Логопедическое сопровождение в доу. Психолого-логопедическое сопровождение детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания. Малышам необходима положительная оценка их деятельности

Речь - это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание. Развитие речи детей начинается с самых первых дней.

Вплоть до последних лет в России обследование младенцев вообще и младенцев риска в частности, характеризовалось :

– Приоритетом медицинских служб, отсутствием педагогической, психологической, социальной работы;

– Недостатком методов диагностики и определения уровня функционального развития младенцев, отсутствие системы раннего обнаружения младенцев риска;

– Недостатком новой литературы в области развития младенцев;

– Отсутствием системы подготовки педагогов (в том числе, специальных педагогов) и психологов для детей от 0 до 3-х лет.

Вплоть до настоящего времени, университеты и педагогические институты готовят специалистов для работы с детьми в основном с трех лет.

Таким образом, поставлена задача в государственном масштабе, осуществить программу ранней помощи детям. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность сгладить имеющиеся недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

В последние годы определилось особое направление в логопедии - превентивное логопедическое воздействие, что отвечает положениям разрабатываемой концепции раннего логопедического вмешательства.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста - это специальная работа с 2-3 летними детьми, включающая раннюю диагностику и комплексную коррекцию с первых месяцев жизни, что позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня общего развития детей.

Между тем существующий порядок помощи детям, имеющим проблемы в развитии, не отвечает в полной мере потребностям семьи и не обеспечивает комплексной помощи, так как сосредотачивает свое внимание в основном на детях старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Авторами государственной концепции раннего вмешательства разрабатывается и апробируется система специального образования нового типа. Соответственно определены и задачи реализации этой системы (Малофеев Н.Н.) .

1. Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка.

2. Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка, включающего как неспецифические, так и специфические компоненты.

3. Обязательное включение родителей в процесс обучения начиная с первых лет жизни ребенка.

4. Расширение временных границ специального образования: нижняя граница - первые месяцы жизни.

5. Наличие специализированного стандарта образования, определяющего наряду с академическими достижениями уровень жизненной компетенции ребенка.

6. Более дифференцированное, «пошаговое» обучение, которого в большинстве случаев не требуется в образовании нормально развивающегося ребенка.

7. Значительно более глубокая, чем в массовом образовании, дифференциация и индивидуализация обучения, особая организация образовательной среды и др.

Для реализации поставленных задач необходима реконструкция отечественной системы специального образования и создание нового структурного элемента - службы ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии. Служба ранней помощи должна предусматривать оказание помощи всей семье, воспитывающей проблемного ребенка.

Раннее вмешательство позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, интеграции в общество.

Ранняя (с первого месяца жизни) коррекция отклонений в развитии детей во всем мире является одним из приоритетных направлений специальной педагогики и психологии. Создавая отечественную систему ранней помощи, важно изучать опыт Запада, но не следует пренебрегать и отечественными разработками .

Раннее вмешательство рассматривается как социальная программа для детей от рождения до трех лет с отставанием и риском отставания, где отводится большая роль семье, матери в реализации индивидуальной программы развития ребенка.

Л.С. Выготский указывал, что в развитии ребенка существуют оптимальные сроки для каждого вида обучения. Мнение о том, что чем старше ребенок, тем легче его обучать, по сути своей неверно. Сроки обучения определяются сензитивными периодами в развитии каждой функции. Именно в эти периоды обучение оказывается наиболее легким, экономным и плодотворным. Оптимальные сроки обучение для каждого ребенка определяются зоной его ближайшего развития, то есть обучение опирается не только и не столько на созревшие функции ребенка, сколько на созревающие .

По данным ведущих отечественных педиатров, перинатальная отягощенность в нашей стране за последнее десятилетие возросла в 1,9 раза и составила 544,7 на 1000 родившихся. Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на состояние многих органов и систем организма, в первую очередь, нервной системы .

Причинами, вызывающими перинатальную энцефалопатию, могут быть неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, различные родовые травмы; тяжелые заболевания, перенесенные в раннем возрасте, вызывают риск возникновения у детей нарушений в развитии. И хотя диагноз «перинатальная энцефалопатия» к концу первого года жизни снимается, так как выраженных нарушений не выявляется, но нормальное развитие отмечается у 15-20% детей. Длительные наблюдения показывают, что и эти дети в возрасте 4-5 лет характеризуются различными речевыми нарушениями: ОНР, ФФН, стертые формы дизартрии и другие.

Исследования сотрудников Центра психолого-медико-социального сопровождения Санкт-Петербурга, где проводится диагностика и коррекция отклонений в развитии детей от 0 до 3 лет, показывают, что 83% детей этого возраста относятся к группе риска или имеют выраженные отклонения. Среди них дети с проблемами речевого развития составили 28%, с проблемами общего психического развития - 22,3 %, с проблемами поведения - 11,2%, с отставанием только в сфере моторного развития - 8%, с проблемами внутрисемейных отношений - 7% .

Таким образом, своевременная диагностика отклонений в развитии детей раннего возраста поможет организовать адекватную раннюю коррекционную помощь и логопедическое сопровождение, а так же позволит предупредить вторичные нарушения у детей группы риска.

Доказано, что нарушение нейрофизиологических функций искажает, но не останавливает процессы развития. Формирование психики ребенка протекает при этом в аномальных условиях, однако благодаря высокой пластичности детской психики, ее широким компенсаторным возможностям оказывается возможной как успешная коррекция отклонений, так и относительная компенсация даже самых тяжелых поражений нервной системы, опорно-двигательного аппарата.

Ребенок с отклонениями в развитии, начавший обучаться в первые месяцы жизни, имеет самые большие шансы на максимально быстрое достижение оптимально возможного для него уровня общего развития и, соответственно, более раннего срока выбора интегрированного обучения.

Одним из важнейших условий результативности коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии является выявление характера отклонений и их коррекция в раннем возрасте. Возможности компенсации и развития психических функций во многом зависят от времени начала коррекционных мероприятий. Наиболее эффективным оказывается коррекционное воздействие, которое проводится в период интенсивного развития корковых структур головного мозга, то есть в первые три года жизни ребенка

Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практики со всей очевидностью показывают, что раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии, начатая с первых лет жизни ребенка, позволяют предупредить появление вторичных и третичных нарушений, скорригировать уже имеющиеся трудности и в результате значительно снизить степень социальной недостаточности детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития.

Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы.

Большое значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в ранний период 2 - 3 лет. Своевременное и полноценное формирование речи в младшем дошкольном возрасте - одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребёнка, а также на его деятельности в различных её формах.

Ранний возраст - лучший для профилактики и коррекции недостатков речи. Этому способствуют особенности ребенка: высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий дефект.

Анализ зарубежного опыта реализации программ раннего вмешательства показывает, что в России есть все условия, необходимые для построения эффективной системы ранней диагностики и коррекции выявленных отклонений в развитии у детей.

Таким образом, цель логопедического сопровождения детей в раннем возрасте - своевременная диагностика и предупреждение нарушений речи, обусловленных неблагоприятными воздействиями социальной среды и биологических факторов.

дошкольный вербальный речевой недоразвитие

Для профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в логопедии определилось особое направление под названием . Суть его заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция (в нашем случае - профилактика) с первых лет жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление вторичных, достичь более высокого уровня общего развития детей, в частности, их речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Для профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в логопедии определилось особое направление под названием «Превентивное логопедическое воздействие» . Суть его заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция (в нашем случае - профилактика) с первых лет жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление вторичных, достичь более высокого уровня общего развития детей, в частности, их речи. Известный петербургский ученый доктор медицинских наук, ведущий сотрудник института эволюционной физиологии и биохимии им.И.М. Сеченова Российской академии наук Е.П.Харченко утверждал: «Несформировавшаяся в соответствующий момент раннего развития ребенка функция мозга (и в частности речь) часто не развивается нормально либо вообще не развивается в более поздние сроки, поскольку мозг оказывается уже на другом этапе развития, и невозможно воспроизведение предшествующих стадий структурно-функциональных отношений, соответствующих развитию и становлению этой функции… и в лечении, и в логопедической коррекции любого отставания развития ребенка важно не опоздать . Опасность промедления чревата тем, что дефект развития будет невозможно обратить или уменьшить».

Отсутствие каких-либо профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в адаптационный период в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи: нарушению процесса общения и обусловленные им трудности дальнейшей адаптации в детском коллективе (ребенка не понимают и не хотят принимать его в игру), речевому негативизму (отказу какой-либо деятельности), вторичной задержке познавательной деятельности (ни для кого не секрет – существование взаимосвязи речи и мышления).

Наряду с важнейшими направлениями работы с малышами, такими как развитие наглядно-действенного мышления, продуктивных видов деятельности (изобразительной и конструирования), физического развития свои особенности имеет и непосредственно логопедическая работа: ежедневные упражнения мимической, артикуляционной, дыхательной гимнастики с использованием коротких ритмичных рифмованных текстов, а также ярких картинок и игрушек в качестве зрительной опоры. В младшей группе логопед не занимается формированием укладов отсутствующих или неправильно произносимых детьми звуков. Даже уточнением произношения сохранных звуков он начинает только тогда, когда все дети овладели фразовой речью.

Одной из важнейших задач в непосредственной образовательной деятельности является эмоциональное благополучие малышей. Установление частого эмоционально-положительного контакта подразумевает использование преимущественно индивидуального общения воспитателя с ребенком и формирование у детей мотивации к общению между собой. В нашем детском саду эту часть педагогического процесса курируют педагог-психолог и старший воспитатель.

Исходя из требований к речевому развитию детей раннего возраста для воспитателей и родителей подобраны разнообразные темы консультаций:

  • «Речь ребенка от 2 до 3 лет»
  • «Проверьте слух у ребенка»
  • «Если в диагнозе стоит ПЭП…»
  • «Если ребенок не говорит»
  • «Тренируем пальчики – развиваем речь»

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.

Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

  • Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания
  • В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения

  • Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение

  • Содержание материала должно соответствовать детскому опыту

  • Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала

  • Необходимо контролировать длительность занятия

  • Необходима четкая структура занятия

  • Малышам необходима положительная оценка их деятельности

Ранняя профилактика нарушений речевого развития имеет большие потенциальные возможности и может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, подготовке их к школьному обучению в полном объеме, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики.

  1. Ковалева И.А. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период // Логопед. 2009. № 1.
  2. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках. М., 2008.
  3. Нищева Н.В. Важно не опоздать! Специфика логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста // Логопед. 2012. № 6.
  4. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). СПб., 2012.
  5. Ульянова А.А. Cотрудничество учителя-логопеда с родителями «неорганизованных детей» раннего возраста при ДОУ // Логопед. 2011. № 6.
  6. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. М., 2008.


Логопедическое сопровождение детей от 1 до 4 лет

Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным периодом в развитии ребёнка. Многочисленные научные исследования доказывают, что именно в этом возрасте закладываются наиболее фундаментальные, глубинные личностные качества, такие как самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру, познавательная активность и др. Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаётся компенсации или коррекции в более поздние периоды. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии детей раннего возраста чрезвычайно важно. Опыт практической работы показывает, что в последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии ЦНС (головного мозга), а при этом одной из первых страдает именно речь. Известно, что основное становление речи завершается к 5 – 6 годам. Получается, что пока происходит формирование и развитие речи, никто из специалистов активно не вмешивается в этот процесс. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами) учителя – логопеды принимаются за дело. Этот подход совершенно себя не оправдывает, особенно если учесть состояние здоровья современных детей. Очевидно, что необходимо оказывать разностороннюю помощь ребёнку и его родителям на самых ранних этапах формирования и развития речи, таким образом предупредить возможные расстройства данного процесса.

Наше ДОУ образовательного типа с системой логопункта имеет 13 возрастных групп, 5 из которых – группы раннего возраста. С 1998 года с детьми на группах раннего возраста работает учитель-логопед. В настоящее время выработана определённая система логопедического сопровождения детей. (Схема 1). В основу этой системы положены научные разработки Н.С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, О. Е. Громовой, Е. А. Стребелевой, Ю. А. Разенковой, А. В. Сенчило и др. Изучен опыт работы специальной помощи детям раннего возраста городов Урала – г.Челябинска, г.Магнитогорска, а так же г.Ростова-на-Дону, г.Москвы и других. Учитель-логопед совместно с руководителем физического воспитания прошли обучение и стажировку на кафедре специальной педагогики и специальной психологии в МГПУ под руководством Н. М. Назаровой и Б. А. Архипова.

Вся работа по раннему выявлению проблем в речевом и психомоторном развитии и специальной помощи детям раннего возраста строится комплексно, является семейно-центрированной, т.е. направленной на помощь всей семье, а не только ребёнку. Абилитационный процесс (абилитация)* в ДОУ осуществляется в нескольких направлениях :

1. Психолого-педагогическое – является одним из ведущих т.к. данные, полученные в реализации этого направления служат базисом для составления планов и программ абилитации.

2. Медико-педагогическое – предполагает анализ медицинской документации. Состоит в выявлении структуры ведущего нарушения и координации деятельности ___________________________

* Абилитация – применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии целесообразно применять термин абилитация (от лат. habilis – быть способным к чему-либо), так как в отношении раннего возраста речь не может идти о возвращении способности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр., а о первоначальном её формировании. См.: Специальная педагогика / под редакцией Н.М.Назаровой. – М., 2001.- с. 14
медицинских и педагогических работников в преодолении проблем в развитии, предупреждении возможных отклонений.

3. Социальное – предполагает изучение семейного микроклимата, оценку педагогической компетентности родителей, определение места ребёнка в семье и т.д.

4. Информационное – предполагает: а) своевременное информирование родителей об особенностях развития ребёнка на ранних стадиях; б) распространение информации о работе специалистов ДОУ и уровня их компетенции; в) проведение обучающих семинаров для родителей, воспитателей и специалистов; г) обмен опытом работы параллельных групп, опытом семейного воспитания и др.

Работа с ребёнком и его семьей в системе ранней диагностики и специальной помощи детям раннего возраста делится на следующие этапы:

I этап – до поступления ребёнка в детский сад.


  • Работа учителя-логопеда совместно с воспитателями и другими специалистами в «Родительской школе». Здесь мы знакомимся с родителями будущих «новобранцев» и членами их семей. В беседах узнаём о психомоторных и речевых возможностях детей; выясняем круг проблем, которые волнуют родителей в данный период; даём рекомендации по подготовке детей к детскому саду.
II этап – организация жизни и деятельности ребёнка в детском саду .

  • Подробно изучаем медицинские карты, карты НПР (знакомимся с заключениями специалистов КЗР (комнаты здорового ребёнка) поликлиники, узких специалистов, с анамнестическими данными).

  • Наблюдаем за ребёнком в первое полугодие его жизни в ДОУ:
выясняем особенности:

Питания и глотания;

Работы органов ротовой полости;

Слюноотделения;

Дыхания (физиологического и речевого);

Коммуникативной сферы;

Развития экспрессивной и импрессивной речи;

Моторной системы (общей, мелкой, артикуляторной)

Доречевой вокализации (соответствие возрастным этапам вокализации, репертуар гласных и согласных звуков, организация лепетных звуков по типу итерации, структура слогов и т.д.)

Просодики

Комбинации жестов и слов;

Коммуникации;

Фонематических процессов.


  • Беседуем с воспитателями, даём им рекомендации по предупреждению возможных отклонений психомоторного и речевого развития у детей в период адаптации.

  • После того, как дети полностью адаптируются к детскому саду, проводится диагностика психомоторного и речевого развития с учётом эпикризных сроков. Основным условием обследования является естественно игровая обстановка, как правило, на территории группы которую посещает ребёнок. Обследование проводится по методике, разработанной ИКП РАО* с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. В связи с этим сроки обследования варьируются от 2 недель _______________________________
* Дети – сироты: консультирование и диагностика развития/ под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 1998.
до 1 месяца. Своё заключение учитель-логопед даёт только после полного обследования. В ходе обследования учителем-логопедом, совместно с воспитателями и родителями составляются индивидуальная карта логопедического обследования и речевая карта (Приложение 25, 26, 27).

Затем дети с задержками, отклонениями и особенностями психомоторного и речевого развития (согласно эпикризным срокам) делятся на группы:

1 группа – внимания (отставание на 1 эпикризный срок)

2 группа – риска (отставание на 2 эпикризных срока)

3 группа – выраженного риска (отставание на 3 и более эпикризных срока)

Опыт показывает, что у детей группы выраженного риска, как правило, нарушены кроме речевых и многие другие процессы развития. Эти дети берутся на учёт не только учителем-логопедом, но и другими специалистами детского сада. Чтобы избежать гипердиагностики мы проводим комплексное обследование, т.е. одновременно несколькими специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом, врачом, муз. руководителем, руководителем физ. воспитания, зам. зав. по ВМР, старшим воспитателем) и воспитателями. Данные заносятся в сводную таблицу (Приложение 6). Формы обследования разнообразные (т.к. более 2 взрослых одновременно в группе присутствовать не могут в силу особенностей возраста) в зависимости от цели обследования мы используем:

Поочерёдное наблюдение специалистами за ребёнком в организации режимных моментов, игровой деятельности и др.;

Включение специалиста в игровую (и др.) деятельность;

Индивидуальные и групповые беседы с детьми, воспитателями и родителями;

Видеопросмотры и анализ увиденного;


  • Далее на заседании ПМПк(онсилиума) ДОУ коллегиально анализируем результаты обследования, уточняем группы абилитации. Разрабатываем индивидуальные планы абилитационной работы (Приложение 7), составляем по ним программы.

  • Знакомим родителей с результатами обследования , и индивидуальными планами и программами, определяем их участие в абилитационном процессе в качестве параспециалистов (т.е. родители становятся непосредственными участниками абилитации ребёнка, через них осуществляется процесс обратной связи с семьёй).
Совместно со всеми специалистами ДОУ, опираясь на клинические показания разрабатываем комплексные перспективные планы.

Работая в системе ранней диагностики и специальной помощи детям раннего возраста, мы определили основные формы абилитационной работы:

1. Создание оптимальной развивающей среды на группах и дома (совместно воспитатели, родители, специалисты).

2. Организация индивидуальной работы специалистов (в том числе и учителя – логопеда) с ребёнком, семьей и воспитателями.

3. Организация комплексной работы специалистов (в том числе и учителя – логопеда) по перспективным планам (занятия 1 раз в неделю в группе или в зале, в зависимости от возраста и особенностей развития детей). Занятия проводятся в форме игры, количество детей на занятии определяется количеством специалистов, каждый специалист поочерёдно ведёт занятие, остальные выступают в качестве

«кураторов». Это даёт возможность уделить необходимое внимание каждому ребёнку и тем самым активизировать все возможные органы и системы его организма.

4. Организация работы информационной коррекционно-педагогической службы (ИКПС) ДОУ: информирование и обучение родителей и воспитателей через стенды, уголки абилитации в группах и др.


  • Далее работа с детьми ведётся согласно расписанию и планов. В течение всего развивающего процесса в планы могут вноситься изменения и поправки в зависимости от динамики развития (если у ребёнка динамика на протяжении длительного периода незначительная, усвоение материала идёт с трудом, то занятия проводятся на том дидактическом материале, который ребёнок может усваивать, пытаемся найти причину, при необходимости направляем детей вместе с родителями на консультации к узким специалистам поликлиники или мед. Центров и далее свою работу строим согласно их рекомендаций). Таким образом, процесс анализа динамики и прогнозирования развития идёт непрерывно. В зависимости от этого и корректируются индивидуальные планы и программы.
В целях повышения эффективности проводимых абилитационных мероприятий воспитатели, специалисты (в том числе и учитель-логопед) ДОУ используют в своей работе современные технологии и нетрадиционное оборудование:

- «сухие бассейны и души» (для общей и мелкой моторики)

Дидактическое пособие «мягкие сенсорные дорожки»

Массажные дорожки, коврики и рукавички, мячи, ролики…

Фитболы

Тренажёр «перекати – поле»

Сюжетные сенсорные коврики и игрушки

Дидактические звучащие предметы по методике К.Орфа и многие другие.

Методическое обеспечение абилитационного процесса тщательно продумывается всеми специалистами и воспитателями ДОУ, соотносится с возрастными программными задачами и возможностями каждого ребёнка. Основными являются пособия: М. Г. Борисенко, Т. А. Датешидзе, Н. А. Лукина «Учимся слушать и слышать»; М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Чтобы чисто говорить, надо…» (развитие общеречевых навыков); О. Е. Громова «Методика формирования начального детского лексикона»; Т. Сауко, А. Бурениной «Топ – хлоп, малыши» (Программа по музыкально – ритмическому воспитанию детей 2-3 лет»; И. Каплунова, И. Новоскольцева «Ладушки» (Программа по музыкальному воспитанию детей раннего и дошкольного возраста), Т. Галанова «Развивающие игры с малышами до 3 лет» (Методическое пособие), и авторские разработки учителя-логопеда Громовик С. Г. и другие.

Большое внимание в развитии детей раннего возраста не только на занятиях, но и в повседневной жизни мы уделяем двигательным и музыкально-речевым играм и упражнениям. Практика показывает, что с их помощью у детей с самого раннего возраста успешно развивается подражание речи и движениям взрослого, развивается речевая активность и коммуникативные функции – это является основой в преодолении речедвигательных нарушений, проблем в развитии фонематических процессов, а так же является профилактикой возможных отклонений у детей, которые не имеют серьёзных нарушений в развитии.

Таким образом, выработанная система ранней диагностики развития и специальной помощи детям в нашем ДОУ, призвана оказывать медико-психолого-педагогическую поддержку, в том числе осуществлять и логопедическое сопровождение детей от 1 года до 7 лет, имеющим особенности развития. Наличие ранней комплексной помощи ребёнку позволяет достаточно эффективно компенсировать отклонения в речевом и психомоторном развитии групп внимания, риска и выраженного риска.


Логопедическое сопровождение детей от 4 до 7 лет

Практика показывает, что своевременное, правильное (согласно возрастным нормам) формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий успешного обучения ребёнка в школе. При переходе детей из детского сада в школу речевая патология значительно затрудняет и без того сложный социально-биологический процесс адаптации к новым условиям воспитания и обучения. Это обстоятельство и определяет актуальность коррекционно-развивающей работы в дошкольном периоде. Речевые проблемы у детей старшего дошкольного возраста, как правило, осложнены клиническими показаниями, и дефект имеет сложную структуру. Поэтому решение этой проблемы требует комплексного медико-психолого-педагогического подхода. В ДОУ разработана система непрерывного диагностического и коррекционно-развивающего процесса, а также система возрастной преемственности (дети, имеющие проблемы речевого и психомоторного развития в раннем возрасте передаются воспитателям и специалистам, работающим с детьми и дошкольного возраста) и взаимодействия служб детского сада и семьи в комплексном сопровождении ребёнка от момента его поступления в ДС до выпуска в школу.

Работа по исправлению нарушений речи строится следующим образом:

В начале каждого учебного года в сентябре учителем-логопедом проводится изучение анамнеза, уточняются клинические диагнозы состояния здоровья детей по данным мед. карт ДОУ, амбулаторных карт. Затем начинается диагностика речевого развития всех детей в каждой возрастной группе, данные фиксируются в «Журнале обследования речи детей» общепринятого образца. На каждую возрастную группу ведётся свой журнал.

Приёмы, которые используем в ходе обследования:

Наблюдение (на занятиях, в свободной деятельности, собеседовании);

Диагностика (по методике ИКП РАО)*

Собеседование с воспитателями и родителями.

По результатам обследования определяется и утверждается списочный состав детей, нуждающихся в логопедической помощи. Дети зачисляются на логопункт, подгруппы формируются в соответствии с логопедическим заключением (ОНР, ФФНР, ФНР, ФН). Как правило, данным педагогическим заключениям сопутствуют медицинские, которые осложняют работу учителя-логопеда - моторная алалия, различные формы дизартрии, заикание, ММД, гипердинамический синдром, СДВГ, ЗПР. На детей заполняются речевые карты. При дислалии мы используем логопедические карты общепринятого образца (Приложение 25). Для детей, имеющих дизартрию нами составлены карты согласно параметров нейро-психологического и речевого обследования (А. Р. Лурия)** (Приложение 28).

К заполнению речевых карт мы активно привлекаем родителей. Обычно это проходит в форме собеседования - таким образом, мы сразу включаем родителей в коррекционно-развивающий процесс. Они помогают и нам, и ребёнку, выступая в роли параспециалистов. Атмосфера доверия в беседе с семьей, наша заинтересованность в успешности развития ребенка дает возможность получить информацию «из первых рук» - те данные, на которые можно будет опереться в работе.

Результаты диагностики анализируются на заседании ПМПк(онсилиума) ДОУ совместно с воспитателями и специалистами. Определяются дети, требующие

______________________________________________

* Дети – сироты : консультирование и диагностика развития/ под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 1998.

** Лурия А.Р . Основы нейропсихологии.- М., 1973.
комплексного подхода специалистов, т.е. дети, имеющие отклонения в развитии по нескольким параметрам.

По необходимости дети (с родителями) направляются на консультации к узким специалистам для уточнения клинических диагнозов: к психиатру, психоневрологу, ЛОР врачу, педиатру, стоматологу-хирургу, стоматологу-ортодонту, физиотерапевту.

Совместно с воспитателями составляются ИКРП и П (индивидуальные коррекционно-развивающие планы и программы), уточняются направления работы. Основой для составления планов послужили методические рекомендации Челябинского Государственного Педагогического Университета (ЧГПУ). Переработав, адаптировав их для условий логопункта на базе ДОУ, специалистами разработана форма ИКРП (Приложение 8). Данные о динамике коррекционно-развивающего процесса ежемесячно обсуждаются с воспитателями групп и отражаются в ИКРП.

Индивидуально-коррекционные программы мы составляем, руководствуясь рекомендациями Е. А. Стребелевой, М. В. Братковой*, Ю. А. Разенковой**. В разработке коррекционно-развивающей программы на каждого ребёнка с комплексными проблемами развития принимают участие не только учитель-логопед и воспитатель, но и все остальные специалисты ДОУ (в том числе и врач). Все программы имеют единый алгоритм их составления:


  1. преобразование среды с учётом коррекционно-развивающих задач (соблюдение режима дня, материально-техническое оснащение, учитывающее специальные образовательные потребности каждого ребёнка; адекватный характер взаимодействия взрослого с ребёнком в условиях ДОУ и семьи);

  2. определяются задачи, методы и приёмы по социальному развитию, а так же по основным линиям развития – физического, познавательного, речевого; по улучшению здоровья;

  3. определяются формы работы с семьёй (консультации, интерактивные занятия, беседы с разными членами семьи по необходимости, обучение родителей умению наблюдать и анализировать деятельность и развитие ребёнка в целом в условиях семьи и т.д.).
Индивидуальные коррекционно-развивающие программы разрабатываются на небольшой срок: от 1 до 3 месяцев. Они корректируются в ходе работы. Только после того как ребёнок достигнет планируемого в программе уровня, предлагается следующий вариант программы, ориентированный на следующий этап развития ребёнка с опорой на «зону ближайшего развития». Такое «пошаговое» обучение даёт, как правило, хорошую динамику развития ребёнка и позволяет максимально развить процессы, в которых определялись проблемы.

На начало года заполняются сводные таблицы (Приложение 6).

После каждой диагностики знакомим родителей с её результатами, обсуждаем планы и перспективы работы. В течение всего учебного года родители и члены семей (в последнее время чаще всего это бабушки и дедушки) участвуют в коррекционно-развивающем процессе – мы проводим их обучение на практических семинарах, совместных консультативно-практических (интерактивных) занятиях; организуем и проводим «Речевые праздники и развлечения »; выполнение детьми домашних заданий в индивидуальных тетрадях тоже предполагает непосредственное участие родителей. _________________________

* Сртебелева Е.А., Браткова М.В ., Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно – развивающего обучения ребёнка раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. 2000. № 5

** Разенкова Ю.А ., Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями , воспитывающихся в доме ребёнка // Дефектология. 1998. № 3
Актуальные проблемы и волнующие вопросы освещаются посредством работы информационной коррекционно-педагогической службы ДОУ (тематические стенды, папки и т.д.).

Для оптимизации коррекционно-развивающего процесса учителя-логопеды ведут журналы учета взаимодействия: с семьёй, с воспитателями детского сада. (Приложение 10, 11). В них отражается: дата, Ф.И.О. родителей или воспитателей, повод обращений и варианты решения проблем (тема консультации, беседы, интерактивные занятия, библиотечные услуги кабинета). Это даёт нам возможность строить работу с учётом всестороннего и комплексного подхода (вместе с родителями и воспитателями) к решению проблем ребёнка.

Тесное сотрудничество учителями-логопедами ведется и с педагогическим коллективом:

Помогаем воспитателям в создании коррекционно-развивающего пространства на группах; в подборке материала в речевые коррекционно-развивающие уголки с учетом структуры речевого дефекта, возраста, программных задач и компенсаторных возможностей детей;

Воспитателям регулярно предоставляется информация о состоянии речи детей, даются рекомендации о работе с детьми, имеющими те или иные нарушения речи;

Логопед посещает занятия в группе, воспитатели периодически присутствуют на логопедических занятиях. После взаимопосещении занятия анализируются, делаются определённые выводы, даются взаимные рекомендации и принимаются решения; даются рекомендации по использованию материала домашних заданий в совместной деятельности.

В течение года по расписанию проводятся:


  • индивидуальные занятия с детьми, имеющими сложную структуру речевого дефекта;

  • подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми – логопатами;

  • комплексные (с участием специалистов ДОУ) занятия с детьми, имеющими нарушения не только в речевом, но и в психомоторном развитии с учётом рекомендаций узких специалистов детской поликлиники (1 раз в месяц).
На занятиях мы применяем как классические, так и инновационные методики и технологии (Т. Боровик, В. Жилина, И. Галянт и др.), формы проведения самые разнообразные, используем много подвижных, речедвигательных упражнений; согласно индивидуальным клиническим показаниям и рекомендациям используем дыхательную гимнастику по системе А. Н. Стрельниковой. Для тренировки дыхательной системы у детей, соматически ослабленных, используем «Дыхательный тренажёр Фролова», для массажа артикуляционных мышц и языка при дизартриях пользуемся электро-вибромассажёром «Чародей», для развития и тренировки мышц мелкой моторики используем массажные мячи, сухие бассейны, шипованные коврики и т.д.

Радует нас приобретение и введение в коррекционно-развивающий процесс компьютерной логопедической коррекционно-развивающей программы «Игры для Тигры» (г. Пермь). Она позволяет корректировать нарушения речи при стертой форме дизартрии, а также эффективно работать при дислалии, ринолалии, заикании.

На комплексных занятиях совместно с руководителем физ. воспитания, музыкальным руководителем, педагогом-психологом мы активно используем элементы музыкотерапии, логоритмотерапии, динамотерапии, арттерапии, фоноритмики. Опыт показывает, что взаимодействие нескольких специалистов позволяет сделать коррекционно-развивающий процесс более эффективным, т.к. избегая перегрузок, на высоком эмоциональном уровне решается комплекс сложнейших задач: развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика; ориентировка в пространстве; координация движений с речью, тренируется дыхательная система, развивается и корректируется эмоциональная сфера, познавательная сфера детей; восприятие, мышление, память, внимание, воображение; дети обучаются релаксационным умениям. Всё это позволяет максимально активизировать компенсаторные возможности ребёнка.

В январе проводится промежуточная диагностика речевого развития детей – логопатов, уточняются логопедические заключения. Результаты анализируются коллегиально (совместно с воспитателями и специалистами) на заседаниях ПМПк(онсилиума) ДОУ. Определяется динамика в развитии детей, если она незначительная, вырабатывается дальнейшая стратегия в работе. Уточняются и корректируются ИКРП и П (совместно с воспитателями), прогнозируется дальнейшее развитие детей, стоящих на учете специалистов.

С результатами промежуточной диагностики также знакомим родителей. В ходе собеседований узнаём об изменениях в развитии детей дома. Следующие полгода работа строится аналогично.

Дети, у которых речь в ходе коррекционно-развивающего процесса нормализуется, снимаются с логопедического учёта на любом этапе логопедического сопровождения, но остаются на речевом контроле в группе. Воспитатель информирует ПМПк(онсилиум) о дальнейшем ходе речевого развития ребёнка.

Итоговое обследование развития речи детей проводится в мае. Анализ диагностики и обсуждение результатов совместно с воспитателями и специалистами происходит на ПМПк(онсилиуме) ДОУ. Заполняются итоговые сводные таблицы. На выпускников детского сада заполняются школьные карты.

Информация о детях-выпускниках, нуждающихся в дальнейшем логопедическом сопровождении и соответствующая документация (речевая карта и письменное уведомление родителей о состоянии речи ребенка на конец года с их подписью. (Приложение № 27). Сведения передаются учителям-логопедам школы №198, так как около 90% наших выпускников идут учиться именно в эту школу по системе «группа-класс». Учителям-логопедам других школ всю информацию о детях передаём на ГМО в сентябре.

У нашего ДОУ и школы № 198 г.Северска сложилось многолетнее сотрудничество. Ежегодно разрабатываются совместные планы, в которых отражаются формы совместной работы:


  • речевая диагностика выпускников ДОУ в мае проводится совместно с учителями-логопедами школы, чтобы они могли познакомиться с детьми, имели представление об уровне их речевого развития. По её результатам родителям даются «Домашние задания на лето» т.к. дети, имеющие сложную структуру речевого дефекта, за лето могут потерять навыки, приобретённые в дошкольном учреждении; фонематические процессы у таких детей также требуют постоянной тренировки;

  • взаимопосещение уроков и занятий, открытых мероприятий; обмен опытом;

  • собеседование с учителями-логопедами с целью анализа речевых возможностей выпускников ДОУ (осень, зима);

  • педсоветы (совместно с администрацией, учителями и учителями-логопедами школы № 198) «Наши дети в школе» (Подведение итогов логопедического сопровождения выпускников ДОУ № 59 в январе);

  • посещение и участие детей старшего дошкольного возраста праздников в школе
«Дня знаний», «Прощание с Букварём»; школьной библиотеки.

Итак, мы знаем, что нарушения развития речи дошкольников часто сопровождаются отклонениями психомоторного и коммуникативного развития. Количество таких детей растет, не все имеют возможность посещать специализированные дошкольные учреждения. Опыт нашей работы показывает, что коррекционно-развивающая работа, организованная в системе сотрудничества (специалистов, родителей и воспитателей) - очень эффективный способ работы с такими детьми. Считаем, что главным показателем и достижением такой работы является результативность – 90 % - 96% ежегодно наших выпускников вообще не имеют речевых нарушений, а у остальных наблюдается выраженная положительная динамика не только в речевом, но и в развитии в целом.

Мельцова М.М., Морева Н.А.

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №2 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников», Свердловская область, г. Красноуфимск, e mail : Meltsova mmm @ mail . ru , volknatmor @ mail . ru

Одним из условий эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда является создание инновационной психолого-логопедической программы сопровождения детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания. При разработке программы учтены требования, установленные федеральным государственным образовательным стандартом.

Ключевые слова: ранний возраст, психолого-логопедическое сопровождение, группа кратковременного пребывания (ГКП), адаптация.

Ранний возраст – это период интенсивного освоения различных видов деятельности и развития личности. Главным и решающим условием развитием ребенка является общение ребенка со взрослым. Начало посещение детского сада в этом возрасте неизбежно связано с кардинальными изменениями социального контекста – ребенок попадает из семьи, где он взаимодействует с близкими взрослыми, в совершенно другую среду – группу детей-сверстников. Это абсолютно новая, незнакомая ребенку ситуация, которая ставит перед ним задачи социально-психологической адаптации. Во-первых, ему необходимо привыкнуть к тому, что все внимание взрослых ему не принадлежит; во-вторых, усвоить правила группы, которые не всегда будут совпадать с его потребностями; в-третьих, научиться взаимодействовать, общаться, играть, договариваться с другими детьми. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми незнакомыми людьми могут стать для ребенка серьезной психологической травмой. Чтобы смягчить процесс адаптации неорганизованных детей к условиям детского сада, необходимо создание ГКП.

В нашем детском саду, для успешной адаптации неорганизованных детей к условиям ДОО, функционирует ГКП детей раннего возраста, которую сопровождают специалисты дошкольной организации: педагог-психолог и учитель-логопед и другие. Успех сопровождения заключается в комплексном подходе и тесном взаимодействии специалистов и реализуется в форме инновационной программы. В системе дошкольного образования в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется инновационная деятельность, целью которой является обеспечение модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование, в том числе, учебно-методического обеспечения системы образования.

На базе МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №2 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников» была разработана инновационная психолого-логопедическая программа сопровождения детей раннего возраста в ГКП «Волшебный мир сказок». При разработке программы учтены требования, установленные федеральным государственным образовательным стандартом.

Необходимость создания данной программы вызвано отсутствием единой программы по психолого-логопедическому сопровождению детей раннего возраста в ГКП. Программа разработана в 2013 году и рассчитана на неорганизованных детей раннего возраста и специалистов: педагога-психолога и учителя-логопеда. В тоже время программа будет полезна и интересна всем участникам образовательных отношений.

Цель программы: создать условия для успешной адаптации неорганизованных детей, средствами игровой деятельности.

  1. Психолого-логопедическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ;
  2. Снятие тревожности и эмоционального напряжения, через игровую деятельность;
  3. Активизация и развитие речи как основного средства коммуникации и познания окружающего мира.
  4. Повышение психолого-педагогической и логопедической компетентности родителей;

Комплексный подход обеспечивает успешное сопровождение детей раннего возраста. Программа построена с учетом индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей.

Программа «Волшебный мир сказок» обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие – развитие общения и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

Познавательное развитие – развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

Речевое развитие – владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой;

Художественно-эстетическое развитие – развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Физическое развитие – приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, овладение подвижными играми с правилами.

Программа «Волшебный мир сказок» отражает аспекты образовательной среды для детей раннего возраста:

  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • характер взаимодействия со взрослыми;
  • характер взаимодействия с другими детьми;
  • система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

В программе использованы следующие технологии:

  • коммуникативные игры;
  • телесно-ориентированные упражнения и игры.

Одним из главных источников познания действительности являются сказки и их персонажи. Сказочные образы полны эмоциональной насыщенности, красочны и необычны, и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны. Однако, игры, которые являются ведущим видом деятельности в раннем возрасте, требуют постоянной «подпитки» новыми знаниями и впечатлениями, поэтому в программе использованы игры-сказки, сказки-инсценировки, сказки-сюжеты по мотивам народных сказок. Использование сказки помогает развитию речевой активности детей, кроме того они легко и органично включаются в игру, которая способствует снятию тревожности и эмоционального напряжения, развитию воображения, творческой фантазии, формированию интонационной выразительности речи.

С целью повышения психолого-педагогической и логопедической компетентности родителей программа предполагает их присутствие на занятиях, как одного из участников образовательных отношений.

«Ключевая линия дошкольного детства – это приобщение к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру». А.Г. Асмолов.

Список литературы:

  1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт.-сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Нищева Н.В. Играйка (вып. 3). Игры для развития речи дошкольников. – СПб., 2003.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 №237 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Елена Голубева
Проект «Логопедическое сопровождение детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях логопункта ДОУ»

Педагогический проект

учителя – логопеда

Голубевой Елены Геннадьевны

Логопедическое сопровождение детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях логопункта ДОУ . Обоснование актуальности проекта

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии ребёнка. В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста , проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья. Данный факт подтверждает статистическое исследование, проведённое на базе МДОУ «Детский сад №1 «Сказка» п. Советский Республики Марий Эл. По данным психолого -медико-педагогического консилиума ДОУ, прослеживается рост количества детей с ОВЗ . В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача раннего выявления и своевременного преодоления отклонений в развитии дошкольников .

С каждым годом увеличивается число детей , страдающих задержкой речевого развития. Термин задержка речевого развития (ЗРР) широко применяется в логопедической практике . Этот диагноз уместен по отношению к детям раннего возраста . Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь.

Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.

Актуальность проблемы ранней диагностики и коррекции речевых недостатков подтверждается проведённым исследованием. На базе МДОУ «Детский сад №1 «Сказка» п. Советский Республики Марий Эл было проведено логопедическое обследование детей 2-3 лет (первые младшие группы ) по методике Е. А. Стребелевой. По результатам обследования выяснилось, что 87 % детей раннего возраста имеют речевые нарушения различной степени выраженности, 40% детей из числа обследованных - с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня развития. 18% детей имеют заключение невролога : «Задержка психоречевого развития» (ЗПРР) . Как правило, это не говорящие дети. В активном словаре неговорящих детей от 5 до 27 слов . Данное нарушение часто можно диагностировать уже в раннем дошкольном возрасте – в 2 ,5-3 года. Пластичность активно формирующегося мозга двух-трехлетнего ребенка позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности. Такие дети должны получать логопедическую помощь с 2 ,5 – 3 летнего возраста в специальных ясельных группах или яслях-садах для детей с общим недоразвитием речи.

Внедрение федеральных государственных стандартов дошкольного образования определило требования к условиям дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ")

III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого -педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков , методов, способов общения и условий , в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования , а также социальному развитию этих детей , в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Положение Министерства образования Российской Федерации от 16 января 2002 года N 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» предполагает регулирование коррекционно - образовательной работы специалистов ДОУ с детьми, имеющими речевые нарушения и нуждающимися в логопедической помощи с раннего возраста .

Однако, в ДОУ общеразвивающего вида в сельской местности они обычно зачисляются на логопункт только после пяти лет, так как программа логопедической работы в условиях логопункта ДОУ не предусматривает работу с детьми с ОВЗ (ОНР) раннего возраста . Такое опоздание с логопедической коррекцией нередко приводит к появлению вторичных нарушений в развитии познавательных, психических процессов, а также несформированности коммуникативных навыков.

Таким образом, в современном состоянии вопроса сложилось противоречие : между необходимостью ранней помощи детям с ОВЗ (ОНР) и отсутствием специальных программ, адаптированных к условиям ДОУ общеразвивающего вида. Выявленное противоречие определяет проблему поиска новых, эффективных форм и методов оказания коррекционной помощи детям с ОВЗ, начиная с раннего возраста .

Данная проблема обусловила выбор темы проекта «Логопедическое сопровождение детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях логопункта ДОУ »

В соответствии с темой были определены цель и задачи проекта , а также выделены объект и предмет исследования.

Гипотеза исследования : состоит в том, что разработанная модель логопедической .

На подготовительном этапе проекта была проанализирована методическая литература по теме проекта , изучены теоретические и методологические основы решения проблемы ранней логопедической помощи детям с ОВЗ . Было проведено логопедическое обследование детей первых младших групп (2-3 года) по методике Е. А. Стребелевой. Результаты сравнительной диагностики показали, что речевое развитие детей данной категории находится примерно на одном уровне. Также была проведена диагностика познавательного развития и уровня адаптационных возможностей детей .

На подготовительном этапе с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ было проведено анкетирование. Также с родителями был составлен договор о сотрудничестве в рамках логопедического сопровождения детей с ОВЗ .

Организация корекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в ДОУ требует от специалистов, педагогов ДОУ специальных знаний, как в областях специальной педагогики, психологии, так и в исследованиях физиологических особенностей детей с ОВЗ . С целью выявления уровня знаний педагогов ДОУ о нормах речевого развития детей , об особенностях работы с детьми с ОВЗ было проведено тестирование педагогов, в ходе которого определился недостаток знаний педагогов в области специальной педагогики и психологии.

Для реализации данного проекта была разработана «Программа логопедического сопровождения детейраннего и младшего возраста с ОВЗ (ОНР) в условиях логопункта ДОУ » на основе планирования логопедических занятий Ю . А. Фадеевой, Г. А. Пичугиной, Н. В. Нищевой.

В ходе работы над проектом был разработан методический материал и наглядные пособия, которые активно использовался на занятиях и в повседневной деятельности детей . Разработаны конспекты занятий по каждой теме, консультации для родителей и педагогов, картотеки игр, задания для педагогов и родителей, создан «Банк развивающих компьютерных игр для детей младшего дошкольного возраста », «Копилочка АМО для детей младшего возраста » , папки - передвижки по здоровьсберегающим технологиям, буклеты для родителей.

На функциональном этапе проекта использовались различные формы работы с педагогами и родителями

Индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов;

Педагогические советы;

Родительские собрания;

Открытые занятия для родителей и педагогов;

В ходе реализации проекта была разработана система диагностики, направленная на контроль качества коррекционного обучения и динамику развития детей с ОВЗ . Использовались следующие методики :

Адаптированная методика обследованияречевого развития детей 2-5 лет (на основе методики Е. А. Стребелевой)

Методика обследованияпознавательного развития детей 2-5 лет . Психолого -педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста . Методическое пособие. Под редакцией Е. А. Стребелевой 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва, «Просвещение» , 2005

Методика изучения адаптационных возможностейребенка раннего возраста к ДОУ . Морозова Е. И. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями [Текст]: автореф. дис.. канд. психол. наук.: 19.00.10 / Елена Ивановна Морозова. - М., 1999. – 24 с.

На заключительном этапе проекта был проведён анализ результатов проектной деятельности , который показал положительную динамику развития речи у детей младшего возраста с ОВЗ , участвующих в проекте . По данным мониторинга речевого развития прослеживается повышение уровня речевого развития детей экспериментальной группы. Также был проведен опрос среди родителей и воспитателей, в результате которого была отмечена положительная динамика речевого и познавательного развития детей . Дети успешно адаптировались в детском коллективе, эмоционально благополучны, о чём свидетельствуют данные мониторинга , отзывы родителей и педагогов.

Таким образом, предполагаемая гипотеза о том, что разработанная модель логопедической работы повысит уровень речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ , подтверждается объективными данными проведённого анализа и оценки результатов исследования. Доказано, что своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность сгладить имеющиеся недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Данный проект имеет практическую значимость и прогноз дальнейшего развития, что предполагает решение актуальных задач в системе образования и возможность использования данного проекта другими педагогическими работниками.



mob_info