Поурочное планирование. Что такое конспект и как его писать Готовые планы конспекты по биологии беларусь

Данный урок поможет организовать работу учащихся по ознакомлению с наукой зоологией и предметом её изучения. В ходе урока, выполняя разнообразные задания, учащиеся установят черты различия растений и животных, вспомнят четыре среды жизни живых организмов, в том числе и животных, группы экологических факторов, понятие «биоценоз» и типы взаимоотношений между животными. Урок сопровождается яркой презентацией. Работа добавлена на конкурс «Моя презентация к уроку».

Разработка содержит конспект урока, презентацию и видеоролик. Это второй урок по теме "Строение клетки", на предыдущем изучались все органоиды, кроме ядра.

Большая часть урока посвящена закреплению и проверке знаний о строении и функциях органоидов клетки, чему поможет презентация с настройками на появление подписей к рисункам; меньшая - изучению строения и функций ядра с помощью просмотра видеоролика и выполнения самостоятельных заданий в тетради.

Урок построен по программе Н.И. Сонина, материал общей биологии 10 класса, базовый уровень, но вполне может использоваться и в 9 классе по концентрической программе того же автора либо других авторов. На уроке используется разнообразная самостоятельная, парная и групповая работа учащихся.

Целевая аудитория: для 10 класса

Данная презентация может использоваться на уроке биологии в 5 классе по теме: Экологические факторы среды. Цель урока: выяснить, что такое экологические факторы среды, какое влияние они оказывают на живые организмы. Урок по линии И.Н. Пономарёвой "Алгоритм успеха"

Методическая разработка урока "Человек в живой природе" для 11 класса. Урок открытия нового знания. Содержит задания доказательства принадлежности человека к миру животных. Включает этап рефлексии и домашнее задание по выбору.

Целевая аудитория: для 11 класса

Урок биологии в 5 классе разработан по УМК И.Н.Пономаревой, но может быть использован к учебникам других авторов. Урок направлен на формирование УУД на основе учебных задач по Дане Толлингеровой. Урок включает технологическую карту, презентацию и приложения, таблицы учебных задач по Д.Толлингеровой, дополненные формируемыми УУД.

Целевая аудитория: для 5 класса

Конспект и презентация к уроку по биологии "

Задачи урока:

Сформировать знания о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК).

Сформировать представление о том, что клетка - главный структурный и функциональный элемент организма.

УМК: Д.В. Колесов. Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 кл. - Учебник / М: «Дрофа», 2016 г.

Целевая аудитория: для 8 класса

Данный урок является вводным уроком биологии в 6 классе. Материал урока позволяет сформировать представление о ботанике, как науке о растениях, развить представление о многообразии растительного мира, о значении растений в природе и жизни человека, углубить знания о признаках и органах растений. Урок сопровождается красочной презентацией.

Целевая аудитория: для 6 класса

Разработка урока по биологии: "Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных". 7 класс.

УМК: Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014.

Цель урока:Сформировать знания учащихся об ареалах обитания, миграциях;

  • Познакомить с закономерностями размещения животных в ареале, вызванными сменой мест обитания и изменениями условий среды;
  • Показать, что размещение животных несёт приспособительный характер и является результатом эволюции;
  • Сформировать умения проводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая), составлять и озвучивать схемы (виды миграции).

Целевая аудитория: для 7 класса

Урок по биологии в профильном 11 классе «Решение генетических задач».

Вид урока: урок - практикум.

Методы: репродуктивные, частично- поисковые.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма организации деятельности учащихся - групповая.

Цель урока: обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению генетических задач разных типов, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач, продолжать учиться работать в группах.

Целевая аудитория: для учителя

Ориентируясь на календарно – тематическое планирование по биологии на 2013\2014 учебный год в изучении тем раздела «Общий обзор организма человека» предполагает познакомить учащихся с организацией клетки человека, её строением и химическим составом; изучить свойства клетки, далее расширяя знания, познакомить с тканями организма человека (эпителиальной, внутренней среды, мышечной, нервной), выполнить практическую работу «Строение тканей человеческого организма», ознакомить с особенностями строения организма человека, системами органов и их функциями.

Наш организм состоит из большого количества различных по форме, размеров и функций клеток. Похожие по строению, функциях и происхождению клетки формируют ткани. Из тканей формируются органы – анатомически отделенные части организма. Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов. Существуют и функционируют они совместно, а не по отдельности, т.е. органы, которые совместно обеспечивают выполнение одной или нескольких функций, объединяются системы органов, которые обеспечивают жизнедеятельность организма в целом.

При рассмотрении строения систем органов в организме человека учителю рекомендуется проводить чёткое объяснение специфических особенностей каждой системы органов, так как при самостоятельном изучении темы у учащихся может возникнуть ряд трудностей.

  1. Основные знания и умения, формируемые в данной теме.

Расширить знания учащихся об общем строении организма человека, о клетках, тканях и органов;

Отработать навыки узнавать ткани по фотографиям, рисунках; системы органов па муляжах, плакатах;

Развивать умения составлять схемы, работать с дополнительной литературой.

Учащиеся должны знать

Что представляет собой клетка организма человека, её химический состав и свойства;

Что представляют собой ткани организма человека, на какие основные типы делятся;

Какие системы органов существуют в организме человека и особенности их строения.

Учащиеся должны уметь

Характеризовать клетку как структурно – функциональную единицу жизни;

Распознавать основные виды тканей;

Называть органы и системы органов организма человека;

3. Расширенный план – конспект и презентация темы «Общий обзор строения организма человека» Тема урока: Органы, системы органов.

Цель учителя: ознакомить учащихся с организмом человека, системой органов; отработать терминологию темы.

Цель для учащихся: изучить особенности строения организма человека, системам органов и их функций.

Задачи урока:

Образовательные

1. Сформировать знания об органах организма человека, об особенностях строения систем органов и выполняемых ими функций, топографии внутренних органов в каждой системе.

2. Ознакомить со строением организма человека.

Развивающие

    Формировать умение применять полученную информацию, сравнивать, делать выводы.

    Развивать мышление посредством ответов на проблемные вопросы.

    Развивать интеллектуальные способности, навыки познавательной самостоятельной активности.

Воспитательные

    Воспитывать интерес к изучению организма человека.

    Формировать научное мировоззрение.

    Воспитывать дисциплинированность.

Методы обучения:

Словесный: объяснительная беседа, рассказ;

Наглядно – образный;

Самостоятельная работа, работа в парах.

Средства:

- предметные: таблицы с изображением внутренних органов, систем органов;

- практические: выполнение самостоятельной работы, работы в парах

- интеллектуальные: сравнение, сопоставление

- эмоциональные: интерес

Оборудование: таблицы с изображением внутренних органов, систем органов, секундомер.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока:

    Организационный момент

    Актуализация знаний, проверка домашнего задания

    Постановка целей и задач

    Изучение нового материала

    Закрепление знаний

    Домашнее задание

    Рефлексия

План – конспект урока биологии в 6 классе.

Тема урока: «Плоды и их классификация»

Тип урока: урок открытия новых знаний;

Цель: ознакомление с видами плодов и со способами распространения плодов и семян.

Развивающие задачи:

    развивать навыки самостоятельной работы

    продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, обобщать, делать выводы

    учить объективно оценивать свои знания.

Образовательные задачи:

    создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний

    познакомить с факторами, способствующими распространению плодов и семян

    научить определять способ распространения плодов и семян по их внешнему виду

    научить выявлять черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения

Воспитательные задачи:

    воспитывать культуру общения и ответственность за результат своего труда.

Планируемый результат:

1.Предметный результат – знакомство учащихся с особенностями строения плодов покрытосеменных растений, их многообразием, классификацией; познать роль плодов в природе и хозяйственной деятельности человека.

2.Личностный результат – воспитание у учащихся познавательного интереса к предмету, формирование культуры общения, коммуникативных качеств.

3.Метапредметный результат – формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие умений выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи.

Задачи формирования УУД :

Познавательные УУД:

- умение формулировать тему и проблему урока;

- умение добывать новые знания, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; поиск и выделение нужной информации; анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные УУД:

- умение интегрироваться в группу, взаимодействовать;

- развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;

- осуществлять совместную познавательную деятельность в группах;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

- развивать умение высказывать свою точку зрения, оценивать свои действия и действия одноклассников;

- Регулятивные УУД:

- умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);

- умение проговаривать последовательность действий на уроке;

- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;

- умение оценивать свои учебные действия;

Методы обучения:
словесные, наглядные, работа в группах, проблемный, практический.
Оборудование:

    таблицы “Сочные плоды”, “Сухие плоды”, “Способы распространения плодов и семян”

    натуральные объекты: кочан капусты, корнеплод моркови, клубень картофеля, плоды: апельсина, томата, огурца

    коллекции плодов и семян (череда, клюква, клен, дуб, овес, бобы)

    инструктивные карточки для работы в группах

    ПК, мультимедийный проектор, презентация Power Point к уроку, видеофрагменты.

Ход урока

    Мотивация к учебной деятельности.

Учитель.

Добрый день, ребята! Мы продолжаем с вами изучить органы растения.

Что такое орган? На какие группы делятся органы? Какие генеративные органы вам известны?

Учащиеся.

Цветок, плод, семя.

Учитель. Молодцы! А сейчас я предлагаю собрать модель цветка.

Выходят от каждого ряда по 1 ученику и собирают модель цветка. Первый справившийся с заданием остается у доски и называет части цветка, указывая значение.

Ребята помогите мне разгадать загадку. Для этого

Обведите выделенные буквы правильных суждений:

П .Опыление - это перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестика.

А .Главная часть цветка - яркий околоцветник, привлекающий опылителей.

Л .Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца.

О . Пестик - женский половой орган, а тычинки - мужской.

Е . Цветковое растение состоит из корней, стеблей, листьев.

У . Двойным оплодотворением у цветковых растений называют слияние яйцеклетки сначала с одним, а затем с другим спермием.

П . Ветроопыляемые растения обычно растут поодиночке.

Я . По сравнению с пыльцой насекомоопыляемых растений пыльца ветроопыляемых крупнее.

Д . Из оплодотворенной яйцеклетки развивается зародыш семени.

И . Тычинки и пестик бывают в каждом цветке.

Какое слово у вас получилась? Плод. Правильно.

2. Актуализация знаний.

Ребята! А где образуется плод у растения? (в завязи пестика).

А сейчас поиграем в волшебную корзинку.

Я буду доставать всё то, что лежит у меня в корзине, ваша задача назвать орган и растение к которому он принадлежит.

Ребята, а как можно назвать все эти предметы одним словом? (плоды).

А все ли перечисленные предметы являются плодами?

(нет кочан капусты, морковь и свекла плодами не являются).

Узнаем об этом в ходе нашего интересного общения на уроке. Давайте настроимся на поиск и творчество.

Я предлагаю на уроке всем активно поработать и получить максимум знаний.

3. Погружение в тему.

Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной и значимой как для растений, так и для нас темой – Строение, значение и классификация плодов.

А для чего человеку надо знать всё о плодах? Каково значение плодов в жизни человека?

Варианты ответов:

1. Употребляет в пищу.
2. Сырьё для промышленности (хлопчатник, подсолнечник и т.д.)
3. В медицине (источник витаминов и лекарственных веществ, например, шиповник, малина, черника и т.д.);
4. В с/х надо знать агротехнику выращивания и размножения растений.

Молодцы, вы сами сказали, как важно изучать человеку плоды. Каждый человек должен знать плоды, чтобы знать, как их использовать.

Запишите в тетрадях число и тему урока «Плоды»

А чтобы вы хотели бы узнать ещё о плодах на сегодняшнем уроке?

Это и будет нашей целью урока.

Работа с диском «Сферы» П.48. Виды плодов.

1 группа получает задание: найти материал о строении плода

2 группа: какие функции выполняют плоды

3 группа: классификация плодов

4 группа: какие способы распространения плодов и семян существуют

Работа с ноутбуками по электронному учебнику «Сферы».

Модельные ответы:

Вывод 1: Строение плода. Плод состоит из околоплодника и семян . Околоплодник- разросшиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.

Вывод 2: Функции плода. Важнейшие функции плода- защита и распространение семян. Защищает плод от механических повреждений, от высыпания семян, от проникновения насекомых внутрь плода. Внутри каждого плода своё количество семян, которые созревают и развиваются за счет плода.

Вывод 3: По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные . В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть.

Вывод 4: Способы распространения семян: саморазбрасыванием, ветром, животными, человеком, водой.

Лабораторная работа. Работа в группах.

У читель: “Практика – лучший учитель”- говорил блестящий древнеримский оратор и философ Цицерон, поэтому знания вы получите самостоятельно, выполняете задания лабораторной работы по инструктивной карточке. Группам предоставляются натуральные плоды и семена. Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп.

Инструктивная карточка

    Рассмотрите предложенные вам плоды и семена.

    Впишите названия исследуемых растений в таблицу и составьте характеристику их плодов.

    Укажите название плода растений.

    Определите, какие приспособления к распространению имеются у плодов и семян исследуемых растений.

    Установите, какими способами распространяются плоды и семена предложенных растений, впишите эти способы в таблицу.

    Сведения занесите в таблицу.

Название растения

Название

Способ распространения

Приспособления к распространению

Сочный или сухой

Односемянный или многосемянный

    Сформулируйте вывод о способах распространения в природе плодов и семян.

Вывод: плоды и семена имеют приспособления для распространения в природе различными способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и человеком (активно и пассивно).

4. Закрепление

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок - сыграем в игру "Яблоко раздора": ваша задача высказать свое мнение на каждый вопрос и из всех мнений выбрать наиболее верное.

1.Относят ли клубни картофеля и корнеплод моркови к плодам. Почему?

2. Сухими плодами считают зерновку, семянку, орех, желудь, все они имеют одну особенность. Какую?

Ответ (Все они раскрываются и внутри имеют одно семя)

3. Зерновка, семянка это сухие плоды и имеют внутри одно семя, а бывают ли сухие плоды многосемянные? Если да, приведите примеры.

(Ответ. Да бывают. Пример: стручок, боб, коробочка и семянка.)

4. Чем плод костянка отличается от плода семянки? (Ответ)

5. У смородины, крыжовника, винограда и томата плоды одного типа Как называется такой плод и почему мы в быту томат так не называем?

(- Ответ: У томата плод ягода, но томат в быту мы относим к овощам, а не к ягодам)

6.Почему плоды такие разные?

(Все особенности строения плодов связаны с условиями окружающей среды в которой живут растения, со способом их распространения)

7. А вот плоды земляники сочные мы их называем ягода. Верно ли такое название?

(- Ответ: Нет, не верно. Правильно плод земляники называется многоорешком).

8. Плод у яблони ложный называется яблоком, так мы называем его и быту. А вот ботаники яблоком называют плоды груши, рябины. Как вы думаете, правильно ли это?.

(Ответ: Да правильно. Внутри сочного околоплодника находятся многочисленные семечки)

9. Правильно ли утверждение что горошинки- это плоды растения гороха посевного?

10. Арбуз, дыня, огурец, - к какому типу плодов вы их отнесете?

Учитель:

Ребята. При подготовке к уроку у меня возникла проблема. На одном из слайдов презентации ВИРУС частично повредил текст. Помогите восстановить его. Верные ответы напишите на листочках.

После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется…. Плоды бывают … и … . Односемянной сочный плод называется …, он встречается у … . Сочный многосемянной плод называется..., он образуется у … . Односемянной сухой плод называется …, он встречается у … . Сухой многосемянной плод называется …, он образуется у … . Плоды – это приспособления для … .

Обобщение и корректировка ответов учащихся. Ответы: плод, сочные, сухие, костянка, вишни, ягода, томат, семянка, одуванчика, коробочка, мака, распространения.

Выводы:

Плоды и семена несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животным и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад

Работа с диском – тренажором по комплекту «Сферы»

5. Рефлексия.

Итак, мы сегодня познакомились с понятием плод, узнали, какое большое значение играют плоды в жизни человека и какое значение они имеют в жизни растения; познакомились так же со строением плодов и их классификацией. Вы сами смогли определить виды плодов на практике.

Давайте подведем итог урока.

Расположите на полях человечка, идущего по ступенькам.

На верхнюю ступеньку, если вам все было понятно и интересно на уроке.

На вторую ступеньку – если остались непонятными некоторые вопросы.

На нижнюю ступеньку, кто совсем не разобрался в теме.

6. Домашнее задание.

По учебнику п.48, тетрадь тренажер стр. 36 № 6

Творческое задание, составить кроссворд по теме «Плоды»,

сообщение на тему: "Кладезь витаминов", или модельки плодов.

Введение БИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Методы научного познания

Главная задача общей биологии выявление и объяснение общих закономерностей развития органического мира

Основные признаки живого

    единство элементарного химического состава

    Обмен веществ и энергии

    Само регуляция

    Размножение

    Последовательность и изменчивость

    Рост и развитие

    Раздражительность и движение

Уровни организации живого мира:

    Биосферный

    Популяционно видовой

    Организменный

    Тканевой

    Клеточный

    Молекулярный

Методы познания

    Наблюдение

    Экспериментальный

    Сравнение

    Исторический

    Моделирование

История изучения клетки. Клеточная теория

История изучения клетки связана с именем многих учёных. Гук 1665Сконструировал срез пробки. Ячейки, которой он увидел он назвал клеткой. А Левенгук сконструировал микроскоп, который увеличивал в 200 раз и рассматривал клетки животных и растений

Ботаник Шлейдан и зоолог Шванн обобщили знание о клетке и сформировали клеточную теорию. Но они не верно объяснили появление новых клеток из не клеточного вещества. 1858 Ф Вирхов доказал что все клетки образуются из двух клеток.

Основные положения клеточной теории

1-клетки элементарная единица всего живого

2-Все клетки имеют схожие по своему строению и составу

3-Клетки порождают только клетки

Многоклеточные организмы представляют собой сложноорганизованные системы, состоящие из взаимодействующих клеток.

Сходное клеточное строение организма имеет общее происхождение

Химический состав клетки

В состав клетки входят

    Неорганические вещества вода и минеральные соли (выделяют микроэлементы 98% С, водород, кислород азот 1,8%, хлора, калия, серы. Микроэлементы 0,2 % йод, фтор, медь. Вода является растворителем (жиры не растворимы)

Гидрофильные хорошо растворимы в воде (сахара соли). Вода участвует во многих процессах обмена веществ (Фотосинтез АТФ)

    Органические вещества - это белки жиры, углеводы нуклеиновые кислоты ДНК и РНК и АТФ

Белки состоят из углерода, водорода и азота - это полимер, состоящий из мономеров. Мономерами белков являются аминокислоты.

Свойства белков:

    Специфичность-это разрушение 2-3-й структуры белка под действием высоких температур

Различают

    Первичная структура

    Вторичная структура более плотная

    Третичная структура еще плотней

Функции белка

    Строительная

    Транспортная

    Защитная

    Каталитическая - ускоряют реакцию

    Энергетическая - при расщеплении 1 гр. белка высвобождается 17,1 Кдж энергии

Углеводы – состоят из (C , H 2. O 2). Выделяют моносахариды (глюкоза, фруктоза) хорошо растворимы в воде

Полисахариды (крахмал) не растворимы в воде не сладкий.

Функции

    Строительная

    Энергетическая (17,1 Кдж)

Жиры не растворимы в воде, состоят из аминокислот

Функции

    Строительная

    Защитная

    Энергетическая (При расщеп 1 гр. жира выдел 39 Кдж)

Практическая работа №1

Исследование каталитической активности ферментов

Цель работы сформировать знания о роли ферментов в клетках. Закрепить умение проводить эксперимент и обеспечить их результат.

Оборудование: Раствор пероксида водорода, кусочки сырого и вареного картофеля, кусочки сырого и вареного мяса, пробирки, пинцет

Ход работы

В пробирку с Н2О2 поместили кусочек сырого

картофеля

В пробирку с Н2О2 поместили кусочек вареного картофеля

При варке произошла денатурация белка фермента

В пробирку с Н2О2 поместили кусочек вареного мяса

Изменение с раствором не происходят

В клетках мяса присутвуют ферменты

В пробирку с Н2О2 поместили кусочек сырого мяса

Бурное выделение пузырьков кислорода

В клетках картофеля присутствуют вещества ферменты ускоряющие расщепление Н2О2

Вывод: Действие ферментов в растительных и животных клетках схожи между этими организмами.

Строение клетки

Основным составом клетки является цитоплазма и оболочка. Цитоплазма образована цитоплазматическими веществами в ней расположены органоиды, постоянно присутствующие структура и включения - непостоянная структура (капельки жира, крахмала).

Выделяют

    Мембранные органоиды-комплекс голь джи, лизосомы, митохондрии

    Не мембранные - Рибосомы клеточный центр

Строение и функции органоидов клетки

Комплекс

Голь джи

Утолщенные цистерны

Упаковка веществ, формирую лизосом

Митохондрии

Округлые тельца 2 мембраны. Наружная образует кристы

Синтез АТФ

Клеточный центр состоит

Лейкопласт

Белая окраска

Хлоропласты

Фотосинтез

Хромопласты

Придают окраску

Лабораторная работа №1

Сравнение строения клетки растений и животных

Цель: продолжить формирование умений, готовить микропрепараты выявлять особенности строения растительной и животной клетки.

Оборудование: предметное и покровное стекло, пинцет преподовательные иглы, микроскоп, йод, лук, готовые микропрепараты.

Ход работы

Приготовление микропрепарата клеток кожице лука. Его осматрении при малом и сильном увеличении.

РИСУНОК 1

Строение клеток кожицы лука при малом увеличении-м, большом-б

    Оболочка клетки

    Цитоплазма

    Ядро

    Ядрышко

    Вакуоль

Рассмотрели под микроскопом однослойный плоский эпителий (мезотелий) сальника кролика на готовом микропрепарате

РИСУНОК 2

    Клетка мезотелия

    Границы клеток

    Ядро

    Цитоплазма

Провели сравнительную характеристику животной и растительной клетки

Вывод

При сравнении растительных и животных клеток выявлены черты сходства их строение, что свидетельствует об различных путях эволюции растительного и животного мира.

Лабораторная работа №3

Изучение плазмолиза и диплазмолиза в клетках растений

Цель работы: Продолжить формирование умений готовить образцы, рассмотреть их под микроскопом, изучить явление плазмолиза и диплазмолизав в клетке кожице чешуйки лука.

Оборудование: предметное и покрывное стекло, пинцет, преподовательные иглы, микроскоп, йод, лук, Припаровательная булавка, насыщенный раствор Na Cl

Ход работы

    Приготовили микропрепарат клеток кожице чешуи лука, рассмотрели его под микроскопом.

    На предметное стекло поместили каплю насыщенного раствора Na Cl оттягивая воду с противоположной стороны фильтровальной бумагой. Через некоторое время наблюдаем плазмолиз, т.к. концентрация воды внутри клетки выше, чем с наружи

    На предметное стекло положили каплю воды оттягивая с противоположного края раствор Na Cl . Наблюдаем деплазмолиз т. К. происходит перемещение воды из наружного пространства клетки внутрь клетки.

Вывод: В ходе лабораторной работы пронаблюдали явление плазмолиза и деплазмолиза в клетках чешуи лука. Выяснили, что оболочка клетки обладает полупроницаемостью

Клеточное ядро строение и функции хромосом.

Обязательным компонентом Эукариотических клеток является ядро. Оно хранит информацию о структуре организма и контролирует все процессы жизнедеятельности. Клеточное ядро окружено ядерной оболочкой, содержит ядерный сок, хроматин и одно или несколько ядрышек, Ядерная оболочка состоит из 2 мембран. Наружная мембрана переходит в эндоплазматическую сеть. Поверхность ядра пронизана порами, которые осуществляют обмен различными веществами.

Ядерный сок-р-р белков углеводов и нуклеиновых кислот ДНК РНК, в нем проходят все внутриядерные процессы

Ядрышко-это место синтеза РНК, в котором образуются виды РНК участвующие в биосинтезе белка.

В ядре клетки находятся молекулы ДНК, которые содержат информацию о всех признаках организма.

Молекулы ДНК вместе с белками образуют комплексы - Гистоны

В ядре делящейся клетки эти нити длинные и тонкие. В период подготовки клетки к делению молекулы ДНК сприрализуются, укорачиваются, становится видимыми в световой микроскоп наз. - хромосомами.

Форма хромосом зависит от расположения первичной перетяжки.

Центромера - это место, к которому прикрепляются нити веретена деления.

Совокупность всех признаков хромосомного набора характерного для того или иного вида называется кариотипом.

У человека 46 хромосом. Несущие более 30 000 генов.

Выделяют

    Гаплоидный-одинарный набор хромосом(n )

    Диплоидный 2-й набор хромосом (nn )

Гомологичные хромосомы одинаковые-это хромосомы одинаковые по форме размеру несущие одинаковые гены

ДНК-носитель наследственной информации. Биосинтез белка.

Информация о структуре всех белков организма записана в молекулах ДНК и называется генетической информацией.

Набор сочетаний из трех нуклеотидов кодирующих состав аминокислот называется генетическим кодом.

Ген-участок молекулы ДНК несущий наследственную информацию.

Биосинтез белка:

    Транскрипция-переписывание информации о структуре белка с молекулы ДНК на инф., РНК

    Трансляция перенос аминокислот к месту синтеза белка. В цитоплазме находятся транспортные РНК под влиянием ферментов и энергии образуются компл сост. из аминокислоты и транспортной РНК. Он движется к рибосоме месту синтеза белка. Если триплет и РНК комплементарен (соответствует) триплету t -РНК, то между аминокислотами возникает пептидная связь и молекула белка при этом удлиняется. Так происходит до тех пор, пока рибосома не пройдет весь путь по i -РНК или пока не дойдет несмещённый триплет. Образовавшийся белок по каналам эндоплазматической сети идет в ту часть клетки, где он необходим.

Все процессы идут с участием АТФ. Процесс удвоения ДНК синтез I -РНК и белков называются реакцией матричного синтеза.

Матричный тип реакции лежит в основе способности живых организмов воспроизводить себе подобных.

Картинка3

Безъядерные и ядерные клетки. Особенности строения прокариот и эукариот.

Все организмы, имеющие клеточное строение делятся на две группы:

    Пред ядерные (прокариоты),

    ядерные (эукариоты)

Сравнительная характеристика прокариот и эукариот.

Хромосомы

Митоз

Мейоз

Гаметы

Митохондрии

Пластиды у автотрофов

Способ поглощения пищи

Пищеварительные вакуоли

Жгутики

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Абсорбция через клеточную мембрану

Нет

Есть

Есть

Есть

Есть

Есть

Есть

Есть

Фагоцитоз и пинцетов

Есть

Есть

Организмы

Автотрофные организмы-это организмы способные самостоятельно синтезировать органические вещества (Сине-зеленые водоросли).

Гетеротрофы- это организмы способные потреблять уже готовые органические вещества (животные, грибы бактерий).

Микотрофные организмы-которые включают в себе свойства и тех и других

Фотосинтез-процесс образования органических веществ из неорганических, идущих при участвии солнечного света. Все реакции осуществляются у высших растений в хлоропластах. Уводорослей в хромопластах.

Сущность уровнения фотосинтеза

6 CO 2 +6 H 2 O = C 6 H 12 O 6 +6O 2

Фотосинтез протекает в 2 фазы

Световая фаза: квант света попадает на молекулу хлоропласта, выбивает один электрон, который учествует в фотосинтезе.

OH - =OH+1 e

4OH=2H 2 O+2O

При фотолизе воды образуется катион водорода который участвует в реакции темновой фазы

Темновая фаза- углекислый газ взаимодействует с водородом из световой фазы, при участии АТФ образуется глюкоза. ПВА превращается в этиловый спирт CH 5 При молочно-кислотном брожении образуется молочная кислота

Пластический обмен

Все организмы делятся:

    Аэробные-организмы которым необходим кислород (энергетический обмен в 3 этапа)

    Анаэробные могут обходится без кислорода (возбудитель столбняка) (энергетический обмен в 2 этапа)

Пластический обмен – этосовокупность реакций синтеза идущих с поглощением энергии. Примерами пластического обмена у животных являются биосинтез белка, у растений-фотосинтез.

Вм зависимости от поглощения углеродов, такое есть по типуобмена веществ и превращения энергии. Энергетический обмен

Обмен веществ(метаболизм) является одним из основных свойств всех живых организмов. Он складывается из энергетического и пластического обмена..

Энергетический обмен-это совокупность реакций расщепления. Идущий с выделением энергии. Энергетический обмен проходит в 3 этапа:

    Подготовительный –происходит в желудочке кишечного тракта. Под влиянием ферментов. Белки расщепляются до аминокислот, жиры до глицирина и жирных кислот, углеводы до моносахаров. Энергия выделяется в виде тепла.

    Безкислородный –это процесс бескислородного расщепления при этом глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты C 3 H 4 O 3 при этом выделяется 2АТФ. Если в клетке есть кислород то пировиноградная кислота полностью окисляется до CO 2 и H 2 O

    Кислородный –необходим кислород и неповрежденная стенка митохондрии.

C 6 H 12 O 6 +6O 2 +38 АДФ +38 Ф =6CO 2 +6H 2 O+38 АТФ

Кислородный этап-более энергетически выгодный, так как образуется 36 АТФ

Брожение –является более простым способом и происходит без кислорода.

Если кислорода в клетке нет, то развивается процесс брожения

Большой вклад в изучение процесса фотосинтеза внес русский ученый Темерязев. Который доказал что растения синтезируют сахар из неорганических веществ. Преобразуя энергию света в энергию химических связей. 1771 г. Английский ученый Гречтл сделал вывод о том что растения выделяют кислород.

Деление клетки

Периуд жизни клетки от момента её возникновения в процессе деления и до гибели-называют жизненным циклом. Одним из способов деления является –митоз

Митоз-деление клетки без уменьшения числа хромосом

Интер-фаза – период между двумя делениями. В которой происходит подготовка к делению клетки.

Значение митоза-возникают две дочерние клетки, в точности похожие на материнскую, что обеспечивает материнскую стабильность клетки. З счет митоза происходит вегетативное размножение. Бесполое размножение у одноклеточных.

Мейоз-деление созреваниеполовых клеток, идущий с числом уменьшения хромосом.

Мейоз представляет собой последовательные деления в профазе 1-го деление приисходит коньюгация сближениегомологичных хромосом и кроссенговер-обмен участками хромосом

Биологическое значение мейоза – в результате образуются дочерне клетки с гаплоидным набором хромосом. Диплоидность востанавливается в момент оплодотворения, то есть поддерживается постоянное число хромосом от отца и матери в результате чего особь польчает новые признаки.

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Меры профилактики вирусных заболеваний .

Они занимают промежуточное положение между живой и неживой природой.

Каждый вирус состоит из ДНК или РНК которые окружены белковой оболочкой-капсидом.

Русским профессором Дмитрием Иосифовичем Ивановым на примере вируса табачной клетки.

Биологическое значение вирусов состоит в том, что они являются возбудителями многих заболеваний:

Грипп, корь, краснуха, гепатит, ветреная оспа, бешенство, герпес, СПИД. ВИЧ.

Вирусы, попав в клетку, перестраивают её деятельность. ДНК вируса взаимодействует с ДНК клетки.

Готовые клетки постепенно изменяют её или разрушают её свойства вируса изменяются.

Поскольку вирусы мутируют лечение вирусных заболеваний затруднительно. Особенное внимание уделяется профилактике вирусных заболеваний.

Меры профилактики вирусных заболеваний:

    Правильное питание

    Здоровый образ жизни

    Прививки

    Правильное поведение в период эпидемий

    Соблюдение правил обработки мед инструментов

    Просвещение населения

    Упорядоченные половые связи

Бесполое и половое размножение

Бесполое размножение идущее без участия половых клеток гаплоидное простое деление (инфузория). Спорообразование (плесневые грибы), вегетативное (Листом), луковицами - тюльпан, клубневое - (картофель). Фрагментация-деление тела на 1-4 части (кольчатые черви), почкование (дрожжи).

Половое размножение идет с участием гамет. Виды, у которых имеются разные гаметы, называв разнополыми. Виду, у которых одна и та же особь может формировать мужские и женские гаметы - гермафродитами. (покрытосеменные), у них возможно самооплодотворение.

При бесполом размножении численность особей увеличивается гораздо быстрее, и это размножение происходит продолжительней.

При половом размножении происходит образование новых признаков у потомства.

Оплодотворение его значение. Искусственное опыление и оплодотворение у животных.

Оплодотворение процесс слияния мужской и женской гамет. В результате оплодотворения образуется диплоидная клетка и зигота, активация и дальнейшее развитие которой приводит к формированию нового организма.

При слиянии половых клеток разных особей осуществляется переносное оплодотворение, а при объединении гамет продуцируемым одним организмом самооплодотворение

Значение оплодотворение

В результате оплодотворения происходит оплодотворение генетического материала, в результате происходит образование уникальной комбинации генов

    Наружное оплодотворение - клетки сливаются вне организма самки (Рыбы)

    Внутренне оплодотворение происходит в половых путях самки (животные), вероятность успешного оплодотворения высока, поэтому образуется половых клеток меньше

Процесс оплодотворения состоит из нескольких этапов. Проникновение сперматозоидов в яйцеклетку, слияние гаплоидных ядер обеих гамет, в результате чего образуется зигота, диплоидные клетки. Активация зиготы и дальнейшее дроблению и развитию

Сущность оплодотворения образование диплоидного набора хромосом, вкучающего наследственную информацию.

Особенности оплодотворения цветковых растений.

Разработано русским ботаником Новиковым.

Слияние одного сперматозоида с яйцеклеткой и образование зародыша.

Слияние второго сперматозоида с диплоидным ядром ведут клетки с триплоидным набором хромосом. 1 n +2 n =3 N 2. Из которой в дальнейшем развивается эндо спермий с запасом питательных веществ.

Смысл хвойного оплодотворения заключается в образовании эндо спермия - это обеспечивает преимущество перед другими растениями. Партеногенез-развитие зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки пчел.

Индивидуальное развитие организмов (Онтогенез).

1886 Геккель. Онтогенез состоит из 2-х этапов

    Эмбриональный период-переход от момента оплодотворения до рождения.

Стадии:

    Дробление в результате дробления образуется односложный зародыш бластула.

    Гаструляция - образование гаструлы двуслойного зародыша

Эктодерма-наружный зародышевый листок.

Энтодерма-внутренний зародышевый листок.

Между эктодермой и энтодермой образуется средний зародышевый листок мезодерма

    Онтогенез - закладка осевых органов (стадии нейрулы).

Энтодерма-кишечник, легкие, поджелудочная печень

Эктодерма-нервная система, мозг, кожа

Мезодерма – мышцы, почки, скелет и СС

    Пост эмбриональный период выделяют

    Прямое развитие (птицы, млекопитающие)

    Непрямое развитие - с неполным превращением

Выделяют:

    Развитие с неполным метаморфозом (кузнечики, бабочки).

Лабораторная работа №4

Выявление и описание признаков сходства зародыша человека и других позвоночных животных как доказательство их эволюционного родства.

Цель: Выявить признаки сходства зародыша человека и других позвоночных.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстрирующий эмбриональное доказательство эволюции.

Ход работы

    Познакомиться с эмбриологическими доказательствами родства человека и других позвоночных (рыбы, саламандра).

Установили, что эмбрионы разных позвоночных животных больше похожи друг на друга чем взрослые особи.

Сходства зародышей отражаются в форме тела, наличии хвост, конечностей, жаберных карманов. По мере развития сходства между зародышами уменьшаются. Начинают проявляться черты тех классов, к которым они принадлежат.

Вывод: Сходства зародышей человека и других позвоночных животных являются доказательством их эволюционного родства.

Не знаете, как писать конспект по параграфу? Все не так и сложно.

Любой конспект является кратким изложением параграфа или отдельного раздела. От того, как будет изложено содержание темы, напрямую зависит качество лично ваших знаний и их оценка преподавателям.

Вы думаете, что конспекты на дом задаются от нечего делать? А не тут-то было. Дело в том, что ваш конспект – это словно лакмусовая бумажка, по которой можно определить, насколько вы, как сейчас модно говорить, «в теме». Педагогу будет интересно узнать, что именно вы выписали, какие мысли вы увидели в тексте.

Бывает так, что конспект есть, конспект красивый, но выписал студент не то, что нужно. Поэтому, дорогие студенты, конспектирование – это не только тренаж чистописания, но и в определенной мере средство повышения ваших компетенций, которые, собственно говоря, и делают из студента настоящего специалиста-эксперта.

Главное правило хорошего конспекта

Поэтому, отсюда вытекает правило первое, оно же самое главное – писать мало, но по делу. Текст нужно как бы просеивать на предмет важных мыслей, важные – фиксировать в тетрадку, а побочные – просто принимать к сведению.

Кстати, это правило – универсальное. Его нужно придерживаться и тогда, когда вы сели писать конспект по параграфу, и тогда, когда перед вами большущие кипы книг.

Что еще вам поможет?

Считается, что необходимо не только выделять все требующие того фразы и определения по параграфу, но и попытаться структурировать весь текст в общем, располагая важную информацию в последовательности расставленных заранее приоритетов.

Необходимость конспекта возникает тогда, когда нужно переработать большой объём информации за короткое время. Записи помогают воспроизвести в памяти необходимую и самую важную информацию по изученному параграфу.

Что такое свободный конспект?

Существует так называемый, свободный конспект, который сочетает в себе выписки, цитаты, план и тезисы. Данный тип является самым качественным. С его помощью студент может быстро привести нужный пример и сориентироваться в вопросе, который ему был поставлен.

Плюс свободного изложения материала в том, что можно воссоздать в памяти содержание параграфа даже спустя длительный промежуток времени. Но такой конспект подходит для учебы не всегда, например, для выступления на конференции лучше делать конспект, больше напоминающий план или тезисную форму.

А вот конспект с большими выписками нужен тогда, когда вы перерабатываете литературу по теме реферата, курсовой или дипломной работы. В таком случае, кроме самих выписок обязательно нужно указывать название источников, откуда они взяты, а также желательно на полях ставить и конкретные страницы. Это поможет не только найти цитату позже в книге, но и сделать на нее ссылку в дипломе или в том же реферате.

Как писать конспект по параграфу?

Перед тем как приступить к оформлению конспекта, можно прочесть параграф целиком, дабы понимать содержание текста в целом. Можно, конечно, и работать параллельно – читая и что-то выписывая.

Следует обязательно найти и выделить самые важные моменты, основные мысли, идеи, формулы. Не стоит дословно записывать всё то, что вам говорят или то, что написано в учебнике. Своими словами изложите содержание той или иной статьи. Подберите соответствующие примеры. Можно даже составить таблицу, по которой вам легче будет ориентироваться.

Как только прочтёте информацию, мысленно разбейте её на пункты и по раритетам важности. И вы быстро сможете сориентироваться, как писать конспект по параграфу. Чтобы полностью раскрыть суть изучаемой информации, выделите основные понятия и запишите важные цитаты. В конце конспекта следует написать выводы, привести примеры и факты.

Очень комфортно и практично использовать для написания конспекта самые разные схемы. Они позволяют наглядно показывать нужную информацию. Для этого подбирают материал, чтобы составить схему и выделяют общие понятия. При помощи ключевых фраз и слов раскрывают суть понятия. Рисунки также могут стать подсказкой к содержанию темы. Не забывайте о том, чтобы информация, написанная в конспекте, была легкой для восприятия и имела логическую структуру.

Для зрительного восприятия, применяйте цветные маркеры, фломастеры или пасту. Если есть формулы, понятия, определения лучше всего заключить их в рамки. Использование сокращения, обозначения и разные виды шрифта облегчит конспектирование. Именно так должен выглядеть конспект по параграфу.

Теперь у вас не должно больше возникать вопрос о том, как писать конспект по параграфу. Будьте внимательны, и конспект станет личной энциклопедией всей необходимой и важной информации.

#Sтуденты. Старики-разбойники – видео



mob_info