Кто такие насекомые рассказ детям. Познавательная беседа "какие бывают насекомые". Рассказы о насекомых

Окружающий мир кажется детям огромным и волшебным. Он наполнен звуками, красками, превращениями и разнообразными существами: растениями, насекомыми. Если взрослые помогают малышу осваивать этот прекрасный мир, то он получает массу незабываемых впечатлений, о которых помнит потом всю жизнь.

Прежде всего, стоит обратить внимание детей на насекомых из «ближайшего окружения». Это божьи коровки, гусеницы, бабочки, кузнечики. Мы привыкли к их присутствию и почти перестали замечать, а дети с удовольствием послушают истории про будни этих забавных существ.

  • Божьи коровки внешне вполне добродушные и медлительные насекомые. На самом деле, это беспощадные хищники. Если в саду их много, то хозяева могут быть спокойны: неутомимые жучки с обаятельной расцветкой в горошек будут уничтожать вредителей каждый день все лето. Только представьте: одна божья коровка за день съедает почти 300 тлей! Это настоящие маленькие воины, которые, к тому же, несъедобны для садовых птиц и других насекомых
  • Гусеницы, в отличие от божьих коровок, коварный враг растений. Они способны уничтожить зеленые листочки, испортить фрукты и ягоды. Конечно, избавиться от гусениц садоводам помогают птицы, но не так просто бывает найти на деревьях этих вредителей. Они замечательно приспосабливаются, прикидываясь то птичьим пометом, то веточкой. И защищаться гусеницы умеют: например, брызгаться кислотой
  • Но как же хороши становятся вредные гусеницы, когда превращаются в прекрасных бабочек! Эти чудесные создания порхают с цветка на цветок, лакомясь нектаром и перенося на лапках пыльцу. В мире существует не менее 140 тысяч видов бабочек. Среди них есть свои великаны с размахом крыльев около 30 см (птицекрыл королевы Александры) и крошки с размахом крылышек менее двух сантиметров (африканский «синий карлик»)

Рассказывая детям о насекомых , можно остановиться подробнее на их повадках. Например, как у кузнечиков получается тот характерный звук, которым наполняется сад в летние дни. Оказывается, кузнечик – настоящий скрипач: на его крылышках есть специальная жилка, которой он водит по маленькой перепонке, похожей на овальное зеркальце, и стрекочет.

Любопытные факты из мира насекомых

Чем старше становится ребенок, тем интереснее ему изучать информацию о насекомых. Например, чем отличаются пчелы и осы? Вроде бы, похожи, но осу мы считаем назойливой и агрессивной незваной гостьей, а пчелку великой труженицей. Почему?

Детям будет полезно узнать, что пчелы живут и работают большими семьями, в которой у каждой есть свои обязанности: там есть пчела – «королева», рабочие пчелы, воины, строители и т.д. Они вместе запасают мед, которым щедро делятся с людьми. Есть и другие полезные продукты пчеловодства, которыми мы лечимся, – это прополис, воск, пчелиный яд.

Осы – хищники. Они питаются фруктами, остатками пищи, нектаром, а личинок выкармливают добычей: мухами, пчелами, пресмыкающимися и даже мелкими млекопитающими.

А вот пушистые трудяги-шмели живут по человеческим меркам совсем мало – лишь одно лето. Порхают с цветка на цветок, помогая им опыляться. Зимовать остается только шмелиная матка, которая по весне должна будет отыскать место для нового гнезда и вывести в нем новую «бригаду» шмелей.

Еще много интересного можно поведать детям о насекомых. Важно, чтобы ребята понимали, как мудро природа заботится о каждом своем создании, поэтому и человек должен относиться к ним бережно, не обижать понапрасну многочисленных «братьев наших меньших».

Осторожно, насекомые!

На нашей планете живут два миллиона видов насекомых, более чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе - везде. Есть насекомые большие (бабочки, жуки) и маленькие. Самый главный орган чувств у насекомых - усы. Они очень разнообразные. У комара-звонца они мохнатые, у мухи усики короткие и с вздутиями, словно пилочка, усы у жука-щелкуна, как гребеночка. И все это предназначено для определенной цели.

Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от их питания. У бабочки, любительницы нектара, длинный хоботок. Комар-ку сака своим хоботком прокалывает кожу слона. Такие же острые хоботки у всех кровососущих насекомых (мошек, слепней, моски тов и др.). У домовой мухи на голове втягивающийся хоботок.

Насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков.

Крылья у летающих насекомых очень крепкие. Тонкий и нуд ный писк летающего комара - это пение крыльев, работающих с огромной быстротой.

Малышей привлекает все живое, движущееся, они хотят познать этот мир. Дети часто берут в руки разных насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Задача взрослых - познакомить детей с окружающими их насекомыми и правилами поведения при встрече с ними.

Муравьи живут не только в муравейниках, но и в стволах деревьев, под землей, в стеблях цветов. Муравьиная куча - это лишь верхняя часть муравейника. Главная его часть уходит глу боко под землю. Человеку муравьи - друзья: они спасают лес. Там, где как сторожевые башни высятся муравейники, лес здоровый, чистый. Муравей при укусе выделяет кислоту (муравьиную), которая сильно обжигает.

Первые шмели появляются рано весной. Когда зацветают ивы, шмели обязательно окажутся на их сережках, так как цветущие ивы дают богатую дань сладкого нектара, очень необходи мого насекомым в то время, когда еще нет других цветов. Шмели строят гнезда в земле в старых мышиных или кротовых норах или других углублениях. Шмели - прекрасные опылители рас тений, особенно клевера.

Осы. Острое жало - их грозное оружие, спрятано в конце брюшка. Держатся осы все вместе. Обыкновенные осы строят свои гнезда на чердаках, на ветвях деревьев или кустов, в дуплах. Эти гнезда похожи на большие шары из серого картона. Оса медленно ползает по сухому бревну - скребет челюстями и потом комочек соскобленной древесины смешивает со слюной. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух, слепней.

Пчелы - труженики. Одна пчела посещает за рабочий день до 7 тысяч цветков. У пчелы свои способы общения: особым тан цем - кружением - пчела-разведчица сообщает о том, где мож но собрать много пыльцы. Определенный смысл имеет у пчел и жужжание. Над его разгадкой сейчас работают ученые. Укус пчелы очень болезнен. Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд - это лекарства от болезней.

Комары при укусе в ранку пускают слюну, от которой сильный зуд, а после укуса малярийного комара вместе со слюной в кровь могут попасть и возбудители тяжелой болезни - малярии. Личинки комаров живут в воде: в лужах, прудах, даже в следах от сапог людей или копыт животных, наполненных водой. В лесу для защиты от комаров надевают накомарники или используют мази, отпугивающие насекомых.

Комнатная муха распространена повсюду. Личинки мухи жи вут в толще гниющих остатков. Обычно они заселяют пищевые отходы в контейнерах для мусора, в помойках, на мусорных свалках. Личинки мух могут развиваться и в пищевых отходах в квартире (на дне помойных ведер и т. д.). Комнатные мухи рас пространяют возбудителей различных заболеваний, главным об разом кишечные и глазные инфекции, а также вирус такого тяжелого заболевания, как полиомиелит. Пищу, комнатные мухи находят по запаху.

Правила поведения при встрече с насекомыми

Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят, и будут жалить куда попало. Около их жала есть еще ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает. А мелких животных осы могут зажалить до смерти.

Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите, губить пчелу, если она вас вдруг ужалит, так как химическое соединение из тельца убитого насекомого, попадая в воздух, приводит всех находящихся поблизости сородичей в очень агрессивное со стояние: пчелы в таком случае жалят все живое на своем пути. Если осталось жало пчелы при укусе, то его надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором.

Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте, что он тащит по дорожке к муравейнику, каков размер, окраска этого муравья. Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.

Массовое нападение комаров на человека может вызвать тяжелое отравление, и даже смерть. Поэтому от комаров надо за щищаться, используя мази, отпугивающие насекомых. Наибольшее количество комаров летает в вечерние часы, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днем комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и других убежищах. Но в лесу комары нападают в течение всего дня.

Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продук ты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух, надо соблюдать санитарные правила, касающиеся поддержания чистоты в помещениях и на всей территории.

Для большинства городских детей деревня – живой музей природы, гораздо более интересный и поучительный, чем все «взрослые» экспозиции, вместе взятые. Ведь на загородных просторах столько всего интересного, неведомого и загадочного! Прежде всего, стоит обратить внимание детей на насекомых из «ближайшего окружения». Это божьи коровки, гусеницы, бабочки, кузнечики. Мы привыкли к их присутствию и почти перестали замечать, а дети с удовольствием послушают истории про будни этих забавных существ. Наблюдая за букашками, малыш будет не только приобретать новые знания, но и учиться думать, анализировать, сравнивать, рассуждать.

10 интересных фактов о насекомых:

1. У всех насекомых есть общие черты: шесть лапок, усики и крылышки. Их тело как бы разделено на части тоненькими линиями – насечками. Отсюда и название – «насекомые».

2. Божья коровка приносит большую пользу: она уничтожает множество вредителей растений – тлей. Божья коровка хитра – она может притвориться мертвой, если посадить ее на ладошку. Божья коровка при первой же опасности выделяет желтую жидкость - даже если птица однажды и схватит божью коровку, то поймет, что этот жучок невкусный, запомнит его окраску и больше не тронет.


3. Почему говорят, будто кузнечик играет на скрипке? Дело в том, что на его крыльях есть особые зазубринки. Он трет ими быстро-быстро одна о другую, будто водит смычком по скрипке, и слышится стрекотание. Пусть малыш как следует рассмотрит кузнечика (какого он цвета, есть ли у него усики и глаза), а заодно и подумает, зачем тому нужны такие длинные задние ноги. Конечно же, чтобы прыгать!


4. Пчелки, шмели и осы - насекомые-опылители. Ведь без них цветки никогда не стали бы плодами, и значит, мы не смогли бы полакомиться вкусными яблочками.

5. Часто малыши боятся жалящих насекомых. Но того, кто в страхе машет руками и кричит, пчела укусит скорее, чем спокойного человека. Поскольку насекомые первыми не нападут.

6. Муравей – самый сильный на земле! Он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Если взрослые не забудут прихватить на дачу лупу, с ее помощью малыши узнают много интересного о жизни этих вездесущих муравьев. Для этого достаточно найти небольшой муравейник с дырочками-дверцами в земле и время от времени наблюдать за ним: что делают муравьи, как относятся друг к другу, какую добычу тащат, далеко ли убегают от своего дома?


7. Главный вредитель для дачного огорода - колорадский жук, регулярно «нападающий» на картошку. Ребенку нужно рассказать о том, какой вред наносит это насекомое, и попросить помочь в борьбе с ним. Обычно дети хорошо справляются с этой задачей, собирая жуков в банку с водой, тренируя при этом пальчики.


8. Ночью интересно следить за светлячками. Летит светлячок зигзагами. Обязательно покажите рукой в воздухе, как летит светлячок. В темноте светлячок светится желтоватым светом.


9. Пчелки собирают нектар, из которого делают мед. Нектар пчелка собирает хоботком. У пчел на ногах – целый набор инструментов. Здесь вы увидите и кисточки для сбора цветочной пыльцы, и корзиночки для переноса пыльцы, и щеточки, которыми пчелки чистят глазки от попавшей в них пыльцы. Пчелы, летая, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж». Поиграйте с ребенком в пчелок: повторять этот звук полезно для развития речи.


10. Летом в деревне или на даче вы наверняка увидите стрекозу. Эти красивые насекомые охотятся в воздухе: в полете они держат наготове сложенные сачком сильные волосатые ноги. В эти «сачки» и попадают их сонные жертвы. Интересно, что всего за час стрекоза может съесть целых 40 комнатных мух. Если вы хотите слепить стрекозу из пластилина, полезно знать, что тело у нее состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко.

Какие они всё-таки разные! «Трудоголики» пчёлы и муравьи, беспечно порхающие бабочки и мотыльки, стремительные прыгуны кузнечики и красивые божьи коровки… Для детей это целый маленький мир, живущий в гармонии с большим миром живой природы. А для нас – источник вдохновения для создания новых игр, проектов, занятий, досугов, пособий, макетов и поделок. Всё это в широком ассортименте представлено на страницах данного тематического раздела.

Наблюдаем, изучаем насекомых, а на основе этих опытов – рисуем, лепим, мастерим вместе с детьми. Расширяя их кругозор и помогая созданию целостной картины мира.

Маленькие насекомые дают большие возможности для познания и творчества.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • «Муха-Цокотуха». Занятия, сценарии, игры, поделки, проекты, планы
  • Муравей. Занятия и игры с детьми, проекты, наблюдения за муравейником
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 5577 .
Все разделы | Насекомые. Изучаем и наблюдаем с детьми за насекомыми

Художественно-эстетическое развитие : занятие по лепке во второй младшей группе Екатерина Смирнова ОДОД школы-интерната №576 "Льдинка" Целевые ориентиры : развивать мелкую моторику; закреплять умение лепить предметы круглой формы; расширять представления детей о том, какие...

Сценарий экологической музыкальной сказки «Как муравьишка домой спешил» по мотивам сказок и рассказов Бианки В. В Экологическая сказка «Как муравьишка домой спешил» по мотивам сказок и рассказов Бианки В.В. Музыкальный руководитель : Суркова Алина Ивановна Декорации : деревья, муравейник, изображение поля, ширма оформленная под пруд. Выходит под музыку сказочница Сказочница : Уважаемые...

Насекомые. Изучаем и наблюдаем с детьми за насекомыми - Дидактическая игра по ФЭМП «Наряд божьей коровки»

Публикация «Дидактическая игра по ФЭМП «Наряд божьей...»
Цель: формирование математических представлений о количестве, счёте (для детей 4 -7 лет. I вариант. Закрепление счёта предметов от 1 до 10. Ход игры: Положи на коровку столько кружков сколько показывает цифра. Сосчитай. II вариант. Совершенствовать умение ориентироваться в...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект ООД по природному миру «Беседы о насекомых» в старшей группе Цель: закрепить представления детей о насекомых. Задачи: - учить выделять главные признаки насекомых (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики); - формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов; - развивать умение сравнивать, выделять общие и...


Мастер-класс по изготовлению динамичной гусеницы из бумаги Объемные поделки из бумаги выполнять увлекательно и просто. Предлагаю изготовить совместно ребенком подвижную гусеницу, с которой можно поиграть. Для поделки понадобятся материалы и инструменты: цветная двухсторонняя...

Проэкт «Божья коровка» Творческо – познавательный проект для детей старшей группы по теме: «Наш маленький друг – божья коровка » Творческо - познавательный проект: «Наш маленький друг – божья коровка» Автор - составитель: Бирзул Е.А, воспитатель. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель,...

Насекомые. Изучаем и наблюдаем с детьми за насекомыми - Конспект занятия «Насекомые» по познавательному развитию для детей второй младшей группы

Тема: «Насекомые» Задачи: создать условия для расширения представлений детей о жизни насекомых; формировать умения называть характерные особенности внешнего вида; активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики); развивать...


Конспект наблюдения за божьей коровкой В старшей группе. Тема: наблюдение за божьей коровкой. Цель: расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о божьей коровке. Задачи: Образовательная: содействовать формированию представлений о внешнем виде божьей коровки,...

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Насекомые» Программное содержание. Продолжать закреплять знания детей цифр от 1 до 10; соотносить количество предметов с цифрой. Уточнять и дополнять знания детей о насекомых. Упражнять в правильном и четком произношением звуков; обобщении. Упражнять в образовании большего числа из...

Система непрерывный наблюдений за природными объектами в течение месяца «Божья коровка» в старшей группе Наблюдение 1."Где можно найти божью корову". Форма работы:беседа, обследование территории участка. Цель. :формировать у детей внимательно отношение к окружающему миру; - уточнить их представления о внешних особенностях жучка(маленький, круглый, Яркой окраски-красной, оранжевой-с...

Мир вокруг ребенка кишит жизнью миллиардов существ, о которых маленький человек знает немного. Родители и педагоги первыми раскрывают перед малышами тайны огромной цивилизации насекомых, приучают к бережному отношению к любым проявлениям жизни на нашей планете.

Раскрыть глаза на необыкновенную красоту многих видов насекомых, заставить малышей восхититься и заинтересоваться - один из основных методов воспитателей. Потому так часто образы очаровательных бабочек, божьих коровок, муравьев и стрекоз встречаются в оформлении групп, веранд и территории садиков; вдохновляют на детвору на занятиях изобразительным искусством и находят отклик среди родителей.

Педагоги используют образцы фольклора, народные сказки и сюжеты любимых детских книг. Таким как знаменитые «Муха Цокотуха» , «Стрекоза и Муравей» Крылова, посвящаются тематические выставки, кукольные и драматические спектакли.

Трудно перечислить все изобретения и находки авторов сайт, щедро делящихся своими идеями на нашем портале. Присоединяйтесь, публикуйте свои проекты, конспекты и сценарии. Дайте возможность распространения лучших идей талантливых педагогов.

Щипова О.Л. , педагог-организатор д/о «Веснушки»

Каждый ребенок – индивидуальность, однако существует ряд особенностей, позволяющий нам взрослым определить, нормально ли развивается ребенок.

Развитие детей 4-5 лет

Особенности психического развития ребенка в возрасте 4-5 лет

В этом возрасте у ребёнка увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

У ребёнка продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Ребёнок осваивает социальные нормы поведения. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Логическое мышление

  • Не отвлекаясь, в течение 5-10 минут выполнять задание.
  • Находить сходства и отличия между предметами. Находить пару каждому предмету.
  • Собирать пирамидку без посторонней помощи.
  • Различать и называть окружающие предметы, их признаки, назначение, материалы.
  • Классифицировать предметы, называть обобщающим словом группу предметов (яблоко, груша, банан - фрукты; стол, стул, диван - мебель, и т.д.). Находить лишний предмет в каждой группе.
  • Складывать по образцу постройки из конструктора.
  • Складывать разрезанную картинку из 3-4 равных частей.
  • Запоминать 5-7 слов из 10 предложенных; уметь запоминать связанных по смыслу пары слов, после прочтения взрослым: зима-снег, кошка-собака и т.д.
  • Находить сходства и различия предметов.

Математика

Ребенок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:

  • Различать и называть части суток, времена года
  • Знать правую и левую руку. Определять расположение предметов: справа, слева, вверху, внизу, сзади, спереди, посередине.
  • Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.
  • Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
  • Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах пяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
  • Сравнивать 2 группы предметов, путем составления пар.
  • Понимать значение: больше - меньше, поровну.
  • Знать определения: высокий, низкий, узкий, широкий, больше, меньше. Уметь сравнивать 5 предметов с помощью данных определений, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте и т.д.
  • Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
  • Знать и называть не менее 8 цветов (6 основных и не менее 2 оттенков).

Развитие Речи

Ребенок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:

  • Понимать речь окружающих.
  • Использовать в речи от 800до 1000 слов, строить фразы из 6-8 слов. Речь должна быть понятной.
  • Вступать в диалог: задавать вопросы, отвечать на вопросы.
  • Находить предмет по описанию. Описать предмет.
  • Составлять простой описательный рассказ из 3-4 предложений по сюжетной картинке, прошедшему событию.
  • Понимать, употреблять, составлять слова - антонимы (теплый - холодный, низкий - высокий и т.д.).
  • Называть существительные в единственном и множественном числе (груша - груши).
  • Понимать значение предлогов (в, на, над, под, за, между, перед, около и др.).
  • Выделять первый звук в слове.
  • Читать наизусть небольшие стихотворения.
  • Осмысленно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения.
  • Драматизировать (пересказывать) с помощью взрослого небольшие сказки.

Окружающий мир

Ребенок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:

  • Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну.
  • Понимать отличие строения человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
  • Различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
  • Различать деревья и кустарники. Узнавать деревья по коре и листьям. Знать условия, необходимые для роста и развития растений.
  • Называть домашних и диких животных и их детёнышей.
  • Называть насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает).
  • Назвать какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.

Ребенок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:

  • Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой).
  • Самостоятельно раздеваться, одеваться с помощью взрослого.
  • Застёгивать пуговицы, молнии, развязывать шнурки.
  • Нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусины.
  • Правильно удерживать в руке карандаш.
  • Точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
  • Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

Изобразительная деятельность

Ребенок в возрасте 4 - 5 лет должен уметь:

  • Правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.
  • Изображать предметы, передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания.
  • Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
  • Создавать узор на круге, квадрате.
  • Создавать образы разных предметов и игрушек (состоящие из нескольких частей), объединять их в коллективную композицию.
  • Использовать все многообразие усвоенных приемов лепки.
  • Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
  • Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
  • Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
  • Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

Развитие детей 5-6 лет

Особенности психического развития ребенка в возрасте 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.

Логическое мышление

Ребенок в возрасте 5-6 лет должен уметь:

  • Не отвлекаясь, в течение 10-15 минут выполнять задание.
  • Запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут.
  • Сравнивать два изображения по памяти.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
  • Находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
  • Находить 4-5 пар одинаковых предметов.
  • Складывать разрезанную картинку из 4-5 неравных частей.
  • Запоминать 8 слов из 10 предложенных.

Математика

  • Различать и называть части суток, времена года по порядку и их характерные особенности. Называть какой сегодня день недели. Определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.
  • Ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).
  • Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.
  • Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах 10. Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
  • Сравнивать 10 предметов,размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты, толщины).
  • Разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

Развитие речи

Ребенок в возрасте 5 - 6 лет должен уметь:

  • Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.
  • Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
  • Определять место звука в слове.
  • По плану и образцу рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по 5-6 картинкам с последовательно развивающимся действием.
  • Согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка - зеленое брюшко).
  • Замечать неправильную постановку ударения в слове.
  • Подбирать к существительному несколько прилагательных.
  • Заменять слово другим словом со сходным значением.
  • Связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, придумывать концовки к незнакомым сказкам.
  • Составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему.
  • Правильно произносить все звуки.

Окружающий мир

Ребенок в возрасте 5 - 6 лет должен уметь:

  • Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.
  • Определять размер, цвет, форму, «вес», материал предметов и на основе этого описывать предмет.
  • Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость - мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.
  • Знать, что любая вещь создана трудом многих людей.
  • Называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.
  • Знать своих родственников, домашний адрес.
  • Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора.
  • Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну и столицу.
  • Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.
  • Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
  • Знать два - три вида травянистых растений, о способах их вегетативного размножения.
  • Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
  • Различать зимующих и перелётных птиц; находить и узнавать четыре - пять видов зимующих птиц: воробья, сороку, синицу, снегиря и др.
  • Рассказывать о повадках диких животных; о помощи человека природе.

Навыки мелкой моторики и самообслуживания

Ребенок в возрасте 5 - 6 лет должен уметь:

  • Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом).
  • Самостоятельно раздеваться, одеваться.
  • Следить за опрятностью в одежде. Замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
  • Самостоятельно наводить порядок в группе (убирать игрушки и материалы для занятий).
  • Завязывать узелки на веревке.
  • Ориентироваться в тетради в клетку
  • Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

Изобразительная деятельность

Ребенок в возрасте 5 - 6 лет должен уметь:

  • Рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение.
  • Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы.
  • Владеть навыками аккуратной работы с пластилином.
  • Лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
  • Использовать приёмы соединения частей прижимания и примазывания.
  • Владеть навыком округлого раскатывания
  • Владеть навыком рационального деление пластилина
  • Использовать в работе стеку
  • Умение передавать в лепке движения
  • Правильно держать ножницы и действовать ими
  • Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание.
  • Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой
  • Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

Развитие детей 6-7 лет

Особенности психического развития ребенка в возрасте 6-7 лет

У детей этого возраста формируется самооценка, которая зависит от осознания того, насколько успешна его деятельность, насколько успешны его сверстники, как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах – семье, среди сверстников и т. д.

На смену непосредственности приходит «манерничанье», своеобразное «кривляние».

Способность к моделированию: дети могут работать со схемами, графическим планом местности.

В этом возрасте деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций.

Соподчинение мотивов - такие мотивы как «я смогу», «я должен» постепенно все больше преобладают над «я хочу».

Более сложными становятся игровые действия. В сюжетно-ролевых играх дети осваивают взаимодействия людей, отражающие различные жизненные ситуации: свадьбу, лечение в больнице, бытовые сюжеты. В игре дети могут играть сразу несколько ролей, менять их, комментировать роли других.

Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время сосредоточения достигает 30 минут.

Логическое мышление

  • Запоминать 9-10 слов из 10 предложенных после трехкратного повторения.
  • Находить и объяснить сходства и различия предметов.
  • Группировать предметы по признакам.
  • Раскладывать картинки с развивающимся сюжетом (что сначала, что потом).
  • Находить лишний предмет в группе.
  • Решать головоломки, логические задачи.
  • Описывать по памяти предмет, событие, явление.
  • Повторить по памяти предложение из 5-6 слов.
  • Ответить на вопрос: «Зачем нужно идти в школу».

Математика

Ребенок в возрасте 6 - 7 лет должен уметь:

  • Различать и называть части суток, дни недели, месяцы, времена года по порядку.
  • Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
  • Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, овал, шар, куб, цилиндр и др.) и их свойствах. Составлять композиции из фигур.
  • Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), прямой и обратный счет, соседей числа. Сравнение чисел.
  • Соотносить цифры (0-9) с количеством предметов.
  • Решать задачи на сложение и вычитание в одно действие.
  • Сравнивать 2 группы предметов, используя знаки сравнения «>», «<».
  • Сравнивать предметы по длине, измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.
  • Знать и называть основные цвета спектра и оттенки.
  • Определять время по часам с точностью до 1 часа.

Развитие Речи

Ребенок в возрасте 6 - 7 лет должен уметь:

  • Различать на слух и четко произносить все звуки родного языка.
  • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».Определять место звука в слове, находить слова с заданным звуком. Называть последовательности звуков в словах, слов в предложении.
  • Употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
  • Составлять рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин с развивающимся сюжетом, из личного опыта по заданному плану или образцу.
  • Пересказывать и драматизировать небольшие произведения.
  • Говорить спокойно, не повышая голоса.
  • Вести беседу: задавать вопросы, отвечать на вопросы, аргументируя ответ, рассказывать о явлениях, событиях.
  • Употреблять вежливые слова в общении с взрослыми и сверстниками.
  • Читать наизусть стихи.

Окружающий мир

Ребенок в возрасте 6 - 7 лет должен уметь:

  • Называть свое имя, фамилию, отчество, дату своего рождения, домашний адрес.
  • Фамилии, имена, отчества своих родителей.
  • Называть свою страну, узнавать флаг, герб; иметь представление о президенте.
  • Различать и называть виды транспорта (воздушный, водный, наземный, подземный).
  • Соблюдать правила дорожного движения (светофор, некоторые дорожные наки и их назначение).
  • Различать и называть электроприборы, бытовую технику и их назначение.
  • Определять материалы, из которого сделаны предметы. Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
  • Выделять существенные характеристики предметов, их свойства и качества.
  • Устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  • Понимать связь между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
  • Классифицировать представителей животного и растительного мира.
  • Ухаживать за растениями и животными.

Навыки мелкой моторики и самообслуживания

Ребенок в возрасте 6 - 7 лет должен уметь:

  • Правильно пользоваться носовым платком, расческой, следить за своим внешним видом.
  • Быстро и самостоятельно раздеваться, одеваться, завязывать шнурки.
  • Аккуратно складывать в определенном порядке или вешать одежду в определенном месте; следить за чистотой одежды и обуви.
  • Рисовать на бумаге в клетку узоры, схемы.
  • Точно копировать простой узор.
  • Писать графические диктанты на листе в клетку («одна клетка вправо, две клетки верх, и т. д.»)

Изобразительная деятельность

Ребенок в возрасте 6 - 7 лет должен уметь:

  • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, предметные, сюжетные и декоративные композиции.
  • Использовать разные способы изображения и материалы.
  • Детально и пропорционально изображать человека.
  • Лепить предметы, правильно передавая их форму, размер, пропорции, позы.
  • Создавать сюжетные композиции из нескольких фигур
  • Пользоваться ножницами.
  • Создавать изображения предметов, сюжетные индивидуальные и коллективные композиции.
  • Пользоваться в работе бумагой различной фактуры.
  • Пользоваться различными способами обрывания и вырезания.


mob_info