Декларация промышленной безопасности линейного объекта. О новом порядке оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов. Нюансы, связанные с разработкой декларации промышленной безопасности

Среди существующих организационно-экономических механизмов уменьшения рисков чрезвычайных происшествий техногенного характера особое значение имеет декларирование безопасности объектов промышленности. Эта процедура во многих странах закрепляется на законодательном уровне. Рассмотрим далее, что собой представляет декларация промышленной безопасности ОПО.

Общие сведения

Для обеспечения учета состояния предприятий введен реестр деклараций промышленной безопасности. Госрегулирование направлено на то, чтобы обязать субъектов проводить оценку существующих угроз и информировать о них компетентные органы. В состав декларации промышленной безопасности включаются:

  1. Информация о предприятии и процессах, протекающих на нем. Это необходимо для определения масштабов и характера использования вредных и опасных веществ.
  2. Список мероприятий, направленных на обеспечение нормальных условий функционирования предприятия и контроль отклонений от обычного режима.
  3. Идентификация типа вероятной аварии, оценка ее возникновения и возможных последствий.
  4. Инструкция на случай катастрофы.

Нормативная база

В Российской Федерации реализуется широкомасштабная организационно-экономическая программа в области промышленной безопасности. Нормативно ее осуществление регламентируется соответствующими ФЗ. В частности, основы регулирования заложены в Закон "О промышленной безопасности ОПО" и "О безопасности гидротехнических сооружений". Конкретный порядок оценки состояния предприятия устанавливается в Положении, утвержденном правительственным постановлением №675 от 1.07.1995 г.

Актуальность вопроса

Декларирование осуществляется для регулирования контроля безопасности на промышленных объектах. Компетентные органы проверяют достаточность и эффективность мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию катастроф на предприятиях. Разработка декларации промышленной безопасности необходима для снижения угроз для населения, сотрудников, предотвращения возникновения аварий. Особенно актуальная она для предприятий, деятельность которых непосредственно связана с вредными веществами и процессами. Экспертиза декларации промышленной безопасности способствует внедрению результативной системы прогнозирования катастроф и безаварийной эксплуатации. Особую значимость мероприятия приобретают в связи с переходом к новым хозяйственным условиям, изменениями форм собственности, снижением государственного регулирования в рыночной экономике.

Специфика

Декларирование выступает в качестве выражения ответственного отношения к обеспечению безопасности на объектах промышленности. Оно оформляется официальным документом. Список объектов, которые подлежат декларированию, устанавливается Федеральной службой по атомному, технологическому и экологическому надзору совместно с МЧС. В данный перечень входят гидротехнические сооружения, предприятия, накопители, хранилища, на которых существует вероятность возникновения аварий. В ФЗ, регламентирующем промышленную безопасность на опасных объектах, определяются предельно допустимые объемы веществ, наличие которых выступает в качестве основания для составления декларации. Сведения, порядок оформления документа устанавливаются специально уполномоченным исполнительным органом.

Декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов

В документе содержатся результаты:

  1. Всесторонней и объективной оценки вероятности аварии и угрозы, связанной с ней, для персонала и граждан, находящихся на прилегающей территории.
  2. Анализа достаточности предпринятых мер предупреждения ЧС и обеспечения готовности предприятия к эксплуатации опасного объекта в соответствии с положениями правил и норм, а также к локализации и устранению последствий катастроф.
  3. Мероприятия, ориентированные на уменьшение вероятных негативных последствий при аварии.

Согласно указанным выше ФЗ, а также правительственным постановлением, созданы нормативные документы, определяющие требования, в соответствии с которыми предоставляется декларация безопасности опасного промышленного объекта. В этих актах также установлены сроки ее создания, правила оформления, перечень сведений, подлежащих обязательному включению. Нормативными актами определены правила, по которым выполняется экспертиза декларации безопасности промышленного объекта.

Основные положения

Декларация безопасности промышленного объекта должна включать в себя:


Использование

Декларация промышленной безопасности оформляется в качестве приложения к проектным документам на строительство, реконструкцию, расширение, техническое переоснащение, ликвидацию или консервацию предприятия. Она также необходима при обращении за получением лицензии на эксплуатацию. Уточнение декларации осуществляется при изменении сведений, присутствующих в ней, или требований безопасности. Пересмотр документа для учета корректировок и дополнений нормативной базы и условий обеспечения защиты предприятия предусмотрен не реже 1 раза в пять лет.

Важный момент

Декларация промышленной безопасности может формироваться самостоятельно самим предприятием. Утверждается документ руководителем. Формирование декларации может также осуществляться организацией, имеющей лицензию на выполнение экспертизы безопасности объектов промышленного типа. Руководитель предприятия несет ответственность за полноту и достоверность информации, которая содержится в документе.

Контрольные инстанции

Декларация промышленной безопасности после утверждения вместе с заключением, полученным по результатам проверки, направляется в соответствующее министерство, ГУ ГОЧС, в Федеральную службу атомного, технического и экологического надзора и ее региональное подразделение, МЧС, а также орган власти МО, на территории которого располагается предприятие. Контроль своевременности направления документации возлагается на указанную выше надзорную инстанцию.

Нововведения

В соответствии с обстоятельствами, которые складываются в течение последних лет, декларация промышленной безопасности претерпела ряд изменений. Возникла необходимость отражать в документе новые сведения. Они, в частности, касаются проведения мероприятий, направленных на снижение уровня опасности возникновения на объектах чрезвычайных ситуаций, предупреждение постороннего вмешательства в их функционирование. На основании проведенных расчетов, были сформулированы требования к объемам имеющихся резервов материальных и финансовых ресурсах на предприятиях. Кроме этого, были определены требования по оценке частоты/вероятности появления чрезвычайных ситуаций, их источников, работа которых связана с выбросами опасных веществ, которые способны создавать вне территории объекта зоны поражения с нанесением ущерба здоровью/жизни населения, окружающей природе. Также специалистами были выполнены расчеты по проведению анализа вероятности отравления населения с установлением максимально возможного количества пострадавших.

Ключевые вопросы

Декларация промышленной безопасности сегодня должна конкретно и четко определять требования, которыми характеризуется готовность предприятия к предотвращению и устранению чрезвычайных ситуаций. Для этого в документе присутствует специальный раздел. В нем должны даваться ответы на вопросы, которые характеризуют:


Проверка документа

Как выше было сказано, нормативными актами предусматривается экспертиза сформированной декларации. В соответствии с действующими правилами, предписано утверждение заключения. Данная процедура проводится аппаратом Ростехнадзора. При этом учитывается заключение МЧС. Оно необходимо в случаях, когда отношение объема опасного соединения на объекте, по которому составляется декларация, к предельно допустимому уровню этого вещества больше 10. В случае если этот показатель меньше, заключение дается органом управления по делам ГО и ЧС субъекта, на территории которого находится соответствующее предприятие.

Значение

Декларирование безопасности сегодня выступает в качестве механизма прогнозирования социально-экономических последствий возникающих чрезвычайных ситуаций. Этот процесс является важнейшим рычагом воздействия на стабильное развитие хозяйственной системы. Декларирование безопасности способствует обеспечению объективности при обосновании бюджетных объемов, направляемых на финансирование мероприятий по предотвращению и ликвидации катастроф. В качестве еще одной задачи процедуры выступает переход на систему допустимого риска, формирование эффективного экономического механизма. Он является нормативной основой финансового обеспечения разработанных мероприятий по управлению природными и техногенными угрозами.

Декларация промышленной безопасности является обязательным документом для опасных производственных объектов 1,2 класса, стоимость – от 35000 рублей, сроки – от 20 дней.

Что представляет собой и в каких случаях разрабатывается Декларация промышленной безопасности?

Декларация промбезопасности представляет собой документ, в обязательном порядке разрабатываемый для опасного производственного объекта и отражающий в себе сведения о характере и масштабе возможной опасности на объекте. Документ также предполагает разработку мероприятий, целью которых выступает обеспечение безопасности на объекте и готовности персонала к действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Декларация входит в состав проектной документации, разрабатываемой в случаях строительства, расширения, реконструкции, консервации, изменения технического обеспечения или ликвидации опасного производственного объекта.

Также возможна и повторная разработка Декларации на действующих объектах. Это происходит в таких случаях, как:

  • истечение 10 лет с момента внесения последних данных в реестр деклараций промбезопасности;
  • внесение в технологический процесс изменений;
  • увеличение количества опасных веществ на объекте более чем на 20%;
  • внесение изменений в законодательство, касающееся документации по промышленной безопасности;
  • получение лицензии на эксплуатацию;
  • исполнение предписаний, выданных контролирующей организацией при выявлении недостоверности сведений, представленных в разработанной ранее Декларации промбезопасности. Подобное нарушение может быть выявленное в ходе проведения проверок Ростехнадзором.

Какими предприятиями и на каких основаниях разрабатывается Декларация?

Основанием для разработки данного документа является статья 14 Закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г. Порядок разработки Декларации регламентирован таким нормативными актами, как РД 03-15-2005 и РД 03-357-00. Также правовые отношения, касающиеся предоставления рассматриваемого документа в вышестоящие организации, определяется Постановлением правительства РФ №526 от 11.05.99 г.

Обязательной разработка Декларации является в том случае, если объект относится к предприятиям I и II классов опасности, использующим, получающим, перерабатывающим, транспортирующим или уничтожающим опасные вещества в количествах, определенных приложением 2 вышеуказанного закона. К таким объектам относятся, например, объекты, специализирующиеся на добыче нефти и газа, объекты химической промышленности и некоторые газораспределительные станции.

В некоторых случаях разработка Декларации может потребоваться и предприятиям III класса опасности при условии их территориального расположения на особо охраняемых территориях РФ.

Цели разработки Декларации и ее состав.

Целью разработки Декларации промбезопасности в первую очередь выступает:

  • обеспечение безопасности на объекте,
  • соблюдение законодательных требований;
  • оценка готовности объекта и его персонала к возникновению непредвиденных ситуаций и устранению их последствий.

В состав Декларации промбезопасности входит:

  • анализ риска аварийных ситуаций и связанных с ними угроз для ОПО;
  • анализ полноты мероприятий, предлагаемых в организации для обеспечения безопасной эксплуатации ОПО в соответствии с установленными законодательством правилами, для предотвращения возникновения возможных аварий, а также к локализации и ликвидации их последствий;
  • перечень мероприятий, разработанных для уменьшения последствий и ущерба при возникновении аварии.

Содержание Декларации промышленной безопасности.

  • титульный лист;
  • информация об организации, разработавшей Декларацию;
  • первый раздел. Он посвящен описанию самого объекта, для которого разрабатывается Декларация. В этом разделе отражаются реквизиты организации, эксплуатирующей ОПО, сведения о территориальном расположении объекта и штатных сотрудниках, сведения о страховании объекта, а также обоснование необходимости декларирования;
  • во второй раздел входят данные об опасности объекта – перечень содержащихся на нем опасных вещества, применяемой технологии производства, анализе возможных рисков аварийных ситуаций;
  • третий раздел дает характеристику мер, принимаемых на объекте декларирования, для обеспечения промбезопасности, а также о его готовности к осуществлению мероприятий по локализации и ликвидации аварии;
  • четвертый раздел посвящен выводам, последовавшим из проведенного анализа деятельности ОПО. В него входит перечень наиболее опасных составляющих технологического процесса, указываются показатели риска для каждого из них, приводится описание и анализ достаточности мер, рекомендуемых для уменьшения риска возникновения внештатных ситуаций;
  • последний раздел Декларации посвящен графическому отображению возможных зон воздействия поражающих факторов наиболее опасных технологических участков объекта.

Также Декларация должна содержать такие приложения, как пояснительная записка и информационный лист.

Особенности разработки и необходимая для нее документация.

Что касается разработки Декларации промбезопасности, то ею, как правило, занимается специалист коммерческой организации, разрабатывающей прочую документацию по промышленной безопасности для ОПО.

Как и разработка прочей документации для ОПО, разработка Декларация требует глубокого анализа документации ОПО и его технологического процесса на предмет соблюдения требований Законодательства, поэтому важным является доверить составление документа грамотному квалифицированному специалисту. Разработка Декларации в коммерческой организации в среднем обходится в 110 тысяч рублей. При этом стоимость зависит от таких факторов, как размер исследуемого объекта, особенности технологического процесса, количество опасных веществ.

Сроки разработки, как правило, составляют не более одного месяца, и в первую очередь определяются скоростью и полнотой предоставления объектом исходной информации для разработки проекта. В состав исходных данных войдут:

  • юридические данные предприятия – реквизиты, наименование, адреса;
  • описание технологического процесса;
  • данные о штате сотрудников;
  • ситуационные планы расположения объекта и размещения подразделений на промплощадке;
  • сведения о ранее имевших место аварийных ситуациях и их последствиях;
  • перечень опасных веществ, применяемых в ходе технологических процессов объекта и операциях, производимых на объекте с ними.

Также разработчиком запрашивается дополнительная информация о деятельности ОПО и обеспечении на нем соблюдения требования промышленной безопасности, в том числе и документация объекта. Сразу стоит отметить, что за всю предоставленную разработчикам и экспертам информацию об объекте ответственность несет его непосредственный руководитель.

Согласование Декларации промбезопасности.

После разработки и оформления Декларации и приложений к ней, она в обязательном порядке должна быть согласована руководителем, после чего можно приступить к согласованию Декларации в контролирующей организации, которой в выступает Ростехнадзор.

Первоначально Декларация проходит процедуру экспертизы промышленной безопасности в специальной экспертной организации. Далее уже процедуру согласования Декларация проходит в составе прочей документации, разработанной при строительстве, ликвидации, консервации объекта. Представленная в Ростехнадзор Декларация вносится в базу данных о декларациях промбезопасности в течение 5 дней с момента ее поступления.

После согласования Декларация действует на объекте в течение 10 лет при условии неизменности технологического процесса и его составляющих.

Ответственность за несоблюдение требований промбезопасности.

За отсутствие разработанной, утвержденной и зарегистрированной в госорганах Декларации промбезопасности возможно наложение штрафа согласно главе 9 Кодекса об административных правонарушениях.

Так, например, отсутствие Декларации может быть приравнено к нарушению требований промышленной безопасности на опасном объекте, а по статье 9.1 КоАП подобное нарушение карается штрафом в размере от 200 до 300 тысяч рублей. Это значительно превышает сумму, необходимую для разработки рассматриваемого документа.

1. Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

2. Настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта разрабатывается вновь:

в случае истечения десяти лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности последней декларации промышленной безопасности;

в случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;

в случае изменения требований промышленной безопасности;

по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

4. Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и декларация промышленной безопасности, разрабатываемая вновь, проходят экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке . Проектная документация на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит экспертизе в соответствии с

В Российской Федерации, начиная с 1995 года , проводится декларирование промышленной безопасности. Декларация промышленной безопасности (ДПБ) разрабатывается в соответствии с требованиями нормативно-технической документации , действующей на территории РФ, основным из которой является № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Разработка ДПБ предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и декларация промышленной безопасности, разрабатываемая вновь, проходят экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке . Проектная документация на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Декларация промышленной безопасности и заключение экспертизы на нее направляются в центральный аппарат или территориальные органы Ростехнадзора для внесения в Реестр деклараций промышленной безопасности и Реестр заключений экспертизы промышленной безопасности , соответственно.

Декларацию промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации.

  • Основные нормативные документы, касающиеся ДПБ
  • Внесение заключения экспертизы ДПБ в Реестр заключений экспертизы промышленной безопасности
  • Внесение ДПБ в Реестр деклараций промышленной безопасности

История разработки ДПБ

В 1982 году после ряда крупных аварий на промышленных объектах Европейское Экономическое Сообщество приняло Директиву 82/501/ЕЭС "О предотвращении крупных промышленных аварий", которой была введена процедура декларирования промышленной безопасности. В настоящее время основными международными актами, регламентирующими декларирование промышленной безопасности, являются:

  • Директивы ЕС «О предотвращении крупных промышленных аварий» (Директивы Севезо) . - № 82/501/ЕС, 1996 г. - №96/82/ЕС;
  • Кодекс МОТ по предупреждению промышленных аварий, 1990;
  • Конвенция ООН «О трансграничном воздействии крупных промышленных аварий», 1992;
  • Конвенция МОТ № 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий», 1993 год.

В Российской Федерации первым нормативным документом, устанавливающим необходимость разработки декларации безопасности, является Постановление Правительства РФ от 1 июля. N 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации». Основным же документом в области промышленной безопасности, в т.ч. и в ее декларировании, стал вышедший в 1997 году Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», №116-ФЗ.

Ниже в хронологическом порядке приведены НТД, создавшие правовое поле декларирования в РФ:

  • 1995г. Постановление Правительства РФ от 1 июля. N 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации»;
  • апрель 1996г. Совместный приказ МЧС (№222) и ГГТН (№59) от 4 апреля 1996 г. «О порядке разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации»;
  • август 1996г. Совместный приказ МЧС (№599) и ГГТН (№125) от 7 августа. «Об экспертизе деклараций безопасности промышленных объектов Российской Федерации»;
  • . №116-ФЗ от 20.06.97г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • 1999г. РД 03-315-99 «Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней»;
  • 2000г. РД 03-357-00 «Методические рекомендации по составлению декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта»;
  • 2001г. РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов»;
  • 2006г. РД 03-14-2005 «Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений»;
  • 2013г. N 22-ФЗ от 04.03.2013 Федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации».
  • 2015 г. Приказ Ростехнадзора от 13.05.2015 №188 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах"

Необходимость разработки ДПБ

Федеральным законом №116-ФЗ (статья 14) устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в таблицах 1 и 2 ниже (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).

Классы опасности опасных производственных объектов, на которых обращаются опасные вещества (пункт 1 приложения 1 №116-ФЗ) устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2 №116-ФЗ, за исключением объектов, указанных ниже (пункты 2,3,4 приложения 2 №116-ФЗ):

  • Для объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия и опасных производственных объектов спецхимии устанавливается I класс опасности.
  • Для опасных производственных объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата устанавливаются следующие классы опасности:

1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода свыше 6 процентов объема такой продукции;

2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода от 1 процента до 6 процентов объема такой продукции;

3) IV класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.

  • Для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:

1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;

2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки

декларации промышленной безопасности

Таблица 1

Наименование опасного вещества Количество опасного вещества, т
I класс опасности II класс опасности III класс опасности IV класс опасности
Аммиак 5000 и более 500 и более, но менее 5000 50 и более, но менее 500 10 и более, но менее 50
Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата аммония превышает 90 процентов массы) 25000 и более 2500 и более, но менее 25000 250 и более, но менее 2500 50 и более, но менее 250
Нитрат аммония в форме удобрений (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием) 100000 и более 10000 и более, но менее 100000 1000 и более, но менее 10000 200 и более, но менее 1000
Акрилонитрил 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 4 и более, но менее 20
Хлор 250 и более 25 и более, но менее 250 2,5 и более, но менее 25 0,5 и более, но менее 2,5
Оксид этилена 500 и более 50 и более, но менее 500 5 и более, но менее 50 1 и более, но менее 5
Цианистый водород 200 и более 20 и более, но менее 200 2 и более, но менее 20 0,4 и более, но менее 2
Фтористый водород 500 и более 50 и более, но менее 500 5 и более, но менее 50 1 и более, но менее 5
Сернистый водород 500 и более 50 и более, но менее 500 5 и более, но менее 50 1 и более, но менее 5
Диоксид серы 2500 и более 250 и более, но менее 2500 25 и более, но менее 250 5 и более, но менее 25
Триоксид серы 750 и более 75 и более, но менее 750 7,5 и более, но менее 75 1,5 и более, но менее 7,5
Алкилы свинца 500 и более 50 и более, но менее 500 5 и более, но менее 50 1 и более, но менее 5
Фосген 7,5 и более 0,75 и более, но менее 7,5 0,075 и более, но менее 0,75 0,015 и более, но менее 0,075
Метилизоцианат 1,5 и более 0,15 и более, но менее 1,5 0,015 и более, но менее 0,15 0,003 и более, но менее 0,015

Таблица 2

Виды опасных веществ Количество опасного вещества,т
III класс опасности III класс опасности III класс опасности IV класс опасности
Воспламеняющиеся и горючие газы 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 1 и более, но менее 20
Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах 500000и более 50000 и более, но менее 500000 1000 и более, но менее 50000 -
Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 1 и более, но менее 20
Токсичные вещества 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 1 и более, но менее 20
Высокотоксичные вещества 200 и более 20 и более, но менее 200 2 и более, но менее 20 0,1 и более, но менее 20
Окисляющие вещества 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 1 и более, но менее 20
Взрывчатые вещества 500 и более 50 и более, но менее 500 менее 50 -
Вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды 2000 и более 200 и более, но менее 2000 20 и более, но менее 200 1 и более, но менее 20

Для опасных веществ, не указанных в таблице 1, необходимо применять данные таблицы 2.

При наличии различных опасных веществ одного вида их количества суммируются.

В случае, если расстояние между опасными производственными объектами составляет менее чем пятьсот метров, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями, учитывается суммарное количество опасных веществ одного вида.

В случае, если для опасного производственного объекта по указанным критериям могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности.

В случае, если опасный производственный объект расположен на землях особо охраняемых природных территорий, континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, на искусственном земельном участке, созданном на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, для такого опасного производственного объекта устанавливается более высокий класс опасности соответственно.

Разъяснения по вопросам идентификации и классификации опасных производственных объектов нефтегазодобывающего комплекса:

Класс опасности опасных производственных объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата устанавливается в соответствии с пунктом 3 Приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Класс опасности опасных производственных объектов обустройства месторождений для сбора, подготовки, хранения нефти, газа и газового конденсата устанавливается в соответствии с пунктом 1 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ.

В случае если для опасного производственного объекта нефтегазодобывающего комплекса могут быть установлены разные классы опасности по критериям, указанным в пунктах 1 - 7 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", устанавливается наиболее высокий из них (пункт 10 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ).

В случае, если опасный производственный объект нефтегазодобывающего комплекса расположен на землях особо охраняемых природных территорий, континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, на искусственном земельном участке, созданном на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, для такого объекта, в соответствии с пунктом 11 Приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ, устанавливается следующий (более высокий) класс опасности.

Разработка ДПБ

Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

Декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта разрабатывается вновь:

  • в случае истечения десяти лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности последней декларации промышленной безопасности;
  • в случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;
  • в случае изменения требований промышленной безопасности;
  • по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

ДПБ утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в ДПБ, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Разработка декларации является нелицензируемым видом деятельности. Однако, к составлению расчетно - пояснительной записки рекомендуется привлекать специализированные научные, экспертные и проектные организации, обладающие опытом разработки деклараций промышленной безопасности и имеющие лицензии Ростехнадзора на соответствующий вид деятельности.

Титульный лист;

Данные об организации - разработчике декларации;

Раздел 1 "Общие сведения";

Раздел 2 "Результаты анализа безопасности";

Раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности";

Раздел 4 "Выводы"

Раздел 5 "Ситуационные планы"

Обязательные приложения к декларации:

Приложение N 1 "Расчетно-пояснительная записка";

Приложение N 2 "Информационный лист".

Расчетно-пояснительная записка и Информационный лист оформляются отдельными книгами.

Разработку декларации рекомендуется начинать с составления расчетно - пояснительной записки. Это обусловлено тем, что в декларации представляются результаты всесторонней оценки риска аварии и анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте. Указанные результаты должны быть обоснованы данными, приведенными в расчетно - пояснительной записке.

Экспертиза ДПБ

Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если она не входит в состав проектной документации), консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и декларация промышленной безопасности, разрабатываемая вновь, проходят экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке.

Проектная документация на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Объектом экспертизы является декларация вместе с приложениями - расчетно-пояснительной запиской, информационным листом.

Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения экспертной организацией от заказчика экспертизы комплекта необходимых материалов и документов в соответствии с договором на проведение экспертизы.

Экспертиза проводится с целью установления:

  • об обоснованности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета последствий аварии и показателей риска;
  • о правильности и достоверности выполненных расчетов по анализу риска, а также полноты учета факторов, влияющих на конечные результаты;
  • о вероятности реализации принятых сценариев аварий и возможность выхода поражающих факторов этих аварий за границу опасного производственного объекта, а также последствий воздействия поражающих факторов на население, другие объекты, окружающую среду;
  • о достаточности мер предотвращения проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц.

Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими опасными производственными объектами. Заключение экспертизы, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации.

В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов I класса опасности вправе участвовать эксперты первой категории, аттестованные в установенном порядке. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов II класса опасности вправе участвовать эксперты первой и (или) второй категории. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов III и IV классов опасности вправе участвовать эксперты первой и (или) второй, и (или) третьей категории.

Результатом проведения экспертизы является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы, заверяется печатью экспертной организации и прошивается с указанием количества листов.

Заключение экспертизы представляется заказчиком в Ростехнадзор (территориальный орган Ростехнадзора) для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.

Внесение заключения экспертизы ДПБ в Реестр заключений экспертизы промышленной безопасности

Государственная услуга по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности предоставляется Ростехнадзором (центральный аппарат и территориальные органы). Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется территориальными органами Ростехнадзора по месту нахождения опасного производственного объекта.

Срок предоставления Ростехнадзором государственной услуги:

Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня регистрации надлежащим образом оформленных заявительных документов. Уведомление об отказе во внесении заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр направляется заявителю в течение пяти рабочих дней со дня регистрации заявительных документов.

Документом, необходимым для предоставления государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, является заявление заказчика экспертизы промышленной безопасности о внесении заключений экспертизы промышленной безопасности в Реестр.

Заявителями в рамках предоставления государственной услуги являются заказчики экспертизы промышленной безопасности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

К заявлению о внесении заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр прилагается заключение экспертизы промышленной безопасности на бумажном и электронном носителе.

Внесение ДПБ в Реестр деклараций промышленной безопасности

Государственная услуга по ведению реестра деклараций промышленной безопасности предоставляется Федеральным органом исполнительной власти - центральным аппаратом Ростехнадзора.

Документом, необходимым для предоставления государственной услуги, является заявление о внесении декларации промышленной безопасности в Реестр, о предоставлении выписки из Реестра, об исключении декларации промышленной безопасности из Реестра (далее - заявительные документы).

Заявителями в рамках предоставления государственной услуги являются юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, или их уполномоченные представители.

Внесение (отказ во внесении, внесение изменений) декларации промышленной безопасности в Реестр - в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня регистрации надлежащим образом оформленных заявительных документов.

Исполнитель проводит проверку правильности оформления заявления и полноты прилагаемых к нему документов и, в случае их соответствия требованиям Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра деклараций промышленной безопасности, в течение пяти рабочих дней со дня регистрации заявления вносит в Реестр необходимые сведения и готовит уведомление о внесении декларации в Реестр. В случае несоответствия заявления и прилагаемых документов требованиям Административного регламента исполнитель в течение пяти рабочих дней со дня регистрации заявления вносит сведения о заявителе в электронную базу данных и готовит уведомление об отказе во внесении декларации в Реестр.

Заявительные документы, внесенные в Реестр, хранятся в архивных делах структурного подразделения, ответственного за предоставление государственной услуги, в течение срока действия декларации промышленной безопасности.

В течение суток со дня внесения исполнителем декларации промышленной безопасности в Реестр уведомление о внесении декларации промышленной безопасности в Реестр передается в структурное подразделение центрального аппарата Ростехнадзора, ответственное за работу с заявителями, для вручения в установленном порядке заявителю.

Зарегистрированная декларация промышленной безопасности на бумажном носителе вместе с уведомлением о внесении декларации промышленной безопасности в Реестр вручается заявителю для дальнейшего хранения.

В случае принятия решения об отказе во внесении декларации промышленной безопасности в Реестр подразделение центрального аппарата Ростехнадзора, ответственное за предоставление государственной услуги, в течение трех рабочих дней со дня подписания уведомления передает в структурное подразделение центрального аппарата Ростехнадзора, ответственное за работу с заявителями, уведомление об отказе во внесении декларации промышленной безопасности в Реестр с обоснованием причин отказа.

За предоставление государственной услуги государственная пошлина или иная плата не взимается.

Представление ДПБ

Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект:

а) представляет экземпляр декларации и заключения экспертизы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору и (или) ее соответствующий территориальный орган, а также в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности;

б) представляет копии декларации и заключения экспертизы в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого эксплуатируется опасный производственный объект;

в) представляет копии декларации и заключения экспертизы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также в орган местного самоуправления, на территории которого эксплуатируется опасный производственный объект, на основании мотивированного запроса этого органа;

г) обеспечивает доступ к декларации официальных представителей общественных объединений на основании мотивированного запроса руководителя общественного объединения, согласованного с руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого эксплуатируется опасный производственный объект, при соблюдении установленного порядка обращения со сведениями, составляющими государственную и служебную тайну;

д) обеспечивает представление информационного листа (приложение к декларации) гражданам, проживающим на территории вблизи опасного производственного объекта, по их обращению.

Гриф секретности декларации определяется степенью секретности содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Руководители организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций (объединений), которым была представлена декларация и заключение экспертизы, обязаны обеспечить защиту информации, связанной со сведениями, составляющими государственную или служебную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также учет и хранение указанных документов в установленном порядке.

Оригиналы декларации и заключения экспертизы, а также копии документов о представлении их в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору хранятся в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

Основные нормативные документы, касающиеся ДПБ

  1. Федеральный закон от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  2. Приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 №538 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности"
  3. РД 03-14-2005 «Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.99 № 526 «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  5. Приказ Ростехнадзора от 23.06.2014 №257 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра деклараций промышленной безопасности"
  6. Приказ Ростехнадзора от 23.06.2014 №260 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности"
  7. РД 03-357-00 «Методические рекомендации по составлению декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта».
  8. Приказ Ростехнадзора от 13.05.2015 N 188 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах"
  9. РД 03-496-02 «Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах».
  10. Руководство по безопасности «Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности», Москва, ЗАО НТЦ ПБ, 2014.
  11. "Разъяснения по вопросам идентификации и классификации опасных производственных объектов нефтегазодобывающего комплекса" (утв. Ростехнадзором).
  12. Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 сентября 2013 г. № 00-04-05/1541 «О Разъяснениях по вопросам идентификации и классификации участков транспортирования опасных веществ».

О НОВОМ ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ 1

М.В. ЛИСАНОВ, д-р техн. наук, В. В. СИМАКИН, канд. техн. наук (ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность»)

1 Порядок оформления декларации промышленной безопасности ОПО и перечень включаемых в нее сведений читайте в этом номере журнала.

Содержание

Декларирование промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО) одна из немногих отечественных процедур, правила проведения которой на законодательном уровне гармонизированы с международными документами (конвенция МОТ № 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий», конвенция ООН «О трансграничном воздействии промышленных аварий», директивы ЕС «Севезо» № 82/501/ЕЭС и № 96/82/ЕЭС и др.). В результате внедрения этой процедуры получена более точная оценка риска аварий на большинстве крупных промышленных предприятий, созданы основы нормативно-методической базы и появились организации и специалисты в области анализа риска и т.д. [ , ].

Основная цель декларирования промышленной безопасности - информирование (эксплуатирующей организацией или заказчиком проекта, застройщиком, владельцем объекта) исполнительных органов власти (в том числе надзорных органов), общества и населения о рисках крупных аварий и безопасности ОПО. Декларация промышленной безопасности (далее - декларация) регистрируется и рассматривается федеральным органом по промышленному надзору, который утверждает заключение независимой экспертизы декларации (тем самым повышается ответственность за объективность и достоверность представленных в декларации сведений).

Практика показывает, что эффективность декларирования промышленной безопасности существенно зависит от контроля этой процедуры, проводимого Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), особенно на стадии принятия решения об утверждении заключения экспертизы декларации, а также непосредственных заказчиков декларации - эксплуатирующих организаций или заказчиков проекта, в составе которого должна быть разработана декларация.

В целях совершенствования этой процедуры и в соответствии с планом Ростехнадзора в ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность» совместно с управлениями центрального аппарата Ростехнадзора разработан РД 03-14-2005 «Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений» (утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. № 893, зарегистрированным Минюстом России 17.01.06, регистрационный № 7375), введенный в действие вместо РД 03-315-99 . Необходимость разработки нового документа обусловлена рядом факторов:

расширением надзорных функций Ростехнадзора;

совершенствованием нормативной и методической базы в области безопасности и оценки риска аварий на ОПО;

уточнением процедурных элементов декларирования, требующих определения в рамках нормативного правового акта;

обновлением отдельных требований к оформлению декларации, исходя из накопленного опыта декларирования.

Мониторинг декларирования промышленной безопасности и анализ поступающих в Ростехнадзор деклараций и заключений экспертизы по ним, осуществляемый ФГУП «НТЦ «Промышленная безопасность», позволил в процессе разработки РД 03-14-2005 отредактировать требования к структуре и содержанию документа с точки зрения конкретизации отдельных положений и сокращения объема и дублирования представляемых сведений.

В соответствии с п. 16 РД 03-14-2005 структурные элементы декларации сохранились неизменными: она состоит из пяти основных разделов и двух обязательных приложений (расчетно-пояснительная записка и информационный лист), оформляемых отдельно от основной части декларации.

Ниже рассмотрены некоторые положения нового документа, по которым поступают вопросы от разработчиков деклараций и которые требуют, на наш взгляд, пояснений.

1. Уточнение критериев и обоснование обязательности декларирования

В случае если расстояние между двумя или несколькими ОПО, принадлежащими одной эксплуатирующей организации, менее 500 м, а количество опасного вещества на каждом из них менее установленного законом предельного, следует количество вещества суммировать и разрабатывать декларацию (при суммарном количестве выше предельного) для всей площадки с расположенными на ней ОПО.

Если ОПО находятся на расстоянии менее 500 м и принадлежат разным организациям, но объединены в единый технологический цикл, и сумма опасных веществ на них превышает установленные предельные значения, то каждый из них подлежит декларированию. Такие случаи характерны для крупных нефтехимических или металлургических предприятий, на территории которых могут располагаться объекты нескольких юридических лиц. Исходя из вышеизложенного, площадки насосных и компрессорных станций, относящиеся к ОПО магистрального трубопроводного транспорта и содержащие, как правило, опасные вещества в количестве менее предельного, должны быть продекларированы.

2. Уточнение или разработка вновь деклараций

В РД 03-14-2005 указано, что декларация уточняется путем внесения в нее частичных изменений в случае, если эти изменения связаны с техническими и (или) технологическими изменениями на ОПО, которые не влияют на условия безопасной эксплуатации и не увеличивают значения показателей риска аварии. Данные изменения прилагаются к декларации, согласовываются с управлением центрального аппарата Ростехнадзора, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности на декларируемом объекте, и не нуждаются в экспертизе промышленной безопасности.

Вопрос об уточнении декларации решается с учетом специфики объекта. Например, при замене насосных агрегатов на аналогичные по техническим характеристикам переработка декларации не требуется. Однако если при реконструкции объекта строится дополнительный резервуарный парк или лупинг, количество обращаемых опасных веществ в которых превышает пороговые значения, то для такого объекта с учетом изменений разрабатывается декларация в составе проектной документации. Для объектов нефтепродуктообеспечения - при замене заглубленных железобетонных резервуаров вертикальными стальными резервуарами, необходимо разрабатывать декларацию вновь в связи с различием факторов опасности, связанных с эксплуатацией и ремонтом указанных типов резервуаров.

Исходя из практики декларирования, рекомендуется эксплуатирующей организации согласовывать сроки уточнения декларации с территориальными органами или с центральным аппаратом Ростехнадзора.

Все изменения к действующей декларации в дальнейшем учитываются при разработке новой декларации, которая проходит экспертизу и рассмотрение в Ростехнадзоре в установленном порядке .

3. Представление деклараций

Согласно РД 03-14-2005 все декларации с заключением экспертизы по ней направляются для рассмотрения и регистрации в центральный аппарат Ростехнадзора. Например, декларации: объектов металлургической, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, нефтяной и газовой промышленности, газоснабжения - в управление по надзору за общепромышленными опасными объектами; складов взрывчатых материалов, объектов спецхимии и иных взрывопожароопасных и химически опасных объектов - в управление по надзору за взрывоопасными и химическими опасными производствами и объектами.

4. Сведения о компетентности организации и квалификации разработчиков

В целях ускорения прохождения деклараций в Ростехнадзоре в сведениях об организации-разработчике декларации необходимо представить (при наличии) данные о лицензии Ростехнадзора, аккредитации организации и аттестации в области экспертизы декларации. Указанное требование направлено на привлечение к разработке декларации наиболее квалифицированных специалистов.

5. Перечень сведений, включаемых в декларацию

В расчетно-пояснительной записке в целях устранения дублирования информации исключены сведения об исполнителях и разделы «Сведения об организации» и «Ситуационные планы».

Вместе с тем сведения об опасных веществах дополнены новой информацией - указываются вид опасного вещества и информация о воздействии поражающих факторов аварии на людей и окружающую среду (например, аварии с выбросом топливно-воздушной смеси, последующим взрывом и воздействием ударных волн на людей и объекты).

Для большей обоснованности выводов об уровне опасности декларируемого ОПО разработчик декларации обязан выявлять наиболее опасные составляющие (или производственные участки) на основе показателей риска.

6. Повышение требований к количественной оценке риска

В разделе 5 «Ситуационные планы» помимо зон действия поражающих факторов аварий необходимо представить распределение потенциального территориального риска гибели людей для тех объектов, аварии на которых сопровождаются выбросом токсичных, высокотоксичных и (или) воспламеняющихся веществ. К воспламеняющимся веществам следует относить метан, пропан, бутан и иные воспламеняющиеся газы в соответствии с приложением 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов ».

ущерб от возможных аварий следует оценивать в натуральных или денежных единицах с учетом прямых потерь имущества предприятия, затрат на ликвидацию аварии, социально-экономических потерь (затрат на компенсацию пострадавшим), косвенного ущерба (упущенной выгоды), экологического ущерба и потерь от выбытия трудовых ресурсов (для оценки ущерба рекомендуется использовать РД 03-496-02);

при оценке риска необходимо преимущественно использовать количественные методы. Количественные показатели риска аварии (частота возникновения аварии, вероятность поражения человека, индивидуальный, коллективный, социальный риск, ожидаемый ущерб и т.д.) определяются на основе объективных статистических данных, а также с использованием специальных количественных графоаналитических методов, методов имитационного моделирования, с помощью построения полей потенциального территориального риска (в соответствии с РД 03-418-01 , РД 03-357-00 , подробно см. сайт www.safety.fromru.com);

при отсутствии необходимых данных для количественной оценки риска допускается использование качественных показателей риска аварии, выраженных с использованием лингвистических оценок (например, «высокая», «низкая» вероятность). Полнота использования показателей риска аварии определяется уровнем методического обеспечения процедуры анализа риска для различных объектов с учетом их специфики.

Кроме того, раздел 3 «Выводы и предложения» должен включать сравнительный анализ рассчитанных показателей риска аварии на декларируемом объекте со среднестатистическими показателями риска техногенных происшествий и (или) критериями приемлемого риска. Этот анализ может быть основан на использовании официально публикуемых фоновых (среднестатистических) показателей риска [ , ].

При разработке декларации следует также обратить внимание на следующие новые требования:

на титульном листе не указывается регистрационный номер декларируемого объекта в государственном реестре для декларации, разрабатываемой в составе проектной документации;

ситуационные планы должны включать графическое отображение зон действия поражающих факторов для наиболее опасных по последствиям аварии составляющих и (или) производственных участков декларируемого объекта (например, для магистральных трубопроводов такими участками могут быть подводные переходы, участки с наибольшим объемом вытекшего вещества или участки с нарушениями минимальных безопасных расстояний по СНиП 2.05.06-85*);

информация об обеспечении требований промышленной безопасности на ОПО должна включать сведения о порядке действия сил и использовании средств эксплуатирующей организации, о взаимодействии с другими организациями по предупреждению, локализации и ликвидации аварий, в том числе для случая несанкционированного вмешательства в производственный процесс.

Выполнение установленных РД 03-14-2005 требований обязательно для деклараций промышленной безопасности, разрабатываемых вновь после вступления в силу приказа Ростехнадзора от 29 ноября 2005 г. № 893 (по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в Российской газете или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти).

Список литературы

1. Нормативно -правовое обеспечение декларирования промышленной безопасности опасных производственных объектов/ М.В. Лисанов, А.С. Печеркин, В.И. Сидоров и др. // Безопасность труда в промышленности. - 2000. - № 1. - С. 8 - 12.

2. Анализ риска: декларирование промышленной безопасности и техническое регулирование/ М.В. Лисанов, А.И. Гражданкин, А.В. Савина, В.В. Симакин// Об опыте декларирования промышленной безопасности. Оценка риска аварий на опасных производственных объектах. Тез. докл.: Сборник. - М., 2005. - С. 6 - 9.

3. РД 03-315-99 . Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней (утверждено постановлением Госгортехнадзора России от 07.09.99 № 66, зарегистрированным Минюстом России 07.10.99, регистрационный № 1926) с изм. № 1 [РДИ 03-394(315)-00] (утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 27.10.2000 № 62, зарегистрированным Минюстом России 30.11.2000, регистрационный № 2477).

4. ПБ 03-314-99 . Правила экспертизы декларации промышленной безопасности, утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 07.09.99 № 65, зарегистрированным Минюстом России 01.10.99, регистрационный № 1920) с изм. № 1 [ПБИ 03-393(314)-00] (утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 27.10.2000 № 61, зарегистрированным Минюстом России 30.11.2000, регистрационный № 2476).

5. Характерные ошибки анализа риска аварий при декларировании промышленной безопасности/ А.И. Гражданкин, М.В. Лисанов, А.С. Печеркин, В.И. Сидоров // Безопасность труда в промышленности. - 2004. - № 10. - С. 6 - 12.

6. Количественная оценка риска аварий на объектах хранения нефтепродуктов/А.В. Пчельников, М.В. Лисанов, В.В. C имакин и др. // Технологии ТЭК. - 2004. - № 4. - С. 72 - 75.

(Журнал «Безопасность труда в промышленности» вып. 3/2006)



mob_info