Первые русские князья таблица внутренняя и внешняя. Великие князья киевские. Период княжения Игоря

Деятельность властвующих князей династии Рюриковичей концентрировалась на стремлении к расширению границ государства при сохранении единства Руси. Важными вехами Древнерусской истории было объединение князем Олегом Новгородской и Киевской Руси, военные походы князя Святослава, крещение князя Владимира и распространение Православной веры на подданное народонаселение. В условиях феодального раздробления Киевской Руси по своему замечательны были прогрессивные правления Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха и Мстислава Великого.

Имя князя

Годы властвования

Политическая позиция

Основные деяния

Рюрик варяжский «Сокол»

Умеренно-агрессивная. Стремился расширить и обезопасить границы подвластных территорий.

По летописной легенде, основал Древнерусское государство.

Князь Олег «Вещий»

Динамичная. Всемерно укреплял княжескую власть в Киеве и силой принуждал противника к равноправному сотрудничеству.

Объединил Север и Юг Руси, ходил походами на Константинополь, составил первый письменный договор с Византией.

Князь Игорь Рюрикович

«Старый»

Максималистская. Без особого успеха пытался продолжать политику князя Олега

Продолжил походы на Константинополь. Убит древлянами во время полюдья

Ольга «Мудрая» «Святая»

Умеренная. Стремилась упорядочить внутренние дела Киевской Руси.

Установила нормы сбора дани (уроки), места сбора (погосты) и заменила полюдье «повозом».

Святослав Игоревич

«Воин», «Барс»

Реально властвовать начал в 964

Агрессивно-авантюристическая. Военным путем уничтожал источники опасности и расширял территорию государства.

Покорил племена вятичей, уничтожил Хазарский каганат, воевал в Болгарии, с Византией и, убившими его печенегами.

Ярополк Святославич

Умеренно-центристская. Стремился утвердить целостность и авторитет Руси.

Налаживал связи с Германией, не препятствовал распространению христианства на Руси.

Владимир Святославич

«Красное солнышко» «Святой»

Прогрессивно-максималистская. Добивался полноправного вхождения Руси в ряд полноценных европейских государств.

Упорядочение государственной политики на местах. Крещение Руси. Укрепление границ государства.

Святополк Владимирович «Окаянный»

На год поляки помогали вернуть Киев

Реакционно-авантюристическая. Превалировало желание любой ценой сохранить свою власть в Киеве.

Политика сближения с Польшей в ущерб Руси. Убийство братьев Бориса и Глеба.

Ярослав Владимирович

На год изгонялся из Киева Святополком

Бурная деятельность князя усовершенствовала жизнь на Руси во всех сферах. Династическими браками укрепил межгосударственные связи Киевской Руси.

Изяслав Ярославич

Дважды терял и возвращал Киевский стол

Конфронтационная. Стремление к сохранению своей власти в Киеве.

Враждовал с братьями. Потерпел поражение на Альте от половцев. Опирался на Польшу.

Всеслав Брячиславич

«Чародей»

Политической позиции не зафиксировано.

Единственный полоцкий князь, случайно оказавшийся на Киевском престоле.

Святослав Ярославич

Оборонял границы Руси на юге. Составил новый сборник законов – «Изборник».

Всеволод Ярославич «Миролюбивый»

Был смещен Изяславом

Умеренно-прогрессивная. Как член триумвирата Ярославичей стремился сохранить целостность Руси.

Боролся с половцами, налаживал связи с Европой. Участвовал в составлении «Правды Ярославичей».

Святополк Изяславич

Конфронтационная.

Отличался лицемерным характером и жестокостью к подданным.

Владимир Всеволодович «Мономах»

Прогрессивная. Стремился к прекращению усобиц.

Сохранил единство Руси. Разгромил половцев. Дополнил имевшиеся своды законов.

Мстислав Владимирович «Великий»

Участвовал в Любечском съезде. Ходил с ратью на половцев. Оборонял западные границы Руси от воинственных соседей.

Исторический вклад правителей Киевской Руси

История Древнерусского государства представляет собой типичное развитие раннефеодальных политических объединений, имевших тенденцию к раздроблению. Однако за время существования Киевской Руси была создана социальная структура державы, а также благоприятные условия для развития хозяйства и культуры. Этому немало способствовала деятельность правителей Руси – Великих князей киевских.

«Киевская Русь» – понятие, которое сегодня подвергается многочисленным спекуляциям. Историки спорят не только от том, было ли государство с таким названием, но и кто его населял.

Откуда пошла «Киевская Русь»?

Если сегодня в России словосочетание «Киевская Русь» постепенно выходит из научного обихода, заменяясь на понятие «Древнерусское государство», то украинские историки его используют повсеместно, причем в контексте «Киевская Русь – Украина», подчеркивая историческую преемственность двух государств.

Тем не менее, до начала XIX века термина «Киевская Русь» не существовало, древние жители киевских земель и не подозревали, что живут в государстве с таким названием. Первым словосочетание «Киевская Русь» употребил историк Михаил Максимович в работе «Откуда идет русская земля», которая была закончена в год смерти Пушкина.

Важно отметить, что Максимович использовал это выражение не в значении государства, а в ряде других названий Руси – Червонной, Белой, Суздальской, то есть, в смысле географического местоположения. В том же значении его употребляли историки Сергей Соловьев и Николай Костомаров.

У некоторых авторов начала XX столетия, в том числе у Сергея Платонова и Александра Преснякова, термин «Киевская Русь» стал использоваться уже в державно-политическом смысле, как именование государства восточных славян с единым политическим центром в Киеве.

Однако полноценным государством Киевская Русь стала в сталинскую эпоху. Существует любопытная история, как академик Борис Греков, работая над книгами «Киевской Русь» и «Культура Киевской Руси», поинтересовался у своего коллеги: «Вы же партийный, посоветуйте, вы должны знать, какая концепция понравится Ему (Сталину)».

Использовав термин «Киевская Русь» Греков посчитал необходимым объяснить его смысл: «В своей работе, я имею дело с Киевской Русью не в узко-территориальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей», соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, – включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц».

Государство до Рюрика

Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако, к примеру, политолог Сергей Черняховский утверждает, что начало русской государственности следует отодвинуть, по крайней мере, на 200 лет вглубь истории.

Он обращает внимание на то, что в византийских источниках при описании жизни русов отразились явные признаки их государственного устройства: наличие письменности, иерархия знати, административное деление земель, упоминаются также мелкие князья, над которыми стояли «цари».

И все-таки несмотря на то, что Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами, многие историки склоняются к тому, что в дохристианский период полноценным государством ее назвать нельзя, так как там отсутствовали классовые структуры и не было централизованной власти. С другой стороны, это была не монархия, не деспотия, не республика, больше всего, согласно историкам, это было похоже на некое корпоративное управление.

Известно, что древние русские жили в родовых поселениях, занимались ремеслом, охотой, рыболовством, торговлей, земледелием, скотоводством. Арабский путешественник Ибн Фадлан в 928 году описывал, что русские строили большие дома, в которых проживало по 30-50 человек.

«Археологические памятники восточных славян воссоздают общество без каких-либо явственных следов имущественного расслоения. В самых разных регионах лесостепной полосы нет возможности указать такие, которые по своему архитектурному облику и по содержанию найденного в них бытового и хозяйственного инвентаря выделялись бы богатством», – подчеркивал историк Иван Ляпушкин.

Российский археолог Валентин Седов отмечает, что появление экономического неравенства на основании существующих археологических данных установить пока невозможно. «Кажется, нет отчетливых следов имущественной дифференциации славянского общества и в могильных памятниках 6-8 веков», – заключает ученый.

Историки делают вывод, что накопление богатств и передача их по наследству в древнерусском обществе не являлись самоцелью, это видимо не было ни нравственной ценностью, ни жизненной необходимостью. Более того, накопительство явно не приветствовалось и даже порицалось.

К примеру, в одном из договоров русов с Византийским императором есть фрагмент клятвы киевского князя Святослава, рассказывающий о том, что будет в случае нарушения обязательств: «пусть будем мы золотые, как золото это» (имеется в виду золотая дощечка-подставка византийского писца). Это лишний раз показывает презренное отношение русов к золотому тельцу.

Более корректное определение политического устройства додинастической Киевской Руси – это вечевое общество, где князь находился в полной зависимости от народного собрания. Вече могло утвердить передачу власти князя по наследству, а могло и переизбрать его. Историк Игорь Фроянов отмечал, что «древнерусский князь – это не император и даже не монарх, ибо над ним стояло вече, или народное собрание, которому он был подотчетен».

Первые киевские князья

В «Повести временных лет» рассказывается о том, как живший на днепровских «горах» Кий вместе с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью построил на правом берегу Днепра город, названный позднее в честь основателя Киевом. Кий, согласно летописи, он и был первым киевским князем. Однако современные авторы больше склоняются к тому, что история об основании города является этимологическим мифом, призванным объяснить названия киевских местностей.

Так, широкую известность получила гипотеза американо-украинского востоковеда Омельяна Прицака, который считал, что возникновение Киева связано с хазарами, а Кий как личность тождественен гипотетическому хазарскому визирю Куйе.

В конце IX века на исторической сцене Киева появляются не менее легендарные князья – Аскольд и Дир. Считается, что они были членами варяжской дружины Рюрика, которые позднее стали правителями стольного града, приняли христианство и заложили основы древнерусской государственности. Но и здесь существует немало вопросов.

В Устюжском летописном своде сказано, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Историки считают, что их стремление отправиться в Киев стимулировалось желанием получить земли и княжеский титул. По мнению историка Юрия Бегунова, Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов.

Летописец Нестор пишет, что войска Аскольда и Дира в 866 году совершили поход на Византию и подвергли разграблению окрестности Царьграда. Однако академик Алексей Шахматов утверждал, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. «Их имена вставили позднее», – считал ученый.

Некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время. Другие выдвигают версию, что что Аскольд и Дир это одно и тоже лицо. Согласно такому предположению, в древнескандинавском варианте написания имени «Haskuldr» последние две буквы «d» и «r» могли быть выделены в отдельно слово, а со временем превратиться в самостоятельную личность.

Если ознакомиться с византийскими источниками, то можно увидеть, что при осаде Царьграда летописец говорит только об одном военачальнике, правда, не называя его имени.
Историк Борис Рыбаков разъяснял: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

Киевская Русь и Хазария

Хазарский каганат считается могущественным государством, под контролем которого оказалисьважнейшие торговые пути из Европы в Азию. +В годы расцвета (в начале VIII века) территория Хазарского каганата простиралась от Черного до Каспийского моря, захватывая в том числе и нижнее Поднепровье.

Хазары совершали регулярные набеги на славянские земли, подвергая их разграблению. По свидетельству средневекового путешественника Ибрагима ибн Якуба, они добывали не только воск, меха и лошадей, но главным образом военнопленных для продажи в рабство, а также юношей, девушек и детей. Другими словами, земли Южной Руси фактически попали в хазарскую кабалу.

Может государство хазар искали не на том месте? Публицист Александр Полюх пробует разобраться в этом вопросе. В своих исследованиях он ориентируется на генетику, в частности, на положение, согласно которому группа крови соответствует образу жизни народа и определяет этнос.

Он отмечает, что согласно данным генетики, русские и белорусы, как и большинство европейцев более чем на 90% имеют группу крови I (О), а этнические украинцы на 40% носители группы III (В). Это служит признаком народов, ведших кочевой образ жизни (сюда он относит и хазар), у которых группа крови III (В) приближается к 100% популяции.

Эти выводы во многом подкрепляются археологическими находками академика РАН Валентина Янина, который подтверждал, что Киев к моменту его захвата новгородцами (IX век) не был славянским городом, о этом также свидетельствуют и «берестяные грамоты».
По словам Полюха, подозрительно совпадают по срокам завоевание Киева новгородцами и месть хазарам, осуществленная Вещим Олегом. Возможно это было одно и тоже событие? Тут он делает громкое заключение: «Киев – возможная столица Хазарского каганата, а этнические украинцы – непосредственные потомки хазар».

Несмотря на всю парадоксальность выводов, возможно, они не столь оторваны от реальности. Ведь в целом ряде источников IX века правитель русов назывался не князем, а каганом (хаканом). Наиболее раннее сообщение об этом относится к 839 году, когда, согласно древнерусским летописям, в Киев еще не пришли дружинники Рюрика.

· Рюрик – предводитель наемной варяжской дружины, согласно «Повести временных лет» приглашенный (призванный) в Новгород в 862 г., захватил власть и стал князем в Новгороде. Киевские князья впоследствии считали его родоначальником своей династии. Умер в 879 г., оставив малолетнего сына Игоря.

· ОлегВещий (879–912) – первый исторический князь варяжского происхождения, в 879–882 гг. правил в Новгороде, в 882 г. захватил Киев, убил киевских князей Аскольда и Дира , объединил два восточнославянских центра в единое Древнерусское государство. В 882 г. Киев стал центром Древнерусского государства. В 907 г. совершил поход на Царьград (Константинополь) и в знак окончания военных действия и мира повесил свой щит на его ворота, подписал выгодный договор с Византией о беспошлинной торговле на территории империи. Новые уступки Русь получила по договору с Византией 911 г.

· Игорь (912–945) – по летописи сын Рюрика (отсюда – династия Рюриковичей ), продолжил подчинение восточнославянских племен, в 941 и 944 гг. – новые походы на Византию, 944 г. – новый русско-византийский договор. 945 г. – древляне убили Игоря во время сбора дани. Его жена княгиня Ольга организовала карательный поход против древлян.

· Ольга Святая (945–957) – была регентом при Святославе в период его малолетства и правила во время его походов, провела реформы: установила «уроки» – размер дани и «погосты» – места сбора дани. В 957 г. посетила Константинополь и приняла крещение.

· Святослав ( 962–972) – воевал с хазарами, после его походов Хазарский каганат прекратил свое существование как сильное государство. Совершил поход на Византию и в 970 г. з аключил с ней мир.

· Владимир Святой, Красное Солнышко (980–1015) – воевал с печенегами, женился на византийской принцессе Анне. При нем в 988 г. – крещение Руси (принятие христианства в качестве официальной религии). В Древней Руси вместо политеистического (политеизм – многобожие) язычества утвердилась монотеистическая (монотеизм – единобожие) религия .

Причины принятия христианства :

1. необходимость укрепления государства и его территориального единства;

2. необходимость вхождения в семью европейских народов, язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианских соседей;

3. нараставшая социальная неоднородность общества требовала перехода к более сложной мировоззренческой системе.

Причины выбора христианства в его православном варианте :

1. прочные культурные и экономические связи с сильнейшим государством X века Византией, наследницей великого Рима;

2. международная обстановка, отношение церкви и государства (Римский Папа притязал на светскую власть, католическая церковь не желала учитывать местные особенности, ее воинственность);



3. терпимость православия к местным традициям.

Последствия принятия христианства (православия) на Руси :

1. правящий класс получил идеологическое средство для укрепления власти (христианскую религию), а также организацию, выполнявшую функцию божественного освящения складывавшегося феодального строя;

2. идеологически закреплялось единство Древнерусского государства;

3. Русь получила письменность и возможность приобщаться к культуре Византии, наследницы античной цивилизации;

4. расширились и окрепли внешнеполитические связи Руси, вступившей в семью христианских народов;

5. православная церковь повлияла на древнерусское общество – смягчила нравы, боролась против многоженства и других языческих пережитков, выступила против рабства.

· Ярослав Мудрый (1019–1054) – стал самовластцем, ввел в действие первый в Древней Руси письменный свод законов – Русскую Правду (1016 г .) для юридического регулирования раннефеодальных отношений. Династическими браками своих детей способствовал расширению и укреплению контактов с европейскими странами. В 1036 г. нанес решительное поражение печенегам в битве под Киевом. В его княжение положено начало Киево-Печерской Лавре . В 1051 г. впервые киевским митрополитом (главой русской православной церкви в Древней Руси) избран русский по происхождению Илларион . Организовал перевод богослужебных книг. Построил Софийский собор в Киеве.

Краткая редакция Русской Правды , помимо Правды Ярослава , включала Правду Ярославичей , созданную сыновьями Ярослава (Изяслав, Святослав, Всеволод) в около 1072 г. как реакцию государства на народные волнения. Она запретила кровную месть, заменив ее вирой (штраф за убийство свободного человека), обеспечила защиту личных владений князя, усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения.

· Владимир Мономах (1113–1125) – как реакцию на восстание в Киеве в 1113 г . принял законодательный акт «Устав Владимира Мономаха» (1113 г .), вошедший в состав Пространной редакции Русской Правды, которая зафиксировала появление новой группы феодально-зависимых людей – закупов и установил размеры процентов по займам, ограничив ростовщичество. Организатор похода русских князей против половцев в 1111 г. Значительно ослабил половецкую опасность вследствие походов на половцев.

· Мстислав Владимирович (1125–1132) – ликвидировал половецкую опасность, окончательно разгромив половцев .

В современной историографии титулом «киевские князья» принято обозначать ряд правителей Киевского княжества и Древнерусского государства. Классический период их правления начался в 912 году правлением Игоря Рюриковича, первым носившего титул «великого князя киевского», и длился примерно до середины XII века, когда начался распад Древнерусского государства. Кратко рассмотрим наиболее выдающихся правителей за этот период.

Олег Вещий (882-912)

Игорь Рюрикович (912-945) – первый правитель Киева, называвшийся «великим князем киевским». За время своего правления провел ряд военных походов, как против соседних племен (печенеги и древляне), так и против Византийского царства. Печенеги и древляне признали верховенство Игоря, но византийцы, в военном смысле оснащенные лучше, оказали упорное сопротивление. В 944 году Игорь был вынужден подписать мирный договор с Византией. В то же время, условия договора были выгодны для Игоря, поскольку Византия выплачивала значительную дань. Спустя год решил вновь напасть на древлян, несмотря на то, что они уже признали его власть и платили ему дань. Дружинники Игоря в свою очередь, получили возможность нажиться за счет грабежей местного населения. Древляне устроили засаду в 945 году и, захватив Игоря, казнили его.

Ольга (945-964) – Вдова князя Рюрика, убитого в 945 году племенем древлян. Возглавляла государство, пока сын, Святослав Игоревич, не стал совершеннолетним. Неизвестно, когда именно передала власть сыну. Ольга приняла христианство первой из правителей Руси, в то время как вся страна, войско и даже ее сын все еще оставались язычниками. Важными фактами ее правления было приведение к покорности древлян, убивших ее мужа Игоря Рюриковича. Ольга установила точные размеры податей, которые должны были платить подвластные Киеву земли, систематизировала периодичность их уплаты и сроки. Была проведена административная реформа, разделившая земли, подчиняющиеся Киеву, на четко установленные единицы, во главе каждой из которых был установлен княжеский чиновник «тиун». При Ольге появились первые каменные здания в Киеве, терем Ольги и городской дворец.

Святослав (964-972) – сын Игоря Рюриковичаи княгини Ольги. Характерной особенностью правления было то, что большую часть его времени фактически правила Ольга, сначала по причине несовершеннолетия Святослава, а потом из-за его постоянных военных походов и отсутствия в Киеве. Принял власть около 950 года. Не последовал примеру матери, и не принял христианство, непопулярное тогда в среде светской и воинской знати. Правление Святослава Игоревича отмечено чередой непрерывных завоевательных походов, которые он проводил против соседних племен и государственных образований. Нападениям подвергались хазары, вятичи, Болгарское царство (968-969) и Византия (970-971). Война с Византией принесла тяжелые потери обеим сторонам, и закончилась, фактически, вничью. Возвращаясь из этого похода, Святослав попал в засаду, устроенную печенегами, и был убит.

Ярополк (972-978)

Владимир Святой (978-1015) – киевский князь, наиболее известный крещением Руси. Был новгородским князем с 970 до 978 года, когда захватил киевский престол. За время правления непрерывно проводил походы против соседних племен и государств. Покорил и присоединил к своей державе племена вятичей, ятвягов, радимичей и печенегов. Провел ряд государственных реформ, направленных на укрепление власти князя. В частности, начал чеканку единой государственной монеты, заменившей использовавшиеся ранее арабские и византийские деньги. С помощью приглашенных болгарских и византийских учителей начал распространять грамотность на Руси, насильно отправляя на учебу детей. Основал города Переяславль и Белгород. Основным достижением считается крещение Руси, проведенное в 988 году. Введение христианства в качестве государственной религии также способствовало централизации Древнерусского государства. Сопротивление разнообразных языческих культов, распространенных тогда на Руси, ослабляло власть Киевского престола и было жестоко подавлено. Князь Владимир скончался в 1015 году во время очередного военного похода против печенегов.

Святополк Окаянный (1015-1016)

Ярослав Мудрый (1016-1054) – сын Владимира. Враждовал со своим отцом и захватил власть в Киеве в 1016 году, прогнав своего брата Святополка. Время правления Ярослава представлено в истории традиционными набегами на соседние государства и междоусобными войнами с многочисленными родственниками, претендовавшими на престол. По этой причине Ярослав был вынужден временно оставить киевский престол. Построил в Новгороде и Киеве храмы Святой Софии. Именно ей посвящен главный храм в Константинополе, поэтому факт такой постройки говорил о равенстве русской церкви с византийской. В рамках противостояния с византийской церковью, самостоятельно назначил первого русского митрополита Илариона в 1051 году. Также Ярослав основал первые русские монастыри: Киево-Печерский монастырь в Киеве и Юрьев монастырь в Новгороде. Впервые кодифицировал феодальное право, издав свод законов «Русская правда» и церковный устав. Провел большую работу по переводу греческих и византийских книг на древнерусский и церковнославянский языки, постоянно тратил большие суммы на переписку новых книг. Основал в Новгороде большую школу, в которой грамоте учились дети старост и священников. Укрепил дипломатические и военные связи с варягами, обезопасив таким образом северные границы государства. Скончался в Вышгороде, в феврале 1054 года.

Святополк Окаянный (1018-1019) – вторичное временное правление

Изяслав (1054-1068) – сын Ярослава Мудрого. Согласно завещанию отца, сел на престол Киева в 1054 году. На протяжении практически всего правления враждовал с младшими братьями Святославом и Всеволодом, стремившимися захватить престижный Киевский престол. В 1068 году войска Изяслав были разбиты половцами в сражении на реке Альте. Это привело к Киевскому восстанию 1068 года. На вечевом собрании остатки разбитого ополчения потребовали выдать им оружие, чтобы продолжить борьбу с половцами, однако Изяслав отказался сделать это, что заставило киевлян восстать. Изяслав был вынужден бежать к польскому королю, своему племяннику. С военной помощью поляков, Изяслав вернул себе престол на период 1069-1073 года, вновь был свергнут, и в последний раз правил с 1077 по 1078 год.

Всеслав Чародей (1068-1069)

Святослав (1073-1076)

Всеволод (1076-1077)

Святополк (1093-1113) – сын Изяслава Ярославича, до занятия киевского престола периодически возглавлял Новгородское и Туровские княжества. Начало киевского княжества Святополка ознаменовалось вторжением половцев, которые нанесли войскам Святополка серьезное поражение в битве у реки Стугны. После этого последовало еще несколько сражений, исход которых достоверно неизвестен, но в конечном итоге с половцами был заключен мир, а Святополк взял себе в жены дочь хана Тугоркана. Последующее правление Святополка было омрачено непрерывной борьбой Владимира Мономаха с Олегом Святославичем, в которой Святополк обычно поддерживал Мономаха. Также Святополк отражал постоянные набеги половцев под предводительством ханов Тугоркана и Боняка. Внезапно скончался весной 1113 года, возможно, был отравлен.

Владимир Мономах (1113-1125) был черниговским князем, когда скончался его отец. Имел право на киевский престол, но уступил его двоюродному брату Святополку, поскольку не желал войны на тот момент. В 1113 году киевляне подняли восстание, и, сбросив Святополка, пригласили на царство Владимира. По этой причине был вынужден принять так называемый «устав Владимира Мономаха», облегчающий положение городских низов. Закон не затрагивал основ феодального строя, однако регламентировал условия закабаления и ограничивал прибыли ростовщиков. При Мономахе Русь достигла пика своего могущества. Было завоевано минское княжество, а половцы были вынуждены откочевать на восток от русских границ. С помощью самозванца, выдавшего себя за сына убитого ранее византийского императора, Мономах организовал авантюру, имеющую целью посадить его на византийский престол. Было завоевано несколько дунайских городов, однако далее развить успех не удалось. Поход завершился в 1123 году подписанием мира. Мономах организовал издание улучшенных редакций «Повести временных лет», которые именно в таком виде дошли до наших дней. Также Мономах самостоятельно создал несколько произведений: автобиографические «Пути и ловы», свод законов «устав Владимира Всеволодовича» и «Поучение Владимира Мономаха».

Мстислав Великий (1125-1132) – сын Мономаха, ранее бывший князем Белгорода. Взошел на престол Киева в 1125 году без сопротивления со стороны остальных братьев. В числе наиболее выдающихся деяний Мстислава, можно назвать поход на половцев в 1127 году и разграбление городов Изяслава, Стрежева и Лагожска. После аналогичного похода в 1129 году, Полоцкое княжество окончательно было присоединено к владениям Мстислава. С целью сбора дани было совершено несколько походов в Прибалтику, против племени чудь, но они закончились неудачей. В апреле 1132 года Мстислав внезапно умер, успев однако передать престол Ярополку, своему брату.

Ярополк (1132-1139) – будучи сыном Мономаха, унаследовал престол, когда скончался его брат Мстислав. В момент прихода к власти находился в возрасте 49 лет. Фактически контролировал только Киев и его окрестности. По своим природным наклонностям был хорошим воином, но дипломатическими и политическими способностями не обладал. Сразу после принятия престола началась традиционная междоусобица, связанная с наследованием престола в Переяславском княжестве. Юрий и Андрей Владимировичи выгнали из Переяславля Всеволода Мстиславича, посаженного туда Ярополком. Также ситуация в стране осложнялась участившимися набегами половцев, которые вместе с союзными черниговцами грабили окрестности Киева. Нерешительная политика Ярополка привела к военному поражению в битве на р.Супое с войсками Всеволода Ольговича. Города Курск и Посемье также были потеряны во время правления Ярополка. Такое развитие событий дополнительно ослабило его авторитет, чем воспользовались новгородцы, объявившие о своем отделении в 1136 году. Итогом правления Ярополка стал фактический распад Древнерусского государства. Формально подчинение Киеву сохранило только княжество Ростово-Суздальское.

Вячеслав (1139, 1150, 1151-1154)

Первые русские князья, таблица сведений о которых представлена ниже, правили государством Русь с момента его образования до времени его фактического распада на удельные княжества. Хронологически это время можно обозначить периодом с IX до середины XII века.

Имя князя и годы его княжения

Внутренняя политика во времена правления

Внешняя политика

Рюрик (годы правления 862-879)

Правитель Новгорода, основатель династии Рюриковичей

Олег (правил в 882-912 годы)

Объединение княжеств Новгорода и Киева, образование единого государства Русь в 882 году.

Совершил успешные походы на Византийскую империю в 907 и 911 годах. Заключил с её правителем Львом IV договор о праве беспошлинной торговли.

Игорь (годы правления 912-945)

Подчинил себе племена уличей. Был убит во время восстания древлян при попытке повторно собрать с них ежегодную дань.

Отразил крупное нашествие печенегов. В 941 году совершил неудачный поход на Византию, а в 944 году заключил договор с византийским императором Романом I Лаккапином.

Ольга (правила в 945-957 годах)

Отомстила древлянам за совершенное ими убийство своего мужа князя Игоря, проведя против них карательный поход. Установила «погосты» - центральные селения отдельных подчиненных территорий, в которых находились ответственные за сбор дани – урока - должностные лица.

В 957 году приняла христианство в Константинополе.

Святослав (годы правления 957-972)

В 964-96 годах подчинил себе племена вятичей.

Совершил два успешных похода: в 965 году на Хазарский каганат, а в 967-ом в Болгарию. Во время похода в на Византию в 971 году проиграл битву под Доростолом, был пленен, но затем освобожден по итогам мирного договора. Погиб в схватке с печенегами.

Владимир Красное Солнышко (годы княжения 980-1015)

Совершил два успешных похода на племена вятичей в 981 и 982 годах, а также победный поход на радимичей в 984 году. С самого начала правления предпринимал меры по реформированию язычества. В 988 году провел крещение Руси .

В 981 году подчинил себе, отвоевав у польской короны Червенские города на Юго-Западе Руси. Выстроил оборонительные сооружения на юге страны для борьбы с печенегами, а 922 году разгромил их на реке Суле. В 994-97 годах предпринял походы на Волжскую Болгарию.

Ярослав Мудрый (правил в 1019-1054гг).

В 1016 году издал самый первый письменный свод законов, названный «Русская правда». В конце княжения обнародовал «Устав», устанавливающий штрафы в пользу церкви за нарушение церковныхканонов. Установил систему престолонаследия по удельно-лествичному типу.

Завершил разгром печенегов и заключил мир с Византийской империей.

Изяслав Ярославич (годы правления 1054-1078)

При нем в результате борьбы сыновей Ярослава за княжеский престол было положено начало раздробленности Руси. В 1068 году произошло восстание в Киеве против самого Изяслава.

Первой проникновение половцев в южно-русские степи.

Всеволод Ярославич (правил в 1078-1093гг)

Годы его княжения характеризуются постоянной борьбой с внуком Ярослава – Олегом Святославичем за власть в Киеве и Чернигове.

Святополк Изяславич (годы правления 1093-1113)

При нем в 1097 году происходит юридическое оформление феодального дробления Руси на съезде князей в городе Любече.

Набеги половцев приобретают постоянный характер.

Владимир Мономах (годы правления 1113-1125)

В первый же год княжения подавил в мощное восстание в Киеве, а во время правления подчинил себе почти всех русских князей. Написал «Поучение детям». При нем был подготовлен новый свод законов, названный «Пространная правда».

Полностью разгромил половцев.

Мстислав Великий (правил в 1125-1132гг)

Последний русский князь, при котором Русь, как государство, была относительно единой.

Конец княжения Мстислава Великого в 1132 году официально считается датой начала полной раздробленности Руси на удельные княжества.



mob_info