Школьная олимпиада по обществознанию учебный год. Выводы к главе III Сопоставьте общественные

Термины:

Общество, социальная среда, общественное бытие и сознание, общественная формация, производительные силы, производственные отношения, социальная группа, класс, страты, стратификация, историческая общность, государство, гражданское общество, идеология, общественная психология, массовое сознание, субъект истории, движущие силы истории, индустриальное и постиндустриальное общество, социальное прогнозирование, общественный прогресс.

Задания для проверки компетенций:

1. Сопоставьте понятия «общество», «община», «общение».

2. Сравните смысл слова «закон» в словосочетаниях «закон физики», «правовой закон», «закон общественного развития».

3. Какие критерии были положены К. Марксом в основание формационной типологии общества?

4. Какие типологии общественного развития вам известны?

5. Назовите основные формы общественного сознания. Определите их роль в культуре и жизни общества?

6. Является ли социальность внутренним или внешним качеством бытия человека?

7. Есть ли в человеческой истории смысл, цель, направленность? Предполагает ли концепция прогресса наличие этих факторов в истории?

8. Общество в целом, отдельные классы, социальные слои и организации смотрят на мир сквозь призму своих социальных интересов. Под воздействием общественных интересов образуется определенное видение мира. Вот этот механизм видения, а также его результаты, созданные под воздействием общественных интересов, называют общественным сознанием.

Попытайтесь из сказанного сформулировать общее определение общественного сознания.

9. Допустим, что общественное сознание сводится к сумме индивидуальных сознаний. Какие выводы из этого допущения следуют? Каково соотношение между общественным и индивидуальным сознанием?

10. Формирование образа врага - это сознательное манипулирование общественным мнением. Как Вы относитесь к этому явлению? Приведите примеры в доказательство своего мнения.

11. Дайте анализ следующему положению. «Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это, правда, основное, различие делает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество».

а) Почему это отличие Ф. Энгельс считаем основным?

б) В силу каких причин невозможно перенесение закона из области биологии на социальную жизнь?

12. «Название «Социология» в первый раз было предложено Контом для обозначения науки об обществе. Я тоже принял этот термин…

Что такое общество? Мы имеем полное право смотреть на общество как на особое бытие… ибо хотя оно и слагается из отдельных… единиц, однако же постоянное сохранение, в течение целых поколений и даже веков, известного общественного сходства в группировке этих единиц, в пределах занимаемой каждым обществом местности, указывает на конкретность составляемого ими агрегата. И эта-то именно черта и доставляет нам нашу идею об обществе…

Общество есть организм…Постоянные отношения между членами общества аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа».

а) В чем несостоятельность организмической концепции общества?

б) Что для понимания целостности общества дает его уподобление организму?

в) Как с понятием организма связывается идея сложной дифференциации и организации общественной жизни?

13. «Общественные науки рассматривают надорганические явления… Надорганические явления в… развитом виде обнаруживаются только в человеке и в цивилизации…Надорганика тождественна сознанию во всех своих явно выраженных проявлениях. Феномен надорганики включает язык, науку и философию, религию и искусство, … право и этику, нравы и манеры, технические изобретения и процессы, начиная от простейших орудий труда и кончая самыми сложными машинами, дорожное строительство, зодчество, возделывание полей и садов, приручение и дрессировку животных и т.д., а также социальные институты. Это все надорганические явления, поскольку они являются различных форм сознания; они не возникают в результате голых рефлексов или инстинктов…

Другими словами, в своих развитых формах надорганика находится исключительно в сфере взаимодействующих людей и продуктов их взаимодействия…

Научные знания, философская мысль, эстетические вкусы и другие составляющие надорганики не наследуются биологически, люди получают их от других людей благодаря непрекращающемуся взаимодействию с культурой как носителем надорганических ценностей…

В этом смысле надорганическая культура может рассматриваться как прямой или косвенный продукт взаимодействия между людьми».

а) в чем отличие теории Спенсера от теории П. Сорокина?

б) Что такое «надорганика» по Сорокину? Что она включает в себя? Корректно ли выражение П. Сорокина: «Надорганика тождественна сознанию»? Против кого направлено это выражение? В чем его уязвимость?

14. «В социокультурном мире существуют миллионы различных организованных групп или систем, начиная с организационных групп или социальных систем, начиная с организованных диад и триад и кончая такими большими социальными системами, как империи и всемирные религиозные объединения, насчитывающие несколько миллионов членов и огромную массу материальных носителей, с помощью которых они функционируют. Это огромное множество социальных систем можно классифицировать различным образом в зависимости от цели классификации…

Важные односторонние группы (построенные и сгруппированные вокруг одного ряда основных ценностей):

А. Биосоциальные: 1) расовые; 2) половые; 3) возрастные.

Б. Социокультурные: 4) род; 5) территориальное соседство; 6) языковая, этническая и национальные группы; 7) государство; 8) профессиональные группы; 9) экономические; 10) религиозные; 11) политические; 12) «идеологические» группы (научные, философские, эстетические, образовательные, этические, группы отдыха и развлечений); 13) номинальные группы элиты (великие вожди, гении и исторические личности).

Важные многосторонние группы (объединенные вокруг комбинации двух или более рядов ценностей): 1) семья; 2) клан; 3) племя; 4) нация; 5) каста; 6) социальный порядок или сословие (типа средневековой аристократии, духовенства, буржуазии, свободного класса рабочих и крестьян и несвободных крепостных); социальный класс». (Сорокин П. Социологические теории современности. - М., 1992 - С. 42–43)

а) Как Вы оцениваете намерение дать универсальную классификацию существующих социальных структур?

б) Насколько классификация П. Сорокина реализует эту задачу?

в) Какие замечания по предложенной классификации Вы могли бы сделать?

г) Какие позитивные моменты Вы могли бы отметить в попытке П. Сорокина?

Вопросы для самоконтроля:

1. Сопоставьте понятия «общество», «община», «общение».

2. Сравните смысл слова «закон» в словосочетаниях «закон физики», «правовой закон», «закон общественного развития».

3. Какие критерии были положены К. Марксом в основание формационной типологии общества?

4. Какие типологии общественного развития вам известны?

5. Назовите основные формы общественного сознания. Определите их роль в культуре и жизни общества?

6. Является ли социальность внутренним или внешним качеством бытия человека?

7. Есть ли в человеческой истории смысл, цель, направленность? Предполагает ли концепция прогресса наличие этих факторов в истории?


1. Культура - социальный по своему происхождению и
характеру механизм регулирования общественной жизни.
В современном мире сохраняется культурное многообразие.
В сближении, взаимодействии, взаимообогащении проявля­
ется диалог культур. Духовный мир каждой личности уни­
кален, вместе с тем он может быть понят лишь в связи с
духовной жизнью общества.

2. Влиятельным институтом общества является наука.
Она превратилась сегодня в непосредственную производи­
тельную силу, выполняет познавательную, культурно-миро­
воззренческую, социальную функции. Возрастающее воздей­
ствие науки на различные сферы жизни общества ведет к
усилению социальной ответственности ученых за результа­
ты научной деятельности.

3. Усиливается роль образования в обществе. Без него не­
возможно формирование качественного человеческого интел­
лектуального капитала - основного фактора прогресса в
современном обществе. В условиях постиндустриального об­
щества особое значение наряду с усвоением готовых знаний
приобретает овладение умениями искать необходимую ин­
формацию в различных источниках, осмысливать ее, опира­
ясь на имеющиеся знания, собственный социальный опыт.

4. Одним из наиболее долговременных, устойчивых, мас­
совых институтов общества является религия. Место и роль
религии в нынешних условиях общественного развития оп­
ределяются ее важными функциями: регулятивной, воспи­
тательно-мировоззренческой, компенсаторной, культурной,
интеграционной. Большинство верующих в современном ми­
ре являются приверженцами одной из трех мировых рели­
гий: христианства, ислама, буддизма.

5. С переходом от традиционного к индустриальному об­
ществу появились предпосылки зарождения массовой куль-


Туры. Сегодня продукты массовой культуры, начиная серий­но изготовленными вещами и заканчивая музыкальными, литературными произведениями, модой и рекламой, вошли в повседневную жизнь людей. Результатом и одновременно средством продвижения массовой культуры выступают сред­ства массовой информации, роль которых в обществе суще­ственно возросла в последние десятилетия. Отношение ко все более широкому распространению в обществе массовой культуры неоднозначно.

Вопросы и задания к главе III

1. Составьте развернутый план ответа на вопрос «Роль
духовной культуры в жизни общества».

2. Сопоставьте общественные функции науки и образова­
ния, выявите общее, укажите различия.

3. Ниже приведены статистические данные, отражающие
изменение числа приверженцев мировых религий, а также
изменение численности нерелигиозного населения за 70-лет­
ний период.

Какие выводы об эволюции числа адептов мировых рели­гий и сторонников нерелигиозных взглядов можно сделать на основании этих данных? Какие социальные факторы ока­зали наибольшее влияние на эти процессы? Сохранились ли тенденции указанного периода в последующее десятилетие? Отвечая на этот вопрос, используйте свои обществоведческие знания, другую социальную информацию.

4. Составьте два небольших сообщения на одну и ту же тему для: а) солидного еженедельника «Культурное насле­дие»; б) бульварного издания «Богема». В основу положите следующий факт: известная актриса М. серьезно заболела и не сможет принять участие в премьерном спектакле.

Школьная олимпиада по обществознанию учебный год

10-11 класс

Время выполнения -1час.20 мин.

Задания с рядами

1. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и объясните, почему вы так решили (максимум 3 балла).

1. Республика, монархия, федерация.

3. Административное право, гражданское право, семейное право .

2. Заполните пропуск в ряду (максимум 5 баллов).

1. А. Смит, «Исследование о природе и причинах богатства народов»; К. Маркс,

«Капитал»; ……………………….., «Общая теория занятости, процента и денег».

2. Н. Макиавелли, «Государь», ………………………………………, «Два трактата о

государственном правлении», «Об общественном договоре».

3. Законодательная инициатива, принятие закона Государственной думой РФ, ……...

………………………………………………………………………….……. , подписание

4. Математика – ……………………….. – физика – химия – биология – социология.

5. Прямой умысел, косвенный умысел, ……………………………………. .

Выбор из перечня

3. Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия (максимум 3 балла).

1. «Наставница всех добродетелей», «высшее утешение измученных душ», «провозвестница истинного света» (Боэций).

2. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р. Рейган).

3. «Институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги» (К. Макконнелл, С. Брю).

Определение правильности или ошибочности утверждений

4. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет» (максимум 10 баллов).

2. Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.

3. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной.

4. Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.

5. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества , не несут никаких убытков, связанных с его деятельностью.

6. Государство не является единственным носителем политической власти.

7. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.

8. Демократия возможна только при республиканской форме правления; в этом проявляется целостность политической системы.

9. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах, что обеспечивает общеобязательность их предписаний.

10. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.

Задания на соответствия

5. Перед вами три списка – век, название науки об обществе и человеке, имя ученого, чья деятельность была связана с данной наукой. Установите соответствие между ними. Ответ запишите в форме таблицы, перерисовав приведенный образец и вписав соответствующие цифры и буквы в нужные графы.

Обратите внимание! В списках наук и имен ученых больше, чем веков (максимум 5 баллов).

Века

Науки

Имена ученых

1. IV в. до н. э.

I. История

II. Политическая теория

IV. Психология

V. Правоведение

VI. Экономика

VII. Социология

В. Аристотель

Века

Науки

Имена ученых

Работа со схемами

6. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов (максимум 5 баллов).

1. Виновность. 2. Деяние. 3. Противоправность. 4. Умысел. 5. Бездействие. 6. Правонарушение. 7. Неосторожность. 8. Действие. 9. Признаки. 10 Общественная опасность.

Задания на знание обществоведческих понятий

7. Используя ВСЕ приведенные слова и словосочетания, составьте определения двух понятий. Назовите эти понятия (максимум 2 балла).

Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр.

1. внутренний и поведение мысли человек его контролер стремления

2. социальной, стремление, противостояние, политической, группы, курсу, бороться, или, влияние, официальному, власть, за, нее, на.

Заполнение пропущенных слов и словосочетаний

8. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе . Они пронумерованы.

Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте (максимум 10 баллов).

Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин «……...». Совокупность черт, отличающих человека от всех других, определяется понятием «……». При этом учитываются …… его характеристики. Понятием « ……» определяют систему …… характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь …… как продолжающийся …… процесс усвоения культурных норм и социальных …… . Для ребенка до 10 – 12 лет решающим является мнение ……..; подростку необходимо мнение …….. .

1. социализация

3. родители

4. личность

5. группа сверстников

6. биологические и социальные

7. индивид

8. на протяжении жизни

9. социальная регуляция

10. только биологические

11. социально значимые

12. в детские годы

13. индивидуальность

14. статус

15. адаптация

Задания по тексту

9. Прочитайте текст. Выполните задания к нему (максимум 10 баллов).

Педагогический труд – один из древнейших видов интеллектуальной деятельности 1), а учительство – одна из самых крупных, устойчивых во времени профессиональных групп (2), занимающихся умственным трудом.

В первобытном обществе (3) единственным, пожалуй, социальным каналом, обеспечивавшим передачу важнейших сведений и навыков, был род. Но уж в этот период община выделяла из своей среды наиболее опытных, старейших членов, на которых и возлагалась обязанность подготовки молодежи (4) к вступлению в род в качестве самостоятельных членов.

В древнем мире дифференциация (5) процесса образования и воспитания зашла столь далеко, что в богатых семьях данные функции возлагались на педагогов, как правило, из рабов. Что касается учителей, то в Древней Греции имели, главным образом, были вольнонаемные граждане, в государствах Древнего Востокажрецы (6). В средние века обязанности учителя выполняли монахи, причетники, священники, а позднее – и представители других сословий, прежде всего, горожане. Индустриальное общество (7) вызвало к жизни потребность в распространении грамотности. Среди лиц умственного труда профессия учителя стала одной из наиболее массовых.

Отдельно хотелось бы остановиться на исторически сложившемся переплетении собственно образовательной и воспитательной, духовной составляющих в деятельности учителя.

Исследуя процесс зарождения профессий, Г. Спенсер отмечал, что зародыш профессиональной деятельности учительства сохраняется и развивается преимущественно в религиозных институтах (8). Причина, по мнению ученого, заключается в том, что «класс жрецов, которому другие классы доставляют средства к жизни, становится мало-помалу самым праздным. Освобожденные от необходимости работать ради поддержания существования, жрецы могут посвящать свою энергию и свой досуг тому умственному труду и тем специальным упражнениям, которые необходимы для профессиональной деятельности. Иначе говоря, наличие у жрецов времени, свободного от обязательной для других работы, и практическая востребованность их знаний стали одной из предпосылок объединения просвещенческой и духовной деятельности.

1. Дайте определение всем выделенным курсивом и пронумерованным терминам.

3. Что вы знаете о жизни и научных взглядах Г. Спенсера?

Познавательные задачи

10. Перед вами формула, известная экономистам как уравнение Фишера (максимум 4 балла).

MV = PQ ,

где М – количество денег, V – скорость обращения денег или число оборотов денег; P – средний уровень цен на товары и услуги; Q – совокупный объем товаров и услуг.

Считают, что оно позволяет объяснить причины инфляции.

1. Если скорость обращения денег и объем товаров и услуг останутся прежними, а количество денег увеличится, цены вырастут.

2. Если скорость обращения денег увеличится, а количество денег и объем товаров и услуг останутся неизменными, цены вырастут.

3. Если скорость обращения денег вырастет в 3 раза, количество денег увеличится в 1,5 раза, объем товаров и услуг останется прежним, цены вырастут.

Школьная олимпиада по обществознанию учебный год 10-11 класс

Критерии проверки

1. Ответ:

1. Федерация, так как остальное – формы правления. 2. Индуизм, так как остальные термины – мировые религии. 3. Административное право, так как все остальное – отрасли частного права.

Количество баллов-3

2. Ответ: 1. Дж. М.Кейнс. 2. Д. Локк. 3. Одобрение Советом Федерации РФ. 4. Астрономия. 5. Неосторожность.

Количество баллов-5

3 . Ответ: 1. Философия. 2. Демократия. 3. Рынок.

Количество баллов-3

4 . Ответ: 1. Нет. 2. Нет. 3. Нет. 4. Да. 5. Нет. 6. Нет. 7. Нет. 8. Нет. 9. Нет. 10. Нет.

Количество баллов-10

5 . Ответ:

Века

Науки

Имена ученых

Количество баллов-5

6 . Ответ:

Количество баллов-5

7 . Ответ: 1. Внутренний контролер поведения человека, его стремлений и мыслей – совесть. 2. Противостояние социальной или политической группы официальному курсу, стремление бороться за власть или за влияние на нее – оппозиция.

Количество баллов-2

8 . Ответ: 7, 13, 6, 4, 11, 1, 8, 2, 3, 5

Количество баллов-10

9. Ответ: 1.

Деятельность – такая форма активности, для которой характерно целенаправленное преобразование окружающего мира. Профессиональная группа – совокупность людей, выделенных с соответствии с таким социально значимым критерием, как профессия. Первобытное общество – самая длительная в истории человечества эпоха, охватывающая время от появления первых людей до возникновения государства. Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения. Дифференциация – разделение целого на различные части. формы и ступени. Жрецы – социальная группа, занимавшаяся отправлением культов в первобытных и древних обществах. Индустриальное общество – стадия развития общества, сменяющее традиционное общество. Институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности, направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. 2. Переход к производящему хозяйству, усложнение социальной структуры, возникновение городов, появление государства, писаного права, письменности. 3. Г Спенсер (1820 – 1903), английский философ и социолог. Учащимся известен как представитель позитивизма.

Количество баллов-10

10. Ответ:

Все три вывода правильные,

что доказывается выведением формулы: Р = MV : Q

Количество баллов-4

Максим. кол-во баллов за работу-57

1) духовная; а) народности, нации, классы, партии;

2) производственно-экономическая; б) государство, профсоюзы;

3) социальная; в) философия, наука, право, мораль;

4) политическая г) заводы, фирмы, фабрики

6. Нация-этнос – это:

а) единение, сформированное на основе общности языка, территории, культуры;

б) единение, характеризующееся общностью происхождения, языка, территории, экономических связей, культуры, психического склада, самосознания;

в) совокупность всех граждан государства независимо от их языка, культуры;

г) компактно проживающие или «рассеянные» группы, у которых нет своей государственности, но имеется общий язык, культура, психология

Что относится к общественной психологии как элементу общественного сознания?

а) система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоёв;

б) чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом;

в) высшее обобщённое восприятие бытия;

г) непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности

8. Сопоставьте понятие и определение:

1) национализм; а) идеология, основа которой, трактовка нации как высшей ценности;

2) патриотизм; б) любовь к Родине, своему народу, культуре, истории;

3) интернационализм; в) отказ от национальных традиций, суверенитета, культуры;

4) космополитизм г) солидарность всех народов планеты на основе равенства, взаимопонимания

9. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности:

1) производственно-экономическая сфера; а) независимое положение личности;

2) социальная сфера; б) частная собственность;

3) политическая сфера; в) рациональное мышление;

4) духовная сфера г) правовое государство

10. Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам:

а) национализм;

б) расизм;

в) геноцид;

г) шовинизм


Литература

Основная

1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г.

2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г.

3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г.

4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г.

5. Философия. Р-н-Д., 2003 г.

6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г.

7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г.

Дополнительная

1. Арефьева Г.С. Общество как объект социального анализа. М., 1995.

2. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

3. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1994.

4. Ивин А.А. Философия истории. М., 2000.

5. Лавриненко В.Н. Социальная философия. М., 1995.

6. Теория общества: Фундаментальные проблемы / Под ред. А.Ф. Филиппова М., 1991.

7. Философия истории: Антология / Сост., редакция и вступит. ст. Ю.А. Кимелева. М., 1994.

8. Белов, А.В. Культура глазами философов-органицистов / А.В. Белов. – Ростов н/Д, 2002.

9. Ойзерман, Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. – 2001. – № 2.

10. Розов, Н.С. Структура социальной онтологии: на пути к синтезу макроисторических парадигм / Н.С. Розов // Вопросы философии. – 1999. – № 2.

Основатель Огюст Конт считал ее об обществе, пространством, в котором осуществляется жизнь людей. Без него жизнь невозможна, чем и объясняется важность изучения данной темы.

Что обозначает понятие «общество»? Чем оно отличается от понятий «страна», «государство», употребляемые в обыденной речи, часто, как идентичные?

Страна — это географическое понятие, обозначающее часть света, территорию, которая имеет определенные границы.

— политическая организация общества с определенным типом власти (монархия, республика, советы, др.), органами и структурой правления (авторитарное или демократическое).

социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

Многие ученые пытались исследовать общество, определить его природу, сущность. Древнегреческий философ и ученый под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Эпикур считал, что главным в обществе является социальная справедливость как результат договора между людьми о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда.

В западноевропейской общественной науке XVII-XVIII вв. идеологами новых поднимающихся слоев общества (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо ), выступавшими против религиозных догм, была выдвинута идея общественного договора , т. е. договора между людьми , каждый из которых обладает суверенными правами для контроля над своими действиями. Эта идея противостояла теологическому подходу к организации общества по воле божьей.

Предпринимались попытки определить общество, основываясь на выделении некоторой первичной ячейки общества. Так, Жан-Жак Руссо считал, что именно семья — самое древнее из всех обществ. Она — подобие отца, народ — детей, и все, рожденные равными и свободными, если и отчуждают свою свободу, то лишь для своей пользы.

Гегель попытался рассмотреть общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое , т. е. общество, где существует зависимость всех от всех.

Большое значение для научного понимания общества имели работы одного из основоположников научной социологии О. Конта , полагавшего, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной ). Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. Близкое к этому определение общества мы находим в западноевропейской социологии XX в. Так, у Макса Вебера , общество — продукт взаимодействия людей как результат их социальных действий в интересах всех и каждого.

Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми , складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Признавая подход к обществу как отношения индивидов, К. Маркс, проанализировав связи и отношения между ними, ввел понятия «общественные отношения», «производственные отношения», «общественно-экономические формации» и ряд других. Производственные отношения , формируя общественные отношения, создают общество , находящееся на той или иной определенной ступени исторического развития. Следовательно, по Марксу, производственные отношения выступают первопричиной всех отношений людей и создают большую социальную систему, называемую обществом .

По представлениям К. Маркса, общество — это взаимодействие людей . Форма общественного устройства не зависит от их воли (людей). Каждую форму общественного устройства порождает определенная стадия развития производственных сил.

Люди не могут свободно распоряжаться производительными силами, ибо эти силы — продукт предшествующей деятельности людей, их энергии. Но сама эта энергия ограничена условиями, в которые люди поставлены уже завоеванными производительными силами, формой общественного устройства, существовавшей до них и которая является продуктом деятельности предшествующего поколения.

Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

  • оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;
  • браки заключаются между представителями данной общности;
  • оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;
  • оно имеет свою территорию;
  • у него есть самоназвание и своя история;
  • оно обладает своей системой управления;
  • оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
  • его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Очевидно, что во всех приведенных определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Большую роль в системных исследованиях общества сыграл А. Малиновский . Он полагал, что общество можно рассматривать как социальную систему, элементы которой связаны с основными потребностями людей в пище, крове, защите, сексуальном удовлетворении. Люди объединяются для удовлетворения своих потребностей. В этом процессе возникают вторичные потребности в связи, кооперации, контроле над конфликтами, что способствует развитию языка, норм, правил организации, а это в свою очередь требует координационных, управленческих и интегративных институтов.

Жизнедеятельность общества

Жизнедеятельность общества осуществляется в четырех основных сферах : экономической, социальной, политической и духовной .

Экономическая сфера есть единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения. Она обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.

Социальную сферу представляют людей (род, племя, народность, нация и т. д.), различные классы (рабы, рабовладельцы, крестьяне, пролетариат, буржуазия) и другие социальные группы, которые обладают различным материальным положением и отношением к существующим общественным порядкам.

Политическая сфера охватывает властные структуры ( , политические партии, политические движения), управляющие людьми.

Духовная (культурная) сфера включает философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, а также их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.

Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, варьируются, но в главном остаются неизменными (инвариантными). Так, например, эпохи рабства и нашего времени резко отличаются друг от друга, но вместе с тем все сферы общества сохраняют возложенные на них функции.

В социологии существуют различные подходы к поиску оснований выбора приоритетов в социальной жизнедеятельности людей (проблема детерминизма).

Еще Аристотель подчеркивал крайне важное значение государственного устройства для развития общества. Отождествляя политическую и социальную сферы, он рассматривал человека как «политическое животное». При определенных условиях политика может стать решающим фактором, полностью контролирующим все другие сферы общества.

Сторонники технологического детерминизма определяющий фактор общественной жизни видят в материальном производстве, где характер труда, техника, технология определяют не только количество и качество произведенных материальных продуктов, но и уровень потребления и даже культурные запросы людей.

Сторонники культурного детерминизма полагают, что костяк общества составляют общепринятые ценности и нормы, соблюдение которых обеспечит устойчивость и неповторимость самого общества. Различие культур предопределяет различие в поступках людей, в организации материального производства, выборе форм политической организации (в частности, это можно связать с известным выражением: «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает»).

К. Маркс исходил в своей концепции из детерминирующей роли экономической системы , полагая, что именно способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы в обществе .

В современной отечественной социологической литературе существуют противоположные подходы к решению проблемы примата во взаимодействии социальных сфер общества . Одни авторы склонны отрицать саму эту идею, полагая, что общество может нормально функционировать при последовательном выполнении каждой из социальных сфер своего функционального предназначения. Они исходят при этом из того, что гипертрофированное «разбухание» одной из социальных сфер может пагубно сказаться на судьбе всего общества, так же, впрочем, как и недооценка роли каждой из этих сфер. Например, недооценка роли материального производства (экономической сферы) ведет к снижению уровня потребления и нарастанию кризисных явлений в обществе. Размывание норм и ценностей, регулирующих поведение индивидов (социальная сфера) ведет к социальной энтропии, беспорядку и конфликтам. Принятие идеи примата политики над экономикой и другими социальными сферами (особенно в условиях тоталитарного общества) может привести к краху всей социальной системы. В здоровом социальном организме жизнедеятельность всех его сфер находится в единстве и взаимосвязи.

Ослабнет единство — понизится эффективность жизнедеятельности общества, вплоть до изменения своей сути или даже распада. В качестве примера приведем события последних лет ХХ в., приведшие к поражению социалистических общественных отношений и распаду СССР.

Общество живет и развивается по объективным законам единства (общества) с ; обеспечения социального развития; концентрации энергии; перспективной активности; единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания — отрицания; соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил; диалектического единства экономического базиса и общественной надстройки; возрастания роли личности и др. Нарушение законов развития общества чревато крупными катаклизмами, большими потерями.

Какие бы цели не ставил перед собой субъект социальной жизни, находясь в системе общественных связей, он должен им подчиняться. В истории общества известны сотни войн, принесших ему огромные потери, независимо от того, какими целями руководствовались правители, их развязавшие. Достаточно вспомнить Наполеона, Гитлера, бывших президентов США, начавших войну во Вьетнаме, Ираке.

Общество — целостный социальный организм и система

Уподобляли общество социальному организму, все части которого взаимозависимы, а их функционирование направлено на обеспечение его жизни. Все части общества выполняют заданные им функции для обеспечения его жизни: продолжение рода; обеспечение нормальных условий для жизнедеятельности его членов; создание возможностей производства, распределения и потребления; успешную деятельность всех его сфер.

Отличительные черты общества

Важной отличительной чертой общества выступает его автономность , которая базируется на его многофункциональности, способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, добиваться её высокой эффективности, опираясь на существующее в нем разделение труда.

Общество обладает самодостаточностью , которая позволяет ему выполнять главную задачу — предоставлять людям условия, возможности, формы организации жизни, которые облегчают достижение личных целей, самореализацию себя как всесторонне развитых личностей.

Общество обладает большой интегрирующей силой . Оно представляет своим членам возможность использовать привычные образцы поведения, следовать установившимся принципам, подчиняет их общепринятым нормам и правилам. Не желающих им следовать оно изолирует различными путями и средствами, начиная от Уголовного кодекса, административного права до общественного порицания. Существенной характеристикой общества является достигнутый уровень саморегуляции, самоуправления , которые возникают и формируются внутри его самого при помощи социальных институтов, находящихся, в свою очередь, на исторически определенном уровне зрелости.

Общество как целостный организм обладает качеством системности , и все его элементы, будучи тесно взаимосвязанными, образуют социальную систему, которая делает более сильным притяжение и сцепление между элементами данной материальной структуры.

Часть и целое как компоненты единой системы связаны между собой неразрывными узами и поддерживают друг друга. В то же время тот и другой элемент обладает относительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Чем сильнее целое в сравнении со своими частями, тем сильнее пресс объединения. И напротив, чем сильнее части по отношению к системе, тем она слабее и сильнее тенденция к разъединению целого на составные части. Следовательно, для образования устойчивой системы необходим подбор соответствующих элементов и их единство. При этом, чем больше несоответствие, тем сильнее должны быть узы сцепления.

Образование системы возможно как на естественных основах притяжения, так и на подавлении и подчинении одной части системы другой, т. е. на насилии. В связи с этим различные органические системы строятся на различных принципах. Одни системы основаны на доминировании естественных связей. Другие — на доминировании силы, третьи стремятся укрыться под защитой сильных структур или существуют за их счет, четвертые объединяются на основе единства в борьбе с внешними врагами во имя высшей свободы целого и т. д. Существуют также системы, основанные на сотрудничестве, где сила не играет существенной роли. Вместе с тем существуют определенные рамки, за пределами которых и притяжение, и отталкивание могут привести к гибели данной системы. И это естественно, так как излишнее притяжение и сцепление создают угрозу для сохранения разнообразия системных качеств и тем самым ослабляют способность системы к саморазвитию. Напротив, сильное отталкивание подрывает целостность системы. При этом, чем больше самостоятельность частей в рамках системы, чем выше их свобода действия в соответствии с заложенными в них потенциями, тем меньше у них стремление выйти за ее рамки и наоборот. Именно поэтому систему должны образовать лишь такие элементы, которые более или менее однородны между собой, и где тенденция целого, хотя и доминирует, но не противоречит интересам частей.

Законом всякой социальной системы является иерархичность ее элементов и обеспечение оптимальной самореализации путем наиболее рационального построения ее структуры в данных условиях, а также максимального использования условий окружающей среды для ее преобразования в соответствии со своими качествами.

Один из важных законов органической системы закон обеспечения ее целостности , или, иначе говоря, жизненности всех элементов системы . Поэтому обеспечение существования всех элементов системы выступает условием жизненности системы как целого.

Фундаментальным законом любой материальной системы , обеспечивающим ее оптимальную самореализацию, выступает закон приоритета целого над его составными частями . Поэтому чем сильнее опасность для существования целого, тем больше жертв со стороны его частей.

Как и любая органическая система в трудных условиях общество жертвует частью во имя целого, главного и коренного . В обществе как целостном социальном организме общий интерес при всех условиях находится на первом плане. Однако общественное развитие может осуществляться тем более успешно, чем больше общий интерес и интересы индивидов будут находиться в гармоническом соответствии между собой. Гармоническое соответствие между общими и индивидуальными интересами может быть достигнуто лишь на относительно высокой ступени общественного развития . До тех же пор, пока такая ступень не достигнута, господствует либо общественный, либо личный интерес. Чем труднее условия и чем больше неадекватность социальных и природных компонентов, тем сильнее проявляет себя общий интерес, реализуясь за счет и в ущерб интересам индивидов.

В то же время чем более благоприятные условия, возникшие либо на основе природной среды, либо созданные в процессе производственной деятельности самих людей, тем при прочих равных условиях общий интерес в меньшей мере осуществляется за счет частного.

Как и всякая система общество содержит в себе определенные стратегии выживания, существования и развития . Стратегия выживания выдвигается на первый план в условиях крайнего недостатка материальных ресурсов, когда система вынуждена жертвовать своим интенсивным развитием во имя экстенсивного, или точнее, во имя всеобщего выживания. В целях выживания социальная система изымает материальные ресурсы, произведенные наиболее активной частью общества в пользу тех, кто не может обеспечить себя всем необходимым для жизни.

Подобный переход к экстенсивному развитию и перераспределению материальных ресурсов в случае необходимости происходит не только в глобальных, но и локальных масштабах, т. е. в рамках малых социальных групп, если они попадают в экстремальную ситуацию, когда средств оказывается крайне недостаточно. В таких условиях страдают как интересы индивидов, так и интересы общества в целом, поскольку оно лишается возможности развиваться интенсивно.

Иначе развивается социальная система после выхода из экстремальной ситуации, но находящаяся в условиях неадекватности социальных и природных компонентов . В таком случае стратегия выживания сменяется стратегий существования . Стратегия существования реализуется в условиях, когда возникает определенный минимум средств для обеспечения всех и, кроме того, появляется их некоторый излишек сверх необходимого для жизни. В целях развития системы в целом излишек производимых средств изымается, и они сосредоточиваются на решающих направлениях социального развития в руках наиболее сильных и предприимчивых . Все же остальные индивиды ограничиваются в потреблении и обычно довольствуются минимумом. Таким образом, в неблагоприятных условиях существования общий интерес прокладывает себе дорогу за счет интересов индивидов , наглядным примером чего является становление и развитие российского общества.



mob_info