Какие есть культурные права. Характеристика духовно-культурных прав и свобод человека и гражданина в российской федерации. Список использованной литературы

Культурные права и свободы человека и гражданина

Культурные (культурно-творческие) права и свободы связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч.1 ст.44). Органы государственной власти не должны вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.

Согласно российского законодательства, право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Важнейшими законодательными актами, устанавливающими реальные правовые гарантии провозглашенных культурных прав и свобод, являются Основы законодательства РФ о культуре (1992 г) и Закон РФ "О средствах массовой информации" (1991 г).

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч.2 ст.44). В Основах законодательств РФ о культуре закреплено, что каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотекам, музеям, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Однако ограничение доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются государством Российской Федерации.

Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина

Для каждого человека очень важно не только закрепить в Конституции РФ его права и свободы, но и обеспечить их осуществление. Для претворения в жизнь прав и свобод человека необходимо создать благоприятные условия, обеспечить охрану и защиту прав и свобод. Решать эти задачи призваны гарантии прав и свобод человека.

Гарантии прав и свобод - это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту 1 . Или иными словами, гарантии в юридической сфере - есть условия обеспечивающие беспрепятственное осуществления прав и свобод граждан, составляющие механизм их эффективной реализации.

Выделяется несколько групп гарантий прав и свобод: правовые, экономические, политические. В числе правовых гарантий следует отметить правовые нормы, нормативные акты, которые устанавливают порядок реализации прав и свобод, предусматривают меры по их охране и защите, ответственность за их нарушение.

В числе правовых (юридических) гарантий прав и свобод важное место занимает судебная защита, она гарантируется каждому (ч.1 ст.48 Конституции РФ). Конституция РФ устанавливает, что решения и деяния должностных лиц, органов государственной власти и т.д. могут быть обжалованы в суд (ч.2 ст.46 Конституции РФ). Интересно отметить, что данные судебной статистики - свидетельствуют о довольно низком использовании обвиняемыми предоставленного им Конституцией России права на рассмотрение дел судом присяжных, действующим в России больше года, В настоящее время суды девяти регионов Российской Федерации рассматривают уголовные дела по первой инстанции с участием коллегии присяжных заседателей. За 10 месяцев 1994 года ими рассмотрено по существу 136 дел на 182 человека. Обращает на себя внимание высокий процент оправдательных приговоров, вынесенных судами присяжных, и значительное количество дел, направленных ими для производства дополнительного расследования. В Верховном Суде Российской Федерации создана и действует кассационная палата, которая рассматривает уголовные дела, по жалобам и протестам на приговоры краевых и областных судов, постановленные с участием присяжных заседателей. По состоянию на 1 ноября 1994 года его рассмотрено 36 дел на 47 человек, при этом отменены приговоры в отношении 12 человек.

Если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, то каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться и межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч.3 ст.46 Конституции РФ).

В ч.1 ст.48 Конституции РФ закреплено право на, юридическую помощь. Причем в случаях, предусмотренном законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

В Конституции РФ имеется положение об охране законом прав жертв преступлений и злоупотреблений властью (ст.52). Государство обеспечивает этой категории, людей доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Также предусматривается ст.53 Конституции РФ право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц.

Важная гарантия прав и свобод человека связана с установлением Конституцией РФ "Презумпции невиновности", которая раскрывается в ст.49 Конституции РФ. В Конституции РФ закреплены также другие гарантии прав и свобод человека, направленные на обеспечение гуманного и справедливого применения мер юридической ответственности, отражены права участников уголовного, гражданского процессов:

право осужденного за уголовное преступление на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ч.3 ст.50);

принцип единственной уголовной ответственности за одно и тоже уголовное преступление (ч.1 ст.50);

недопустимость при осуществлении правосудия использования доказательств, полученных с нарушением закона (ч.2 ст.50).

Конституция РФ содержит важные правила о действии законов, устанавливающих юридическую ответственность, ограничения прав граждан:

закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной сипы не имеет (ч.1 ст.54); никто не может нести ответственность за деяния, которые в момент их совершения не признавались правонарушениями (ч.2 ст.54). Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Конституция РФ предусматривает освобождение отдельных лиц от обязанности давать свидетельские показания в некоторых случаях: никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ч.1 ст.51). Кроме того, могут законом устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

В Российской Федерации введен новый институт Уполномоченного по правам человека. Согласно мировой практике деятельность уполномоченного по правам человека состоит в оперативной защите личности от злоупотреблении должностных лиц и государственных органов. Эта должность позволяет выделить общие недостатки деятельности государственных органов, главным образом органов исполнительной власти, обобщить типичные нарушения прав личности, предложить пути их устранения.

Функцию гарантии прав и свобод человека и гражданина реализует Президент РФ (в соответствии с ч.2 ст.80 Конституции РФ) как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в целом, а также отдельных групп населения. С целью усиления гарантий соблюдения прав граждан Российской Федерации образована Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации.

Культурные права и свободы - это юридические возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями (право на пользование достижениями культуры, право на образование, свобода научного и художественного творчества и т.п.).

Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений. Свобода творчества является стержнем культурных прав и свобод. Она реализуется в творческой деятельности, создании культурных ценностей и их интерпретации.

Выделяются отдельные виды творчества : литературное, художественное, научное и техническое. Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равенства возможностей в получении образования "без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения". Для этого государства обязуются: а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее – общедоступным, а высшее – доступным на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; б) обеспечить во всех государственных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения; в) поощрять получение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии.

Важной составляющей правового статуса личности является право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества , гарантированная ст. 44 Конституции РФ. Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью. Статья 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах провозглашает уважение свободы, "безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности".

Важнейшими правовыми актами, устанавливающими реальные правовые гарантии провозглашенных Конституцией свобод, являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992 г.), федеральные законы от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах", Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., от 26 мая 1996 г. "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

Содержание и гарантии осуществления культурных прав были развиты и дополнены в ряде рекомендаций, принятых ЮНЕСКО (1968, 1980, 1982). В них, в частности, отмечено, что развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа; одинаковое право на сохранение и развитие традиций культуры имеют все нации, национальные меньшинства, этнические группы; каждому человеку должны быть обеспечены доступ к знаниям и возможность наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни; государства должны принимать меры по демократизации культуры, обеспечению прав на культуру и гарантиям участия в ее результатах без каких-нибудь ограничений; государства должны защищать свободу творчества, оказывать содействие творческим работникам, обеспечивать их право создавать профсоюзы и профессиональные организации по своему выбору.

Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят в круг задач международной специализированной организации – ЮНЕСКО. Здесь главной действующей структурой, принимающей жалобы, является Комитет по конвенциям и рекомендациям. Комитет на каждой сессии представляет Исполнительному совету ЮНЕСКО доклады, содержащие информацию о рассмотренных жалобах и сделанных рекомендациях. Под компетенцию ЮНЕСКО подпадает защита права на образование, права на использование научных достижений, права на беспрепятственное участие в культурной жизни, права на информацию, в том числе права иметь свое мнение и выражать его, и др.

Культурные права и свободы гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса. К ним относятся: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право на свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения.

Остановимся на таком фундаментальном праве в сфере культуры, как образование, в статье 43 Конституции РФ, закрепляющей право на образование, содержится следующая конституционная норма: «Каждый имеет право на образование». Российская газета. 1993. 25 декабря.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, государства, который сопровождается достижением определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом (аттестатом, дипломом).

Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении. Причем основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования. Все это хорошо, если бы конституционные положения отвечали действительности. Между тем, в реальной жизни наша страна движется от бесплатного образования к платному, и примеров тому очень много.

В настоящее время предметом особого внимания является предотвращение коррупции, обеспечение законности, справедливости и фактического равенства при приеме в учреждение высшего и среднего профессионального образования. Многие политики, ученые считают, что с введением единого государственного экзамена по всем учебным дисциплинам разрешится проблема коррупции в ходе вступительных испытаний.

Принципы государственной политики РФ и государственные гарантии права граждан на образование конкретизируются в Федеральном законе «Об образовании» от 13 января 1996 г. СЗ РФ. 1996. № 3 Ст. 150., Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. СЗ РФ. 1996. № 37. Ст. 3519.

Бесспорно, что одним из достижений нашей действительности является свобода литературного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (статья 44 Конституции РФ). Естественно, что предусмотренная Конституцией свобода наличествует в жизни. Однако, как и в других случаях, одной свободой сыт, не будешь. Поэтому, видимо, не случайно из страны выехало за границу более трехсот тысяч дипломированных специалистов, в том числе крупных ученых. Между тем, советская наука еще недавно процветала. Вот наглядные данные: 34% всех открытий в СССР было сделано в 50-е года, 40% - в 60-е, 18% - в 70-е и 2% - в 80-е. Воеводин Л.Д. Указ. соч. С. 219. Были, видимо, какие-то внутренние пороки во всей системе производства знания, которые из года в год вели к деградации. Быть может, причина в том, что финансирование социальной сферы, науки и культуры по-прежнему осуществляется по «остаточному принципу».

Согласно части 2 статьи 44 Конституции РФ «каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Российская газета. 1993. 25 декабря. Право каждого на участие в культурной жизни нашей страны носит реальный характер, так как каждый человек имеет доступ к музеям, театрам, библиотекам, картинным галереям. Однако большинство молодых людей, подростков не интересуют ни балеты, ни спектакли, ни оперы. Свободное время они предпочитают провести в барах, попивая пиво, или в дискоклубах, танцуя под непонятную музыку. Их больше интересуют наркотики, чем художественные произведения русских классиков. Все это ведет к деградации общества. Политика государства должна быть направлена на воспитание в молодом поколении любви и уважения к Родине и ее культурным ценностям. Каждый человек должен заботиться о сохранении исторического культурного наследия, бережно относиться к памятникам истории и культуры.

Введение

Культурные права человека – это особый комплекс прав и свобод человека, гарантированных конституцией или законом и предоставляющих
возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни.

К правам человека в сфере культуры относятся право на образование, свобода интеллектуального творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям. Таким образом, любой современный человек в полной мере использует свои культурные права в течение всей своей жизни. Этим объясняется актуальность выбранной темы - культурные права – неотъемлемая часть современной жизни. И чтобы извлечь максимальную пользу, нужно подробнее рассмотреть тему «Культурные права и свободы в жизни человека и гражданина».

Глава 1. Права и свободы человека и гражданина.

1.1 Понятие «права человека».

Возникновение понятия "права человека", осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Уже в V–IV вв. до н. э. древнегреческие философы (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, дарованные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием имущественных отношений права человека постепенно переходили в реальную действительность, закрепляясь в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступая критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства.

Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Верджинская декларация (1776 г.), положенная в основу Билля о правах Конституции США (1791 г.). Немаловажное значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации (1993г.).

Права человека это неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не "дарует" права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т. п.).

Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Наряду с категорией "права" употребляется термин "свободы": свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т. д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными.

1.2 Права человека. Права гражданина.

Не очень лестный приговор.

Ты мог бы правильней судить:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Мещан, чиновников, дворян,

Довольно даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!

Но где ж они? Кто не сенатор,

Не сочинитель, не герой,

Кто гражданин страны родной?

И даже чужд душе поэта

Его могучий идеал!

Но если есть он между нами,

Какими плачет он слезами!

Ему тяжелый жребий пал,

Но доли лучшей он не просит:

Он, как свои, на теле носит

Все язвы родины своей.

Тема курсовой работы звучит как «Культурные права и свободы человека и гражданина». Не случайно выделены понятия «Человек» и «Гражданин». В обиходе их используют на равных, не вдаваясь в суть и значение каждого из понятий. В этом параграфе мы рассмотрим определения терминов «Человек» и «гражданин», их особенности, некоторые исторические справки об этих понятиях, а так же чем отличаются «права человека» от «прав гражданина».

Человек социальная природа

Человек - один из видов животного царства с высокоразвитым мозгом, сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, формирующими сознание и делающими малозаметными биологические первоосновы организма.

Человек - по И.Т.Фролову - субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием.

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они не ограничиваются территориальными или национальными рамками, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под "личностью" подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

В настоящее время в международно-правовых актах, литературе и законодательстве развитых государств категории "права человека", "права гражданина", "права личности" употребляются обычно в одном и том же значении. Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего логическими и стилистическими правилами или необходимостью выделения того или иного аспекта проблемы прав человека.

Эти две категории прав обычно упоминаются в одном смысле, однако их содержание не одинаково. Права человека проистекают из теории естественного права, а права гражданина – из теории позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются базовыми, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин, того или иного государства обладает всем набором прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин "гражданские права и свободы", объединяющий обе группы прав и свобод.

Права гражданина – своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).

Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории прав человека, а право частной собственности на землю относится только к категории прав граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (Российское государство, в состоянии гарантировать защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам).

В наше время при возросшей миграции населения разных стран, и прежде всего – рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широких контактов в мире бизнеса, науки и культуры в каждой стране постоянно находится, а часто и оседает много людей, которые по разным причинам временно не приобретают гражданства государства пребывания. Их положение определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется каждым государством в силу его конституции и международного права.

В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова "каждый имеет право на...", "никто не может быть лишен...", "все". Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то "гарантировать", "признавать" или "охранять". Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка "граждане имеют право". Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.

В настоящем законодательстве на данный момент существует обширная совокупность прав и свобод человека и гражданина. Для того, чтобы было легче их рассматривать, существует их классификация на отдельные группы. Данная классификация помогает лучшему уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы Традиционно в науке права и свободы делятся на три группы: 1. личные; 2. политические; 3. экономические, социальные и культурные. В действующей Конституции данное разделение прав и свобод прямо не делается, хотя в изложении заметна данная сгруппированность прав и свобод по указанным критериям. Данной классификации присуща такая черта как ее условность, поскольку отдельные виды прав могут быть отнесены к разным группам.

1.2 Культурные права человека.

К правам человека в сфере культуры относятся право на образование, свобода интеллектуального творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Право на образование как одно из фундаментальных прав в духовно-культурной сфере жизнедеятельности общества получило регламентацию в ст. 43 Конституции РФ. Значимость данного права для человека, общества, государства обусловлена тем, что именно от уровня образования зависит экономический, социальный, духовный прогресс самого общества, а также благополучие его членов.

Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Более того, Конституция РФ возлагает обязанность на родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования.

Наряду с государственными и муниципальными учреждениями образования допускается организация и деятельность негосударственных учреждений.

В области получения высшего образования Конституция РФ ограничивается нормами о том, что «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».

Государство, поддерживая различные формы образования, не может не устанавливать федеральные государственные образовательные стандарты, то есть обязательные минимальные требования к учебным программам и к качеству подготовки обучающихся, которые являются своего рода гарантией реализации права на образование.

Вопросы организации системы образования регламентируются Федеральным законом от 10 июля 1992 г. «Об образовании».

Регулирование отношений в области высшего и послевузовского образования осуществляется Федеральным законом от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Свобода интеллектуального творчества (ч. 1 ст. 44) означает недопустимость какого-либо идеологического контроля и цензуры со стороны государства за духовным творчеством во всех его сферах.

Свобода интеллектуального творчества может быть реализована в виде художественного, научного, технического и других видов творчества. Результатом реализации данной свободы является создание объектов интеллектуальной собственности, на защиту которой направлен целый ряд международно-правовых актов и актов национального законодательства.

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) обеспечивает человеку возможность приобщиться к ценностям мировой и отечественной культуры. Государство, в рамках реализации указанного права, должно обеспечить доступность культурно-просветительских учреждений (музеев, библиотек, выставок, театров и др.) для всех граждан.

Закрепляя право на образование, Конституция РФ (ст. 43) устанавливает различные подходы к получению основных видов образования. Дошкольное, основное общее (средняя школа в объеме 9 классов) и среднее профессиональное (техникумы и училища) образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях является общедоступным и бесплатным.

Гарантируется также бесплатность высшего образования. Однако Конституция не предусматривает полной общедоступности этого уровня образования, а предоставляет гражданам право на его получение на конкурсной основе. Речь опять же идет только о государственном или муниципальном образовательном учреждении. Что касается негосударственных вузов, то каждый гражданин вправе поступить в такое частное, т. е. платное, высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона.

Основные принципы организации системы образования определены Законом об образовании от 13 января 1996 г. Закон регламентирует права и обязанности обучающихся и преподавателей, закрепляет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Государство поддерживает различные формы образования и самообразования. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" включает среднее (полное) образование в государственный минимальный социальный стандарт основных показателей жизни детей.

Регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования,- а следовательно, и закрепление прав граждан в этой области осуществляется Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Основы государственной политики в области образования сформулированы в Федеральной программе развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10 апреля 2000 г.

Свобода творчества гарантируется каждому, кто занимается творческим трудом (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ). Писатель, например, вправе создавать литературное произведение (роман, повесть, рассказы и др.) на любую тему и в любой манере. Таким же правом пользуются художники, работающие в области изобразительного искусства, графики или скульптуры, а также ученые, изобретатели, рационализаторы и др. Преподаватели учебных заведений свободны в создании учебников и в изложении своих взглядов перед учащимися и студентами.

Закрепление этой свободы в Конституции означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. Этого не могут делать и творческие объединения (союзы писателей, художников и др.), которые в прошлом выступали как проводники жесткого партийного контроля над творческой мыслью. Свобода творчества каждого отдельного человека, обладающего соответствующим дарованием, является решающим условием культурного прогресса общества, инструментом его самопознания и самосовершенствования.

Конкретные правовые гарантии провозглашенной Конституцией свободы творчества содержатся в Основах законодательства Российской Федерации о культуре. Всемерно поддерживая свободу творчества и создавая условия для ее реализации, закон в то же время напоминает о недопустимости использования этой свободы во вред обществу, другим людям. Государство обязано противостоять "творчеству", направленному на пропаганду войны, насилия, жестокости, порнографии, разжигания расовой и национальной вражды, религиозной и классовой нетерпимости. Такая "культурная" деятельность может быть запрещена в судебном порядке, а авторы подобных произведений, как и органы, публикующие их, несут уголовную ответственность.

Права граждан, вытекающие из свободы творчества, закрепляются также в Законе РФ об авторском праве и смежных правах, в Федеральном законе о государственной поддержке кинематографии Российской Федерации от 22 августа 1996 г. и ряде других законов. Свобода творчества в области науки гарантируется Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике". Органы государственной власти РФ в соответствии с этим Федеральным законом:

Гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;

Гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;

Признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности;

Обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;

Гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций;

Гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.

Это право (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ) также распространяется на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство обязано обеспечивать доступность театров, художественных выставок, музеев для всех граждан. Особенно важно приобщать детей к культурной жизни, к занятию любительским искусством и др. Развитые государства имеют широкую сеть музыкальных и художественных школ, училищ и вузов, открытых для поступления всех одаренных детей и молодых людей. Для этого государственными и муниципальными органами проводится политика финансовой поддержки учреждений культуры, т. е. введение налоговых льгот, кредитов и др. Учреждения культуры не должны быть только частными, значительная их часть, непосредственно олицетворяющая национальную культуру, призвана оставаться объектом заботы со стороны государства и общественных объединений.

Основы законодательства Российской Федерации о культуре устанавливают, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального или социального происхождения, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и других обстоятельств. Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.

Целям сохранения и развития Музейного фонда Российской Федерации и музеев РФ служит Федеральный закон от 26 мая 1996 г. Закон, в частности, устанавливает, что ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры не допускается (ст. 35).

Человек и гражданин

Не очень лестный приговор.

Но твой ли он? тобой ли сказан?

Ты мог бы правильней судить:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Ах! будет с нас купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Довольно даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!

Но где ж они? Кто не сенатор,

Не сочинитель, не герой,

Не предводитель, не плантатор,

Кто гражданин страны родной?

Где ты, откликнись? Нет ответа.

И даже чужд душе поэта

Его могучий идеал!

Но если есть он между нами,

Какими плачет он слезами!

Ему тяжелый жребий пал,

Но доли лучшей он не просит:

Он, как свои, на теле носит

Все язвы родины своей.

Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»

В данной главе мы разберем понятия «Человек» и «Гражданин», их определения, особенности, а так же некоторые исторические справки об этих понятиях.

Человек - это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт hоmо sарiеns, на известной стадии развития мира выделившегося из биологической среды. Но для нас существенное значение имеет другая его сторона, а именно его социальная природа , так как определяющее воздействие на него оказывают, прежде всего, социальные законы. Человек - единственное живое существо, наделенное сознанием.

ГРАЖДАНИН (гр. polites; лат. civis; англ. citizen; фр. citoyen) - 1) как субъект гражданского права, участник регулируемых им имущественных и личных неимущественных отношений, лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Г. в гражданском праве выступает в качествефизического лица (см. также Дееспособность гражданина; Имущественная ответственность гражданина; Правоспособность гражданина; Предпринимательская деятельность гражданина). Правовой статусгражданина как субъекта гражданско-правовых отношений детально урегулирован гл. 2 ГК РФ*. Г. (физические лица) приобретают свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Правила, установленные гражданским законодательством РФ, применяются не только к отношениям с участием граждан РФ, но и к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом;

2) в публичном праве лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами и исполняющее все обязанности, установленные законами данного государства (см. также Гражданство; Подданство). Понятие «Г.» сложилось еще в античном мире и обозначало лицо, наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей в соответствии с законами. Как субъект публично-правовой деятельности в демократическом государстве Г. является одновременно и объектом властных воздействий, и субъектом их выработки и осуществления. Конституционный статус Г. позволяет ему участвовать в общественной жизни и выявлять свое «гражданское бытие». В Конституции РФ* закреплены права Г. участвовать в управлении делами государства (ст. 32); собираться мирно, проводить собрания и демонстрации (ст. 31); обращаться в государственные органы, и органы местного самоуправления (ст. 33); им гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29); Г. имеют право на объединение (ст. 30). Публичное право формирует и закрепляет основные правовые отношения между Г., обществом и публичными учреждениями.

Гражданин - индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.

Основной официальной формой устного и письменного обращения в СССР было слово «товарищ ». Обращение господин/госпожа были советской властью отменены и считались антиобщественными либо устаревшими. Обращение «гражданин» наряду со словом «товарищ» также использовалось в СССР, с производными «граждане» , «гражданка» , «гражданочка» . Обрашение «гражданин» - в отличие от «товарищ» - подчёркивало дистанцию между людьми (так, «гражданами» заключённые должны были именовать охрану).

Человек - статус биологический, гражданин – правовое понятие

4. Обязанности человека и гражданина

Существование и реализация прав и свобод неразрывно связаны с определенными обязанностями, которые выступают их оборотной стороной. «В основе права,- писал Гегель,- лежит свобода отдельного человека, и право заключается в том, чтобы я обращался с другим как со свободным существом». Отсюда ограничение собственной свободы, отсюда осознание необходимости адекватной поведенческой реакции. Обязанность - это мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования.

Обязанности можно подразделить на естественно-правовые, носителями которых выступают человек и общество, и юридические, носителями которых являются гражданин, государство, его органы и которые отражены в позитивном праве. Естественные обязанности соответствуют основным естественным правам человека (право на жизнь - обязанность «не убей», право собственности - обязанность «не укради») и они так же, как права, по мере развития общества постепенно конкретизируются и закрепляются в виде юридических обязанностей в законодательстве. В ряде стран законодатель, подчеркивая разницу между естественными и юридическими обязанностями, устанавливает обязанности человека (каждого) и обязанности гражданина. Так, в ст. 58 Конституции РФ закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, в ст. 59 записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Отражены обязанности и в международных актах. Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН, провозглашает, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности, и что осуществление прав и свобод гражданином требует должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе. В Международном пакте о гражданских и политических правах зафиксирована обязанность каждого государства, участвующего в Пакте, «уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».

Основные обязанности граждан обычно закрепляются в конституциях и детализируются в текущем законодательстве. Это обязанности уважать права и свободы других лиц, платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу, окружающую среду, памятники истории и культуры, уважать и соблюдать законы, нести воинскую повинность и т.д. В конституциях некоторых государств устанавливаются и обязанности трудиться (Япония), воспитывать детей (Россия, Италия), заботиться о своем здоровье (Уругвай).

Список литературы, Интернет-ресурсы:

http://www.pravoteka.ru/

http://ru.wikipedia.org/


Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина - ЗАО "Библиотечка "Российской газеты", 2003г. с. 122-123

Права человека. Учебник для вузов / Ответственный редактор - член-корр. РАН, доктор юридических наук Е. А. Лукашева. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. с.141

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, Издательская группа ИНФРА М–НОРМА, 1997. с.213

Права человека. Учебник для вузов / Ответственный редактор - член-корр. РАН, доктор юридических наук Е. А. Лукашева. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. с.218

Духовно-культурные права и свободы создают условия и возможности для повышения образовательного, культурного и духовного уровня человека, способствуют его всестороннему и гармоничному развитию.

В Конституции РФ определены следующие основные духовно-культурные права и свободы:

  • – право на образование (ч. 1 ст. 43);
  • – свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44);
  • – право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44);
  • – право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);
  • – свобода совести (ст. 28).

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование . Данное право является комплексным и обеспечивается закрепленной в ст. 43 Конституции РФ группой более частных прав и гарантий, к которым относятся: а) гарантия общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2); б) право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч. 3); в) обязательность основного общего образования, получение которого обеспечивают государство и родители или лица, их заменяющие (ч. 4); г) установление в Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов, поддержка государством различных форм образования и самообразования (ч. 5).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" конкретизирует положения Конституции РФ, определяет механизм реализации данного права.

В соответствии со ч. 1 ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания .

Свобода творчества и преподавания конституционно гарантируется целым рядом более частных прав и обязанностей: правом на охрану интеллектуальной собственности; правом на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; обязанностью каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Творчество непосредственно связано со способностями. В ст. 10 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. определяется, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Свобода творчества – одна из важнейших духовных свобод, означающая, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы. В частности, в ч. 5 ст. 29 Конституции РФ запрещается цензура, чем гарантируется свобода не только массовой информации, но и других видов творчества.

Свобода творчества гарантируется и тем, что на этот вид деятельности не распространяются ограничения, предъявляемые к занятиям определенного рода. Например, согласно ч. 3 ст. 97 Конституции РФ депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Свобода творчества не может быть абсолютной, так как возможно злоупотребление ею. С целью защиты интересов и прав других лиц, обеспечения нравственности и безопасности общества, российская Конституция и законодательство содержат определенные ограничения данной свободы.

В ч. 1 ст. 44 Конституции РФ упоминаются отдельные виды творчества (литературное, художественное, научное и техническое), а также закрепляется положение о том, что интеллектуальная собственность охраняется законом.

Интеллектуальная собственность – это результат интеллектуальной творческой деятельности, имеющей как духовную, так и рационально-материальную основы.

Согласно ч. 2 ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям . Культурная жизнь выражается в разнообразной деятельности. Широкий спектр форм культурной жизни предопределяет и многообразие способов участия в ней, предполагающего реализацию возможностей каждого человека приобщиться к культуре, получить соответствующее образование, вступить в какую-либо творческую группу, заниматься творческой деятельностью и т.п.

Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального парода Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации". Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном названным Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

К числу духовных свобод можно отнести свободу совести и вероисповедания , особенностью которой является одновременная ее принадлежность к личным свободам.

Реализация свободы совести и свободы вероисповедания способствует духовному развитию человека, формированию его как личности с определенной системой нравственно-религиозных воззрений.

Конституция РФ в ст. 28 фиксирует несколько важных элементов, раскрывающих содержание категории свободы совести. Нередко совесть и ее свобода отождествляются лишь с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором между ними. Однако совесть в более широком понимании означает, что религиозная нравственность, хотя и составляет ядро, тем не менее не исчерпывает ее содержания. В философско-этическом понимании совесть есть особое духовное свойство каждого человека, которое состоит во врожденном ощущении, познании и восприятии добра и зла. В связи с этим суть свободы совести в юридическом смысле заключается в том, что человек в своей жизни свободен в выборе той или иной нравственно-духовной, в том числе религиозной, основы. Он вправе сам определять систему ценностей, составляющую основу его жизнедеятельности (если она, конечно, не наносит вреда другим людям), может исповедовать или не исповедовать то или иное вероучение, придерживаться или не придерживаться той или иной религии.

Составной частью свободы совести является свобода вероисповедания. Понятие "свобода вероисповедания" связано с многообразием религиозных взглядов, получающих свое выражение в принятии или непринятии тех или иных учений, исторически сложившихся как на территории России, так и вне ее. Православие, католичество, протестантство, иудаизм, ислам, буддизм, а также различные секты данных и иных религий, имеющие своих приверженцев, представляют собой конкретные вероисповедания, возможность беспрепятственного приобщения человека по своему добровольному выбору к какому-либо из них и составляет сущность свободы вероисповедания.

Важным обстоятельством для правоприменительной деятельности является то, что свобода совести и вероисповедания не может быть ограничена даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).



mob_info