Открытое занятие логопедическое по теме семья. Конспект занятия для детей старшей логопедической группы с ОНР на тему: «Семья. Задание. Сенсорное развитие

Составила: учитель-логопед Зубрицкая Виктория Петровна, государственного бюджетного дошкольного образовательного, учреждения детского сада № 6 комбинированного вида, Клопинского района Санкт-Петербурга.

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о семье. Учить дифференцировать звуки [С] -[Ш] .

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Уточнение и активизация (расширение) словаря по теме (новоселье, родственники, племянница (ик) и т.д.)
  2. Учить дифференцировать звуки [С] -[Ш] .
  3. Учить различать простые предлоги. Формировать умение детей составлять простые с предлогами.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развитие диалогической речи.
  2. Развитие умения правильно употреблять существительные единственного числа в родительном падеже.
  3. Развитие просодического компонента речи

Коррекционно-воспитательные задачи:

1. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности

Оборудование: картинки членов семьи, микрофон, чайный набор посуды, замок, альбом с картинками.

1. Ребята мы сегодня с вами отправимся в гости на новоселье. А кто-нибудь знает, что такое новоселье?

Новоселье-это праздник, который люди отмечают, когда переезжают жить в новую квартиру.

Так как квартира новая, то звонка, для того что бы попасть в нее нет. Поэтому нам необходимо сказать секретный код. Но что бы его ни кто не услышал, скажем, его на ушко друг другу.

СА-ША; ШУ-СУ-СУ; СО-ШО-СО

3. - Теперь можно зайти в квартиру. Как вы думаете, кто здесь живет? Кто празднует новоселье? (панно с картинками: папа, мама…)

Как назовем их одним словом? (семья)

Кто самый старший в семье? Кто самый младший?

4. Давайте с ними познакомимся. У каждого человека есть полное имя и короткое. Взрослых людей называют полным именем, а детей, друзей коротким. Вот к примеру меня друзья зовут Вика, а для вас я Виктория – это мое полное имя. Вам надо отгадать полные имена членов этой семьи. В этом нам поможет шарик. У кого шарик, тот и отвечает.

Маму зовут Маша – какое у нее полное имя? (Мария)

Бабушку зовут Ира - …

Папу Миша -…

Дедушку Ваня-…

- А теперь наоборот, вам надо отгадать короткое имя:

Сына Михаила зовут Дмитрием –

Дочь Ольгой…

СВОИ ИМЕНА??

Ну, вот мы и познакомились.

5. Ой, ребята, оказывается, в этой квартире живет еще родная сестра папы Миши со своей семьей. Что бы нам не запутаться, давайте поиграем в игру «кто для кого» ?

Кто для дедушки и бабушки мальчик и девочка?

Кто мальчик для девочки?

Кто для сестры папы девочка? (племянница) . Эти люди родственники?

А мы с вами, пришли к ним в гости являемся их родственниками?

7. Ребята, а вы помните по какому поводу пришли в гости? (новоселье) . Верно, и хозяева приглашают нас к столу, попить чай. АЙ, какой горячий чай. Что бы его остудить произнесите «С» . Этот звук можно петь? Если звук нельзя петь, как он называется? (согласный) . Что мешает нам его спеть? (язычок - упирается в нижние зубы) А еще что работает, когда его произносим? (Губы – улыбаются) А, горлышко работает? (НЕТ) Если Горлышко не работает, знаете, как называются такие согласные звуки? (глухие)

А теперь произнесите звук «Ш» . Этот звук можно петь? НЕТ. Раз его нельзя петь как его назовем? (Согласный) Что мешает нам его спеть? (губы – вытянуты трубочкой, язычок – в виде чашечки) А горлышко работает? (нет) Значит, этот согласный звонкий или глухой? (глухой)

Одинаковые или Разные звуки С и Ш? Разные. Молодцы! Вот и наш чай остыл. Пьем чай - когда услышите звук С, когда я произнесу звук Ш – ставим чашку на блюдце.

  1. Ш, Ш, С, З, Ш, С, С, Щ. А сейчас будьте внимательнее!
  2. АС, АШ, ОШ, ОЗ, УС, СА, ШО, ШУ.
  3. Сок, шок, шуба, машина, песок, носок, сухари.

8. МИКРОФОНЫ. Наша семья обожает после еды петь песенки, давайте споем сними. Кто хочет быть дирижером. А кто такой дирижер? (руководитель хора) Когда дирижер поднимет правую руку - поем песенку, когда опустит – молчим, песенка заканчивается! Встанем ровненько, носом глубоко вдохнем. Живот надуем. И тихо споем песенку АААА.

Кто еще хочет быть дирижер? еще раз носом и споем громко песенку ЫЫЫЫЫ

9. -Молодцы! А сейчас малыш предлагает поиграть в прятки. Согласны? Кто будет ведущим?

Остальные закрывают глаза, а ведущий спрячет малыша. (Дифференциация предлогов за, под)

ЛОГОПЕД говорит на ухо водящему: «Спрячь малыша за стол» .

Открываем глаза. Где спрятался малыш? (Малыш спрятался за столом.)

АНЯ теперь ты ведущая. Закрываем глаза. Аня спрячь малыша под стол?

Открываем глаза. Где малыш?

А теперь хотите сами спрятаться? Миша ты водишь.

10. Устали! Давайте присядем и посмотрим фотоальбом семейки. Какие смешные фотографии. На них явно чего-то не хватает? Чего нет? Кто первый увидел?

(У мамы нет на фотографии носа. У папы нет глаза. У Вани нет рта. У Иры нет уха) .

Правильно!

12. - Ой, как много времени мы уже засиделись, пора уходить.

Давайте, произнесем секретный код, для того что бы замок у двери открылся:

Методическая разработка: Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: «Я и моя семья»

Цели:

  • Активизировать эмоциональный словарь через умение употреблять слова, обозначающие различные эмоциональные состояния, слова-оценки, способствовать более точному их осмыслению;
  • закрепить умение подбирать синомимический ряд, т.е. слова близкие по смыслу; закреплять использование в речевых ситуациях слова, противоположные по смыслу;
  • формировать выразительность речи;
  • закрепить умение образовывать слова — названия животных, их детёнышей;
  • закрепить умение использовать в речи слова с уменьшительно-ласкательным значением;
  • обогащать язык детей через народные пословицы и поговорки, стихи, в которых встречаются проявления эмоциональных состояний человека.
  • Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.
  • Вызвать у детей интерес к собственной личности;
  • закрепить представления о различных родственных отношениях в семье (я сын, внук, брат и т.п.);
  • показать отличие конкретного человека от других людей (по имени, возрасту, полу), воспитывать у детей чувство глубокой любви к самому близкому и родному человеку — маме;
  • учить выражать внимание к маминой заботе обо всех членах семьи.

Оборудование:

  • оформление зала для проведения занятия: название передачи на центральной стене, картинки с изображением членов семьи; по сторонам — картины с изображением гербов семей детей, рисунки «Моя семья»; реквизит-бутафория для создания атмосферы телестудии (видеокамера на штативе, прожектор, микрофон; магнитофон с аудиозаписью песни в исп. Л.Лещенко «Родительский дом», предметные картинки с изображением животных и их детёнышей, подсвенчник со свечой «Домик», реквизит для сценки «Три мамы», бумага, карандаши, цветок из бумаги, на обороте лепестков — слова, мяч.

Ход занятия:

Вступление.

Логопед: Здравствуйте ребята! (Логопед зажигает свечу в подсвечнике).

Что за башенка стоит,
А в окошке свет горит?
К этой башне подойдём,
А зовётся башня – дом.

Скажите, что я сделала? (Зажгли свечу, огонь). А как вы считаете, чем служил огонь для древних людей? (Обогревал, давал свет, пищу).

Логопед: В далёкие времена символом домашнего очага, тепла и уюта был огонь: он собирал всех вокруг себя, давал людям свет, тепло, пищу. Сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, что может быть у человека, — о семье. Кто может из вас объяснить, что означает слово «семья»? (ответы детей).

Да семья — это близкие, родные друг другу люди. Пусть и нам сегодня светит символ домашнего очага — огонёк в этом домике. Когда вы появились на свет, каждого из вас окружили заботой члены вашей семьи, они давали вам имя и фамилию. Семьи для того и создаются, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи — близкие друг другу люди. Они помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных делах. Поэтому ещё семью называют по-другому: «родительский дом». Послушайте, как поёт Лев Лещенко об этом песню «Родительский дом».
Логопед: Я вижу, сколько здесь представлено семейных гербов, рисунков с изображением ваших родных. А что такое семейный герб? Это — символ семьи. Посмотрите, какие они все разные, как и мы все.

Ребёнок читает стихотворение «Моя родня» Я. Акима.

Мама с папой — моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме — в кухню волшебная щётка.
Молоток настоящий — братишке,
Мяч — сестрёнке, конфета — братишке.

Логопед: Ребята, а давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Я и моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи?

Логопед: А кем же буду я?

Дети: телеведущей.

Логопед: А все кто в зале?

Дети: телезрителями.

Логопед: Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начнем.

Логопед: Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии ребята из Д/С № 123. Они пришли на нашу передачу, чтобы рассказать о себе, своей семье, о своих дорогих и близких людях. А от телезрителей всем участникам нужна дружеская поддержка. Открывает нашу передачу страничка «Представление». Я предлагаю участникам представиться и рассказать немного о себе.

Дети: Разрешите представиться. Меня зовут Даша. Мне 6 лет (рассказывает о себе: имя, черты характера). /Трое детей/.

Логопед: Благодарю участников передачи.

Логопед: Ребята, кто для вас самый родной человек на свете?

Дети: Никого роднее мамы в целом мире нет.

Логопед: У каждого из вас есть своя мама.

Логопед: Я предлагаю сказать красивые слова о маме. Вторая страничка — «Красивые слова»

Ребёнок читает стихотворение о маме.

Дети: Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная, очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная, замечательная.

Логопед: А сейчас телезрители ждут ваших рассказов о маме.

Дети: Аня. Её зовут Наталья Сергеевна (рассказ о ней); Полина.

Логопед: Да, ребята, мамы разные нужны, мамы всякие важны: каждому нужна его мама: и ребёнку, и котёнку, и птенцу. Давайте с вами поиграем в игру «Детёныш и его мама». У вас на столах — картинки с детёнышем — отыщите и назовите его маму. Третья страничка передачи «В мире животных».

Дети называют детёнышей и маму:

1. у ягненка — овца
2. у козлёнка-коза
3. у жеребёнка — лошадь
4. у цыплёнка — курица
5. у телёнка — корова
6. у тигрёнка — тигрица
7. у олененка — олениха
8. у гусёнка — гусыня
9.у львёнка — львица
11. у ежонка-ежиха
12. у волчонка-волчица

Логопед: Ребята, о ком из членов своей семьи мы можем ещё рассказать?

Дети: О папе (рассказа о папе); о бабушке, о дедушке.

Логопед: Четвёртая страничка — «Наоборот». Давайте поиграем в игру «Наоборот». Мальчики говорят слова о дедушке, девочки — о бабушке с противоположным смыслом. Дети выходят и встают в две шеренги друг против друга: мальчики напротив девочек. Мальчики бросают мяч девочкам и называют слово.

  • Сильный — слабая
  • Грустный — веселая
  • Быстрый — медленная
  • Вспыльчивый — спокойный
  • Хмурый — улыбчивая
  • Внимательный — рассеянная
  • Молчаливый — разговорчивая, говорливая.

Логопед: Быть мамой и бабушкой очень не просто. И в этом вы сейчас убедитесь. /4 стула, маленький стульчик, на нем кукла/. Вашему вниманию — занимательно-развлекательная страничка — Инсценировка «Три Мамы».

Логопед: Танюша под вечер с прогулки пришла

И куклу спросила
Дочка подходит к кукле, берёт её на руки и говорит:
- Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками просто беда.

Иди-ка обедать, вертушка.
Сегодня к обеду — ватрушка.

Дочка ставит кукольный стульчик к столу и сажает на него куклу, спиной к зрителям.

Танюшина мама с работы пришла
И Аню спросила:
Мама врач подходит и обращается к ней:
Мама: Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
Бабуля обедать звала тыщу раз,
А ты отвечала: «Сейчас да сейчас».
С этими дочками просто беда.
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка,
Сегодня к обеду — ватрушка.
Мама усаживает дочку за стол справа.

Тут бабушка, мамина мама пришла.
И Маму спросила
Бабушка ставит сумку с покупками на стол и обращается к маме:
Бабушка: Как дочка, дела?
Наверно, в больнице, за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд?
Нельзя же сидеть целый день без обеда.
Уж доктором стала, а все непоседа.
С этими дочками просто беда.
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка.
Сегодня к обеду — ватрушка.

Мама садится за стол, бабушка приносит ватрушку и садится за стол вместе с остальными.

Три мамы в столовой сидят,
Три мамы на дочек глядят,
Что с дочками сделать упрямыми?
Все хором: Ох, не просто быть мамами!

Логопед: Разгадаем ребус: 7 я — что это за слово? Правильно, семья!

Наши пальчики покажут, что такое семья!

Пальчиковый тренинг «Моя семья».

Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я — Вот и вся у нас семья!

Логопед: Седьмая страничка «Рисовалочка». Нарисуйте «семью на обведённой кисти руки (на пальчиках рисуют лица членов семьи).

Логопед: Пока мы играли, посмотрите какой красивый цветок /ромашка/
распустился. Поиграем в игру «Назови ласково». Страничка восьмая «Назовём ласково»

(Отрываем лепесток и читаем слова, образуя уменьшительно-ласкательное слово)

  • Бабушка — бабуля, бабулечка, бабуся.
  • Папа — папуля, папулечка.
  • Сын — сынок — сыночек, сынулечка.
  • Дочь — доченька, дочурка.
  • Мама — мамочка — мамулечка-маменька-матушка.

Логопед: Звонок в студии. Нам звонит телезритель. /Звонок, вопрос
телезрителя — аудиозапись: А знают ли ваши участники пословицы о семье?/. А теперь пословицы для наших телезрителей:

1. При солнышке тепло, при матушке добро.
2. Без корня и полынь не растёт.
3. Нет такого дружка, как родная матушка.
4. На что клад, коли в семье лад.
5. Братская любовь крепче каменных стен.
6. Птица рада весне, младенец матери.
7. Изба детьми весела.
8. Вся семья вместе, так и душа на месте.
9. Материнская ласка конца не знает.
10. Материнский гнев, что весенний снег: много его выпадает, да скоро растает.
11 .Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
12. Бабушке один только дедушка не внук.
13. На чужой сторонушке род своей воронушке.

Логопед: Время нашей передачи подошло к концу. Я благодарю всех ребят за участие в телепередаче «Я и моя семья».

Нашу передачу окончим песней «Что такое семья?»

Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестрёнка моя -
Вот и вся у нас семья.
- Ну а как же бабушки?
- Ну а ка же дедушки?
Что такое семья?
Папа, мама и я?
Баба Зоя, баба Зина,
Дедушки Егор, Василий,
И сестрёнка моя -
Вот и вся у нас семья.
- Ну а как же тёти?
- Ну а как же дяди?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина,
Дедушки Егор, Василий,
Тётя Аня, тётя Таня,
Дядя Вова, дядя Ваня,
И сестрёнка моя — Вот и вся у нас семья.
- А братишек и сестрёнок Всех двоюродных назвать?
- Так до вечера считать!

Разделы: Общепедагогические технологии

Логопедия, один из разделов специальной педагогики, которая помогает в случаях патологии, не только воспитывать правильные речевые навыки, но и перевоспитывать возникшие и неправильно закрепившиеся.

Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможность преодоления зависит как от тяжести нарушения, так и от правильного понимания его сущности, что дает возможность применения наиболее эффективных средств его преодолении.

В своей практической работе приходится пользоваться большим количеством пособий по коррекции нарушенной речи, и в частности лексики и грамматики. Такие авторы как Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Г.В. Чиркина, Г.А. Волкова, Т.Е. Филичева, С.Н. Шаховская помогают практикующим логопедам в организации логопедической работы.

В книге С.Ф. Иваненко “Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения” представлен системный материал по обучению этого контингента детей. Однако, такого практического материала на данном этапе недостаточно. Мало и специального современного дидактического материала.

В Красногвардейской специальной (коррекционной) школе-интернате обучаются дети с задержкой психического развития (ЗПР), с детским церебральным параличом (ДЦП), с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), умственно отсталые дети, где одним из важнейших направлений обучения на начальном этапе является коррекция их речи.

Для логопедов спецшколы основной задачей воздействия является создание соответствующих условий, т.е. системы мероприятий постепенного и осторожного воздействия на ученика страдающего тем или иным нарушением речи.

Недоразвитие речи у каждой из перечисленных выше категорий учащихся 1-х классов качественно и количественно может быть различно: это касается и фонематического стоя речи, и ограниченности словарного запаса и нарушений грамматического строя. Речевые отклонения могут иметь различное происхождение, различную тяжесть нарушения; дети могут иметь неодинаковые компенсаторные возможности, которые зависят от характера и степени выраженности дефекта, от их индивидуальных особенностей.

Однако, решение этих указанных задач возможно при правильно обоснованной системе воспитания, перевоспитания и обучения, предусматривающей последовательное, целенаправленное развитие речи, с учетом свойственных нашим детям особенностей их психического развития. К нам в школу, поступают дети, плохо к ней подготовленные по своему речевому развитию. Очень важно с первых дней пребывания детей в школе выявить все особенности речевого поведения каждого ребенка. Качество речевого общения детей с ДЦП, ТНР, особенно страдающими различными дизартрическими расстройствами и нарушениями слуховых функций, отличается от общепринятых норм общения и от форм естественного общения у здоровых сверстников. Чрезмерно опекаемые родителями, педагогически запущенные, дети одинаково неприспособленны к необходимым формам установления контакта со сверстниками и взрослыми, не имеют нужных навыков коллективного взаимодействия.

Запас знаний и представлений об окружающем митре у них мал и не дифференцирован, а слово, как сигнал действительности, имеет очень ограниченное значение. Развитие же устной речи, всех ее сторон, как известно, является основной предпосылкой к успешному усвоению школьной программы. Нарушение звукопроизношения и слухового восприятия у учащихся препятствует усвоению звукового анализа, а затем письма и чтения.

Недостаточность словаря и непонимание грамматических форм и выражений приводит к непониманию учебных текстов, условий арифметических задач.

Для детей с церебральными параличами, с тяжелыми нарушениями речи характерны специфические трудности в усвоении лексической системы языка. Установлено, что имя существительное, глагол или предлог составляет более 90% всего лексического запаса этих учащихся. Характерным для этих детей является многократное повторение одних и тех же слов, недостаточная степень владения глаголами, незнание точного их значения.

Лексико-семантические нарушения у младших школьников с ДЦП и ТНР состоят в том, что дети не знают значения многих слов, заменяют значение одного слова значением другого, совпадающего с ним по звучанию, смешивают семантику исходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношениях синонимической зависимости; иногда вычленяют в слове лишь конкретное значение, не понимая истинного смысла. Дети затрудняются в установлении функциональной общности между значениями многозначного слова, у них крайне ограничены семантические представления, недостаточны языковые абстракции и обобщения.

В связи с этим в спецшколе-интернате VI вида необходимость логопедических занятий с детьми страдающими ДЦП, ЗПР, ТНР очевидна.

Логопеды спецшколы стремятся сделать основной задачей обучения и воспитания своих учеников – интеграцию их в жизнь школы, класса, а затем адаптацию их в социуме. Ориентация на нормально развивающихся детей служит исходной точкой коррекционно-логопедического обучения.

Для того чтобы правильно организовать адекватное структуре речевого дефекта эффективное коррекционное обучение первоклассников с речевыми нарушениями, логопеду необходимо иметь четкое представление о проявлении основного дефекта и возможных последствиях вторичного и первичного порядка.

В связи с этим, в своей работе логопеды школы систематически проводят совершенствовании форм речевого общения и средств языка по следующим взаимосвязывающим направлениям:

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

Развитие у детей различных видов устной речи (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире;

Формирование и расширение лексической стороны речи;

Практическое овладение основными закономерностями языка на основе усвоения смысловых и грамматических отношений;

Формирование лексико-грамматической готовности к осознанному усвоению других разделов русского языка (обучению грамматике, грамоте, правописанию).

Логопедические занятия по развитию речи в Красногвардейской специальной (коррекционной) школе-интернате способствуют развитию всех языковых систем полноценной речевой деятельности, подготавливает необходимый фундамент для прохождения программного материала, способствуют социальной адаптации, повышению уровня общего развития учащихся.

Логопедические занятия активизируют и формируют навыки речевого общения, развивают у детей возможность грамматически правильно строить предложения, употребляя эти предложения в общении с педагогами, детьми и родителями, значительно расширяют и выводят на более высокую ступень пассивный и активный словарь, за счет уточнения и расширения понятий и представлений об окружающем мире, устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

На логопедических занятиях учащиеся овладевают элементарной разговорно-бытовой речью, усваивают грамматические категории: словоизменение существительных в пределах всех падежей, единственного и множественного числа, а также изменению отдельных хорошо знакомых глаголов по числам, усвоению прилагательных, наречий, числительных. Появлению в пассивном и активном словаре не только простых предлогов, но и сложных.

Кроме того, используются упражнения по развитию речемыслительной деятельности психических процессов (операций анализа, синтеза, внимания, восприятия, памяти и др.)

Занятия строятся с учетом того, что на начальном этапе у наших учащихся должны быть сформированы умения, направленные на расширение их потенциального словарного запаса за счет слов, имеющих конкретное значение: обозначение предметов, их признаков и действий.

Особенности в преподнесении лексического материала требуют тщательного оснащения занятия наглядными средствами, которые очень помогают учащимся. На своих занятиях логопеды используют такие лексические и грамматические упражнения, которые нацелены на последовательное развитие словаря, умение оперативно мыслить в пределах той или иной темы, задания для предупреждения и преодоления типичных ошибок детей, развитие грамматического строя речи.

Лексико-грамматические упражнения способствующие развитию речи

I. Тема: “Транспорт”

  1. Измени количество:
  2. автобус – автобусы,
    троллейбус - …,
    машина - …,
    грузовик - …,
    велосипед - …,
    трамвай -….

  3. Подбери прилагательные:
  4. автобус – быстрый,
    троллейбус – полный,
    грузовик – мчащийся,
    машина – красивая,
    трамвай – веселый.

  5. Составь фразу из слов:
    Слова рассыпались:

а) На, путешествовать, водном, хорошо, пассажирском, транспорте.
б) Каждый, развозит, день, автобус, людей, работу, на.
в) Не, загрязняет, велосипед, один из, атмосферу, видов, транспорта, наземного, который.

4. Выбери правильное предложение:

Машина остановилась, потому что загорелся красный светофор.
Красный светофор загорелся, потому что остановились машины.

II. Тема: “Зима. Зимний пейзаж”.

  1. Закончи:
  2. Зимой холодно, а летом ….
    Зимой пасмурно, а летом….
    Зимой снег землю покрывает, а весной он.…

  3. Подбери к качествам подходящие слова:
  4. трескучий…,
    искристый…,
    белая…,
    зеленая….

  5. Объясни, почему так говорят:
  6. Мороз не велик, а стоять не велит.
    Береги нос в трескучий мороз.

  7. Восстанови порядок слов и произнеси фразу:

Реки, около, сугробы, намело.

Логопедическое занятие по теме “Моя семья”

  • Выявление представлений детей о семье, уточнение их понимания родственных отношений;
  • Закрепление в речи употребления имени и отчества родителей;
  • Развитие словаря, связной речи, грамматического и лексического материала;
  • Коррекция внимания с использованием упражнения “лабиринт”;
  • Развитие логического мышления.

Примерный словарь:

  • Семья, мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка, внук, внучка, брат, сестра, дядя, тетя, большая, дружная, крепкая, Елена Петровна, Иван Петрович.

Оборудование:

  • Предметные картинки по теме “Моя семья”,
  • схемы,
  • лабиринт.

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята!

Сегодня я хочу познакомить вас с мальчиком. Его зовут Федотка. Сам он маленький, волосы светлые, а глаза голубые. Однажды Федотка пошел в гости к бабушке и заблудился. Помогите Федотке найти дорогу. (Лабиринт)

Послушайте стихотворение и повторите за мной.

Очень бабушку свою
Маму мамину люблю.
У нее морщинок много
И на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.

Введение в тему:

А теперь послушайте внимательно.

Бедный Федотка-сиротка,
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама да папа, да тетушка…
Только дядя да дедушка с бабушкой.

Скажите, пожалуйста, сирота ли Федотка?

Сирота – это кто?

Есть ли у него папа, мама?

Бабушка, дедушка?

Кто еще есть у Федотки?

Актуализация опорных знаний и представлений:

I. Работа по сюжетной картинке. Инструкция.

Посмотрите внимательно на картинку и скажите:

Кого вы видите на картинке?

Расскажите, кто что делает?

Кто самый младший в семье?

Кто самый старший?

Как его зовут? Дайте полное имя.

Придумайте имена для папы и мамы.

Подумайте, кем они могут работать?

Кто может сказать, какая это семья?

(Дружная, большая, крепкая)

II. Игра-обучение “Расскажи о близком человеке”.

Вы можете рассказать о своих близких?

Сначала учитель объясняет ученикам, как надо говорить о близком человеке, с чего начинать:

1) возраст; 2) внешность; 3) характер.

После этого подбирает прилагательное к существительному мама.

Моя мама ________, ________, ________.

Мой папа ________, ________, ________.

Охарактеризовать своих близких.

Физминутка:

Игра с мячом “Назови ласково”.

Мама – мамочка.
Папа – папочка.
Брат – братишка.
Сестра – сестренка.

III. Покажите:

Где мамина дочка?
Дочкина мама?
Бабушкин внук?
Бабушка внука?

IV. Помогите Федотке отгадать загадку:

Сима – сестренка Маруси,
Маруся – сестренка Аси,
Ася – сестренка Люси,
Люся – сестренка Васи.
Ну, а теперь догадайся,
Нет ли хитрости в этом.
Сколько сестренок у Васи?
Не торопись с ответом.

Посмотрите внимательно на картинку и ответьте:

Кто изображен на картинке?

Как назвать их одним словом?

Сколько человек в этой семье?

Кто самый младший, кто старший?

Дайте полное имя?

Скажите, какая это семья?

Работали очень хорошо. Спасибо большое. Оценки. Поощрения.

Конспект подгруппового занятия по теме « Я и моя Семья».

Коррекционно-образовательные цели:

Активизировать и расширять предметный, глагольный, качественный словарь ребенка по теме занятия;

Совершенствовать грамматический строй речи (отработать навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -очк, -ечк, -ичк, еньк; сравнительную степень прилагательных; согласовывать прилагательные с существительными в определенном роде);

Практически использовать в речи антонимы и синонимы;

Составлять разные типы предложений;

Обучать составлению рассказа по картине.

Коррекционно-развивающие цели:

Формировать связную речь;

Совершенствовать общие речевые навыки (произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность);

Развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;

Стимулировать познавательные процессы;

Активизировать творческие способности детей;

Сопоставлять общую моторику и координацию речи с движением;

Коррекционно-воспитательные цели:

Углубить привязанность ребенка к семье, любовь и заботу по отношению к членам семьи, доброжелательность.

Оборудование: сюжетная картина «Семья»; опорные картинки: шахматы, клубок и спицы, книга; пиктограммы, мольберт, магнитофон.

Ход занятия:

1. Дидактическая игра «Назови ласково членов семьи» (применяем уменьшительно-ласкательные суффиксы):

мама – папа –

бабушка – дедушка –

дочь – сын –

брат - сестра –

2. Сообщение темы занятия

Сегодня мы побываем в гостях в одной большой дружной семье (показываю сюжетную картину «Семья»).

3. Дидактическая игра «Кто кем приходится?»

Кто эта девочка для мамы и папы? (Для мамы и папы эта девочка – дочка.

Кто она для бабушки и дедушки?

Кто этот мальчик для мамы и папы?

Кто он для бабушки и дедушки?

Кто для девочки этот мальчик?

Кто она для мальчика?

Как вы думаете, кто самый старший (младший) в этой семье?

4. Дидактическая игра «Продолжи предложение»

Я начинаю говорить предложение, а вы его продолжите и повторите целиком.

Если дедушка старше папы, то папа … (младше дедушки)

Если мама младше бабушки, то бабушка …

Если папа старше сына, то сын …

Если дочка младше мамы, то мама …

Если брат старше сестры, то сестра …

Если сестра младше брата, то брат …

Ребята, посмотрите, пожалуйста, мама какая? (грустная, усталая, печальная, невеселая, расстроенная, хмурая, огорченная, обиженная, несчастная)

Психогимнастика (дети показывают эмоциональное состояние мамы).

Как вы думаете, почему она такая? (Мама грустная, потому что у неё болит голова).

Как надо поступить в этом случае? Надо спросить: «Мамочка, что случилось? Кто тебя обидел? (огорчил, расстроил) У тебя что-то болит? У тебя неприятности на работе?»

(отрабатываем вопросительную интонацию)

Надо предложить маме отдохнуть. Как надо себя вести, когда мама отдыхает? (Тихо, не шуметь, не кричать, разговаривать шепотом).

Давайте мы покажем, как надо разговаривать (говорим шепотом)

Братик, сделай, пожалуйста, потише музыку.

Папочка, давай приготовим ужин.

Дедушка, выключи, пожалуйста, телевизор.

Бабушка, давай погладим белье.

6. Динамическая пауза «Маме дружно помогаем»

«Маме дружно помогаем,

Сами в тазике стираем

И рубашки, и носочки

Для сыночка и для дочки.

Через двор растянем ловко

Для одежды три веревки.

Светит солнышко – ромашка,

Скоро высохнут рубашки»

Ребята, мама уже отдохнула. А что надо сделать, чтобы её настроение стало ещё лучше?

Надо сказать ей теплые, приятные, нежные, добрые слова.

Мы будем говорить их громко, задорно, с восклицательной интонацией.

Мамочка, я тебя очень люблю! Ты самая добрая! Ты самая красивая! Ты самая замечательная! Посмотрите, теперь мама какая? (Веселая, радостная, добрая, хорошая, счастливая).

Психогимнастика (дети показывают эмоциональное состояние мамы)

Пересказ рассказа по картине.

А теперь давай повторим рассказ целиком.

Рассказ «Семья».

У Оли и Димы дружная семья. Они живут вместе с мамой и папой, бабушкой, дедушкой, кошкой Василисой. Вечером вся семья собирается в большой комнате. Каждый занимается любимым делом. Бабушка вяжет шарф для Димы. Папа с дедушкой играют в шахматы. Дима наблюдает за их игрой. Он учится играть в шахматы. Мама и Оля читают книжку. Оля учит буквы. Кошка спит на коврике.

Подведение итогов занятия Оценка работы детей.




mob_info