Специальные субъекты административного права. Индивидуальные субъекты административного права. Виды управления в административном праве

Специальным субъектом административных правоотношений в отличие от общего субъекта - "обычных" граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, не обладающих международно-правовым статусом, - выступают лица, замещающие или осуществляющие определенные должности и функции соответственно. Это вызвано в первую очередь специализированным порядком привлечения их к административной ответственности (ст. 2.4 и 2.5 КоАП РФ).

На основании ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Таким образом, установлена ответственность при виновном как действии, так и бездействии должностного лица.

В административном праве понятие "должностное лицо" обобщает лиц, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющих функции представителя власти. Такое лицо должно быть наделено на основании распоряжений Правительства РФ, ведомственных приказов, должностных инструкций (регламентов) и т.д. распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Следовательно, должностные лица должны иметь право в пределах своей компетенции совершать юридически значимые действия, например издавать нормативно-правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами и т.д. На основании этого должностными признаются лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции:

в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях;

в Вооруженных Силах РФ, других ее войсках и воинских формированиях.

В связи с тем, что, согласно КоАП РФ, должностное лицо является субъектом более половины правонарушений, его роль в административном праве огромна. Вопросы ответственности должностных лиц имеют большое значение при обеспечении законности, а также в механизме государственного управления.

Административная ответственность должностных лиц может наступить только в случае получения конкретными физическими лицами определенного правового статуса. Например, статус судьи лицо может получить только при достижении им 25-летнего возраста, наличии высшего юридического образования и стаже работы по юридической специальности не менее 5 лет (ч. 1 ст. 119 Конституции РФ. Таким образом, возможность должностными лицами нести административную ответственность тесно связана с моментом наступления дееспособности у соответствующего физического лица на замещение определенной должности или обладание определенным статусом.

Необходимо отметить, что ненадлежащее исполнение должностными лицами своих обязанностей может одновременно, как носить административный характер, так и предусматривать дисциплинарную ответственность из иных отраслей права. Однако обычно это выражается в осуждении (уголовное судопроизводство) или наказании (трудовые правоотношения). Например, халатность (ст. 293 Уголовного кодекса РФ) - неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе - наказывается исходя из принципов уголовного права, а в случае, если данное деяние не повлекло крупного ущерба (квалифицирующего признака состава уголовного преступления), на виновное лицо может быть наложено дисциплинарное взыскание (замечание, выговор или увольнение) в соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ одновременно с административным штрафом при наличии состава административного правонарушения.

Таким образом, российское административное право при юридическом определении состава административного правонарушения со специальным субъектом ответственности - должностным лицом содержит существенное ограничение: административным проступком будет признано нарушение исключительно таких служебных предписаний, которые охраняют государственный и общественный правопорядок. Это означает, что механизм государственной власти регулируется как административным правом, так и одновременно правовыми предписаниями из иных отраслей права, что указывает на взаимное дополнение и уточнение отдельных положений составов правонарушений в зависимости от тяжести наступления последствий - следствия виновного деяния физического лица.

Следует также обратить внимание на тот факт, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законодательством РФ не установлено иное. Это означает, что руководители организаций и предприятий и их работники, а также частные предприниматели в целях отдельных статей КоАП РФ при определении конкретных правонарушений могут рассматриваться органами, компетентными рассматривать дела, вытекающие из административных правонарушений, в качестве, как должностных лиц, так и обычных физических лиц. Следовательно, квалифицирующей основой распределения (кем в конкретном случае будут признаваться физические лица при совершении ими административного проступка) будут являться момент и место совершения ими правонарушения - элементы объективной его стороны.

Виновное деяние должностного лица зачастую носит социально опасный характер, вследствие того, что лица, облеченные властью, вправе решать самые различные вопросы, которые определяют соотношение баланса законных прав и интересов личности, общества и государства. В связи с этим занятие физическим лицом определенного должностного положения служит квалифицирующим признаком при законодательном закреплении санкций в отдельных статьях КоАП РФ.

Лекция 4. Субъекты административного права

4.4. Специальный субъект административного права

Административное право предусматривает также понятие специального субъекта, чей правовой статус имеет ряд особенностей, отличающий его от других субъектов административного права.

Члены административных коллективов;

Субъекты административной опеки;

Субъекты разрешительной системы;

Жители территорий с особым административно-правовым режимом;

Субъектов административного надзора и др.

Понятие «административный коллектив» в юридической науке уже не используется. Но оно необходимо. Административным коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией, их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, студенческие и школьные коллективы и т.д. Отношения, в том числе и связанные с несением службы регулируются нормами административного права.

К субъектам административной опеки относятся две категории лиц:

Лица, нуждающиеся в помощи со стороны государства. Это сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, члены многодетных семей и т.п.;

Жертвы экстремальных ситуаций (безработные, «чернобыльцы», участники боевых действий в Афганистане и Чечне, вынужденные переселенцы, беженцы, пострадавшие от социальных кризисов, техногенных катастроф и стихийных бедствий).

К субъектам разрешительной системы относятся лица и организации, получившие в соответствии с законодательством специальное разрешение (лицензию) на осуществление определенных действий (деятельности). К ним относятся владельцы огнестрельного оружия, лица, имеющие удостоверение на вождение автомототранспорта, занимающиеся фармацевтической и другими видами деятельности.

Жители территорий, на которых введен специальный административный режим, пользуются определенным правовым статусом, позволяющим более свободно перемещаться на территории своего проживания. К ним относятся приграничные зоны, так называемые «закрытые города», зоны чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и т.д.

К субъектам административного надзора относятся лица, к которым в соответствии с решением суда применяются определенные ограничения и которые находятся под надзором государственных органов. Это условно-осужденные, условно-досрочно освобожденные, а также лица, осужденные к некоторым видам наказания, не связанных с лишением свободы.

Предыдущая

Административное право предусматривает также понятие специального субъекта, чей правовой статус имеет ряд особенностей, отличающий его от других субъектов административного права.

Члены административных коллективов;

Субъекты административной опеки;

Субъекты разрешительной системы;

Жители территорий с особым административно-правовым режимом;

Субъектов административного надзора и др.

Понятие «административный коллектив» в юридической науке уже не используется. Но оно необходимо. Административным коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией, их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, студенческие и школьные коллективы и т.д. Отношения, в том числе и связанные с несением службы регулируются нормами административного права.

К субъектам административной опеки относятся две категории лиц:

Лица, нуждающиеся в помощи со стороны государства. Это сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, члены многодетных семей и т.п.;

Жертвы экстремальных ситуаций (безработные, «чернобыльцы», участники боевых действий в Афганистане и Чечне, вынужденные переселенцы, беженцы, пострадавшие от социальных кризисов, техногенных катастроф и стихийных бедствий).

К субъектам разрешительной системы относятся лица и организации, получившие в соответствии с законодательством специальное разрешение (лицензию) на осуществление определенных действий (деятельности). К ним относятся владельцы огнестрельного оружия, лица, имеющие удостоверение на вождение автомототранспорта, занимающиеся фармацевтической и другими видами деятельности.



Жители территорий, на которых введен специальный административный режим, пользуются определенным правовым статусом, позволяющим более свободно перемещаться на территории своего проживания. К ним относятся приграничные зоны, так называемые «закрытые города», зоны чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и т.д.

К субъектам административного надзора относятся лица, к которым в соответствии с решением суда применяются определенные ограничения и которые находятся под надзором государственных органов. Это условно-осужденные, условно-досрочно освобожденные, а также лица, осужденные к некоторым видам наказания, не связанных с лишением свободы.

Обращение граждан и их виды

Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Такое право граждан является одним из важнейших элементов их административно-правового статуса.

Обращения граждан могут быть трех видов.

Предложение - обращение граждан в государственные органы или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъектных прав или нарушением законных интересов граждан. Предложения направлены на совершенствование работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Заявление - обращение граждан с просьбой об удовлетворении каких-либо прав или законных интересов, не связанных с их нарушением.

Жалоба - устные или письменные, коллективные или индивидуальные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов гражданина либо общественных интересов.

Общее право жалобы, которым обладает любой гражданин, реализуется в соответствии с Федеральным законом от 27.04.93 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии со ст. 1 указанного закона каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, относятся те, в результате которых:

Нарушены права и свободы гражданина;

Созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

Незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности;

Действие (решение) повлекло за собой перечисленные последствия.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.

Гражданин вправе по своему выбору обжаловать ущемляющие его права и свободы действия (решения):

В судебном порядке;

В порядке подчиненности органу, должностному лицу, государственному служащему.

В административном порядке жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы в административном порядке отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. В судебном порядке жалоба рассматривается по принципам гражданского судопроизводства.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Специальное право жалобы дополняет общее право жалобы и устанавливается особыми административно-правовыми актами - КоАП, ТК, Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил, Уставом железных дорог и т.д. Порядок обращения граждан в данном случае, срок подачи и рассмотрения жалобы, особенности процедуры рассмотрения и многие другие вопросы регламентируются указанными специальными актами.

Тема: Административное принуждение

Методы административного воздействия и их характеристика

Метод управленческой деятельности - совокупность приемов и способов целенаправленного воздействия субъекта управления на коллектив, группу или одного человека.

Для методов управления характерны следующие особенности:

Реализуются в процессе деятельности государственного характера;

Формируются по воле государства;

Используются основными субъектами управления - органами исполнительной власти (должностными лицами);

Выражают присущие исполнительным органам (должностным лицам) государственно-властные полномочия.

Под субъектами права, как правило, понимают участников общественных отношений, которых юридическая норма наделяет правами и обязанностями. Соответственно субъектами административного права являются участники отношений, которых административно-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения.

Все субъекты административного права, в зависимости от того, чью волю и чьи интересы они выражают, от чьего имени выступают, делятся на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относятся: граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, должностные лица, государственные служащие. Более детальная классификация дает основания отдельно сказать о субъектах специальных административно-правовых статусов (членов административных коллективов, субъектов административной опеки, жителей территорий с особыми режимами, субъектов разрешительной системы).

К коллективным субъектам относятся; организации (предприятия, органы государственной власти, учреждения), трудовые коллективы, структурные подразделения организаций, сложные организации (железная дорога).

Коллективные субъекты - это организованные, обособленные самоуправляющиеся группы, имеют права вступать в отношения с другими субъектами как единое целое. Административная правоспособность и дееспособность этих субъектов наступает с момента регистрации и прекращается с их ликвидацией.

Важное место среди индивидуальных субъектов административного права принадлежит гражданам, их административно-правовому статусу. Административно-правовой статус граждан является составной частью их общего правового статуса и содержит следующие элементы:

Административную правоспособность и дееспособность (правосубъектность)

Права и обязанности в сфере государственного управления;

Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан.

Административная правоспособность - это способность индивида быть носителем субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления. Она возникает с момента рождения и прекращается со смертью лица.

Административная дееспособность - это признанная государством способность своими собственными действиями реализовать права и приобретать новых личных прав, выполнять обязанности в сфере государственного управления. В полном объеме она наступает с восемнадцати лет, а в отдельных случаях - с шестнадцати.

Конкретный объем прав и обязанностей зависит от ряда факторов; возраста, образования, состояния здоровья, пола. Некоторые из них могут служить причиной полного или частичного ограничения административной правовой дееспособности: душевная болезнь, инвалидность, лишение права на управление транспортными средствами. Лица, имеющие судимость или не имеют специального образования, теряют возможность занимать определенные должности в государственном аппарате.

Центральным элементом административно-правового статуса гражданина (индивидуального субъекта) является его права и обязанности.

Поскольку административно-правовой статус тесно связан с конституционным, является производным от него, можно выделить общие права, относящиеся к конституционным: право на участие в управлении государственными делами; на равный доступ к государственной службе; на обжалование в судебном порядке актов (действий) государственных органов (должностных лиц).

Все эти права не могут быть реализованы без участия органов государственной власти и местного самоуправления (органов публичной власти). Иные права в сфере государственного управления развивают (обеспечивают) конституционные права. Так, конституционное право на охрану здоровья конкретизируется в таких правах, что является частью административно-правового статуса граждан: право на медико-санитарную и медико-социальную помощь, обеспечение лекарствами, оказания ортопедической и протезной помощи, получения информации о состоянии здоровья.

Права граждан в сфере государственного управления на:

Приобретение оружия;

Регистрацию брака, предпринимательской деятельности;

Обращение в органы исполнительной власти и местного самоуправления;

Управление транспортными средствами;

Регистрацию средств массовой информации;

Выражение убеждений и распространения информации и тому подобное.

Вместе с правами на граждан возлагается и ряд обязанностей. Основным (общим) обязанностью граждан является обязанность соблюдать Конституцию Украины и законы государства. Другие обязанности являются производными и касаются различных сфер жизнедеятельности людей. Административно-правовые нормы устанавливают различные правила поведения и обязанности граждан их соблюдать, например: правила дорожного движения и пользования общественным транспортом; прохождения в установленных случаях обязательного медицинского осмотра и лечения; регистрацию транспортного средства и получение разрешения на занятие определенными видами деятельности.

Нужно различать общий и специальный административно-правовой статус граждан. Первым обладают все граждане независимо от возраста, пола, состояния здоровья, места жительства и т.п.. Однако каждый человек в своей жизни может оказываться в разных ситуациях, определенных положениях, что обусловливает наличие специальных прав и обязанностей. Лицо может выступать субъектом так называемых специальных административно - правовых статусов. В теории административного права различают такие специальные административно-правовые статусы:

Членов административных коллективов - это личный состав организаций, в которых отношения ее членов с администрацией регулируются административным правом (органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные части, студенческие коллективы). В связи с этим выделяют статусы: учеников (студентов, аспирантов, учащихся колледжей), милитаризированных служащих, лиц, свобода которых ограничена в административном порядке (несовершеннолетние, за правонарушения находятся в специальных учебных заведениях; граждане, находящиеся в центрах временного размещения вынужденных переселенцев)

Субъектов административной опеки: сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, многодетные семьи; безработные, чернобыльцы, участники боевых действий в Афганистане, беженцы, те, которые пострадали в результате пожаров, наводнений, землетрясений, стихийных бедствий;

Субъектов территорий с особыми режимами: а) лица, проживающие в приграничной территории; б) жители горных территорий; в) местностей, где объявлено чрезвычайное положение;

Субъектов разрешительной системы - лица, имеющие зарегистрированное оружие, занимающихся определенными видами деятельности, на что требуется специальное разрешение органов внутренних дел и тому подобное.

Еще одним элементом административно-правового статуса является административно-правовые гарантии прав и свобод граждан. К ним относятся организационные гарантии (существование и деятельность органов, осуществляющих охрану и защиту прав и свобод граждан); право на жалобу (административную и судебную). Он закреплен Законом "Об обращениях граждан", а также Кодексом административного судопроизводства.

Субъектами административного права являются также иностранные граждане и лица без гражданства. их административно-правовой статус определяется ст. 26 Конституции Украины и Законом Украины "О правовом статусе иностранцев" от 5 марта 1994 В целом, объем их административно-правового статуса несколько уже, чем у граждан Украины. Так, они не могут быть государственными служащими, занимать должности в государственном аппарате; не несут воинской обязанности; не могут создавать политические партии. На них возложены дополнительные обязанности, не свойственные для граждан Украины. Они обязаны зарегистрировать свой паспорт, получить разрешение для проживания, сообщать органы внутренних дел о перемещении по территории государства и тому подобное. Несут административную ответственность наравне с гражданами Украины.

Основной акцент в обновлении содержания административно правового статуса граждан необходимо делать на реальный действенный механизм обеспечения реализации этих прав, которые уже сегодня закреплены в Конституции и многочисленных законах. Этим механизмом должны стать нормы административно-процессуального законодательства, регулирующих порядок осуществления различных административных процедур и процессуальных действий.

Среди коллективных субъектов административного права важное место занимают органы исполнительной власти, которые образуют самостоятельную сложную систему. Объединяющими факторами этой системы является содержание деятельности, методы и организационные обязанности ее структурных единиц. В систему органов исполнительной власти входят: Кабинет Министров Украины (высший орган исполнительной власти), Совет министров Автономной Республики Крым, министерства, государственные комитеты (центральные органы исполнительной власти), областные и районные государственные администрации, территориальные органы центральных органов исполнительной власти (местные органы) . В эту систему в определенном смысле можно отнести исполнительные органы местного самоуправления, когда речь идет о выполнении ими делегированных полномочий.

Президент Украины как субъект административного права. Формально Президент Украины не входит в систему исполнительной власти, однако наделен широкими полномочиями в сфере исполнительной деятельности. Его взаимоотношения с этой ветвью власти определяются ст. 106,112, 113, 114,115,116, 118 Конституции Украины. Правовой статус Президента Украины определяется также Законом Украины "О Президенте Украины" 1991

В соответствии со ст. 106 Конституции Украины, Президент является главой государства и выступает от его имени, является гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности, соблюдения Конституции, прав и свобод человека. Президент вносит по предложению коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины представление о назначении Верховной Радой Премьер-министра Украины, также вносит в Верховную Раду представление о назначении Министра обороны, Министра иностранных дел и председателя Службы безопасности. Президент полномочия приостанавливать действие актов Кабинета Министров по мотивам несоответствия их Конституции с одновременным обращением в Конституционный Суд относительно их конституционности, отменять акты Совета министров АРК.

Президент Украины является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины, возглавляет Совет национальной безопасности и обороны, которая является координационным органом по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины.

Президент Украины подписывает законы, принятые Верховной Радой Украины и имеет право вето (не под писания закона и возвращения его на повторное рассмотрение Верховной Рады). Реализуя свои полномочия, Президент Украины издает указы и распоряжения. При Президенте Украины создается вспомогательный орган - Секретариат Президента.

Кабинет Министров (правительство) Украины. Согласно Конституции, Кабинет Министров является высшим органом в системе исполнительной власти, возглавляющий всю ее систему. В состав Кабинета Министров входят Премьер-министр, Первый вице-премьер-министр, три вице-премьер-министры и министры. Правовой статус правительства определяется Конституцией Украины. Согласно ст. 116 Конституции, Кабинет Министров направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти.

Деятельность Кабинета Министров обеспечивает Секретариат - постоянно действующий орган, основной задачей которого является организационное, экспертно-аналитическое, информационное, материально-техническое и правовое обеспечение деятельности правительства. Возглавляет Секретариат министр Кабинета Министров. В своей деятельности он взаимодействует с Секретариатом Президента, Секретариатом Верховной Рады, другими государственными органами.

Для более эффективной организации работы Кабинета Министров, координации работы центральных органов исполнительной власти в формировании и реализации государственной политики создано пять комитетов: Правительственный комитет по вопросам обороны, оборонно-промышленного комплекса и правоохранительной деятельности; Правительственный комитет по вопросам промышленной политики, топливно-энергетического комплекса, экологии и чрезвычайных ситуаций; Правительственный комитет экономического развития и по вопросам европейской интеграции; Правительственный комитет социального, научно-технического и гуманитарного развития; Правительственный комитет по реформированию аграрного сектора.

В своих полномочий Кабинет Министров издает постановления и распоряжения.

Центральные органы исполнительной власти. К ним относятся министерства, государственные комитеты и центральные органы исполнительной власти со специальным статусом. Они непосредственно подчинены Кабинета Министров Украины.

Министерство занимает ведущее место среди центральных органов исполнительной власти. Руководители министерств - министры - входят в состав Кабинета Министров. Они участвуют в формировании государственной политики, а также в реализации во всех сферах общественной жизни. Правовой статус министерства определяется Общим положением о министерстве, другом центральном органе исполнительной власти 1996 и положениями об отдельных министерства.

На министра как политического деятеля возлагается политическое руководство в определенном секторе государственного управления. Обеспечение деятельности министерства возлагается на заместителя министра.

В министерствах образуются коллегии в составе министр, заместителей министра, других руководителей министерства. Это совещательный орган, который обсуждает важнейшие вопросы, относящиеся к компетенции министерства. Решение коллегии проводятся в жизнь приказами министра.

Государственный комитет - центральный орган исполнительной власти, который осуществляет координационно-функциональную управленческую деятельность межотраслевого характера. Деятельность государственного комитета направляет и координирует Премьер-министр Украины или один из вице-премьер-министров или министров. Государственный комитет возглавляет председатель, который имеет несколько заместителей, а центральный аппарат делится на главные управления, отделы, департаменты, сектора. В составе этого аппарата образуется коллегия как совещательно-консультативный орган, в который входят председатель, заместители, руководители структурных подразделений.

Компетенция государственного комитета несколько уже, чем компетенция министерства и, как правило, отражена в его названии (например, Государственный комитет строительства, архитектуры и жилищной политики).

Центральные органы исполнительной власти со специальным статусом. Создаются для реализации определенных Конституцией и законодательством особых задач и полномочий выполнения других управленческих функций специального характера. По ним может устанавливаться специальный порядок создания, реорганизации и ликвидации, подконтрольности и подотчетности, решение кадровых вопросов. К этим органам относятся: Антимонопольный комитет, Государственная налоговая администрация, Государственная таможенная служба, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Главное управление государственной службы, Служба безопасности Украины, Фонд государственного имущества и тому подобное.

Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым. Согласно ст. 134 Конституции Украины, Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины. В пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, она решает вопросы, отнесенные к ее ведению.

Для содействия в выполнении полномочий, возложенных на Президента Украины, в АРК создан Представительство Президента Украины (Закон Украины в 2000 г.). Органом исполнительной власти является Совет министров Автономной Республики Крым, которая формируется Верховной Радой АРК. Кандидатура на должность Председателя Совета министров согласовывается с Президентом Украины по представлению Председателя Верховной Рады АРК. Совет Министров АРК подчиняется Кабинету Министров Украины, министерства АРК - соответствующим министерствам Украины. Особенностью этого подчинения является то, что АРК свои полномочия, определенные Конституцией Украины, а также собственной Конституции, которую, согласно ст. 135, принимает Верховная Рада АРК, а утверждает Верховная Рада Украины.

В АРК также министерства, республиканские комитеты, главные управления, а на местах - районные государственные администрации.

Местные органы исполнительной власти. В местные органы исполнительной власти относятся местные государственные администрации на уровне областей, районов областей, районов Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя. Они размещены в областях и районных центрах, в городах Киеве и Севастополе, их деятельность регламентируется Законом Украины "О местных государственных администрациях" (1999 г..) И Законом Украины "О столице Украины - городе-герое Киеве" (1999 г.). Местные государственные администрации призваны обеспечивать комплексное развитие территории и защищать права и законные интересы граждан.

Возглавляет государственную администрацию председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины по представлению Кабинета Министров. Администрации ответственны перед Президентом и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня. В части делегированных полномочий подотчетны и подконтрольны соответствующим советам.

К ведению местных государственных администраций относится решение следующих основных вопросов:

Обеспечение в пределах своей компетенции законности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан;

Социально-экономического развития соответствующих территорий;

Выполнение соответствующих бюджетов.

Административное право предусматривает также понятие специального субъекта, чей правовой статус имеет ряд особенностей, отличающий его от других субъектов административного права.
Ряд авторов выделяют следующие специальные субъекты административного права:
- члены административных коллективов;
- субъекты административной опеки;
- субъекты разрешительной системы;
- жители территорий с особым административно-правовым режимом;
- субъектов административного надзора и др.
Понятие «административный коллектив» в юридической науке уже не используется. Но оно необходимо. Административным коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией, их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, студенческие и школьные коллективы и т.д. Отношения, в том числе и связанные с несением службы регулируются нормами административного права.
К субъектам административной опеки относятся две категории лиц:
- лица, нуждающиеся в помощи со стороны государства. Это сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, члены многодетных семей и т.п.;
- жертвы экстремальных ситуаций (безработные, «чернобыльцы», участники боевых действий в Афганистане и Чечне, вынужденные переселенцы, беженцы, пострадавшие от социальных кризисов, техногенных катастроф и стихийных бедствий).
К субъектам разрешительной системы относятся лица и организации, получившие в соответствии с законодательством специальное разрешение (лицензию) на осуществление определенных действий (деятельности). К ним относятся владельцы огнестрельного оружия, лица, имеющие удостоверение на вождение автомототранспорта, занимающиеся фармацевтической и другими видами деятельности.
Жители территорий, на которых введен специальный административный режим, пользуются определенным правовым статусом, позволяющим более свободно перемещаться на территории своего проживания. К ним относятся приграничные зоны, так называемые «закрытые города», зоны чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и т.д.
К субъектам административного надзора относятся лица, к которым в соответствии с решением суда применяются определенные ограничения и которые находятся под надзором государственных органов. Это условно-осужденные, условно-досрочно освобожденные, а также лица, осужденные к некоторым видам наказания, не связанных с лишением свободы.



mob_info