Проект моя родословная дошкольное образование. Проект «Мое генеалогическое древо. Совместная деятельность педагогов и детей

Наталья Рудикова

Последняя неделя сентября в нашем детском саду была посвящена теме "Моя семья".

"Семья – это первая школа воспитания растущего человека, ведь все человеческие тропы начинаются именно в семье. Семья - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать!"

Работая в детском саду не первый год, я сталкиваюсь с одной и той же проблемой : дети не всегда знают имена и отчества своих родителей,не говоря уже о бабушках и дедушках,- своих самых родных людей, чем они занимаются, кем работают, затрудняются назвать домашний адрес. Почему же мы взрослые обходим стороной такую важную и нужную для детей информацию? Проанализировав сложившуюся ситуацию, я решила начать со своими воспитанниками проект "Моя родословная ". Тема близкая детям, стала очень актуальной на сегодняшний день, когда уходят в прошлое семейные традиции и семейные праздники, мало кто из детей знает своих прабабушек и прадедушек. Забыты такие понятия как : «род» родословная », «предки» .

Цель : формирование у дошкольников представлений о семье как о важном элементе общества, об отношениях родства, о социальных ролях в семье и семейном укладе.

Задачи :

формировать представление о семье, ее членах, родственных связях;

познакомить с понятиями "Род", "родня", "родословная ", "предки";

дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей;

развивать устную речь, учить составлению коротких рассказов о семье, с называнием полных имен всех ее членов;

учить проявлять заботу о близких;

воспитывать интерес к истории своей семьи, дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях.

Формы реализации проекта :

беседы : "Моя семья", "Наша дружная семья", «Бабушки и дедушки» ,«Бабушка заболела» ,«Увлечения моей семьи» , "Как я помогаю маме (папе) ", «Чем мы занимаемся по выходным» ,

"Что любит мама",«Мужская работа» ;

игры дидактические : «Назови ласково» ,«Большой-маленький» , «Кому что подходит?» .

Сюжетно-ролевые игры : «В гостях» , «Семья» , «Дочки-матери» , "Папа-доктор", «Детский сад» , «Наш дом» .

Игры-драматизации : "Один дома", "Большая семья", "Мама заболела", "Разбили папину чашку"

Конструктивные :«Дом, в котором мы живём» , "Дом для большой семьи"

Продуктивная деятельность : Аппликация "Цветок для мамы", Рисование карандашами «Подарок для папы» , тесто пластика «Кулич для гостей» ,

Итогом мини-проекта стало создание генеалогического древа семьи.


Дети с увлечением знакомили друг друга с членами семей, делились семейными традициями. Теперь наши маленькие участники проекта точно смогут назвать имена своих родных, где они работают и чем занимаются, смогут рассказать, что такое "семейное древо" и кто такие "предки". Но это только начало. Впереди нас ждет еще много интересного!

Публикации по теме:

Интегрированное развлечение в старшей группе Моя семья - моя родословная Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социализация.

Цель: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. Задачи:.

Конспект НОД в подготовительной группе «Моя родословная» Программное содержание: раскрыть понятие «родословная», закрепить знания о семье, о своих правах; развивать связную речь, расширить словарный.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Моя родословная» Конспект ООД в старшей группе. «Моя родословная». Программное содержание: 1. Развивать интерес к истории своей семьи. 2. Формировать умение.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе. «Моя родословная» Цель: Закреплять имеющиеся у детей знания.

Проект «Моя родословная» Тема проекта: «Моя родословная». Вид проекта: групповой, информационно - творческий. Актуальность: Традиции трепетного.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детск ий сад комбинированного вида «Сказка »


Родословная моей семьи

Составила: Ястщембская Наталья Михайловна

1. Актуальность проблемы

2.Практическая значимость

3.Теоретическая значимость

4.Цель и задачи проекта

5.Новизна опыта

6.Психолого-педагогические основы

7.Педагогические принципы

8.Этапы реализации

9.Педагогические технологии

10.Методы и приёмы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Творческое название проекта

«Родословная семьи»

Тип проекта

информационно – исследовательский, по содержанию «ребёнок и его семья»

Возраст детей

Старший дошкольный возраст

Исполнители

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители, ближайшие родственники.

Продолжительность

Долгосрочный (9 месяцев) с сентября по май

Раздел программы

Раздел программы «Детство» «Мир социальных отношений»

Тематическое поле

Семья. Взаимоотношение в семье. Семейные традиции и обычаи. Родословная семьи.

Актуальность

Углубить представления детей о семье, родственных отношениях. Приучить активно, выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким людям.

Проблема

Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.

Цель

Задачи

Этапы реализации проекта

1 этап – организационно – диагностический (сентябрь).

2 этап – формирующий (октябрь – апрель)

3 эта п- обобщающий (май)

Результат

В результате такой работы воспитатель пополнил свои знания по истории геральдике, этнографии. Работа в этом направлении способствовала активному сплочению детского коллектива, коллектива родителей, сплочению семей. Родители получили массу советов и рецептов по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми. Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

Презентация проекта

«Моя родословная»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая “малая Родина”. Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении, необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи и отсутствием в ДОУ педагогических условий, способствующих патриотическому воспитанию в полной мере.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.Создание методической копилки по патриотическому воспитанию. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.Укрепление связи семьи и ДОУ.Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.ЦЕЛЬ: Систематизация знаний семьи о своей родословной; установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. ЗАДАЧИ

Продолжать знакомить детей о родословной своей семьи.

Создание генеалогического древа семьи.

Учить детей составлять рассказ о своей семье.

Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.

Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.

Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

Укреплять детско–родительские отношения

Объектом исследования: дети старшей группы и их семьи.

Предметом исследования – является родословная каждого ребёнка.

Целью исследования – создание генеалогического дерева каждого ребёнка, в форме семейной книги и выборе своего дерева.

Гипотезы исследования: Предположить о том, что в результате изучения родословного дерева семьи у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях. Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.Деятельность детей по формированию семейных ценностей осуществляется систематически и планомерно.

НОВИЗНА

Особенность нашего проекта, состоит в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, трудимся, но и работаем в одной команде “Воспитатели-дети-родители”, где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в работах Л. В. Загик, В. М. Ивановой, Н. Ф. Виноградовой, Т. М. Марковой, О. Л. Зверевой и других, в которых даны различные трактовки освоения дошкольниками традиций как части общенародной, национальной культуры. Семейные традиции рассматривались в русле психолого-педагогических исследований, применительно к конкретной тематике научных работ:

Организация взаимодействия детей со старшими в семье (Т. А. Маркова, С. П. Тищенко), воспитание ценностного отношения к старости (Ю. О. Га-лущинская);

Ознакомление дошкольников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской традиционной культуре (Е. С. Бабунова, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, И. С. Хомякова, Н. А. Стародубова и др.);

Значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств (В. В. Дуброва, Н. Ф. Виноградова, И. С. Хомякова);

Применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства (Л. Д. Вавилова, Д. О. Дзинтаре).

ПРИНЦИПЫ ПОСТРАЕНИЯ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ

Принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности). Принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой).Принцип опоры на субъектный опыт воспитанников (каждый, работая над мини-проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания).Принцип учёта индивидуальности воспитанников : их интересов, темпа работы, уровня обученности. Принцип свободного выбора : темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.Принцип связи исследования с реальной жизнью (происходит соединение знаний и практических действий).Принцип трудной цели (легко достижимый результат не является для многих воспитанников мобилизующим фактором).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

1 этап – организационно – диагностический (сентябрь).

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей группы, педагоги, родители и музыкальный руководитель. Были определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и педагогами.

2 этап – формирующий (октябрь – апрель)

Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.

3 эта п- обобщающий (май)

Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня форсированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя презентацию проекта «родословная семьи».

ТЕХНОЛОГИИ

Личностно ориентированного обучения и воспитания

Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающего обучения

Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.

Индивидуального обучения

Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.

Информационно-коммуникационные

В современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.

Развития творчества

Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

Игровая

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности – играя.

Проблемно – поисковая

Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектная

Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

метод сравнения

элементарный анализ

метод моделирования и конструирования

метод проектной деятельности

метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать

метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств

сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться

3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.

беседа – является связующим звеном

4.Методы коррекции и уточнения:

метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Месяц

Тема

Организованная деятельность с детьми

Совместная деятельность педагогов и детей

Совместная деятельность

с родителями

Консультации для родителей

Консультативная информация для родителей

сентябрь

Анкетирование родителей и диагностика детей

октябрь

Моя семья

1 . Познание

«Моя семья» , «Кто живёт со мной»

2. Художественное творчество (Рисование)

«Наша дружная семья!»

Беседа на тему: « Что такое семья» , «Мои близкие» .

Чтение сказок

«Кукушка », «Гуси-лебеди» « Красная Шапочка» .

Пальчиковая игра: «Моя семья» Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки – матери » . Серия бесед по картинкам « Какая у меня семья».

Стенгазета: «Дружная семья»

« Герб и девиз моей семьи».

Консультация:

« Тепло родного очага»,

«Как создать семейный герб» ,

Привлечь родителей к сбору

материалов необходимых для

реализации проектов.

ноябрь

Родословная моей семьи

1 . Познание

«Что такое род » , « Моя родословная»

Беседа на тему: « Моя родословная », «Самые дорогие люди».

Обсуждение ситуаций: «На кого я похож?». Чтение произведений: Я.Акима «Моя родня» . Дидактическая игра : « Родство » Просмотр мультфильмов: «Разноцветная семейка». Рассказы детей о бабушках и дедушках.

Практическое задание: Попросить маму и папу рассказать о своих родителях (твоих бабушках и дедушках) .

Составление родословной « Древо

моей семьи».

Музыкальный праздник посвященный « Дню Матери».

Папка-передвижка:

« Терминология родства»,

« История

возникновения праздника

« День Матери».

Памятка : « С чего начать

составление

родословной»

декабрь

Ты и твое имя

1 . Познание

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект "МОЯ РОДОСЛОВНАЯ" Выполнила воспитатель МБДОУ д/с №4 г.Лебедянь Сердобинцева С.Н.

Паспорт проекта Вид проекта: групповой, творческий, исследовательский. Продолжительность: средняя (1 неделя) Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы МБДОУ д/с №4, воспитатели, логопед, родители.

Паспорт проекта Актуальность темы Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Паспорт проекта Цель проекта способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.

Паспорт проекта Задачи: познакомиться с историей создания и развития каждой семьи; показать необходимость знания своей родословной; способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.

Паспорт проекта Результат: Родители получили массу советов и рецептов по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми. Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

Паспорт проекта Формы работы по реализации проекта. Физическая культура Физкульминутка «Вся моя семья»

Паспорт проекта Формы работы по реализации проекта. Здоровье Пальчиковая гимнастика «Десять внучат» Новиковская Пальчиковая гимнастика с.25 . «Рисуем человечка» Новиковская Пальчиковая гимнастика с.24 «Российская семья» А.К.Мячина, Маленьким детям большие права, с.78 Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Блинчики» Т.В.Буденная «Логопедическая гимнастика».

Паспорт проекта Формы работы по реализации проекта. Социализация. Беседы: Я и моя семья. Тайна имени. Самая хорошая, дорогая самая. Папа в доме и дом исправен. Я с бабушкой своею дружу давным давно. Мне дедушка рассказывал. Легко ли человеку,когда он один? Происхождение фамилий. Что такое генеалогическое дерево? Игры: Сложи картинку Определи возраст Закончи предложение Подбери признак Организация экспозиции из детских работ и фотографий «Загляните в семейный альбом»

Паспорт проекта Формы работы по реализации проекта. Познание Рассматривание семейных альбомов. Н О Д Самый дорогой человек. Мои младшие братья и сестры. Старшие члены семьи. И.Ф.Мулько. Социально-нравственное воспитание С. 50, З№3, С.51, З№4, с. 53, З № 5 Н.В.Алешина. Ознакомление с окружающим. С.26, З№ 19

Паспорт проекта Формы работы по реализации проекта. Художественное творчество Лепка. Панно из колбасок «Мы с папой». Поделки из пластилина. С. 3 Лепка из соленого теста «Папин портрет». Рисование «Моя мама самая красивая» Аппликация «Как мой папа спал, когда был маленький» Лыкова, с.144, с.65

Паспорт проекта Формы работы по реализации проекта. Коммуникация Заучивание пословиц и поговорок о семье. Загадки о семье.

Паспорт проекта Формы работы по реализации проекта. Чтение художественной литературы. В.Белов «Мамина дочка» К.Ушинский «Косточка» Л.Толстой «Старый дед и внучек» А.Барто «Как Вовка бабушек выручил» В.Сухомлинский «У бабушки дрожат руки» Шорыгина т.А. «Похищенное имя»

Паспорт проекта Формы работы по реализации проекта. Музыка Песня "Семья" Композитор: Григорий Гладков Слова: Елена Плотникова «Наша дружная семья» сл.Т.Рядчикова, муз.и исполнение А.Комаров

Паспорт проекта Формы работы по реализации проекта. Презентация проекта Представление семьями своих генеалогических деревьев.

Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки. Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении пройдем на места.

Семья это слово родное! Сколько в нем света добра и тепла! Как мы гордимся своими родными, за все их заслуги, за все их дела!


Тематический проект для старших дошкольников «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»


Вид проекта: групповой, творческий, исследовательский.
Продолжительность: 3 недели (с 20.02.-по 8.03)
Участники проекта : дети коррекционной подготовительной группы МАДОУ № 11, воспитатели, родители.
Актуальность темы
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Нашим особенным деткам очень сложно понять все хитросплетения родословного древа и совместная деятельность с родителями-единственный способ объяснить детям эту сложную тему.
Цель проекта
Способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи:
- познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;
- показать необходимость знания своей родословной;
- способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.
Результат:
- Родители получили советы и рекомендации по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми.
- Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов по реализации проекта.
1. Физкульминутка «Вся моя семья».
2. Пальчиковая гимнастика
«Десять внучат» Новиковская Пальчиковая гимнастика с.25
«Рисуем человечка» Новиковская Пальчиковая гимнастика с.24
«Российская семья» А.К.Мячина, Маленьким детям большие права, с.78
3. Артикуляционная гимнастика
«Вкусное варенье», «Блинчики» Т.В.Буденная «Логопедическая гимнастика».
4. Беседы:
- Я и моя семья.
- Самая хорошая, дорогая самая.
- Папа – защитник Родины.
- Я с бабушкой своею дружу давным давно.
- Мне дедушка рассказывал.
- Легко ли человеку, когда он один?
- Что такое генеалогическое дерево?
5. Игры:
- Собери родословное древо


- Сложи картинку
- Определи возраст
- Закончи предложение
- Подбери признак
6. Организация семейных проектов из семейных фотографий «Моя дружная семья»:
7. Рассматривание семейных альбомов
8. Работа в авторской рабочей тетради «Мои права»
9. ООД
* Лепка «Кулон для бабушки».


* Рисование «Подарок папе самолет»
* Аппликация «Букет для мамы»


10. Заучивание пословиц и поговорок о семье.
11. Загадки о семье.
12. Чтение художественной литературы.
* В.Белов «Мамина дочка»
* К.Ушинский «Косточка»
* Л.Толстой «Старый дед и внучек»
* А.Барто «Как Вовка бабушек выручил»
* В.Сухомлинский «У бабушки дрожат руки»
* Шорыгина т.А. «Похищенное имя»
13. Слушание песен
+ Песня «Семья» Композитор: Григорий Гладков Слова: Елена Плотникова
+ «Наша дружная семья» сл.Т.Рядчикова, муз.и исполнение А.Комаров
+ Музыкальная презентация "Моя семья" Е Курячий, поёт М Мельник,

Муз.презентация "Моя семья" (Алиса Самбурская),
14. Презентация проекта
Представление семьями своих генеалогических деревьев.

Ход мероприятия.

Организационный момент:
Дети и родители стоят в кругу.


Воспитатель:
^ Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки. Улыбнитесь друг другу.
В таком хорошем настроении пройдем за столы.
Сегодня мы побеседуем о семье. У всех дома есть семейные альбомы, в которых хранятся фотографии близких людей - наших родных.
А сейчас подумайте, и ответьте, кого называют родственниками? (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тетя.)
Правильно. Родственниками называют близких по родству людей. А что означает слово «род»? (бабушка, дедушка, их дети, братья, сестры, мама, папа их братья, сестры и дети.)
Если объединить ваши ответы можно сказать, что род - одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Самыми уважаемыми считаются самые старшие по возрасту члены семьи.
Подскажите, кто самые уважаемые родственники в вашем роду и почему?
Рассуждения детей и родителей.


Правильно! Самыми уважаемыми считаются старшие по возрасту члены семьи - бабушка и дедушка. Мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители вам. Так и образовывается семья.
Ребята, Аделина выучила стихотворение о семье. Давайте послушаем.
Семья это слово родное!
Сколько в нем света добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными,
за все их заслуги, за все их дела!
Оля тоже знает стихотворение о семье.
Что такое семья?
Вы спросите меня.
Я отвечу вам с удовольствием,
Что семья - это дом,
Садик мой за окном,
И семья - это малая Родина!
Под пургой и дождём
Нас согреют теплом
И помогут в любых ситуациях
Мамы милой глаза,
И улыбка отца,
И ватрушки, и булочки бабушки!
В мир идём из семьи,
Там и корни твои,
Твоя долгая жизнь начинается.
И основа основ -наш родительский дом,
И семьёй в мире жизнь продолжается.
О семье очень много пословиц и поговорок придумал русский народ. Давайте вспомним их.
o Вся семья вместе, так и душа на месте.
o В семье и каша гуще.
o На что и клад, когда в семье лад.
o Какова мать, такова и дочь.
o Мать всякому делу голова.
o Согласную семью и горе не берет.
o В семье и горох молотят.
o Дружная семья и землю превратит в золото.
o Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
o В дружной семье и в холод тепло.
o В хорошей семье хорошие дети растут.
Физкультурная пауза


Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (поднимают плечи)
Раз, два, три, четыре, пять (прыгают на месте)
Вас могу пересчитать; (считают пальчиком)
Папа, мама, брат, сестра.
Бабушка и дедушка, (показывают ладошкой)
Кошка Мурка, два котенка (наклоняются в право, влево)
Мой сверчок, щегол и я (повороты в право, влево)
Вот и вся моя семья. (Хлопают)
У многих из вас есть братья и сестры у ваших мам и пап они тоже есть, поэтому большой род изображают в виде древа, которое называется «генеалогическое древо». Дома вы всей семье хорошо постарались, изучили своих предков, и составили свои родословные, придумали рассказы о своей семье. Кто хочет рассказать о своем роде? Давайте послушаем все рассказы и выберем лучший.
Дети вместе с родителями демонстрируют свои «генеалогические древа» и рассказывают своих родословных.



В эти дни мы справляем два праздника Международный женский день – 8 Марта и 23 февраля – День защитника Отечества. 8 Марта - это праздники наших мам, бабушек, сестер. А 23 февраля - это праздник наших пап, дедушек и братьев. Эти праздники семейные.
Сегодня мы для родителей приготовили подарки и с удовольствием вручаем их родителям.
Дети дарят подарки родителям.

Лобакова Лариса
Конспект проекта в подготовительной к школе группе «Моя родословная. Генеалогическое древо»

Конспект проекта познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Моя родословная . Генеалогическое древо ».

Цель :

Познакомить детей с понятиями «родословная » и «генеалогическое древо » , «поколение» ;

Расширять представление «семья» , расширить знания о своих близких родственниках;

Учить строить генеалогическое древо семьи , способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи;

Активизировать словарь существительных, обозначающих членов семьи и качественных прилагательных и глаголов по теме «Семья» .

Задачи :

Развивать монологическую речь, внимание в ходе составления описательных рассказов;

Выразительность движений в ходе физминутки.

Воспитывать : уважение к старшим членам семьи; умение почувствовать энергию своего рода, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца в ходе изготовления древа .

Материал :

Макет генеалогического древа ;

Кувшин с водой для игры;

Семейные фотографии;

Карточки с моделью «генеалогического древа » ;

Музыкальное сопровождение;

Интерактивное оборудование.

Предварительная работа с детьми :

1. Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей, бабушек и дедушек.

2. Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.

3. Совместная деятельность детей с родителями по составлению «генеалогического древа » .

4. Загадки на тему «Семья» .

Ход НОД.

Педагог. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (Ответы детей.)

Педагог. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим :

Утро настает,

Солнышко встает.

Мы собираемся,

В добрый путь отправляемся.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Педагог. Как вы думаете, какое слово спряталось в этой картинке? (на доске ребус : «7 я» )

Дети. Слово «семья» .

Педагог. Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? (Ответы детей) . Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

В нашей группе много ребят . У каждого из вас есть своя семья. Как вы думаете, семьи все одинаковые? Или, может быть, они разные? Чем они отличаются? (Семьи все разные – бывают большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах, в разных квартирах.) Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. (счёт на разных языках)

Пальчиковая игра

Ребята род – одна большая семья. Самым уважаемым считается старший по возрасту член семьи – бабушка, дедушка или прабабушка, прадедушка. Как вы думаете, почему?

Дети : Они много прожили. Мудрые.

Педагог : Мы их ещё уважаем за то, что они дали жизнь нашим родителям.

Расскажите о своей семье. Из кого она состоит? (Ответы детей)

Педагог выставляет стержень от пирамидки, кольца лежат рядом.

Вызывает ребёнка, который составляет пирамидку.

Педагог : Попробуем представить род человеческий в виде колец.

Самое большое кольцо – это ваши прабабушки и прадедушки.

Следующее по размеру кольцо – дедушка и бабушка.

Как мы назовем следующее кольцо?

Дети : Мама и папа.

Педагог : Осталось самое маленькое. Как вы думаете кого оно обозначает?

Дети : Детей.

Педагог : У нас получилась пирамидка. Это наша семья.

Физминутка «Семья» .

Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (поднимают плечи)

Раз, два, три, четыре, пять (прыгают на месте)

Папа, мама, брат, сестра.

Бабушка и дедушка, (показывают ладошкой)

Кошка Мурка, два котенка (наклоняются в право, влево)

Мой сверчок, щегол и я (повороты в право, влево)

Вот и вся моя семья. (Хлопают)

На мольберте модель генеалогического древа .

Педагог : С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. - Ваши непосредственные родственники : родители, бабушки, дедушки – это ваша семья. А вы знаете, что такое родословная ? (Ответы детей.)

Так вот, ребята у каждой вашей семьи есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад. Все это из истории твоей семьи. В прошлом вашей семьи так же можно найти много интересного и полезного.

Семейная история, по –другому, родословная . Так как родственников было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными » .

А потом люди придумали зарисовать свою «родословную » в виде дерева, (показ генеалогического древа , где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом » . Дети, а как вы думаете, легко ли составить родословную своей семьи ? (Ответы детей.)

Это трудно, но мы с вами попытаемся создать первую ступень генеалогического древа .

Ребята, нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше своих бабушек и дедушек,

Составление генеалогического древа .

Педагог : Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Подойдите каждый к своему дереву. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве , то есть, изобразить генеалогическое древо . Внизу размещаем свой портрет и своих родных братьев и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки?

Рассматривание работ.

(Дети берут свои деревья и встают в круг) .

Педагог. Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды.

Все ваши семьи вместе – это уже целый народ! Давайте закроем глаза и попробуем ощутить, какая большая сила у нашего народа, когда мы все вместе из поколения в поколение.

Игра «Кувшин доброты» .

Педагог У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Сейчас зазвучит музыка. Во время звучания, вы должны подумать над пожеланиями для своей семьи. Кто захочет, может танцевать.

Музыка останавливается.

Педагог Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.

Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего.

Педагог : Вода зарядилась от вас очень хорошей энергией и сейчас мы тоже с вами получим положительные эмоции. Для этого я угощу вас этой водой.

Педагог раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют.



mob_info