Что дает экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза. Справка. Каков порядок проведения общественной экологической экспертизы

1. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

3. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.

4. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в и настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.

(см. текст в предыдущей редакции)

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.

(см. текст в предыдущей редакции)

Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:

доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

(см. текст в предыдущей редакции)

реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

Истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным.

Заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный экологический надзор (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, - кредитным организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

8. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. (Статья 1 Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 года) .

В соответствии с ФЗ "О внесении изменений в градостроительный кодекс и другие нормативные акты" от 18 декабря 2006 года, экологическая экспертиза - это установление соответствия документов или документации , обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, установленным техническим регламентам и законодательству в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Закон "Об экологической экспертизе" определяет основные принципы проведения экологической экспертизы: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду; независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий; научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы; гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения; ответственность участников экологической экспертизы за ее качество.

Целями экологической экспертизы являются:

1. Определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды.
2. Определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности.
3. Определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности.
4. Обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала

ФЗ "Об экологической экспертизе" различает 2 вида экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

Законодательство предусматривает целый ряд проектов, для которых проведение государственной экологической экспертизы является обязательным.

В частности, обязательной государственной экологической экспертизе , проводимой на федеральном уровне, подлежат:
1. Проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.
2. Материалы, подлежащие утверждению федеральными органами исполнительной власти и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации.
3. Технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации.
4. Технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств.
5. Материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации.
6. Проекты международных договоров.
7. Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий.
8. Проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации и целый ряд других проектов.
Перечень объектов государственной экологической экспертизы постоянно расширяется.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями).

Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев.

В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты , по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники его территориальных органов.

Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы . Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.
В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

Экологическая экспертиза - что это такое?

Экологическая экспертиза

В последнее время во всем цивилизованном мире все больше внимания уделяется вопросам эффективности экологического контроля и управления, где важное место занимает соблюдение природоохранных норм и правил на всех стадиях реализации того или иного проекта. Не вызывает сомнений, что основные принципы деятельности, базовые технические и технологические решения нужно выбирать и принимать еще на стадии подготовки предпроектной и проектной документации. Именно на этой стадии важно оценить будущее воздействие намечаемой деятельности на окружающую природную среду и заложить условия максимального снижения отрицательных аспектов этого воздействия.

Основные принципы проведения экологической экспертизы:

  • презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  • комплексность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду;
  • независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий;
  • научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
  • гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
  • ответственность участников экологической экспертизы за ее качество.

В настоящее время в России государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы является «Отдел экологической экспертизы» «Росгостехнадзора» и его территориальные органы, имеющие исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы.

По инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также органов местного самоуправления может проводиться общественная экологическая экспертиза. Возможность проведения такой экспертизы должна быть зафиксирована в Уставе инициатора экологической экспертизы.

Цели экологической экспертизы:

  • определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды;
  • определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности;
  • определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности;
  • обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала.

Объекты экологической экспертизы.
К объектам обязательной экологической экспертизы федерального уровня относятся:

  • проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным для окружающей среды последствиям;
  • проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;
  • проекты генеральных планов развития территорий, проекты создания свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
  • проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в т.ч. промышленности;
  • проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Россия, и федеральных инвестиционных программ;
  • обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду;
  • технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности, независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности;
  • документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства; проекты международных договоров и др.

Экологическая экспертиза регулируется законом "Об экологической экспертизе" 2007 года и многочисленными внесениями изменений и уточнений в 2008 г. Государственная экологическая экспертиза проводится «Отделом экологической экспертизы» «Росгостехнадзора». Существуют так же частные экологические организации, действующие на основе лицензий, выданных «Отделом экологической экспертизы» «Росгостехнадзора». При ее отсутствии проводить экологическую экспертизу организации не имеют права, заключение, выдаваемое такими организациями, не имеют никакой силы.

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 30 дней после получения документа, подтверждающего ее оплату. Срок проведения определяется в зависимости от сложности объекта, экологической опасности намечаемой деятельности, природных особенностей территории, экологической ситуации в районе намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Продолжительность проведения экологической экспертизы для сложных объектов не должна превышать 6 месяцев.

Для проведения государственной экологической экспертизы создается экспертная комиссия, руководитель и члены которой являются высококвалифицированными специалистами по предоставленным на рассмотрение вопросам, относящимся к компетенции государственных природоохранных органов. Эксперты государственной экологической экспертизы не могут быть представителями заказчика или разработчика рассматриваемых материалов, а также гражданами, состоящими в трудовых или иных договорных отношениях с заказчиком или разработчиком.

В случаях, когда при проведении государственной экологической экспертизы федерального уровня затрагиваются интересы субъектов РФ, в состав экспертной комиссии включаются эксперты по представлениям соответствующих территориальных органов Госкомэкологии России. Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экспертизу, также имеют право участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в обсуждении.

В процессе работы экспертной комиссии проводится организационное заседание, на котором заслушивается доклад разработчиков представленных на экспертизу материалов, определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп, утверждается календарный план работы экспертной комиссии. В дальнейшем, на основании работы с представленными на экспертизу материалами, подготавливаются индивидуальные экспертные заключения, которые обсуждаются экспертами на заседаниях групп, после чего формируются в групповые заключения. Руководитель экспертной комиссии и ее ответственный секретарь, как правило, - штатный сотрудник «Отдела экологической экспертизы» «Росгостехнадзора» России, на основании групповых заключений готовят проект сводного заключения. Все заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются руководителем и ответственным секретарем. При необходимости в ходе работы экспертной комиссии организуется выезд группы на место предполагаемой реализации объекта экспертизы.

Результатом работы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы является сводное заключение, содержащее следующие основные разделы: перечень и краткое содержание представленных на экспертизу материалов, замечания и предложения, основанные на анализе и экспертной оценке представленных материалов, а также выводы и рекомендации экспертной комиссии о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта экспертизы

Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение - одно из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы. Оно имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Заключение государственной экологической экспертизы должно быть одобрено квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии и подписано всеми ее членами. В случае несогласия отдельных экспертов с выводами сводного заключения готовят "особое мнение", которое в виде краткой записки прикладывается к сводному заключению и является его неотъемлемой частью.

Заключение приобретает статус Заключения государственной экологической экспертизы только после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Заключение утрачивает юридическую силу при внесении изменений в проектную и иную документацию после получения положительного решения, а также при реализации объекта экспертизы с отклонениями от документации, прошедшей экспертизу. Заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено только в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В заключение нужно отметить, что оценка риска возникновения неблагоприятных экологических последствий от реализации намечаемой деятельности, поиск компромиссных решений на стадии, когда объект еще не реализован, гораздо более эффективны, чем действия в неблагоприятных ситуациях, уже сложившихся из-за неправильно принятых решений, и является главной сутью проведения качественной экологической экспертизы .

Термин "общественная экологическая экспертиза" впервые стал использоваться в конце 80-х гг. прошлого столетия. Первоначально понятие трактовалось в очень широком смысле. В настоящее время термин закреплен на законодательном уровне. Рассмотрим далее, что собой представляет общественная экологическая экспертиза, кем проводится и при каких условиях.

Общие сведения

Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных объединений. Инициаторами процедуры могут стать органы территориальной власти. В качестве исполнителей выступают общественные организации, основное направление деятельности которых - охрана природы.

Цель

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится для предотвращения неблагоприятного воздействия предполагаемой деятельности объекта на окружающую среду, социально-экономических и прочих последствий, связанных с ней.

Указанные цели достигаются посредством оценки выполнения предписаний законодательства, соблюдения требований к разработке проектной документации. В ходе общественной экологической экспертизы проводится анализ качества прогноза воздействия на окружающую среду.

Права инициаторов проверки

Они закреплены в 19 статье ФЗ № 174. В соответствии с нормой, граждане и объединения вправе:

  1. Формулировать и направлять в уполномоченные органы предложения об организации общественной экологической оценки.
  2. Получать сведения о проведении экспертизы.
  3. Осуществлять другие действия, связанные с экологической проверкой, не противоречащие действующему законодательству.

Права исполнителей

Организации, осуществляющие экспертизу, вправе:

  1. Получать документацию, подлежащую проверке, от заказчика.
  2. Знакомиться с нормативно-техническими документами.
  3. В статусе наблюдателей участвовать в заседаниях комиссий государственной экспертизы, в обсуждении заключений, составленных по результатам общественной проверки.

Условия проведения

Общественная экологическая экспертиза проводится после госрегистрации заявления от инициаторов. При поступлении заявки на проверку одного объекта от двух и более общественных объединений может создаваться одна комиссия.

Орган территориальной власти в семидневный срок с даты поступления заявки должен ее зарегистрировать либо отказать в этом. Если в установленный срок не было отказано в регистрации, заявление признается зарегистрированным.

Оформление заявки

В заявлении общественных объединений указываются следующие сведения:

  1. Наименование.
  2. Адрес (юридический/места нахождения).
  3. Вид деятельности, определенный уставом.
  4. Состав экспертной комиссии.
  5. Характеристика объекта экспертизы.
  6. Сроки проведения проверки.

Отказ в регистрации заявления

Он допускается только в случаях, закрепленных 24 статьей ФЗ № 174. Перечень оснований, приведенный в норме, считается закрытым. Отказ в регистрации заявления допускается, если:

  1. Общественная экологическая экспертиза проводится в отношении объекта, ранее уже проверенного дважды.
  2. Общественное объединение не зарегистрировано по правилам, закрепленным законодательством. Речь идет об отсутствии госрегистрации в статусе юрлица на день обращения.
  3. Устав объединения не соответствует положениям, закрепленным 20 статьей ФЗ № 174.
  4. Не выполнены требования к содержанию заявки, предусмотренные ст. 23 Закона.

Общественная экологическая экспертиза объекта не может проводиться, если сведения о нем составляют тайну, охраняемую законом (государственную, коммерческую и пр.).

Незаконный отказ должностных лиц местных структур власти в госрегистрации заявления влечет ответственность, согласно нормам законодательства.

Объекты

На федеральном и региональном уровнях общественная экологическая экспертиза проводится только в отношении :

  1. Проектов нормативно-технической и инструктивно-методической документации в сфере охраны природы, утверждаемой органами госвласти РФ.
  2. Материалов обоснования лицензий на ведение деятельности отдельных видов, негативно влияющих на состояние окружающей среды, в соответствии с нормами, регламентирующими использование атомной энергии.
  3. Проектов целевых программ, в рамках которых предусмотрены строительство и эксплуатация объектов, оказывающих воздействие на природу, в части их размещения.
  4. Материалов комплексной экологической проверки участков местности, обосновывающих наделение этих территорий статусом особо охраняемых зон, зон экологического бедствия либо экологической ситуации чрезвычайного характера.
  5. Проектов соглашений о разделе продукции.
  6. Материалов, обосновывающих преобразование природного заповедника в национальный парк.

Проверке также подвергается проектная документация:

  • по реконструкции, строительству объектов на особо охраняемых территориях, в том числе относящихся к сфере обороны и безопасности, особо опасных, уникальных, технически сложных объектов;
  • объектов, предназначенных для обезвреживания/размещения отходов 1-5 кл. опасности, в том числе по выводу их из эксплуатации;
  • рекультивации почвы, нарушенной при размещении отходов указанных выше классов, а также земель, не предназначенных для их размещения, но использованных в этих целях;
  • по ликвидации выработок с использованием производственных отходов черной металлургии 4-5 кл. опасности.

Нюансы

Если объект ранее получил положительное заключение, в случаях:

  1. Доработки данного объекта с учетом замечаний комиссии.
  2. Реализации с отступлением от документации или при внесении в нее изменений.
  3. Окончания срока действия заключения, выданного ранее.

Специфика проведения

Общественная экологическая экспертиза проводится до организации государственной проверки либо одновременно с ней. Соответствующее положение закрепляет 1 часть 22 статьи ФЗ № 174.

Во 2 части этой же нормы, однако, предусмотрено, что общественная экологическая экспертиза проводится независимо от государственной проверки в отношении тех же объектов.

Согласно ч. 4 ст. 22, на экспертов, осуществляющих оценку объектов, распространяются требования, закрепленные п. 2 и п. 5 16 статьи ФЗ № 174.

Экспертное заключение

Этот документ направляется:

  • в федеральный/региональный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную проверку;
  • заказчику документации;
  • структурам, принимающим решения о реализации объектов экспертизы;
  • местным органам власти;
  • иным заинтересованным лицам.

Экспертное заключение приобретает силу после его утверждения органом региональной или федеральной исполнительной власти. Оно учитывается при выполнении государственной проверки, если общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении этого же объекта до даты завершения госэкспертизы.

При придании заключению силы на членов комиссии и руководителя распространяются требования, закрепленные статьями 30-34 ФЗ № 174.

Требования к экспертам

Общественная экологическая экспертиза проводится специалистами, обладающими практическими/научными знаниями по рассматриваемой проблеме. Субъекты привлекаются в соответствии с 15 статьей ФЗ № 174.

Экспертом не может являться:

  • Представитель заказчика/разработчика документов, являющихся объектом проверки.
  • Гражданин, находящийся в трудовых либо других договорных отношениях с разработчиком/заказчиком документации.

Права эксперта

Специалисты, привлекаемые к проведению экспертизы, вправе:

  1. Заявлять федеральному или региональному госоргану о необходимости предоставления заказчиком дополнительной документации для обеспечения объективной и всесторонней оценки объекта.
  2. Формулировать особое мнение в отношении проверяемого объекта. Оно составляется в письменной форме и прилагается к экспертному заключению.

Обязанности специалиста

Эксперт должен:

  1. Выполнять полный, всесторонний, комплексный и объективный анализ материалов, применяя передовые научно-технические достижения.
  2. Определять соответствие документации нормативным и нормативно-техническим актам, принятым на региональном и федеральном уровнях в сфере охраны природы, давать заключения по ней.
  3. Выполнять предписания законодательства, регламентирующего проведение экспертизы.
  4. Соблюдать сроки и порядок выполнения проверки, установленные федеральным исполнительным органом.
  5. Обеспечивать обоснованность и объективность выводов, сформулированных в экспертном заключении.
  6. Участвовать в подготовке обоснований учета заключений общественной экспертизы, аргументированных предложений, поступивших от общественных объединений и граждан, по экологическим аспектам деятельности, подлежащей экспертизе.
  7. Обеспечивать сохранность документации и других материалов, конфиденциальность информации, представленной на проверку.

Примеры результатов общественных экспертиз

В 1996 г. по инициативе жителей п. Коренево была проведена проверка проекта рекультивации затопленного карьера. Используя результаты экспертизы, гражданам удалось в суде отменить решение о землеотводе и не допустить превращения карьера в место размещения отходов.

В том же 1996 г. в г. Сергиевом Посаде было отменено решение о возведении завода по переработке ракетного топлива. Вместе с общественной экспертизой в городе собирались подписи местных жителей против реализации проекта, велась активная кампания в СМИ.

В 1997 г. в г. Троицке местная дума, приняв во внимание мнение населения и рассмотрев заключение общественной экспертизы, отменила ряд решений, допускавших строительство в городе мусороперерабатывающего завода. В процессе экспертизы были организованы слушания, в которых участвовали депутаты и члены комиссии. Заключение было направлено в Минздрав, который сформировал собственную комиссию. По ее решению проект строительства завода был заблокирован.

Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.

Российское законодательство уделяет повышенное внимание правовому регулированию экспертной деятельности в области охраны окружающей среды. В специальной литературе наиболее подробно исследованы такие значимые ее виды, как оценка воздействия на окружающую среду и государственная экологическая экспертиза. Существуют и другие виды экспертной деятельности, урегулированные нормами права и широко применяемые в сфере охраны окружающей среды.

К ним относятся:

  • экспертиза строительной пред проектной и проектной документации, охватывающая государственную экспертизу промышленной безопасности и рационального использования недр, государственную экспертизу в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, проводимую МЧС России, и государственную экспертизу использования и охраны водных объектов и недр (МПР России); экспертиза научно-исследовательских работ, проектно-сметной документации;
  • комплексные экологические обследования территорий для придания им статуса особо охраняемых природных территорий, зоны чрезвычайной экологической ситуации или зоны экологического бедствия, почвенные, геоботанические обследования и изыскания при проведении землеустройства;
  • испытания, в том числе регистрационные (пестицидов и агрохимикатов);
  • исследования (лекарственных средств, пищевых продуктов, токсико-гигиенические и эколого-токсикологические исследования опасных химических и биологических веществ);
  • санитарно-эпидемиологические и санитарно-гигиенические заключения;
  • расследования, например, санитарно-эпидемиологические расследования причин возникновения инфекционных заболеваний.

Общими чертами всех указанных процедур являются:

  • их проведение уполномоченным на то органом в области экологического управления, контроля или надзора либо иными специально уполномоченными субъектами;
  • указание на необходимость или возможность экспертизы в законе, т.е. ее обязательность или добровольность;
  • урегулированность перечня объектов, документов, необходимых для начала процедуры и собственно процедуры;
  • оформление результатов в строго определенной форме;
  • обязывающий характер заключения;
  • предусмотренное в законе возможности обжалования результатов заключения в административном или судебном порядке;
  • платность;
  • ответственность органов и лиц, осуществляющих экспертно-экологическую деятельность.

Все перечисленные выше виды экспертной деятельности следует отличать от процессуальных экспертиз, проводимых в отношении конкретных фактов, обстоятельств, процессов, действий лиц, например, в рамках расследования уголовного дела, т.е. криминалистических, ихтиологических и иных экспертиз и заключений специалистов в уголовном процессе, которые имеют иное правовое значение. Порядок проведения экспертиз регламентируется различными правовыми актами, хотя с точки зрения методов, приемов, способов их проведения экспертизы могут быть сходными, если не идентичными.

Отношения, возникающие в области экологической экспертизы, регулируются нормами Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», который направлен на реализацию конституционною права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.

Предусмотрены следующие виды экологических экспертиз.

В зависимости от субъекта организации и проведения:

  • государственная (объектов федерального уровня и объектов регионального уровня);
  • общественная.

В зависимости от времени и процедуры:

  • первоначальная;
  • повторная.

В зависимости от результатов:

  • положительная;
  • отрицательная.

Государственная экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Она организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом) в области экологической экспертизы на федеральном и региональном уровнях.

В юридическом и природоохранительном плане важно выделить, что государственная экологическая экспертиза:

  • выполняет функции предупредительного контроля;
  • служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований;
  • является правовой гарантией реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду;
  • является средством учета общественного мнения при принятии экологически значимых решений;
  • результаты экспертизы могут быть использованы в качестве доказательств при судебном рассмотрении дел.

Объекты экологической экспертизы подразделяются на две группы - федерального уровня и уровня субъектов РФ. Формально-юридическим критерием разграничения этих групп является утверждение документации и проектов деятельности Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти. Экологическим критерием служат: потенциальная возможность воздействия реализуемого объекта на окружающую среду сопредельных с Россией государств или двух и более субъектов РФ;

использование или воздействие на природные ресурсы федерального значения, относящиеся к федеральной собственности, в том числе на особо охраняемые природные территории федерального значения. Государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты (документация и материалы).

Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат : (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ) «Об экологической экспертизе»

  1. проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
  2. проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  3. проекты соглашений о разделе продукции;
  4. материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности») (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти (пл. 4 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 309-Ф3);
  5. проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
  6. материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
  7. объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральных законах от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
    • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пп. 7.1 введен Федеральным законом от 16 мая 2008 г. № 75-ФЗ);
    • проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности;
  8. объект государственной экологической экспертизы, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
    • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы:
    • внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня (в ред. Федерального закона «Об экологической экспертизе»). Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются:

  1. проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  2. проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  3. материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) (пп. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЭ);
  4. материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
    • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пп. 4.1 введен Федеральным законом от 16.05.2008 № 75-ФЗ);
  5. объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
    • доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
    • реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
    • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
    • внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:

  • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы;
  • комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
  • обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  • достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  • независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  • научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  • гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
  • ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза (том числе повторная) проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям Федерального закона «Об экологической экспертизе», установленному порядку ее проведения 1 Регламент проведения государственной экологической экспертизы утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 17 июня 1997 г. № 280. .

Экспертиза проводится при выполнении заказчиком двух необходимых условий:

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии наличия в составе представляемых материалов:

  • документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы опенки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
  • положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления;
  • заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
  • материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Начало срока ее проведения назначается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта, но не должен превышать 6 месяцев.

Государственный орган, уполномоченный на организацию и проведение экспертизы, обязан:

  • начать ее не позднее чем через месяц после выполнения заказчиком указанных условий;
  • создать экспертную комиссию, как правило, из внештатных экспертов, являющихся крупными специалистами или известными учеными в соответствующей области;
  • утвердить персональный состав комиссии, ее руководителя и секретаря;
  • организовать получение экспертами всех необходимых материалов заседания экспертной комиссии, подготовку сводного заключения.

Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы к ее проведению по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.

Общий порядок проведения государственной экологической экспертизы детализируется путем определения прав и обязанностей экспертов и указания в законе их гарантий.

К числу прав эксперта относятся права на:

  • ознакомление со всеми материалами;
  • получение дополнительной информации для всесторонней и объективной опенки объектов государственной экологической экспертизы;
  • оплату труда;
  • особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.

Эксперт обязан:

  • осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники и предоставлять заключения по таким материалам;
  • соблюдать требования законодательства РФ об экологической экспертизе и законодательства субъектов РФ об экологической экспертизе;
  • соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы;
  • обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;
  • участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
  • обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

Несмотря на высокий уровень конкретизированности норм, регулирующих права и обязанности экспертов, ряд практически важных вопросов вызывает затруднения, а отсутствие их законодательного решения - сложные правовые и этические проблемы. Например, распространяется ли требование конфиденциальности на информацию о том, что один из членов экспертной комиссии сформулировал и оформил особое мнение, имеет ли он право, разглашая содержание материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу, довести до сведения общественности или хотя бы узкого круга специалистов факт высказанного им особого мнения либо представить его в качестве одного из документов при судебном обжаловании результатов экспертизы? Распространяется ли требование конфиденциальности на законопроекты, поступившие на экологическую экспертизу? Что важнее - требование конфиденциальности или возможное нарушение конституционных экологических прав человека?

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, которая по результатам ее проведения выносит соответствующее заключение.

Экспертная комиссия определяет:

  • соответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей среды;
  • полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации;
  • достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности и сохранению природного потенциала.

В процессе работы экспертной комиссии:

  • проводится организационное заседание экспертной комиссии, на котором определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их создании), выдаются задания экспертам и утверждается календарный план работы экспертной комиссии;
  • подготавливаются индивидуальные и групповые (при наличии экспертных групп) экспертные заключения, которые передаются ответственному секретарю экспертной комиссии;
  • составляется руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии проект сводного заключения экспертной комиссии на основании индивидуальных и групповых экспертных заключений:
  • обсуждается проект заключения экспертной комиссии на заседаниях экспертной комиссии.

Заключение - это официальный, юридически значимый документ, результат коллективного труда экспертов. Заключением является документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Заключение считается одобренным, если с его выводами согласно квалифицированное большинство списочного состава экспертной комиссии. Оно подписывается руководителем, ответственным секретарем и всеми членами комиссии, но приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы только после утверждения его специально уполномоченным органом в области проведения экологической экспертизы. Заключение может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение является обязательным условием финансирования и реализации объекта экспертизы и действует в течение срока, определенного специально уполномоченным органом. Правовым последствием отрицательного заключения является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, имеют право:

  • получать от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, организующего ее проведение, информацию о сроках проведения экологической экспертизы, затрагивающей интересы этих заказчиков;
  • получать для ознакомления от федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, организующего ее проведение, нормативно-технические и инструктивно-методические документы о проведении государственной экологической экспертизы;
  • обращаться в федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы, организующий ее проведение, с требованиями устранения нарушений установленного порядка проведения государственной экологической экспертизы;
  • представлять пояснения, замечания, предложения в письменной или устной форме относительно объектов государственной экологической экспертизы;
  • оспаривать заключения государственной экологической экспертизы в судебном порядке;
  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного умышленным нарушением законодательства РФ об экологической экспертизе.

Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны:

  • представлять на экологическую экспертизу документацию, в том числе на повторное проведение экспертизы;
  • оплачивать проведение государственной экологической экспертизы;
  • передавать федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы и общественным организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экспертизы;
  • осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение;
  • передавать данные о выводах заключения государственной экологической экспертизы в банковские организации для открытия финансирования реализации объекта экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в установленном порядке. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Она может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении. Орган местного самоуправления в 7-дневный срок со дня подачи заявления о ее проведении обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации.

Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, имеют право:

  • получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе;
  • знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
  • участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

В целях реализации Федерального закона «Об экологической экспертизе» в части установления единых правил организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и определения основных положений проведения оценки воздействия на окружающую среду в РФ был издан приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».

Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. Целью проведения опенки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

При проведении данной оценки заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной и достоверной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов и оценок. Специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды предоставляют имеющуюся в их распоряжении информацию по экологическому состоянию территорий и воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду заказчику (исполнителю) для проведения оценки воздействия на окружающую среду. Степень детализации и полноты проведения оценки определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.

Основными этапами проведения оценки воздействия на окружающую среду являются:

  • уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду;
  • проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке такого воздействия;
  • подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:

  • информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;
  • выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
  • решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

Результаты оценки воздействия на окружающую среду документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу, а также используемой в процессе принятия иных управленческих решений, относящихся к данной деятельности.

Ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе установлена Федеральным законом «Об экологической экспертизе». В нем перечислены виды нарушений, сгруппированные по субъекту. Они представляют собой действия или бездействие разного характера (экологические, должностные, финансовые), которые могут квалифицироваться по различным статьям УК РФ и КоАП РФ.

Заказчик и заинтересованные лица могут быть привлечены к ответственности:

  • за непредставление документации на экологическую экспертизу;
  • за фальсификацию материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о ее результатах;
  • за принуждение эксперта к подготовке заведомо ложного заключения, создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
  • за уклонение от представления уполномоченным государственным органам или общественным организациям и производящим экологическую экспертизу необходимых материалов, сведений и данных;
  • за реализацию объекта без положительного заключения экспертизы.

Руководители экспертных комиссий и их члены могут быть привлечены к ответственности:

  • за нарушение требований законодательства об экологической экспертизе, об охране окружающей среды, стандартов и иных нормативно-технических документов;
  • за необоснованность и фальсификацию выводов заключения экспертизы, сокрытие сведений.

Кроме того, должностные лица государственных органов исполнительной власти, органов федерального надзора и контроля органов местного самоуправления могут привлекаться к ответственности за фальсификацию сведений и данных о результатах проведения экспертизы, за выдачу разрешений на специальное природопользование или на осуществление иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.



mob_info