Святая елисавета константинопольская. Память преподобной матери нашей елисаветы чудотворицы. Великий князь Сергей Александрович

Великая Княгиня Елизавета Феодоровна родилась 20 октября (1 ноября) 1864 года в семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории.В возрасте 14-ти лет Елисавета потеряла мать и младшую сестру. Они умерли от эпидемии дифтерита, ведь медицина того времени не знала средств борьбы с ним. С этих пор закончилось детство Елизаветы.

Принцесса Елизавета росла очень красивой девушкой – высокая, стройная, с прекрасными чертами лица. Ее душевные качества были также прекрасны, особенно она отличалась религиозностью и любовью к ближним.

Великая Княгиня Елисавета
(Фото с сайта pravmir.ru)

Взять в жены такую прекрасную невесту желали многие в высшем свете, но свое сердце она отдала русскому Князю Сергею Александровичу. 3 июня 1884 года в Петербурге, в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елизаветы Феодоровны по православному обряду, а затем в одной из гостиных дворца – венчание по протестантскому обряду (выходя замуж, Елизавета Феодоровна оставалась протестанткой).

Княгиня Елизавета всем сердцем полюбила Россию, ее людей, необъятные просторы, множество церквей и старинных монастырей, которые таинственно притягивали ее. Постепенно Православие покорило сердце Елизаветы своей красотой и богатым внутренним содержанием, по сравнению с духовной бедностью Протестантизма. Во многом повлиял и личный пример жизни супруга. В октябре 1888 года князь с княгиней побывали на Святой земле на освящении храма святой Марии Магдалины в Гефсимании. Вернувшись, Елизавета окончательно решила перейти в Православие. Когда она сообщила о своем намерении супругу, у него “невольно слезы брызнули из глаз”. В 1891 году в субботу под вербное Воскресение совершился переход княгини Елизаветы в Православие.

В этом же году князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. И княгиня Елизавета смогла в полной мере развернуть благотворительную деятельность. По долгу занимаемого положения Елизавета Феодоровна присутствовала на всех официальных приемах. Для нее эти приемы представляли интерес лишь из-за того, что она могла использовать некоторые связи для распространения благотворительной деятельности. Княгиня посещала больницы для бедных, приюты для сирот, дома пристарелых, тюрьмы. И всюду она хотела помочь, что-то сделать.

Скоро началась Русско-Японская война 1904-1905 годов. И Елизавета Феодоровна тут же начала активно помогать фронту. Она сформировала несколько хорошо оборудованных санитарных поездов, в Москве устроила госпитали для раненых солдат, также посылала в армию походные церкви и все необходимое для богослужения.

Москва превозносила свою Княгиню, выражала свою глубочайшую признательность. Личность Елизаветы Феодоровны была настолько вдохновляющей, что даже самые холодные сердца загорались от соприкосновения с ней.

4 февраля 1905 года в Кремле террорист Каляев бросил в Великого Князя Сергея Александровича бомбу, разорвавшую его на части. Княгиня Елизавета было рядом и скоро оказалась на месте трагедии. Опустившись на колени, она сама стала собирать и складывать на носилки все то, что осталось от самого близкого и любимого человека.

Показывая невероятную силу духа, княгиня пришла к убийце в тюрьму и оставила ему Святое Евангелие, пытаясь убедить покаяться в таком тяжелом грехе. Но последний так и не раскаялся.

Пережив этот страшный удар, Великая Княгиня еще больше ушла в благотворительность и молитву.

В 1907 году Елизавета Феодоровна купила ну улице Большая Ордынка в Москве усадьбу с четырьмя домами и большим садом,в котором решила создать Обитель в честь святых Марфы и Марии. Она хотела, чтобы эта обитель объединила в себе подвиг Марфы и Марии, – добродетели служения ближнему и служения Богу. Монастырь с сочетанием благотворительности и медицинской помощибыл новшеством. Некоторые обвиняли ее в протестантизме. Общество осуждало решение Княгини распустить свой двор и удалиться от света. Но Великая Княгиня мужественно терпела нападки и кропотливо трудилась над своим детищем, составляла устав Обители, ездила за советом к старцам в Зосимову пустынь.

Марфо-Мариинская обитель
(Фото с сайта 2do2go.ru)

Марфо-Мариинская обитель открылась 10 февраля 1909 года. Кроме Храма в Обители были созданы больница, аптека, приют. Сначала в Обители было всего шесть сестер, за первый год существования Обители их число дошло до тридцати, а к 1914 году до ста. Святейшим Синодом был разработан специальный чин посвящения в крестовые сестры.

Все сестры Обители под руководством Княгини Елизаветы и врачей проходили курс по элементарным медицинским знаниям. А сестры, предназначенные для служения в госпитале, проходили специальные медицинские курсы. Больница обители была устроена на 22 кровати и рассчитана на 15 пациентов. Также при больнице существовала амбулатория, аптека, зубоврачебный кабинет. Великая Княгиня тратила огромные деньги на содержание обители, но ей помогали и некоторые состоятельные жители Москвы.

Елизавета Феодоровна вела подвижническую жизнь. Самую трудную и ответственную работу Настоятельница брала на себя: ассистировала при операциях, делала перевязкитяжелым больным, всегда находя слова утешения для человека. Пациенты свидетельствовали, что одно только присутствие Великой княгини оказывало на них успокаивающее,целительное действие, придавало силы идти на операции. А если, несмотря на все усилия, больной умирал, настоятельница всегда была рядом и молилась за отходящую душу.

Обительская больница стала пользоваться такой репутацией, что в нее направляли самых тяжелых больных из других больниц и госпиталей. Она находилась под руководством доктора медицины А.И.Никитина. Московские врачи изумлялись тем результатам, которых удавалось достичь Великой Княгине своим жертвенным уходом за больными и методами своего лечения. Вот некоторые примеры ее удивительной помощи людям:

Несчастье произошло с одной бедной кухаркой, которая опрокинула на себя горящую керосиновую печку. Ожоги покрыли все ее тело кроме ладоней и ступней ног. В городском госпитале ей не смогли помочь и поэтому отправили в Марфо-Мариинскую Обитель. Елизавета Феодоровна сама взялась за ее лечение, делала сложнейшие перевязки по 2 раза в день. Они были настолько мучительными, что Княгине приходилось постоянно прерываться и успокаивать больную. Настоятельница с терпением продолжала ухаживать за женщиной до тех пор, пока она не поправилась. Хотя все доктора считали этот случай безнадежным.

Был случай, когда своим жертвенным уходом за раковой больной Великая Княгиня обратила к вере ее мужа, загрубелого атеиста и ненавистника существующего строя. Мужчина долго посещал свою жену, удивляясь тому теплому уходу и необычайной заботе, которые ей здесь оказывали. Когда женщина умирала, Княгиня Елизавета всю ночь не отходила от ее кровати. Все это поразило огрубелое сердце мужа. А когда он узнал, что та ласковая сестра, которая ухаживала за его женой лучше родной матери, была Великой Княгиней Елизаветой, он расплакался и бросился к ней на шею как ребенок. Из неверующего он стал верующим.

Настоятельница особое внимание уделяла больным, стоящим на пороге смерти. Она считала, что не нужно из ложной гуманности дарить им надежду, а наоборот, нужно их подготовить к достойному христианскому уходу из жизни. И своих сестер она подготавливала для духовного утешения таких больных.

Также тщательно Княгиня Елизавета готовила своих сестер для посещения мест бедноты. Особое внимание Княгиня уделяла беспризорникам и сиротам Хитрова рынка, многих из них она устроила в общежитие для мальчиков. Сестры Обители стали посещать Хитров рынок только с 1913 года, до этого времени этим занималась сама Княгиня и несколько сестер, сопровождавших ее. Сестры на месте оказывали первую медицинскую помощь. За тяжелыми больными в коечно-коморочных квартирах невозможно было ухаживать из-за плохих условий, нужно было хлопотать и устраивать их в больницы. Также оказывалась и материальная помощь, для детей искали приюты, безработным места. Но главной заслугой сестер во главе с настоятельницей было духовное, нравственное утешение людей.

Настоятельница заботилась и о повышении грамотности среди женщин. При Обители была основана Воскресная школа для полуграмотных и безграмотных девушек и женщин. Была устроена библиотека в две тысячи томов книг, столовая для бедных.

Святая мученица Елисавета Фёдоровна. Икона
(Изображение с сайта icon-art.ru)

Наступила война. Княгиня Елизавета с полным самоотречением отдалась служению больным и раненым воинам. Как христианка она оказывала помощь и неприятельским солдатам. А по Москве стали распространяться нелепые слухи о Марфо-Мариинской обители как о центре немецкого шпионажа.

В первый день революции 1 марта 1917 года разъяренная толпа окружила ее дом, требуя отдать оружие, которое якобы спрятано в Обители. Княгиня пустила революционеров в монастырь и позволила обыскать обитель. Ничего не найдя, революционеры ушли.

В стране усиливались беспорядки, многие дипломаты и родственники за границей предлагали Княгине Елизавете покинуть страну. Но Княгиня, хотя и предвидела страшные времена, не желала покидать Россию и свою Обитель. Она продолжала жить в Общине.

На третий день Пасхи 1918 года к Обители подъехала машина с красноармейцами, и Елизавету Феодоровну вместе с ее келейницами увезли, даже не дав времени собраться. Сначала их поместили в женский монастырь в Перми, затем перевезли в город Алапаевск неподолеку от Екатеринбурга.

5 июля Елизавету Феодоровну с инокиней Варварой, а также других членов императорской фамилии, разбудили ночью и отвезли на заброшенную шахту рудника неподалеку от Алапаевска, глубиной около 60 метров. Жертв сбросили в шахту, избив ружейными прикладами. Потом в шахту стали бросать ручные гранаты. Крестьянин, проходивший случайно мимо, слышал, как из шахты раздавалась Херувимская песнь, пение новых мучеников было слышно и весь следующий день.

Вечером 5 октября 1918 года отслужили заупокойное всенощное бдение. Потом тела мучеников перевезли в Читу, после переправили в Пекин, в связи с приходом Красной армии. А затем святые мощи Княгини были перевезены в Иерусалим и похоронены в храме святой Марии Магдалины, где и находятся в настоящее время.

А Марфо-Мариинская обитель – детище святой Книягини Елизаветы, продолжает существовать и по сей день, продолжая великое дело святой Княгини Елизаветы Феодоровны. В советское время Обитель была разорена, в ней устроили городской театр и Всесоюзный институт минерального сырья. В 1992 году началось возрождение Обители. И в настоящее время она вернула свой прежний облик. Марфо-Мариинская Обитель живет по Уставу, утвержденному Великой Матушкой Елизаветой Феодоровной. В Обители действуют приют для девочек-сирот, гимназия, благотворительная столовая, патронажная служба и культурно-просветительский центр.

День памяти : Май 7- Апрель 24


Преподобная Елизавета чудотворица - Иоанно-Предтеченский монастырь в Москве

Домовой храм в келейном корпусе нашей обители освящен в честь преподобной Елизаветы игумении Константинопольской, чудотворицы, а в главном соборе монастыря находится почитаемая её икона.

Родиной преп. Елизаветы был столичный город Гераклея Фра-кийская, а родителями - не некие неизвестные и незнатные люди, но благородные, прославленные богатством и выдаю-щиеся по добродетели (Евномиан - имя отца, бывшего тогда дисипатом, матери же - Евфимия). Живя согласно значе-нию своих имен, боголюбиво и богоугодно, и постоянно упражняясь в законе Господнем, они были всем известны и всеми превозносимы. Ибо обитая близ упомянутого города, в местечке, называвшемся раньше Фракокрина, а ныне Авидины, они были, как праведный Иов, набожны и непороч-ны и, подражая гостеприимству патриарха Авраама, щед-ро предоставляли нуждающимся все необходимое. Поэтому получают они, как и тот, по обетованию, плод чрева, до-стойный их собственной красоты и благотворительности, а то, как это случилось, изъяснит наш рассказ. Ведь хотя по-сле их свадьбы прошло уже шестнадцать лет, они остава-лись бездетны и, лишенные потомства, естественно, скорбе-ли, страдали и усиленно умоляли Бога, Взирающего на серд-ца, разрешить их печаль о бездетности и даровать им дитя, которое наследует их род и богатство. Исполняющий же же-лания боящихся Его Господь благосклонно внял их молит-ве и не презрел моления о том, что Ему было благоугодно.

В Православной Церкви почитают многих святых, но особым уважением в религиозном мире пользуются целители. Они могли вселить веру и надежду в любого человека, что немаловажно. Одной из них была преподобная Елисавета Константинопольская, сумевшая пройти не один круг земного ада и остаться кристально чистой в душе. День её памяти приходится на седьмое мая.

Жизнь целительницы. Интересно то, что все знали заранее предназначение Елисаветы. Когда она была еще в утробе, её матери приснился вещий сон, где ангелы поведали женщине о необычном даре будущей дочери. Вдохновившись сновидением, женщина сама начала регулярно посещать церковь и изучать православные традиции. Появившись на свет, девочка с самих ранних лет была отдана одному из местных священнослужителей, который каждый день учил её специфике проведения служб, религиозным уставам и различным христианским догматам. Благодаря матери и служителям церкви, девочка очень быстро начала развивать свой дар целительницы, следуя истинному предназначению. Она не искала легких путей: каждый день святая собственное тело голодом и холодом. Она питалась всего один раз в день и одевалась налегке в зимнюю пору. Тем самым Елисавета доказывала, что в человеке намного важнее душа, нежели его физический облик. Бог увидел целеустремленность девушки, и дал ей вдобавок еще большую силу, которую даровал при рождении. Она могла исцелить любой недуг: как телесный, так и душевный. Ей стоило лишь помолиться, а у больного уже улучшалось самочувствие и прогрессировало выздоровление организма. Преподобная Елисавета всегда считала, что только искреннее покаяние способно врачевать недуги человека, ведь очищая душу – очищается и тело.

В двадцатилетнем возрасте девушку удостоили чести быть игуменией над сестрами по церкви. В знак благодарности, святая сумела показать своими действиями еще большие подвиги, нежели раньше. К ней приходили люди со всей России, ожидая своей очереди неделями. К тридцати годам она начала придерживаться строжайшего поста, исключив со своего рациона хлеб, мясо и каши. Около пяти лет преподобная питалась лишь овощами и фруктами, а пила лишь воду. Стоит отметить, что масло и вино она ни разу в жизни не попробовала. Также Елисавета очень часто вела сорокадневные посты (подражая святейшему Моисею) и долгими годами не возводила свои глаза на небо, тем самым показывая собственную покорность Господу Богу.

В старости женщина не утратила свои способности и доказала на склоне лет свою мощную духовную силу. В один день, когда к ней пришли в дом гости, на крыльцо приползла огромная змея, начавшая извиваться вокруг одного из её родственников. Елисавета сразу же начала молиться Господу, чтобы помиловал её родича и уберег дом от дьявольских проделок. Через секунду змей упал замертво, а все присутствующие преклонились перед святой в почтении и благодарности. Также нужно отметить, что она за несколько секунд сумела исцелить женщину, которая долгие годы изнемогала от кровотечения. После этого, немощная женщина начала прислуживать Елисавете до конца дней.

И даже после смерти верующие приходили к ней на гробницу, молясь и прося помощи об исцелении. Слава преподобной Елисаветы настолько велика, что сохранилась в былом объёме до наших дней. На сегодняшний день, большое количество православных христиан приходят в церковь, чтобы почтить память этой, поистине удивительной женщины. Также в её честь было построено несколько монастырей, которые собирают и распространяют всевозможную информацию о целительнице.

May 7th, 2015 , 08:12 am

Сегодня православная Церковь чтит память:

Мч. Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (272).
Прп. Саввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII); прп. Алексия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII); мчч. Пасикрата и Валентина (228); мчч. Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303); прп. Фомы юродивого, Сирийского (546–560); прп. Елисаветы Константинопольской, чудотворицы, игумении (V);

сщмч. Бранко Добросавлевича, пресвитера (1941) (Серб.).
Мч. Сергия Архангельского (1938).

Икона Божией Матери: Молченская (1405).

Святые дня, молите Бога о нас!

Мученик Савва Стратилат, Римский

(мученик Савва Стратилат Римский, Сербия, Дечани, церковь Христа Пантократора)

Мученик Савва происходил из готфского племени. Своей храбростью он достиг высокого чина воеводы-стратилата и служил при императоре Аврелиане (270 - 275).

С юности Савва был христианином и усердно следовал заповедям Христа, помогал неимущим, посещал в темницах заключенных христиан. За чистую и добродетельную жизнь святой получил от Господа дар чудотворения и Именем Христа исцелял больных, изгонял бесов.

Когда император узнал, что святой Савва христианин, он потребовал от него отречения. Мученик сбросил воинский пояс и подтвердил, что не оставит свою веру. Его били, опаляли свечами, бросили в котел со смолой, но мученик оставался невредимым. Видя его мучения, уверовали во Христа 70 воинов, которых тут же усекли мечом. Святого Савву бросили в темницу. В полночь во время молитвы мученику явился Христос и осиял его светом Своей Славы. Спаситель повелел ему не бояться, но дерзать. Укрепленный, мученик Савва перенес наутро новые мучения и был утоплен в реке († 272).

Тропарь мученика Саввы
глас 5
Земнаго сана пояс оставив и почести, страдальче,/ пред мучителем, льстивым царем/ Христа, Бога суща, исповедал еси/ и Того ради многа страдания подъял еси, славне./ Тем прекрасным победы венцем увязлся еси/ от Царя всех царствующаго,/ с Небесными вои светло преукрашен./ Предстоя Тому, Савво,// моли, да спасет души наша.

Кондак мученика Саввы
глас 4
Непобедимый явлься стратилат,/ варварския козни победил еси/ и, страдальчествовав, славне, твердейши,/ множество врагов невидимых поборил еси,/ темже венец исплел еси победы./ О нас моли Христа, Савво всеблаженне,/ верою почитающих тя.

Преподобные Савва и Алексий Печерские

Подвизался в Ближних пещерах в Киево-Печерском монастыре не позднее середины XIII века. В рукописных святцах, в «Книге о святых » и в каноне службы преподобным отцам Киево-Печерским он называется чудотворцем. Память преподобного Саввы совершается также в день памяти преподобных отцов Ближних пещер, 28 сентября, и в день памяти всех Киево-Печерских чудотворцев, в Неделю 2-ю Великого поста. 24 апреля память преподобного празднуется ради тезоименитства со святым мучеником Саввой Стратилатом.

Преподобный Алексий, затворник Печерский , подвизался в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря в XIII веке. Мощи святого были обретены после 1675 года. Память преподобного Алексия празднуется также в день памяти преподобных отцов Ближних пещер, 28 сентября, и в день памяти всех Киево-Печерских чудотворцев, в Неделю 2-ю Великого поста. Святые мощи преподобного Алексия почивают рядом с мощами преподобного Саввы Печерского.

Тропарь Савве и Алексию затворнику, Печерским, в Ближних пещерах
глас 3
Преблаже́ннии и Богоно́снии отцы́ на́ши Са́вво и Алекси́е,/ я́ко стяжа́вшии дерзнове́ние ко Го́споду/ равноа́нгельным свои́м житие́м,/ его́же ра́ди обогати́ Христо́с/ нетле́нием и чудесы́ мо́щи ва́ша,/ мо́лим вас приле́жно:/ испроси́те душа́м на́шим очище́ние/ и ве́лию и бога́тую ми́лость.

Кондак преподобным Савве и Алексию затворнику, Печерским
глас 4
Бога́тство благода́ти и сыноположе́ния стяжа́сте/ мно́гими по́двиги и доброде́тельми,/ и́хже ра́ди Христо́с всели́ ду́ши ва́ша/ в Небе́сныя селе́ния Своя́,/ дарова́в благода́ть нетле́ния/ и чуде́с моще́м ва́шим,/ сего́ ра́ди вопие́м вам:/ ра́дуйтеся, Са́вво и Алекси́е,/ ли́ков и́ноческих похвало́ и украше́ние

Елисавета чудотворица была избрана на служение Богу еще до рождения. Ее матери было откровение, что отроковица будет избранным сосудом Святого Духа. С детства родители отдали девочку в монастырь.
Она выросла в посте и трудах и получила дар исцелять не только телесные недуги, но и душевные. Сестры избрали преподобную игуменией. Преподобная носила одежду из острой власяницы. Тело ее мерзло, но дух горел пламенем Божественной любви.

Воздержание святой было безмерно: многие годы она питалась лишь травами и овощами без хлеба, а вина и масла не принимала никогда. Много раз преподобная Елисавета проводила святую Четыредесятницу, ничего не вкушая. Подражая мытареву смирению, она три года не поднимала глаз на небо, но духовными очами всегда взирала к Богу.

Много чудес сотворила преподобная: лютого змея умертвила молитвой, исцелила кровоточивую женщину, которая болела много лет, отгоняла от людей нечистых духов. По смерти гроб преподобной Елисаветы также подавал исцеления от болезней. Даже самый прах, взятый от ее мощей, даровал слепым прозрение.

Тропарь
глас 8
Добродетельми украсившеся, всехвальная, и богобоязнством предивная всех явися, нищим сокровище, богатство на Небесех восприимше, чтущих поминай нас, праведным слава.

Кондак
глас 6
Истинне изрядне слово жизни стяжете, церковь свою, праведныя не усомнився высоты, богонаказатели, Богу угодивши, тем паче естества поитеся; сего ради зовем ти: радуйся, Елисавето премудрая.

Родился 4 января 1886г. в Скадре под Войничем. В 1908г закончил семинарию в Сремских Карловцах. Рукоположен в диаконы 15-го, а в священники - 22 марта 1909г. Служил в приходах в Бувачи, Радовици и Вельюну. Награждён Орденом Св. Саввы и Орденом Югославской короны V степени.

6 мая 1941г., в день своих именин - св. вмч. Георгия, о. Бранко был схвачен хорватскими усташами во главе с вельюнским учителем Иваном Шайфором. Вместе с протоиереем были схвачены его сын Небойша, студент медицины, священник Димитрий Скорупан, настоятель прихода из Цвиянович Брда, и ещё около 500 сербов. Все они были заперты в жандармском отделении Вельюна, где их жестоко мучили, особенно сына о. Бранко - Небойшу. Усташи требовали от протоиерея Добросавлевича, чтобы он совершил отпевание своего живого сына.

Утром 7 мая 1941г. все они были отведены в лес Кестеновац под Хорватским Благаем, где и были убиты. После освобождения, в 1946г. их останки были перенесены в Вельюн, где и были похоронены в братской могиле.

Мученик Сергий Архангельский, псаломщик

Память 24 апреля, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Московских святых.

Родился 4 сентября 1898 года в селении Погост Десятая Пятница Богородского уезда Московской губернии в семье священника Василия Архангельского.
В 1910 году окончил сельскую школу, а в 1915 году Перервинское духовное училище. В 1916 году он поступил в Московскую духовную семинарию, но окончить ее уже не успел, после революции все духовные учебные заведения были большевиками закрыты.

В 1919 году был призван в Красную армию и исполнял обязанности экспедитора.
С 1937 года в течение двух месяцев до дня ареста он служил псаломщиком в храме Рождества Богородицы в селе Саурово-Уползы Павлово-Посадского района.

- Вы лишались права голоса? - спросил его следователь.
- Да, лишался. С 1922 года по день опубликования конституции.
- Кто еще лишался избирательных прав из ваших родственников?
- Отец, Василий Дмитриевич Архангельский, как священник, Двоюродная сестра Мария Аркадьевна Зачатейская, живущая в селе Купелицы Верейского района Московской области, как жена священника.
- Дайте показания, кто из ваших родственников был репрессирован органами НКВД.
- Муж двоюродной сестры Илья Александрович Зачатейский.
- Следствие располагает материалом о том, что вы систематически ведете антисоветскую агитацию, направленную против проводимых партией и правительством мероприятий. Следствие требует от вас правдивых показаний. В чем выражалась ваша антисоветекая деятельность?
- Никакой антисоветской агитацией я не занимался и по этому вопросу показать ничего не могу.
- Следствию известно, что вы вели агитацию за крах советской власти, говорили, что скоро придут Деникин, Колчак, сметут советскую власть, и мы тогда повесим всех коммунистов. Признаете себя виновным в этом?
- В агитации за крах советской власти и повешение коммунистов виновным себя не признаю. Этого я ни с кем никогда не говорил.
- Следствию известно, что вы говорили, что советская власть задушила налогами: вы не имеете ни скота, ни земли - а налоги давай плати. Признаете себя в этом виновным?
- Между мной, Никольским, Соколовым и Померанцевым действительно был разговор о том, что я не имею скота, дома и ничего, а меня почему-то обязали мясопоставкой. Также среди нас был разговор, что сейчас арестовывают священнослужителей. Другого мы ничего не говорили.
- Вы продолжаете отрицать, не хотите давать показания, хотите скрыть от следствия свою контрреволюционную деятельность. Еще раз требуем от вас откровенных показаний.
- Никакой контрреволюционной деятельностью я не занимался и остаюсь при ранее данных мной показаниях.
- Что вы говорили и относительно ареста священнослужителей?
- Относительно ареста священнослужителей у нас был разговор со священником Соколовым и диаконом Никольским о том, что к нам приходят часто из других приходов люди, чтобы окрестить ребенка, которые говорят, что у них арестовали священника, но за что арестовали и своих мнений по этому вопросу никто не высказывал.

На этом допросы были закончены, а 29 ноября и все следствие было завершено.
3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила псаломщика к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Скончался в заключении 7 мая 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.

Мученики Евсевий, Неон, Леонтий, Лонгин и 40 иных

Евсевий, Неон, Леонтий, Лонгин и 40 иных присутствовали при страданиях великомученика Георгия (+ 303) и уверовали во Христа. Их заключили в темницу. После казни великомученика Георгия император Диоклетиан (284-305) издал указ, чтобы все узники принесли жертвы идолам. Мученики отказались. Их били железными прутьями, пока не обнажились внутренности, а затем отсекли мечом головы.

Преподобный Фома Сирийский, Христа ради юродивый

Фома был иноком одного из монастырей в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия). Он нес послушание по сбору милостыни на нужды монастыря. Когда преподобный Фома приходил в город Антиохию Сирийскую, то принимал на себя юродство.

Эконом одной из церквей Анастасий, которому надоели просьбы преподобного Фомы, ударил его по щеке. Присутствовавшие упрекали Анастасия за грубое обращение с юродивым, но преподобный Фома успокоил их, говоря: "С этого времени ни я от Анастасия ничего не приму, ни Анастасий не сможет мне ничего подать ". Эти слова оказались пророческими. На другой день Анастасий скончался, а преподобный преставился по дороге в свой монастырь в церкви святой Евфимии в пригороде Дафни. Его погребли на том месте, где хоронили странников.

Через некоторое время над гробом преподобного погребли некую странницу. Через четыре часа земля извергла гроб странницы. Ее снова погребли здесь же, но утром гроб опять оказался поверх земли. Тогда ее захоронили в другом месте.
То же повторилось и при погребении другой женщины. Все тогда поняли, что преподобный Фома не желает, чтобы над ним была погребена женщина. О случившемся сообщили Антиохийскому Патриарху Домну (546-560). По его повелению мощи преподобного Фомы были перенесены в Антиохию и поставлены в гробнице, где почивали мощи многих святых мучеников. Над этими мощами, источающими многие исцеления, построили небольшую церковь.
По молитвам преподобного Фомы в Антиохии прекратилась моровая язва. С того времени жители начали ежегодно чтить память преподобного Фомы.

Мученики Пасикрат и Валентин Доростольские

Мученики Христовы Пасикрат и Валентин происходили из Родостола, Мизийского города и, будучи воинами, состояли на службе при игемоне той страны Авсолане. В стране той было много идолопоклонников, приносивших жертвы бесам, ибо правители страны угрозою мучений принуждали людей к идолослужению. Христиане той страны, боясь мучений, бежали и скрывались. Эти же два святые мужа открыто и смело заявили себя христианами и, прославляя единого истинного Бога, проклинали бездушных идолов. За сие они были схвачены идолопоклонниками и приведены в судилище, где их принуждали возжечь курение перед идолами. Здесь стоял идол Аполлона. Святой Пасикрат, подойдя к идолу, плюнул ему в лицо и сказал:

- Такова честь подобает сему богу!

Тотчас Пасикрата связали тяжелыми цепями и бросили в темницу. Воин же Христов, этими веригами, как бы золотым царским убранством украшенный, радовался, что сподобился носить эти цепи за Христа. С ним вместе был заключен в темницу и Валентин. Вскоре их опять потребовали на суд к игемону. Когда они явились в судилище, то туда пришел также и брат Пасикрита - Папиан. Он был христианин, но из боязни мучений, принес жертву идолам. Папиан начал со слезами умолять брата, чтобы он, по примеру его самого, принес воскурение истукану, дабы, сделавшись на время как бы идолопоклонником, избавиться от лютых мучений, но Пасикрат отверг просьбу брата и назвал его недостойным считаться в его роде за то, что он отступил от веры Христовой. Сам же, подойдя к жертвеннику и, положив на огонь свою руку, сказал игемону:

- Тело смертно и, как ты сам видишь, сгорает на огне, душа же, будучи бессмертна, презирает все эти видимые муки.

Святой Валентин, допрошенный тут же игемоном, изрёк то же самое и явил свою полную готовность претерпеть все муки за Христа. Их обоих присудили к усекновению мечем. Когда слуги мучителя вели их за город на смерть, то вслед за ними шла мать Пасикрата, которая увещевала его безбоязненно идти на смерть, опасаясь за него, чтобы он не устрашился, ибо был очень юн. Святым мученикам были усекнуты главы. Святому Пасикрату было двадцать два года, а Валентину - тридцать. Мать же с радостью и веселием приняла их тела, и с честью погребла их, славя Христа Бога.

Икона Богородицы Молченская



Память 24 апреля, 18 сентября.

Явилась 18 сентября 1405 года на болоте Молче недалеко от Путивля. Первоначально находилась в Молченской Софрониевой пустыни, а в 1605 году, вероятно 24 апреля, была перенесена в Путивльский Молченский монастырь.
Пожар в монастыре уничтожил оригинал иконы, но "милостью Божией сохранился первый список Молченской иконы Божией Матери, написанный в 1724 году при игумене Моисее, который прославился многими чудесами и является чудотворным ".

В 1925 году после закрытия монастыря икона исчезла. Долгие года икону пытались разыскать, но безуспешно.

Новое обретение иконы

Версия 1

В 1960-х годах настоятелем Спасо-Преображенского собора и благочинным Путивльского и Бурынского районов назначен о. Георгий Козаченко. Между делами по благочинию, его особенно занимал вопрос розыска Молченской иконы Божией Матери. Но ни духовенство, ни миряне не знали местонахождения святыни. Отец Георгий часто возносил к Божией Матери свои молитвы, чтобы Она открыла, где находится один из ее чудотворных образов. В 1969 году к нему обратилась супруга покойного старосты Секерина, с тем, чтобы о. Георгий принял завещанную ему покойным мужем икону Пресвятой Богородицы. Но это была не Молченская икона, а Владимирская икона Божией Матери, список XIX века. После тщательного осмотра внутренней части кивота оказалось, что под Владимирским образом Богоматери хранилась чудотворная древняя икона Молченская. Вначале икона хранилась как семейная святыня дома (по вполне понятным причинам - у власти стояли коммунисты).

7 мая 1995 года икона была торжественно передана Путивльскому Молченскому монастырю. При совершении крестного хода много людей получили исцеление.

Версия 2

По другой информации, архимандрит Герман, настоятель Софрониево-Молченской пустыни, в ответ на молитву получил откровение, по которому Моченская икона была найдена в селе Угодичи у неверующей татарской семьи, где икону использовали для измельчения мела. Икона была торжественно принесена в Софрониево-Молченский монастырь.

Версия 3

"Исчезнувший " список не пропадал, он хранится Богоявленском храме с. Угодичи Ростовской области. Краевед, историк и писатель «крестьянин села Угодич » Александр Яковлевич Артынов сообщает, что граф Михаил Владимирович Толстой, автор книги "Святыни и древности Ростова Великого ", в 1866 году посетил Угодичи. Рассматривая почитаемый Молченский образ, он сказал, что по древности и характеру письма угодичская икона вполне может быть той самой иконой из Путивля.

Тропарь
глас 4
Днесь светло красуется славный град Москва/ и в Путивле ликование велие,/ яко чествуют, Богомати, дивную икону Твою,// медом благодати всех напояющую.

Кондак

Притецем людие,/ к Владычице нашей Деве Богородице,/ икону бо Свою Молченскую нам даровала,/ токи исцелений источающую,/ всякую помощь в душевных и телесных недугах подающую// и к жизни вечной приводящую.

Величание

Величаем Тя,/ Пресвятая Мати Христа Бога нашего,/ от блата Молче иконою Своeю возсиявшая/ и люди, чтущия oбраз Твой святый// от бед избавляющая.

1 АВГУСТА - ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА, САРОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА (1903). РАДОСТЬ НАША БАТЮШКА СЕРАФИМ Пастыри о том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение Сегодня Русская Православная Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Чудотворец Серафим всех встречал возгласом "Радость моя! Христос воскресе!" Рядом с батюшкой оттаивали сердца, зарождалась вера в Живого Бога, приходило покаяние. О том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение, корреспонденту портала Православие.Ru рассказали священники Димитрий Шишкин и Николай Булгаков. «Если мы не имеем полной любви, будем делать дела любви» Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия): - Когда мы говорим о христианском отношении к ближнему, надо помнить о том, что ласковость может легко перейти в ласкательство и человекоугодие. Чрезмерной лаской и «снисхождением» можно ведь и погубить человека. Особенно это видно в наше время, когда именно «человеколюбием» оправдывают крайнее снисхождение к человеческим страстям и порокам. Святые отцы всегда отличали отношение к самому человеку, как бы низко он не пал, от отношения к духам тьмы, к страстям, которые тем или иным человеком обладают. Нам не хватает тех, кто, утешая нас, не льстил бы нашему самолюбию и эгоизму Ласковое отношение Божия угодника преподобного Серафима - особого свойства: оно проистекает из глубины боголюбивого сердца. И это боголюбие, выстраданное и обретённое как бесценный дар, позволяет по-настоящему любить человека именно в осознании его действительного призвания. Любовь и ласка преподобного Серафима обымают всего человека, содействуя не одному лишь его душевному и телесному спокойствию, но более всего – спасению в вечности. Как же нам не хватает таких людей, которые, утешая и вдохновляя нас на духовную жизнь, в то же время не льстили бы нашему самолюбию и эгоизму. И именно таков преподобный Серафим! Ласка его, крайне сердечное тепло и любовь распространялись, как правило, на тех, чья душа была умягчена покаянием или хотя бы склонностью к нему. Именно к покаянию и побуждает в ещё большей степени истинная любовь и духовная ласка. Но если преподобному встречался надменный и гордый человек, закосневший в грехах и не желавший меняться, мы видим совсем другие примеры - немалой суровости и даже обличительной жесткости. Впрочем, и эта жесткость исполнена на самом деле любви и крайней тревоги за вечную будущность человека, за его спасение. Нам, конечно, нужно иметь друг к другу не только внешне доброе и ласковое обращение, но и, главным образом, истинное и нелицемерное братолюбие. Это заповедовал нам Сам Господь, об этом говорили неоднократно святые апостолы. Но и братолюбие не обретается сразу. Оно по крупицам подается Господом по мере того, как мы сами ищем любовь, учимся её стяжать. Потому и говорит Господь: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7). Не говорит «попросите», но «просите», то есть в своём благом желании, в душеполезной просьбе нужно проявлять настойчивость и терпение, простирающиеся даже до последнего мгновения земной жизни. Так уж устроена духовная жизнь – ни на чём здесь нельзя останавливаться окончательно, ничто нельзя считать делом решенным. Во всём требуется крайнее трезвение и внимание. И в деле стяжания любви – тоже. Но даже если мы не имеем той самой сердечной и полной любви, от которой проистекает действительно духовное и ласковое обращение с ближними – будем, по крайней мере, делать дела любви. Уже одними добрыми поступками, совершаемыми ради Христа, будем стараться угождать Богу. И Господь, видя нашу нужду, нашу сердечную просьбу, видя наше постоянство в доброделании – непременно подаст нам духовную любовь к Нему и ближним, а это - самое великое сокровище христианина! Вот в этом постоянстве, в этом повседневном и тщательном исполнении Заповедей Христовых, в сокрушенной и внимательной молитве, и заключён, вероятно, главный «рецепт» стяжания любви от преподобного Серафима. *** «Вера делает добрым отношение к любому человеку» Священник Николай Булгаков Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери в поселке Кратово, Подмосковье: - «Радость моя!» - так ласково встречал преподобный Серафим Саровский всех, кто к нему приходил. Ласковость нужна, конечно, и нам. Мы все любим, когда с нами ласково обращаются. «Бей всех лаской и любовью», - такой совет давал своим сестрам младший современник преподобного Серафима Николай Васильевич Гоголь. Но откуда ее взять, эту ласковость? Она же должна быть искренней. Ласковым не очень-то притворишься. Если постараешься нарочно говорить «Радость моя!», а в твоих словах будет холод, толку не будет. Главное - не то, что снаружи, а то, что внутри. На внешнем далеко не проедешь. Как же это у преподобного Серафима получалось? Как получалось говорить благоуветливым голосом со всеми - хотя, вероятно, посещали его и те, что говорили с ним не благоуветливо. И ведь приходившие к нему были грешниками! Батюшка Серафим всё про них знал - больше, чем даже они сами про себя. Господь ему открывал. Почему же они были для него радостью? Чем же они его радовали? А тем, что они - люди. Что они живут на свете. Что их Бог создал. Что Он их любит, промышляет о них, терпит, прощает, заботится: присылает к Своему угоднику за советом, а тому дает мысль благую - которая будет им полезна. Им станет легче жить, радостнее…



mob_info