Метод предпринимательского права характеризуется как. Предпринимательское право, предмет, методы, принципы. Смежные правовые отрасли

Предпринимательское право (гип. 9) как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества.

(гип. 9) Предпринимательское право как наука представляет собой систему знаний о предпринимательском праве, истории и тенденциях его развития. Это представления ученых о данной отрасли, ее предмете и методе, источниках, месте в системе отраслей права. Наука предпринимательского права познает истоки его зарождения, этапы становления и прогнозирует, опираясь на сумму накопленной информации, направления и развития.

Влияние различных факторов объективного и субъективного характера с неизбежностью предопределило тот факт, что эти представления менялись на разных тапах существования нашего государства.

Концепция предпринимательского права не нова, она появилась еще в начале ХХ в. за рубежом. Затем данная концепция была воспринята советскими учеными-юристами. К примеру, А. Гойбарх полагал, что гражданское право - всегда и везде есть частное право, существующее как противоположность праву публичному. Если граница между публичным и частным правом исчезает, то перестает существовать и гражданское право, ему на смену приходит право хозяйственное.

П.И. Стучка понимал гражданское право как форму организации общественных отношений - отношений производства и обмена. Именно он создал в 20-е гг. ХХ в. "теорию двухсекторного права": административно-хозяйственного права для социалистических организаций и гражданского права для частных лиц. Однако, по мнению большинства ученых-цивилистов того времени, данная теория была ошибочной, поскольку приводила к противопоставлению интересов социалистического хозяйства интересам отдельной личности в социалистическом обществе.

К началу 30-х гг. ХХ в. сформировалась концепция единого хозяйственного права, и гражданское право на некоторое время было упразднено и как наука, и как учебная дисциплина. Появление хозяйственного права связывали со смешанным характером советской экономики и индустриализацией гражданского права. Объективными предпосылками возникновения советского хозяйственного права (как отрасли и науки) явилось укрепление социалистического сектора экономики и плановых начал в народном хозяйстве страны. Правоведы, исследовавшие проблемы в области хозяйственного права, стремились создать некий компромисс публичного и частного права, приспособленный к новым экономическим условиям.

В 50-е гг. ХХ в. дискуссия о концепции хозяйственного права возобновилась. Хозяйственное законодательство стали рассматривать как комплексное образование, выступающее внешним проявлением, формой сложного взаимодействия норм различных отраслей социалистического права в регулировании разных сторон хозяйственной деятельности. Именно такая трактовка хозяйственного законодательства господствовала тогда в теории права, а хозяйственное право понималось как определенная совокупность норм и институтов различных отраслей советского социалистического права, функционально взаимодействующих в регулировании хозяйственной деятельности. Во время новой кодификации советского законодательства высказывались предложения принять Хозяйственный кодекс.

В 90-е гг. ХХ в. начался переход от плановой экономики к рыночной, от одной экономической системы к другой. Поэтому прежняя концепция потребовала изменений. Придание законного статуса предпринимательской дельности, многообразие форм собственности, в том числе возрождение частной собственности, появление различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, возведение в ранг принципов свободы договора в противовес директивному планированию - все это потребовало изменения сложившейся ранее концепции. Основоположником современной школы предпринимательского (хозяйственного) права считается профессор В.С. Мартемьянов, в трудах которого нашли отражение отвечающие потребностям времени представления о предмете данной отрасли, ее системе, были разработаны основные институты.

Как учебная дисциплина предпринимательское право представляет собой систему обобщенных знаний о предпринимательском праве как отрасли права, нормативной базе предпринимательского права и практике её применения, а также о науке предпринимательского права.

Предметом отрасли предпринимательского права являются общественные отношения, которые регулируются нормами предпринимательского права: отношения купли-продажи, аренды, кредитования, ценообразования и т.д., а также - отношения некоммерческого характера, тесно связанные с предпринимательскими (например, на стадии создании хозяйствующего субъекта, при осуществлении деятельности ряда некоммерческих организаций), отношения по государственному регулированию отдельных аспектов предпринимательской деятельности.

В предмет предпринимательского права следует включить следующие основные группы правоотношений:

  • 1. Центральной и основной группой (гип. 10), несомненно, выступают предпринимательские отношения, т. е. отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами.
  • (гип. 10) Данная группа общественных отношений отличается несколькими существенными признаками. Во-первых, предпринимательскую деятельность ведут равноправные самостоятельные субъекты, которые свободно выходят на рынок, производя товары, выполняя работы, оказывая услуги. Между такими субъектами складываются отношения, которые в науке предпринимательского права принято именовать горизонтальными, в отличие от вертикальных, основанных на власти и подчинении. Далее, рассматриваемая группа общественных отношений является основной, поскольку именно в процессе осуществления предпринимательской деятельности достигается главная ее цель - получение прибыли. Направленность на получение прибыли указывает, в свою очередь, на коммерческий и, следовательно, товарно-денежный характер предпринимательских отношений. Таким образом, первая группа общественных отношений, составляющих предмет предпринимательского права, - это коммерческие, товарно-денежные отношения между равноправными несоподчиненными хозяйствующими субъектами, ведущими предпринимательскую деятельность.
  • 2. Вторая группа включает в себя отношения (гип. 11) организационного характера, не имеющие непосредственной целью извлечение прибыли. (гип. 11)

В частности, такие отношения складываются при осуществлении деятельности по созданию, реорганизации и ликвидации организаций, предпринимательских объединений, получению лицензий, сертификатов, проведению экологической экспертизы и в ряде других случаев. Такая деятельность носит некоммерческий характер, но создает основу, а зачастую является необходимым условием, предпосылкой будущей предпринимательской деятельности. Именно поэтому отношения, возникающие в указанных случаях, охватываются хозяйственно-правовым регулированием и входят в предмет предпринимательского права.

Создает условия для предпринимательства и деятельность ряда некоммерческих организаций, (гип. 12) таких как учреждения, объединения и др.

  • (гип. 12) Деятельность товарных и фондовых бирж, основной целью которых является формирование соответствующего рынка, также регулируется нормами предпринимательского права, а складывающиеся при осуществлении этой деятельности отношения включаются в предмет данной отрасли. При этом заметим, что деятельность бирж не всегда носит коммерческий характер, что предопределило установленные законодательством возможности их создания как в форме коммерческих, так и некоммерческих организаций.
  • 3. Третью группу отношений, входящих в предмет предпринимательского права, составляют отношения (гип. 13), возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательства. Эти отношения, в отличие от первой группы, не характеризуются равенством правового статуса участников. Напротив, они находятся в состоянии подчинения, а сами отношения образно можно представить как «вертикальные».
  • (гип. 13) Необходимость вычленения в составе предмета предпринимательского права управленческих отношений очевидна. Право на осуществление предпринимательской деятельности представляет собой предоставленную лицу и обеспеченную законом (нормативными актами) меру возможного поведения, направленную на достижение преследуемых субъектом целей. Выражение «мера» в дефиниции субъективного права указывает на определенность содержания и границ дозволенного поведения управомоченного лица. Право на осуществление предпринимательской деятельности не предоставляет субъекту безграничной свободы. Оно должно осуществляться в рамках границ, очерченных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности проводится по многим направлениям. Необходимость такого регулирования обусловлена тем, что в процессе деятельности сталкиваются частные интересы предпринимателей и публичные интересы общества. Эти интересы должны быть уравновешены и не входить в конфликт друг с другом. Достичь баланса интересов можно разными приемами и способами, которые будут рассмотрены далее.

Таким образом, государство, в целях реализации публичных интересов общества, воздействует на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, регулируя эту деятельность разными способами и с применением различных форм. Складывающиеся при государственном регулировании предпринимательской деятельности отношения - неотъемлемая составляющая предмета предпринимательского права.

  • 4. В предмет предпринимательского права включается и четвертая группа общественных отношений. Речь идет о внутрихозяйственных отношениях. (гип. 14) Субъектами таких отношений являются, в частности, различные структурные подразделения организаций, которые взаимодействуют как между собой, так и с организацией в целом.
  • (гип. 14) Внутрихозяйственные отношения неоднородны. Так, в структуре внутрихозяйственных отношений выделяют отношения внутрикорпоративные, основанные на факте участия лица в хозяйственном обществе в качестве акционера (участника); членские, вытекающие из участия в организациях, основанных на членстве (производственный кооператив), и, следовательно, влекущие за собой обязанность личного участия в управлении делами организации. Зачастую такие отношения носят управленческий характер, поскольку возникают в процессе самоорганизации и самоуправления в коммерческих организациях.

Взаимоотношения структурных подразделений, участников, членов организаций регулируются, помимо законодательства, значительным массивом локальных нормативных актов, являющихся составной частью источников предпринимательского права.

Рассмотрев группы общественных отношений, составляющих предмет предпринимательского права, можно сделать вывод о том, что все они имеют общее стержневое начало - так или иначе складываются в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Осуществление предпринимательской деятельности, ее обслуживание и регулирование - вот то общественное поле, в рамках которого мы можем говорить об едином предмете такой отрасли, как предпринимательское право.

Как известно, отрасли права разграничиваются не только по предмету, но и по методу правового регулирования. Предмет и метод правового регулирования являются классификационными признаками деления системы права на отрасли. Именно по предмету и методу отрасли отграничиваются одна от другой, и именно наличие самостоятельного предмета и специфического метода дает возможность говорить о самостоятельности отрасли.

Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью.

Как правило, каждая отрасль предполагает лишь для нее специфичные юридические средства воздействия на определенный вид общественных отношений.

Метод предпринимательского права является комплексным. С одной стороны, отношения между субъектами предпринимательской деятельности основываются на автономии их воли, с другой - интересы общества в целом требуют императивного регулирования отдельных отношений в сфере предпринимательского права. Таким образом, метод правового регулирования предпринимательского права основан на сочетании диспозитивных и императивных правовых норм.

В предпринимательском праве закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: гражданско-правовой и административно-правовой. Гражданско-правовой способ регулирования основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования. Административно-правовой способ исходит из неравного положения сторон - из отношений власти и подчинения. Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения и его специфика зависят от объема правового воздействия. Властные предписания в большинстве случаев исходят от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другая сторона предпринимательских правоотношений не находится в какой-либо административной зависимости. Кроме того, регулируя предпринимательские отношения используются и императивные, и иные методы правового регулирования. Так, важнейшим методом правового регулирования, используемым в предпринимательском праве, служит метод автономных решений - метод согласования. При таком методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовые отношения он делает это по согласованию с другими его участниками. В процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности применяется метод обязательных предписаний. При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения. Для регулирования предпринимательских отношений может использоваться метод рекомендаций. При его применении одна сторона правового отношения дает рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности. Кроме того, используется метод запретов, когда устанавливаются запреты на недопущение определенных действий хозяйствующими субъектами.

Взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется публичными интересами, а также учет рекомендаций сторон - это основные характеристики метода правового регулирования предпринимательского права.

3. Принципы предпринимательского права

Принципы предпринимательского права - это основные начала, характеризующие систему предпринимательских правоотношений, определяющие основу их строения и развития. Основными принципами предпринимательского права могут быть названы следующие:

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности получил свое закрепление в ст. 14 Конституции КР: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для экономической деятельности, не запрещенной законом».

Свое развитие данный принцип нашел в ГК КР и в других законодательных актах. Он означает право предпринимателя начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных законом форм, с ис пользованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества и т.д. Данный принцип подтверждается также установлением для большинства коммерческих организаций и индивидуального предпринимателя общей правосубъектности (глосс).

Следует отметить, что в законодательстве конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности получил развитие и конкретизацию. Для примера приведем закрепленный в ст. 2 и 382 ГК КР принцип свободы договора (гип. 15).

(гип. 15) В силу принципа свободы договора, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК КР, законом или добровольно принятым обязательством.

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

Однако свобода предпринимательской деятельности не безгранична. Законами она может быть ограничена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях за щиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и закон ных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу дарства.

В частности, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности.

2. Принцип признания многообразия форм собственности, их юридического равенства и равной их защиты закреплен в ст. 4 Конституции КР: «В Кыргызской Республике признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Кыргызская Республика гарантирует разнообразие форм собственности и их равную правовую защиту». Согласно данному принципу законодательством не могут устанав ливаться какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм соб ственности для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права государственной собственности, действующее законодательство предусматривает правила защиты для всех субъектов одинаковые.

Предпринимательская деятельность в настоящее время может осуществляться как на основе частной, так и публичной (государственной и муниципальной) собственности. (гип. 16)

(гип. 16) Здесь следует заметить, что имущество, находившееся в личной собственности граждан СССР, могло использоваться ими лишь для удовлетворения своих потребностей. С переходом на рыночные условия хозяйствования и возрождением частной собственности получило широкое развитие частное предпринимательство. Так, ныне и индивидуальные предприниматели, и все коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) являются собственниками имущества, принадлежащего им на основе частной собственности. Возрастанию роли частной собственности в экономике во многом способствует широкомасштабная приватизация, проводимая в стране с начала 90-х гг. XX в.

Вместе с тем достаточно велик еще объем имущества, используемого в хозяйственной деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Составляющими государственного сектора экономики являются также акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и находящиеся в собственности Кыргызской Респулики.

Предпринимательское право

Предпринимательское право - комплексная интегрированная отрасль права , совокупность правовых норм, регулирующих на основе соединения частных и публичных интересов отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности и руководства ею.

Сторонники концепции утверждают, что самостоятельность данной отрасли обусловлена, как минимум, тремя факторами.

Во-первых, предпринимательская деятельность как предмет регулирования имеет ряд специфических черт, отличающих её от иных сфер человеческой деятельности.

Во-вторых, помимо частной сферы существует и будет существовать предпринимательская деятельность в государственном секторе экономики. Государственное предпринимательство требует особого правового регулирования, выходящего за традиционные рамки частного права.

В-третьих, в современных условиях сформировалась специфическая форма взаимосвязи государства и рынка, при которой регулирование предпринимательской деятельности требует особых методов, нередко чуждых частному праву в связи с тем, что они основаны на публично-правовых, властных началах.

Смежные правовые отрасли

  • Энергетическое право
  • Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
  • Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
  • Правовое регулирование индивидуального предпринимательства
  • Государственное регулирование в сфере предпринимательства
  • Правовое регулирование предпринимательской деятельности в зарубежных странах

Кроме того, ряд исследователей относят к предпринимательскому праву также правовое регулирование страхования , правовое регулирование рынка аудиторских услуг , оценочной деятельности, правовое регулирование рекламного рынка , и др.

История развития науки предпринимательского права

Развитие предпринимательского права в дореволюционный период

Сторонники коцепции предпринимательского права исходят из того, что законодательство в сфере предпринимательства, экономики не может быть только частным или только публичным. Соответствующие сферы жизнедеятельности общества в силу своей специфики не предполагают возможность формирования исключительно частного или публичного законодательства. К тому же разграничение права на отрасли и обоснование их самостоятельности - немаловажный вопрос для правовой науки и преподавания права. Но это проблема больше внутриправовая, важная для самих учёных-юристов. Для общества в целом главным являются полнота и эффективность правового регулирования предпринимательства в РФ.

Концепция предпринимательского права как комплексной отрасли права уже много лет разрабатывается в РФ и в зарубежных странах (концепция "бизнес-права" или business law). С этих позиций не утрачивают сделанные более 60 лет назад выводы В. К. Райхера о том, что комплексные отрасли права должны соответствовать трём условиям:

Наиболее последовательно позиция о самостоятельности предпринимательского права как отрасли права отстаивается в работах В. В. Лаптева , В. К. Мамутова , В. С. Мартемьянова , хотя имеются определённые различия неконцептуального характера. Так, В. С. Мартемьянов определял предпринимательское право как отрасль права, составляющую "совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества" .

Специфика предпринимательского права а также предпринимательского законодательства находит выражение в сочетании, взаимодействии частно-правовых и публично-правовых интересов, частно-правовых и публично-правовых средств. Следует отметить, что сегодня трудно отнести ту или иную отрасль права только к частному или только к публичному праву. Происходит сближение частно-правовых и публично-правовых сфер регулирования, что выражается, в частности, в значительном повышении роли суда в разрешении возникающих в сфере предпринимательства споров при применении публично-правовых средств.

Таким образом, наиболее обоснованной и адекватно отражающей реалии сегодняшнего этапа развития системы российского права представляется точка зрения, согласно которой предпринимательское право - самостоятельная интегрированная отрасль российского права, имеющая тенденцию перерастания в основную отрасль.

Источники предпринимательского права

Законодательство о предпринимательстве включает в себя значительную часть законов различной отраслевой принадлежности:

  • Конституция РФ (ст. 8, 34-37, 74, 75 и др.)
  • Гражданский Кодекс РФ (ст. 1-5, 18, 23, 51, 67, Главы 4-7 и др.)
  • ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" 0т 8 августа 2001 г.
  • ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" от 24 июля 2007 г.
  • ФЗ "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г.
  • Фз "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г.
  • ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 г.
  • ФЗ "О производственных кооперативах" от 8 мая 1996 г.
  • ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.
  • ФЗ "Об иностранных инвестициях" от 9 июля 1999 г.
  • ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г.
  • ФЗ "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 г.
  • ФЗ "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 года
  • ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 г.
  • ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 г.
  • ФЗ "О центральном банке РФ" от 27 июля 2002 г.
  • ФЗ "Об аудиторской деятельности" от 7 августа 2001 г.
  • ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г.
  • ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г.
  • ФЗ "О рекламе" от 13 марта 2006 г.
  • ФЗ "Об электроэнергетике" от 26 марта 2003 г.
  • ФЗ "О недрах" от 21 февраля 1992 г.

Комплексный характер законодательных актов о предпринимательстве во многом связан с тем, что государство постоянно находится в поиске справедливого сочетания публичных и частных интересов.

Систематизация законодательства о предпринимательской деятельности представляет собой объективный и закономерный процесс. В некоторых странах с рыночной экономикой законодательство о предпринимательской деятельности кодифицировано, то есть приняты Хозяйственные кодексы.

Система, когда в стране одновременно с гражданским кодексом принят хозяйственный или торговый кодекс, называется дуалистической системой частного права . В других странах (в том числе в России) принята монистическая система , означающая, что принят только гражданский кодекс .

В российской юридической литературе обсуждается вопрос о кодификации предпринимательского законодательства, то есть о переходе его на дуалистическую систему частного права. Сторонники принятия Хозяйственного кодекса России предлагают объединить в нём нормы частного и публичного права, участвующие в регулировании отношений, складывающихся в процессе осуществления предпринимательской деятельности . Сторонники цивилистического подхода, погалают, что что частные отношения в предпринимательском праве (торговое право) должно войти в Гражданский Кодекс. На сегодняшний день вопрос о создании Предпринимательского (Хозяйственного) Кодекса до конца не решён вследствие спора между хозяйственниками и цивилистами. Отличие между Гражданским и Хозяйственным кодексами, с точки зрения хозяйственников, состоит в том, что Гражданский и Хозяйственный кодексы регулируют одни и те же отношения, с той разницей, что Гражданский кодекс определяет их внешнюю составляющую, а Хозяйственный - внутреннюю. В случае принятия Предпринимательского (Хозяйственного) кодекса России в него могут войти следующие разделы:

Часть 1. Хозяйственное право

  • Раздел 1. Общие начала предпринимательства
  • Раздел 2. Хозяйствующие субъекты (регистрация, реорганизация и ликвидация хозяйствующих субъектов, виды (АО, ГУП и др.), формы объединений и совместной деятельности (концерны, холдинги), право собственности и другие вещные права на хозяйствующие субъекты (приватизация, национализация)
  • Раздел 3. Организация на предприятии (менеджмент, маркетинг, капитал, финансовая состоятельность/банкротство, трудовые ресурсы, бухгалтерский учёт, организационные договора, делопроизводство)
  • Раздел 4. Государственное регулирование в предпринимательской деятельности (линзирование, стандартизация, сертификация)

Часть 2. Торговое право

  • Раздел 5. Торговля (организация торговли и оказания услуг, права предпринимателей и права потребителей)
  • Раздел 6. Конкуренция (защита конкуренции, тендеры, естественные монополии)
  • Раздел 7. Реклама
  • Раздел 8. Особенности правового регулирования в отдельных областях хозяйствования (товарном, биржевом, финансовом, банковском, игорном, ресторанном, торговом мореплавании и др.)
  • Раздел 9. Специальные режимы хозяйствования

Принятие Предпринимательского Кодекса с точки зрения цивилистов также возможно, но в него будет входить только частно-публичные внутрихозяйственные отношения в организации, не затрагиваемые в Гражданском Кодексе. Существуют и другие варианты кодификации, в частности с регулированием имущественных и личных неимущественных отношений в предпринимательской деятельности, в то время как ГК регулирует те же самые отношения между обычными субъектами.

Примечания

Ссылки

Предпринимательское право – комплексная отрасль права, то есть совокупность правовых норм различной отраслевой принадлежности, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Круг общественных отношений, урегулированный нормами предпринимательского права, и составляет предмет рассматриваемой отрасли.

Предметом правового регулирования предпринимательского права выступают общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности. Всю совокупность указанных общественных отношений можно разбить на следующие группы:

Первую группу составляют отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности. В литературе эта группа отношений часто именуется предпринимательскими отношениями. Рассматриваемые общественные отношения складываются в процессе деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг между юридически равными субъектами товарно-денежных отношений.

Вторую группу составляют тесно связанные с предпринимательскими иные, некоммерческие отношения. Данная группа отношений характеризуется тем, что входящие в нее отношения непосредственно не направлены на получение прибыли, но являются необходимыми, создают основу, предпосылки для ее осуществления. В частности, к ним относятся организационно-имущественные отношения, возникающие в процессе создания и прекращения субъектов предпринимательства, получения ими лицензий и иных разрешений и т.п. Создает условия для предпринимательства и деятельность ряда некоммерческих организаций, в частности, товарных и фондовых бирж, ассоциаций (союзов) юридических лиц и т.п.

В третью группу входят отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности. Отношения, входящие в эту группу возникают между уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления и предпринимателями, в процессе государственного регулирования предпринимательства в целях обеспечения государственных и общественных интересов. Эти отношения регулируются публично-правовыми методами.

Четвертая группа внутрихозяйственные (внутрикорпоративные, внутрифирменные) отношения. Они возникают в процессе создания и управления деятельностью предпринимательских образований со сложной структурой.

Поскольку предмет предпринимательского права составляют как частноправовые, так и публично-правовые отношения, их можно также разграничить на «горизонтальные» (когда субъекты отношений находятся в равноправном положении) и «вертикальные» (субъекты находятся в отношениях власти и подчинения).



Подметодом правового регулирования , применяемым в конкретной от­расли права, понимается совокупность способов и приемов регулирова­ния отношений между субъектами, складывающихся вследствие осо­бых свойств предмета правового регулирования.

Считается, что каждой отрасли права присущ свой, особый метод регулирования. Однако так как предпринимательское право является комплексной отраслью, основанной на органичном сочетании частноправовых и публично-правовых начал, при регулировании общественных отношений, входящих в ее предмет, используется несколько методов. В юридической литературе обычно выделяют:

1) Метод автономных решений (метод согласования). Характерен для регулирования горизонтальных отношений, входящих в предмет предпринимательского права, то есть отношений между равноправными субъектами. Он выражается в предоставлении субъектам предпринимательства свободы выбора модели своего поведения, в том числе и с помощью согласования своих действий с иными субъектами предпринимательства.

2) Метод обязательных предписаний. Применяется для регулирования вертикальных отношений, основанных на подчинении одного субъекта другому. Императивными нормами права устанавливаются права и обязанности субъектов предпринимательских отношений. Одна сторона правоотношений наделяется правом давать другой стороне обязательные указания, которые она обязана исполнять.

3) Метод рекомендаций з аключается в том, что одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенный вариант поведения в тех или иных ситуациях, установление на основе рекомендаций их взаимных прав и обязанностей.



3. Предпринимательское право как наука и учебная дисциплина.

При характеристике системы права и отдельных ее отраслей выделяют также отрасли законодательства, научные и учебные дисциплины.

Если отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующая однородные правоотношения, то отрасль законодательства – совокупность нормативных актов, которые могут формироваться по различным основаниям, главным из которых является предметное единство регулируемых ими общественных отношений. Следует отметить, что предпринимательское право не имеет своего системообразующего правового акта, что затрудняет формирование данной отрасли права как системы правовых норм предпринимательской деятельности.

Предпринимательское право как научная дисциплина, наука представляет собой систему достоверных знаний, систему представлений ученых о предпринимательском праве как правовой отрасли.

Предпринимательское право как учебная дисциплина – это изложение с учетом определенных методических требований системы знаний о данной отрасли.

4. Источники предпринимательского права.

Под источником права понимается санкционированная государством форма выражения правовых норм, имеющих общеобязательный характер.

Источниками предпринимательского права являются:

1) Нормативно-правовые акты РФ.

2) Международные договоры РФ.

3) Обычаи делового оборота.

Нормативно-правовые акты являются основным источником права в российской правовой системе.

А) Конституция РФ – имеет высшую юридическую силу и является базой текущего законодательства;

Б) Федеральные конституционные законы;

В) Федеральные законы (особое место среди них занимают Кодексы);

Г) Подзаконные федеральные акты:

Указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, издаваемых в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;

Постановления, распоряжения Правительства РФ, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и исполнение законов;

Нормативные акты федеральных министерств, федеральных агентств, федеральных служб, направленные на исполнение законов, Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ;

Д) Акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между РФ и субъектами РФ;

Е) акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.

В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня.

Международные договоры РФ согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы и поэтому учитываются как источники ее права.

Согласно п.2 ст. 7 ГК РФ международные договоры РФ имеют приоритет перед ее гражданским законодательством. При этом международные договоры применяются к гражданским правоотношениям непосредственно, если только из самого договора не следует необходимость издания для его применения внутригосударственного акта.

Обычаи делового оборота.

Согласно ст.5 ГК РФ обычай делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, не зависимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

5. Предпринимательские правоотношения.

Под правоотношениями понимаются урегулированные нормами права общественные отношения.

Урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями, являются предпринимательскими правоотношениями.

В правоотношении можно выделить 3 элемента:

1) Субъекты правоотношения – совокупность лиц, участвующих в нем.

3) Объект правоотношения – это то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность субъектов правоотношения.

В качестве субъектов предпринимательских правоотношений могут выступать субъекты предпринимательской деятельности, государство и муниципальные образования.

К субъектам предпринимательской деятельности следует отнести лиц, непосредственно осуществляющих такую деятельность и зарегистрированных в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

На основании анализа норм действующего законодательства можно выделить следующих субъектов предпринимательской деятельности:

Граждане-предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица;

Крестьянские (фермерские) хозяйства;

Юридические лица – коммерческие организации;

Юридические лица – некоммерческие организации, которые на основании закона и учредительных документов осуществляют предпринимательскую деятельность.

В качестве объектов предпринимательских правоотношений могут выступать:

1) вещи и иное имущество;

2) работы и услуги;

3) действия обязанных субъектов;

4) собственная деятельность субъекта права;

5) неимущественные блага, используемые при осуществлении предпринимательской деятельности (фирменное наименование, коммерческая тайна и т.д.).

Субъективное право представляет собой юридически закрепленную меру возможного поведения участника правоотношения, а субъективная обязанность – меру его должно поведения.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения предпринимательских правоотношений являются юридические факты или их совокупности (юридические составы).

Юридические факты можно классифицировать на правопорождающие, правоизменяющие и правопрекращающие. Также юридические факты традиционно классифицируются на действия (правомерные и неправомерные) и события (абсолютные и относительные).

Следует обратить внимание на то, что поскольку нормами предпринимательского права регулируется прежде всего деятельность, постольку правопорождающими фактами здесь предстают действия участников предпринимательских правоотношений. События выступают чаще всего в роли правоизменяющих и правопрекращающих юридических фактов.

Монистическая теория (В.К. Мамутов, В.С. Мартемьянов и др.) исходит их того, что предпринимательское право является самостоятельной комплексной отраслью права.

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. 8, 34 Конституции РФ , которая устанавливает: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т. д. Данный принцип развивается в ГК РФ и иных нормативно-правовых актах .

2. Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты . Данный принцип основывается на положениях п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности ». Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельности с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности .

3. Принцип единого экономического пространства, который выражается в том, что согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции , свобода экономической деятельности. Статья 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях .

5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Стремясь получить максимальную прибыль , предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом. Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими). Прямое государственное регулирование выражается в установлении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; установлении запретов; применении мер ответственности, а косвенное - в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании.

6. Принцип законности . С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.

1. Основные понятия, предмет и методы правового регулирования предпринимательского права РФ

1. Отрасль российского предпринимательского права следует рассматривать как совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения, другие связанные с ними отношения и отношения по государственному регулированию рыночной экономики, возникающие по поводу обеспечения интересов государства и общества.

2. К предмету предпринимательского права относятся общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права, которые делятся на отношения горизонтальные (предприниматель – предприниматель) и вертикальные (предприниматель – орган управления). В предмет также входят некоммерческие отношения, связанные с предпринимательскими, но не сопровождаемые необходимостью получения прибыли, например отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием, отношения по государственному регулированию народного хозяйства и т. д.

3. Основным понятием предпринимательского права является понятие «хозяйствующий субъект», т. е. лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Это понятие шире, чем понятие «предприниматель», например, учебное заведение (некоммерческая организация), не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте, т. е. купить у общества с ограниченной ответственностью товары.

4. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на постоянное получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, обязательно зарегистрированными в установленном законом порядке. Решение заниматься предпринимательской деятельностью является свободным волеизъявлением.

5. Результаты деятельности, успешные или приводящие к негативным последствиям, зависят в основном от действий субъекта, умения реагировать на изменения складывающихся условий деятельности. Контроль предпринимательской деятельности осуществляется государственными органами путем предоставления субъекту права заниматься данной деятельностью и осуществлением проверок за соблюдением им положений, определенных законодательством. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта. Эти нормы содержатся в законах и других нормативных актах и образуют в целом отрасль права – предпринимательское право.

6. Существуют следующие виды хозяйственных норм – регулятивные и правоохранительные. Основная масса норм предпринимательского права носит регулятивный характер. К главным условиям развития предпринимательства относится многообразие форм собственности, право на занятие предпринимательской деятельностью и свобода труда.

7. Под методами правового регулирования понимается совокупность приемов и способов юридического воздействия на общественные отношения в целях достижения необходимого результата. Согласно традиционной в правовой литературе точке зрения каждой основной отрасли права соответствует только ей присущий метод (юридический режим) правового регулирования.

8. В предпринимательском праве (как и в любой другой отрасли права) используется не один, а несколько методов правового регулирования:

✓ метод обязательных предписаний;

✓ автономных решений;

✓ согласования (независимости воли сторон правоотношений);

9. С помощью метода обязательных предписаний императивными нормами права устанавливаются права и обязанности субъектов предпринимательских отношений, обязательность тех или иных действий либо их запрет. Он применяется, когда одна сторона правоотношения вправе давать другой стороне обязательные предписания. Данный метод характерен для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности: определения структуры суммы издержек, включаемых в себестоимость продукции; обязанности государственной регистрации субъектов предпринимательства; норм антимонопольного, налогового законодательства и др. Через метод обязательных предписаний выражаются публичные интересы общества.

10. Метод автономных решений характерен для регулирования отношений, в которые вступают в процессе предпринимательской деятельности юридически равноправные, самостоятельные товаропроизводители. Данные отношения в подавляющем объеме регулируются нормами гражданского законодательства. Главным здесь является автономия воли субъекта предпринимательских правоотношений в совершении тех или иных юридически значимых действий. Нередко данный метод называют методом согласования, поскольку права и обязанности сторон правоотношения устанавливаются по взаимной договоренности (согласованию) между ними. Это характерно (за редкими исключениями) для договорных отношений между участниками предпринимательской деятельности.

11. Метод рекомендаций заключается в том, что одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенный вариант поведения в тех или иных хозяйственных ситуациях, установление для сторон на основе рекомендаций их обязательных взаимных прав и обязанностей. Здесь необходимо отметить, что вариант поведения является наиболее оптимальным и выгодным для обеих сторон, поэтому и устанавливается в качестве рекомендации. Данному методу свойственна необязательность выполнения тех или иных действий в области предпринимательской деятельности.

2. Источники предпринимательского права РФ

¡ Источники предпринимательского права нормативно-правовые акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность.


1. Конституция РФ – основной источник предпринимательского права, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ), регулирует предпринимательские и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд граждан. ГК РФ раскрывает понятие предпринимательской деятельности, множество норм, регулирующих предпринимательство, организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности, правовой режим имущества предпринимателей, правила заключения договоров в обязательном порядке, определяет внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения.

Законы – нормативные акты, принимаемые представительным органом государственной власти РФ или ее субъектами.


Виды законов:

☝федеральный конституционный – нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием РФ с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РФ, а также закон, принятие которого специально предусмотрено Конституцией РФ;

☝федеральный – нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить федеральным конституционным законам;

☝законы субъектов РФ – нормативные акты, принимаемые высшим представительным органом субъекта РФ.

3. Федеральные законы подразделяются:

☝на регулирующие общее состояние определенного вида рынка (например, Федеральные законы от 26 июня 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»);

☝устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке (например, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

4. Следующее место в иерархии источников предпринимательского права занимают акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты) – указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, а также акты федеральных органов исполнительной власти – нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами, и акты исполнительных органов субъектов РФ. Они применяются при условии, что их нормы не противоречат актам более высокого уровня.

5. Обычаи делового оборота – это сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области (в том числе в предпринимательской деятельности) правила поведения, не предусмотренные законодательством.

6. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. В Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации отдается приоритет международным договорам.



mob_info