Административные обязанности граждан российской федерации. Права и обязанности граждан Российской Федерации в административно-правовой сфере. Гарантии прав и свобод граждан РФ

Обязанности граждан, закрепленные нормами административного права

Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России ("Права и свободы человека и гражданина"). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей. Обязанности - мера общественного необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования.

Равенство обязанностей. Этот принцип, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касается каждого гражданина России и непосредственно связан с равенством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан. Однако в России проживает много лиц, не являющихся гражданами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.)

Конституция закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые:

имеют всеобщий характер,

не зависят от конкретного правового статуса лица,

закрепляются на высшем, конституционном уровне.

В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования -- ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Таким образом, основные обязанности -- это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Однако, обязанностей этих не так много, как может показаться на первый взгляд. Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

Cоблюдение Конституции и законов. Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции России. По сути, она распространяется и на лиц не являющихся гражданами РФ, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений.
Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией Российской Федерации и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Уважение прав и свобод других лиц. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях. В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.

Получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей. Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

Забота о памятниках истории и культуры Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.
Помимо Конституции данное обязательство закреплено также и в Основах законодательства Российской Федерации о культуре 1992 г. В Указе Президента РФ от 20 февраля 1995 г. Закреплен перечень, охраняемых объектов культурного и исторического наследия.

Уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Cохранение природы и окружающей среды. Исполнение данного предписания выгодно не только государству, от степени состояния окружающей среды зависит жизнь всех людей, поэтому сохранение природы должно быть не волей государства, навязанной нам при помощи Конституции: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (ст.58), а актом самосознания того, что мы все зависим от окружающей среды. И должны сами стимулируемые инстинктом самосохранения оберегать ее от загрязнения. Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Защита Отечества. Конституция РФ объявляет защиту Отечества "долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации. Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности. Федеральный закон "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (ст. 8).Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Закон о воинской обязанности и военной службе от 11 февраля 1993 г. установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность. Указом Президента РФ от 25 января 1996 г. отдельным представителям талантливой молодежи (до 500 человек ежегодно) предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу.

Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. В этих, а также в иных установленных законом случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Такое правило закреплено не только в Конституции РФ, но и в конституциях и законах многих стран (Франция, Италия, Германия и др.). Альтернативная служба может осуществляться в медицинских и других учреждениях, о чем должен быть принят федеральный закон. Отсутствие закона, который бы определял условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, создает препятствия для полного осуществления гражданами их конституционного права, прежде всего, применительно к случаям, которые согласно ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации должны устанавливаться именно в нем.

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, существует и предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ч.5 ст.13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Административно-правовой статус граждан

Государственное управление (ГУ) - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу...

Административно-правовой статус граждан в РФ

Административные права граждан - это закрепленные нормативными правовыми актами дозволения совершать определенные действия, вести себя в определенных рамках...

Административно-правовой статус гражданина России

административный правовой гражданин юридический Основные права, свободы и обязанности граждан определены Конституцией, конституциями республик в составе России, российским законом о гражданстве...

Административно-правовой статус общественных объединений

Административное право

Гражданин - приоритетный субъект административного права. Ибо смысл и содержание деятельности законодательной и исполнительной власти является обеспечение прав и свобод гражданина...

Класифікаційна характеристика норм права

Право і мораль виникають внаслідок обєктивного розвитку суспільства. Ці системи нормативні, тобто дають певні стійкі правила поведінки людей, але виникають в різний час, по-різному і через різні причини. Мораль зявляється раніше...

Конституционно-правовой статус человека и гражданина

На территории страны или же в стране в целом при наличии массовых общественных беспорядков или при локальных кон-фликтах актом главы государства или правительства может быть введено военное, осадное или чрезвычайное положение...

Конституционные права и обязанности граждан

Реализация прав человека в социально-правовом государстве

Обязанности - мера общественного необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования. В Конституции закреплено, что все граждане Украины...

Ретроспективный взгляд на Сталинскую Конституцию

Новый Основной закон серьезно расширял общедемократические права граждан. Впервые в практике российского законодательства конституционно признавалась неприкосновенность личности в статье 127. К прежнему набору традиционных прав и свобод...

Трудо-правовой статус иностранных граждан, работающих в Российской Федерации

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства определяется ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 28.12...

Экологические обязанности и права граждан и общественных экологических организаций и движений

Экологические права и обязанности граждан - один из важнейших институтов экологического права. Центральное место среди принципов экологического права, занимает приоритет охраны жизни и здоровья человека...

Административные права граждан – это закрепленные нормативными правовыми актами дозволения совершать определенные действия, вести себя в определенных рамках, требовать от органов государства и их должностных лиц определенных действий для содействия в реализации прав граждан или воздерживаться от создания препятствий для реализации этих прав.

Виды прав и обязанностей. Права и обязанности могут быть классифицированы по разным основаниям. По связанности с конституционным статусом, по степени возможности реализации прав и свобод (абсолютные и относительные), по характеру (политические, социально-экономические, личные).

По связанности с конституционным статусом права и обязанности можно разделить на следующие группы:

- конституционные (закреплены в Конституции РФ, но их реализация связана с исполнительной властью или осуществляется в области государственного управления) - право на труд, отдых, на образование, свобода передвижения, выбор места жительства и др.;

- вытекающие из Конституции , но непосредственно связанные с самой сущностью исполнительной власти (право на информацию, на участие в государственном управлении, на государственную службу, на обращения в органы государства и др.);

Права, предусмотренные непосредственно нормами административного права и не связанные непосредственно с конституционным статусом (права лица, привлекаемого к ответственности, право на изменение записи в актах гражданского состояния и т.п.).

Права можно классифицировать по иным критериям: по отраслям, по степени связанности органа исполнительной власти при осуществлении права граждан (имеет или не имеет орган свободы усмотрения – например, Д.Н. Бахрах называет права абсолютными и относительными).

Бахрах Д.Н. выделяет шесть степеней связанности гражданина при реализации прав и свобод:

Полная свобода;

Свобода, связанная с обязанностью уведомления;

Свобода, связанная с обязанностью регистрироваться;

Свобода, связанная обязанностью получить разрешение;

Ограниченная дискреционными полномочиями органа;

Полная несвобода.

Обязанности граждан по административному праву могут быть классифицированы по таким же основаниям.

Основные права граждан по административному праву:

- Право граждан на участие в управлении (ст. 32 Конституции РФ) – например, право участвовать в работе органов непосредственно и опосредованно, через представителей.

Право на проведение публичных мероприятий (митингов, демонстраций, уличных шествий) регулируется ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Данным правом обладают граждане России. Организатором демонстраций, шествий и пикетирования могут быть граждане с18 лет, митингов и собраний – с 16 лет. Организаторами могут быть также объединения граждан (группа граждан, партии, общественные и религиозные объединения, отделения и структурные подразделения).


В соответствии с принципами правового государства основные конституционные права граждан должны осуществляться не в разрешительном, а в уведомительном порядке.

Однако имеется ряд требований для реализации данного права. Например, при проведении мероприятий должен соблюдаться общественный порядок. Письменное уведомление подается в орган исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. По требованию представителей органов власти публичное мероприятие может быть запрещено:

Если не было подано заявление (уведомление) о его проведении;

Если нарушен порядок его проведения;

Если возникла опасность для жизни и здоровья граждан;

Если нарушен общественный порядок.

Право граждан на свободу и личную неприкосновенность закреплено в ст. 22 Конституции РФ. Это право может быть ограничено в отношении лиц, совершивших правонарушение. До судебного решения гражданин может быть задержан на срок до 48 час. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. это положение распространяется и на административное задержание. Применение мер административного принуждения детально урегулировано в КоАП РФ, т.к. ограничение прав граждан в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть осуществлено федеральным законом.

Право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства закрепляет ст. 27 Конституции РФ (вместо прописки в РФ введен институт регистрации по месту жительства или пребывания).

Право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц предусмотрено ст. 53 Конституции РФ.

Ст. 16 ГК РФ содержит общие положения об имущественной ответственности публичных субъектов.

Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 18) устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Это в полной мере относится и к сфере государственного управления. Административно-правовой статус граждан в сфере государственного управления все в большей мере регулируется не как это было в СССР ведомственными актами, а законодательством. В современных условиях он становится по содержанию значительно полнее, богаче, разнообразнее, расширяется диапазон его регулирования во многих сферах экономической, политической, социальной жизни.

В теории административного права деление прав и обязанностей, вытекающих из норм административного права, осуществляется по различным критериям*(52).

Так, права и обязанности граждан в сфере административного права делятся на абсолютные и относительные. Абсолютными считаются такие права, реализация которых зависит только от волеизъявления гражданина. Относительными являются такие права, реализация которых зависит не только от волеизъявления гражданина, но также от наличия фактических возможностей для их осуществления.

К абсолютным относятся такие права, как право граждан участвовать в управлении государством непосредственно и через своих представителей; право граждан на объединение; право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право граждан обращаться (направлять жалобы) лично, а также направлять коллективные обращения (жалобы) в государственные органы; право на передвижение; право свободно получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами и др.

В число относительных необходимо включать, например, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, право граждан на поступление в высшее учебное заведение, право на вождение транспортного средства и ряд других.

Большинство обязанностей граждан в сфере административного права относятся к абсолютным, например обязанность соблюдать правила общежития и правила поведения в общественных местах. Вместе с тем ряд обязанностей в сфере административного права имеет относительный характер. Другим критерием деления прав и обязанностей граждан в сфере административного права является их деление на общие и специальные.

Общие права и обязанности распространяются на все сферы государственного управления, например право на обжалование незаконных действий государственных органов и должностных лиц. Специальные административные права и обязанности - это права и обязанности граждан в определенной сфере государственного управления, например в сфере образования.

К административной ответственности гражданин привлекается за совершение административного правонарушения, т.е. противоправного виновного действия или бездействия, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В правовых актах не отождествляется правовой статус человека и гражданина РФ, так как гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей ввиду нахождения в состоянии гражданства РФ.

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая законом возможность быть субъектом административного права , иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом: она может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например в связи с совершением уголовного или административного правонарушения , за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы , лишения специальных прав и других правоограничений.

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности.

Административная дееспособность гражданина - признанная за ним способность своими личными действиями: приобретать права и обязанности административно-правового характера; осуществлять их. Момент ее возникновения единообразен и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18-летнего возраста, ограниченная - с 16 лет, частичная - с 7 лет.

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Неправомерные действия являются административными правонарушениями .

Административно-правовые гарантии прав граждан

Изначальным и универсальным гарантом может быть только закон . Любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в этих рамках они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов.

Закон может выполнить функцию гаранта при соблюдении ряда условий: он должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране и в то же время достаточно стабильным; отвечать высокому уровню юридической техники ; содержать конкретные нормы и механизмы их реализации; определять круг органов и должностных лиц, на которые возлагается обязанность создавать условия для реализации прав и свобод , принимать меры к их безусловному обеспечению, а также предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав .

При этом не должны издаваться законы, ограничивающие права человека ; ограничение прав возможно лишь при определенных обстоятельствах или должно быть предусмотрено законом; существует перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению; любые акты, затрагивающие права и обязанности человека, не могут применяться без официального опубликования.

Организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида: судебные и внесудебные (административные).

Судебные гарантии реализуются судами в процессе осуществления правосудия . Порядок рассмотрения дел, возникших из административно-правовых отношений , установлен законодательством о гражданском судопроизводстве .

Административные гарантии реализуются во внесудебном порядке. В рамках установленной компетенции должностные лица обязаны рассматривать вопросы обеспечения административно-правовых гарантий прав граждан и принимать меры для их реализации.

Основные виды обращений граждан:

  • предложение - привлечение внимания к несовершенству организации, деятельности или регулирования в той или иной области или указание пути их устранения;
  • заявления - обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением;
  • жалоба - обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушения права или законного интереса гражданина.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Административная правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства уже правоспособности граждан, так как некоторые права неразрывно связаны с состоянием гражданства. Так, иностранные граждане и лица без гражданства:

  • не имеют доступа к государственной службе и некоторым должностям, а также к деятельности, связанной с государственной тайной;
  • не подлежат воинской обязанности;
  • не пользуются избирательными правами;
  • проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов;
  • пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ в том случае, если они имеют дипломатические привилегии.

Кроме того, для иностранных граждан и лиц без гражданства применяется особый режим передвижения, въезда и выезда, они могут быть ограничены в выборе места жительства . Только они могут привлекаться к ответственности за ряд правонарушений , только к ним может применяться такое административное наказание , как выдворение.

2. Права и свободы граждан РФ по административному праву. Административно-правовые обязанности граждан РФ

Конституция Российской Федерации в статье 17 закрепляет положение о том, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц 1 .

Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, то есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или негосударственных организации, их должностных лиц.

Права граждан в сфере государственного управления делятся:

1) в зависимости от механизма их реализации:

- абсолютные - права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, а наоборот защищать, например, право на отдых, право на труд и т.д.;

- относительные - права, для реализации которых нужен акт государственного органа, например, приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности и др.;

2) в зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения:

- общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления, например, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц;

- специальные права - это права граждан в той или иной сфере или отрасли управления, например, в сфере экономики - каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) по своему содержанию права делятся на три вида:

- право на участие в государственном управлении. К таковым относятся, например, право на государственную службу, право на получение необходимых документов, пресечение противоправных действий со стороны других граждан и др.;

- право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций. К таковым можно отнести: право на получение организационной, технической, санитарно-эпидемиологической, медицинской помощи и др.;

- право на защиту. Основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций.

Во взаимодействии с управленческими структурами, гражданами России реализуются, прежде всего, следующие права:

1. Право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей 1 (ст. 32 Конституции РФ). Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов 2 (ст. 30 Конституции РФ).

3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование 3 (ст. 31 Конституции РФ). Порядок реализации указанного права регламентируется Указом Президента Российской Федерации «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» 1 .

4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления 2 (ст. 33 Конституции РФ).

5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов 3 (статья 22 Конституции РФ). Основания и порядок применения административного задержания, а также административного ареста урегулированы законодательством об административных правонарушениях.

6. Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения 4 (ст. 25 Конституции РФ).

7. Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и возвращения 5 (ст. 27 Конституции РФ). Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации.

8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом 6 (ст. 29 Конституции РФ). Осуществление этого права регламентируется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», а также отдельными Указами Президента, направленными на обеспечение этого права.

9. Право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц 1 (ст. 53 Конституции РФ). Вред, причиненный гражданину незаконными действиями государственных органов, а также должностных лиц при исполнении ими обязанностей в области административного управления, возмещается на общих основаниях, установленных гражданским законодательством.

Имея права, граждане Российской Федерации, вместе с тем, выполняют возложенные на них Конституцией Российской Федерации обязанности.

Административно-правовые обязанности граждан Российской Федерации подразделяются на два вида:

1) абсолютные - возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т.п.);

2) относительные – возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность собственника автомобиля - платить налоги, поступающие в дорожные фонды и т.п.).

Обязанности граждан Российской Федерации как субъектов административного права заключаются в следующем:

Платить законно установленные налоги и сборы 2 (ст. 57 Конституции РФ);

Сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам 3 (ст. 58 Конституции РФ);

Защищать Отечество 2 (ст. 59 Конституции РФ);

Не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию 3 (ст. 34 Конституция РФ);

Соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации 4 (ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Как видно из приведенного нами перечня, все обязанности граждан Российской Федерации закреплены в основном законе - Конституции Российской Федерации.

Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

Невыполнение гражданами своих обязанностей в сфере государственного управления влечет за собой применение различных мер воздействия, включая и средства административно-правового характера. В этом случае при наличии достаточных к тому оснований граждане могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

3. Гарантии прав и свобод граждан РФ

Административно-правовая защита прав и свобод граждан опирается на экономические, политические, организационные и юридические гарантии.

Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое. С этой точки зрения экономические гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления в современных условиях, конечно, малоэффективны и явно недостаточны.

Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ, разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, широкое согласие в многонациональном обществе и огромном федеративном государстве, объединяющем 89 субъектов РФ, и т.д.

Организационные гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления представляют собой разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций в центре и на местах. Это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел (милиция), органы юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контрольные органы, например, Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой, разнообразные государственные инспекции, государственные надзорные органы и другие звенья. Все эти организационные структуры повседневно на основе и во исполнение законов осуществляют деятельность по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей.

Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.

Для этих гарантий изначальным и универсальным гарантом прав и обязанностей граждан может быть только закон, а в широком смысле - все законодательство и прежде всего нормы административного права, включающего в себя не только законы, но и подзаконные правовые акты, которые в большом количестве принимаются органами исполнительной власти и в целом органами государственного управления. Для того чтобы законы и подзаконные акты действительно являлись гарантией прав и обязанностей граждан и не превратились в инструмент ограничения, стеснения или вообще отмены тех или иных прав и свобод и возложения на граждан новых необоснованных обязанностей, Конституцией РФ предусмотрен ряд положений, позволяющих исключить такой негативный вариант правотворчества.

Во-первых, в Российской Федерации не должны издаваться законы, а следовательно, и подзаконные акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Во-вторых, их ограничение возможно только федеральным законом и лишь при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, т.е. только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В-третьих, определены права и свободы граждан, вообще не подлежащие ограничению. К ним ч. 3 ст. 56 Конституции РФ относит право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени, недопустимость сбора, хранения информации о частной жизни лица без его согласия, свободу совести и свободу вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и ряд других. В-четвертых, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Данные конституционные положения создают определенные границы или юридические ориентиры для государственных органов и их должностных лиц, реализующих судебные и внесудебные гарантии прав и обязанностей граждан.

Разумеется, судебные гарантии являются предпочтительными, ибо суды и единолично судьи, в целом система правосудия выделяется Конституцией РФ и по справедливости ставится на первое место в защите прав и свобод граждан (ст. ст. 18 и 46 Конституции).

Суды, рассматривая уголовные, гражданские, хозяйственные (арбитражные суды) и другие категории дел, в том или ином виде осуществляют контроль за соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, созданием условий для выполнения ими своих обязанностей. Суд и судьи все в большем объеме рассматривают дела, вытекающие из административных правоотношений, административно-правовых споров, возникающих в процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц позитивного характера, например в связи с решением вопросов о выдаче лицензий, разрешений, документов и т.д., а также в связи с совершением административных правонарушений как физическими, так и юридическими лицами.

Как положительный знак и перспективную тенденцию необходимо отметить все более расширяющийся спектр административной юрисдикции судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Кроме того, судьи рассматривают дела об административных правонарушениях независимо от подведомственности их решения, когда за их совершение в качестве одного из видов административного наказания предусмотрены лишение специального права, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, административный арест, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также дисквалификация. Безусловно, суды и судьи, профессионально добиваясь всестороннего, своевременного, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, призваны в первую очередь на основе ст. 2 Конституции РФ обеспечивать защиту прав и свобод граждан, выполнение ими своих обязанностей.

Особое место среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления занимает деятельность Конституционного Суда РФ. По жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти (например, главы администрации субъекта РФ), законодательных органов (например, Государственной Думы) он рассматривает дела о проверке конституционности, т.е. о соответствии Конституции РФ конкретных норм (статей), конкретных правовых актов (законов, указов Президента, правительственных актов и др.), как правило, непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.

Таким образом, современное законодательство неуклонно расширяет возможности и диапазон судебного обжалования нормативных правовых актов и правоприменительных актов органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, а следовательно, и защиты прав и свобод граждан.

Защиту прав граждан обеспечивает Уполномоченный по правам человека, осуществляющий свою деятельность на основании Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. 1

В соответствии с данным Законом Уполномоченный по правам человека способствует:

а) восстановлению нарушенных прав;

б) совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина;

в) гармонизации его с общепризнанными принципами и нормами международного права;

г) выявлению нарушенных прав;

д) устранению выявленных нарушений;

е) правовому просвещению в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Например, в "Российской газете" было опубликовано заключение Уполномоченного по правам человека с обращением к министру обороны РФ о неисполнении в Министерстве обороны Федерального закона, предусматривающего выплату военнослужащим "северных" процентных надбавок к денежному довольствию и соответствующих районных коэффициентов, с рекомендацией издать необходимый нормативный акт, исключающий подобные нарушения Закона.

Важное место в защите прав и свобод граждан занимает Администрация Президента РФ и его Управления - по обеспечению конституционных прав граждан (Положение о нем утверждено Указом от 22 мая 2004 г. 2) и по работе с обращениями граждан 3), основной задачей которых является содействие реализации полномочий Президента РФ как гаранта основных прав и свобод человека.

Конституция РФ, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека, предоставляет гражданам возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ), например, проводить пикетирование, осуществлять право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости, использовать право обращения за защитой во все органы, начиная от Президента РФ и до местной администрации.

Одним из важных элементов административно-правового статуса граждан является их конституционное право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Обращения граждан в совокупности регулирующих их правовых норм представляют собой сложный и достаточно разветвленный институт административного права. Конечно, этот правовой институт нуждается в модернизации, совершенствовании механизма реализации обращений, учете новых реалий, но тем не менее он на протяжении многих лет сложился, функционирует и служит эффективным средством демократизации общества, формирования правового государства, широким каналом участия граждан в управлении делами общества и государства.

Обращения граждан могут быть трех видов. Предложение - это обращение граждан в государственные или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъективных прав или ущемлением законных интересов граждан, они обычно направлены на улучшение, совершенствование работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных служащих. Заявление есть обращение с просьбой об удовлетворении тех или иных прав и законных интересов граждан, не связанных с их нарушением, либо сообщение о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, не затрагивающих непосредственно права и интересы заявителя. Жалоба - это устные или письменные, индивидуальные или коллективные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные организации, к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов.

Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может обратиться в любую государственную или негосударственную организацию, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу и в любое время. Этому праву граждан корреспондирует обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимать граждан, принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы. Так, в соответствии с Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. 1 к основным обязанностям государственных служащих относится обязанность в пределах своей компетенции своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации.

4. Роль органов внутренних дел, учреждений министерства юстиции в обеспечении административно-правового статуса граждан, в защите их прав, свобод и законных интересов

Внесудебные гарантии, естественно, гораздо шире и многообразнее по содержанию, формам, порядку осуществления и субъектному составу. По существу, вся система органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, собственно, для того и созданы, функционируют, а должностные лица, государственные и муниципальные служащие получают заработную плату, чтобы служить людям, обеспечивать защиту и реализацию гражданами их прав, свобод, законных интересов и выполнение возложенных на них обязанностей.

Органы государственного управления и их должностные лица призваны создавать материальные, организационные, правовые и другие необходимые условия для органов и организаций, занимающихся реализацией прав граждан, рассматривать конкретные индивидуальные дела и административно-правовые споры, возникающие по инициативе граждан либо в процессе контрольно-надзорной деятельности. Эти органы и должностные лица должны создавать необходимые условия и для свободного использования гражданами своих прав, своевременно пресекать их нарушения, восстанавливать нарушенные права и применять соответствующие меры воздействия к виновным в таких нарушениях.

Важнейшей гарантией является ответственность должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан или препятствующих их осуществлению. Если акты управления ущемляют права граждан, то они в установленном порядке отменяются. Вышестоящие органы управления контролируют и направляют работу нижестоящих органов, подчиненных организаций в области удовлетворения законных интересов граждан и охраны их прав и свобод.

Заключение

Административно-правовой статус индивидуального субъекта - это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и административного права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина. Права и обязанности личности, о которых говорится в административно-правовых нормах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние.

Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером административной правосубъектности:

1) административная правоспособность – это способность гражданина иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Она возникает с момента рождения и прекращается смертью

2) административная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административными нормами.

На административную дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний – душевная болезнь, слабоумие. В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти закреплены в Конституции РФ.

Список литературы

    Конституция РФ 1993 г. М.: Юрист, 2007

    Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.//Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 52, ст. 1865.

    Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011

    Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063

    Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031

    Федеральный Закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»//СЗ РФ № 34, ст. 4028.

    Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах» //Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, № 12, ст. 427.



mob_info