Способы установления границ земельных участков. Что такое установление границ земельного участка и зачем оно проводится? Если межевание было проведено

Главным признаком любого земельного участка в России являются установленные внешние границы. Без прохождения подобной процедуры собственник может пользоваться землей, но у него нет возможности продать или подарить ее. Каким образом осуществляется процедура и что для этого требуется?

Согласно ст. 11.1 ЗК РФ, в качестве участка может быть признана только территория с определенными границами. Сведения о них должны содержаться в едином реестре недвижимости. Если собственник не проходил такую процедуру, ему необходимо выполнить установление границ земельного участка. Это позволит избежать различных неприятностей, таких как конфликтная ситуация с соседями (читайте, что делать ) или проверяющей инстанцией. Также можно избежать возможного судебного разбирательства.

Согласно ФЗ № 218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», сведения вносятся в единый реестр. Здесь систематизируются учетные данные в отношении всех объектов недвижимости. Разграничение осуществляют путем выявления координат их основных точек.

Определение

Установление границ представляет собой процедуру, которая требуется для постановки участка на кадастр. Работа заключается в сопоставлении с градостроительным планом, определении поворотных точек и сверке с другими объектами.

Если замеры выполнены без нарушения требований законодательства, надел индивидуализируется и формируется в качестве полноценного недвижимого объекта. Для определения внешней границы используются географические координаты, установленный адрес и местоположение земли.

Способы определения границ

Узнать границы земельных участков по можно на сайте Росреестра. Если они отсутствуют, необходимо воспользоваться одним из следующих способов:

  • пригласить кадастрового инженера;
  • получить информацию через интернет на сайте Росреестра;
  • запросить сведения в местной администрации или попросить документы у соседей;
  • на основании документации, если она имеется.

Если возникла потребность в определении границ, лучше обратиться к кадастровому инженеру. Он предоставляет свои услуги на платной основе, а по завершении работы выдает официальный акт. По завершении процедуры документы подаются в ближайший отдел Росреестра. Здесь участок внесут в единую базу объектов недвижимости и прав собственности. Ему присваивается новый кадастровый номер, а полученные сведения наносятся на карту.

В каких ситуациях необходимо установить границы земельного участка

Данные о границах земельного надела дают возможность определить местоположение существующего участка по отношению к смежным землям, искусственным и природным объектам. Для этого готовится . Ранее он не являлся обязательным документом. Но с 2018 года без него невозможно поставить землю на учет. Он может понадобиться в следующих ситуациях:

  • первоначальное формирование территории для последующей постановки на ;
  • дальнейшее использование как гражданами, так и компаниями;
  • проведение комплекса работ для установления, изменения категории и допустимого назначения земель;
  • полноценное распоряжение объектом имущества – продажа, дарение, обмен или передача по наследству (узнайте, как );
  • предотвращение конфликтных ситуаций с соседями;
  • в случае установленного несоответствия, если один или несколько участков еще формируются.

Внимание! Основная цель процедуры – установить и индивидуализировать конкретную территорию, обезопасить себя от юридических споров с собственниками соседних наделов.

Установление или первичное определение границ. Как понять, что нужно?

Все работы на местности осуществляют частные геодезисты при помощи сертифицированного оборудования. Это важно, так как любые погрешности могут привести к большому ущербу. Они действуют на основе закона и соответствующих разрешений.

Работы по первичному определению границ не такие простые, как это может показаться первоначально. Необходимо не только уточнить данные по конкретному участку, но и согласовать границы с соседями. Это исключит возникновение промежутков между наделами и предотвратит наложение линий.

Существенную роль имеет первичное измерение, которое позволяет обозначить территорию. Если оно выполнено правильно, уточнение границ не приведет к конфликтам. Но важно учесть, что в соответствии со СНИП собственник должен строить дом и другие капитальные объекты на определенном расстоянии от забора.

Процедура установления границ: к кому обращаться?

В первую очередь, необходимо подать документы и заявление установленного образца. Далее требуется акт согласования расположения границ. Он заключается в присутствии всех соседей по участку, с наделами которых он может граничить. Действующий порядок предполагает наличие отметок о их согласии с проведением межевания.

Выполняются следующие этапы:

  1. Подготовительный. На этом этапе происходит согласование работ и обсуждается их стоимость. Осуществляются проверка документов заказчика и подготовка проекта межевания.
  2. Геодезические работы. Участок требуется межевать на месте. Осуществляются полный замер территории, геодезическая съемка и определение границ в соответствии с представленными документами и расположением соседних наделов.
  3. Камеральные работы. Для их выполнения приглашают кадастрового инженера. Он составит план и согласует полученные сведения со сведениями из документов.

Кадастровый инженер заранее назначает дату, когда можно забрать готовый документ. В этот день необходимо явиться и получить его. Если все в порядке, подписывается акт приема-передачи выполненных работ. О готовности документа собственнику сообщат по телефону, который он оставляет во время согласования работ.

В результате работы можно оформить план, который необходимо предоставить в территориальный отдел Росреестра или МФЦ. Необходимо написать заявление и оплатить госпошлину.

Кем проводится установление границ

Чтобы запустить процесс , необходимо располагать достаточным временем. Поиск компании следует начинать, когда вы будете свободны от других дел. Вся основная работа проводится на месте. Требуется присутствие следующих лиц:

  • собственника участка;
  • геодезической группы;
  • кадастрового инженера.

Собственник предоставляет на рассмотрение документы. Так как услуга может стоить немало, важно проверить репутацию компании и наличие разрешительной документации. Если работа не будет выполнена правильно, придется платить повторно. По завершении процедуры собственнику обязаны выдать соответствующий акт.

Необходимые документы

Для установления границ и проверки расположения участка владелец подает заявление. Вместе с ним предоставляется следующее:

  • паспорт владельца;
  • правоустанавливающая документация на собственность;
  • акт межевания;
  • разрешение на внесение изменений в сведения ГКН;
  • на земельный надел;
  • доверенность и паспорт доверенного лица, если личное присутствие владельца невозможно.

Стоимость работ

Цена на размежевание определяется в зависимости от различных факторов, среди которых выделяют регион расположения, размер и сложность работ. Также значение имеет наличие или отсутствие поворотных точек. Стоимость колеблется от 2 тыс. руб., если площадь составляет до гектара при восстановлении границ и до 25 тыс. руб. при межевании в процессе образования участка.

Что касается времени, оно определяется отдельно для каждого этапа:

  • на геодезическую съемку около 10 дней;
  • на топографическую съемку со спутника – 40 дней;
  • на предоставление документов – 5 дней;
  • на восстановление межевых знаков порядка 10 дней.

Если границы не установлены, чем это грозит?

Собственники часто считают, что согласовать границы можно позднее, когда понадобится продать участок. В действительности такой шаг приведет к негативным последствиям. Появится владелец ближайшего надела, который не будет согласен с местом установки забора.

Дело может дойти до районного суда, где будут запрошены документы на землю от обеих сторон. Если среди них нет межевого плана, правоту доказать не получится. Судья выпишет постановление на устранение нарушений. При этом он не обязан давать время на получение документов, так как отмежевать участок нужно было сразу.

Таким образом, земли нуждаются в определении границ, которые должны совпадать с имеющимися в реестре сведениями. Это позволит избежать проблем в будущем и четко знать, где заканчивается своя территория. Процедура выполняется однократно и не требует повторения.

Управление обеспечения кадастровых и землеустроительных работ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев в рамках установленной компетенции обращение, поступившее в Росреестр из Минэкономразвития России, сообщает.

В связи с отсутствием сведений об объекте недвижимости: об адресе, местоположении, кадастровом номере земельного участка, рассмотреть обращение по существу не представляется возможным.

Вместе с тем, по затронутым в обращении вопросам полагаем необходимым отметить следующее.

Согласно статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, учете части земельного участка или государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением должен быть представлен межевой план. Форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 (далее - приказ № 412).

На основании части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется, исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа - из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом № 412 (далее - Требования), выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».

При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет (далее - картографические материалы). Кроме того, полагаем, в случае отсутствия картографических материалов государственного кадастра при проведении кадастровых работ, кадастровый инженер в том числе может использовать сведения, подтверждающие нахождение объекта недвижимости, в виде картографических материалов более мелкого масштаба, а также иной вспомогательный материал, который не противоречит результатам проведенного межевания - генеральный план территории, план садового товарищества, план БТИ и другие материалы.

Вместе с тем в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:

описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор);

сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

Кроме того, согласно пункту 21 Требований при необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Также в качестве справочных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков 15 и более лет, могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы межевых (землеустроительных) дел из государственного фонда данных; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.

В свою очередь наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав приложения к межевому плану не включаются.

Учитывая изложенное, требования органа кадастрового учета правомерны.

При этом согласно части 3 статьи 38 Закона о кадастре, если в соответствии со статьей 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. Порядок согласования местоположения границ земельных участков регламентирован статьями 39, 40 Закона о кадастре.

Вместе с тем, по мнению УОКЗР, подтверждением правомерности определенного кадастровым инженером местоположения границ земельного участка являются подписи заинтересованных лиц, содержащиеся в акте согласования местоположения границ земельного участка, оформленном в соответствии с положениями статьи 40 Закона о кадастре.

Обзор документа

При постановке на кадастровый учет, а также уточнении местоположения границ земельного участка в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением должен быть представлен межевой план.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется по документам, подтверждающим право на земельный участок. При их отсутствии местоположение границ определяется с использованием карт (планов), подтверждающих фактическое местоположение границ на местности 15 и более лет. В случае их отсутствия можно использовать картографические материалы более мелкого масштаба, план садового товарищества, план БТИ и др.

В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы материалы картографо-геодезического фонда, или землеустроительная документация, хранящаяся в госфонде данных. Также в качестве справочных документов могут быть использованы ситуационные планы в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках; материалы межевых (землеустроительных) дел; материалы лесоустройства; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (генеральные планы) и иные документы.

1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества - решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (если соответствующий смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и является имуществом общего пользования товарищества). В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. В случаях, предусмотренных федеральным законом , в согласовании местоположения границ земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, от своего имени вправе участвовать Государственная компания "Российские автомобильные дороги".

4.2. Границы земельных участков, образуемых при безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых подлежит безвозмездной передаче указанное имущество. Границы земельных участков считаются согласованными при наличии письма органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления об их согласовании с приложением согласованного проекта границ земельного участка.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.

Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.

6. Согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:

1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.

7. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

8. В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, по которым осуществляется связь с лицом, право которого на объект недвижимости зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение объекта недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с уведомлением о вручении (при наличии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости) либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:

1) в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об адресе электронной почты или о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;

2) смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:

1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;



mob_info