Структура правовой культуры общества. Правосознание и правовая культура Правовая культура понятие структура типы

Структура правосознания.

В структуре правосознания различают два основных элемента: правовую идеологию и правовую психологию.

Правовую психологию составляют чувства, эмоции, переживания людей по поводу действующего права и практики его реализации. Правовая психология выражает стихийно складывающуюся реакцию людей на практическую деятельность, на правовое поведение, на сложившийся правопорядок. Эта реакция выражается в виде положительных или отрицательных эмоций, переживаний, в чувстве удовлетворения или недовольства.

Правовая идеология - выражается в правовых идеях, концепциях, теориях, взглядах, правовых знаниях. На этом уровне правосознание способно влиять на юридическую практику, на реализацию и совершенствование права.

Составные элементы правосознания

Различают три содержательных элемента правосознания: информационный, оценочный и волевой.

Информационный компонент характеризует правосознание с точки зрения определенного объема информации о праве, знание правовых предписаний, их содержания, источников.

Оценочный элемент характеризует правосознание с точки зрения отношения человека к полученным правовым знаниям. Получив информацию о праве, правовых явлениях, человек оценивает ее, сопоставляет с собственными ценностями.

На основе информации и ее оценки формируется волевой элемент правосознания, который характеризует психологическую направленность, готовность человека действовать определенным образом в правовой сфере.

Правосознание играет важную роль в общественной жизни. Устанавливая нормы права, правотворческие органы претворяют в жизнь правовые идеи. Весьма велика роль правосознания и на иных стадиях правового регулирования, особенно в процессе реализации и применения права.

Особенно отчетливо роль правосознания проявляется в его функциях. В науке отмечаются следующие функции правосознания: познавательная, оценочная и регулятивная.

Познавательная (информационная) функция проявляется в том, что правосознание обеспечивает приобретение знаний о праве, правовых нормах и правовых явлениях. Это позволяет людям ориентироваться в правовой действительности, обеспечивать совершенствование права, реализовать идеи законности в общественной жизни.

Оценочная функция выражается в том, что правосознание формирует отношение к праву в виде определенных предпочтений и оценок. Через правосознание субъекты правового регулирования дают оценку, направляя и корректируя свое поведение.

Регулятивная функция состоит в том, что правосознание выступает в качестве саморегулятора - внутреннего регулятора поведения субъектов. Кроме того, в отдельных случаях правосознание играет роль непосредственного формального регулятора. При рассмотрении юридического дела правоприменитель, в частности, судья, принимает решение не только на основе закона, но и на основе правосознания.


Наиболее тесно правосознание связано с таким явлением, как правовая культура.

Правовая культура – это часть (элемент) общечеловеческой культуры (наряду с политической, религиозной, физической).

Правовая культура представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу. По существу, правовая культура – это совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики. По субъектному составу правовая культура анализируется как правовая культура личности и правовая культура общества.

Уровень правовой культуры отдельной личности характеризуют следующие критерии (показатели):

1. Знание права. Степень знания права, правовых предписаний у различных субъектов различна. Поэтому выше уровень правосознания тех, кто лучше знают действующее законодательство.

2. Осознание права, правовых предписаний, соответствующее чувство права и законности. Уровень правосознания выше у тех субъектов, которые не только знают, но осознают, понимают действующее законодательство,осознают необходимость его выполнения. Поэтому для повышения уровня правосознания важно, чтобы уважение к праву, к закону стало убеждением каждого человека.

3. Реализация права. Уровень правосознания определяется не только знанием и усвоением правовых норм, но и степенью их позитивной реализации. Высококультурный субъект не нарушает право, действует правомерно, в рамках правовых норм. Всякие правонарушения – показатель низкой правовой культуры.

4. Высший показатель правовой культуры личности – ее социальная активность. В этом случае личность не просто реализует нормы права, действует правомерно, но действует активно, инициативно. Субъект не только умело защищает свои права, но и осуществляет борьбу с правонарушениями, совершаемыми другими.

Следовательно, правовая культура личности – это знание и понимание права, сознательное, основанное на убежденности использование его предписаний в деятельности, связанной с реализацией прав, свобод, возложенных юридических обязанностей (Кожевников. С.167).

Правовая культура общества зависит от правовой культуры составляющих его субъектов. Однако это самостоятельное явление, складывающееся из ряда элементов:

1. Состояние правосознания в обществе. Это степень знания и понимания права участниками общественных отношений, осознание ими необходимости выполнения требований законности, развития чувства права и законности. Важным показателем правовой культуры общества является уровень массового правосознания.

2. Состояние законности, которое определяется реальностью ее осуществления. Правовая культура невозможна без строжайшей законности, то есть неукоснительного исполнения правовых предписаний всеми членами общества. Общество, где наблюдается разгул преступности, не может называться культурным.

3. Состояние законодательства. Уровень правовой культуры непосредственно зависит оттого, насколько действующее законодательство совершенно в техническом смысле и с точки зрения содержания. Отсутствие пробелов и противоречий, полнота регламентации, кодификация и инкорпорация – все это показатели правовой культуры.

4. Важным показателем правовой культуры общества является место судов в правовой системе общества. Суд – орган правосудия. И поэтому его роль в обеспечении прав и свобод человека, его место в системе государственных органов, в системе разделения властей - важный показатель уровня правовой культуры.

5. Развитие юридической науки – также важный показатель правовой культуры. Именно оттого, насколько эффективно развивается юридическая наука, насколько она отражает потребности общества, насколько в ней развиваются новейшие гуманистические теории, зависит правовая «культурность» общества.

6. Состояние правового образования и правового обучения. Правовая культура характеризуется и тем, насколько правовые идеи овладели обществом. А это зависит оттого, осуществляется ли правовое обучение в школе, в неюридических вузах и техникумах, насколько эффективны в освещении правовых вопросов средства массовой информации.

7. Правовая культура – часть общей культуры. Поэтому ее качество во многом определяется связью с иными элементами, в частности – с художественной культурой. Для уровня правовой культуры весьма важно, насколько полно вопросы права, правового регулирования освещаются в художественной литературе, в кино и на телевидении, какие аспекты права, правовой жизни показываются на экране: или это боевики, убийства, показатель жизни «новых», или это серьезный анализ правовых проблем.

Ключевые слова

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СУБЪЕКТА ПРАВА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА / СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА / ЖИВАЯ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ОПРЕДМЕЧЕННАЯ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В СТАТИКЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В ДИНАМИК / LEGAL CULTURE IS THE SUBJECT OF LAW / LEGAL CULTURE OF SOCIETY / LIVE LEGAL CULTURE / OBJECTIFIED LEGAL CULTURE / LEGAL CULTURE IN STATICS / LEGAL CULTURE IN THE DYNAMICS / STRUCTURE OF THE LEGAL CULTURE OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Бондарев А. С.

Введение: в статье рассматриваются дискуссионные вопросы понятия и структуры правовой культуры общества . Цель: раскрыть недостатки существующих разработок указанных вопросов и изложить для обсуждения свою оригинальную их разработку. Методы: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектичекий метод. Используются и общенаучные методы анализ и синтез, системный и частнонаучные методы формально-юридический, сравнительно-правовой. В ходе научного поиска особое внимание уделялось методу системного анализа. Результаты: проанализирован ряд распространенных в науке взглядов на понятие и структуру правовой культуры общества , указаны их недостатки и для обсуждения излагается свой оригинальный подход к указанным вопросам. Категория «правовая культура» должна, на наш взгляд, характеризовать не те или иные правовые ценности, а субъектов права и коллективных, и индивидуальных. Правовая культура это правовое свойство субъектов права. Она есть степень их правовой развитости, правового совершенства, уровень способностей их качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правомерных целей, своих правомерных интересов и потребностей и воплощения этих своих способностей в социально-правовую активность. Правовая культура имеет две формы: живую и предметную. В живой форме она существует в двух состояниях: статичном (она находится внутри субъектов ее носителей) и динамичном (она, как правовая интеллектуально эмоционально волевая сила субъектов права организует и направляет их правомерную деятельность вовне). В предметной форме правовая культура представляет собой опредмеченные (облеченные главным образом в знаки юридического языка) субъектами права результаты своей правомерной деятельности. Здесь очень важно заметить: живая правовая культура неотделима от субъектов права. И только в своей предметной форме она «покидает» своих создателей и носителей отправляется в самостоятельное плавание Выводы: правовая культура общества это система правовых культур всех субъектов правовой жизни данного общества. находящихся во всех трех состояниях живом статичном, живом динамичном и предметном. Структурно она подразделяется на две сложных подсистемы: а) правотворческую и б) правореализационную. Содержанием правотворческой подсистемы правовой культуры общества является правотворческая культура субъектов правотворчества, находящаяся в иерархическом взаимодействии в трех своих состояниях: живом в статике, живом в динамике, предметном. Содержание правореализационной подсистемы правовой культуры общества составляет правовая культура всех субъектов права страны (во всех трех состояниях), способных и участвующих в применении и реализации установленных правотворческой подсистемой системы норм права, опредмеченной в системе законодательства страны.

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Бондарев А. С.

  • Правосознание - неотъемлемая и ведущая частьправовой куль туры

    2016 / Бондарев А.С.
  • Правовая культура - необходимое и существенное свойство членов правового общества

    2019 / Виктория Борисовна Фролова
  • К вопросу о правосознании как факторе формирования правовой позиции субъекта правотворчества в современной России

    2011 / Дербина Анна Владимировна
  • Материалы «Круглого стола» «Юридическая наука и ее значение в современном обществе»

    2013 / Сидоренко А. И.
  • Цели и средства в правореализационном процессе

    2019 / Азархин А.В.
  • Личность в правореализационном процессе

    2018 / Белянская Ольга Викторовна
  • Правовая культура в системе культуры общества

    2017 / Андреева Дарья Олеговна
  • К вопросу о компонентах правовой культуры

    2015 / Чудинов О.Р.
  • Особенности формирования правовой позиции субъектов правотворчества в Российской Федерации

    2014 / Дербина Анна Владимировна, Жилина Татьяна Александровна
  • Конкретизация в праве: методологические основы исследования

    2014 / Власенко Николай Александрович

LEGAL CULTURE OF SOCIETY: PROBLEMS AND CONCEPTS OF STRUCTURE

Introduction: The article discusses the concepts and discussion questions the structure of legal culture of society .Objective: To reveal the shortcomings of existing developments and to present these issues to discuss his original their development. Methods: The methodological basis of this study is a set of methods of scientific knowledge, of which occupies a leading place dialekticheky method. Used and scientific methods analysis and synthesis, system and public-scientific methods formal-legal, comparative legal. In the course of scientific research emphasizes methods for system analysis. Results: The paper analyzes a number of popular science views on the concept and structure of the legal culture of society , listed their weaknesses and to discuss the outlines of its original approach to these issues. The category of "legal culture" should, in our view, does not characterize these or other legal values, and the subjects of law and the collective and the individual. Legal culture is the legal property of the subjects of law. She has a degree of legal development, legal excellence, the level of their ability to create high quality and effective use of the necessary legal means to achieve their legitimate objectives of its legitimate interests and needs and to put these skills in their socio-legal activity. Legal culture exists in two forms: a lively and substantive. In live form it exists in two states: a static (it is inside the actors it supports) and dynamic (as it is legal intellectually emotionally volitional power of subjects of law organizes and directs their lawful activities outside). In the form of the legal culture of the subject is objectified (mostly clothed in legal language signs) subjects of the law results of its legitimate activities. It is important to note, that the living law culture is inseparable from the subjects of law. And only in its objective form, it "leaves" of their creators and carriers is sent to independent swimming Conclusions: From the above, the legal culture of society a system of legal cultures of all subjects of the legal life of the society. located in all three states the living static, dynamic and lively detail. Structurally, it is divided into two complex subsystems: a) making and b) pravorealizatsionnuyu.Content of the law-making subsystem legal culture of society is a culture of law-making subjects of law-making, which is in the hierarchical interaction in its three states: living in statics, dynamics in vivo, in detail. Contents pravorealizatsionnoy subsystem legal culture of society is the legal culture of all subjects of the law of the country (in all three states), and capable of participating in the application and implementation of established law-making subsystem of the law, objectified in the country"s legislation.

Текст научной работы на тему «Правовая культура общества: проблемы понятия и структуры»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 Юридические науки Выпуск 4(26)

I. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ

А.С. Бондарев

Кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: [email protected]

Введение: в статье рассматриваются дискуссионные вопросы понятия и структуры правовой культуры общества. Цель: раскрыть недостатки существующих разработок указанных вопросов и изложить для обсуждения свою оригинальную их разработку. Методы: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектичекий метод. Используются и общенаучные методы - анализ и синтез, системный - и частнонаучные методы - формально-юридический, сравнительно-правовой. В ходе научного поиска особое внимание уделялось методу системного анализа. Результаты: проанализирован ряд распространенных в науке взглядов на понятие и структуру правовой культуры общества, указаны их недостатки и для обсуждения излагается свой оригинальный подход к указанным вопросам. Категория «правовая культура» должна, на наш взгляд, характеризовать не те или иные правовые ценности, а субъектов права и коллективных, и индивидуальных. Правовая культура - это правовое свойство субъектов права. Она есть степень их правовой развитости, правового совершенства, уровень способностей их качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правомерных целей, своих правомерных интересов и потребностей и воплощения этих своих способностей в социально-правовую активность.

Правовая культура имеет две формы: живую и предметную. В живой форме она существует в двух состояниях: статичном (она находится внутри субъектов - ее носителей) и динамичном (она, как правовая интеллектуально эмоционально волевая сила субъектов права организует и направляет их правомерную деятельность вовне). В предметной форме правовая культура представляет собой опредмеченные (облеченные главным образом в знаки юридического языка) субъектами права результаты своей правомерной деятельности. Здесь очень важно заметить: живая правовая культура неотделима от субъектов права. И только в своей предметной форме она «покидает» своих создателей и носителей - отправляется в самостоятельное плавание Выводы: правовая культура общества - это система правовых культур всех субъектов правовой жизни данного общества. находящихся во всех трех состояниях - живом статичном, живом динамичном и предметном. Структурно она подразделяется на две сложных подсистемы: а) правотворческую и б) правореализационную. Содержанием правотворческой подсистемы правовой культуры общества является правотворческая культура субъектов правотворчества, находящаяся в иерархическом взаимодействии в трех своих состояниях: живом в статике, живом в динамике, предметном.

© Бондарев А.С., 2014

ных правотворческой подсистемой системы норм права, опредмеченной в системе законодательства страны.

Ключевые слова: правовая культура субъекта права; правовая культура общества; структура правовой культуры общества; живая правовая культура; опредмеченная правовая культура; правовая культура в статике; правовая культура в динамик

Введение

Видимо, во многом справедлив вывод В.Н.Карташова и М.Г. Баумовой из проведенного ими анализа «обширной отечественной и зарубежной литературы, посвященной правовой культуре». Они утверждают, «что правовая культура исследована довольно слабо. Большинство сочинений носит умозрительный (описательный, поверхностный и т.п.), а не аналитический и синтетический характер». Они верно установили, что в юридической науке взгляды на структуру правовой культуры общества настолько же многообразны, насколько разнообразны понятия правовой культуры.

Некоторые распространенные взгляды на понятие и структуру правовой культуры общества

В.И. Каминская и А.Р. Ратинов, взгляды которых широко поддержаны многими учеными-юристами, подвергли критике имеющиеся в нашей литературе понятия правовой культуры за их по преимуществу оценочный характер. Дескать, они не дают содержательной характеристики правовой культуры. Данные ученые предложили под правовой культурой понимать систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей. И далее, раскрывая структуру правовой культуры общества, они пишут: «На наш взгляд, в состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные культурные компоненты: право как система норм, выражающих государственные веления; правоотношения, то есть система общественных отношений, регулируемых правом; правовые учреждения как система государственных и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права; правосознание, то есть система духовного отражения всей правовой действительности; правовое поведение

как правомерное, так и противоправное» .

Или, по не менее авторитетному мнению профессора С.С. Алексеева, правовая культура представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу.

Отсюда, на его взгляд, правовая культура общества складывается из ряда взаимосвязанных элементов, а именно: состояния правосознания в обществе; состояние законности; состояния законодательства, совершенства его содержания и формы; состояние практической работы в области права - суда, а также прокуратуры, других юридических органов, выражающее их реальную роль в политической и правовой системе, степень передовых приемов юридической техники, правовой НОТ и т.п. .

Весьма противоречивое мнение по поводу структуры правовой культуры общества мы находим и в работе В.Н. Карташова и М.Г. Баумовой. Сначала, в отличие от большинства ученых, они высказывают новую интересную идею, что правовая культура общества - это полиструктурное образование, включающее, в частности, генетическую и функциональную, логическую (логико-философскую) и психическую, временную и пространственную, стохастическую и другие структуры. Однако убедительных доказательств такой полиструктурности в работе не содержится. Серьезного анализа удостоилась только одна из указанных структур правовой культуры общества - логическая (логико-философская). Причем в силу того, что авторы исходят из того, что «правовая культура не является самостоятельным компонентом правовой системы общества, а служит лишь одной из фундаментальнейших ценностных ее (правовой системы) характеристик», то, по сути, они

пришли к вышеуказанной точке зрения С.С. Алексеева на структуру правовой культуры общества.

Приведенные выше примеры наглядно подтверждают, что ключ к познанию структуры правовой культуры общества лежит в правильном подходе к ее пониманию. Но общепринятого понятия правовой культуры нашей наукой до сих пор не выработано. В ней ныне насчитывается до двухсот пятидесяти определений правовой культуры. Подавляющее большинство их (как и выше приведенные), на наш взгляд, страдают главным недостатком: изолируют (отрывают) правовую культуру, ее понятие от субъектов права - своих создателей и носителей.

Должен заметить, что отрыв правовой культуры общества, ее понятия от субъектов права делает ее неприступной для формирования и развития. Как, к примеру, (если исходить из вышеприведенной позиции С.С. Алексеева на понятие правовой культуры общества), можно совершенствовать (воздействовать, укреплять в обществе) состояние законности, состояние законодательства, состояние права, состояние общественного правосознания и т.д. - элементы правовой культуры общества, по С.С. Алексееву? Ведь они же бесчувственны. Предельно ясно, что на улучшение качества законов мы можем влиять только через повышения правотворческой культуры субъектов законодательной деятельности, на повышение уровня состояния законности в стране мы можем влиять, с одной стороны, повышением качества самих законов, а с другой стороны, повышением правовой культуры субъектов применения и реализации права и т.д.

Разработка автором данной статьи порученного ему кафедрой спецкурса «Теория и методика правового воспитания» для студентов юридического факультета Пермского госуниверситета еще в восьмидесятых годах прошлого века привела к новому пониманию правовой культуры - цели правового воспитания .

Правовая культура, на наш взгляд, не представляет собой ту или иную сумму

правовых ценностей или их характеристику. Правовая культура есть правовое свойство субъектов права. Она есть степень их правовой развитости, правового совершенства, уровень их способностей качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правомерных целей, своих правомерных интересов и потребностей и воплощающих эти свои способности в социально-правовую активность.

Субъектами права в государственно-организованном обществе выступают, как известно, как само общество и его государственно-организованная власть (в лице своих разнообразных органов и должностных лиц), так и многочисленные другие индивидуальные и коллективные субъекты.

Знакомство в дальнейшем с новыми современными философскими взглядами на человеческую культуру в целом - частью которой правовая культура и является - добавило автору убежденности в правильности давно выработанного им понятия «правовая культура». Приведем только два таких философских мнения. Так, «прежде всего, -пишет известный социальный философ В.С. Барулин, - культура выступает как феномен, раскрывающий сущность, природу, жизнедеятельность человека. Человек - не только центр культуры, но и то единственное и абсолютное "пространство", в рамках которого живет и функционирует культура. Вне человека, отторженно от него, в качестве некоего самостоятельного отдельного субстрата культура попросту не существует» . Далее, большой авторский коллектив, состоящий из докторов философских наук, профессоров (Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева, П.П. Гайденко, В.Ж. Келле, М.С. Козлова, В.А. Лекторский, Н.В. Мотрошилова, В.С. Степин,

В.С. Швырев, Б.Р. Юдин), под руководством академика АН СССР И.Т. Фролова, анализируя философское понятие культуры, отметили недостаток определения культуры как всего созданного человеком. «Во-первых, - пишут они, - культура при этом может восприниматься односторонне, лишь как нечто внешнее человеку, во-вторых, не проясняется природа самой культуры, соот-

ношение общества и культуры». И далее: «Следовательно, определяя существо культуры, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека. Взятое обособленно от человека, материализованное «тело культуры» лишается динамики, движения, жизненности. А реальная, живая культура неотделима от общественного человека - субъекта культуры, соотнесенного с созданным им объектным миром... Поэтому не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа» .

Правовая культура субъектов права, как мы считали всегда, существует в двух формах: живой и предметной. В живой форме она существует в двух состояниях: а) в статичном состоянии она находится внутри субъектов права в виде их правовых знаний, правовых навыков и умений, правового опыта, правовых настроений, правовой убежденности в необходимости и большой личной и общественной ценности права, волевой готовности к правомерной деятельности; б) в динамичном состоянии живая правовая культура субъектов права как их правовая интеллектуально эмоционально волевая сила организует и направляет их правомерную деятельность вовне.

В предметной форме современная правовая культура субъектов права представляет собой опредмеченные (облеченные главным образом в знаки юридического языка) ими результаты своей правомерной деятельности. К примеру, субъекты правотворчества сформированные в своем правосознании нормы права опредмечивают в правовых нормативных актах, субъекты правоприменения - в правоприменительных актах, граждане - в договорах, заявлениях и т.д.

Здесь очень важно заметить: что реальная живая правовая культура - в своих двух живых формах (статичной и динамичной) - неотделима от субъектов права. И только в своей предметной форме правовая культура субъектов права «покидает» своих создателей и носителей - отправляется в автономное (самостоятельное) плавание.

Опредмеченное и отделившеяся от субъектов права «материализованное тело их правовой культуры» - система законодательства, правоприменительные акты, акты толкования права и т.д. - лишено динамики, движения, жизненности. Жизненную силу опредмеченная правовая культура субъектов права может приобрести только в новом процессе - процессе ее распредмечивания живой правовой культурой субъектов права, заинтересованных в ней. И распредмечива-ют ее (периодически либо систематически) своей живой правовой культурой субъекты права, которым требуется содержащаяся в ней правовая информация, которой они пополняют содержание своей живой правовой культуры для обеспечения своих возникших потребностей. Правовая культура в предметной форме при потере интереса к ее информации для жизни общества превращается в памятники правовой культуры.

Из вышесказанного следует вывод: правовая культура общества - это система правовых культур всех субъектов правовой жизни данного общества. находящихся во всех трех состояниях - живом статичном, живом динамичном и предметном.

Она имеет сложную структуру, центральным звеном которой (цементирующим общество) является объективное право -опредмеченная нормативная правовая культура субъектов правотворчества, выраженная в системе законодательства страны.

Структурно правовая культура общества (в определенной мере условно) подразделяется на две сложных подсистемы: а) правотворческую и б) правореализацион-ную. Условность эта объясняется тем, что в ряде случаев правореализация и правотворчество сливаются в единый неразрывный процесс. Так, например, в процессе подзаконного правотворчества субъект правотворчества творит свои нормы права на основе реализации распредмечиваемых им вышестоящих норм права. Вместе с тем правотворческая и правореализационная подсистемы правовой культуры общества обладают своей сложной структурой.

А. Правотворческая подсистема правовой культуры общества.

1. В живом состоянии в статике правовая культура субъектов правотворчества - это существующая в их правосознании идейно эмоционально чувственно волевая их готовность к эффективной правотворческой деятельности. Ведь ясно, что к занятию такой сложной деятельности как правотворческая субъекты должны быть серьезно готовы. Они должны обладать соответствующими правотворческими знаниями, умениями, убеждениями и т.д.

Субъект создания современного права не может уповать подобно создателю римского права только на свой здравый смысл и интуицию. Современный творец права должен овладеть научной теорией и методологией современного правотворчества, разработанными усилиями многих ученых. Он не имеет права приступать к работе при отсутствии у него научных знаний о тех социальных процессах, в которые он собирается вмешаться. Он должен знать и понимать структуру общества, законы ее функционирования, причинно-следственные связи между людьми, прогнозировать последствия нового законодательного вмешательства в них. Законопроект должен быть обеспечен ресурсно: соответствовать социально-экономическим условиям, финансовым возможностям страны, уровню общественного правосознания, быть поддержанным как государством, так и гражданским обществом и т.д.

Современная правотворческая наука предъявляет высокие требования к содержанию правовой культуры субъектов правотворчества. Она, например, требует от них начинать законодательствовать не произвольно, а с разработки концепции законопроекта. В ней должны содержаться: а) характеристика предмета и целей будущего закона; б) анализ системы законов и иных правовых нормативных актов, действующих в сфере предмета проектируемого закона; в) анализ причин и условий недостаточно эффективного действия норм, подлежащих

отмене или совершенствованию; г) обзор предложений ученых-юристов, иных лиц по совершенствованию, изменению нормативно-правового регулирования в сфере предмета предусматриваемого закона; д) обзор передового зарубежного правотворческого опыта; е) анализ общепризнанных норм и принципов международного права, действующего в сфере предмета проектируемого закона; ж) основные положения и варианты решений; з) прогноз возможных последствий применения проектируемых норм; и) финансово-экономическое обоснование проектируемого закона; к) примерная структура закона.

Посредством «живой» правовой правотворческой культуры - своих правотворческих знаний, умений, убеждений и целенаправленной правотворческой активности - субъекты правотворчества в процессе правотворческой деятельности в своем правосознании создают только мысленный образ содержания требуемой нормы права. Без объективации (опредмечивания) эта норма ясна только ее создателю и чтобы донести свой идеальный образ нормы права, сформированный в своей голове до субъектов ее реализации, субъекту правотворчества необходимо перейти к внешней стороне своей правотворческой деятельности -необходимо заняться опредмечиванием мысленно сформированной нормы права.

Главной знаковой системой опредмечивания живой правотворческой культуры субъектов российского правотворчества (идеального образа правовой нормы, сложившегося в правосознании субъекта правотворчества) является письменный юридический язык. Он - юридический язык - есть носитель вложенного в него определенного смысла и значения субъектом правотворческой культуры. В нашей юридической науке содержится обстоятельный свод языковых правил подготовки текстов нормативных правовых актов, которыми должны владеть в совершенстве субъекты правотворчества, приступая к такой сложной и ответственной деятельности как правотворчество.

2. Живая правовая культура субъектов правотворчества (все его правотворческие знания, убеждения, умения, право-

мерная правовая воля и т.д.) в динамике -выступает вовне организующей и направляющей силой его правотворческой деятельности на всех стадиях правотворческого процесса: проявления им правотворческой инициативы, обсуждении проекта нормативного акта, принятия по нему решения и его опубликовании.

3. Предметное состояние правовой культуры субъектов правотворчества - это опредмеченный ими результат своей правотворческой деятельности в узаконенных источниках права. Ведь, как сказано выше, посредством «живой» правотворческой культуры субъекты правотворчества в процессе правотворческой деятельности создают только в своем правосознании мысленный образ необходимых норм права. Без опредмечивания мысленно сформированные субъектами правотворчества нормы права неотделимы от своих создателей. Они будут известны только им.

Произведенные и опредмеченные в соответствующих источниках права нормы права начинают (в среде субъектов права, способных к их распредмечиванию и включению их идеального содержания в ткань своей правовой культуры) сейчас же «жить» своей, независимой от своих создателей самостоятельной жизнью. Опредмеченные нормы права таким образом являются мощным средством воздействия правовой культуры субъектов правотворчества на правовую культуру всех членов общества, реализующих их для удовлетворения своих интересов и потребностей.

Важно заметить, что предметы правовой культуры в отличие от живой правовой культуры могут действовать, оказывать влияние не только при жизни, но и после «смерти» их создателей и носителей - индивидуальных и коллективных субъектов права. Причем это влияние на судьбы правовой культуры последующих поколений и типов правовых культур не только одной, но и многих стран, а возможно, и всего человечества может быть весьма существенным, как, к примеру, предметов римской правовой культуры.

Так как субъекты правотворчества наделены неодинаковой юридической силой (находятся в иерархической властной

взаимозависимости), то их правотворческая культура образует иерархическую структуру правотворческой подсистемы правовой культуры общества.

Так, построенная по конституционно установленному уровню юридической силы своих субъектов правотворчества, правотворческая подсистема правовой культуры современной России, представляет собой трехступенчатую пирамиду.

Верхнюю ступень в ней занимает живая правотворческая культура российского народа в статике, динамике и предметной форме.

Живая правотворческая культура российского народа в статике носит индивидуальный характер - находится в головах всех российских граждан-избирателей. Во многих случаях у рядовых граждан она формируется стихийно, посредством воздействием на их правосознание реального их участия во многих правоотношениях. Здесь у граждан формируются как положительные, так и отрицательные оценки существующего объективного права, а также формируются образы желательных норм права. Организаторы же народного правотворчества должны обладать современными научными знаниями эффективного правотворчества.

Динамический характер живая правотворческая культура российского народа носит периодический характер. Она приобретает его в процессах референдумов, собраний - в процессах которых из индивидуальных правотворческих воль российского народа формируется его общая - общенародная властная правовая воля.

В опредмеченной форме правотворческая правовая культура российского народа ныне наиболее ярко выражается в Конституции РФ 1993 года.

Вторую ступень, подчиненную первой, занимает правотворческая культура Федерального Собрания РФ, находящаяся в трех формах: статике, динамике, предметной. В статике правотворческая культура как депутатов Государственной Думы, так и членов Совета Федерации носит индивидуальный характер - находится в головах каждого из них. Динамический характер она приобретает у них в процессах участия

их в деятельности комиссий этих органов и их пленарных заседаниях. В предметной форме правовая культура Федерального Собрания РФ предстает перед нами в Федеральных законах - конституционных и обычных.

Третью ступень, подчиненную первой и второй ступеням правотворческой подсистемы страны, занимает правотворческая культура органов управления РФ: в живой форме в статике и динамике, а в опредмеченной ими форме - в подзаконных нормативных актах разной формы и юридической силы, образуя свою иерархическую структуру

Все три рассмотренные выше взаимосогласованные и взаимодействующие ступени правотворческой культуры субъектов правотворчества в своих живых формах не отделимы от них. Они недоступны для внешнего наблюдения. И только в опредме-ченных субъектами правотворчества всех ступеней формах их правотворческая культура в виде ее продуктов (соответствующих правовых нормативных актах) отделяется от своих создателей, образуя видимую иерархически сложную структуру правовых нормативных актов правотворческой подсистемы правовой культуры общества.

Эту опредмеченную часть правотворческой подсистемы правовой культуры общества в нашей юридической науке именуют просто системой законодательства. И подразделяют ее на две составные части: законы и подзаконные правовые нормативные акты, которые затем подразделяют на различные виды. И даже студентам юридических вузов в учебной литературе не раскрывают родовую связь системы законодательства с правовой культурой (живой и предметной) ее творцов. Тем самым снижают возможность формирования у профессионалов-юристов понимания большой ценности как их собственной, так и всего российского народа правовой культуры в жизни российского права.

Правотворческая подсистема правовой культуры общества призвана придать и постоянно поддерживать четкую определенность и устойчивость всем важным для нормальной жизни общества общественным

отношениям. Делает это она посредством правового нормирования взаимных прав и обязанностей субъектов общественных отношений, выражая эти нормы вовне, опредмечивая их в соответствующих нормативных актах. Общественные отношения, урегулированные нормами права, становятся общественными правовыми отношениями. Общественные правоотношения статичны -их субъекты напрямую (непосредственно) взаимодействовать друг с другом не способны по двум основаниям. Во-первых, потому что субъекты общественных правоотношений (к примеру, «работодатели - работники», «кредиторы - заемщики», «граждане - государство») не представляют собой целостного единства. Они есть безличная совокупность большего или меньшего числа лиц с каждой стороны общественного правового отношения - миллионы работодателей с одной и миллионы работников с другой стороны, например, или свыше тысячи высших образовательных учреждений РФ с одной стороны и многотысячная армия студентов вузов страны. А во-вторых, потому что общественные отношения облечены субъектами правотворчества только в свои предметные (безжизненные) формы правовой культуры, так как живые формы ее от них неотделимы.

Система общественных правоотношений, следовательно, составляет статичную сторону единого правопорядка в стране. Придать ему динамизм можно только через включение общественных правоотношений в текущую правовую жизнь общества. Это могут сделать только персонифицированные (поименованные) субъекты права, относящиеся к разряду субъектов установленных в общей безличной форме в соответствующих нормах права и способных взять на себя роли в этих общественных правоотношениях. Для чего они должны своей живой правовой культурой распредметить нормы права, урегулировавшие данные общественные правоотношения, считать содержащуюся в них информацию о типовых юридических правах и обязанностях для всех субъектов, вступающих в роли данных общественных правоотношений, превратив их в свои субъективные права и обязанности и реализовывать их. Например, как

только в общественном правоотношении «работодатель - работник» роль работника займет создавший свою фирму Петров, а роль работника в его фирме займет Семенов, пожелавший исполнять роль, например, прораба, так сразу на основании указанного общественного правоотношения возникает другое, личностное (живое) трудовое правоотношение - «Фирма Петрова -прораб Семенов». Общие (безымянные) права и обязанности, установленные законодателем нормативно для субъектов общественного правоотношения «работодатель -работник», становятся образцом (моделью) субъективных прав и обязанностей работника Семенова и работодателя Петрова. И чтобы познать содержания своих субъективных прав и обязанностей, Петрову и Семенову, таким образом, необходимо рас-предметить те нормы объективного права, которыми узаконены права и обязанности «работодателя» и «работника» по отношению друг к другу.

Следовательно, реальная жизнь опредмеченной части правовой культуры субъектов правотворческой подсистемы нормативно урегулировавшей наиболее существенные общественные отношения в стране и опредмеченных в системе законодательства обеспечивается ее второй -правореализационной подсистемой (подсистемой личностных правоотношений).

Б. Правореализационная подсистема правовой культуры общества.

Реализация права субъектами реализации, как известно, осуществляется двумя путями: непосредственно либо опосредованно. Это обусловлено тем, что многие нормы права рассчитаны на прямую, непосредственную (самостоятельную) их реализацию субъектами права - без привлечения субъектом реализации к организации данного процесса властвующих субъектов. Однако многие нормы права субъекты реализа-

ции не имеют права и возможности реали-зовывать непосредственно. Их реализация допустима только после применения данных норм права компетентными властными субъектами. Применение права - это властная деятельность компетентных органов, состоящая в специальных организационных действиях по властной конкретизации субъективных прав и обязанностей, вытекающих из соответствующих норм права. Большинство ученых считают, что субъектами применения норм права чаще всего являются государственные органы, должностные лица государственных органов и организаций. Причем применение применяемой нормы права субъектом применения производится не для себя, а для тех субъектов, поведение которых эта правовая норма напрямую определяет, указывая им общий образец возможного или должного образа действий при наличии определенной ею жизненной ситуации. Применение права либо предшествует возникновению ролевых правоотношений, либо обеспечивает их реализацию.

Правовая культура правореализацион-ной подсистемы общества, таким образом, состоит из правовой культуры субъектов права, участвующих, как в непосредственной так и опосредованной формах реализации права. При непосредственной реализации права правовая культура правореализа-ционной подсистемы правовой культуры общества включает в себя только правовую культуру субъектов непосредственно реализующих нормы права. При опосредованной форме реализации норм права в содержание правовой культуры правореализационной подсистемы правовой культуры общества включается правовая культура двух субъектов. И применяющих нормы права, и реализующих свои субъективные права и обязанности, вытекающие из этих норм и подтвержденные властным субъектом в своем акте применения норм права. Правовая культура всех участников реализации норм права находится в трех состояниях: живом в статике, живом в динамике и в опредмечен-ной ими форме.

1. Живая правовая культура правореа-лизационной подсистемы правовой культуры общества в статике заключена в преде-

лах правового сознания всех субъектов реализации права. Во-первых, в виде их правовых знаний, умений и навыков реализации права. Знаний, умений и навыков распредмечивания норм права, урегулировавших общественные отношения - толкования их по способам, объему и субъектам, знания правил и умения вступать в роли требуемых общественных правоотношений, знания правил и опыта реализации субъекивных ролевых прав и обязанностей и т.д. Во-вторых, в виде позитивного эмоционально-чувственного отношения к нормативным правовым требованиям - установленным нормами права юридическим правам и обязанностям и волевой готовности к их реализации.

2. Живая правореализационная культура субъектов права в динамике. Находясь в своем интеллектуально эмоционально волевом состоянии в головах субъектов права, она организует и направляет их реальную правореализационную деятельность. каждого участника правореализационного процесса. Одних направляет, обеспечивает их правоприменительную деятельность. Другими руководит в процессе их вступления в соответствующие роли общественных правоотношений, реализации ими приобретенных ролевых субъективных юридических прав и обязанностей и опредмечивании результатов их реализации.

3. В предметном состоянии правореа-лизационная правовая культура субъектов реализации права находится в виде опред-меченных ими результатов своей правореа-лизационной деятельности. Так, к примеру, правоприменители опредмечивают ее в актах применения норм права, в закрепленной правом форме, субъекты толкования права опредмечивают в интерпретационных актах, граждане могут опредмечивать в различного рода договорах и т.д.

Таким образом, правовая культура общества - это система правовых культур всех субъектов правовой жизни данного общества. находящихся во всех трех состояниях - живом статичном, живом динамичном и предметном.

Структурно она подразделяется на две сложных подсистемы: а) правотворческую и

б) правореализационную. Содержанием правотворческой подсистемы правовой культуры общества является правотворческая культура субъектов правотворчества, находящаяся в иерархическом взаимодействии в трех своих состояниях: живом в статике, живом в динамике, предметном.

Библиографический список

1. Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. 712 с.

2. Барулин В.С. Социальная философия. Изд. 2. М.:ФАИР-ПРЕСС, 1999. 560 с.

3. Бондарев А.С. Понятие и значение социалистической правовой культуры // Тез. докл. обл. отчет. науч. конф. (Секция юридических наук). Пермь, 1980. 46 с.

4. Введение в философию / под ред. акад. И.Т. Фролова: в 2 ч. М.: Политиз-дат,1989. Ч. 2. 640 с.

5. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М.: Изд-во Всесоюз. ин-та по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1974. 202 с.

6. Карташов В.Н., Баумова М.Г. Правовая культура: понятие, структура, функции: Монография. Ярославль, 2008. 200 с.

1. Alekseev S.S. Pravo: azbuka-teorija-filosofija: Opyt kompleksnogo issledovanija . M.: Statute, 1999. 712 p. (In Russ).

2. Barulin V.S. Social"naja filosofija . Izd. 2. AM: FAIRPRESS, 1999. 560 p. (In Russ).

3. Bondarev A.S. Ponjatie i znachenie social-isticheskoj pravovoj kul"tury // Tez. dokl. obl. otchet. nauch. konf.

(Sektsiya yuridicheskikh nauk) - Regional Reporting conference. Abstracts (Section jurisprudence). Perm, 1980. 46 p. (In Russ).

4. Vvedenie v filosofiyu / pod red. akad. I. T. Frolova: v 2 ch. M.: Politizdat,1989. Ch. 2. 640 s. (In Russ).

5. Kaminskaya V.I., Ratinov A.R. Pravovaya kul"tura i voprosy pravovogo vospitaniya

M.: Izd-vo Vsesoyuz. in-ta po izucheniyu prichin i razrabotke mer preduprezhdeniya prestupnosti, 1974. 202 s. (In Russ).

6. Kartashov V.N., Baumova M.G. Pravovaya kul"tura: ponyatie, struktura, funktsii: Monografiya . Yaroslavl", 2008. 200 s. (In Russ).

LEGAL CULTURE OF SOCIETY: PROBLEMS AND CONCEPTS

Perm State National Research University 15, Bukirev st., Perm, 614990 E-mail: [email protected]

Introduction: The article discusses the concepts and discussion questions the structure of legal culture of society.Objective: To reveal the shortcomings of existing developments and to present these issues to discuss his original their development. Methods: The methodological basis of this study is a set of methods of scientific knowledge, of which occupies a leading place dialekticheky method. Used and scientific methods - analysis and synthesis, system - and public-scientific methods - formallegal, comparative legal. In the course of scientific research emphasizes methods for system analysis. Results: The paper analyzes a number of popular science views on the concept and structure of the legal culture of society, listed their weaknesses and to discuss the outlines of its original approach to these issues. The category of "legal culture" should, in our view, does not characterize these or other legal values, and the subjects of law and the collective and the individual. Legal culture is the legal property of the subjects of law. She has a degree of legal development, legal excellence, the level of their ability to create high quality and effective use of the necessary legal means to achieve their legitimate objectives of its legitimate interests and needs and to put these skills in their socio-legal activity. Legal culture exists in two forms: a lively and substantive. In live form it exists in two states: a static (it is inside the actors - it supports) and dynamic (as it is legal intellectually emotionally volitional power of subjects of law organizes and directs their lawful activities outside). In the form of the legal culture of the subject is objectified (mostly clothed in legal language signs) subjects of the law results of its legitimate activities. It is important to note, that the living law culture is inseparable from the subjects of law. And only in its objective form, it "leaves" of their creators and carriers - is sent to independent swimming Conclusions: From the above, the legal culture of society - a system of legal cultures of all subjects of the legal life of the society. located in all three states - the living static, dynamic and lively detail. Structurally, it is divided into two complex subsystems: a) making and b) pravorealizatsion-nuyu.Content of the law-making subsystem legal culture of society is a culture of law-making subjects of law-making, which is in the hierarchical interaction in its three states: living in statics, dynamics in vivo, in detail. Contents pravorealizatsionnoy subsystem legal culture of society is the legal culture of all subjects of the law of the country (in all three states), and capable of participating in the application and implementa-

tion of established law-making subsystem of the law, objectified in the country"s legislation.

Keywords: legal culture is the subject of law; legal culture of society; Live legal culture; objectified legal culture; Legal Culture in statics; Legal Culture in the dynamics; Structure of the legal culture of society

Информация для цитирования:

Бондарев А.С. Правовая культура общества: проблемы понятия и структуры // Вестник Пермского университета. Сер.: Юридические науки. 2014. Вып. 4(26). C. 10-20.

Bondarev A.S. Pravovaya kul"tura obshchestva: problemy ponyatiya i struktury // Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Ju-ridicheskie nauki - Perm University Herald. Series: Yuridical Sciences. 2014. №4(26). Pp. 10-20. (In Russ).

Правовая культура - это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом, вид духовной культуры, охватывающий своим содержанием все ценности, созданные деятельностью людей в области права.

Под правовой культурой понимается также обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Понятно, что правовая культура - это один из элементов общечеловеческой культуры и, подобно тому как национальная духовная культура придает целостность и интегрированность обществу в целом, правовая культура определяет принципы правового поведения личности, систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимопонимание правовых институтов и организаций.

Правовая культура - емкое общественно-политическое и правовое явление, характеризующее всю структуру политической системы государства и его жизнь с точки зрения роли права в общественно-политических процессах. Цементирующим и основополагающим началом правовой культуры выступает принцип юридической справедливости. Подлинная правовая культура и юридическая справедливость гармонически взаимосвязаны.

Различают три уровня правовой культуры: правовая культура личности, правовая культура социальных групп и правовая культура общества в целом.

Правовая культура личности - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания отдельного человека, его умение пользоваться нормативно-правовым материалом, его поведение в соответствии с требованиями норм права.

Правовая культура социальных групп - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания той или иной социальной группы, общественного слоя, особых социальных групп. В частности, высокого уровня правовой культуры требует юридическая профессия, связанная с нормативно-правовым регулированием общественных отношений, обеспечением правопорядка, правовой оценкой поведения членов общества.

Правовая культура общества - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания общества в целом, компетентно-профессиональное творение норм права, их благодатная социальная эффективность.

Становление и развитие правового государства самым тесным образом связано с правовой культурой, которая способствует утверждению основополагающих правовых принципов общественного бытия, необходимого правопорядка, правомерного поведения граждан, чувства правовой ответственности членов общества, повышению их нравственного потенциала.

Какую роль играет правовая культура в жизни общества?

Во-первых, правовая культура - своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Этот прогресс связан как с созданием собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т.д.), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития. Право, юридические инструменты организуют благоприятную среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных благ, накопленных за тысячелетия обществом. Правовая культура выступает именно той сдерживающей формой, в которой купируется, ограничивается и вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение.

Во-вторых, правовая культура является средоточием, "мемориалом" накопленных человечеством юридических ценностей. Она - их хранитель, селекционер, генератор и ретранслятор на иные сферы общественных отношений. Правовая культура - живой организм, все элементы которого - нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы - обладают качествами продуктов человеческого духа, кропотливого труда, исторического отбора, жизненной апробации. Поэтому бережное отношение к правовой культуре есть условие социального прогресса, гарантия эффективности усилий по совершенствованию человеческой личности. Продукты правовой культуры - юридические нормы, памятники права, способы разрешения конфликтов, опыт юридической деятельности, народный правовой фольклор - нуждаются в охране и защите не менее, чем традиционные культурные ценности. Разрушение культурного слоя права чревато невосполнимыми потерями в государственно-политическом самосознании нации, способно породить хаос и произвол в общественных отношениях.

В-третьих, правовая культура - практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводятся ценность и своеобразие национальных правовых феноменов - государственности, правопорядка, правовой системы. Культура несет в себе "генетический код" отечественных юридических явлений, служит как средством их обогащения в процессе всемирного право-культурного обмена, так и особым бастионом от чуждого инокультурного влияния, разрушающего исходные предпосылки национальной правовой идентичности. Интернациональный и одновременно национальный характер правовой культуры позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса. Названные черты правовой культуры объясняют сложность этого явления для познания, его неоднозначный гносеологический статус, который в теории становится темой многочисленных взглядов, точек зрения, доктрин правовой культуры. Эти концепции, представления, позиции, расходясь в конкретных интерпретациях понятия, содержания, структуры правовой культуры, как правило, едины в понимании основных функций, которые сводятся прежде всего к сохранению духовных ценностей в юридической области, передаче правового опыта последующим поколениям, поддержанию механизмов воспроизводства правового сознания народа и его влияния на жизненно важные сферы взаимоотношений (государство, политика, экономика, международные отношения и т.д.).

Высокий уровень правовой культуры - важнейший признак правового государства. От уровня правовой культуры зависят степень общественной активности граждан, их непосредственного участия в деятельности государства, контроль за его деятельностью, высокая гражданская ответственность за происходящее в государстве, формирование институтов гражданского общества.

Правовая культура оптимизирует систему правовой охраны и защиты прав личности, упреждает недоверие между различными слоями населения, нациями и народами. Чем выше уровень правовой культуры, тем качественнее и эффективнее правотворческая и правоприменительная деятельность, тем совершеннее институциональное обустройство государства, деятельность его органов.

Правовая культура характеризует аксиологический аспект права, его ценность: степень развития законодательства, прогрессивность юридической практики, культуру правового общения власти и населения, уровень законности, состояние гарантированности прав и свобод граждан, престиж юридической профессии, роль юридической науки и т.д. Правовая культура охватывает своим содержанием правосознание, но лишь в позитивных (развитых) формах его выражения. Правовая культура, таким образом, охватывает все ценности, которые созданы деятельностью людей в области права; она пронизывает право, правосознание, правовые отношения, режим законности, складывающийся правопорядок, правовой менталитет нации и отдельных групп населения.

Явление правовой культуры так же объективно, как объективна правовая жизнь общества. Она зафиксирована в памятниках права и в действующем законодательстве, проявляется в деятельности и в образе мышления участников правового общения. Правовая культура выступает следствием и показателем зрелости правовой системы.

Правовая культура зависит от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального благосостояния народа. По это - особая ценность общества. Если в обществе есть определенный уровень правовой культуры, то можно говорить о формировании правового государства. Если нет этой правовой культуры, то формирование правового государства крайне затруднено и связано лишь с ростом правовой культуры. Правовое государство и правовая культура органически связаны между собой, а наличие демократического гражданского общества является необходимым условием формирования правовой культуры и правового государства.

Понятие правовой культуры значительно шире, чем понятие правосознания, хотя часто правовую культуру понимают как правовое сознание. Правосознание является только одним из необходимых элементов правовой культуры. Правосознание - определенная разновидность общественного и индивидуального сознания людей. Высокий уровень правосознания включает в себя и знание права, и понимание значения права в жизни общества.

Помимо высокого уровня правосознания, правовая культура включает в себя и все реальные достижения в области правовой жизни общества (законодательство, его уровень, его технику, степень цивилизованности его содержания). У нас не было цивилизованного законодательства. Качество законов и способы их реализации по-прежнему остаются на низком уровне.

Можно задумать хороший закон, но если с точки зрения юридической техники он будет неудовлетворительным, реализовать его невозможно.

Правовая культура - это еще и высокий уровень культуры правосудия. Уровень правовой культуры зависит от многих факторов. Имеет значение и состояние помещений для судебных заседаний, и облик судей, и само проведение судебного процесса. В реальной жизни культура правосудия не находится еще на достаточно высоком уровне. А это в свою очередь влияет на общий уровень правовой культуры населения. Правовая культура - это высокий уровень культуры законодательства и правосудия, их реальное состояние.

Следующий элемент правовой культуры - фактическое состояние законности и правопорядка в стране. Состояние преступности - это определенная характеристика правопорядка, но главным, тем не менее, является состояние правонарушаемости. Когда совершено преступление и преступник понес наказание, законность торжествует и правопорядок восстанавливается. Но если кто-нибудь наказан несправедливо - законности уже нет. Необходимо, чтобы виновный был наказан и не был наказан невиновный. Необходима система, которая бы это обеспечивала.

Существуют различные модели правовой культуры (например, западная модель правовой культуры, конфуцианская правовая культура, мусульманская правовая культура и т.д.).

Западная модель правовой культуры характеризуется тем, что главной ценностью здесь признаются основные права и свободы человека и гражданина. Она начала формироваться еще с античных времен. Специфической чертой этой модели является, во-первых, осознание социальной ценности права как меры свободы и равенства и приоритет права во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, осознание ценности индивидуальных прав личности. В сокровищницу мировой правовой культуры входят теория естественных прав и свобод человека, теория разделения властей Т. Гоббса, Дж. Локка, Г. Гроция, а также законодательные акты, закрепляющие права и свободы личности.

Правовая культура является непременным элементом правового государства, без последней любая форма правления может переродиться в антидемократическую, что чревато пагубными последствиями для общества и государства, в том числе и для всего правопорядка. Произвол и бесправие приводят к массовым нарушениям прав и свобод личности, к отрицанию самой необходимости и ценности права. Правовая культура общества в современном интегрированном мире часто уже не определяется территориальными границами одного государства. Идет процесс интернационализации и взаимообогащения различных культурных ценностей. В таком взаимном сближении национальных культур состоит процесс формирования единой культуры с позиций общечеловеческих ценностей. Кроме того, мировое сообщество уже осознало необходимость выработки общечеловеческих начал и принципов деятельности в межгосударственных отношениях, которые закрепляются в важнейших нормативных правовых актах международного характера.

Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:

1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;

2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека.

Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:

· уровня правосознания и правовой активности общества;

· степени прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.);

· степени прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется:

· полнотой, развитостью и обеспеченностью прав и свобод человека и гражданина;

· реальной потребностью в праве;

· состоянием законности и правопорядка в стране;

· степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования и т.п.

Правовая культура личности состоит из следующих элементов:

1) знание, а вместе с этим и понимание права;

2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;

3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;

4) правовая психология;

5) правовая идеология.

Правосознание: понятие, структура и виды.

Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций и переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву и к другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают и каким хотят видеть в идеале.

Структура правосознания состоит из 2-х элементов:

1) идеологии - система правовых идей, взглядов, теорий. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях в проявлениях, что и отличается от других видов идеологии.

2) психологии -чувства, эмоции, переживания связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Психологические моменты пронизывают весь процесс реализации права, механизм правового регулирования, юр. практику. Субъекты права – люди, им свойственны все психологические состояния.

Виды правосознания: По степени общности правосознание подразделяется на:

· массовое , когда определенные правовые взгляды получают широкое распространение;

· групповое , отражает правосознание определенных социальных слоев населения (студенчества, школы);

· индивидуальное , представляет собой суждение о праве отдельной личности.

По глубине отражения правосознание делится на:

· научное (доктринальное), наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, т.к. о правовой системе квалифицированно судят ученные, приводя аргументы, статистику, обоснование.

· профессиональное(Это суждение о праве юристов (судей, прокуроров, т.е. с высшим образованием), ценность их мнений в доказательности, компетентности, убедительности)

· обыденное, первичный уровень правосознания, знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой информации. В тоже время вырабатываются правовые привычки, субъект соблюдает законы потому, что так воспитан.

Источники права: понятие и виды.

Источники права – это официально определенные формы внешнего выражения содержания права. Каждая система права имеет свои конкретно определенные источники права.

В качестве источников права выступают общественные отношения, требующие регулятивно-охранительного воздействия со стороны государства и в силу этого обусловливающие появление соответствующих правовых институтов. Такие источники называются материальными . К материальным источникам следует отнести нуждающиеся в правовом регулировании общественные отношения в сфере экономики, политики, социального обеспечения и т.д.

Под источниками права понимаются идеи, взгляды, теории, в которых отражается сущность социально-правового регулирования и которые оказывают серьезное влияние на правотворческую и правоприменительную деятельность. Такие источники называются идеальными . К идеальным источникам права следует отнести правосознание, правовую доктрину, правовую культуру и т.п.

Источниками права являются сформулированные и принятые в официальном порядке предписания властного порядка, в которых закрепляются общезначимые правила поведения и которые обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций. Такие источники называются формально-юридическими источниками права или формами права.

Выделяют 4 основных источника права :

1) нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (к их числу относятся конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);

2) правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5, 6 и др. ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

3) юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел;

4) нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).

К источникам права относятся доктрина и религиозные тексты , а также нормы международного права. Под доктриной как источником права понимается наука (теория, концепция или идея), которые во всех без исключения случаях используются в правотворческом и правореализующем процессе. Особенно заметно значение доктрины, а также религиозной догмы в мусульманском праве, основанном на принципе авторитета религиозных догм и религиозных деятелей. Поэтому заключения древних юристов, знатоков ислама здесь имеют официальное юридическое значение. Аналогичная ситуация в индуистском праве.

Понятие «культура» достаточно давно и прочно вошло в наш обиход. Однако за ним нс сохранилось какого-то четкого содержания, поэтому существуют его различные толкования.

Первоначально это понятие относили к возделыванию (культивированию) земли. Лишь в XVIII в. термин «культура» стал употребляться для характеристики человека, его манер, начитанности. Обычно культурными считались аристократы. Позже аристократический оттенок понятия исчезает. Культура уже представляется как убеждения, ценности и формы их выражения, общие для какой- либо группы. С помощью этих средств культура упорядочивает опыт, регулирует поведение людей. Кроме этого, культура отбирает общественно полезные стандарты поведения и запрещает общественно вредные.

Культуру не следует ограничивать лишь материальными и духовными достижениями, которые созданы трудом человека. Культура отражает уровень, качество развития общественной жизни, проявляющиеся в деятельности человека. Совместное цивилизованное существование людей требует, чтобы они взаимодействовали на основе общепризнанных правил, были привержены определенным идеалам и ценностям, которые в своей совокупности и формируют культуру. Одной из форм существования таких общеобязательных правил является право. Следовательно, правовая культура представляет собой составляющую культуры общества в целом. Она характеризует уровень развития правовой деятельности и выражается в правосознании, образе мышления, системе ценностей, признанных в обществе стандартах поведения.

В отечественной юриспруденции существует понимание правовой культуры в широком и узком смыслах.

В широком смысле правовая культура включает в себя все правовые явления и институты: законодательство, юридические учреждения, деятельность органов государства (юридическую практику), правовое поведение граждан, правовое сознание. Тем самым правовая культура отождествляется с правовой системой.

Понимание правовой культуры в узком смысле связано с характеристикой правовой деятельности, ее уровня, направленности, форм и способов, что и обусловливает качество правовой жизни.

Именно в узком смысле, как качественную характеристику юридической практики официальных органов власти и правового поведения индивидов, следует употреблять термин «правовая культура».

Правовая культура общества - это качественное состояние правовой жизни, которое выражается в уровне развития правовой деятельности, качестве нормативных правовых актов, степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности.

Правовая культура отличается от правосознания тем, что последнее включает в себя лишь совокупность идей, воззрений, теорий, ориентаций, выражающих отношение общества и индивида к нраву, а правовая культура представляет собой положительный тин отношения к правовым явлениям, который выражается в деятельности индивида, юридических учреждений. Поэтому правовая культура - понятие более широкое, нежели правосознание. Оно характеризует уровень правосудия, включает в себя степень знания права, правовые ориентации, лежащие в основе деятельности исполнительной власти, должностных лиц. Высшим уровнем проявления правовой культуры является правовая активность индивида. Она выражается не только в законопослушном поведении индивида, но и в способности личности к активным, творческим действиям в сфере реализации права, а также в сфере правового регулирования.

Структура правовой культуры представляет собой взаимодействие различных компонентов позитивного правового поведения (деятельности). Их можно условно сгруппировать в три блока:

  • познавательный (гносеологический);
  • ценностно-ориентационный;
  • деятельностный (поведенческий).

Познавательные компоненты охватывают правовую информированность людей, юридическую образованность, знание ими законов. Юридическая подготовка индивида основывается также и на эмоциях, чувствах, стереотипах, которые формируют его уважительное отношение к праву.

Ценностно-ориентационные компоненты составляют правовые установки, правовые ценностные ориентации, переходящие в личностную структуру поведения, определяющие направленность правовой активности, готовность позитивно воспринимать правовую информацию, оценивать ее и действовать на основе сформулированного отношения. Правовая культура проявляется на этом уровне в готовности соблюдать и исполнять законы, уважении к правосудию, потребности обращения в суд за защитой своих прав.

Деятельностные компоненты содержат устойчивые формы правомерного поведения, направленные на соблюдение, исполнение, использование субъективных прав и юридических обязанностей. Наивысшим проявлением поведенческого аспекта правовой культуры является правовая активность как осознанная поведенческая реакция в форме правомерного поведения, исключающего использование противозаконных силовых средств при разрешении споров.

В целом именно зрелость правовой культуры служит интегрированным показателем, определяющим место и роль права в жизни

Рис. 25.2.

общества. В связи с этим, если правовая культура нс представляет собой целостного образования, внутри которого в разной мере развиты се отдельные компоненты (например, правовая информированность без предрасположенности к правомерному поведению), то она не в состоянии оказывать сколько-нибудь серьезного влияния на юридическую действительность.

Правовая культура выполняет в обществе ряд функций (рис. 25.2).

  • 1. Познавательная функция правовой культуры выражается в формировании у населения представлений о государстве, праве, гражданском обществе, на основе которых они вступают в правоотношения.
  • 2. Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого функционирования общества путем предписания индивидам и социальным группам стандартов общественно полезного поведения, согласования и подчинения социальных устремлений и идеалов различных групп общепризнанным в обществе.
  • 3. Функция правовой социализации выражается в способности правовой культуры обеспечивать передачу новым поколениям накопленного опыта и культуры для эффективного использования своих субъективных прав и соблюдения юридических обязанностей.
  • 4. Оценочная функция состоит в выработке отношения индивида к правовым явлениям на основе сформированных представлений, идеалов, принципов. Это отношение выражается в поступках, поведении, в его оценке права, законности, правопорядка, законодательства в сравнении с имеющимися представлениями об этом.
  • 5. Прогностическая функция правовой культуры выражается в способности предвидеть возможные направления развития правовой системы, законодательства, юридической практики, определить средства для достижения актуальных правовых целей. В связи с этим важно обоснование вероятных изменений в системе правовых ориентаций граждан, выработке средств, либо блокирующих, либо стимулирующих их появление.

Например, явно запаздывала прогностическая функция правовой культуры в России в процессе приватизации, когда миллионы людей оказались обманутыми в результате действий создателей «финансовых пирамид». Аналогичная ситуация возникла и с государственными краткосрочными облигациями, ставшими одной из причин финансового кризиса 1998 г.



mob_info