Учет расходов на системы противопожарной безопасности. Учет расходов на обеспечение пожарной безопасности Расходы на пожарную сигнализацию в арендованном здании

Вопрос:

Организация, применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», приобрело здание, которое будет сдаваться в аренду. Сейчас устанавливается пожарная сигнализация. Вправе ли она учесть в расходах при УСНО стоимость пожарной сигнализации и дальнейшие затраты на ее обслуживание, затраты на приобретение огнетушителей, разработку и изготовление планов эвакуации, а также другие аналогичные затраты? Какая административная предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности и кто ее несет?

Ответ:

Статьями 34 и 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) предусмотрены обязанности для граждан и организаций в области пожарной безопасности.

Руководители организации обязаны в том числе:

    соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

    разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;

    проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

    включать в коллективный договор (соглашение) пожарной безопасности;

Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров (ст. 24 Федерального закона № 69-ФЗ). К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся в том числе:

    охрана от пожаров организаций на договорной основе;

    закупка и поставка пожарно-технической продукции;

    выполнение проектных, изыскательских работ;

    монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;

    ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств.

При этом руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Читайте также

  • Приобретение (зарядка) огнетушителей к пожароопасному сезону
  • Если «упрощенец» заключил концессионное соглашение
  • Организация подарила основное средство другой организации: юридический и налоговой аспект
  • Учет реконструкции арендованных основных средств без компенсации арендодателем
  • Об увеличении балансовой стоимости помещения, о бухучете пожарных систем (систем видеонаблюдения) и разукомплектации ОС в организациях государственного сектора

Исходя из ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

    собственники имущества;

    лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

    лица, в порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

    должностные лица в пределах их компетенции.

Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности согласно действующему законодательству.

Административная ответственность за нарушение противопожарных норм предусмотрена ст. 20.4 КоАП РФ. По общему правилу нарушение требований пожарной безопасности без возникновения пожара и причинения вреда имуществу или здоровью человека влечет наложение административного штрафа:

    на должностных лиц – в размере от 6 000 до 15 000 руб.;

    на – от 20 000 до 30 000 руб.;

    на юридических лиц – от 150 000 до 200 000 руб.

Что касается учета затрат на пожарную сигнализацию, ее монтаж и дальнейшее обслуживание, на приобретение огнетушителей, разработку и изготовление планов эвакуации и другие аналогичные затраты, согласно пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцы», применяющие объект налогообложения «доходы минус расходы», при определении налоговой базы вправе учесть:

    расходы на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ;

    расходы на услуги по обслуживанию охранно-пожарной сигнализации;

    расходы на приобретение услуг пожарной охраны.

Соответственно, организация вправе учесть в расходах при УСНО затраты на пожарную сигнализацию и ее монтаж и дальнейшее обслуживание, на приобретение огнетушителей, разработку и изготовление планов эвакуации и другие аналогичные затраты по данному основанию.

Указанные расходы учитываются при условии их соответствия критериям, обозначенным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления организаций ст. 264 НК РФ. При этом все затраты должны быть фактически оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

В данном случае необходимо учитывать, что согласно п. 4 ст. 346.16 НК РФ в целях гл. 26.2 НК РФ в состав основных средств включаются основные средства, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ. Пунктом 1 ст. 256 НК РФ установлено, что амортизируемым имуществом в целях поименованной главы признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности и используется им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Таким образом, затраты «упрощенца» на приобретение и монтаж пожарной сигнализации учитываются в целях налогообложения в зависимости от стоимости таких установок (более или менее 100 000 руб.): по правилам учета расходов на приобретение основных средств или как расходы на обеспечение пожарной безопасности (Письмо от 16.12.2008 № 03-03-06/4/96).

Порядок списания в расходы стоимости основных средств определен в п. 3 ст. 346.16 и ст. 346.17 НК РФ: объект нужно ввести в эксплуатацию и оплатить. При выполнении данных требований стоимость и монтаж пожарной сигнализации учитываются в расходах равными частями ежеквартально в течение календарного года.

Если же стоимость и установка пожарной сигнализации менее 100 000 руб., то данные затраты можно учесть как расходы на обеспечение пожарной безопасности на основании пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ: учесть в полной сумме в расходах при УСНО после монтажа пожарной сигнализации и фактической оплаты.

Отметим, что налоговые органы рассматривают затраты на приобретение пожарной сигнализации, монтаж и пуско-наладочные работы в едином комплексе. И суды поддерживают налоговиков, относя стоимость пожарной сигнализации вместе с затратами на ее установку и монтаж к основным средствам (Постановление ФАС СЗО от 17.01.2013 по делу № А56-14268/2012). Если организация примет решение учитывать в расходах при УСНО отдельно стоимость пожарной сигнализации и отдельно стоимость работ по ее установке, то нужно готовиться к возможным претензиям со стороны налоговиков.


УСН основные средства должностные лица

Расходы на обеспечение пожарной безопасности. Вопросы пожарной безопасности регулируются федеральными законами от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ), а также иными нормативно-правовыми актами, в числе которых:

  • Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее - Правила пожарной безопасности);
  • Положение о государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 820;
  • Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденные приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645 (далее - Нормы пожарной безопасности) и др.

На основании названных документов каждая организация должна иметь систему обеспечения пожарной безопасности, то есть комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на защиту людей и имущества от пожара. К ней предъявляются определенные требования. В рамках выполнения этих требований организация производит различные расходы.

К расходам на пожарную безопасность, в частности, можно отнести следующие затраты:

  • составление декларации пожарной безопасности и оценка пожарного риска;
  • приобретение минимального набора средств пожаротушения;
  • приобретение, установка, а также обслуживание пожарной сигнализации и системы оповещения;
  • оборудование офиса курительными комнатами;
  • противопожарное обучение;
  • услуги профессиональных пожарных;
  • страхование риска потерь от пожара и пр.

Рассмотрим порядок налогового и бухгалтерского учета каждого из указанных выше видов затрат.

Декларация пожарной безопасности и оценка пожарного риска

Декларация пожарной безопасности - это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска. Обязанность ее представления в органы государственного пожарного надзора МЧС России введена Законом № 123-ФЗ.

Порядок составления декларации

Расходы на обеспечение пожарной безопасности. Декларация составляется на все объекты защиты, включая находящиеся в стадии строительства, соответствующие критериям объектов капитального строительства, а также на такие здания, как детские сады, школы и т. д. Данный документ может оформляться как на объект защиты в целом, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности. Декларация составляется один раз за все время существования объекта защиты. Исключение - случаи, когда вносятся изменения в содержащиеся в ней сведения или требования пожарной безопасности, в том числе в функциональное назначение объекта защиты. При внесении соответствующих изменений подается уточненная декларация.

Разработка декларации, а также проведение расчетов по оценке пожарного риска производятся:

  • на строящиеся и проектируемые здания - застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации;
  • на существующие здания - собственником или лицом, владеющим объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором.

По общему правилу декларацию должны подавать собственники зданий площадью от 1500 кв. м и высотой три этажа и более. Если по договору аренды ответственность за противопожарное состояние возложена на арендатора, декларацию должен подавать арендатор. Допустим, зданием владеют несколько собственников или здание арендуют несколько арендаторов и занимаемая каждым из них площадь составляет менее 1500 кв. м, тогда декларация составляется на здание в целом. Заполнять декларацию пожарной безопасности организации могут как собственными силами, так и силами сторонних организаций.

Отражение расходов на составление декларации

Порядок налогового и бухгалтерского учета затрат на составление декларации пожарной безопасности и оценку пожарного риска зависит от нескольких факторов: состояния здания - строящееся или готовое, способа осуществления затрат - собственными силами или с привлечением специализированной организации.

Расходы на декларацию по строящемуся объекту .

Затраты, связанные с оформлением декларации пожарной безопасности по строящемуся объекту, в целях налогообложения прибыли учитываются в составе первоначальной стоимости амортизируемого имущества. Основание - пункт 1 статьи 257 НК РФ, согласно которому первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

В бухгалтерском учете расходы на составление декларации и оценку пожарного риска строящегося здания также включаются в его первоначальную стоимость. До завершения строительства такие расходы учитываются в составе вложений во внеоборотные активы на счете 08 субсчете 08-3 «Строительство объектов основных средств» (п. 3 ПБУ 10/99, п. 8 ПБУ 6/01 и п. 3.1. Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций). После ввода объекта в эксплуатацию и его государственной регистрации сформированная на указанном субсчете первоначальная стоимость здания списывается в дебет счета 01 «Основные средства».

Указанные расходы в налоговом и бухгалтерском учете отражаются в следующих суммах. Если застройщик составляет декларацию собственными силами, то расходы признаются в сумме фактически произведенных затрат. При привлечении к составлению декларации специализированной организации выполненные и оформленные в установленном порядке работы отражаются у застройщика-заказчика по договорной стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам специализированной организации и актам сдачи-приемки работ.

После ввода объекта в эксплуатацию расходы на составление декларации пожарной безопасности, учтенные в первоначальной стоимости основного средства, списываются собственником в налоговом и бухгалтерском учете в расходы через амортизационные отчисления (п. 4 ст. 259 НК РФ и п. 17 и 21 ПБУ 6/01).

Расходы на декларацию по готовому зданию .

Расходы на составление декларации пожарной безопасности (как первичной, так и уточненной) и оценку пожарного риска по зданию, находящемуся в эксплуатации, отражаются таким образом.

Составление декларации пожарной безопасности и оценка пожарного риска в случаях, указанных в Законе № 123-ФЗ, являются для организации обязательной процедурой. Поэтому в налоговом учете указанные затраты признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Согласно этому подпункту в целях налогообложения прибыли учитываются расходы на обеспечение пожарной безопасности, осуществленные налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ.

Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете не так однозначен, как в налоговом учете, по следующим причинам. Декларация пожарной безопасности, как правило, составляется один раз на все время эксплуатации объекта. Поэтому в соответствии с пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, затраты на ее составление должны учитываться как расходы будущих периодов в течение срока действия этого документа. Вместе с тем на практике точно определить этот срок сложно. Следовательно, целесообразно в учетной политике для целей бухучета предусмотреть единовременное признание расходов на составление декларации пожарной безопасности и оценку пожарного риска. Тогда подобные затраты включаются в состав прочих расходов в соответствии с пунктом 11 ПБУ 10/99.

Первичные средства пожаротушения

Согласно пункту 19 статьи 2 Закона № 123-ФЗ каждая организация должна иметь минимальный набор переносных или передвижных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных кранов, пожарных шкафов с набором необходимого оборудования и инструментов), используемых для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития. Требования, предъявляемые к этим средствам, а также их необходимый перечень и количество установлены главой 24 Закона № 123-ФЗ, а также Правилами пожарной безопасности (п. 108 и приложение № 3). Расходы на указанные средства учитываются в целях налогообложения прибыли и бухгалтерском учете в таком порядке.

Расходы на приобретение средств пожаротушения

Средства пожаротушения стоимостью более 20 000 руб. за единицу признаются в налоговом учете в составе амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ). После ввода этих средств в эксплуатацию их стоимость списывается на затраты через амортизационные отчисления (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Огнетушители, пожарные краны, пожарные шкафы и другие средства пожаротушения, первоначальная стоимость которых не превышает 20 000 руб., не являются амортизируемым имуществом. В целях налогообложения прибыли затраты на их приобретение включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на обеспечение пожарной безопасности (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Кроме того, указанные затраты могут быть учтены организацией в составе материальных расходов при вводе средств пожаротушения в эксплуатацию на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ. Поскольку затраты на приобретение средств пожаротушения с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, организация вправе самостоятельно определить, к какой именно группе она будет относить такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).

В бухгалтерском учете расходы на приобретение средств пожаротушения признаются с учетом положений пункта 5 ПБУ 6/01. Напомним, что в соответствии с данным пунктом основные средства стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике, но не более 20 000 руб. за единицу организация может учитывать как материально-производственные запасы. Если организация применяет указанный порядок, то расходы на приобретение средств пожаротушения признаются следующим образом. Средства пожаротушения стоимостью выше установленного лимита отражаются в составе основных средств. По мере ввода в эксплуатацию их стоимость списывается на затраты через начисление амортизации. Стоимость средств пожаротушения, учтенных как МПЗ, в полной сумме единовременно включается в состав расходов по обычным видам деятельности после приобретения и установки их в предназначенном для этого месте, то есть в момент ввода в эксплуатацию.

Пример

ООО «Байкал» приобрело 5 огнетушителей по цене 18 700 руб. (без учета НДС). Огнетушители были установлены в производственных помещениях. Согласно учетной политике для целей бухучета основные средства стоимостью не более 20 000 руб. за единицу учитываются как МПЗ.

В целях налогообложения ООО «Байкал» учло затраты на приобретение огнетушителей в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

В бухгалтерском учете ООО «Байкал» были сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
- 93 500 руб. (18 700 руб. х 5 шт.) - приобретены огнетушители;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 93 500 руб. - оплачены огнетушители;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
- 93 500 руб. - установлены огнетушители.

Расходы на перезарядку огнетушителей

Чтобы поддерживать огнетушители в исправном состоянии, организации должны их периодически перезаряжать. Перезарядка может быть плановой и внеплановой. Плановая перезарядка огнетушителей проводится по результатам проверки параметров огнетушащих веществ или в срок, указанный изготовителем на огнетушителе. Необходимость внеплановой перезарядки возникает в результате их использования при тушении пожара. От причины перезарядки огнетушителей зависит порядок признания расходов.

В целях налогообложения прибыли расходы на плановую перезарядку огнетушителей учитываются в составе прочих расходов в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ, а на внеплановую - в качестве внереализационных расходов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 265 НК РФ. Напомним, что согласно этому подпункту к внереализационным расходам относятся потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Датой признания расходов на перезарядку огнетушителей является дата подписания акта сдачи-приемки выполненных работ (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

В бухгалтерском учете затраты на плановую перезарядку огнетушителей признаются как расходы по обычным видам деятельности (п. 5 и 7 ПБУ 10/99). Расходы на внеплановую перезарядку признаются как прочие расходы (п. 13 ПБУ 10/99). Указанные затраты принимаются к учету в сумме, равной договорной стоимости работ, выполненных специализированной организацией (п. 6 ПБУ 10/99).

Пожарная сигнализация

Согласно нормативным документам по обеспечению пожарной безопасности в некоторых зданиях в обязательном порядке должна быть установлена пожарная сигнализация.

Расходы на пожарную сигнализацию в собственном здании

Затраты на приобретение и установку пожарной сигнализации (в зависимости от ее стоимости) в собственном здании учитываются в таком же порядке, как и первичные средства пожаротушения. Сложности обычно вызывает учет затрат, связанных с модернизацией имеющейся пожарной сигнализации с первоначальной стоимостью менее 20 000 руб., которая была единовременно списана на расходы в налоговом и бухгалтерском учете.

Расходы на модернизацию такой малоценной пожарной сигнализации независимо от суммы произведенных затрат отражаются в целях налогообложения прибыли так же, как затраты на приобретение и установку сигнализации. То есть они единовременно в полном объеме включаются в состав текущих расходов налогового (отчетного) периода в качестве прочих расходов на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Соответствующие разъяснения даны в письмах Минфина России от 25.03.2010 № 03-03-06/1/173, от 02.04.2009 № 03-03-06/2/74, от 15.01.2009 № 03-03-06/1/16 и др. При этом датой признания указанных расходов является дата подписания акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

В аналогичном порядке затраты на модернизацию малоценной пожарной сигнализации признаются и в бухгалтерском учете . Они учитываются в составе текущих расходов по обычным видам деятельности.

Расходы на пожарную сигнализацию в арендованном здании

Как правило, договор аренды нежилых помещений включает обязанность арендатора поддерживать здание (помещение) в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и осуществлять расходы на содержание здания (помещения). Указанный договор обычно не содержит обязанности арендодателя возмещать арендатору расходы, связанные с приобретением и установкой последним пожарной сигнализации. В связи с этим у арендатора возможны следующие варианты налогового учета затрат на пожарную сигнализацию, признаваемую амортизируемым имуществом .

Во-первых, пожарная сигнализация может быть признана неотделимым улучшением , но только при условии, что ее нельзя демонтировать без повреждения арендованного помещения. В этом случае по окончании договора аренды это неотделимое улучшение будет принадлежать арендодателю в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 623 Гражданского кодекса.

На основании пункта 1 статьи 256 НК РФ капитальные вложения в арендованное основное средство в форме неотделимых улучшений, произведенные арендатором с согласия арендодателя, признаются амортизируемым имуществом. Указанные капитальные вложения арендатор имеет право включать в расходы посредством начисления амортизации в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (п. 1 ст. 258 НК РФ). Согласно данному документу пожарная сигнализация относится к четвертой амортизационной группе (подкласс 14 331 9000 ОКОФ) со сроком полезного использования свыше пяти лет и до семи лет включительно. Исходя из этого организация-арендатор может установить свой срок полезного использования такого объекта. Чтобы признать в целях налогообложения прибыли названные затраты арендатор должен получить от арендодателя письменное согласие на установку пожарной сигнализации с обязательным указанием на то, что данные расходы ему не будут возмещены.

Во-вторых, пожарная сигнализация является отделимым улучшением , если ее демонтаж может быть осуществлен без нанесения вреда арендованному помещению. По окончании договора аренды данное отделимое улучшение будет принадлежать арендатору при условии, что в договоре аренды не указано, что отделимые улучшения принадлежат арендодателю (п. 1 ст. 623 ГК РФ). Письменное согласие арендодателя на установку пожарной сигнализации в рассматриваемой ситуации не требуется.

При указанном варианте налогового учета, как и в первом случае, организация-арендатор включает пожарную сигнализацию в состав основных средств (п. 1 ст. 257 НК РФ). Амортизацию по такому объекту она вправе учитывать для целей налогообложения прибыли в течение установленного срока полезного использования (свыше пяти лет и до семи лет включительно).

Расходы на обслуживание пожарной сигнализации в форме неотделимых и отделимых улучшений арендатор может учесть при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

В бухгалтерском учете пожарную сигнализацию арендатор также должен учитывать в составе основных средств. Это следует из пункта 5 ПБУ 6/01, в котором сказано, что капитальные вложения в арендованные объекты основных средств учитываются в составе основных средств. Этот порядок касается пожарной сигнализации как в форме неотделимых, так и отделимых улучшений. Первоначальная стоимость основного средства в виде пожарной сигнализации определятся как сумма, уплаченная специализированной организации, поставившей и смонтировавшей данное оборудование. Указанную стоимость данного основного средства арендатор имеет право включать в расходы путем начисления амортизации. При этом срок полезного использования объекта определяется исходя из срока аренды здания. По окончании срока аренды пожарная сигнализация в форме неотделимых улучшений, установленная с согласия арендодателя, передается ему на безвозмездной основе (если договором не предусмотрено иное).

Пример

ЗАО «Березка» осуществляет деятельность в арендованном здании. Организация установила в здании пожарную сигнализацию, которая признана неотделимым улучшением, поскольку не может быть демонтирована без нанесения вреда зданию. Согласно договору неотделимые улучшения, осуществленные арендатором, передаются арендодателю безвозмездно после окончания срока аренды. Затраты ЗАО «Березка» на приобретение и установку пожарной сигнализации составили 82 800 руб. (без учета НДС). Срок договора аренды, который учитывается при начислении амортизации по пожарной сигнализации в бухучете, составляет 5 лет (60 месяцев). Срок использования пожарной сигнализации для целей налогообложения прибыли - 6 лет (72 месяца).

В налоговом учете ЗАО «Березка» пожарную сигнализацию стоимостью 82 800 руб. отражает в составе амортизируемого имущества. При этом до окончания срока аренды здания стоимость сигнализации будет списываться в расходы посредством начисления амортизации ежемесячно в сумме 1150 руб. (82 800 руб. : 72 мес.). Всего за период аренды амортизация будет начислена в размере 69 000 руб. (1150 руб. х 60 мес.). Оставшаяся часть стоимости пожарной сигнализации в сумме 13 800 руб. (82 800 руб. - 69 000 руб.) в целях налогообложения прибыли не учитывается.

В бухгалтерском учете ЗАО «Березка» были сделаны следующие проводки:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
- 82 800 руб. - отражены затраты на приобретение и установку пожарной сигнализации;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 82 800 руб. - оплачены приобретение и установка пожарной сигнализации;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
- 82 800 руб. - введена в эксплуатацию пожарная сигнализация.

С месяца, следующего за месяцем ввода пожарной сигнализации в эксплуатацию, в бухучете ежемесячно будет отражаться начисление амортизации в сумме 1380 руб. (82 800 руб. : 60 мес.);

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02
- 1380 руб. - начислена амортизация по пожарной сигнализации.

По окончании срока аренды здания сумма амортизации, начисленная по пожарной сигнализации, переданной арендодателю в виде неотделимых улучшений, списывается у арендатора записью:

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01
- 82 800 руб. (1380 руб. х 60 мес.) - списана амортизация, начисленная по пожарной сигнализации.

Обучение пожарно-техническому минимуму

Руководители, специалисты и работники организации, не связанные с взрыво- и пожароопасным производством, должны обучаться пожарно-техническому минимуму (ПТМ) в течение месяца после приема на работу и в последующем с периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения (в организациях, связанных с взрыво- и пожароопасным производством - один раз в год). Такой порядок установлен статьей 32 Норм пожарной безопасности.

Обязанность организовать обучение ПТМ возлагается на руководителя предприятия (ст. 34 Норм пожарной безопасности). Обучение может проходить как с отрывом, так и без отрыва от производства.

Расходы на обучение ПТМ организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ). Для документального подтверждения таких затрат необходимо иметь следующие документы:

  • договор на обучение с образовательным учреждением;
  • копию лицензии образовательного учреждения на образовательную деятельность;
  • свидетельство о прохождении обучения по программе пожарно-технического минимума, выданное образовательным учреждением;
  • квалификационное удостоверение, в котором указывается срок действия обучения;
  • платежное поручение, подтверждающее оплату обучения.

В бухгалтерском учете расходы на обучение пожарно-техническому минимуму учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности.

Оборудование комнат для курения

В каждой организации должны быть определены и оборудованы специальные места для курения, обозначенные знаком «Место для курения». Таково требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» и пунктов 15 и 27 Правил пожарной безопасности. При этом места для курения должны быть указаны в отдельном приказе (распоряжении) руководителя организации.

Поскольку требование о наличии специальных мест для курения вытекает из законодательства, все затраты, связанные с оснащением и эксплуатацией мест для курения и курительной комнаты (стоимость металлических урн, пепельниц, антитабачных воздухоочистителей и пр.), в налоговом учете можно включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В бухгалтерском учете расходы на оборудование мест и комнат для курения относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99).

Услуги профессиональных пожарных

В состав Федеральной противопожарной службы (ФПС России) входят договорные подразделения, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности договорные подразделения ФПС России осуществляют на основании договоров, заключаемых организациями и территориальными органами МЧС России (п. 1 Правил выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями ФПС России, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 989).

Расходы на приобретение услуг договорных подразделений ФПС России в области пожарной охраны на основании заключенных договоров организация может признать для целей налогообложения прибыли в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ в размере, установленном договором (письмо Минфина России от 27.01.2010 № 03-03-06/1/26).

В бухгалтерском учете указанные затраты отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности.

Страхование имущества от пожара

Риск потери имущества в результате пожара можно застраховать, заключив соответствующий договор со страховой компанией. Расходы на добровольное страхование имущества в целях налогообложения прибыли включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат при условии, что они осуществлены в отношении видов страхования, перечисленных в пункте 1 статьи 263 НК РФ. В частности, если такими видами страхования являются:

  • страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией;
  • страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);
  • страхование товарно-материальных запасов;
  • страхование иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы по добровольному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов (п. 6 ст. 272 НК РФ). Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

В бухгалтерском учете расходы на добровольное страхование имущества от пожара отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности

1 Форма акта № ОС-3 о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств утверждена постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ, расходы на содержание службы газоспасателей, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности. В том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел РФ в соответствии с законодательством РФ, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты). Об этом сказано в подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ. Расходы на обеспечение пожарной безопасности Пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Такое определение прописано в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ. А меры пожарной безопасности - это действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Таким образом, затраты на любые меры, направленные на защищенность личности, имущества, общества и государства от пожаров, будут являться расходами на пожарную безопасность и приниматься при расчете налога на прибыль независимо от того, являются ли они обязательными или добровольными платежами. Для оказания услуг в области пожарной безопасности требуется наличие лицензии. Законодательство для подтверждения расходов не требует обязательного запроса лицензии у поставщика услуг, но для избежания спорных моментов с ИФНС лучше запрашивать копию лицензии. Хотя это не всегда и нужно. Ведь если налогоплательщик для оборудования стенда пожарной безопасности приобрел лопаты, ведра, заказал ящик для песка, то никакой лицензии в данном случае может и не быть. Отметим что согласно подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ в расходы компании также списываются затраты на обслуживание и поддержание в рабочем состоянии автоматической системы пожаротушения, а также пожарной сигнализации. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Поэтому расходы по обслуживанию автоматической системы пожаротушения и пожарной сигнализации необходимо подтвердить актом о выполнении работ. Расходы на оплату услуг по охране имущества Охранная деятельность регулируется Федеральным законом от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ". Частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: - защита жизни и здоровья граждан; - охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке; - проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации; - консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; - обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий. Аналогично расходам на пожарную безопасность расходы, связанные с охраной имущества, и иные услуги охранной деятельности, оказанные специализированными хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию, подлежат принятию при расчете налога на прибыль. В составе таких расходов учитываются также и затраты на оплату услуг вневедомственной охраны (письмо Минфина России от 24 июля 2006 г. N 03-03-04/2/180). Учет затрат на охрану труда Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ). Согласно статье 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В связи с их выполнением организация осуществляет определенные затраты. Если в штате организации более 50 человек, то в соответствии со статьей 217 ТК РФ необходимо создать службу охраны труда. Вместо создания отдельной службы может быть введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Кроме того, руководитель организации имеет право самостоятельно осуществлять охрану труда или привлекать для этого сторонние специализированные организации. Последние обязательно должны иметь аккредитацию. При создании службы охраны труда следует руководствоваться Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации. Служба охраны труда, как правило, находится в непосредственном подчинении у руководителя организации и выполняет следующие функции: - контролирует выполнение работниками требований охраны труда и соблюдение законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда; - организует профилактические работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и обусловленных производственными факторами заболеваний; - проводит мероприятия по улучшению условий труда и т.д. Следует отметить, что на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда должно отчисляться не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (ст. 226 ТК РФ). Затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, включаются в состав прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). К таким расходам, в частности, относятся затраты, связанные "с направлением принимаемых на работу рабочих на прохождение инструктажа по охране труда и обучение безопасным методам и приемам работы" (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 октября 2007 г. N Ф04-6915/2007(38865-А27-40)). Также к затратам на обеспечение нормальных условий труда можно отнести затраты: - связанные с обеспечением работников спецодеждой, спецобувью и прочими средствами индивидуальной защиты; - на проведение периодических медицинских осмотров; - компенсационного характера, связанные с возмещением вреда пострадавшим в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями; - связанные с приобретением мыла, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с нормами; - на приобретение молока и других равноценных продуктов. На практике организация в зависимости от вида произведенных затрат может включить их в состав расходов на оплату, материальных расходов труда и прочих расходов. Рассмотрим порядок учета отдельных видов расходов подробнее. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ затраты на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты относятся к материальным расходам. Работодатель с учетом своего финансово-экономического положения может самостоятельно устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. При этом необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Установленные нормы должны улучшать защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнений по сравнению с типовыми нормами. Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты утверждены приказом Минздравсоцразвития от 16 июля 2007 г. N 477. В целом расходы, связанные с приобретением спецодежды, могут быть учтены в налоговом учете в составе материальных расходов в полной сумме по мере передачи ее в пользование работникам в соответствии с нормами бесплатной выдачи спецодежды, установленными в организации (письмо Минфина России от 23 апреля 2007 г. N 03-04-06-01/128). Статьями 163, 212 ТК РФ установлено, что работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки, обеспечить безопасные условия и охрану труда. В то же время Налоговым кодексом РФ не установлен перечень затрат, которые относятся к обеспечению нормальных условий труда. К примеру, можно ли к таким затратам отнести расходы на приобретение питьевой воды для своих сотрудников? По данному вопросу существует несколько мнений. В письме от 2 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/408 на частный вопрос налогоплательщика Минфин России указал, что расходы на приобретение питьевой воды и аренду кулера могут приниматься в уменьшение суммы доходов при налогообложении прибыли только в случае, если по заключению санитарно-эпидемиологической службы вода в водопроводе не пригодна для питья. Аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 10 марта 2005 г. N 02-01-08/46. Кроме того, в письме от 26 января 2007 г. N 03-11-04/2/19 специалисты Минфина России отметили, что расходы, связанные с приобретением питьевой воды и приобретением обогревателей для административного здания, статьей 346.16 НК РФ не предусмотрены. Поэтому они не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Отметим, что положения главы 25 НК РФ не предусматривают наличия заключения санитарно-эпидемиологической службы при учете затрат на приобретение питьевой воды. Кроме того, на работодателя возложена обязанность обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей (ст. 22 ТК РФ). Поэтому судьи при рассмотрении данного вопроса встают на сторону налогоплательщика. В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 8 июня 2007 г. N А66-10574/2006 указано, что обеспечение работников организации бутилированной водой предусмотрено правилами внутреннего трудового распорядка организации. Следовательно, такие затраты являются экономически оправданными. Аналогичный вывод сделан и в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 29 октября 2007 г. N А29-1926/2007. Далее подчеркнем, что статьей 222 ТК РФ определено: на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача данных продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов. Правда при условии, что это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором. Замена выдачи молока денежной компенсацией по желанию работника стала возможна после внесения изменений Федеральным законом от 1 октября 2007 г. N 224-ФЗ в статью 222 ТК РФ. В целях налогообложения прибыли затраты в виде суммы выданной компенсации могут быть учтены при соблюдении двух условий. Во-первых, если эта сумма определена исходя из норм количества молока. Во-вторых, если она соответствует рыночной цене, действовавшей в период выплаты денежной компенсации. Указанные затраты должны соответствовать требованиям статьи 252 НК РФ, то есть они должны быть обоснованы и документально подтверждены. Все начисления компенсирующего характера, связанные с работой в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, относятся к расходам на оплату труда (п. 3 ст. 255 НК РФ). При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы работника, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды. При этом согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды законодательно установленных компенсационных выплат (в пределах норм). Следовательно, выплаты денежной компенсации взамен молока в пользу работников, занятых на работах с вредными условиями труда, не подлежат обложению НДФЛ. С данных выплат также не придется платить и взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование. Расходы на оплату услуг, связанных с охраной труда, в бухгалтерском учете являются расходами по обычным видам деятельности. Они признаются на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99). Данные расходы отражают по дебету счета 25 (26) в корреспонденции с кредитом счета 60. Предъявленная сумма НДС отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 60. Данную сумму НДС организация имеет право зачесть после принятия на учет оказанных ей услуг при наличии счета-фактуры контрагента (ст. 171, 172 НК РФ). Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель. Сотрудники же подразделения по охране труда несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей. Эти обязанности должны быть установлены должностными инструкциями и положением о службе охраны труда. На основании статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 1000 до 5000 руб. Организации же грозит штраф от 30 000 до 50 000 руб. либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда). Кроме того, за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет. За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно статье 143 Уголовного кодекса РФ нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается: - штрафом в сумме до 200 000 руб. или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев; - исправительными работами на срок до двух лет; - лишением свободы на срок до года.

Важнейшей компонентой стратегического управления предприятием является его инвестиционная стратегия, формирующая систему финансовых мер для достижения долгосрочных стратегических целей бизнеса. Отсюда возникает объективная необходимость поиска и внедрения в практику новых методов и инструментов разработки инвестиционной стратегии. Новым словом в разработке инвестиционной стратегии становится математическое моделирование.

Формальные математические модели позволяют определить перспективные направления бизнеса, оценить целесообразные объёмы инвестируемых средств, распределить капиталовложения между перспективными направлениями. Источниками финансирования капиталовложений являются прибыль, часть амортизационных отчислений, кредиты. Ежеквартально предприятия обязаны вместе с квартальной бухгалтерской отчетностью представлять справку о движении средств финансирования капиталовложений и других финансовых вложений.

В экономике под капитальными вложениями понимают единовременные вложения на увеличение объема основных средств с целью расширения производства - совокупность экономических ресурсов, направляемых на воспроизводство основных средств. Капиталовложения разделяют на прямые - вложения непосредственно в объект инвестирования и косвенные, сопряженные - вложения в сопряженные с основным объекты, в производственную и социальную инфраструктуру основных объектов инвестирования.

В настоящее время долгосрочное и устойчивое развитие предприятия невозможно без эффективной системы пожарной безопасности. Поэтому инвестиции в пожарную безопасность являются составной частью инвестиционной стратегии предприятия. Начальным этапом формирования инвестиционной стратегии предприятия в области пожарной безопасности является оценка величины ущерба от возможных пожаров при выбранном варианте обеспечения пожарной безопасности.

Одним из таких финансовых вложений есть инвестирование на пожарную безопасность. Увеличивать затраты на пожарную безопасность, с точки зрения собственника, целесообразно до тех пор, пока ожидаемый ущерб от пожаров за период планирования превышает затраты на пожарную безопасность за этот же период. На наш взгляд, как будущих специалистов в области пожарной безопасности, важнейшим условием снижения ущерба от пожаров является выполнение предприятием норм пожарной безопасности. Предприятие будет соответствовать нормам пожарной безопасности, если будут выполнены все требования технического регламента и пожарный риск не превышает допустимых значений. Поэтому собственник имеет право самостоятельно выбирать вариант обеспечения пожарной безопасности. Но важно, чтобы этот вариант обеспечивал нормативные значения показателей пожарного риска для производственных объектов.

Согласно действующему законодательству каждая организация и каждый собственник должны обеспечивать пожарную безопасность принадлежащих ей объектов. Она осуществляется в целях защиты помещений и работающих в них сотрудников от пожара. Какие расходы возникают у организации при обеспечении пожарной безопасности? Как они учитываются в налоговом и бухгалтерском учете? Эти вопросы достаточно хорошо на популярном уровне рассмотрены в работе.

Вопросы пожарной безопасности регулируются федеральными законами от 21.12.94 № 69-ФЗ «0 пожарной безопасности» и от 22.07.2008 № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также иными нормативно-правовыми актами, в числе которых:

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее - Правила пожарной безопасности);

Положение о государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 820;

Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденные приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645 (далее - Нормы пожарной безопасности) и др.

На основании названных документов каждая организация должна иметь систему обеспечения пожарной безопасности, то есть комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на защиту людей и имущества от пожара. К ней предъявляются определенные требования. В рамках выполнения этих требований организация производит различные расходы.

К расходам на пожарную безопасность, в частности, можно отнести следующие затраты:

составление декларации пожарной безопасности и оценка пожарного риска;

приобретение минимального набора средств пожаротушения;

приобретение, установка, а также обслуживание пожарной сигнализации и системы оповещения;

оборудование офиса курительными комнатами;

противопожарное обучение;

услуги профессиональных пожарных;

страхование риска потерь от пожара и пр.

Инвестирование в пожарную безопасность предприятия, как показано выше, состоит из нескольких этапов. Одним из важнейших этапов, на наш взгляд, являются капитальные затраты на пожарную безопасность. Капитальные затраты представляют собой единовременные затраты, реализуемые на создание новых, реконструкцию и модернизацию (техническое перевооружение) действующих основных фондов. Теоретически определение размера капитальных затрат на пожарную безопасность в рублях определяется следующим порядком:

К=КМК+КАПС+КАУПТ+КАУПТ1+КВВ+КПС+КО

где КМК - стоимость огнезащиты металлических конструкций;

КАПС - стоимость защиты автоматической пожарной сигнализации;

КАУПТ - стоимость установок пожаротушения;

КАУПТ1 - стоимость установок межстеллажного пожаротушения;

КВВ - стоимость устройства внутреннего противопожарного водопровода;

КПС - стоимость противопожарной стены;

КО - стоимость огнетушителей.

Эксплуатационные расходы на обеспечение пожарной безопасности суммируют в денежной форме затраты материальных, энергетических и трудовых ресурсов. Размеры эксплуатационных расходов в рублях за год определяются следующим образом:

С=САУПТ+САУПТ1+СО+СВВ+САПС+СМК+СПС

Где САУПТ - эксплуатационные расходы на содержание установок пожаротушения склада;

САУПТ1 - эксплуатационные расходы на содержание межстеллажных установок пожаротушения склада;

СО - эксплуатационные расходы на пенные огнетушители;

СВВ - эксплуатационные расходы на содержание внутреннего противопожарного водопровода;

САПС - эксплуатационные расходы на содержание автоматической пожарной сигнализации;

СМК - эксплуатационные расходы на содержание огнезащиты металлических конструкций;

СПС - эксплуатационные расходы на содержание противопожарной стены.

Эксплуатационные расходы на содержание установок пожаротушения склада рассчитываются следующим образом:

САУПТ=СТР+СЭЛ+СТО

где СТР - расходы на текущий ремонт системы АУПТ склада;

СЭЛ - расходы на электроэнергию системы АУПТ склада;

СТО - расходы на техобслуживание системы АУПТ склада.

Расходы на текущий ремонт системы АУПТ склада (СТР) имеют вид:

где НТР - норма амортизационных отчислений на капитальный ремонт в%.

Расходы на техобслуживание системы АУПТ склада имеют вид:

где ЦТО - цена за единицу обслуживания, руб./м2;

S - защищаемая площадь, м2.

CЭЛ=ЦЭЛ*NЭЛ*ТР

NЭЛ - установленная мощность электроприемников, кВт;

ТР - годовой фонд рабочего времени, час.

Расчет эксплуатационных затрат на содержание АУПТ межстеллажного пространства будет иметь вид:

САУПТ1=СТР1+СЭЛ1+СТО1

где СТР1 - расходы на текущий ремонт системы межстеллажных АУПТ;

СЭЛ1 - расходы на электроэнергию системы межстеллажных АУПТ;

СТО1 - расходы на техническое обслуживание системы межстеллажных АУПТ склада.

Расходы на текущий ремонт системы автоматической установки водяного пожаротушения межстеллажного пространства склада имеют вид:

Расходы на техобслуживание системы АУПТ межстеллажного пространства склада имеют вид:

СТО1=ЦТО1*S1

где ЦТО1 - цена за единицу обслуживания, руб./м2;

S1 - защищаемая площадь, м2.

Расходы на электроэнергию системы АУПТ склада имеют вид:

CЭЛ1=ЦЭЛ*NЭЛ1*ТР1

где ЦЭЛ - стоимость одного кВт*ч электроэнергии, руб.;

NЭЛ1 - установленная мощность электроприемников, кВт;

ТР1 - годовой фонд рабочего времени, час.

Определение размера эксплуатационных расходов на пенные огнетушители имеет вид:

СО=3*СКВ+СГОД+

Где СКВ - расходы на ежеквартальную проверку огнетушителей, руб./кВ;

СГОД - расходы на ежегодную проверку огнетушителей, руб./год;

С5ЛЕТ - расходы на проверку огнетушителей раз в 5 лет, руб./5 лет.

Ежеквартальная проверка включает в себя осмотр места установки огнетушителей и подходов к ним, а также проведение внешнего осмотра огнетушителей. Ежегодная проверка огнетушителей внешний осмотр огнетушителей, осмотр места их установки и подходов к ним. Не реже одного раза в год огнетушитель должен быть разряжен, его корпус полностью очищается от остатков огнетушащего вещества, после внешнего и внутреннего осмотра корпус, пусковая головка, шланг и запорное устройство испытывается на прочность и герметичность.

Затраты на ежеквартальную проверку огнетушителей следующие:

СКВ=*ОШТ*tКВ

Где ЗПЛ - зароботная плата работника, проводящего данный вид работ, руб.;

  • 24 - количество рабочих дней в месяце, дни;
  • 8 - количество часов в рабочем дне, час;

ОШТ - количество огнетушителей, подлежащих проверке, шт;

tКВ - время на проверку одного огнетушителя, час.

Затраты на ежегодную проверку огнетушителей равны:

СГОД=*ОШТ*tГОД

Не реже одного раза в 5 лет каждый огнетушитель и баллон с вытесняющим газом должны быть разряжены, корпус огнетушителя полностью очищен от остатков огнетушащего вещества, произведен внешний и внутренний осмотр, а также проведены испытания на прочность и герметичность корпуса огнетушителя, пусковой головки, шланга и запорного устройства.

Формула расчета затрат на проведение ежегодной проверки огнетушителей (СЛЕТ) будет иметь вид:

СЛЕТ=*ОШТ*TЛЕТ

Где ЗПЛ - заработная плата работника, производящего данный вид работ;

  • 24 - количество рабочих дней в месяце;
  • 8 - количество часов в рабочем дне;

ОШТ - количество огнетушителей, подлежащих проверке;

t - время на проверку одного огнетушителя, час.

Стоимость работ по испытанию внутреннего противопожарного водопровода, которые должны в соответствии с приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 проводиться два раза в год (весной и осенью) равна:

СВВ=(n*Сисп.ПК+n1+Cосм.ПК)*2

где Сисп.ПК - стоимость испытаний пожарных кранов, руб./исп.;

Сосм.ПК - стоимость осмотра пожарных кранов, руб./исп.;

n - количество подверженных испытанию пожарных кранов, шт.;

n1 - количество подверженных осмотру пожарных кранов, шт.

Годовые эксплуатационные расходы на содержание пожарной автоматики можно определить по формуле:

САПС=СТР+СТО+СЭЛ

где СТР - расходы на текущий ремонт системы автоматической пожарной сигнализации;

СЭЛ - расходы на электроэнергию системы автоматической пожарной сигнализации, которая рассчитывается по формуле (10);

СТО - расходы на техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации.

Расходы на текущий ремонт системы автоматической пожарной сигнализации имеют вид:

где КАПС - стоимость оборудования здания склада автоматической пожарной сигнализации;

НТР - норма амортизационных отчислений на текущий ремонт, %.

Затраты на техническое обслуживание стационарных установок пожаротушения будут иметь вид:

НТО - норма амортизационных отчислений на техобслуживание, %.

Формулы расчета эксплуатационных затрат на огнезащиту металлических балок и противопожарную стену соответственно можно высчитать по следующим формулам:

СМ.К.=*Tм.к.

где ЗПЛ - заработная плата работника, производящего данный вид работ;

  • 24 - количество рабочих дней в месяце;
  • 8 - количество часов в рабочем дне;

Формула расчета затрат на обслуживание противопожарной стены (Сп.с.) будет иметь вид:

Сп.с. = *tм.к.

Где Зп.л.- заработная плата работника, проводящего данный вид работ, руб;

  • 24 - количество рабочих дней в месяце;
  • 8 - количество часов в рабочем дне;

t м.к.- время на проведение данного вида работ.

Основным параметром пожара, при моделировании возможной обстановки, является площадь пожара, значение которой зависит от ее формы. Площадь пожара (периметр) может быть постоянной или переменной. В инженерных расчетах при прогнозировании обстановки на пожаре площадь пожара определяется как совокупность простейших геометрических фигур (рис. 1 Графической части), делается допущение, что пожарная нагрузка однородная и равномерно размещена по помещениям, значение линейной скорости одинаковое во всех направлениях развития пожара.

Характер развития пожара, его форма является основой для расчета. Форма развития пожара приводится к фигурам правильной геометрической формы. Применительно к объекту исследования и учитывая влияние места возникновения горения, рода горючих материалов, объемно-планирующих решений объекта защиты, характеристики конструкций, а также других факторов площадь пожара в нашем случае будет иметь круговую или угловую форму (см. рис. 2 Графической части).

Время свободного развития пожара для разных предприятий и складов различная. Оно определяется в минутах по формуле:

Св.р=?дс+?след+?в.п.с.

где?св.р - время свободного развития пожара;

  • ?дс - время до сообщения о пожаре;
  • ?сб - время на сборы до выезда;
  • ?след - время следования;
  • ?в.п.с - время введения первого пожарного ствола.

При определении пути пройденного огнем (L) по первому рангу формула будет иметь вид:

L=0,5*Vл*10+Vл*(?св.р-10)

Где Vл - линейная скорость распространения пламени (принимать значение 0,5….1,2м/мин)

При определении пути пройденного огнем (L) по вротору рангу формула будет иметь вид:

L=0,5*Vл*10+Vл*(?св.р-10)+0,5*Vл*?2-?св.р)

где Vл - линейная скорость распространения пламени;

2-?св.р - время локализации пожара.

При определении площади пожара по круговой форме:

Где Ln - путь пройденный огнем, мин.

При определении площади пожара сложной формы (Sn) формулы будут иметь вид:

Формула площади тушения (Sn) при круговой форме пожара будет иметь вид:

Где Sn-площадь пожара, м;

Ln - путь, пройденный огнем, мин.

Формулы площади тушения (Sm) при сложной форме пожара будут иметь вид:

Sm=Sn-П*-(a-10)*b1

Sm=Sn--a1*(b1-hT)-a2*(b2)hT

При определении расхода, требуемого на тушение, формула будет иметь вид:

Где Sm - площадь тушения, м;

Imp - требуемая интенсивность подачи огнетушащих веществ.

При определении количества необходимых стволов Ncтв формула будет иметь вид:

Ncтв=) Q/ qcтв

Где Q- расход, требуемый на тушение, л/с;

Qcтв - расход одного ствола, л/с.

При определении фактического расхода формула будет иметь вид:

Где qств - расход одного ствола, л/с;

Q- расход, требуемый на тушение, л/c.

Основным нормативным документом, позволяющим каждому собственнику или инвестору рассчитать экономическую эффективность противопожарных мероприятий и систем, является МДС 21-3.2001 «Методика и примеры технико-экономического обоснования противопожарных мероприятий к СНиП 2101-97*» . Это методическое пособие было разработано в 2001 году как дальнейшее развитие СНиП 21-01-97* и ГОСТ 12.1.004-91 с целью выбора рациональных конструктивных, объёмно-планировочных и инженерно-технических решений, отвечающих требованиям огнестойкости зданий, предотвращения распространения пожара и обеспечивающих ограничение прямого и косвенного материального ущерба. Исходными данными для разработки пособия явились результаты обобщения проектных решений и обследования строительных объектов в части выполнения и стоимости противопожарных мероприятий, расчётов температурных режимов пожаров, оценки огнестойкости конструкций в условиях реальных пожаров, расчётов вероятностных материальных потерь в зданиях различного назначения, выполняемых в течение последних лет.

Согласно данному нормативному документу, эффективность противопожарного мероприятия определяется на основе сопоставления притоков и оттоков денежных средств, связанных с реализацией принимаемого решения по обеспечению пожарной безопасности.

Притоком денежных средств является получение средств за счёт предотвращения материальных потерь от пожара, рассчитываемых как ожидаемые материальные потери от пожара при выполнении противопожарного мероприятия (проектируемый вариант) и сравнения их с ожидаемыми материальными потерями при его отсутствии (базовый вариант). Оттоком денежных средств являются затраты, связанные с выполнением противопожарного мероприятия.

В качестве замечания отметим, что документ оперирует только материальными потерями, без учёта потерь людских, которые, как мы все понимаем, являются наиболее тяжелыми. Однако, поскольку рассчитать экономические потери от гибели людей невозможно, то и мы оставим их за рамками данной статьи, но помнить о них всё же необходимо.

Критерием экономической эффективности противопожарного мероприятия (совокупности мероприятий) является получаемый от его реализации интегральный экономический эффект (И), учитывающий материальные потери от пожаров, а также капитальные вложения и затраты на выполнение мероприятия. Интегральный экономический эффект определяется как сумма текущих эффектов за весь расчётный период, приведённая к начальному интервалу планирования с учётом стоимости финансовых ресурсов во времени, которая определяется нормой дисконта, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами.

Если экономический эффект И от использования противопожарного мероприятия положителен, решение является эффективным (при данной норме дисконта) и может рассматриваться вопрос о его принятии. Если при решении будет получено отрицательное значение И, инвестор понесёт убытки, т. е. проект неэффективен.

Выбор наиболее эффективного решения осуществляется на основании условия формулы

Интегральный экономический эффект для постоянной нормы дисконта определяется по формулам.

И=(Rt-Зt)*Дt-К

где Rt - разница между размерами годовых материальных потерь в базовом и планируемом вариантах, руб.;

Зt - разница между размером эксплуатационных расходов в базовом и планируемом вариантах, руб.;

К - разница между размером капитальных затрат на осуществление противопожарных мероприятий в базовом и планируемом вариантах, руб.;

Дt - коэффициент дисконтирования;

Мп и Мп - расчетные годовые материальные потери в базовом и планируемом вариантах, руб./год;

Кб и Кп - капитальные вложения на осуществление противопожарных мероприятий в базовом и планируемом вариантах, руб.;

Сп и Сб - эксплуатационные расходы в базовом и планируемом вариантах в t-м году, руб./год;

t - год оттока и / или притока денежных средств;

Т - расчетный период времени;

В качестве расчетного периода Т принимается либо срок службы здания (оборудования), либо иной, более короткий обоснованный период.

При расчете денежные потоки шага t приводятся к начальному моменту времени через коэффициент дисконтирования.

Для года t коэффициент дисконтирования при постоянной норме дисконта имеет вид:

НД - норма дисконта;

Смысловое значение применения дисконтирования заключается в том, что современные деньги дороже такого количества денег в будущем. Следовательно для соизмерения затрат и выгод во времени требуется их корректировка с целью сопоставимости. Норма дисконта является величиной пошагового изменения стоимостей, например 0,1 т.е. 10% годовых. НД может быть постоянной на определенном периоде времени или переменно по годам (t). В последнее время часто используют постоянную (НД=0,1 или 10%), которую и будем принимать в дальнейшем.

При использовании на объекте первичных средств пожаротушения и отсутствии систем автоматического пожаротушения материальные годовые потери рассчитываются по формуле:

Мп=Мп1+Мп2+Мп3

Где Мп1,Мп2,Мп3 - математическое ожидание годовых потерь от пожаров, потушенных соответственно первичными средствами пожаротушения; привозными средствами пожаротушения; при отказе всех средств пожаротушения, определяемое по формулам:

Мп1=*Zm*Fпож(1+k)*p1

Mп2=*(Zm+Zk+ky)*F^пож(1-k)*(1-p1)*p2

Mп2=*(Zm+Zk+ky)* F^^пож(1-k)*

Где - частота возникновения пожара, 1 / год;

Zm - стоимость поврежденного технологического оборудования и оборотных фондов;

Fпож - площадь пожара на время тушения первичными средствами;

Р1,р2 - вероятность тушения пожара первичными и привозными средствами;

ky - коэффициент, учитывающий степень уничтожения конструкций, принимается в зависимости от степени огнестойкости здания и продолжительности пожара. Ориентировочно принимается от 0,05 до 0,95;

Zk - стоимость поврежденных частей здания, руб./м;

F^пож - площадь пожара за время тушения привозными средствами;

F^^пож - площадь пожара при отказе всех средств пожаротушения, м;

k - коэффициент, учитывающий косвенные потери.

При оборудовании объекта средствами автоматического пожаротушения материальные годовые потери от пожара рассчитываются по формуле.

Mп=Мп1+Мп2+Мп3+Мп4

Где Мп1,Мп2,Мп3,Мп4 - математическое ожидание годовых потерь от пожаров, потушенных соответственно первичными средствами пожаротушения; установками автоматического пожаротушения; привозными средствами пожаротушения; при отказе средств пожаротушения, определяемое по формулам.

Mп1 = *Zm*Fпож(1+k)*p1

Mп2 = * F^пож(1+k)*(1-p)

Mп3=*(Zm+Zk*Ky)* F^пож(1+k)**p2п

Mп4*(Zm+Zk*Ky)* F^^пож(1+k)

Где F^пож - площадь пожара при тушении средствами автоматического пожаротушения, м;

Р3 - вероятность тушения средствами автоматического пожаротушения;

В соответствии с Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-93), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности должны обеспечивать пожарную безопасность. Сегодня наиболее распространенные меры, принимаемые руководителями организаций по обеспечению пожарной безопасности, — это установка в офисе организации противопожарной сигнализации и приобретение огнетушителей. В этой статье мы расскажем о том, как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете затраты на их приобретение, монтаж, содержание и эксплуатацию.

1 Начнем с расходов на приобретение и установку по­ жарной сигнализации . В соответствии с п. 4 и 5 Положе­ ния по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) (утв. Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 2бн) приборы и аппаратура систем пожарной сигнали­зации принимаются к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств .

Напомним, что согласно ПБУ 6/01 основные средства при­нимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стои­ мости (сумме фактических затрат организации на приобре­тение, сооружение и изготовление, за исключением НДС). Стоимость объектов основных средств погашается посред­ством начисления амортизации одним из способов, указан­ных в п. 18 ПБУ 6/01 и принятых в учетной политике органи­зации. Срок полезного использования пожарной сигнализа­ции для целей бухгалтерского учета определяется организа­цией исходя из ожидаемого срока использования этого объ­екта, ожидаемого физического износа, нормативно-право­вых и других ограничений использования этого объекта.

В налоговом учете (ст. 256 НК РФ) пожарная сигнализа­ция принимается к учету в качестве объекта амортизиру­емого имущества, так как является имуществом со сро­ком полезного использования более 12 месяцев и перво­начальной стоимостью свыше 10 000 руб.

В соответствии с Классификацией основных средств , включаемых в амортизационные группы (утв. Постанов­лением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1), прибо­ры и аппаратура систем пожарной сигнализации входят в состав четвертой амортизационной группы (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

Стоимость объектов основных средств в налоговом учете также погашается посредством начисления аморти­зации одним из способов, указанных в ст. 259 НК РФ и принятых в учетной политике организации.

Пример

ООО «Мир» установило пожарную сигнализацию стоимостью 118 000 руб . (в том числе НДС 18 000 руб .). Стоимость работ по установке оборудования составила 59 000 руб . (в том числе НДС 9000 руб .).

В бухгалтерском учете ООО «Мир» вышеуказанная операция отражается следующими проводками: Д-т сч . 08 К-т сч . 60 — 100 000 руб. — акцептован счет по­ставщика оборудования пожарной сигнализации Д-т сч . 19 К-т сч . 60 — 18 000 руб. — отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком оборудования пожарной сигнализации Д-т сч . 60 К-т сч . 51 — 118 000 руб. — оплачен счет постав­щика оборудования пожарной сигнализации; Д-т сч . 08 К-т сч . 76 — 50 000 руб. — акцептован счет орга­низации, осуществляющей услуги по установке системы пожарной сигнализации Д-т сч . 19 К-т сч . 76 — 9000 руб. — отражена сумма НДС, предъявленная организацией, установившей систему по­жарной сигнализации Д-т сч . 76 К-т сч . 51 — 59 000 руб. — оплачены услуги орга­низации, установившей систему пожарной сигнализации Д-т сч . 01 К-т сч . 08 — 150 000 руб. — введено в эксплуата­цию оборудование пожарной сигнализации Д-т сч . 68 К-т сч . 19 — 27 000 руб. — предъявлена к выче­ту сумма НДС, ранее уплаченная поставщикам оборудо­вания и услуг.

2 Огнетушители (углекислотные, пенные и прочие) принимаются к бухгалтерскому учету также в качестве объ­ ектов основных средств (п. 4 и 5 ПБУ 6/01). Первоначальной стоимостью огнетушителей, приобретенных за плату, при­знается сумма фактических затрат организации на их при­обретение, за исключением НДС. Причем их стоимость мо­жет списываться на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуата­цию, так как их стоимость составляет менее 10 000 руб. (на­пример, сегодня стоимость углекислотного огнетушителя составляет от 400 до 7500 руб. в зависимости от модели).

В налоговом учете огнетушители не принимаются к учету в качестве объекта амортизируемого имущества, так как их первоначальная стоимость составляет не бо­лее 10 000 руб. (ст. 256 НК РФ). Затраты на их приобрете­ние (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с НК РФ) отражают­ся в составе материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Указанные затраты включаются в состав матери­альных расходов в полной сумме в момент, когда имуще­ство вводится в эксплуатацию.

Расходы на содержание в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, в том числе затраты на зарядку и ремонт огнетушителей, по мнению автора, отра­жаются в бухгалтерском учете в составе расходов по обыч­ным видам деятельности (п. 5 и б ПБУ 10/99), а в налоговом учете в составе прочих расходов, связанных с производст­вом и (или) реализацией (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ).



mob_info