасхи, когда христиане города были собраны на богослужении в кафедральном соборе святого великомученика Мины. Пасха тогда выпала на 18 апреля. Чтобы сбить с толку власти, заговорщики устроили поджоги в разных точках города вдали от собора. И когда пасхальная литургия уже началась, и читалось святое Евангелие, разъяренные толпы турок окружили храм, готовые незамедлительно приступить к осуществлению своего отвратительного плана.

Но внезапно между ними возник всадник с обнаженным мечом, скакавший вокруг храма и отгонявший турок. В кромешной тьме сделался переполох. В страхе кровожадные варвары бежали. Всадника приняли за первого из прокритов и решили, что он послан управителем для усмирения мятежа. Как оказалось позднее, первый прокрит в пасхальную ночь не отлучался из дома вовсе. Всем было ясно, что это чудесное вмешательство небесного покровителя города. Так святой Мина посрамил злое варварское намерение и спас жителей Ираклиона. Турки из уст в уста передавали весть о чуде, исполнялись страха и благоговения перед святым. Некоторые мусульмане, из бывших в ту пасхальную ночь возле храма святого Мины, стали ежегодно приносить дары в храм святого Мины в день его памяти.

На Кипре святой Мина - один из самых любимых народом святых, его призывают на помощь во многих повседневных нуждах. В прежние времена, когда здесь не были редкостью малярийные эпидемии, святого Мину считали единственным лекарем. На Кипре верят, что святой Мина может исцелить от любой болезни, поэтому его почитают особо. Ему посвящены многие церкви в разных уголках острова - в Лапифо, Гери, Дримо, Нео Хорио, Полеми, Пендалья, Струби; действует женский монастырь, где хранится часть мощей святого Мины, привезенная из Александрии.

Мужской монастырь святого Мины расположен в горном районе Лефкара, возле дороги, соединяющей Като Дрис и Вавла. Он стоит на берегу реки Маронио в рощи оливковых и рожковых деревьев.

Монастырь основан как в последние годы венецианского владычества на острове (1489−1571), о чем есть запись 1562 г. на полях кодекса Парижской и Национальной Библиотеки. Монастырь действовал и после завоевания Кипра Османской Империей в 1571 г.

Русский паломник, монах Василий Григорович-Барский (1701−1747), в своем дневнике записал: «Я начал свое паломничество по Кипру в октябре 1734 г. 11 ноября, день памяти святого мученика Мины, я пошел поклониться в один из монастырей, посвященный этому святому, где бывает ежегодно торжество, и многие собираются из близлежащих городов и сел, и больные исцеляются от многих болезней благодаря чудотворной иконе святого. Этот монастырь бедный и маленький, в нем всего несколько монахов. Он расположен в высоких горах на открытой и приятной взору долине; обитель окружена большим числом лесных деревьев. Монастырь состоит из четырехугольной стены и имеет небольшие кельи. В нем нет проточной воды, но есть источники. Монахи существуют отчасти подаянием, но преимущественно своим трудом - землепашеством, посевными работами, виноградарством».

Храм монастыря, однонефная базилика, был возведен на старых фундаментах в 1754 г. по инициативе и на средства игумена Парфения и митрополита Китийского Макария Первого (1737−1776). Большое пожертвование на строительство храма внес один высокопоставленный чиновник Османской империи, тайный христианин. После его смерти монахи погребли его на монастырском дворе, а турецким властям сказали, что похоронили его в местечке под названием «Могила турка», неподалеку от монастыря. Монастырь продолжал действовать вплоть до первых десятилетий XIX в., в 1825 г. там все еще оставалось восемь монахов. Затем обитель пришла в запустение и была заброшена. Монастырские постройки Китийская митрополия сдавала местным жителям, от чего они со временем пришли в жалкое состояние.

Монашеская жизнь на острове возобновилось в начале XX ст. Были созданы монастырь Преображения Христова в Каимакли в 1910-е гг. и святого Антония в Деринее в 1930-е гг. Несколькими годами позднее, в 1949 г., был возрожден женский монастырь в пустовавшей на тот момент обители святого Георгия Аламану. К 1960 г. число его насельниц возросло до 60 человек. 29 марта 1965 г. группа сестер этого монастыря из восьми человек была направлена на восстановление заброшенной обители святого Мины.

Им приходилось тяжело трудиться: был отремонтирован храм, возведены часовни святого Стилиана (освящена в октябре 1974 г.) и святых Игнатия и Георгия (освящена в сентябре 1993 г.), построены новые кельи, мастерские, библиотека, благоукрашена территория, разбиты цветники и посажены фруктовые деревья и овощные культуры. С 1977 г. обителью управляет игумения Кассиана. Духовник сестер с 1969 г., богослов и церковный писатель архимандрит Леонтий Хаджикостас, регулярно служит в монастырском храме.

На празднование памяти святого Мины 11/24 ноября в обитель стекаются паломники со всего Кипра, а сегодня и из дальних пределов, в частности, России и Украины. Они поклоняются мощам великомученика и иконе, на которой святой Мина изображен с Христом на груди, потому что не изменил своей вере во Христа и своим словам: «Я со Христом был, есть и буду».

Имя Мина и даты почитания святых Минн (нов. ст.)

(МИНЕЙ, МИНАЙ, МИН. - лунный, месячный (греч.), сравните - Мена, греческая богиня луны (вариант - Селена, см. Селиний).

18.01 - почитается преподобный Мина.
2.03 - обретение мощей мученика Мина Калликелада. Будучи родом из Афин, святой Мина получил прекрасное образование и славился красноречием, почему и получил наименование Калликелад (Красноглаголивый). При императоре Максимине принял мученическую кончину со святыми Ермогеном и Евграфом - около 313 г. При Константинопольском императоре Василии Македонянине (867 - 886), по указанию самого мученика, явившегося в сновидении одному благочестивому мужу, мощи его обрел военачальник Маркиан.
25.04 - мученик Мина.
3.07 - святитель Мина, епископ Полоцкий.
25.07 - мученик Мина.
7.09 - святитель Мина, патриарх Цареградский.
23.10 - преподобномученик Мина Зографский.
11.11 - мученики Мина и Миней.
24.11 - великомученик Мина Котуанский.
23.12 - мученик Мина.

Старая Русса. Церковь великомученика Мины (XIV в.)

Небольшое четырехстолпное здание кубической формы. Почти во всю высоту стен сохранилась древняя кладка из красного ракушечника. По своему облику, размерам и форме кирпичей, декору и архитектурно-конструктивным особенностям церковь, вероятно, относится к XV в., а возможно к 30−40-м годам XV в. Церковь имела подцерковье, на втором этаже находился непосредственно храм. Аспида декорирована вертикальными жгутами и арочками. В XV в. церковь была перекрыта позакомарно, что достаточно редко в Новгородской земле в этот период.

В 1874 г. храм перестраивался; была пристроена трапезная и построена каменная колокольня.

По преданию, в ней ослепли шведы, когда, не имея пристанища в разоренном и разрушенном городе, на конях въехали в храм. Шведский военачальник послал слепцов в Швецию как доказательство чудес, творящихся в православных русских храмах .

В 1751 г. храм был возобновлен стараниями архиепископа Стефания Калиновского и прихожан. В настоящее время церковь находится в печальном состоянии.

Поэт Евгений Курдаков посвятил Старо-Русскому храму («Стихотворения», Великий Новгород, 2000), такие проникновенные строки:

Есть в Старой Руссе церковь Мины.
Там, у заросшего пруда,
Стоит она, тиха, пустынна,
Забыта всеми навсегда.
….
Не знаю, молятся ли храмам
Заброшенным, но только здесь
Я был овеян ветром странным,
Как бы ниспосланным с небес.

И ощутил не на мгновенье,
Что от всего остались нам
Вот этот благовест терпенья
Да, словно Русь, забытый храм, -

Которые в безмолвной стыни
Вот-вот исчезнут в никуда…
Есть в Старой Руссе церковь Мины, -
Там, у заросшего пруда.

На снимках: Великомученик Мина, икона; монастырь святого Мины на Кипре; позолоченный ковчежец с мощами святого Мины; Церковь великомученика Мины в Старой Руссе.

Подготовил Станислав Минаков

Святой мученик Мина был родом египтянин; он исповедывал христианскую веру, и служил в войске, находящемся в Котуанской области, под начальством тысяченачальника Фирмилиана. В то время в Риме царствовали вместе два нечестивых царя Диоклитиан и Максимиан. Эти цари издали по всем странам указ, повелевающий предавать мучениям и умерщвлять всех христиан, не поклоняющихся идолам. Согласно этому указу, верующие во Христа повсюду были принуждаемы к идольским жертвоприношениям. Тогда блаженный Мина, не желая видеть такого бедствия и почитания бездушных идолов, оставил свое воинское звание и ушел на горы, в пустынные места, желая лучше жить со зверями, нежели с людьми, не знающими Бога. Святой Мина долгое время скитался в горах и в пустынях, поучаясь в Законе Божием, постом и молитвою очищая свою душу и служа день и ночь Единому Истинному Богу. Так прошло довольно много времени.

Однажды в главном городе Котуанской области был устроен нечестивый праздник, на который собралось множество язычников. Они совершали в честь своих нечестивых богов различные игры, зрелища, конские ристалища и состязание в борьбе, на каковые зрелища с особо устроенных высоких мест смотрели жители всего города. Блаженный Мина, провидя Святым Духом об этом празднике, разжегся ревностью о Боге и оставив горы и пустыни пришел в город. Вошедши на средину того места, где происходили зрелища, мученик встал на возвышении так, чтобы его можно было видеть всем, и громким голосом воскликнул: «Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне» (Рим.10:20).

Когда святой Мина так воскликнул, все присутствующие на зрелище устремили свои взоры на него и замолчали, удивляясь его смелости. Присутствовавший тут же на зрелище князь того города, по имени Пирр, повелел взять святого и спросил его:

Святой Мина вслух всего народа громко воскликнул:

Я раб Иисуса Христа, Владыки неба и земли.

Князь снова спросил святого:

Ты чужестранец, или здешний житель; откуда у тебя такая смелость, что ты осмелился среди зрелища так закричать?

Когда князь говорил это, а святой еще не успел ответить на его слова, некоторые из находившихся около князя воинов признали Мину и вскричали:

Это Мина воин, который состоял под начальством Фирмилиана тысячника.

Тогда князь сказал святому Мине:

Точно ли ты был воином, как они говорят о тебе?

Святой отвечал:

Да, правда, я был воином и находился в сем городе, но видя нечестие людей, прельщенных бесами, и поклоняющихся идолам, а не Истинному Богу, я оставил свое воинское звание и ушел из города, чтобы не быть участником в беззаконии и погибели сих людей. До нынешнего дня я скитался в пустынях, избегая соприкосновения с нечестивыми людьми, врагами Бога моего; ныне же, услыхав, что вы устроили нечестивый праздник, я проникся ревностью о Боге моем и пришел сюда, чтобы обличить вашу слепоту и проповедать вам Единого Истинного Бога, создавшего Своим словом небо и землю и промышляющего о всей вселенной.

Услышав такие слова, князь повелел отвести святого в темницу и стеречь его до утра, а сам весь тот день участвовал в празднике и зрелищах.

На другой день утром князь сел на судилище и, приказав привести святого Мину из темницы, всякими способами старался склонить его к идолопоклонству: и обещая дары, и угрожая муками. Когда же он не мог склонить святого к нечестию своими словами, стал принуждать его к тому делом, приказав четырем воинам обнажить и растянуть святого и без пощады бить его воловьими жилами, так что из ран мученика текла кровь ручьём. Присутствовавший при этом один человек, по имени Пигасий, сказал святому Мине:

Пожалей себя, человек, и исполни княжеское повеление, прежде чем тело твое не будет совершенно уничтожено. Советую тебе: поклонись богам только на время, чтобы избавиться от сих мучений, а потом опять служи твоему Богу, который не прогневается на тебя за сие отступление, если ты один раз только принесешь жертву идолам и на короткое время обратишься к ним, ради нужды, чтобы избавиться от сих тяжких мучений.

Но святой с гневом отвечал на это:

Отойди от меня, делатель беззакония, я уже принес жертву хвалы и снова принесу только Богу моему, Который оказывает мне Свою помощь и так укрепляет меня в терпении, что сии мучения для меня кажутся весьма лёгкими и отрадными, а не тяжкими.

Мучитель, изумлённый таковым терпением мученика, повелел подвергнуть святого Мину еще большим мукам. Святой был повешен на дереве и тело его строгали железными когтями, а мучитель, насмехаясь над святым, говорил ему:

Чувствуешь ли ты какую-нибудь боль, Мина, или сии мучения для тебя очень приятны, и ты хочешь, чтобы мы еще увеличили их?

Но святой мученик, хотя и сильно страдал, однако с твёрдостью ответил князю:

Не победишь меня, мучитель, кратковременными сими мучениями, ибо мне помогают, невидимые для тебя, воины Царя Небесного.

Князь повелел слугам еще сильнее мучить святого и говорить ему:

Не исповедуй здесь другого царя, кроме Римских императоров.

Мученик же отвечал на это:

Если бы вы знали истинного Царя, вы бы не хулили Проповедуемого мною, ибо Он истинный Царь небу и земли, и кроме Его нет другого. А вы хулите Его, не зная, и сравниваете с Ним своих тленных царей, созданных из праха, которым Он дал царское достоинство и царскую власть, так как Он есть Господь всего сотворенного.

Тогда князь сказал святому:

Кто это такой, дающий власть царям и владычествующий над всеми?

Мученик отвечал князю:

Иисус Христос, Сын Божий, вечно живущий, Коему повинуется всё и на небе и на земле; Сей возводит царей на престолы и царствует, дает власть и владычествует.

Мучитель же сказал святому Мине:

Разве ты не знаешь, что Римские императоры сильно гневаются на всех исповедующих имя Христово и повелевают убивать таковых?

Мученик отвечал:

«Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля» (Пс. 98:1). Если ваши цари гневаются на Христа и на христиан, исповедующих Его имя, то что мне до сего? Я не обращаю внимание на их гнев, ибо я раб моего Христа, и имею только одно желание быть исповедником Его всесвятого имени до самой смерти и да наслаждусь Его сладкой любви, от коей меня никто не может отторгнуть: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8:35).

После сего мучитель повелел сильно растирать раны святого платком, сделанным из волос. И когда сие делали, то святой мученик говорил:

Ныне я совлекаю кожаную одежду и облекаюсь в ризу спасения.

Кроме сего мучитель повелел опалять святого зажженными свечами, но, и когда жгли все тело святого, он молчал.

Тогда князь спросил его:

Чувствуешь ли ты, Мина, сей огонь?

Святой отвечал: «Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12:29). Тот, за Кого я стражду, помогает мне, и посему я не чувствую огня, коим меня опаляете, и не страшусь ваших многоразличных мучений, ибо помню евангельские слова моего Господа: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28).

Тогда князь сказал мученику:

Откуда у тебя такое красноречие? ты всё время был воином, каким же образом ты умеешь говорить, как человек, прочитавший много книг?

Святой отвечал на это князю:

Господь наш Иисус Христос сказал нам: «И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать» (Мф. 10:18–19).

Князь спросил святого:

А ваш Христос знал, что вы будете за Него терпеть такие мучения?

Мученик отвечал:

Поелику Он Истинный, то имеет и ведение будущего. Ведал и ведает всё, что есть; и всё имеющее быть Ему известно, и Он знает наперед все наши мысли.

Князь, не зная, что отвечать на сие святому, сказал ему:

Оставь. Мина, свое празднословие и избери себе одно из двух: или будь нашим, и мы перестанем тебя мучить, или будь Христовым, и мы тебя умертвим.

Я Христов был, и есмь, и буду Христов.

Князь сказал:

Если ты пожелаешь, я отпущу тебя на два или на три дня, чтобы ты хорошенько поразмыслил, и сказал нам последнее слово.

Но святой отвечал:

Не два и не три дня, но много лет я исповедую веру Христову, но у меня никогда и в мыслях даже не было отречься от Бога моего, посему и теперь мне не подобает размышлять о сем. Не надейся, князь, слышать от меня что-нибудь другое, но вот мое последнее слово: от Бога моего я не отрекусь, вашим бесам не принесу жертвы и не преклоню колен моих перед бездушными идолами.

Такой твёрдый ответ мученика сильно разгневал князя, и он повелел разбросать по земле крючки, трезубцы и различные железные гвозди, и влачить по ним связанного святого мученика. Но сей, как будто влачимый по мягким цветам, еще сильнее порицал многобожие язычников и смеялся над безумием людей, прельщенных бесами. А князь повелел влачимого святого еще бить оловянными прутьями. И так святого Мину мучили долгое время.

В это время один из бывших при сем воинов, по имени Илиодор, сказал мучителю:

Князь, разве твоя светлость не знает, что христиане безумны и не боятся мучений, перенося их так, как будто они подобны бездушным камням или деревьям, а смерть считают сладким питьем. Не утруждай более себя, но повели скорее умертвить сего ожесточенного христианина.

И князь тотчас изрек такой приговор над святым: «Злого Мину воина, впадшего в христианское нечестие, и не пожелавшего послушать царского повеления и принести жертву богам, мы повелеваем усекнуть мечем, а тело его пусть будет предано сожжению перед всем народом».

Воины взяли святого мученика Мину и отвели его за город, где и отсекли ему главу, и разжегши большой костер, бросили в него многострадальное тело святого мученика. Некоторые же из верующих, когда погас огонь, пришли на сие место и собрали оставшиеся от сожжения части мощей святого, и обернувши их чистою пеленою, помазали ароматами. Спустя же немного времени они принесли сии святые останки в свой отечественный город Александрию, где и погребли их в честном месте. Впоследствии на сем месте была построена церковь во имя святого мученика и по молитвам ко святому в ней совершалось множество чудес.

По смерти нечестивых и богоненавистных Римских императоров Диоклитиана и Максимиана, на царский престол вступил благочестивый Константин Великий, в царствование коего сильно умножилась вера в Господа нашего Иисуса Христа. В это время некие христолюбивые люди города Александрии, найдя место, где были положены честные останки святого славного Христова мученика Мины, построили на сем месте во имя его церковь.

Случилось, что в Александрию прибыл один благочестивый купец из земли Исаврийской, чтобы закупить товары. Услыхав про множество чудес и исцелений, совершающихся в церкви святого Мины, он сказал сам себе:

Пойду и я поклонюсь честным мощам святого мученика и дам дары в церковь его, дабы помиловал меня Бог по молитве Своего страдальца.

Подумав так, он пошел в церковь, взяв с собою мешок, наполненный золотом. Придя к поморскому озеру и найдя перевоз, он приплыл на место, называвшееся Лозонета. Вышедши здесь на берег, купец искал, где бы переночевать, ибо уже настал вечер. Посему войдя в один дом, он сказал хозяину:

Друг, сделай милость, пусти меня в твой дом переночевать, ибо солнце зашло и я боюсь один идти дальше, так как не имею никого, кто бы меня мог сопровождать.

Войди брат, - отвечал ему хозяин дома, - и переночуй здесь, пока не настанет день.

Гость принял приглашение и, войдя в дом, лёг спать. Хозяин же, увидав у путника мешок с золотом, соблазнился и, по наущению злого духа, замыслил убить своего гостя, чтобы взять себе его золото. Встав в полночь, он задушил купца, разрезал его тело на части, положил их в корзину и спрятал во внутренней комнате. После убийства он пришел в большое волнение и озираясь по сторонам, искал скрытого места, чтобы зарыть убитого.

Когда он размышлял об этом, ему явился святой мученик Мина верхом на коне, как бы какой воин едущий от царя. Въехав в ворота дома убийцы, мученик спросил его об убитом госте. Убийца, отговариваясь незнанием, сказал святому:

Не знаю, что ты говоришь, господин, у меня не было никого.

Но святой, сойдя с коня, направился во внутреннюю комнату и взяв корзину вынес ее наружу и сказал убийце:

Что это?

Убийца сильно испугался и без чувств упал к ногам святого. Святой же, составив рассеченные члены, и помолившись воскресил мёртвого и сказал ему:

Воздай хвалу Богу.

Тот встал, как бы пробудившись от сна, и уразумев, что пострадал от домохозяина, прославил Бога и с благодарностью поклонился явившемуся воину. А святой, взяв от убийцы золото, отдал его воскрешенному человеку, говоря:

Ступай своим путем с миром.

Обратившись затем к убийце, святой взял его и сильно бил. Убийца раскаялся и просил прощения. Тогда мученик даровал ему прощение в убийстве и, помолившись о нем, сел на коня и стал невидим.

В Александрии жил один человек, по имени Евтропий. Сей Евтропий дал обещание пожертвовать в церковь святого Мины серебряное блюдо. Посему, призвав златаря, он велел ему сделать два блюда, и на одном написать: блюдо святого великомученика Мины, а на другом написать: блюдо Евтропия, Александрийского гражданина. Златарь стал делать, как велел ему Евтропий, и когда были окончены оба блюда, то блюдо для святого Мины вышло гораздо красивее и блестящее, чем другое. Написав на блюдах имена святого Мины и Евтропия, златарь отдал их Евтропию.

Однажды Евтропий, плывя по морю на корабле, употреблял за обедом оба новые блюда, и увидев, что блюдо предназначенное в дар святому Мине, гораздо красивее его блюда, не пожелал его отдать в дар святому, но приказал слуге подавать себе на нем кушанья, а блюдо со своим именем задумал отослать в дар в церковь святого Мины. По окончании трапезы, слуга взял блюдо с именем мученика, и придя на край корабля, стал мыть его в море. Вдруг напал на него ужас и он увидел, что из моря вышел человек, который взял из его рук блюдо и стал невидим. Раб, сильно пораженный страхом, бросился вслед за блюдом в море. Увидев это, господин его также испугался и горько заплакав, стал говорить:

Горе мне окаянному, что я пожелал взять себе блюдо святого Мины: так я погубил и блюдо и раба своего. Но ты, Господи Боже мой, не прогневайся на меня до конца и яви Твою милость слуге моему. Вот, я даю обещание: если я найду тело своего слуги, то велю сделать такое же блюдо, и принесу его в дар святому Твоему угоднику Мине, или же отдам в церковь святого деньги, каких стоит блюдо.

Когда корабль пристал к берегу, Евтропий сошел с корабля и стал смотреть по краю моря, думая найти выкинутое морем тело своего слуги и предать его погребению. В то время как он пристально смотрел, увидал своего раба выходящим из моря с блюдом в руках. Испуганный и обрадованный, он громким голосом вскричал:

Слава Богу! воистину велик ты, святой мученик Мина!

Услыхав его крик, все бывшие на корабле, сошли на берег, и видя раба, державшего блюдо, исполнились удивления и прославили Бога. Когда стали спрашивать раба, каким образом он, упав в море, остался жив и как вышел из воды невредимым, то он сказал в ответ:

Как только я бросился в море, благолепный муж с другими двумя взяли меня и ходили вместе со мною вчера и сегодня и привели сюда.

Евтропий, взяв раба и блюдо, пошел в церковь святого Мины и поклонившись и оставив в дар блюдо, обещанное святому, удалился благодаря Бога и прославляя Его святого угодника Мину.

Одна женщина, по имени София, шла на поклонение в храм святого Мины. На дороге с ней встретился воин и увидев, что она идет одна, решился обесчестить ее. Она сильно сопротивлялась, призывая на помощь святого мученика Мину. И святой не лишил ее своей помощи, но наказал желающего над ней наругаться, а ее сохранил невредимою. Когда воин, привязав к своей правой ноге коня, хотел сделать над женщиной насилие, конь пришел в ярость и не только воспрепятствовал намерению своего господина, но и потащил его по земле, и не остановился и не успокоился до тех пор, пока не притащил его к церкви святого Мины. Часто ржа и свирепея, он привлек много людей на сие зрелище, ибо был праздник и в церкви находилось очень много народа. Воин, увидав такое собрание народа и видя, что конь всё еще находится в ярости и что ему не от кого ждать помощи, испугался, как бы не претерпеть еще чего-нибудь более ужасного от своего коня. Посему он, оставив стыд, исповедал пред всем народом свое нечестивое намерение, и конь тотчас успокоился и сделался кротким, а воин, войдя в церковь и припав к мощам святого, молился, прося прощение за свой грех.

Около церкви святого мученика вместе со многими другими находились хромой и немая, ожидая получить исцеление. В полночь, когда все спали, святой Мина явился хромому и сказал ему:

Подойди молча к немой женщине и возьми ее за ногу.

Хромой ответил на это мученику:

Божий угодник, разве я блудник, что ты повелеваешь мне сделать сие?

Но святой три раза повторил ему свои слова и прибавил:

Если не сделаешь сего, не получишь исцеления.

Хромой, исполняя повеление святого, приполз и схватил за ногу немую. Она, пробудившись, начала кричать, негодуя на хромого. Сей, испугавшись, встал на обе ноги и быстро побежал. Таким образом, оба они почувствовали свое исцеление - немая заговорила, а хромой быстро побежал, как олень; и оба исцеленные воздали благодарение Богу и святому мученику Мине.

Один еврей имел друга христианина. Однажды, уезжая в отдаленную страну, он отдал своему другу на сохранение ящичек с тысячью золотых. Когда он замедлил в той стране, то христианин задумал не отдавать золота еврею по его возвращении, но взять его себе, что и исполнил. Еврей, вернувшись, пришел к христианину и просил возвратить его золото, которое он отдал ему на сохранение. Но тот отказался, говоря:

Не знаю, что ты спрашиваешь у меня? Ты мне ничего не давал и я ничего не брал от тебя.

Услыхав такой ответ своего друга, еврей опечалился и, считая свое золото пропавшим, стал говорить христианину:

Брат, никто не знает сего, кроме одного Бога, и если ты отказываешься возвратить мне данное тебе на хранение золото, утверждая, что не брал его у меня, то подтверди это клятвою. Пойдем в церковь святого Мины и там ты поклянись мне, что не брал у меня ящика с тысячью золотых.

Христианин согласился, и они оба вместе пошли в церковь святого, где христианин поклялся еврею пред Богом, что не брал у него золота на сохранение. По совершении клятвы, они вышли вместе из церкви, и лишь только сели на своих коней, как конь христианина стал приходить в бешенство, так что его почти невозможно было сдержать; он, разорвав свою узду, поднялся на задние ноги и сбросил своего господина на землю. Во время падения христианина с коня, с руки его спал перстень, а из кармана выпал ключ. Христианин, поднявшись, взял коня, усмирил его и севши на него, поехал вместе с евреем. Проехав немного времени, христианин сказал еврею:

Друг, вот удобное место, слезем с коней, чтобы поесть хлеба.

Сойдя с коней, они пустили их пастись, а сами стали есть. Спустя немного времени христианин, взглянув, увидел своего раба стоящего пред ними и держащего в одной руке ящик еврея, а в другой, упавший с его руки, перстень. Увидев сие, христианин пришел в ужас и спросил раба:

Что это значит?

Раб ответил ему:

Некий грозный воин на коне приехал к моей госпоже, и дав ей ключ с перстнем, сказал: пошли как можно скорее ящик еврея, дабы с твоим мужем не случилось большой беды. И мне было отдано сие отнести к тебе, как ты и приказал.

Видя это, еврей удивился сему чуду и обрадовавшись вернулся вместе с своим другом к храму святого мученика Мины. Поклонившись в храме до земли, еврей просил святого крещения, уверовав ради сего чуда, свидетелем коего он был, а христианин молился святому Мине дать ему прощение, поелику он нарушил божественную заповедь. Оба они получили по своему прошению - один святое крещение, другой прощение своего греха, и пошли каждый к себе, радуясь и прославляя Бога и величая Его святого угодника Мину.

Тропарь великомученика Мины

Яко Безплотным собеседника/ и страстотерпцем единовсельника,/ сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя,/ мира мирови испроси// и душам нашим велия милости.

Кондак великомученика Мины

Воинства исхити привременнаго/ и нетленнаго показа тя Небеснаго общника,/ страстотерпче Мино,/ Христос, Бог наш,// Иже мучеников нетленный венец.

Монастырь вмч. Мины

Автобус до Айя Марины, который идет по широкой дороге у подножия холма от монастыря Святой Троицы, довезет вас до руин строения пятого века до Рождества Христова - храма Афеи. Оттуда вверх по дороге можно дойти до тихого монастыря св. вмч. Мины. Здешняя церковь, красиво расписанная сестрами, а также мирный молитвенный пейзаж с морем невдалеке вполне стоят того, чтобы предпринять это путешествие. Святому великомученику Мине, в честь которого монастырь получил свое название, воину, служившему в императорском войске древнего Египта, греки молятся о возвращении пропавших людей и вещей.

Житие великомученика Мины
Великомученик третьего века св. Мина был египтянином по происхождению, но почти всю жизнь прожил во Фригии (часть нынешней Турции), служа в Римской армии. Ревностный христианин и образцовый солдат, он стал офицером и нес долгую и достойную службу, сражаясь против мародерствовавших варварских племен на азиатской границе Римской империи. Но в конце концов стало известно, что он христианин, и император Максимиан подверг его пыткам за отказ исполнять приказы - те, что были связаны с преследованием его братьев христиан. Он был обезглавлен, а мощи его впоследствии перенесены в родной ему Египет. После его мученической кончины по предстательству вмч. Мины произошло много чудес. Одно из самых известных случилось в наши дни в местечке Эль Аламейн в Египте.

Великомученик Мина

Название Эль Аламейн образовано от арабской формы имени св. Мины. Там сохранились полуразрушенные стены древнего храма вмч. Мины, на которых все еще видны фрески с изображением различных чудес Святого. Есть там и изображение вмч. Мины, ведущего караван с верблюдами, который он спас от гибели.

Чудо во время боя при Эль Аламейне - 1942 г.
В ходе II Мировой войны Греция оказалась в трудном положении. Ее войска отважно и весьма успешно сражались против армии Италии, но не смогли противостоять вторжению немецких захватчиков, и Греция была оккупирована. Остатки греческой армии обратились в бегство. Они дошли до Египта - родины св. вмч. Мины, где образовали греческий батальон в составе сил союзников и продолжали сражаться за освобождение своей страны от германцев.

Захватив североафриканские земли, гитлеровские войска во главе с Роммелем дошли до Эль Аламейна и остановились здесь на ночь лагерем. Они готовились к штурму Александрии. Сердца жителей Александрии содрогались при мысли о том, что город скоро падет, и они неминуемо окажутся во власти оккупантов. Для греков победа Роммеля в Египте означала потерю остатков их независимой армии.

Но в ход событий вмешался св. вмч. Мина. Он заступился за египтян, греков, православных, коптов и даже мусульман, чтивших его память, и, благодаря его заступничеству, они одержали победу в битве при Эль Аламейне в 1942 году. Эта победа стала одним из самых известных событий всей II Мировой войны.

В полночь, за несколько часов до начала битвы, толпа верующих ясно увидела, как вмч. Мина вышел из своей полуразрушенной церкви, ведя за собой караван верблюдов - в точности так, как было изображено на древней фреске. Вражеские часовые не видели его, и он беспрепятственно прошел в самую середину немецкого лагеря. На непобедимое немецкое войско напала безотчетная, внешне ничем не обусловленная паника, о причинах которой до сих пор гадают светские историки, так и не нашедшие никакого разумного объяснения этому событию. Охваченные страхом и растерянностью, войска Роммеля обратились в бегство под натиском союзных войск. Союзники преследовали их и многих захватили в плен. Из чувства благодарности и благоговения перед чудом союзники отдали этот участок земли православному Патриархату Александрии. Здесь был построен новый храм и основан монастырь в честь св. великомученика Мины.

Монастырь «Хриссалеондиса» .
Если пройти небольшую деревню у подножия монастыря свят. Нектария и идти по дороге вокруг горы, часа через полтора вы окажетесь у стен уединенной древней женской обители «Хриссалеондиса». Она уютно укрылась в ложбине среди эгинских холмов, утопая в зелени сосен и олив. Это одна из самых тихих греческих обителей. Раньше здесь был мужской монастырь, но несколько десятков лет назад его передали монахиням.

Здесь хранится икона Божией Матери «Хриссалеондиса», написанная восемьсот лет назад. Светящаяся глубоким пурпуром и золотом, икона «Золотой Царицы» столетиями почитается жителями Эгины как чудотворная. Сюда часто приходил молиться свят. Нектарий Эгинский.

Свя-тые му-че-ни-ки Ми-на, Ер-мо-ген и Ев-граф по-стра-да-ли за ве-ру во Хри-ста при им-пе-ра-то-ре Мак-си-мине (305-313).

Свя-той Ми-на был по-слан им-пе-ра-то-ром из Афин в Алек-сан-дрию для по-дав-ле-ния смут, воз-ник-ших меж-ду хри-сти-а-на-ми и языч-ни-ка-ми. Об-ла-дая да-ром крас-но-ре-чия, Ми-на от-кры-то стал про-по-ве-до-вать хри-сти-ан-скую ве-ру и об-ра-тил ко Хри-сту мно-гих языч-ни-ков. Узнав об этом, Мак-си-мин на-пра-вил в Алек-сан-дрию епар-ха Ер-мо-ге-на для су-да над свя-тым, а так-же при-ка-зал очи-стить го-род от хри-сти-ан. Ер-мо-ген, хо-тя и был языч-ни-ком, но от-ли-чал-ся бла-го-че-сти-ем. По-ра-жен-ный дол-го-тер-пе-ни-ем свя-то-го Ми-ны при ис-тя-за-ни-ях и его чу-дес-ным ис-це-ле-ни-ем по-сле страш-ных пы-ток, он сам уве-ро-вал в Ис-тин-но-го Бо-га. То-гда Мак-си-мин сам при-был в Алек-сан-дрию. Но ни по-ра-зи-тель-ная стой-кость при ис-тя-за-ни-ях, ко-то-рым бы-ли под-верг-ну-ты свя-тые Ми-на и Ер-мо-ген, ни чу-де-са, яв-лен-ные Бо-гом в те дни в го-ро-де, не смяг-чи-ли им-пе-ра-то-ра, но еще бо-лее оже-сто-чи-ли его. Им-пе-ра-тор соб-ствен-но-руч-но из-ру-бил свя-то-го Ев-гра-фа, сек-ре-та-ря свя-то-го Ми-ны, а свя-тым му-че-ни-кам Мине и Ер-мо-ге-ну при-ка-зал от-ру-бить го-ло-вы.

Мо-щи свя-тых му-че-ни-ков, бро-шен-ные в же-лез-ном ящи-ке в мо-ре, бы-ли впо-след-ствии об-ре-те-ны (17 фев-ра-ля) и пе-ре-не-се-ны в Кон-стан-ти-но-поль. Им-пе-ра-тор Юс-ти-ни-ан по-стро-ил храм во имя свя-то-го му-че-ни-ка Ми-ны Алек-сан-дрий-ско-го. Свя-той Иосиф Пес-но-пи-сец (па-мять 4 ап-ре-ля) со-ста-вил ка-нон в честь свя-тых му-че-ни-ков.

См. так-же: " " и " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь мученикам Мине, Ермогену и Евграфу

Воздержа́нием страсте́й огнепа́льныя/ умертви́вше зра́ки и движе́ния, Христо́вы му́ченицы,/ прия́ша благода́ть неду́ги отгоня́ти немощны́х,/ и жи́вше и по кончи́не чудоде́йствовати;/ вои́стину чу́до пресла́вно,/ я́ко ко́сти на́ги источа́ют исцеле́ния,// сла́ва Еди́ному и Созда́телю Бо́гу.

Перевод: умертвив все виды и движения попаляющих огнем , Христовы , вы получили прогонять болезни немощных и совершать чудеса, как при жизни, так и после . Воистину преславное чудо - нагие кости источают исцеления. Слава Единому и Создателю Богу.

Кондак мученикам Мине, Ермогену и Евграфу

Ми́ну чу́днаго, Ермоге́на боже́ственнаго, и Евгра́фа ку́пно,/ свяще́нными сладкопе́нии почти́м вси,/ я́ко почествова́вшия Го́спода, и страда́льчествовавшия за Него́,/ и ли́ка безпло́тных на Небесе́х дости́гшия,// и чудеса́ точа́щия.

Перевод: Мину чудесного, Ермогена Божественного и Евграфа вместе с ними почтим все священными молитвенными песнопениями, как воздавших почести Господу, и претерпевших мучения за Него, и достигших собрания бесплотных (ангелов) на Небесах, и источающих чудеса.

Святой Мина родился в 285 году в Египте.
Святой Мина - мученик и чудотворец - один из самых известных египетских святых, почитаемых на Востоке и Западе. Он известен своими многочисленными чудесами, за свое заступничество и молитвы.

Считается, что родители Мины никак не могли завести детей. На праздник Девы Марии, Евфимия (будущая мать Мины) помолилась перед иконой Святой Девы Марии со слезами о том, что Бог не может ей подарить столь благословенного сына. В момент молитвы от иконы раздался звук "Аминь". Несколько месяцев спустя на свет появился мальчик, которого назвали "Мина".

Когда умер отец Мины, ему было всего 14 лет. Через год Мина присоединился к римской армии, откуда ушел спустя три года, когда армия начала гонения на христиан. Мина не только отказался от военной карьеры, но и ушел в пустыню, чтобы посвятить свою жизнь Христу.

Спустя пять лет, которые Мина провел как отшельник, в откровении он увидел ангелов, которые венчали мучеников коронами славы, и Мина решил вернуться к людям, чтобы проповедовать им истинную веру в Бога.

На одном из праздников в честь языческих богов, Мина вышел к людям и призвал не поклоняться языческим идолам. Мина сказал народу:

“Я - Мина и происхожу из Египта. Когда-то я был войном. Я пришел исповедовать перед вами, что мой Христос - истинный Бог”

Разумеется, не всем проповедь Мины и его высказывания относительно язычества пришлись по вкусу. Мину подвергли страшным пыткам и мучениям, от него требовали вернуться к язычеству, но он отказался. Тогда святого обезглавили.

Я со Христом был и есмь буду - слова Мины перед тем, как его тело бросили в полыхающий костер.

Солдаты сжигали тело Мины на протяжении 3-х дней, но оно оставалось невредимым.

Затем сестра Мины подкупила солдат и смогли забрать тело и отвезти в Александрию, где мощи Мины долгое время хранились в храме, получившим впоследствии имя святого.

Ангел указал место, где стоит похоронить Мину

Когда у церкви находился Афанасий Великий, то ему во сне явился ангел и сказал, что ему следует возложить мощи Мины на верблюда и отправиться к западной пустыне. На определенном месте, близ колодца с водой у озера Марьют, что неподалеку от Александрии, верблюд остановился и перестал двигаться. Христиане поняли, что это - знак Божий и погребли тело Мины там.

Когда берберы восстали против городов вокруг Александрии, то римский правитель решил тайно взять тело Святого Мины с собой, чтобы тот оберегал его и защищал. Замысел удался, и он вернулся с победой. Однако, видимо на фоне достигнутого, он решил не возвращать тело Мины на место его захоронения и взять с собой в Александрию. Когда они двигались обратно к городу, то их путь лежал через озеро Марьют, где тело Мины было первоначально похоронено. Верблюд, несший тело, опустился на землю и перестал двигаться. Люди решили перенести тело на другого верблюда, но также не смогли заставить двигаться и второе животное.

Тогда римский правитель понял, что это не прихоть верблюдов и, сделав гроб, тело Мины вновь погребли у озера Марьют.

Через кое-то время о месте захоронения святого забыли ... Годы спустя один из пастухов вышел кормить свое стадо на данном месте, когда вдруг один больной ягненок упал на землю. Пока ягненок пытался подняться на ноги, то его раны чудесным образом зажили. Сея история быстро разошлась в народе, и многие больные принялись посещать это место, чтобы излечиться от разного рода болезней.

Как случилось, что Святой Мина стал покровителем Ираклиона?

Существует сказание, что Мина, чьему творению приписывают многие чудеса, происходившие в Греции и Египте, однажды пришел на помощь и жителям Ираклиона на острове Крит . Тогда, в 1826 году, как в Ираклионе, так и на всем острове активно действовала турецкая оккупация, критяне же, напротив, пытались устроить революцию. На Крите живет очень верующий народ, и даже когда ему было очень тяжело, он не мог пропустить Пасху . Многие христиане со всего острова съехались в Ираклион, чтобы поучаствовать в богослужении в кафедральном соборе святого великомученика Мины . Тогда-то турки решили напасть на съехавшихся прихожан, однако, когда они уже почти достигли храма, перед ними возник всадник с мечом.

Он скакал вокруг храма и не давал туркам приблизиться. В страхе турки отступили.

Так Святой Мина смог защитить жителей Ираклиона и Крита и спас им жизни. Произошедшее в тот день стало откровением не только для христиан - многие мусульмане, которые находились в пасхальную ночь возле храма святого Мины, затем приносили дары в храм на день памяти святого.

Святой Мина почитаем и в России

Почитают святого великомученика Мину и в России. Так в Старой Руссе, что близ Новгорода, стоит храм Великомученика Мины . Небольшое строение относится, вероятно, к XV веку.

Есть у храма Мины в Старой Руссе и свое собственное чудо. Шведы не смогли найти где остановится в разоренном и разрушенном городе. Они не придумали ничего лучше, чем направиться в храм, да еще и на конях. Как только они приблизились к храму - то начали поголовно слепнуть.

Говорят, что командующий войсками отправил этих солдат в Швецию, чтобы другие люди смогли воочию убедится в чудесах, которые происходят в православных русских храмах.

Молитва Святому Мине

О, святый великомучениче Христов, Мино многострадальне, образ благочестиваго жития на земли верным явивший, мученическою же кончиною твердость веры своея засвидетельствовавший и венец нетленныя славы от руки Венцедавца Христа восприявший на Небесех! Молися о иже с верою притекающих ко святому имени твоему, блаженне, и предстательствуй выну о всех любовию чтущих честную память твою, от многоразличных бед и напастей нас сохраняюще, да ходатайством твоим от сетей лукаваго и от злых людей соблюдаеми в мире и благочестии оставльшияся дни жития нашего поживем, хваляще дивнаго во Святых Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, и твое милостивое, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.



mob_info