Евангелие от луки 20 глава толкование. Библия онлайн. Введение к евангелию от луки

В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?

Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: крещение Иоанново с небес было, или от человеков?

Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: «с небес», то скажет: «почему же вы не поверили ему?» А если скажем: «от человеков», то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк. И отвечали: не знаем откуда.

Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. Тогда сказал господин виноградника: «что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся». Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: «это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше». И, выведя его вон из виноградника, убили.

Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!

Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла»? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком‐либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лицо, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?

Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись?

Они отвечали: кесаревы.

Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его: Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным; взял ту жену второй, и тот умер бездетным; взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; после всех умерла и жена; итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?

Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем.

Он же сказал им: ка́к говорят, что Христос есть Сын Давидов, а сам Давид говорит в книге псалмов: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»? Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поядают до́мы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами,
2. и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?
3. Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:
4. крещение Иоанново с небес было, или от человеков?
5. Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: «с небес», то скажет: «почему же вы не поверили ему?»
6. А если скажем: «от человеков», то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.
7. И отвечали: не знаем откуда.
8. Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
9. И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;
10. и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.
11. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.
12. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.
13. Тогда сказал господин виноградника: «что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся».
14. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: «это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше».
15. И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?
16. Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!
17. Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла»?
18. Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.
19. И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.
20. И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком‐либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.
21. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лицо, но истинно пути Божию учишь;
22. позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
23. Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
24. Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
25. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
26. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
27. Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:
28. Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.
29. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;
30. взял ту жену второй, и тот умер бездетным;
31. взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;
32. после всех умерла и жена;
33. итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?
34. Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;
35. а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,
36. и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
37. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.
38. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
39. На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.
40. И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:
41. как говорят, что Христос есть Сын Давидов,
42. а сам Давид говорит в книге псалмов: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
43. доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»?
44. Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?
45. И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:
46. остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,
47. которые поядают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

. В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами,

. и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?

Господь, со славой вошедший во Иерусалим, в доказательство Своей власти творит то, что дом Отца Своего очищает от торгашей (). Он сделал это и в начале проповеди, как говорит евангелист Иоанн (). А теперь снова делает то же, во второй раз. Это служит к большему обвинению иудеев, что они не уцеломудрились от первого Его открытого вразумления, но продолжали торговать в храме и называли Его противником Божиим, тогда как Он почитает Отца и Бога до такой степени, что дом Его очищает от торгашей. В обличение их Он приводит и слова Исаии: «дом Мой назовется домом молитвы» (). А они безумно спрашивают Его: «какою властью Ты это делаешь?» Однако же им можно было понять, что поскольку Он привел слова пророка во свидетельство, что дом Божий есть дом молитвы, а не торжище и вертеп разбойников (ибо любостяжание и торгашество свойственны разбойникам), то какая же, наконец, нужда спрашивать Его, какой властью Он это делает, когда можно прямо заключить, что так повелевает Бог чрез пророка? А они спрашивают: «какою властью Ты это делаешь» ? Закон, – говорят, – распоряжаться в храме предоставил происходящим от Левии, как же Ты, не происходящий от Левиина колена, делаешь это и похищаешь священные права? Но, о иудеи, вспомните слова Давида: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (). Мелхиседек назван священником. А Мелхиседек не был священником ни по Закону, ни по происхождению от Левиина колена. Ибо как быть сему, когда он за столь много лет был прежде Левия? Потом, с чего ты требуешь от Христа порядка законного? Бог законам не подлежит. Когда нужно было, Он повелел, чтобы священники были из колена Левиина, а теперь отменяет тот закон и предызбирает священство Мелхиседека. Поэтому и продающих жертвенных животных, как-то: овец и голубей, Он выгоняет, с одной стороны, чтоб сохранить благолепие и благоприличие храма, а с другой, чтоб и то показать, что не должно уже веровать в умилостивление Бога жертвами животными. Итак, Господу легко было ответить им, что «так сказано», и сказать, что так повелевает пророк, или лучше, Бог.

. Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:

. крещение Иоанново с небес было, или от человеков?

. Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?

. а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.

. И отвечали: не знаем откуда.

. Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Однако ж, чтоб обличить их в постоянном противлении Духу Святому и в том, что они не хотели веровать не только древнему пророку Исаии, быть может, ими и забытому, но и так недавно явившемуся, почти невещественному и бесплотному Иоанну, для сего на вопрос их со своей стороны дает им настоящий, достойный удивления, вопрос. Сим вопросом Он и им заграждает уста, и нам показывает, что если они не поверили такому пророку, каков Иоанн, по их мнению больший Его, когда сей свидетельствовал о Нем, то как же поверили бы они Его ответу на то, какой властью Он это делает? Ибо, что бы Он ни сказал, они, во всяком случае, могли перетолковать это и осмеять, подобно тому, как они презрели и слова Иоанна, бывшего у них в большой славе.

. И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;

Притча сия кратка, но научает нас многому и великому, именно: что Бог имел и доказал особенное промышление об евреях, что они издавна склонны к убийству, что один Бог Ветхого и Нового Завета, что язычники будут введены, а иудеи отвергнуты. Виноградник есть самая церковь иудейская, виноградари книжники и фарисеи, эти передовые люди и приставники народные. Или: каждый сам по себе есть виноградник и виноградарь, ибо каждый из нас возделывает самого себя. Человеколюбец, отдав этот виноградник делателям, «отлучился» , то есть оставил их действовать по собственному их произволу.

. и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.

. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.

. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.

Он посылает разных «рабов», то есть пророков, чтоб иметь хотя малую какую-нибудь прибыль; ибо желал, сказано, получить "плодов" , а не все плоды. Какой же от нас Богу плод, как только не Его познание? И оно есть нам прибыток; однако ж Он спасение наше и нашу пользу поставляет Своими. Злые делатели причиняли обиды посланным, избивали их и отсылали ни с чем, то есть дошли до такой неблагодарности, что не только уклонились от добра и не дали никакого доброго плода, но и зло совершили, что заслуживает большего наказания.

. Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.

. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.

После того, как пророки перенесли такое ужасное зло, посылается Сын. «Может быть, – говорит, – постыдятся» Сына Моего. Говорит «постыдятся» не потому, будто не знает будущего, именно: что с Ним поступят гораздо хуже, чем с пророками, но потому, что так должно было быть, именно: они должны были устыдиться Его. Если же они до того были бесстыдны, что и убили Его, то это служит к большему их обвинению, потому что и после того, как Бог высказал, что хорошо было устыдиться Сына, они положили приговор противный. Такой оборот речи находится во многих местах Писания, например: «Может быть,... послушают» (); «будут ли они слушать» ()? В этих местах Бог говорит так не по незнанию будущего, но для того употребляет такой образ выражений, чтобы кто не сказал, что предвидение Божие было необходимой причиной непослушания.

. И, выведя его вон из виноградника, убили.

"Убили" Сына, «выведя его вон из виноградника» . Удобно можно сказать: вон из Иерусалима; ибо Христос «вне врат» пострадал (). Но поскольку выше под виноградником мы разумели народ, а не Иерусалим, то едва ли не ближе к делу сказать, что народ хотя убил Его, но вне виноградника, то есть не своеручно нанес Ему смерть, а предав Его Пилату и язычникам. Итак, Господь пострадал вне виноградника, то есть не от рук народа, ибо ему нельзя было никого убивать, поэтому Он умер от рук воинов. Некоторые под виноградником разумели Писания. Итак, Господь пострадал вне Писаний, то есть Его убили неверующие Моисею. Ибо если бы веровали Моисею и обращались в Писаниях, исследуя оные, то не убили бы Владыку Писаний.

Что же сделает с ними господин виноградника?

. Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим.

Сказав это, присовокупляет и тот приговор, который имеет произнести над ними, именно: что «отдаст виноградник другим» , то есть другим даст ту благодать, чтоб называться Моим народом. Смотри: те, кои говорят, что виноградник означает Писание, кажется, ближе угадывают смысл, как отсюда оказывается. Ибо Писание, отобранное от евреев, передано нам. А иной смелый, пожалуй, скажет, что виноградник есть все духовное, заключается ли оно в Писании и законах, или в деяниях и историях, чего всего иудеи лишились, а мы тем наслаждаемся.

. Слышавшие же это сказали: да не будет!

Как слышишь, евангелист Лука говорит, что Господь сказал сии слова: господин виноградника погубит неблагодарных виноградарей и отдаст виноградник другим, и что фарисеи, услышав сие, сказали: «да не будет!» . А евангелист Матфей говорит иначе, именно: Господь спросил, что сделает с виноградарями теми хозяин виноградника? А иудеи в ответ сказали: «злодеев... предаст... смерти и виноградник отдаст другим» (). Не противоречие ли это? Отнюдь нет. Ибо вероятно случилось то и другое: сначала сами они произнесли приговор, как передает евангелист Матфей; а потом, догадавшись, к кому относится притча, именно: что она на них-то и сказана, сказали опять то, что передает теперь евангелист Лука, именно: «да не будет!» .

. Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?

Что же Христос? Он приводит и другое свидетельство из псалмов Давида (), Себя называя камнем, а самих учителей строящими, подобно как и пророк Иезекииль говорит: «и когда он строит стену, они обмазывают ее грязью» (), то есть говорящие в угоду и прикрывающие недостатки народа, и потому как бы помазывающие грязью повреждения народа, как бы какой стены. Как же «отвергли» сей камень? Когда говорили: «не от Бога этот Человек» ().

. Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

Господь говорит здесь о двоякой погибели. Одна – погибель душ их, которую они потерпели за то, что соблазнились. Ибо всякий, падающий на сей камень, разобьется. Другая – погибель от пленения, которое навел на них камень сей за свое уничижение от них. Ибо "на кого" , сказано, «упадет, того раздавит» . Иудеи раздавлены и рассеяны так, как мякина, от одного гумна – Палестины – во весь мир. Примечай же то, что прежде они упали на камень сей, то есть соблазнились, а потом уже камень упал на них и наказал. Ибо прежде совершается мною грех, а потом меня постигает праведное наказание от Бога. Но иудеи отвергли сей камень. А он был так хорош и избран, что положен во главу угла и совокупил и соединил две стены, то есть ветхое и новое. Хотя им должно было послушать Исаии, говорящего: «Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна» ().

. И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

Но они и тогда, как поняли, что на них говорит Господь притчу сию, злоумышляют против Него и наложили бы на Него руки, если бы не побоялись народа. И Закон говорит: «не умерщвляй невинного и правого» (); но его они не слушают, а боятся гнева людского и, уклоняясь от видимого наложения рук, устрояют иные ковы против Него.

. И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.

. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;

. позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?

Фарисеи приготовили сеть, которой, по их мнению, Господу трудно избежать, но в сети сей «запуталась нога их» (). Смотри, какое лукавство! Если Господь скажет, что должно давать подать кесарю, тогда обвинят Его пред народом в том, что Он в рабство приводит народ, который есть «семя Авраамово» и никому не работал (). Если Он запретит давать подать, в таком случае, как возмутителя, поведут Его к правителю.

. Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?

. Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.

. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Но Господь избегает сетей их как "серна", ибо так назвала Его невеста в Песни Песней (), и научает, что телесная подчиненность владеющему нашими телами, царь ли он, или тиран, нисколько не препятствует нам духовно благоугождать Богу духов. «Итак, отдавайте , – говорит, – кесарево кесарю, а Божие Богу» . И смотри, не сказал: «давайте», но "отдавайте «. Это, – говорит, – долг, поэтому и уплати должное. Государь твой хранит тебя от неприятелей, жизнь твою делает мирной, за это ты обязан ему податью. И иначе: то самое, что ты вносишь, то есть монету, ты имеешь от него же самого. Итак, монету царскую ему (царю) и возврати опять. Между тем ты и для себя извлек из нее выгоду, разменивая ее и добывая необходимое для жизни.

Так точно и Божие должно воздавать Богу. Он дал тебе ум: возврати Ему оный разумной деятельностью. Он дал тебе рассудок: возврати Ему оный, не уподобляясь неразумным животным, но поступая во всем как одаренный разумом. И вообще Он дал тебе душу и тело: возврати Ему все и восстанови для Него образ Его, живя по вере, с надеждой, в любви.

И в ином смысле должно отдавать кесарево кесарю. Каждый из нас носит на себе или образ Божий, или образ князя мира. Когда мы уподобимся кесарю, становясь сыновьями диавола, мы носим на себе его образ. Сей-то образ должно отдавать ему и отвергать, чтобы он имел свое при себе, а в нас не находил ничего принадлежащего ему. Чрез это и образ Божий может сохраниться у нас в чистоте. Поэтому и апостол Павел убеждает, чтобы мы как носили образ земного, так носили и образ небесного (); и в другом месте: «отложить прежний образ жизни ветхого человека» (). Что здесь выражено словом «отдавать», то у Павла словом "отложить" , и что здесь названо образом "кесаря" , то там образом "земного" , без сомнения, Адама согрешившего, и «ветхого человека» . Ибо образ земного не что иное, как тление и грех, каковой образ мы имеем потому, что уподобились отступнику, а не Царю.

. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

Фарисеи не могли уловить Иисуса в слове пред народом. Ибо особенное старание у них было о том, чтобы оклеветать Его пред народом, как порабощающего народ римлянам. А сего они не могли достигнуть по причине премудрого Его ответа.

. Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:

. Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.

. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;

. взял ту жену второй, и тот умер бездетным;

. взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;

. после всех умерла и жена;

. итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?

Саддукеи, в своих измышлениях утверждаясь на слабом основании, не верили учению о воскресении. Предполагая, что по воскресении будет телесная жизнь, они, естественно, заблуждались. Поэтому, осмеивая учение о воскресении как нелепое, они выдумывают настоящий безрассудный рассказ.

. Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;

. а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,

Но Господь опровергает их основание и объявляет, что там не телесная жизнь. А вместе с этим слабым основанием и предположением разрушает и учение их, сказав: вы заблуждаетесь, не зная Писаний и превратно толкуя их смысл. «Чада века сего» , то есть рождающие и рождающиеся в мире сем, «женятся и посягают» , то есть «выходят замуж» . А сыны того века ничего такого не делают, ибо и умирать не могут; поэтому нет там и брака, а жизнь ангельская, божественная. Здесь потому и брак, что есть смерть, и потому смерть, что есть брак. А там, когда упразднится смерть, какая нужда в браке? Ибо брак установлен в помощь смертности и в восполнении недостатка. А где нет никакого недостатка, там какая нужда в восполнении?

. и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.

«Ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии» . Почему? Потому что суть сыны воскресения. Слова сии такой имеют смысл: Я, – говорит, – назвал их сынами Божиими потому, что в рождении их не усматривается ничего телесного, но все божественное. Ибо в воскресении не предшествует ни соития, ни семени, ни утробы, ни зачатия, но тела наши рождает Бог известным Ему способом. Поскольку же в воскресении действует Бог, то возрождающиеся от воскресения справедливо называются сынами Божиими.

. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.

. Бог же не есть: Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

К умозаключению Господь присовокупляет и свидетельство от Писания. Моисей говорит, что Бог сказал ему из купины: «Я Бог Авраама» и прочее (). Если бы патриархи навсегда уничтожились и не были живы пред Богом по надежде воскресения, то Он не сказал бы: «Я есть», но «Я был». Ибо о вещах поврежденных и потерянных мы обыкновенно говорим: я «был» хозяином такой-то вещи. А теперь, когда Бог сказал: «Я есть», Он показал, что Он есть Господь и Бог живых, а не уничтожившихся совершенно. Ибо хотя они и умерли, но надеждой воскресения живы, подобно как и хотя и жив был, однако ж, был смертен, и о нем говорится, что он умер в то самое время, как вкусил от запрещенного плода.

. На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.

. И уже не смели спрашивать Его ни о чем.

Когда таким образом саддукеи были пристыжены, книжники, довольные победой над ними, одобрили Иисуса как соперника их.

Он же сказал им:

Вскоре имея идти на страдания, Господь проповедует о Своем Божестве, и то не явно и с гордостью, но очень скромно. Ибо спрашивает их и, приведя в недоумение, предоставляет им самим выводить следствие. Давид, – говорит, – называет Его Господом (): как же Он простой Сын ему? Он был и сын Давиду по плоти, но вместе и Бог его, а они считали Его только сыном Давидовым. Поэтому Он опровергает это мнение их, что Христос есть простой сын Давидов, и объявляет, что Он не противен Отцу, но имеет с Ним большое единомыслие, ибо Отец поборает врагов Его. Это сказал Он книжникам.

. И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:

. остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,

Поскольку же учеников Он посылал учителями во вселенную, то справедливо убеждает их не подражать фарисеям в славолюбии, в любви к первенству и вообще в светскости и человекоугодливости. Ибо тщательно соблюдать приветствия на площадях свойственно тем, кои льстят всякому встречному и заискивают доброе о себе мнение или употребляют это средством к собранию денег.

. которые поедают до́мы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

"Поедают , – говорит, – домы вдов" , наполняя чрево и расточая за пределы должного. И предлог к тому как бы благоговейный. Ибо, под предлогом молитвы и душевной пользы, они учат не посту, но пьянству и чревоугодию, и за то, говорит, «примут тем большее осуждение» , потому что не только зло делают, но и прикрывают оное молитвой. И вид у них благоговейный, добродетель они делают предлогом к лукавству. Поэтому они заслуживают и большее осуждение, так как добро подвергают порицанию. Вдовиц должно жалеть, а они входят в домы их за тем будто бы, чтобы долгими молитвами благословить их. Между тем вдовицы принуждены бывают по случаю их посещения делать издержки, и таким образом разоряются.

1–26. Вопрос о власти Христа и о дани кесарю. – 27–38. Вопрос саддукеев. – 39–47. Христос и книжники.

Лк.20:1. В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами,

Лк.20:2. и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?

Лк.20:3. Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:

Лк.20:4. крещение Иоанново с небес было, или от человеков?

Лк.20:5. Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?

Лк.20:6. а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.

Лк.20:7. И отвечали: не знаем откуда.

Лк.20:8. Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Этот раздел вполне согласен с повествованием евангелиста Марка (Мк. 11:27-33), которому, очевидно, следует здесь Лука, и с Евангелием Матфея (Мф. 21:23-27).

«Народ побьет нас камнями». Обычная казнь у евреев (ср. Исх. 17:4).

Лк.20:9. И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;

Лк.20:10. и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.

Лк.20:11. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.

Лк.20:12. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.

Лк.20:13. Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.

Лк.20:14. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.

Лк.20:15. И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?

Лк.20:16. Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!

Лк.20:17. Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?

Лк.20:18. Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

Лк.20:19. И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

Притча о винограднике у евангелиста Луки стоит ближе всего к тому, как она изложена у евангелиста Марка (Мк.12:1-12; ср. Мф. 21:33-46).

«Начал говорить Он народу» (стих 9). Согласно Марку, Господь сказал притчу первосвященникам, книжникам и старейшинам (Мк. 12:1: «им»; ср. Мк. 11:27), а не народу. Но евангелист Лука, вероятно, под «народом» понимает и первосвященников с книжниками и старейшинами. Но крайней мере, и из его Евангелия ясно видно, что при произнесении притчи присутствовали и эти лица (ср. стих 19).

«Слышавшие же это сказали: да не будет!» (стих 16). По-видимому, эта были люди из среды простого народа, которые поняли, что Господь изображает в притче отношение к Нему со стороны представителей иудейства. Они говорят, что им не хочется, чтобы виноградари убили «сына», т. е. им жаль Христа.

«Что значит сие...» (стих 17). Правильнее: что же в таком случае, если должно сбыться ваше желание «да не будет», должно означать изречение Писания «камень»? – т. е. в таком случае не исполнится воля Божия, изреченная обо Мне в Писании.

«Всякий, кто упадет» (стих 18; см. Мф. 21:44).

«Ибо поняли» (стих 19). Кто? Народ или иерархи? Согласно евангелисту Луке, скорее, народ, который понял, что притча сказана об иерархах (ср. стихи 16–17). Евангелист как бы хочет сказать, что народ, понявший притчу, указывавшую на замыслы иерархов против Христа, был уже настороже, и этого-то боялись иерархи, почему и не посмели наложить на Христа руки.

Лк.20:20. И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.

Лк.20:21. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;

Лк.20:22. позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?

Лк.20:23. Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?

Лк.20:24. Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.

Лк.20:25. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Лк.20:26. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

Разговор Христа с «лукавыми людьми» о дани кесарю евангелист Лука излагает согласно с евангелистом Марком (Мк. 12:13-17; ср. Мф. 22:15-22).

«Наблюдая за Ним...» (стих 20). Иерархи все-таки не оставили своих замыслов и, постоянно подстерегая каждое дело и слово Христа, подослали к Нему лукавых, т.е. подговоренных (ἐγκαθἐτους) ими людей, которые, притворяясь благочестивыми, т.е. делая вид, что они действуют по собственной религиозной потребности, поймали бы Христа на каком-нибудь неосторожном слове. Впрочем, этот перевод русского текста Евангелия не вполне отвечает греческому; правильнее: «послали наученных людей, притворяющихся благочестивыми, чтобы уловить Его:» Они хотели предать Христа начальству и, именно (κα: – изъяснительный союз), власти прокуратора.

«Не смотришь на лице» (стих 21), т.е. не принадлежишь к какой-либо партии, рассуждаешь беспристрастно (ср. Гал. 2:6).

«Подать» (стих 22) – налог поголовный и поземельный (φόρον, в отличие от τέλος – пошлина или косвенный налог).

Лк.20:27. Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:

Лк.20:28. Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.

Лк.20:29. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;

Лк.20:30. взял ту жену второй, и тот умер бездетным;

Лк.20:31. взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;

Лк.20:32. после всех умерла и жена;

Лк.20:33. итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?

Лк.20:34. Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;

Лк.20:35. а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,

Лк.20:36. и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.

Лк.20:37. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.

Лк.20:38. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

Ответ на вопрос саддукеев евангелист Лука передает согласно с Марком (Мк. 12:18-27; ср. Мф. 22:23-33).

«Пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение» (стих 27) – правильнее: «отвергающие воскресение» (это определение к слову «некоторые»). Отсюда видно, что только некоторые саддукеи отвергали воскресение мертвых.

«Чада века сего» (стих 34), т.е. люди домессианского периода.

«И умереть уже не могут» (стих 36) – правильнее: «ибо также они умереть более уже не могут» (οὐδέ γάρ ἀποθανεῖν ἔτι δύνανται). Бессмертием воскресших, их неумиранием, исключается брак между ними (но не различие поло́в), так как брак необходим только там, где существует смерть (блж. Феофилакт).

«Ибо они равны Ангелам». Это основание, почему они не будут умирать. Не будут умирать они в силу изменения, которому подвергнется их природа, ибо равенство или сходство с Ангелами состоит в высшей, переставшей быть грубою, плотскою, телесности. Эта телесность не будет подчиняться смерти.

«И суть сыны Божии, будучи сынами воскресения». 3десь другое основание бессмертия будущей жизни. Люди станут сынами Божиими – не только в нравственном смысле, как любимы Богом дети, а в высшем, метафизическом,– будут иметь в себе высшую божественную жизнь, божественную славу (Рим. 8:17), которая (жизнь) вечна по своей природе.

«Будучи сынами воскресения», т.е. через воскресение восстав к новой жизни.

«Моисей показал при купине» (стих 37). Слово «показал» (ἐμήνυσεν, у епископа Михаила ошибочно прочитанное как ἑρμήνευσεν – истолковал) обозначает возвещение сокрытого (Ин. 11:57; Деян. 23:30). Господь упоминает о Моисее прежде всего потому, что на Моисея ссылались Его совопросники (стих 28).

«Ибо у Него все живы» (стих 38), т.е. все – которых Он Бог – Ему живы. Если они и умершие, то для людей, по отношению к людям, но не в отношении к Богу. Таким образом, будущее воскресение умерших является естественным и необходимым завершением того жизненного состояния, в котором находятся умершие до страшного суда.

Лк.20:39. На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.

Лк.20:40. И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:

Лк.20:41. как говорят, что Христос есть Сын Давидов,

Лк.20:42. а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,

Лк.20:43. доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

Лк.20:44. Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?

Лк.20:45. И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим:

Лк.20:46. остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах,

Лк.20:47. которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

«Некоторые из книжников» (стих 39). Согласно евангелисту Марку, это сказал один книжник, ведший со Христом разговор о наибольшей заповеди (Мк.12:32). Так как евангелист Лука этот разговор уже привел выше (Лк. 10 и сл.), то здесь он его опускает, а упоминает только о результате этого разговора – об отзыве книжника или «некоторых книжников», как он выразился.

«И уже не смели спрашивать Его ни о чем» (стих 40). Здесь также евангелист Лука повторяет сообщение Марка (Мк. 12:34).

«Как говорят...» (стихи 41–44). (См. Мк. 12:35-37).

«И когда слушал весь народ...» (стихи 45–47). (См. Мк 12:38-40). Различие между Марком и Лукой здесь состоит в том, что, согласно первому, предостережение Господом высказано пред множеством народа и для народа, а согласно Луке – обращено было к ученикам Христовым. Примирить это различие можно так: Господь говорил в настоящем случае вслух всего народа (Марк), но обращался прямо к ученикам Своим (Лука).

20:2 кто дал Тебе власть сию? Т.е. право изгонять торгующих из храма. Впервые вопрос о власти (силе) Иисуса возник в связи с изгнанием бесов (см. 11,18; Мф. 9,34). В данной ситуации этот вопрос как бы проводит параллель между рукотворным храмом Божиим и человеком - Его нерукотворенным храмом. Иисус очищает оба жилища Божий. Отождествление человека с храмом усилено словами Иисуса о разрушении и созидании храма (см. Мк. 14,58).

20:4 крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Иисус не уклоняется от заданного Ему вопроса (ст. 3), но хочет, чтобы спрашивающие сами ответили на него. Суть ответа зависела от того, что они скажут об Иоанне, который исповедовал Иисуса как Мессию.

20:5-6 Примечательно, что противники Иисуса задумываются не об истине, а о том, какие последствия может иметь тот или иной их ответ.

20:9-12 Злые виноградари, избивавшие и прогонявшие рабов, которых хозяин посылал к ним за причитавшейся ему платой, символизируют народ, упорно отвергавший посланников Божиих, которые являлись к нему с призывами к покаянию.

20:13 может быть... постыдятся. Т.е. покаются.

20:14 убьем его, и наследство его будет наше. Речь идет о стремлении незаконно присвоить обетования (наследство), принадлежащие Сыну и тем, кому Он захочет дать (см. Ин. 5,21; 6,27; 8,36).

20:17 камень, который отвергли строители... сделался главою угла. См. Пс. 117,22. В краеугольный камень храма, как свидетельствует предание, помещался свиток с Законом Божиим. Во-первых, чтобы сохранить и передать потомкам в случае, если в живых не останется никого, кто мог бы рассказать, и если все имеющиеся свитки будут уничтожены врагами Израиля. (Евреи довавилонского периода не допускали мысли, что храм также может быть разрушен.) Такой обычай оправдал себя. Предполагают, что "при исправлении и возобновлении дома" Господня во времена царя Иосии (2 Пар., гл. 34) именно в краеугольном камне (который вынули из стены, чтобы заменить новым) была найдена книга Закона. Во-вторых, краеугольный камень лежал в основании здания и служил опорой. А вместе с помещенным в него свитком Закона, краеугольный камень символизировал, что в основании храма (как и всей духовной жизни народа израильского) лежит Закон Божий.

В данном случае псалмопевец пророчески предвидел два выдающихся события: строители "отвергли" камень (извлекли из кладки с целью замены), а в нем оказалась книга Закона; иудейские вожди отвергли Иисуса - а оказалось, что "никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня" (Ин. 14,6).

20:21 Ты правдиво говоришь... истинно пути Божию учишь. Сделанное привсенародно, такое заявление, невзирая на его подоплеку, практически исключало всякую возможность судилища над Иисусом и, тем более, обвинительный приговор.

20:22 позволительно ли..? Т.е. "Согласно ли закону Моисееву?" (с точки зрения римских законов, уплата подати была, безусловно, "позволительной"). Человек, задавший этот вопрос, был уверен, что, как бы Иисус ни ответил, Он ответом непременно восстановит против Себя либо римлян, либо евреев.

подать. Имеется в виду налог, который побежденные платили цезарю.

20:24 Покажите Мне динарий. Римскую серебряную монету.

чье на нем изображение и надпись? На римских монетах чеканились изображение и имя правящего императора.

20:27 некоторые из саддукеев. Саддукеи не верили ни во что сверхъестественное, включая и воскресение мертвых (ср. Деян. 23,8). См. ком. к Мк. 12,18.

20:37 Моисей показал. См. Исх. 3,6. Во времена, когда еще не существовало разделения Священного Писания на главы и стихи, ссылки на него обыкновенно привязывались тем или иным запоминающимся эпизодам. Иисус упомянул о Моисее, т.к. саддукеи утверждали, что Моисей никогда не учил о воскресении. Но уже одно то, что Господь открыл ему Себя как Бога патриархов, должно было показать саддукеям, что патриархи остаются живыми, ведь "Бог... не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (ст. 38).

20:41 как говорят, что Христос есть сын Давидов? Иисус ссылается на Пс. 109,1, в котором Давид называет Мессию Господом своим и говорит, что Он был вознесен Иеговой по правую руку Его - в знак Его выдающегося положения. Два вывода следуют из этих слов Иисуса. Во-первых, "сын Давидов" - это одновременно и Господь Давида (20,44). Во-вторых, Давид ясно говорит, что Сын, Которому предстояло стать Мессией, - Божественного происхождения; поэтому Давид и называет Его Господом своим.



mob_info