Иной не запрещенной законом экономической деятельности. И иной экономической деятельности. и иной экономической деятельности

Текст Ст. 34 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Комментарий к Ст. 34 Конституции Российской Федерации

1. Комментируемая статья закрепляет ряд важных принципов рыночной экономики. Часть первая комментируемой статьи развивает принцип свободы экономической деятельности, провозглашенный в части первой ст. 8 Конституции РФ, закрепляя субъективное право на свободное осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отметим, что субъектами права, провозглашенного в комментируемой статье, являются граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, бипатриды. Вместе с тем согласно действующему законодательству иностранные граждане и лица без гражданства вправе осуществлять предпринимательскую и трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу*(137), что существенно ограничивает их возможности на осуществление права, предусмотренного частью первой комментируемой статьи.

Иная экономическая деятельность, не относящаяся к предпринимательской, «представляет собой разумную деятельность человека, прямо не направленную на получение прибыли, но предполагающую использование его способностей и имущества для удовлетворения материальных потребностей и интересов»*(138). К такой деятельности следует отнести, например, .

Конституция России, говоря о праве на свободное использование способностей и имущества, не предусматривает каких-либо ограничений по имущественному положению или иному критерию. Достаточно ли у субъекта способностей и имущества для осуществления различных видов экономической деятельности, определяет он сам. Вместе с тем существуют некоторые ограничения в действующем законодательстве. Заниматься предпринимательской деятельностью может лицо, имеющее полную дееспособность (как правило, с 18 лет).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях*(139).

В силу конституционного принципа свободы экономической деятельности граждане, реализуя право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, вправе осуществлять ее как в индивидуальном порядке — в статусе индивидуального предпринимателя, так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или производственном кооперативе, т.е. путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства.

Существенным недостатком Конституции РФ применительно к правовому регулированию экономических отношений является полное отсутствие упоминания юридических лиц в ее тексте. Буквальное толкование норм Конституции отказывает юридическим лицам в защите их имущественных и иных прав. Так, например, авторы Комментария к Конституции РФ указывают на то, что юридические лица не являются субъектами права, закрепленного частью первой комментируемой статьи*(140).

2. Часть вторая комментируемой статьи частично воспроизводит положения . Она предусматривает изъятия из принципа свободы экономической деятельности, поскольку запрещает осуществлять такую деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Включение положений о запрете монополистической деятельности в современные конституции характеризует значимость этого принципа для современных экономических систем, поскольку до определенного времени монополизация не рассматривалась как явление, вредящее развитию экономики.

Монополизация — это деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и занятие монопольного положения на рынке. Подобная деятельность запрещена. Вместе с тем в ряде отраслей экономики государство допускает существование монополий: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей*(141). Естественные монополии существуют на тех рынках, где удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства) и товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Вместе с тем органы государственной власти должны стремиться к уменьшению числа естественных монополий.

Право на экономическую деятельность предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).

Под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ст. 2 ГК РФ).

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свои риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.

Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права. Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом и вымогательством, защищать имущество частного предпринимателя наравне с государственной собственностью. Всей своей экономической политикой правительство правового государства содействует частному бизнесу, поощряет его развитие и защищает его от незаконных посягательств. Любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов, подлежит возмещению.

В то же время это право имеет некоторые ограничения. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). К таким видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых осуществляется с помощью лицензирования. Государство регулирует определенные стороны отношений, связанных с экспортом и импортом, что налагает на многие предприятия некоторые ограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческой тайны. Такие и ряд других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и прежде всего Гражданским кодексом РФ. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Правила этого законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Гражданский кодекс, этот своеобразный основной закон рыночной экономики, вводит экономическую деятельность в общие рамки отношений любых физических и юридических лиц с другими лицами, закрепляет свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Закон опирается на необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. К числу законодательных актов об экономической деятельности относятся федеральные законы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», «О саморегулируемых организациях», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «Об экспорте газа» и др.

Субъектом права на экономическую деятельность (она не означает обязательно создание предприятия) являются любые лица, не ограниченные законом в своей правоспособности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается с его смертью. Согласно ст. 18 ГК РФ в содержание правоспособности входит право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах и проч. Естественно, что малолетние граждане могут осуществлять свои права только через законных представителей (родителей, опекунов). В полном объеме способность гражданина своими действиями приобретать обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает с наступлением совершеннолетия, т. е. с 18 лет.

Экономическая деятельность включает и внешнеторговую деятельность. Ее регламентируют несколько законов (например, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в редакции от 13 июля 2015 г.)).

Лицензии на экспорт и импорт отдельных видов товаров выдает соответствующий орган федеральной исполнительной власти.

В случае возникновения угрозы интересам и безопасности Российской Федерации и нарушения прав и свобод граждан допускаются временные меры, ограничивающие свободу внешнеэкономической деятельности. Эти меры предусмотрены в Федеральном законе «О специальных экономических мерах» от 30 декабря 2006 г. Такие меры применяются в случае возникновения международноправового деяния либо недружественного действия иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющих угрозу безопасности России или нарушающих права и свободы ее граждан. В этих случаях может быть применен запрет на совершение действий в отношении иностранного государства, иностранных организаций и граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории иностранного государства. Специальные меры включают приостановление программ в экономической, технической помощи и военно-техническом сотрудничестве, запрещение финансовых операций, прекращение или приостановление международных договоров, изменение таможенных пошлин, ограничение туристской деятельности и др. О таких мерах Президент РФ информирует Совет Федерации и Государственную Думу, которые вправе предложить их изменить или отменить.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства федеральным законом установлены изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и совершении сделок, влекущих установление контроля над такими хозяйственными обществами.

Конституция РФ выделяет еще одну форму экономической деятельности, подлежащую запрету, - ту, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (которая сама по себе в рыночных условиях правомерна) нечестными и незаконными методами. Конституционный уровень запрета монополизации и недобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничения злоупотреблений свободой предпринимательства тесно связаны с самой этой свободой, а также со стремлением законодателя подчеркнуть особую опасность этих злоупотреблений для национальной экономики. Злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке и с нарушением этических правил конкуренции, губительны для граждан и всего общества. Отсутствие конкуренции задерживает экономический и технологический прогресс, подавляет активность мелкого и среднего бизнеса, снижает качество товаров, ведет к поддержанию высоких цен, ущемляет право многих людей на свободную экономическую деятельность. По интересам граждан и экономики бьет недобросовестная конкуренция, которая проявляется в заключении соглашений о ценах (для поддержания высоких цен), о разделе рынков, об устранении с рынка других предпринимателей. Интересы потребителей ущемляются, когда их вводят в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования внешнего оформления или использования товарного знака чужого товара и иными способами.

Подобного рода методы запрещены законом. Запрещены также распространение предпринимателем ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю, изъятие товаров из обращения в целях создания либо поддержания дефицита на рынке либо повышения цен, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, и ряд других действий.

Ограничивать конкуренцию запрещено не только отдельным предпринимателям, но и органам исполнительной власти. Средством борьбы с монополизацией и недобросовестной конкуренцией может быть обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предписания о прекращении недозволенных действий, а при невыполнении предписаний - налагать штраф. В случае причинения убытков от таких действий можно обращаться в суд (как общей юрисдикции, так и арбитражный). Целям предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции посвящен Федеральный закон «О защите конкуренции» (в редакции от 3 июля 2016 г.).

Для реализации законов о защите конкуренции создана Федеральная антимонопольная служба, имеющая территориальные управления. Деятельность этих органов имеет квазисудебный характер, поскольку они принимают решения о мерах воздействия в процессуальных формах, т. е. с предоставлением определенных гарантий сторонам, соблюдением их прав и законных интересов. Однако любые решения этих органов могут быть обжалованы в суд.

Антимонопольное законодательство не затрагивает сферу действий так называемых естественных монополий, т. е. монополий, производящих товары, удовлетворение спроса на которые на рынке данного товара эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и которые имеют устойчивый спрос в силу невозможности полной замены их другими товарами. Это транспортировка нефти и газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов и портов, услуги электрической и почтовой связи. Указанным Федеральным законом предусмотрено регулирование деятельности этих естественных монополий через специальные федеральные органы исполнительной власти.

Государство оказывает поддержку и так называемому малому предпринимательству (с числом занятых на предприятии до 100 человек). Федеральный закон предусматривает создание льготных условий в финансовой области и налогообложении, поддержку внешнеэкономической деятельности малых предприятий и др.

Для защиты населения от недобросовестной конкуренции в области рекламы принят Федеральный закон «О рекламе» (в редакции от 5 декабря 2016 г.), который предусматривает предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу, а также чести, достоинству и деловой репутации граждан и юридических лиц, окружающей среде, а также рекламы, посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали. Федеральным законом «Об объектах культурного наследия» регламентируется распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия. Законом ограничивается реклама лекарственных средств, медицинских изделий, методов лечения, биологических добавок и особенно медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности, которая не должна содержать утверждения о безопасности таких услуг. Не допускается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама. Регламентируются создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, особенно рекламы в радио- и телепрограммах, периодических печатных изданиях, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, кино- и видеообслуживании, рекламы, помещаемой наружно и на транспортных средствах, а также рекламы отдельных видов товаров и услуг (алкоголь, пиво, табак, оружие и др.). В случае установления факта нарушения законодательства нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным органом, а также несет ответственность в других формах.

Свобода предпринимательства в некоторых случаях вступает в противоречие с требованиями нравственности, правами и законными интересами граждан. В таких случаях государство на правовой основе ограничивает эту свободу на определенные виды деятельности. Например, Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 1 мая 2016 г.) разрешил проведение азартных игр только в игорных зонах пяти субъектов РФ, установил порядок создания и управления игорными заведениями, требования к организаторам этих игр и проч. Игорная зона не может быть ликвидирована Правительством РФ до истечения 10 лет со дня создания. Верховный Суд РФ высказал жесткую позицию по поводу азартных игр в Интернете: онлайн-казино должны быть заблокированы; отключать следует даже сайты, содержащие только информацию о подобных порталах.

Оказывая защиту предпринимательской деятельности, государство в то же время защищает действия граждан-вкладчиков, осуществляемые в личных интересах. Внешне носящие частный характер, такие действия имеют публичное значение, поскольку сбережения населения являются устойчивым источником ресурсной базы, необходимой для инвестиций и долгосрочного кредитования.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 июля 2002 г. отметил, что «конституционное право на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности не означает, что государство возлагает на себя обязанность гарантировать каждому предпринимателю (или гражданину-вкладчику) получение дохода. Однако банковские вклады являются источником долгосрочных инвестиций, и данная экономическая деятельность вкладчиков, осуществляемая в частных интересах, имеет вместе с тем и публичное значение, а потому государство, обеспечивая проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, вправе в случае возникновения неблагоприятных экономических условий осуществлять публично-правовое вмешательство в частноправовые отношения в кредитной сфере».

Экономическая деятельность приобретает новые черты в связи с созданием таможенного союза. Так, Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в редакции от 3 июля 2016 г.) закрепил возможность создания зон, на территории которых действует особый режим осуществления предприни-мательскои деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Эти зоны призваны способствовать развитию обрабатывающих, высокотехнологичных отраслей экономики, развитию туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур и др.

Придание особого статуса определенным территориям предусматривается Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации...» (в редакции от 28 декабря 2013 г.). Закон устанавливает для таких зон меры государственной поддержки при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. Среди этих мер бюджетные ассигнования, капитальное строительство в области энергетики и транспорта, предоставление в аренду земельных участков, налоговые льготы и др.

Льготный порядок экономической деятельности установлен также федеральными законами об особых экономических зонах для Калининградской и Магаданской областей. На территории этих зон применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, а участники хозяйственной деятельности получают особый статус.

Ежедневно совершается масса коммерческих операций. Оказание платных услуг или изготовление за вознаграждение вещей по просьбе знакомых не редкость для многих.

Если данная сделка носит разовый характер, то это личное дело одного или нескольких человек. Но при регулярном совершении подобных действий приобретается коммерческий масштаб и в этом случае незаконному предпринимателю грозит ответственность.

Что относится к незаконной предпринимательской деятельности?

  1. Деятельность, запрещенная законом. Это понятие тесно связано с лицензированием. Виды дохода, при которых может быть нанесен ущерб здоровью человека, правам, законам или безопасности государства, считаются запрещенными. Регулировать их можно только при помощи лицензирования.
  2. Бизнес, не зарегистрированный в установленном государством порядке. Не редкость в современном мире, когда физическое лицо ведет предпринимательскую деятельность, но при этом не является зарегистрированным в качестве частного предпринимателя. Это незаконно, грозит возникновением ряда правовых последствий. Можно отнести сюда перепродажу вещей и бижутерии, также услуги маникюра, наращивания ресниц, стрижки на дому.
  3. Отсутствие лицензии при выполнении лицензионных видов деятельности. Когда хозяйственная деятельность осуществляется без лицензии, но подлежит лицензированию, или нарушаются условия данного процесса для должностных лиц, субъектов хозяйствования, предусматривается административная ответственность по УК.
  4. Работа фирмы с нарушением уставных положений (с нарушением правил регистрации). Предпринимательская деятельность, которая осуществляется с нарушением правил регистрации, является незаконной, следовательно, в специализированные органы предоставляются заведомо ложные данные.

Какие государственные органы отвечают за это?


Налоговая инспекция

Сотрудниками налоговой инспекции достаточно часто проводятся рейдовые проверки для того, чтобы выявить лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность с отсутствием регистрации или уклоняются от уплаты налогов. Проверяются торговые павильоны, розничная торговля по алкогольной продукции, также произведение денежных расчетов с покупателями, выявляя соответствие требования законодательства.

Антимонопольный комитет

Осуществление государственного контроля по соблюдению антимонопольного законодательства является базовой функцией органов, они рассматривают дела о нарушениях различного плана. Существует Антимонопольный комитет, который руководствуется собственным процессуальным кодексом. Благодаря данному регламенту определен порядок рассмотрения дел по нарушению законодательства.

Органы надзора за потребительским рынком


Органом, который превалирует в данном направлении, считается Роспотребнадзор. В его функции входит защита прав потребителя. Этот орган располагает полномочиями по привлечению к административной ответственности. В основном выявляются нарушения в сфере торговли. Правонарушители и правоохранительные органы непосредственно связаны через данную систему.

Полиция

Является правоохранительным органом, главным занятием которого является обнаружение правонарушения, также именно здесь принимаются заявления от граждан, и возбуждаются дела по факту деятельности, не соответствующей законам.

Прокуратура

По сфере деятельности аналогично полиции, но проводит надзор за ней. Орган – представитель государства, раскрывает преступления и может даже привлечь к уголовной ответственности. Прокуратура непосредственно представляет обратившихся в суд для рассмотрения антизаконной активности юридических лиц и предпринимателей.

Виды дохода, которые не требуют государственной регистрации


Физические лица могут заниматься определенными видами работы, в которых отсутствует обязательная регистрация как индивидуального предпринимателя. Но все же предусматривается уплата определенных налогов, а именно существование единого налога никто не отменял.

Также, оплачивается подоходный налог это фиксированная сумма. Но привлекать иные физические лица по трудовому или гражданско-правовому договору категорически запрещается.

Репетиторство, обучение на дому

По гражданскому кодексу репетиторство не предпринимательская деятельность, налоговый кодекс разрешает самостоятельное проведение физическому лицу репетиторства. Здесь нет необходимости регистрироваться, как индивидуальный предприниматель. Не требуется регистрировать индивидуальное предпринимательство.

Уборка жилых помещений

Убирать помещения, стирать, гладить постельное белье, также можно без регистрации в государственных органах. К этому относятся, как территории частных домов, так и квартиры.

Уход за детьми в дневное время суток

Ухаживать за детьми, как и за стариками можно беспрепятственно днем.

Некоторые сельскохозяйственные услуги

К данным услугам относится выращивание сельскохозяйственной продукции, услуги по дроблению зерна, выпас скота. Наличие письменного уведомления о том, что человек занимается одним из перечисленных видов деятельности в соответствующем органе по месту регистрации, даст возможность беспрепятственно проводить действия. В качестве единого налога здесь взимается ежемесячная плата с каждого сотрудника.

Ответственность в 2017 году


Действующее законодательство 2017 года запрещает занятие предпринимательством с целью обогащения, не имея регистрации в налоговом органе по месту жительства.

Систематическое получение прибыли от любой активности именуют предпринимательской деятельностью.

Для каждой разновидности коммерции необходима регистрация ИП, также постоянно оплачиваются налоги и сборы. Ведение своевременной отчетности необходимо.

Если действовать незаконно, то возможна административная ответственность или уголовная. Штрафы и возбуждение уголовных дел никому не придутся по вкусу.

По степени ответственности также классифицируются составляющие в зависимости от варианта предпринимательства. Значение здесь имеет сумма оборота сроки ведения деятельности.

Наступление Уголовной ответственности происходит при деяниях предпринимателей, которые причиняют огромный ущерб гражданам, фирмам или государству, а также при извлечении дохода в свыше 1 млн. 500 тыс. рублей.

Административная (КоАП)

Оставшиеся случаи предусматривают административную ответственность. Это всевозможные штрафы. Существуют разнообразные статьи, в зависимости от которых варьируется сумма штрафа, также это могут быть обязательные работы. Предпринимателя могут арестовать на период до 6 месяцев.

Существует два варианта развития событий при перепродаже дорогостоящего товара, например, участка. Таким образом единичность позволяет исключить эту коммерческую операцию из предпринимательской деятельности, но получение крупного дохода относится к незаконному предпринимательству.

Налоговая (Налоговый кодекс)

Налоговый кодекс обладает двумя статьями по решению данного вопроса. Также придется заплатить штраф в связи с уклонением от постановки на учет в инспекцию. Размер штрафа составляет 10% полученного дохода, но не может быть меньше 40 тысяч рублей. Периодически инспекторами доначисляются налоги, исходя из расчетов, также платятся пени и штрафы за то, что налоги были выплачены не вовремя.

Административная ответственность и штрафы


  1. Нарушение правил лицензирования. В связи с видом правонарушения виновному лицу назначается определенная санкция за нарушение правил лицензирования. Применяются некоторые условия для того, чтобы привлечь виновное лицо к ответственности. Определенная норма права должна существовать, должны присутствовать все основания для применения ответственности к персоне.
  2. Отсутствие лицензии. Когда ИП работает без лицензии, его владельцы будут наказаны. Как правило, мерой наказания является штраф. Иногда конфискуют задействованное в деятельности с отсутствием лицензии. Деятельность организации может быть приостановлена на 3 месяца.
  3. Работа без регистрации. Если говорить о работе и штрафах при отсутствии регистрации. Размер штрафа у такого сотрудника варьируется от 500 рублей до 2000 тысяч рублей.

Уголовная ответственность и возможные наказания

Предусматриваются в случае систематических зафиксированных занятий незаконной предпринимательской деятельностью. При систематическом нарушении правил деятельность является нелегальной. За это необходимо заплатить штраф. Предусматривается административная ответственность.

Случаи:

  1. В случае получения от незаконного коммерческого занятия доходов в особо крупных размерах. Если наносится ущерб государству, и получается доход больше 1,5 миллиона при проведении проверок, то руководитель отвечает за незаконную деятельность. Не привлекают только граждан, работающих в организации и заключивших трудовой договор с ней.
  2. При нанесении в ходе незаконной предпринимательской деятельности значительного ущерба гражданам РФ , организациям и государственным интересам. При наличии пострадавшей стороны при незаконной деятельности она должна подавать на индивидуальное предпринимательство или юридическое лицо в суд. Есть возможность получения компенсации убытков и получения денег за моральный вред. Мировой судья рассматривает иск.

Налоговая ответственность и штрафы


  1. Предприниматель, не зарегистрированный в ФНС. Существует статья в кодексе, в соответствии с которой платятся налоговые штрафы. На сегодняшний день это единственный вид санкций. Налогоплательщик только через штрафы может понести налоговую ответственность
  2. Ведение коммерческой деятельности без регистрации в течение 90 дней и более. За ведение бизнеса без регистрации больше 90 дней необходимо заплатить 20% от общей прибыли, но эта сумма не должна составить меньше 40 тысяч рублей.
  3. Штраф за просрочку регистрации предпринимательства в ФНС. На сегодняшний день по данному параметру отсутствуют штрафы, поэтому с предпринимателей не взимаются штрафы за данное деяние.

Как защититься?

Как защититься от незаконной предпринимательской деятельности? Данным вопросом задается каждый потребитель. Банки, акционерные общества обещают выплатить немаленький процент, в связи с инфляцией граждане вкладывают сюда деньги. Но несостоятельность обещаний пугает.

Неплатежеспособность организаций достаточно распространена, также прекращение существования организаций влечет за собой множество проблем. Возбуждаются уголовные дела. Необходимо возмещать ущерб гражданам, которые страдают от недобросовестного и преступного предпринимательства.

Так как ущерб порой составляет огромные суммы и множество из пострадавших – низко обеспеченные слои общества, проблема приобретает особое социальное звучание, вызывает резкие протесты, упреки органам государственной власти в неспособности защитить права и законные интересы граждан. Проблема становится экономической.

Постановление Пленума Верховного Суда

Российской Федерации

О практике применения судами

Законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления

В сфере предпринимательской

и иной экономической деятельности

В соответствии со статьями 8, 34 и 35 Конституции Российской Федерации гаранти­руются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Частная собственность признается и защищается наравне с иными формами собственно­сти. Каждый вправе свободно использовать свои способности и имущество для пред­при­нимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Эффективное решение задач государственной экономической политики предпола­га­ет создание и поддержание в Российской Федерации благоприятного делового, предпри­нимательского и инвестиционного климата и условий для ведения бизнеса посредством стимулирования законной предпринимательской деятельности, осуществляемой ее субъ­ектами самостоятельно, на свой риск и основанной на принципах юридического равенства и добросовестности сторон, свободы договора и конкуренции.

Успешное достижение стоящих перед бизнес-сообществом целей во многом зависит от наличия действенных организационно-правовых механизмов, позволяющих исключить возможность использования уголовного преследования в качестве средства для давления на предпринимательские структуры и решения споров хозяйствующих субъектов, огра­дить от необоснованного привлечения к уголовной ответственности предпринимателей за неисполнение ими договорных обязательств в тех случаях, когда оно обусловлено обыч­ными предпринимательскими рисками. К числу таких механизмов относятся, в частности, установленные законодателем дополнительные материально-правовые и процессуальные гарантии обеспечения прав и законных интересов предпринимателей, привлекаемых к уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В связи с вопросами, возникающими у судов при применении законодательства, рег­ламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере пред­принимательской и иной экономической деятельности, а также в целях обеспечения един­ства судебной практики Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конститу­ционного закона от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Фе­де­рации», постановляет дать следующие разъяснения:

1. Обратить внимание судов на то, что по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159 – 159 3 , 159 5 , 159 6 , 160, 165 УК РФ (если эти преступления совершены в сфе­ре предпринимательской деятельности), а также статьями 170 2 , 171 – 174, 174 1 , 176 – 178, 180 – 183, 185 – 185 4 , частью 1 статьи 185 6 , статьями 190 – 199 2 УК РФ, уголовным и уго­ловно-процессуальным законодательством установлены особенности уголовного судопро­изводства, касающиеся, в частности, порядка рассмотрения сообщения о преступлении (части 7 – 9 статьи 144 УПК РФ) и возбуждения уголовного дела (часть 3 статьи 20, часть 1 2 статьи 140 УПК РФ), признания предметов и документов вещественными доказа­тель­ствами (статья 81 1 УПК РФ), применения меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 1 1 статьи 108 УПК РФ), а также особенности освобождения от уголовной от­ветственности и прекращения уголовного преследования (статья 76 1 УК РФ, статья 28 1 УПК РФ).

2. Судам при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ, на постановления о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица о преступ­лениях, предусмотренных статьями 159 – 159 3 , 159 5 , 159 6 , 160, 165 УК РФ, следует иметь в виду, что в силу части 3 статьи 20 УПК РФ уголовные дела об этих преступлениях явля­ются делами частно-публичного обвинения и возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, если они совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуще­ствлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в свя­зи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуще­ствлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случаев, указанных в данной норме.

При этом к членам органа управления коммерческой организации относятся, в част­ности, член совета директоров (наблюдательного совета) или член коллегиального испол­нительного органа коммерческой организации (например, правления акционерного обще­ства), лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа (директор, ге­неральный директор, председатель производственного кооператива и т.п.).

3. По смыслу уголовно-процессуального закона в случаях, предусмотренных в части 3 статьи 20 УПК РФ, когда потерпевшим является коммерческая организация, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 159 – 159 3 , 159 5 , 159 6 , 160, 165 УК РФ, возбуждаются по заявлению лица, являющегося в соответствии с уставом организации ее единоличным руководителем (лицом, выполняющим функции единоличного исполни­тельного органа) или руководителем коллегиального исполнительного органа (например, председатель правления акционерного общества), либо лица, уполномоченного руково­ди­телем коммерческой организации представлять ее интересы в уголовном судопроиз­вод­стве в соответствии с частью 9 статьи 42 УПК РФ.

Если в совершении указанных преступлений подозревается руководитель коммерче­ской организации, уголовное дело может быть возбуждено по заявлению органа управле­ния организации, в компетенцию которого в соответствии с уставом входит избрание, на­значение руководителя и (или) прекращение его полномочий (например, совета директо­ров), либо лица, уполномоченного этим органом обратиться с таким заявлением.

4. При проверке по жалобе заинтересованного лица законности и обоснованности возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьей 172 1 УК РФ, и в частности соблюдения следователем требований части 1 2 статьи 140 УПК РФ, суду не­об­ходимо убедиться в том, что поводом для возбуждения уголовного дела явились мате­ри­а­лы, направленные органу предварительного следствия Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также конкурсным управ­ляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Проверяя законность и обоснованность возбуждения уголовного дела о преступле­ни­ях, предусмотренных статьями 198 – 199 1 УК РФ, суд должен выяснить, направил ли сле­дователь в соответствии с требованиями части 7 статьи 144 УПК РФ в трехсуточный срок в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию полу­ченного им от органа дознания сообщения о таких преступлениях с приложением соответ­ствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам, а также получены ли им из налогового органа заключение или ин­формация, предусмотренные частью 8 статьи 144 УПК РФ. При этом необходимо учиты­вать, что до получения из налогового органа заключения или информации следователь вправе принять решение о возбуждении уголовного дела только при наличии повода и до­статочных данных, указывающих на признаки преступления (часть 9 статьи 144 УПК РФ), что должно быть проверено судом.

Данные, указывающие на признаки налогового преступления, могут содержаться, в частности, в материалах, направленных прокурором в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании, в заключении эксперта и других документах.

Если по результатам проверки суд установит, что решение о возбуждении уголов­но­го дела о преступлениях, предусмотренных статьей 172 1 или статьями 198 – 199 1 УК РФ, принято следователем при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки этих преступлений, то такое решение может быть признано незаконным и (или) необо­снованным. В этом случае суд обязывает следователя устранить допущенное нарушение закона.

5. Рассматривая жалобу на постановление о возбуждении уголовного дела в отно­ше­нии конкретного лица о преступлении в сфере предпринимательской или иной экономи­че­ской деятельности, суд должен иметь в виду, что данное решение принимается дознава­те­лем, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа только на основании сведений, полученных в порядке, предусмотренном статьей 144 УПК РФ.

В связи с этим суду необходимо в числе других вопросов проверять законность и обоснованность процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, прове­денных указанными органами и их должностными лицами в ходе проверки сообщения о преступлении, обращая особое внимание на действия и мероприятия, связанные с огра­ни­чением имущественных и иных прав и свобод предпринимателей и (или) лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях (например, назначение документальных проверок и реви­зий, получение образцов для сравнительного исследования, истребование или изъятие до­кументов и предметов, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или коммер­ческой организации, включая электронные носители информации, обследование принад­лежащих им производственных помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств). В случае выявления нарушений закона, влекущих признание по­лученных доказательств недопустимыми, суд оценивает достаточность данных, указыва­ющих на признаки преступления, без учета результатов таких действий и мероприятий.

6. Разъяснить судам, что часть 1 1 статьи 108 УПК РФ устанавливает запрет на приме­нение меры пресечения в виде заключения под стражу при отсутствии обстоятельств, ука­занных в пунктах 1 – 4 части 1 статьи 108 УПК РФ, в отношении подозреваемого или об­виняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 171 – 174, 174 1 , 176 – 178, 180 – 183, 185 – 185 4 , 190 – 199 2 УК РФ, без каких-либо других условий, а в отно­ше­нии подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159 – 159 3 , 159 5 , 159 6 , 160 и 165 УК РФ, - при условии, что эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности.

В то же время наличие обстоятельств, указанных в пунктах 1 – 4 части 1 статьи 108 УПК РФ, установленных при разрешении ходатайства об избрании такой меры пресече­ния в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, перечис­ленных в части 1 1 статьи 108 УПК РФ, не освобождает суд от обязанности, вытекающей из положений части 1 статьи 108 УПК РФ, в каждом случае обсуждать возможность при­менения иной, более мягкой меры пресечения.

7. При рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемого или обвиняемого в преступлениях, предусмотренных частями 1 – 4 статьи 159, статьями 159 1 – 159 3 , 159 5 , 159 6 , 160 и 165 УК РФ, суд должен выяснить, совершены ли эти преступления в сфере предпринимательской деятельности.

Для разрешения вопроса о предпринимательском характере деятельности судам над­лежит иметь в виду, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от поль­зования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, за­регистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

С учетом этого указанные преступления следует считать совершенными в сфере предпринимательской деятельности, если они совершены индивидуальным предпринима­телем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управ­ле­нием принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской де­ятельности, а также членом органа управления коммерческой организации в связи с осу­ществлением им полномочий по управлению организацией либо при осуществлении ком­мерческой организацией предпринимательской деятельности.

Обратить внимание судов на то, что исходя из пункта 4 примечаний к статье 159 УК РФ преступления, предусмотренные частями 5 – 7 статьи 159 УК РФ, всегда совершаются названными выше лицами только в сфере предпринимательской деятельности.

8. Если преступления, перечисленные в части 1 1 статьи 108 УПК РФ, совершены ин­дивидуальным предпринимателем или членом органа управления коммерческой органи­зации в соучастии с иными лицами, не обладающими указанным статусом, то в отно­шении этих лиц при отсутствии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 1 – 4 части 1 статьи 108 УПК РФ, также не может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

9. По смыслу части 5 статьи 159 УК РФ, под преднамеренным неисполнением дого­ворных обязательств в сфере предпринимательской деятельности следует понимать умышленное полное или частичное неисполнение лицом, являющимся стороной договора, принятого на себя обязательства в целях хищения чужого имущества или приобретения права на такое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, когда сторонами договора являются индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. О наличии у лица прямого умысла на совершение мошенничества с очевидностью долж­ны свидетельствовать имеющиеся по делу доказательства.

К обстоятельствам, подтверждающим умышленный характер деяния, могут отно­ситься, в частности, обстоятельства, указывающие на то, что у лица фактически не име­лось и не могло быть реальной возможности исполнить обязательство; сокрытие инфор­мации о наличии задолженностей и залогов имущества; распоряжение денежными сред­ствами, полученными от стороны договора, в личных целях; использование при заключе­нии договора фиктивных уставных документов, поддельных гарантийных писем и другие. При этом каждое из указанных обстоятельств в отдельности само по себе не может сви­де­тельствовать о наличии умысла на совершение преступления, а выводы суда о виновности лица должны быть основаны на оценке всей совокупности доказательств.

10. Судам следует иметь в виду, что по уголовным делам о преступлениях, преду­смотренных частями 5 – 7 статьи 159, статьями 159 1 – 159 3 , 159 5 , 159 6 , 160 и 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 – 174 1 , 176 – 178, 180 – 183, 185 – 185 4 и 190 – 199 2 УК РФ, установлены спе­циальные порядок и сроки признания предметов и документов вещественными доказа­тельствами, их возвращения лицам, у которых они были изъяты (статья 81 1 УПК РФ).

Отказ следователя, дознавателя в возврате в установленный частью 4 статьи 81 1 УПК РФ срок изъятых в ходе досудебного производства, но не признанных вещественными до­казательствами предметов, включая электронные носители информации (за исключением предметов, указанных в пункте 2 части 3 статьи 81 УПК РФ), и документов лицам, у ко­торых они были изъяты, может быть обжалован как руководителю следственного органа или прокурору, так и в суд в порядке, предусмотренном статьей 125 УПК РФ.

11. При освобождении от уголовной ответственности лиц по основаниям, предусмот­ренным статьей 76 1 УК РФ, необходимо учитывать примечания к соответствующим стать­ям Уголовного кодекса Российской Федерации. Исходя из этого, судам следует иметь в виду, что лицо признается впервые совершившим преступление, если оно не имеет не­сня­тую или непогашенную судимость за преступление, предусмотренное той же статьей, от ответственности по которой оно освобождается.

12. Исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 76 1 , пункта 2 примечаний к статье 198, пункта 2 примечаний к статье 199 УК РФ и части 2 статьи 28 1 УПК РФ под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в резуль­тате преступления, предусмотренного статьями 198 – 199 1 УК РФ, следует понимать упла­ту в полном объеме до назначения судом первой инстанции судебного заседания недоим­ки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации о налогах и сборах с учетом представленного налоговым органом рас­чета размера пеней и штрафов.

Полное возмещение ущерба, произведенное после назначения судом первой инстан­ции судебного заседания, в соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 61 УК РФ при­зна­ется судом обстоятельством, смягчающим наказание. На основании части 2 той же статьи в качестве такового может быть признано и частичное возмещение причиненного пре­ступлением ущерба.

Для целей применения части 1 статьи 76 1 УК РФ полное возмещение ущерба, при­чиненного бюджетной системе Российской Федерации, может быть подтверждено доку­ментами, удостоверяющими факт перечисления в бюджетную систему Российской Феде­рации начисленных сумм в счет задолженности налогоплательщика - организации или физического лица (например, платежным поручением или квитанцией с отметкой банка). При этом суд не лишен возможности проверить указанный факт.

13. Возмещение ущерба и (или) денежное возмещение, предусмотренные статьей 76 1 УК РФ, могут быть произведены не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами. В случае совершения преступлений, преду­смотренных статьями 199 и 199 1 УК РФ, возмещение ущерба допускается и организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется лицу (пункт 2 примеча­ний к статье 199 УК РФ).

Обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего преступле­ние, возместить ущерб и перечислить денежное возмещение в федеральный бюджет в бу­дущем, не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности.

14. Для освобождения от уголовной ответственности за преступления, указанные в части 2 статьи 76 1 УК РФ, возмещение ущерба, причиненного в результате совершения преступления гражданину, организации или государству, а также перечисление в феде­ральный бюджет дохода и денежных возмещений должны быть произведены в полном объеме.

С учетом того, что часть 3 статьи 28 1 УПК РФ не содержит требования о возмещении ущерба до назначения судебного заседания, уголовное преследование в случаях, преду­смотренных частью 2 статьи 76 1 УК РФ, подлежит прекращению судом, если все преду­смотренные данной нормой условия (возмещен ущерб и произведены денежные перечис­ления в федеральный бюджет) выполнены в полном объеме до удаления суда в совеща­тельную комнату.

15. Размер ущерба, подлежащего возмещению, определяется на основании граждан­ско-правовых договоров, первичных учетных документов, выписок (справок) по расчет­ным счетам, информации по сделкам с использованием электронных средств платежа и т.п. При необходимости для определения размера ущерба, подлежащего возмещению, мо­жет быть назначена судебная экспертиза.

Под доходом для целей денежного возмещения признается общая сумма незаконного обогащения, полученная в результате совершения преступления (без вычета произведен­ных расходов), в денежной (наличные, безналичные и электронные денежные средства в рублях и (или) в иностранной валюте) и (или) натуральной форме (движимое и недвижи­мое имущество, имущественные права, документарные и бездокументарные ценные бума­ги и др.).

16. В случаях выполнения не всех или не в полном объеме действий, преду­смот­рен­ных статьей 76 1 УК РФ, лицом, совершившим преступление небольшой или средней тя­же­сти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, его ходатайство о прекращении уголовного преследования по основаниям, предусмотренным статьями 75, 76 или 76 2 УК РФ, может быть удовлетворено судом при условии выполнения содержа­щихся в указанных нормах требований.

17. Если суд первой инстанции при наличии оснований, предусмотренных статьей 76 1 УК РФ, не прекратил уголовное дело и (или) уголовное преследование, то в соответ­ствии со статьей 389 21 УПК РФ суд апелляционной инстанции отменяет обвинительный приговор и прекращает уголовное дело и (или) уголовное преследование.

В случаях, когда имеются иные предусмотренные законом основания для отмены об­винительного приговора, и при этом на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции осужденным выполнены указанные в части 2 статьи 76 1 УК РФ условия для освобождения его от уголовной ответственности, при отсутствии оснований для поста­нов­ления оправдательного приговора уголовное дело или уголовное преследование подлежит прекращению по правилам части 3 статьи 28 1 УПК РФ.

Решение о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования по осно­ваниям, предусмотренным статьей 76 1 УК РФ, может быть принято судом первой или апелляционной инстанции лишь при условии, что подсудимый (осужденный) против это­го не возражает. По смыслу закона, при наличии у подсудимого (осужденного) таких воз­ражений суд продолжает рассмотрение дела и постановляет оправдательный приговор либо обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания (часть 2 статьи 27, часть 8 статьи 302 УПК РФ).

18. По делам о преступлениях, указанных в части 2 статьи 76 1 УК РФ, совершенных группой лиц, несущих солидарную ответственность за ущерб, причиненный совместными преступными действиями, суд прекращает уголовное преследование в отношении всех соучастников преступления, если все требования части 2 статьи 76 1 УК РФ о возмещении ущерба и иных выплатах выполнены в полном объеме хотя бы одним из них.

19. При назначении наказания лицу, признанному виновным в совершении одного или нескольких преступлений, предусмотренных статьями 159 – 159 3 , 159 5 , 159 6 , 160, 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 170 2 , 171 – 174, 174 1 , 176 – 178, 180 – 183, 185 – 185 4 , частью 1 статьи 185 6 , статьями 190 – 199 2 УК РФ, судам необходимо руководствоваться общими началами на­значения наказания, обсуждать возможность применения положений частей 1 и 2 статьи 64, статьи 73, а также части 6 статьи 15 и статьи 80 1 УК РФ. Следует иметь в виду, что со­держание осужденного под стражей до постановления приговора не может предопреде­лять назначение ему наказания в виде реального лишения свободы. При этом в силу поло­жений части 5 статьи 72 УК РФ, назначая такому лицу в качестве основного вида наказа­ния штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься опреде­лен­ной деятельностью, суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает осужденного от отбывания этого наказания.

20. Если при судебном рассмотрении уголовного дела о преступлении, совершенном в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания или предварительного следствия, суд в частном определении или постановлении обращает внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер.

21. В связи с принятием настоящего постановления исключить пункт 16 из постанов­ления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобож­дения от уголовной ответственности».


Похожая информация.


Статья 34 Конституции РФ провозглашает:

«1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.».

Экономическая система Российской Федерации выстраивается на основе ряда конституционных принципов, характеризующих соответствующую систему в качестве рыночной. Важным элементом рыночной экономической системы является свобода экономической деятельности, предполагающая право граждан свободно заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью. Принцип свободы предпринимательства означает, что каждый гражданин вправе выбирать любой способ осуществления экономической деятельности. Например, он может стать наемным работником, предоставляя в пользование предпринимателю свою рабочую силу и не принимая на себя риска и ответственности за экономические результаты своего труда. Гражданин может также осуществлять предпринимательскую деятельность, получив статус индивидуального предпринимателя или через участие в коммерческой организации. В этом случае на нем лежит позитивная ответственность, т.е. он должен понимать, что будет осуществлять указанную деятельность на свой риск и самостоятельно отвечать за результаты своих действий.

Итак, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Гражданинсвободен в выборе сферы, вида и формы предпринимательской деятельности. Среди сфер деятельности различаются производство, коммерция (торговля) или предоставление услуг. Гражданин может также специализироваться по любому виду деятельности, включая банковскую, страховую, биржевую деятельность, производство определенного вида продукции и т.д. Гражданин свободен самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность как в индивидуальном порядке без образования юридического лица (в качестве индивидуального предпринимателя), так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или кооперативе, т.е. объединяясь с другими людьми на основе создания коммерческой организации для осуществления коллективного предпринимательства. При создании коммерческой организации гражданин вправе самостоятельно или совместно с иными гражданами и юридическими лицами выбрать ту организационно-правовую форму организации из указанных в законе, которая наилучшим образом подходит для ведения определенного вида бизнеса и достижения целей учредителей.

Однако свобода предпринимательства может быть ограничена законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции (ст. 55, 74 Конституции РФ). К числу таких ограничений относятся, в частности, предварительные условия для начала предпринимательской деятельности: наличие у гражданина или коммерческой организации гражданской правосубъектности, государственная регистрация субъектов предпринимательства и получение специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности или отдельных действий в рамках предпринимательства.

Правоспособность - это возможность иметь гражданские права и нести обязанности. Гражданское право содержит также категорию дееспособности, означающую, что способностью своими действиями осуществлять гражданские права и исполнять обязанности обладает только дееспособный гражданин. Следовательно, только дееспособный гражданин может самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность. По общему правилу способность гражданина самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью возникаете 18 лет, то есть с совершеннолетия. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Что же касается правоспособности юридических лиц, то в соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса РФ она возникает в момент создания юридического лица и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. При этом юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Вопросами государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей занимается Федеральная налоговая служба. Для государственной регистрации физическим лицом в регистрирующий орган по общему правилу предоставляются: заявление о государственной регистрации, копия паспорта гражданина, документ об уплате государственной пошлины. Подробнее о документах можно узнать на сайте регионального управления федеральной налоговой службы. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

С момента государственной регистрации каждый индивидуальный предприниматель приобретает соответствующие права и обязанности.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения и может быть обжаловано в судебном порядке.

Одновременно с заявлением о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица подается заявление о постановке на учет в налоговый орган. Постановка на учет физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в налоговом органе по месту их жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Для того чтобы субъект предпринимательского права получил легитимную возможность заниматься предпринимательской деятельностью, ему в некоторых случаях, в зависимости от деятельности, которую он собирается осуществлять, необходимо пройти процедуру лицензирования.

Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Лицензия, в свою очередь, представляет собой разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу.


Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.


mob_info