Порядок наложения административных взысканий. Общие правила наложения административного взыскания Административное взыскание не может быть наложено на

Глава 7
НАЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ

Статья 7.1. Общие правила наложения административного взыскания
1. Административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части настоящего Кодекса в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. Специальная конфискация применяется независимо от того, указана ли она в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса.
2. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
3. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица.

4. Наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание.

Статья 7.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;
2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;
5) совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
6) совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
7) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;
8) совершение административного правонарушения беременной женщиной.
2. Суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, не указанные в настоящей статье.
3. Смягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.

Статья 7.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность
1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;
2) совершение административного правонарушения повторно;
3) вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;
4) совершение административного правонарушения группой лиц, то есть хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;
7) совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;
8) совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;
9) совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
10) совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей.
2. Суд, орган, ведущий административный процесс, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать отягчающим административную ответственность обстоятельство, указанное в пункте 2 части первой настоящей статьи.
3. Суд, орган, ведущий административный процесс, не могут признать отягчающим ответственность обстоятельство, не указанное в настоящей статье.
4. Отягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.

Статья 7.4. Наложение административного взыскания при совершении нескольких административных правонарушений
1. При совершении физическим лицом двух или более административных правонарушений основное и дополнительные административные взыскания налагаются за каждое совершенное административное правонарушение в отдельности.
2. Порядок, предусмотренный частью первой настоящей статьи, применяется и в случаях совершения нескольких административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же судом или органом, ведущим административный процесс. При этом суд, орган, ведущий административный процесс, наложив основное либо основное и дополнительное административные взыскания отдельно за каждое административное правонарушение, окончательно определяют административное взыскание по совокупности совершенных административных правонарушений путем полного сложения таким образом, чтобы оно не превышало:
1) штраф, налагаемый в базовых величинах на физическое лицо, - ста базовых величин, а в случаях нарушения законодательства о труде, порядка осуществления экономической деятельности, порядка управления - тысячи базовых величин;
2) лишение специального права - пяти лет;
3) лишение права заниматься определенной деятельностью - двух лет;
4) административный арест - двадцати пяти суток.
3. К окончательному основному административному взысканию суд, орган, ведущий административный процесс, присоединяют дополнительные административные взыскания, наложенные за отдельные административные правонарушения.
4. Постановления о наложении административных взысканий, относящихся к различным видам, наложенные за отдельные административные правонарушения, приводятся в исполнение самостоятельно.

Статья 7.5. Исчисление срока административного взыскания
Срок административного взыскания исчисляется в случае применения:
административного ареста - сутками;
лишения специального права и лишения права заниматься определенной деятельностью - месяцами, годами.

Статья 7.6. Сроки наложения административного взыскания
1. Административное взыскание может быть наложено:
1) за совершение административного правонарушения - не позднее двух месяцев со дня его совершения;
2) за совершение длящегося административного правонарушения - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения;
3) за совершение административного правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования - не позднее шести месяцев со дня его совершения;
4) за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также иных административных правонарушений, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения, - не позднее трех лет со дня его совершения и шести месяцев со дня его обнаружения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.61, 11.62, 13.1, 13.3, 13.8-13.11 настоящего Кодекса, совершенных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее одного года со дня их совершения, статьей 13.14 настоящего Кодекса, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее двух лет со дня их совершения и двух месяцев со дня их обнаружения;
5) за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 настоящего Кодекса, - не позднее одного года со дня его совершения.

2. В случае отмены постановления о наложении административного взыскания по жалобе или протесту при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня отмены постановления и не позднее трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, по административным правонарушениям против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования - не позднее семи месяцев со дня совершения административного правонарушения, по административным правонарушениям в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также по иным административным правонарушениям, выразившимся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения, - не позднее тридцати семи месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.14 настоящего Кодекса, административное взыскание за которое может быть наложено не позднее двадцати пяти месяцев со дня его совершения, а по административному правонарушению, предусмотренному статьей 9.21 настоящего Кодекса, - не позднее тринадцати месяцев со дня его совершения.

3. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в деяниях признаков совершенного административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Статья 7.7. Зачет времени задержания
В срок административного ареста засчитывается срок задержания.

Статья 7.8. Возложение обязанности возместить причиненный вред
Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением.

Статья 7.9. Наложение административного взыскания при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность
При наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами 3 и 5 части 1 статьи 7.2 настоящего Кодекса, а также иных обстоятельств, признанных смягчающими органом, ведущим административный процесс, административные взыскания за правонарушения, предусмотренные статьями 13.1-13.11 настоящего Кодекса, налагаются в размере, уменьшенном в два раза, либо в пределах установленных в указанных статьях минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в два раза.

Административное взыскание может быть наложено тогда, когда в действиях виновного лица установлен состав проступка. Оно налагается в пределах, установленных актом, предусматривающим ответственность за совершенное административное правонарушение и в точном соответствии с законодательством.

При наложении взыскания учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение.

Общие правила наложения административных взысканий конкретизируют конституционные принципы законности, целесообразности, гуманизма, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.

Особую роль при наложении обоснованного, целесообразного и справедливого административного взыскания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, законодатель признает:

Чистосердечное раскаяние виновного; Предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; Совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; Совершение правонарушения несовершеннолетним; Совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Этот перечень не является исчерпывающим: законодателем и правоприменителями могут быть признаны смягчающими и иные обстоятельства.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются:

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; Повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; Вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; Совершение правонарушения группой лиц; Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; Совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.

Особо следует выделить случаи наложения административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений. При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

Одним из условий применения административного взыскания является строгое соблюдение сроков давности. Оно не может быть наложено позднее двух месяцев со дня совершения проступка, а при длящихся правонарушениях (например, проживание без прописки) — двух месяцев со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. Эти сроки не распространяются на случаи применения конфискации вещей, являющихся непосредственными объектами административных таможенных правонарушений, и предметов со специально изготовленными тайниками, использованными для сокрытия вещей от таможенного оформления. Конфискация таких вещей и предметов производится независимо от времени совершения и обнаружения административного правонарушения.

Срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ — днями или месяцами, лишения специального права — днями, месяцами, годами.

В законодательстве определен срок погашения административного взыскания. Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения.

Важным компенсирующим средством служит возложение обязанности возместить причиненный гражданину, предприятию, учреждению или организации ущерб. Административная комиссия, исполнительный комитет поселкового, сельского Совета депутатов, комиссия по делам несовершеннолетних, народный судья при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба. В определенных случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.

Общие правила наложения административного взыскания - это такие положения (предписания), которые обязательно должны приниматься во внимание при наложении взыскания не­зависимо от вида налагаемого административного взыскания и вида административного правонарушения, за совершение которо­го налагается взыскание. Их можно разделить на три вида:

1) правила о том, что взыскание за совершенное администра­тивное правонарушение должно налагаться с учетом положений Общей части КоАП;

2) правила наложения взыскания в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части КоАП, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение;

3) правила о том, что при наложении взыскания необходимо учитывать характер совершенного правонарушения, обстоятель­ства его совершения, личность физического лица, совершившего это правонарушение, степень его вины, характер и размер причи­ненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятель­ства, смягчающие и отягчающие административную ответствен­ность (ст. 7.2).

Все три вида правил адресованы органам (должностным ли­цам), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, являются обязательными для них и, следова­тельно, должны приниматься во внимание при наложении адми­нистративного взыскания.

Суть первого вида сводится к тому, что в процессе решения вопроса о наложении взыскания следует сверить позицию с нормами Общей части КоАП. Без их учета решение может ока­заться незаконным. Подобного предписания не было в КоАП 1984 г. Оно отсутствует и в КоАП Российской Федерации, но наличест­вует в статье 62 УК Республики Беларусь. Рассматриваемое пра­вило является немаловажным. Теперь обязательность его для пра­воприменителей очевидна. До КоАП 2003 г. лишь предполагалась необходимость учета Общей части КоАП при назначении адми­нистративного взыскания. Таких норм, к которым необходимо обращаться каждый раз при наложении административного взыскания, в Общей части немало.

Вот некоторые из них: сроки наложения административного взыскания; правила наложения взыскания при совершении нескольких административных взысканий; основания для осво­бождения от административной ответственности; обязанность фи­зических и юридических лиц возместить причиненный админис­тративным правонарушением вред; положения об ответственности несовершеннолетних, военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специ­альных положений о дисциплине. Например, за умышленное при­чинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратков­ременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, предусмотрено наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин или административный

арест (ст. 9.1). Решая вопрос о наложении административного взыскания за названное правонарушение, необходимо, прежде всего, свериться с нормами Общей части КоАП, к какому виду граждан невозможно применить штраф и административный арест. Ответ на этот вопрос можно найти в статьях 4.6, 4.7, 6.7. Кроме того, следует определить, присутствуют ли здесь основания для освобождения от ответственности (гл. 8), и т.д. Не решив всех подобных вопросов, наложить административное взыскание не­возможно.

Таким образом, наложение административного взыскания тесно связано с нормами Общей части КоАП, без учета которых просто невозможно привлечь виновное лицо к административной ответственности.

В части 1 статьи 7.1 установлено, что административное взыскание налагается в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части КоАП, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. Это означает, что орган (должностное лицо), рассматривающий дело, может:

1. применить только то административное взыскание, которое названо в соответствующей статье Особенной части КоАП;

2. наложить взыскание в пределах, предусмотренных в этой статье.

Ни один орган (должностное лицо) не может выйти за пределы санкции правовой нормы и применить не указанное в ней адми­нистративное взыскание. Правда, в отдельных случаях ее некото­рые административные взыскания не называются в статьях Осо­бенной части, но назначаться могут. Так, в соответствии с частью 2 статьи 4.6 на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет мо­жет назначаться административное взыскание в виде предупреж­дения, независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции нормы статьи Особенной части КоАП. Не названо ни в одной норме статьи Особенной части такое административное взыска­ние, как взыскание стоимости предмета административного пра­вонарушения. Оно в соответствии с частью 2 статьи 6.12 может быть наложено лишь в том случае, если отсутствуют предметы, товары и (или) транспортные средства, являющиеся предметом административного правонарушения.

Нередко статья Особенной части содержит не одно, а несколь­ко административных взысканий. По закону наложено может быть лишь одно основное административное взыскание по усмот-

рению органа (должностного лица), рассматривающего дело, или основное и дополнительное, если оно предусмотрено. В литерату­ре высказано мнение о том, что не исключается сочетание мер административной, дисциплинарной, материальной ответствен­ности, если они предусмотрены нормативными актами. Поскольку подобная позиция недостаточно аргументирована, то ее следует считать весьма спорной. Действительно, существует немало адми­нистративных правонарушений, имеющих так называемый «двой­ственный характер», которые одновременно являются (в первую очередь) и дисциплинарными проступками. К ним относятся все административные правонарушения, совершаемые по службе, с использованием служебных полномочий должностными и иными лицами юридических лиц. Такие лица могут быть привлечены к административной или дисциплинарной ответственности. При­влечение же к двум видам ответственности одновременно вряд ли является разумным, да и законным. В подтверждение этой мысли можно сослаться на статью 8.5 КоАП. В ней установлено, что во­еннослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел могут быть освобождены от административной ответственности с передачей материалов по месту службы для ре­шения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности. Правда, в единичных случаях лицо, привлеченное к администра­тивной ответственности, в сущности, привлекается и к дисципли­нарной ответственности. Так, водитель-профессионал, лишенный права на управление транспортным средством, отстраняется от та­кой работы и переводится на другую, не связанную с управлением транспортным средством.

Третий вид правил направлен на индивидуализацию ответ­ственности, на то, чтобы при наложении административного взыскания на физическое лицо обязательно учитывался характер совершенного административного правонарушения, личность на­рушителя, степень его вины, характер и размер причиненного вре­да, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

При наложении административного взыскания на юридичес­кое лицо учитывается характер административного правонаруше­ния, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность должностного лица или иного работника, юридического лица, совершившего адми­-

нистративное правонарушение, а также финансово-экономическое положение юридического лица.

Учет названных обстоятельств позволяет избрать наиболее справедливую и эффективную меру ответственности, соразмер­ную как характеру совершенного правонарушения, так и личности виновного, имущественному положению и другим обстоятель­ствам, относящимся как к физическому, так и юридическому ли­цам, которые смягчают или усиливают взыскание. Однако все это должно быть в пределах санкции нарушенной правовой нормы. Орган (должностное лицо) не вправе превысить предел, установ­ленный санкцией, или снизить его ниже минимума. Например, за неисполнение банком решения налогового или таможенного орга­на о приостановлении операций по счетам плательщика предус­мотрено наложение штрафа от 20 до 50 базовых величин (ст. 13.1). Стало быть, нельзя наложить штраф ниже 20 и выше 50 базовых величин. В тех случаях, когда в санкции не установлен минимальный размер взыскания, следует руководствоваться нор­мой Общей части КоАП, определяющей его. Так, по статье 23.20 за нарушение установленного порядка регистрации и информиро­вания о финансовых операциях предусмотрено наложение штра­фа до 50 базовых величин. Минимальный размер штрафа, налага­емого на физическое лицо, не может быть менее 0,1 базовой вели­чины. Следовательно, на нарушителя правил с учетом части 2 статьи 6.5 может быть наложен штраф от 0,1 до 50 базовых ве­личин.

В том случае, если орган (должностное лицо) при рассмотре­нии дела придет к заключению о нецелесообразности применения административного взыскания к виновному, он вправе при нали­чии установленных в законодательстве обстоятельств освободить его от административной ответственности (глава 8).

Порядок наложения административных взысканий

Основные правила наложения административных взысканий изложены в отдельной главе КоАП РФ. КоАП РФ закрепляет общие правила (принципы) карательного воздействия: законность; целесообразность; своевременность, оперативность воздействия; сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений.

Общие принципы наложения административных взысканий:

1) Законность: орган (должностное лицо), рассматривающее дело об административном проступке, может наложить на виновного только то взыскание, которое установлено нормативно-правовым актом, и только в пределах санкции конкретной нормы права.

Законность обеспечивается: а) закреплением в КоАП РФ системы административных взысканий, за пределы которой нельзя выходить; б) закреплением в каждой ст. КоАП РФ вида и размера административных взысканий; в) санкция предусматривает ряд альтернативных административных взысканий, но возможно наложение только одного основного; г) за одно и то же административное правонарушение может быть наложено только одно основное, либо основное и дополнительное административное взыскание из установленных.

Законность – важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав проступка. Проявления принципа целесообразности административных взысканий – в индивидуализации кары и экономии репрессии.

2) Индивидуализация административных взысканий – необходимость учета обстоятельств смягчающих и отягчающих (особая роль), характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины. Смягчающие обстоятельства – это чистосердечное раскаяние, добровольное возмещение ущерба, устранение причиненного вреда, сильное душевное волнение и т. д. Отягчающие обстоятельства – совершение правонарушения несмотря на требования прекратить его, продолжение противоправного поведения, вовлечение несовершеннолетних, совершение в состоянии опьянения и т. д.

3) Экономия карательных мер: административно-правовые нормы предоставляют правоприменителю возможность или прямо обязывают его заменить взыскание иными мерами воздействия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Вопрос 35. Дисциплинарная ответственность, виды взысканий, порядок их наложения и снятия. Меры поощрения за добросовестную работу. Нарушение адвокатом требований законодательства об адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката, совершенное умышленно или по

Вопрос 138. Понятие и виды дисциплинарной ответственности работников. Виды дисциплинарных взысканий, основания, порядок их применения и снятия. Особенности рассмотрения и разрешения трудовых споров о снятии (признании незаконными) дисциплинарных

Вопрос 273. Понятие, виды и классификация административных наказаний (взысканий). Административная ответственность юридических лиц (коллективных субъектов). Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение

Вопрос 279. Виды административных взысканий: штраф, конфискация, лишение специальных прав, административный арест, административное выдворение. Административный штраф (ст. 3.5.КоАП):Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и

Статья 397. Порядок образования административных комиссий (1) Административная комиссия при исполнительном органе местного публичного управления образуется местным советом (сельским, коммунальным, городским, муниципальным) в составе председателя, заместителя

96. Производство по жалобам на действия органов и должностных лиц с наложением административных взысканий Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица,

Статья 118. Порядок наложения денежного взыскания и обращения залога в доход государства 1. Денежное взыскание налагается судом.2. Если соответствующее нарушение допущено в ходе судебного заседания, то взыскание налагается судом в том судебном заседании, где это

Статья 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется

Статья 118. Порядок наложения денежного взыскания и обращения залога в доход государства 1. Денежное взыскание налагается судом.2. Если соответствующее нарушение допущено в ходе судебного заседания, то взыскание налагается судом в том судебном заседании, где это

Исчисление сроков административных взысканий и сроков их давности Административное взыскание не может быть наложено позднее двух месяцев со дня совершения проступка, при длящихся правонарушениях – два месяца со дня обнаружения. Срок погашения административного

Виды административных наказаний и порядок их применения. Предупреждение. Это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Как правило, оно налагается за совершение малозначительного административного

3.ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СМЯГЧАЮЩИЕ И ОТЯГЧАЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

4.НАЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ ПРИ СОВЕРШЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И СРОКИ ИХ ИСЧИСЛЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Административное взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, предусмотренных в статье особенной части настоящего раздела за данное административное правонарушение, в точном соответствии с положениями настоящего Кодекса. Административное взыскание должно быть справедливым, соответствующим характеру правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности правонарушителя.

При наложении административного взыскания на физическое лицо должны учитываться характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, в том числе его поведение до и после совершения правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Так при наложении административного взыскания на юридическое лицо учитывается характер административного правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Наложение административного взыскания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание, устранения допущенных нарушений и возмещения ущерба.

За одно административное правонарушение может быть наложено одно основное либо основное и дополнительное (дополнительные) административные взыскания.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ.

Административное взыскание – это мера государственного принуждения, применяемая уполномоченными на то законом судьёй, органами (должностными лицами) за совершение административного правонарушения, и заключаемое в предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях РК лишении или ограничении и свобод этого лица.

В зависимости от субъекта правонарушения в законодательстве об административных правонарушениях для физических и юридических лиц предусмотрены различного рода виды административных взысканий. Например, за совершение административных правонарушений к физическому лицу могут применяться следующие административные взыскания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения;

5) лишение специального права;

6) лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий;

7) приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя;

8) принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения;

9) административный арест;

10) административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.

В случаях, предусмотренных статьями 461-472, 476 Кодекса об административных правонарушениях, информация о наложенных видах административных взысканий вносится в талон к водительскому удостоверению в порядке, установленном уполномоченным органом.

К юридическим лицам за совершение административных правонарушений могут применяться административные взыскания, перечисленные в подпунктах 1)-6), 8 части первой 45 статьи КоАП РК, а именно – предупреждение, лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий, принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения, также приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности юридического лица. Административные меры взыскания делятся основные и дополнительные.

Предупреждение, административный штраф и административный арест могут применяться только в качестве основных административных взысканий.

Лишение специального права, лишение или приостановление действия лицензии (специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства), приостановление или запрещение предпринимательской деятельности или отдельных ее видов, а также административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, конфискация, принудительный снос возведенного строения могут применяться только в качестве дополнительного административного взыскания.

Предупреждение состоит в официальной даче органом (должностным лицом), уполномоченным налагать административное взыскание, отрицательной оценки совершенного правонарушения и предостережении физического или юридического лица о недопустимости противоправного поведения. Предупреждение выносится в письменной форме.

Административный штраф - это денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в статьях особенной части, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законодательным актом, действующим на момент наложения административного взыскания.

В случаях, предусмотренных в статьях особенной части, размер штрафа выражается в процентах от суммы неисполненного или исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства, установленного законодательными актами Республики Казахстан, от суммы не перечисленных (несвоевременно перечисленных) социальных отчислений, а также от суммы операции, проведенной с нарушением норм законодательства Республики Казахстан, либо в размере суммы нанесенного окружающей среде вреда, либо в процентах от суммы дохода (выручки), полученного в результате осуществления монополистической деятельности.

Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной пятой месячного расчетного показателя, за исключением случаев предусмотренных законодательством РК.

Размер штрафа, налагаемого на должностное лицо, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката, а также юридическое лицо, не может быть менее пяти месячных расчетных показателей, за исключением случаев предусмотренных законодательством РК.

Размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, являющееся субъектом крупного предпринимательства, не может быть менее двадцати месячных расчетных показателей.

Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать двести месячных расчетных показателей, за исключением случаев предусмотренных законодательством.

Размер штрафа, налагаемого на должностное лицо, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката, а также юридическое лицо, не может превышать четыреста месячных расчетных показателей.

Размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, являющееся субъектом крупного предпринимательства, не может превышать две тысячи месячных расчетных показателей.

Штраф, исчисленный в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, может быть установлен в размерах, превышающих или менее установленных размеров штрафов, указанных в законодательстве правонарушениях об административных.

Штраф взыскивается в доход государственного бюджета в установленном законодательством порядке.

Отнесение юридических лиц к субъектам малого или среднего предпринимательства, крупного предпринимательства осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии на основании постановления судьи и последующей реализации в порядке, предусмотренном для исполнения судебных актов. Вырученная от реализации такого предмета сумма передается судебным исполнителем собственнику за вычетом расходов по его реализации.

Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником существования.

Возмездное изъятие может применяться только за умышленное правонарушение в случаях, предусмотренных статьями особенной части, в качестве административного взыскания.

Конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а также имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении их в собственность государства в установленном законодательством порядке.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, предмета, подлежащего возвращению его собственнику либо изъятого из оборота. Предмет, изъятый из оборота, подлежит обращению в собственность государства или уничтожению. При этом предусмотрено, что конфискации подлежит лишь предмет, являющийся собственностью нарушителя.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов к нему и других разрешенных орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота (рыболовство) является основным законным источником существования.

Конфискация применяется судьей и может налагаться в случаях, когда она предусмотрена соответствующей статьей особенной части второго раздела в качестве административного взыскания.



mob_info