Главный принцип социального государства. Принципы социального государства и их обоснование. Контрольные вопросы и задания

Социальное государство -- форма государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 2006.

Само понятие «социальное государство» было введено в употребление в XIX в. немецким правоведом Лоренцем фон Штейном (1815 - 1890). Суть такого государства заключается в том, что оно проводит активную социальную политику, направленную на стирание имущественных и социальных различий между людьми и созданию условий, гарантирующих достойный уровень жизни низшим слоям населения.

Развитию современных социальных теорий и становлению реальных социальных государств в Европе во многом способствовали социал-демократические партии и правительства. А такие гуманистические ценности социал-демократии как свобода, справедливость, солидарность, социальная защищенность и др., стали критерием оценки «социальности» того или иного государства. Во второй половине XX века идеи и теории социального государства получили правовое закрепление во многих странах Европы. Впервые понятие «социального правового государства» появилось в конституции ФРГ. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 2006.

Принципы социального государства

Рассмотрим основные принципы социального государства:

1. Принцип свободы предполагает, что человек может заниматься любым видом законной деятельности, не опасаясь экономического и внеэкономического принуждения.

2. Принцип справедливости - недопущение значительного имущественного и социального расслоения между людьми. Критерии социального государства признают нормальным расхождение в доходах между 10% наиболее бедных и 10% наиболее богатых граждан (децильный коэффициент) не превышающее 1:8 (Конституции государств Европейского союза. М., С. 399).

3. Принцип солидарности - практическое выражение сострадания к жертвам несправедливости, т. е. всемерную помощь и поддержку обиженным.

4. Принцип социальной защиты - гарантии экономической и иной обеспеченности каждому гражданину страны Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, 2013. .

За счет перераспределения материальных благ, социальное государство создает доступные всем гражданам системы здравоохранения, образования и социального обеспечения. Значительные средства выделяются на поддержание малоимущих и неимущих слоев населения. В таком государстве социальная политика является одним из приоритетных направлений.

Однако социальную политику нельзя путать с благотворительностью или раздачей пособий методом администрирования. Когда узкий круг чиновников решает проблемы социально незащищенных граждан, и определяет размеры социальных выплат, то это не социальная политика, а администрирование. Социальная политика возникает в результате взаимодействия институтов власти и гражданского общества по поводу установления определенных социальных гарантий. Другими словами - социальное государство это не благотворительная организация, а результат политических отношений, результат борьбы и компромиссов.

Необходимой материальной предпосылкой возникновения социального государства является высокий экономический уровень развития общества и, в частности, доход на душу населения. Кроме того, социальное государство должно заботиться о росте образовательного (профессионального) уровня своих граждан и о вовлечении их в процесс общественного производства. Критерием оценки социального государства является также уровень развития общественного здравоохранения и общая продолжительность жизни населения. Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 2012. № 6.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Академия труда и социальных отношений

Выполнила:

студент 2 курса

группа: 10-4Юбак

Аминова Айсылу Мирсалимовна

Введение

Социальное государство

Условия существование социального государства

Принципы социального государства

Список используемой литературы

Введение

Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 г. Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штайну, «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». условие существование социальный государство

Социамльное госудамрство (нем. Sozialstaat; государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) -- политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

В данном реферате рассмотрены основные направления, а также принципы социального государства.

Социальное государство

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) - политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т.д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: на научном - как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в основных законах все возрастающего числа стран, (пример: Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Конституция Российской Федерации вкладывает в понятие социальное государство то, что оно должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

Социальное государство стремиться обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. Имеется в виду, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи.

В Конституции Российской Федерации содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Хотя в (ст. 37) говорится о праве на защиту от безработицы.

Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом.

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Основные направления социальной политики:

Охрана труда и здоровья людей;

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

Развитие системы социальных служб;

Установление государственных пенсий, пособий;

Иные гарантии социальной защиты);

на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

Условия существования социального государства

Условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

1. Демократическая организация государственной власти. (пример: Таким называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - указывается в ст. 3. - Захват власти и присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.

Демократия есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Важнейшие признаки демократического государства:

а) реальная представительная демократия;

б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции). В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы (парламенты, выборные органы местного самоуправления), наделяемые правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Важное условие - независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Единство системы государственной власти закреплено в Конституции РФ (ч. 3 ст. 5).

Великий нравственный смысл представительства делает гражданина ответственным за судьбы его родины, «приучить видеть в государственном интересе не нечто постороннее и чуждое, а известный высший принцип, перед которым должны склоняться все интересы частные» - высказывается Котляровский С.

Непосредственная демократия - форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражения власти народа, - указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы.

Другой важнейший признак демократического государства - обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства, хотя не отрицается принуждения в определенных формах, которые должны иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Государство обязано защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и др. правонарушения.

Государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих Граждан.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства (пример: Давно известно, что безнравственность людей, стоящих у власти, неизбежно выливается в большие беды и несчастья. А потому наряду с мерами политической и юридической ответственности все настойчивее шла борьба за подведение нравственных начал под власть, за недопущение и отстранение от власти людей без чести и совести, распутных, жестоких, лишенных чувства долга, справедливости, добра, верности слову. Редкий день мы не слышим о том, что в какой-то стране отстранили или не допустили кого-то к высокой государственной должности за увлечение алкоголем, прелюбодейство, мздоимство. В ряде стран Запада нарастают движения «за моральное перевооружение, оздоровление и очищение политики и власти». Одним словом, нарастает тенденция усиления спроса с власти соблюдения принципа общечеловеческой и национальной морали).

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства. (возмём в пример Россию: Единственным путем дальнейшего развития России может быть формирование такого социально-экономического строя, который бы: соответствовал достигнутому уровню развития производительных сил России; не дал возможности низвести страну до положения развивающихся государств; позволил эффективно развивать общество на основе максимальной мобилизации трудовой и общественно-политической активности всех слоев и социальных групп населения; обеспечил активное участие России в международном общественном разделении и кооперации труда и международном сотрудничестве; разрешил накопившиеся за годы советской власти и проведения так называемых демократических реформ социальные противоречия, не порождая новых антагонистических противоречий; сделал удовлетворение потребностей всего населения (а не отдельных классов и социальных групп) в достижении достойной жизни конечной целью общественного производства и всей их жизнедеятельности.

Таким общественным строем может быть лишь общество, экономической основой которого является социально ориентированная экономика устойчивого развития.

Такая экономика должна обладать рядом основополагающих признаков.

Во-первых , она должна иметь форму рыночной экономики и развиваться под определяющим воздействием закона стоимости как единства трех форм его проявления - закона спроса и предложения, закона взаимной связи цен и закона инерции цен.

Во-вторых , такая экономика должна быть социально ориентированной. Общая ее нацеленность на достижение достойной жизни населения страны и повышение качества жизни предполагает, что производство материальных благ и услуг для потребителя должно составлять основу всего производства. При этом разные слои общества, обладающие разновеликими доходами, должны обеспечиваться и разным ассортиментом и структурой материальных благ. Но в любом случае каждый должен получать доходы в зависимости от своего вклада в общественное производство. В свою очередь, общество должно обеспечивать возможность безбедного существования тем его членам, которые не могут участвовать в производстве.

Социальная ориентация экономики предполагает далее, что проблемы обеспечения каждой семьи, каждого человека не могут быть решены вне решения (и без решения) общероссийских проблем экономического развития страны; что проблемы одних регионов, одних слоев общества, одних наций и национальностей не могут решаться за счет ущемления прав и возможностей других.

Наконец, социальная ориентация экономики предполагает, что потребности живущего поколения людей не могут удовлетворяться за счет растранжирования природных ресурсов и подрыва природной среды обитания будущих поколений.

В-третьих, социально ориентированная экономика должна обладать свойством непрерывного и устойчивого развития, обеспечивающего возможность растущего потребления (и количественно, и качественно) населения, его прироста без социальных и национальных коллизий.

В-четвертых, социально ориентированная экономика предполагает разрешение накапливающихся в обществе социальных противоречий не путем революций и контрреволюций, не путем навязывания своих методов такого разрешения большинством меньшинству, а путем разрешения этих противоречий на основе консенсуса, такого согласования интересов, которое не приводило бы к разрушению части накопленных производительных сил общества, к периодическому падению трудовой и общественно-политической активности народных масс, а позволяло бы находить оптимальное разрешение неизбежно возникающих противоречий классового общества.

Наконец, социально ориентированная экономика предполагает демократическое управление государством, активно воздействующим на экономику через свою экономическую политику.

Демократические преобразования современных российских реформаторов очень быстро вылились в установление авторитарной формы правления при полном господстве исполнительной власти над законодательной, отсутствии всякого контроля общества над деятельностью власти исполнительной на всех ее уровнях и сращивании ее с криминально-мафиозными структурами.)

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства. (в конституционном праве характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционном строе, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам и подзаконным актам, разделение властей и институт ответственности власти как организационная основа правового государства, независимость суда, приоритет норм международного права над нормами национального права. РФ провозглашается П. г. в ст. 1 Конституции РФ. П. г. является также одной из центральных категорий современных демократических теорий права.)

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики. (Основные функции гражданского общества: социально - компенсаторская и компенсаторно - регенерирующая (воспроизводства и воспитания), солидарная, коммуникативная, непосредственного жизнеобеспечения, социализации, гражданского правопорядка, социальной защиты и гаранта против произвола властей. Принципы жизни гражданского общества - индивидуация, конкуренция и сотрудничество. Главные черты гражданского общества - неполитический и негосударственный характер, противоречивость и альтернативность политическому государству. Оно носит исторический, открытый (незавершенный) и этнорегиональный характер.)

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации. (налоговая политика, бюджет и т.д.)

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: а) достойных условий существования; б) социальной защищенности; в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

Естественно, что Россия - не Германия, не Швеция и не Япония. Социальное государство в России должно иметь свои специфические черты. Поэтому, выработка и реализация именно российской модели социального государства является оптимальным вариантом общественного развития нашей страны в современных условиях.

Создание социального государства в России сопровождается некоторыми трудностями:

1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

2. в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

3. отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

4. не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

6. снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики («политика - дело грязное»);

Несмотря на перечисленные проблемы, развитие социальной государственности - единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия. Каковы же долгосрочные последствия социального государства? Стимулы влияют на поведение людей. Если в стране платят за бедность, болезни и старость, то население через некоторое время становится бедным, больным и старым. Такая формулировка может показаться чересчур прямолинейной. Посмотрим на долгосрочные последствия введения государственной системы социальных гарантий.

Возьмем в порядке мысленного эксперимента простейший случай социальной помощи - пособие бедным. Предположим, что изначально в данной стране не платят пособий, и все живут на доходы от участия в производстве, за счет родственников или частной благотворительности. Однако всегда существует группа людей, которые в случае получения небольшой государственной субсидии откажутся от участия в экономической деятельности (так называемые «предельные», или «маргинальные» получатели пособия). Учреждение выплат по бедности стимулирует этих людей к тому, чтобы стать постоянными бедными «на окладе».

Аналогичный эффект имеет место в случае частной благотворительности, а также при объединении рисков в системе частного страхования. Иное дело - государственная благотворительность или страхование. Государство всегда имеет возможность переложить бремя своих расходов на налогоплательщиков. Включается «денежный насос», рабочий цикл которого выглядит примерно так:

Политическая поддержка получателей пособий ==> увеличение государственных обязательств ==> увеличение налоговой нагрузки ==> увеличение пособий ==> политическая поддержка получателей пособий и так далее.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для создания в России социального государства необходимо использовать опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада, опираясь на многовековой опыт государственного строительства России, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. По сравнению с западными демократиями термин «социальный» предлагается использовать в данной случае не в узком, а в широком смысле слова.

При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами.

В плане своего социально-политического назначения как института российское социальное государство должно стать общенародным государством большинства и для большинства, при этом гарантирующего и соблюдающего установленные законом права и свободы каждого отдельного гражданина.

Государство обязано и за счет собственных ресурсов, и путем создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоемких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленности и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры.

Принципиально важное значение имеет прекращение пропаганды насилия, жестокости, аморализма, индивидуализма, внедрения в массовое сознание иллюзий о широких возможностях случайного счастливого обогащения.

Интересам общества и традициям народов России в гораздо большей степени отвечает воспитание молодежи в духе гуманизма, нравственности, коллективизма и взаимопомощи, служения людям и Отечеству.

Большие задачи перед государством и обществом стоят и в области формирования правовой культуры населения и борьбы с преступностью.

Принципы социального государства

Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, как:

Экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;

Доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;

Развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;

Социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;

Гендерное равенство мужчин и женщин;

Участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства.

Система социального страхования государства всеобщего благоденствия отождествляет принцип равенства и механизм перераспределения через гипертрофированное понимание солидарности, возведя его в догмат. Солидарность как цель общества сделала функцию перераспределения главной функцией государства.

Развитие национальных моделей государства всеобщего благоденствия способствовало более глубокому пониманию сущности социального государства, позволяя вычленить его инвариантные, системообразующие свойства. Именно на этом этапе утвердилось понимание социального государства как родового понятия, фиксирующего принципиальные социальные качества государства, находящиеся в развитии, по-разному проявляющиеся в различных странах, но имеющие в своей основе единый набор принципов.

Пониманию природы социального государства способствовало и развитие в этот же период иных его моделей, не подпадающих под определение "государство всеобщего благоденствия". Одна из таких моделей, которую П. Розанваллон назвал "обществом всеобщего возмещения убытков", представлена в США.

Исторически обусловленный акцент на либеральные ценности протестантской морали, абсолютизация гражданских прав и свобод привели к приоритету принципа возмещения ущерба относительно принципа солидарности. В этом случае справедливость понимается как компенсация и возмещение ущерба; социальные риски подменяются понятием "жертва". Только добившись признания себя жертвой, человек получает право на компенсацию. Практика реализации данного принципа обусловила возникновение тенденции к переориентации индивидуального подхода в социальной поддержке на групповой. Представляя себя в качестве жертвы, отдельные социальные группы добиваются социальной помощи и бюджетных трансфертов. При этом распространена практика расширенного представления об ущербе, к которому может относиться и несправедливость, допущенная по отношению к прошлым поколениям.

С 1989 г. этот принцип широко внедряется и в российское социальное законодательство, вступая в сложные коллизии с системой социальной защиты, базирующейся на принципах солидарности, и подрывая ее.

С точки зрения функций государства, и принцип солидарности, и принцип возмещения ущерба одинаково реализуются через принятие государством на себя определенной социальной ответственности. Однако различная природа этой ответственности и, соответственно, разные способы перераспределения общественного богатства определяют несхожие механизмы социальной политики и могут вызывать противоположное отношение в обществе.

Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции -- расценивать как программную установку.

Принципы управляющей системы социального государства, выражающие основополагающие правила управленческой деятельности органов власти и политических организаций, подразделяются на общие и специфические. К первым, действующим во всех видах управления, относятся принципы объективности, конкретности, оптимальности, основного звена, эффективности и др. К специфическим принципам управления социального государства относят принципы социальной справедливости, солидаризма, социального партнерства и социального мира (согласия), социальной меры и в известное мере принцип социального равенства. Последний имеет силу в смысле обеспечения равенства социальных условий, социальной защищенности и гарантий социальных прав, исключающим простую уравнительность.

Заключение

Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым. Между тем исторически, а также в некоторых современных концепциях, например в подходе австрийского экономиста и политолога Ф.А. Хайека (Хайек Фридрих фон Август, Нобелевский лауреат, род. в 1899 г.), между принципами правового и социального государства можно фиксировать определенное противоположение.

Список литературы

1. Основные проблемы социального развития России - 78/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. ?2004. - №15 (235). С.В. Калашников, директор Департамента социального развития и охраны окружающей среды Правительства Российской Федерации, доктор экономических наук.

2. Иваненко В.А. Социальные права и социальные обязанности государства: международные конституционные правовые аспекты. СПб, 2003 г., с. 370.

3. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России: Монография. М., 2003 г., с. 264.

4. Владимир Карпец Социальное государство и социальное представительство/ «Политическом журнале» №11/12 от 2 апреля 2007 года

5. Теория государства и права. Курс лекций. Н.И. Матузова и А.В. Малько - М. Юрист - 2004 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие, принципы и сущность социального государства. Характеристика государства как социального института, его развитие в странах СНГ. Особенности развития социальной политики в европейских странах. Предпосылки формирования социального государства в РФ.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2014

    Изучение понятия социального государства. Концепция о справедливом устройстве мира Аристотеля и Платона. Основные принципы социального государства: охрана труда и здоровья людей; поддержка семьи, материнства, детства; устранение социального неравенства.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2015

    Сущность социального государства как закономерного этапа эволюционного развития государственных форм общественного устройства. Характеристика основных моделей социального государства: либеральной, консервативной, корпоративной, социал-демократической.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2014

    Принципы и признаки правового государства, особенности и суть верховенства закона. Понятие и функции социального государства, деятельность парламента. Теория и практика формирования правового и социального государства в современном российском обществе.

    контрольная работа , добавлен 29.03.2010

    Особенности, признаки и экономическая основа правового и социального государства. Важнейшие условия для реального построения правового государства в России. Обеспечение достойных условий жизни населения как программная цель социального государства.

    статья , добавлен 08.10.2011

    Понятие и признаки правового государства. Признаки социального государства. Функции социального государства и его современное понимание. Практика становления правового государства в России. Деятельность ОВД в условиях становления правового государства.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2010

    Исторические предпосылки возникновения общественной помощи и законодательно регламентированные социальные законы. Характеристика сущности и целей социального государства. Основные проблемы формирования социального государства в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2011

    Характеристика современного социального государства, его отличительные особенности и предъявляемые требования. Российская модель социальной политики как главная составляющая социального государства. Приоритетные национальные проекты: сущность и значение.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2012

    Этапы развития концепций социального государства. Понятие, признаки, сущность и модели социального государства. Нормативно-правовое закрепление института основных свобод и обязанностей человека и гражданина, системы гарантий в социальном государстве.

    реферат , добавлен 27.06.2014

    Структурирование государственно-оформленной истории с точки зрения различных парадигм и ее периодизации. Сущность правового государства. Структура демократического государства, его принципы, формы. История социального государства и его правовые принципы.

Ключевые слова: принципы социального государства, соли­дарность, социальная справедливость, тарифная автономия работодателей, тарифная автономия работников и их объединений, экономическая свобода человека.

Опыт многих европейских государств, являющихся по кон­ституции правовыми социальными государствами, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, как:

Экономическая свобода человека и признание права пред­принимателей и их объединений, лиц наемного труда и их проф­союзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;

Доверие к регулирующей роли рынка через спрос, пред­ложение, ценообразование, конкуренцию, но одновременно и ответственность государства за игру рыночных сил и создание

условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, направленной на обеспечение благополучия своих граждан;

Социальная справедливость и солидарность общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и вовлечения дееспособных граждан в трудовой процесс и обеспечение социальной ответственности трудоспособных за еще или уже не работающих граждан;

Участие работников в управлении производством и распре­делении, в общественной и государственной жизни, развивая при этом различные формы экономической демократии.

В современном обществе, считают В. Л. Каменецкий и В. П. Пат­рикеев, должен действовать принцип «государство для человека», последовательное применение которого является краеугольным камнем в фундаменте социального государства. По их мнению, это выражается:

В признании морального и юридического приоритета есте­ственного права перед дозволительным, то есть позитивным;

В признании человека единственным субъектом права соб­ственности на все объекты собственности, существующие в государстве;

В признании первичности обязанностей члена общества перед его правами по отношению к другим членам общества;

В признании особой роли нематериальных объектов соб­ственности, которые не могут быть отчуждены от человека;

В признании человека в качестве единственного субъекта налогообложения;

В признании первичности интересов человека перед интересами государства при определении допустимого уровня налогообложения;

В признании приоритета социальных статей государственного бюджета перед всеми остальными, вследствие чего источником социальных выплат становится весь государственный бюджет, а ответственным за организацию выплат - правительство;

В признании человека в качестве непосредственного инвестора, способного наилучшим образом увязать инвестиции со своими потребностями.



Социальное партнерство как принцип социального государства

Понятие «социальное партнерство» закрепилось в законодатель­ной и научных сферах как система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства. Постепенно, когда государство утрачивает спой классовый характер и превращается в социальное государство, широко распространяется идеология социального партнерства, приходящая на смену классовой борьбе. Роль государства в системе социального партнерства не ограничивается созданием необходимой правовой основы регулирования и системы регламентации социально-трудовых отношений. Государство, претендующее на роль социального, должно, кроме того, выступать гарантом действия сторон, соблюдения взятых на себя обязательств, определять юридический статус соглашений, разрабатывать и контролировать процедуры ведения переговоров. Государственные органы содействуют сглаживанию противоречий сторон путем участия своих представителей, выполнения арбитражной функции, содействия работе согласительных комиссий.

На уровне общества в целом предметом переговоров в сфере социального партнерства становятся основные направления социально-экономической политики, система социальных гарантий и защиты интересов субъектов социально-трудовых отношений, применяемых в масштабе государства.

Эти основные положения социальной политики государства во многом взаимообусловлены и трансформируются в принцип самого социального государства. Для обеспечения их функционирования - в социальном государстве приводятся в движение определенные механизмы. Первый из них - тарифная автономия работодателей и работников и их объединений, осуществляемая на основе социального партнерства. Для того чтобы стороны сами могли договариваться об оплате труда, условиях, режиме работы и отдыха и т.п., необходимо соблюдение определенных условий: стороны должны законодательно наделяться полномочиями и не­сти ответственность за принятые обязательства. Им должна быть известна рыночная цена труда, как и других ценообразующих элементов производства, финансовое состояние организаций, политика распределения доходов и прибылей. Правовой основой, обеспечивающей действие этого механизма, должны быть законы об объединениях работодателей; о социальном партнерстве; об основных направлениях государственной политики по регулированию оплаты труда и доходов наемных работников и предпринимателей. Другим механизмом является государственный надзор за действием рыночных сил и институтов, поощрение тех из них, которые направлены на обеспечение конституционных целей страны и препятствуют ухудшению жизни людей и ослаблению государства.

Механизм реализации принципов социальной справедливости и социальной солидарности, достаточно сложен. Чувство солидарности и взаимопомощи людей порождается природой их коллективной деятельности, а также закладывается на генетическом уровне. Государство должно устранить допущенную в ходе реформ несправедливость. Если же народ убеждается, что оно не в состоянии это сделать, тогда экономические и социальные требования перерастают в политические, выступая как средство достижения экономических и социальных преобразований. Долг и обязанность государственных органов - устранить правовым путем причины конфликтов и создать условия для справедливого социального мира. Социальное партнерство в утвердившемся понимании - это система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, которая предъявляет собой один из способов согласования интересов при взаимодействии труда с капиталом. В более широком понимании социальное партнерство можно рассматривать как идеологию сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности, представленных в обществе. И в этом смысле социальное партнерство представляет собой один из главных принципов де­мократического гуманного социального государства. Мировая цивилизация сегодня идет по пути гармонизации отношений между трудом и капиталом, между различными слоями, группами, взаимодействующими в обществе.

Не менее значим и такой принцип социального государства, как участие граждан в управлении на всех уровнях власти и хозяйственной жизни. Его реализация возможна лишь в подлинно демократическом социальном государстве. Многие западные политики и ученые считают, что отношение работников к управлению имеет для них более важное значение, чем даже отношение к собственности. Для обеспечения реального участия граждан в управлении и по вертикали, и по горизонтали необходимо нормативно-правовую базу привести в полное соответствие с принципами, требованиями и целями социального государства. В реа­лизации этого принципа на основе системы социального партнерства особая роль принадлежит профсоюзам. Сферой особого внимания профсоюзов является и социальная политика государства, ее конкретное воздействие на положение наемного работника и членов его семьи.

Таким образом, социальное партнерство сегодня рассматривается как система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, как способ согласования противоположных интересов, как метод решения социально-экономических проблем и регулирования конфликтов между наемными работниками и собственниками. В более широком смысле - социальное партнерство это один из способов представления интересов каких-либо социальных групп в обществе и принцип социального государства. Отмеченная система взаимоотношений может строиться эффективно лишь при наличии третьего активного субъекта социального партнерства - государства, и таким образом, социальное партнерство не только включает в свою систему государство как обязательный субъект, но одновременно выступает как один ил принципов государства. Социальное партнерство является обя­зательным элементом государственного устройства, а в социальном государстве - важнейшим принципом организации взаимодействия между органами власти, работниками и работодателями в социально-трудовой сфере. В целом, в социальном государстве этот принцип является одним из главных оснований усиления своей «социальности».

Контрольные вопросы и задания:

1. Назовите основные принципы европейских социальных государств?

2. Назовите отличительные особенности применения лих прин­ципов в современной России.

3. Раскройте механизмы реализации принципов социального госу­дарства.

4. В признании каких прав граждан заключается формула «государ­ство для человека»?

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение

В 1993 г. была принята Конституция Российской Федера­ции, которая провозгласила Россию демократическим феде­ративным правовым социальным государством. Предметом рассмотрения в данном документе является Концепция соци­ального государства в соответствии со ст. 7 Конституции, которая гласит:

«1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспе­чивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здо­ровье людей, устанавливается гарантированный мини­мальный размер оплаты труда, обеспечивается госу­дарственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государ­ственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» 1 .

Разработка Концепции социального государства в Рос­сийской Федерации диктуется настоятельной необходимостью теоретического осмысления связанных с этим проблем, со­здания методологической основы, которая могла бы оказать помощь в практической деятельности общественным объеди­нениям граждан, органам государственной власти и местного самоуправления, субъектам системы социального партнерства по реализации норм ст. 7 Конституции Российской Федерации. Это обусловлено рядом причин, в том числе внутренних - востребованностью со стороны граждан России, выступающих за проведение социальной политики, отвечающей сути и прин­ципам социального государства. Разработка Концепции вызва­на и внешними причинами - необходимостью гармонизации и сближения законодательства и практики со странами СНГ, ЕврАзЭс, Союзного государства, многие из которых по своим конституциям являются социальными, а также необходимос­тью ратификации Европейской социальной хартии.

В настоящей Концепции сделана попытка изложить тео­ретико-методологические взгляды, принципы и основные механизмы реализации этой одной из важнейших норм рос­сийской Конституции.

При разработке Концепции учитывался отечественный опыт и опыт зарубежных стран, в том числе ФРГ, Франции, скандинавских стран, являющихся по конституциям соци­альными государствами.

Часть I Основные положения и принципы социального государства

Социальное государство - это правовое демократичес­кое государство, которое провозглашает высшей ценностью социальную справедливость, политика которого направлена на обеспечение гражданам достойной жизни, социальной за­щиты, минимизацию социальных рисков, создание условий для самореализации творческого (трудового) потенциала лич­ности.

Социальное государство - самостоятельный тип право­вого государства, который обеспечивает установление опти­мальных взаимоотношений личности, коллектива и государ­ства, а также создает необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и сво­бод человека, включая право каждого на достойную жизнь.

В качестве «права на достойную жизнь» в настоящей Концепции понимается предоставление каждому трудоспо­собному гражданину реальной возможности за счет напря­женного, квалифицированного и инициативного труда обес­печить достойный, в меру сложившихся социальных стан­дартов, уровень жизни. Это достигается за счет обеспечения равных прав доступа граждан к орудиям и средствам труда, природным ресурсам, к образованию и рынку труда, к иному общественному достоянию, за счет чего формируется совме­стными усилиями высокопродуктивная среда обитания и жиз­недеятельности.

Социальное государство - наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспече­ния благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости в распределении продуктов труда. Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике та­ких положений, как:

Солидарная ответственность поколений и сословий - богатые платят за бедных;

Здоровые платят за больных;

Трудоспособные платят за еще или уже нетрудос­пособных;

Обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Эти положения должны быть законода­тельно закреплены в виде обязанностей государства перед гражданами, а также прав и обязанностей граждан социаль­ного государства.

Правовая и социальная государственность - категории однопорядковые и существуют в органическом единстве. Ста­новление социально-правового государства в России должно представлять собой единый, целостный, взаимосвязанный процесс.

Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции правовыми, социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, ка к:

Экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе принципа социального парт­нерства;

Доверие к регулирующей роли рынка и, при необходи­мости, его регулирование (спрос, предложение, ценообразо­вание, конкуренция);

Ответственность государства за «игру» рыночных сил, выработку законодательства и соблюдение правил этой «игры», создание соответствующих условий для упорядоче­ния течения экономической и социальной жизни;

Социальная справедливость и социальная солидарность общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь ме­нее трудоспособным;

Тендерное равенство мужчин и женщин 1 ;

Участие работников в управлении производством, об­щественной и государственной жизнью.

Практическая деятельность субъектов социальной поли­тики должна быть направлена на реализацию гарантий и прав граждан, установленных Конституцией РФ, с учетом этих и других принципов социального государства.

1 Принцип тендерного равенства мужчин и женщин во всех областях обще­ственной жизнедеятельности неразрывно связан с формированием граж­данского общества, демократизацией общественной жизни, созданием пра­вового и социального государства.

Этот принцип должен стать своеобразным идеологическим критерием с точки зрения обеспечения всей совокупности прав человека как системы ценностей, поскольку именно его реализация делает право, в том числе и на достойную жизнь, конкретным и обоснованным, независимым от воз­можностей власти и усмотрения чиновников. Особенно важно выделить тен­дерное равенство при обосновании перспектив развития сферы занятости, рынка труда и политики доходов.

Критериями для оценки степени социальности государ­ства является также соблюдение:

Права на свободу человека;

Гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, ориентированной на реально возмож­ные инвестиции «в человека»;

Обеспечение стандартов достойной жизни для большин­ства граждан;

Адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения;

Гарантии создания благоприятных условий для реаль­ного участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;

Соблюдение прав и гарантий, признающих и реализу­ющих систему социального партнерства в качестве основно­го механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника и работодателя, государства при регу­лировании социально-экономических и трудовых отношений;

Гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести определенную социальную ответственность;

Права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи;

На бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

На современном этапе в решении главных социальных задач социальное государство устанавливает следующие при­оритеты:

1. В сфере занятости:

- структурная перестройка экономи­ки в интересах всех граждан России, современная кадровая политика;

Повышение экономической активности, направлен­ной на созидание и прогресс;

Обеспечение гражданам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости трудоспособного населе­ния;

Создание современных производств и рабочих мест, защита трудовых прав и интересов работников через социаль­ное партнерство;

Содействие общественно полезному и эф­фективному предпринимательству.

В сфере политики доходов:

- создание социально-спра­ведливой и эффективной системы распределения вновь со­зданной стоимости между государством, трудом и капита­лом;

Обеспечение роста реальной заработной платы и дохо­дов населения и на их основе - рост качества и уровня жиз­ни;

Установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство ра­бочей силы;

Социальная направленность налоговой политики и принятие необходимых мер по контролю над инфляцией.

В сфере систем жизнеобеспечения населения:

- сохра­нение и приумножение жилого фонда и повышение его ком­фортабельности;

Развитие коммунального хозяйства, средств транспорта и связи за счет средств населения и бюджетного финансирования;

Создание нормальных условий жизни в на­селенных пунктах, не имеющих постоянно действующих ком­муникаций с основной территорией страны.

В сфере социальной защиты населения:

- разработка и осуществление государственной программы борьбы с беднос­тью;

Создание многопрофильной системы защиты населения от социальных рисков;

Реформирование системы социально­го страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения и социального вспомоществования;

Осуществление социальной защиты семьи, материнства, от­цовства и дететва, инвалидов, пожилых и других слабо за­щищенных категорий граждан;

Улучшение демографической ситуации в стране.

В сфере охраны окружающей среды:

- создание условий рационального природопользования с минимизацией ущерба среде обитания человека;

Обеспечение экологической безо­пасности.

В сфере формирования социокультурной среды:

- куль­тивирование в обществе созидательных ценностей;

Повыше­ние цивилизованности социального обустройства административно-территориальных мест проживания людей;

Повыше­ние роли и качества общего и профессионального образова­ния;

Сохранение национальной самобытности языка и куль­туры народов, населяющих Российскую Федерацию.

Проведение региональной социальной политики и ин­тегральная оценка ее эффективности на основе единства федеральной и региональной социальной политики при усло­вии упорядочения в разграничении их полномочий.

Развитие комплекса отраслей социального обслужи­вания населения.

Социальное партнерство является важнейшим инст­рументарием социального государства при согласовании про­тиворечивых интересов труда и капитала. Оно как социальный институт и социальный процесс объективно присуще соци­альному государству, органично включается в содержание понятия «социальное государство», в его теорию и практику.

Во-первых, социальное партнерство как особый тип об­щественных, в частности, социально-трудовых отношений, при котором обеспечивается баланс реализации социально-экономических интересов всех основных социальных групп общества, выражает саму сущность социального госу­дарства, основу социальных отношений, свойственных социальному государству, важнейший принцип и цель его социальной политики.

Во-вторых, социальное партнерство как специфичес­кий социально-политический механизм регулирования соци­альных отношений в целом, социально-трудовых и связан­ных с ними экономических отношений, основанный на прин­ципе равноправных переговоров, достижения компромисса, консенсуса между государственной властью, работодателями и работниками, предотвращения социальных конфликтов, составляет базис общественного механизма регулирования социально-трудовых отношений в социальном государстве.

В-третьих, социальное партнерство выражает важней­шую, характерную черту идеологии, соответствующей це­лям и общественной востребованности социального государства, идеологии, составляющей важный фактор его разви­тия и совершенствования. Для социального государства как представителя общественных интересов социальное партнер­ство - это социальный мир и сплоченность общества, усло­вие его политической стабильности, экономического прогресса.

В-четвертых, социальное партнерство - во всех фор­мах его проявления (коллективных переговорах, взаимных консультациях, при участии работников в управлении орга­низацией, представителях работников и работодателей в до­судебном разрешении трудовых споров и др.) выступает фак­тором совершенствования социального государства, повыше­ния уровня его демократичности, развития институтов граж­данского общества.

Таким образом, социальное партнерство, его формиро­вание и развитие служат важнейшим фактором и показате­лем социальной, политической, нравственной и идеологичес­кой зрелости самого социального государства, общества в целом.

В свою очередь, социальное государство является важ­нейшим политическим институтом, оказывающим решающее влияние на становление и развитие подлинного социального партнерства в обществе, на регулирование социально-трудо­вых отношений.

Социальное государство выступает обязательным и рав­ноправным субъектом социального партнерства в целом, а органы исполнительной власти - обязательной и равноправ­ной стороной коллективных соглашений в рамках системы социального партнерства на всех уровнях заключаемых со­глашений с целью регулирования социально-трудовых отно­шений. Именно социальное государство, его законодатель­ные органы призваны обеспечить завершение формирования правовой основы социального партнерства и последующее ее постоянное совершенствование.

Социальное государство предполагает сбалансирован­ность централизации, децентрализации и самостоя­тельности (самоуправления) территорий и поселений российского общества.

Необходимым условием эффективного функционирова­ния социального государства является реализация социаль­ной ответственности всех уровней власти и управления, общества, каждого гражданина. Социальная ответственность может быть определена как ответственность субъекта конк­ретной сферы перед обществом.

Социальная ответственность федеральных органов власти

Федеральные органы власти, руководствуясь Конститу­цией, несут социальную ответственность за:

создание и обеспечение исполнения федеральных за­конов, гарантирующих активную социальную политику и эф­фективное функционирование социального рыночного хозяй­ства;

разработку и реализацию социально-экономической политики, обеспечивающей повышение уровня и качества жизни;

разработку и исполнение социальных целевых феде­ральных программ, в том числе повышение занятости насе­ления и обеспечение их источниками финансирования;

координацию работы трехсторонней комиссии по соци­ально-трудовым отношениям;

развитие работы отраслей социальной инфраструкту­ры и их финансирование (образование, наука, здравоохране­ние, культура и др.);

организацию работы Пенсионного фонда, Фонда соци­ального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования;

формирование консолидированного бюджета, имеющего социальную ориентацию, и контроль за его исполнением;

организацию трансфертов в депрессивные регионы и адресную социальную защиту нуждающихся;

разработку государственных социальных стандартов.

Социальная ответственность органов власти субъектов Федерации

Органы власти субъектов Федерации несут социальную ответственность за:

разработку и исполнение региональных социальных программ, обеспеченных источниками финансирования, в том числе программ создания новых рабочих мест, занятости и функционирования регионального рынка труда;

участие в софинансировании федеральных социальных целевых программ;

определение величины прожиточного минимума, со­става и объема региональной потребительской корзины;

финансирование соответствующих учреждений обра­зования, здравоохранения, культуры;

участие в софинансировании детского оздоровления, физкультуры и спорта;

распределение трансфертов по субъектам социальной сферы.

Социальная ответственность бизнеса

Социальная ответственность крупного, среднего и мало­го бизнеса заключается в:

создании условий для воспроизводства рабочей силы;

развитии и софинансировании объектов социальной сферы;

своевременной выплате достойной заработной платы и обязательных платежей на социальные нужды;

обеспечении охраны и безопасных условий труда;

поддержании уровня занятости, участии в программах переквалификации кадров при ликвидации рабочих мест;

софинансировании систем профессиональной подготов­ки кадров и повышении их квалификации;

своевременной и в полном объеме уплате налогов;

обеспечении нормальных условий труда и быта работ­ников, привлекаемых к исполнению обязанностей с отрывом от постоянного места жительства;

отчислении страховых платежей по программам пен­сионного, медицинского и социального страхования;

развитии корпоративного профессионального пенсион­ного страхования;

софинансировании добровольных видов страхования работающих;

осуществлении социальной поддержки наемных работ­ников (льготные кредиты и ссуды, семейные пособия и т. д.);

благотворительной деятельности.

Социальная ответственность государства

при ратификации международных правовых норм

и соглашений в социальной сфере

Социальная ответственность государства при ратифика­ции и реализации международных правовых норм и соглаше­ний в социальной сфере касается, прежде всего, системы международных правовых норм, которые признала или дол­жна признать Российская Федерация:

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Европейская социальная Хартия 1961 г. (в ред. 1996 г.);

Хартия Европейского сообщества об основных соци­альных правах трудящихся 1989 г.; Кодекс социального обес­печения 1990 г.;

Хартия основных прав Европейского Союза 2000 г.;

Хартия социальных прав и гарантий граждан незави­симых государств 1994 г.;

Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики, при­нятая МОТ в 1977 г.;

Актуальность социальной ответственности при ратифи­кации международных норм и соглашений значительно воз­растает в условиях глобализации и присоединения России к ВТО.

Социальная ответственность гражданина

Социальная ответственность гражданина включает в себя, с одной стороны, ответственность перед обществом, с дру­гой - перед своими близкими.

Перед обществом социальная ответственность выража­ется, прежде всего, в передаче гражданином части собствен­ности (в виде налогов) на общественные и социальные нуж­ды на разные уровни государственного управления и в орга­ны самоуправления.

Перед близкими, в первую очередь перед семьей, - в создании благоприятного психологического климата в обще­житии и при воспитании детей.

Важнейшим фактором и условием развития социаль­ного государства является его финансовое обеспечение. Со­циальное государство реализует свои цели только при нали­чии высокоэффективной социально ориентированной эконо­мики и ответственного отношения к труду всего экономичес­ки активного населения, что предполагает взаимосвязь со­циальных и экономических интересов.

При этом должно обеспечиваться комплексное социаль­но-экономическое развитие всех территорий, входящих в Федерацию, как своеобразной «корпорации». Это обусловли­вает необходимость объединения некоторой части активов и ресурсов всех территориальных образований для достижения общей цели в масштабах Российской Федерации.

Главная цель функционирования такой «корпорации» - создание для каждого трудоспособного гражданина право­вых условий, при которых он может своим трудом обеспе­чить достойную жизнь себе и своей семье, а в конечном ито­ге - и повышение благосостояния всего российского народа при минимальном истреблении природных ресурсов и мини­мально возможном ущербе для экологии, необходимых для грядущих поколений.

Важнейшим средством для функционирования социаль­ного государства является его правовое обеспечение.

Социальное государство - это современный тип право­вого государства, наиболее целесообразно соединяющий на­чала свободы и власти в целях обеспечения благополучия лич­ности и благоденствия общества.

Интересы личности, ее право на самореализацию, осно­ванное на признании обществом и государством неотъемле­мых прав и свобод человека, находятся в центре внимания социального государства, а благо общества представляет его высшую цель. При этом право выступает не как ограничи­тель, а как гарант неотъемлемых прав человека, как цель и инструмент его свободы.

Однако в социальном государстве оно не может ограни­чиваться лишь формально-юридическим признанием этих высоких принципов; его влияние должно распространяться и на решение социальных проблем.

Право, задача и сущность которого состоит в охране ин­дивидуальной свободы человека в социальном государстве, призвано взять на себя заботу и о материальных условиях ее осуществления, что должно найти свое конкретное вы­ражение в признании за каждым индивидом конституцион­ного права на достойную жизнь.

Это право должно быть конкретным и обоснованным, независимым от желания органов власти и управления или усмотрения должностных лиц. Границы этого понятия опре­деляют социальными нормами допустимого (нижнего) и воз­можного поэтапного (верхнего) показателей уровня жизни, причем нижняя граница не может быть ниже показателей прожиточного социального минимума. Эти параметры не яв­ляются постоянными, неизменными и всеобщими. Они будут неизбежно изменяться по мере развития экономики, госу­дарства и общества^ привнося новые представления о стан­дартах, уровне и качестве жизни. Именно поэтому право­мерно предположить, что наивысшее свое выражение пра­во на достойную жизнь и свободное развитие человек полу­чает в социальном государстве.

Социальное государство - не раз и навсегда сформиро­вавшийся и застывший тип государства. Оно развивается и трансформируется в той же мере, в какой развивается и трансформируется общество, сохраняя постоянную гармонию между ними.

Наиболее сложная задача при этом - соблюдение по­стоянного баланса между свободной экономикой и устранени­ем явного социального неравенства, порождаемого ею. А ос­новная проблема - установление границ, пределов вмеша­тельства государства в экономическую и социальную жизнь, которые определяются тем, что, с одной стороны, оно не должно стать тормозом развития экономики, а с другой - обязано обеспечить каждому реализацию права на достой­ную жизнь.

В числе базисных, важнейших особенностей социально­го государства - участие общественных объединений, в том числе политических партий, движений, фондов, Русской пра­вославной церкви и других традиционных конфессий в фор­мировании и функционировании социального государства.

В числе общественных объединений возрастает роль проф­союзов в социальном государстве, их участия в управлении производством, общественной и государственной жизнью.

Часть II

Механизм реализации

1. Социальное государство

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) – политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т.д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: на научном – как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном – как конституционный принцип, закрепленный в основных законах все возрастающего числа стран, (пример: Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Конституция Российской Федерации вкладывает в понятие социальное государство то, что оно должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

Социальное государство стремиться обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. Имеется в виду, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи.

В Конституции Российской Федерации содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Хотя в (ст. 37) говорится о праве на защиту от безработицы.

Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом.

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Основные направления социальной политики:

– охрана труда и здоровья людей;

– установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

– обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

– развитие системы социальных служб;

– установление государственных пенсий, пособий;

– иные гарантии социальной защиты);

на эмпирическом – как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

2. Условия существования социального государства

Условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

1. Демократическая организация государственной власти. (пример: Таким называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство – важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, – указывается в ст. 3. – Захват власти и присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.

Демократия есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Важнейшие признаки демократического государства:

б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции). В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы (парламенты, выборные органы местного самоуправления), наделяемые правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Важное условие – независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Единство системы государственной власти закреплено в Конституции РФ (ч. 3 ст. 5).

Великий нравственный смысл представительства делает гражданина ответственным за судьбы его родины, «приучить видеть в государственном интересе не нечто постороннее и чуждое, а известный высший принцип, перед которым должны склоняться все интересы частные» – высказывается Котляровский С.

Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражения власти народа, – указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), – являются референдум и свободные выборы.

Другой важнейший признак демократического государства – обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства, хотя не отрицается принуждения в определенных формах, которые должны иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Государство обязано защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и др. правонарушения.

Государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих Граждан).

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего – должностных лиц государства (пример: Давно известно, что безнравственность людей, стоящих у власти, неизбежно выливается в большие беды и несчастья. А потому наряду с мерами политической и юридической ответственности все настойчивее шла борьба за подведение нравственных начал под власть, за недопущение и отстранение от власти людей без чести и совести, распутных, жестоких, лишенных чувства долга, справедливости, добра, верности слову. Редкий день мы не слышим о том, что в какой-то стране отстранили или не допустили кого-то к высокой государственной должности за увлечение алкоголем, прелюбодейство, мздоимство. В ряде стран Запада нарастают движения «за моральное перевооружение, оздоровление и очищение политики и власти». Одним словом, нарастает тенденция усиления спроса с власти соблюдения принципа общечеловеческой и национальной морали).

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства. (возмём в пример Россию: Единственным путем дальнейшего развития России может быть формирование такого социально-экономического строя, который бы: соответствовал достигнутому уровню развития производительных сил России; не дал возможности низвести страну до положения развивающихся государств; позволил эффективно развивать общество на основе максимальной мобилизации трудовой и общественно-политической активности всех слоев и социальных групп населения; обеспечил активное участие России в международном общественном разделении и кооперации труда и международном сотрудничестве; разрешил накопившиеся за годы советской власти и проведения так называемых демократических реформ социальные противоречия, не порождая новых антагонистических противоречий; сделал удовлетворение потребностей всего населения (а не отдельных классов и социальных групп) в достижении достойной жизни конечной целью общественного производства и всей их жизнедеятельности.

Таким общественным строем может быть лишь общество, экономической основой которого является социально ориентированная экономика устойчивого развития.

Такая экономика должна обладать рядом основополагающих признаков.

Во-первых , она должна иметь форму рыночной экономики и развиваться под определяющим воздействием закона стоимости как единства трех форм его проявления – закона спроса и предложения, закона взаимной связи цен и закона инерции цен.

Во-вторых , такая экономика должна быть социально ориентированной. Общая ее нацеленность на достижение достойной жизни населения страны и повышение качества жизни предполагает, что производство материальных благ и услуг для потребителя должно составлять основу всего производства. При этом разные слои общества, обладающие разновеликими доходами, должны обеспечиваться и разным ассортиментом и структурой материальных благ. Но в любом случае каждый должен получать доходы в зависимости от своего вклада в общественное производство. В свою очередь, общество должно обеспечивать возможность безбедного существования тем его членам, которые не могут участвовать в производстве.

Социальная ориентация экономики предполагает далее, что проблемы обеспечения каждой семьи, каждого человека не могут быть решены вне решения (и без решения) общероссийских проблем экономического развития страны; что проблемы одних регионов, одних слоев общества, одних наций и национальностей не могут решаться за счет ущемления прав и возможностей других.

Наконец, социальная ориентация экономики предполагает, что потребности живущего поколения людей не могут удовлетворяться за счет растранжирования природных ресурсов и подрыва природной среды обитания будущих поколений.

В-третьих, социально ориентированная экономика должна обладать свойством непрерывного и устойчивого развития, обеспечивающего возможность растущего потребления (и количественно, и качественно) населения, его прироста без социальных и национальных коллизий.

В-четвертых, социально ориентированная экономика предполагает разрешение накапливающихся в обществе социальных противоречий не путем революций и контрреволюций, не путем навязывания своих методов такого разрешения большинством меньшинству, а путем разрешения этих противоречий на основе консенсуса, такого согласования интересов, которое не приводило бы к разрушению части накопленных производительных сил общества, к периодическому падению трудовой и общественно-политической активности народных масс, а позволяло бы находить оптимальное разрешение неизбежно возникающих противоречий классового общества.

Наконец, социально ориентированная экономика предполагает демократическое управление государством, активно воздействующим на экономику через свою экономическую политику.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства. (в конституционном праве характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционном строе, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам и подзаконным актам, разделение властей и институт ответственности власти как организационная основа правового государства, независимость суда, приоритет норм международного права над нормами национального права. РФ провозглашается П. г. в ст. 1 Конституции РФ. П. г. является также одной из центральных категорий современных демократических теорий права.)

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики. (Основные функции гражданского общества: социально – компенсаторская и компенсаторно – регенерирующая (воспроизводства и воспитания), солидарная, коммуникативная, непосредственного жизнеобеспечения, социализации, гражданского правопорядка, социальной защиты и гаранта против произвола властей. Принципы жизни гражданского общества – индивидуация, конкуренция и сотрудничество. Главные черты гражданского общества – неполитический и негосударственный характер, противоречивость и альтернативность политическому государству. Оно носит исторический, открытый (незавершенный) и этнорегиональный характер.)

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации. (налоговая политика, бюджет и т.д.)

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: а) достойных условий существования; б) социальной защищенности; в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

Естественно, что Россия – не Германия, не Швеция и не Япония. Социальное государство в России должно иметь свои специфические черты. Поэтому, выработка и реализация именно российской модели социального государства является оптимальным вариантом общественного развития нашей страны в современных условиях.

Создание социального государства в России сопровождается некоторыми трудностями:

1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

2. в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

3. отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

4. не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

6. снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой – политики и экономики («политика – дело грязное»);

Несмотря на перечисленные проблеммы, развитие социальной государственности – единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия. Каковы же долгосрочные последствия социального государства? Стимулы влияют на поведение людей. Если в стране платят за бедность, болезни и старость, то население через некоторое время становится бедным, больным и старым. Такая формулировка может показаться чересчур прямолинейной. Посмотрим на долгосрочные последствия введения государственной системы социальных гарантий.

Возьмем в порядке мысленного эксперимента простейший случай социальной помощи – пособие бедным. Предположим, что изначально в данной стране не платят пособий, и все живут на доходы от участия в производстве, за счет родственников или частной благотворительности. Однако всегда существует группа людей, которые в случае получения небольшой государственной субсидии откажутся от участия в экономической деятельности (так называеме «предельные», или «маргинальные» получатели пособия). Учреждение выплат по бедности стимулирует этих людей к тому, чтобы стать постоянными бедными «на окладе».

Аналогичный эффект имеет место в случае частной благотворительности, а также при объединении рисков в системе частного страхования. Иное дело – государственная благотворительность или страхование. Государство всегда имеет возможность переложить бремя своих расходов на налогоплательщиков. Включается «денежный насос», рабочий цикл которого выглядит примерно так:

Политическая поддержка получателей пособий ==> увеличение государственных обязательств ==> увеличение налоговой нагрузки ==> увеличение пособий ==> политическая поддержка получателей пособий и так далее.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для создания в России социального государства необходимо использовать опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада, опираясь на многовековой опыт государственного строительства России, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. По сравнению с западными демократиями термин «социальный» предлагается использовать в данной случае не в узком, а в широком смысле слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами. В плане своего социально-политического назначения как института российское социальное государство должно стать общенародным государством большинства и для большинства, при этом гарантирующего и соблюдающего установленные законом права и свободы каждого отдельного гражданина.

Государство обязано и за счет собственных ресурсов, и путем создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоемких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленности и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры.

Принципиально важное значение имеет прекращение пропаганды насилия, жестокости, аморализма, индивидуализма, внедрения в массовое сознание иллюзий о широких возможностях случайного счастливого обогащения. Интересам общества и традициям народов России в гораздо большей степени отвечает воспитание молодежи в духе гуманизма, нравственности, коллективизма и взаимопомощи, служения людям и Отечеству. Большие задачи перед государством и обществом стоят и в области формирования правовой культуры населения и борьбы с преступностью.

1. Основные проблемы социального развития России – 78/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. −2004. – №15 (235). С.В. Калашников, директор Департамента социального развития и охраны окружающей среды Правительства Российской Федерации, доктор экономических наук.

2. Иваненко В.А. Социальные права и социальные обязанности государства: международные конституционные правовые аспекты. СПб, 2003 г., с. 370.

3. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России: Монография. М., 2003 г., с. 264.

4. Владимир Карпец Социальное государство и социальное представительство/ «Политическом журнале» №11/12 от 2 апреля 2007 года

5. Теория государства и права. Курс лекций. Н.И. Матузова и А.В. Малько – М. Юрист – 2004 г.



mob_info