Кто определяет структуру органов муниципального образования. Структура органов местного самоуправления. Администрация муниципального образования

Решая правовые вопросы, нередко возникает потребность обратиться в органы местного самоуправления, однако что это значит, какие органы сюда входят, знает далеко не каждый. Многие считают, что это лишь местная администрация, на самом деле это не так.

Под данным понятием подразумевают органы, наделенные возможностями решать проблемы жителей, выбираемые населением или образованные представительным органом муниципалитета.

Местное самоуправление

Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.

В России признается и реализуется местное самоуправление , не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.

Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.

Основой такого самоуправления считаются юридические , прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо , однако она не является звеном государственной власти.

Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.

Структура

Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями . В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:


На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:

  • созывается представительный орган;
  • определяется, кто будет главой;
  • формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
  • создается контрольный комитет или иная структура.

Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов . Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: , спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.

Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени. Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.

Состав представительного органа:

  • председатель, заместители;
  • комиссии, комитеты.


Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.

В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.

При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.

Его функция – возглавлять общую деятельность . Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.

Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным голосованием. Депутаты выбираются по определенным правилам.

На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.

Глава


Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом. Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера.

Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы , иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.

Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.

Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.

В компетенцию главы входит несколько направлений:

  • представительство;
  • нормотворчество;
  • контроль.


Охват полномочий и обязанностей напрямую связан с ролью главы в системе, то есть у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные .

Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, и пр.

Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.

Контрольный орган

Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.


Контроль может выполняться следующими формами:

  • инициатива граждан правотворческого характера;
  • собрания;
  • выборы;
  • голосование;
  • слушания;
  • опрос.

В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным . Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.

Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.

Администрация муниципального образования


Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.

Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.

Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.


Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много . Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.

Полномочия МСУ

Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:

  • принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел);
  • решать вопросы попечительства, опеки, (народное образование);
  • следить за порядком;
  • издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан;
  • распоряжаться собственностью муниципалитета;
  • распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы;
  • принимать решение о сборах определенных видов налога.

То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета , касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.


Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:

  • принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений;
  • утверждение бюджета;
  • определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена;
  • создание программ, реализация их с ведением полной отчетности;
  • распоряжение имуществом, которое считается муниципальным;
  • определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений , устанавливать тариф за их услуги;
  • определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня;
  • представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня;
  • выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.

Важно! Представительный орган решает вопросы, касающиеся исключительно подведомственной ему территории. Любые действия реализуются только через сформированные структуры власти, самим населением по личной инициативе, например, открытие выставок, музеев.

Полезное видео


При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.

1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частью 2.1 статьи 36 , частями 5 и 11 статьи 37 , и 74.1 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 300 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке , установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации о проведении местного референдума. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии предусмотренной настоящим Федеральным законом инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

(см. текст в предыдущей редакции)

Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования в случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного в настоящей части местного референдума устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию вновь образованного муниципального образования, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Материально-техническое обеспечение проведения выборов в представительный орган вновь образованного муниципального образования осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со , и настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.

Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

5.1. Положения части 5 настоящей статьи не применяются в случае преобразования городского округа в городской округ с внутригородским делением либо в случае создания внутригородских районов, а также городского округа с внутригородским делением в городской округ в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Срок полномочий представительных органов внутригородских районов первого созыва, срок полномочий представительного органа городского округа первого созыва, наделенного статусом городского округа с внутригородским делением, срок принятия уставов таких внутригородских районов, срок внесения соответствующих изменений в устав данного городского округа, преобразованного в городской округ с внутригородским делением, срок формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления данного городского округа и внутригородских районов устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Выборы в представительные органы создаваемых внутригородских районов должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня их создания.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением выборы главы такого городского округа не назначаются и не проводятся, если указанный закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган городского округа был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В случае наделения законом субъекта Российской Федерации городского округа статусом городского округа с внутригородским делением до формирования органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа и внутригородских районов в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона их полномочия осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления данного городского округа, сформированные (избранные, назначенные) до принятия указанного закона субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа с внутригородским делением, преобразованного из городского округа, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа, сформированных (избранных, назначенных) до принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа в городской округ с внутригородским делением. При этом вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами преобразованного городского округа с внутригородским делением.

Срок упразднения внутригородских районов, срок прекращения полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления данных внутригородских районов, срок полномочий представительного органа городского округа первого созыва, преобразованного из городского округа с внутригородским делением, срок внесения соответствующих изменений в устав данного городского округа, срок формирования (избрания) органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Упразднение внутригородских районов в соответствии с законом субъекта Российской Федерации должно осуществляться не позднее шести месяцев со дня принятия указанного закона.

В случае наделения законом субъекта Российской Федерации городского округа с внутригородским делением статусом городского округа до формирования (избрания) органов местного самоуправления и избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления такого городского округа в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона их полномочия осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления данного городского округа и внутригородских районов, сформированные (избранные, назначенные) до принятия указанного закона субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа, преобразованного из городского округа с внутригородским делением, в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского округа и внутригородских районов, сформированных (избранных, назначенных) до принятия закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа с внутригородским делением в городской округ. При этом вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами преобразованного городского округа.

6. В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

(см. текст в предыдущей редакции)

Структуру органов местного самоуправления составляют : - представительный орган;

глава муниципального образования;

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

контрольный орган муниципального образования;

иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом МО и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного Наличие в структуре органов МСУ представительного органа МО, главы МО, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом МО.

Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ".

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (или на сходе граждан) или представительным органом МО и закрепляется в уставе МО, в течение одного месяца со дня вступления в силу регионального закона об установлении границ соответствующего МО.

Изменение структуры органов МСУ осуществляется путем внесения изменений в устав МО.

Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа, принявшего указанное решение.

Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Структуру органов местного самоуправления города Челябинска составляют:

1) Представительный орган муниципального образования - Челябинская городская Дума (далее городская Дума);

2) Глава муниципального образования – Глава города Челябинска (Председатель Челябинской городской Думы) (далее Глава города (Председатель городской Думы));

3) Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация города Челябинска;



4) Контрольный орган муниципального образования - контрольно-счетная палата города Челябинска.

Иные органы местного самоуправления могут включаться в структуру органов местного самоуправления города Челябинска путем внесения изменений в настоящий Устав и наделения их собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области.

Органы местного самоуправления города Челябинска не входят в систему органов государственной власти.

45. Модели организации местной власти по Федеральному закону от 06.10.2003 г.№ 131–ФЗ.

Одним из важнейших условий эффективности мс является построение организационной модели ом.. власти, которая должна соответсвовать задачам и функциям мс, служить оптимальному сочетанию местных, региональных и общегосударственных интересов. На выбор населением орг.модели мс в мо оказыает влияние ряд факторов, к которым относятся:

Уровень гражданского сознания местного сообщества, наличие исторических, культурных и местных традиций, численность населения и размеры мо, уровень соц-эконом развития, наличие и степень консолидированности экономической и политической элиты. Наличие в РФ различных соц-эконом., политических и прочих условий жизни в местных сообществах предполагает и выбор жителями различных организационных структур мс.

В России распространены следующие модели организации местного самоуправления:

Первая модель. Предусматривает, что глава муниципального образования и представительный орган местного самоуправления избираются непосредственно населением. Глава выступает одновременно и высшим должностным лицом своего муниципального образования его официальным представителем, и главой местной администрации. Работу представительного органа организует председатель, избираемый из числа депутатов.

Вторая модель . Глава муниципального образования избирается непосредственно населением и соединяет в своем статусе полномочия высшего должностного лица муниципального образования и председателя представительного органа. Функции главы администрации исполняет иное лицо, замещающее свою должность по контракту. Здесь глава в определенном смысле противопоставляется исполнительному органу местной власти - он взаимодействует с администрацией как официальный представитель жителей и представительного органа. Положительная сторона такой модели заключается в ограничении концентрации всей местной власти в одних руках. В то же время в ней заложен возможный конфликт главы администрации (управляющего), непосредственно возглавляющего реализацию исполнительно-распорядительных функций по распоряжению средствами местного бюджета, объектами муниципальной собственности с главой муниципального образования, отделенного от этих важных полномочий.

Третья модель . Глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления иявляется его председателем. Местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе. Это разновидность второй модели с тем отличием, что глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава. Глава муниципального образования, представляющего муниципальное образование в целом, подотчетен в первую очередь населению муниципального образования, а также представительному органу как его председатель.

Четвертая модель . Представительный орган избирается непосредственно населением. Глава муниципального образования независимо от способа его избрани одновременно является председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации. Глава муниципального образования выступает одновременно в трех лицах: как высшее должностное лицо своего муниципального образования; как глава местной администрации; как руководитель представительного органа, в состав которого он входит по должности, функциональная специализация представительных и исполнительных органов в данной модели осуществляется в том же виде, что и в предыдущих моделях. Расширение полномочий главы муниципального образования влечет расширение форм его подотчетности. Во всей полноте своих полномочий он подотчетен населению. Представительному органу он подотчетен как глава местной администрации и как его руководитель. Такая модель может иметь место в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек.

Пятая модель принципиально отличается от других тем, что представительный орган муниципального образования в ней отсутствует. Его полномочия осуществляются сходом граждан. Такая модель предусмотрена для поселений, в которых численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек.

Шестая модель. Представительный орган муниципального образования формируется в ходе непрямых выборов. Этот вариант предусмотрен для муниципальных районов. Представительный орган может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений. Глава муниципального района входит в состав представительного органа, являясь его председателем.

Модель 1. «Сильный мэр - Совет». Глава муниципального образования избирается населением. Представительный орган утверждает по представлению главы руководителей служб администрации муниципального образования, перечень которых закреплен уставом муниципального образования и законодательством Российской Федерации. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления и одновременно представительного органа местного самоуправления.

Модель 2. «Слабый мэр - Совет». Население муниципального образования выбирает советников, из числа которых выбирается глава муниципального образования. Он является первым среди равных. Совет может переизбрать главу муниципального образования, это право закреплено Положением о МС.

Модель 3 . «Совет - управляющий». Совет не избирает главу муниципальной администрации, а нанимает для исполнения своих решений квалифицированного специалиста - управляющего, который является высшим должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления. Управляющий может сам выбирать политику выполнения решений администрации муниципального образования, в том числе в подборе кадров аппарата администрации, но полностью подотчетен Совету и может быть мотивированно уволен по его решению. Эта модель редко используется в России и рассматривается лишь как долгосрочная перспектива.

Модель 4 «Мэр - комиссия» Избранные населением депутаты образуют комиссию, которая является одновременно и представительным и исполнительным ОМС. Решения принимаются депутатами совместно как коллегиальным органом МСУ. Каждый депутат возглавляет орган (отдел) административного управления. Глава муниципального образования - первое лицо МСУ - избирается депутатами из своего состава, имеет, как правило, председательские и представительские полномочия и чисто организационные функции внутри комиссии. Подобная модель отвечает немногочисленным по своему составу земским, в меньшей степени, муниципальным образованиям. Во всех вариантах должна предусматриваться процедура разрешения противоречий между муниципалитетом и мэром.

Модель 5 «Староста-сход» используется как правило в небольших муниципальных образованиях, эта модель является основной для общественного самоуправления (общины) Сход (собрание) избирает старосту (председателя), который является главой МСУ и обладает всеми исполнительными, отчасти распорядительными полномочиями. Полномочия представительного органа принадлежат сходу (собранию), решения которого обязательны для исполнения старостой (председателем) Через сходы граждане осуществляют свое право на непосредственное участие в местном самоуправлении.

Все рассмотренные модели являются более многовариантными, и на их базе возможно как построение смешанных моделей применительно к местным уровням, так и развитие их до полной структуры органов МСУ.

При выборе модели нужно руководствоваться следующими критериями:

Размеры поселений и наличие в них инфраструктуры, наращивания в результате использования муниципальной собственности, кадровый потенциал;

Разнообразие и характер форм хозяйственной деятельности на территории муниципальных образований;

Возможность разграничения полномочий и поэтапной передачи их.

За определением общей компетенции МСУ следует ключевая проблема разделения полномочий между представительными и исполнительными органами МСУ. Различное соотношение объемов полномочий этих органов даст широкий спектр возможностей выбора структуры органов МСУ. Исчерпывающий перечень полномочий представительных и исполнительных органов, главы администрации и (или) главы муниципального образования (МСУ) должен быть закреплен законом.

Добавления по новому закону:

При установлении системы органов местного самоуправления в новой редакции закона «Об общих принципах…» были предусмотрены два варианта устройства муниципальных районов. Представительный орган района может формироваться двумя способами: либо избираться населением, либо составляться из глав поселений и делегированных в него депутатов представительных органов поселений. Глава муниципального района может избираться либо на выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

Если представительный орган формируется согласно второму варианту, глава муниципального района в любом случае становится председателем представительного органа местного самоуправления. Только при избрании на муниципальных выборах и представительного органа района, и главы муниципального образования, последний может возглавить местную администрацию. Во всех остальных случаях главой местной администрации является лицо, назначаемое на эту должность по контракту, заключаемому в результате конкурса на замещение указанной должности.

К достоинствам новой редакции закона следует отнести введение положений о контрольном органе муниципального образования, о необходимости опубликования (обнародования) результатов проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования.

Положительной оценки заслуживает введение законодательного регулирования системы муниципальных правовых актов.

Хотя Конституция РФ, определяя пути осуществления местного самоуправления, ставит на первое место формы прямого волеизъявления граждан, а затем уже называет органы местного самоуправления (ч. II ст. 130), на практике основной объем самоуправления реализуется через органы местного самоуправления. Дело не только в том, что формы прямой демократии слабо используются в силу их неразвитости или апатии населения. Даже если эти формы будут применяться широко и эффективно, они не смогут конкурировать по объему решаемых вопросов с деятельностью органов местного самоуправления. Несмотря на то что использование форм прямого волеизъявления граждан на уровне местного самоуправления играет или, во всяком случае, должно играть более значительную роль, чем на федеральном или региональном уровнях государственной власти, оно не в состоянии заменить постоянную организационную деятельность специально созданных структур, исключая самые малые поселения, где такие структуры могут не создаваться (см. ниже).

Будучи важнейшим средством реализации права граждан на осуществление самоуправления, органы муниципальной власти находятся и должны находиться в таких отношениях с населением, которые обеспечивали бы людям возможность решающего влияния на их деятельность. Речь идет прежде всего об определении гражданами структуры этих органов.

Федеральный закон N 131-ФЗ уточнил понятие структуры органов местного самоуправления, которая в соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции РФ определяется населением самостоятельно. В научной литературе до этого предлагалось разное толкование термина «структура органов местного самоуправления». Одни авторы считали, что Конституция не дает основания ограничивать содержание этого термина узким смыслом и что он предполагает не только систему органов, но и внутреннее разделение каждого из них. Другие авторы высказывались в том смысле, что конституционное понятие «структуры органов» равнозначно понятию «системы органов», и потому вопрос о внутреннем структурном устройстве местных органов следует решать в уставах муниципальных образований, а право населения самостоятельно определять структуру органов предполагает право устанавливать их систему.

Федеральный закон N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления обозначил как «перечень» этих органов. По сути, это понятие идентифицировано с понятием системы органов, поскольку перечень органов предполагает не хаотичное, а в определенном порядке их расположение. Именно самих органов, а не их внутренних подразделений. В этом же смысле Закон употребляет понятие структуры местной администрации, куда входят органы администрации.

Указанный Федеральный закон по-новому подошел к содержанию конституционной формулы о роли населения в определении структуры органов местного самоуправления. После определения Конституцией этой формулы возникли споры о разнице в понятиях «самостоятельного» и «непосредственного» определения структуры. В 1996 г. Конституционный Суд РФ в Постановлении по делу о конституционности ряда положений Устава — Основного закона Читинской области указал, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, но в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъекта Российской Федерации, устанавливающими общие принципы организации местного самоуправления. Поскольку содержание «общих принципов» в Конституции не определено, законы об этих принципах могут, как уже выше отмечалось, включать различные ограничения самостоятельности населения. Используя эту правовую возможность, новый Федеральный закон указывает, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом в структуре органов местного самоуправления обязательно должны быть не только представительный орган, но и глава муниципального образования и местная администрация.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющего полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Поскольку согласно Конституции РФ население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления, это предполагает разнообразие этих структур. С одной стороны, такое разнообразие позволяет учесть специфические условия разных муниципальных образований, наличие или отсутствие управленческих кадров, их подготовленность, гарантирует населению свободу в создании форм местного самоуправления и, следовательно, воспитывает уверенность в своих силах, самостоятельность в решении вопросов организационного устройства местной власти. С другой стороны, все это было бы так, если различие форм местного самоуправления цементировалось нормальными экономическими и социальными условиями их применения, сложившимися устойчивыми демократическими традициями. Пока их в современной России нет. Это и привело к необходимости сформулировать единые, оправданные интересами развития местного самоуправления и подкрепленные накопленным практическим опытом, подходы к определению структуры органов местного самоуправления.

Следуя Конституции РФ (ч. II ст. 130), органы местного самоуправления следует разделять на выборные и невыборные. Закон N 131-ФЗ не устанавливает полного перечня выборных органов. Предусматривая обязательность таких органов, он определяет основные из них, относя образование иных выборных органов на усмотрение муниципального образования. Теоретически это, например, могут быть выборные заместители глав муниципальных образований.

Выборность и невыборность органов местного самоуправления — это разграничение органов по порядку их образования. Такое разграничение не дает представления о функциональном назначении органов местного самоуправления в их системе. Содержательная классификация данных органов сводится прежде всего к их делению на представительные и исполнительные. Представительные органы выборные — суть органы, осуществляющие «проектную» функцию, которая заключается в выявлении и формировании интересов населения муниципального образования, т.е. в выработке на основе сопоставления, обсуждения, консенсуса общей воли многих депутатов, выражающих, в свою очередь, интересы различных групп населения и, в конечном счете, в выработке решений, определяющих пути развития муниципального образования. Такие проектные (в широком смысле) решения требуют, в свою очередь, решений и действий, направленных на претворение намеченного в жизнь. Этим занимаются исполнительно-распорядительные органы, которые могут быть выборными и невыборными.

На исполнительно-распорядительные и представительные органы в «чистом» виде делить органы местного самоуправления подчас довольно сложно, поскольку имеются варианты выполнения отдельных функций представительных органов исполнительно-распорядительными органами, и наоборот. Однако при этом нельзя согласиться с мнением о том, что могут быть и такие «модели» местного самоуправления, в которых создается не один представительный орган, а несколько с заранее определенными полномочиями: бюджетные органы, контрольные органы, органы, распоряжающиеся муниципальной собственностью, и др. Здесь явно смешивается понятие представительного органа с другими понятиями. Нескольких представительных органов в одном муниципальном образовании не может быть, поскольку представлять все население этого образования одновременно разные структуры не в состоянии. Главный признак представительного органа в том и состоит, что, будучи выборным органом, он один объединяет в своем лице территориальное сообщество и уполномочен этим сообществом на решение важнейших вопросов его жизнедеятельности.

Могут быть избраны коллегиальные органы, которые будут выполнять отдельные функции местного самоуправления, но они не получат и не могут получить функции общего характера, которыми наделены представительные органы.

Еще одно основание классификации органов местного самоуправления — это классификация по способу принятия решений — коллегиальному или единоличному. Он предопределяется как функциональным назначением органа, так и характером принимаемых им решений. Представительный орган не может быть единоличным. Его основное назначение — интегрирование интересов различных групп населения, представленных коллективом депутатов. Ни один из депутатов не может претендовать на выражение мнения всего населения. Поэтому свои решения от имени всего населения представительный орган принимает в коллегиальном порядке большинством голосов депутатов. Причем этот порядок — прямое следствие и характера принимаемых решений — представительный орган решает наиболее значимые для муниципального образования вопросы.

Коллегиальными органами являются также органы муниципального контроля, которые со своих позиций могут рассматривать важные вопросы местной жизни.

Вопросы в сфере исполнительно-распорядительной, в сфере оперативного управления муниципальным хозяйством более эффективно и целесообразно решать на основе единоначалия, когда конкретными участками деятельности руководят профессионалы, и они же несут персональную ответственность за результаты своей работы. Хотя и в сфере исполнительно-распорядительной наиболее существенные решения могут в принципе приниматься с применением элементов коллегиальности.

Согласно Федеральному закону N 131-ФЗ органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями в решении вопросов местного значения. Собственные полномочия — это относительно постоянные, устойчивые полномочия, отраженные в базовом документе местного самоуправления — уставе муниципального образования. Их изменение возможно на основе изменения устава. В то же время изменения компетенции в уставе могут быть вызваны федеральными законами. При этом речь может идти не только о вопросах местного значения, но и об отдельных государственных полномочиях, которыми наделяются органы местного самоуправления. Если в Законе о передаче полномочий муниципальному образованию речь идет о конкретном органе, которому поручается осуществление этих полномочий, то значение устава не столь велико, как в случае с решением вопросов местного значения. В последнем случае именно устав может определять, какой конкретно орган решает эти вопросы. При передаче государственных полномочий с фиксированным органом-исполнителем в уставе просто воспроизводится поручение данному органу.

Органы, наделенные собственными полномочиями, вполне самостоятельно принимают решения в пределах этих полномочий. Вместе с тем в системе органов местного самоуправления есть и такие подразделения, которые только обеспечивают деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц. Таким образом, при анализе системы органов местного самоуправления возможны разнообразные подходы к их классификации.

Если Федеральный закон N 154-ФЗ оставлял порядок определения населением структурных элементов на усмотрение субъектов Федерации, то Федеральный закон N 131-ФЗ сам устанавливает этот порядок. Структура органов местного самоуправления, согласно этому Закону, может определяться двояким образом: населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек, — на сходе граждан) или представительным органом вновь образованного муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Согласно Закону референдум применяется для определения структуры муниципальных органов в случае создания на межселенных территориях вновь образованных муниципальных образований или в случае преобразования существующего муниципального образования (при объединении, разделении муниципальных образований или изменении статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его этого статуса).

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

Местный референдум проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации о проведении местного референдума. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3% от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта Федерации в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации о проведении местного референдума.

Избирательная комиссия субъекта Федерации формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения референдума, а также осуществляет иные, предусмотренные Федеральным законом N 131-ФЗ и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации, полномочия комиссии муниципального образования по проведению местного референдума. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Федерации.

В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются: структура (перечень) и наименование органов местного самоуправления; порядок избрания и полномочия главы муниципального образования — в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ.

По инициативе населения в 2004-2005 гг. в 22 субъектах Российской Федерации было проведено более 400 местных референдумов по определению структуры органов местного самоуправления во вновь созданных муниципальных образованиях. Они проводились в основном в сельских поселениях — таких было более 320.

Согласно Федеральному закону N 131-ФЗ при отсутствии инициативы населения о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Причем решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

Федеральный закон от 25 ноября 2008 г. N 222-ФЗ внес ряд дополнений в порядок решения вопросов, связанных с определением структуры органов местного самоуправления в условиях, когда отсутствует инициатива граждан.

Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования в случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного в настоящей части местного референдума устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию вновь образованного муниципального образования, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии вновь образованного муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Материально-техническое обеспечение проведения выборов в представительный орган вновь образованного муниципального образования осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со ст. 14-16 Федерального закона N 131-ФЗ осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.

Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

Администрация города — это исполнительный орган власти на территории определенного муниципального образования.

§ 2. Структура органов местного самоуправления

Полномочия, статус и обязанности Администрации определяются Уставом города. За исполнением обязанностей органа власти следит Глава администрации города.

Поскольку Администрация трудится на благо жителей города, народ может принимать активное участие в городской жизни. Так, если у вас есть жалоба или социальный проект, вы можете записаться на прием к должностному лицу или написать заявление и отправить его по почте с обратным уведомлением о получении. С развитием интернет-технологий в некоторых городах стало возможным оставлять жалобы и пожелания на официальном сайте Администрации. Там же можно узнать об основных направлениях деятельности исполнительного органа. Учтите, что в городах-миллионниках у каждого административного округа есть своя администрация. Например, в Москве существует более ста Администраций. Среди телефонов компаний Москвы ищите нужное подразделение по адресу, который будет указан в жалобе, а не по адресу своей прописки (если она не совпадает), как многие ошибочно думают.

Обычно муниципальные служащие занимаются распределением городского бюджета, благоустройством территорий, организацией общегородских праздников, вопросами градостроительства, здравоохранения, образования, ремонта дорожного полотна и т.п. Двенадцатого декабря, то есть день Конституции РФ, объявлен общероссийским ежегодным днем приема граждан, где в порядке живой очереди можно задать любой волнующий вас вопрос, связанный с проживанием в городе.

Проблемы в любом населенном пункте обычно похожи: разбитые дороги, бездействие коммунальных служб, отсутствие муниципальных приютов для бездомных животных и жестокое обращение с ними, нехватка мест в детских садах и тому подобное. Чтобы вас услышали, не надо в заявлении писать абстрактные жалобы, вроде «дураки и плохие дороги в России неистребимы». Напротив, нужно как можно уже обозначить проблему: указать конкретный двор, приложить фотографии, собрать подписи недовольных жильцов, позвать журналистов, чтобы проблему увидел весь город.

К сожалению, жители городов обладают низким уровнем юридической грамотности. Чтобы каждый горожанин знал свои права, Администрация города периодически проводит публичные слушания, обучающие курсы для молодежи, на которых студенты могут узнать не только о том, как работает Администрация изнутри, но и создать социально значимый проект для родного города.

Статья 6. Органы местного самоуправления городского округа

1. Структуру органов местного самоуправления городского округа составляют:

1) представительный орган муниципального образования — Дума городского округа Стрежевой (далее — Дума городского округа);

2) глава муниципального образования — Мэр городского округа Стрежевой (далее — Мэр городского округа);

3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) — Администрация городского округа Стрежевой (далее — Администрация городского округа);

4) контрольный орган муниципального образования — Ревизионная комиссия городского округа Стрежевой (далее — Ревизионная комиссия);

2. Органы местного самоуправления городского округа Стрежевой, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

§ 1. Система и структура органов местного самоуправления

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления городского округа, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются настоящим Уставом.

4. Органы местного самоуправления городского округа, которые в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и настоящим Уставом наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

5. Дума городского округа, Администрация городского округа, Ревизионная комиссия обладают правами юридического лица.

6. Изменение структуры органов местного самоуправления городского округа осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав.

7. Решение Думы городского округа об изменении структуры органов местного самоуправления городского округа вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Думы городского округа, принявшей указанное решение.

8. Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления городского округа осуществляется исключительно за счет собственных доходов местного бюджета.

Местное самоуправление в РФ

Местное самоуправление - система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями.

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

    Конституция Российской Федерации,

    общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,

    федеральные конституционные законы,

    Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),

    конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,

    уставы муниципальных образований,

    решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,

    иные муниципальные правовые акты.

    Европейская хартия местного самоуправления

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Муниципальная система власти: органы местного самоуправления – это какие органы

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Р Ф и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.

Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ и субъектов РФ с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

местный референдум

муниципальные выборы

сход граждан

правотворческая инициатива граждан

территориальное общественное самоуправление

публичные слушания

собрание граждан

конференция граждан (собрание делегатов)

опрос граждан

обращения граждан в органы местного самоуправления

наказы избирателей

Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

В РФ существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

муниципальный район - несколько городских и/или сельских поселений

сельское поселение - один или несколько сельских населенных пунктов

городское поселение - один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа

городской округ - городское поселение, не входящее в состав муниципального района

внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).

Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003-2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

представительный орган муниципального образования

глава муниципального образования

местная администрация

контрольный орган муниципального образования

В соответствии со ст. 131 Конституции РФ структура органов мест-ного самоуправления определяется населением самостоятельно. Насе-ление может утвердить структуру органов местного самоуправления на местном референдуме. Решение о структуре органов местного само-управления может быть принято представительным органом муници-пального образования и закреплено в уставе муниципального образова-ния.

Структура органов местного самоуправления — это элемент их системы, которой охватываются не только набор органов местного самоуправления, взаимоотношения ме-жду ними, внутренняя структура отдельных органов местного самоуправления, но и компетенция органов, должностных лиц, нормативная основа их деятельности, матери-ально-финансовые ресурсы.

Формы самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления

Кроме того, в систему наряду со структурой органов местно-го самоуправления могут входить органы, которые наделяются признаками, свойствен-ными государственным органам, и нацелены на выполнение отдельных государственных полномочий.

Согласно п. 1 ст. 34 Закона об общих принципах органи-зации местного самоуправления в структуру органов местного самоуправления входят :

Представительный орган муниципального образования;

Глава муниципального образования;

Местная администрация (исполнительно-распорядитель-ный орган);

Контрольный орган муниципального образования;

Иные органы местного самоуправления, предусмотрен-ные уставом муниципального образования и обладающие соб-ственными полномочиями по решению вопросов местного зна-чения.

В структуру местной администрации могут вхо-дить отраслевые (функциональные) и территориальные органы мест-ной администрации.

В решении о структуре органов местного самоуправления му-ниципального образования, принимаемом на местном рефе-рендуме (сходе граждан), устанавливаются :

структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;

порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчет-ность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов опреде-ляются уставом муниципального образования.

Наименования представительного органа муниципального образо-вания, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образова-ния) устанавливаются законом субъекта Федерации с учетом историче-ских и иных местных традиций.

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществ-ляется путем внесения изменений в устав муниципального образования.

В целом система органов местного самоуправления определяется на-личием определенных элементов и отношениями между ними. Можно классифицировать взаимоотношения между органами местного само-управления по различным основаниям:

1) по способу образования органов:

— глава муниципального образования избирается всем населением; избирается представительным органом местного самоуправления из числа депутатов;

— представительный орган местного самоуправления избирается на основе мажоритарной системы; избирается на основе пропорциональ-ной системы, в том числе по единому многомандатному округу; избира-ется на основе смешанной системы формируется иным способом;

— исполнительный орган формируется главой муниципального об-разования самостоятельно; формируется главой муниципального обра-зования с согласия представительного органа местного самоуправления; в части назначения главных должностных лиц формируется с согласия представительного органа, в остальной части — главой муниципального образования самостоятельно;

2) по месту главы муниципального образования в структуре органов местного самоуправления:

Глава муниципального образования возглавляет местную адми-нистрацию;

Глава муниципального образования возглавляет представитель-ный орган местного самоуправления;

3) по взаимоотношениям между главой муниципального образования и исполнительным органом:

— глава муниципального образования лично руководит деятель-ностью исполнительного органа;

— глава муниципального образования осуществляет общее руково-дство, а оперативное управление осуществляет назначенный (нанятый на контрактной основе) руководитель (управляющий) администрации;

— глава муниципального образования не участвует в деятельности исполнительного органа, а местная администрация возглавляется назна-ченным (нанятым на контрактной основе) руководителем (управляю-щим) администрации.

Лекция добавлена 15.03.2013 в 16:10:24

Статус главы местного самоуправления и его полномочия.

Как определяется структура органов местного самоуправления в сельских поселениях

Особенности взаимоотношений главы муниципального образования с представительным органом и государственной властью.

Глава муниципального обра­зования является высшим должно­стным лицом муниципального обра­зования и обладает собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, установленной уставом муниципального образова­ния в соответствии с Законом.

Предусматриваются 3 спо­соба избрания главы муниципаль­ного образования (конкретный спо­соб устанавливается уставом муни­ципального образования):

На муниципальных выборах (населением непосредственно);

Представительным органом муниципального образования из сво­его состава;

Представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.

Глава муниципального обра­зования, обладая собственными полномочиями по решению вопро­сов местного значения, кроме того, в соответствии с Законом либо вхо­дит в состав представительного ор­гана муниципального образования с правом решающего голоса и явля­етсяего председателем, либо воз­главляет местную администрацию (это определяется законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования).

При этом, если глава муниципального образования избирался депутатами из своего состава, его полномочия как депутата представительного органа, прекращаются.

В случае избрания главы МО представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, он возглавляет местную администрацию.

Для случая, когда представи­тельный орган муниципального рай­она формируется из выборных лиц поселений, законодатель устанавли­вает, что глава муниципального рай­она является председателем пред­ставительного органа муниципаль­ного района.

По закону глава МО не может быть одновременно главой администрации и председателем представительного органа. Исключение составляют ор­ганы местного самоуправления сельских поселений и внутригородских территорий городов федерального значения. В этих муниципальных образова­ниях глава независимо от способа его из­брания может быть (в соответствии с уставом муниципального образо­вания) одновременно главой мест­ной администрации и председате­лем представительного органа.

Если в поселении, являющемся административным центром района местная администрация не создается, глава поселения входит в состав представительного органа поселения с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя.

В пределах своих полномо­чий, установленных уставом муни­ципального образования в соответ­ствии с Законом, глава муници­пального образования:

Представляет муниципаль­ное образование в отношениях с органами местного самоуправле­ния других муниципальных образо­ваний, органами государственной власти, гражданами и организация­ми, без доверенности действует от имени муниципального образова­ния;

Подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, пра­вовые акты, принятые представи­тельным органом муниципального образования;

Издает в пределах своей компетенции правовые акты;

Вправе требовать созыва внеочередного заседания предста­вительного органа муниципального образования.

В случае если глава МО является главой администрации, он не имеет права:

§ занимать оплачиваемые должности в других предприятиях и организациях

§ заниматься предпринимательством

§ получать какие-либо доходы от предприятий муниципальной собственности или связанных с местным бюджетом (кроме вознаграждений за педагогическую, научную и другую творческую работу)

§ состоять в руководящих органах партий, движений, предприятий и организаций.

В зависимости от исполняемых дополнительных полномочий по-разному могут складываться отношения между главой муниципального образования и представительным органом.

Если глава муниципального образования – глава администрации, то он:

1. имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом МО (право отлагательного вето)

2. выступает с инициативой (делает заключение) в представительный орган МО о принятии нормативно правовых актов, предусматривающих установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета

3. подписывает (обнародует) решения представительного органа.

Если глава муниципального образования – председатель представительного органа, то он: обладает правом решающего голоса, подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые представительным органом МО.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен:

Населению;

Представительному органу муниципального образования (представляет ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования).

Обращения граждан в органы местного самоуправления.

Собрания и конференции граждан.

Опрос граждан.

Статья 31 ФЗ-131.

Статья 29 – собрания и статья 30 – конференции ФЗ-131. Почитать самим.

Статья 32 ФЗ-131 и ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ».

1. Структура органов местного самоуправления: общие положения.

2. Представительные органы в системе местного самоуправления.

3. Организация работы представительных органов местного самоуправления.

4. Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления.

5. Глава муниципального образования.

6. Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.

1. Структура органов местного самоуправления: общие положения.

Статья 34 ФЗ-131. Структура там понимается как перечень органов местного самоуправления, создаваемая в муниципальном образовании. Более правильно было бы использовать термин «система», но раз уж законодатель сказал так – значит, надо говорить и нам также.

Положения применительно к структуре органов нельзя автоматически переносить на вопросы структуры одного органа.

Структура органов местного самоуправления определяется населением.

Классификация органов местного самоуправления:

1. По степени обязательности этих органов:

1) Обязательные. Те, что обязательно должны быть в каждом муниципальным образовании. Их три: представительный орган; глава муниципального образования; и исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, то есть местная администрация.

2) Иные органы местного самоуправления. Это те, которые могут создаваться по собственной инициативе муниципального образования. К примеру, контрольный орган муниципального образования, его создание не является обязательным. У нас, к примеру, есть контрольно-счётная палата (в Воронеже, то бишь).

2. По способу формирования:

1) Выборные органы. К ним относятся представительные органы и глава муниципального образования.

2) Органы, которые формируются путём назначения. Например, это местная администрация.

3. И много других… Подробно у нас будет это в административном праве.

Избирательные комиссии – муниципальный орган, который не входит в систему органов местного самоуправления.

В ФЗ-131 в статье 34 закрепляет следующие правила: все основные вопросы, связанные со структурой органов местного самоуправления (виды органов, порядок формирования, их взаимодействие между собой, компетенция…) должны регулироваться уставами муниципального образования.

Поэтому чтобы изменить структуру органов местного самоуправления необходимо вносить изменения в устав муниципального образования.



Изменение в устав вступают в силу после окончания срока полномочий представительного органа.

Федеральный законодатель устанавливает минимальный и максимальный срок полномочий выборных органов и лиц, минимальный срок – 2 года, максимальный – 5 лет.

Закон Воронежской области от 12 ноября 2004 года, который закрепил наименования органов местного самоуправления в Воронежской области.

Наименования. В отношении представительных органов: в городских округах – это Городская Дума (всего их три в Воронежской области), а в остальных поселениях используется термин «Совет народных депутатов».

В отношении главы муниципального образования. Здесь принцип такой: слова «Глава» + «вид муниципального образования», поэтому получается «глава сельского поселения», «глава сельского поселения», «глава городского округа», «глава сельского округа».

Для городского поселения и городского округа допустимо название «глава города».

По поводу местной администрации. Исполнительно-распорядительный орган во всех муниципальных образованиях называется «администрация».



mob_info