Совместная деятельность с детьми тема обитатели моря. «Волшебный мир моря». Проект в подготовительной группе. Сюжетно – ролевые игры

Детский творческий проект "Мир моря" для детей старшей группы.

I Ведение

Актуальность проблемы: на сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте.
Наша страна со всех сторон омывается морями. И что бы сохранить их красоту и богатства, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне морей, о работе морского флота. С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан детский образовательный проект «Мир моря».
Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Мир моря».
Детская цель проекта: познакомить детей с жизнью морских обитателей и значения моря в жизни людей.
Задачи проекта:
1)Сформировать у детей представления о морских обитателях;
2)Дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе;
3)Совершенствовать навыки речевого общения;
4)Развивать творчество, воображение, фантазию;
5)Формировать желание пользоваться специальной терминологией;
6)Формировать навыки поисковой деятельности;
7)Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;
8)Воспитывать бережное отношение к природе.
Объект исследования: море.
Ожидаемые результаты:
1)овладение понятиями «морские обитатели», «млекопитающие», «моллюски», «кораллы», «водоросли»;
2)имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
3)знают о взаимосвязи с другими обитателями;
4)имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
5)сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
Вид проекта: групповой, исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5-6 лет.
Продолжительность проекта: данным проектом занимались в течении 1 года.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (музыкальный и художественный руководитель).
Формы и методы работы: наблюдения, эксперименты, игры, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок, рисование, аппликация, оригами, лепка.
Работа с родителями:
1)рекомендации родителям по отдыху с детьми на море.
2)фотовыставка «Подружись с волной!».
3)совместное творчество по составлению литературных произведений.
Продукт проектной деятельности:
1)панно «Морские жители»
2)коллекция ракушек
3)макет «Подводный мир»
4)рисунки «Золотые рыбки»
5)«Мир моря»
6)сухой аквариум
7)коллекция ракушек,
8)фотовыставка «Подружись с волной!».
Презентация проекта: представление на педагогическом совете; проведение родительского собрания; оформление выставок.

II. Реализация проекта

1. Познавательное развитие
Беседы:

«Море в опасности!»
Цель: выяснить, какие опасности грозят морю и его обитателям
«Сокровища морей»
Цель: познакомить детей с сокровищами морей: жемчугом и кораллами.
«Морские растения» (Приложение 1)
Цель: познакомить детей с морскими растениями и их разнообразием.
«Все о ракушках»
Цель:познакомить детей с ракушками, их разнообразием и пользой для человека.

«Рыбы – кто они?
Цель: уточнить и расширить представления о рыбах. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражая их в речи.


Рис. 2 Дети рассматривают открытки «Пестрый мир аквариума»
«Гроза океанов: большая белая акула, гигантская медуза – бойтесь больших щупальцев»
Цель: познакомить с морскими животными, которые несут опасность людям.
«Кем быть?»
Цель: закреплять и пополнять знания о существующих в настоящее время профессиях, связанных с море».


Рис. 3 Дружная команда корабля
Познавательные занятия
«Моря бывают разные»
Цель: дать детям представление о том, что на земле существует много морей. Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое, холодное море). Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать любознательность, речь, память.
«Путешествие по глубинам морского царя».
Цель: расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательные вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.
«Морские чудеса». (Приложение 2)
Цель: закреплять первоначальные представления о морях и океанах; формировать знания об обитателях морского дна; воспитывать эстетическое отношение к природе; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.
«Чайка»
Цель: уточнить и расширить знания детей о чайке (внешний вид, сфера обитания, питание, повадки, образ жизни); закрепить умение работать ножницами и иголкой; развивать мышление, наблюдательность, мелкую моторику; воспиты-вать экологическое мировоззрение, интерес к природе родного края.
Наблюдение:
«Аквариумные рыбки»
Цель: закрепить знания детей о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников; учить детей выделять признаки сходства и различия между рыбами; укрепить желание ухаживать за рыбками.


Рис. 4 Дети наблюдают за аквариумными рыбками
«Черепаха»
Цель: посмотреть внешнее строение черепахи, как передвигается, чем питается; предложить детям поухаживать за ней и угостить ее.


Рис. 5 Дети наблюдают за черепахой.
Экспериментирование:
«Научи яйцо плавать» (Приложение 3)
Цель: при помощи опыта показать детям свойства воды.
Задачи:
1. Приготовить насыщенный солевой раствор.
2. Проследить как ведет себя яйцо в воде и солевом растворе.
3. Сделать выводы о свойстве морской воды.
Материалы и оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
«Кристаллизация соли»
Цель: экспериментальным путем показать, как происходит кристаллизация соли в природе.
Задачи:
1.Приготовить солевой раствор.
2.Проследить за кристаллизацией соли.
3.Сделать выводы о том, как происходит кристаллизация соли в природе.
Материалы и оборудование: стеклянный стакан, соль, чайная ложка, палочка, скрепка, шнурок.
Ход эксперимента:
1.В стакан налить воды и добавить 3 столовые ложки соли.
2.Размешать воду до полного растворения соли.
3.Положить скрепку, привязанную к деревянной палочке.
4.Стакан поставить на солнечное окно.
Вывод: кристаллизация происходит в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости. Весь процесс происходит за 2-3 недели.


Рис. 6 Выполнение опыта по кристализации соли
«Кристаллизация соли в процессе нагревания».
Цель: экспериментальным путем доказать нахождение соли в воде.
Задачи:
1. Приготовить солевой раствор.
2. Проследить за процессом кристаллизации в процессе нагревания.
3. Сделать выводы о кристаллизации соли в процессе нагревания.
Материалы и оборудование: солевой раствор, спиртовка, пробиркодержатель, металлический сосуд.
Ход эксперимента:
1. Набрать водопроводную воду в стакан и добавить 3 ст. ложки соли.
2. Налить небольшое количество воды в металлический сосуд и поставить на спиртовку придерживая пробиркодержатилем.
3. Довести солевой раствор до кипения.
4. Проследить за процессом кристаллизации.
5. Сделать выводы о том, почему при нагревании из солевого раствора образуются кристаллы соли.
Вывод: при нагревании солевого раствора происходит испарение воды, а кристаллы соли остаются на дне сосуда.
«Окрашивание морской воды».
Материалы и оборудование: 2 стакана, соль, краситель.
Ход эксперимента:
1. В один стакан налить водопроводную воду и добавить 5 чайных ложек соли.
2. Во второй стакан налить водопроводной воды и добавить пищевой краситель.
3. В стакан с соленой водой аккуратно влить пару чайных ложек воды с красителем.
Вывод: Окрашенная вода останется на поверхности, так как соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А водопроводная вода более легкая – поэтому она на поверхности.

2. Речевое развитие

Чтение художественной литературы:
Цель: познакомить детей с изображением морских обитателей в литературных произведениях.
Г. Косова «Азбука подводного мира»,
С. Сахарнов «Кто в море живёт?»,
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Г.Х.Андерсен «Русалочка»
П. П. Ершов «Конек – Горбунок»
М. Чубученко «Морские сказки».
Чтение и заучивание стихотворений о море и морских обитателях
Цель: обобщать и систематизировать знания детей о море и морских обитателях; учить стихотворение наизусть; развивать внимание, память.
Морской конёк
В море, в зарослях игривых,
Вьется пламя огонька –
Раздувают воды гриву
Норовистого конька.
Видит он любую норку,
За добычей смотрит зорко,
Не зевай, глупыш-рачок:
От врага – один скачок. Г.Р. Лагздынь
Заучивание пословиц и поговорок о море:
Цель: учить детей запоминать пословицы и поговорки, учить понимать смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.
- В море раз побудешь, век не забудешь.
- В море дорог много.
- Море шутить не любит.
- Море кого любит, а кого губит.
- Море любит смелых да умелых.
- Перед морем все равны.
- Учись, матрос,- капитаном будешь.
Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций:
Цель: показать красоту моря в творчестве известных художников, развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения
Рассматривание репродукций картин:
- И.К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море»,
- А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе»,
- А. Боголюбов «Парусник в море»;
3. Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Занимательная зоология»
Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, способствует развитию ассоциативной памяти.
Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их обитания.


Рис. 7 Играют в занимательную зоологию
«Угадай на ощупь»
Цель: учиться определять морских обитателей на ощупь с завязанными глазами.
Ход игры: с завязанными глазами определить какой морской обитатель у тебя в руках.

Рис. 8 Пытаются отгадать морское животное с завязанными глазами.
«Зоологическое лото»
Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на необхо-димые окошки своих карточек.


Рис. 9 Дети играют в зоологическое лото.
«Отгадай загадку» (Приложение4)
Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать.
Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети отгадав ее, должны аргументировать свой ответ.
«Распутай путаницу»
Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского лабиринта».
Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через лабиринты.


Рис. 10 Пытается найти выход из морского лабиринта.
Настольная игра (пазлы) «Подводный мир»
Цель: вызвать интерес к создаваемой картине, развивать мелкую моторику рук, логику.
Ход игры: из мелких деталей собрать картину.


Рис. 11 Девочки пытаются собрать «Подводный мир»
Подвижные игры:
«Море волнуется»
Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.
Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.


Рис. 12 Фигура из игры «Море волнуется …»
«Водяной»
Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.
Ход игры: дети стоят в кругу, а ведущий - в центре с завязанными глазами должен определить кто перед ним стоит.
«Рыбак и рыбки»
Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и выносливость.
Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники-«рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком».


Рис. 13 Рыбак пытается поймать рыбок
«Водолаз»
Цель: закрепить название морских обитателей, учиться передавать движениями их внешний вид и способы передвижения.
Ход игры: ведущий загадывает морское животное, а игроки должны изобразить его. Кто интереснее изобразит становиться ведущим.


Рис. 14 Изображение акулы в игре «Водолаз»
Сюжетно – ролевая игра:
«Путешествие на корабле»
Цель: дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе; совершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество, воображение, фантазию; воспитывать интерес и уважение к труду работников морского флота.


Рис. 15 Путешествие на корабле.
«Подводная экспедиция»
Цель: создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Побуждать к развертыванию сюжета.
«Аквалангисты»
Цель: познавательный интерес к обитателям морского дна, умение видеть интересное и занимательное во время морской прогулки.

4. Продуктивная деятельность

Рисование:
«Морской пейзаж»
Цель: учиться при помощи акварельных красок передавать красоту морского пейзажа.


Рис. 16 Дети акварелью рисуют морской пейзаж
«Золотая рыбка»
Цель: систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания. Учить передавать данные знания в рисунке.


Рис. 17 Дети рисуют золотых рыбок
«Аквариумные рыбки»
Цель: Создание макета аквариума с рыбками, на основе полученных знаний о среде обитания морских рыб. Учимся находить сходства и отличия морских и аквариумных рыб.
«Морские обитатели»
Цель: воспитывать любовь к окружающей природе, учить восхищаться этой красотой, учить выражать свои знания в художественно – продуктивной деятельности.


Рис. 18 Дети рисуют морских обитателей.
«Морское дно»
Цель: продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей воображение и творчество.
Аппликация:
«Необычные рыбки»
Цель: развивать умение вырезать по контуру сложенную пополам бумагу, дорисовывать необходимые детали фломастером.
«Рыбы в аквариуме»
Цель: развивать цветовое восприятие; чувство композиции; умение рассматривать и оценивать созданные изображения; упражнять в подборе разных оттенков цвета; закреплять приемы вырезания и аккуратного наклеивания создавать картину из геометрических фигур.
«Подводный пейзаж»
Цель: учиться работать с природными материалами и при помощи них передавать красоту морского дна.


Рис. 19 «Подводный пейзаж»
Берег морской
Цель: Закреплять у детей технические навыки аппликации путем нарезания и приклеивание шерстяных ниток. Продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей воображение, творчество.


Рис. 20 Берег морской
Лепка:
«Ракушки»
Цель: учить при помощи пластилина передавать внешний вид ракушки, закрепляя знания детей о их внешнем виде.
«Морское дно» (пластилинография)
Цель: формировать у дошкольников представление о морских обитателях, путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и лепки.


Рис.21 Дети выполняют работу
Оригами
«Краб»
Цель: развивать творчество, умение внести оригинальность и индивидуальность в выполняемую поделку.
«Теплоход»
Цель: Познакомить детей с новыми способами складывания бумаги. Развивать творчество, умение внести оригинальность и индивидуальность в выполняемую поделку.
«Рыбка»
Цель: закрепление умения складывать бумагу в нужном направлении; закрепление внешнего строения рыб.

III. Заключение

1. Анализ результатов проектной деятельности:
Критерии оценивания результата проектной деятельности:
Высокий уровень (3 балла). Ребенок без особого труда распределяет морских обитателей по видам; аргументируя свой выбор. Соотносит представителей морской фауны со средой обитания (берег, воздух и вода). Знает характерные признаки. По изображению называет морских обитателей. Называет без особо-го труда несколько морских профессий, связано и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень (2 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении морских обитателей по видам; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Может определить некоторых обитателей моря по картинкам и назвать некоторые морские профессии. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Низкий уровень (1 балл). Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки, назвать морских обитателей и профессии. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном не верно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомые.
Подсчет результатов:
Начало проекта - высокий – 16 баллов, средний – 9 – 13 баллов, низкий – 3 балла;
Конец проекта - высокий –18 баллов, средний –14 – 16 баллов, низкий –12 баллов.
Сравнительная диаграмма результата проектной деятельности на подготовительном и заключительном этапе, %


Вывод:
Анализ результатов показал, что произошли значительные изменения в знаниях дошкольников. Наглядно полученные данные представлены в диаграмме.
В отличие от результатов диагностирования, проведённых в начале проекта, знания детей увеличились почти на 40%.
50% дошкольников достигли высокого уровня знаний. Полученные результаты подтвердили доступность для освоения детьми, старшего дошкольного возраста, отобранного содержания знаний о море и морских обитателях.
Анализ результатов детей со средним уровнем развития изменился в меньшую сторону на 35% и составляет всего 40 %.
Дети, с низким уровнем выявленные в начале проекта (15%), которым характерно выполнение действий путем проб и ошибок с нарушением мер предосторожности. Это объясняется сложностью для восприятия и освоения ребенком самого объекта, а так же недостаточной помощью и вниманием со стороны родителей к данным проблемам детей.
По результатам диагностирования на заключительном этапе детей с низким уровнем развития снизился (5%) и составляет 10%, что говорит об эффективности и необходимости продолжения работы с детьми в данном направле-нии.
Итак, сравнительный анализ данных доказал действенность и эффективность разработанных педагогических условий формирования знаний о море и морских обитателях.
Наиболее эффективными являются следующие методы и приемы работы: дидактические игры, рассматривание картин и фотографий с изображением моря и морских обитателей, чтение специально подобранных произведений художественной литературы с последующими беседами по ним, специально организованные занятия, индивидуальная работа, разнообразные формы работы с родителями.
2. Продукты проектной деятельности
По итогам реализации проекта была проведена презентация и родительском собрании, педагогическом совете, организованы выставки детских работ, оформлен макет подводного мира, изготовлен сухой аквариум и фотовыставка «Подружись с волной!»


В ходе осуществления проекта «Мир моря» дети познакомились с морскими обитателями и с тем, какое значение море имеет в жизни человека. В результате бесед, познавательных занятий совершенствовались навыки речевого общения. Дети овладели основными понятиями «морские обитатели», «моллюски», «кораллы», «млекопитающие», что так же помогло их общению в ходе проекта. Детям были даны знания о труде моряков на корабле и профессиях связанных с морем.
Знания, полученные в ходе проекта, ребята применяли во время рисования, лепки, изготовления аппликации и оригами. Они без особого труда могли изо-бразить внешнее строение рыбы, старались использовать ту цветовую гамму, какую имеет животное в природе.
Большая работа была проведена с родителями. Для них были разработаны рекомендации о том, какие следует, соблюдать меры предосторожности находясь с ребенком на море. Так же было проведено родительское собрание на тему проекта. Родители оказали помощь в создании фотовыставки: «Подружись с волной!»
В начале и конце данного проекта был проведена диагностика, которая по-казала, что после проведения проекта «Мир моря» у детей увеличилось количество знаний этой теме. Данный проект показал достаточно высокий результатПроект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной"

Кулманакова Галина Александровна

МБДОУ№17 г.Томск

Проект «Морские животные»

Вид проекта: информационно-творческий

Участники: дети подготовительной группы

Взаимодействие педагогов: воспитатели, родители

Срок реализации проекта: 1 неделя

Проблема: «Какие бывают обитатели моря»

Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир»

Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.

Задачи:

  • расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять;
  • развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;
  • развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
  • развивать способность вслушиваться в звуки природы;
  • развивать познавательный интерес, творческие способности;
  • использовать различные нетрадиционные художественно - графические техники;
  • учить охранять окружающую среду;

Ожидаемые результаты проекта

  • владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
  • знать о взаимосвязи с другими обитателями;
  • иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
  • сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
  • составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

Гипотеза:

Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её.

Этапы проекта:

Целеполагание (выявление проблемы).

Разработка проекта.

Выполнение проекта (Организация совместной работы детей и педагогов над проектом).

Подведение итогов (Презентация).

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море»;
  • знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;
  • разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;
  • рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;
  • прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. « Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;
  • просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».

Сотрудничество с семьёй:

Фотовыставка: «Вспомним море голубое!», «Я в океанариуме!» ;

Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками;

Ресурсное обеспечение:

Иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности, ракушки разных размеров и формы, пластилин, бросовый материал.

Может ли человек жить в воде? Почему?

Каких морских животных вы знаете?

Что вы знаете об обитателях подводного мира?

Какими особыми приспособлениями пользуются некоторые жители морских глубин?

Чем питаются обитатели моря?

Кто какой Нептун?

Какие изобретения человеку подсказали морские обитатели?

Какое животное самое большое, умное, быстрое, музыкальное?

Реализация проекта

Совместная деятельность детей и педагогов.

Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.

Беседы: О рыбах, о морях и океанах, о подводном мире;

Рассматривание иллюстраций (энциклопедий « Море и его мир», «Рыбы которые светятся»;

Рассматривание видеороликов « Морской мир». «Подводный мир», «Млекопитающие в зоопарке: Выступление дельфинов, морских котиков, кита Белухи». Мультфильмы: «О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина; «Немо». Видеоролики: «Рыбка немо», «Рыбка зебра», «Рыбка -клоун»;

Альбомом с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания;

Рассматривание картин художников, изображающих подводный мир картины Марка Сузино;

Чтение художественной литературы

Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения;

Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.

Х.-К. Андерсен "Русалочка".

Творческие рассказы: «Как я ездил в дельфинарий» (выборочно).

Вечер загадок, стихов о морском мире.

Заучивание стихов о жителях подводного мира.

Дидактические игры

Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

«Русалочка»

«Четвертый лишний»

«Чей силуэт»

«Угадай звук животного»

«Чья тень?»

«Собери Дельфина»

«Укрась аквариум»

«Угадай какой водоем»

«Кто здесь живет?»

«О ком расскажу»

Настольно-печатные игры

«Парные картинки»

«Узнай, что изменилось»

«Найди такую же»

«Соедини точки»

Словесные

Цель. Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию.

Расширить словарь детей: медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк, камбала.

«Опиши животное»

«Отгадай загадку»

«Кто, что слышит?»

«Чьи детки?»

«Найди предмет по описанию»

«Назови одним словом»

«Кто больше заметит небылиц?»

Продуктивные виды деятельности:

Выставка рисунков и поделок из природного и бросового материала «Море и морские тайны».

Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

Аппликация «На дне морском»

Коллективная аппликация «В морских глубинах»

Пластелинография «Необыкновенные рыбки»

Рисование пальчиковой техникой «Волшебный подводный мир»

Роспись камней «Золотая рыбка»

Лепка из теста «Рыбка клоун»

Конструирование из бумаги - макет морского дна

украшения в морском стиле (кулоны и браслеты из ракушек)

Оригами « Морские рыбки»

Изготовление альбома с иллюстрациями «Как прекрасен это подводный мир…»

Взаимодействие с родителями

Фотоальбомы «Как мы отдыхали на море»;

Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»;

Помощь в организации досуга на морскую тематику.

Участие в выставке рисунков и поделок «Море и морские тайны» совместное творчество родителей и детей, воспитателей.

Оформление игротеки дидактических игр

Подбор пазл на морскую тематику;

Разрезные картинки «Морские животные»;

Сюжетно - ролевые игры:

«Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция»

(опыты и эксперименты);

«Путешествие на корабле в сказочную страну »

Подвижные

Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.

«Рыбак и рыбки»

«Море волнуется»

«Рыбки и камушки»

«Водяной»

«Водолаз»

Оформление игрового уголка «Морской мир»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого развития детей №28 «Колосок» города Ессентуки

Проект

«Морские обитатели »

Воспитатель старшей группы

Тарарина И.Н.


2017 год

Проект «Морские обитатели»

Тип проекта: информационно-творческий, исследовательский.

Участники: дети 5-6 лет, воспитатели, родители

Срок реализации проекта: 1неделя

Проблема: «Какие бывают обитатели моря»

Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир»

Актуальность:

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Общение с природой положительно влияет на человека: делает его добрее, мягче, пробуждает в нем лучшие чувства. Вокруг нас много ещё неизведанного и прекрасного. Особый интерес у детей вызывает загадочный мир подводных обитателей. Часто дети задают вопросы связанные с морем, с его обитателями, с образом их жизни, с их особенностями. Хотелось бы познакомить детей с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Будет удовлетворен интерес детей к данной теме, воспитано чувство любви к природе, желание узнавать больше интересного, беречь и охранять её.

Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных исследовательских и творческих способностей детей.

Задачи:

    расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять;

    развивать логическое мышление, умение на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;

    развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;

    развивать способность вслушиваться в звуки природы;

    развивать познавательный интерес, творческие способности;

    использовать различные нетрадиционные художественно – графические техники;

    воспитывать любовь к природе, желание сохранять богатства морей и океанов.

Ожидаемые результаты проекта

    владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;

    иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;

    знать о взаимосвязи с другими обитателями;

    иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

    сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

    составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

Этапы проекта:

1 этап Целеполагание (выявление проблемы).

2 этап Разработка проекта.

3 этап Выполнение проекта (Организация совместной деятельности детей и педагогов над проектом).

4 этап Подведение итогов. Пособие по экологии «Аквариум. Морские обитатели».

Предварительная работа:

    поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море»;

    знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;

    разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;

    прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. « Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды».

Взаимодействие с семьёй:

Консультация для родителей «Дельфинотерапия».

Привлечение родителей к созданию предметно – развивающей среды в группе по теме проекта. И захотели мы в свой уголок природы поселить морских жителей, а для этого нам понадобились стеклянные банки с закручивающими крышками, вода из под крана, камешки, ракушки, восковой пластилин и немного фантазии. Поселили аквариумы в уголке природы, используя их на занятиях по экологии. Получилось пособие по экологии «Аквариум. Морские обитатели»

В ходе реализации проекта предполагается использование следующих форм и методов работы:

Самостоятельное наблюдение

Коллективное наблюдение

Рассматривание иллюстраций

Экспериментирование

Ресурсное обеспечение:

Иллюстрации, фотоматериалы, книги, фотоаппарат, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности, ракушки разных размеров и формы, пластилин, бросовый материал.

Этапы работы над проектом:

I. Подготовительный.

    Подобрать методическую литературу по теме.

    Подобрать детскую художественную литературу.

    Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).

    Систематизировать и оформить дидактический материал в соответствии с планом проекта;

    Информационный материал для родителей.

    Составить перспективный план мероприятий.

Формы работы

Темы

Задачи

Познавательная деятельность

1.Тема: Морские обитатели.

Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде; познакомить детей с некоторыми формами защиты морских обитателей; формировать навык полных ответов на вопросы; развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения; развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

2.Тема: Сравнительное наблюдение за рыбами.

закрепить знания о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников и т.д.; путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожными покровами, наличием плавников, способом передвижения, повадками; вызывать желание ухаживать за рыбами; развивать грамматический строй речи.

3.Тема: Выращивание кораллов, путем кристаллизации соли.

опытным путем показать детям образование кораллов.

Просматривание видеороликов и презентаций: «Дельфины», «Морские обитатели», «Подводный мир», «Самые странные в мире животные», «Тайны морских глубин».

Ознакомление с художественной литературой

Коммуникативная деятельность

Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Русалочка», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», скандинавская народная сказка «Волшебная рыба», норвежская народная сказка «Почему вода соленая», С. Сахарнов «Как краб кита из беды выручал», Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Баранов «Дельфины», В. Орлова «Для чего морю наряды?»;

Заучивание стихотворений про морских обитателей, составление описательного рассказа по опорной схеме.

Познавательные беседы: «Кораллы - это растения или животные?», «Кто в море живет?».

формировать у детей представления о разнообразии подводного мира, вызывать желание дослушать произведение до конца, учить кратко передавать содержание произведения, развивать умение использовать опорную схему для составления рассказа, грамматический строй речи, пополнять словарный запас, воспитывать бережное и заботливое отношение к миру природы, учить видеть красоту окружающего мира.

Художественно-эстетическая деятельность

1.Тема: Рисование «Тайны подводного царства».

систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания, об особенностях подводного мира, учить передавать данные знания в рисунке.

2.Тема: Лепка «Аквариум. Морские обитатели» (коллективная работа)

закреплять представления об особенностях подводного мира, об особенностях строения морских обитателей.

3.Тема: Конструктивная деятельность «Рыбка», «Лодочка» (оригами из бумаги).

закреплять умения использовать технику оригами для создания моделей морских обитателей.

Игровая деятельность

Подвижные игры:

«Море волнуется раз …», «Рыбак и рыбки», «Водяной».

Дидактические игры:

«Русалочка», «Четвертый лишний», «Что звучит?», «Соедини цифры», «Раскрась по образцу».

Сюжетно-ролевые игры:

«В дельфинарии», «Где мы только не бывали, что мы только не видали», «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция».

Пальчиковые игры:

«Чайка», «Лодочка».

совершенствовать спортивные навыки, развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, воспитывать уважительное отношение к сверстникам, закреплять знания о подводном мире.

Музыкальная деятельность

Прослушивание песни «Дельфины» из мультфильма «В порту», Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра «Разговор ветра с морем», Равель М. «Игра воды».

Разучивание песни «Музыка моря»

учить слушать музыку, различать звуки природы, запоминать слова песни, попадать в такт при исполнении песни.

Двигательная активность

Проведение подвижных игр.

приобщение детей к здоровому образу жизни.

Организация выставки рисунков «Морские обитатели»

III. Итоговый.

Пособие по экологии «Аквариум. Морские обитатели»

К концу тематическая неделя" Морские обитатели ". Мы с ребятами многое узнали о

животном мире из бесед, фотографий, энциклопедий. И захотели мы в свой уголок природы поселить морских жителей , а для этого нам понадобились стеклянные банки с закручивающими крышками, вода из под крана, восковой пластилин и немного фантазии.

Вылепили мы своих любимых морских обитателей из пластилина , прикрепили к внутренней стенку баночки, насыпали на дно ракушек (принесли из дому) и вот какая красота у нас получилась. Поселили аквариумы в уголке природы , используя их на занятиях по экологии .

Реализация проекта в социуме

Проект «Морские обитатели»

Старшая группа №2 «Теремок»

«Аквариум в банке»

Участники: дети подготовительной группы «В»

Воспитатель: Усатенко В.В.

Проект «Морские обитатели»

Гипотеза:

Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её.

Этапы проекта:

1 этап Целеполагание (выявление проблемы).

2 этап Разработка проекта.

3 этап Выполнение проекта (Организация совместной работы детей и педагогов над проектом).

4 этап Творческая работа.

4 этап Подведение итогов (Презентация).

Море кишит жизнью, и как это ни странно, но и микроскопические, и самые крупные морские обитатели, такие как синий кит, манта или китовая акула, питаются большим количеством пищи, невидимой невооруженным глазом, - планктоном.

Более двух третей поверхности земли покрыто морями и океанами.

Эта огромная масса воды необходима для жизни на нашей планете: ветры разносят влагу по всему свету, она испаряется и восстанавливается вновь в виде дождя и снега, питая растительный и животный мир.

  • Это примитивная хищная рыба, распространённая во всех морях и океанах.
  • У неё торпедообразная форма тела, длиной от 20 см до 18 м.
  • Движение вперёд и повороты рыба осуществляет изгибами хвоста влево или вправо.
  • Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении.
  • Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, убивает свою жертву и разрывает ее на клочки.
  • Среди акул есть и внушающие ужас хищники, например синяя акула, и мирные поедатели планктона, такие как огромная китовая акула, которая, несмотря на устрашающий внешний вид, абсолютно безвредна.
  • Хищники, живут группами, прекрасно плавают и легко ориентируются даже в мутной воде.
  • Между собой общаются с помощью свистящих звуков.
  • Питаются эти удивительные животные в основном рыбой, а так же головоногими моллюсками и ракообразными.
  • Дельфинов очень легко приручить благодаря тому, что они очень умны и обладают исключительными способностями к обучению.
  • Нередко мореходы видят, как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность, чтобы те не захлебнулись.
  • Это крупные млекопитающие, обитатели морей и океанов. Величина и тяжесть кита равны величине сорока слонов.
  • Вместо зубов у кита во рту до 400 роговых пластинок.
  • Кормится гигант мелкими морскими животными: рыбками, моллюсками и рачками.
  • Киты - теплокровные млекопитающие. Они рождают живых детенышей и вскармливают их молоком.
  • Может показаться, что киты выдыхают водяные брызги; на самом деле то, что видим, - это струя воздуха, смешанного с небольшим количеством воды.
  • Тело его покрыто твердым панцирем.
  • Ног у всех крабов по десять, но передняя пара ножек не видна, они скрыты под панцирем и служат для чистки крабьих жабер.
  • Глаза у крабов удивительные: они посажены на «стебельки», которые могут втягиваться и выдвигаться.
  • Клешни у краба сильные, острые, как ножницы. Клешнями называются две самые большие крабьи руки.
  • Крабы могут многое: бегать боком по дну, лазить по вертикальным откосам скал, а в случае опасности камушком падать с них воду, прогуливаться ночью по пляжу, глазеть подолгу на луну, а вот плавают очень неохотно и довольно неуклюже.
  • Размеры самые разные – от булавочной головки до двухметровых гигантов.
  • Более чем на 90% состоит из воды.
  • Они устроены просто – нечто вроде двухслойного мешка или шапки с подкладкой.
  • Наружный слой клеток соответствует нашей коже, а внутренний слой клеток, подкладка – это рот и желудок.
  • Некоторые медузы могут вызывать болезненный ожог.

Морские звёзды

  • Это малоподвижные морские животные, имеющие от 5 до 50 лучей.
  • Окраска этих животных очень разнообразна.
  • Рот находится на нижней стороне тела.
  • Присоски на лучах морских звезд обладают большой силой. За счет ее они могут открывать раковины моллюсков.
  • На ее лучах находятся большие ядовитые шипы. Место, пораженное морской звездой отекает, появляется покраснение и болезненность.
  • Питаются морские звёзды устрицами, моллюсками и морскими гребешками. Также поедают ил и мёртвых животных.

Морской конёк

  • Это маленькая рыбка, хотя он совсем не похож на своих многочисленных родственников.
  • Перемещается конек с помощью единственного плавника на спине. Хвостовой плавник отсутствует, голова очень напоминает конскую голову.
  • Эти забавные рыбки отличаются от других тем, что именно самцы вынашивают икру в специальном брюшном кармане.
  • Питается морской конек мелкими организмами, засасывая их вместе с водой.

Осьминог

  • Он относится к головоногим моллюскам.
  • У него восемь щупалец; он живет на морском дне и может менять окраску, приспосабливаясь к среде обитания.
  • Его длина от 3 до 14 метров.
  • Вокруг ротового отверстия осьминога расположены восемь или более щупалец с присосками, которые служат для передвижения и для захватывания добычи.
  • Это животное - хищник. Оно нападает на других морских животных, захватывает их своими сильными щупальцами и пожирает твердым крючковатым клювом.
  • Они не ядовиты, но из-за своей агрессивности и больших размеров (около 2х метров) могут сильно покалечить человека.
  • Самые известные обитатели кораллового рифа. Она опасна тем, что ее укус может вызвать серьезное заражение.
  • У него сильно сплюснутое тело, из-за чего создается впечатление, что он "летает" по воде.
  • В основном же скат живет на дне, на умеренных глубинах, где замечательно маскируется.
  • У некоторых разновидностей ската на спине есть длинный шип, выделяющий сильный яд.
  • Во рту, расположенном на брюхе, очень много острых зубов.

Морские черепахи

  • Голова и короткая шея не полностью убираются под панцирь.
  • Конечности невтяжные, преобразованы в ласты.
  • Окраска их имитирует коралловые рифы, морское дно, водные растения.
  • В воде это красивые и грациозные создания, но на суше они еле передвигаются.
  • Питаются морские черепахи в основном рыбой.
  • После спаривания черепахи дожидаются ночи и выходят на берег
  • В поисках пищи и мест размножения мигрируют на сотни и даже тысячи км.
  • Это маленькие животные, в колониях которых насчитывается миллионы особей, обитают в тропических морях, прикрепившись к их дну.
  • Со временем один порожденный ими известковый скелет разрастается и образует в прибрежных зонах самые настоящие коралловые рифы, о которые разбиваются волны.
  • Известковые скелеты кораллов разрастаются постепенно, образуя наросты, выступы, плоские поля и барьеры, которые настолько повышают дно моря, что нередко угрожают судоходству.
  • Самый большой коралловый риф, протяженностью более 2000 километров, расположен вдоль побережья Австралии.

Мы слушали внимательно О жизни в глубине – Морские обитатели Знакомы нам теперь!

Теперь проверим как запомнили морских животных

Как плывут они красиво – Очень быстро и игриво!

Нам показывают спины Из морской воды…(дельфины)

Есть лошадка, что не пашет, «И-го-го» она не скажет, Молча плавает в воде, Прячется в морской траве, То ли рыба, то ль зверек? Кто это?… (Морской конек)

Как громадный пароход, В океане он плывет, Без трубы и без винта, На спине его – фонтан. (Кит)

Через море-океан Плывёт чудо-великан. На спине его есть кран: Из него бежит фонтан.

В буйном море-океане

Рыба страшная живёт. У неё большой живот, Пасть с ужасными зубами. (акула)

Море синее прекрасно. Только плавать в нем опасно! Как бы вас не «хватанула» Кровожадная … (Акула)

В Черном море знаменит я Тем, что возле дна хожу И с собою ядовитый Костяной кинжал ношу.

Пять морских ежей схватила

Я в подводной глубине И спокойно проглотив их, Ярче вспыхнула на дне.

(морская звезда)

Ползет в море паук - Восемь ног, пара рук. В руках клешни, В глазах - испуг. (краб)

Этот белый парашют Волны к берегу несут. (медуза)

Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском, Голова и восемь ног – Вот и весь я ....(осьминог)

Глубоко на дне она Словно на небе видна. Но не светит и не греет, Потому что не умеет. (морская звезда)

Презентации проектов

Крецу Милана

проект «Морские коньки»

Новичков Богдан

проект «Кораллы»

Фоленвейдер Влад

проект «Медузы»

Годованец Милана

проект «Морские звезды»

Презентация проекта «Дельфины»

Филимонова Анна

Шнайдер Валерия

Презентация проекта «Мурена»

Бортник Алина

Гусев Ярослав проект «Скат»

Творческая работа «Аппликация»

Цель: научить детей выполнять аппликацию из разных материалов, правильно работать с ножницами и клеем;

Задачи: совершенствовать технику вырезания; развивать аккуратность и собранность.

развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;

воспитывать бережное отношение к природе.

Продукт проектной деятельности:

проекты, сделанные вместе с родителями

Аппликации и поделки

Спасибо за внимание!

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Паспорт проекта "Морские обитатели" с детьми 6-7 лет

Автор: Маленкина Галина Викторовна, воспитатель
Место работы: МКДОУ "Детский сад №4" Кореневского района Курской области
Описание работы: Творческий проект "Морские обитатели" разработан для совместной работы детей 6 -7 лет их родителей и воспитателей. Проектная творческая деятельность «Морские обитатели» направлена на развитие познавательного интереса старших дошкольников и будет способствовать проявлению у детей инициативы, самостоятельности и оригинальности при выполнении проекта.Данный проект будет интересен воспитателям, родителям, студентам.

Паспорт проекта "Морские обитатели"

Тип проекта: творческий (долгосрочный, декабрь – февраль).
Цель: Расширять и обогащать представления старших дошкольников об обитателях морей.
Задачи:
Образовательные:
Развивать познавательный интерес старших дошкольников в проектной деятельности.
Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде. Познакомить детей с некоторыми формами защиты морских обитателей. Учить передавать своё отношение к природе в продуктивной деятельности.
Учить самостоятельно выбирать и грамотно сочетать в ходе работы бисер.
Продолжать учить детей создавать поделки из бисера. Формировать навыки творческой деятельности.
Развивающие:
Развивать восприятие объемных форм.
Развивать воображение, мышление, речь в процессе изготовления поделки.
Развивать умение моделировать, фантазировать в процессе работы.
Развивать мелкую моторику рук, инициативность и самостоятельность.
Развивать эстетический вкус, учить видеть прекрасное.
Воспитательные:
Способствовать проявлению у детей инициативы, самостоятельности и оригинальности в процессе работы над проектом.
Воспитывать коммуникативные навыки, трудолюбие, наблюдательность и любознательность.
Воспитывать ребёнка как субъекта детской деятельности.
Продукт проектной деятельности: рыбки и другие обитатели морей, водоросли.
Состав проектной группы:
Педагоги, дети подготовительной к школе группы, родители.
Заказчик проекта:
Методическая служба ДОУ.
Организация проекта:
Подбор литературы, энциклопедий, фотографий, тематических картин. Материально – техническое оснащение: фотоаппарат, стенд. Канцелярские принадлежности, бисер, ножницы, проволока.
Формы реализации проекта: Беседы, Художественно – продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка). Творческая деятельность – изготовление рыбок из бисера.
Постановка проблемных ситуаций и решение ситуационных задач, игровая деятельность.
Методы проекта:
Исследовательские: проблемные вопросы.
Наглядные: использование ИКТ, энциклопедии, фотографии, тематические картины, рисунки детей.
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, заучивание наизусть стихотворений, консультации для родителей, указания, словесные инструкции.
Практические: ситуационные задачи, изготовление рыбок.
Идея проекта: Воспитанникам предложить разнообразить мини – музей в детском саду «Обитатели морей». Там уже есть макеты морских животных из картона, бумаги, пластмассовые фигурки, фотографии, иллюстрации. Нам нужно сделать поделки из такого материала, из которого здесь ещё нет поделок.
Мы предположили, что творческое задание проекта поможет разнообразить совместную деятельность педагога с детьми, будет стимулировать потребность детей в самореализации, самовыражении.
Предполагаемые образовательные результаты проекта: В результате реализации данного проекта мы предположили, что дети проявят интерес к процессу изготовления поделок из бисера, будут принимать активное участие в проектной деятельности. Работа с бисером будет развивать у детей конструктивное мышление, внимание, память, пространственные представления, воспитывать усидчивость, приучать к аккуратности (охват и интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое», «Социально - коммуникативное», «Речевое», «Познавательное», «Физическое»). Содружество и сотворчество детей создадут благодатную почву для формирования сплочённого коллектива, развитие положительных эмоций, интереса к творчеству.
Риски проекта:
- снижение интереса детей к деятельности во время проекта;
- дети останутся не довольны результатом проекта;
- родители не проявят интерес и ожидаемую активность к проектной деятельности.
Погружение в проблему (формулировка проблемной ситуации):

Обсудили план действий:
1. Каких обитателей морей вы бы хотели изготовить? Почему?
2.А как добиться того, чтобы поделки были разные, отличались друг от друга? (сделать разного размера, из разного по размерам и цвету бисера).
Пришли к выводу: сделать различные, оригинальные поделки и разнообразить мини – музей ДОУ.
Планирование работы с детьми подготовительной к школе группе в рамках творческой проектной деятельности «Морские обитатели»

1.Организационный этап проекта (декабрь)
Подбор методической и художественной литературы.
Информация для родителей «Изделия из бисера», родительское собрание на тему: «Использование проектного метода в организации познавательной деятельности дошкольников».3.Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
Определение тематики бесед.
Преобразование предметно – развивающей среды.
2 ЭТАП
Формулировка проблемной ситуации
Воспитатель сообщает детям, что им нужно дополнить и разнообразить мини – музей ДОУ, поделками из бисера.
Обсудить план действий, определить мотивы участия детей в проекте.
3 ЭТАП
Активное обсуждение путей реализации проекта.
Обсуждение дома с родителями предстоящего проекта.
Выполнение дома, с родителями информации о морских обитателях.
4 ЭТАП (январь)
НОД «формирование целостной картины мира (интегрированное занятие « Морские обитатели»), рисование «Золотая рыбка», лепка (Пластилинография « Рыбка в море»).
Использование художественной литературы: стихи, пословицы.
Подвижные игры: «Водяной», «Рыбалка».
Дидактические игры: «Слепой художник», «Представь себя…», «Несуществующая рыба».
Просмотр мультфильмов.
5 ЭТАП
Зарисовывание детьми идеи проекта
6 ЭТАП
Работа с родителями
Обсуждение идеи проекта,
родительское собрание на тему: «Использование проектного метода в организации познавательной деятельности дошкольников».
консультации для родителей: « Изделия из бисера», «История бисера».
мастер – класс «: « Плетение из бисера - просто и оригинально».
7 ЭТАП (февраль )
Реализация общего замысла
Плетение из бисера фигурок морских обитателей.
Дети работают в парах.



8 ЭТАП
Обсуждение представления проекта
Родители подготавливают фотовыставку «Вспомним море голубое..!»,
Записывают придуманный ребёнком рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками.
9 ЭТАП
Презентация проекта «Морские обитатели»
в виде развлечения: «Путешествие в подводный мир!».

Формы работы:
Организованное обучение
Беседа на тему:«Чем акулы отличаются от дельфинов?»
НОД Формирование целостной картины мира. Интегрированное занятие « Морские обитатели»
Беседа с детьми:«У какой рыбы есть «молоток»?»
НОД по рисованию «Золотая рыбка»
Чтение детям Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;
пословиц и поговорок, загадывание загадок, словотворчество
Совместная деятельность с детьми
Принятие решения об участие в творческом проекте « Морские обитатели»
Обсуждение способов изготовления поделок.
Рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море»,
Слушание музыки: «Звуки моря».
просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».
Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир»
рассматривание поделок из бисера
Самостоятельная деятельность детей
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Раскрашивание картинок из серии « Море», рисование детей
Дидактические игра « Кто живет в море?», «На что похоже?», «преобразование квадрата».
Взаимодействие с родителями
Просматривают с детьми книги, источники сети интернет, ищут необходимую информацию.
Фотовыставка: «Вспомним море голубое..!», «Я в океанариуме!» ;
Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками;
Читают детям сказки, легенды об обитателях морей.



mob_info