Гражданское общество и правовое государство практическая работа. Практическая работа на тему "гражданское общество и правовое государство". Номер сравниваемых пар

2. Министерство образования.

4. Районный суд.

Вариант 1.

  1. Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

  1. семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,
  1. детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,
  1. ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,
  1. общества культурных связей с зарубежными странами.

2.В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

4. Районный суд.

5. Объединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 2.

  1. Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

  1. семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,
  1. детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,
  1. ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 2.

  1. Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

  1. семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,
  1. детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,
  1. ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

12.общества культурных связей с зарубежными странами.

2. Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 3.

Б. Верно только Б Г. Оба варианта неверны

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 3.

1. Что является частью гражданского общества?

1) государство 2) союз предпринимателей 3) Совет Федерации 4) армия

2. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А) Гражданское общество - та часть общественной жизни, которая развивается самостоятельно, без непосредственного вмешательства государства

Б) Гражданское общество - это совокупность внегосударственных общественных отношений и организаций, выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества

А. Верно только А В. Оба варианта верны

Б. Верно только Б Г. Оба варианта неверны

  1. Что характерно для создания общественных организаций?
  1. Создаются для реализации интереса граждан 2. Добровольная основа

3. Равноправность входящих в нее членов 4. Все перечисленное

  1. Укажите правящий режим, при котором возможно нормальное существование гражданского общества.
  1. Под местным самоуправлением понимается:

1. организация власти на местах 2. самостоятельное решение населением местных вопросов 3.управление общественными делами собственными силами 4. все перечисленное

Ответы

Практическая работа «Гражданское общество и государство».

Вариант 1.

  1. Заполните таблицу

Выбери из предложенного списка:

  1. семья, 2. союзы предпринимателей и фермеров, 3.общества защиты прав потребителей, 4. союзы деятелей культуры, 5. кооперативы,

6.детские организации, 7. спортивные общества, 8. рабочие профсоюзы,

9.ассоциации банкиров, 10. благотворительные фонды, 11. религиозные объединения,

12.общества культурных связей с зарубежными странами.

2.В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

1. Общество защиты прав потребителей.

2. Министерство образования.

3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

4. Районный суд.

5. Объединение жильцов микрорайона.

6. Управление внутренних дел.

2. Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

1.В 2Г 3 Б 4А

  • общества защиты прав потребителей,
  • союзы деятелей культуры,
  • кооперативы,
  • детские организации,
  • спортивные общества,
  • рабочие профсоюзы,
  • ассоциации банкиров,
  • благотворительные фонды,
  • религиозные объединения,
  • общества культурных связей с зарубежными странами.

  • Вариант-1.

      Правовое государство отличается от других государств:

    а) верховенство закона; б) наличие государственного аппарата;

    в) наличие суверенитета; г) наличие публичной власти.

    2. Прочитайте фрагменты из публицистических материалов. Выделите из них примеры, характерные для функционирования правового государства и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) «Глава государства отдал приказ, чтобы верные ему войска открыли огонь против оппозиции и разогнали митинг»,

    2) «Племянник президента страны был задержан полицией за драку в баре и предстал перед судом».

    3) «Парламент страны выступил с инициативой отставки правительства и проведения досрочных выборов».

    4) «Конституциональный суд принял на экспертизу на соответствие Конституции страны новый указ президента».

    5) По распоряжению главы государства оппозиционные силы и партии были исключены из предвыборных списков и не смогли участвовать в парламентских выборах».

    6) «В средствах массовой информации негласно запрещено размещать какие-либо материалы без согласования со службами безопасности».

    3. У известного режиссера отключили за неуплату коммунальных услуг телефон и электроэнергию. С позиции требований правового государства действия властей:

    1) неправомерны, т.к. известные люди должны быть уважаемыми и почитаемыми; 2) неправомерны, т.к. задеты честь и достоинство личности 3)правомерны, т.к. с известных обществу людей спрос всегда выше 4) правомерны, т.к. законы должны соблюдаться всеми гражданами независимо от их соц. статуса

    1. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Д. Аламбер).

    2. «Как в природе, так и в государстве, легче изменить сразу многое, чем что-то одно» (Ф. Бэкон).

    3. «Выборы – единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников» (Л. Питер).

    Практическая работа по Социологии.

    Тема: Гражданское общество и правовое государство.

    Вариант-2.

      К принципам правого государства не относится:

    а) верховенство права; б) разделение властей;

    в) защита прав и свобод гражданина и взаимная ответственность;

    г) доминирование интересов государства над интересами личности.

    Без правового государства мы не жили бы в условиях свободы, поэтому всем нам нужно защищать _____(А). Решающим условием осуществления либерализма в различных сферах жизни является проведение различий между государством и ____(Б). Либеральная демократия немыслима без дееспособной общественности. Предпосылкой этого является ___(В) как выражение различных мнений и интересов. Спор имеет смысл до тех пор, пока есть какая-то форма общности. Иначе споры разжигают еще более сложные ____(Г), которые могут разрушить и погубить общество. Либеральное государство не требует от своих ____(Д) принятия решений, принятых в соответствии с установленной процедурой, в качестве правильных. Обязанность гражданина – признать ______(Е), принятые корректно и в установленном порядке., даже в том случае, если он считает их неверными..

      Либеральные принципы; 2) гражданское общество; 3) граждане; 4) частная собственность; 5) плюрализм; 6) индивидуальная свобода; 7) конфликты; 8) ответственность; 9) решения.

    3.Институтом гражданского общества, призванным оказывать на власть влияние с целью принятия определенных решений, является (-ются)

    1) государственные органы; 2) предпринимательские и профсоюзные союзы; 3) правоохранительные органы; 4) СМИ.

    4. Изложите свои мысли (свою точку зрения) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

    1. «Даже когда приходит к власти истинный правитель, человечность может утвердиться лишь через поколение» (Конфуций).

    2. «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной» (Б. Чичирен).

    3. «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона» (Цицерон).

    Практическая работа по Социологии.

    Тема: Гражданское общество и правовое государство.

    Вариант-3.

      Что относится к признакам любого государства?

    а) разделение властей; б) федеративное устройство;

    в) верховенство закона; г) отделение публичной власти от общества.

    2. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов, выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. В списке слов больше, чем вам необходимо.

    Суверенитет означает ____(1). Это такое свойство власти, которое обеспечивает _____(2) возможность свободно, самостоятельно осуществлять свою политику. Суверенитет предполагает ______(3) государства во внешнеполитической сфере и верховенство его решений в делах внутренних. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России признается ____(4). Этот является отличительным признаком демократических государств с республиканской _______(5). РФ, как всякое подлинно независимое, свободное государство, обладает всей полнотой _____(6) на всей территории.

    А) форма государственного устройства; Б) верховенство; В) политический режим; Г) государство; Д) форма правления; Е) власть; Ж) могущество; З) независимость; И) многонациональный народ.

    3. Заполните таблицу.

    Выберите из предложенного списка: семья, союзы предпринимателей и фермеров, общества защиты прав потребителей, союзы деятелей культуры, кооперативы, детские организации, спортивные общества, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров, благотворительные фонды, религиозные объединения, общества культурных связей с зарубежными странами.

    4. Изложите свои мысли (свою точку зрения) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

    1. « Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» (Ш. Монтескье).

    2. «Бесполезные законы лишают силы законы необходимые» (Ш. Монтескье).

    3. «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа» (Г. Фрейтаг).

    Слайд №1. Тема: “Правовое государство и гражданское общество”.

    Эпиграф: Гражданское общество есть как бы молекулярная связь, изнутри сцепляющая отдельные элементы в свободное и пластическое гибкое целое

    Семён Лю́двигович Франк (16 (28) января, 1877, Москва, Российская империя - 10 декабря 1950, Лондон, Великобритания) - русский философ и религиозный

    мыслитель. Участник сборников «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918).

    Планируемые результаты (предметные): сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

    Цели урока:

    Личностные результаты: сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

    Ключевые компетенции:

      Ценностно-смысловая: владение способами самоуправления в ситуациях выбора на основе собственных позиций; осуществление индивидуальной образовательной траектории с учетом общественных потребностей и норм;

      Учебно-познавательная : самостоятельная познавательная деятельность: организация целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; владение креативными навыками; добывание знаний непосредственно из окружающей действительности; владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях;

      Социокультурная : владение знанием и опытом выполнения типичных социальных ролей: гражданина; определение своего места и роли в государстве, владение этикой гражданских взаимоотношений;

      Информационная : владение современными СМИ и информационными технологиями;

      Личностное самосовершенствование : владение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, формирование культуры мышления.

    Метапредметные результаты : умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

    Основные понятия и термины: правовое государство, гражданское общество, местное самоуправление, социальное партнерство, группы интересов.

    Тип урока : комбинированный

    Ход урока.

      Организационный момент.

      Постановка учебной задачи.

    Учитель: государство способно оказывать на общество не только позитивное, но и негативное воздействие: бюрократизм, коррупция, произвол, деспотия.

    Слайд №2 Главная проблема - как поставить государство на службу обществу, оградить его го различных злоупотреблений. На эти вопросы давались различные ответы.

      В принципе ничего нельзя противопоставить страсти властолюбия, ибо она ненасытна и бесконечна

      Государственная власть должна быть сильной, ее вообще нельзя ограничивать

      Максимальное ограничение государственной власти, а затем и ее полное устранение

      Лекарство от болезней власти является право

    Четвертая точка зрения наиболее последовательно была выражена в теории правового государства немецкого философа И. Канта (1724 - 1804). Она оказала большое влияние на становление в общественно-политической практике реальных механизмов правового государства и гражданского общества.

      Усвоение новых знаний и способов действий.

    Слайд №3. Задание №1. Платон утверждал: «Только там, где закон владыка над привилегиями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги»

    Задание:

      Сформулируйте мысль, высказанную Платоном, своими словами.

      Выразите свое отношение к утверждение Платона (согласен(а) - не согласен (а))

      Приведите аргументы, подтверждающее ваше согласие – несогласие с высказыванием Платона.

      Сформулируйте вывод.

    Задание 2: работая с учебником параграф 18 пункт «сущность правового государства», заполните таблицу. Вам предлагается, вставить пропущенную альтернативу в сравниваемых государствах.

    Номер сравниваемых пар

    Неправовое государство

    Правовое государство

    Государственная власть не ограничивается никакими законами

    Разделение властей носит реальный характер

    Реальная защищенность прав и свобод человека и гражданина

    Разрешено все, что не запрещено законом

    Обвинительное понимание задач правосудия, презумпция невиновности в законодательстве отсутствует либо на практике не соблюдается

    Приоритет международных правовых актов и норм над национальным законодательством, приведение второго в соответствие с первым

    В международных отношениях делается ставка на силу в соответствие с принципом «цель оправдывает средства»

    Слайд №4. Проверка таблицы

    Учитель: правовое государство тесно связано с гражданским обществом. В нем граждане, обладая естественными и неотчуждаемыми правами, реализуют свои частные интересы и цели.

    Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, порождая определенные институты.

    Задание 3: Работая с текстом, ответьте на вопросы:

      Какое определение понятию «гражданское общество» дает автор текста?

      Укажите не менее трех критериев, относящихся к гражданскому обществу.

      Какое иное название применимо к гражданскому обществу и какое обязательное условие необходимо для его существования и развития?

      Приведите не менее двух доказательств того, что в современной России формируется гражданское общество.

      Назовите не менее двух проблем, с которыми сталкивается Россия при формировании гражданского общества.

    Гражданское общество - это совокупность общественных отношений, развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства, но в рамках существующего законодательства. Ученые называют разные критерии гражданского общества. Оно характеризуется: 1) экономической и социальной свободой членов общества, которая возможна только в обществе с рыночной экономикой, где личность не отчуждена от собственности, вправе выбрать любую ее форму, где существует свобода предпринимательской деятельности, а вмешательство государства в экономические отношения сведено к минимуму. Государство призвано лишь защищать все формы собственности, охранять общественный порядок, создавать надлежащие условия для проявления предприимчивости, инициативы, творчества; 2)признанием и реальной обеспеченностью естественных, неотчуждаемых прав человека, возможностью судебной защиты своих прав; 3) самоуправляемостью, самоорганизованностью. В гражданском обществе сами граждане решают собственные дела. А главной целью общества является человек; 4) открытость, что предполагает, во-первых, свободный доступ людей ко всем источникам информации, кроме государственной и коммерческой тайны. Граждане вправе получать информацию о важнейших государственно-правовых решениях, состоянии окружающей среды, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы личности и др.; во-вторых. Гласность осуществляемых общественно-политических мероприятиях, в том числе принимаемых законодательных актов; в- третьих, свободу слова, убеждений, суждений, свободу критики; в-четвертых, свободу общения с международными и иностранными общественными организациями; 5) режимом законности, верховенством правового закона, незыблемостью свободы личности, установлением между личностью и государством правовых отношений, а также эффективность контроля и надзора за исполнением законов. Одним словом, гражданское общество – это общество правовое; 6) равенство всех перед законом и судом, стабильностью конституционного строя, демократическими методами управления.

    Проверка работы по тексту.

    Слайд № 5 -6

    Слайд №7. В современных условиях большое значение имеет процесс формирования и социального государства . На прошлом уроке мы о нем упоминали.

      Закрепление знаний и способов действий.

    Учитель: развитое гражданское общество, по существу, неудобно государственной власти. Оно – то самое окно, о котором говорят: «Откроешь – шумно, закроешь - душно». «Открытое окно» - это, прежде всего общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти. Он существует в различных формах.

      Информация о домашнем задании.

    Задание. Дома вам предлагается выписать современные институты гражданского общества в России, которые могут выполнять функции общественного контроля над деятельностью институтов публичной власти используя учебник и дополнительную информацию

      Рефлексия

    Задание 4. Выберите из предложенного проявления деятельности институтов гражданского общества.

    1. Межрегиональный профсоюз водителей-дальнобойщиков обратился с инициативой изменения расположения складских помещений и стоянок близ столичного мегаполиса.

    2. Министерство по делам печати и информации объявило конкурс на производство серии художественных фильмов о формировании гражданской идентичности.

    3. Правозащитная организация «Свобода слова» выступила в поддержку журналистов и предложила принять законы, направленные на гарантию безопасности их деятельности.

    4. Ассоциация творческих учителей начала на своем информационном портале проект консультирования молодых учителей по методическим вопросам.

    5. Следственный комитет Российской Федерации принял к рассмотрению дело о нападении на известного журналиста.

    6. Президент страны инициировал создание нового инновационного научного центра в подмосковном Сколково.

    Разделы: История и обществознание

    Современная педагогическая система образования представлена различными инновационными технологиями: ИКТ, технология развивающего обучения, личностно-ориентированная технология и т.д. Для учителя большое поле деятельности в усвоении и применении современных методов обучения. Важно в погоне за ними не забывать цель нашей деятельности – это качество образования. Новые стандарты ставят перед нами (учителями истории и обществознания) задачу формировать у учащихся умения самостоятельно решать познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные и другие проблемы. В них (в стандартах) так и сказано, что учащиеся должны “использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни”. Вот почему обществознание ввели с 6-го класса, а в 10-м классе (на новой ступени обучения) 2 часа обществознания в место 1 часа. Чтобы выполнить требования стандарта, предлагается увеличить до 50% учебного времени (в старших классах) на практические и лабораторные работы.

    Тема моего самообразования “Работа по новым стандартам образования и изучение новых учебников по истории и обществознанию”. По ней я работаю второй год, активно применяя технологию развивающего обучения. Эта технология предлагает строить свою работу в три этапа:

    1. Вводно-мотивационный этап, где в конце ставится учебная задача.
    2. Этап собственно учебных действий учащихся.
    3. Этап контроля и коррекции.

    На первом этапе (в начале изучения новой темы) очерчиваю понятийный круг, ставлю учебную задачу, которую формулирую часто виде проблемного вопроса или задания.

    Например, неизбежен ли был распад Советского Союза?

    На втором этапе, который самый длительный, предлагаю разнообразную самостоятельную работу учащимся: с учебником, документами, таблицами, со схемами и т.д., где они выполняют поставленную перед ними учебную задачу.

    На третьем этапе провожу контроль и коррекцию чаще всего виде зачета, который может быть как устный, так и письменный. Технология развивающего обучения дает возможность использовать проблемный и интерактивный методы, что развивает мыслительную деятельность и помогает готовить учащихся к ЕГЭ.

    Кроме того не оставляю без внимания проектную работу.

    Вашему вниманию я хочу представить урок по обществознанию.

    К нему прилагается:

    1. Мини-исследовательская работа “Правовое государство: миф или реальность”. Приложение № 1;
    2. Тест. Приложение № 2.

    Урок-практикум (1 ч.)

    “Мы можем стать свободными только
    тогда, когда станем рабами закона”.
    Цицерон

    Тема: “Правовое государство и гражданское общество”.

    Цели урока:

    образовательные : совершенствовать ЗУН учащихся работы с документами.

    развивающие : развивать умения анализировать документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умения необходимые для применения полученных знаний при решении практических задач.

    воспитательные : способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, активной гражданской позиции.

    Дополнительные материалы: Дидактическое пособие, Конституция РФ.

    Учащиеся должны знать:

    1. Правовое государство во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивает правовую защищенность своих граждан.

    2. Причины и условия формирования гражданского общества.

    Учащиеся должны понимать:

    1.Что такое гражданское общество и правовое государство?

    2. Признаки гражданского общества.

    3. Признаки правого государства.

    Учащиеся должны уметь:

    1. Анализировать текст.

    2. Объяснять смыл понятий.

    3. Называть представителей теории правого государства.

    4. Характеризовать роль СМИ в развитии гражданского общества.

    Тип урока: лабораторная работа.

    План урока.

    1. Мини-исследовательская работа “Правовое государство в России миф или реальность”.

    2. Решение познавательных и дискуссионных задач.

    3. Тестирование.

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя.

    На предыдущем уроке-лекции вы познакомились с теоретическими положениями темы “Правовое государство и гражданское общество”, а сегодня практически должны использовать полученные знания в решение познавательных и проблемных задач. Но прежде чем приступить к решению задач мы узнаем результаты исследовательской работы, которую выполнила Шмидт Елена в форме презентации.

    2. Мини-исследовательская работа “Правовое государство: миф или реальность”. Приложение № 1

    Вот к таким выводам пришла Елена. А как думаете вы по данной теме. (Учащиеся предлагают свои варианты)

    На понимание сути и признаков правового государства выполните задание № 1. (Верный вариант ответа подчёркнут)

      Задание № 1

    Какой тезис относится к правовому государству?

    Происхождение прав человека.

    А) Основные права определяются и устанавливаются (даруются человеку) государственной властью.

    Б) Основные права имеют естественное происхождение (т.е. присущи человеку от рождения) и закрепляются государственной властью в законах и других нормативных актах.

    Соотношение права и закона.

    А) Право производно от основных прав человека, включает только лишь правовые нормативные акты.

    Б) право отождествляется с государственными нормативными актами независимо от качества.

    Сущность права.

    А) Право - мера свободы.

    Б) Право - возведенная в закон воля господствующего класса.

    Главное предназначение права.

    А) Право призвано выражать и защищать интересы государства и является средством подчинения людей государственной воле.

    Б) Право призвано утверждать и защищать права человека, поскольку свободная личность является высшей ценностью общества.

    Соотношение государства и права.

    А) Право рождается в “коридорах” государственной власти и полностью подчинено ей.

    Б) Право зарождается в обществе в силу требований самой жизни, оно выше государства.

    Принцип правового регулирования.

    А) “Разрешено все, что не запрещено законом”.

    Б) “Запрещено все, кроме официально разрешенного?

    3. Совершенствование ЗУН учащихся в практической деятельности по правовому государству. Работа с Конституцией РФ (работа в паре).

    Работа в паре позволяет развивать такие социально важные компетенции, как толерантность, сотрудничество.

    Используя Конституцию, выполните ряд заданий, работая в паре.

    Задание № 7

    Назовите принцип, который лежит в основе данной конституционной нормы. Соблюдение этого принципа признается одним из признаков правового государства. Назовите еще три.

    “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

    Задание № 8

    Укажите 2 обстоятельства, при которых президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно. (Конституция РФ, глава 4)

    Задание № 9

    Какие формы ограничения равенства прав и свобод человека и гражданина запрещены Конституцией РФ (глава 2).

    Задание № 10

    Впишите пропущенное слово: “Российская Федерация - Россия есть демократическое Федеративное... государство с республиканской формой правления” (глава 1).

    Используя Конституцию РФ, начертите схему государственной власти РФ, назовите полномочияинститутов государственной власти (глава 4, глава 5, глава 6, глава 7).

    Используя пункт параграфа 22, выполни задания № 11.

    Задание № 11

    В приведенном перечне выделите элементы сдержек и противовесов между ветвями власти в правовом государстве.

    1. Институт уполномоченного по правам человека.

    2. Отлагательное вето президента.

    3. Экспертиза законов и подзаконных актов на их соответствие конституции Конституционным судом.

    4. Свободные средства массовой информации.

    5. Конфедерация обществ защиты прав потребителей.

    6. Процедура импичмента президента, инициируемая Думой.

    Как вы понимаете это изречение? Соответствует ли оно вашим убеждениям и почему?

    Древнеримский историк Цицерон говорил: “ Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона”.

    4. Совершенствование ЗУН учащихся в практической деятельности по гражданскому обществу. (Работа в паре)

    В настоящее время в США 70 % граждан состоят в разнообразных добровольных объединениях и ассоциациях. Более 50% активно участвуют в деятельности двух или более ассоциаций. К примеру, в работе 240 потребительских организаций участвует 70 млн. чел. Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

    Что такое гражданское общество? Насколько развито в России гражданское общество?

    В каком обществе (гражданском или негражданском) может быть популярно высказывание Вольтера: “Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать”?

    Задание № 4

    Заполните таблицу.

    Выбери из предложенного списка: семья, союзы предпринимателей и фермеров, общества защиты прав потребителей, союзы деятелей культуры, кооперативы, детские организации, спортивные общества, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров, благотворительные фонды, религиозные объединения, общества культурных связей с зарубежными странами.

    Задание № 5

    Установи соответствие между основами гражданского общества и иллюстрирующими их примерами.

    Задание № 6

    В приведенном перечне выделите институты гражданского общества.

    1. Общество защиты прав потребителей.

    2. Министерство образования.

    3. Ассоциация педагогов “демократическая школа”.

    4. Районный суд.

    5. Обьединение жильцов микрорайона.

    6. Управление внутренних дел.

    Задание № 12

    Какие выводы вы могли бы сделать на основе анализа приведенных данных?

    Работа с текстом федерального российского закона “Об общих принципах организации местного самоуправления”

    Федеральный российский закон “ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определяет местное самоуправление как “признаваемую и гарантируемую Конституцией Российской Федерации самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических или иных местных традиций

    Какие выводы из текста вы можете сделать?

    Почему СМИ называют четвертою властью?

    5. Индивидуальная работа учащихся (тест). Приложение № 2

    После выполнения теста на экране показаны будут правильные ответы. Применение ИКТ на данном этапе позволяет осуществить оперативную обратную связь, что немаловажно для учеников и меня как учителя (для дальнейшей коррекции).

    6. Подведение итогов урока.

    На сегодняшнем уроке вы не только практически применили ваши знания по теме, но и выяснили, что Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества. А чтобы эти процессы проходили быстрее вам - молодому поколению современной России надо постараться.

    Выставление отметок.

    Вывод: В результате практической деятельности учащихся на уроке удалось закрепить теоретические знания по данной теме, развить познавательные способности учащихся и умения анализировать полученную информацию, умения вести дискуссию, решать познавательные и проблемные задания.

    Литература:

    1. Учебник “Обществознание 10” Боголюбов Л.Г.
    2. Методическое пособие к учебнику Боголюбова Л.Г.
    3. Тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ.

    При подготовке к данной теме необходимо исходить из того, необходимость управления обществом с учетом разнообразия социальных интересов приводит к формированию государства, которое, являясь часть общества, одновременно противостоит ему, навязывая свою политическую волю.

    Это противоречивое единство реализуется через ряд этапов, обеспечивающих все более полноценное признание государством самостоятельности личности, ответственно действующей в рамках установленных государством законов. Так возникает гражданское общество и правовое государство. Их существование возможно только в условиях демократического политического строя и рыночной экономики, поэтому необходимо уяснить сущность демократии, основные этапы ее становления, исторические типы и особенности современности. Тогда становится возможным понимание путей становления гражданского общества, особенностей функционирования его институтов.

    Гражданское общество прежде всего характеризуется тем, что большинство его членов в качестве граждан обладают достаточно высоким уровнем культуры, осознают социальную ответственность за себя, своих близких, понимают необходимость в максимуме усилий по реализации своих способностей и возможностей.

    Все это не отменяет роль государства, но оно в таком обществе все больше выполняет координирующую и защитную роль по отношению к гражданам, имея четкие правовые границы своей компетенции на основе конституции страны.

    Подготовка к практикуму предполагает также умение ответить на предлагаемые вопросы, написание при необходимости докладов для последующего выступления на занятии.

    Вопросы для обсуждения

    1. Гражданское общество, его суть и отличительные черты.
    2. Основные характеристики правового государства.

    Вопросы к практикуму

    1. Что такое демократия?
    2. Почему демократический вариант распоряжения политической властью является оптимальным?
    3. В чем особенности представительской демократии?
    4. Каковы основные характеристики гражданского общества?
    5. В чем суть правового государства?
    1. Структура и функции гражданского общества.
    2. Частная собственность, частная жизнь и средний класс как основа формирования гражданского общества.
    3. Механизм взаимодействия гражданского общества и государства.
    4. Правовое, социальное государство. Стабильность и изменчивость государства.
    5. Особенности становления гражданского общества и правового государства в России.
    1. Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека // Вопросы философии. 1997. № 2.
    2. Мамут С. Государство, полюсы представлений // Общественные науки и современность, 1997. № 4.
    3. Саква Р. Режимная система и гражданское общество в России // Политические исследования. 1997. № 1.
    4. Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества // Политические исследования. 1996. № 6.
    5. Хорос В. Гражданское общество: как оно формируется (и сформируется ли) в постсоветской России // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 5.
    6. Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии // Политические исследования. 1996. № 5.

    Следует также обратить внимание на следующие термины.

    Гражданское общество – совокупность неполитических отношений (экономических, национальных, духовно-нравственных, религиозных и т. д.), область спонтанного самопроявления интересов и воли свободных индивидов и их ассоциаций, огражденная законами от регламентации их деятельности со стороны государственной власти. При этом не государством обуславливается и определяется гражданское общество, а гражданское общество обуславливает и определяет государство. Если государство может иметь различные формы правления – демократическую, диктаторскую, монархическую, то для гражданского общества характерна лишь демократическая форма его функционирования. Чем более развито гражданское общество, тем менее вероятно возникновение в нем авторитарных и тоталитарных режимов.

    Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

    Демократизация – процесс реального осуществления демократических преобразований во всех сферах общества, становление новых форм народовластия, гарантирующих защиту прав и свобод, чести и достоинства каждого человека; осуществление свободного политического диалога всех общественно-политических сил, действующих в рамках закона; мирное и равноправное сотрудничество между народами.

    Избирательное право: 1. Система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных государственных органов, т. е. избирательную систему. Источниками избирательного права являются конституция и законы, регулирующие избирательную систему. 2. Право гражданина избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в государственные органы. Избирательное право – одна из важнейших юридических гарантий конституционных прав граждан. Избирательное право в нашей стране является всеобщим, равным, прямым и осуществляется путем тайного голосования.

    Общественное мнение – один из способов существования и проявления массового сознания, в котором выражается реальное отношение большинства народа, класса, социальной группы к фактам, событиям, явлениям и процессам действительности, затрагивающим их потребности и интересы. Формирование и развитие общественного мнения происходит как стихийно - под непосредственным влиянием жизненных интересов, социального опыта и традиций, так и целенаправленно – в результате воздействия политических организаций и социальных институтов и учреждений на сознание масс.

    Теория общественного договора – учение о возникновении государства и права в результате сознательно заключенного между людьми договора. С точки зрения сторонников этой теории, государству предшествует полная анархия и «война всех против всех», или, по другим взглядам, «естественное состояние» – неограниченная личная свобода. Ею люди сознательно решили поступиться в пользу государства для обеспечения своей безопасности, охраны собственности и других личных прав. Развернутую форму теория общественного договора получила в XVII - XVIII вв. (Гоббс, Гассенди, Спиноза, Локк, Руссо и др.) в связи с выступлениями нарождающейся буржуазии против феодализма и абсолютной монархии. Идея общественного договора явилась прообразом конституции как основного закона демократического государства.

    Плюрализм – единство многообразного, где многообразие служит основой единства.

    В экономике формой проявления плюрализма является многообразие форм собственности и правовых норм ее организации; в социальной сфере – многообразие социальных интересов и развитие на этой основе дифференцированной социально-классовой структуры общества; в политике – многообразие форм реального народовластия; в духовной сфере – свобода дискуссий, гласность, информированность, разнообразие точек зрения и мнений, способствующее не только выработке правильного решения, но и консолидации социальных сил в его реализации.

    Правовое государство правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Правовое государство - это государство, где господствует право, причем не только по отношению к гражданам, но и по отношению к самому государству. Возможности правового государства в полной мере раскрываются в гражданском обществе.

    Равенство – принцип, в соответствии с которым в обществе обеспечивается одинаковое социальное положение людей, принадлежащих к различным классам и социальным группам. В античном обществе действие данного принципа распространялось лишь на свободных граждан. Христианство провозгласило равенство всех людей перед богом, но церковь при этом санкционировала сословные и классовые перегородки и привилегии.

    Равенство в современном обществе – это прежде всего равенство возможностей и прав, защищаемых законом, но эксплуатация человека человеком, имущественное неравенство ограничивают возможность достижения подлинного равенства. Гуманистическое значение социального равенства состоит в том, что оно открывает возможность для каждого свободно развивать свои способности и потребности соответственно индивидуальным качествам.

    Версия для печати



    mob_info