Субъективные права и обязанности хозяйствующих субъектов. Предприятие как основной субъект хозяйственного права. Так, не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью такие категории граждан: военнослужащие, государственные служащие, народные д

Субъекты хозяйственного права - лица правомочные быть участниками отношений урегулированных хозяйственным законодательством.

Основные признаки субъектов хозяйственного права:

1. Получение в установленном порядке специального статуса.

2. Наличие хозяйственной компетенции.

3. Наличие обособленного имущества.

4. Самостоятельная имущественная ответственность.

Для того чтобы осуществлять деятельность, лицо должно обладать правосубъектностью, т.е. получит в установленном порядке право быть субъектом хозяйственных отношений. Правосубъектность извлекается посредством государственной регистрации, либо посредством прямого указания закона (для государства и субъектов РФ).

Только с момента государственной регистрации лицо получает право осуществлять хозяйственную деятельность от своего имени. Хозяйственная деятельность без регистрации противозаконна, а доходы от такой деятельности подлежат изъятию бюджета.

Наличие хозяйственная компетенция.

Хозяйственная компетенция субъектов хозяйственных правоотношений – это совокупность принадлежащих им правомочий по осуществлению предпринимательской деятельности. Объем таких полномочий определяется законодательством, учредительными документами и получаемыми в установленном порядке специальными разрешениями (лицензия).

Выделяется общая, ограниченная, специальная и исключительная компетенция субъектов хозяйственного права.

Общая компетенция состоит в праве хозяйствующих субъектов своими действиями приобретать права и обязанности необходимые для участия в хозяйственных отношений: совершать сделки, пользоваться неимущественными правами, распоряжаться имуществом и т.д. Общей компетенцией обладают почти все виды субъектов.

Каждый предприниматель вправе в той или иной степени ограничить свою компетенцию. Такое ограничение, как правило, содержится в учредительных документах (устав, положение и т.д.). Несмотря на то, что решения об ограничении принимается предпринимателем самостоятельно, он не вправе выйти за пределы установленных ограничений. Так сделка, совершенная субъектом в нарушении предусмотренных уставом компетенции, будет признана недействительной.

Специальная компетенция – это объем правомочий, предоставленный субъекту хозяйственного права законом. Как правило, специальной компетенцией в сфере хозяйственного права наделяются унитарные предприятия и некоммерческий организации.

Обладание исключительной компетенцией означает отказ от иных видов предпринимательской деятельности за исключением избранной. Исключительной компетенцией обладают субъекты, осуществляющие банковскую деятельность, страховую, инвестиционную и т.д.


Наличие обособленного имущества.

Это требование законодательства направлено на обеспечение экономической базы, осуществление предпринимательской деятельности. Обособленность имущества означает наличие правовой связи между лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и имуществом. Правовой формой обособления является право собственности или иное вещное право (хозяйственное ведение, правовое управление). Обособленное имущество учитывается на балансе предпринимателя и служит основой для имущественной ответственности. Формально-юридическим признаком наличия обособленного имущества признается банковский счет.

Самостоятельная имущественная ответственность субъекта.

Самостоятельная имущественная ответственность субъекта означает, что он отвечает за свои действия принадлежащим ему имуществом. По общему правилу хозяйствующий субъект несет ответственность самостоятельно, а его учредители за деятельность созданного ими субъекта не отвечают, исключения из этого правила предусматриваются законодательством. Пример: государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенных (бюджетных) предприятий. На основании статьи 64 ГК РФ субсидиарная, т.е. дополнительная ответственность может быть возложена на учредителей предприятия признанных несостоятельным (банкротом), если будет установлено, что банкротство вызвано указаниями учредителей.

Предприятие является основным звеном хозяйственного комплекса. Понятие предприятия применяется в хозяйственном, налоговом, земельном, бюджетном, наконец, административном и уголовном законодательстве Украины.

В то же время, не прекращаются дискуссии в экономической и юридической литературе по поводу сущности понятия "предприятие". В их основе - два вопроса:

1) является предприятие объектом или субъектом права, и 2) каково соотношение понятие предприятия с понятием юридического лица?

Согласно ст.62 ГК Украины предприятие - это самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления, или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, другой хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими законами

ГК Украины в ст. 191 говорит о целостный имущественный комплекс предприятия как об объекте права. Однако это не означает, что предприятие, благодаря ГК Украины, теряет статус субъекта правоотношений. Об этом, в частности, свидетельствуют ст 152,167,169, 708, 722, 913, 916, 918, 972 ГК Украины, в которых применяется понятие предприятия как субъекта имущественных правоотношений. Поэтому понятие "предприятие" только в отдельном значении (как целостный имущественный комплекс) может рассматриваться как объект имущественных прав. В наиболее распространенном смысле такое понятие характеризует субъекта имущественных правоотношений.

Сегодняшние попытки некоторых исследователей рассматривать предприятие исключительно как вещь (имущество), есть не что иное, как навязыванием современным поколением сроков, существовавших в дореволюционной России и сложились в некоторых западных странах. Ведь нельзя не замечать, что традиции правоприменения сегодняшней Украины имеют свои собственные корни, которое нельзя игнорировать.

В частности, Конституция Украины в статьях 37,46,86,103,120,142, 143 говорит о предприятии как о субъекте, а не объект права. Новые Бюджетный, Земельный, Уголовный, Хозяйственный кодексы, подавляющее большинство других законодательных актов рассматривают предприятие как субъект правоотношений. Аналогичный подход применяется в Германии и в других странах, в законодательстве Европейского Союза (например, в ст 85,86 Римского договора 1957 p.).

Поэтому следует говорить не столько о предприятии как объект имущественных прав, сколько о целостный имущественный комплекс предприятия как объект таких прав. Так, согласно ч. З ст.66 ГК Украины целостный имущественный комплекс предприятия признается недвижимостью и может быть объектом купли-продажи и других соглашений, на условиях и в порядке, определенных этим Кодексом и законами, принятыми в соответствии с ним.

Вопрос о соотношении понятия предприятия и понятия юридического лица требует углубления в экономико-правовой природе современных хозяйственных отношений.

В сегодняшней финансово-монополистической экономике деятельность субъектов хозяйствования не может быть свободной, особенно в отношениях между учредителем и юридическим лицом, между дочерней и материнской компанией. В результате появляются субъекты, формально считаются юридическими лицами, но лишены классических цивилистическая признаков юридического лица (имущественная обособленность, равенство с другими субъектами, самостоятельная ответственность, автономная воля и т.д.). В юридической литературе отмечается, что в ситуации, когда государство и другие крупные владельцы капитала "в любой момент могут вторгнуться (и действительно делают это) в отношения между равноправными субъектами, категория юридического лица размывается до такой степени, что исследователи начинают поиск иной правовой конструкции". Как результат, на западе родилась теория персонификации предприятий. В СССР ее аналогом выступила теория хозяйственного органа, которая впоследствии была вытеснена пониманием Предприятия как субъекта права. Основы правового положения предприятия регламентированы в главе 7 ГК Украины. Предприятия могут создаваться как для осуществления предпринимательства, так и для некоммерческой хозяйственной деятельности. В этом отличие подхода ГК Украины к понятию предприятия от существовавшего ранее в Законе "О предприятиях в Украине" в 1991 году. Последний связывал понятие предприятия исключительно с доходностью, что не соответствовало всем разнообразии производственных отношений. Так, государственные ортопедические предприятия создаются для удовлетворения социальных потребностей инвалидов, а не для получения прибыли. Допустив существование некоммерческих предприятий, ГК Украины утвердил в качестве основной программно-производственную, а не коммерческую суть предприятия.

Предприятие имеет права юридического лица. Оно, если законом не установлено иное, действует на основе устава, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и идентификационным кодом. Предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, самостоятельно определять численность работников и штатное расписание, обязано вести налоговый и бухгалтерский учет, сдавать отчетность в установленном порядке.

Согласно с ч.5 ст.62 ГК Украины предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц. Это означает противопоставление понятия предприятия понятию хозяйственного объединения. Ведь основатель компании, даже если таковым выступает юридическое лицо, не может рассматриваться таким, что "входит в состав" предприятия. Тогда как для участника хозяйственного объединения характеристика основателя "входит в состав" полностью оправдана. Отсюда и важная характеристика - участники объединения в отличие от учредителей предприятия вынуждены в той или иной степени подчиняться в своей хозяйственной деятельности решением объединения.

Владелец осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы (например, наблюдательный совет AT) в соответствии с уставом предприятия или других учредительных документов.

Для руководства хозяйственной деятельностью предприятия собственник (собственники) или уполномоченный им орган назначает (избирает) руководителя предприятия, заключая с ним трудовой контракт.

Руководитель предприятия без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы в отношениях с другими лицами, формирует администрацию предприятия и решает вопросы деятельности предприятия в пределах и порядке, определенных учредительными документами.

ГК Украины во многих случаях устанавливает гарантии свободы и самостоятельности деятельности предприятий. В частности, в соответствии с ч.2 ст.71 Кодекса сведения, не предусмотренные законом, предприятие предоставляет органам управления и субъектам хозяйствования только на договорной основе или в порядке, предусмотренном учредительными документами предприятия.

В ст 65, 69 ГК Украины установлены основы социальных отношений внутри предприятия. Этим подчеркивается, что предприятие - это не просто набор имущества и имущественных прав, а сложно организованный социальный организм.

В частности, на всех предприятиях, использующих наемный труд, между собственником или уполномоченным им органом и трудовым коллективом или уполномоченным им органом должен заключаться коллективный договор, которым регулируются производственные, трудовые и социальные отношения трудового коллектива с администрацией предприятия.

Решения по социально-экономическим вопросам, касающиеся деятельности предприятия, должны производиться и приниматься его органами управления с участием трудового коллектива и уполномоченных им органов (ч.9 ст.65 ГК Украины).

Имущество предприятия составляют производственные и непроизводственные фонды, а также другие ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия.

Государство гарантирует защиту имущественных прав предприятия. Изъятие государством у предприятия имущества, которое им используется, осуществляется лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом (ч.7 ст.66 ГК Украины).

Владелец, органы управления предприятия обязаны обеспечить для всех работников предприятия надлежащие и безопасные условия труда (ч.4 ст.69 ГК). Предприятие с вредными условиями труда создает отдельные цеха, участка для предоставления женщинам, несовершеннолетним и отдельным категориям работающих более легкой работы (ч.5 ст.69) и др.

В зависимости от форм собственности, предусмотренных законом, в Украине могут действовать следующие виды предприятий (ст.63 ГК Украины)

частное предприятие, действующее на основе частной собственности граждан или субъекта хозяйствования (юридического лица);

  • 1. предприятие, действующее на основе коллективной собственности (пред приятие коллективной собственности);
  • 2. коммунальное предприятие, действующее на основе коммунальной собственности территориальной общины;
  • 3. государственное предприятие, действующее на основе государственной собственности;
  • 4. предприятие, основанное на смешанной форме собственности (на базе объединения имущества разных форм собственности).

В случае если в уставном фонде предприятия иностранная инвестиция составляет не менее десяти процентов, оно признается предприятием с иностранными инвестициями. Предприятие, в уставном фонде которого иностранная инвестиция составляет сто процентов, считается иностранным предприятием. Специальным законом для этих видов предприятий является Закон Украины "О режиме иностранного инвестирования".

В зависимости от способа образования (учреждения) и формирования уставного фонда в Украине предприятия делятся на унитарные и корпоративные.

Унитарное предприятие создается одним учредителем. Основатель выделяет необходимое для предприятия имущество, формирует в соответствии с законом уставный фонд, не разделенный на доли (паи), утверждает устав, распределяет доходы, непосредственно или через назначенного им руководителя управляет предприятием и формирует его трудовой коллектив на основах трудового найма, решает вопросы реорганизации и ликвидации предприятия.

Корпоративное предприятие образуется, как правило, двумя или более учредителями по их общим решением (договором), действует на основе объединения имущества и / или предпринимательской или трудовой деятельности учредителей (участников), их общего управления делами, на основе корпоративных прав, в том числе через создаваемые ими органы, участия учредителей (участников) в распределении доходов и рисков предприятия.

Таким образом, решающим для разграничения корпоративных и унитарных предприятий является критерий единства или разрешения прав учредителей (учредителя) на имущество этого предприятия. Корпоративными предприятиями всегда выступают кооперативы, хозяйственные общества, предприятия, основанные на собственности двух или более лиц (например, предприятие, созданное супругами). Унитарными могут быть государственные и коммунальные предприятия, предприятия, созданные единолично объединением граждан или религиозной организацией, другие дочерние предприятия, а также предприятия, созданные на основе частной собственности учредителя.

Важно учитывать, что юридическое и экономическое значение корпоративности (унитарности) могут не совпадать.

Предприятие может быть унитарным в экономическом смысле, но быть корпоративным в юридическом смысле, и наоборот. Например, государственным корпоратизированным предприятием является акционерное общество, которое может иметь одного учредителя - государство. Аналогичная ситуация возникает в том случае, когда один из учредителей (участников) хозяйственного общества владеет контрольным пакетом акций или имеет иную возможность совершать решающее влияние на процессы управления предприятием. Такое предприятие является корпоративным в юридическом смысле, но унитарным с экономической точки зрения. Наоборот, предприятие, единолично созданное хозяйственным обществом или объединением граждан, является унитарным в юридическом смысле, но корпоративным в экономическом смысле, поскольку источник власти основателя имеет коллективную природу. Эти положения важно учитывать при выяснении ожидаемых результатов корпоратизации того или иного предприятия.

В зависимости от количества работающих и объема валового дохода от реализации продукции за год предприятия делятся ГК Украины на малые , средние или крупные предприятия (см. ч.7 ст.63 ГК). Эта классификация имеет значение для формирования экономической политики в сфере налоговых и хозяйственных (организационных) льгот, а также разграничение режимов государственной поддержки, Украина, предоставляемой законодательством, тем или иным предприятиям.

В случаях существования зависимости от другого предприятия, предприятие признается дочерним (зависимым). При этом материнская компания и дочернее предприятие признаются ассоциированными предприятиями.

Важно учитывать, что и унитарное, и корпоративное предприятия (в обоих случаях - в юридическом смысле) могут быть дочерними. Корпоративное предприятие считается дочерним, если его учредитель - юридическое лицо владеет контрольным пакетом акций или другим преимущественным правом на управление предприятием. Для корпоративных дочерних предприятий ГК Украины (ст.126) предусматривает простую или решающую зависимость от материнской компании. В основе этого деления положено вопрос об объеме прав материнской компании: сводятся они только к праву блокировать решения, требующие квалифицированного большинства основателей зависимого предприятия, или решающего права на управление предприятием, в частности при владении контрольным пакетом акций зависимого предприятия.

Субъекты хозяйственного права многообразны. Их классификация может осуществляться по различным признакам.

Прежде всего, можно различать субъекты хозяйственного права в зависимости от формы собственности, на базе которой они действуют. С этой точки зрения различаются субъекты хозяйственного права, действующие на основе частной собственности, государственной собственности и муниципальной собственности.

Наиболее важное значение в условиях рыночной экономики имеют субъекты, действующие на основе частной собственности. К ним относятся индивидуальные предприниматели, корпоративные предприятия - хозяйственные товарищества и общества, некоторые другие хозяйствующие субъекты.

На базе государственной собственности действуют унитарные государственные предприятия, государственные территориальные образования, органы государственного регулирования экономики.

Субъектами, действующими на базе муниципальной собственности, выступают муниципальные предприятия, муниципальные образования и органы, осуществляющие муниципальное регулирование хозяйственной деятельности (органы местного самоуправления).

Классификация субъектов хозяйственного права может также проводиться в зависимости от наличия или отсутствия у них прав юридического лица.

Права юридического лица имеют важное значение для субъектов, непосредственно осуществляющих хозяйственную деятельность. Они называются обычно хозяйствующими субъектами и, как правило, имеют права юридического лица. В связи с этим понятие хозяйствующего субъекта нередко отождествляется с понятием юридического лица.

Однако такое отождествление не может быть признано правильным. Хотя большинство хозяйствующих субъектов (например, предприятия и другие коммерческие организации) действительно обладают правами юридического лица, есть и такие субъекты, которые осуществляют хозяйственную деятельность, но юридическими лицами не являются. Примером могут служить не только индивидуальные предприниматели (нередко называемые субъектами, действующими без образования юридического лица), но и некоторые коллективные субъекты, например, крестьянские (фермерские) хозяйства. Не обладают правами юридического лица также подразделения предприятия, в том числе обособленные подразделения - филиалы и представительства.

Юридическое лицо - это субъект отношений, регулируемых гражданским законодательством, к числу которых относятся, например, отношения, возникающие в связи с заключением и исполнением предпринимательских договоров. Но предприятие выступает не только в таких отношениях (отношениях по горизонтали), но и в отношениях, связанных с государственным и иным регулированием их деятельности (в отношениях по вертикали).

И в тех и в других отношениях предприятие выступает как единый субъект права. Даже в тех отношениях, для участия в которых необходимо иметь права юридического лица, предприятие действует как таковое, как организация, обладающая правами юридического лица наряду с другими правами.

Имеющиеся у предприятия права юридического лица являются составным элементом хозяйственной правоспособности (хозяйственной компетенции).

В правосубъектности хозяйствующего субъекта органически сочетаются частноправовые и публично-правовые элементы.

Классификация субъектов хозяйственного права может быть проведена и по выполняемым ими функциям. С этих позиций могут быть выделены следующие виды субъектов предпринимательского права.

Прежде всего, это субъекты хозяйственной деятельности. Они непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность, являются хозяйствующими субъектами.

К этой группе субъектов предпринимательского права относятся индивидуальные предприниматели, предприятия, производственные кооперативы, другие коммерческие организации.

Для этой группы субъектов ведение хозяйственной деятельности является основной задачей. Данные субъекты играют наиболее важную роль в сфере предпринимательства. Они занимают главное место среди субъектов хозяйственного права.

Существуют и такие субъекты хозяйственного права, основная задача которых состоит в социальной, культурной, научной и иной нехозяйственной деятельности.

Они являются некоммерческими организациями и действуют в качестве субъектов предпринимательского права в случаях, когда для выполнения их основных задач оказывается необходимым вступление в хозяйственные правоотношения, заключение предпринимательских договоров и совершение других подобных действий.

Включение некоммерческих организаций в сферу хозяйственного права объясняется тем, что данная отрасль права охватывает, как отмечено выше, не только предпринимательскую деятельность, но и хозяйственную деятельность в более широком смысле.

В условиях рыночной экономики предпринимательская деятельность является основным видом хозяйственной деятельности. Поэтому именно на нее ориентировано хозяйственное право. Некоммерческая хозяйственная деятельность охватывается предпринимательским правом как тяготеющая к деятельности предпринимательской.

Некоммерческие организации не имеют цели получения прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В случае получения прибыли некоммерческая организация использует ее для обеспечения своей основной деятельности, причем полученная прибыль не может распределяться между участниками данной организации.

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» предусматриваются организационно-правовые формы, в которых могут создаваться эти организации. Такими организационно-правовыми формами являются общественные организации, религиозные организации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, а также некоторые другие организационно-правовые формы.

Всякая некоммерческая организация является юридическим лицом, имеет имущество на праве собственности или оперативного управления, самостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация создается на основе устава или учредительного договора и имеет специальную правоспособность.

Она может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

Другую группу субъектов хозяйственного права составляют субъекты, осуществляющие регулирование (организацию) хозяйственной деятельности.

Субъектами, осуществляющими регулирование (организацию) хозяйственной деятельности, являются, прежде всего, государственные и муниципальные образования, государственные органы и органы местного самоуправления.

Они регулируют хозяйственную деятельность на соответствующей территории, организуют предпринимательскую деятельность созданных ими государственных и муниципальных предприятий. ФАС регулирует деятельность хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке.

В то же время в данную группу входят субъекты, осуществляющие не только государственное, но и внутрисистемное регулирование хозяйственной деятельности. Речь идет о центрах хозяйственных систем, об органах, возглавляющих производственно-хозяйственные комплексы.

Подразделяя субъекты хозяйственного права на осуществляющие хозяйственную деятельность и регулирующие ее, необходимо отметить, что это деление не является абсолютным. В некоторых случаях функции ведения и регулирования хозяйственной деятельности могут сочетаться и осуществляться одним субъектом. Субъект, ведущий в основном хозяйственную деятельность, может выступать в качестве органа регулирования такой деятельности. Так, в холдингах головная организация является хозяйствующим субъектом (предприятием), но в отношениях с дочерними предприятиями она выступает в качестве субъекта, регулирующего (организующего) их деятельность.

Возможна и противоположная ситуация, когда субъект, действующий в основном в качестве органа регулирования хозяйственной деятельности, сам осуществляет такую деятельность.

Например, государственные и муниципальные образования (субъекты РФ, городские и сельские поселения) являются субъектами, регулирующими хозяйственную и иную деятельность на своей территории. Но, будучи собственниками имущества, они могут выступать как субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Особое место занимают внутрихозяйственные субъекты - подразделения предприятий (хозяйствующих субъектов). Они могут участвовать во внутрихозяйственных отношениях, складывающихся в пределах предприятия между данными подразделениями, а также между ними и предприятием в целом.

Таким образом, внутри предприятия складываются отношения как по горизонтали (между подразделениями), так и по вертикали (между подразделениями и предприятием в целом).

Подразделения предприятия могут быть двух видов: внутренние и обособленные. Внутренние подразделения могут участвовать только во взаимоотношениях с другими подразделениями или с предприятием в целом. Их деятельность замкнута рамками предприятия. Такими подразделениями являются цеха, производства, хозяйства и другие подобные подразделения. Они действуют только внутри предприятия, их организационное и имущественное обособление внутри предприятия носит относительный характер и достигается путем утверждения структуры предприятия и средствами бухгалтерского учета. Оно проявляется главным образом на крупных промышленных предприятиях при определении функций, прав и обязанностей внутренних подразделений.

Обособленные подразделения (филиалы, представительства) участвуют не только во внутрихозяйственных отношениях, но и в отношениях с другими организациями, действуя при этом от имени предприятия. Их правовое положение определяется в общих чертах в законодательстве и конкретизируется в локальных нормативных актах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие и виды субъектов хозяйственного права

1. Понятие субъектов хозяйственного права

Субъекты хозяйственного права -- это участники хозяйственных отношений, которые непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность или управляют такой деятельностью, созданные в установленному законом порядке, имеют необходимое для осуществление такой деятельности имущество и владеют хозяйственной правосубъектностью.

Признаками субъектов хозяйственного права являются:

1 -- непосредственное осуществление хозяйственной деятельности (производство продукции, выполнение работ и предоставления услуг) или руководство хозяйственной деятельностью, которая приемлема собственникам имущества предприятий, хозяйственным объединением, промышленно-финансовым группам и хозяйственным министерствам и ведомствам;

2 -- создание в установленном законом порядке;

3 -- наличие имущества, необходимого для осуществления избранной субъектом или возложенной на него хозяйственной деятельности или руководства такой деятельностью (такое имущество может закрепляться за субъектами хозяйственного права на разных правовых титулах: праве собственности, праве полного хозяйственного ведения, праве оперативного управления, праве пользования и т.п.);

4 -- наличие хозяйственной правосубъектности, то есть признанной и закрепленной государством за определенным субъектом хозяйствования возможности быть субъектом прав; объем хозяйственной правосубъектности участников хозяйственных правоотношений фиксируется в законе и в их учредительных документах.

В зависимости от характера осуществляемой деятельности выделяют:

-- субъекты хозяйственного права, которые непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность;

-- субъекты хозяйственного права, которые осуществляют руководство хозяйственной деятельностью, в т.ч. организацию такой деятельности.

В зависимости от форм собственности, на базе которой они функционируют, различают государственную, коммунальную, коллективную, частную и смешанную формы собственности которые являются субъектами хозяйственного права.

К государственным принадлежат государственные и казенные предприятия, государственные хозяйственные объединения, хозяйственные министерства и ведомства.

К коммунальным принадлежат коммунальные предприятия, органы местного самоуправления и их исполнительные органы.

К коллективным -- хозяйственные общества, производственные кооперативы, добровольные хозяйственные объединения, унитарные предприятия, созданные кооперативами, хозяйственными обществами, общественными и религиозными организациями,

К частным -- индивидуальные предприниматели, частные предприятия.

Смешанные -- это арендные, общие предприятия, а также промышленно-финансовые группы, в состав которых могут входить хозяйственные организации разных форм собственности.

Индивидуальные предприниматели как субъекты хозяйственного права

Одним из субъектов хозяйственного права являются индивидуальные предприниматели. Индивидуальные предприниматели -- это физические лица, не ограниченные законом в правоспособности и дееспособности, зарегистрированные в установленном законом порядке как субъекты предпринимательской деятельности, которые непосредственно осуществляют такую деятельность.

Закон устанавливает ограничение для определенных категорий лиц относительно возможности осуществления ими предпринимательской деятельности.

Так, не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью такие категории граждан: военнослужащие, государственные служащие, народные депутаты Украины и прочие лица, уполномоченные осуществлять функции государства;

Регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в общем порядке для всех субъектов предпринимательской деятельности, то есть соответственно требованиям Хозяйственного Кодекса Украины.

Индивидуальный предприниматель вправе осуществлять любую предпринимательскую деятельность, относительно которой законом не установлен запрет для данной категории субъектов.

2. Предприятие как основное звено экономики

Правовое положение предприятий определяется Хозяйственным и Гражданским Кодексами Украины, согласно которым этим субъектам хозяйствования присущие такие черты:

* принадлежность к основному звену экономики;

* непосредственное осуществление производственной, научно-исследовательской и коммерческой деятельности;

* возможность функционирования на любой форме собственности: государственной, коммунальной, коллективной, частной;

* обязательный учредительный документ -- устав;

* функционирование на базе отделенного имущества, которое находит выражения в наличия самостоятельного баланса и счета в банка; это имущество может быть закреплено за предприятием на правах собственности.

* наличие хозяйственной правосубъектности, в том числе статуса юридического лица с одновременным запретом иметь в своем составе других юридических лиц;

* порядок управления предприятием зависит от типа предприятия: управление предприятием унитарного типа - осуществляется единоличным руководителем, который назначается собственником имущества предприятия; корпоративного типа -- с помощью созданных участниками органов (собрание участников, исполнительный и контрольный органы);

* степень самостоятельности предприятия (объем его прав и обязанностей);

1- зависит от правового режима имущества предприятия: предприятия-собственники имущества имеют максимальный объем прав и минимум обязанностей;

2- относительно предприятий не собственников -- стратегические вопросы создания и деятельности таких предприятий решаются собственниками их имущества

Государственное предприятие (ГП) -- это предприятие унитарного типа, которое действует на базе отделенной части государственной собственности без деления ее на частицы, создается в распорядительном порядке компетентным органом и входит в сферу управления указанного органа.

основные черты:

2) предприятие несобственник, что предопределяет необходимость выполнения указаний собственника и согласование с ним основных вопросов деятельности;

3) функционирование на базе государственного имущества, которое закрепляется за ГП на праве полного хозяйственного ведения;

4) функции собственника имущества относительно государственного предприятия выполняет отраслевое министерство, к сфере деятельности которого належит предприятие, или государственное хозяйственное объединение, в состав которого включено предприятие;

5) управление ГП осуществляется единоличным руководителем, который назначается на должность путем заключения с ним контракта органом, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Сравнительно с другими предприятиями несобственниками государственное предприятие имеет дополнительные ограничения в таких своих полномочиях:

1) учредительских;

2) относительно распоряжения закрепленным за ним на праве полного хозяйственного ведения имуществом;

3) относительно распоряжения прибылью;

4) относительно заключения договоров.

Казенное предприятие -- это такое унитарное предприятие, которое действует на базе отделенной части государственной собственности, которая не подлежит приватизации, без деления ее на части, создается путем преобразования из государственного предприятия по решению Кабинета Министров Украины и входит в сферу управления органа, уполномоченного управлять соответствующим государственным имуществом.

Основные черты казенного предприятия:

1) хозяйственная организация унитарного типа;

2) функционирует на базе государственного имущества, которое не подлежит приватизации;

3) создается по решению Кабинета Министров Украины путем реорганизации в форме преобразования государственных предприятий.

4) функции собственника имущества относительно казенного предприятия выполняет отраслевое министерство: утверждает устав казенного предприятия, назначает его руководителя, осуществляет контроль за соблюдением положений устава и эффективностью использование закрепленного за казенным предприятием государственного имущества; осуществляет планирование и финансовый контроль за хозяйственной деятельностью казенного предприятия и т.д.;

5) действует на основании устава, который разрабатывается на основе за утвержденного Кабинетом Министров Украины Типичного устава казенного предприятия, и может включать, кроме общих положений, положение об обязательной отчетности казенного предприятия за установленной Кабинетом Министров формой и ответственность руководителя предприятия за результаты его хозяйственной деятельности;

6) принадлежит к предприятиям несобственникам: функционирует на базе государственного имущества, которое закрепляется за казенным предприятием на праве оперативного управления, которое предусматривает необходимость целевого использование имущества с значительным ограничением полномочий относительно его распоряжения, а также субсидиарную ответственность государства за обязательствами казенного предприятия.

Арендное предприятие -- это предприятие в форме хозяйственного общества, созданного членами трудового коллектива государственного, коммунального или иного предприятия с целью аренды и эксплуатации целостного имущественного комплекса последнего для осуществления хозяйственной коммерческой деятельности.

Характерные особенности арендного предприятия:

2) действует на основании Хозяйственного кодекса, "О хозяйственных обществах", "Об аренде государственного и коммунального имущества", учредительных документов, договора аренды;

3) имеет форму хозяйственного общества;

4) участниками такого общества являются члены трудового коллектива предприятия, имущество которого передается в аренду;

5) создание членами трудового коллектива хозяйственного общества с целью аренды имущественного комплекса государственного или коммунального предприятия, на котором они работают, обусловленное участием в нем более чем 50 процентов членов трудового коллектива;

6) участники хозяйственного общества -- арендного предприятия должны брать обязательное трудовое участие в производственно-хозяйственной деятельности такого предприятия;

7) действует на базе арендованного целостного имущественного комплекса государственного, коммунального или иного предприятия;

8) функционирует на базе смешанной собственности: государственной или коммунальной и коллективной.

Кроме общих оснований прекращения деятельности, которые присущи любой хозяйственной организации, арендное предприятие имеет еще дополнительную -- разрыв или прекращение договора аренды без следующей пролонгации.

субъект хозяйственный право кооператив

3. Понятие хозяйственного общества

Хозяйственные общества -- это хозяйственные организации, которые создаются физическими и/или юридическими лицами на договорных началах путем объединения имущества и предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.

Правовое положение хозяйственных обществ регулируется Законом Украины от 19 сентября 1991 г. "О хозяйственных обществах".

Характерные особенности:

* хозяйственные организации корпоративного типа;

* возможность применения этой организационно-правовой формы для предприятий, других хозяйственных организаций низового звена экономики, которые имеют целью получения прибыли, неприбыльных хозяйственных организаций, хозяйственных объединений;

* наличие статуса юридического лица;

* основной правовой титул имущества общества -- право собственности;

* делимость имущества общества на доли, размер которых определяется учредительными документами общества;

* обязательное наличие у общества двух фондов -- уставного и резервного:;

* основатели имеют право выбора вида общества из числа тех, что предусмотренные законом: - АО, ООО, ОДО, ПО, Коман. О.

В зависимости от того, какие элементы (имущественные или личные) доминируют в хозяйственном обществе, законодательством предусмотрены применения разных принципов правового регулирования:

Акционерное общество (АО) -- это такое хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на определеное количество частей равной нарицательной стоимости, выраженных в акциях, и которое несет ответственность за своими обязательствами всем собственным имуществом; акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в границах стоимости надлежащих им акций.

Характерные особенности:

2) деление уставного капитала на частицы равной нарицательной стоимости, которые именуются акциями;

3) ответственность АО за своими обязательствами лишь имуществом, которое належит нему на правах собственности;

4) отсутствие у акционеров субсидиарной имущественной ответственности по обязательствам общества, если они (акционеры) полностью выплатили свои части;

5) основатели -- физические и/или юридические лица; и т.д.

Акционерные общества функционируют в двух видах: открытое акционерное общество (ОАО) и закрытое акционерное общество (ЗАО). Ст. 81 ХКУ

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) -- это такое хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на части размеры которых определены учредительными документами, и которое несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом; участники, которые полностью уплатили свои взносы, несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в границах стоимости своих взносов.

Основные черты:

1) минимальный размер уставного фонда -- сумма, эквивалентная 100 минимальным заработным платам по ставке на момент создания общества;

2) деление уставного фонда на части, размер которых определяется учредительными документами и может быть любым (равным или разным);

3) ответственность общества по собственными обязательствами всем своим имуществом;

4) отсутствие у участников общества субсидиарной имущественной ответственности за долги общества, если они полностью уплатили свои частицы; и т.д.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) -- это такое хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на части размеры которых определены учредительными документами, и которое несет ответственность по своими обязательствами всем своим имуществом, а в случае его недостаточности -- также имуществом участников раз мер котрого определен учредительными документами и является кратным размеру к вкладу любого из них.

Основные черты:

1) разновидность хозяйственного общества;

2) минимальный размер уставного фонда -- сумма, эквивалентная 100 минимальным заработным платам по ставке, которая действует на момент создания общества;

3) деление уставного фонда на части, размер которых определяется учредительными документами и может быть любым (равным или неравным);

4) наличие системы органов управление: собрание участников -- вышестоящий орган, дирекция (коллегиальный) или директор (единоличный) -- исполнительный орган, ревизионная комиссия -- контрольный орган;

5) субсидиарная ограниченная имущественная ответственность участников по обязательствам общества, предельный размер которой устанавливается или законом (относительно доверительных обществ) или учредительными документами ОДО в одинаковом для всех участников кратном размере к их вкладах; и т. д.

Полное общество -- это хозяйственное общество, которое действует на базе "совместного" имущества, разделенного на части размер которых определен учредительным договором, несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Все участники которые от лица общества совместно осуществляют предпринимательскую деятельность несут дополнительную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом.

Основные черты".

1) разновидность хозяйственного общества;

2) учредительный документ -- учредительный договор

3) отсутствие законодательных требований к размеру и порядку формирования имущества, которое регулируется учредительным договором;

4) отсутствие органов управления обществом, поскольку управление делами общества осуществляется самыми участниками в порядке, определенном учредительным договором общества; и т.д.

Коммандитное общество -- это хозяйственное общество, которое действует на базе "совместного" имущества, разделенного на части в размерах, определенных учредительным договором, несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом и имеет одного или больше участников, которые от лица общества осуществляют предпринимательскую деятельность и несут по его обязательствам ответственность всем своим имуществом (полных участников), а также других участников, присутствующих в деятельности общества лишь своими вкладами (вкладчиков).

Основные черты:

1) разновидность хозяйственного общества;

3) обязательность одного учредительного документу -- учредительного договора;

4) отсутствие законодательных требований к размеру имущества и порядка его формирование (эти вопросы регулируются учредительным договором);

5) ограничение совокупной части вкладчиков 50 % имущества общества;и т.д.

4. Правовое положение производственных кооперативов

Производственный кооператив (ПК) -- это хозяйственная организация корпоративного типа, которая создается на добровольных основах гражданами для общего осуществления хозяйственной (прежде всего производственной) деятельности с целью получения дохода и действует на основании устава, на основах членства, обязательного трудового участия в его деятельности, самоуправление и самофинансирование.

Нормативной основой деятельности производственного кооператива являются законы: общий (Закон СССР от 26 мая 1988 г. "О кооперации в СССР") и специальный (Закон Украины от 17 июля 1997 г. "О сельскохозяйственной кооперации").

Основные черты производственного кооператива:

1) хозяйственная организация корпоративного типа;

2) цель деятельности -- получение дохода и обеспечение занятости население;

3) создание на добровольных основах;

4) непосредственное осуществление хозяйственной деятельности (производство продукции/товаров, выполнение работ, предоставление услуг);

Сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) -- это производственный кооператив, созданный физическими лицами -- сельскохозяйственными товаропроизводителями для общего производства продукции сельского, рыбного и лесного хозяйства, с обязательным трудовым участием в его деятельности.

Особенности сельскохозяйственного производственного кооператива.

1) специфический предмет деятельности -- производство продукции сельского, рыбного и лесного хозяйства;

2) минимальное количество основателей (членов) -- три лица;

3) основные участники (члены) СПК -- физические лица, которые достигли 16 лет и являються сельскохозяйственными производителями;

4) обязательность трудового участия членов СПК в процессе производства;

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Отличительные черты подотраслей финансового права: бюджетного, налогового, банковского, фондового права. Хозяйственные и акционерные общества, холдинги, концерны и ассоциации, как субъекты хозяйственного права. Понятие, признаки и права юридических лиц.

    лекция , добавлен 03.02.2011

    Понятие, предмет и метод правового регулирования хозяйственного права. Система, основные принципы и источники (формы) хозяйственного права. Общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления хозяйственной деятельности в Республике Беларусь.

    реферат , добавлен 06.12.2010

    Предмет, метод и система хозяйственного права, отграничение от смежных отраслей. Дуалистическая концепция. Состав и структура хозяйственного законодательства. Отношения по государственному регулированию экономики. Диспозитивные и императивные нормы.

    реферат , добавлен 02.08.2008

    Понятие и система хозяйственного процессуального права. Хозяйственный процесс как совокупность процессуальных действий и возникающих в ходе правоотношений. Принципы хозяйственного процессуального права. Принцип гласности разбирательства дел в судах.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Изучение понятия, сущности, задач хозяйственного права. Хозяйственные правоотношения: понятие и виды. Методы правового регулирования хозяйственных отношений. Досудебный порядок урегулирования хозяйственных споров. Правовое положение частных предприятий.

    шпаргалка , добавлен 05.09.2010

    В работе рассматриваются следующие вопросы: Почему отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер? Из норм, каких отраслей права формируется отрасль хозяйственного права? Дается характеристика особенностей метода хозяйственного права.

    контрольная работа , добавлен 28.06.2008

    Осуществление хозяйственного судопроизводства. Способы законодательного закрепления принципов хозяйственного процессуального права. Материально-правовой аспект принципа законности. Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения дел в суде.

    реферат , добавлен 16.01.2009

    Значение гражданско-правового института вещных прав в гражданском обороте. Изучение норм права, регулирующих правоотношения, связанные с объектами вещного права. Субъекты вещных правоотношений. Право хозяйственного ведения и оперативного управления.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2014

    Понятие и наука хозяйственного права. Классификация, принципы и методы правового регулирования хозяйственных отношений, источники хозяйственного законодательства. Формы государственного воздействия на субъекты хозяйствования в Республике Беларусь.

    курс лекций , добавлен 14.12.2011

    Понятие и предмет хозяйственного права. Методы хозяйственного права: императивный (вертикальные отношения); диспозитивный (горизонтальные отношения). Признаки предпринимательской деятельности. Создание коммерческих организаций. Хозяйственный договор.

1. Предприятие как основной субъект хозяйственного права

Право собственности как основа хозяйствования

Правовое регулирование расчётов

Список источников

1. Предприятие как основной субъект хозяйственного права

Субъекты хозяйственных отношений современной российской экономики многообразны. Это объясняется прежде всего высоким уровнем развития рыночных отношений и реализацией принципа экономической свободы. Однако доминирующее положение в этом ряду всё-таки занимают предприятия, как основной хозяйствующий субъект, носитель различных прав и обязанностей. Они занимают главенствующую позицию в консолидации и использовании материальных ресурсов, удовлетворении потребностей общества в товарах, работах и услугах, создании рабочих мест. Они в соответствии с законом подлежат государственной регистрации, обладают гражданской правосубъектностью и самостоятельностью, выступая в экономическом обороте от своего имени.

Юридическим лицом в соответствии с действующим законодательством, признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица принято классифицировать на коммерческие и некоммерческие организации.

Основным субъектом хозяйственных отношений выступают коммерческие организации, цель которых - извлечение прибыли. Выступление в хозяйственном обороте с целью получения прибыли означает, что только профессиональное занятие производством товаров (работ, услуг) дает основание считать участников такой деятельности предпринимателями.

Существуют и такие субъекты хозяйственного права, основная цель которых состоит в социальной, образовательной, научной и иной нехозяйственной деятельности. Они являются некоммерческими организациями и действуют в качестве субъектов предпринимательского права в случаях, когда для выполнения их основных задач оказывается необходимым вступление в хозяйственные правоотношения, заключение гражданских договоров и совершение других подобных действий.

Вступление некоммерческих организаций в сферу хозяйственного права объясняется тем, что данная отрасль права охватывает, как отмечено выше, не только предпринимательскую деятельность, но и хозяйственную деятельность в более обширном смысле.

В рамках многообразия типов собственности могут быть созданы субъекты хозяйствования разных организационно-правовых форм.

Знание основных принципов, законодательно регулирующих порядок деятельности и ответственность за результаты, необходимо при выборе той или иной организационно-правовой формы создаваемого вновь или реорганизуемого субъекта хозяйствования.

Основными характеристиками, отличающими одну организационно-правовую форму от другой, являются:

количество учредителей данной организации;

органы управления;

способ распределения прибыли и убытков;

имущество, составляющее материальную основу хозяйственной деятельности организации;

собственник капитала и имущественного комплекса;

границы имущественной ответственности.

Действующие в экономике субъекты хозяйствования (предприятия, фирмы, объединения) многочисленны с позиции масштабности, вида деятельности и организационно-правового устройства. Однако при всем многообразии возможных видов они делятся на упорядоченные типы, группы, для которых выработаны определенные нормы хозяйственного регулирования, регламентирующие их деятельность. Отечественное законодательство признает наряду с индивидуальным предпринимательством и государственные (муниципальные) субъекты хозяйствования, негосударственные организационно-правовые формы предприятий (акционерные общества, товарищества).

право вступать в хозяйственные отношения с другими юридическими лицами;

право отстаивать свои имущественные потребности;

полная имущественная ответственность перед контрагентами в пределах, оговоренных гражданским законодательством;

наличие или отсутствие регистрационного свидетельства и лицензии на право осуществления тех или иных видов деятельности;

наличие учредительных документов.

Предприниматели и предприятия приобретают соответствующий статус после прохождения процедуры регистрации.

Для прохождения процедуры регистрации юридическому лицу следует иметь:

Учредительные документы. Организация в зависимости от организационно-правовой формы может функционировать на основании:

учредительного договора и устава;

только учредительного договора.

В определенных законом случаях юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

В учредительных документах юридического лица должны определяться следующие моменты:

наименование юридического лица;

его местонахождение;

органы управления юридического лица;

другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Местонахождение юридического лица. Местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Фирменное наименование. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Наименование и местонахождение юридического лица указываются в его уставных документах.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет право его использования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причинённый ущерб.

Предмет и цели деятельности.

5. Имущество.

6. Органы управления. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих учредителей.

Вновь созданное юридическое лицо становится носителем определённых прав и обязанностей в рамках хозяйственных отношений. Ответственность за нарушение норм, регулирующих данные отношения, определяется действующим законодательством.

2. Право собственности как основа хозяйствования

Право собственности является основным институтом гражданского права любой общественно-экономической формации. Этот институт представляет собой совокупность правовых норм, определяющих принадлежность материальных благ тем или иным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивающих защиту прав собственников в случае их нарушения.

Термин "собственность" нередко употребляется в самых разнообразных значениях. В одних случаях его используют как синоним, эквивалент понятий "имущество" или "вещи", говоря, например, о "передаче собственности" или о "приобретении собственности". В иных случаях считают, что речь идет о сугубо экономическом отношении, а иногда, напротив, это понятие отождествляют с чисто юридической категорией - правом собственности и т. д. В результате этой путаницы складываются ложные представления и стереотипы относительно собственности, в частности распространенное мнение о том, что экономические отношения собственности юридически всегда оформляются только с помощью права собственности.

Тем не менее в экономическом и правовом понимании собственности имеются существенные отличия.

Собственность - это, конечно, не вещи и не имущество. Это - определенное экономическое (фактическое) отношение, подвергаемое правовому оформлению. Экономическое отношение собственности,

во-первых, состоит из отношения между людьми по поводу конкретного имущества (материальных благ). Оно состоит в том, что это имущество овладевается конкретным лицом, использующим его в своих интересах, а все другие лица должны не мешать ему в этом;

во-вторых, включает также отношение лица к приобретённому имуществу (материальному благу, в том числе к вещи) как к своему собственному (ибо к своему имуществу обычный человек относится иначе, чем к чужому).

Экономическое содержание отношений собственности состоит,

во-первых, в том, что лицо присваивает некие имущественные блага (имущество, вещи), которые тем самым отчуждаются от других лиц. Роль приобретения заключается в отношении к присвоенному имуществу как к своему собственному. При этом присвоение какого-то имущества (вещи) одним лицом неизбежно влечет отчуждение этого имущества от всех других лиц, иначе присвоение теряет всякий смысл;

во-вторых, присвоение имущества связано с осуществлением над ним хозяйственного (экономического) господства, т. е. с исключительной возможностью лица, присвоившего конкретное имущество, по своему усмотрению решать, каким образом это имущество использовать.

Право собственности как совокупность юридических норм, установленных государством, прежде всего закрепляет фактическую присвоенность, принадлежность материальных ценностей определенному лицу, группе лиц или всему обществу.

К таким нормам относятся, например, конституционные положения о видах собственности, признаваемых и охраняемых государством, а также административно-правовые и гражданско-правовые нормы, в которых прописаны способы приобретения и основания прекращения прав на имущество. В нормах права предусматривается возможность хозяйственного господства над имуществом путем владения, пользования и распоряжения им, т. е. установлены правомочия собственника, а также пределы реализации этих правомочий. Кроме того, эти нормы обеспечивают охрану прав и интересов собственника и защиту от всяких посягательств и нарушений со стороны любых лиц. Правовые способы защиты прав собственника предусмотрены нормами гражданского, административного, уголовного законодательства.

Экономические отношения собственности не только характеризуют социальную сторону экономической жизни, но и определяют формы ее организации. Мы говорим, что основу рыночной экономики составляет частная собственность. Но рыночная экономика возникает лишь при условии, когда участники экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников. Это равенство реализуется через обмен, где каждый участник и собственник экономического блага взаимодействуют с другими на эквивалентно-возмездной основе и личной независимости.

Наличие той или иной экономической формы присвоения не является случайным, а обусловливается уровнем развития материальной базы производства. В современных условиях бесконтрольное использование могучих средств труда (атомные электростанции, танкерный флот и т.д.) на уровне индивида или коллектива ставит под угрозу существование человека и всего живого на земле. Поэтому стало объективно необходимым создание механизмов, обеспечивающих сочетание частных интересов личности или коллектива с интересами общества как целого. Создание такого рода механизмов означает становление общественных форм присвоения национального богатства.

Экономические отношения собственности в современном обществе реализуются в правовых формах, ими определяются отношения субъекта собственности к объекту собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его имущественную ответственность и защищают его права? право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно ни заключалось. Законы не создают отношений собственности (они объективны), а всего лишь закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе.

Для более полного представления о собственности следует определить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений.

Во-первых, собственность - это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.

Во-вторых, от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.

В-третьих, собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем, главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил. Производство, олицетворяемое ветряной мельницей, писал Ф.Энгельс, дает общество с сюзереном во главе, паровая машина выдвигает на первый план промышленную буржуазию.

В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.

Рассмотрение системы отношений собственности позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность. Если приоритет отдается индивидуальному интересу, то можно говорить о системе отношений индивидуального частного отношения. Если присвоение осуществляется в интересах какого-либо коллектива, то речь идет о коллективной собственности. Присвоение может вестись определенной социальной группой людей. Здесь на лицо уже классовый интерес.

предприятие юридическое лицо собственность

Расчетно-денежные отношения - важнейший элемент рыночной экономики, что предопределяет необходимость особенно чёткого законодательного регулирования данной сферы.

Способ расчетов (модус исполнения денежного обязательства) может быть различным. В зависимости от требований законодательства и соглашения сторон надлежащее исполнение денежных обязательств (расчеты) может осуществляться тремя способами: путем наличных или безналичных расчетов и зачета встречных требований.

Для расчетных отношений характерны следующие признаки:

а) связь с обслуживаемыми гражданско-правовыми обязательствами;

б) осуществление платежей в наличном или безналичном порядке;

в) участие наряду с кредитором и должником третьего субъекта, обладающего специальной правоспособностью, т. е. банка или иного кредитного учреждения.

Основы осуществления расчетов установлены в гл. 46 ГК, в развитие которых в соответствии с Законом о ЦБР Банком России приняты банковские правила, устанавливающие правила проведения расчетов в РФ. Порядок и форма проведения расчетов детально регламентируется Положением о безналичных расчетах; расчеты с использованием банковских карт регулируются Положением ЦБР от 24 декабря 2004 г. №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт». Особенности осуществления расчетов с участием физических лиц установлены Положением ЦБР от 1 апреля 2003 г. №222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации». С введением в действие ч. 2 ГК Положение о чеках 1992 г. было отменено. Нормы ГК о чеке (ст. 877-885) недостаточны для проведения расчетов и в этой области имеются существенные пробелы, которые требуют урегулирования. Наряду с названными нормативными актами в банковской практике широко применяются обычаи делового оборота.

Наличные денежные расчеты осуществляются путем передачи кредитору соответствующей суммы наличных денежных знаков, которыми согласно российскому законодательству могут быть только банковские билеты (банкноты) Центрального банка РФ, обладающие свойством законного платежного средства (ст. 29 Федерального закона от 10 июля 2002 г. "О ЦБ Российской Федерации (Банке России)"). Использование наличной иностранной валюты на территории РФ для расчетов ограничено валютным законодательством (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле").

Под безналичными расчетами обычно понимают процедуру исполнения денежных обязательств через профессиональных финансовых посредников, которыми чаще всего являются банки, другие небанковские кредитные организации, организации связи и т.п. (далее - банки).

Основными формами безналичных расчетов в валюте РФ и на ее территории ГК и Положение о безналичных расчетах называют расчеты: платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо. Положение о безналичных расчетах определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов по операциям юридических лиц (физические лица используют те же формы с некоторыми особенностями). Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.

Расчеты платежными поручениями состоят в поручении плательщика банку за счет средств, находящихся на счете плательщика, перевести определенную денежную сумму на счет указанного лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (ст. 863 ГК).

При расчетах по инкассо банк обязуется по поручению клиента осуществить за его счет действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа (ст. 874 ГК). Другими словами, инкассо - это поручение клиента банку, в котором у него открыт счет, получить для него платеж или согласие на осуществление платежа от плательщика.

Чеком признается документ, содержащий ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. По своей правовой природе чек близок к переводному векселю, но между ними имеются определенные различия. Вексель - прежде всего кредитный инструмент, а чек - расчетный. При получении чека кредитор не лишается прав предъявить требование к должнику о платеже по основному обязательству, сама по себе передача чека не рассматривается как погашение платежного обязательства.

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению своего клиента-плательщика (приказодателя) об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств (бенефициару) или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств (бенефициару) или оплатить, акцептовать или учесть вексель (ст. 867 ГК). Применение документарного аккредитива наиболее распространено при расчетах по экспортно-импортным контрактам, при выполнении подрядных работ. Документарный аккредитив выполняет также обеспечительную функцию, защищая получателя средств от неплатежа.

За последние годы широкое распространение получили расчеты с помощью банковских карточек. Порядок эмиссии банковских карт на территории России и осуществление операций с использованием банковских карт регулируются Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт.

Банковская карта представляет собой один из видов платежных карт, предназначенных для совершения физическими и юридическими лицами операций с денежными средствами находящимися у эмитента карт, и является инструментом безналичных расчетов. От иных платежных карт банковская карта отличается прежде всего субъектом, ее выпустившим: эмитентом банковской карты может быть только кредитная организация.

Расчеты путем зачета встречных требований осуществляются без участия денег, как наличных, так и безналичных. На практике они могут оформляться как с использованием конструкции ст. 410 ГК (зачет взаимных требований), так и путем двустороннего или многостороннего клиринга.

4. Задача

В декабре 2004 г. Производственное объединение «Химпром» заключило с кооперативом «модерн» договор на аренду складов. Срок договором не определён. До 2008 г. Объединение регулярно перечисляло кооперативу арендную плату, а в 2008 платежи прекратило. На претензию кооператива объединение ответило, что с декабря 2007 склады им не используются по назначению и поэтому действие договора следует считать оконченным.

Можно ли согласиться с такой аргументацией? Каков срок действия договор аренды зданий и сооружений, если при заключении он сторонами не определён? Как производится расторжение договора аренды, заключенного на неопределённый срок?

Приведённая аргументация является ошибочной.

В соответствии со ст.650 ГК РФ по договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение.

Договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок (ст.610 ГК РФ).

В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.(п.2 ст. 610 ГК РФ).

Таким образом, для расторжения договор а аренды объединение должно было уведомить об этом кооператив за три месяца. Без соблюдения данного условия считать договор прекращённым нельзя. Следовательно обязанность по внесению платежей была не исполнена.

Список источников

Нормативные акты

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - 21 января.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. Ст. 3301.

3.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 22 декабря 1995 года №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №5. Ст. 410.

.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья от 26 ноября 2001 года №146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №49. Ст. 4552.

.Об акционерных обществах: Федеральный Закон от 26.12.1995 г. №208-ФЗ (принят ГД РФ 24.11.1995 г.).

.Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 8.02.1998 г. №14-ФЗ (принят ГД РФ 14.01.1998 г.).

.Братко А.Г. Банковское право России: Учебное пособие. - М.: Юрид. лит., - 2003. - с.674.

Научная литература

8.Ефимова Л. Правовые проблемы безналичных денег // Хозяйство и право. - 1997. - №2. - с. 49.

9.Гатин А.М. Гражданское право: Учеб. Пособие., М.: Дашков и К, 2009. - 384 с

.Гражданское право. Учеб. Том 1. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Суханова Е.А. М.: Волтерс Клувер, 2008. - 720с.

.Ильюшихин И. Правовые особенности расчетных операций // Консультант бухгалтера. - 2003. - №11

.Новоселова Л.А. О понятии и правовой природе безналичных расчетов // Законодательство. - 1999. - №1. - с.65

.Сумской Д. А. Статус юридических лиц: пособие для вузов. - ЗАО "Юстицинформ", 2006. - 470 с.

.Скловский К. И. Собственность в гражданском праве: Учеб.-практ. Пособие - 2-е изд. - М.: Дело, 2000. - 512 с.



mob_info