Организационное обеспечение деятельности федеральных судов. Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в российской федерации VII. Порядок разработки, согласования, утверждения и введения в действие должностного регламента администратора а

Управляя процессом движения переданных в их производство дел, арбитражные судьи перегружены техническими, административными и управленческими обязанностями. Вместе с тем главная обязанность судьи – это отправление правосудия, поэтому всю несудебную работу должен взять на себя вспомогательный персонал суда.

В ст.45 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» указано, что деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом этого суда. Аппарат арбитражного суда

Организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;

Принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату госпошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет суда, а также арбитражных штрафов;

Содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;

Ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;

Осуществляет хранение дел и документов;

Изучает и обобщает судебную практику;

Подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

Проводит информационно-справочную работу;

Ведет статистический учет в сфере деятельности суда.

Хотя арбитражные суды различаются по количественному составу и по структуре, но везде деятельность аппарата суда имеет вспомогательный характер функции и обеспечивает выполнение основной задачи суда – осуществление правосудия.

Аппарат суда возглавляется руководителем аппарата - администратором соответствующего арбитражного суда. Администратор арбитражного суда руководит аппаратом арбитражного суда, организует работу аппарата по обеспечению прохождения дел в арбитражном суде, организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражных судов, а также осуществляет иные функции по обеспечению деятельности арбитражного суда. Должностные обязанности администратора арбитражного суда определяются Положением об администраторе арбитражного суда, утверждаемым Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Функции аппарата арбитражного суда определяются Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Конкретные функции работников аппарата арбитражного суда определяются приказами и распоряжениями председателя суда, а также должностными инструкциями, разработанными с учетом структуры, штатной численности и т.п.

Ряд функций работников аппарата судов прямо не регламентирован нормами процессуальных законов. К ним, в частности, относится выполнение многих организационных обязанностей, которые, будучи направлены именно на обеспечение правоприменения, являются должностными функциями и, как правило, регулируются ведомственными нормативными актами.

Председатель суда должен обеспечивать знание и выполнение сотрудниками своих функциональных обязанностей. Эти обязанности предопределены в законодательстве разного уровня, а также многочисленных ведомственных актах - руководства по делопроизводству, инструкциях, приказах председателя, которыми эти обязанности закрепляются за каждым работником.

В приказе председателя, в частности, традиционно устанавливается распределение обязанностей между самим председателем и его заместителями, закрепление за судьями так называемых «зон обслуживания» или предметного принципа рассмотрения дел, закрепления за судьями, работниками канцелярии отдельных участков работы (ведение картотеки по систематизации законодательства, подготовка информационных и аналитических документов), организация взаимозаменяемости среди работников канцелярии. Приказом председателя суда судебным секретарям может поручаться работа, связанная с исполнением судебных решений (переписка по этим вопросам, ведение журналов учета исполнительных листов, сводных исполнительных производств, осуществление контроля за возмещением материального ущерба солидарных ответчиков, а также за возмещением средств в пользу организаций и учреждений), ведение статистического учета.

Научная организация труда (далее НОТ) – это точно рассчитанная организация труда, осуществляемая путем предварительного изучения способов и приемов работы, разложения приемов на отдельные части и выбора тех из них, которые лучше, более эффективны, экономичны и точны, она предусматривает совершенствование организации труда на основе достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда и внесения в существующую организацию труда добытых наукой и практикой усовершенствований, повышающих общую производительность труда. Под НОТ в суде имеется в виду рационально организованный труд, направленный на максимальное повышение эффективности правосудия при минимальных затратах труда и при неуклонном соблюдении материального и процессуального закона с учетом рекомендации науки и обобщения передового опыта 64 .

Научная организация труда (НОТ) призвана оптимизировать различные направления судебной деятельности, к которым следует отнести следующие:

Организация подбора, расстановка, подготовка и повышение квалификации судей и других работников аппарата судов;

Разделение форм труда, что предполагает обособление различных видов деятельности, при котором каждый из работников выполняет какую-либо отдельную, строго определенную часть объема общей работы.

Под распределением труда в рационально организованном аппарате, в том числе в судах, понимается четкое разграничение задач и функций между его структурными подразделениями и должностных обязанностей между сотрудниками. Совокупность функций, закрепленных за всеми работниками суда, должна обеспечивать в полной мере выполнение судом возложенных на него задач. Разделение форм труда в структурных подразделениях аппарата суда должно обеспечивать необходимые пропорции по видам деятельности (руководство, подготовка решений, обработка информации) и по сложности, ответственности выполняемых работ. Работники аппарата судов в зависимости от их места в процессе подготовки, принятии и реализации решений делятся на:

Руководителей председателей судов, их замов, председателей коллегий, президиумов, судебных составов);

Специалистов (советники, консультанты, помощники);

Технических работников (все остальные).

Важнейшим принципом научного распределения труда является недопущение возложения на сотрудников работ и операций, которые по своей сложности могут быть выполнены менее квалифицированными специалистами. Судьи должны быть освобождены от обязанности выполнять технические, не относящиеся непосредственно к отправлению правосудия, организационные операции, выходящие за рамки их профессиональных и должностных обязанностей, и непосредственно возложенные на других работников 65 .

В обобщенном виде задачи НОТ в деятельности судов заключаются:

В разработке наиболее рациональных форм разделения труда между работниками суда и его кооперации, а также объединении сил и средств в тех случаях, когда речь идет о необходимости общих усилий (в частности, внедрение в практику специализации судей, взаимозаменяемость технических работников канцелярии);

В максимальном использовании достижений современной науки и техники;

В совершенствовании нормирования труда, в изучении затрат рабочего времени, в подготовке и установлении показателей, позволяющих определить объем работы, необходимую численность разных категорий работников;

В изучении и внедрении наиболее рациональных форм стимулирования труда;

В оптимизации рабочих мест, создании наилучших условий труда, обеспечении и оздоровлении условий труда;

В постоянном изучении и проведении эффективной воспитательной работы в трудовом коллективе.

Наряду с функциональным распределением труда по рассмотрению дел между судьями важное звено научной организации труда в правосудии составляет должностное разделение труда в судах, которое должно решать задачу освобождения судей от работы, не являющейся их исключительной прерогативой и не требующей их уровня квалификации. Речь идет о структуре штатов суда, о введении в них должностей, благодаря которым судья мог бы быть освобожден от значительной части чисто канцелярской или административно-хозяйственной работы, а также от некоторых организационно-оперативных функций.

Еще в 1977 году вносились предложения расширить перечень условно технических должностей, например, консультанта, судебного распорядителя, делопроизводителя для каждого судьи, кодификатора и др. Правильное должностное определение обязанностей в судах позволило бы сосредоточить внимание судей на деятельности по правосудию, освободив их от ряда функций (начиная с ведения карточек законодательных актов до организации ремонта помещений суда), которые с успехом могут выполняться другими работниками судов. Опыт работы консультантов народных судов показывает, что они могут во многом помочь в его разнообразной деятельности. Высказанные судьями предложения представляют в определенной мере обобщение уже существующей практики организации работы консультанта в суде. Так, в круг обязанностей консультанта судьи считают необходимым включить:

Ведение кодификационно-справочной работы по законодательству и юридической литературе;

Подготовку нормативного материала и юридической литературы в связи с рассмотрением конкретных дел;

Консультации судей и других работников суда по вопросам применения законодательства информацию по изменению законодательства;

Проведение обобщения судебной практики, обзоров, анализов состояния правонарушений в районе, составление отчетов по различным направлениям работы суда, ведение статистики;

Оказание помощи судье в приеме граждан, проведение самостоятельного приема граждан и консультации граждан по оформлению исковых заявлений и жалоб, проведение досудебной подготовки по гражданским делам и жалобам частного обвинения;

Работу с жалобами, ответы на письма, помощь судье в разрешении жалоб;

Инструктаж секретарей и технических работников суда, контроль за ведением делопроизводства 66 .

Квалификационное разделение труда основывается на том, что при распределении должностных обязанностей и ответственности между работниками следует исходить из степени сложности поручаемой им работы и их фактической квалификации.

При решении вопросов разделения труда в судах надо иметь в виду, что применение НОТ и совершенствование разделения труда судебных работников, во-первых, должно соответствовать требованиям закона об организации и деятельности судов и процессуального закона и, во-вторых, предполагает также, чтобы судьи были загружены только вопросами, действительно входящими в их компетенцию, определенную законодательством о судоустройстве и процессуальными законами. Судьи должны быть освобождены от обязанности выполнять технические, не относящиеся непосредственно к отправлению правосудия организационные операции, выходящие за рамки их профессиональных и должностных обязанностей и непосредственно возложенные на других, в первую очередь технических работников.

На то обстоятельство, что судьи арбитражных судов работают со значительными перегрузками, неоднократно указывалось руководством ВАС РФ. При этом в целях нормализации нагрузки судей предполагалось значительное увеличение штатов арбитражных судов как по судьям, так и по работникам аппарата судов. Для доведения нагрузки судей до нормативного уровня штатная численность судей арбитражных судов должна быть увеличена в 3,5 раза по сравнению с имеющейся в 2000 году и ставить 10178. Кроме этого, по состоянию на 2000 год на одного судью арбитражного суда приходилось 1,23 работника аппарата. Если же учесть только работающих непосредственно с судьями, то в среднем один специалист работал с двумя судьями. В Программе указывается на необходимость увеличения штатной численности работников аппарата арбитражных судов до 20356 человек в 2005 году, чтобы на одного судью приходилось два работника аппарата. Однако учитывая, что рост количества рассматриваемых арбитражными судами дел постоянно опережает увеличение общей численности судейского корпуса и работников аппаратов арбитражных судов и, что кадровые мероприятия потребуют весьма значительных бюджетных затрат, предлагалось увеличение к 2005 году судей лишь в 2 с небольшим раза до 6240 должностей и работников аппаратов соответственно в 3,6 раза до 12500 единиц. К 2010 году предлагалось довести количество судейских должностей до 7500, а работников аппаратов арбитражных судов соответственно до 15000 67 .

На 2006 год количественный состав судейского корпуса арбитражных судов установлен 3700 - по штатной численности и составляет 3030 - по фактическому состоянию 68 .

Программа предполагала создание надлежащих условий для осуществления правосудия, в том числе путем устранения имеющихся недостатков в организации деятельности судей, когда судьям нередко приходится выполнять функции, которые без ущерба для качества работы могли бы быть делегированы помощникам и специалистам 69 .

Подобные предложения представляются весьма своевременными, однако некоторыми специалистами в области гражданского и арбитражного процессуального судопроизводства они не одобряются и подвергаются критике. В.М.Шерстюк, в частности, пишет, что сама идея о возложении, например, на помощника судьи обязанностей, связанных с совершением некоторых процессуальных действий (принятием заявления, подготовкой дела к судебному разбирательству, примирением сторон), не нова, активно обсуждалась рабочей комиссией по подготовке проекта АПК РФ в Государственной Думе и была отвергнута по той причине, что все эти действия составляют содержание правосудия. Согласно же Конституции РФ, ФКЗ « О судебной системе Российской Федерации», Закону РФ « О статусе судей в Российской Федерации» вести такую деятельность вправе только судьи, получившие такой статус в установленном законом порядке. Данное обстоятельство привело к необходимости включения в АПК РФ ст.58, закрепившей правило, согласно которому помощник судьи оказывает содействие судье в подготовке и организации судебного процесса и не вправе выполнять функции, направленные на осуществление правосудия. Помощник судьи не может совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса, поскольку это может привести к искажению сущности самого правосудия. При возможной же реализации предложения ч.2 ст.58 АПК РФ о совершении помощником судьи процессуальных действий в случаях, предусмотренных АПК РФ на практике придется решать немало вопросов: какие нормы АПК РФ могут считаться уполномочивающими его на это, какие конкретно процессуальные действия должен решать помощник судьи; каковы правовые последствия этих действий; подконтрольны ли они судье, рассматривающему дело; если да, то в какой мере; кто и в каком порядке их может отменить. Это также приведет к внесению изменений в соответствующие нормативные акт, причем эти коррективы не должны быть значительными, дабы не затронуть сущности правосудия 70 .

К вспомогательному аппарату относятся помощники судей, группа специалистов, работающих с судьями, секретариат председателя суда, канцелярия, включая архив, информационно-аналитический отдел, бухгалтерия, отдел кадров, сектор материально-технического обеспечения и социально-бытового обслуживания, а также технический персонал.

Отношение рабочего времени, которое судья тратит реально на деятельность, связанную непосредственно с осуществлением правосудия, к общему фонду рабочего времени покажет, насколько рационально распределение этого фонда, достаточно ли используется в судах принцип разделения труда по степени его квалифицированности между судьями и другими работниками в судах и, наконец, всегда ли обоснованно определяются функции судей и их реальный объем при осуществлении других, помимо правосудия, задач судебных органов.

Учет использования рабочего времени требует оценки реальной штатной ситуации в судебных органах, поскольку неукомплектованность или неквалифицированность штатов других, кроме судей, судебных работников ведет к существенной перегрузке судей несвойственными им функциями или такими обязанностями, выполнением которых судьи должны лишь руководить. Имеется в виду ряд обязанностей, связанных с организацией приема населения, различных операций по оформлению документов, которые должны осуществляться секретарями и т.д. 71

В связи с этим возникают вопросы, кто из этих сотрудников напрямую задействован в управлении движением дела и как должны распределяться их обязанности для оптимальной организации этого процесса.

Проанализировав весь процесс прохождения дела, его организацию, можно выделить из всего вспомогательного персонала суда следующих сотрудников, имеющих отношение к этому процессу, от оптимальной деятельности которых зависит возможность освобождения судей от несвойственных им функций. Это - помощники судей, специалисты, работающие с судьями, секретари судебных заседаний. Организацию всего процесса делопроизводства и прохождения дела в суде целесообразно возложить не на председателя арбитражного суда, а на администратора, должности которых в настоящее время вводятся во всех арбитражных судах России.

В результате проведенного исследования, интервьюирования судей, председателей арбитражных судов, изучения документооборота в арбитражных судах, приказов, инструкций и иных нормативных материалов, можно сделать вывод о том, что в настоящее время распределение и реальное выполнение существующих функциональных обязанностей помощником судьи, специалистом коллегии и секретарем судебного заседания организовано непродуктивно.

Об утверждении Типового должностного регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы администратора арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, ...

СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ


В целях своевременной разработки и утверждения должностных регламентов государственных гражданских служащих федеральных арбитражных судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Типовой должностной регламент федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы администратора арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам (далее - Типовой регламент).

2. Председателям арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам организовать разработку и представить в соответствии с разделом VII Типового регламента должностные регламенты администраторов соответствующих судов на согласование в Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Паршина А.И.

Генеральный директор
А.В.Гусев

Типовой должностной регламент федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы администратора арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам

I. Общие положения

1.1. Должность администратора арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам (далее - администратор арбитражного суда) в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы относится к главной группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории "руководители".

1.2. Администратор арбитражного суда осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) и во взаимодействии с ними.

1.3. Администратор арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам (далее - арбитражные суды, далее также - арбитражный суд) назначается и освобождается от должности приказом начальника соответствующего структурного подразделения Судебного департамента по представлению председателя соответствующего арбитражного суда.

1.4. Администратор арбитражного суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

1.5. Администратор арбитражного суда призван способствовать укреплению самостоятельности суда, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

1.6. Администратор арбитражного суда исполняет обязанности, связанные с использованием сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну.

II. Квалификационные требования

2.1. На должность администратора арбитражного суда назначаются лица с высшим образованием.

2.2. Стаж работы лица, претендующего на замещение должности администратора арбитражного суда, должен составлять: не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности.

2.3. Администратор арбитражного суда должен знать:

Конституцию Российской Федерации ;

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" ;

федеральные законы от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" , от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" , от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" , от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" , от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" , другие законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Совета судей Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, касающиеся организационного обеспечения деятельности судов и регулирующие особенности прохождения гражданской службы;

федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Верховного Суда Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие соответствующую сферу деятельности, в пределах должностных обязанностей и полномочий;

нормативные правовые акты Судебного департамента в пределах своей компетенции;

порядок работы со служебной информацией;

основы ведения делопроизводства;

основы проведения переговоров, заключения договоров;

нормы и правила охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности;

правила внутреннего трудового распорядка арбитражного суда;

должностной регламент.

2.4. Администратор арбитражного суда должен уметь:

обобщать и анализировать работу функционирования арбитражного суда в части его организационного обеспечения;

работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, необходимыми для исполнения должностных обязанностей;

разрабатывать план конкретных мероприятий;

эффективно и последовательно работать с подразделениями арбитражного суда по вопросам организации обеспечения деятельности судов;

оперативно принимать и осуществлять принятые решения;

адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем;

правильно распределять рабочее время;

владеть приемами межличностных отношений (уметь внимательно слушать коллег; не допускать межличностных конфликтов с коллегами и руководителями; эффективно сотрудничать, идти на компромисс при решении проблем в конфликтных ситуациях; быть ответственным по отношению к людям, отзывчивым, дружелюбным; помогать в работе коллегам; быть объективным при исполнении должностных обязанностей);

иметь навыки владения компьютерной и другой оргтехникой и необходимым программным обеспечением.

2.5. Администратор арбитражного суда не вправе разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

III. Должностные обязанности, права и ответственность администратора арбитражного суда

3.1. Администратор арбитражного суда осуществляет руководство аппаратом арбитражного суда и организовывает деятельность структурных подразделений арбитражного суда в пределах установленных председателем арбитражного суда полномочий, координирует и контролирует работу арбитражного суда и организовывает взаимодействие структурных подразделений арбитражного суда по следующим вопросам организационного обеспечения деятельности арбитражного суда:

3.1.1. Вопросы обеспечения безопасности судебной деятельности, в том числе:

организация подготовки залов судебных заседаний к работе;

организация мероприятий, направленных на обеспечение установленного порядка деятельности судов и принятие мер безопасности при проведении судебных заседаний, порядка охраны зданий арбитражного суда, совещательных комнат и судебных помещений;

организация оборудования зданий и внутренних помещений арбитражного суда кнопками тревожной сигнализации;

организация с работниками арбитражного суда учебно-тренировочных занятий в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

3.1.2. Организация ведения судебной статистики:

организация работы по ведению статистического учета и составлению статистических отчетов;

обеспечение подготовки аппаратом арбитражного суда отчетных материалов о работе арбитражного суда, а также представление председателю арбитражного суда регулярных докладов о состоянии организационного, финансового, материально-технического, кадрового и информатизационного обеспечения деятельности арбитражного суда.

3.1.3. Информационно-правовое обеспечение деятельности арбитражного суда:

организация и контроль процессов информатизации в арбитражном суде, поддержания в рабочем состоянии автоматизированных рабочих мест, программного обеспечения, локально-вычислительной сети и каналов связи;

организация и осуществление контроля за соблюдением техники безопасности при эксплуатации компьютерного оборудования, пожарной безопасности в помещениях арбитражного суда;

участие в принятии решения по выбору общесистемного и специального программного обеспечения, организация его внедрения и эксплуатации;

осуществление контроля за своевременным составлением отчетности о работе арбитражного суда по линии информатизации;

осуществление контроля за состоянием оборудования и оргтехники, принятие мер к их профилактическому обслуживанию и ремонту.

3.1.4. Обеспечение судей и работников аппарата арбитражного суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами:

организация получения, учета и хранения периодических изданий, осуществляющих официальное опубликование нормативных правовых актов федерального законодательства, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

организация получения, учета и хранения Бюллетеня Верховного Суда Российской Федерации, ежеквартальных обзоров нового законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, материалов судебной практики вышестоящего арбитражного суда в регионе; организационно-техническое обеспечение подготовки материалов обобщения судебной практики данного арбитражного суда;

осуществление контроля за получением и хранением приказов и распоряжений Судебного департамента;

организация получения, учета и хранения юридической литературы и справочно-информационных материалов;

осуществление контроля за своевременной доставкой периодических изданий и юридической литературы органами почтовой связи, организация претензионной работы в случае ненадлежащего выполнения органами почтовой связи обязанностей по своевременной и качественной доставке периодических изданий и юридической литературы;

осуществление контроля за заключением и исполнением договоров на оснащение суда справочными правовыми системами: "Кодекс", "Гарант" или "КонсультантПлюс" (совместно со специалистом по информатизации).

3.1.5. Организация делопроизводства и работы архива арбитражного суда (во взаимодействии с начальником отдела делопроизводства арбитражного суда):

осуществление контроля за организацией приема граждан работниками аппарата арбитражного суда;

организация проверок состояния помещения и журнала учета, приема, хранения и уничтожения доказательств, поступающих в арбитражный суд;

осуществление контроля за оборудованием (оснащением) помещения архива арбитражного суда, а также за организацией его работы.

3.1.6. Организация медицинского обслуживания судей и членов их семей:

организация подготовки и направления в Судебный департамент изменений (дополнений и исключений) в списках лиц, подлежащих страхованию;

организация приема в арбитражном суде представителя страховой компании (не реже 1 раза в месяц);

участие в межведомственных совещаниях;

своевременное информирование о претензиях к работе страховых компаний Управления социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента.

3.1.7. Организация санаторно-курортного лечения судей и членов их семей:

осуществление сбора и обобщения заявок судей на санаторно-курортное лечение;

обеспечение своевременной выдачи санаторно-курортных путевок судьям и членам их семей, в случаях отказа от путевок по уважительным причинам - принятие своевременных организационных действий по передаче путевки другому лицу, имеющему право на санаторно-курортное лечение, либо извещение об этом страховой компании;

ежеквартальное представление в Судебный департамент отчетов об использовании санаторно-курортных путевок, а также информации о размере компенсации за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение (в конце отчетного года);

ведение журнала отзывов судей и членов их семей о проведенном санаторно-курортном лечении.

3.1.8. Страхование жизни и здоровья судей:

информирование страховой компании в 3-дневный срок о наступлении страховых случаев, оказание судье или члену семьи судьи помощи по сбору документов для оформления страхового случая с последующим направлением их в страховую компанию;

своевременное доведение до судей (под роспись) писем Судебного департамента о страховании жизни и здоровья судей.

3.1.9. Страхование имущества судей:

своевременное извещение председателя арбитражного суда о наступлении страхового случая;

оказание помощи в подготовке необходимых документов;

своевременное доведение до судей (под роспись) писем Судебного департамента о страховании имущества судей.

3.1.10. Организация материально-технического обеспечения деятельности арбитражного суда:

определение потребности арбитражного суда в материально-технических средствах (канцелярские товары, бланки, документы, предметы длительного пользования, расходные материалы и другое) при формировании проекта сметы на следующий финансовый год в соответствии с утвержденными нормами;

участие в разработке конкурсной документации для проведения тендеров по отбору поставщиков на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд, контроль выполнения заключенных государственных контрактов, представление отчетов о проведении конкурсов;

участие в работе по заключению и исполнению договоров на поставку товаров, оказание услуг, в том числе коммунальных;

участие в составлении установленных отчетов-заявок на материально- технические средства и представление их в соответствующее подразделение Судебного департамента;

обеспечение контроля за сохранностью материальных ценностей и своевременностью представления отчетности об их использовании;

организация своевременного представления счетов на оплату коммунальных услуг, ведение текущего учета их поступления;

участие в составлении установленной отчетности на материально-технические средства и ее представлении в соответствующие подразделения Судебного департамента;

участие в разработке прогнозов объемов продукции, закупаемой для обеспечения федеральных государственных нужд, и планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.

3.1.11. Организация обеспечения автотранспортом:

определение потребности в соответствии с руководящими документами, организация учета автотранспорта, запасных частей, оформление паспортной документации;

организация содержания и эксплуатации служебного автотранспорта;

проведение мероприятий по содержанию автотранспорта в исправном состоянии, организация прохождения технического осмотра, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта;

организация учета горюче-смазочных материалов, контроль списания горюче-смазочных материалов в соответствии с установленными нормами;

организация своевременного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

3.1.12. Организация обеспечения оргтехникой и средствами связи:

составление заявок на приобретение оргтехники и средств связи;

организация технического обслуживания и ремонта оргтехники, средств связи.

3.1.13. Организация обеспечения мебелью, сейфами, металлическими шкафами, бытовыми предметами, приборами, мантиями судей и служебным обмундированием работников аппарата арбитражного суда, имеющих классный чин:

организация обеспечения действующих входов зданий арбитражных судов стационарными и ручными металлообнаружителями;

организация обеспечения арбитражных судов символами государственной власти в соответствии с утвержденными нормами.

3.1.14. Организация строительства, ремонта, эксплуатации и технического обслуживания зданий (помещений) и сооружений арбитражного суда:

организация работы по получению документов на отвод земель под строительство объектов;

подготовка документации по обоснованию строительства и исходных данных для составления задания на проектирование при строительстве зданий и сооружений для размещения арбитражных судов;

участие в работе комиссии по проведению конкурсов на выполнение подрядных работ по строительству и ремонту зданий и сооружений;

участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию построенных (отремонтированных) зданий и сооружений;

осуществление контроля за качеством ремонтных и строительных работ;

организация подготовки зданий и сооружений для эксплуатации в осенне-зимний период;

осуществление постоянного контроля за техническим, санитарно-гигиеническим и противопожарным состоянием зданий и сооружений;

ведение учета потребления коммунальных услуг в соответствии с действующими нормативными документами, осуществление контроля за своевременностью их оплаты;

разработка плана действий работников арбитражного суда при возникновении чрезвычайных происшествий в зданиях (сооружениях) арбитражного суда в рабочее и нерабочее время;

оформление правоустанавливающих документов на недвижимость и земельные участки судов;

организация подбора, подготовки и обучения персонала по охране и обслуживанию зданий суда, руководство его работой (по поручению председателя арбитражного суда).

Администратор арбитражного суда при строительстве или реконструкции зданий и сооружений арбитражных судов оформляет разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, а также готовит проекты договоров:

с проектным институтом - на разработку проектно-сметной документации;

с областным (городским) Управлением капитального строительства - на исполнение функций по технадзору при разработке проектно-сметной документации и строительстве объектов;

на аренду помещений;

на коммунальные услуги и другие хозяйственные нужды;

подряда на ремонтно-строительные работы.

3.1.15. Разработка проекта сметы расходов арбитражного суда:

сбор и обобщение предложений всех структурных подразделений арбитражного суда (с участием хозяйственных служб) по формированию сметы расходов арбитражного суда на очередной финансовый год;

формирование проекта сметы арбитражного суда в соответствии с указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации, и выделением действующих (текущее финансирование) и принимаемых обязательств (дополнительные средства);

представление проекта сметы арбитражного суда в Судебный департамент.

3.1.16. Осуществление контроля за соблюдением правил по охране труда, внутреннего трудового распорядка и техники безопасности:

организация условий труда и рабочих мест судей и работников аппарата арбитражного суда.

3.2. Администратор арбитражного суда обязан:

представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

уведомлять в установленном порядке председателя арбитражного суда, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

уведомлять в установленном порядке председателя арбитражного суда о намерении выполнять иную оплачиваемую работу;

принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, уведомлять в письменной форме своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только об этом станет известно;

передавать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в целях предотвращения конфликтов интересов;

уведомлять председателя арбитражного суда и начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства;

ежеквартально разрабатывать план своей работы, а также принимать участие в составлении плана работы арбитражного суда в части организационного обеспечения деятельности арбитражного суда, организации делопроизводства и работы архива;

составлять и своевременно представлять председателю арбитражного суда и начальнику Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента отчеты о выполнении плановых мероприятий;

соблюдать правила и порядок работы с документами, сроки и качество их исполнения;

во взаимодействии с начальником отдела по делопроизводству осуществлять организацию делопроизводства арбитражного суда и работы архива, оказывать работникам аппарата арбитражного суда консультативную помощь в их деятельности;

соблюдать установленные в арбитражном суде правила внутреннего трудового распорядка;

выполнять иные поручения председателя арбитражного суда;

соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового этикета; при угрозе возникновения конфликта интересов сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов.

3.3. Права администратора арбитражного суда.

3.3.1. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" администратор арбитражного суда имеет право:

знакомиться с документами, определяющими его должностные обязанности, права и ответственность, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе;

знакомиться с решениями, принимаемыми председателем арбитражного суда, структурными подразделениями Судебного департамента, касающимися его деятельности и выполняемых им должностных обязанностей;

по поручению председателя арбитражного суда вести переписку со структурными подразделениями Судебного департамента и его органами, государственными органами и другими организациями по вопросам, входящим в его должностные обязанности;

получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

выносить на рассмотрение председателя арбитражного суда и начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента предложения по улучшению деятельности арбитражного суда, в том числе в части его организационного обеспечения, по совершенствованию организации работы аппарата арбитражного суда, а также своей деятельности;

повышать свой профессиональный уровень.

3.4. Ответственность администратора арбитражного суда.

3.4.1. Администратор арбитражного суда несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей, за несоблюдение ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, а также за:

действия или бездействие, ведущие к нарушению прав или законных интересов граждан;

разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, а также сведений, ставших известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей;

нарушение положений кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих управления Судебного департамента в соответствующем субъекте Российской Федерации;

несвоевременное выполнение заданий, приказов, распоряжений и указаний председателя арбитражного суда и начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента, за исключением незаконных.

3.4.2. Согласно статье 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" администратор арбитражного суда несет дисциплинарную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с федеральным законодательством в случае исполнения им неправомерного поручения.

IV. Перечень вопросов, по которым администратор арбитражного суда принимает участие в подготовке проектов управленческих и иных решений

4.1. Администратор арбитражного суда вправе принимать участие:

в подготовке информации по вопросам, входящим в его должностные обязанности;

в подготовке аналитических материалов, касающихся организационного обеспечения деятельности арбитражного суда, судебной статистики, организации делопроизводства, работы архива.

4.2. Администратор арбитражного суда вправе самостоятельно принимать решения по вопросам:

определения порядка проведения совещаний с руководителями структурных подразделений арбитражного суда по вопросам организационного, финансового, материально-технического, кадрового и информатизационного обеспечения деятельности арбитражного суда;

направления поручений структурным подразделениям арбитражного суда по вопросам организации работы аппарата арбитражного суда;

обеспечения контроля за своевременным и качественным выполнением структурными подразделениями арбитражного суда плановых мероприятий, приказов, распоряжений и поручений руководства арбитражного суда;

организации проверки исполнения аппаратом арбитражного суда приказов и распоряжений Верховного Суда Российской Федерации, Судебного департамента.

V. Порядок служебного взаимодействия администратора суда в связи с исполнением должностных обязанностей с государственными гражданскими служащими арбитражного суда, Судебного департамента, иных государственных органов, гражданами и организациями

5.1. Администратор арбитражного суда осуществляет взаимодействие:

с государственными гражданскими служащими суда, в котором он замещает должность государственной службы;

с государственными гражданскими служащими Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента;

с государственными гражданскими служащими государственных органов и других организаций по вопросам, входящим в его должностные обязанности.

5.2. Порядок взаимодействия администратора арбитражного суда с государственными гражданскими служащими арбитражного суда в связи с исполнением своих должностных обязанностей определяется председателем соответствующего арбитражного суда.

VI. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности администратора арбитражного суда

6.1. В организации труда:

производительность (выполняемый объем работ);

результативность (мера достижения поставленных целей);

интенсивность труда (способность в короткие сроки выполнять определенный объем работ).

6.2. Своевременность и оперативность, то есть выполнение поручений в установленные законодательством, должностным регламентом или руководством сроки.

6.3. Качество выполненной работы:

подготовка документов в соответствии с установленными требованиями;

полное и логичное изложение материала;

юридически грамотное составление документов;

отсутствие стилистических и грамматических ошибок.

6.4. Профессионализм:

профессиональная компетентность (знание законодательных и иных нормативных правовых актов, широта профессионального кругозора, умение работать с документами);

способность выполнять должностные функции самостоятельно, без помощи руководителя;

способность четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты;

осознание ответственности за последствия своих действий и принимаемых решений;

способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях.

VII. Порядок разработки, согласования, утверждения и введения в действие должностного регламента администратора арбитражного суда

Должностной регламент администратора арбитражного суда разрабатывается исходя из задач и функций, возложенных на аппарат арбитражного суда, Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента, соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе о государственной гражданской службе, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, других нормативных правовых актов.

Должностной регламент администратора арбитражного суда разрабатывается и утверждается председателем соответствующего арбитражного суда по согласованию с начальником Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента.

Все листы должностного регламента должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Должностной регламент хранится в Управлении государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента.

Администратор арбитражного суда знакомится с должностным регламентом при заключении служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности государственной гражданской службы, о чем делается отметка в листе ознакомления с должностным регламентом (прилагается).

Копия должностного регламента с подписью администратора арбитражного суда об ознакомлении прилагается к служебному контракту и подшивается в личное дело.

Заверенные копии должностного регламента и служебного контракта выдаются администратору арбитражного суда.

Должностной регламент вступает в силу с момента его утверждения и действует до момента его замены новым должностным регламентом, внесение изменений в должностной регламент не допускается.

Должностной регламент может быть разработан и переутвержден при изменении Типового регламента, организационно-штатной структуры Судебного департамента, а также при проведении иных структурных преобразований, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

При проведении указанных выше структурных изменений новый должностной регламент разрабатывается, согласовывается и утверждается в установленном порядке.

Положения должностного регламента являются обязательными для исполнения администратором арбитражного суда, проходящим службу в данной должности гражданской службы, с момента назначения на должность.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Об утверждении Типового должностного регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы администратора арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам

Название документа: Об утверждении Типового должностного регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы администратора арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам
Номер документа: 232
Вид документа: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
Принявший орган: Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
Статус: Действующий
Опубликован: Бюллетень Актов по Судебной системе, N 2, февраль 2015 года
Дата принятия: 06 ноября 2014
Дата начала действия: 06 ноября 2014

Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в России осуществляет Высший Арбитражный Суд РФ. Данный судебный орган производит подбор и подготовку кандидатов на должности судей, организует работу по повышению квалификации судей и иных работников судов, финансирует арбитражные суды, а также обеспечивает контроль за расходованием финансовых средств.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны оказывать содействие Высшему Арбитражному Суду РФ в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов.

Материально-техническое снабжение, а также медицинское, жилищное и социально-бытовое обслуживание судей и работников аппаратов судов осуществляются органом исполнительной власти по месту нахождения арбитражного суда за счет средств федерального бюджета.

Деятельность арбитражного суда обеспечивает аппарат арбитражного суда, который возглавляется администратором данного судебного органа.

Администратор арбитражного суда осуществляет следующие полномочия:

  • - руководит аппаратом арбитражного суда;
  • - организует работу аппарата по обеспечению прохождения дел в арбитражном суде;
  • - организует работу но обращению к исполнению судебных актов арбитражных судов;
  • - осуществляет иные функции по обеспечению деятельности арбитражного суда.

Аппарат арбитражного суда осуществляет следующие виды деятельности:

  • - организует предварительный досудебный прием участвующих в деле лиц;
  • - организует и осуществляет документооборот;
  • - содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;
  • - ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;
  • - изучает и обобщает судебную практику;
  • - разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;
  • - ведет статистический учет;
  • - организует материально-техническое обеспечение арбитражного суда;
  • - реализует иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Иные органы разрешения экономических споров

Арбитражный суд - не единственный орган, который вправе разрешать экономические споры. По соглашению сторон экономический спор может быть передан на рассмотрение третейского суда. Порядок образования и деятельности данных органов регламентирован Федеральным законом от 24.07.2002 № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации".

В России могут быть образованы как постоянно действующие третейские суды, так и третейские суды для разрешения конкретного спора. Постоянно действующие третейские суды создаются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 325-ФЗ "Об организованных торгах", общественными объединениями предпринимателей и потребителей, а также иными организациями - юридическими лицами. Например, к постоянным третейским судам относятся Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ, Морская арбитражная комиссия, действующая при этой же палате. Постоянно действующие третейские суды в любом случае не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии третейского соглашения, заключенного между сторонами. Такое соглашение сторонами может быть заключено в отношении как всех без исключения, так и каких-либо определенных споров.

Третейский суд разрешает споры на основании Конституции РФ, действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, действующих на территории страны.

Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.

Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) трое третейских судей.

Формирование конкретного состава третейского суда производится путем избрания или назначения третейских судей (или единоличного третейского судьи).

Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Стороны и третейский суд обязаны прилагать все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо.

Кроме того, к спору, который находится на разрешении в третейском суде, на любой стадии разбирательства можем" быть применена процедура медиации.

В случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации любая из сторон вправе заявить третейскому суду ходатайство об этом. Также стороны должны представить третейскому суду соглашение о проведении процедуры медиации, заключенное в письменной форме.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.201 0 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" данная процедура представляет собой способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Порядок медиации в каждом случае устанавливается соглашением о проведении данной процедуры.

Медиативное соглашение, заключенное сторонами в письменной форме в отношении спора, находящегося в третейском суде, может быть утверждено третейским судом в качестве мирового соглашения.

Медиация также может применяться в качестве самостоятельного средства разрешения экономических споров. В этом случае стороны спора самостоятельно исполняют условия медиативного соглашения.

МОСКВА, 9 фев - ПРАЙМ, Сергей Феклюнин. Арбитражный суд Москвы, самый большой экономический суд Европы, получающий ежедневно более тысячи исков и заявлений, внедрил систему "Электронная очередь", позволяющую избавиться от многочасовых очередей при подаче исков. О нововведении агентству "Прайм" рассказал администратор суда Марат Яруллин.

- Марат Наилевич, расскажите, пожалуйста, для чего нужна система "Электронная очередь"?

Арбитражный суд города Москвы занимает лидирующее место в системе арбитражных судов по количеству поступающих и рассмотренных дел. Каждый день в суд через канцелярию, по почте и через систему электронной подачи документов "Мой арбитр" приходит свыше 1200 исков и заявлений. Это только первичные документы. Кроме того, ежедневно в суд поступает огромное количество дополнительных процессуальных документов по уже рассматриваемым делам.

Несмотря на достаточно стремительное развитие электронных сервисов, большая часть документов пока поступает в бумажном виде. А это значит, что сотрудники суда должны принять документы, просмотреть их, проверить наличие указанных приложений и зарегистрировать. Учитывая огромный поток подаваемых документов, каждое утро к окнам канцелярии выстраивались очереди, в которых посетителям суда приходилось проводить немалое количество времени. Теперь участники споров смогут заранее из дома или офиса выбрать удобное время для подачи документов и сдать их без ожидания в очереди.

Внедрение в суде системы "Электронная очередь" было направлено на реализацию одновременно нескольких задач. Удалость ввести в эксплуатацию механизм, способствующий быстрой и эффективной подаче документов, оптимизировать поток посетителей, ежедневно приходящих в суд, и упорядочить многочисленные очереди желающих подать документы. Немаловажно рассматривать данную систему, в том числе как одну из мер, направленных на противодействие коррупции.

- Как работает сервис?

Осуществить регистрацию в системе можно двумя способами - либо на официальном сайте суда, на главной странице в разделе "Электронная очередь", либо при помощи терминалов, установленных в вестибюле суда. Подробная инструкция по регистрации в системе "Электронная очередь" размещена на сайте суда. Она предусматривает два варианта подачи документов в суд: с проверкой приложений и без проверки приложений.

Первый вариант - с проверкой приложений - более длительная процедура, требующая внимательной проверки всех перечисленных в заявлении приложений. Вариант без проверки приложений - упрощенная процедура приема документов, более быстрая и эффективная.

Выбрав один из вариантов, пользователь затем получает возможность выбрать удобное для него время для прихода в суд?

Да, оформляя заявку на подачу документов через канцелярию суда, заявитель может выбрать любое свободное время, максимально удобное ему для подачи документов, но в режиме рабочего дня, конечно. На указанный им адрес электронной почты будет направлено уведомление с данными о записи.

При предварительной регистрации на сайте в случае, если нет удобного времени для подачи документов через канцелярию суда, на этой же странице сайта можно перейти к подаче документов через систему "Мой арбитр" и подать документы в электронном виде, не приходя в суд.

Важно отметить, что при подаче документов допустимо на один талон или под одной регистрацией указать сразу несколько заявителей, от которых одномоментно подаются документы, либо сразу несколько номеров судебных дел. Такая возможность будет удобна для граждан, в том числе для курьеров, которым необходимо подать сразу несколько документов от разных заявителей (для первичных документов) или по разным судебным делам (для процессуальных дополнительных документов).

Система электронной подачи документов в арбитражных судах работает уже несколько лет. Каково на данный момент соотношение поступающих в суд "электронных" и "бумажных" исков?

На сегодняшний день больше исков, поступающих через канцелярию и по почте. Например, за январь через "Мой арбитр" в арбитраж Москвы поступило свыше 3 тысяч исков, а через канцелярию - свыше 15 тысячи исков. Это если говорить только о первичной документации.

Сейчас в стране информационные технологии на очень высоком уровне, они эффективно применяются практически в любой отрасли, а в судебной - очень активно. Но людям необходимо время, чтобы привыкнуть, приобрести определенные навыки в использовании. И только потом, как правило, анализируются и оцениваются все преимущества новых технологий. Мы очень надеемся, что система "Электронная очередь" сможет обеспечить комфортные условия для посетителей нашего суда и повысит результативность производственного процесса.

- Каких еще нововведений ждать участникам разбирательств в арбитражном суде Москвы?

В ближайшее время через систему "Электронная очередь" участники процессов смогут подавать заявки на ознакомление с материалами дела. Сейчас данный функционал проходит техническую подготовку.



mob_info