Мальта, провинция российской империи. Апостол павел на мальте Первый епископ на мальте

Начнем-с, пожалуй. Мегалитические храмы Мальты - это пока что сложно для меня, а вот по стопам апостола Павла пройтись запросто.


Чтобы сразу решить вопрос с достоверностью местных преданий. Христианская община на острове несомненно существовала: катакомбы, которые мы с вами еще поглядим, использовались вплоть до IX века. А вот судьба общины после арабского завоевания остается предметом дискуссий. Малатерра, хронист сицилийского графа Рожера I, сообщает, что Рожера, отвоевавшего у арабов Мальту в 1091 году, приветствовали местные христиане. Но археологам до сих пор не удалось найти ни одного материального подтверждения наличия на острове христиан в IX-XI веках. Возможно, плохо искали. А может, невозможно найти то, чего не было. Христиане могли бежать от арабов или ассимилироваться, приняв ислам. Короче говоря, нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что христианская история Мальты непрерывно продолжается со времен апостола Павла. Поэтому к местным преданиям, утверждающим, что памятные места действительно те самые, в которых побывал апостол, нужно относиться спокойно, без фанатизма.
"Всплеск" почитания апостола Павла на Мальте зафиксирован только в XVI веке, и это легко объясняется. Пришедшие на остров госпитальеры не пользовались большой любовью населения, поскольку сами относились к туземцам свысока. Госпитальерам казалось, что они попали в варварскую страну, население которой и христианским-то можно считать с натяжкой. А местное население резонно отвечало: да мы были христианами еще когда вас, госпитальеров, еще папа с мамой не зачали, со времен Павла: вон, сколько у нас святых мест, с ним связанных, имеется. Читал я в одной местной книжице данные статистики тех далеких лет: на Мальте самым популярным мужским именем было Павел, а имя Иоанн (госпитальеры считали своим патроном Иоанна Крестителя) плелось где-то в хвосте.
И не надо тут думать, что это только местные мужики с рыцарями баб чего-то не поделили. Все те столетия, пока Орден правил Мальтой, рыцари и местный епископ находились в стадии тлеющего конфликта. Орден-то был экстра-территориальный (я хоть правильно написал слово это?) и местным церковным властям (иногда это были епископы, подчинявшиеся архиепископу Палермо, иногда великие инквизиторы) не подчинялся. Так что в культе апостола Павла, кроме уважаемых благочестивых мотивов, присутствовали мотивы и патриотические.


Но довольно о политиках, погрузимся с головой в благочестивые мысли. Все перечитали 27-28 главы Деяний?
"В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-то земле, и, вымерив глубину, нашли двадцать сажен; потом на небольшом расстоянии, вымерив опять, нашли пятнадцать сажен. Опасаясь, чтобы не попасть на каменистые места, бросили с кормы четыре якоря, и ожидали дня. Когда же корабельщики хотели бежать с корабля и спускали на море лодку, делая вид, будто хотят бросить якоря с носа, Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись. Тогда воины отсекли веревки у лодки, и она упала. Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего. Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы. Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть. Тогда все ободрились и также приняли пищу. Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ. Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море. Когда настал день, земли не узнавали, а усмотрели только некоторый залив, имеющий [отлогий] берег, к которому и решились, если можно, пристать с кораблем. И, подняв якоря, пошли по морю и, развязав рули и подняв малый парус по ветру, держали к берегу. Попали на косу, и корабль сел на мель. Нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн. Воины согласились было умертвить узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал. Но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения, и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю, прочим же [спасаться] кому на досках, а кому на чем-нибудь от корабля; и таким образом все спаслись на землю ." (Деян. 27:27-44)

Отложим в сторону нелепую описку автора Деяний про Адриатическое море. Мальтийцы уверенно показывают место, где происходила описанная драматическая сцена (фотография не моя, мне было лень вылезать из автобуса):

Вон-вон, видите? Два маленьких островка, закрывающих вход в бухту Сент-Полз-Бей (на местном наречии это звучит ужасно: Сан-Паул-ин-Бахар, причем "х" произносится не с мягким придыханием, как в английском, а с страшным харкающим звуком). На том островке, который побольше, к 1900-летию исторического кораблекрушения установили статую Христа, а на дно морское поместили статую Павла (м.б., наоборот, что-то за давностью лет я начал сомневаться). Эти два островка и суть та коса, о которой в Деян. 27:41 написано; по крайней мере, мальтийцы в этом убеждены.
Боюсь, что меня упрекнут в недостатке благочестия, поскольку я не сфотографировал и не посетил Сент-Полз-Бей лично. Спешу оправдаться: через это селение "пляжные" автобусы 645 и 652 летят на Меллиха-Бей и Голден-Бей (соответственно) уже порядком набитые. Вылезти из автобуса здесь - с большой степенью вероятности означает не попасть в следующий автобус. Я оправдан?

Читаем дальше. "Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит. Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас. Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его. Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек — убийца, когда его, спасшегося от моря, суд [Божий] не оставляет жить. Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда. Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог " (Деян.28:1-6). Разочарую сразу: точное место этого пикника затерялось в истории. Но зато на Мальте нет ядовитых змей, за что местные естественно благодарят Павла (впрочем, такую же историю рассказывают ирландцы о святом Патрике).

"Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал. Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его. После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы, и оказывали нам много почести и при отъезде снабдили нужным . Через три месяца мы отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове... " (Деян. 28:7-11) Тут уже каждый шаг апостола задокументирован и закреплен на местности, так что смотрите и удивляйтесь.

Где могли находиться поместья начальника острова? Разумеется, в столице - точнее, в единственном на тот момент городе - тоже Мелите, который при арабах стал называться Мдина. Как считается, на месте дома Публия стоит кафедральный собор Мальты. Что там было в доарабскую эпоху, точно не установлено. Достоверно известно, что собор начали строить при Рожере I; судя по макету (есть в музее) он был романским. Землетрясение 1693 года, разрушившее чуть ли не весь Валь-ди-Ното и в итоге породившее на свет чудо - сицилийское барокко, снесло с лица земли и собор Рожера. В 1697-1702 годах собор отстроил Лоренцо Гафа, естественно получилось барокко.


Внутри как-то фотографировать не получилось, потмоу что на освещении экономят. Впрочем, в последний мой визит сюда (в 2007 г) за вход стали брать денежку, так что, может быть с освещением, дело и наладилось. И тогда те счастливцы, что увидят собор освещенным, смогут донести до прогрессивного человечества алтарный образ, на котором Савлу является Господь по пути в Дамаск. Насколько я понял, это картина Маттео Прети (он жил до великого землетрясения 1693 года, но картина пережила рухнувший первый собор). В полумраке же ее можно только расмотреть, но не запечатлеть.
По вышеизложенным причинам даю фотографии из Вики:


Собор, как вы уже видели (да?), архиепископский: на это указывает крест с дополнительной перекладинкой на фасаде и киворий над алтарем. Впрочем, те же киворий и крест можно обнаружить в соборе Иоанна Крестителя в Валлетте, но - не дайте себя обмануть! - кафедра мальтийских епископов всегда находилась в исторической столице, а собор в Валлетте принадлежал госпитальерам и лишь после изгнания Ордена перешел к местной епархии. Если Вы почитаете про мальтийскую епархию, то обнаружите, что аж до 1944 года она была суффраганной по отношению к Палермо. Англичане, владевшие островом с 1800 года, все время боялись, что мальтийцы захотят воссоединиться с Италией и поэтому всячески убеждали мальтийцев, что они никакие не итальянцы. Поэтому-то поощрялось развитие мальтийского языка (а так бы его давно итальянский вытеснил), и поэтому-то англичане-таки добились от папы создания независимого архиепископства (пришлось долго уговаривать - это случилось только в 1944 году).
Если уж занесет судьба в Мдину, не пожалейте денег на объединенный билет = собор + музей. Против обыкновения, епархиальный музей очень интересен: там очень большая коллекция монет римского периода и (сюрприз!) два цикла гравюр Дюрера: Страсти Христовы и жизнь Богородицы. И не спрашивайте, как они сюда попали, - не знаю.

А что же случилось с Публием - начальником острова, спросите вы. Местная легенда знает ответ и на этот впорос: Публий был крещен Павлом, стал первым епископом Мальты и принял мученическую смерть. Вот святой Публий с еще двумя покровителями острова - Павлом и Агатой на городских вратах Мдины (опять фото из Вики):


Апостола Павла со змеей узнать легко. А вот как в патроны Мальты вообще и Мдины в частности попала святая Агата, могу рассказать. А, впрочем, нет - об этом в повествовании о катакомбах узнаете.

Ну а последний пункт нашего путешествия по следам апостола Павла находится в пригороде Мдины - Рабате (еще одно арабское название). В Мдину мы еще вернемся, а вот в Рабате нам предстоит застрять на пару постов. Мдина - это город, и в нем обитает аж 300 жителей (по данным на 2011 г). Рабат - это деревня, и в ней живет аж 7000 человек. В стародавние времена, понятно, было наоборот, и тогдашний Рабат был деревушкой у стен большого города. И во времена Публия (чуете, куда клоню?) в одной из местных пещерок в течение трех месяцев жил некий узник, которого везли в Рим на суд кесаря. По крайней мере, мальтийцы в этом убеждены.

Над пещеркой построена приходская церковь Рабата:


Я же говорил, что деревенские церкви Мальты дадут 100 очков вперед нашим кафедральным соборам. И это вы еще не видите громадную террасу, примыкающую к церкви слева, устроенную для торжественных мероприятий в честь какого N-летия кораблекрушения. Вот там даже статуя есть со стихом Деян. 28:1 на постаменте.


Если входить в церковь не центральными дверями, а правыми, то по лестнице попадаешь в тот самый грот. Здесь дежурит (ну или, по крайней мере, дежурил до 2007 года) очень смешной дядечка с уникальным произношением (the apostle Paul в его исполнении получался "ди апостль Пауль"), тараторивший раз за разом свой коротенький рассказ, а потом требовавший за него денег. Высшим пилотажем было дождаться, пока он с очередной группой выходил из грота, чтобы требовать с них денег, и в это время проскользнуть туда, чтоб хоть пару минут побыть в пещерке одному.


Рассматривать там особенно нечего: статуя "ди апостля Пауля", серебряный галион (якобы копия того кораблика, на котором прибыл апостол) и памятная доска, сообщающая, что здесь во время своего пастырского визита молился покойный папа Иоанн Павел (ему-то болтливый дяденька не надоедал, надо полагать). За этим последним благочестивым занятием я вас и оставлю. Только обратите внимание на то, что с гротом соединяются катакомбы. Туда мы и последуем в следующий раз. А чтобы еще больше подогреть ваше любопытство (что за нелепая самонадеянность! Все читатели, наверно, уже уснули), сообщу, что мальтийские катакомбы были первыми из увиденных мною в жизни, поэтому к ним я испытываю чувства, близкие к обожанию.

Митрополит Кирилл совершил на Мальте первую в её историю православную Литургию на церковно-славянском языке

Как сообщает Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата Председатель ОВЦС Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) в период с 23 по 27 января (2001 года - примечание MaltaVista.ru) находился с визитом в Республике Мальта.

Во вторник, 23 января, в Мальтийском международном аэропорту митрополита Кирилла встречал Чрезвычайный и Полномочный посол России в Республике Мальта С. С. Зотов.

Вечером того же дня в Российском посольстве на Мальте состоялась встреча митрополита Кирилла с представителями русской общины острова. В беседе с соотечественниками Владыка рассказал собравшимся о жизни Русской Православной Церкви, о тех проблемах и испытаниях, с которыми пришлось столкнуться в течение минувшего столетия. Отметив, что для любого народа важнейшим фактором, определяющим его национальную идентичность, является его вера, митрополит Кирилл призвал проживающих на Мальте русских людей бережно хранить свои национальные и культурные устои, духовной основой которых является Святое Православие.

По предложению Посла России С.С. Зотова на собрании было принято решение о создании на Мальте русского православного прихода. Его пастырское окормление поручено настоятелю Воскресенского храма в Тунисе священнику Димитрию Нецветаеву.

24 января при большом стечении молящихся митрополит Кирилл отслужил первую в истории Мальты православную Божественную Литургию на церковно-славянском языке. По окончании богослужения Владыка митрополит тепло поздравил присутствующих с этим знаменательным событием и пожелал благословенных успехов и помощи Божией в становлении духовной жизни новообразованного прихода.

В тот же день митрополит Кирилл знакомился с достопримечательностями о. Мальта, среди которых наиболее значительными являются места, связанные с пребыванием на острове святого апостола Павла.

В ходе своего пребывания на Мальте митрополит Кирилл принял участие в международном симпозиуме на тему: "Чтимая Филермская икона Божией Матери и ее место в искусстве, истории и религии", который состоялся в столице Мальты Валетте.

Симпозиум был созван по инициативе Посольства России на Мальте и собрал значительное число ученых, политиков, дипломатов, представителей духовенства из России, Италии, Югославии, Мальты и других стран мира. Данное мероприятие проходило под почетным патронажем Президента страны Г. де Марко, который в своем вступительном слове тепло приветствовал участников форума.

Открытию Симпозиума предшествовала торжественная церемония передачи в дар Мальтийскому государству точной копии Филермской иконы Божией Матери,выполненной сербским иконописцем диаконом Предрагом Милосавичем и привезенной на Мальту представителем Сербской Православной Церкви митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием.

Участие двух видных иерархов Русской и Сербской Православных Церквей в мероприятии, проводимом на Мальте, не случайно, поскольку история Филермской иконы Божией Матери тесно связана и с Мальтой, и с Россией, и с Югославией.

Согласно преданию, этот чудотворный образ был написан святым апостолом и евангелистом Лукой. Через Антиохию и Иерусалим икона была перенесена в Константинополь, откуда ее увезли крестоносцы после взятия ими города в 1204 году. Оказавшись в руках рыцарей Ордена госпитальеров, она переносилась ими сначала на Кипр, затем на Родос, и, наконец, в 1503 году, - на Мальту. Здесь она пребывала до 1798 года, когда мальтийские рыцари, изгнанные с острова Наполеоном, переправили ее Россию. На следующий год Филермская икона Божией Матери вместе с частью Древа Животворящего Креста Господня и десницей св.Иоанна Предтечи была передана в дар всероссийскому императору Павлу I. С тех пор вплоть до революции 1917 года эти бесценные святыни находились в России:вначале в Гатчине, затем в Санкт-Петербурге, Москве, и, наконец, снова в Гатчине. В годы революционной смуты и периода гонений на Русскую Православную Церковь они чудесным образом были спасены от поругания и переправлены за рубеж. Поскольку мальтийские реликвии являлись собственностью императорской фамилии, они через Эстонию были перевезены в Данию, где в то время проживала мать святого императора-страстотерпца Николая II вдовствующая императрица Мария Федоровна. После ее смерти в 1928 году дочери императрицы Великие княжны Ольга и Ксения передали святыни Первоиерарху Русской Православной Церкви за границей митрополиту Антонию (Храповицкому), который перевез их сначала в Германию, а потом, в 1932 году - в Югославию, где они стали достоянием королевской фамилии Карагеоргиевичей. После нападения фашистской Германии на Югославию и разгрома королевской армии король Петр II, покидая страну, оставил реликвии на хранение в Острожском монастыре в Черногории. После войны они были изъяты из монастыря сотрудниками югославских спецслужб, и с тех пор следы их местопребывания теряются. Только в 1993 году, во время посещения Черногории Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, мальтийские святыни, в том числе Филермская икона Божией Матери, были вновь явлены миру.

В своем выступлении на симпозиуме митрополит Кирилл обратил внимание на то,что путь Филермской иконы Божией Матери являет собой символ истории европейской цивилизации, истории отношений Востока и Запада, в которых на протяжении минувшего тысячелетия были и темные, и светлые страницы, периоды войны и мира, конфронтации и взаимной поддержки. В центре всех этих процессов всегда стояли Православная и Католическая Церкви,которым принадлежала главная роль в формировании миросозерцания народов Европы. Что означает нынешнее явление Филермского образа Божией Матери на Мальте для христиан Востока и Запада в эпоху, когда в условиях секулярного мира тотальный натиск либеральной идеологии грозит окончательно вытеснить религию за рамки общественной жизни? Отвечая на этот вопрос, митрополит Кирилл сказал, что он видит в этом событии знамение времени: для христиан настала пора объединить свои усилия в борьбе за сохранение духовных и нравственных основ европейской цивилизации. Сейчас, когда отношения Римско-Католической и Русской Православной Церквей переживают наиболее тяжелый период со времен Второго Ватиканского Собора, совместное отстаивание ими христианских ценностей является той сферой, в которой две Церкви могут и должны стать естественными союзниками и партнерами.

По случаю проведения международного симпозиума, посвященного Филермской иконе Божией Матери, в российском и итальянском культурных центрах на Мальте были устроены приемы в честь участников и гостей этого форума.

По окончании симпозиума вниманию собравшихся был предложен концерт русской и западной духовной музыки.

Мдина. Самый таинственный город Мальты... November 11th, 2017

Этот город как только не называют. Самым загадочным, городом тишины, музеем под открытым небом, городом аристократов... Что интересно, все описания - верные. Мдина и правда, скорее музей, чем просто город. Ведь там живет всего триста человек! Сегодня я покажу этот великолепный кусочек истории, который сохранился до наших дней во всей своей первозданной красоте.

Город Мдина стоит на холме, он окружен неприступной стеной, которая была возведена финикийцами еще 900 лет до н.э. Попасть в город можно через Главные, Греческие и Новые ворота. Это - самый парадный вход. Главные ворота. Над ними расположен герб Великого магистра XVIII века, Греческих и Новых ворот.

Нас встречает рыцарь:))) Украшение ювелирного магазина:)

Мдина существует уже около 4000 лет, и, несмотря на то, что его неоднократно завоевывали, не утратил своей самобытности. Почему его называют "Городом знати"? Когда-то существовал большой город Медина. В годы арабского владычества его поделили на два города - Мдину и Рабат. В Мдине остались аристократы, в Рабате поселились все остальные:) Начиная со средних веков в Мдине всегда селилась только местная аристократия, и по сей день в городе живут их потомки!

Углубляясь в город, увидели вот такое кафе. Самое время посидеть на терасе с видом на Мальту:)

Вот такие виды с холма:)

Одна из самых значительных достопримечательностей Мдины - Собор св. Павла. Считается, что он был построен на месте, где первый епископ Мальты встретил апостола Павла, который оказался на острове случайно - в результате кораблекрушения. Апостол Павел - родоначальник мальтийского христианства и покровитель острова.

Вообще, богатство города видно во всем. Вот, посмотрите. какие великолепные здания, какие балконы!

Особая "фишка" мальтийцев - дверные ручки. Я как-нибудь целый пост посвящу им:) А пока - просто коллаж:)

ЧТо может быть лучшим украшением для дома? Цветы:)

Мальтийские кресты... Рыцари оставили тут свой след:)

Очень мне понравились вот такие небольшие украшения на стенах

Немного про город.
Дома в Мдине не имеют номеров, и у каждого - свое оригинальное название. Доступ машин сюда ограничен, отсюда и еще одно название - "Город тишины". Тут и правда тихо.

Тихо и безлюдно. Если убрать туристов, то, наверное, можно долго бродить, и никого не встретить

А вот это точно не туристы:) Хотя, может быть, и монашки тоже путешествуют)

На Мальте я почти не встречала собак. А кошек -много.

Если пройти через воооон ту арку, мы попадем в город Рабат. Но он заслуживает отдельного поста:)

Мальтийские острова расположились в самом центре Средиземноморья, между Европой и Африкой. Это был своего рода перекресток морских путей. Так что неудивительно, что за долгую историю Мальты здесь успели побывать и финикийцы, и карфагеняне, и римляне, и арабы, и норманны. В те далекие времена владеть Мальтой значило владеть всем Средиземноморьем.
О происхождении слова "мальта" спорят давно. Одни считают, что оно произошло от финикийского "малат", то есть "убежище" или "тихая гавань". Другие полагают, что оно образовалось от латинского "мелита" - медовый. По преданию, когда-то на островах жили особые пчелы, приносившие необыкновенный мед. Есть и третья версия: по-арабски "мальта" означает "непокрытая".
Как правило, о Мальте говорят как о пропитанном солнцем, облюбованном туристами крошечном островке посреди Средиземного моря. Конечно, так оно и есть. Но кроме солнца и моря на Мальте есть что-то еще. Это что-то - ее древняя и пестрая история, затертые следы разных эпох и цивилизаций, завоеваний, побед и поражений.
Мальтийские острова напоминают огромный музей под открытым небом. Ее столица - Валетта - настоящий шедевр архитектуры, в котором за каждым углом таятся свои предания и тайны.
Мальтийские острова лежат в самом центре Средиземноморья между Европой и Африкой. И во все времена контроль над Мальтой означал контроль над всем Средиземным морем. Неудивительно, что с древних времен здесь оставили свои следы финикийцы, карфагеняне, римляне, арабы, норманны, рыцари Ордена Святого Иоанна, французы и англичане.
Задолго до прихода финикийцев Мальта была населена древними племенами таинственной религии и уникальной культуры. Эти люди поклонялись Богине Аштроз - Матери Земли. Восхваляя ее, они возводили величественные храмы из огромных камней.
До недавнего времени египетские пирамиды считались самыми древними сооружениями, возведенными человеком. Последние исследования показали, что мегалитические святилища на Мальте примерно на 1 000 лет старше знаменитых пирамид в Гизе. Эти храмы построены из гигантских каменных глыб. И до сегодняшнего дня остается загадкой, каким образом 6 или 7 тысяч лет назад при строительстве можно было передвигать и поднимать такие тяжести, имея под рукой лишь примитивные инструменты. В Храме Джгантия на острове Гозо эти камни сложены друг на друга необработанными. В древние времена мальтийские мегалитические храмы были украшены каменными идолами и рельефными изображениями животных. До сих пор на алтарях встречаются сохранившиеся спиралевидные рисунки.
Но около 2 000 г. до н.э. следы таинственного народа, жившего при матриархате и построившего множество уникальных сооружений, обрываются. Был он истреблен или погиб от эпидемии? Ответы на этот вопрос, похоже, мы уже никогда не узнаем…
Около 60 г. н.э. Святой апостол Павел направлялся в Рим, чтобы предстать там перед судом. Корабль, на котором он плыл, сбился с курса и две недели носился по бушующим волнам, пока, наконец, не оказался у берегов Мальты. Ночью судно село на мель и разбилось. Пассажирам, находившимся на его борту, удалось добраться до суши. Среди них был и апостол Павел.
Узнав о чудесном спасении святого, римский консул на Мальте Публий пригласил его в свой дом. Павел исцелил умиравшего отца Публия и обратил самого наместника в христианство. Публий стал первым епископом Мальты, принял мученическую смерть и был причислен к лику святых.
С тех пор покровителями острова считают святого апостола Павла, Пресвятую Деву Марию и Св. Публия.
В 1530-м мальтийские острова подарил Ордену Святого Иоанна император Священной Римской империи Карл V, он же испанский король Карл I. За щедрый подарок рыцари ежегодно должны были выплачивать королю символическую ренту - по одному охотничьему соколу в год.
В действительности найти более неудачное место для военной базы рыцарям было действительно трудно: большая часть домов была брошена - мальтийцы регулярно страдали от набегов мусульман-пиратов. Дерева на острове было настолько мало, что его продавали на вес, а море у берегов было сплошь усеяно камнями и отмелями.
Главная ценность Мальты заключалась в ее естественных гаванях. Прибыв туда, рыцари обосновались в крошечной рыбацкой деревушке Биргу у входа в Большую Гавань, где начали возводить крепость. Ту самую крепость, которой через 30 лет суждено было сыграть важную роль в битве против войск Оттоманской империи.
В 1551 г. турки атаковали Гозо - один из остров, входящий в мальтийский архипелаг и отделенный от Мальты 6-километровым проливом. Тогда они захватили в рабство практически все население, оставив лишь старых и больных. Рыцари не смогли организовать на Гозо никакого сопротивления и лишь беспомощно наблюдали за происходившим. Зато строительные и фортификационные работы на самой Мальте значительно ускорились…
В 1565 г. огромный турецкий флот высадился в Большой Гавани. Он состоял из 130 больших галер и 50 мелких судов с запасом пищи, военного снаряжения и всего необходимого для длительной осады. 40-тысячный турецкий десант представлял собой цвет оттоманской империи. А против турок стояли всего 600 рыцарей и 9 000 мальтийцев. Казалось, у оборонявшихся не было никаких шансов…
Вопреки ожиданиям месяц за месяцем турки не могли захватить небольшую крепость. Осада и полная блокада привели к тому, что у оборонявшихся не осталось ни воды, ни пищи. Они ели крыс и все живое, что попадалось им под руку. День ото дня их потери становились все больше, и им не оставалось ничего другого, как надеяться на свою твердость, смелость и веру.
Впрочем, турки тоже страдали. Многие были убиты, моральный дух войска падал. И через пять месяцев осады турецкий флот отплыл с берегов Мальты ни с чем. Все было кончено. Над непокоренным островом гордо реял орденский флаг. За время осады рыцари потеряли 250 воинов, оставшиеся в живых были серьезно, а некоторые смертельно ранены. Погибли 7 000 мальтийцев. И только 600 человек из бывшего гарнизона в 9 000 могли держать в руках оружие.
Кстати, неудача на Мальте стала единственным серьезным поражением турецкого султана Сулеймана Великолепного. Турки потеряли при осаде из сорока - тридцать ты""сяч человек. Великая Осада стала последней неудавшейся попыткой Оттоманской империи завладеть западным Средиземноморьем.
Великий Магистр Ла Валетт, героически руководивший войсками осажденных, всю свою жизнь мечтал построить для рыцарей действительно неприступный город-крепость. На следующий год после окончания Великой Осады он собственноручно заложил первый камень в основание нового города-крепости. Но Магистру не суждено было увидеть окончание строительства, ибо два года спустя он скончался.
На могильной плите Великого Магистра в соборе Святого Иоанна в столице Мальты - Валетте начертано: "Здесь покоится Ла Валетт, человек чести, защищавший Европу, изгнавший со своей святой армией варваров. Похоронен в благословенном городе, основателем которого и являлся".
Город, названный именем Великого Магистра, достраивал его последователь - Магистр Дель Монте. И через год неприступная крепость, о которой мечтал Ла Валетт, ставшая столицей Мальты, была закончена…








mob_info