Дипломная работа: Уголовно-правовая охрана государственной тайны. Преступления, посягающие на внешнюю безопасность Во-вторых, остается высокий активность и изощренность спецслужб иностранных государств по добыче информации и прежде всего сведений, составл

Арабенко Виктор Анатольевич

соискатель кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России

(тел.: 88612583563)

Основные направления предупреждения преступлений связанных с разглашением государственной тайны и утратой документов, содержащих

государственную тайну

Аннотация

Автор утверждает, что не маловажную роль в деле предупреждения преступности вообще и преступлений, связанных с нарушением порядка обращения государственной тайны, играют воспитательные меры, направленные на поднятие общего уровня нравственного развития, уважительного отношения к общепринятым нормам морали, образовательного уровня.

An author asserts that not unimportant role on business of prevention of crime in general and crimes, related to disturbing appeal of state secret, educate measures, directed on raising of general level of moral development, play, valid attitude toward the generally accepted norms of moral, educational level.

Ключевые слова: Государственная тайна, утрата документов, предупреждение преступности, воспитание, общесоциальные меры.

Key words: State secret, loss of documents, prevention of crime, education, main social measures.

Предупреждение преступности, в том числе и преступлений, посягающих на установленный порядок обращения и хранения государственной тайны, представляет собой многоуровневую систему мер и осуществляющих их субъектов, и направлено на:

1. Выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин преступности в целом, отдельных ее видов, а также условий, которые способствуют совершению преступлений;

2. Выявление и устранение ситуаций на определенных территориях, в определенной среде, учреждении и т.д., которые непосредственно влияют (провоцируют) совершение тех или иных видов преступлений;

3. Выявление в структуре населения групп повышенного криминального риска и снижение этого риска;

4. Выявление лиц, поведение которых дает основания полагать, что они реально могут совершить преступление с целью оказания на них

сдерживающего и корректирующего воздействия, а в случае необходимости - и на их ближайшее окружение.

Предупредительная (профилактическая) работа должна быть направлена на причины и условия, генерирующие данную категорию преступлений.

Предупреждение преступности

подразделяется на общесоциальное, которое осуществляется всей совокупностью мероприятий, направленных на прогрессивное экономическое, политическое, духовное, нравственное развитие общества, и специальное (криминологическое), которое непосредственно направлено на предупреждение преступности в целом и отдельных ее видов, осуществляемое специальными средствами профилактики и специальными субъектами, основной задачей которых является борьба с преступностью.

Эффективное предупреждение преступности, в том числе и в сфере обращения государственной тайны, возможно только при использовании в совокупности общесоциальных и специально криминологических мер.

Так, к числу мер общесоциального характера, воздействующих как на преступность в целом, так и на изучаемые виды преступлений относятся: устранение деформаций в структуре российской экономики, поддержка различных отраслей хозяйства и т.д. Для реализации данных мер необходимы: стимулирование капитальных вложений, внедрение современных технологий производства, разработка целевых программ, направленных на экономию природных ресурсов, подъем экономики экономически слаборазвитых регионов.

Сохранение и создание новых рабочих мест, постепенное сокращение безработицы, обеспечение рабочими местами выпускников образовательных учреждений и расширение возможностей трудоустройства выпускников обеспечит сокращение так называемой "вынужденной" преступности, мотивация которой связана с удовлетворением элементарных жизненных потребностей; снижение бытовой преступности, мотивационно обусловленной настроениями безнадежности; ограничение преступных форм социального протеста (массовые беспорядки и т.д.) .

К числу общесоциальных мер относятся также и такие, которые направлены на наведение порядка в регулировании и пользовании государственной и муниципальной собственностью, государственный контроль за распределением денежных средств.

Немаловажную роль в деле предупреждения преступности вообще и преступлений, связанных с нарушением порядка обращения государственной тайны, играют воспитательные меры, направленные на поднятие общего уровня нравственного развития, уважительного отношения к общепринятым нормам морали, образовательного уровня. Исследования криминологов уже на протяжении многих лет свидетельствуют о том, что большинство преступлений совершаемых как на территории России, так и на территории зарубежных государств совершается лицами с низким уровнем культуры и образования (за исключением лишь отдельных категорий преступлений, например, должностных).

На снижение образовательного и культурного уровня огромное влияние оказывает негативное информационно-идеологическое воздействие на личность извне. Хорошо поставленное воспитание позволит противостоять этому негативному влиянию, значительно снизить восприимчивость отдельной категории граждан к отрицательному информационному потоку.

Перестройка и переход к рыночным

отношениям своими неожиданными глобальными проблемами заслонили воспитательно-идеологическую работу. Система правового всеобуча, создававшаяся в 70-е и начале 80-х гг. с таким трудом и затратами, была разрушена, как разрушено и многое другое, что представляется нам ценным в прошлом опыте борьбы с преступностью .

В ответах на вопрос о недостатках воспитания оперативные и следственные работники в анкетах указывают: "слабо поставлена работа по воспитанию патриотизма, особенно среди молодежи", "нет в воспитательной работе индивидуального подхода", "слаба воспитательная работа средств массовой информации", "низок уровень профессиональной подготовки тех, кто должен заниматься воспитательной работой" и т. п.

Обеспечение возможности реализации гражданами и их объединениями политических и личных прав, свобод, законных интересов также необходимо для создания и поддержания в обществе атмосферы стабильности и гражданской активности, способствует законопослушному поведению и поддержанию правопорядка.

Таким образом предупреждение преступности, в том числе и в сфере обращения и хранения государственной тайны, общесоциальными средствами предполагает борьбу с ней на общегосударственном уровне и означает проведение широкого комплекса мер, направленных на выход России из тяжелого экономического, политического, социального и духовно-нравственного кризиса, в котором она находится на протяжении уже нескольких десятилетий. И хотя перечисленные выше меры не направлены непосредственно на предупреждение разглашения сведений, составляющих государственную тайну и утраты документов, содержащих государственную тайну, но, тем не менее, через воздействие на все сферы жизнедеятельности, оздоравливая их, они позволяют решить главную задачу, которая под силу только обществу и государству в целом - снижение уровня преступности.

Именно сбалансированное развитие экономики, укрепление государственных институтов власти, поворот к решению назревших социальных проблем, большее внимание к воспитанию подрастающего поколения, формирование продуманной государственной идеологии являются путями борьбы с преступностью, включая государственную, в масштабе страны .

Эффективная борьба с преступлениями,

ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2009 № 4(26)

посягающими на установленный порядок обращения и хранения государственной тайны, наряду с общесоциальными мерами, возможна только через совокупность специальных средств, направленных на упреждение государственной преступности, так как изучаемые преступления входят в состав государственной преступности.

Только в совокупности общие и специальные средства предупреждения обеспечат решение задачи общего предупреждения и борьбы с отдельными видами преступлений, так как ликвидация преступности не под силу только правоохранительным органам, поскольку решение этой сложнейшей задачи невозможно без коренных преобразований в обществе.

Литература

1. Криминология: Учебник /Под ред. В.Н. Кудрявцев и В.Е. Эминова. М.: Юрист, 2002.

2. Сухарев А. Я. Феномен российской преступности и переходный период: тенденции, пути и средства противодействия. Дис. д.ю.н. М.: 1986.

3. Криминология. Учебник для юридических вузов /Под общ. Ред. А. И. Долговой. М.: 1999.

4. Дьяков С. В. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность. М.: Изд-во НОРМА, 1999.

Новая редакция Ст. 284 УК РФ

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 284 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства являются общественные отношения в сфере сохранения и защиты государственной тайны.

2. Объективная сторона состава преступления характеризуется тремя признаками: а) деянием (действием или бездействием), связанным с нарушением конкретных правил обращения с предметами и документами, составляющими государственную тайну; б) последствием (утратой указанных предметов и документов и наступлением тяжких последствий); в) наличием причинной связи между указанным деянием и последствиями.

3. Документ - это текстовые и иные графические материалы официального характера, т.е. облеченные в установленную форму, имеющие регистрационный номер, гриф секретности, особый порядок составления, хранения, выдачи и уничтожения. Предмет - все остальные носители, сведения о которых содержат государственную тайну. К ним могут быть отнесены сырье, оборудование, материалы и изделия, энергоносители, видео-, аудиоматериалы и т.п. Как и документы, такие предметы имеют особый порядок создания, регистрации, хранения и уничтожения.

4. Под утратой документов и предметов следует понимать их противоправный выход из владения ответственного лица, в результате которого наступили тяжкие последствия. Уничтожение предметов и документов, составляющих государственную тайну, не образует утраты, поскольку в этом случае исключается возможность ознакомления с ними посторонних лиц.

Вышедшим из владения признается документ или предмет в случае, когда он отсутствует в месте его постоянного хранения, у ответственного лица и нет сведений о его передаче другому лицу или уничтожении.

5. Правила обращения с указанными предметами и документами регулируются ФЗ (например, Законом РФ "О государственной тайне"), а также иными нормативными актами.

5.1. Нарушение правил обращения означает отступление от правил обращения с содержащими государственную тайну документами и предметами или их полное игнорирование. Для наступления УО необходимо установить, какие конкретно правила обращения и какие конкретно пункты правил нарушены виновным (например, работа с секретными документами не в установленном месте, нарушение правил их передачи и т.п.).

6. Наличие причинной связи между нарушением правил обращения, с одной стороны, и утратой предметов и документов, повлекшей тяжкие последствия, - с другой, заключается в прямой зависимости между фактом нарушения правил и фактами выхода предмета или документа из владения данного лица и наступлением указанных последствий. В противном случае состав преступления отсутствует.

6.1. Не всякое нарушение правил обращения с секретными документами и предметами является причиной их последующего выхода из владения (например, неопечатывание сейфа, из которого в последующем произошло хищение секретных документов, не находится в связи с хищением, так как не могло его предотвратить).

7. Тяжкие последствия - оценочное понятие (см. коммент. к ст. 283).

8. Субъективная сторона состава преступления определяется неосторожной виной. Лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение (совершение преступления по легкомыслию) или лицо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло эти последствия предвидеть (преступная небрежность).

9. Субъект преступного посягательства специальный - лицо, имеющее допуск к государственной тайне, т.е. ответственное за сохранность предмета (документа), либо допущенное к государственной тайне лицо, которому данный предмет или документ был передан по службе или работе.

10. Преступление относится к категории средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 284 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются: а) документы, содержащие государственную тайну; б) предметы, сведения о которых составляют государственную тайну (например, опытные и серийные образцы продукции).

2. Объективная сторона преступления характеризуется нарушением правил обращения с указанными предметами (может иметь форму действия или бездействия, например вынос секретных документов из кабинета, неопломбирование сейфа, работа с секретными предметами на дому) и общественно опасными последствиями сложной природы, вытекающими одно из другого: а) утратой соответствующих предметов и б) наступлением тяжких последствий.

3. Правила обращения с секретными предметами и документами устанавливаются значительным числом ведомственных и локальных правовых актов. Обвинение должно содержать указания на конкретные правила, нарушенные виновным, и форму допущенного нарушения.

В теории уголовного права объективная сторона преступления рассматривается двояко: как динамическое и как статическое явление. В первом случае под данным элементом состава преступления принято считать процесс общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые законом интересы, воспринимаемый с его внешней стороны, с точки зрения последовательного развития тех событий и явлений, которые начинаются с преступного действия (бездействия) лица и заканчиваются наступлением преступного результатаАлихаджиева И.С., Даурова Т.Г., Лиценбергер О.А. Уголовное право: история и современность. Вопросы общей части: Учебное пособие / Под ред. Т.Г. Дауровой. Саратов, 2010.. Во втором случае под объективной стороной преступления понимается совокупность признаков, характеризующих внешний акт конкретного общественно опасного посягательства на охраняемый объект. Этот подход в уголовном праве является преобладающим. Комиссаров А.Н. Уголовный закон / Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник /Под ред. Б.В. Здравомыслова. М., 2009.

Рассматриваемый элемент состава преступления в литературе называют по-разному: как объективная сторона состава преступления и как объективная сторона преступления. Между ними нет особых различий, они выступают однопорядковыми явлениями. Однако надо иметь в виду, что объективная сторона преступления более широкое понятие, чем «объективная сторона состава преступления», так как включает такие признаки, которые не охватываются составом преступления (например, особенности совершения конкретного преступления, которые должны быть установлены и оценены в процессе следствия и судебного рассмотрения дела).

Выделение объективной стороны в качестве самостоятельного элемента состава преступления носит условный характер: преступление как акт поведения человека, посягающего на охраняемые законом общественные отношения, представляет собой неразрывное единство объективных и субъективных признаков. Во многих случаях по характеристике объективной стороны приходят к выводу о содержании субъективной стороны преступления. Вместе с тем их раздельный анализ имеет важное теоретическое и практическое значение, в частности для определения наличия оснований уголовной ответственности и квалификации содеянного. Кроме того, это еще раз позволяет подчеркнуть, что только деяние, а не мысли, высказывания, идеи, личные свойства человека и т.п. лежат в основании уголовной ответственности.

Поэтому необходимо указать, что объективная сторона преступления предусмотренная статьей 284 уголовного кодекса включает три элемента:

§ нарушение установленных правил обращения с документами или предметами;

§ их утрату и наступление тяжких последствий;

§ причинную связь между ними.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. - 9-е изд., перераб. и доп. М., Юрайт, 2010.

Непосредственный объект - общественные отношения, характеризующие установленные правила обращения с документами, содержащими государственную тайну, и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, в целях обеспечения безопасности Российской Федерации. Предметом преступления являются:

§ документы, содержащие государственную тайну;

§ предметы, сведения о которых составляют государственную тайну. Томина В.Т. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова). - 6-е изд., перераб. и доп. М.,Юрайт-Издат, 2010.

К документам, содержащим государственную тайну, относятся носители соответствующей информации (текстовые, графические, электронные и др.); к предметам, сведения о которых составляют государственную тайну, - различные изделия, материалы (например, отдельные экземпляры оборудования и аппаратуры).

Правила обращения могут быть нарушены путем действия или бездействия (неправильное хранение, использование, перевозка, пересылка и т.д.). Общие правила обращения со сведениями, составляющими государственную тайну, содержатся в Законе о государственной тайне, который определяет порядок передачи этих сведений в различных ситуациях: органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям, в связи с выполнением совместных и других работ, другим государствам. Правила могут конкретизироваться в приказах, инструкциях и других нормативных актах общего, ведомственного и локального значения, издаваемых с учетом особенностей работы в той или иной отрасли, организации и т.д. Как показывают материалы практики, нарушения чаще всего связаны с тем, что лицо работает с документами в неустановленном для этого месте, в ненадлежащее время, не соблюдает правила и порядок их хранения, пересылки, передачи из рук в руки, уничтожения, ознакомления с ними других лиц и т.п.

Состав преступления, предусмотренного ст. 284, материальный, его конструктивными признаками являются утрата документа или предмета и наступление тяжких последствий. Под утратой понимается выход документа (предмета) из владения лица или организации, у которых он должен находиться, что чаще всего происходит при утере или хищении. В результате утраты появляется возможность использования предмета (документа) посторонними лицами. Поэтому данного состава не будет, если документ (предмет) оказался уничтоженным и ознакомиться с ним нельзя - в подобных случаях речь может идти о других деяниях, например халатности, уничтожении имущества по неосторожности и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). В 2 томах. Том 2/под редакцие заслуженного юриста РФ, доктора юридических наук, профессора А.В. Бриллиантова. ПРОСПЕКТ. 2014Понятие тяжких последствий не отличается от аналогичного в составе разглашения государственной тайны. Тяжкими последствиями при разглашении признаются: переход сведений в руки иностранных разведок, срыв вследствие разглашения сведений важных государственных мероприятий, замораживание перспективных научных исследований, причинение крупного экономического ущерба и т.п. При их отсутствии наступает не уголовная, а иная (например, дисциплинарная) ответственность.

Диспозиция уголовно-правовой нормы, закрепленной в комментируемой статье, является бланкетной. Содержание правил обращения с секретными документами и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, регламентируется Законом РФ "О государственной тайне", Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне другими нормативными правовыми актами. По каждому уголовному делу необходимо установить, какие конкретно правила были нарушены и в чем выражалось это нарушение. Деяние может быть совершено как путем действия, так и бездействия.

Субъективная сторона утраты документов, содержащих государственную тайну, характеризуется только неосторожностью. Вместе с тем по отношению к факту нарушения правил обращения с документами вина может быть в форме и умысла, и неосторожности. По отношению же к наступившим последствиям вина может быть только неосторожной (в виде легкомыслия или небрежности).Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник (2-е издание, исправленное и дополненное)/Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева), М., КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2012.

При легкомыслии виновный предвидит возможность утраты соответствующих документов или предметов в результате нарушения правил обращения с ними и наступления вследствие этого тяжких последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий. Субъект сознательно нарушает правила хранения документа или предмета и полагает, что это не повлечет утраты такового.

В случае небрежности лицо не предвидит возможности утраты указанных документов и предметов и наступления тяжких последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло это предвидеть. Преступная небрежность будет иметь место в случаях, если правила нарушены, например, по забывчивости или рассеянности.

Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста и имеющее допуск к государственной тайне.Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 21.12.2013) "О государственной тайне" Допуск предполагает специально оформленное право гражданина на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. К числу субъектов преступления относятся также лица, которым тайна специально не доверена, но может быть известна по роду деятельности, в силу специфики службы или работы (охранники, курьеры, водители, обслуживающий персонал закрытых учреждений). Расследование уголовных дел по утрате вызывает значительные трудности по двум причинам:

§ наличие факта утраты требует фактического наступления тяжких последствий, доказать которые во временном плане проблематично;

§ наличие обязательного допуска у субъекта связано с реальными ситуациями, когда определенная категория граждан допуск не имеет, а фактический допуск к таким сведениям налицо либо форма допуска не соответствует грифу секретности документов и материалов.

Подобные вопросы, очевидно, потребуют своего решения на законодательном уровне, вплоть до изменения содержания статьи в УК.

Подводя итог можно сказать, что преступление предусмотренное статьей 284 уголовного кодекса является преступлением средней тяжести. Виновным признается лицо, имеющее доступ к государственной тайне, допустившее пропажу документов содержащих государственную тайну, путем нарушения установленных правил обращения с такими документами, без прямого умысла, повлекшее тяжкие последствия.

(ст.284 УК)

Статья 284 УК предусматривает ответственность за нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документам, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий.

Непосредственный объект рассматриваемого преступления совпадает с объектом разглашения государственной тайны - сохранность государственной тайны, которая обеспечивается установленным порядком ее хранения, и его нарушение может причинить ущерб государственной безопасности России как суверенному государству.

Предметом преступления могут быть документы, содержащие государственную тайну, и предметы, сведения о которых составляют государственную тайну.

Предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, являются различные изделия, образцы, модели и материалы, например, отдельные экземпляры или модели техники, приборов, вооружения.



Объективная сторона преступления складывается из совокупности трех признаков:

а) деяний, связанных с нарушением установленных правил обращения с документами (предметами);

б) утраты документа, вследствие чего наступили тяжкие последствия;

в) причиной связи между деяниями и наступившими последствиями.

Правила обращения с указанными документами и предметами регулируются Законом РФ «О государственной тайне» 1993 г., а также другими нормативными актами (инструкциями, положениями, наставлениями).

Установление правила обращения с документами, содержащим государственную тайну, и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, могут быть нарушены как путем действия, так и путем бездействия.

Нарушение правил может заключаться в составлении документа, прибора или иного предмета, составляющего государственную тайну, в ненадлежащем месте, откуда он пропал, был похищен, изъят по ошибке и т.п., неопечатывание сейфа, нарушение правил передачи его другим лицам, документ может быть потерян, когда владелец взял его с собой с нарушением правил хранения и т.п.

Нарушение установленных правил обращения с документами (предметами), содержащими государственную тайну, влечет их утрату, т.е. выход из владения лица, имеющего к ним доступ, в результате чего они стали или могли стать достоянием посторонних лиц.

Способы утраты документов (предметов), содержащих государственную тайну, значения для квалификации не имеет. Однако уголовная ответственность наступает только в том случае, если утрата повлекла за собой тяжкие последствия.

По сути дела, речь идет о двояких последствиях, последствиях двух видов, второе из которых вытекает из первого. Первичным последствием, прямо вытекающим из нарушения правил обращения с указанными в законе документами и предметами, являются их утрата. Вторым последствием, производным от первого, является причинение тяжких последствий как результат утраты документов или предметов либо как результат их попадания в руки посторонних лиц или возможность такого попадания.

Если тяжкие последствия при утрате не наступили, то состав преступления отсутствует. Виновный должен нести административную или дисциплинарную ответственность. Уничтожение документов или предметов, составляющих государственную тайну, утраты не образуют, т.к. это исключает возможность ознакомления с ними посторонних лиц.

Понятие тяжких последствий аналогично тому, которое указывалось при рассмотрении разглашения государственной тайны (ч.2 ст.283 УК РФ).

Между нарушением установленных правил обращения с названными в диспозиции статьи документами и предметами и рассмотренными последствиями должна быть установлена причинная связь. Если документ хотя и утрачен, но факт его выхода из владения не находится в причинной связи с имевшим место нарушением правил обращения с ним, то состав преступления отсутствует.

С субъективной стороны нарушение правил обращения с документами (предметами), составляющими государственную тайну, может быть умышленным или неосторожным. По отношению же к последствиям вина может быть только неосторожной (по легкомыслию или небрежности).

Нарушая установленные правила обращения с соответствующими документами и предметами, виновный предвидит возможность их утраты и причинения тяжких последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий (легкомыслие) либо не предвидит возможности наступления указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности он мог и должен был предвидеть эти последствия (небрежность).

Субъект преступления - специальный. Им может быть только достигшее 16-летнего возраста лицо, имеющее надлежаще оформленный допуск к государственной тайне, которому документы, содержащие государственную тайну, либо предметы, сведения о которых составляют государственную тайну, были доверены или к которым это лицо имеет доступ по службе или работе.

Разглашение государственной тайны. Утрата документов, содержащих государственную тайну.

Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ).

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, характеризующие порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну (их отнесение к государственной тайне, засекречивание и рассекречивание, защита, правила допуска лиц к государственной тайне), в интересах обеспечения безопасности РФ.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.

С объективной стороны преступление состоит в таком разглашении сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали известны другим лицам.

Разглашением означает предание огласке или распространение данных сведений с нарушением установленного порядка. Само разглашение может иметь форму как активных действий (сообщение в доверительной беседе; демонстрирование документов, схем, устройств и т. п.; открытый доклад или лекция; публикация в или печатных изданиях и др.), так и бездействия (непринятие мер для засекречивания перевозки соответствующих материалов; допущение посторонних к ознакомлению с секретными сведениями и т. д.). Способ разглашения может быть любым: устно, письменно, с использованием средств массовой информации и т. д.

Состав разглашения сконструирован как формальный: преступление окончено с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали известны постороннему лицу; причинения вреда интересам государства не требуется.


Субъективная сторона разглашения государственной тайны характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Субъект анализируемого преступления специальный — физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе.

Если разглашение сведений, составляющих государственную тайну, совершают иные лица, не отвечающие требованиям специального субъекта, они в зависимости от ситуации могут нести ответственность за соучастие в преступлении, предусмотренном ст. 283 УК РФ.

Законом предусмотрен квалифицированный состав разглашения государственной тайны — разглашение, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК РФ). Указанный признак относится к числу оценочных. Его содержание подлежит установлению в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела: содержание сведений, их значимость, характеристика и т. д. В качестве тяжких последствий можно рассматривать срыв государственных мероприятий, необходимость передислокации режимного объекта, провал агентурной разведывательной сети и т. д.

С субъективной стороны преступление в квалифицированном составе разглашения государственной тайны характеризуется либо в целом неосторожностью, либо как преступление с двумя формами вины. Такой подход обусловлен признанием возможности выполнения основного состава преступления как умышленно, так и по неосторожности. Две формы вины в квалифицированном составе преступления будут иметь место только в том случае, если основной состав выполнен умышленно; если же основной состав преступления выполняется по неосторожности, то и квалифицированный состав требует неосторожной формы вины.

Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ).

Непосредственный объект — общественные отношения, характеризующие установленные правила обращения с документами, содержащими государственную тайну, и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, в целях обеспечения безопасности Российской Федерации.

Предметом преступления являются: а) документы, содержащие государственную тайну; б) предметы, сведения о которых составляют государственную тайну. К документам, содержащим государственную тайну, относятся носители соответствующей информации (текстовые, графические, электронные и др.); к предметам, сведения о которых составляют государственную тайну, — различные изделия, материалы (например, отдельные экземпляры оборудования и аппаратуры).

Объективную сторону преступления характеризуют такие действия, как нарушение правил обращения с документами. Обязательным признаком объективной стороны являются последствия в виде утраты документа и наступления тяжких последствий, а также причинная связь между нарушением правил обращения с документами или предметами и утратой документов или предметов и тяжкими последствиями.

Под утратой следует понимать выход документа или предмета из владения данного лица помимо воли этого лица, но в результате нарушения им установленных правил обращения с документами или предметами.

Если утрата не повлекла тяжких последствий, состава данного преступления не будет.

Преступление считается оконченным с момента утраты документа и наступления тяжких последствий.

Субъективная сторона утраты документов, содержащих государственную тайну, характеризуется неосторожной формой вины. При совершении преступления по легкомыслию виновный, нарушая правила обращения с документами, содержащими государственную тайну, предвидит возможность их утраты и наступления тяжких последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При совершении преступления по небрежности виновный не предвидит возможности утраты документов, хотя должен был и мог ее предвидеть.

Субъект преступления специальный: лицо, достигшее возраста 16 лет, имеющее доступ к государственной тайне. В Законе РФ «О государственной тайне» выделяются: а) доступ к государственной тайне — процедура оформления на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений; б) доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

Таким образом, ответственность несет лицо, имеющее надлежащим образом оформленный допуск к государственной тайне, которому документы, содержащие государственную тайну, или предметы, сведения о которых составляют государственную тайну, были доверены или стали известны по службе или работе.



mob_info