Как проанализировать информацию. Анализ научных работ: как правильно проводить? Интерпретация художественных произведений

Самосознание заключается в том, чтобы познать себя до глубины, выявить свои ценности и убеждения, понять свое поведение и свои стремления. Знать, кто ты есть, очень важно для формирования себя, как личности. Процесс самопознания – это один из способов проанализировать себя, свои взгляды, отношение к чему-либо, поведение и реакцию. Существует множество способов научиться самоанализу.

Шаги

Познание своих чувств

    Обратите внимание на свои мысли. Ваши мысли – это неотъемлемая часть того, кем вы являетесь. Они очень часто руководят вашими чувствами, а также ожиданиями и отношением к тем или иным ситуациям. Проанализируйте свои мысли и выявите их содержание. Являются ли они негативными? Принижаете ли вы себя или всегда думаете, что все пойдет не так? В каких сферах жизни вам приходится труднее всего?

    Заведите дневник. Чтобы помочь себе ежедневно отслеживать мысли, заведите журнал и описывайте в нем то, как прошел ваш день, к чему вы стремитесь, с чем боретесь, о чем мечтаете. Проанализируйте написанное, сделайте качественную оценку. Вы полны надежд или опустили руки? Вам кажется, что вы застряли, или, наоборот, полны сил? Продолжайте анализировать мысли, чтобы лучше понять, кто вы есть.

    Прислушайтесь к своим ощущениям. Порой наши ожидания в той или иной ситуации приводят к ложным выводам о том, что происходит или как мы это видим. Например, вам показалось, что ваша подруга была зла на вас после обеда, и это вас смутило. Так вы автоматически подумали, что сделали что-то плохое, испортив ей настроение. Оценив свои ощущения относительно ее настроения, вы сможете понять, почему пришли к выводу, что она зла на вас.

    • Оказавшись в подобной ситуации, не торопитесь и проанализируйте свои действия и мысли относительно случившегося. Запишите, что из того, что вы увидели, услышали или почувствовали, заставило вас интерпретировать ситуацию в таком ключе. Спросите себя, могут ли у вашей подруги быть другие причины для злости или нет ли каких-либо внешних факторов, которые вы не замечаете.
  1. Прислушивайтесь к своим чувствам. Ваши чувства также могут дать вам подсказку, почему вы именно так реагируете на определенные ситуации или на определенных людей. Проанализируйте свои чувства, чтобы понять свою реакцию на темы разговоров, тональность голосов, выражения лиц или языка тела. Определите, что вы чувствуете и спросите себя, почему это вызывает у вас такую эмоциональную реакцию. На что вы отвечаете таким образом? Что заставляет вас чувствовать себя именно в таком ключе?

Анализ ценностей

    Познайте свои ценности. Знание свои ценностей поможет вам взглянуть глубоко в себя. Многие ценности основаны на личном опыте, а некоторые меняются по мере того, чем больше мы себя узнаем.

    Определите свои ценности. Определение и понимание своих ценностей поможет вам лучше осознать, кто вы есть и что для вас важно. Чтобы выявить свои ценности, вам нужно посвятить больше времени рефлексии, анализу того, что для вас важно и того, какие убеждения делают вас именно тем человеком, которым вы являетесь. Начните выявление ценностей путем ответов на следующие вопросы:

    Сгруппируйте свои ключевые ценности. Вам следует начать с идеи о том, что для вас важно и значимо. Попробуйте разделить эти идеи, моменты или вещи на группы по ключевым ценностям, чтобы лучше понять свои убеждения и идеалы. Примером ключевых ценностей могут выступать мужество, честность, оптимизм, уверенность в себе, дружба, целеустремленность, верность, доброта, справедливость, доверие и гармоничность.

Создание истории

    Напишите свою историю. Написав свою историю жизни, вы сможете много сказать о том, какой вы человек, какие у вас взгляды на трудности, удовольствия, возможности и стремления. Кроме того, так вы сможете изнутри понять, чему научились, благодаря своему опыту, и как это на вас сказалось.

Раньше я читал много книжек по эффективности, тайм-менеджменту, менеджменту и тому подобному. Но 6 месяцев назад я придумал собственный инструмент, который стал для меня незаменимой технологией саморазвития. Это ежедневный самоанализ. Он приносит мне огромную пользу и заменил все остальные технологии. Надеюсь, что он поможет и вам!

Вот как я использую этот инструмент. КАЖДЫЙ день в 22:00 у меня срабатывает будильник на мобильном. Постоянство обязательно! В это время я ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН выделить минимум 20-30 минут, чтобы проанализировать дела за день. Анализ я провожу по следующему списку и обязательно письменно (для этого у меня есть отдельный блокнот):

1. Что я сделал правильно/хорошо? Как можно усилить в будущем эти преимущества?

2. Что я сделал неправильно? Что можно было сделать лучше? Как в дальнейшем поступать в подобных ситуациях и исправить ошибки?

3. Что можно было ещё сделать? Почему это не было сделано? Как в будущем избежать повторения этой ситуации?

(Это обязательный пункт! Можно целый день ни фига не делать и по первым двум пунктам пройти, как красавчик).

4. Приблизил ли текущий день достижение моих долгосрочных целей? Что надо было сделать, чтобы ещё ближе подойти к целям? (Соответственно, у вас должны быть цели.)

5. Что я буду делать завтра, чтобы усилить сильные стороны, обойти слабые и приблизиться к достижению своих долгосрочных целей? Этот пункт идёт как вывод из предыдущих 4-х.

Чтобы ещё усилить этот пункт, можно проработать задачи на следующий день в органайзере. Очень часто нам «набрасывают» задачи окружающие, и мы, не задумываясь, записываем их в свои органайзеры. Если же на трезвую голову в спокойной обстановке посмотреть на эти задачи и проанализировать их с точки зрения своих целей, то от половины можно отказаться, а ещё четверть можно делегировать кому-то другому.

Обязательные правила при выполнении самоанализа:

1. Анализировать дела только текущего дня. Вы не вспомните, с кем и как «неправильно» общались или провели телефонный разговор вчера. Делать всё надо по горячим следам.

2. Анализу подлежит всё: почему я долго добираюсь на работу? Сколько раз и кто мне звонил? Почему звонили именно мне? Могли бы звонить кому-то из сотрудников? Как прошли переговоры, и что я упустил? Как оптимизировать финансовую схему работы моих компаний? Как уменьшить налоговую нагрузку в свете последней оплаты налога на прибыль?..

Я пересматриваю звонки, которые поступили мне на мобильный, смотрю почту, органайзер.

3. Делать постоянно. Очень сложно заставить себя делать самоанализ постоянно. Часто бывает, что вечером вы устали и хотите отдохнуть, нет сил, хочешь есть и т.п. Но использовать данный инструмент надо постоянно! Иначе толку от него не будет.

4. Делать всё письменно.

Так анализ получается глубже и осмысленней, и вы можете записать для себя выводы и важные моменты на которые стоит обратить внимание.

5. Раз в месяц нужно пересматривать выводы (пункт 5) и анализировать, все ли они были выполнены, всё ли идёт гладко. Если нет, то надо поставить для себя цель на неделю и сконцентрировать внимание на каком-то одном аспекте. Это очень важно. Потому что все мы знаем, что есть огромная разница между тем, как надо делать, и как я это делаю.

Казалось бы, инструмент очень простой, но в результате его использования я получил реальную пользу:

1. Уменьшилась нагрузка – я стал отказываться от большого количества задач, бизнесов и проектов, которые противоречат моим целям.

2. Жизнь стала более сознательной – ежедневный анализ очень чётко подчеркивает мои сильные и слабые стороны, правильные и неверные поступки, отношения со временем.

3. Ежедневные небольшие улучшения – по сути моя система помогает реализовать тот же принцип, что и «кайдзен».

4. До использования данного инструмента я находился в броуновском движении – много дел, встреч, проектов, задач. После начала использования – всё раскладывается по полкам, становится чётким и понятным.

Уверен, вам хорошо известно чувство, когда вы постоянно заняты. Что-то делаете, вроде бы много, целыми днями. Но когда проходит год и вы себя спрашиваете: «Чего я добился за этот год, что значимое я сделал?» – то в голову приходит только новый iPhone и пара каких-то глупых шумных посиделок с друзьями, и всё. А ведь прошёл целый год! И вы даёте себе слово, что в следующем году всё исправите, будете заниматься чем-то значимым, но и этот год проходит,и ничего особо не меняется. Описанный мною инструмент позволяет разорвать этот порочный круг.

В использовании данного инструмента есть только одна сложность – нужно иметь достаточно высокий уровень самокритичности. Проверка на самокритичность – вопрос «какие у меня слабые стороны?» Если на этот вопрос у вас нет ни одного ответа, то инструмент вряд ли для вас. А чтобы ещё упростить анализ дневных событий, можно подходить ко всему произошедшему с точки зрения такой цепочки: что хотел получить? – что реально получил? – почему так получилось?

Несмотря на то, что литература, как предмет, широко востребована в современной школе, редко кто из учащихся в состоянии грамотно прочитать художественное произведение и понять, о чём оно. Связано это отчасти с тем, что определённая доля литературных произведений даётся школьникам «не по годам». Но ещё большая проблема в понимании прочитанного, как правило, образуется по вине учителей, не желающих раскрывать учащимся простые секреты анализа тексты. А мы раскроем.

Самое главное в любом произведении – это его идея, смысл, суть, не то, о чём написано произведение, а то, для чего, ради чего оно написано. Это как печать чертежей – если они выпущены в свет, то уж точно не для того, чтобы любоваться их красотой и правильностью, а чтобы видеть за ними целое здание.

Стоит только встать на позицию автора, как сразу начинаешь понимать, что стоит за всей этой сложной системой, которую учителя называют «художественными образами», «хронотопом» или «конфликтом». Если проникнуться авторским замыслом с первого раза не получается, можно схитрить и обратиться либо к разговорам главных героев произведения, либо, если таковых нет, к прямым или завуалированным высказываниям автора. Как правило, любой литератор закладывает свои главные идеи внутри самых ярких, характерных героев. Если посмотреть на поведение последних, оценить то, как к ним относятся другие герои, то многое станет понятно. А чтобы было проще, делать всё это нужно так, словно ты оцениваешь реальных людей, тех, с которыми дружишь, общаешься, перекидываешься приветствиями в подъезде.

Секрет понимания литературного произведения кроется в хорошей читательской фантазии. Если ты приближаешь героев к себе или сам приближаешься к ним, то они начинают открывать себе свои секреты. Оценить образы героев литературного произведения можно: по тому, как они выглядят, говорят, одеваются, живут, в каких местах (жилых и природных) они показаны, что они любят, что ненавидят и, наконец, какие поступки совершают (изменяют, убивают, спасают и т.п.).

Как правило, в литературном произведении всё подчинено одной и той же цели – максимально полно раскрыть основную и сопутствующие ей идеи (об этом тоже стоит помнить, поскольку помимо главного вопроса «Быть или не быть?», книга может задаваться ещё и парой-тройкой других вопросов). Найти эти вопросы можно в самых пиковых сценах произведениях: в накале страстей или в полном расстройстве чувств, в сценах, повествующих о принятии важных решений или непосредственном совершении поступков, следующих за ними.

Отдельно стоит сказать о таких вещах, как описания природы. Если кто-то думает, что они написаны только для того, чтобы читатель умер от скуки, то он глубоко ошибается. Обычно за всеми природными сценами стоит символическое изображение либо того, что чувствует тот или иной герой, либо того, что с ним происходит (впрочем, зачастую это одно и то же).

Любая другая символика (будь то белочка, проскакавшая через весь текст, или череп, пронесённый датским принцем), так же лишний раз подчёркивает художественную идею, которую вы уже, без сомнения, все поняли.

Инструкция

Развивайте способности аналитика. Кому-то от природы достается такой талант, а кому-то приходится учиться в течение жизни. Люди могут достигать успеха в разных областях, если приложат к этому максимум усилий. Область занятий весьма обширная. Например, возьмите какой-либо текст, внимательно его прочитайте, определите в нем основную мысль, составьте подробный план. Так вы научитесь из большого объема информации выделять главное. Только делайте периодически перерывы в работе, иначе рискуете образовать в голове "кашу", а это явно не поможет вам в усвоении данных.

Попробуйте решать задачи. Математика, физика, химия и т.п. - точные науки, в которых часто используется анализ. Начать можно с самого элементарного, а затем увеличивать сложность. Решение уравнений, опыты, задания с неизвестными и т.д. - все это требует определенных алгоритмов. А, значит, разложения действий на шаги и пункты. Причем нужно отметить, что простые задачки подвластны всем. Для их решения абсолютно не нужно быть гением или иметь исключительно технический склад ума. Необходимы усидчивость и желание разобраться в материале.

Перейдите с теории на практику. Пытайтесь анализировать жизненные ситуации. Начните с тех, которые не касаются вас, чтобы иметь возможность рассматривать положение вещей объективно, без эмоций. Обдумайте, каким образом и по какой причине данное произошло и что стало следствием. Тогда вам проще будет рассматривать собственные проблемы. Помните, что чувства и переживания мешают "холодному" мышлению. Поэтому от них нужно научиться отстраняться, хотя бы на короткое время. Постоянные тренировки помогут вам анализировать происходящее вокруг, не прилагая особых усилий. Порой даже не ставя перед собой такой задачи. Взгляд на многие вещи станет иным, более ясным.

От того, насколько правильно вы поймете закон, зависит то, в какой мере вы будете его придерживаться в своей деятельности. Корректное толкование и анализ статей облегчит жизнь вам и вашим близким.

Инструкция

Читайте закон медленно. Старайтесь вдумываться в отдельные фразы. В законах, в отличие от художественной литературы, нет ни одного лишнего слова, поэтому обращайте внимание на каждое из них. Упущенная часть предложения способна дать вам неправильное представление о положении дел.

Поймите, что язык, которым написан закон, не содержит литературных приемов. Воспринимайте текст документа как математическую формулу.

Выделяйте главное из каждого предложения. Фразы, которыми построен документ, могут быть длинными и сложными для восприятия. Вспомните школьные годы и выделите в каждом предложения основные и второстепенные члены, как на уроках русского языка. Так вы не исказите смысл написанного и не упустите важные детали.

Проверяйте по ходу чтения, понимаете ли вы, о чем . Не оставляйте непонятные термины. Все определения должны уложиться у вас в голове. Кроме того, задавайте себе дополнительные вопросы о прочитанном. Если вы можете ответить на них, значит, добились успеха в чтении и анализе законодательного акта.

Отбросьте свой предыдущий опыт. Данные, полученные вами до этого, могут быть некорректными или устаревшими. Тогда они лишь создадут блоки, препятствующие полному усвоению информации. Не стройте догадок, находите ответы на свои вопросы в других законах.

Анализ текста - вещь не самая простая. Для того, чтобы комплексно изучить и понять сложный художественный текст или философский трактат (научные, отраслевые тексты опускаем) не всегда достаточно даже самого внимательного прочтения. Нужны правильные инструменты. Такими инструментами считаются герменевтика и семиотика. Герменевтика - искусство толкования текстов, как древних манускриптов, так и сложных философских трактатов. Что мы можем позаимствовать из этой науки на простом, обывательском уровне, да простят нам Гадамер с Рикером, - метод "вживания", попытайтесь отождествить себя с персонажами, перенести себя в ситуацию. Пусть это сложно, требует определенной подготовки, но это весьма эффективный способ. Найдите информацию об авторе, об эпохе, сделайте бриф исторических событий, политической карты мира - это поможет вам считать правильные смыслы.

Семиотика - наука о знаке. С точки зрения семиотки, культура - мир знаковых систем. Чем это может помочь? На самом примитивном уровне, встреченная и весьма храктерная для американского детектива фраза: "он показал большой палец или средний палец", - без понимания трактовки знаков может ввести читателя в заблуждение. Более глубокий уровень семантического анализа, об этом много писал в своих трудах Ю.М. Лотман, - понимание взаимоотношения между знаками, культура интерпретации, характерная для той или иной эпохи, страны, среды. Другими словами, нам надо понимать, "кто" нам говорит - положение автора в обществе, обязательства, которые он имел перед обществом, например, часто в современных текстах, ссылаются на Аристотеля, как на родоначальника идей демократии, глашатая свободы и равноправия, это все отчасти верно, но когда мы это читаем, всегда следует помнить, что он также был одним из ярых апологетов рабства, когда он говорил о человеке, следует понимать, что это только взрослый мужчина эллин, все остальные не были даже людьми по мнению великого Аристотеля. Ярослав Мудрый, который спустя много лет знакомился с трудами Аристотеля, закладывая основы нашего с вами понимания о правде и справедливости, в глазах своего учителя был бы не более, чем варваром, животным.

Второй наглядный пример семантических взаимосвязей - старый эксперимент, котрым часто удивляют культурологи свои аудитории в России. Если попросить зал крикнуть певое существительное, что придет им в голову, после сказанного тобой, и сказать "кошка", большинство людей крикнет "мышка" - у нас в России это четкая взамосвязь прослеживается всегда, как и то, что лиса - хитрая, а медведь глупый, однако вооружившись эим семантическим аппаратом, пытаясь понять сказки Древнего Востока, Америки, вы скорее всего столкнетесь с непониманием.

Резюмируем вышесказанное. Для понимания текста нужно: иметь информацию об авторе, исторической эпохе, культуре, языке (особенно, еси вы читаете произведение в переводе и можете только догадываться об истинной природе первоначального смысла), попытаться пропустить все это через себя, вжиться в полученный образ, так у вас может получиться немного приблизиться к первоначальному смыслу или идее.

Но есть и другой подход, который гласит, что текст создает читатель. Существует столько версий каждого произведения, сколько ненасытных пар глаз по нему пробежалось. Если следовать этому подходу, то вовсе не имеет значения, что пытался сказать автор, важно то, что вы услышали. Инерпретатор порождает новый текст, новые смыслы, новую знаковую систему, возможно, именно это и является причиной эволюции))

Текст явление очень сложное. Не существует единственного, финального, правильного анализа литературного произведения. Анализом можно заниматься всю жизнь, с очень разных точек зрения, получая все новые и новые результаты. Кроме того, основные ключи к пониманию произведения лежат не внутри него, а снаружи - в контексте его создания, в культуре, исторической эпохе, социальных процессах, личной судьбе автора и т.д. Именно эти два факта не видны в том подходе к литературе, с которым многие из нас знакомы благодаря советской средней школе, где литературоведение в большой степени служило идеологически-политическим целям. Оттуда же с большой вероятностью идет и сама постановка вопроса о "комплексном анализе".

В науке существуют понятия "объект", "предмет" и "субъект" исследования, без определения которых любой анализ будет плавать в безграничном (буквально) пространстве. Не вдаваясь в детали и определения приведу несколько возможных вариантов.

За объект исследования (что мы рассматриваем) мы можем взять исходный текст произведения, но с не меньшим успехом (хотя и с отличающимся набором возможностей для анализа) мы могли бы использовать его устные формы, или совокупность материальных воплощений данного текста с момента его появления, или совокупность различных форм представления данного текста в определенную эпоху, или отражения и воспроизведения данного текста в различных формах культуры на протяжении определенного периода.

За предмет (что мы изучаем) - психологию автора или эпохи; какие-то психологические аспекты в исторической перспективе; структуру произведения; варианты сообщений, которые оно доносит до различных реципиентов различных эпох без привлечения специального анализа и способы интерпретации с разных позиций; какие-то мировоззренческие, исторические, историографические, лингвистические, литературоведческие, психологические, социальные, семиотические, эстетические, культурологические аспекты в различных контекстах и т.д.

Ну и, наконец, субъект - это человек, который проводит анализ. Самое очевидное это с позиции какой науки он подходит к изучению текста. Он в рамках данного анализа филолог? Историк? Историограф? Семиотик? Культуролог? Психолог? Дизайнер костюма? Драматург? и т.д. Какие конкретно вопросы из своей области он изучает в данном анализе? Кроме того, его собственная культура, язык, история его народа и государства, жизненный опыт, уровень подготовки в различных вопросах, интересы, мотивы. Все это может давать очень разные выводы при анализе. Например, какие-то произведения даже принадлежащие собственной культуре очень сложно понять не пройдя определенных событий, выборов, ситуаций в собственной жизни. Ну или, полагаю, знакомое вам явление, когда вернувшись через 10 лет к прочтению той же самой книги вы вдруг воспринимаете ее совсем иначе.

Теперь еще один пример, для иллюстрации безграничности понятия "анализ литературного произведения". Возьмем текст о жизни человека на древнем Ближнем Востоке, написанный голландским автором в XVI в., переведенный в XIX в. на русский язык русским переводчиком, и читаемый вами в XXI в. Это целых четыре очень по-разному организованных культурных позиции во взаимодействии! Каждая из которых имеет все то огромное количество аспектов, примеры которых перечислены выше! И если с позиции современной антропологии или палеонтологии этот текст может не представлять интереса, то например с точки зрения историографии или культурологии он настоящая кладезь! Гуманитарная наука представляет собой мириады зеркал-прожекторов устремленных друг на друга и многократно отражающих друг друга.

Если не брать узкоспециальные взгляды и остановиться на некотором бытовом понимании произведения (которое тоже может быть очень сложным, разнообразным, меняться со временем: это всего лишь еще одна точка зрения, нисколько не умаляемая), то стоит кратко ознакомиться с эпохой, в которой жил автор, укладом жизни, структурой общества, социальными процессами в это время, личной историей автора; а также хорошо знать свой язык и историю, иметь побольше собственных знакомств с различными людьми и свершений в собственной жизни.

Всё зависит от того, кто анализирует. На данном этапе своего развития наука литературоведение уже накопила громадный опыт, забыть который при анализе произведений не получится. К примеру, возьмём филолога, который отдал этой области 20 лет жизни. Он ни за что уже не сможет просто делать комплексный анализ, как вы выразились, потому что, по его мнению, комплексный анализ непременно должен включать в себя поиск скрытых смыслов, аллюзий, ассоциаций и тд. Во-вторых, все зависит от автора и произведения, которое вы анализируете. Если это Достоевский или Булгаков, то отказываться от поиска "скрытых смыслов" просто глупо, потому что авторы сами хотели, чтоб читатели эти скрытые смыслы искали. Но а если вам придёт в голову анализировать Дарью Донцову, то тут поиск скрытых смыслов и ассоциаций говорит явно о паранойе:)

В небольшое дополнение к другим грамотным ответам:

Глубокий анализ текста, на мой взгляд, всегда должен производиться не с позиции читателя, и даже не с позиции персонажей книги, а с позиции автора произведения. Таким образом, анализируется не почему персонаж Х сделал Y, а почему автор именно в этом месте этого произведения сделал такой сюжетный ход, почему автор использовал такое слово в этом предложении, какую авторскую задачу воплощает в себе этот персонаж, и так далее. По сути, нужно пытаться буквально заглянуть в голову автору и попытаться понять, о чем он думал в процессе написания каждой страницы.

Впрочем, без прямого подтверждения ваших додумок от автора, сделать это крайне сложно, и таким образом как раз рождается огромное количество безумных теорий о том, что "синие занавески на самом деле символизируют одиночество автора".



mob_info