Каковкина Е.Н. Муниципальное право Гласность местного самоуправления. Регулирование принципа гласности местного самоуправления в законодательстве российской федерации Текст научной работы на тему «Понятие и значение принципа гласности для деятельности орг

Статья 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе. Осуществление этого важнейшего требования предполагает прежде всего информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления.

Кроме того, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. В соответствии со ст. 19 упомянутого Закона нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права , свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Закон обязывает органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина (ст. 3).

Устанавливаемая Законом обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей деятельности предполагает использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями, используемых в свое время местными Советами и их исполнительными комитетами. Многие из этих форм получили свое правовое отражение в уставах муниципальных образований , регламентах представительных органов местного самоуправления, других нормативных правовых актах, определяющих статус депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления. К этим формам обеспечения гласности в работе органов местного самоуправления относятся: отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в средствах массовой информации, организация «горячих линий», когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию.

Гражданам гарантируется возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Так, Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне » содержит перечень сведений, относимых к государственной тайне. Большую роль в осуществлении принципа гласности в системе местного самоуправления призваны играть средства массовой информации.

Получая объективную информацию о состоянии местных дел, ощущая свою причастность к их решению, граждане обращаются в органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями, жалобами . Закон закрепляет обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления давать ответ по существу индивидуальных и коллективных обращений граждан в течение одного месяца (ст. 26).

Гласность важный элемент демократической системы управления обществом и государством. С помощью гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу, а так же возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.

Реализация принципа гласности в работе органов местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе. Осуществление этого важнейшего требования предполагает информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления, а так же предполагает, что органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативные правовые акт органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их обнародования.

Устанавливаемая законом обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей деятельности предполагает использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями. Многие из этих форм получили свое правовое отражение в уставах муниципальных образований, регламентах представительных органов местного самоуправления, других нормативных правовых актах, определяющих статус депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Гражданам гарантируется возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Закон устанавливает перечень сведений, не подлежащих засекречиванию, а именно: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина. Большую роль в обеспечении гласности призваны играть средства массовой информации. Осуществляется экономическая поддержка районных газет в целях обеспечения конституционного права граждан на получение своевременной и объективной информации, информационного обеспечения реформ местного самоуправления и активного участия граждан местном самоуправлении. Практика показывает, что наиболее важные проекты решений по вопросам местного значения могут быть опубликованы в целях обсуждения их населением.

Получая объективную информацию о состоянии местных дел, ощущая свою причастность к их решению, граждане обращаются в органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями, жалобами. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны давать ответ по существу индивидуальных и коллективных обращений граждан в течение одного месяца.

В последнее время одной из проблем местного само­управления называется отсутствие четко сформулированных и обоснованных общих принципов его организации. Такие высказывания небезосновательны, поскольку в муниципаль­но-правовой науке вопросы принципов рассматриваются фрагментарно, также отсутствует четкость в их регулировании федеральным законодательством.

На сегодня в системе принципов нет однородности, в ней, хотя и уверенно доминирует принцип гласности местного са­моуправления, но остается правовая неурегулированность в федеральном законодательстве.

В этой части следует напомнить, что базовый право­вой акт о местном самоуправлении - Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации», внес про­грессивные начала в правовую регламентацию местного са­моуправления в целом, однако при всей очевидной новизне этот закон не содержал единого перечня принципов местного самоуправления. Справедливо замечает И.И. Овчинников, что только путем анализа содержания статей закона можно было выявить принципы территориальной организации местного самоуправления, построения системы органов, формирова­ния финансово-экономической основы, участия населения в осуществлении местного самоуправления, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправлении.

В правовой регламентации принципа гласности также Федеральный закон от 28 августа 1995 г. оказался далеко поза­ди от предшествующего ему Закона СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хо­зяйства в СССР», ст. 4 которого устанавливала, что местное са­моуправление осуществляется на принципах:

Волеизъявления народа через Советы народных депу­татов, референдумы и иные формы непосредственной демо­кратии;

Законности;

Самостоятельности и независимости Советов народных депутатов, их ответственности за решение вопросов местного значения;

Защиты прав и законных интересов граждан;

Выборности Советов народных депутатов, органов тер­риториального общественного самоуправления, их подкон­трольности населению;

Гласности и учета общественного мнения;

Сочетания местных и государственных интересов.

Включение принципа гласности и учета общественного мнения в Закон от 9 апреля 1990 г. было закономерным про­должением положений Конституции СССР 1977 г., которая в ряде своих статей устанавливала гласность в деятельности Советов народных депутатов и их органов. Отсутствие столь важного принципа организации местного самоуправления в Конституции Российской Федерации 1993 г. не лучшим обра­зом сказалось на его последующем правовом регулировании в федеральном законодательстве. Красноречивым примером тому служит первый постсоветский закон о местном само­управлении. В целом жизнь его оказалась недолговечной, так как он страдал известными недостатками, одним из которых является и отсутствие положений, создающих правовые ос­нования для взаимодействия граждан с органами местного самоуправления - открытости деятельности местных органов, доступности информации об их работе, т. е. тех основных эле­ментов, которыми характеризуется принцип гласности мест­ного самоуправления. В связи с чем логичным стало принятие нового Федерального закона «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.

Вместе с тем правовой пробел в регулировании принци­пов местного самоуправления, отмечавшийся в предыдущем законодательном акте, так и не был ликвидирован. В нем, как и прежде не содержится единого перечня принципов, хотя в на­званиях и тексте некоторых глав и статей понятие принципов используется. Так, п. 2 ст. 33 закрепляет, что непосредствен­ное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в местном самоуправлении основываются на принципах законности, добровольности. В названии главы «Принципы территориальной организации местного само­управления» и ст. 18 «Принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления» при наличии термина «принципы» они как таковые далее не раскрываются.

Принцип гласности местного самоуправления также не нашел прямого закрепления в Федеральном законе от 6 октя­бря 2003 г. Вместе с тем его элементы присутствуют в отдель­ных статьях и дают основания полагать, что принцип гласно­сти в качестве основополагающего начала задает параметры открытости деятельности органов местной власти, доступно­сти для населения информации об этой деятельности, отчет­ности органов муниципальной власти, общественного контро­ля со стороны населения, выявления и учета мнения населения при принятии решений по вопросам местного значения.

В этом смысле прогрессивной следует считать главу 2 «Принципы территориальной организации местного само­управления», которая регулирует вопросы изменения границ, преобразования муниципальных образований, упразднения и создания поселений. Обязательным при этом является:

Согласие населения, выраженное представительными органами соответствующих муниципальных образований;

Учет мнения населения муниципального образования, выраженного представительным органом муниципального образования.

Независимо от способа выявления мнения населения (не­посредственно или через представительный орган) это важное условие выступает элементом принципа гласности, не позво­ляющим осуществлять территориальные преобразования без участия жителей, интересы которых затрагиваются. Помимо возможности граждан влиять на принятие решений, связан­ных с вопросами местного значения, статья содержит и другие элементы принципа гласности - открытость процедуры из­менения границ, информирование населения о предстоящих преобразованиях, консультации с населением муниципально­го образования депутатов представительного органа, в случаях если он выражает мнение населения; непосредственное голо­сование граждан по изменению границ.

Следует подчеркнуть, что глава 2 в смысле закрепления принципа гласности местного самоуправления выступает в за­коне одним из немногих положительных примеров. Вместе с тем в силу особой значимости территориальной основы мест­ного самоуправления полагаем необходимым усилить данную главу и прямым упоминанием о принципе гласности, изло­жив ч. 2 ст. 10 в следующей редакции:

«Установление и изменение границ территорий муни­ципальных образований осуществляется законом субъекта Российской Федерации на основе принципа гласности и уче­та мнения населения муниципальных образований в соответ­ствии с требованиями статей 11-13 настоящего Федерального закона».

Одним из приближенных к принципу гласности местно­го самоуправления в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. выступает институт непосредственного участия граждан в осу­ществлении местного самоуправления. По мнению И.И. Ов­чинникова, формы прямого народовластия способствуют вы­работке решений, имеющих большое общественное значение. Непосредственная демократия является связующим звеном между населением и выборными органами, эффективным способом оценки их деятельности. По мере развития демо­кратических процессов в нашей стране все в большей степени будет возрастать необходимость в прямом диалоге населения и органов муниципальных образований, так как эффективное осуществление местного самоуправления возможно только при инициативном и активном участии населения в решении вопросов местного значения.

Федеральный закон закрепил в статьях 22-32 следующие формы непосредственной демократии в местном самоуправ­лении: местный референдум; муниципальные выборы; голо­сование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципаль­ного образования; сход граждан; правотворческая инициати­ва граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрания граждан; конференция граж­дан (собрание делегатов); опрос граждан; обращение граждан в органы местного самоуправления. Следует признать спра­ведливым суждение И.И. Овчинникова, что эти формы позво­ляют населению осуществлять прямые контакты с органами местного самоуправления. В них отчетливо проявляются все элементы исследуемого принципа гласности.

Одной из таких форм является местный референдум, в котором с первой стадии - инициативы о его проведении, обо­значены открытость и публичность, а субъектами инициативы его проведения называются граждане, общественные объеди­нения, избирательные объединения.

Все этапы проведения местного референдума ориен­тированы на гласность: агитация по вопросам референдума, голосование, подсчет голосов и установление результатов референдума, опубликование его итогов. Как население, так и избирательные, общественные объединения вправе осу­ществлять агитацию, формируя у избирателей мнение по вопросам референдума, делегировать своих наблюдателей на участки проведения референдума, которые осуществляют общественный контроль за его ходом. Решение, принятое на местном референдуме, обязательно в соответствии с ч. 7 ст. 25 к исполнению на территории муниципального образования, а органы местного самоуправления обязаны обеспечить его ис­полнение (ч. 8 ст. 25), в чем явно проявляется такой элемент принципа гласности, как влияние населения на выработку ре­шений органов местного самоуправления.

Муниципальные выборы, посредством которых форми­руются выборные органы и избираются должностные лица местного самоуправления, также имеют сходство с местным референдумом. Основным принципом проведения муници­пальных выборов выступают также их открытость и гласность. Элементы принципа гласности в этапах местного референду­ма в равной степени присутствуют и в стадиях избирательного процесса. Обе формы непосредственной демократии не могут быть реализованы без участия в нем граждан и их взаимодей­ствия с органами местного самоуправления.

Среди других форм участия населения в осуществлении местного самоуправления в контексте изучения принципа гласности местного самоуправления вызывают научный ин­терес публичные слушания. Они в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулируются лишь одной ст. 28, за­дающей общие параметры важнейшей форме гражданского участия в решении вопросов местного значения. Часть 4 этой статьи устанавливает, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представи­тельного органа муниципального образования. Обязательным является заблаговременное оповещение жителей муници­пального образования о месте и времени проведения публич­ных слушаний, их ознакомление с проектом муниципального правового акта, а также последующее опубликование итогов публичных слушаний.

Приведенная норма свидетельствует о том, что федераль­ный закон, наделяя правомочиями по правовой регламен­тации публичных слушаний муниципальные образования, обозначает обязательными условиями их реализации: инфор­мированность населения о публичных слушаниях, обеспече­ние открытости ознакомления с проектом муниципального правового акта, возможность участия граждан в публичных слушаниях. Все перечисленные условия являются структур­ными элементами принципа гласности местного самоуправ­ления, в связи с чем можно заключить, что федеральным за­коном созданы правовые предпосылки для последующего принятия муниципальных правовых актов, регулирующих принцип гласности в процедурах организации и проведения публичных слушаний.

Не комментируя далее другие нормы Федерального зако­на «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации», следует заключить, что хотя он и заявляет в своем названии общие принципы организа­ции местного самоуправления, однако как такового перечня их не приводит. Исследуемый принцип гласности напрямую в законе не упоминается, несмотря на то, что отдельные его элементы закреплены в различных нормах. Все более очевид­ным становится несоответствие базового закона о местном самоуправлении современному вектору развития местного са­моуправления, ключевым принципом которого является глас­ность в организации местного самоуправления

Муниципальное право

Принцип гласности в организации местного самоуправления, в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления заключается в полной ее открытости, в обеспечении населения, информацией о том, что происходит в муниципальном образовании.

Это подразумевает прозрачность деятельности органов местного самоуправления, освещение ее различных печатных и электронных (телевидение, радио, Интернет и др.) средствах массовой информации (СМИ), так же как и участия населения в работе органов местного самоуправления, институтах непосредственной демократии на муниципальном уровне и т.п.

Право на информацию и обладание ею - одно из гарантий реальной связи населения и местного самоуправления, участия граждан в муниципальной жизни, т.е. в этом плане право на информацию является одной из предпосылок возможного осуществления права граждан на местное самоуправление. В соответствии с Конституцией РФ и ч. 3 ст. 3 Федерального закона 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, только теми же причинами может быть ограничена гласность местного самоуправления и информирование о нем населения и общественности.

В Федеральном законе 2003 г. слово "гласность" вообще не принимается, да и о том, что органы и должностные лица местного самоуправления обязаны информировать население и общественность о своей деятельности, собственно, как и обо всем, что происходит на территории муниципального образования, прямо не сказано. В Законе слово "информирование" используется два-три раза: раскрывая вопросы местного значения, в их перечне названы осуществление полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов; а еще сказано, что для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

Это, конечно, не значит, что открытость местного самоуправления недооценивается законодателем. Так, среди полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения Законом называет учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации. Закон позволяет иметь в собственности имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации.

Закон также говорит о том, что органы местного самоуправления могут выступать соучредителями межмуниципального печатного средства массовой информации.

Но, конечно, Федеральный закон 2003 г. может быть дополнен более обстоятельными нормами относительно информирования о муниципальной жизни. При этом следует также более четко сказать об основаниях ограничения соответствующей информации. Так, если говорить о муниципальных правовых актах, то они не могут стать достоянием гласности только в том случае, если содержат сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Другие основания для ограничения права на информацию, как то: соображения нецелеобразности, экономии материальных и финансовых средств - не могут быть признаны правомерными. При отсутствии возможности опубликовать в печати документ, обязательный к опубликованию, по причине отсутствии денег или производственной базы, Закон позволяет воспользоваться категорией "обнародование", что предполагает возможность довести содержание муниципального правового акта до сведения населения посредством информационных стендов, кабельного телевидения, местного радио и т.п.

Наибольшее выражение принцип гласности получает в формах непосредственного осуществления населением местного самоуправления. В отношении части институтов непосредственной демократии Федеральный закон 2003 г. содержит небольшое число норм, зато важную роль играет специальное законодательство. Например, применительно к местным референдумам и выборам в Федеральном законе 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержится несколько десятков норм, суть которых заключается в разнообразном обеспечении принципа гласности при использовании данного демократического института на муниципальном уровне.

В отношении других институтов непосредственной демократии Федеральный закон 2003 г., отражая процедуры их использования, способы участия населения, учитывает и последние требования, так или иначе гарантирующие гласность и открытость соответствующих действий. Например, при голосовании об отзыве депутата, члена выборного органа или выборного лица местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 24 Закона 2003 г. обязательным является судебное решение о наличии в действии или бездействии отзываемого лица противоправности. Это решение, безусловно, подлежит обнародованию, поскольку подтверждает наличие оснований для отзыва и тем самым дает гражданам существенную информацию, влияющую на их выбор. Закон закрепляет право "кандидата на отзыв" огласить перед избирателями свои доводы по поводу обстоятельств, послуживших основаниями для отзыва. В рамках ситуации, предшествующей голосованию по отзыву, также предполагается возможность обнародовать относящиеся к делу факты как для защиты отзываемого лица, так и для доказательства обоснованности возбуждения вопроса об отзыве. Конечно, другие вопросы процедуры отзыва, включая адреса и графики работы комиссий по проведению отзыва и тем более результаты голосования по отзыву, непременно доводятся до сведения населения муниципального образования.

Проведение голосования по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования должно основываться на положениях законодательства о местном референдуме, с учетом особенностей решаемых вопросов. Эти особенности, в частности, включают возможность выдвижения соответствующей инициативы о проведении референдума органами государственной власти, а также проведение схода жителей вместо референдума. Результаты голосования как на сходе, так и на референдуме и принятые по этим результатам решения, в том числе органов государственной власти в соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона 2003 г., подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Одно из основных назначений такой формы участия населения в местном самоуправлении как собрания жителей согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона 2003 г. заключается именно в информировании населении о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Более того, обсуждение на собраниях вопросов местного значения также является одним из способов получения сведений о происходящем на территории муниципального образования. По Закону 2003 г. такое же назначение имеют конференции жителей, поскольку участники конференции выступают в качестве делегатов, избранных на собрании и выполняющих тождественные функции. Итоги собраний и конференций подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Другие формы участия населения в решении вопросов местного значения, предусмотренные Федеральным законом и муниципальными правовыми актами, также не остались за пределами действия принципа гласности. Согласно Закону решения, принятые в результате схода, правотворческой инициативы, публичных слушаний, подлежат опубликованию (обнародованию). Правовые акты, устанавливающие институт отчетов выборных лиц перед избирателями или возможность дачи им наказов, в обязательном порядке закрепляют правила о необходимости информировать жителей о результатах отчета или выполнения принятых наказов.

Проявление принципа гласности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления вполне очевидно. В законодательстве и муниципальных правовых актах закрепляются разные механизмы обеспечения этого принципа и способы получения жителями муниципального образования информации о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

В уставах муниципальных образований и регламентах органов местного самоуправления, в первую очередь представительного органа, закрепляются нормы о возможности присутствия жителей на заседаниях органов и их подразделений. При этом присутствовать можно как лично, так и в качестве представителя от инициативной группы, территориальной общины и т.п. При рассмотрении проекта муниципального правового акта, предложенного в рамках правотворческой инициативы жителей, соответствующий орган обязан обеспечить возможность присутствия инициаторов принятия проекта акта при его рассмотрении. Основаниями для ограничения или запрета присутствия жителей могут быть организационно-технические причины, т.е. отсутствие мест в помещении или проведение закрытого заседания органа местного самоуправления по соображениям обеспечения секретности, безопасности, общественной нравственности и т.д.

В законах субъектов РФ о статусе депутатов и выборных должностных лицах местного самоуправления предусмотрена обязанность указанных выборных лиц периодически информировать население о своей деятельности, а в ряде актов говорится об обязанности отчитываться перед избирателями. Депутаты и другие лица также информируют жителей о работе представительного органа в целом и его подразделений - постоянных и временных комиссий, групп, фракций - о деятельности местной администрации и пр.

Неотъемлемым условием работы депутатов и должностных лиц местного самоуправления является организация и проведение приема жителей. Помимо обратной связи депутатов, выборных лиц и муниципальных служащих с населением в рамках проведения приемов, когда работники органов местного самоуправления получают сведения о проблемах, волнующих жителей, последние могут получить интересующую их информацию. В аналогичных целях может быть использован институт обращения жителей в органы и к должностным лицам местного самоуправления.

Гласность - это важный элемент демократической системы управления обществом и государством.

С помощью гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, ее подконтрольность обществу, а также возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.

Статья 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе. Осуществление этого важнейшего требования предполагает прежде всего информирование населения о заседаниях представительных органов местного самоуправления, о вопросах, решаемых выборными и другими органами местного самоуправления.

Кроме того, органы местного самоуправления должны доводить до сведения граждан содержание решений, принимаемых ими. В соответствии со ст. 19 упомянутого Закона нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Закон обязывает органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина (ст. 3).

Устанавливаемая Законом обязанность органов местного самоуправления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей деятельности предполагает использование традиционных организационно-массовых форм работы с избирателями, используемых в свое время местными Советами и их исполнительными комитетами. Многие из этих форм получили свое правовое отражение в уставах муниципальных образований, регламентах представительных органов местного самоуправления, других нормативных правовых актах, определяющих статус депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления. К этим формам обеспечения гласности в работе органов местного самоуправления относятся: отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед населением; их встречи с избирателями; выступления в средствах массовой информации, организация «горячих линий», когда граждане могут по телефону получить необходимую им информацию.

Гражданам гарантируется возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Так, Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» содержит перечень сведений, относимых к государственной тайне. Большую роль в осуществлении принципа гласности в системе местного самоуправления призваны играть средства массовой информации.

Получая объективную информацию о состоянии местных дел, ощущая свою причастность к их решению, граждане обращаются в органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями, жалобами. Закон закрепляет обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления давать ответ по существу индивидуальных и коллективных обращений граждан в течение одного месяца (ст. 26).



mob_info