Корея в xix начале xx вв. Корея. история. Сословий основных всего было четыре

В 1392 году к власти в Корее пришел Ли Сон Ге (1392 - 1398) и была основана династия Ли. Государство Корё - Корею стали называть как в древности Чосоном.

В период правления Ли Сон Ге государственный строй Кореи был обустроен заново по образцу Китая периода династии Мин. Однако в начале нового исторического периода Корея в своем развитии значительно отставала от соседних государств. Внутренней причиной такого отставания являлась сохранившаяся феодальная форма землевладения установленная в XIV - XV веках. В стране нередки были случаи присвоения государственных земель феодалами (землевладельцами) и государственными служащими.

В сельском хозяйстве процветало ростовщичество. Количество свободных крестьян уменьшилось, зато участились крестьянские восстания. Низкому уровню сельского хозяйства соответствовали городская экономика, производство и торговля. Ремесленники, как и крестьяне, находились в зависимом положении.

Японская агрессия 1592 - 1598 годов.

Ослабление централизованного государства привело в XVI веке к систематическому нападению соседних государств то с севера, то с юга. Особенно усилилась угроза с юга со стороны Японии. В 1592 году Япония напала на Корею и, сломив сопротивление корейской армии, сначала захватила Сеул, затем Пхеньян. Большая часть страны была оккупирована японскими войсками, которые жестоко обращались с мирными жителями. Об их зверствах свидетельствует «ушное кладбище» в японском городе Киото, где захоронено 30 тысяч ушей и носов срезанных с варварски убитых корейцев. В Корее началась народная война против японских захватчиков. На оккупированных территориях развернулось партизанское движение «За правое дело». Народную армию в его действиях воодушевляла победа корейского флота под командованием Ли Сун Сина. Летом 1592 года корабли под его командованием разгромили японский флот.

Несколько облегчила борьбу корейцев против японских завоевателей прибывшая на помощь в конце того же года 50 тысячная китайская армия. В 1593 году объединенная армия Кореи и Китая освободила Пхеньян и Сеул. Однако в 1597 году началась новая японская агрессия. На этот раз Корея была хорошо подготовлена к войне. Корейцы добились побед и на суше и на море.

Нашествия японцев нанесли стране огромную моральную и материальную утрату. Всюду царило опустошение, города и села были превращены в руины. За годы войны население столицы Кореи уменьшилось вдвое. Для восстановления разрушенных дворцов в столицу были пригнаны тысячи крестьян. На селе резко сократились посевные площади. В высших кругах чиновничества процветали коррупция и преступность, а среди бедняков участились голод и холера. Тем не менее, страна начала постепенно восстанавливаться, и в тот период на нее напали маньчжуры.

Вторжение маньчжуров в Корею.

В 1627 году маньчжуры, рвущиеся к установлению своей власти в Китае, напали на Корею. Разгромив корейскую армию, они заняли и разграбили множество городов и сел. Корейское правительство перебралось на остров Канхва, откуда вело переговоры с захватчиками. Согласно мирному соглашению, подписанному с обеих сторон, Корея должна была отказаться от помощи Китая и прекратить с ней союзнические отношения. Но мир был недолгим.

В 1636 году маньчжуры вновь напали на Корею. На этот раз им удалось захватить Сеул. Оставшись в безвыходном положении, Корея вынуждена была признать свое поражение. Согласно новому соглашению 1637 года король Кореи признал себя вассалом маньчжуров. Корейское правительство обязалось прекратить, какие бы- то ни было отношения с династией Мин, и помогать маньчжурскому Китаю в его будущих войнах живыми силами, оружием и кораблями, а также ежегодно платить подати в виде золота, серебра, риса, шелка, тканей и бумаги. Между тем экспансия иностранных государств заставила короля объявить о «закрытии» Кореи для зарубежных стран. Любая связь с иностранцем каралась смертной казнью. Такая же участь ожидала любого иностранца нарушившего этот запрет.

В результате маньчжурского вторжения Корея, не оправившаяся еще от нападения японцев, столкнулась с новыми трудностями. Множество городов и сел были разграблены и разрушены, а его население угнано в рабство. Был нанесен большой урон сельскому хозяйству и ремесленничеству. Тяжким бременем легли на плечи разоренного народа огромные подати, взимаемые в пользу маньчжуров. Все это привело к разрушению производительных сил и усугублению и без того тяжелого экономического положения Кореи.

Социальное развитие.

Тяжелый экономический и политический кризис принуждал правительство Кореи прибегнуть к реформам. Передовые слои населения тоже призывали правительство к проведению реформ. Несмотря на существующие преграды в виде феодальных отношений, в стране сформировались местные рынки, ярмарки и крупные торговые центры, расширились торговые отношения с Китаем и Японией.

Реформы в целях развития страны были проведены в период правления короля Ёнчжона (1725 - 1776). В стране были сооружены дамбы, возведены водохранилища, на случай голода построены специальные зернохранилища. Вместе с тем, было запрещено изготовление спиртных напитков из риса, а также отменены или доведены до минимума некоторые государственные налоги. Был наложен запрет на тяжелые формы пыток (ломание ног) при допросах. При короле Ёнчжоне была издана декларация об отмене личной зависимости крестьян от крупного землевладельца, а также предоставлении свободы внуку или внучке рабыни. Попытки, предпринимаемые для укрепления ослабевающего феодального строя, нашли отражение в документе под названием «Великий сборник законов», составленном в 1785 году. Однако подобные уступки, направленные на укрепление правящего положения крупных землевладельцев и высшего чиновничества не в силах были остановить глубокий кризис, охвативший всю феодальную систему страны. Страна становилась объектом колониальных интересов таких стран, как Китай, Япония, Россия, США и европейские державы.

Корея в 30-60 годы XIX века.

К 30-х годам XIX века кризис, наметившийся во всех сферах корейского общества, резко обострился. Династия Ли изнуренная внутриполитическими распрями была в упадочническом состоянии. В этот период угрозой для страны стали капиталистические державы, которые стремились «открыть» Корею для иностранных государств и превратить ее в колонию. Первоначально это проявилось в активности европейских миссионеров. В 1831 году Папа Римский объявил о создании в Кореи католического епископата. В 1832 году у берегов Кореи появился корабль, который от имени Великобритании предлагал установить торговые отношения с Кореей, но получил отказ. Между тем, представители католической церкви, тайно проникшие на территорию Кореи, вели свою миссионерскую деятельность. Это были французские миссионеры. Вместе с корейцами, принявшими христианство, они были казнены, что явилось поводом для Франции снарядить в Корею военную эскадру. Французы, полагаясь на свою военную мощь, потребовали в качестве компенсации за смерть миссионеров открыть доступ в порты Кореи. Однако их визит оказался безуспешным, два корабля на берегах Кореи сели на мель.

Сильное впечатление на правящие круги Кореи произвело то обстоятельство, что Китай под давлением иностранных государств «открылся» и маньчжуры под натиском сил Запада сдались. Поэтому сеульские правители избрали путь еще более глубокой полной изоляции страны от внешнего мира.В середине XIX века внутреннее положение Кореи характеризуется нарастанием недовольства населения. Вот что писал один из миссионеров в своем тайном послании: «Маленькая искра может вызвать такой пожар, что его последствия будут неисчислимы». И без того нелегкое внутреннее положение страны усугубил голод, разразившийся в начале 60-х годов. Вспыхнувшие в связи с этим во многих местах восстания крестьян были жестоко подавлены со стороны правительства. Между тем, давление капиталистических стран на Корею усиливалось. Особенно активизировались американцы, которые не раз пытались «открыть» для себя корейские порты и навязать Корее неравные договоры. Но все их попытки, наталкиваясь на сильное сопротивление корейцев, не имели успеха. Однако самоизоляция Кореи от внешнего мира, отказ правящих кругов от проведения современных реформ, способствовали тому, что экономика страны продолжала оставаться в плачевном состоянии. А это привело к тому, что Корея со временем превратилась в колонию Японии.

Однако уже в 1789 г., после более тщательного изучения католической литературы, деятельность корейской католической церкви снова была ненадолго приостановлена. Одной из причин этого, так же, как и последующего гонения на христиан, было отношение церкви к традиционному культу предков и связанной с ним церемонии кормления духов (или «жертвоприношения духам») предков песо, которую в Корее традиционно совершали несколько раз в год.

Католическая церковь призывала отказаться от культа предков, уничтожить «таблички духов» с именами предков, которые хранились в особых алтарях, не совершать церемоний чеса. Действительно, согласно традиционным представлениям, вошедшим в качестве составной части в корейское конфуцианство, после смерти дух умершего так или иначе может проявлять себя в мире живущих и, для того чтобы дух предка не становился злым, на протяжении нескольких поколений его требуется «кормить». По христианским представлениям, душа после смерти должна попадать в рай или в ад (или чистилище). Таким образом, совершение церемонии чеса - это отрицание христианского представления о посмертной жизни души.

Корейцы не могли легко отказаться от традиционных представлений о загробной жизни, увязанных с многочисленными ежегодно совершаемыми ритуалами, вплетенными в сельскохозяйственный цикл. Тем не менее в 1791 г. выходец из янбан Юн Чжичхун (1759-1791), дальний родственник Чон Ягъёна по женской линии, который был одним из «прихожан» первой корейской католической церкви в доме Ким Бому, после смерти своей матери не изготовил поминальную табличку и не совершил церемоний чеса. Более того, младший брат его жены - Квон Санъён поддержал Юн Чжичхуна в том, что тот соблюдал траур по матери по католическому ритуалу. Это стало известно при дворе. Юн Чжичхуна обвинили в непочтении к родителям и, взяв под стражу, казнили вместе с шурином. Почтительное отношение к родителям (хё) было и во многом остается одним из столпов корейского общества, а «непочтительность» означала страшное преступление, которое в конечном итоге могло разрушить общественный порядок.

В этом контексте корейцы никак не могли признать и поддержать христианство. По этому поводу при дворе государя Чончжо развернулась жаркая дискуссия, не утихавшая в течение многих лет. Сторонники «Западной партии новых» (Синсопха) настаивали на молчаливом признании христианства, а приверженцы «Западной партии заслуженных» призывали запретить непонятное учение.

Антихристианские настроения восторжествовали тогда, когда после смерти короля Чончжо, не оказывавшего значительного давления на христиан-последователей «Южной партии», на престол был возведен несовершеннолетний государь Сунчжо (1800-1834), а реальная власть перешла в руки консервативной группировки вдовствующей королевы Чонсун. Уже в первый год правления Сунчжо, в 1801 г., начались активные поиски католических верующих в среде янбан, их аресты, казни, ссылки. В ходе репрессий погибли Ли Сынхун (первый корейский крещеный), Квон Чхольсин (один из основателей общества по изучению христианства), Чон Якчон (старший брат сирхакиста Чон Ягъёна), а также китайский священник Чжоу Вэньмо, нелегально проводивший миссионерскую работу в Корее с конца 1794 г.

Ситуация в 1801 г. значительно обострилась по причине того, что было перехвачено письмо янбана-христианина Хван Саёна (1775-1801), зятя старшего брата Чон Ягъёна, отправленное в Пекин французским миссионерам. В письме рассказывалось о тех гонениях, которым подвергались корейские христиане. Обнаруженное письмо еще больше усилило волну репрессий. Христиан стали обвинять в том, что они не только разрушают нормы морали, но и пытаются «продавать страну». Число пострадавших за 1801 г. христиан превысило 300 человек.

События 1801 г. привлекли пристальное внимание католических миссионеров в Пекине, тем более что к концу XVIII столетия в Корее насчитывалось уже более 10 тыс. верующих. Постепенно возник вопрос об отделении корейской католической церкви от Пекинского епископата. В 1816 г. сын Чон Якчона - Чон Хасан отправился в очередной раз в Пекин и передал письмо с просьбой прислать священников-миссионеров, что должно было помочь в создании Корейского епископата. В результате постоянных просьб корейских верующих в 1831 г. Ватикан принял решение о создании Корейского епископата, а в 1836 г. три французских священника - отцы Мобан, Шастан и Эмбэр тайно прибыли в Корею.

В 1834 г. на престол был возведен восьмилетний государь Хон-чжон. Реальную власть в стране захватила группировка королевы Сунвон, начавшая в 1839 г. очередное, еще более кровавое гонение на христиан, в результате которого были казнены три французских священника и более 100 человек верующих.

С начала XVII столетия Корея воспринимала христианство самостоятельно, без какой-либо деятельности иностранных миссионеров на ее территории. Христианством интересовались главным образом представители правящего класса. Это явилось следствием социально-экономических и культурных изменений в XVII-XVIII вв., контактов с западной культурой и желанием части правящей элиты найти новую идейную и духовную основу для происходивших и назревающих необходимых для корейского общества изменений.

Во второй половине XVIII столетия стремительно развивавшаяся корейская католическая церковь не подвергалась значительным гонениям. В XVIII в. королевская власть пыталась подстроиться к происходящим в стране изменениям. В 1746 г. была проведена ревизия кодекса законов «Кенгук тэчжон» («Великое уложение по управлению государством»), принятого еще в XV столетии. Его новый вариант получил название «Продолжение Великого уложения» («Соктэчжон»), В 1785 г., в правление государя Чончжо (1776-1800), кодекс законов вновь пересмотрели, издав его под названием «Общий свод Великого уложения» («Тэчжон тхонпхён»). В это время, несмотря на то, что некоторые из сирхакистов находились в оппозиции к королевскому двору, другие имели возможность активно воздействовать на королевскую власть. Например, сирхакист Ан Чжонбок (1712-1791), автор «Тонса ганмок», был учителем наследного принца, будущего государя Чончжо.

Однако в начале XIX столетия гонения на христианство, которое расшатывало традиционные конфуцианские устои общества, вылились в неприятие правящей верхушкой всего западного, в нежелание вообще каких-либо кардинальных изменений. Королевская власть в первой половине XIX в. стала тормозом для процессов, начавшихся в XVII столетии, сделав Корею гораздо слабее окружавших ее Японии и Китая, не способной противостоять усиливавшемуся натиску западных держав, имевших обширные колониальные интересы в Восточной Азии.

Глава 4. КОРЕЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. ПРАВЛЕНИЕ ТЭВОНГУНА

В XVII и первой половине XVIII в. борьба придворных группировок происходила главным образом в рамках так называемых «партий». С середины XVIII в. в результате «политики умиротворения» государя Ёнчжо (1724-1776) противостояние «партий» при дворе потеряло прежний накал. В начале XIX столетия с приходом к власти короля Сунчжо (1800-1834) главенствующую роль при дворе стали играть семейные группировки, не связанные с «партиями». В первой половине XIX в. королевская власть не только не смогла перестроиться в соответствии с происходившими в стране изменениями, объективно способствовавшими развитию товарно-денежных отношений в Корее, но и сделала шаг назад по сравнению с предшествовавшим столетием.

Противоречие между слабеющей королевской властью и новыми тенденциями общественного развития стало главным содержанием истории Кореи первой половины XIX в.

§ 1. Положение в Корее в начале XIX века

В 1800 г. в 6-й месяц на престол был возведен 11-летний государь Сунчжо, сын от наложницы предшествующего короля Чончжо, определенный в качестве наследника престола только в начале 1800 г. Поскольку Сунчжо был несовершеннолетним, регентство перешло в руки вдовствующей королевы Чонсун. Вскоре была избрана будущая жена Сунчжо - дочь высокопоставленного сановника Ким Чжосуна (1756-1831), который был дальним родственником королевы Чонсун и благодаря своим способностям пользовался особым доверием государя Чончжо. Вслед за этим Ким Чжосун получил высокий придворный титул Ёнан пувонгун, практически захватив власть в свои руки. Так начались десятилетия правления семьи Ким из района Андон юго-восточной провинции Кёнсан.

С конца XIX века империалистические государства начали усиленную борьбу на Тихом океане за Дальний Восток и, в первую очередь, за Китай. Корея, богатая природными ресурсами, также стала одним из важнейших объектов борьбы колониальных держав. Резко обострились русско-японские противоречия. Россия, имевшая свои колониальные планы в регионе, препятствовала японской агрессии в Корее и Китае.

Выступление России, Франции и Германии с требованием вернуть Китаю Порт-Артур, захваченный японцами по Си-моносекскому договору, серьезно ослабило политическое влияние Японии в Корее. Здесь против японского засилья активно выступила группировка королевы Мин. Королева и ее окружение ориентировались на Россию и рассчитывали с ее помощью сохранить независимость своей страны. В июле-августе 1895 г. они удалили из корейского правительства ставленников Японии. Их заменили деятели русофильской партии, которая стала играть ведущую роль в правительстве. В ответ под руководством японского посланника Миуры возник новый заговор, и на рассвете 8 октября 1895 г. японцы ворвались во дворец и учинили зверское побоище. Королева и ее приближенные (включая фрейлин) были заколоты штыками. Потом ее труп был облит керосином и сожжен, а король превратился в пленника нового прояпонского кабинета, который был немедленно организован Миурой. Возмущение в Корее и за ее пределами было огромным. После убийства королевы в Корее усилилась антияпонская вооруженная борьба партизан Ы-бйон («Армия справедливости»); реформы, проводимые прояпонским правительством, бойкотировались населением; в стране зрело общее восстание против японцев и их корейских сторонников. В этой напряженной обстановке 11 февраля 1896 г. русофильская партия организовала бегство короля из дворца, где он фактически был в заключении. Король получил убежище в здании русской дипломатической миссии, где оставался в течение целого года. Оттуда король обратился к населению и войскам с воззванием об отстранении прояпонского кабинета и создании нового правительства. Король призывал покарать предателей. Министры Ким Хон Чжиб, Чжон Бйон Хо и Э Юн Чжун были разорваны в клочья восставшим народом и солдатами, но остальным удалось бежать в Японию. В результате этих событий политическое влияние Японии в Корее вновь оказалось подорванным. Японии пришлось лавировать и, в частности, искать соглашения с русским правительством. В мае и июне 1896 г. правительства России и Японии подписали два соглашения (Сеульский меморандум и Московский протокол), по которым обе взаимно признавали право каждой на оказание «помощи» корейскому правительству и на посылку в Корею определенных контингентов военных сил. Обе стороны,


таким образом, признали друг за другом равные «права» на экспансию в Корее, что, естественно, еще более усилило соперничество между японскими и российскими колонизаторами.

В Корею активно проникали и другие империалистические государства. В конце XIX и начале XX в. разгорелась борьба за концессии, которые вырывались угрозами, хитростью и подкупом у корейского правительства. Вслед за концессией на разработку крупнейшего месторождения золота в провинции Пхйонгандо, полученной в 1895 г., американцы в следующем году приобрели право на постройку железной дороги между Сеулом и Чемульпо (позже, в 1898 г. эта концессия была пере-. продана японцам), а затем на проведение в Сеуле канализации, водопровода и электрического освещения. Английские колониальные власти получили концессию на золотой рудник, и их представитель Броун был назначен на пост директора таможен и финансового советника корейского правительства. Англичане таким образом рассчитывали подчинить себе финансы и внешнюю торговлю Кореи. Французский синдикат добился концессии на постройку железной дороги от Сеула до Ычжу (на север), а немецкая фирма - концессию на разработку золота. Русские промышленники получили право на разработку железных руд в Хамчйондо и лесов по рекам Амнок (Ялу) и Туман, на проведение телеграфных линий в северной Корее и др. Но больше всего концессий было захвачено японцами. Им принадлежали телеграфные линии в южной Корее, концессии на важнейшие железнодорожные линии Сеул - Пусан, Сеул - Чемульпо (перекупленная у американцев), на золотые разработки, на железные рудники, на рыбную ловлю по всему побережью. Японцы занимали господствующие позиции в области судоходства и торговли.

К концу XIX в. правительство все еще феодальной Кореи (с 1897 г. она стала называться империей Дэхан) превратилось в настоящее предприятие по распродаже естественных богатств страны. Шло постоянное соперничество дворянских клик, каждая из которых представляла интересы определенных иностранных политических кругов. Основными из них были: прояпонская (Пак Йон Хё, Ким Га Чжин, Ю Гиль Чжун и др.), проамериканская (Со Цзэ Пхиль, Юн Чи Хо, Ли Сан Цзэ и др.). Борьба между ними, как в фокусе, отражала позиции соперничающих в Корее колониальных сил. После бегства короля и последовавшего переворота престиж

и приоритетные позиции японцев оказались значительно поколебленными. Но чтобы противодействовать усилившемуся российскому влиянию, американцы и англичане стали еще больше поддерживать японскую агрессию в Корее. Несколько позже (1902 г.) американский президент Т.Рузвельт таким образом оценил ситуацию: «Япония должна завладеть Кореей, чтобы составить противовес русскому распространению в Маньчжурии».

Между тем Росийская империя, установившая свое преобладающее положение в Маньчжурии (концессии КВЖД и аренда Порт-Артура), пошла на некоторые уступки Японии в Корее, отозвав, в частности, своих финансовых советников и военных инструкторов. В апреле 1898 г. было заключено новое русско-японское соглашение, по которому признавалось преобладание, экономических интересов Японии. Вплоть до начала русско-японской войны власть в стране продолжала оставаться в руках русофильской партии, но это объяснялось скорее общей ненавистью корейцев к японцам. Но в целом на грани XIX и XX столетий отсталая феодальная Корея уже ни при каких условиях была не в состоянии отстоять свою независимость, что и доказали события последующих лет.


Экономика Кореи в 19 веке.

С начала19 века феодальный способс производства все больше тормозил развитие экономики. Общее ослабление государства выражалось и в постоянном сокращении государственной собственности на землю и в росте помещьичего землевладения. За первую половину 19 века официально осовбожденные от налогов дворцовые и ведомтсвенные земли выросли примерно на 5%. Одновременно росло разорение крестьянства. Пропорция крестьян составляла – 5% - богатые крестьяне (тхохо), 25% - крестьяне с собственным хозяйством, и 70% -арендаторы.

Рост частного феодального землевладения приводил к сокращению площадей, с которых государство могло взимать налоги. В 1804 году по официальным данным необлагаемые земли оставляли 44% земельного фонда, а в 1854 году – уже 47%. На самом деле, доль таких земель бюыла еще больше длягодаря практике феодалов и богатых крестьян скрывать часть своих земель.

Финансовые затруднения казны росли. Острый дефицит,как и прежде, возмещали за счет усиления поборов. Помимо старых налогов (земельного, военного и т.д.), правительство и местные власти то и дело вводили новые. В первой половине 19 века имелось свыше 40 видов обложения.

По прежнему тяжелым оставался военный налог холстом. Сделанные в середине 18 века послабления сохранялись недолго. Уже в начаоле 19 века числилось 2 млн плательщиков этого налога, то есть в 4 раза больше чем до принятия поправок к закону. Это подчеркивает фиктивность составленных списков, а указанную в них сумму налога реально соббирали с реальных людей в двойном-тройном размере.

Не менее тяжелыми были натуральные поставки двору – чинсан, причем в случее отсутсиьвия продуктов для поставок, ихз стоимость должны была выплачиваться деньгами, причем случались способы злоупотребления чиновников – сначала поставка, а потом еще и деньги.

Огшромных размеров достигла в первой половине 19 века задолженность по уплате хвангок (по зерновой ссуде). Она фактически превратилась в постоянный налог, а истинные размеры ограбления крестьян по этой ссуде невозможно установить, так как местные чиновники устанавливали собственные проценты. И хотя многие крестьяне уже несколько лет не получали ссуду, их долг возрастал. Борясь с таким разворовывание государственных средств, правительство издало в 1813 году указ,о том, что подобные злоупотребления будут караться смертной казнью, и даже проведено несколько казней, но указ мало кого устрашил.

В первойцполовине 19 века продолжалась замена натуральных налогов денежными. – в основном это был земельный налог и профие федеральные налоги.

Также, некоторым категориям военнообязанных было разрешено откупаться от службы деньгами или зерном. Также можно было откупиться от трудовой повинности из расчета 25 чон за трудодень. В перовй половине 19 века быстро распрространядись денежные отношения, но система все еще не была централизованной. В некоторых крупных городах выпуск денег превышал установленные квоты, а в северных провинциях денежное обращение было весьма хаотичным, поскольку местные власти произвольно отливали монеты. Правительство также использовало выпуск недоброкачественной монеты для получения прибыли.

Разорение крестьянства в результате тяжелой эксплуатации пагубно отражалось на сельском хозяйстве. Крестьяне не только не могли сами восстанавливать ирригационную систему, улучшать сельскохозяйственную технику, применять удобрения, но из-за грабежа чиновников не были в этом заинтересованы. Правительство со своей стороны перестало заботиться о состоянии ирригационной системы. Непрекращающееся ее разрушение усугубляло потери от стихийных бедствий.

Постоянными стали неурожаи, голод, эпидемии. Особенно тяжелыми были 1809, 1814, 1815, 1821, 1832, 1833 гг. Бегство крестьян из деревни в таких условиях стало обыденным явлением, котоое наконец-то признали и власти. Бегство крестьян, с другой стороны вело к запустению земель и уменьшению налоговых сборов.

Площади таких заброшенных земель непрерывно росли –если в 1804 году заброшенные или пострадавшие от стихийных бедствий земли составляли примерно 25% всего земельного фонда, то к 1854 году их было ужке 1:3 всего зеиельного фонда. В действительности их было даже больше, так как часть необрабатываемых полей еще несколько лет после реального запустения числилась в налоговых реестрах как облагаемая.

Упадок экономики проявился и в сокращении абсолютной численности населения- с 7,5 млн в 1807 году до 6,4 млн к 1835 годук. Население уменьшалось из-за большой смертности от голода и массовых эпидемий,а единственной провинцией, где численностьнаселения увеличилась, стала северо-восточная провинция Хамген, куда бежали многие крестьяне. Резко замедлился и прирост городского населения. Неуклонно росло непроизводительное население. Многие люди бросали свои занятия, особенно сельское хозяйство, и не найдя другой работы, превращались в бродяг. Для предотвращения городских бунтов правительство периодически оказывало материальную помощь нищим и бездомнымправда цифры получающих эту помощь выглядят сильно завышенными – что свидетельствует о разворовывании этой помощи.

Падение сельскохозяйственного производства из-за неурожаев, голода и сокращения пахотных площадей, ухудшение финансового положения страны, рост непроизводительного населения страны, негативно отражадлись на общем состоянии экономики кореи. Замедлился и рост общественного разделения труда. Ремесла душились поборами, искуственно заниженными ценами, и придирчивым контролем и строгой регламентацией, а также поддержкой казенным мастерским и ущемлением частников.

И все же в различных районах страны продолжали возникать частные ремесленные мастерские, где для крупных мастерских нормальной была численность работников 30-50, а иногда даже до 100, причем труд ремесленников чаще оплачивался не рисом, а деньгами.

Обьую роль в развитии ремесла играли скупщики готовой продукции. Некоторые из них становились постепенно владельцами мастерских или крупными заказчиками, получая от государства подряд на изготовление определенных вещей.

В этот период казенные промыслы, особенно горный, переживыали упадок, зато увеличилось число частных горных разработок. Крестьяне либо нанималиь на прииски частных владельцев, либо становились вольными искателями золота и серебра, отследить деятельность которых было крайне сложно. Таким образом, на руниках и приисках скапливалось ножество рабочих, и сами рудники стали крупнее и могли себе позволить специализацию работников на определенном виде деятельности.

Вопреки всем трудностям, рост товарно-денежных отношений продолжался. Этому способствовал переход с натуральных налогов на денежные, что вынуждало крестьян продавать на рынке свою продукциию. В результате сельское хозяйство постепенно ди\вигалось от практически натурального к товарному. Судя по спискам товаров, продававшихся на рынках в 1830-1840, главной сельскохозяйственной культурой на продажу был рис, а также табак и хлопок.Возросла и торговля изделиями лрмашнего промысла и ремесла: по тем же спискам на многих рынках торговали хлопчатобумажными тканями, холстом, глиняной посудой, скобяными изделиями, фарфором, плетеными изделиями, - всего 170 видов товаров продавалась на рынках, из которых 45 были изделиями ремесла.

Продолжлось формирование национального рынка, укреплялись торговые связи между разными районами страны – латунной посудой из Курэ – (чолла) – торговали по всей стране, то же с хлопком из Кэсона. Купцы из провинции Хамген имели свои торговые ряды в сеуле.

В принципе, после издания закона 1791 года «об общем участии в торговле» позициичастного торгового капитала значительно укрепились, окончательно подрывая государственные монополоии сиджон. Торговцы сиджон не могли конкурировать с частными купцами даже при опоре на авторитет государства.

А в связи с ростом крупного капитала, первые богачи страны нходились именно в частном секторе, и даже правительство вынуждено было прибегать к финансовой поддержке частных торговых фирм. Так, чтобы собрать больше налогов, правительство иногда вынуждено было поднимать экспортные квоты, например на женьшень. Среди торговли среднего масштаба возросло щзначение торговцев послредники, которые скупали товар непосредственно у производителя и продавали его купцам-оптовикам.

В 30-40 годах 18 века в развитии внешней торговли кореи появился новый фактор: китайские купцы занялись посреднической торговлей американскими и английскими товарами, особенно тканями, которые были дешевле, но качественней местных, и такая торговля разоряла местных ремесленников.

Экономические идеи Чон Дасана.

Последователь учения сирхак, и как все сирхакисты, внимательно изучал экономику страны, пытался вскрыть причины упадка сельского хозяйства и обнищания основной массы производителей. Разоблачал налогосуб систему – орудие ограбления крестьян. С негодованием отзывался об условиях зерновой ссуды и военном налоге. Давал подробное описание коррупции и казнокрадства чиновников.

А что касается системы землевладения, он придерживался необходимости уравнительног разделения всего земельного фонда, а также коллективный труд поселения, оплаты по труду, а остальное – на общие нужды коллектива. Также требовал от ремесленников и торговцев обменивать свою продукцию на зерно. Конфуцианцам предлагалось заняться полезным трудом.

Чтобы упорядочить сбор налогов и предотвратить хищения, Чон дасан предлпгпл систему налогообложения, при которой сумма налога изменялась бы в соответствии с урожаем. Уничтожалось помещичье землевладение – существовали только 2 вида собственников земли – крестьяне и государство. В общем, считал, что коллективное владение и обработка земли принесут всеобщее благополучие.

Как сельское хозяйство, Чон Дасан изучал и ремесло и торговлю. Его беспокоил упадок отечественного ремесла, и считал,что для его развития необходимо во-первых, ограничить импорт ремесленных изделий из китая, во-вторых, поощрять усвоение современной техники и новых приемов труда. В планах было даже создание специального ведомства, которое внедряло бы в экономику новейшие, в том числе и заимствованные достижения техники.

Также он подчеркивал важность инфраструктуры – «из-за плохого состояния путей сообщения и транспорта страдает торговля», а также разрабатывал проекты улучшения системы мер и весов, денежной системы и др.

Дальнейшее ухудшение корейской экономики (1860-1870 гг.)

В 60-70-гг. получили развитие тенденции начала века – некоторое сокращение площади пахотных земель в частности.

Понимая, что обнищание крестьян вкедет к полному упадку сельского азяйства и финансовому банкротству государства, и стремяс успокоить крестьян, правительство неоднократно объявляло об отмене недоимок, были запрещены дополнительные поборы с крестьян, а в годы больших неуродаев и стихийных бедствий временно отменялись поземельный и военный налоги в пострадавших районах.

Земельный и множество других налогов, которые все чаще взимали деньгами, сохранилисб. Тяжелым оставался и военный налог, который взимался не1 раз в год, а 4-5 в некоторых провинциях.

Задолженность населения по хвангок стала значительно больше прежней. Болшая часть этой задолженности являлась фиктивно приписанной местными чиновниками. Грабительские действия сборщиков долга по этой ссуде и налогов вынцудили правительство создать особое ведомство по искоренению беспорядков при взимании земельного, военного налогов и хвангок. Вновь пришлось аннулировать большую часть ложного хвангок, а также вычеркнуть из реестров долги умерших и ушедших из деревень. Уездным чиновникам предлагалось под страхом наказания палками вернуть людям награбленное.

Строгие указы оставались на бумаге, и в отсутствие контроля хищения государственных средств приняли огромные размеры - в 1862 году правительство было вынуждено разослать по стране ревизоров, и награбленные суммы которые они обнаружили, были просто невероятны.

Крестьянство спасалось бегством, однако во второй половине 19 века уже ни столица,ни провинциальные центры не могли обеспечить всех желающих работой. С 60-х годов началас ьэмиграция корейцев – в маньчжурию и российский дальний восток.

Упвадок сельского хозяйства, произвольно заниженные цены на товары, контроль властей – все это сковывало развитие ремесла и торговли, которые к тому же испытывали усиливающееся воздействие иностанных товаров.

В середине века активизировали торговлю с кореей японские купцы. Они, как и китайски купцы, занимались посреднической торговлей, перепродавая корейцам английские и американские товары, и оборот этой торговли непрерывно возрастал. Японцы вывозили в основном рис, бобы, хлопчатобумажные ткани, фарфор, красители.

Итак, еще до открытия Кореи начался довольно широкий ввоз иностранных товаров, мешавший развитию отечественных ремесел и торговли. Тем не мене в стране продолжали крепнуцть экономические связи.

Далее политика, которая потащила за собой экономику. 1864 год – Ли Хаын, отец малолетнего вана Коджона, принимает звание тэвонгун, и начинает свою политику – в основном укрепление государственной обороны и безопасности. А на укрепление нао денег! С другой же стороны, стремился привлечь на своб сторону как можно больше слоев населения. В общем, для возвышения власти началось восстановление кенбоккуна в 1865 году и 3 года со всей страны везли материалы, сгоняли людей и собирали «добровольные пожерствования», а также увеличивали налоги (наддавка к военномку и земельному налогам), пошлина за вход в столицу, а военный налог холстом в конце концев заменили подворным налогом холстом.

Также была проведена денежная реформа (конец 1866 года). Старые деньги менялись на новые, которые были по факту в 4-5 раз дороже старых, а принудительно менялись по курсу 1:100. Также правительство закупило большкую партию китайских монет, которые по факту были в два раза дешевле корейских, а принудительно менялись как равные. Население отказывалось принимать обесцененные деньги, в ряде месть вспыхнули волнения, начался финансовый хаос, вздорожание цен, рост спекуляций.

В этот же период началось открытое наступление на корею иностранных государств –все поехали в корею с военной силой и попытками заключить договры о дипломатических и торговых отношениях. 1866 год – американцы, судно «генерал Шерман», которое корецы сожгли, также неудачные попытки англичан (1866), французов (1866), после чего продолжались в 1866-1871 годах высадки десантов этих стран либо совместных десантов.

Программа преобразований деятелей кэхва ундон.

Зачинатели движения создали программу преобразований, реализация которой, по их мнению, обеспечила бы Корее достойное место среди развитых государств. Для подъема экономики нужна была в первую очередь разработка недр, при новых методах и правильной организации добычи железной руды и каменного угля. Рефоматоры мечтали и о введении машин в сельском хозяйстве и промышленности. Также считали необходимым расширение контактов с иностранными государствами, установление с ними договорных отношений.

Заключение Кореей неравноправных договоров.

Япония, в своем быстром развитии после революции мэйдзи 1868 года приступила к разработке планов широкой колониальной экспансии в соседних азиатских странах - тайвань, маньчжурия, Корея, филлипины. Сша мало внимания уделяли этому, считая японию не особенно опасной. Англия тоже не вощзражадла против такой пощзиции японии, понимая, что в Корее укрепится либо япония, либо Россия – противник англии.

В самой Корее стал совершеннолетним и сел на трон ван Коджон. Тем самым от власти был отстранен тэвонгун, а группировка, сформировавшаяся вокруг Коджона, стала проводить свою. Прокитайскую политику.

А надо сказать, что и тэвонгун не особенно признавал японцев, так что повод для агресси у японцев был уже давно. И вот в сентябре 1875 г. японские военныке корабли вошли в канхвасскую бухту, и захватли форт, а в январе 1876 года была отправлена вторая экспедиция во главе с генералом Курода, который и предъявил корейским властям ультиматум: установить торговые и дипломатические отношения между обоими государствами, открыть для иностранной торговли порт и разрешить японским судам производить гидрографические работы вдоль корейских берегов, а иначе он готов был начать военные действия.

Корейское правительство приняло эти условия, рассчитывая с помощью японии расправиться с некоторыми феодальными группировками, поддерживающими опального тэвонгуна. И таким образом 26 февраля 1876 года на острове Канхвадо был подписан японо-корейский договор. Корея обязалась открыть для торговли с японией пусан, а еще через 20 месяцев – еще 2 порта. Япония могла отправлять своего посланника в столицу Кореи. В каждый из открытых портов кореи назначались японские чиновники якобы для защиты японских купцов. Канхвасский договор содержал и обычные для неравноправных договоров статьи об экстерриториальности и неподсудности японских подданных в Корее. Корейское правительство практически лишалось права контролировать действия японских купцов.

В августе 1876 года были подписаны дополнительные статьи канхвасского договора, предоставлявшие японии новые привилегии – ее купцы освобождались от таможенных пошлин, а японские деньги долпускались к обращению на корейском рынке.

За этим договором последовали договоры аналогичного содержания и с другими странами: 1882 год – с США – Сша получили право арендовать земли в открытых портах, основывать там предприятия, разрабатывать природные богатства страны, нанимать корейских рабочих. Также предусматривалась консульская юрисдикция, экстерриториальность и свобода религиозной пропаганды. Студенты корейцы получали право обучаться в США, а американское правительство обещало в случае вмешательства в корейские дела третьей стороны оказывать «добрые услуги».

Новые договоры последовали в 1883 году с англипей и германией, в 1884 году – с италией и россией, в 1886 году - с францией.

Корея после канхвасского договора.

После 1876 года корея стала втягиваться в орбиту мирового рынка. Для капиталистических стран она стала рынком сбыта и источником сырья. Проникновение иностранного, в основном японского, капитала в корею происходило преимукщественно в ыорме подчинения ее внешней торговли. Ареной деятельности японских купцов стали открытые порты Пусан, Инчхон, Вонсан (где у них не было конкурентов), а также южные и частично центральные провинции (через китайских купцов-посредников).

Японское поравительство проводило протекционистскую политику в отношении японо-корейской торговли. В Токио было основано специально общество для изучения и поощрения этой торговли – оно получало значительную правительственную субсидию. Отделения общества открывались в сеуле, инчхоне, пусане, вонсане. В открытые порты группами прибывали японские купцы, и к 1880 году их там было уже около 3500 японцев.

В пусане 1878 году открылось отделение «первого бвнка» (япония).

В первые же годы после заключения договоров внешняя торговля кореи приобрела типично колониальные черты. В страну ввозили фабричные изделия, а вывозили сырье, сельскохозяйственную продукцию, золото. Вооз товаров широкого потребления, которые находили сбыт и в городе и в деревне, подрывал корейское производство, разрушал его наиболее развитые отрасли – изготовление хлопчатобумажных и шелковых тканей, керамики, бумаги и изделий из нее.

Оборот внешней торговли кореи: 1877 – имп 124, эксп 57 итого 181 тыс. иен, 1883 – имп 1743, эксп 800, итого 2543.

Таким образом, за 7 лет после канхвасского договора импорт и экспорт кореи возросли в 14 раз, ввоз японских товаров увеличился в 190 раз, американских и европейских – почти в 19 раз. – это объяснялось тем, что японская промышленность еще только становилась на ноги, и японские купцы чаще выполняли роль посредников, проодавая в корее иностранную продукцию. Однако уже с начала 80-х япония стала теснить своих конкурентов. Если в 1881 году в импорте всего 9% составляли японские товары, то в 1883 году – уже 40%.

Импорт кореи в 1877 – 1882 гг. состоял из тканей (85%), металла и изделий из него (8%), продовольствия (1), а также прочих товаров (6)

Прдукция корейского промысла, в основном хлопчатобужные ткани, не могла конкурировать с инстранными товарами которыми торговали японские купцы – английские ткани были примерно вдвое дешевле местных и успешно вытесняди их в местных рынков, присем это касалось не только тканей, но и пряжи. Естественно, домашняя промышленность и ремесло терпели серьезный ущерб.

Пагубное влияние на корейсккую экономику оказал также вывоз сельскохозяйственной продукции, которая составляла основную статью корейского экспорта в японию – 59% в 1877 – 1882 году. За эти же годы экспорт продукции морских промыслов составил 9%, тканей и пряжи – 6, медикаментов 0,9, золота, серебра. Меди – 20, прочих товаров – 5,1%.

Вывоз сельскохозяйственных продуктов из вечно недоедающей Кореи, способствовал еще большему разорению крестьян, и бвыстрее,чем предде вовлекал их в товарно-денежные отрошения. Крестьяне, вынужденные платить все возрастающие налоги, вынуждены бли продавать рис и зерновые за предлагшаемые (низкие) цены. Японские купцы имели целую сеть посредников, которые скупали у крестьян урожай на корню по низким ценам. В результате огромных масштабов вывоза из кореи сельскохозяйственной продукции, правительству даже приходилось закупать рис в Китае, однако объямы закупок не покрывали возникающего в результате экспорта дефицита..

Народное возмущение, в общем росло, и привело к сеульскому восстанию 1882 года. Япония использовало это восстание, где пострадало много японцев, для нового нажима на Корею. В том же году составляется Инчхонский договор – японсия получила право ввести в сеул войска (для охраны своей миссии), а также японским подданным было разрешено удаляться на расстояние 53 км от открытых портов, а через 2 года – на 106 км. Японский посланник, консулы и чиновники консульства получили право свободного передвижения по стране. Корейское правительство открыло ждля торговли порт Янхвачжин, и выплатило компенсацию пострадавшим в рещзультате восстания.

Прочная позиция японии в корее беспокоила Китай. Поэтому Китай также ввел в сеул войска, и в сентябре 1882 года был подписан договор о сухопутной и морской торгове, где содержался особый пункт, подтверждавший вассальную зависимость Кореи от Китая. Соглашение предоставляло китайским купцам много важных льгот в торговле: права поселения и торговли в 4 пунктах внутри страны, безвизовый въезд в корею и путешествие в ней с китайскими паспортами, право перевозить товары из одного открытого порта в другой. При эжтом пошлины снижались от 1:2 до 5:6 размера обычных пошлин на все иностранные товары, ввозимые по усуше из Китая вКорею. Отменялся прежний запрет на морскую торговлю, и устанавливалось морское сообщение кореи с китаем.

После подавления государственого переворота 1884 года, когда правительство удержалось у власти только с помщью Китая, борьба японии и китая за господство в Корее еще более обострилась. Китай, как и япония, организовали в Корее генеральное резидентство и ввели войска в Сеул. Это вызвало беспокойство японии, а поскольку япония еще не была готова к войне с китаем, войска были отправлены просто для тербования подписать очередной договор – по предлогом возмещения убытков, причиненных японской миссии во время ваосстания. По Сеульскому договору 1885 года, Корея должна была выплатить компенсациюд цбитым и пострадавшим, выстроить новое здание миссии и казармы вместо разрушенных и принести японии офоциальные извинения. В том же году, воспользовавшись неудачами китая в войне с францией, япония вынудила подписать его договор, который закреплял равные права японии и китая на ввод войск в корею.

Параллельно с этим, япония прилагала усилия для достижения экономического доминирования в Корее, особенно в торговле. Японское правительство оказывало поддержку купцам, ведущим торговлю с Кореей. К 80-м годам тонаж японских торговых судов составил 80: тоннажа всенх судов посещавших корейские порты, а 97% общего японско-китайского вывоза через пусан, инчхон иивонсан приходилось на долю японии.

Товарная структура вывоза: в основном сельскохозяйственная продукция – рис, бобы, горох, пшеница, яччмень, просо – на 1893 гол он составлял 88% вчего экспорта Кореи в китай и японию. Такой вывоз риса при частых неурожаях, естественно приводил к голоду. После голода 1889 года в провинциях Хамген и Хванхэ, когда весь урожай был продан японским купцам на корню, вспыхнуло восстание крестьянства и горожан, после чего правительство ввело запрет на вывоз зерновых их страны, однако под угрозой вторжения в корею японских военных сил, вынуждено было его снять.

В корейском импорте же росла доля китая. С 1885 по 1892 годы его доля в корейском импорте выросла 19 до 45%, а одля японии несколько сократилась. Такой быстрый рост объяснялся привилегиями, которые получили китайские купцы по договору 1882 года и покровительством прокитайски настроенного правительства. Сказывались и традиционные торговые связи Китая с кореей, и неприязнь населения к японцам. .

Соответственно, Япония пыталась упрочить свои позиции в Корее. В частности, в 1883 году кореебыла навязана рыболовная коныенция, дававшая японским рыбакам право ловить рыбу у восточных берегов Кореи. В 1889 году эта конвенция была расширена, а Корее также разрешаось ловить рыбу у берегов японии в 3-мильной зоне, толко вот корейцам технически не на чем было идти туда. Японские рыбаки лолжны были уплачивать таможенные пошлины, но по факту часто не платили, так как у Кореи не было таможенных крейсеров. только 40% рыболовных судов японцев в корее имели олицензию. Ловля рыбы вкорейских водах давала японии около 2000000 годового дохода. Корейские рыбаки были недовольны такой конкуренцией. Участились нападения и конфликты, и частично конвенция была изменена.

Финансовая сситема: в Сеуле в 1888 году было основано главное отделение «Первого банка», а в трех откртых портах – более мелкие. К началу 90-х годов «первый банк» имел в Корее уже 13 отделений. «восемнадцатый банк2 – филиал и 6 отделений, «пятьдесят восьмой банк» - филиал и 5 отделений. Японские банки финансировали купцов, торговавших в Корее, скупали по возможности золото и серебро, а также предлагали займы корейскому правительству, которое постоянно испытывало дефицит. В 1889 году правительство впервые получило заем у «первого банка», предоставив за это банку право сбора налогов в открытых портах. В 1892 году «пятьдесят восьмой банк» пытался навязать заем на 10 млн долл. за право добычи золота на приисках провинции Кенсан.

В 1892 году корейское правительство заключило с японскими банками соглашение, по которому банки получали доходы от таможенных пошлин в открытых портах, а часть их перечислялась в казну. НО по мере внедрения иностранного капитала в корейскую экономику снижалась покупательная способность населения, что отражалось и на таможенных доходах. Воспользовавшись эитим, японские банки к концу 1892 года отказались выплачивать корейскому правительству положенные суммы из таможенных доходов.

Цинское правительство также старалось не упусить контроль над корейской финансовой системой. Еще в 1890 году оно потребовало, чтобы все соглашения о займах заключались только с одобрения Пекина. Корейское правительство должно было полатить 7% по займам из китая, а в случае неуплаты процентов оно лишалось права распоряжаться доходами таможен.

Активность проявляли еывропа и америка. США интересовалось не столько торговлей с кореей, сколько разработкой ее приодных богатств. Американцы начинали собственную разработку золота (с 1885), или становились управляющими государственныз добывающих компааний (1887), а в 1890 начали вести и разработку железной руды.

Сша также пытались захватить концессии на строительство железных дорог по всей Корее, организовывали регулярные парозодные рейсы в японию и китай, захватили концес на рубку леса, на строительные работы, и т.д., а также велись переговоры о предоставлении Коее займа.

Непосредственно торговые их отношения были ничтожны, так как американскими товарами торговали в основном японские купцы.

90-е годы.

Итак, япония подписала в 1895 году симоносекский договор с китае, по которому китай уступал тайвань и еще несколько островов, открывал еще 4 порта для торговли, а также ликвидировалась вассальная зависимость кореи от китая особым пунктом договора.

В программе развития японии, рассчитанной на 10 лет и принятой в 1895 году парламентом, Корее отводилась роль рынка сбыта, сферы приложения капиталов. источника сырья и военно стратегической базы. Были введены еще войска и проведены изменения в составе структуры государственонго управления в Корее. Правда, антияпонская борьба не стихала все годы до подписания аннекисии., в резуультате чего вмешщательство японцев в экономику иногда сдерживалось – в 1902 году им было отказано в предоставлении ряда концессий (в том числе на проведение телеграфа), также предпринимались поытки ограничить японское рыболовство в корейских водах.\

Торговля дже продолжала расти. В апреле 1896 года при непосредственно участи министерства, землебделия, промышленности и торговли японские купцы в Корееосновали Ассоциацию по изучению и поощрению торговых операций на местных рынках. Главное управление ее находилось в инчхоне, отделения – в Пусане, Сеуле и Вонсане, филиал – в осака. К 1898 году в ассоциации было уде более 500 купцов, екоторым предоставлялась безвозмездная правительственнаы помощь. Также в открытых портах создавались транспортные конторы, обслуживавшие японских купцов и их посредников. Ассоциация также получала многие сведения от корейских торговцев-посредников. Таким образом, была организована первая маркетинговая сеть, дававшая сравнительно свежую и достовреную информацию о рыночной конъюнктуре.

Протекционистская политика японского правительства приносила и другие рещзультаты. Если в 1896 году из 258 торговых домов в Корее 81% принадлежал японии, то в 1901 году – уже 87%. Импорт из японии устойчиво составлял 60-70% всего корейского импорта, и основным импортным товаром были текстильные изделия, будучи в среднем в 1,5 раза дешевле корейских. Также продуктами импорта были спиртные напитки, табак, сахар, спички, керосин, мыло, бумага, вата. В целом, импорт их японии в Корею с 1895 по 1903 года вырос в 2,4 раза.

Экспорт же вырос более чем в 3 раза (в стоимостном выражении) за тот же период. Однако долья японии в нем уменьшилась с 96 до 80%. Это объяснялось тем, что еще не был полностью вытеснен из внешнец торговли Китай.

Начало 20 века.

Понятно, что ведущим событием ервой декады для Кореи стала русско-японская война, со всеми ее политическими последствиями. ВО время самой войны влияние на экномику было не значительным, но симвоичным – корейское население мобилизовывалось на различные работы для нужд японской армии – переноска грузов, строительство железных дорог. Также, под предлгом войны японцы во многих 2сратегических пунктах» сгоняли крестьян с земель, а щземля впоследствии становилась объектом спекуляции.

Корейское правительство также увеличивало поборы с населения. С 1902 по 1905 годы сбор налогов увеличился более чем вдвое. Это не очень помогало казне – е дефицит составлял примерно 28% бюджета, причем основную часть этих средств – госрасходов – поглощали военно-полицейский и чиовничий аппарат.

После же поражения россии я войне япония начала составлять все новые договоры, подготавливающие страну к аннексии. Так, по «конвенции о советниках» - 1904 год, правительство должно было приласить японского финансового советника,а предоставление концессий иностранцам или заключение с ними оговоров теперь могли совершаться только с согласия японского правительства. Последствия назначения японского финансового советника – денежная реформа 1905 года.

1905 год – соглашение о передаче почты телеграфа и телефона под контроль японских чиновников.

Договор о протекторате по сути не содержал каких-то конкретных экономических пунктов, просто в очередной раз ограничивал самостоятельность кореи во внешних отношениях. Согласно ему же в 1906 году было открыто генеральное резидентство вмето японского посольство. Резидентство и стало основным органом управления в Корее.

Экономические последствия заключения протектората.

Во-первых, в сентябре 1906 года был принят закон о покровительстве переселенцам, обещавшие всяческую правителственную поддержку. В результате число японцев в Корее выросло за 1906-1910 гг. с 82 до 172 тысяч. Среди них преобладали торговцы, чиновники, предприниматели, богатые крестьяне, бывшие военнолужащие.

Также, японцы получили доступ в сферу земельной собственности. Иностранцы в 1906 году получали право совершать куплю-продажу, заклад и обмен земли, домов и другой недвижимости.

Начался широкий захват корейской земли. В основном скупались за бесценок или отнимались силой плодородные участки, жилые дома, лесные угодья, места рыбной ловли. Значительные размеры приняла спекуляция землей, резко взвинтившая цены. Путующие казенные земли было разрешено сдавать аренду частным лицасм, с дальнейшей возможностьюд передачи участка в вечное пользовании при успешном ведении хозяйства.

В 1908 году для эксплуатации земельных богатств кореи было создано Восточноколонизационное общество. Оно получало поддержку японского правителтьсства, формально считалось смешанным (японо-корейским), корейское правителтьствоимело в нем пакет акций (примерно 1:3), внеся за них большие участки плоджородной земли. Вко в основном занималось земельными операциями., но не пренебрегало и ростовщичеством под заклад земли или другого недвижимого имущества.

К концу 1910 года в Корее насчитывалось 102 японские компании и 25 филиалов разлиных японских акционерных обществ. При вчсемерной подержке властей они вкладывали средства в сельское хозяйство, промыленность, транспорт, горный и морской промыслы, внутреннюю и внешнюю торговлю – то есть активизироваилсь практически во всех отраслях хозяйства.

Наиболее активным было внедрение в промышленность. В 1910 году в корее было удже 107 японских предприятий. Более половины из них составляли рисоочистительные заводы и другие предприятия пищевой промышленности. Остальные были заняты выплавкой и обработкой металла, производством тканей, изделий из дерева, бумаги. Ве это было небольшие предприятия – не более 50 рабочих.

Ускорено было и строительство железных дорог – Линии Сеул-Пусан, Сеул – Ыйджу в 1906 году были соединены и составили транскорейскую магистраль, сделавшую возможным прямое сообщение между японией и северо-востоыным китаем. В 1907-1910 году развернулось активное строительстов грунтовых дорог, причем за счет корейской казны и мобилизации наеления. Активно покладывались телеграфные и телефонные линии.

С конца 19 века в корейском горно промысле преобладали американцы, а японцы в основном занимались скупкой и вывозом драгметаллов. В сентябре 1906 года генеральное резидентство отдало распоряжение о передаче в его ведение казенных рубников и тех чаттных рудников, документальная принадлежность которых не могла быть доказана. Одновременно оно приняло на себя контроль о выдаче разрешений на разработку недр. И в это отношении японцы пользовались многими привилегиями – для них была упрощена процелдура оформления документов, предоставлялись субсидии, налоговые льготы. Таким образом, приток японского кпаитала в корейскую горнодоьбывающую промышленность резко возрос. Если в 1906 году яонским предпринимателям было выдано всего 28 разрешений на разработку недр, то в 1910 – уже 397.

Японские купцы продолжали и укрелять свою позицию во внешней торговле кореи. Не менее 4:5 всего корейского импорта приходилось на долю японии. А экспорт из кореи все большщ граничил с открытым грабежом. Главной статьей по прежнему осталавиь рис, бобы, ячмень и другие зерновые. Корея, сама испытывавшая хронический недостаток продовольствия вынуждена была закупать его в китае, но эти закупки возмещали только небольшую часть дефицита.

Все явственнее Корея превращалась в источник сырья для Японии. Быстрый рост японской тексильной промышленности вызвал расширение в Корее хлопковых плантаций, увеличился за 5 лет его вывоз больше чем в 4 раза, также рос экспорт женьшеня, крупного рогатого скота, и т.д. Рос вывоз железа, и продолжался вывоз золота японскими банками.

Финансовая система: ленедная реформа 1905 года. ее начали в июне и провели в крайней спеешке, без необходимой подготовки, не было выяснено точное количество старых монет, находившихся в обращнии, не был подготовлен достаточный обменный фонд. В ходе реформы был закрыт корейский монетный двор. Функции кащзначейства передали «первому банку», приступившему к выпуску бумажных иен. Для них установили золотой стандарт, идентичный японскому. Старые медные и никелевые монеты надо было обменять в принудительному курсу в сжатые сроки. Обменных пунктов было мало, в основном они находились в крупных городах с японскими колониями. Каждый обменный пункт получил небольшое количество денег на обмен, таким образом, за один раз населению обменивалась ограниченная сумма. Многие корейцы, особенно из купечества, не успев вовремя обменяв деньги, разорились, зато японские купцы и ростовщики нажились на этой реформе –спекуляци новыми деньгами, расширение кредитных операций. В ряде отдаленных мест кореи наряу с иенами все еще обращались старые монеты – денежная сситема стала еще более хаотичной.

Также, японкие банки предоставляли корее займы в больших количествах. В 1904 году правительство получило на проведение лденежной реформы 3 млн иен из 6% годовых. Впоследствии каждый год объем займов составлял от 2 до 10 млн иен.Рост задолженности корейского правительства позполили японии еще больше упрочить экномическое господство в Корее.

Обильный приток иностранных товаров и создание японских промышленных предприятий все так же подрывали корейское ремесло и домашние промыслы, особенно производство тканей – объемы местного производства сокращались в 10 раз и более, в зависимости от провинции.

Такой же кризис охватил лаковое производство, производство изделий из дерева, бумаги, гончарное ремесло, обработку металла.

Однако происходило постепенное становление и корейского капитала (21 акционерная компания на момент аннексии – банковское дело, сельское хозяйство и промышленность), а также возникали смешанные японо-корейские компании (20 на 1910 год), с основной позицией японского капитала.

Корейские предприятия были в основном мелкими, и чаще сосредотачивались в производстве керамических изделий и бумаги – отраслях практически не тронутых японским капиталом. Только 6 корейских предприятий имелось в пищевой промышленности и только 5 – в металлообрабатывающей, было более 100 мелких рудников.

Нарождавшийся национальный капитал нуждался в поддержке, особенно в финансовой помощи государства. Но в госбюджете денег не было, и на развитие земледелия, торговли и промышленности отпускались ничтожные суммы.

Японский капитал активно добивался разрешений на беспрепятственный лов рыбы в корейских одах, и право свободного передвижения судов по рекам и морям Кореи. Активно скупались за низкие цены месторождения железа.

Понятно, что становление национального капитала происходило при таком давлении очень медленно.

Перед непосредственно аннексией – 190-1010 гг. происходили последние подготовительные мероприятия – вытеснение корейцев с люьбых государственных должностей, полиции, судов.



mob_info