Структура го в организации. Организационная структура гражданской обороны. Сигналы оповещения и действия личного состава при получении сигналов оповещения Тема1. Гражданские организации ГО

Одной из основных потребностей человека является состояние безопасности и стабильности. А в современном мире наличествует множество факторов, событий и угроз, мешающих людям чувствовать себя защищенно и стабильно.

Именно поэтому во всем цивилизованном обществе существуют определенные законы и правила, в соответствии с которыми живет все население. В сфере безопасности наиболее ярким таким понятием и системой мероприятий, закрепленных на законодательном уровне, является определение гражданской обороны.

Исходя из этого, всем гражданам государства необходимо понимать, каковы же цели и задачи гражданской обороны, в чем ее суть.

Понятие и суть гражданской обороны

Гражданская оборона государства (ГО) - это специально разработанная система действий и мероприятий, выражающихся в защите населения, культурных и материальных ценностей страны от возникающих в результате военных манипуляций или чрезвычайных происшествий опасностей. А также в подготовке и обучении людей в данной области.

Одной из функций государства является обеспечение безопасности населения. Для ее выполнения страны предпринимают различные действия по ведению и организации ГО.

Основные задачи гражданской обороны заключаются в своевременной помощи, защите от нападения врага, катастроф техногенного или природного характера и других опасностей крупных масштабов.

Руководство современной гражданской обороной на общем уровне осуществляется правительством и президентом страны. В Российской Федерации, помимо вышеуказанных органов власти, гражданской обороной занимаются также в регионах страны и в ее муниципальных образованиях. В каждом из которых устанавливаются свои руководители.

Цели и задачи

Можно выделить следующие задачи гражданской обороны:

  • обучение жителей населённых пунктов правильному поведению во время проведения военных действий или возникновения стихийных бедствий;
  • оповещение людей о наличии опасности или о ее возможном появлении;
  • вывоз населения, культурных или материальных ценностей в безопасные места;
  • предоставление жителям средств, необходимых для индивидуальной защиты, медикаментов и медицинского обслуживания;
  • обнаружение и проведение всех необходимых мер по ликвидации заражения радиацией, химическим или биологическим оружием территорий;
  • наведение порядка на территориях, где проводились военные действия или произошло стихийное бедствие, в том числе восстановление работ коммунальных служб, привлечение их к данному процессу;
  • проведение процедур обеззараживания, санитарной обработки зданий, техники, строений;
  • борьба с возгораниями, возникшими в результате военных или стихийных катастроф;
  • проведение мероприятий по всем видам маскировки;
  • обеспечение постоянной боевой готовности всех имеющихся сил и средств государства;
  • захоронение трупов людей, ставших жертвами войны или

Также можно выделить следующие задачи в области гражданской обороны, которые должны быть выполнены со стороны государства:

  • проведение комплекса мер, позволяющих укрепить устойчивость которые способствуют улучшению функционирования ГО во время чрезвычайных ситуаций;
  • специальное обучение, подготовка и переквалификация в случае необходимости сил гражданской обороны и управленцев ГО;
  • строительство фонда защитных сооружений для безопасности населения (например, бомбоубежищ);
  • контроль и координация деятельности организаций, занимающихся прогнозированием, предупреждением и ликвидацией последствий экологических и техногенных катастроф;
  • создание и поддержание в полной готовности всех систем оповещения населения, систем выявления и наблюдения за химической, радиационной и биологической обстановкой;
  • поиск потерпевших бедствие космических кораблей, самолетов, подводных лодок и судов;
  • обучение жителей самостоятельному изготовлению средств индивидуальной защиты, приемам по спасению от массового поражения оружием (ядерным), ведению ими спасательно-аварийных работ.

Таким образом, назначение и задачи гражданской обороны достаточно хорошо прописаны законодательством, но на практике зачастую происходят сбои в системе. В результате чего страна несет большие потери населения, не говоря уже об огромных материальных ценностях.

Законы, регулирующие гражданскую оборону РФ

Решение задач по гражданской обороне, само ее понятие и суть в Российской Федерации регулируется ФЗ № 28 "О гражданской обороне". ФЗ был принят еще в 1998 году, а последние изменения в него были внесены в декабре 2013-го, уже при ныне действующем руководстве страны.

Данный закон устанавливает понятие гражданской обороны, основные задачи и особенности. А также в нем определены компетенция органов государственной власти и права, ответственность, в сфере ГО.

Помимо основного ФЗ об обороне, законодатель прописывает некоторые нюансы ГО в других нормативно-правовых актах и постановлениях Правительства. При этом все ФЗ, касающиеся ГО, не противоречат Конституции РФ и Гражданскому Кодексу.

Система

После того как было рассмотрено в общем виде, что такое гражданская оборона, понятие и задачи ее в целом, следует перейти к углубленному рассмотрению ГО в РФ. Начиная с ее системы.

В систему ГО входят:

  • органы управления и обеспечения гражданской обороны;
  • денежные и материальные (продовольствие, медикаменты, средства защиты) фонды и резервы;
  • комплексы управления, оповещения и связи, необходимые в случае возникновения опасности;
  • иные средства и силы, нужные для того, чтобы были выполнены задачи гражданской обороны.

Гражданская оборона образует собственную структуру не только исходя из территориальных принципов, но и из производственных. Ее основным звеном является экономический объект. Например, завод, университет и т. д.

Так, территориальная особенность формирования гражданской обороны заключается в ее организации на разных местностях, в разных субъектах, краях, областях, городах и станицах РФ, согласно административному делению страны.

Производственный же принцип состоит в организации обороны в отдельных ведомствах, министерствах, предприятиях и объектах разных значений.

Из полученной информации становится понятным, что представляет собой гражданская оборона. Структура и задачи ее тесно связаны между собой. Так как каждое звено ГО выполняет ряд функций, которые входят в его компетенцию, то вместе данные части системы образуют мощный, эффективно работающий механизм.

Гражданская оборона может выполнить сложные задачи глобального характера только при тесном взаимодействии различных ветвей власти на всех ее уровнях, а также начальства и подчиненных различных организаций и предприятий. Поэтому очень важным является рассмотрение как всех звеньев гражданской обороны отдельно каждого, так и их взаимосвязь в процессе выполнения намеченных целей.

Силы ГО

В главе пятой ФЗ "О гражданской обороне" закреплены силы гражданской обороны. К ним относятся воинские формирования федерального значения, противопожарная и аварийно-спасательная службы и нештатные формирования, которые осуществляют основные задачи гражданской обороны.

Порядок действий вооруженных сил закреплен законодательством РФ, а их вовлечение в процесс военных действий, предупреждения или устранения последствий чрезвычайных ситуаций определяется Президентом РФ. Нештатные же формирования привлекаются в процесс согласно плану гражданской обороны, по указу должностного лица, являющегося руководителем гражданской обороны на той территории, где это необходимо.

Также в ФЗ указаны основы деятельности специальных формирований и органа исполнительной власти, который уполномочен решать задачи гражданской обороны РФ. А именно:

  • На вооружении государственных организаций в рассматриваемой области находятся специальная техника и оружие (стрелковое и холодное).
  • Военным спасательных формирований выдаются специальные удостоверения, определенного образца, которые подтверждают их статус. А также военные имеют международные знаки, обозначающие их принадлежность к силам гражданской обороны.
  • Социальная помощь, финансирование и сама деятельность сил ГО осуществляется по законам РФ. При этом денежные средства выделяются на разных уровнях (федеральном, региональном и местном) в зависимости от того, какие формирования финансируются.

В военное время вооруженные силы РФ начинают осуществлять свою деятельность с момента объявления военного положения президентом страны, а в мирное время при возникновении эпидемий, аварий техногенного вида, катастроф или бедствий стихийного характера.

Руководство

Руководство ГО в РФ в соответствии с законом осуществляется Правительством страны. Государственную политику в этой же области проводит федеральный орган исполнительной власти на основании полномочий, которыми его наделил президент. На уровне субъектов государства и муниципальных образований правление гражданской обороной осуществляют главы исполнительной власти субъектов и муниципалитетов соответственно. Начальники полностью ручаются и отвечают за организацию и проведение мероприятий по охране и защите населения.

Для того чтобы своевременно, на соответствующей территории и в полной мере были выполнены задачи в области гражданской обороны, в РФ законодательно закреплены следующие органы правления гражданской обороной:

1. Орган исполнительной власти в области ГО федерального значения.

Данный орган власти осуществляет соответствующее регулирование всех нижестоящих по уровню органов и организаций. Обладает специальными разрешительными, надзорными и контрольными функциями, для того чтобы были обеспечены цели и задачи гражданской обороны.

2. Территориальные исполнительные органы власти ГО.

Это региональные центры по ликвидации следствий стихийных бедствий, помощи в момент в целом уполномоченные решать любые задачи гражданской обороны на территории отдельного субъекта или муниципального образования. Такие органы комплектуются военнослужащими воинских формирований федерального органа власти, а также руководящими лицами состава противопожарной службы федерального уровня и гражданским персоналом.

Руководство территориальных органов назначается и снимается с должности начальством федерального исполнительного органа. Освободить их от занимаемой должности вправе также Президент РФ.

3. Структурные подразделения органов власти федерального значения исполнительного характера.

4. (работники).

Полномочия Президента и Правительства РФ в сфере ГО

Помимо того что ФЗ-28 поясняет назначение и задачи гражданской обороны, определяет ее понятие и особенности, он также отдельной главой прописывает компетенцию органов государственной власти в данной области.

Так, во второй главе ст. 5 указано, что Президент РФ уполномочен:

  • определять основы единой политики в сфере гражданской обороны;
  • утверждать и вводить в действие План ГО, как на всей территории РФ, так и в отдельных ее субъектах;
  • утверждать численность, состав, структуру спасательных воинских формирований, положение об их организации и изменениях.

В соответствии со ст. 6 Правительство РФ для того, чтобы были выполнены задачи гражданской обороны, имеет право и обязано:

  • обеспечивать проведение единой политики в области обороны;
  • руководить общим ведением и гражданской обороны;
  • издавать различные нормативно-правовые акты в области обороны и организовывать разработку ФЗ;
  • определять порядок отнесения местности к группам гражданской обороны;
  • устанавливать порядок эвакуации людей, материальных и культурных ценностей из зоны опасности;
  • устанавливать регламент обучения граждан в области обороны;
  • определять порядок создания укрытий и убежищ, а также накопления, использования и хранения различных защитных средств, продовольствия, медикаментов.

Полномочия исполнительных органов власти в сфере ГО

В соответствии со ст. 7 органы исполнительной власти в сфере ГО могут и должны:

  • принимать нормативно-правовые акты в данной сфере, доводить до сведения информацию, содержащуюся в них, компетентным организациям, контролировать их соблюдение и выполнение;
  • разрабатывать план гражданской обороны, при этом согласовав его с федеральным органом власти;
  • проводить мероприятия и процедуры по гражданской обороне, создавать необходимые силы и средства защиты;
  • проводить комплекс мероприятий предназначенных для сохранения объектов, крайне важных для функционирования экономики и сохранения жизни людей;
  • создавать и следить за постоянной готовностью комплекса технических устройств управления гражданской обороны, а также за системами оповещения населения;
  • создавать и следить за сохранностью запасов провизии, медикаментов и иных необходимых средств.

Гражданские организации ГО

Для того чтобы защитить население от опасностей, помимо государственных органов, также существуют формирования ГО на уровне предприятий. В такие гражданские организации ГО могут вступать все совершеннолетние граждане, не достигшие пенсионного возраста, кроме беременных, инвалидов, матерей маленьких детей (до 8 лет) и некоторых других категорий граждан.

ФЗ-28 также выделяет задачи гражданских организаций гражданской обороны и их полномочия. А именно:

  • планирование и организация мероприятий по обороне;
  • осуществление обучения собственных работников в области обороны;
  • создание и хранение собственных запасов ценных во время бедствия средств, медикаментов, провизии.

Организации 1-го и 2-го и некоторые 3-го класса опасности (производство радиационной или ядерной опасности, гидротехнические сооружения) обязаны создать и держать в постоянной готовности аварийно-спасательные нештатные формирования. А 1-й и 2-й классы опасности еще и локальные системы оповещения об опасности.

Другие особенности гражданской обороны РФ

Также можно добавить, что все задачи гражданской обороны РФ, в зависимости от общей внутренней и внешней обстановки, выполняются в нескольких режимах:

  1. Повседневная деятельность - выполнение целей и задач в мирное время, при отсутствии катастроф природного и техногенного характера.
  2. Повышенная готовность - действия при явной угрозе развязывания войны, при ухудшении обстановки химического, радиационного, сейсмического или производственного характера.
  3. Режим чрезвычайной ситуации - объявление войны, военного положения, фактическое свершение аварии, катастрофы.

Несколько слов касаемо того, как в общем развивалась и менялась гражданская оборона. Задачи ГО всегда выполнялись и преобразовывались в зависимости от того, какой вид опасности угрожал стране в тот или иной период.

Например, в 30-е годы 20-го столетия была создана система противовоздушной обороны местного значения. Именно в связи с появлением и усилением бомбардировки в это время со стороны агрессора (немецких оккупантов). С помощью данной системы были обезврежены множество авиабомб, потушено огромное количество пожаров и предотвращено аварий промышленного характера.

В середине 20-го века появилась угроза ядерного оружия, поэтому в данное время страна наращивала ядерный потенциал для собственной защиты. Регулярно проводилось обучение населения средствам и действиям, необходимым для защиты от ядерного взрыва.

Сегодня государство в большей степени подвержено террористическим нападениям банд-формирований. А также серьезным стихийным бедствиям (пожарам, наводнениям). Соответственно, все силы государства и народа положены на борьбу с ними. Для этих целей в РФ с января 1994 года существует МЧС.

Заключение

Выше были рассмотрены термин "гражданская оборона", определение и задачи ее в современном мире. Исходя из полученной информации, можно сделать вывод, что в РФ сегодня существует вполне эффективная законодательная база в области ГО. Тем не менее, из года в год случаются различные ситуации, из которых становится понятно, что проблем в данной сфере все-таки очень много. Из-за неслаженности, халатности и попустительства руководящих лиц и членов органов исполнительной власти страна терпит большие убытки и теряет множество жизней своих граждан.

В связи с этим стоит выделить основные направления в развитии гражданской обороны:

  1. Государственное определение приоритетов в финансировании и выполнении мероприятий ГО.
  2. Упор компетентных органов на систематическое обучение основам безопасности как внештатных формирований и органов гражданской обороны, так и простого населения страны.
  3. Ужесточение наказания за ненадлежащее выполнение своих обязанностей должностными лицами в области гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной осуществляется:

В Российской Федерации - Правительством Российской Федерации;

В федеральных органах исполнительной власти и организациях - их руководителями;

На территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

Общее руководство Гражданской обороной страны осуществляет Правительство Российской Федерации, обязанности которого возложены на Председателя Правительства РФ.

Непосредственное руководство и координацию усилий в области ГО осуществляет Министр Российской Федерации по делам ГОЧС.

Все указанные выше руководители ГО несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения.

Руководители ГО первоначально управляют со своих рабочих мест (являющихся повседневными пунктами управления), а по соответствующим степеням готовности ГО занимают запасные пункты управления.

Пункты управления ГО (ПУ ГО) - специально оборудованные и поддерживаемые в постоянной готовности к использованию помещения или транспортные средства, оснащенные техническими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации, которые предназначены для размещения должностных лиц органов управления РСЧС и ГО при руководстве мероприятиями по ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

В повседневных условиях управление организуется из мест постоянного размещения органов управления ГО.

ЛЕКЦИЯ 5

ВОЙСКА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РФ

И ПОЖАРНАЯ ОХРАНА РОССИИ

Для непосредственного выполнения мероприятий гражданской обороны создаются силы и средства ГО, включающие соединения, части и подразделения Войск ГО, профессиональные АСС, нештатные АСФ различного уровня.

Войска ГО являются составной частью сил обеспечения безопасности государства и привлекаются к выполнению работ по защите населения и территории страны при угрозе или возникновении ЧС не только в военное, но и в мирное время.

Войска ГО Российской Федерации - соединения, части, подразделения и организации, укомплектованные военнослужащими, которые подчинены МЧС России и предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.

Организационно войска гражданской обороны состоят из воинских частей и организаций центрального и регионального подчинения, спасательных центров в субъектах Российской Федерации, отдельных авиационных эскадрилий смешанного состава (отдельных вертолетных отрядов), аэромобильных пожарно-спасательных отрядов, а также частей и подразделений обеспечения.

Спасательные центры являются основными тактическими соединениями и частями войск гражданской обороны. В составе спасательного центра имеются отряды и подразделения: механизированные, аварийно-спасательные, пожарно-спасательные, парашютно-десантные, инженерно-технические, радиационной, химической и биологической защиты, понтонно-переправочные, медицинские, пожарные, разведывательные, связи, пиротехнические, обеспечения и обслуживания. Наличие в своем составе различных по применению подразделений, включая техническую оснащенность, позволяет спасательному центру проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы в высоком темпе в любое время года и суток.

Отдельная авиационная эскадрилья смешанного состава предназначена ведения воздушной разведки; выполнения специальных операций (пожаротушения, поиска и подбора пострадавших с ограниченных площадок, с водной поверхности и др.; оперативной доставки сил и средств на объекты проведения аварийно-спасательных работ; эвакуации пострадавших с медицинским сопровождением и т.п.).

Военнослужащие войск гражданской обороны состоят на действительной военной службе. Комплектование войск гражданской обороны осуществляется по контракту, а также на основе призыва граждан Российской Федерации на военную службу в соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

Пожарная охрана России

1. История пожарной охраны России начинается 30 апреля 1649 года, когда был принят «Наказ о градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве

2. 17 апреля 1918 года российским правительством был подписан декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем»

3. За мужество и героизм, проявленные в суровые годы Великой Отечественной войны, тысячи бойцов и офицеров пожарной охраны получили боевые ордена и медали

4. 9 ноября 2001 года Указом Президента Российской Федерации № 1309 Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Историческая ценность «Наказа о градском благочинии», принятого 360 лет назад, заключается в том, что в нем были заложены основы профессиональной пожарной охраны: создан оплачиваемый штатный состав, введено постоянное дежурство в виде объезда города, предусмотрено использование при тушении механизированных водоливных труб, объезжим предоставлено право наказания жителей города за нарушения правил обращения с огнем. Служба градского благочиния по борьбе с пожарами была введена не только в Москве, но и в других городах Руси. Продолжалось совершенствование пожарно-сторожевой охраны.

Дальнейшее развитие профилактических мер по предотвращению пожаров было продолжено Петром I. Именно в годы его правления была создана одна из первых профессиональных пожарных команд, построено при Адмиралтействе первое пожарное депо, закуплены пожарные насосы с кожаными рукавами и медными брандспойтами. И до настоящего времени остается актуальным один из петровских указов: «...и беречь от огня богатства государства Российского...».

В период правления Александра I, в 1803 году в Санкт-Петербурге начала свою деятельность первая пожарная команда. Царским указом 1804 года была создана штатная пожарная команда и в Москве.

При царе Николае I началась планомерная организация пожарных команд в Российской империи и повсеместное строительство пожарных депо для размещения пожарных команд. Одной из достопримечательностей русских городов вскоре стала пожарная каланча с поднимающимся над ней сигнальным флагштоком. Многие десятилетия каланча была самой высокой точкой города, откуда просматривались не только окраины, но и близлежащие села.

В течение XIX века открывались заводы противопожарного оборудования в Санкт-Петербурге и Москве, где выпускались пожарные насосы, складные лестницы, был изготовлен первый пожарный автомобиль.

Научная и техническая мысль в России всегда отличалась смелостью поиска, оригинальностью решений, быстрой реализацией идей. Россия стала родиной пенного тушения. В России были созданы лучшие конструкции гидрантов и стендеров, был разработан и испытан первый ручной пенный огнетушитель.

Проблемам борьбы с пожарами уделялось внимание и после революции. Они были поставлены на уровень важнейших и первоочередных задач государства.

Первым руководителем пожарных в послереволюционный период стал Марк Тимофеевич Елизаров, назначенный Главным комиссаром по делам страхования и борьбы с огнем. Он сумел за сравнительно короткое время заложить организационные основы пожарной охраны, поставить на практические рельсы осуществление мероприятий, определенных правительственным декретом.

В 1920 году был создан Центральный пожарный отдел в составе Наркомата внутренних дел, на который возлагалось осуществление руководства пожарной охраной в масштабе всей страны.

23 марта 1923 года в Москве состоялась Первая Всероссийская пожарная конференция, на которую прибыли профессионалы-пожарные из городов России, а также делегации пожарных Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана.

Начиная с 1932 года в СССР существовала военизированная и профессиональная пожарная охрана в составе Министерства внутренних дел.

В 1936 году правительство принимает решение о значительном расширении функций и прав пожарной охраны в области государственного пожарного надзора. Постановлением правительства утверждено Положение о Государственном пожарном надзоре, создано Главное управление пожарной охраны.

В напряженные годы Великой Отечественной войны пожарные тушили пожары от вражеских бомб и снарядов, помогали эвакуировать людей и оборудование, одними из последних покидали оставляемые города. Более двух тысяч пожарных – профессионалов и добровольцев – отдали свои жизни, спасая от уничтожения огнем прекрасный город на Неве. 7 ноября 1941 года пожарные приняли участие в историческом параде на Красной площади, откуда одни ушли на фронт, другие вернулись к тушению пожаров.

В 1941 году Правительство России объявляет благодарность московским пожарным за мужество и героизм, проявленные при тушении пожаров во время вражеских налетов на город.

В 1942 году пожарная охрана Ленинграда была награждена орденом Ленина, а в 1947 году этой высокой награды был удостоен и Московский пожарный гарнизон.

В начале 1990-х годов в результате распада СССР создается МВД России. При этом вопросы организации, совершенствования структуры подразделений передаются в компетенцию МВД автономных республик, ГУВД, УВД краев и областей.

23 августа 1993 года Совет Министров Российской Федерации преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ в Государственную противопожарную службу МВД России.

ЛЕКЦИЯ 6

ФОРМИРОВАНИЕ РСЧС

Структура ГО:

Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство РФ. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области гражданской обороны. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;

2) территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданским персоналом.

Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих войск гражданской обороны, лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданского персонала;

3) структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

4) структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Все вышесказанное можно изобразить схематично, для наглядного представления:

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

· предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

· проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

· проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

· борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

· обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

· срочное захоронение трупов в военное время;

· разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

· обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Службы ГО.

1. Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы гражданской обороны, а также службы гражданской обороны организаций.

2. Решения о создании служб гражданской обороны принимаются

Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций в соответствии с их полномочиями.

Положения о службах гражданской обороны утверждаются соответствующими начальниками гражданской обороны.

Силы и средства ГО.

Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.

2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

3. Аварийно - спасательные службы и аварийно - спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основы деятельности войск гражданской обороны

1. На вооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое стрелковое и холодное оружие.

2. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.

3. Военнослужащие войск гражданской обороны могут проходить службу в федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны, и иных органах, осуществляющих управление гражданской обороной, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ.

Гражданские организации гражданской обороны

1. Гражданские организации гражданской обороны создаются организациями, указанными в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона. Порядок создания и деятельности гражданских организаций гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.

2. В гражданские организации гражданской обороны могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II или III группы, беременных женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет. а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до тех лет.

В состав сил ГО входят:

1. Невоенизированные формирования ГО.

2. Военизированные части ГО.

3. Силы и средства МО, МВД и Минздрава.

1) Невоенизированные формирования (НФ) ГО - группа гражданских лиц, численность которых определена руководящими документами, оснащенная техникой и имуществом, положенными по табелю. Эти формирования получили названия "Спасательная (сводная) команда", "Невоенизированные отряды ГО". В состав НФ входят мужчины 16-60 лет и женщины 16-55 лет (кроме беременных и имеющих детей в возрасте до 8 лет) за исключением инвалидов всех групп.

НФ классифицируют:

а. По подчиненности:

объектовые (подчинены начальнику объекта);

территориальные (подчинены председателю исполкома);

б. По назначению:

Общего назначения (создаются на объектах н/х могут подчиняться

руководителю предприятия или председателю исполкома);

Специального (подчинены только руководителю предприятия);

Специализированного (подчинены руководителю предприятия и вышестоящим

руководителям министерств и ведомств);

в. По степени готовности

Повседневной (время готовности через 24 часа);

Повышенной (время готовности через 6 часов);

2) В каждой области есть отдельный батальон ГО.

3) МО выделяет силы и средства в зависимости от вида ЧС. МВД - пожарные команды или отряды. Минздрав - бригады скорой помощи, которые комплектуются за счет персонала больниц и поликлиник.

Мирное время. Существует один сигнал: "Внимание всем!". После него текст, разрабатываемый штабом ГО.

Военное время. Сигналы: "Воздушная тревога", "Отбой воздушной тревоги", "Химическая тревога", "Радиационная опасность".

По сигналу "Воздушная тревога" личный состав НФ в рабочее время действует по команде командира формирования. В нерабочее время - укрыться в защитном сооружении по месту жительства.

По сигналу "Отбой воздушной тревоги" - личный состав НФ обязан связаться с командиром. Если связи нет - прибыть на объект н/х. По сигналам "Химическая тревога" и "Радиационная опасность" действия аналогичны.

Гражданская оборона - важная составляющая национальной безопасности и обороноспособности страны

Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральным законом РФ «О гражданской обороне» установлены следующие основные задачи гражданской обороны:

  • * обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • * эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • * предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
  • * проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
  • * проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасности для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • * первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий (медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер);
  • * борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • * разведка и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому, биологическому и другому заражению;
  • * обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
  • * восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • * срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
  • * срочное захоронение трупов в военное время;
  • * разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • * обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть в готовности к выполнению задач при любых вариантах развертывания и ведения военных действий и в условиях совершения крупномасштабных террористических актов. При этом основное внимание должно уделяться действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия. Кроме того, гражданская оборона должна принимать участие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.

В мирное время гражданская оборона выполняет задачи по созданию органов управления, подготовке сил, обучению населения, поддержанию в готовности средств защиты, планомерному накоплению ресурсов, необходимых для выполнения положенных мероприятий, созданию условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период, проведению комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

В случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федерального и регионального уровня, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения мероприятий по их предотвращению и ликвидации.

В период нарастания военной угрозы (в угрожаемый период) до объявления мобилизации главной задачей гражданской обороны является выполнение комплекса запланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления, сил гражданской обороны, а также организаций - исполнителей мобилизационных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований к переводу на организацию и состав военного времени, а федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций - к переходу на работу в условиях военного времени.

В военное время гражданская оборона проводит комплекс мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств вооруженной борьбы, в том числе и оружия массового поражения.

Организационную основу гражданской обороны составляют органы управления, силы и средства гражданской обороны различных органов власти, местных административно-территориальных образований и организаций (предприятий, учреждений).

Планирование и проведение мероприятий гражданской обороны осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Повседневное управление гражданской обороной осуществляют органы, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Возглавляет систему органов, осуществляющих управление гражданской обороной МЧС России, которое создает территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС в субъектах Российской Федерации.

В федеральных органах исполнительной власти для планирования, организации и контроля выполнения мероприятий гражданской обороны по решению их руководителей создаются за счет установленной численности и фонда заработной платы штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы), специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. В организациях управление гражданской обороной осуществляют структурные подразделения или работники, специально уполномоченные на решение этих задач. Они создаются (назначаются) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Их количество в зависимости от численности работников организации.

В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек назначается один освобожденный работник по гражданской обороне, а в организациях с количеством работников менее 200 человек работа по гражданской обороне выполняется одним из сотрудников по совместительству.

Введение

Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время.

Как самостоятельная система по обеспечению безопасности территории и населения в мирное и военное время, гражданская оборона начинает свою историю с января 1992 г. Именно в этом году она была выведена из структуры Министерства обороны РФ, Вооруженных сил России и объединена с созданным в декабре 1991 г. государственным комитетом РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В 1994 г. ГКЧС России был преобразован в МЧС России. На сегодняшний день деятельность гражданской обороны направлена на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

В данной работе в соответствии с нормативно-правовыми актами будут раскрыты понятие, основные задачи, содержание сил и средств, направленных на решение поставленных задач и организационное построение гражданской обороны, а также роль и задачи ОВД в обеспечении безопасности при ведении военных действий или вследствие этих действий и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Понятие и основные задачи гражданской обороны. Структура гражданской обороны в государстве

Гражданская оборона (далее ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны, поэтому в настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека.

12 февраля 1998 г. был принят Федеральный Закон РФ №28 - ФЗ «О гражданской обороне», который определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства ГО.

В статье 1 данного федерального закона сформулировано понятие гражданской обороны - как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих

Рассматривая роль ГО в общей системе оборонных мероприятий страны, следует определить те задачи, которые ей предстоит выполнить в современной войне.

Исходя из этого, целесообразно выделить две группы задач в области ГО:

1. Задачи, связанные с подготовкой населения, промышленности, сил и средств ГО:

обучение населения в области гражданской обороны;

разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

2. Задачи, охватывающие мероприятия по осуществлению ГО и ликвидации последствий ведения военных действий:

оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время.

Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, районные и городские службы ГО, а также службы Государственных организаций.

Гражданская оборона, организованная на предприятиях, учреждениях и в организациях в целях заблаговременной подготовки их к задачам военного времени, в настоящее время, в основном, переориентированы на решение задач мирного времени. Полную ответственность за организацию и состояние ГО, за постоянную готовность её сил и средств к проведению спасательных и аварийно-восстановительных работ несёт начальник ГО объекта экономики - руководитель предприятия (работодатель).

Решением руководителя организации (работодателя) создаётся структура службы ГО организации, включающая и структурные подразделения предприятия. В помощь начальника ГО объекта назначаются заместители (по инженерно-технической части, материально - техническому снабжению и по эвакуации). При начальнике ГО объекта создаётся штаб ГО - орган управления начальника гражданской обороны. Штаб ГО состоит из начальника и заместителей (помощников). Работа штаба организуется на основании приказов и распоряжений начальника ГО объекта, вышестоящего штаба и районной администрации.

По решению работодателя на объекте экономики (организации) могут создаваться невоенизированные формирования, состоящие из команд, групп, звеньев:

· спасательных,

· охраны общественного порядка,

· оповещения и связи,

· радиационной и химической защиты,

· пожаротушения и др.

Общее руководство ГО в Российской Федерации возлагается на Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации, который является начальником гражданской обороны Российской Федерации.

Непосредственное руководство ГО осуществляет первый заместитель начальника гражданской обороны Российской Федерации - Председатель Государственного комитета Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В целях реализации государственной политики в области ГО федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции.

Руководство ГО в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах Российской Федерации, учреждениях, организациях и на предприятиях возлагается на соответствующих руководителей, которые являются по должности начальниками гражданской обороны республик, краев, областей, районов и городов, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. На них лежит персональная ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны.

Управление ГО осуществляется:

на федеральном уровне - Министерством Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);

на межрегиональном уровне - региональными центрами по делам ГО и ЧС;

на региональном и муниципальном уровнях - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

на объектовом уровне - специалистами, уполномоченными на решение задач в области ГО и ЧС.

К силам гражданской обороны относятся:

Спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

Подразделения федеральной противопожарной службы;

Аварийно-спасательные формирования и спасательные службы;

Специальные формирования, создаваемые на военное время в целях решения задач в области ГО.

Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.



mob_info