Ответственный по воинской части. Положение об организации производства работ с повышенной опасностью в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях министерства обороны российской федерации. Несение дежурства п

1. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и выполнения разовых (не постоянных) работ с повышенной опасностью в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации*.

К работам с повышенной опасностью относятся работы, характеризующиеся наличием опасных и (или) вредных производственных факторов и требующие про-ведения организационных и технических мероприятий, обеспечивающих безопасность труда работающих. Примерный перечень работ с повышенной опасностью приведен в приложении № 1 к настоящему Положению.

2. Постоянные работы с повышенной опасностью организуются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Министерства обороны Россий-ской Федерации, видов Вооруженных Сил Российской Федерации, Воздушно-десантных войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Рос-сийской Федерации, регламентирующими обеспечение безопасности военной служ-бы, правилами и стандартами по охране труда**.

Положение не распространяется на работы с повышенной опасностью, выполняемые по специальным правилам (наставления и руководства по организации эксплуатации вооружения и военной техники, специальных объектов и сооружений воинских час-тей, Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, Правила техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций, тепловых сетей и др.).
_________________________
* Далее в тексте настоящего Положения воинские части, учреждения, военно-учебные заведения, предприятия и организации Министерства обороны Российской Федерации для краткости, если не оговорено особо, будут именоваться воинскими частями.
** Перечень действующих правил и стандартов по охране труда устанавливается видами Вооруженных Сил Российской Федерации, Воздушно-десантными войска-ми, главными и центральными управлениями Министерства обороны Российской Федерации.

В случаях, когда в нормативных правовых актах, регламентирующих обеспечение безопасности военной службы, правилах по безопасности труда отсутствуют конкретные требования безопасности к организации производства постоянных работ с повышенной опасностью, следует руководствоваться настоящим Положением.

3. На основании Примерного перечня работ с повышенной опасностью с учетом специфики повседневной (производственной) деятельности в воинской части ежегодно разрабатывается и утверждается в установленном порядке конкретный пе-речень работ с повышенной опасностью.

4. Выполнение работ с повышенной опасностью производится по наряду-допуску (приложение N 2 к настоящему Положению).

Наряд-допуск - это письменное распоряжение, определяющее содержание, ме-сто, время и условия производства работ, необходимые меры безопасности, состав бригады и лиц, ответственных за безопасное их проведение.

5. К производству работ с повышенной опасностью могут привлекаться лица не моложе 18 лет. Выполнение этих работ, как правило, поручается работникам*, постоянно занятым обслуживанием машин, объектов и установок или производством работ, к которым действующими нормативными правовыми актами по обеспечению безопасности военной службы и охране труда предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности, и в связи с этим прошедшие медицинские ос-мотры (освидетельствования), специальное обучение и проверку знаний.

6. Проверка знаний работников, которые будут привлекаться к производству работ с повышенной опасностью, должна проводиться не реже одного раза в год (если служебными документами видов Вооруженных Сил Российской Федерации, Воздушно-десантных войск, главных и центральных управлений Министерства обо-роны Российской Федерации, регламентирующими обеспечение безопасности воен-ной службы, правилами по охране труда не предусмотрена более частая периодичность проверки) комиссией, ежегодно назначаемой приказом командира воинской части в составе не менее трех человек: заместителя командира воинской части по тылу или вооружению (главного инженера предприятия или заместителя
начальника предприятия по производству (технической части) - председатель комиссии и членов комиссии - начальников служб (лиц, исполняющих их обязанности) и должностного лица штаба воинской части по службе войск и безопасности военной службы (начальника службы (отдела, бюро, инженера) охраны труда).

При отсутствии в штате воинской части указанных должностных лиц в состав комиссии назначаются должностные лица, на которых в соответствии с требованиями нормативных правовых актов возложено выполнение обязанностей по обеспечению безопасности военной службы и охране труда.

Для проверки знаний работников, допускаемых к производству работ с повышенной опасностью, связанных с выполнением сварочных и других огневых работ, работ с взрывоопасными и взрывопожароопасными изделиями и веществами, в состав комиссии включаются начальник службы противопожарной защиты и спасательных работ, а связанных с производством работ в охранных зонах линий электропередачи (связи, радиофикации) лицо, ответственное за электрохозяйство (главный энергетик) воинской части.

7. Проверка знаний каждого работника производится индивидуально, результаты проверки оформляются протоколом (приложение N 3 к настоящему Положению) и объявляются приказом командира воинской части.

_______________________________

2. Лица, ответственные за безопасность работ

8. Ответственными за безопасность работ, выполняемых по наряду-допуску, являются:
а) лицо, выдающее наряд-допуск;
б) ответственный руководитель работ;
в) допускающий к работе;
г) ответственный исполнитель работ;
д) члены бригады.

9. Лицо, выдающее наряд-допуск, устанавливает необходимость проведения и объем работ с повышенной опасностью и отвечает за достаточность указанных в на-ряде-допуске мер безопасности, соответствие характеру работ квалификации работников, выполняющих обязанности ответственного руководителя работ, ответственного исполнителя работ, допускающего к работе, а также членов бригады, если ответственный руководитель работ не назначается.

Право выдачи наряда-допуска предоставляется соответствующему заместителю командира воинской части - в зависимости от вида и места выполнения работ (главному инженеру предприятия, заместителю начальника предприятия по технической части или производству).

На отдельные работы с повышенной опасностью наряд-допуск может выда-ваться начальником соответствующей службы воинской части (структурного подраз-деления предприятия). Перечень таких работ и должностные лица, которым предос-тавлено право выдачи наряда-допуска на их производство, утверждаются ежегодно командиром воинской части.

10. Ответственными руководителями работ назначаются лица из числа начальников служб (командиров подразделений) и специалистов воинской части. Обязанности ответственного руководителя работ могут выполняться лицом, выдающим наряд-допуск.

Ответственный руководитель работ определяет состав бригады, осуществляет надзор за безопасным производством работ с повышенной опасностью и отвечает за достаточность принятых при подготовке рабочего места мер безопасности, правильность допуска бригады к работе и приемку рабочего места после ее окончания.

11. Допускающие к работе назначаются при производстве работ с повышенной опасностью, выполняемых в пределах территории и зданий (сооружений) воинской части, из числа должностных лиц, ответственных за рациональное использование закрепленной территории и безопасную эксплуатацию зданий (сооружений).

В остальных случаях обязанности допускающего к работе (кроме подготовки рабочего места) возлагаются на ответственного руководителя работ, а подготовка ра-бочего места осуществляется ответственным исполнителем работ.

Допускающий к работе отвечает:
а) за правильность подготовки рабочего места;
б) за правильность и полноту принятых мер безопасности при подготовке к проведению работ, а также за правильность допуска к работе и приемку рабочего места после ее окончания.

12. Ответственными исполнителями работ с повышенной опасностью назначаются должностные лица служб (подразделений) и специалисты воинской части.

Ответственный исполнитель работ руководит одной бригадой и отвечает:
а) за подготовку рабочего места и выполнение членами бригады установленных требований безопасности;
б) за полноту инструктажа членов бригады и правильность оформления его в наряде-допуске;
в) за обеспечение работающих специальной одеждой, специальной обувью, защитными средствами и предохранительными приспособлениями и правильность их использования;
г) за сохранность установленных на месте работ временных ограждений, заглушек, запирающих устройств, знаков безопасности и др.

Ответственный исполнитель работ может принимать непосредственное участие в работе, если число членов бригады (вместе с ответственным исполнителем работ) не превышает 6 человек при работе в здании (сооружении), и 10 человек - на открытой местности.

13. Члены бригады отвечают за соблюдение установленных требований безопасности и инструкций по охране труда (правил по охране труда, когда их знание для членов бригады являются обязательным) и указаний, полученных ими на целевом инструктаже при допуске к работе и во время работы, а также за правильное использование во время работы специальной одежды, специальной обуви, защитных средств и предохранительных приспособлений.

Бригада должна состоять не менее чем из двух лиц, включая ответственного исполнителя работ, если правилами по охране труда для производства отдельных видов работ с повышенной опасностью не установлена большая численность состава бригады.

При производстве отдельных работ с повышенной опасностью бригадой свыше трех человек допускается для выполнения подсобных работ включать в состав бригады работников, не прошедших специальное обучение. Количество таких работников определяется ответственным руководителем работ, исходя из условий обеспечения постоянного контроля за бригадой со стороны ответственного исполнителя работ. Перечень таких работ разрабатывается заместителем командира воинской части по тылу (главным инженером предприятия, заместителем начальника предприятия по технической части или производству) при участии начальников служб воинской части, должностного лица штаба воинской части по службе войск и безопасности военной службы (начальника службы (отдела, бюро, инженера) охраны труда) и утверждается командиром воинской части.

3. Порядок оформления и выдачи наряда-допуска

14. На производство работ с повышенной опасностью, выполняемых на территории и в зданиях (сооружениях) воинской части наряд-допуск оформляется в трех экземплярах, а в остальных случаях - в двух экземплярах.

К наряду-допуску при необходимости прилагаются:
а) схемы отключения оборудования от действующих агрегатов с указанием мест разъемов, установки заглушек и др.;
б) схемы устройства временной вентиляции, освещения и др.;
в) документы, подтверждающие согласование с заинтересованными органи-зациями работ вблизи действующих линий электропередачи и скрытых коммуникаций, а также обеспечение безопасности при производстве работ на этих участках.

Форма наряда-допуска заполняется чернилами (чернильной пастой) или на пишущей машинке (компьютере)под копирку при соблюдении четкости и ясности за-писей во всех экземплярах. Исправления текста не допускаются.

15. Наряд-допуск выписывается на ответственного исполнителя работ. При выполнении одной работы с повышенной опасностью одновременно несколькими бригадами наряд-допуск выписывается на каждого ответственного исполнителя работ.

16. На однотипные по характеру работы с повышенной опасностью, выполняемые одной бригадой, может быть выписан один общий наряд-допуск для поочередного их производства.

17. Число нарядов-допусков, оформляемых одновременно на одного ответст-венного руководителя работ, определяется лицом, выдающим наряд-допуск, исходя из возможности выполнения им установленных обязанностей.

18. До оформления наряда-допуска на производство работ в охранных зонах линий электропередачи (связи, радиофикации), вблизи энергетических коммуникаций (газо-, паро-, топливо-, водопроводов и т.п.) необходимо получить письменное разрешение от должностных лиц данной воинской части (соответствующего заместите-ля командира или начальника службы воинской части, главного механика, главного энергетика и др.) или организаций*, ответственных за эксплуатацию указанных линий и коммуникаций.

19. Продолжительность работы бригады по выданному наряду-допуску не должна превышать пяти календарных дней.

Наряд-допуск оформляется заново, если:
а) продолжительность работы бригады превышает пять календарных дней;
б) перерыв в производстве работы превышает один календарный день;
в) изменяется объем или характер работы;
г) изменяется состав бригады.

20. Нумерация нарядов-допусков устанавливается единая для воинской части в целом. Очередной номер наряду-допуску присваивается начальником штаба воинской части (лицом, исполняющим его обязанности) или должностным лицом штаба воинской части по службе войск и безопасности военной службы (начальником службы (отдела, бюро, инженером) охраны труда) по журналу регистрации нарядов-допусков (приложение № 4 к настоящему Положению). Порядковый номер записи о работе в указанном журнале соответствует очередному номеру наряда-допуска.

На производство сварочных и других огневых работ и работ с взрывоопасными и взрывопожароопасными изделиями и веществами, предусмотренных конкретным перечнем работ с повышенной опасностью, наряду-допуску присваивается дробный номер: в числителе указывается номер, присвоенный начальником штаба воинской части (лицом, исполняющим его обязанности) или должностным лицом штаба воинской части по службе войск и безопасности военной службы (начальником службы (отдела, бюро, инженера) охраны труда), а в знаменателе — номер, присвоенный начальником службы противопожарной защиты и спасательных работ воинской части, который ведет такой же по форме журнал.

21. Пункты 1-6 наряда-допуска заполняются лицом, выдающим наряд-допуск. Перечень мер безопасности, и при необходимости, последовательность их проведения (пункт 2 наряда-допуска) указываются на основании действующих требований по обеспечению безопасности военной службы, правил и инструкций по охране труда, исходя из конкретных условий производства работ с повышенной опасностью.

Перечень мер безопасности при подготовке рабочего места (подпункт «а» пункта 2 наряда-допуска) должен предусматривать конкретные мероприятия, обеспечивающие подготовку оборудования, коммуникаций, конструкций и т.д. к производству работ с повышенной опасностью.

В случаях, когда количество принимаемых мер безопасности при производ-стве работ (подпункт «б» пункта 2 наряда-допуска) три и более, допускается вместо них указывать пункты (параграфы) действующих требований по обеспечению безо-пасности военной службы, правил и инструкций по охране труда.

________________________________
* Под организацией, здесь и далее в тексте настоящего Положения, имеются в виду учреждения, предприятия и организации, не относящиеся к Министерству обороны Российской Федерации.

22. При оформлении наряда-допуска на производство работ в охранной зоне линий электропередачи (связи, радиофикации) необходимо руководствоваться действующими правилами, определяющими безопасную их эксплуатацию.

23. Лицо, выдающее наряд-допуск, подписанные экземпляры наряда-допуска передает ответственному руководителю работ, который записывает в них сведения о бригаде, включая ответственного исполнителя работ, и вручает допускающему два экземпляра наряда-допуска для подготовки рабочего места.

В случаях, когда допускающий к работе не назначается и подготовка рабочего места возлагается на ответственного исполнителя работ, ему вручается один экземпляр наряда-допуска.

4. Порядок допуска бригады к работе

24. Подготовка рабочего места к производству работ в соответствии с мерами безопасности, указанными в подпункте «а» пункта 2 наряда-допуска осуществляется:
а) лицами, которые эксплуатируют данное оборудование, коммуникации, кон-струкции и т.д., под руководством допускающего к работе - при работах, производи-мых в пределах территории, зданий (сооружений) воинской части;
б) бригадой, поименованной в наряде-допуске, под руководством ответствен-ного исполнителя работ - при работах вне территории, зданий (сооружений) воинской части.

25. Перед допуском бригады к работе:
а) допускающий к работе (ответственный исполнитель работ) после подготовки рабочего места для производства сварочных и других огневых работ, работ с взрывоопасными и взрывопожароопасными изделиями и веществами предъявляет рабочее место начальнику службы противопожарной защиты и спасательных работ, который лично проверяет подготовку рабочего места, о чем расписывается в пункте 9 наряда-допуска;
б) ответственный руководитель и ответственный исполнитель работ совместно с допускающим к работе проверяет выполнение перечисленных в подпункте "а" пункта 2 наряда-допуска мер безопасности. После указанной проверки допускающий к работе:

  • проверяет, соответствует ли состав бригады, должность (военно-учетная специальность, профессия) и квалификация лиц, включенных в нее записям в наряде-допуске;
  • представляет бригаде ответственного руководителя работ, объясняет содержание порученной работы и какие приняты меры для обеспечения безопасности работ;
  • проводит целевой инструктаж по безопасности труда членов бригады, участ-вующих в производстве работ с повышенной опасностью. В пункте 7 наряда-допуска делается запись о наименовании документов, на основании которых произве-ден инструктаж, и ставятся подписи допускающего, ответственного исполнителя работ и членов бригады;

в) допускающий к работе, ответственный руководитель и ответственный ис-полнитель работ заверяют готовность к производству работ с повышенной опасно-стью подписями соответственно в пунктах 8, 10 и 11 всех экземпляров наряда-допуска.

26. В случаях, когда допускающий к работе не назначается и подготовку рабочего места осуществляет ответственный исполнитель работ, организационные мероприятия, указанные для допускающего к работе в подпункте «б» пункта 25 настоящего Положения, выполняются ответственным руководителем работ.

27. Первый экземпляр наряда-допуска выдается ответственному исполнителю работ, второй остается у ответственного руководителя работ, а третий - у допускающего к работе.

28. Если при получении наряда-допуска у допускающего к работе или ответственного исполнителя работ возникают сомнения в правильности или достаточности мер безопасности, указанных в наряде-допуске, они обязаны получить разъяснения у ответственного руководителя работ или лица, выдающего наряд-допуск.

29. После допуска бригады к работе запрещается без ведома ответственного руководителя и ответственного исполнителя работ изменять установленные нарядом-допуском условия безопасного проведения работы.

30. О начале производства работы в охранной зоне линии электропередачи (связи, радиофикации) и фамилию ответственного руководителя работ воинская часть письменно сообщает организации, ответственной за эксплуатацию этой линии.

Если работа будет производится в охранной зоне линии электропередачи (связи, радиофикации), принадлежащей воинской части, то указанные сведения ответственным руководителем работ сообщаются лицу, ответственному за электрохозяй-ство (главному энергетику) воинской части.

5. Контроль за безопасным производством работ

31. С момента допуска бригады к работе с повышенной опасностью ответственный исполнитель работ должен все время находиться на месте производства работ и осуществлять личный контроль за работой бригады.

32. При необходимости ухода ответственного исполнителя работ с места работы, если он на это время не может быть заменен ответственным руководителем работ, лицом, выдавшим наряд-допуск, или допускающим к работе, бригада выводится с места работ в безопасную зону.

33. Кратковременный уход одного или нескольких членов бригады допускается с разрешения ответственного исполнителя работ. В этом случае ответственный исполнитель работ дает этим лицам необходимые указания по соблюдению безопасности и до их возвращения не уходит с рабочего места. Если при этом количество членов бригады не соответствует минимальной численности, установленной пунктом 13 настоящего Положения, то производство работ приостанавливается.

34. Ответственный руководитель работ и допускающий к работе периодически проверяют соблюдение работающими требований безопасности. При обнаружении нарушения этих требований или выявлении других обстоятельств, угрожающих безопасности работающих, наряд-допуск отбирается у ответственного исполнителя работ и бригада выводится в безопасное место до устранения нарушений.

После устранения обнаруженных недостатков допуск бригады к работе производится допускающим к работе, а когда он не назначался - ответственным руководителем работ.

О повторном допуске делается отметка в журнале регистрации нарядов-допусков.

35. При перерыве в работе бригада выводится с места производства работы с повышенной опасностью. Наряд-допуск остается у ответственного исполнителя работ.

После перерыва работа может быть продолжена только с разрешения ответственного исполнителя работ.

36. Ежедневно, после окончания рабочего дня, рабочее место приводится в порядок и наряд-допуск сдается допускающему к работе, а когда он не назначался - ответственному руководителю работ.

На следующий день допуск к работе осуществляется допускающим к работе (ответственным руководителем работ) и ответственным исполнителем работ после осмотра места работы и проверки соблюдения установленных мер безопасности.

37. При производстве по одному наряду-допуску нескольких однотипных по характеру работ должны соблюдаться следующие условия:
а) перед допуском бригады к работе все рабочие места подготавливаются до-пускающим к работе (ответственным исполнителем работ) и принимаются ответственным руководителем и ответственным исполнителем работ;
б) ответственный исполнитель работ с бригадой допускается поочередно на одно из рабочих мест;
в) перевод бригады на другое место работы производится допускающим к работе, а когда он не назначался - ответственным руководителем работ.

38. В течение срока действия наряда-допуска ответственный руководитель работ или допускающий к работе могут изменить состав бригады с отметкой об этом за своей подписью в обоих экземплярах наряда-допуска.

39. Контроль за производством работ с повышенной опасностью осуществляют начальники соответствующих служб воинской части (командиры (начальники) под-разделений, от которых выделены работники), должностные лица штаба воинской части по службе войск и безопасности военной службы, службы охраны труда и службы противопожарной защиты и спасательных работ воинской части. Результаты контроля отражаются в журналах регистрации нарядов-допусков.

6. Порядок оформления окончания работ

40. После окончания производства работ с повышенной опасностью рабочее место приводится в порядок и принимается допускающим к работе и ответственным руководителем работ, которые совместно с ответственным исполнителем работ осматривают рабочее место и проверяют отсутствие людей, посторонних предметов, инструмента и т.д., а затем подписывают наряд-допуск (пункт 12 наряда-допуска).

Подписанные экземпляры наряда-допуска ответственный руководитель работ передает для проверки правильности его оформления лицу, выдавшему наряд-допуск, которое результат проверки заверяет подписью в пункте 13 наряда-допуска.

После этого наряд-допуск передается для хранения начальнику штаба воинской части (лицу, исполняющему его обязанности) или должностному лицу штаба воинской части по службе войск и безопасности военной службы (начальнику службы (отдела, бюро, инженеру) охраны труда).

41. Об окончании работы в охранной зоне линии электропередачи (связи, радиофикации) воинская часть письменно извещает организацию, ответственную за эксплуатацию этой линии. Если работа производилась в охранной зоне линии, принадлежащей воинской части, то ответственный руководитель работ извещает о ее окончании должностное лицо, ответственное за электрохозяйство (главного энергетика) воинской части.

42. Закрытые наряды-допуски хранятся в течение одного года, после чего могут быть уничтожены в установленном порядке.

Если при выполнении работ с повышенной опасностью имели место несчастные случаи с лицами гражданского персонала воинской части, то наряды-допуски на эти работы в одном экземпляре хранятся вместе с актами о несчастных случаях на производстве (форма Н-1)*, если происшествия с гибелью или увечьем военнослужащих, а также аварии, то - с материалами административных расследований.

7. Особенности производства работ с повышенной опасностью на территории воинской части работниками других воинских частей Министерства обороны Российской Федерации**, а также организаций, привлекаемых для производства таких работ.

43. Работники других воинских частей, привлекаемых для выполнения работ с повышенной опасностью в воинской части, а также организаций могут выполнять обязанности лиц, ответственных за безопасность производства работ с повышенной опасностью в воинской части (раздел 2 настоящего Положения), за исключением обязанностей допускающего к работе.

44. Командиры (начальники) других воинских частей, организаций письменно указывают должностных лиц, которые могут выдавать наряды-допуски и быть ответственными руководителями и ответственными исполнителями работ.

Эти должностные лица допускаются для выполнения указанных обязанностей приказом командира воинской части после проведения с ними вводного инструктажа и инструктажа по особенностям безопасного производства конкретного вида работ с повышенной опасностью.

Инструктаж проводится должностным лицом воинской части, имеющим право на выдачу нарядов-допусков для производства работ с повышенной опасностью. Программа инструктажа определяется этим лицом в зависимости от сложности выполняемых работ.

При отсутствии в другой воинской части, а также организации лица, выдающего наряды-допуски, ответственного руководителя и ответственного исполнителя работ их обязанности выполняются должностными лицами воинской части.

45. Воинская часть несет ответственность за организацию производства работ с повышенной опасностью и выполнение технических мер, обеспечивающих безопасность военной службы и безопасность труда при их производстве, в соответствии с действующими требованиями по обеспечению безопасности военной службы, правилами и инструкциями по охране труда.

Командиры (начальники) других воинских частей несут ответственность за обученность своих работников безопасному производству работ с повышенной опасностью и за выполнение ими установленных требований безопасности при произ-водстве работ в соответствии с настоящим Положением.

46. Если воинская часть выделяет другой воинской части производственный участок под строительно-монтажные работы, то на этом участке ответственность за соблюдение требований безопасности несет другая воинская часть, которая организует выполнение работ с повышенной опасностью в соответствии с настоящим Поло-жением.

Организации, которым выделяется участок под строительно-монтажные и другие работы, при производстве работ с повышенной опасностью руководствуются действующими в них нормативными правовыми актами по охране труда.

Работники других воинских частей, а также организаций, выполняющие работы на территории воинской части, должны быть ознакомлены с расположением энергетических коммуникаций, а также линий электропередачи (связи, радиофикации) и проинструктированы о порядке производства работ в их охранных зонах.

Воинская часть обязана по требованию другой воинской части, а также орга-низации выделить представителя из числа руководителей, специалистов для ознакомления на месте производства работ с расположением указанных коммуникаций и линий и проведения инструктажа.

______________________________
* Приказ Министра обороны Российской Федерации 1995 года N 346.
** Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, работники других воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, будут име-новаться работниками других воинских частей.

В процессе производства работ в охранных зонах линий электропередачи (связи, радиофикации) представитель воинской части обязан находиться на месте работ и следить за сохранностью этих линий. Если допускаются нарушения установленных требований при производстве работ в охранных зонах, он обязан потребовать от ответственного исполнителя работ (ответственного руководителя работ) немедленного прекращения работы и о случившемся доложить командиру воинской части для принятия соответствующих мер.

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего - судьи Клубкова Ю.В.,

с участием государственных обвинителей - заместителя военного прокурора Саратовского гарнизона подполковника юстиции Салазкина С.Н., старшего помощника военного прокурора Саратовского гарнизона подполковника юстиции Осипова Ю.А. и помощника военного прокурора Саратовского гарнизона лейтенанта юстиции Оськина А.В.,

подсудимого Бочарова Сергея Сергеевича,

защитника - адвоката Шевченко В.Т., представившей удостоверение № и ордер №, при секретаре Кричун С.Ю., а также потерпевшего ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда материалы уголовного дела в отношении военнослужащего проходящего военную службу по контракту в войсковой части 06987, сержанта

Бочарова Сергея Сергеевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> <адрес>, имеющего <данные изъяты> образование, гражданина Российской Федерации, <данные изъяты> несудимого, проходящего военную службу по контракту с октября 2009 года, проживающего по адресу: <адрес> <данные изъяты> <адрес>,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ,

установил:

Бочаров С.С. 10 марта 2011 года в 19-м часу, являлся ответственным по контролю соблюдения распорядка дня в 3 технической роте войсковой части 06987, дислоцированной в городе Энгельсе Саратовской области, то есть временно исполнял функции должностного лица по специальному полномочию.

Являясь начальником по служебному положению для рядового другой воинской части ФИО8 временно проживающего в указанном подразделении, Бочаров явно превышая должностные полномочия, будучи недовольным качеством уборки расположения казармы, действую из ложно понятых интересов службы, в присутствии других военнослужащих нанес последнему удар металлической измерительной линейкой в область шеи и удар кулаком в область груди.

Затем Бочаров завел ФИО8 в комнату для занятия спортом, где нанес несколько ударов кулаками и ладонями по различным частям тела и головы, сбил последнего с ног и нанес множество ударов кулаками и ногами по различным частям тела.

Своими действиями Бочаров причинил ФИО8 сильную физическую боль, кровоподтеки на лице и теле, которые как вред здоровью не расцениваются, чем существенно нарушил права и законные интересы потерпевшего.

Подсудимый Бочаров виновным себя в инкриминируемом преступлении не признал.

При этом Бочаров пояснил, что 10 марта 2011 года, он по приказанию командира роты и в соответствии с графиком, заступил ответственным за соблюдением распорядка дня в подразделении.

В 19-м часу указанных суток он отдал распоряжение дежурному по роте о наведении порядка на центральном проходе казармы 3 технической роты войсковой части 06987, дислоцированной в городе Энгельсе Саратовской области.

При этом, лично не руководил военнослужащими которые наводили порядок в подразделении.

В расположении роты с начала марта 2011 года временно проживали пятеро прикомандированных военнослужащих другой воинской части, в том числе и ФИО8. Лично с ФИО8 он знаком не был при этом, заступая ранее ответственным по роте, неоднократно делал ему замечания по поводу ненадлежащего внешнего вида. Какого - либо насилия к ФИО8 10 марта 2011 года он не применял и указаний по уборке расположения роты не ставил, так как не является начальником для последнего по воинскому званию и должностному положению. Причиной его оговора ФИО8 является, недовольство последнего на высказанные им замечания по поводу внешнего вида.

Виновность Бочарова подтверждается следующими доказательствами: показаниями потерпевшего ФИО8 о том, что 3 марта 2011 года он по служебной необходимости был временно прикомандирован к войсковой части 06987, дислоцированной в городе Энгельсе Саратовской области и размещен в казарме 3 технической роты.

В указанном подразделении проходит службу по контракту Бочаров, который периодически заступал ответственным по роте.

10 марта 2011 года Бочаров в очередной раз являлся ответственным по роте и по своему служебному положению был для него начальником

В 19-м часу указанных суток Бочаров построил личный состав роты, и дал указание по наведению порядка в расположении роты.

Будучи недовольным якобы недостаточно быстрым наведением порядка Бочаров, дал ему команду бегом принести воды. Поскольку пол был мокрым, он направился за водой шагом, за что Бочаров в присутствии других военнослужащих нанес ему удар металлической измерительной линейкой в область шеи и удар кулаком в область груди.

Затем Бочаров завел его в комнату для занятия спортом и нанес несколько ударов кулаками и ладонями по различным частям тела и в область головы, сбил с ног и нанес множество ударов кулаками и ногами по различным частям тела. От нанесенных ударов на его лице и теле образовались кровоподтеки. С указанными повреждениями он за медицинской помощью не обращался, так как не хотел дальнейших осложнений по службе. Каких - либо неприязненных отношений с Бочаровым у него не было. Ответных ударов последнему он не наносил. Действия Бочарова унизили его честь и достоинство.

Показаниями свидетеля ФИО9 о том, что он, будучи прикомандированным к войсковой части 06987 проживал в казарме 3 технической роты.

10 марта 2011 года в 19-м часу, был очевидцем того, как ответственный по роте Бочаров, якобы за медленное наведение порядка в расположении роты, являясь начальником по своему служебному положению, нанес удар металлической линейкой по шее ФИО8 и удар кулаком в область груди. После чего Бочаров силой завел ФИО8 в комнату для занятий спортом, откуда были слышны звуки ударов.

Спустя некоторое время ФИО8 вышел из указанной комнаты с покраснениями в области левого глаза и шеи. Со слов последнего ему стало известно, что в комнате для занятий спортом Бочаров нанес ему множество ударов ладонями, кулаками и ногами по различным частям тела и голове, от чего у него болят руки и ребра.

Показаниями свидетеля ФИО10 - командира 3 технической роты батальона аэродромно - технического обеспечения войсковой части 06987 о том, что 10 марта 2011 года в соответствии с его приказом Бочаров был назначен ответственным по роте.

Обязанности ответственного по роте определенные Инструкцией утвержденной командиром войсковой части 06987 он довел лично до Бочарова на инструктаже лиц заступающих в наряд.

В соответствии с Инструкцией, Бочарову были временно подчинены все военнослужащие, проживающие в подразделении проходящие службу по призыву, для которых он на время исполнения указанных обязанностей являлся прямым начальником по служебному положению.

При этом, ответственный по роте наделен правом принятия мер к наведению порядка в подразделении.

Согласно Инструкции должностному лицу подразделения, назначенному ответственным по контролю за соблюдением распорядка дня в подразделении, утвержденной 27 января 2011 года врио командира войсковой части 06987, ответственный по подразделению отвечает за контроль соблюдения распорядка дня, несения службы лицами суточного наряда, за соблюдением военнослужащими проходящими военную службу по призыву установленных норм взаимоотношений. В отсутствии командира роты, старшины роты он является прямым начальником для всего личного состава проживающего в казарме.

В соответствии с графиком ответственных по 3 технической роте батальона аэродромно - технического обеспечения войсковой части 06987 следует, что Бочаров 10 марта 2011 года был назначен ответственным по указанному подразделению.

По заключению судебно - медицинского эксперта от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО8 имелись кровоподтеки в области груди слева и на правой верхней конечности. Указанные повреждения могли образоваться от действия тупого твердого предмета в сроки соответствующие обстоятельствам дела.

По заключению врачей военно - врачебной экспертизы Бочаров годен к военной службе с незначительными ограничениями.

Оценив доказательства в их совокупности, Суд считает их достоверными, а вину Бочарова доказанной.

В судебном заседании Бочаров заявил о своей непричастности к инкриминируемому преступлению. При этом указал, что потерпевший и свидетель ФИО9 являясь близкими друзьями, намеренно оговорили его. Показания потерпевшего относительно даты якобы примененного с его стороны насилия, не являются последовательными, так как последний при медицинском освидетельствовании от 22 марта 2011 года указал, что был избит сослуживцем 16 марта 2011 года.

Кроме того, у ФИО8 в период с 10 по 22 марта 2011 года не было обнаружено следов побоев на проводимых телесных осмотрах.

Заступая ответственным по роте, он не являлся должностным лицом, и Инструкция утвержденная командиром войсковой части 06987 до него доведена не была. Устав внутренней службы ВС РФ не содержит сведений об обязанностях и статусе ответственного по подразделению.

Показания Бочарова Суд считает его защитной позицией.

Между тем, в ходе предварительного и судебного следствия потерпевший ФИО8 и свидетель ФИО9 дали последовательные показания об обстоятельствах дела, которые согласуются между собой с другими материалами дела и сомнений в своей достоверности не вызывают, а поэтому суд кладет их в основу приговора.

Переходя к юридической квалификации содеянного Бочаровым, суд руководствуется п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», согласно которому в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию.

Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе. К ним следует относить лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию.

В судебном заседании достоверно установлено, что Бочаров неоднократно с начала 2011 года заступал ответственным по роте. При этом, свидетель ФИО10 показал, что лично доводил до Бочарова содержание Инструкции утвержденной командиром части содержащей права и обязанности ответственного по подразделению.

Из копии контракта о прохождении военной службы от ДД.ММ.ГГГГ следует, Бочаров дал обязательство добросовестно исполнять все общие должностные и специальные обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Таким образом, Бочаров 10 марта 2011 года являлся должностным лицом, поскольку исполнял специальные обязанности.

Содеянное Бочаровым, суд расценивает как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов гражданина ФИО8, совершенных с применением насилия, и квалифицирует их по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ.

При назначении наказания подсудимому Бочарову, суд в качестве обстоятельств смягчающих его признает исключительно положительные характеристики до службы и время ее прохождения, участие в проведении контртеррористичекой операции на территории Чеченской Республики, является ветераном боевых действий, а также учитывает, что ранее он ни в чём предосудительном замечен не был, рос и воспитывался без отца в многодетной семье, мать больна и нуждается в его помощи.

С учетом обстоятельств смягчающих наказание и положительных данных о личности Бочарова, суд приходит к мнению о возможности назначения наказания с применением ст. 73 УК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 302 - 304, 307-309 УПК РФ, военный суд,

приговорил :

Признать Бочарова Сергея Сергеевича виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ, на основании которой назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 3 (три) года с лишением права занимать должности связанные с командованием личным составом в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях на срок 2 (два) года.

В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное Бочарову наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком в 2 (два) года, в течение которого он должен своим поведением доказать свое исправление.

Меру пресечения в отношении Бочарова - подписку о невыезде и надлежащем поведении - отменить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Приволжский окружной военный суд через Саратовский гарнизонный военный суд в течение 10 суток со дня его провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Ответственный по роте - официально ли это?? И кто должен им назначаться, должен ли быть приказ? и получил лучший ответ

Ответ от???????? ?¤?°????????????[гуру]
...военное ведомство живет по своим законам. Есть устав и его все выпоняют или делают вид, что выполняют. Обычная гражданская юриспруденция и военная служба, отвечают друг за друга как все равно, что у дерева спросить за животный мир. Чем больше в армии дубов тем крепче ваша оборона, а ответственных в армии хоть пруд пруди, ответственный за то, за се, а бардак еще больше чем на гражданке. Не хотите свою армию кормить, будете кормить армию НАТО....

Ответ от Ётепан [гуру]
Согласен с Валентином Кимом. Устного приказа командира роты с инструктажем достаточно. Как правило, в каждой роте есть график на исполнения таких функций.


Ответ от Дед Пихто [активный]
Дежурный ответственный от руководящего состава назначается командиром воинской части соответствующим приказом, график "заступлений" составляется начальником штаба, утверждается командиром. Парадокс - ДОРС в случае "косяка" в роте может быть привлечен к ответственности только за то, что не предотвратил "косяк". ЭТО НЕ НАРЯД!! ! И выговор впаяют только за то, что "был в расположении, не заметил, не предотвратил". НО.. . Есть дежурный по роте, дежурный по части. А у ДОРСА рабочий день - извините, закончен, к специальным обязанностям военной службы ДОРСение НУ НИЧЕМ НЕ ОТНОСИТСЯ. Мне на этих основаниях суд взыскание отменил...


Ответ от Николай Купавкин [новичек]
КОЛЛЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ МНОГИХ ОПРОШЕННЫХ ВЕТЕРАНОВ=СИСТЕМА ОТВЕТСТВЕННЫХ= НЕЗАКОННА, == ПРИКРЫВАТЬ ЧЬИ-ТО НЕПОДМЫТЫЕ ЗАДНИЦЫ, (ЕЩЁ КРАСНАЯ ЗВЕЗДА В 1977 ПИСАЛА О БЕЗОТВЕТСТВЕННЫХ Т. Н. ОТВЕТСТВЕННЫХ, И ЗА ЭТУ СИСТЕМУ БЕЗ СУДА ЯЙЦА ПОРАЗДАВЛИВАТЬ И ПООБРЫВАТЬ И ЗАСТАВИТЬ СОЖРАТЬ) НЕНАВИЖУ, УБЛЮДОЧНОСТЬ, СКОТСТВО, МЕРЗОПАКОСТЬ, ПРОКЛЯТАЯ МНОЮ И ВСЕМИ, КТО МНОГО ПОСЛУЖИЛ, БУДЬ ОНА ТЫСЯЧЕКРАТНО ПРОКЛЯТА ВСЕНАРОДНО, СКОТОЛОЖЕСТВО, + ОБЕСПЕЧ. КОМФОРТНЫЙ НОЧЛЕГ И ДОСТАВКУ ТУДУ И ОБРАТНО, И НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ПРИХОДИ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ОБЕДА, А МАРШАЛ ЖУКОВ ГОВОРИЛ, ЧТО АРМИЕЙ КОМАНДУЮ Я И СЕРЖАНТЫ, А РОССИЙСКИЙ ОФИЦЕР ПО ВЕЧЕРАМ ДОЛЖЕН КАК ВО ВСЕХ ФИЛЬМАХ ФАШИСТСКИЕ ОФИЦЕРЫ В ПАРАДНОЙ (А НЕ В УБЛЮДОЧНОЙ)ФОРМЕ, КОТОРУЮ ВСЕГДА СОВЕТСКИЕ КУРСАНТЫ (ОСОБЕННО И ЗА ПЕТЛИЦЫ= НАЗЛО ОДНОМУ СТАРОМУ ПЕРДУНУ) СТЕСНЯЛИСЬ НОСИТЬ И ПОДСОЗНАТЕЛЬНО ЛЮТО НЕНАВИДЕЛИ = И ЗА ТО, ЧТО ОДНИ УЗКИЕ БРЮКИ И В САПОГИ, И В ВОНЮЧИЕ БОТИНКИ, А НЕ ТУФЛИ== ЧТОБЫ НОГИ ПРОПОТЕЛИ, И ЗА ПРОУКЛЯТЫЕ КРЮЧКИ НА ПОЯСЕ КИТЕЛЯ ДЛЯ РЕМНЯ) РАСПИВАТЬ ШНАПС В ОФИЦЕРСКИХ КАЗИНО И В ПРЕФЕРАНС И В БИЛЛИАРД, И ДОСТАВИТЬ ЕГО ДОЛЖНЫ НА СЛУЖЕБНОЙ МАШИНЕ (ОНА= ДЛЯ СЛУЖЕБНЫХ ПОЕЗДОК, А НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВОЗИТЬ Т. Н. замов= КАЖДОГО У В ПЕРСОНАЛЬНОЙ МАШИНЕ, ИМ Х. НА РЫЛО, ПОНАДОБИЛОСЬ РАЗВАЛИТЬ СССР, ЧТОБЫ ОТМЕНИТЬ ПОРТУПЕЮ ЧЕРЕЗ ПЛЕЧО И САПОГИ, НО НОСКИ ВМЕСТО ПОРТЯНОК ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕ ОДОБРЯЕМ==ИДИОТИЗМ, НОСИТЬ В КАРМАНЕ ЗАПАСНЫЕ И ВОНЮЧИЕ НОСКИ


Ответ от Валентин Ким [гуру]
Да, это официальный статус военнослужащего, как правило офицера, который руководит ротой в отсутствии командира. В основном он работает в этом качестве после рабочего дня. Работают они по графику, утвержденному командиром роты.


Ответ от Неизвестно [гуру]
В данном случае это как правило офицер, контролирующий распорядок дня. Ни в одном документе НПА данного понятия нет, но вы должны сами понять, что личный состав, особенно срочной службы, настолько разношёрстный, что в обязательном порядке он необходим, когда отсутствуют должностные лица в подразделении. Иначе там будет полный.. . Поэтому неофициально назначают данного военнослужащего исполнять обязанности. В праздничные дни в обязательном порядке эти лица оформляются Приказом командира части. Назнчают для этого мероприятия наиболее подготовленных военнослужащих, кто сможет справиться с "буянами". Обидно, конечно, за выполнение данных обязанностей отсутствует дополнительная оплата, а это не правильно.

Все ли обязанности в силах выполнить командир?

Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое
обозрение. -2009. - № 11. - С. 24-28

Е.А. Глухов,майор юстиции

В военно-юридическом энциклопедическом словаре дано следующее определение командира: Командир (от лат. " commendare " – вверять, поручать) – воинское должностное лицо, как правило, в боевых подразделениях. Командир является единоначальником, который в мирное и военное время отвечает: за постоянную боевую и мобилизационную готовность вверенной ему воинской части (подразделения); за успешное выполнение боевых задач; за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы; за внутренний порядок, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества; за материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание . Указанное определение дано через понятие единоначалия и практически воспроизводит нормы ст. 75 Устава внутренней службы ВС РФ о сферах ответственности командира, а также п. 2 ст. 27 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Единоначалие, в свою очередь, заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего (ст. 33 УВС ВС РФ). В связи с этим на них возлагаются определенные обязанности, которые будут существенно шире обязанностей их подчиненных.

В самом общем смысле под обязанностями военнослужащего имеются в виду обусловленные Конституцией Российской Федерации и установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами для обязательного осуществления функции (основные действия), составляющие в своей совокупности существо исполнения военной службы .Обязанности всех военнослужащих подразделяются на общие, должностные и специальные.

В юридической литературе уже не раз исследовались вопросы о выполнении военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей, однако недостаточно исследованными, по мнению автора, остались специфические особенности исполнения именно обязанностей командиров. В данной статье автор сделал попытку проанализировать некоторые положения именно общих обязанностей командиров применительно к командирам воинских частей (соединений), поэтому далее речь пойдет именно о них.

Устав внутренней службы ВС РФ устанавливает как общие обязанности для всех командиров, так и обязанности для конкретного командира (взвода, роты и т.д.). По мнению автора, и те и другие следует отнести к должностным обязанностям каждого командира, так как являться командиром не занимая воинской должности невозможно.

В ст.ст. 75 – 86 УВС ВС РФ приведены общие обязанности всех командиров.Указанныедвенадцать статей Устава содержат 69 абзацев, состоящих из множества общих функций, которые обязан выполнять любой командир.

Однако перечень обязанностей командиров, приведенный выше, сформулирован слишком обще и неконкретно. Поэтому в военном ведомстве издаются еще множество приказов,директив, указаний и распоряжений, раскрывающих и детализирующих общие положения об обязанностях командиров, сформулированные в УВС ВС РФ, дополняющих этот перечень.

Так, например, всего лишь одно требование «организовывать учет и хранение вооружения и военной техники; своевременно истребовать и организовывать получение, хранение и учет военного имущества, его подвоз и выдачу подчиненным; предотвращать утрату, недостачу, порчу и хищение военного имущества; привлекать виновных лиц к ответственности» затрагивает сразу несколько больших отраслей военной деятельности, указанные вопросы регламентированы более чем пятьюдесятью нормативными актами разного уровня . А ведь это всего лишь один абзац в ст. 82 УВС ВС РФ раздела «Общие обязанности командиров».

Вместе с тем, довольно часто издание нового приказа Министра обороны РФ или иного должностного лица приводит к увеличению объема обязанностей командиров воинских частей.

Обязанности конкретных командиров еще именуются должностными и определяют объем обязанностей по занимаемой воинской должности. Должностные обязанности командиров всех степеней по типовым воинским должностям (командир полка, батальона, роты, взвода и т.д.) приведены ст.ст. 93 – 159 УВС ВС РФ. Для военнослужащих, находящихся на иных должностях, разрабатываются и утверждаются положения и функциональные обязанности, в которых учитываются особенности и специфика конкретной воинской должности.

Отдельная категория обязанностей командиров – это обязанности, изложенные в законодательных актах РФ, практически не нашедших своего отражения в приказах и директивах Министра обороны РФ. Это, например, обязанности командира воинской части по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд ; обязанности работодателя; обязанности по обеспечению подчиненных некоторыми социальными гарантиями и др.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об обороне» законы действуют независимо от их объявления приказами и иными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами. Поэтому изменение законодательства в областях финансового, налогового, пенсионного, трудового, гражданского права в части возложения обязанностей на руководителей организаций довольно часто приводит к возложению соответствующих обязанностей и на командиров воинских частей. И хотя командиров - единоначальников не учат юриспруденции, они в большинстве своем не получают юридического образования, им все равно необходимо отслеживать изменения действующегозаконодательствав целях качественного исполнения возложенных обязанностей. Причем ненадлежащее финансирование, отсутствие штатных должностных лиц, обязанных вести именно это направление работы, не будет являться уважительной причиной для неисполнения норм законодательства.

А теперь рассмотрим вопрос об объективной возможности выполнить командиру воинской части некоторые из возложенных на него обязанностей.

1. Обязанность по обеспечению подчиненных жильем и другими видами обеспечения.

В п. 4 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закреплено положение об обязанности конкретных лиц, командиров и начальников реализовывать меры правовой и социальной защиты военнослужащих. Данные должностные лица состоят с военнослужащими в отношениях власти-подчинения, что соответствует свойственным военным отношениям принципам единоначалия, строгой воинской дисциплины и неукоснительного выполнения волевых предписаний вышестоящих воинских должностных лиц. Наделены командиры и начальники полномочиями по распределению и обеспечению военнослужащих положенными видами довольствия, поэтому именно данные лица, прежде всего, считаются ответственными за непредставление подчиненным им военнослужащим льгот, гарантий и компенсаций .

Статья 78 УВС ВС РФ определяет, что любой командир (начальник) обязан принимать меры, направленные на решение бытовых вопросов и обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, при необходимости ходатайствовать за них перед старшими начальниками. Сходная правовая норма содержится в ст. 94 УВС ВС РФ в части обязанности командира полка обеспечивать в пределах своих полномочий реализацию установленных норм по правовой и социальной защите военнослужащих и членов их семей, а также принимать меры по улучшению их быта.

Согласно п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей в течение трех месяцев со дня прибытия на новое место военной службы предоставляются жилые помещения (служебные жилые помещения).

В соответствии со ст. 1 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, решаются по месту прохождения ими военной службы.

Из приведенных норм права можно сделать вывод, что на командира войсковой части возложена обязанность по обеспечению жильем военнослужащих, проходящих военную службу в подчиненной ему воинской части.

Автор согласен с мнением доцента А.В. Молодых о том, что в соответствии с действующим законодательством все права, установленные законом для военнослужащих, реализуются посредством финансирования из федерального бюджета, вопросами которого занимается Правительство Российской Федерации, а не командир воинской части. В этой связи реализация прав военнослужащих напрямую зависит от объемов финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации со стороны Правительства Российской Федерации .

Однако судебные органы возлагают ответственность за неисполнение данной обязанности именно на командиров воинских частей, которые и являются чаще всего ответчиками по данной категории споров. В соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 9 (с последующими изменениями) ненадлежащее финансирование не является основанием для отказа в удовлетворении законных требований военнослужащих.

Но так как в подавляющем большинстве случаев командиры воинских частей не имеют самостоятельных источников дохода для строительства соответствующего жилья, да и не занимаются строительными работами исходя из характера выполняемых задач, то и выполнить свою обязанность по своевременному обеспечению подчиненного военнослужащего жильем они не в силах.

Вышеуказанное относится не только к жилищному обеспечению, но и к иным видам довольствия военнослужащих. Так, например, до настоящего времени в Министерстве обороны РФ не определен порядок выплаты денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения еженедельного служебного времени .

2. Обязанность по выполнению мероприятий в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд военной организации.

В ходе военного строительства осуществляется потребление Вооруженными Силами материальных средств, топливно-энергетических ресурсов, а также появляется необходимость выполнения работ по ремонту вооружения и техники, объектов материальной базы, других материальных средств, оказания различного рода услуг. Довольно часто для этого необходимо заключение хозяйственных договоров со сторонними организациями. И в настоящее время процесс заключения таких договоров весьма строго урегулирован нормами законодательства, отступление от которых влечет привлечение правонарушителей к административной, дисциплинарной и даже уголовной ответственности.

Участниками договорных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования (подраздел 2 раздела 1 ГК РФ). Для заключения договора необходимо обладать одним из вышеперечисленных статусов, военной организации – статусом юридического лица.

Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций (ст. 11 ФЗ «Об обороне»). 9 апреля 2009 г. Федеральный закон "Об обороне" был дополнен ст. 11.1, согласно пункту 1 которой "управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального бюджетного учреждения". До внесения изменений в ФЗ «Об обороне» юридическими лицами в Вооруженных Силах Российской Федерации являлись лишь медицинские, научные и учебные заведения, унитарные предприятия и органы военного управления, определенные в приложении к приказу Министра обороны РФ от 12 сентября 2003 г. № 324 «О государственной регистрации юридических лиц» (ими являлись центральные органы военного управления, управления военных округов и флотов, управление Каспийской флотилии). Батальоны, полки, бригады, дивизии и армии такого статуса не имели.

Однако вне зависимости от наличия статуса юридического лица военные организации вынуждены участвовать в гражданских правоотношениях либо по доверенности руководителя юридического лица , в которое организационно входит войсковая часть (при отсутствии у конкретной военной организации статуса юридического лица), либо от своего имени (при наделении военной организации таким статусом).

В настоящее время командиру войсковой части для того, чтобы совершить сделку на сумму более 100 тысяч рублей , необходимо провести комплекс мероприятий, предусмотренных федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 94-ФЗ). Из этого правила есть исключения, перечисленные в ст. 55 указанного закона, но абсолютное большинство совершаемых в Вооруженных Силах сделок под это исключение не подпадают.

В самом общем виде процесс заключения государственного контракта в воинской части будет состоять из следующих этапов:

1) принятие решения о размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и форме его размещения;

2) создание конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии;

3) разработка комплекта документов для процедуры размещения заказа и ее утверждение;

4)проведение исследования рынка необходимых товаров, работ, услуг;

6) предоставление документации участникам размещения заказов;

6) разъяснение положений конкурсной (аукционной) документации и внесение в нее изменений;

7) прием и регистрация заявок на участие в конкурсе, аукционе или котировочных заявок;

8) вскрытие конвертов с заявками;

9) рассмотрение заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок с составлением протоколов;

10) оценка и сопоставление заявок, выявление победителя;

11) заключение государственного контракта с победителем;

12) направление сведений о заключении государственного контракта в орган федерального казначейства.

Все ли указанные мероприятия в состоянии выполнить командир полка (бригады)? Теоретически – да, т.к. непреодолимых преград для этого не имеется. Но практически для выполнения некоторых из указанных выше мероприятий, тем более в установленные законом № 94-ФЗ жесткие сроки, требуются квалифицированные профессионалы, специализирующиеся именно на размещении заказов. Например, человек, не знакомый с особенностями процесса размещения заказов, вряд ли сумеет правильно составить котировочную заявку или проект государственного контракта. Однако если практически в каждом муниципальном образовании введена должность (или даже подразделение) по осуществлению размещения заказов, то в военном ведомстве эта «почетная» обязанность возлагается на «нештатных» военнослужащих или работников, которые, конечно же, не являются профессионалами в данных вопросах . Именно поэтому в воинских частях имеют место такие нарушения как необоснованная разбивка объемов закупки продукции на партии, изготовление фиктивных протоколов конкурсных комиссий, не осуществление сравнительного анализа цен, предлагаемых поставщиками и сложившимися на региональных рынках товаров, работ, услуг .

К тому же с 1 января 2009 года в состав комиссии по размещению заказов должно включаться не менее чем одно лицо, прошедшее профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд, а с 1 января 2010 года - не менее чем два таких лица (п. 20 ст. 65 Закона № 94-ФЗ). Далеко не все органы военного управления располагают такими сотрудниками. По сведениям автора, в настоящее время в Вооруженных Силах какой-либо целостной системы подготовки таких специалистов не создано.

Кроме того, ни одним приказом Министра обороны РФ до настоящего времени не определен порядок заключения хозяйственных договоров путем размещения заказов на поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг, не доведены типовые формы договоров и государственных контрактов. В условиях реформирования Вооруженных Сил РФ происходит массовая замена воинских должностей юридического и финансового профиля на гражданских работников, поэтому во многих органах военного управления эти должности оказываются вакантными. В этой связи многим командирам воинских частей придется вести договорную работу самостоятельно.

Все вышеизложенное свидетельствует о невозможности командиров воинских частей в настоящее время качественно выполнить следующие свои обязанности: «добиваться полной обеспеченности вооружением, военной техникой и другим военным имуществом» - ст. 76 УВС ВС РФ и «совершенствовать учебно-материальную базу» - ст. 77 УВС ВС РФ.

3. Совершение нотариальных действий с участием военнослужащих и граждан, призываемых (поступающих) на военную службу, членов их семей.

В соответствии с п. 4 ст. 22 ФЗ «О статусе военнослужащих» командиры воинских частей как должностные лица органов исполнительной власти совершают нотариальные действия с участием военнослужащих и граждан, призываемых (поступающих) на военную службу, членов их семей в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Норма права в такой редакции существует с самого принятия закона, т.е. с мая 1998 г. И на тот момент она не противоречила законодательству о нотариате. Однако Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ была изменена ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате , в новой редакции правомочие по совершению нотариальных действий от органов исполнительной власти перешло к главам местных администраций поселений и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления поселения.

В соответствии с п. «м» ст. 71 Конституции РФ оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации. Согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Таким образом, с одной стороны ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает обязанность командиров воинских частей совершать нотариальные действия от лица органов исполнительной власти в случаях, установленных федеральными законами и иными правовыми актами РФ. С другой стороны в настоящее время такой федеральный закон отсутствует. Иным правовым актом – приказом Министра обороны РФ от 23 мая 1999 г. № 170 установлены случаи и порядок совершения некоторых нотариальных действий, но, как известно, Министерством юстиции РФ отказано в регистрации указанного приказа, в связи с чем он не подлежит применению.Поэтому в настоящее время, по мнению автора, совершение командирами воинских частей нотариальных действий будет свидетельствовать о превышении ими своих полномочий.

Кроме того, даже не рассматривая вопрос о тождестве командира воинской части и главы местной администрации в плане совершения нотариальных действий, командир воинской части просто не в состоянии будет выполнить некоторые нотариальные функции, возложенные на главу местной администрации. В настоящее время закон возлагает на глав местных администраций следующие нотариальные функции:

1) удостоверение завещаний и доверенностей;

2) принятие мер по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им;

3) свидетельствование верности копий документов и выписок из них, а также подписи на документах .

И если функции под номерами 1 и 3 изложены также в приказе Министра обороны РФ 1999 г. № 170 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации», то такая функция как охрана и управление наследственным имуществом, не только отсутствует в упомянутом приказе, но и для любого командира воинской части является явно неосуществимой.

4. Научная, изобретательская и рационализаторская работа командира.

Статья 85 УВС ВС РФ предписывает командирам руководить научной, изобретательской и рационализаторской работой. В этих целях они обязаны:

Определять задачи, организовывать и контролировать выполнение планов научной, изобретательской и рационализаторской работы, обеспечивать их выполнение в материально-техническом отношении;

Направлять творчество военнослужащих на решение проблем, возникающих при выполнении задач, стоящих перед воинской частью (подразделением);

Принимать личное участие в научной, изобретательской и рационализаторской работе, изучать.

Анализ данных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обязанности, изложенные в ст. 85 УВС ВС РФ, адресованы ко всем без исключения командирам, а не только к руководителям научно исследовательских организаций Министерства обороны РФ. Такой вывод следует из того, что вышеизложенные обязанности размещены именно в разделе под названием «Общие обязанности командиров (начальников)» Главы 3 УВС ВС РФ. Кроме того, в ст. 85 УВС ВС РФ ведется речь не только об отдельной воинской части, но и подразделении – структурной составляющей воинской части, командир которого также должен выполнять требования ст. 85 УВС ВС РФ.

Даже исключая из сферы действия ст. 85 УВС ВС РФ всех командиров, кроме командиров воинских частей, соединений и учреждений, приведенные в данной статье требования вряд ли могут быть выполнимы. Разве могут полноценно заниматься научной работой должностные лица мотострелковой бригады или воздушно-десантной дивизии? И каким образом командир, к примеру, подводной лодки должен принимать личное участие в изобретательской и рационализаторской работе?

Кроме того, требование о проведении в воинской части рационализаторской работы вряд ли согласуется с различными Руководствами по эксплуатации образцов вооружения и техники, где обычно содержится запрет на использование узлов и агрегатов, которые не идут в комплектах поставки к данному образцу, а также запрещается вносить изменения в конструктивные построения аппаратуры.

Согласно ст. 23 Положения о научной работе в Вооруженных Силах РФ мероприятия по научной работе отражаются в планах боевой подготовки объединений и соединений; годовые планы научной работы разрабатываются в главных и центральных управлениях МО РФ, вузах и НИО Министерства обороны. Планирование же научной работы в воинской части не предусмотрено.

Еще один важный момент при рассмотрении данного вопроса – это установление характера научной, изобретательской и рационализаторской деятельности. Указанная деятельность является творчеством. В основу любого творческого процесса положена конституционно закрепленная свобода любого вида творчества (ст. 44 Конституции РФ). По мнению Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина, и права, и свободы означают юридически признанную возможность человека самому избирать вид и меру своего поведения . Свобода творчества предполагает возможность гражданина заниматься любыми видами творческой деятельности, руководствуясь лишь своими интересами или желаниями. Поэтому занятие творческой деятельностью является правом человека, а не обязанностью.

Учитывая изложенное, обязанность заниматься научной, изобретательской и рационализаторской работой должна быть возложена не на всех командиров (начальников) в Вооруженных Силах РФ, а лишь на тех из них, которые занимают должности в вузах и научно-исследовательских институтах Минобороны России, в чьи должностные обязанности входит проведение такого рода работ. Ведь нельзя же совершить научное открытие или создать изобретение по приказу. А в данном случае происходит подмена понятий «право на свободу творчества» и «обязанность заниматься научным творчеством».

"Государственная власть, - писал великий русский философ Иван Ильин, - имеет свои пределы, обозначаемые именно тем, что она есть власть, извне подходящая к человеку... И все творческие состояния души и духа, предполагающие любовь, свободу и добрую волю, не подлежат ведению государственной власти и не могут ею предписываться... Государство не может требовать от граждан веры, молитвы, любви, доброты и убеждений. Оно не смеет регулировать научное, религиозное и художественное творчество...".

Выводы. Перечень возложенных на командиров обязанностей, которые командиры частей практически не могут качественно исполнить можно продолжить и далее. Это и обязанности командира как органа дознания, трудноисполнимые из-за отсутствия юридического образования; и обязанности по исполнению меры пресечения в виде наблюдения командования, исполнение которых связано с ограничением прав военнослужащих без соответствующей регламентации в общевоинских уставах и т.д .

Однако и приведенных в статье примеров достаточно для того, чтобы обозначить застарелую проблему Вооруженных Сил: систематическое отсутствие механизма (финансового, юридического, кадрового и т.д.) для эффективного выполнения командиром требований действующего законодательства.

Вместе с тем, несмотря на объективные трудности в их исполнении, эти обязанности установлены нормами действующего законодательства, и должны исполняться. Их неисполнение либо ненадлежащее исполнение влечет привлечение командиров к различного рода ответственности.

Проведенный в настоящей статье анализ действующего законодательства на предмет выявления обязанностей командиров воинских частей, которые они не в состоянии качественно исполнить, позволяет прийти к следующим выводам:

Нормативные правовые акты РФ содержат некоторые обязанности, которые командиры воинских частей выполнить не в силах;

Наличие таких обязанностей у командиров воинских частей отрицательно сказывается на состоянии воинской дисциплины в воинских подразделениях и ведет к девальвации правового сознания офицерского состава и правовому нигилизму командиров;

Для совершенствования указанного законодательства представляется целесообразным, с одной стороны, внести изменения общевоинские уставы и в ФЗ «О статусе военнослужащих», исключив из них невыполнимые обязанности командиров, с другой – создать механизмы, достаточные для реализации всех установленных обязанностей командиров.


Военно-юридический энциклопедический словарь под общ. ред. А.В. Кудашкина и К.В. Фатеева, «За права военнослужащих, М., 2008, с. 185

Утвержден Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации», "Собрание законодательства РФ" Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 9 (ред. от 06.02.2007) "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", "Российская газета", N 39, 24.02.2000

Вопросы выдачи, учета и контроля использования доверенностей, выдаваемых для ведения договорной работы в ВС РФ, определены приказом МО РФ от 18.08.2005 г. № 350

Пп. 14 п. 2 ст. 55 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Указание Центрального банка РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя"

Более подробно пробелы законодательства, регламентирующие вопросы выполнения данной меры пресечения изложены в статье Глухова Е.А. «Наблюдение командования воинской части как мера пресечения».

В вопросах государственной безопасности не может быть режимов. Суверенитет и неприкосновенность должны оставаться на высшем уровне ежеминутно круглый год. Для обеспечения надежной защиты государство обязано содержать действующую мощную армию, готовую в любой момент отразить атаку внешнего врага. Военная деятельность представляет собой сложный процесс, который не прекращается ни днем, ни ночью. Даже когда личный состав, казалось бы, отдыхает, на боевом посту находятся дежурные, караульные, патрульные, являющиеся «глазами и ушами» части.

Через дежурства в армии проходит каждый, оно касается не только солдат срочников, но и курсантов военных училищ, а также офицеров. Само понятие дежурства достаточно объемное и без уточнения не применяется, особенно при назначении наряда.

Устав гарнизонной и караульной службы, а также устав внутренней службы определяют все виды нарядов и дежурств, на которые назначаются военнослужащие, в зависимости от звания. В данном вопросе нет никакой структуры, поэтому рассматривать его можно последовательно, начиная, например, с дневального.

Особенности дежурства дневального

Обязанности дневального, как и обязанности дежурного по роте, однозначно определяет , являющийся одним из нормативных документов в ВС РФ. Эти положения попадают под усиленное внимание со стороны молодого пополнения.

  • Во-первых, каждому солдату рано или поздно придется «стоять на тумбочке» в качестве дневального.
  • Во-вторых, дневальный обязан знать функционал дежурного по роте, так как иногда придется вступать в эту стезю.

Офицеры дневальными не назначаются, но это не значит, что дежурство обходит их стороной. Просто мера ответственности для военнослужащего должна соответствовать его званию, поэтому в качестве дневальных выступают солдаты или, в крайнем случае, сержанты и старшины, которые занимают солдатские должности. На плечах дневального по роте лежит ответственность за оружие, боеприпасы и личные вещи военнослужащих. Место несения службы зависит от оружейной комнаты. Обычно она располагается в казарме недалеко от входа, поэтому там же и оборудуется всем известная «тумбочка».

За все время своего дежурства дневальный без разрешения прямого начальника – дежурного по роте не имеет права покидать свой пост. При этом он обязан бдительно следить за оружейной комнатой, а любое нарушение дисциплины, устава, правил безопасности после попыток устранения немедленно передается дежурному по роте. В обязанности дневального входит организация подъема в казарме утром или по тревоге. Он наделен компетенцией делать замечания военнослужащим при нарушении порядка, так как чистота в помещении поддерживается регулярно.

При появлении в роте прямых начальников дневальный подает команду «Смирно!». В случае прибытия офицеров из командования батальона или же военнослужащих не из своей роты вызывается дежурный по роте. При этом дневальный должен быть в курсе места пребывания своего начальника. Если личный состав расквартирован в населенном пункте, то место несения службы дневального устанавливает командир роты.

Узнай: Воздушно-космические силы РФ, современные войска

Дежурный по роте

На дежурство по роте заступают только военнослужащие сержантского состава. Для дежурного разработана должностная инструкция, которую он обязан неукоснительно выполнять. В этой инструкции обязанности практически такие же, как и для дневального, только определена доля ответственности. В связи с этим, в компетенции дежурного по роте контроль за несением дежурства дневального. Подчиняется он командиру роты, а по функционалу – дежурному по полку. Перед заступлением на дежурства он обязан проверить состав суточного наряда. Затем командир роты определяет теоретическую и практическую готовность военнослужащего к несению дежурства. Если нет замечаний, то дежурный по роте ведет наряд на развод.

Смена дежурства по роте производится с проверкой наличия и состояния оружия, средств пожаротушения и оповещения, исправности средств связи. После этого сменяемый и новый дежурный расписываются в специальном журнале. Особое внимание уделяется комплектности оружия, она проверяется поштучно, в соответствии с номером.

Факт смены дежурства доводится до сведения командира роты. Последнему же докладываются все замечания, выявленные при передаче дежурства. Командир роты принимает доклад и может обязать сменяемого дежурного исправить недочеты.

Кроме всего перечисленного, дежурный по роте обязан:

  • выполнять приказ дежурного по полку;
  • контролировать распределение времени согласно регламенту;
  • владеть информацией относительно боевого расчета роты на случай тревоги;
  • выдавать водителям ключи от машин, а также оформлять путевые листы;
  • выдавать или принимать оружие строго по описи;
  • в случае выявления нарушений порядка принимать все возможные меры по их устранению;
  • отвечать за состояние пожарной безопасности в казарменном помещении;
  • проводить смену дневальных;
  • сопровождать начальство по расположению роты.

По части

Только офицеры части назначаются в качестве дежурных. В круг его ответственности включены действия при объявлении тревоги, поддержание порядка в части, а также сохранность оружия офицеров и служб части. Обязанности дежурного по части регламентирует устав ВС РФ. Его непосредственным начальником является командир части. В частях, по численности приравнивающихся к батальону к дежурству привлекаются командиры взводов.

Кроме должностной инструкции дежурный по части использует, как нормативный документ, Устав гарнизонной и караульной службы . Смена дежурства начинается с того, что вновь назначенный офицер получает от лица командира части инструктаж. Также он определяет состав суточного наряда и форму одежды. Передача дежурства фиксируется в журнале. Оружие передается поштучно, с проверкой номеров и комплектности. После проверки техсостояния средств оповещения и пожаротушения сменяемый дежурный знакомит с количеством арестованных и сроком их содержания под арестом. Факт передачи дежурства доводится до сведения командира части.

Узнай: Что регламентирует строевой устав ВС РФ

Обязанности дежурного по части прописаны в уставе ВС:

  • оповещение командира части и его заместителей по сигналу тревоги;
  • переход под руководство начальника штаба при получении извещения о мобилизации;
  • выдача и прием оружия и боеприпасов офицерам части, проверка состояния оружия при приеме на хранение;
  • выдача средств радиационной защиты при угрозе применения ядерного оружия;
  • проверка распределения времени военнослужащими;
  • проверка качества несения службы военнослужащими, входящими в состав суточного наряда;
  • информированность о месте нахождения командира части для обеспечения оперативной связи с ним;
  • постоянное пребывание в комнате дежурного;
  • информированность о расписании занятий рот;
  • контроль за возвращением машин в парк, а также принятие мер по их возвращению в случае несоблюдения графика.

По КПП

На дежурство по КПП направляются прапорщики или сержанты. В их главную задачу входит обеспечение пропускного режима. Это касается входа на территорию части и покидание части (выход, выезд, вывоз). Дежурный по КПП находится в непосредственном подчинении у дежурного по полку. На одном пункте дежурство обеспечивается одним дежурным и несколькими помощниками. Все обязанности дежурного по КПП рассматривает устав ВС РФ статьями 291-293. Факт передачи дежурства доводится до сведения дежурного по полку.

Вновь прибывший дежурный обязан:

  • принять документацию и технические средства, зафиксировав это в специальном журнале;
  • производить проверку документов граждан, прибывших в полк, выдавать пропуска только тем лицам, которые ранее были утверждены приказом командира полка;
  • о любых нарушениях в представленной документации дежурный по КПП обязан сообщить дежурному по полку;
  • следить за тем, чтобы солдаты срочной службы не покидали пределы части без соответствующих документов;
  • постоянно пребывать на КПП;
  • осуществлять контроль за службой помощников;
  • офицеров не из своей части дежурный встречает, представившись, затем докладывает об этом дежурному по полку.

Несение дежурства по парку

Дежурство по парку организовывается в период, когда отсутствует охрана караулом. Дежурными могут быть назначены офицеры или прапорщики, но в редких случаях привлекаются сержанты. Суть дежурства заключается в контроле порядка в парке и парковых помещениях. Непосредственным начальником считается дежурный по полку. В подчинении состоят дневальные парка и водители.

Узнай: Служба в израильской армии, кого призывают и сколько служат

Вновь прибывший дежурный получает инструктаж у заместителя командира полка, после чего производится передача документов и инвентаря. Дежурный по парку обязан проверить техническое состояние средств оповещения и прочего имущества. В журнал передачи дежурства вносятся все замечания по состоянию замков, пломб, освещения, средств пожаротушения. Факт передачи дежурства доводится до сведения заместителя командира полка.

В обязанности дежурного по парку входят следующие пункты, которые определяет устав ВС РФ:

  • пребывать в установленном помещении;
  • предоставлять доступ к зонам с техникой и вооружением только по приказу командира;
  • вносить записи о вскрытии зоны и передаче ее под охрану;
  • осуществлять пропускной режим в зону парка;
  • проверять вывоз имущества с территории парка, а также выезд техники;
  • вести контроль за своевременным возвращением машин, следить за порядком проведения технического обслуживания;
  • быть информированным о количестве единиц исправной или неисправной техники;
  • контролировать качество несения службы дневальным;
  • следить за наличием освещения территории парка в ночное время;
  • докладывать о прибытии офицеров из другой части заместителю командира полка.

По столовой

Читая этот пункт, многие вспомнят свои армейские будни, так как дежурство в столовой считается их неотъемлемой частью. Некоторые бойцы чаще других получали соответствующий наряд, так как он обычно назначается в качестве наказания за любую провинность.



mob_info