Мероприятия обеспечению мер пожарной безопасности. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на предприятии. Задачи контролирующих инстанций

3.1. Обеспечение пожарной безопасности является составной частью производственной или иной деятельности должностных лиц, работников предприятий и предпринимателей. Это должно быть отражено в трудовых договорах (контрактах) и уставах предприятий.

3.2. Руководитель предприятия должен определить обязанности должностных лиц (в том числе заместителей руководителя) по обеспечению пожарной безопасности, назначить ответственных за пожарную безопасность отдельных зданий, сооружений, помещений, участков и т.д., технологического и инженерного оборудования, а также за содержание и эксплуатацию технических средств противопожарной защиты.

Обязанности по обеспечению пожарной безопасности, содержанию и эксплуатации средств противопожарной защиты должны быть отражены в соответствующих должностных документах (функциональных обязанностях, инструкциях, положениях и т.п.).

3.3. На каждом предприятии с учетом его пожарной опасности приказом (инструкцией) должен быть установлен соответствующий противопожарный режим, в том числе определены:

Возможность курения (место для курения), применения открытого огня, бытовых нагревательных приборов;

Порядок проведения временных пожароопасных работ (в том числе сварочных);

Правила проезда и стоянки транспортных средств;

Места для хранения и допустимое количество сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, которые могут одновременно находиться в производственных помещениях и на территории (в местах хранения);

Порядок уборки горючей пыли и отходов, хранение промасленной спецодежды и тряпья, очистки воздуховодов вентиляционных систем от горючих отложений;

Порядок отключения от сети электрооборудования в случае пожара;

Порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

Порядок прохождения должностными лицами обучения и проверки знаний по вопросам пожарной безопасности, а также проведения с противопожарных инструктажей и занятий по пожарно-техническому минимуму с назначением ответственных за их проведение;

Порядок организации эксплуатации и обслуживания имеющихся технических средств противопожарной защиты (противопожарного водопровода, насосных станций, установок пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, дымоудаления, огнетушителей и т.п.);

Порядок проведения планово-предупредительных ремонтов и осмотров электроустановок, отопительного, вентиляционного, технологического и другого инженерного оборудования;

Действия работников при обнаружении пожара;

Порядок сбора членов добровольной пожарной дружины и ответственных должностных лиц в случае возникновения пожара, вызова ночью, в выходные и праздничные дни.

Работники предприятия должны быть ознакомлены с этими требованиями на инструктажах, при прохождении пожарно-технического минимума и т. п., выдержки из приказа (инструкции) с основными положениями следует вывешивать на видных местах.

3.4. На каждом предприятии должен быть проработана общая инструкция о мерах пожарной безопасности и инструкции для всех взрывопожароопасных и пожароопасных помещений (участков, цехов, складов, мастерских, лабораторий и т.п.) согласно приложению 1 настоящих Правил.

Эти инструкции должны изучаться во время проведения противопожарных инструктажей, прохождения пожарно-технического минимума, а также в системе производственного обучения и вывешиваться на видных местах.

3.5. В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов), которые имеют два этажа и более, в случае одновременного пребывания на этаже более 25 человек должны быть разработаны и вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара.

Необходимость обеспечения планами (схемами) эвакуации одноэтажных зданий и сооружений определяется местными органами государственного пожарного надзора, исходя из их пожарной опасности, количества размещаемых людей, площади и т.д.

В детских дошкольных учреждениях, учебных заведениях, лечебных учреждениях со стационаром, домах престарелых и инвалидов, санаториях и учреждениях отдыха, культурно-просветительных и зрелищных учреждениях, крытых спортивных зданиях и сооружениях, гостиницах, мотелях, кемпингах, торговых предприятиях (два этажа и больше) и других аналогичных по назначению объектах с массовым пребыванием людей (50 человек и более) в дополнение к схематическому плану эвакуации администрация обязана проработать инструкцию, которая определяет действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полгода должны проводиться практические тренировки всех задействованных работников.

Для объектов, в которых предусматривается нахождение людей ночью (дошкольные учреждения, интернаты, больницы и т.п.), инструкции должны предусматривать два варианта действий: в дневное и ночное время.

3.6. В случае изменения планировки или функционального назначения зданий (помещений, сооружений), технологии производства, штатного расписания персонала администрация обязана обеспечить своевременные переработки планов эвакуации и инструкций.

3.7. На предприятии должен быть установлен порядок (система) оповещения людей о пожаре, которому необходимо ознакомить всех работников.

В помещениях на видных местах возле телефонов следует вывешивать таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

3.8. Территория предприятия, а также здания, сооружения, помещения должны быть обеспечены соответствующими знаками безопасности согласно ГОСТ 12.4.026-76 "ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности".

3.9. В случае получения веществ и материалов с неизвестными свойствами относительно пожарной опасности владелец предприятия обязан запретить их применение до выяснения через соответствующие учреждения и организации сведений (показателей) об их пожарной опасности.

Применение в строительстве и на производстве материалов и веществ, на которые отсутствуют данные относительно пожарной опасности, запрещается.

3.10. Владельцы предприятий, на которых применяются и перерабатываются сильнодействующие ядовитые вещества (далее - СДЯВ) и источники радиоактивного излучения, обязаны регулярно в согласованные с пожарной охраной сроки информировать подразделения государственной пожарной охраны о количестве таких веществ и материалов, их токсические свойства, особенности поведения время пожара, сообщать другие данные, необходимые для обеспечения безопасности личного состава, который привлекается к тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ на этих предприятиях.

3.11. Для работников охраны (сторожей, вахтеров, дежурных и т.п.) администрацией должна быть разработана инструкция, в которой необходимо определить их обязанности по контролю за соблюдением противопожарного режима, осмотра территории и помещений, порядок действий в случае обнаружения пожара, износ средств пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, а также указать, кто из должностных лиц администрации должен быть вызван в ночное время в случае пожара.

Работники охраны должны иметь список должностных лиц предприятия с указанием их домашнего адреса, служебного и домашнего телефонов. Они обязаны знать порядок действий в случае обнаружения пожара, правила пользования первичными средствами пожаротушения и приемы тушения.

3.12. Рабочие, служащие, другие работники предприятия обязаны:

Придерживаться установленного противопожарного режима, выполнять требования правил и других нормативных актов по вопросам пожарной безопасности, действующих на предприятии;

В случае возникновения (обнаружения) пожара действовать в соответствии с требованиями раздела 9 этих Правил.

3.13. Руководитель предприятия обязан принимать (в пределах предоставленных ему прав) соответствующие меры реагирования на факты нарушений или невыполнения должностными лицами, другими работниками предприятия установленного противопожарного режима, требований правил пожарной безопасности и других нормативно-правовых актов, действующих в этой сфере.

3.14. С целью привлечения работников к проведению мероприятий по предотвращению пожаров, организации их тушения на предприятиях создаются добровольные пожарные дружины (далее - ДПД) и команды (далее - ДПК), деятельность которых должна осуществляться в соответствии с Положением о добровольных пожарных дружинах (командах), утвержденного приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 11.02.2004 N 70 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 19.02.2004 за N 221/8820.

Членов добровольных пожарных дружин (команд), которые подлежат обязательному личному страхованию (на случай гибели (смерти), ранения (контузии, травмы или увечья), заболевания, полученных во время ликвидации пожара или последствий аварии), следует застраховать в соответствии с Положением о порядок и условия обязательного личного страхования работников ведомственной и сельской пожарной охраны и членов добровольных пожарных команд), утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 3 апреля 1995 N 232.

3.15. На предприятиях с количеством работников 50 и более лиц по решению трудового коллектива создаются пожарно-технические комиссии (далее - ПТК). Их работу необходимо организовывать согласно Типовому положению о пожарно-технической комиссии, утвержденным приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 11.02.2004 N 70 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 19.02.2004 за N 222 / 8821.

3.16. В школах, детских лагерях необходимо создавать дружины юных пожарных (далее - ДЮП), действующие на основании Положения о дружинах юных пожарных, утвержденного протоколом Президиума Добровольного пожарного общества Украины от 20.05.94 N 13 / 4.

3.17. Для координации и совершенствования работы, связанной с обеспечением пожарной безопасности и контролем за ее проведением, в аппаратах министерств, других центральных органах исполнительной власти должны создаваться службы пожарной безопасности (далее - СПБ) в соответствии с Типовым положением о службе пожарной безопасности, утвержденного приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 29.09.2003 N 369 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 10.12.2003 за N 1121/8442.

Такие службы необходимо также организовывать в аппаратах объединений предприятий (ассоциаций, корпораций, концернов и др.) для выполнения делегированных объединению функций в области пожарной безопасности.

Деятельность СПБ должна регламентироваться положениями, которые разрабатываются соответствующими министерствами, ведомствами, объединениями предприятий.

3.18. Все работники при приеме на работу и по месту работы должны проходить инструктажи по вопросам пожарной безопасности (далее - противопожарные инструктажи). Противопожарные инструктажи подразделяются на вводный, первичный, повторный на рабочем месте, внеплановый и целевой.

Лица, которых принимают на работу, связанную с повышенной пожарной опасностью, должны предварительно (до начала самостоятельного выполнения работы) пройти специальное обучение (пожарно-технический минимум). Работники, занятые на работах с повышенной пожарной опасностью, один раз в год должны проходить проверку знаний соответствующих нормативно-правовых актов по пожарной безопасности.

Порядок организации и проведения противопожарных инструктажей, обучения и проверки знаний по пожарно-техническому минимуму устанавливается Типичным положением об инструктажах, специальном обучении и проверке знаний по вопросам пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях Украины, утвержденным приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по защите населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 29.09.2003 N 368 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 11.12.2003 за N 1148/8469.

3.19. Обучение и проверка знаний должностных лиц по вопросам пожарной безопасности проводится в порядке, установленном законодательством.

3.20. Допуск к работе лиц, не прошедших обучение, противопожарного инструктажа и проверки знаний по вопросам пожарной безопасности, запрещается.

3.21. Изучение мер пожарной безопасности на производстве и в быту следует также предусматривать в системе производственного обучения рабочих, служащих, инженерно-технических работников (далее - ИТР). Кроме того, для этой цели используются имеющиеся на предприятии местные системы радиовещания и т.д.

3.22. Обслуживающий персонал гостиниц, кемпингов, общежитий, лечебных учреждений со стационаром, детских дошкольных учреждений с круглосуточным пребыванием детей, школ-интернатов, домов для граждан преклонного возраста, детских лагерей, санаториев, домов отдыха и других оздоровительных учреждений должен каждый год проходить курс обучения правилам пожарной безопасности по программе, утвержденной администрацией, с учетом специфики объекта. Практические тренировки по отработке действий в случае пожара следует проводить в сроки, указанные в пункте 3.5 настоящих Правил.

3.23. В общеобразовательных и профессиональных учебно-воспитательных учреждениях, высших учебных заведениях, учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров должно проводиться изучение правил пожарной безопасности на производстве и в быту, а также обучение действиям в случае пожара.

3.24. В детских дошкольных учреждениях должна проводиться воспитательная работа, направленная на предотвращение пожаров от детских шалостей с огнем и воспитание у детей бережного отношения к национальному богатству, а также приобретение навыков личной безопасности в случае возникновения пожара.

3.25. Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, жилищные учреждения и организации обязаны по месту жительства организовывать обучение населения правилам пожарной безопасности в быту и общественных местах.

3.26. Программы обучения по вопросам пожарной безопасности должны согласовываться с органами государственного пожарного надзора.

Приказы и инструкции о мерах обеспечения пожарной безопасности, разработанные и утвержденные в установленном порядке, являются основными нормативными документами в учреждениях и организациях.

Приказы вводят в действие основные положения, инструкции и рекомендации в части организации предупреждения возникновения пожара и противопожарной защиты территорий, зданий, сооружений и помещений учреждения. Приказом назначаются ответственные за пожарную безопасность в структурных подразделениях учреждения, и регламентируется деятельность структурных подразделений по обеспечению пожарной безопасности, а также в случае возникновения пожара. Такой приказ должен быть один по учреждению и являться своего рода законом.

Персональную ответственность за обеспечение пожарной безопасности в организациях в соответствии с законодательством РФ несут их руководители.

Руководители учреждений должны организовать систему обеспечения пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей основных факторов пожаров, в т. ч. их вторичных проявлений. Имеющаяся система обеспечения пожарной безопасности в организациях будет находиться на должном уровне только при выполнении всеми должностными лицами, персоналом и больными требований нормативных документов по обеспечению пожарной безопасности. Поэтому руководителям учреждений в соответствии со ст. 8 ППБ 01-03 дано право назначать лиц, ответственных за обеспе­чение пожарной безопасности на конкретных точках, участках, объектах, сооружениях, коммунальных сетях (электрических, водопроводных, канализационных, газовых и др.) из числа должностных лиц, которые по долгу своих служебных обязанностей эксплуатируют (обслуживают) эти точки, участки, объекты, сооружения, коммунальные сети и должны соблюдать при этом установленные правила пожарной безопасности. (Например, такими должностными лицами в учреждении здравоохранения могут быть: заместитель главного врача по административно-хозяйственной части - в сфере безопасной эксплуатации зданий, помещений административно-хозяйственного назначения; главный инженер - в сфере безопасной эксплуатации инженерно-технических коммуникаций и сооружений; руководители функциональных подразделений (административно-хозяйственных, лечебно-диагностических и других) - в сфере безопасной эксплуатации занимаемых ими точек, площадей, участков, этажей, кабинетов, оборудования, инвентаря, имущества).

Система мероприятий по обеспечению пожарной безопасности

Система мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в организациях и учреждениях складывается из трех основных групп:

1. Мероприятия по установлению противопожарного режима.

2. Мероприятия по определению и поддержанию надлежащего противопожарного состояния во всех зданиях, сооружениях, помещениях, участках, площадках, кабинетах, отдельных местах и точках.

3. Мероприятия по контролю, надзору за выполнением правил пожарной безопасности при эксплуатации, ремонте, обслуживании зданий, сооружений, помещений, коммунальных сетей, оборудования, инвентаря и т. п.

Противопожарный режим включает:

Регламентирование или установление порядка проведения временных огневых и других пожароопасных работ;

Оборудование специальных мест для курения или полный запрет курения;

Определение порядка обесточивания электрооборудования в случае пожара;

Установление порядка уборки горючих отходов, пыли, промасленной ветоши, специальной одежды в мастерских по ремонту и обслуживанию автомобильной и другой техники;

Определение мест и допустимого количества взрывопожароопасных веществ, единовременно находящихся в помещениях, на складах;

Установление порядка осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

Определение действий персонала, работников при обнаружении пожара;

Установление порядка и сроков прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму;

Запрет на выполнение каких-либо работ без проведения соответствующего инструктажа.

Противопожарный режим на предприятии и в учреждении устанавливается распорядительным документом руководителя учреждения (ст. 15 ППБ 01-03).

Поддержание надлежащего противопожарного состояния предполагает:

Приобретение и сосредоточение в установленных местах соответствующего количества первичных средств пожаротушения;

Оборудование зданий, помещений автоматической системой сигнализации и пожаротушения;

Поддержание в исправном состоянии пожарных кранов, гидрантов, оснащение их необходимым количеством пожарных рукавов и стволов;

Поддержание чистоты и порядка на закрепленных территориях;

Поддержание наружного освещения на территории в темное время суток;

Оборудование учреждения системой оповещения людей о пожаре, включающей световую, звуковую, визуальную сигнализацию;

Поддержание дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, всегда свободными для проезда пожарной техники;

Своевременное выполнение работ по восстановлению разрушений огнезащитных покрытий строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования;

Поддержание в исправном состоянии прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов;

Недопущение установки глухих решеток на окнах и приямках у окон подвалов;

Поддержание в исправном состоянии сети противопожарного водопровода и др.

Организационно-технические мероприятия включают в себя: организацию пожарной охраны (профессиональной, добровольной), обучение рабочих и служащих правилам пожарной безопасности, составление инструкций о порядке работы с пожароопасными веществами и материалами, отработку действий администрации, рабочих и служащих в случае возникновения пожара и эвакуации людей, применение средств наглядной агитации по обеспечению пожарной безопасности и т.п.

Ответственность за пожарную безопасность организации возлагается на ее администрацию. Она назначает должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных объектов (цехов, участков, складов и т.д.). В помощь пожарной охране в каждой организации создаются пожаротехнические комиссии и добровольные пожарные дружины, в задачи которых входят выявление нарушений правил пожарной безопасности, содействие органам пожарного надзора в их работе, организация массовой разъяснительной работы среди персонала и т.п.

Постоянные места проведения огневых работ на открытых площадках и в специальных мастерских, оборудованных в соответствии с правилами пожарной безопасности, устанавливаются приказом руководителя организации.Места проведения временных сварочных работ в действующих цехах организаций определяются письменным разрешением лица, ответственного за пожарную безопасность объекта.

В соответствии с требованиями Федерального Закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» для организаций, зданий, сооружений и других объектов должны быть в обязательном порядке разработаны и реализованы мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе при их проектировании. В процессе строительства объекта, стадия проектирования является важнейшим этапом, на котором закладываются основные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, которые в дальнейшем обеспечивают безопасную эксплуатацию здания.

Именно на этой стадии, в соответствии с требованиями Федерального Закона от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» и «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 г. № 145, разрабатываются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, ограничивающие площадь, интенсивность и продолжительность горения; мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей в случае возникновения пожара; мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и защите объекта автоматическими системами противопожарной защиты и другие мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, обеспечивающие нормальное функционирование системы обеспечения пожарной безопасности объекта.

К этим мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе относятся:

конструктивные и объемно-планировочные решения, препятствующие распространению опасных факторов пожара по помещениям, зданиям и между ними;

ограничение пожарной опасности строительных материалов, используемых в поверхностных слоях конструкций здания, в том числе кровель, отделок и облицовок фасадов, помещений и путей эвакуации;

снижение технологической взрывопожарной и пожарной опасности помещений и зданий;

наличие автоматических средств пожаротушения и обнаружения пожара и т.д.

Положения данного раздела должны быть направлены на обеспечение защиты людей и снижения материального ущерба от пожаров. Защита людей обеспечивается комплексом объемно-планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных мероприятий.

Таким образом, разработка мероприятий по противопожарной безопасности является первоочередным делом, которое осуществляется в рамках проекта на строительство.

3. Мероприятия по предотвращению возникновения пожароопасной ситуации и пожаротушению в гостиницах

Гостиничные комплексы занимают одно или несколько многофункциональных высотных зданий (свыше 75 метров). Они включают в свой состав, помимо гостиничных номеров, помещения другого функционального назначения: административные, культурно-досуговые, сервисного обслуживания, здравоохранения, учебно-воспитательные, хозяйственные, автостоянки и т.п.

К особенностям пожаров в гостиничных комплексах можно отнести следующее:

Гибель людей происходит, в основном, в ночных пожарах.

Продолжительность тушения пожаров составляет примерно от 3 до 5 часов.

Нанесение большого материального ущерба для гостиницы.

Пожары, происходившие в гостиницах, подразделяются на следующие основные группы:

пожары, возникшие в результате курения;

пожары, возникшие во время ремонта гостиниц;

пожары, возникшие из-за ламп накаливания;

пожары, возникшие из-за нарушений правил пожарной безопасности при установке электрических приборов;

пожары в кухнях;

пожары в зоне проживания людей.

По результатам анализа пожаров в гостиницах и на близких к ним объектах, установлено, что одной из основных причин тяжких последствий пожаров в гостиницах является отсутствие или несрабатывание при пожаре систем обнаружения пожара, т.е. автоматических систем пожарной сигнализации. Поздний вызов пожарных подразделений сильно затрудняет борьбу с огнем и спасение людей.

Системы пожарной безопасности должны характеризоваться уровнем обеспечения пожарной безопасности людей и материальных ценностей, а также экономическими критериями эффективности этих систем для материальных ценностей, с учетом всех стадий (научная разработка, проектирование, строительство, эксплуатация) жизненного цикла объектов и выполнять одну из следующих задач:

исключать возникновение пожара;

обеспечивать пожарную безопасность людей;

обеспечивать пожарную безопасность материальных ценностей;

обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей одновременно. Гостиницы должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений на требуемом уровне. К вторичным проявлениям опасных факторов пожара, воздействующим на людей и материальные ценности, относятся:

осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций;

радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок;

электрический ток, возникший в результате выноса высокого напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, агрегатов;

опасные факторы взрыва по ГОСТ 12.1.010, происшедшего вследствие пожара;

огнетушащие вещества.

В здании гостиницы должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, хорошо заметные информационные указатели для обеспечения свободной ориентации как в обычной, так и в чрезвычайной ситуациях (СНиП 2.08.02). Все запасные выходы и маршруты эвакуации клиентов должны быть четко обозначены, а в каждом номере и во всех общественных местах должна быть наглядная информация о запасных выходах, маршрутах эвакуации и ближайшей системе пожарной сигнализации.

В средствах размещения должны быть вывешены в доступном для обозрения месте планы действий персонала и туристов в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и других), включающие взаимодействие с местными органами управления, участвующими в спасательных работах.

Для эффективной работы систем пожаротушения и предупреждения пожаров современных гостиничных комплексах применяется автоматическая система пожарной сигнализации (АПС). Остановимся на них подробнее.

Автоматическая система пожарной сигнализации входит в состав АСУ автоматической противопожарной защиты (АПЗ) гостиницы. АСУ АПЗ включает также следующие системы: автоматического пожаротушения, противодымной защиты, автоматизации пожарного водоснабжения, контроля загазованности, передачи информации в центр управления силами городской противопожарной службы, оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) и чрезвычайной оперативной телефонной связи.

Некоторые крупные гостиничные комплексы, построенные 15-20 лет назад, оснащены традиционными пороговыми системами пожарной сигнализации, вероятность обнаружения пожара которых при срабатывании двух пожарных извещателей в среднем по России составляла в 2000 году 0,48.

В настоящее время в связи с развитием новых технологий появилась возможность создания и применения более эффективных адресно-аналоговых систем пожарной сигнализации. Эти системы имеют не только более высокую вероятность обнаружения пожара, но и устойчивы к неисправностям в шлейфе сигнализации в виде обрыва или короткого замыкания, что позволяет использовать одну пару проводников для формирования системы с большим числом подключаемых технических средств, снижая затраты на прокладку шлейфов. Адресно-аналоговые системы пожарной сигнализации, по сравнению с традиционными, имеют значительно меньшее время обнаружения загорания.

Учитывая преимущества адресно-аналоговых систем пожарной сигнализации, разработанные новые нормы МГСН 4.19_05 "Многофункциональные высотные здания и комплексы" предписывают проектировать для оснащения высотных зданий гостиничных комплексов автоматическую систему пожарной сигнализации на основе адресных и адресно-аналоговых технических средств.

Адресно-аналоговая автоматическая система пожарной сигнализации гостиницы должна проектироваться единой для всего здания, с учетом разделения здания на пожарные отсеки (зоны), с использованием структурированных кабельных систем и должна иметь возможность наращивания (резерв).

Площадь пожарных отсеков (зон) устанавливается в зависимости от эффективности планируемых к применению автоматических систем пожаротушения.

В рамках пожарного отсека (зоны) при работе в автономном режиме АПС должна выполнять следующие функции:

управление системой противодымной защиты, относящейся к данной пожарной зоне (отсеку);

управление системой общеобменной вентиляции, относящейся к данной пожарной зоне (отсеку);

управление и контроль режима работы лифтов, холлы и шахты которых относятся к данной пожарной зоне (отсеку);

индикацию сигналов тревоги и неисправности;

контроль состояния насосов установок спринклерного пожаротушения, относящихся к данной пожарной зоне (отсеку);

управление модульными установками пожаротушения различного типа (газовое пожаротушение, аэрозольное пожаротушение, пожаротушение тонкораспыленной водой и пр.), находящимися в данной пожарной зоне (отсеке);

управление системой оповещения;

управление деблокировкой электрозамков и системой контроля доступа;

управление дренчерными установками пожаротушения, относящимися к данной пожарной зоне (отсеку).

На каждом этаже в коммутационных шкафах на слаботочных стояках и стояках автоматики, а в каждом пожарном отсеке в помещении для размещения слаботочного оборудования и оборудования систем автоматики необходимо предусматривать размещение устройств коммутации и управления системы пожарной сигнализации.

Системы автоматической пожарной сигнализации должны обеспечивать возможность интеграции функций обнаружения, извещения, предоставления специальной информации, а также выдачу команд на включение систем автоматического пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и других технических устройств АСУ АПЗ. Не допускается использование станций пожарной сигнализации, не интегрированных в общую автоматизированную систему управления. Информационное взаимодействие с другими системами может осуществляться на уровне центральных пунктов управления.

АПС должна иметь блочную структуру с обеспечением работы блоков в автономном режиме.

Время живучести АПС в составе АСУ АПЗ должно быть не меньше времени огнестойкости конструкций здания и, как правило, составляет 3 часа.

Автоматические пожарные извещатели (ПИ) (или автономные ПИ, имеющие выход в систему ПС) должны быть установлены во всех помещениях (в т.ч. гостиничных номерах, офисах гостиницы и арендаторов, коридорах, лифтовых холлах, фойе, вестибюлях и т.д.) за исключением помещений, не подлежащих защите по НПБ 110-03. При этом адресность АПС должна быть обеспечена с точностью до гостиничного номера и отдельного помещения. Количество и размещение извещателей в помещениях должно определяться требованиями НПБ 88_2001*.

Допускается установка двух адресных ПИ в помещении и использовании их для формирования сигнала управления оборудованием активной противопожарной защиты, оповещения и др., при наличии системы автоматического спринклерного пожаротушения при условии обеспечения требований НПБ 88_2001* и использования адресно-аналоговой АПС. Пожарные извещатели должны размещаться таким образом, чтобы обеспечить выполнение требований (по времени срабатывания) к системам противопожарной защиты. При этом расстояния между ПИ, согласно НПБ 88_2001*, при необходимости следует уменьшить.

Элементы АПС должны обеспечивать автоматическое самотестирование работоспособности и передачу информации, подтверждающей их исправность в центральный пункт управления системой комплексного обеспечения безопасности здания. Организационными и техническими мероприятиями должно быть обеспечено восстановление работоспособности элементов АПС, участвующих в формировании сигналов управления, за время не более 2 ч., после получения сигнала о неисправности.

При повреждении линии связи в одном или нескольких помещениях (номерах) должна сохраняться связь с элементами системы, установленными в других помещениях (номерах), путем автоматического отключения поврежденного участка линии.

Допускается использовать кольцевую линию связи с ответвлениями в каждое помещение (номер), с автоматической защитой от короткого замыкания в ответвлении.

Линии связи между отдельными панелями установок АПС, расположенных в разных пожарных отсеках (зонах) и относящихся к разным блокам и шлейфам пожарной сигнализации, должны иметь кольцевую структуру и представлять возможность изменения направления передачи при повреждении линии связи. Допускается организация радиальных ответвлений для контроля отдельных помещений. Для обеспечения надежности работы АПС запрещается (при использовании кольцевых линий передачи данных и шлейфов сигнализации) прокладывать отходящий и возвращающийся кабель через одни и те же помещения в одних и тех же стояках.

Приборы управления АПС должны обеспечивать:

реализацию алгоритмов управления автоматическими системами противопожарной защиты по отсекам (зонам) и этажам;

визуальный контроль данных о срабатывании элементов автоматических систем противопожарной защиты в пределах помещения, зоны, пожарного отсека и здания в целом;

контроль и повременную регистрацию данных о срабатывании элементов автоматических систем противопожарной защиты, а также возможность документального оформления этих данных в виде распечаток;

передачу информации о пожаре в ближайшее пожарное депо и ЦППС.

Алгоритм управления системами автоматической противопожарной защиты должен обеспечивать своевременное включение систем противопожарной защиты здания для обеспечения эвакуации людей до наступления критических значений опасных факторов пожара и снижения материальных потерь при пожаре.

Для управления режимом работы лифтов использовать адресные дымовые

пожарные извещатели, установленные в лифтовых холлах, лифтовых шахтах и машинных отделениях. При обнаружении задымления в указанных помещениях, лифты, обслуживающие данные лифтовые холлы и эксплуатирующие данные лифтовые шахты и машинные отделения, должны быть спущены на основной посадочный этаж, после чего электропитание лифтов должно быть отключено.

Пожарные извещатели в лифтовых шахтах устанавливать:

на потолке шахты;

на стене лифтовой шахты, в которой устроены двери в лифтовые холлы;

попарно, при этом извещатели, относящиеся к одной паре, размещать на одной горизонтальной оси;

с расстоянием по высоте между извещателями не более 6 метров;

на высоте не более 300 мм от верха двери лифтового холла.

В случае прокладки инженерных сетей над подвесными потолками следует там же устанавливать автоматические пожарные извещатели. Извещатели должныббыть адресными.

В уточнение к требованиям НПБ 88_2001* (раздел 12) и НПБ 110_03 (приложениеб 1, п.11) дымовые пожарные извещатели, установленные в пространстве за подвесным потолком и в пространстве под фальшполом, рассматриваются как находящиеся в отдельных помещениях и не могут служить для обнаружения дыма в основном пространстве помещения.

В дополнение к требованиям НПБ 88_2001* (раздел 12) и НПБ 110_03 рекомендуется оснащать системой пожарной сигнализации воздуховоды системы общеобменной вентиляции.

Информация, отображаемая на локальных пунктах управления АПС, должна также отображаться на центральном пункте управления. В соответствии с требованиями Технического задания, следует дополнительно предусматривать радиоканалы передачи функционально значимой информации до центрального пункта управления.

Надежность АПС характеризуется уровнем безотказности и ремонтопригодности.

В многофункциональных зданиях гостиничных комплексов высотой более 16 этажей вывод сигналов о срабатывании АПС необходимо предусматривать в ближайшее пожарное депо.

Сигналы о срабатывании всех систем пожарной безопасности должны поступать в центральный пункт управления.

В многофункциональных зданиях гостиничных комплексов высотой более 16 этажей на каждом этаже рядом с эвакуационным выходом необходимо устанавливать ручной кнопочный пожарный извещатель.

Расположенные в центральном пункте управления приемные станции АПС должны выполнять следующие функции:

  • а) расшифровывать номер луча (кольцевой линии) и извещателя;
  • б) осуществлять контроль за линией и извещателем;
  • в) обеспечивать включение устройств и отключение энергоснабжения;
  • г) автоматически отключать вентиляцию при пожаре;
  • д) обеспечивать срабатывание системы пожаротушения, в т.ч. системы оповещения, позонно.

В итоге, можно сказать, что концепция противопожарных мероприятий в современном гостиничном комплексе во многом зависит от установленного в ней автоматического оборудования пожаротушения и предупреждения аварийных ситуаций.

Режимные противопожарные мероприятия

Общие мероприятия

Противопожарный режим – комплекс установленных норм поведения людей, правил выполнения работ и эксплуатации объекта, направленных на обеспечение его пожарной безопасности.

Исходя из определения на ЛПДС «Калтасы» противопожарный режим представляет комплекс мер, включающий следующие основные мероприятия:

Разработка на объекте системы пожарной безопасности, направленной на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе и их вторичных проявлений. Допустимый уровень пожарной опасности для людей должен быть не более 10 -6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам.

Разработка общеобъектовой инструкции о мерах пожарной безопасности, а также конкретных инструкции для каждого цеха, участка, технологического процесса, взрывопожароопасной и пожароопасной установки, сооружений, мастерской, склада, административного, общественного и бытового здания и помещения. Общеобъектовая инструкция о мерах пожарной безопасности разработана начальником пожарной охраны совместно с главными специалистами и специально обученными инженерно-техническими работниками предприятия и утверждена руководителем предприятия. Инструкции о мерах пожарной безопасности для цехов, участков, технологических процессов, взрывоопасных и пожароопасных установок, сооружений, мастерских, лабораторий, складов разработаны руководителями этих подразделений с участием соответствующих отделов и главных специалистов предприятия. Инструкции о мерах пожарной безопасности разработаны на основе правил пожарной безопасности, нормативно-технических, нормативных и других документов, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования, приборов, сырья, материалов и другой продукции.



В инструкциях о мерах пожарной безопасности отражены следующие вопросы:

· мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;

· порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

· места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;

· порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

· предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

· определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

Обязанности и действия работников при пожаре, в том числе:

· правила вызова пожарной охраны;

· порядок аварийной остановки технологического оборудования;

· порядок отключения вентиляции и электрооборудования;

· правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

· порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей;

· порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия.

Инструкции по соблюдению противопожарных требований при выполнении отдельных видов работ, эксплуатации машин, оборудования, приборов, инженерных коммуникаций и т. д., разработаны по заказу предприятия организациями, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности в области пожарной безопасности или собственными силами предприятия. Действующие на предприятии инструкции о мерах пожарной безопасности приведены в соответствие с требованиями ППБ 01-03 и ППБО 157-90. Инструкции находятся в каждом подразделении на видном и доступном месте для ознакомления с ними.

Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

В административно-бытовых и производственных корпусах при единовременном нахождении на этаже более 10 человек разработаны и на видных местах вывешены планы эвакуации людей в случае пожара. В помещении нефтенасосных к схематическому плану эвакуации людей при пожаре разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие проводятся практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.

Работники предприятия выполняют следующие противопожарные мероприятия:

соблюдают на производстве требования пожарной безопасности, а также соблюдают и поддерживают противопожарный режим и выполняют меры предосторожности при пользовании предметами бытовой химии, проведении работ с легковоспламеняющимися (далее  ЛВЖ) и горючими (далее  ГЖ) жидкостями, другими опасными в пожарном отношении веществами, материалами и оборудованием.

На случай обнаружения пожара работники предприятия проинструктированы о том, что необходимо сообщить о нем в подразделение пожарной охраны и принять возможные меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара.

Все административные, производственные и складские помещения в основном обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами указанными в приложение 3 ППБ 01-03.

2.1.2. Обязанности и ответственность администрации, инженерно-технических работников и служащих:

1.Руководителя тушения пожара (РТП) при тушении пожара в резервуаре.

Боевые действия пожарного подразделений по тушению пожаров в резервуарах (резервуарном парке) должны быть организованы с учётом сложившейся обстановки.

При этом РТП в первую очередь должен:

1) Провести разведку пожара лично (и через оперативный штаб) и установить:

· количество н/продукта в горящем и соседних резервуарах (уровни налива), наличие водяной подушки, характер разрушения горящего резервуара, его обвязки;

· состояние и возможность использования для охлаждения резервуаров колец орошения;

· состояние обвалования горящего и соседних резервуаров, наличие угрозы смежным зданиям и сооружениям в случае вскипания, выброса или разрушения резервуара, определить пути возможного растекания нефти;

· наличие и состояние производственной и ливневой канализации, смотровых колодцев и гидрозатворов;

· наличие на объекте передвижных средств пожаротушения, вспомогательной техники, запасов пенообразователя и возможность его быстрой доставки с соседних объектов;

· состояние водоснабжения резервуарного парка, его водоотдачу, расстояние до других водоисточников;

2) Немедленно организовать требуемое охлаждение горящего и соседних резервуаров:

· для охлаждения горящего и соседних резервуаров в первую очередь задействовать кольца водяного орошения. В случае выхода их из строя подать водяные стволы от передвижной пожарной техники;

· первые стволы как правило подаются для охлаждения горящего резервуара, затем на охлаждение и защиту всех соседних, находящихся от горящего ближе двух нормативных расстояний. (для РВСП-20000 нормативным считается, равное 0,65 х Д = 30 метров.) Охлаждают резервуары непрерывно до ликвидации пожара и полного их остывания;

· количество стволов подаётся из расчёта не менее трёх для горящего резервуара и не менее двух для не горящего;

· на горящий резервуар первые стволы подаются на наветренный и подветренный участки стенки резервуара;

· при горении в обваловании следует производить интенсивное охлаждение узлов управления приёмо-раздаточными задвижками хлопуш, а также фланцевых соединений.

Через 10-15 минут омывания пламенем данное оборудование выходит из строя, происходит разгерметизация фланцевых соединений);

· в период пенной атаки необходимо охлаждать всю поверхность нагревшихся стенок и более интенсивно в местах установки пеноподъёмников. После того как интенсивность горения в резервуаре будет снижена, водяные струи направляют на стенки резервуара на уровне нефти в нём, и несколько ниже уровня нефти для скорейшего охлаждения её верхних слоёв и уменьшения испарения.

Подготовку пенной атаки следует проводить в возможно короткие сроки, так как увеличение глубины прогретого слоя нефти оказывает значительное влияние на тушение пожара, в силу необходимости увеличения нормативной интенсивности подачи пены. Кроме того, повышается опасность распространения пожара на соседние резервуары, возникает угроза вскипания, выброса нефти, образования «карманов»;

РТП лично контролирует ход подготовки пенной атаки, определяет места установки пеноподьёмников, проверяет правильность расчётных данных на проведение пенной атаки.

Для подготовки пенной атаки необходимо:

· из числа наиболее опытных лиц начальствующего состава пожарной охраны назначить ответственного за подготовку и проведение пенной атаки (начальника БУ), назначить расчёты л/с для работы и обслуживания пеноподъёмников;

· сосредоточить на месте пожара расчётное количество сил и средств. Запас пенообразователя должен обеспечить подачу пены в течении 45 минут при расчётном времени тушения 15 минут;

· в случаях, когда в начальной стадии пожара крыша сорвана, понтон ещё не затонул и горение происходит в кольцевом зазоре, к тушению следует приступать немедленно независимо от количества прибывших СиС. При этом можно использовать как стационарные, так и переносные стволы ГПС (Стволы подавать с наветренной стороны);

· при горении нескольких резервуаров, все СиС (если СиС недостаточно) сосредоточить на тушение резервуара, расположенного с наветренной стороны или того, который больше всего угрожает соседним не горящим резервуарам;

· для сокращения времени боевого развёртывания подачу пены на тушение рекомендуется осуществлять ГПС-2000;

· необходимо тщательно проверить правильность собранной схемы подачи пены в течении 1-2минут в обвалование при выдвинутой стреле пеноподъёмника.(Требуемая интенсивность подачи пены – 0,08 л/с кв.мет;

· установить и обьявить личному составу сигналы для начала и прекращения пенной атаки, сигнал на эвакуацию л/с при возникновении угрозы вскипания или выброса. (Сигнал на эвакуацию л/с должен приципиально отличаться от других сигналов, например-продолжителная сирена или зеленая ракета.);

· горение нефти в обваловании резервуара, на узлах управления задвижками ликвидируется путём немедленной подачи пены;

· ликвидация горения нефти, вытекающей из повреждённых т/проводов, задвижек, фланцев, производится стволами ГПС-600. Одновременно через администрацию объекта принимаются меры к прекращению истечения нефти путём перекрытия ближайших к аварийному участку задвижек и хлопуш на резервуарах;

· при тушении пламени над арматурой или отверстиями в кровле необходимо применять мощные струи воды с расходом не менее 3 л/с на 1 куб. мет. Объёма факела;

· подачу пены следует начинать только после того, как подготовлено расчётное количество СиС с учётом резерва для тушения и охлаждения резервуаров. Пенную атаку проводят одновременно всеми средствами до полного прекращения горения.(Кроме случая проведения импульсной атаки);

· имеющиеся на резервуарах исправные стационарные установки пенотушения необходимо применять в первую очередь;

· перед началом пенной атаки – для защиты рукавных линий, людей, участвующих в тушении, целесообразно предусмотреть 2-й рубеж защиты по обвалованию соседних резервуаров с установкой пожарных автомобилей на дальние водоисточники и прокладкой резервных рукавных линий с подключенными стволами и ГПС-ми, так как в начальный период пенной атаки при подаче пены возможны вскипания нефти. В этом случае, при начавшемся вскипании следует задействовать 2-й рубеж, но не прекращать подачу пены на тушение;

· для предотвращения вскипаний целесообразно использовать способ импульсной пенной атаки:

При плотности нефти: 810-840 кг/м – 6 импульсов

более 840 кг/м – 8 импульсов

После 30-секундной подачи пены (1 цикл) пеногенераторы отводятся в

сторону от горящего резервуара (подача пены не прекращается). Между

циклами 50-60 секунд. (для оседания вспенившийся нефти). В последнем

цикле пену подавать до полной ликвидации горения;

· в случае, когда из-за деформации стенок резервуара образуются «глухие карманы» (60 % всех случаев пожаров в резервуарах), для ликвидации горения применяют следующие способы:

а) Вырезают отверстия (окна) в стенке резервуара на высоте не менее чем на 1 метр выше уровня нефти и подают пену одновременно на открытую поверхность и в зону «кармана».

б) Производят закачку (откачку) нефти в горящий резервуар и выравнивание уровня нефти с последующим тушением. (Операции по закачке, откачке нефти – только по согласованию с администрацией объекта);

· после прекращения горения, подачу пены в резервуар следует продолжать ещё 3-5 минут для предупреждения повторного воспламенения. (При горении нескольких резервуаров – пену подавать до ликвидации горения в соседнем резервуаре – с интенсивностью в 2-2,5 раза меньше нормативной);

· в отдельных случаях (если ликвидировать горение не удаётся) совместно с администрацией объекта, может быть принято решение о контролируемой откачке нефти из горящего резервуара. (С последующей ликвидацией горения, путём выгорания нефтепродукта).

Создать на месте пожара оперативный штаб тушения пожара с обязательным включением в его состав представителей администрации объекта. Место штаба должно находиться с наветренной стороны, вне зоны активного воздействия лучистой энергии пожара, и обеспечивать хороший обзор очага пожара и соседних резервуаров. Оперативный штаб пожаротушения координирует работу всех служб, участвующих в тушение пожара.

2. Руководителя тушения пожара (РТП) при пожарах в нефтенасосных.

При пожарах в нефтенасосных возможны:

Наличие технологических аппаратов, коммуникаций и емкостей с горючими жидкостями, создающими угрозу взрыва и растекания горючих жидкостей;

Факельное горение жидкостей, вытекающих из аппаратов и коммуникаций, находящихся под давлением, или одновременно разлившейся жидкости и факела;

Наличие веществ, для тушения которых требуются специальные огнетушащие вещества.

При проведении разведки необходимо:

Установить возможность взрыва, разрушений, деформации технологического оборудования и коммуникаций;

Определить наличие запорной арматуры, трасс электрических кабелей, металлических несущих конструкций и принятые меры по их сохранности и защите;

Определить возможность и целесообразность повторного включения установок пожаротушения;

Определить наличие, местонахождение и количество веществ, способных интенсивно взаимодействовать на открытом воздухе с водой, щелочами, кислотами, огнетушащими и другими веществами;

Определить меры безопасности при тушении пожара;

Установить технологические установки, остановка которых невозможна по техническим причинам;

Выяснить угрозу перехода огня или распространения аварии в соседние помещения.

При ликвидации горения необходимо:

Совместно со службами жизнеобеспечения объекта в соответствии с планом ликвидации аварий принимать меры к спасанию людей;

Применять средства тушения с учетом характера горящих веществ, максимально использовать установки пожаротушения, пену;

Соблюдать осторожность с обращаемыми веществами, учитывать указания обслуживающего персонала, а также метеорологические условия;

Обеспечивать одновременно с тушением пожара охлаждение конструкций зданий и технологических установок, аппаратов, которым создается угроза воздействия высоких температур;

Во избежание разрушений, деформаций и разрывов не допускать попадания воды на аппараты, оборудование и трубопроводы, которые по условиям технологического процесса работают при высоких температурах;

В случае длительных пожаров и невозможности отвода воды с территории через промышленную канализацию, совместно с ответственным руководителем работ по ликвидации аварии обеспечивать отвод воды, используя технику и подручные средства.

3. Начальника штаба пожаротушения (НШ) при тушении пожара в резервуаре.

Начальник оперативного штаба подчиняется РТП, является его заместителем, обеспечивает выполнение решений, принятых РТП, возглавляет штаб и несёт ответственность за его работу.

Задача штаба – координировать работу всех служб, участвующих в тушении пожара. Оперативный штаб следует размещать на возвышенной части территории, с наветренной стороны от места пожара, вне зоны теплового воздействия, в месте, удобном для управления силами и средствами. (Не размещать в непосредственной близости от соседних взрывоопасных объектов). В состав оперативного штаба, для согласования действий по тушению, следует включить следующих специалистов объекта:

а) Администрацию объекта – начальника (заместителя начальника) ЛПДС;

б) Специалиста службы энергетика – инженера-энергетика;

в) Специалиста службы механика – инженера-механика;

г) Специалиста товарно-транспортной службы – инженера ТТС;

д) Руководство цеха технологического транспорта и специальной техники (ЦТТиСТ);

е) Других специалистов (представителей узла связи (УС), службы инженерных сооружений (СИС)).

Начальник штаба обязан:

1). Получить от РТП задание на расстановку сил и средств, довести принятые РТП решения до исполнителей.

2). Изучить обстановку на пожаре путём организации непрерывной разведки:

а) Выяснить состояние и особенности конструкций горящего резервуара и соседних объектов;

б) Установить обесточены ли эл. сети на участке пожара, в каком состоянии находятся коммуникации, задвижки, наличие давления в т/проводах;

в) Установить характер местности и возможные пути распространения пожара (состояние промышленной канализации, гидрозатворов, ёмкости утечек, наличие угрозы соседним резервуарам);

г) Установить состояние и возможность использования систем водоснабжения и пенного пожаротушения, наличие запаса огнетушащих веществ (ОТВ). Результаты разведки и получаемые сообщения об обстановке и ходе тушения пожара постоянно докладывать РТП. При необходимости, вызвать дополнительные силы и средства (через оператора МДП, диспетчера АНУ), обеспечить передачу приказаний РТП руководителям подразделений.

4. Начальника штаба при тушении пожаров в нефтенасосных:

1). Готовить и своевременно вносить РТП на основе данных разведки, докладов участников тушения пожара, информации дежурного диспетчера и других сведений предложения по организации тушения пожара, потребности в огнетушащих веществах, созданию резерва сил и средств;

2). Организовывать доведение указаний РТП до соответствующих участников тушения пожара, обеспечивать их регистрацию и контроль над исполнением, ведение регламентных документов оперативного штаба;

3). Организовывать расстановку сил и средств;

4). Докладывать РТП и сообщать дежурному диспетчеру гарнизона оперативную информацию об обстановке на пожаре;

5). Обеспечивать сбор сведений о причине и виновниках возникновения пожара, организовывая в установленном порядке необходимое взаимодействие с оперативной следственной группой внутренних дел.

5. Лица ответственного за охрану труда.

Ответственный за технику безопасности обязан:

Организовать пункт медицинской помощи и сан. обработки;

Вести непрерывное наблюдение за поведением горящего и соседних резервуаров (лично и через специально назначенных наблюдателей), о чём систематически докладывать РТП;

Довести до всего личного состава участвующего в тушении пожара сигналы на отход при угрозе вскипания, выброса, разрушения резервуара, а так же пути отхода;

При возникновении опасности контролировать отход и защиту л/с;

Смену ствольщиков на боевых позициях производить поочерёдно(с тем чтобы в опасной зоне находилось как можно меньше людей);

Для защиты личного состава, работающего в обваловании, рукавных линий, ПТВ обеспечить подачу 4-6 стволов «А».

Категорически запрещается нахождение ствольщиков в обваловании горящего резервуара при наличии проливов нефти не покрытых слоем пены, нахождение людей на крышах соседних резервуаров (Исключение – с разрешения оперативного штаба допускается нахождение специально проинструктированных людей на крышах соседних резервуаров для защиты дыхательной и др. арматуры.)

Для ликвидации последствий разливов, вскипаний и выбросов на месте пожара следует сосредоточить самосвалы с грунтом, бульдозеры, экскаваторы.

Причины и опасность вскипаний и выбросов:

1. Вскипание нефти – связано с содержанием в ней эмульгированной воды в виде мельчайших капель (от обводнённости нефти). Вскипания возможны при содержании влаги в нефти от 0,3% до 18%. При влажности 20% и более вспенившаяся масса (эмульсия) не горит.

При обводнённости 0,6% первое вскипание происходит примерно через 50-60 минут, а при 0,9% через 40-50 минут.

Вскипание может возникнуть в начальной период пенной атаки при подаче пены на прогретую свыше 100 С поверхность нефти. Наибольшая частота вскипаний может быть два-три в течении одной минуты, а продолжительность одного вскипания достигать нескольких минут.

В случае проведения импульсной пенной атаки, для предотвращения перелива нефти через борт резервуара следует проверить соблюдения условия безопасности:

Н р / Н пр х 3 , где Н р - высота свободной стенки резервуара, м.

Н пр - толщина прогретого слоя нефти, м

2. Выброс нефти – связан с наличием донной воды (Водяной подушки). В процессе горения происходит прогревание нефти в глубину (Температура прогретого слоя нефти достигает 150-200 С и выше).

При соприкосновении прогретого слоя нефти с водяной подушкой на «разделе» вода-нефть происходит интенсивное парообразование, которое является причиной выброса.(При этом толщина водяной подушки на выброс влияния не оказывает).

Главным в явлении выброса являются температура и глубина прогретого слоя нефти. Продолжительность выброса колеблется от 3-10 секунд до 7 минут.

H – h - Время от начала пожара до ожидаемого момента выброса, (ч)

H – Начальная высота слоя нефти в рез-ре, м.

h – Высота слоя водяной подушки, м.

Y – Линейная скорость выгорания нефти, м/ч (0,12-0,15 м/ч, с увеличением скорости ветра до 8-10 м/с – увеличивается на 30-50%).

W – Линейная скорость прогрева нефти, м/ч (0,25 – 0,4 м/ч)

U - Линейная скорость понижения уровня взлива нефти в резервуаре в результате

откачки, м/ч.

При выбросе горящая нефть выбрасывается на значительную высоту и на расстояние до 70-120 метров от горящего резервуара, создавая угрозу соседним резервуарам, зданиям, пожарной технике и личному составу.

Для предупреждения выброса при длительном горении нефти необходимо принимать меры к удалению водяной подушки (т/проводами р-ра).

Как выбросу, так и вскипанию предшествует ряд признаков:

Возникает глухой шум, характерный для кипящей жидкости;

Происходит усиление горения (в 2-4 раза увеличивается высота пламени);

Возрастает тепловой поток (температура пламени увеличивается до 1500 С);

Заметно изменяется цвет пламени (от ярко-красного до желтоватого);

Светлеет дым (уменьшается его количество);

Могут наблюдаться отдельные потрескивания (хлопки) и даже вибрация стенок резервуара (особенно верхних поясов).

При необходимости проведения вскрышных работ, перед их началом необходимо провести мероприятия, исключающие опасность (или значительно уменьшающие опасность) выброса и вскипания. (Прогретый слой нефти может быть ликвидирован при подаче пены с нормативной интенсивностью в течении 10 минут).

6. Оперативного, дежурного персонала:

1). При получении сигнала о пожаре, сменный инженер принимает на себя руководство по ликвидации пожара до прибытия на место пожара подразделений пожарной охраны, начальника ЛПДС, руководства нефтяного управления или ОАО.

2). Получив информацию о пожаре сменный инженер обязан:

Немедленно известить подразделения пожарной охраны, руководство ЛПДС, диспетчера нефтяного управления, вызвать скорую помощь (при необходимости), аварийную машину связи, начальников служб ЛПДС и дать распоряжение о сборе участка аварийно – восстановительных работ ЦРС;

В не рабочее время отправить дежурный автобус за аварийной бригадой инженерно технического персонала и рабочими, согласно схемы оповещения;

Принять меры по спасанию людей и локализации пожара согласно оперативного плана ликвидации аварий на ЛПДС и плана пожаротушения;

Дать распоряжение операторам и всему сменному персоналу ЛПДС для локализации пожара.

Весь сменный персонал выполняет распоряжения, выданные сменным инженером ЛПДС до прибытия начальника ЛПДС, подразделений пожарной охраны, главного инженера или другого вышестоящего ответственного руководителя.

Начальник ЛПДС после получения сообщения от сменного инженера ЛПДС об обнаружении аварии обязан продублировать это сообщение диспетчеру Арланского нефтяного управления и ОАО и принять на себя руководство по ликвидации пожара до прибытия на место аварии главного инженера, пожарных подразделений или другого вышестоящего ответственного руководителя.

Начальники служб ЛПДС после получения сообщения от сменного инженера станции о пожаре обязаны собрать обслуживающий персонал и прибыть на место пожара, выполнять указания руководителя тушения пожара.

После прибытия на место пожара подразделений государственной противопожарной службы создаётся штаб пожаротушения.


7. Работника службы пожарной охраны объекта.

При получении сообщения о пожаре Включить сигнал тревоги, получить план пожаротушения, пожарный
При выезде и следовании к месту вызова Выбрать кратчайший маршрут следования. Соблюдать правила дорожного движения. Поддерживать непрерывную радиосвязь с диспетчером ЛПДС. водитель пож. автомобиля
При прибытии к месту пожара Подтвердить номер вызова для подразделений ГПС через оператора ЛПДС. Оценить обстановку по внешним признакам пожара. Определить необходимость проведения работ по спасанию людей. Определить решающее направление боевых действий и достаточность сил и средств. Принять решение на боевые действия: - спасание людей и имущества; - подготовка к боевому развертыванию; - предварительное боевое развертывание; - полное боевое развертывание сразу по прибытию или после выполнения предыдущих пунктов. - ликвидация горения и выполнение специальных работ с учетом решающего направления. Поставить задачи отделениям и членам ДПД, дать команды на проведение боевых действий. Передать сообщение диспетчеру объекта об обстановке на пожаре и принятых решениях. Вызвать при необходимости дополнительные силы и средства (объявить повышенный номер пожара), организовать их встречу и расстановку на источники. Действовать согласно вариантам тушения пожара по плану пожаротушения
При разведке пожара Возглавить разведку. Определить направления проведения разведки. Установить количество и состав групп разведки, поставить перед ними задачи. Определить применяемые средства и порядок связи, необходимое ПТВ, оборудование и снаряжение. Определить особенности соблюдения личным составом разведки правил техники безопасности. Установить порядок передачи полученной в ходе разведки информации. Начальник караула, пожарный
По результатам разведки Определить необходимое количество сил и средств. Начальник караула, пожарный
Действия при тушении пожара По получению наряда- допуска на отключение электроэнергии произвести тушение пожара. По прибытию подразделений ГПС. доложить обстановку старшему должностному лицу и далее выполнять распоряжения РТП По прибытии работников ПК по сигналу сбора, ввести в боевой расчет резервную АЦ, установить ее на ПГ. Пожарный Начальник караула, Водитель пожарного автомобиля

Территория ЛПДС «Калтасы» ограждена забором с колючей проволокой и имеет постоянно исправные выезды на магистрали или прилегающие дороги. Допуск на территорию предприятия посторонних лиц, личных транспортных средств, а также рабочих и ИТР во внерабочее время запрещен.

На территории предприятия, а также в местах хранения и переработки горючих материалов применение открытого огня (костры, факелы) запрещено. Въезд на территорию автотранспорта, тракторов, лесовозов, подъемно-транспортных и других механизмов с двигателями внутреннего сгорания без искрогасителей на выхлопных трубах - запрещен.

На территории предприятия запрещено:

Работать на автотранспорте, тракторах, подъемно-транспортных машинах и других механизмах с неисправными топливными и масляными баками; радиаторами, топливной и гидроаппаратурой, коробками передач и другими узлами, в которых возможна утечка ГСМ;

Оставлять транспорт после окончания работы в неотведенном для этого месте.

Курить на территории предприятия разрешить только в специально отведенных и оборудованных для этого местах.

Электрический ток.

К электрическому оборудованию относят электродвигатели и сети электроосвещения. Насосный цех относится к помещениям с повышенной опасностью, так как имеет токопроводящие полы, а следовательно, возможно одновременное прикосновение человека к соединяемым с землей технологическим аппаратом с одной стороны и к металлическим корпусам электрооборудования – с другой.

В процессе эксплуатации оборудования в насосном цехе существует опасность поражения электрическим током, которая выражается в следующем:

1 термическое действие- ожог отдельных участков тела;

2 электрический удар- разложение крови и нарушение деятельности органов дыхания и кровообращения.

Основные меры по электробезопасности в насосном цехе:

1 надежная электрическая изоляция токоведущих частей;

2 применение защитного заземления металлических токоведущих частей в сетях до 1000 В с изолированной и заземленной нейтралью;

3 явлении напряжения на корпусе оборудования;

4 предупредительная сигнализация, блокировка, знаки безопасности;

5 ограждение неизолированных токоведущих частей;

6 эксплуатация и обслуживание электроустановок должно выполняться в соответствии с правилами технической эксплуатации электроустановок.

Защитные средства от поражения током по ГОСТ 12.1.009-96 включает в себя: диэлектрические перчатки, калоши, коврики, указатели высокого напряжения, инструменты с изолированными рукоятками.



mob_info