Духовные принципы. Духовные принципы Развитие критического мышления

«Принцип честности»: Г. Харт и др.

Как указывал Дж. Вулф, независимо от того, согласились люди жить в государстве или нет, будет нечестно, если они станут получать блага от государства, но откажутся нести тяготы, необходимые для того, чтобы эти блага были. Поэтому, как утверждают некоторые философы, любой, кто получает какие-либо блага от государства, имеет долг честно повиноваться его законам: платить налоги и т. д.

Принцип, лежащий в основе этого представления, сформулировал опять же Г. Харт: «Если какое-либо количество лиц участвует в каком-либо совместном предприятии в соответствии с правилами и таким образом ограничивает свою свободу, те, кто подчинился этим ограничениям, когда это потребуется, имеют право на аналогичное подчинение со стороны тех, кто получил выгоду от их подчинения».

Г. Харт придерживался той точки зрения, что «принцип честности» является «рациональным зерном» идеи «молчаливого согласия». Получение благ, действительно, налагает обязанности перед государством: нечестно пользоваться благами государства, если ты не готов нести свою долю тягот.

Блага - это безопасность и стабильность жизни в обществе, которое имеет и проводит в жизнь систему законов. Тяготы - это политические обязанности. (Если вы сидите в баре с тремя друзьями, и каждый по очереди заказывает пиво для всех, что друзья подумают о вас, если вы, выпив три оплаченных ими бокала пива, сразу же пойдете домой, как только настанет ваша очередь заказывать?)

Если мы принимаем принцип Харта и соглашаемся, что каждый получает выгоды от государства, то из этого следует, что каждый из нас обязан повиноваться государственным законам. Если мы получаем блага от законов, то нечестно и эгоистично нарушать их тогда, когда нам это удобно.

Можно ли доказать, что каждый действительно получает выгоду от существования государства? Для большинства людей аргументы Т. Гоббса в пользу этого (приведены выше) достаточно убедительны. Другая попытка обосновать эту идею была предпринята Д. Юмом.

Д. Юм начинает с утверждения о том, что каждому из нас выгодна жизнь в обществе, которое основано на принципах справедливости, гарантирующих, например, права частной собственности и личной безопасности. Конечно, в краткосрочной перспективе нам иногда придется чем-то жертвовать, но в долгосрочной перспективе справедливость выгодна. Поскольку справедливость будет торжествовать лишь там, где все повинуются закону, то получается, что повиновение закону в личных интересах каждого.

Но действительно ли подчинение закону в интересах каждого? Если это так, то, как замечает сам Юм, кажется странным, что нас приходится принуждать к повиновению закону под угрозой наказания. Если в наших интересах исполнять законы, почему мы не делаем это добровольно?

Юм отвечает на это, что люди часто действуют не очень рационально. Допустим, у нас есть выбор между двумя действиями. Одно принесет нам небольшую выгоду сегодня, а другое - намного большее благо, но значительно позже. Хотя в наших интересах предпринять второе действие, мы, как указывает Юм, гораздо более склонны выбрать первое. Если вам предложат выбор: 100 долларов сегодня или 300 долларов через три года, что вы выберете? Можно быть уверенным, что многие выберут 100 долларов сегодня. Юм пишет: «Хотя мы можем быть вполне убеждены, что второй предмет превосходит первый, мы не в состоянии руководствоваться в своих действиях этим суждением, но уступаем ходатайству своих аффектов, которые всегда защищают то, что нам близко и смежно. Вот причина того, что люди так часто действуют вопреки своим несомненным интересам, и, в частности, вот почему они предпочитают какое-нибудь незначительное, но наличное преимущество поддержанию общественного порядка, который так сильно зависит от справедливости. Последствия всякого нарушения справедливости кажутся очень отдаленными и не способны уравновесить ни одно из тех непосредственных преимуществ, которые могут быть получены от подобного нарушения».

Таким образом, по мнению Юма, хотя повиноваться закону в наших интересах, это весьма отдаленный, долгосрочный интерес, и мы склонны предпочитать ему сиюминутную выгоду, которую можем получить от нарушения закона.

Если каждый из нас будет следовать своим краткосрочным интересам и действовать несправедливо, общество развалится, к несчастью всех. Поэтому разум велит нам думать о долгосрочной перспективе и подчиняться закону. Но Юм считает, что одного разума недостаточно. Разум, по мнению Юма, «раб страстей». Наши иррациональные страсти, наше стремление к немедленному получению удовольствий побеждают доводы разума.

По Юму, «так как невозможно изменить или исправить что-либо существенное в нашей природе, то самое большее, что мы можем сделать - это изменить обстоятельства и наше положение и сделать так, чтобы соблюдение законов справедливости стало для нас ближайшим, а их нарушение самым отдаленным интересом». Мы должны найти способ, чтобы соблюдение законов справедливости было бы в наших ближайших интересах. Только так мы будем соблюдать их и тем самым способствовать реализации наших долгосрочных интересов.

В соответствии с этим Д. Юм утверждает, что мы должны создать систему властей, которые будут иметь право принимать законы и проводить их в жизнь под угрозой наказания за неисполнение. Подчинение законам выгодно нам в долгосрочной перспективе, а угроза наказания за неподчинение делает это выгодным и в краткосрочной перспективе. Для нас необходимо принуждение к соблюдению законов, потому что разум бессилен мотивировать нас к этому. Нас нужно заставить действовать в наших же интересах.

Целью Юма было объяснить преимущества государства и то, почему мы в целом готовы смириться с его существованием, даже если оно не основано на нашем согласии. Утверждать, что мы имеем нравственную обязанность соблюдать законы - это уже следующий шаг, и его Юм не сделал. Но этот шаг делает Харт и другие сторонники «принципа честности». Напомним, что согласно принципу Г. Харта, нам всем выгодно существование государства, и было бы нечестно по отношению к согражданам получать эти выгоды, не принимая на себя тягот, необходимых для создания благ («любишь кататься - люби и саночки возить»).

Эти тяготы - политические обязательства. Поэтому честность обязывает нас принять долг повиноваться государству. Но действительно ли мы имеем этот долг? Если мы получаем непрошенные блага, обязаны ли мы платить за них? (Обязан ли я покупать пиво друзьям, если я не просил угощать меня? Если я не давал им основания полагать, что буду платить за них? Не могу ли я рассматривать угощение просто как подарок с их стороны?)

Современный американский философ Роберт Нозик (р. 1938) в своей знаменитой книге «Анархия, государство и утопия» утверждает, что непрошенные блага не создают никаких обязательств давать что-либо взамен. Он приводит следующий пример. Жители вашего микрорайона решили организовать что-то вроде ежедневной развлекательной программы. Каждому жителю назначен день, в который он должен выступать перед другими - играть музыку, петь, рассказывать анекдоты и т. д. Другие жильцы развлекали вас 137 дней, но на 138-й день, когда приходит ваша очередь, обязаны ли вы развлекать других?

Нозик считает очевидным, что нет. Однако, согласно «принципу честности» Харта, вы обязаны это сделать. Вы получили блага, и теперь вы должны что-то дать взамен, сделать что-то для других.

Почему Нозик полагает, что вы ничего не обязаны? Вы не просили об этом благе, вас обеспечили им, невзирая на то, нравится вам это или нет. Возможно, вы предпочли бы не получать никаких благ. Если же мы скажем, что в данном случае у вас возникают обязательства, то получится, что другие могут в принудительном порядке завалить вас благами и затем потребовать что-либо за это, что явно несправедливо.

Возможно, пример Р. Нозика показывает, что нужна модификация «принципа честности». Может быть, долг честности возникает только тогда, когда человек принимает (а не просто получает) блага, понимая, какое бремя с ними будет связано. В случае с развлекательной программой вы приобретаете обязанность рассказывать анекдоты, только если вы приняли решение участвовать в развлекательном проекте. Каждый, кто принимает блага, но сам ничего не вкладывает в их создание, является эксплуататором, и нет ничего несправедливого в том, чтобы заставить такого человека платить. Кажется разумным, что измененный таким образом «принцип честности» порождает обязательства. Принимать блага, но отказываться платить - нечестно.

Однако, как только мы изменим «принцип честности», возникнет новая трудность. Проблема теперь в том, как отличить блага, которые приняты людьми, от тех, которые просто ими получены? В чем будет выражаться принятие благ от государства? Как мы вообще можем от них отказаться? Мы получаем их (или большинство их) независимо от того, хотим мы их или нет. Другими словами, мы имеем здесь те же самые проблемы, что и с идеей «молчаливого согласия».

Даже если мы обойдем эту трудность, разработав утонченную концепцию принятия благ, мы все равно столкнемся с тем, что некоторые люди, вроде анархистов, откажутся от принятия благ. Анархисты могут видеть все преимущества государства, но они видят и трудности, поэтому в их силах предпочесть не иметь ни благ, ни политических обязательств. Соответственно, «принцип честности» не сможет обеспечить универсальности политических обязательств. Он сможет сделать это, только если мы сохраним первоначальную формулировку Харта о «получении» благ. Но, как показывают примеры Р. Нозика и Р. Дворкина, это ведет к проблематичным последствиям. Таким образом, «принцип честности» также не решает проблемы политических обязательств.

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

173. ПРИНЦИП Легче бороться за принципы, чем жить по принципу.Адлер, А. - (Цит. по:) Дж. Барон, ИзреченияПодобно тому, как запрещено разрешать все, что запрещено, - запрещено и запрещать все, что разрешено.Гемара - ТерумотНет ничего опаснее принципа, представленного в

Из книги История психологии автора Лучинин Алексей Сергеевич

3. Алкмеон. Принцип нервизма. Нейропсихизм. Принцип подобия Алкмеон(VI–V вв. до н. э.), известный в истории психологии как основатель принципа нервизма. Он первым связал психику с работой головного мозга и нервной системы в целом.Ученый впервые дал систематическое описание

Из книги Основы метасатанизма. Часть I. Сорок правил метасатаниста автора Морген Фриц Моисеевич

Из книги Закон синархии автора Шмаков Владимир

§ 4. Потенциальная иерархия идеального мира раскрывается в космосе. Принцип индивидуальности и принцип группы. Н. В. Бугаев Космос есть единый организм и, как всякий организм, он имеет и свою внутреннюю сущность и свое тело. Согласно Плотину, - «так как мы говорим, что мир

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

§1. Принцип 1. Тождество выражаемого и выражающего Та субстанциально–интегральная терминология, которая сама собой возникла у нас в результате исследования выражающих принципов, очевидно, как мы установили, есть уже тождество выражаемого и выражающего. Это и есть

Из книги Теория справедливости автора Ролз Джон

1. Принцип а) Конец общинно–родовой формации был и концом мифологии, но не мифологии вообще (мифология никогда не исчезала в античном сознании вплоть до ее самых последних времен), а мифологии в абсолютном смысле, то есть в условиях полного ничтожества отдельного

Из книги Грамматика множества: к анализу форм современной жизни автора Вирно Паоло

1. Принцип Гомеровские тексты, относящиеся к термину"искусство", были приведены нами раньше, и гесиодовские – там же (200), равно как и соответствующий анализ (ИАЭ I 208 – 232). Мы пришли к выводу и текстуально доказали, что искусство у Гомера и Гесиода ни в каком случае не

Из книги Путешествие длиною в себя (0.73) автора Артамонов Денис

2. Принцип Конец общинно–родовой формации был концом абсолютной и дорефлективной мифологии. А так как зародившаяся в дальнейшем рабовладельческая формация уже различала умственный и физический труд (прежняя их слитность перестала соответствовать возросшим

Из книги автора

18. ПРИНЦИПЫ ДЛЯ ИНДИВИДОВ: ПРИНЦИП ЧЕСТНОСТИ До сих пор я рассматривал принципы, которые применяются к институтам, или более точно, к базисной структуре общества. Ясно, однако, что нужно также выбрать и принципы иного рода, так как полная теория правильности включает и

Из книги автора

40. КАНТИАНСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ КАК ЧЕСТНОСТИ В основном я рассматривал содержание принципа равной свободы и значение определяемого им приоритета прав. На этом этапе представляется уместным отметить, что существует кантианская интерпретация концепции

Из книги автора

52. АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ ПРИНЦИПА ЧЕСТНОСТИ Хотя существуют различные принципы естественных обязанностей, все обязательства возникают из принципа честности (как определялось в § 18). Этот принцип утверждает, что человек имеет обязательство выполнять свою роль,

Из книги автора

1. ] Принцип индивидуации Множество дословно означает многочисленность. Быть-многим - устойчивая форма социального и политического существования, противоположная сплоченному единству народа. Итак, множество состоит из некой сети индивидуумов, многие - это

Из книги автора

8. (НП1) Первый принцип НП (принцип следования «МСИ») - «материальное следует за идеальным» Первый принцип ножниц полезности, является основой всех дальнейших доказательств.Этот принцип постулирует, каким образом происходит взаимодействие между двумя мега-категориями

Из книги автора

9. (НП2) Второй принцип НП (принцип изменения «ПРИЗ») - «наши представления о реальности, изменяют её» Второй принцип НП рассматривает идеи, в конкретной форме, как своеобразные программы, влияющие на действие человека и которые мы можем принимать, отвергать, изменять или

Из книги автора

11. (НП4) Четвертый принцип НП - принцип человека (вселенности человека) или принцип всевозможности Четвертый принцип НП - один из самых важных принципов этой книги, определяющих как, нам относится самим к себе, наиболее полезным образом.Необходимость появления принципа

Из книги автора

12. (НП5) Пятый принцип НП - принцип улучшения или принцип вселенной Пятый принцип, является логическим продолжением - дополнением четвертого принципа. С его помощью, я хотел бы провести определенную параллель между целью, смыслом самой Вселенной и нашей деятельностью

Введение

В первоначальном проекте "Бангалорских принципов поведения судей" принцип честности и неподкупности приводился последним среди всех остальных принципов. Однако в ходе обсуждения данной редакции проекта многими судьями и экспертами различных стран были высказаны предложения указать данный принцип, в связи с его значимостью, сразу после принципов независимости и объективности. Данное замечание было принято.

Важность данного принципа в том, что он регулирует нравственную сторону деятельности судьи, как при исполнении профессиональных функций, так и во внеслужебной деятельности. Соблюдение судьями нравственных норм и их высокие моральные качества имеют важное значение для утверждения в обществе доверия к судебной власти, веры в ее справедливость, беспристрастность. Именно доверие общества к независимости судов, к честности и неподкупности судей, к беспристрастности и действенности судебных процессов поддерживает существование судебной системы в государстве. По этому поводу в тексте документа Бангалорских принципов приводятся слова одного из судей: "Авторитет суда …, не обладающего ни кошельком, ни мечом, зиждется, в конечном счете, на доверии общества к его моральному праву принимать решения..." Комментарий к Бангалорским принципам поведения судей, п.3 с.43. Доступно на сайте www.gtz.de/law-caucasus.

И, самое главное, честность и неподкупность судьи является важнейшим и обязательным условием для отправления им справедливого правосудия.

В случае отсутствия данных слагаемых, при наличии остальных прочих, судья не может выступать, в той роли, которую общество ему отводит - стоять на страже закона, судить справедливо, защищать интересы и права личности. Как не может быть врача без знания и умения лечить людей, так и не может быть судьи без честности и неподкупности. Конечно, лицо, занимающее должность судьи, может называться таковым, но без вышеперечисленных качеств судить справедливо - на что рассчитывает общество - не сможет. Следовательно, в своем истинном значении такое лицо судьей являться не будет.

Честность и неподкупность являются абсолютными категориями, не имеющими степеней. Это обязательное условие отправления правосудия и ношения звания судьи. Это не добродетель, а безусловная обязанность судьи, главное профессиональное требование к его личности.

О значении честности и неподкупности и морально-нравственного поведения судьи наиболее точно указано в Бангалорских принципах где приводятся слова одного из судей при обращении его ко вновь назначенным судьям своего судебного округа: "Роль судьи заключается в том, чтобы служить обществу в важнейшем деле отправления правосудия в точном соответствии с законом. Ваша должность дает вам такую возможность, и это привилегия, дарованная вам. Ваша должность требует служения, и это ваш долг. Несомненно, у вас было множество причин как личного, так и профессионального характера, в силу которых вы приняли это назначение, однако судье не суждено добиться успеха и испытывать удовлетворение от исполнения возложенных на него обязанностей, если только он не будет постоянно осознавать важность для общества того долга, которому он служит. Свобода, мир, правопорядок и надлежащее управление - т. е. основы общества, которые мы так ценим - зависят, в конечном счете, от того, насколько верно исполняет свой долг судья. Закон господствует в обществе только тогда, когда общество уверено в честности и неподкупности судей и их способности надлежащим образом исполнять возложенные на них обязанности . Зная это, вы должны преисполниться высочайшим мнением о своей должности - должности чрезвычайно важной. Когда работа потеряет свою новизну, когда бессчетное количество ожидающих вас дел станет напоминать вам сизифово бремя, когда вам начнет приедаться нескончаемое множество отложенных решений, единственным мотивом, побуждающим вас стремиться вперед, будет осознание того, что то, чему вы призваны служить, является основой основ для общества, в котором вы живете.

Вы наделены особым правом исполнять полномочия, которыми наделяет вас ваша должность, и вы обязаны оставить ее незапятнанной, когда придет время сложить с себя полномочия, связанные с этой должностью. Сказанное и сделанное вами в обществе ли, но в определенной степени также и в частной жизни, - будет влиять на восприятие обществом вашего служения ему и на уважение, которым такое служение должно пользоваться в обществе. Риск быть задержанным, будучи за рулем машины и возвращаясь вечером домой после званого обеда, или же занижение суммы доходов в налоговой декларации может иметь широкий общественный резонанс. Стандарты, применимые к жене Цезаря, которая, как известно, "должна быть вне подозрений" - это те стандарты, которыми будут мерить сказанное и сделанное вами, а поскольку вы придерживаетесь действительно высокого мнения о вашей должности, то это также и те стандарты, которыми будете руководствоваться вы. Эти стандарты касаются вопросов малых и вопросов больших.

Преисполняющая вас гордость в отношении судейской должности должна сочетаться со скромностью: вы должны смиренно задаваться вопросом о том, способны ли вы действительно соответствовать тем стандартам, которые установили ваши предшественники, и которых общество ожидает от вас. Есть судьи, настолько уверенные в себе, что им и в голову не приходит усомниться в своей способности достичь того уровня и качества работы, которых от них ожидает общество. Насколько мне известно, ни один из тех, кто был преисполнен подобной самоуверенности, так и не сумел этого сделать. Естественно, накапливая опыт, вы будете меньше волноваться по поводу того, насколько вы способны достойно исполнять обязанности, которые возлагает на вас ваша должность. Однако это связано не столько с удовлетворенностью достигнутым, сколько с осознанием и реалистичным приятием пределов собственных возможностей. Если человек действительно старается сделать все наилучшим образом, беспокойство по поводу каких-то собственных недостатков будет только вредить.

Интеллектуальная скромность, чувство долга и чувство собственного достоинства, осознание того, что за каждым твоим шагом в ходе судебного процесса наблюдает общество и коллеги, являются теми факторами, которые вдохновляют судей стремиться достичь максимума, на который они способны.

… Вы стали или сегодня становитесь частью этой элиты - элиты, гордящейся своим служением обществу, а не своим богатством; ваша причастность к ней может быть источником огромной личной удовлетворенности и немалой гордости. Вознаграждение, которое вы будете получать за свой труд, не сделает вас богачами; вы будете работать больше и дольше, чем большинство ваших друзей, избравших для себя иной путь; каждое сказанное вами в суде слово и каждое связанное с судом ваше действие, равно как и другие ваши слова и дела, могут стать объектом для критики со стороны общества; нападки, зачастую неоправданные и остающиеся без ответа, могут подорвать уважение общества к людям судебной профессии. Но если вы, тем не менее, разделяете с моими коллегами, которых вы глубоко почитаете, чувство служения обществу через правосудие, которое вы вершите в точном соответствии с законом, вас ждет жизнь, полная огромного удовлетворения. Будьте честны и великодушны, и все получится" Комментарий к Бангалорским принципам поведения судей. Преамбула п.15 с.44-45. Доступно на сайте www.gtz.de/law-caucasus .

В Бангалорских принципах каждому из шести принципов посвящается отдельная глава, вначале которой приводится описание данного принципа, далее, в части "Применение", устанавливаются стандарты поведения, предъявляемые к судье в соответствии с данным принципом. В части "Комментарии" дается пояснительный материал, раскрывающий смысл и содержание принципа и отраженных в нем стандартов поведения, и разъясняющий вопрос практического применения данного принципа к ситуациям и проблемам, с которыми, возможно, придется столкнуться судьям.

Бангалорский принцип честности и неподкупности имеет следующее описание:

"Честность и неподкупность являются необходимыми условиями надлежащего исполнения судьей своих обязанностей".

Применение

Стандарты поведения, которых судья должен придерживаться в соответствии с принципом честности и неподкупности:

  • 3.1. Судья демонстрирует поведение, безупречное даже на взгляд стороннего наблюдателя.
  • 3.2. Образ действия и поведение судьи должны поддерживать уверенность общества в честности и неподкупности судебных органов. Недостаточно просто осуществлять правосудие, нужно делать это открыто для общества.

Комментарий

Для судебной власти и судей честность и неподкупность - это не добродетель, а обязанность.

Составными элементами честности и неподкупности являются правдивость и моральные принципы судей. Судья всегда, а не только при исполнении им своих официальных обязанностей, должен вести себя достойно и честно, как подобает человеку, занимающему должность судьи: он должен быть свободен от лжи, обмана и мошенничества и проявлять достоинство и добропорядочность в своем поведении и характере.

Судья должен поддерживать высокие стандарты поведения как в частной, так и в общественной жизни. Судья, как и любой другой гражданин имеет право на частную жизнь и личную свободу, однако судья должен неизменно задаваться вопросом: не заставит ли его поведение в глазах стороннего наблюдателя, являющегося здравомыслящим и сведущим членом общества, - усомниться в его честности и неподкупности и не ослабит ли оно уважение к нему как к судье. Если это так, то подобного поведения следует избегать.

С точки зрения общества, судья дал обязательство не только служить идеалам справедливости и правды, на которых зиждется верховенство права и основы демократии, но также и воплощать их в себе. Соответственно, личные качества судьи, его поведение и образ в глазах общества оказывают влияние на судебную систему в целом и, следовательно, на доверие общества к судебной власти. Общество предъявляет к судье гораздо более высокие требования, нежели к обычным гражданам; оно ожидает от него стандартов поведения гораздо более высоких, нежели те, что существуют в обществе в целом. По сути, судебная функция, которая заключается в том, чтобы судить других, налагает на судью требование вести себя так, чтобы исключить какое-либо разумное осуждение со стороны других в связи с вопросами, которые могут иметь какое-либо отношение к роли судьи и судебной должности.

То, как воспринимает общество деятельность судьи, не менее важно, чем сама деятельность. Поэтому судья должен оставаться вне всяких подозрений. Судья не только должен быть честен, но и восприниматься как таковой. Долг судьи не только в том, чтобы вынести справедливое и объективное решение - он должен вынести его так, чтобы исключить какие-либо сомнения в справедливости и объективности вынесенного им решения, равно как и в собственной честности и неподкупности. Поэтому судья должен не только обладать высокой квалификацией по вопросам права; не менее важно судье действовать и вести себя так, чтобы стороны в судебном процессе были бы уверены в его беспристрастности и объективности.

Вопрос заключается не в том, является ли действие нравственным или безнравственным с точки зрения некоторых религиозных или этических убеждений, либо является ли оно приемлемым или неприемлемым с точки зрения принятых в обществе норм (что может привести к попыткам произвольно навязать узкие нормы морали), но в том, как это действие соотносится с важнейшими составляющими способности судьи исполнять доверенную ему работу (справедливость, независимость, уважение к обществу), а также с представлением общества о его соответствии занимаемой судейской должности. Соответственно, при оценке этого вопроса предлагается рассматривать шесть нижеперечисленных факторов:

  • 1) носит ли действие публичный или частный характер не противоречит ли оно действующему закону;
  • 2) в какой степени данное поведение защищено как право личности;
  • 3) в какой степени судья проявляет дискреционное право и предусмотрительность при исполнении своих обязанностей;
  • 4) причинило ли рассматриваемое действие или поведение значительный вред тем, кого оно затронуло в наибольшей степени, и было ли оно оскорбительным для других;
  • 5) какую степень уважения или отсутствия уважения к обществу или отдельным членам общества демонстрирует рассматриваемое действие или поведение;
  • 6) в какой степени рассматриваемое действие или поведение указывает на существование предвзятого отношения, предубеждения или ненадлежащего влияния.

Оценка поведения с учетом этих или аналогичных факторов поможет установить равновесие между ожиданиями общества и правами судьи.

Отражение принципа честности и неподкупности в законодательстве Кыргызской Республики

Нормы, регулирующие стандарты поведения судей и предъявляемые к ним обязательные требования, содержатся в ряде нормативных актов. Анализ данных норм показывает, что принцип честности и неподкупности отражен в них слишком косвенно.

Конституция Кыргызской Республики

В п. 1 ст. 95 Конституции КР закреплено положение о том, что судьи всех судов Кыргызской Республики занимают свои должности и сохраняют свои полномочия до тех пор, пока их поведение является безупречным. Данное моральное требование вести себя безупречно, предъявляемое к судьям во время пребывания в должности, является единственным условием нахождения в судебной должности. Критериями безупречного поведения судей являются требования, предъявляемые к судье, изложенные в ст. 5-1 конституционного Закона "О статусе судей Кыргызской Республики" (далее конституционный Закон), среди которых отсутствует требование к судье быть честным. Возможно, в данном перечне требований и нет необходимости напрямую отражать показатель честности и неподкупности. Достаточно включить его в Кодекс чести судей Кыргызской Республики", соблюдение которого является обязательным требованием для судей согласно ст. 5-1 конституционного Закона.

Конституционный Закон Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики":

1. В ст. 5 конституционного Закона содержится присяга, приносимая судьей при вступлении в должность судьи, согласно которой он берет на себя обязательство быть честным при осуществлении правосудие и строго соблюдать Кодекс чести судьи КР:

"Я, ..., вступая в должность судьи Кыргызской Республики, перед своим Отечеством и своим народом клянусь:

честно, добросовестно, беспристрастно и справедливо осуществлять правосудие в соответствии с Конституцией и законами Кыргызской Республики; строго соблюдать правила Кодекса чести судьи".

2. В ст. 5-1 конституционного Закона указано:

Судья обязан:

  • 1) неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Кыргызской Республики, быть верным присяге судьи;
  • 2) соблюдать требования Кодекса чести судьи Кыргызской Республики , а также установленную законодательством этику государственных служащих и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет и достоинство судьи; …

Кодекс чести судьи Кыргызской Республики

В п. 6 ст. 2 Кодекса чести судьи КР предусматривается, что "в своей профессиональной деятельности судья должен противостоять проявлениям коррупции". В этом стандарте поведения судьи отражен показатель неподкупности.

Закон Кыргызской Республики "Об органах судейского самоуправления"

В соответствии со ст. 5 Закона КР "Об органах судейского самоуправления" на органы судейского самоуправления возлагается задача обеспечения выполнения судьями требований безупречности поведения судей.

1. Сегодня в обществе наблюдается недоверие к судебной системе. Справедливо звучат требования навести порядок в системе, повысить ответственность и подотчетность судей, которые могли бы дополнить принцип независимости судей и тем самым способствовать повышению уровня доверия общественности к судам.

Несмотря на то, что Бангалорские принципы, представляющие собой признанные международным сообществом этические нормы поведения судей, в какой-то степени нашли отражение в законодательстве Кыргызской Республики, тем не менее, необходимо продолжить их имплементацию в судебную систему республики. Принятие и соблюдение их послужит тем целям, без которых невозможно не только поступательное развитие, но и просто нормальное функционирование судов любого уровня.

  • 2. Принцип честности и неподкупности сложно формализовать как норму, тем не менее, более широкое его отражение в законодательстве страны позволит еще раз подчеркнуть его как доктринальную основу существования справедливого и независимого правосудия, и будет способствовать улучшению морально-нравственного аспекта поведения судей.
  • 3. Необходимо включить понятия честности и неподкупности в нормативные - правовые акты, регулирующие деятельность судей в Кыргызской Республике. В частности, например, в п. 1 ст. 3 конституционного Закона "О статусе судей Кыргызской Республики" установлены принципы осуществления правосудия, которыми судья должен руководствоваться при осуществлении правосудия. Одним из них является принцип ответственности судей. Целесообразно дополнить его, включив понятия честность и неподкупность. Таким образом, редакция обновленной нормы должна звучать следующим образом: "При осуществлении правосудия судьи руководствуются следующими основными принципами: ...ответственностью, честностью и неподкупностью судей". В ст. 2 Кодекса чести судей КР установлены нормы этических принципов поведения судьи, которые необходимо дополнить положением о том, что судья в своей профессиональной деятельности должен быть честным и неподкупным, быть верным своему долгу.
  • 4. Очень важно повысить требования также к морально-нравственным качествам и поведению членов Совета по отбору судей КР как органа, осуществляющего отбор кандидатов на вакантные должности судей. К людям, которые имеют прямое отношение к формированию судейского корпуса, общество должно также предъявлять высокие требования, в том числе к их личностным качествам, квалификации и поведению. Члены Совета по отбору судей КР должны быть честными и неподкупными, независимыми и способными противостоять внешнему давления, попыткам подкупа. В связи с этим, целесообразно будет дополнить Закон КР "О Совете по отбору судей Кыргызской Республики" положениями, направленными на повышение требований к кандидатам в члены Совета по отбору судей КР, на установление высоких стандартов поведения во время членства в Совете по отбору судей КР, включая обязанность вести себя безупречно. При этом важно определить критерии безупречного поведения, как это сделано в отношении судей, а также установить ответственность за нарушение данных требований.
  • 7. Сложившееся в обществе недоверие к судебной системе является, к сожалению, следствием ненадлежащего поведения судей в их профессиональной деятельности, нарушений с их стороны требований закона о безупречности поведения судей. В соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об органах судейского самоуправления" обеспечение выполнения судьями требований безупречности поведения судей, привлечения их к дисциплинарной ответственности за нарушение данных требований возложено на органы судейского самоуправления, в частности на Совет судей КР. Поэтому, на наш взгляд, необходимо осмыслить, и в первую очередь самому судейскому корпусу, причину того, почему органы судейского самоуправления по сути не справляются с поставленной перед ними задачей. Является ли причиной этого неэффективность существующей институциональности органов судейского самоуправления либо отсутствие необходимой нормативной базы, или это связано с персональным составом Совета судей КР. Необходимо, чтобы судейский корпус сам осуществлял постоянный процесс самоочищения внутри судебной системы, обеспечивал бы на более качественном уровне контроль за соблюдением судьями высоких стандартов и установленных законом требований безупречности поведения. В противном случае, в отсутствие способности Совета судей КР обеспечить соблюдение судьями установленных требований, будет возникать ситуация, когда в этот процесс будут включаться представители других ветвей власти, что нанесет урон независимости судебной ветви власти. Необходимо предпринять меры, направленные на улучшение работы Совета судей КР, других органов судейского самоуправления, принятие, возможно, новых подходов и методов в работе Совета судей КР.

Здесь нам пригодился бы, будь он адекватным, принцип, предложенный Гербертом Хартом, который (вслед за Джоном Рол-зом) мы будем называть принципом честности . Этот принцип утверждает, что, когда группа индивидов участвует в справедливом и взаимовыгодном совместном проекте в соответствии с определенными правилами и тем самым ограничивает свою свободу так, чтобы это было выгодно всем, те, кто добровольно наложил на себя ограничения, имеют право на то, чтобы те, кто от этого выигрывает, поступили также 17 . Согласно этому принципу получение выгод само по себе является достаточным для возникновения у человека обязательств (даже если он не выражает явно или неявно намерения сотрудничать). Если добавить к принципу честности тезис о том, что другие люди - те, по отношению к которым существуют обязательства, или их представители - имеют право принудительно обеспечивать выполнение обязательств, возникающих в силу этого принципа (включая обязательства ограничить свою деятельность), то группы людей в естественном состоянии, которые договорились о процедуре выбора тех, кто может осуществлять определенные действия, будут иметь законное право запретить «безби-летничество». Это право может оказаться критически важным

17 Herbert Hart, "Are There Any Natural Rights?" ^ Philosophical Review, 1955; John Rawls, A Theory of Justice (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1971), sect. 18 [русск. пер.: Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосиб ун-та, 1995. §18]. Моя формулировка принципа близка к той, которой придерживается Ролз. Доводы Ролза в пользу этого принципа верны только для обоснования более узкого принципа верности (добросовестно данные обещания следует выполнять). Хотя если бы применительно к принципу верности (р. 349 [русск. изд. с. 305]) нельзя было бы избежать трудностей типа «нет возможности начать применение», кроме как обращением к принципу честности, это явилось бы аргументом в пользу принципа честности.

для жизнеспособности подобных соглашений. Мы должны с предельной тщательностью исследовать столь важное право, тем более что оно в условиях естественного состояния, по-видимому, делает ненужным единодушное согласие на осуществление правления, основанного на принуждении! Оно достойно изучения еще и потому, что подходит в качестве контрпримера для моего утверждения о том, что на уровне группы никакие новые права «возникнуть» не могут; что объединенные индивиды не могут создать такие новые права, которые бы не являлись суммой прежде существовавших. Право принуждать других людей исполнять обязательство определенным образом ограничивать свое поведение могло бы проистекать из неких особых свойств этого обязательства или из некоего общего принципа, согласно которому разрешается принудительное обеспечение всех обязательств по отношению к другим людям. В отсутствие доводов в пользу особой природы этого обязательства, оправдывающей принуждение к его исполнению и, предположительно, возникающей из принципа честности, я начну с рассмотрения принципа, провозглашающего возможность принудительного обеспечения исполнения всех обязательств, а затем займусь вопросом об адекватности самого принципа честности. Если хотя бы один из этих принципов будет отвергнут, тогда право принуждать других к сотрудничеству в этих ситуациях рассыпается. Я докажу, что должны быть отвергнуты оба принципа.

Довод Герберта Харта в пользу существования естественного права 18 зависит от конкретизации принципа, который провозглашает возможность принуждения к исполнению всех обязательств: то, что некто имеет перед вами особое обязательство сделать А (оно могло бы возникнуть, например, потому, что он пообещал вам сделать А ), дает вам не только право рассчитывать, что он сделает А, но и право принудить его сделать А. Только на фоне ситуаций, в которых люди не имеют права принудить вас совершить А или другие действия, которые вы, возможно, пообещали совершить, мы можем понять, говорит Харт, смысл и цель особых обязательств. Поскольку у особых обязательств всегда есть смысл и цель, продолжает Харт, существует естественное право не быть принуждаемым к действию, за исключением ситуации наступления определенных особых условий; это естественное право является частью фона, на котором существуют особые обязательства.

Этот известный аргумент Харта озадачивает. Я могу освободить кого-нибудь от обязательства не принуждать меня делать ^ А. («Сим освобождаю тебя от обязательства не принуждать

18 Hart, "Are There Any Natural Rights?"

меня сделать А. Теперь ты волен принудить меня сделать Л».) Но от того, что я так поступил, у меня не возникает обязательства сделать А. Поскольку Харт предполагает, что лежащее на мне по отношению к кому-либо обязательство сделать А дает этому человеку (влечет за собой) право принудить меня сделать А, и поскольку мы убедились, что обратное неверно, мы можем считать, что компонент «обязательство перед кем-то сделать нечто» является дополнением к наличию у этого кого-то права принудить вас сделать это. (Можем ли мы предположить, что этот различимый компонент существует, и не быть обвиненными в «логическом атомизме»?) Альтернативный взгляд, отвергающий предложение Харта включить право принуждения в понятие об обязательстве, мог бы исходить из того, что этот дополнительный компонент составляет все содержание обязательства перед кем-то сделать нечто. Если я не делаю этого, тогда (при прочих равных) я поступаю неправильно; контроль над ситуацией находится в его руках; у него есть возможность освободить меня от обязательства, если только он не обещал кому-то, что не будет делать этого, и т.д. Возможно, все это выглядит слишком эфемерным без дополнительного наличия права применить принуждение. Однако права на принуждение к исполнению сами по себе есть всего лишь права ; т.е. разрешение сделать что-то и обязательства других людей не вмешиваться. Конечно, у индивида есть право принудительно обеспечить соблюдение этих дальнейших обязательств, но неясно, действительно ли включение «равна принуждение к исполнению укрепляет всю постройку, если оно с самого начала предполагается несущественным. Возможно, следует просто серьезно отнестись к сфере морали и представить себе, что один из компонентов имеет значение даже вне связи с принуждением к исполнению. (Это, разумеется, не следует понимать так, что этот компонент никогода не бывает связан с принуждением к исполнению!) С этой точки зрения можно объяснить смысл обязательств, не прибегая к представлению о праве на их принудительное обеспечение и, следовательно, не нуждаясь в существовании общего фона обязательств, которые не обеспечены принуждением, от которых данные обязательства отличаются. (Конечно, хотя рассуждение Харта не демонстрирует существование обязательства не использовать принуждения, последнее, тем не менее, может существовать.)

Помимо этих общих доводов против принципа возможности принудительного обеспечения всех особых обязательств можно придумать и другие головоломные случаи. Например, если я обещаю вам, что не убью кого-то, это не дает вам права принудить меня не делать этого, потому что у вас уже есть это право, хотя оно создает определенное обязательство перед вами. Или, если я предусмотрительно настою на том, чтобы прежде чем я пообещаю вам сделать А, вы сначала пообещаете не принуждать меня делать А и я первым получу от вас обещание, то утверждение о том, что, давая обещание, я дал вам право принудить меня сделать А, будет неубедительным. (Хотя можно рассмотреть ситуацию, которая возникнет, если я по глупости в одностороннем порядке освобожу вас от вашего обязательства передо мной.)

Если бы утверждение Харта о том, что смысл особых прав можно понять только на фоне непременного отсутствия принуждения, было обоснованным, то равно обоснованным представлялось бы утверждение, что только на фоне разрешенною принуждения мы можем понять смысл общих прав . Согласно Харту у человека есть общее право делать А тогда и только тогда, когда для всех индивидов Р и Q верно следующее: Q не имеет права мешать Р делать А или принуждать его не делать А до тех пор, пока Р не дал Q особого права на это. Но не каждое действие можно подставить вместо А; у людей есть общие права на то, чтобы совершать только определенные виды действий. Поэтому можно было бы утверждать, что если должен быть смысл в обладании общими правами, в обладании правами совершать конкретный вид действия А, в том, чтобы другие люди были обязаны не принуждать вас не делать А, то этот смысл должен существовать на фоне контрастной ситуации, в которой у людей нет обязательства воздерживаться от того, чтобы принуждать вас делать или не делать некие вещи, т.е. в ситуации, в которой у людей нет общего права совершать действия вообще. Если Харт может доказать презумпцию отсутствия принуждения указанием на существование смысла особых прав, тогда он может с тем же успехом доказать отсутствие такой презумпции указанием на наличие смысла общих прав 19 .

Аргумент в пользу обязательства, исполнение которого может обеспечиваться принуждением, состоит из двух частей: первая устанавливает существование обязательства, а вторая устанавливает возможность применения принуждения для его исполнения. Отбросив вторую часть (по крайней мере, поскольку принято считать, что она следует из первой), займемся предполагаемым обязательством сотрудничать с другими, которые ограничили свои действия в результате совместных решений. Принцип честности, как мы сформулировали его вслед за Хартом и Ролзом, вызыва-

19 Я сформулировал свои замечания в терминах «смысла» определенных видов прав, несмотря на известную нечеткость понятия «смысл» применительно к тому или иному типу прав, так как, по моему мнению, это придает аргументу Харта наиболее убедительную конструкцию.

ет возражения и является неприемлемым. Представим себе, что некоторые ваши соседи (всего их 364 взрослых человека) придумали сеть общественных репродукторов и решили создать систему общественных развлечений. Они вывешивают список имен, по одному на каждый день, включая ваше. В назначенный день (можно меняться с другими) человек должен дежурить по сети, выступать в качестве диджея, сообщать о новостях, рассказывать анекдоты и т.п. Через 138 дней, в каждый из которых кто-то был дежурным, пришел и ваш черед. Обязаны ли вы принять в этом участие? Вы получали выгоду от этого, время от времени открывали окно послушать, наслаждались музыкой, иногда смеялись над шутками. Другие люди на деле активно участвовали в этом проекте. Но обязаны ли вы откликнуться на призыв, когда настанет ваша очередь? Конечно, нет. Хотя вы получаете пользу от этой затеи, вы можете определенно знать, что 364 дня развлечений, которые устраивают другие, не стоят того, чтобы вы пожертвовали один день. Вы предпочли бы не иметь всего этого и не жертвовать одним днем, чем иметь и потратить на это целый день. Учитывая эти предпочтения, каким образом от вас могут потребовать участвовать в проекте, когда придет ваша очередь? Было бы прекрасно, если бы существовала радиостанция «Философская волна», чтобы ее всегда можно было включить и послушать какую-нибудь лекцию, например, поздно вечером, после трудного дня. Но это, возможно, не настолько привлекательно для вас, чтобы вы захотели потратить целый день на работу диктора. Могут ли другие, независимо от ваших желаний, создать ваши обязательства перед ними, просто начав транслировать эту программу? В нашем примере вы можете решить, что не будете включать радио, чтобы не получать выгоды, но в других ситуациях от выгоды невозможно уклониться. Если ваши соседи по очереди каждый день подметают улицу, на которой стоит ваш дом, должны ли вы взяться за метлу, когда придет ваш черед? Даже если вам не так уж важна чистота улицы? Должны ли вы всякий раз, проходя по улице, представлять себе, что повсюду грязь, чтобы не получать выгоду как «безбилетник»? Должны ли вы воздержаться от включения радио, чтобы не слышать философскую станцию? Должны ли вы подстригать лужайку перед домом так же часто, как ваши соседи?

По меньшей мере, желательно включить в принцип честности условие, что выгоды, которые человек получает от действий других, должны быть больше, чем издержки, которые он несет, исполняя свою часть общей работы. Как это себе представить? Выполняется ли это условие, если вы получаете удовольствие от ежедневного вещания местной радиостанции, но предпочли бы один день прогулок в лесу году прослушивания передач?

Для того чтобы вы были обязаны посвятить работе на местной радиосети целый день, не должно ли, по крайней мере, быть верным утверждение, что все, что вы могли бы сделать за день (за этот день или за любой другой, с которого вы могли бы перенести дела на этот день), менее предпочтительно для вас, чем возможность весь год слушать радио? Если бы единственной возможностью слушать радиопередачи было бы потратить день на участие в этом проекте, то чтобы выполнялось условие о выгодах, превышающих издержки, вы должны были бы предпочесть день работы на радио всем остальным доступным для вас в этот день возможностям.

Принцип честности все равно вызывал бы возражения, даже если бы его можно было изменить так, чтобы он включал это очень сильное условие. Ваши выгоды могут едва-едва покрывать издержки, которые вы несете из-за участия в общем деле, в то время как другие люди могут получать от этого дела намного больше выгоды - все они высоко ценят возможность слушать общественное радио. Если вы - человек, получающий наименьшую выгоду от этого проекта, обязаны ли вы делать для него столько же, сколько другие участники? Возможно, вы предпочли бы, чтобы все занялись другим общим делом, ограничив свое поведение и чем-то пожертвовав ради него? Да, при условии, что они не принимают ваш план (и тем самым ограничивая для вас возможности выбора из иных доступных вам вариантов), выгоды, получаемые вами от их предприятия, превосходят издержки, которые вы несете в результате вашего сотрудничества в нем. Но вы не хотите сотрудничать, в частности, потому что стремитесь привлечь их внимание к своему альтернативному предложению, которым они пренебрегли или которое, по вашему мнению, не оценили должным образом. (Например, вы хотите, чтобы они читали по радио Талмуд, а не философские тексты, которые они читают сейчас.) Тем, что вы окажете этой организации (их организации) поддержку в виде вашего сотрудничества, вы только уменьшите возможность изменить ее 20 .

20 Я избегал построения такой организации, в которой вы не получили бы справедливого права голоса в том, что касается ее учреждения или принятия решения о ее природе, потому что иначе Ролз возразил бы, что она не отвечает двум его принципам справедливости. Хотя Ролз не требует, чтобы любая малая организация отвечала двум сформулированным им принципам справедливости, поскольку они относятся только к базовым общественным структурам, он, по-видимому, считает, что малые организации должны удовлетворять этим двум принципам, чтобы сделать возможным появление обязательств в соответствии с принципом честности.

На первый взгляд принудительное обеспечение принципа честности вызывает возражения. Вы не можете решить отдать мне что-нибудь, например книгу, а затем отнять у меня деньги в уплату за нее, даже если мне ничего лучшего за эти деньги не купить. Еще меньше у вас оснований требовать с меня деньги, если ваша деятельность, в результате которой я обзавелся книгой, приносит выгоду и вам; предположим, что для вас лучшая зарядка - это забрасывать книжки в дома людей или что ваша деятельность с необходимостью приводит к такому побочному эффекту. Ничего не меняется и в том случае, если невозможность получить деньги за книги, которые неизбежно попадают в дома других людей в качестве побочного эффекта, делает ваше основное занятие, имеющее такой побочный эффект, нежелательным или слишком накладным. Индивид не может вне зависимости от того, каковы его цели, просто действовать таким образом, чтобы предоставлять людям блага, а потом требовать (или отбирать) у них деньги. И группа лиц тоже не может делать этого. Если вы не можете назначать цену и собирать деньги за блага, раздаваемые вами без предварительной договоренности, вы тем более не можете сделать этого по отношению к благам, раздача которых вам ничего не стоит, и совершенно бесспорно, что люди не должны платить вам за ничего не стоящие вам блага, которые к тому же им предоставили другие. И поэтому тот факт, что отчасти мы представляем собой «общественный продукт» в том смысле, что получаем выгоду от существующих паттернов и форм, созданных многочисленными действиями длинной последовательности давно забытых людей, форм, включающих институты, обычаи и язык (социальная природа которого может влиять на наше речевое поведение в духе идеи Витгенштейна о языковых играх), не создает у нас некоей общей текущей задолженности, которую существующее общество может собирать и использовать на свое усмотрение.

Не исключено, что можно сформулировать модифицированный принцип честности, который будет свободен от этих и других трудностей. Что представляется очевидным, так это то, что любой подобный принцип, если его удалось бы сформулировать, был бы настолько сложным и запутанным, что его нельзя было бы совместить с особым принципом, который легитимизировал бы принуждение к выполнению обязательств, возникающих в естественном состоянии, в соответствии с модифицированным принципом честности. Поэтому даже если бы модифицированный принцип честности можно было сформулировать непротиворечивым образом, то его нельзя было бы применить для устранения необходимости в получении согласия других людей на сотрудничество и ограничение их собственных действий.

Бангалор, Индия

Вопросы & Ответы

В: Дорогой Гурудэв возможно ли восстановить доверие во взаимоотношениях после того, как партнер вам изменил? Как принять партнера после измены?

Шри Шри Рави Шанкар: Я могу сказать вам одно – представьте себя на месте своего партнера, совершающего ошибку, осознанно или неосознанно, или из-за какого-то принуждения. Если ваш партнер не прощает вас и держит против вас обиду, как бы вы себя чувствовали?

Поставьте себя на место своего партнера и посмотрите. Если бы вы сами были тем человеком, который совершил ошибку, и ваш партнер не прощал бы вас, вы бы себя хорошо чувствовали, или вы бы просили его или ее дать вам еще один шанс? Этого вполне достаточно, чтобы получить представление об этом.

Вы ожидаете, что ваш партнер – просветленный. Вы ждете, что он будет вести себя как просветленный. Вы ожидаете слишком многого. Если ваш партнер совершил ошибку один или два раза, вам следует простить его и дать ему еще один шанс. Именно поэтому духовное знание и духовный путь настолько необходим для человека, чтобы взращивать в себе чистоту и честность. Без этого не может быть искренности.

Если они совершили ошибку, ваш рост в том, чтобы простить их, вы не должны все время заставлять других ощущать чувство вины. Если они совершили ошибку, вам следует сказать: "Ничего страшного, забудь об этом! Давай двигаться дальше!" Но мы так не поступаем, вместо этого мы что делаем? Мы направляемся к ним с указующим перстом, который гласит: "Ты это сделал!" Тогда как они могут оставаться с вами друзьями?

Никто не хочет никого предавать, это искушение или страстное желание получения чего-то большего толкает человека на неэтичные действия. Ваша душа не останавливается пока не находит себя, пока не находит океана радости. До тех пор она продолжает стремиться к все большему, думая: "Я возможно получу это здесь". Вот что движет человеком.

В: У меня возникает постоянное чувство, что я не делаю для Вас достаточно. И также я чувствую зависть, когда Вы хвалите кого-то другого. Как мне справиться с этими чувствами?

Шри Шри Рави Шанкар: Это природа любви, вы всегда чувствуете, что хотите делать все больше и больше. Мать всегда чувствует, что хочет сделать больше для своей дочери. Она чувствует, что будто бы сделала недостаточно для нее. Это природа любви - хотеть сделать больше.

Когда любовь исчезает, тогда вы чувствуете или говорите: "О, я сделал достаточно! Я сделал все, что мог!" И в этот момент появляется разочарование. В тот день, когда вы такое почувствуете, знайте, что если есть какая-то усталость и разочарование, значит, дух теряет силу.

В: Дорогой Гурудэв, какой способ был бы наилучшим, чтобы поддерживать с Вами взаимосвязь во время преодоления политических моментов в организации?

Шри Шри Рави Шанкар: Послушайте, там, где есть люди, там есть политика. Что означает политика? Она означает – люди . В мире повсюду есть политика. Если вы думаете о политике, то она начинает казаться еще более значимой. Если вы считаете, что люди отличаются друг от друга, играют разные роли, обладают разными склонностями, и не обязательно чтобы все друг другу нравились, тогда вы не будете рассматривать это как политику. Кому-то вы нравитесь, а кому-то нет. Вибрации одного человека не сочетаются с вибрациями другого.

Почему вы называете это политикой? Потому что ваши вибрации не совпали с чьими-то. Вы не сможете найти убежище от таких вещей нигде во всем мире. Вы просто должны увидеть, что мы за пределами и выше любой политики.

Мы здесь для того, чтобы привнести счастье, и нам следует сконцентрироваться на этом. Если вы фокусируетесь на Знании и на том, как вы взаимосвязаны со мной, тогда ничто не сможет вам препятствовать.

В: Даже не смотря на то, что я знаю, что для меня полезно, я все еще пристращен к разрушительным привычкам, таким как лень и эгоизм. Я чувствую, что это имеет какую-то связь с моим детством. Какой наилучший способ вспомнить забытые события из раннего детства?

Шри Шри Рави Шанкар: Когда вы вешаете на себя ярлык, говоря: «Я ленивый», вы оправдываете свою лень. Если вы навешиваете на себя ярлык, говоря: «Я плохой», это дает вам лицензию, официальное разрешение оставаться плохим. Понимаете, о чем я говорю? Первый шаг – это убрать эти ярлыки, содрать их. Поймите, что вы не знаете, кто вы, и на сколько вы сильны и талантливы. Вам следует говорить: «Я не знаю, кто я». Когда вы не знаете, кто вы, тогда вы поддерживаете шанс на улучшение; вы получаете эту уверенность, определенность, чтобы сказать: «Хорошо, я это сделаю».

Начинайте с простых вещей, и твердо следуйте им. Например, скажите:: «Сегодня я пройду один километр», и сделайте это!

Я помню, когда я шел домой из школы, я считал каждый шаг. Расстояние было почти в пол километра, и я говорил: «Один шаг, два, три, четыре» и т.д. Я шел домой в полной осознанности. Даже когда вы гуляете, делайте это с осознанностью и твердостью. Скажите: «Сегодня я приду домой через 20 минут, завтра через 18. Потом я сделаю это за 15 минут, и с полной осознанностью».

Вы ставите для себя задачу и достигаете ее. Вот способ увеличить уверенность в себе и свои возможности.

В: Дорогой Гурудэв, люди все меньше наслаждаются личной свободой. Правительство и корпорации захватывают наши жизни все больше и больше. Что может сделать простой средний обыватель?

Шри Шри Рави Шанкар: Правила и нормы необходимы в любом обществе, но они не должны быть слишком жесткими. Личная жизнь также не должна быть слишком сухой. Когда вы чувствуете, что жизнь становится слишком скучной и слишком монотонной, тогда вам следует включиться в такую деятельность наподобие той, которой мы занимались на этих выходных (Продолженный курс Тишины) . Проходите эту программу по крайней мере два раза в год. Здесь есть пение, размышление, созерцание и происходит нечто большее. Нам также следует вовлекать себя в групповую деятельность по несколько часов на ежедневной основе.

Чем дольше мы находимся в своей зоне комфорта, заботясь только о себе и о близких членах семьи, тем больше наша жизнь начинает сжиматься. Тогда мы начинаем злиться, разочаровываться, раздражаться – начинают приходить все эти негативные чувства . Если вы будете вовлекать себя понемножку в общественную деятельность, вы будете меньше раздражаться дома, и в семейной жизни будет больше гармонии.

До сих пор я рассматривал принципы, которые применяются к институтам, или более точно, к базисной структуре общества. Ясно, однако, что нужно также выбрать и принципы иного рода, так как полная теория правильности включает и принципы для индивидов. На самом деле, как показывает приводимая ниже диаграмма, мы нуждаемся в дополнительных принципах международного права (the law of nations) и, конечно, в правилах приоритета при приписывании весов в случае конфликта принципов. Я не буду рассматривать прин­ципы международного права, за исключением лишь краткого их упоминания (§ 58). Не буду я пытаться систематически обсуждать принципы для индивидов. Но определенные принципы этого типа являются существенной частью любой теории справедливости. В этом и следующем разделах будет объяснено значение некоторых таких принципов, хотя объяснение причин, по которым они выбираются, будет отложено до §§ 51-52.

Сопровождающая изложение этой темы диаграмма является чисто

схематической. Не предполагается, что принципы, ассоциированные с концепциями, расположенными на дереве схемы ниже, выводятся из высших уровней. Диаграмма просто указывает виды принципов, которые должны быть выбраны до того, как мы располагаем полной концепцией правильности. Римские цифры отражают порядок, в ко­тором должны быть признаны в исходном положении различного рода принципы. Таким образом, в первую очередь следует согласиться на принципы для базисной структуры общества, затем идут принципы для индивидов, за которыми следует международное право. Пос­ледними принимаются правила приоритета, хотя мы можем опытным путем подвергнуть ранее принятые предложения последующей реви­зии.

Порядок, в котором выбираются принципы, поднимает некоторые вопросы, которые я опущу. Важно то, что различные принципы должны быть приняты в определенной последовательности, и причины упорядочения связаны с более трудной частью теории справедливости. Вот иллюстрация: в то время как было бы возможно выбрать много естественных обязанностей до обязанностей базисной структуры без существенного изменения принципов, последовательность, как бы то ни было, отражает тот факт, что обязательства предполагают прин­ципы для социальных форм. И некоторые естественные обязанности также предполагают такие принципы, как, например, обязанность поддерживать справедливые институты. По этой причине кажется проще принять все принципы для индивидов после принятия прин­ципов для базисной структуры. То, что принципы для институтов выбраны первыми, показывает социальную природу справедливости, ее тесную связь с социальными практиками, столь часто отмечаемую идеалистами. Когда Брэдли говорит, что индивид - голая абстракция, это утверждение можно без большого искажения интерпретировать как то, что обязательства и обязанности индивида предполагают моральную концепцию институтов, и следовательно, что концепция справедливости должна быть определена перед тем, как будут уста­новлены требования для индивидов 25 . Это равнозначно тому, что в большинстве случаев принципы для обязательств и обязанностей должны быть установлены после принципов для базисной структуры.

Следовательно, для установления полной концепции правильности стороны в исходном положении должны выбрать в определенном порядке не только концепцию справедливости, но также и принципы для каждой главной концепции, подпадающей под концепцию пра­вильности. Эти концепции относительно немногочисленны и соот­носимы друг с другом. Итак, в дополнение к принципам для институ­тов должно быть соглашение по принципам для таких понятий, как честность и преданность, взаимное уважение и благодеяние в приме­нении к индивидам, а также по принципам, управляющим поведением государств. Интуитивная идея тут такова: концепция правильности некоторой вещи совпадает с концепцией, по которой эта вещь на­ходится в согласии с принципами, которые в исходном положении были бы признаны приложимыми к вещам подобного рода. Я не интерпретирую эту концепцию правильности как анализ значения термина „правильный" (right), обычно используемого в моральных контекстах. Это не означает и анализа концепции правильности в традиционном смысле слова. Скорее, более широкое понятие пра­вильности как честности следует рассматривать как замещение су­ществующих концепций. Нет необходимости говорить, что есть по­добие (sameness) значений слова „правильный" (и соотносимых с ним) в его обычном использовании и более разработанных оборотов речи, призванных выразить этот идеал договорной концепции пра­вильности. Для наших целей я принимаю здесь взгляд, что основа­тельный анализ заключается в обеспечении удовлетворительного за­мещения понятий, при котором достигаются желаемые результаты и в то же время избегаются неясности и путаница. Другими словами, экспликация есть элиминация: мы начинаем с концепции, которая в чем-то неудовлетворительна, но она служит определенным целям, и от нее нельзя отказаться. Экспликация достигает целей старой концепции другими способами, относительно свободными от труднос­тей 26 . Таким образом, если теория справедливости как честности, или более обще, правильности как честности, вполне подходит к нашим обдуманным суждениям в рефлективном равновесии, и если она позволяет нам сказать все, что при должном внимании к вопросу мы хотим сказать, тогда теория обеспечивает элиминацию тради­ционной фразы в пользу других выражений. Так понимаемые спра­ведливость как честность и правильность как честность могут рас­сматриваться как определение и экспликация концепций правильности и справедливости.

Я сейчас обращаюсь к одному из принципов, которые применимы к индивидам, - принципу честности. Я постараюсь использовать этот принцип для учета всех требований, представляющих собой обязательства в противоположность естественным обязанностям. Этот принцип гласит, что человек должен выполнять свою роль, как она определена правилами для институтов, если удовлетворяются два условия: первое - институт справедлив (или честен), т. е. удовлет­воряет двум принципам справедливости, и второе - человек добро­вольно принимает выгоды устройства или же пользуется предостав­ленными ему возможностями для преследования своих интересов. Основная идея тут состоит в том, что когда некоторое число людей вовлечено во взаимовыгодную кооперацию согласно правилам, и зна­чит ограничивает свою свободу таким образом, чтобы дать преиму­щества всем, то те из них, кто подчинился этим ограничениям, имеют право рассчитывать на подобное согласие со стороны других, имеющих выгоды от подчинения первых 27 . Мы не должны выигрывать от коо­перации, не делясь честно с другими. Два принципа справедливости определяют, что такое честный дележ в случае институтов базисной структуры. Так что если эти устройства справедливы, каждый человек получает честную долю, когда все (включая его самого) выполняют свою роль. I

Требования, специфицированные принципом честности, по определению являются обязательствами. Все обязательства возникают именно таким образом. Важно, однако, отметить, что принцип честности имеет две части, первая из которых устанавливает, что институты или практики, о которых идет речь, должны быть справедливы, и вторая характеризует требуемые добровольные действия. Первая часть формулирует необходимые условия, когда добровольные действия должны привести к обязательствам. По принципу честности, невозможно быть ограниченным несправедливыми институтами, или, по крайней мере, институтами, которые превышают терпимый уровень неспра­ведливости (до сих пор не определенной). В частности, невозможно иметь обязательства по отношению к автократической форме прав­ления, или такой форме правления, где царит произвол. Для возникно­вения обязательств из согласительных или других действий нет необходимых предпосылок, каким бы образом эти действия ни были выражены. Узы обязательств предполагают справедливые институты, или же разумно справедливые в свете обстоятельств. Было бы, однако, ошибочно аргументировать против справедливости как честности, и договорной теории вообще, на том основании, что в качестве следствия этой концепции граждане связаны обязательствами по отношению к несправедливым режимам, которые силой принуждают соглашаться с ними или же добиваются покорности более тонкими путями. Локк особенно подвергался этой ошибочной критике, которая упускает из виду необходимость определенных предпосылочных условий 28 .

Есть несколько характерных особенностей обязательств, которые отличают их от других моральных требований. Во-первых, они воз­никают в результате добровольных действий. Эти действия могут выражать или содержать в скрытом виде такие обязательства, как обещания и соглашения, но они не всегда таковы, как, например, в случае получения выгод. Далее, содержание обязательств всегда опре­деляется институтами или практиками, правила которых специфи­цируют, что необходимо делать. И наконец, обязательства обычно принадлежат определенным индивидам, а именно тем, кто сотруднича­ет в поддержании устройства, о котором идет речь 29 . Как пример, иллюстрирующий эти особенности, рассмотрим политическое дейст­вие - борьбу за должностное место при конституционном режиме (если эта борьба успешна). Это действие ведет к возникновению обязательств выполнять обязанности в учреждении, и эти обязанности определяют содержание обязательств. Здесь я думаю об обязанностях не как о моральных обязанностях, но как о задачах и ответственности определенных институциональных положений. Тем не менее, можно иметь моральные резоны (основанные на моральном принципе), чтобы пренебрегать этими обязанностями, когда это должно быть сделано согласно принципу честности. Кроме того, занимающий общественную должность имеет обязательства перед своими согражданами, от ко­торых он добивается доверия и веры в себя и с которыми он со­трудничает в условиях демократического общества. Подобным же образом, мы принимаем обязательства, когда вступаем в брак, так же как и при занятии должностей в юридических, административных и властных структурах. Мы обретаем обязательства через обещания и неявное понимание, и даже когда вступаем в игру, а именно, обязательства играть по правилам и быть хорошим спортсменом,

Все эти обязательства, я полагаю, покрываются принципом чес­тности. Есть два важных случая, хотя они в чем-то проблематичны, а именно, политические обязательства в применении их к среднему гражданину, а не к занимающим должность, и обязательства держать обещания. В первом случае неясно, в чем состоит обязывающее действие и кто осуществляет его. Для граждан вообще, строго говоря, нет политических обязательств. Во втором случае мы нуждаемся в объяснении, как основанные на общественном доверии обязательства возникают из преимуществ справедливой практики. В этом случае нам нужно исследовать природу соответствующей практики. Эти воп­росы я буду обсуждать в другом месте (§§ 51-52).



mob_info