Перечислите основные функции структурных подразделений прокуратуры. Прокуратура российской федерации. Система прокуратуры Российской Федерации

Закон о прокуратуре содержит указание на функции в ряде норм. Уже в ст. 1, определяя понятие прокуратуры, законодатель раскрывает его через основную функцию - надзор за исполнением законов, при этом подчеркивая, что "прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами". В другой норме определяется, что "на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами" (ст. 3).

В п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре содержится, по существу, перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем отсутствует общее определение понятия функции. По выражению В.П. Рябцева, понятие "функция" относится к числу правовых категорий, которые раскрывают и объясняют содержание структуры и пределы деятельности того или иного государственного органа.

Основные функции прокуратуры:

1. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, ведомствами военного управления, структурами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, ведомствами военного управления, структурами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.



3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнением законов судебными приставами.

5. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

6.Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.

7.Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.(В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567, руководящая роль в координации возложена на органы прокуратуры.)

8.Участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами.

9.Опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов.

10.Участие в правотворческой деятельности. (В настоящее время 77 прокуроров субъектов РФ наделены правом законодательной инициативы конституциями (уставами) регионов. В большом числе субъектов РФ прокуроры городов и районов обладают правом нормотворческой инициативы в представительных органах согласно уставам муниципальных образований)

11.Осуществление международного сотрудничества(к примеру).

12.Участие в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.

13. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Как мы видим, законодатель закрепил за прокуратурой России достаточно много полномочий. Не случайно в учебной литературе о прокуратуре России говорится как о "многофункциональном органе". Необходимо отметить, что приведённый перечень функций российской прокуратуры не является исчерпывающим. Анализ федерального законодательства и практики деятельность прокуратуры даёт нам основания выделить также функцию профилактики правонарушений; правовое просвещение граждан; правообеспечительную функцию прокуратуры (функцию обеспечения прав и свобод человека и гражданина).

Поскольку и во внутренней политике государства, и в учебной литературе, и в законодательстве проблемы обеспечения, охраны, защиты, гарантирования прав и свобод человека и гражданина являются на сегодняшний день первостепенными, постольку вопрос о выделении правообеспечительной функции прокуратуры является своевременным и правомерным. Действительно, почти все направления деятельности и полномочия российской прокуратуры (общий надзор; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и др.) имеют единую цель - обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

По нашему мнению, правообеспечительная функция прокуратуры включает в себя:

1) деятельность прокуратуры по созданию предварительных условий для реализации прав и свобод человека и гражданина;

2) деятельность прокуратуры по охране прав и свобод человека и гражданина;

3) деятельность прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, правообеспечительная функция российской прокуратуры - это предопределённая правоохранительной функцией государства, независимая, самостоятельная, активная деятельность прокуратуры по созданию предварительных условий для реализации, а также по охране и защите прав и свобод человека и гражданина.

Помимо основных функций прокуратура выполняет ряд побочных. К примеру повышение правосознания населения страны, так исходя из данных Владимира Григорьевича Бессарабова опубликованных в статье "Функции современной российской прокуратуры" мы видим что начиная с 1960 года по настоящее время количество лекций и бесед на правовые темы увеличилось почти в 10 раз.


Глава 2. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

Соблюдение всех названных выше принципов призвано обеспечить оптимальное выполнение задач, стоящих перед прокуратурой. Это обеспечение:

– верховенства закона;

– единства и укрепления законности;

– защиты прав и свобод человека и гражданина;

– охраны законных интересов общества и государства. Достижение названных целей осуществляется путем выполнения специфических функций.

Основная функция прокуратуры – надзор за исполнением действующих законов. Надзор осуществляется по пяти направлениям:

1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (фактически это тоже надзор за соблюдением законов, регламентирующих данные права);

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (тюрем, исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебно-исправительных колоний и т. п.);

5) надзор за исполнением законов судебными приставами. Кроме надзорных прокуратура выполняет следующие функции:

– уголовного преследования и надзора за исполнением законом органами предварительного следствия и дознания в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

– участия в отправлении правосудия. Хотя сами органы прокуратуры не осуществляют правосудия (это прерогатива суда), прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, в качестве обвинителя и, в необходимых случаях, направляют в вышестоящие суды представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;

– рассмотрения жалоб и заявлений. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством;

– координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ;

– участия в правотворческой деятельности. Прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов;

– издательскую. Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания.

Прокуратура - одна из важных структур в системе государственных органов. Ее сотрудники занимаются ведением надзора за соблюдением законодательства во всех сферах жизнедеятельности государства. Кроме этого, данная структура контролирует степень защиты свобод и правовых гарантий для граждан на территории отдельного государства, а также на орган, в соответствии с законами Российской Федерации, возлагается ряд других функций. Рассмотрим каждую из них по существу.

Общее понятие

Прокуратура - это государственная система, ведущая надзорную, координационную и правоохранительную деятельность во многих сферах государственной жизни. Основными направлениями работы прокуратуры являются обеспечение законности и верховенства права, а также защита свобод и правовых гарантий граждан. Кроме этого, орган занимается защитой прав и законных интересов не только людей, но также и самого государства. Сотрудники этой структуры занимаются представительством государства и отдельных граждан во время ведения судебных процессов, ведут расследования, а также координационную деятельность в коррупционной и преступной сферах. Все вышеперечисленные значения являются целями органов прокуратуры, которые они преследуют в процессе своей работы.

Деятельность структуры по большей части осуществляется в форме надзора. Он проводится во всех сферах, в частности, за соблюдением действующего законодательства. Кроме этого, ее представители обеспечивают надлежащее соблюдение принципа законности и верховенства права в ходе ведения расследования и судебного процесса. Структура также выполняет координационную деятельность, сотрудничая с другими органами, администрациями и исполнительной властью, разрабатывая новые программы по борьбе с преступностью.

Понятие и основные направления деятельности прокуратуры прописаны в содержании закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также в некоторых других отраслевых нормативно-правовых актах государства. Кроме этого, данный аппарат имеет свой индивидуальный узаконенный регламент, на основании которого он осуществляет свою деятельность.

Структура прокуратуры в РФ

В РФ данный орган был образован 17 января 1992 года. В настоящий момент прокуратура представляет собой большую структуру, которую возглавляет Генеральная прокуратура РФ. В ее ведомстве находятся более мелкие структурные образования - прокуратуры субъектов государства, а также городские и районные отделения. Кроме этого, в структуру органов входят специализированные подразделения ведомства, в числе которых имеются военная, пенитенциарная, транспортная, а также природоохранная прокуратуры. Имеется несколько специализированных подразделений, которые созданы на особо режимных объектах.

Будущих профессиональных сотрудников системы обучают в Академии Генпрокуратуры РФ. В ней преподают бывшие сотрудники ведомства, которые имеют отличный опыт работы и некоторые достижения. Кроме этого, имеется ряд других научных и учебных организаций, где могут готовить молодых специалистов. Примерами таковых заведений могут быть университеты, институты и академии, имеющиеся по всей территории России. Их выпускники также могут стать сотрудниками системы.

В структуру прокуратуры входят индивидуальные печатные издания и редакции, через которые производится уведомление населения о проведении основных направлений деятельности прокуратуры, а также связь с общественностью. Примерами тому могут послужить ведомственная газета "Вестник прокуратуры" и журнал "Законность".

Функции

Основные функции и направления деятельности прокуратуры также изложены в основном законе РФ, в котором регламентируются функции такого государственного органа. В нем указано, что главенствующие представители данного ведомства занимаются представлением стороны государства в ходе ведения судебного процесса. Особенно ярко данная роль заметна во время слушания дел, сутью которых являются совершенные уголовные преступления. В этом случае прокурор выступает в качестве обвиняющего со стороны государства. Также прокурор может представлять отдельных граждан в ходе проведения судебного слушания - данная практика очень широко распространена на просторах РФ.

Одно из основных направлений деятельности прокуратуры - это ведение надзора за тем, как другие государственные органы соблюдают законодательство, и правильно ли они его применяют в решении правовых вопросов. Надзор может быть проведен не только в отношении деятельности сотрудников полиции, а также над теми, кто занимается процедурой дознания, следствия в досудебном порядке, а также ведет оперативно-розыскную деятельность.

Еще одним из основных направлений деятельности прокуратуры РФ является надзор этого органа над тем, как применяется уголовное законодательство в конкретных случаях, как производится задержание заключенных под стражу или каким образом реализуются на практике другие виды наказаний за совершение преступлений. В процессе такой деятельности сотрудники оценивают справедливость применения данного вида наказания и его соразмерность содеянному в соответствии с законодательством.

Задачи

Если главная цель и основные направления деятельности прокуратуры прописаны в Конституции РФ, то более четкие задачи данного органа можно найти только в законе "О прокуратуре Российской Федерации". В нем прописаны отдельные задачи, которые представители такого ведомства должны ставить перед собой во время выполнения определенных функций.

Законодательством РФ указывается то, что основное направление деятельности прокуратуры в РФ - это представительство государства и отдельных лиц в ходе ведения судебного процесса. Данная деятельность подразумевает осуществление представителем этого органа всестороннего и полного рассмотрения дела по существу, а также соблюдение всех прав и обязанностей обвиняемого в ходе ведения процесса. Во время слушания дела в порядке судебного рассмотрения прокурор может вносить на рассмотрение ходатайства, жалобы, а также протесты, которые судья может как удовлетворить, так и отклонить. Кроме всего вышеперечисленного, по окончании слушания уголовного дела представитель прокуратуры должен оказать судье содействие в выборе оптимальной и соразмерной меры наказания в соответствии с действующими законными и подзаконными актами. Аналогичные задачи прокурор имеет и в делах, которые рассматриваются в порядке арбитражного или апелляционного судопроизводства.

Одной из задач в основных направлениях деятельности прокуратуры и ее структур является ведение надзора над тем, как заключенные отбывают наказания в СИЗО и иных местах содержания. В процессе ведения данной деятельности представитель органа обязан четко следить за тем, как соблюдаются права и свободы заключенных, а также законность их пребывания в данных местах.

Прокурорский надзор

Одно из основных направлений деятельности прокуратуры - это ведение прокурорского надзора за правильностью применения законодательства различными юридическими службами и структурами (органы внутренних дел, служба судебных приставов, ФСБ, таможенная служба, структуры по контролю за оборотом наркотиков и т. п.). Во время проведения такого вида деятельности сотрудники органов прокуратуры также занимаются выявлением различных нарушений закона со стороны проверяемых ведомств и служб. При наличии нарушений должен быть оговорен план их устранения, а в случае их отсутствия проводятся предупредительные работы.

Во многих странах прокуратура не относится ни к одной ветви власти. Данный орган создается исключительно для того, чтобы следить за правильностью применения и исполнения норм, прописанных в законодательной базе государства.

Направления прокурорского надзора

В отраслевом законодательстве предусмотрено пять основных направлений деятельности прокуратуры в отрасли прокурорского надзора.

  1. Контроль за исполнением различными высокопоставленными государственными структурами (министерства, органы местного самоуправления, службы военного управления, структуры исполнительной власти федерального значения и др.) своих обязанностей, а также законности принятых ими решений.
  2. Данная система контролирует законность и надлежащее качество исполнения федеральными министерствами и различными государственными службами своих обязанностей в отношении населения конкретного региона.
  3. Надзор за правильностью применения норм действующего законодательства структурами, которые занимаются осуществлением оперативной и розыскной деятельности. В данной функции прокуратура также уделяет большое внимание деятельности лиц, проводящих процедуру дознания и следствия, предшествующего судебному разбирательству.
  4. Надзор за соблюдением законности действий службы судебных приставов также входит в перечень основных направлений деятельности органов прокуратуры РФ.
  5. Проведение проверок в местах, где к лицам, признанным в совершении преступлений, применяются наказания. Примерами таковых мест могут послужить следственные изоляторы, а также изоляторы временного содержания. В ходе ведения такой деятельности отдельное внимание уделяется проверке администраций таких мест (СИЗО, Федеральная служба исполнения наказаний, ИВС).

Прокурорская проверка

Одной из разновидностей основных направлений деятельности прокуратуры является проведение проверок деятельности должностных лиц на предмет правильности применения законодательства в своей работе и отсутствие злоупотребления своими должностными полномочиями. Данная деятельность подразумевает истребование определенных документов при условии проведения надзора. В ходе такой работы прокурор имеет право ознакомиться с решениями должностных лиц в разных сферах деятельности, а также оценивать их в соответствии с законодательством. В том случае, если в решениях или в иных видах затребованных документов были обнаружены подозрения злоупотреблением предоставленными полномочиями, то в адрес виновного лица применяются меры прокурорского реагирования. В рамках данного вида деятельности прокурор может составить постановление о возбуждении уголовного дела в адрес виновного лица, протест, представление, предостережение или подать заявление в суд.

Данный вид действий, предписанных законом для совершения прокуратурой, имеет многогранное значение. Несомненно, он является очень важным, так как одна из отраслей функций в данной сфере - это борьба с преступностью и ее предотвращение. Основное ее значение состоит в том, что в результате проведенной деятельности разрабатываются планы по борьбе с преступностью, которые впоследствии реализуются, вследствие чего работа органов становится более эффективной. Кроме этого, население информируется о состоянии преступности в определенны регионах. Это тоже немаловажно. В результате осуществления координационной деятельности укрепляется правопорядок и законность в обществе, а также прогнозируются тенденции развития уровня преступности в будущем.

Основные направления и формы координационной деятельности прокуратуры содержатся в отраслевых нормативных правовых актах РФ, а также в должностных регламентах. В рамках проведения такого типа действия сотрудники органов прокуратуры занимаются проведением анализа преступности в отдельных районах, регионах или в стране в целом. В процессе могут быть определены некоторые тенденции и составлены прогнозы, которые впоследствии могут способствовать предотвращению совершения преступления. На основании сделанных выводов сотрудники данной государственной структуры разрабатывают отдельные планы по борьбе с преступностью, а также программы. В рамках координационной деятельности органов прокуратуры могут быть представлены планы по борьбе с преступностью в региональных и федеральных масштабах, которые должны быть выполнены до наступления определенного срока.

В процессе проведения координационной деятельности органы прокуратуры занимаются информированием вышестоящих членов системы о ходе проведения операций, передают статистические данные, а также разработанные планы. Генеральный орган всей структуры, в свою очередь, занимается информированием о проведении порученной деятельности Президента Российской Федерации, Собрание, а также Правительство государства. Местные районные администрации тоже в случае необходимости могут быть проинформированы о ходе ведения борьбы с преступностью в отдельном регионе.

По результатам проведенной координационной работы сотрудники органов прокуратуры занимаются информированием общественности с помощью средств массовой информации о положительном опыте в своей работе. Это тоже одно из основных направлений деятельности органов прокуратуры.

Уголовное преследование прокуратурой

В общей характеристике основных направлений деятельности прокуратуры всегда упоминается главенствующая функция данной системы органов - ведение надзора. Однако, прокуратура - это то ведомство, которое может самостоятельно осуществлять уголовное преследование - данная возможность предусматривается законом РФ "О прокуратуре".

Что такое уголовное преследование? Это, прежде всего, деятельность, которая осуществляется следователем прокуратуры с целью изобличения подозреваемого в совершении какого-либо конкретного преступления или обвинения того лица, на которое указывают улики.

В отличие от следователя полиции или дознавателя, прокурор ведет уголовное преследование в течение всего уголовного процесса, начиная с момента дознания и заканчивая этапом вынесения приговора в зале судебного заседания. Во время досудебного этапа прокурор выступает неким организатором работы всех следственных органов. В этот момент он наделяется государством властно-распорядительными полномочиями над теми структурами, которые производят процедуру расследования.

На сегодняшний момент, в связи с особенностями действующего законодательства, прокурор не имеет права возбуждать уголовное дело - этим занимаются следственные органы. Однако, данное должностное лицо в полном праве заниматься сбором материалов, указывающих на виновность или невиновность лица, которое подозревается в совершении преступления, а также участвовать в процессе ведения всех процедур, начиная с дознания. В случае допущения в процессе расследования нарушения закона со стороны органов дознания, прокурор вправе требовать их устранения и применять определенные санкции к лицам, допустившим их. В том случае, если дело, которое было вверено следователю, было изучено не так, как положено, прокурор вправе вернуть его на дорасследование с целью обнаружения дополнительных фактов или устранения недочетов в материалах. В ходе всех действий прокурор должен утверждать все постановления следователя-дознавателя, подкрепляя их своей подписью.

Участие прокурора в судебном разбирательстве

В ходе ведения слушания по уголовному делу сторону государства представляет прокурор. Это одна из его обязанностей. В такой момент он занимается выдвижением аргументов против лица, которое обвиняется в совершении преступления, приводя рассмотренные в ходе следствия аргументы.

В зале судебного заседания и в ходе рассмотрения дела по существу прокурор имеет право подавать прошения, ходатайства, заявления, отводы, которые могут стимулировать процесс. Пребывая в качестве стороны обвинения, сотрудник прокуратуры может допрашивать свидетелей, потерпевшего и обвиняемого в зале суда, а также проводить все меры, которые способствуют обеспечению законности, справедливости и обоснованности судебных решений. Также по окончании процесса слушания по делу прокурор обязан высказать свое мнение по всему вышеизложенному, а также предложить оптимальную меру наказания для совершившего преступление.

Кроме слушания в суде первой инстанции, прокурор обязан присутствовать на заседаниях, которые проводятся в рамках обжалования приговоров нижестоящих судов. В судах апелляционной инстанции данное должностное лицо имеет те же права, обязанности и полномочия, что и на слушаниях, которые проводятся в местных судах.

В том случае, если по результатам слушания в отношении конкретного уголовного дела прокурор считает вынесенное судьей решение несоответствующим законным требованиям, несправедливым или необоснованным, он имеет полное право подать прошение о пересмотре всего дела в суде надзорной инстанции, где все материалы должны быть вновь рассмотрены по существу, но уже под началом другого судьи.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» на нее возложены:

  • 1) реализация основной функции прокуратуры - прокурорского надзора;
  • 2) осуществление уголовного преследования;
  • 3) участие в правотворческой деятельности;
  • 4) проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
  • 5) осуществление координации деятельности по борьбе с преступностью;
  • 6) участие в рассмотрении дела судами;
  • 7) международное сотрудничество.

Прокурорский надзор - направление деятельности прокуратуры РФ, которое распространяется на многие сферы урегулированных законом общественных отношений.

Следует отметить, что принимаемые в ходе осуществления этих полномочий акты прокурорского реагирования имеют преимущественно информационный характер. Если прокурор опротестовывает не соответствующий, по его мнению, закону правовой акт, он только требует от органа, принявший такой акт, устранить такое нарушение. Окончательное решение по протесту примет или уполномоченный на этот орган, или суд.

Функция уголовного преследования, реализуемая прокурором, существенно изменилась с 2007 г. Оставаясь участником этой деятельности, прокурор сейчас утратил многие полномочия. Тем не менее прокурор наделен правом истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решения.

Участие в правотворческой деятельности. Следует отметить, что Генеральный прокурор РФ не наделен правом законодательной инициативы. Но, участвуя в правотворческой деятельности, прокуроры наделены правом законодательной инициативы, предложения о внесении изменений в законодательство.

Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов направлено на выявление коррупционных факторов в тексте нормативных актов.

Координация деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами регламентируется ГПК РФ, АПК РФ, КАС. Реализуя эту функцию, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 45 ГПК РФ).

Также Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, учувствует в разработке международных договоров РФ.

Органы, осуществляющие уголовное преследование, принято подразделять на три типа:

  • 1. Органы предварительного следствия. На них возлагается выполнения в порядке, установленного уголовно-процессуальным законодательством, действия по собиранию, исследованию, оценке доказательств, оформлению соответствующих материалов, необходимых для принятия законных и обоснованных решений в связи с совершенными преступлениями и установлением или не установлением виновных. Выводы органов такого рода о виновности лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, могут быть сугубо предварительными. Признать их виновными в совершении преступлений и подвергнуть уголовным наказаниям вправе только суд. Непосредственно предварительное следствие осуществляют должностные лица, именуемые следователями Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, внутренних дел РФ.
  • 2. Органы дознания. Их деятельность во многом сходна с тем, что по закону называется предварительным следствием. Но она осуществляется либо предварительного расследования в форме дознания уголовного дела, как правило, о преступлениях, не представляющих большой сложности и не являющихся тяжкими либо особо тяжкими, либо путем выполнения неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым должно производиться предварительное следствие. К их числу относятся:
    • - органы внутренних дел;
    • - пограничные органы федеральной службы безопасности;
    • - органы Федеральной службы судебных приставов;
    • - органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
    • - следователи Следственного комитета Российской Федерации;
    • - таможенные органы Российской Федерации.

Эти должностные лица по уголовным делам указанных категорий уполномочены принимать лишь решения о возбуждении уголовных дел и производить по ним неотложные следственные действия, т.е. действия по обнаружению и фиксации следов преступления «по горячим следам».

3. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Такого рода деятельность, как предусмотрено Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», является видом деятельности, осуществляемой гласно и негласно посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (опрос граждан, наблюдение, обследование помещений или зданий, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и др.) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

К органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, отнесены оперативные подразделения следующих государственных органов:

  • - внутренних дел и федеральной службы безопасности;
  • - Федеральной службы охраны РФ;
  • - Федеральной таможенной службы РФ;
  • - Службы внешней разведки РФ;
  • - Федеральной службы исполнения наказания РФ.

Прокуратура Российской Федерации – совокупность органов, осуществляющих деятельность по надзору за соблюдением действующего законодательства. Все они призваны упрочнить законность и равенство. Также, осуществляя основные функции прокуратуры, регламентированные законодательством, эти учреждения обеспечивают соблюдение человеческих прав, оберегают общественные и государственные интересы.

Система

В систему органов прокуратуры входят несколько учреждений. Их перечень приведен ниже.

  1. Генеральная прокуратура России.
  2. Органы прокуратуры субъектов (городские, районные).
  3. Учреждения научного и образовательного характера.
  4. Иные специальные органы и военные прокуратуры.
  5. Следственный комитет, включающий в себя наличие специализированных управлений.

Принципы работы

Прокуратура в своей деятельности руководствуется основными принципами. Что это такое? Принципы прокуратуры - основополагающее начало, определяющее главные стороны, признаки и существующие условия, предъявляемые органам для регулирования их деятельности. Рассмотрим их более подробно.

  • Принцип законности является главенствующим основополагающим началом. Он обеспечивает деятельность и организацию работы комитетов прокуратуры. Все основано на соблюдении законодательства.
  • Принцип централизации отвечает за единство системы учреждений и органов прокуратуры. Также он обеспечивает их иерархичность по отношению друг к другу.
  • Принцип независимости состоит в том, что принятие решений и совершение действий сотрудниками основаны на их собственных убеждениях, и они руководствуются в своей деятельности нормативно-правовыми актами. Влияние на органы прокуратуры в отношении их работы и ее результата влечет установленную законодательством ответственность.
  • Принцип гласности или открытости обеспечивает доступность информации для обычных граждан и средств, через которые она поступает в массы. Он должен осуществляться таким образом, чтобы это не противоречило законодательству и не наносило вреда репутации органов прокуратуры и их сотрудников.
  • Принцип единства . Название говорит само за себя. Он обеспечивает единство всех органов прокуратуры, составляющих общую систему, руководствующуюся в своей деятельности основами законодательства РФ.
  • Принцип внепартийности работников прокуратуры . Это правило означает запрет для сотрудников быть членами политических организаций.

Основная функция органов прокуратуры

Основные функции прокуратуры и главный принцип существования этого органа – надзор за исполнением действующего законодательства. Что это значит? Надзор включает в себя контроль: дознавательных органов, представителей предварительного следствия и иных учреждений. В обязанности подконтрольных организаций входит исполнение и применение мер принудительного характера, назначенных соответствующими инстанциями. Также под надзором находится соблюдение человеческих свобод и прав. Контроль осуществляется и над действиями оперативно-розыскных органов. Ведь они не должны противоречить закону.

Осуществляя надзорную деятельность, прокуратура имеет право принимать акты реагирования. Они носят информационно-правовой характер. Опротестовывая незаконный нормативно-правовой акт, прокуратура требует у органа управления, который принял это решение, выполнить необходимые действия по существу установленных ею нарушений и обстоятельств, им способствовавших.

Иные функции

К функциям прокуратуры относится: рассмотрение жалоб, заявлений, а также иных обращений, содержащих сведения о нарушении закона; уголовное преследование и надзор за исполнением закона предварительным следствием и дознанием. В судебном производстве представитель рассматриваемого учреждения отвечает за поддержку государственного обвинения. Уголовное преследование осуществляется стороной обвинения в целях определения лица, совершившего преступление.

Таким образом обеспечивается регулирование борьбы с преступностью правоохранительными органами. Для этого прокурор организовывает координационные совещания, рабочие группы, истребует информацию и т. д. Сотрудник органа участвует в отправлении правосудия, то есть выступает в суде, направляет представления в вышестоящие инстанции.

Он задействован в правотворческом процессе путем выдвижения предложений об отмене, дополнении, принятии или изменении нормативно-правовых актов (приказов, указаний, распоряжений, положений, инструкций). Проще говоря, происходит согласованное взаимодействие правоохранительных государственных структур с органами прокуратуры и осуществляется контроль над их работой. В функции прокуратуры также входит причастность к издательской деятельности. Речь идет о выпуске специальной литературы.

Функции Генеральной прокуратуры

В основные функции прокуратуры РФ, входящие в компетенцию генерального органа, внесены следующие задачи.

  • Ведение надзора.
  • Сотрудничество с государствами, организациями международного уровня и другими органами.
  • Налаживание контактов с вышеуказанными учреждениями.
  • Принятие соглашений, способствующих оказанию правовой помощи и борьбе с преступностью.
  • Выпуск определенных изданий.
  • Оказание содействия в разработке международных договоров и других правовых актов.
  • Оперативное управление объектами хозяйственного и социально-бытового назначения, имеющимися в ведении Генеральной прокуратуры.

Функции прокурора в уголовном процессе

Прокурором является должностное лицо. В его компетенцию входит осуществление уголовного преследования, надзор за процессуальными действиями и поддержание обвинения в суде.

Условно функции прокуратуры можно разделить на две самостоятельных ветви. Каковы они? Это функции прокурорской деятельности в уголовном процессе. В предварительном следствии – надзор за возбуждением и расследованием дела, последующим преследованием. Вторая часть задачи заключается в участии в судебном процессе. Проводится поддержка обвинения и подается прошение в вышестоящую инстанцию в порядке надзора за решением нижестоящего органа власти.

Обязанности

В обязанности прокуратуры РФ входит рассмотрение сообщений, заявлений и жалоб о нарушении человеческих свобод и прав. Все виды обращений должны предъявляться в письменной форме. Все они рассматриваются в установленный законом срок. После этого заявитель получает ответ с результатом проверки. Работники рассматриваемого органа должны разъяснять пострадавшим порядок защиты их интересов и прав.

В обязанности прокуратуры входит осуществление мер пресечения и предупреждения возможных нарушений, возмещение причиненного ущерба и привлечение к уголовной ответственности тех людей, которые нарушили закон. Также этот орган осуществляет контроль над деятельностью территориальных и специализированных прокуратур; координирует работу по борьбе с преступностью; проводит экспертизы правовых актов с целью выявления коррупционных факторов.

Ограничения и запреты для работников прокуратуры

Основные принципы, обязанности, функции прокуратуры и ее работников дополнены ограничениями и запретами по отношению к ним. Рассмотрим их.

  • Прокурорские работники не имеют права являться членами созданных для политических целей различных общественных объединений.
  • Заниматься иной оплачиваемой или не приносящей прибыль деятельностью одновременно с основной работой (за исключением преподавательской, творческой и научной).


mob_info